Имеет ли Северная Корея ядерное оружие? Страны с ядерным оружием. Ядерный потенциал Северной Кореи: угроза международной безопасности? Как кндр государство которое обладает ядерным потенциалом

Ким Чен Ын, в отличие от своих родственников и предшественников, вовсе не шантажирует мир ядерными разработками, а создаёт реальный ракетно-ядерный арсенал.

Взрыв к празднику

9 сентября 2017 года Северная Корея отметила 69-ю годовщину создания Корейской Народно-Демократической Республики очередным испытанием ядерного оружия.

Сначала сразу несколько стран зафиксировали повышенную сейсмическую активность на территории Северной Кореи, которая могла означать взрыв ядерного заряда.

Затем факт проведения ядерных испытаний официально подтвердил Пхеньян. «КНДР будет и дальше принимать меры по укреплению национальных ядерных сил в количественном и качественном отношении, чтобы обеспечить достоинство и право на существование страны в условиях возрастающей ядерной угрозы со стороны США», - говорится в сообщении, распространённом официальным северокорейским информагентством ЦТАК.

Южная Корея, США и Япония инициировали проведения экстренного заседания Совета Безопасности ООН, на котором, как ожидается, будет поднят вопрос об ужесточении санкций в отношении Пхеньяна.

Проблема, однако, в том, что санкции на КНДР практически не действуют. Больше того, в ракетно-ядерной программе Северной Кореи отмечается существенный прогресс.

Как всё начиналось

Ещё в годы Корейской войны командование США рассматривало возможность нанесения ядерных ударов по Северу. Хотя эти планы и не были реализованы, руководство Северной Кореи было заинтересовано в получении доступа к технологиям, позволяющим создавать оружие подобного типа.

СССР и Китай, выступавшие в качестве союзников КНДР, к этим планам относились прохладно.

Тем не менее в 1965 году при помощи советских и китайских специалистов был основан ядерный научно-исследовательский центр в Йонбёне, где был установлен советский ядерный реактор ИРТ-2000. Изначально предполагалось, что реактор будет использоваться для работ исключительно по мирным программам.

В 1970-х годах Пхеньян, опираясь на поддержку Китая, начинает первые работы по созданию ядерного оружия.

В 1985 году Советский Союз добился от КНДР подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. В обмен на этот СССР поставил в Корею газо-графитный исследовательский реактор мощностью 5 МВт. Также было подписано соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440.

Несостоявшаяся война президента Клинтона

Распад Советского Союза изменил ситуацию в мире. На Западе и в Южной Корее ожидали скорого падения северокорейского режима, одновременно ведя с ним мирные переговоры в расчёте на либерализацию политической системы и её демонтаж по варианту Восточной Европы.

Соединённые Штаты в обмен на отказ от ядерной программы обещали Пхеньяну оказание экономической и технической помощи в освоении мирного атома. Северная Корея в ответ согласилась допустить на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ.




Отношения стали резко портиться после того, как инспекторы МАГАТЭ заподозрили в сокрытии некоторого количества плутония. На основании этого МАГАТЭ потребовало провести специальную инспекцию двух объектов по хранению отработанного ядерного топлива, которые не были задекларированы, однако получило отказ, мотивированный тем, что объекты никак не связаны с ядерной программой и носят военный характер.

В итоге в марте 1993 года КНДР объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия. Переговоры с США позволили затормозить этот процесс, но 13 июня 1994 Северная Корея не только отказалась от договора, но и вышла из МАГАТЭ.

В этот период, как утверждал в 2006 году журнал «Ньюсуик», администрация президента США Билла Клинтона отдала распоряжение об изучении вопроса о проведении военной операции против Северной Кореи. Отчёт военных гласил - операция потребует расходов в размере 100 миллиардов долларов, а силы Южной Кореи и США потеряют около миллиона человек, причём потери армии США составят не менее 100 000 человек убитыми.

В результате Соединённые Штаты вновь вернулись к тактике переговоров.

Угрозы и обещания

В конце 1994 года при содействии экс-главы США Джимми Картера было достигнуто «рамочное соглашение», согласно которому Северная Корея обязалась отказаться от программы создания ядерного оружия в обмен на поставки топливного мазута и создание двух новых ядерных реакторов на лёгкой воде, которые не могут быть использованы для работ по ядерному оружию.

На несколько лет установилась стабильность. Обе стороны, правда, выполняли свои обязательства лишь частично, но внутренние трудности в КНДР и отвлечённость США на другие проблемы обеспечивали устойчивую ситуацию.

Новая эскалация началась в 2002 году, когда в США к власти пришёл президент Джордж Буш-младший.

В январе 2002 года в своём выступлении Буш включил КНДР в так называемую «ось зла». Вкупе с намерением создать глобальную систему ПРО это вызвало серьёзную тревогу в Пхеньяне. Северокорейское руководство не хотело разделить судьбу Ирака.

