Основные международные ассоциации и общества. Зачем нужны международные организации? Объединенные страны

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Для понимания сущности международных политических отношений необходимо определение основных субъектов мировой политики. В политологической литературе чаще всего выделяют четыре основных субъекта, которые играют су­щественную роль в системе международных отношений: нацио­нальные государства, межгосударственные объединения, между­народные правительственные организации и внегосударственные (неправительственные) организации и движения. Кратко остановимся на их характеристике.

Национальные (суверенные) государства выступают в системе международных отношений в качестве главных субъектов внешнеполитической деятельности. На международной арене они входят в различные отношения между собой, определяют формы конкретных взаимосвязей и взаимодействий в рамках мирового сообщества, на региональном уровне, а также на двусторонней основе. Нередко те или иные аспекты международной политики даже персонифицируются с конкретными политическими руководителями отдельных стран: наполеоновские войны, доктрина Монро, план Маршалла для послевоенной Европы и т.д.

Межгосударственные объединения представляют собой коалиции государств, военно-политические блоки (например, НАТО), интеграционные организации (ЕС), политические ассоциации (Лига арабских стран, Движение неприсоединения). Это объединения на межгосударственной основе, играющие в современной политике весьма важную роль.

Международные правительственные организации – особый тип объединений, куда входят представители большинства стран мира, нередко имеющие несовпадающие политические ориентации и интересы. Такие организации создаются для обсуждения проблем, имеющих всеобщее значение, и для координации деятельности мирового сообщества (ООН, ЮНЕСКО и др.).

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств, в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств-членов.

Любая межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, шестью признаками.

Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.

Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами-членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия. Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т.е. обладает автономной волей, отличной от воли государств-членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами-членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеназванными признаками, считается международной межправительственной организацией.

Например, Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на таких проблемах, как правовое обеспечение прав человека, содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности, поиск совместных решений социальных проблем, развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы и др.

Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещание отраслевых министров и Секретариат. Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов, и является высшим органом Советы Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств-членов Совета Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств. Штаб-квартира организации находится в Стамбуле.

Современные международные организации делятся на два основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна, и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Международной неправительственной организацией считается любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли они в начале 19 в., а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами. К примеру, комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.

Негосударственные (неправительственные) международные организации и движениятакже являются активными субъектами политики. В их число входят международные объединения по­литических партий (например, христианских, коммунистических, социалистических – Социнтерн), профессиональных союзов (Всемирная федерация профсоюзов, Международная конфедерация свободных профсоюзов и др.), молодежи, студентов, пацифистские движения и т.д.

Особую роль в последнее время начинают играть нефор­мальные международные движения и организации, такие, как «народная дипломатия», «зеленые» и др. К негосударственным международным организациям в современной литературе относят также многонациональные корпорации, церковно-религиозные объединения и ряд других, которые, не являясь организациями политического характера, тем не менее, оказывают существенное воздействие на международные политические процессы.

Следует обратить особое внимание на те субъекты междуна­родной политики, которые играют деструктивную роль и могут создавать угрозу нормальному развитию международных отно­шений, подрывать как международную, так и национальную безопасность. Таковыми, во-первых, являются государства, про­возглашающие претензии на мировое господство, а также строящие свою внешнюю политику на базе захватнических и реваншистских устремлений. Во-вторых, деструктивными субъектами между­народной политики являются международные террори­стические группы и организации, транснациональные объединения наркобизнеса, интернациональные мафиозные структуры, масонские организации, некоторые международные религиозные объединения. Отношения между субъектами политики на международной арене строятся и развиваются на различной основе. Это могут быть отношения сотрудничества и борьбы, взаимной поддержки и конкуренции. Особое значение в мирном разрешении между­народных конфликтов имеет политика разумных компромиссов, учитывающих обоюдные интересы государств.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, их классификация и правовой статус.

Организация Объединенных Наций как пример международной межправительственной организации.

1.Понятие, признаки и классификация международных организаций.

2.Порядок создания и прекращения деятельности международных организаций.

3.Правовой статус.

4.Органы международных организаций.

5.Организация Объединенных Наций как пример международной межправительственной организации:

История создания;

Цели и задачи;

Правовой статус;

Организации под крышей ООН.

6.Значение международных организаций в современном мире.