В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии.

Никакого реального прогресса на них добиться не удалось. Агрессивная политика США порождала в КНДР уверенность в том, что обеспечить собственную безопасность можно только при наличии собственной атомной бомбы.

В Северной Корее особенно не скрывали, что исследовательские работы по ядерной тематике продолжаются.

Бомба: рождение

Ровно 12 лет тому назад, 9 сентября 2004 года, южнокорейским разведывательным спутником был зафиксирован сильнейший взрыв в отдалённом районе КНДР (провинция Янгандо), неподалёку от границы с Китаем. На месте взрыва остался видимый из космоса кратер, а над местом происшествия выросло огромное грибовидное облако диаметром около четырёх километров.

13 сентября власти КНДР объяснили появление облака, похожего на ядерный гриб, взрывотехническими работами в ходе строительства ГЭС Самсу.

Ни южнокорейские, ни американские специалисты не подтвердили, что речь действительно шла о ядерном взрыве.

Западные эксперты считали, что для создания полноценной атомной бомбы у КНДР нет нужных ресурсов и технологий, и речь идёт о потенциальной, а не о непосредственной опасности.

28 сентября 2004 года заместитель министра иностранных дел КНДР заявил на сессии Генеральной ассамблеи ООН, что Северная Корея уже превратила в ядерное оружие обогащённый уран, полученный из 8000 переработанных топливных стержней из её атомного реактора. Он подчеркнул, что у КНДР не было иного выбора в создании сил ядерного сдерживания в условиях, когда США провозгласили своей целью уничтожение КНДР и угрожают превентивными ядерными ударами.

10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые официально заявил о создании в стране атомного оружия. К этому заявлению в мире отнеслись как к очередному блефу Пхеньяна.

Полтора года спустя, 9 октября 2006 года, КНДР впервые объявила о проведении успешного испытания ядерного заряда, причём о его подготовке заявлялось перед этим публично. Малая мощность заряда (0,5 килотонны) вызвала сомнения в том, что речь шла об атомном устройстве, а не об обыкновенном тротиле.

Ускорение по-северокорейски

25 мая 2009 года КНДР провела очередные ядерные испытания. Мощность подземного ядерного взрыва, по оценке российских военных, составила от 10 до 20 килотонн.

Спустя четыре года, 12 февраля 2013 года, Северная Корея провела очередное испытание атомной бомбы.

Несмотря на принятие новых санкций в отношении КНДР, сохранялось мнение - Пхеньян далёк от создания мощных устройств, которые могут использоваться в качестве реального оружия.

10 декабря 2015 года лидер КНДР Ким Чен Ын заявил о наличии у его страны водородной бомбы, что означало новый шаг в создании ядерного оружия. 6 января 2016 года был произведён очередной испытательный взрыв, который КНДР объявила испытанием водородной бомбы.

Нынешнее испытание южнокорейские источники называют самым мощным за всю ядерную программу КНДР. Обращает на себя внимание и то, что промежуток между испытаниями получился самым коротким за все годы, что свидетельствует о том, что Пхеньян серьёзно продвинулся вперёд по части совершенствования технологий.

А главное, Северная Корея заявила, что данное испытание было проведено в рамках разработки ядерных боеголовок, которые могут размещаться на баллистических ракетах.

Если это действительно так, то официальный Пхеньян вплотную подошёл к созданию реального боевого ядерного оружия, что в корне меняет ситуацию в регионе.

Ракеты летят всё дальше

Сообщения в СМИ о ситуации в КНДР, часто появляющиеся благодаря южнокорейским источникам, создают превратное впечатление о Северной Корее. Несмотря на бедность населения и прочие проблемы, эта страна не является отсталой. Там вполне достаточно специалистов в передовых отраслях, в том числе в ядерных и ракетных технологиях.

Об испытаниях северокорейских ракет обыватели говорят со смешком - снова взорвалась, снова не долетела, опять упала.

Военные же эксперты, следящие за ситуацией, утверждают - специалисты КНДР за последние годы сделали мощный технологический рывок.

К 2016 году в КНДР создана мобильная одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета «Хвасон-10» с дальностью стрельбы около трёх тысяч километров.

Летом же текущего года была успешно испытана ракета «Пуккыксон-1». Эта твердотопливная ракета предназначена для вооружения подводных лодок. Её успешный запуск был произведён именно с подводной лодки ВМС КНДР.

Это совершенно не вяжется с представлениями о Северной Корее как о стране со ржавыми старыми советскими самолётами и китайскими танками.

Эксперты обращают внимание - количество испытаний в КНДР в последние годы стремительно возрастает, а техника становится всё сложнее.