1.В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль. Начиная с 19 века, стремление к интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и
Всемирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более
4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это позволяет говорить о системе международных организаций, центром которой является ООН (Организация Объединенных Наций).

Следует отметить, что термин “международные организации” употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным
(межправительственным), и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.

Международная межправительственная организация (ММПО) - объединение государств, учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств
-членов при уважении их суверенитета. ММПО можно классифицировать: а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.; б) по кругу участников - универсальные (т.е. для всех государств
-ООН) и региональные (Организация Африканского Единства); в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые; г) по сфере деятельности - с общей (ООН) или специальной компетенцией (ВПС); д) по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные; е) по количеству членов - всемирные (ООН) или групповые (ВОЗ).

Признаки ММПО:

1.Членство не менее 3-х государств;

2.Постоянные органы и штаб-квартира;

3.Наличие учредительного договора;

4.Уважение суверенитета членов-государств;

5.Невмешательство во внутренние дела;

6.Установленный порядок принятия решений.

Например, Организация североатлантического договора (НАТО), основанная в 1949 году, обладает следующими признаками ММПО:

1.Членами НАТО являются на сегодня Бельгия, Великобритания, Греция,
Голландия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Норвегия,
Португалия, США, Турция, Франция и ФРГ.

2. Штаб-квартира - Брюссель. Орган НАТО - Совет НАТО, глава -
Генеральный секретарь.

Международные неправительственные организации (МНПО) создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц. МНПО бывают: а) политическими, идеологическими, социально-экономическими, профсоюзными; б) женские организации, по охране семьи и детства; в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские; г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

В качестве примера можно привести Ассоциацию международного права,
Лигу обществ Красного Креста.

Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются (учреждаются) государствами.
Процесс создания МО включает три стадии:

1.Принятие учредительных документов организации;

2.Создание ее материальной структуры;

3.Созыв главных органов - начало функционирования.

Наиболее распространенным способом создания МР является заключение международного договора. Наименования этого документа могут быть различными:

Статут (Лига Наций);

Устав (ООН или Организация Американских Государств);

Конвенция (Всемирный почтовый союз) и др.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном виде - решением другой международной организации. К такой практике чаще всего прибегает ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи.

Согласованное волеиъявление государств-членов МО также является прекращением ее существования. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Например, 28 июня
1991 г. в Будапеште был ликвидирован Совет Экономической Взаимопомощи.
Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и
Чехословакия подписали Протокол о расформировании организации. Для урегулирования споров и претензий был создан ликвидационный комитет.

В настоящее время признано, что государства, учреждая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, чем создают новый субъект права, осуществляющий правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Однако это не означает, что правовой статус международной организации идентичен статусу государства, основному субъекту международного права. Отличие правоспособности организаций - меньший и преимущественно целевой (функциональный) характер полномочий.

Одной из составляющих правового статуса МО - договорная правоспособность, т.е. право заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Закрепляется оно в общем положении (любые договоры) либо в специальном положении (определенные категории соглашений и определенные стороны).

МО обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях.
Они могут иметь представительства в государствах (например, информационные центры ООН) либо при них аккредитируются представительства государств.

МО и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами.

Как субъекты международного права МО несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.

Каждая МО располагает финансовыми средствами, которые обычно складываются из взносов государств-членов и расходуются в общих интересах организации.

И, наконец, МО действуют со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств, в частности, право заключать договора, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, набирать персонал на контрактной основе.

Органы МО - составная часть МО, ее структурное звено, которое создается на основании учредительного или иных актов МО. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органам МО является орган межправительственный, в которые государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. Совсем не обязательно, чтобы представитель был дипломатом, иногда нужно чтобы он был специалистом в области деятельности организации.

По характеру членства можно классифицировать органы следующим образом:

Межправительственные;

Межпарламентские (характерно для Европейского союза. Состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);

Административные (из международных должностных лиц, находящихся на службе в МО);

Состоящие из лиц в личном качестве и др.

В последнее время в деятельности ряда МО наблюдается тенденция к повышению роли органов ограниченного членства, важное значение для которых имеет состав (особенно это касается ООН). Органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения отражали интересы всех государств.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ.

14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер- министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствие название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство,
СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.

ООН - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств и его преамбула гласит: “Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, обеспечить, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, решили объединить наши усилия для достижения этих целей”.

Принципами ООН являются:

Суверенное равенство всех ее членов;

Добросовестное выполнение обязательств по Уставу;

Разрешение международных споров мирными средствами;

Отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства;

Обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддержания международного мира и безопасности;

Невмешательство во внутренние дела государств;

Уважения основных прав и свобод человека;

Равноправия и самоопределения народов;

Сотрудничества и разоружения.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет
Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и Международный
Суд.

Прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя обязательства по Уставу и которые могут и желают эти обязательства выполнять. Прием осуществляется постановлением Генеральной
Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Генеральная Ассамблея - совещательный представительный орган, в котором представлены все государства - члены ООН.

Структура Генеральной Ассамблеи:

1.Председатель;

2.Заместители председателя (17);

3.Главные комитеты: -по политическим вопросам и вопросам безопасности; по экономическим и финансовым вопросам; по социальным, гуманитарным и культурным вопросам; по опеке и несамоуправляющимся территориям; по правовым вопросам.

4.Комитеты: по административным и бюджетным вопросам; по взносам; по деколонизации; по вопросу о политике апартеида; по атомной энергии; по использованию космического пространства; по разоружению и проч.

5.Сессионные органы: Генеральный комитет и комитет по проверке полномочий.

6.Комиссии: ревизионная; международного права; по правам человека и др.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые открываются в третий вторник сентября, а также специальные (созываются по любому вопросу, если требования поступают от Совета Безопасности) и чрезвычайные, которые созываются в течение 24 часов с момента получения
Генеральным Секретарем требования от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых членов Совета в случаях:

1) если существует угроза миру;

2) произошло нарушение мира или акт агрессии и члены Совета
Безопасности не пришли к решению вопроса.

В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея играет существенную роль в деятельности ООН. Она вносит значительный вклад в разработку и подготовку ряда важных международных документов и кодификации принципов и норм международного права.

Генеральная Ассамблея - демократический орган. Каждый член независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет 1 голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов
Ассамблеи. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН
(Ватикан, Швейцария) и не имеющие их.

Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный Секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5- ний срок, по истечении которого может быть назначен вновь. Первым
Генеральным Секретарем ООН стал в 1946 г. норвежец Трюгве Ли. В настоящее время (с 1997 г.) этот пост занимает Кофи Аннан. Генеральный Секретарь предпринимает усилия по урегулированию конфликтов между государствами и имеет право доводить до Совета Безопасности сведения о спорах, угрожающих, по его мнению, международному миру и безопасности. Также он дает директивные указания департаментам, управлениям и др.организационным подразделениям Секретариата ООН и координирует всю деятельность системы
ООН. Как главное должностное лицо Секретарь участвует во всех заседаниях
Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, а также выполняет другие функции, возлагаемые на него этими органами.

Совет Безопасности.

Компетенцию СБ составляет рассмотрение вопросов поддержания международного мира и безопасности, мирное разрешение споров, принятие принудительных мер, рекомендации о приеме в ООН и исключение из ООН, а также о назначении Генерального секретаря, выборы членов Международного
Суда.

СБ состоит из 15 членов. Пять - постоянные (Россия, США,
Великобритания, Франция и Китай), а остальные 10 мест распределяются следующим образом:

3 места - Африка;

2- Латинская Америка;

2- Зап.Европа, Канада, Австралия, Новая Зеландия

1- Восточная Европа.

Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса любых 9-ти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требует не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно 1-му или нескольким постоянным членам СБ проголосовать против какого-либо решения - и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом. Воздержание постоянного члена или неучастие его в голосовании по общепринятому правилу как вето не рассматривается.

В соответствии с Уставом ООН СБ обладает исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств. За последнее время не было практически ни одного важного международного события (исключение составляет бомбардировка американскими военными силами Ирака без санкции ООН в декабре
1998 г.), поставившего под угрозу мир и вызвавшего споры между государствами, на которое не обращалось бы внимание СБ.

СБ может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, т.е. акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Основной формой принимаемых СБ рекомендаций и обязательных решений являются резолюции, которых принято более 700. Все более заметную роль в последнее время стали играть заявления председателя Совета (их число превысило 100).

1.2. Осуществляет контроль за управлением стратегическими территориями;

1.3. Определяет условия участия государств - не членов ООН в
Статуте Международного Суда ООН;

2.В случае спора между государствами:

2.1. Заявляет требования о мирном урегулировании спора;

2.2. Рекомедует процедуры или способы мирного урегулирования;

3.При нарушении мира, агрессии:

3.1. Принимает решение о квалификации деяний как агрессии;

3.2. Подписывает соглашения с государствами - членами ООН о предоставлении ими вооруженных сил;

3.3. Применяет сформированные вооруженные силы для разъединения, наблюдения и обеспечения безопасности;

4.В ситуациях, представляющих угрозу миру:

4.1. Разрывает дипломатические отношения;

4.2. Прекращает экономические связи;

4.3. Прекращает воздушные сообщения;

4.4. Прекращает железнодорожные сообщения;

4.5. Прекращает почтовую и телеграфную связь;

4.6. Блокирует порты;

4.7. Демонстрирует вооруженную силу и др.

Для примера, можно назвать несколько текущих операций ООН по поддержанию мира.

Ирако-кувейтская миссия ООН по наблюдению: действует с апреля
1991 г.по настоящее время; текущая численность - 1149 человек; примерная сумма ежегодных расходов: 70 млн.дол.США.

Временные силы ООН в Ливане - действуют с марта 1978 г. текущая численность - 5219 человек; примерная сумма за год: 138 млн.дол.США.

Миссия ООН по наблюдению в Грузии - с августа 1993 г. примерная сумма: 5 млн.дол.США текущая численность: 55 человек.

Расходы ООН по поддержанию мира финансируются из ее собственных отдельных счетов на основе юридически обязательных для выплаты взносов, начисляемых всем государствам-членам.

Специализированные учреждения ООН.

Это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН.
Связь устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается
Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) и утверждается Генеральной
Ассамблеей ООН. В настоящее время существует 16 таких организаций. Их можно разделить на следующие группы:

Социального характера (Международная Организация Труда МОТ и
Всемирная Организация Здравоохранения ВОЗ);

Культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО - по вопросам образования, науки и культуры, ВОИС - Всемирная Организация
Интеллектуальной Собственности);

Экономические (ЮНИДО - по промышленному развитию);

Финансовые (МБРР, МВФ, МАР - Международная Ассоциация Развития,
МФК - Международная Финансовая Корпорация);

В области сельского хозяйства (ФАО - продовольственная и сельскохозяйственная организация, ИФАД - Фонд сельскохозяйственного развития);

В области транспорта и связи (ИКАО - гражданской авиации, ИМО - морская, ВПС, МСЭ - союз электросвязи);

В области метеорологии (ВМО).

МОТ - старейшая международная организация. Создана в Париже в 1919 г. как автономная организация Лиги Наций. Ее Устав в 1946 г. был пересмотрен и приведен в соответствие с учредительными документами ООН.
Штаб-квартира ООН находится в Женеве (Швейцария).

Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся. МОТ имеет представительства в столицах ряда государств- членов, в том числе в Москве.

ВОЗ - создана в 1946 г. на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Ее цель - достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Основные направления деятельности ВОЗ:

Борьба с инфекционными болезнями;

Разработка карантинных и санитарных правил;

Проблемы социального характера.

В 1977 г. ВОЗ поставила задачу достижения к 2000 г.всеми жителями
Земли такого уровня здоровья, который бы позволил вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Для реализации этой программы разработана глобальная стратегия, требующая объединенных усилий правительств и народов.

В рамках ВОЗ действуют 6 региональных организаций: стран Европы,
Восточного Средиземноморья, Африки, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной
Азии, западной части Тихого океана.

ЮНЕСКО - учреждена в 1945 г. на Лондонской конференции. Штаб- квартира находится в Париже.

Задачи ЮНЕСКО - содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации.

ЮНИДО - организация ООН по промышленному развитию. Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1966 г. С 1985 г. является специализированным учреждением ООН. Местонахождение - Вена (Австрия). Цели
- содействие промышленному развитию развивающихся стран и оказание помощи в установлении нового международного экономического порядка.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - учреждена в
1944 г. на конференции в Чикаго. Создана в целях развития принципов и методов международной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов на международных авиалиниях, содействия планированию и развитию международного воздушного транспорта.

ВПС - первая международная организация (с 1874 г.) Текст учредительной конвенции впоследствии многократно пересматривался. Штаб- квартира - Берн (Швейцария). ВПС ставит своей целью обеспечение и совершенствование почтовых отношений. Все страны - члены ВПС образуют единую почтовую территорию, на которой действуют три основные принципа:

1. Единство территории;

2.Свобода транзита;

3.Единообразный тариф.

МАГАТЭ - международное агенство по атомной энергии. Создана по решению ООН в 1956 г. в Нью-Йорке. Штаб-квартира - Вена.

Не имеет статуса специализированного учреждения ООН. В соответствии с Уставом должно представлять ежегодные доклады о своей деятельности
Генеральной Ассамблее. Организация ставит своей целью способствовать развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Одна из главный функций Агенства состоит в применении системы контроля (гарантий) в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не были употреблены для военных целей. Контроль осуществляется на месте инспекторами МАГАТЭ. В добровольном порядке под гарантии Агенства поставили некоторые свои мирные ядерные установки Россия, США,
Великобритания, Франция и Китай. В связи с санкциями по решению Совета
Безопасности против Ирака МАГАТЭ, начиная с 1992 г. проводило инспекции военных объектов Ирака на предмет недопущения изготовления ядерного оружия.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

2. «Большая семерка » - это семь ведущих с рыночной экономикой. В эту. группу входят США, Япония, Франция, Италия и Канада.

«Большая семерка» проводит ежегодные экономические совещания на высшем уровне с участием представителей стран Европейского Союза. От рассмотрения относительно узких вопросов (обменных курсов валют, контроля над экспортом и импортом) руководители «семерки» перешли сегодня к общему анализу , поиску путей воздействия на темпы и пропорции ее развития. Более 50% мирового валового внутреннего продукта приходится на долю стран - членов «большой семерки».

3. Европейский Союз .

Это экономическая группировка, куда входят 12 западноевропейских стран: Франция, Германия, Бельгия, Великобритания, и (перечень стран по состоянию на 1992 г.).

Европейский Союз образован с целью создания общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы путем отмены таможенных пошлин в торговле между участниками сообщества, проведения согласованной торговой политики в отношении стран третьего мира, совместных мероприятий в области , энергетики, транспорта и координации общей экономической и социальной политики.

4. НАТО (Организация Североатлантического договора ).

Это военно-политический союз, возникший в 1949 году. В него входят: США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Греция, Португалия, . Официальная цель НАТО - обеспечение безопасности миролюбивых государств и поддержание всеобщего мира. Очевидно, что с распадом Организации Варшавского Договора (военно-политического союза бывших социалистических государств) участники НАТО должны стремиться к созданию в Европе системы коллективной безопасности.

Штаб-квартира этого военно-политического блока находится в Брюсселе.

5. Организация американских государств (ОАГ ).

Это крупнейшая группировка государств в Западном полушарии. В нее входит около 30 государств Северной и .

Цели, которые ставит перед собой ОАГ, заключаются в укреплении мира и безопасности в регионе, предотвращении разногласий и мирном разрешении спорных вопросов, совместных действиях в случае агрессии, содействии решению политических, экономических и правовых проблем американских стран, объединении усилий в целях научно-технического и культурного прогресса.

Штаб-квартира ОАГ находится в .

6. Организация африканского единства (ОАЕ ).

Это крупнейшая и влиятельнейшая группировка независимых стран . По своему характеру это межгосударственная политическая организация. Она объединяет свыше 50 государств континента. Основные ее цели - развитие всестороннего политического и экономического сотрудничества между странами Африки, укрепление их солидарности и единства на международной арене, ликвидация всех видов колониализма, защита независимости, суверенитета и территориальной целостности стран. Штаб-квартира ОАЕ находится в .

7. Организация Объединенных Наций (ООН ).

Наиболее влиятельная международная организация, объединяющая на добровольной основе суверенные государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами. Важными направлениями деятельности ООН являются также борьба с колониализмом, с грубыми и массовыми нарушениями прав человека.
Название этой организации было предложено президентом США Франклином Рузвельтом. Официальной датой создания ООН является 1945 год, когда Устав ООН был ратифицирован большинством подписавших его государств. В Уставе записано, что ООН создана для того, чтобы избавить грядущее поколение от бедствий войны, развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, способствовать разрешению международных проблем экономического, социального и культурного характера.

Членами ООН могут быть все миролюбивые государства, признающие его Устав и готовые его выполнять.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд и Секретариат.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

В рамках ООН действуют множество специализированных учреждений, таких, как:

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ ).

Главная цель его заключается в том, чтобы достичь более широкого использования атомной энергии странами мира и следить за тем, чтобы ее использование не могло быть переключено на военные цели. Агентство консультирует и оказывает помощь в осуществлении национальных программ . Штаб-квартира агентства находится в .

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО ).

Задачами организации являются борьба с в мире, содействие улучшению питания и повышению уровня жизни людей; повышение продуктивности сельского хозяйства, рыбоводства и лесоводства; совершенствование системы распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства.

Штаб-квартира организации находится в Риме.

Организация Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО ).

Диапазон деятельности этой организации охватывает широкий круг вопросов: это борьба с неграмотностью, содержание и планирование образования, создание в развивающихся странах центров по подготовке квалифицированных кадров, мероприятия по развитию международного сотрудничества в области науки; исследования в области прав человека и по проблемам укрепления мира; использование космической связи в целях образования. Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ ).

Это тоже специализированное учреждение ООН, ставящее целью достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. ВОЗ организует борьбу с болезнями, их ликвидацию на международном уровне, оказывает помощь различным странам в борьбе с инфекционными и другими болезнями, проводит международный контроль за качеством лечебных препаратов, контроль за наркотиками, международные акции в области карантина и эпидемиологического надзора. Штаб-квартира ВОЗ находится в Женеве.

Международная организация - это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю , объем которой определяется волей государств-членов.

Замечание

  • противоречит основам международного права , поскольку над государствами - первичными субъектами этого права - нет и не может быть верховной власти;
  • наделение ряда организаций управленческими функциями не означает передачу им части суверенитета государств или их суверенных прав. Международные организации не обладают суверенитетом и обладать им не могут;
  • обязательность непосредственного исполнения государствами-членами решений международных организаций основывается на положениях учредительных актов и не более;
  • ни одна международная организация не вправе вмешиваться во внутренние дела государства без согласия последнего, ибо иное означало бы грубое нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства с вытекающими для такой организации негативными последствиями;
  • обладание «наднациональной» организацией полномочиями на создание действенных механизмов контроля и принуждения к соблюдению обязательных правил является всего лишь одним из качеств правосубъектности организации.

Признаки международной организации:

Любая международная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью признаками:

Создание в соответствии с международным правом

1) Создание в соответствии с международным правом

Этот признак, по существу, имеет решающее значение. Любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонения от которой недопустимы и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или любое из его постановлений недействительны, еслиих исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.

Учреждение на основе международного договора

2) Учреждение на основе международного договора

Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.).

Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.

Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

3) Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области.Они призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ и др.).

Международные организации становятся посредниками между государствами-членами. Государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы международных отношений. Международные организации как бы оттягивают на себя значительное количество вопросов, по которым до этого отношения между государствами имели непосредственный двусторонний или многосторонний характер. Однако не любая организация может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений. Любые правомочия таких организаций являются производными от прав самих государств. Наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т. д.) международные организации выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений.

Наличие соответствующей организационной структуры

4) Наличие соответствующей организационной структуры

Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организациии тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества.

Межправительственные организации имеют:

  • штаб-квартиры;
  • членов в лице суверенных государств;
  • необходимую систему главных и вспомогательных органов.

Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.

Наличие прав и обязанностей организации

5) Наличие прав и обязанностей организации

Выше подчеркивалось, что права и обязанности организации производны от прав и обязанностей государств-членов. От сторон и только от сторон зависит, что данная организация обладает именно таким (а не иным) комплексом прав, что на нее возложено выполнение данных обязанностей. Ни одна организация без согласия государств-членов не может предпринять действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5 «С») Устава МАГАТЭ запрещает агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

Самостоятельные международные права и обязанности организации

6) Самостоятельные международные права и обязанности организации

Речь идет об обладании международной организацией автономной волей , отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю .

Таким образом, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.

Классификация международных организаций

В числе международных организаций принято выделять:

  1. по характеру членства:
    • межправительственные;
    • неправительственные;
  2. по кругу участников:
    • универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
    • региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
    • межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;
  3. по компетенции:
    • общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
    • специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), подразделяются на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
  4. по характеру полномочий:
    • межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
    • надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
  5. в зависимости от порядка приема в международные организации:
    • открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
    • закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
  6. по структуре:
    • с упрощенной структурой;
    • с развитой структурой;
  7. по способу создания:
    • международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;
    • международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

Юридическая основа международных организаций

Основанием функционирования международных организаций служит суверенное волеизъявление государств, учреждающих их, и их членов. Такое волеизъявление воплощается в заключаемом этими государствами международном договоре, который становится одновременно как регулятором прав и обязанностей государств, так и учредительным актом международной организации. Договорная природа учредительных актов международных организаций закреплена Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями 1986г.

В уставах международных организаций и соответствующих конвенциях обычно четко выражена мысль об их учредительном характере. Так, в преамбуле Устава ООН провозглашается, что правительства, представленные на конференции в Сан-Франциско, «согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим утверждают международную организацию под названием «Объединенные Нации»…».

Учредительные акты служат юридической основой международных организаций, они провозглашают их цели и принципы, и служат критерием правомерности их решений и деятельности. В учредительном акте государства решают вопрос о международной правосубъектности организации.

Помимо учредительного акта существенное значение для определения правового статуса, компетенции и порядка функционирования международной организации имеют международные договоры, затрагивающие различные аспекты деятельности организации, например, те договоры, которые развивают и конкретизируют функции организации и полномочия ее органов.

Учредительные акты и другие международные договоры, служащие правовой основой создания и деятельности международных организаций, характеризуют и такую сторону статуса организации, как осуществление в качестве юридического лица функций субъекта национального права. Как правило, эти вопросы регламентируют специальные международно-правовые акты.

Создание международной организации – проблема международная, которая может быть решена только посредством координирования действий государств. Государства путем согласования своих позиций и интересов, определяют совокупность прав и обязанностей самой организации. Координация действий государств при создании организации осуществляется ими самими.

В процессе же функционирования международной организации координация деятельности государств приобретает иной характер, так как используется при этом специальный, постоянно действующий и приспособленный для рассмотрения и согласованного решения проблем механизм.

Функционирование международной организации сводится не только к отношениям между государствами, но и между организацией и государствами. Эти отношения, в силу того, что государства добровольно пошли на определенные ограничения, согласились подчиняться решениям международной организации, могут иметь субординационную сущность. Специфика таких субординационных отношений заключена в том что:

  1. они зависят от координационных отношений, т.е., если координация деятельности государств в рамках международной организации не приводит к определенному результату, то субординационные отношения не возникают;
  2. они возникают в связи с достижением посредством функционирования международной организации определенного результата. Государства соглашаются на подчинение воле организации в силу осознания необходимости считаться с интересами других государств и международного сообщества в целом, ради сохранения такого порядка в международных отношениях, в котором они сами заинтересованы.

Под суверенным равенством следует понимать юридическое равенство. В Декларации 1970г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, говорится, что все государства пользуются суверенным равенством, они имеют одинаковые права и обязанности, независимо от различий экономического и социального, политического или иного характера. Применительно к международным организациям этот принцип закрепляется в учредительных актах.

Указанный принцип означает:

  • все государства имеют равные права на участие в создании международной организации;
  • каждое государство, если оно не является членом международной организации, имеет право на вступление в нее;
  • все государства-члены имеют одинаковые права на постановку вопросов и их обсуждение в рамках организации;
  • каждое государство-член имеет равное право представлять и защищать свои интересы в органах организации;
  • при вынесении решений каждое государство имеет один голос, существует мало организаций, которые работают по принципу так называемого взвешенного голосования;
  • решение международной организации распространяется на всех членов, если в нем не оговорено иное.

Правосубъектность международных организаций

Правосубъектность – это свойство лица, при наличии которого оно приобретает качества субъекта права.

Международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или даже как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того чтобы выполнить свою активную роль, организация должна обладать особой правосубъектностью , отличающейся от простого суммирования правосубъектности ее членов. Только при такой предпосылке проблема воздействия международной организации на ее сферу имеет какой-либо смысл.

Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента:

  1. правоспособность , т. е. способность иметь права и обязанности;
  2. дееспособность , т. е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
  3. способность участвовать в процессе международного правотворчества;
  4. способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли, позволяющей ей непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Большинство российских юристов отмечают, что межправительственные организации обладают автономной волей. Без своей собственной воли, без наличия определенного комплекса прав и обязанностей международная организация не могла бы функционировать нормально и выполнять возложенные не нее задачи. Самостоятельность воли проявляется в том, что после того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации. Воля международной организации не есть сумма воль государств-членов, равно как не есть слияние их воль. Эта воля «обособлена» и от воль других субъектов международного права. Источником воли международной организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей.

Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций являются следующие качества:

1) Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права.

Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственныеорганизации являются юридическими лицами. Государства-члены наделяют их праводееспособностью в таком объеме, в какомэто необходимодля выполнения их функций.

2) Наличие обособленных прав и обязанностей.


Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны отправ и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующиеобязанности организации:

  1. способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации;
  2. поощрение развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний.

3) Право на свободное выполнение своих функций.

Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная организация имеет свой учредительный акт (в формеконвенций, уставов или резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие документы,формирующие внутреннее право организации. Чаше всего при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

Самостоятельность межправительственных организаций выражается в реализации предписания норм, составляющих внутреннее право этих организаций. Они вправе создавать любые вспомогательные органы, которые необходимы для выполнения функций таких организаций. Межправительственные организации могут принимать правила процедуры и другие административные правила. Организации имеют право лишить голоса любого члена, имеющего задолженность по взносам. Наконец, межправительственные организации могут потребовать у своего члена объяснения, если он не выполняет рекомендации по проблемам их деятельности.

4) Право на заключение договоров.

Договорную правоспособностьмеждународных организаций можно отнести к числу главных критериевмеждународнойправосубъектности, так как одну из характерных чертсубъекта международного права составляет его способность к выработкенорм международного права.

В порядке реализации своих полномочий договоры межправительственных организаций имеют публично-правовой, частноправовой или смешанный характер. В принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.

5) Участие в создании норм международного права.

Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм , а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в том числе и универсальная (например, ООН, ее специализированные учреждения), не обладает «законодательными» полномочиями. Это, в частности, означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной организации не является беспредельным. Объем и вид правотворчества организации строго определены в ее учредительном договоре. Поскольку устав каждой организации индивидуален, то объем, виды и направления правотворческой деятельности международных организаций отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, предоставленных международной организации в области правотворчества, можно выяснить только на основе анализа ее учредительного акта.

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах правотворческого процесса международная организация может:

  • быть инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного договора;
  • выступать как автор проекта текста подобного договора;
  • созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора;
  • сама сыграть роль такой конференции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе;
  • после заключения договора выполнять функции депозитария;
  • пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.

Международные организации играют значительную роль в формировании обычных норм международного права. Решения этих организаций содействуют зарождению, становлению и прекращению норм обычая.

6) Право обладать привилегиями и иммунитетами.

Без привилегий и иммунитетов невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других - национальным законодательством. Однако в общей форме право на привилегии и иммунитеты закрепляется в учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни находились икто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от обыска , конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47 Соглашения об учреждении ЕБРР).

Любая организация не может ссылаться на иммунитет во всех случаях, когда она по своей инициативе вступает в гражданские правоотношения в стране пребывания.

7) Право на обеспечение выполнения норм международного права.

Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами:

  • путем представления докладов государствами-членами;
  • наблюдением и обследованием контролируемого объекта или ситуации на месте.

Международно-правовые санкции, которые могут применяться международными организациями, можно подразделить на две группы:

1) санкции, осуществление которых допустимо всеми международными организациями:

  • приостановление членства в организации;
  • исключение из организации;
  • отказ в членстве;
  • исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.

2) санкции, полномочия на осуществление которых имеют строго определенные организации.

Применение санкций, отнесенных ко второй группе, зависит от целей, выполняемых данной организацией. Например, Совет Безопасности ООНв целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности вправе применять принудительные действия воздушными, морскими или сухопутными силами. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42 Устава ООН)

В случае грубого нарушения правил эксплуатации ядерных объектов МАГАТЭ вправе применять так называемые коррективные меры, вплоть до выдачи предписания о приостановке эксплуатации такого объекта.
Межправительственным организациям предоставлено право принимать непосредственное участие в разрешении споров, возникающих у них с международными организациями и государствами. При разрешении споров они вправе прибегнуть к тем же мирным средствам разрешения споров, какие обычно используют первичные субъекты международного права - суверенные государства.

8) Международно-правовая ответственность.

Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно-правовой ответственности. Например, они должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений, заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во внутренние дела субъектов международного права.

Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т. д. Они также обязаны нести ответственность перед правительствами, где находятся, их штаб-квартиры, за противоправные действия, например за необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение санитарных норм и т. д.