В течение нескольких лет Северная Корея способна создать ракету с дальностью полёта до 5000 км, а затем и полноценную межконтинентальную баллистическую ракету. Причём она будет оснащена самой настоящей ядерной боеголовкой.

Что делать с Северной Кореей?

Почти нет сомнений в том, что санкции в отношении КНДР будут ужесточены. Но прежний опыт говорит - на Пхеньян это никоим образом не влияет.

Более того, товарищ Ким Чен Ын, в отличие от своих родственников и предшественников, вовсе не шантажирует мир ядерными разработками, а создаёт реальный ракетно-ядерный арсенал.

Причём его не останавливает даже откровенное раздражение главного союзника - Пекина, не заинтересованного в нагнетании обстановки в регионе.

Возникает вопрос: а что вообще можно сделать с Северной Кореей? Даже те, кто крайне негативно воспринимает режим товарища Кима, убеждены, что раскачать ситуацию изнутри не получится. Убедить Пхеньян «вести себя хорошо» не удаётся ни друзьям, ни врагам.

Военная операция против Северной Кореи сегодня обойдётся США значительно дороже, чем в начале 1990-х, когда администрация Клинтона строила подобные планы. К тому же ни Россия, ни Китай не допустят у своих границ войны, которая имеет все перспективы превратиться в Третью мировую.

Теоретически, Пхеньян могли бы удовлетворить гарантии, обеспечивающие сохранение режима и отсутствие попыток его демонтажа.

Вот только новейшая история учит, что единственной подобной гарантией в современном мире является «ядерная дубинка», над созданием которой и трудится Северная Корея.





Метки:

С момента открытия в 1965 году первого ядерного реактора на территории КНДР в мире не утихают споры о том, насколько опасна политика Кореи. Пхеньян регулярно делает заявления о том, что в республике разрабатывается и испытывается оружие массового поражения, которое будет использовано в случае угрозы строю. Однако эксперты не сходятся во мнениях, насколько на самом деле велика мощь Северной Кореи. Вопросы также возникают относительно того, получает ли страна помощь извне – и если да, то кто стал союзником в создании оружия, способного вызвать неисчислимые жертвы.

Военный потенциал КНДР

Северная Корея входит в двадцатку беднейших стран земного шара. Причин этому много, и одной из них считается политический строй чучхе, направленный на милитаризацию страны.

Нужды армии стоят в экономическом плане на первом месте, и это приносит плоды: войско Северной Кореи – наиболее многочисленное в мире.

Но количество солдат – не гарантия успеха . Недостаточное финансирование приводит к тому, что в армии используется устаревшая техника и оружие.

При этом правительство Северной Кореи с 1974 года утверждает, что в стране ведутся непрерывные работы по созданию ядерного оружия. С 2004 года Пхеньян проводит испытания, и это становится дополнительной причиной для недовольства стран, пытающихся уладить конфликт. КНДР утверждает, что оружие создается исключительно в оборонительных целях, но подтвердить правдивость заявлений сложно.

На военном параде в 2015 году в Пхеньяне продемонстрировали термоядерное оружие – водородную бомбу. О том, что она существует, правительство утверждало десять лет, но мировая общественность скептически относилась к информации. В январе 2017 года в Китае зафиксировали мощное землетрясение недалеко от границы с КНДР. Власти Пхеньяна объяснили это испытанием водородной бомбы, а затем ее наличие подтвердили данные внешней разведки.

Источники финансирования

Вопрос о том, откуда у КНДР ядерное оружие, тесно связан с экономическим состоянием страны. Испытания требует денег, при помощи которых удалось бы решить большинство гуманитарных и энергетических проблем полуострова. Это вызывает мысли о финансовой помощи со стороны. Официальным партнером Северной Кореи считается Китай, но за время правления Ким Чен Ына отношения между странами ухудшились. КНР не одобряет ядерных экспериментов, проводимых Пхеньяном.

Предполагают, что на мировую политическую арену выйдет новый союз – КНДР и Россия, но твердых оснований для этого нет. Ким Чен Ын оказывает уважение президенту Путину, но ответных «любезностей» со стороны Москвы не стало больше. Это значит, что финансирование осуществляется из внутренних источников.

Эксперты предполагают, что деньги на разработку ядерного оружия получают за счет таких отраслей:

  • социальной;
  • сельскохозяйственной;
  • энергетической;
  • тяжелой промышленной.

В СМИ поступают заявления о том, что Северной Корее энергетический кризис. Электричество в жилых домах включают только на 3-4 часа в день, остальное время люди вынуждены обходиться без электроэнергии. Ночные снимки КНДР из космоса подтверждают эту информацию. Рядом с электрифицированной территорией Китая и Южной Кореи Северная выглядит сплошным темным пятном. Начало этого явления совпало со стартом ядерной программы.

Заявления о том, что жители КНДР голодают, не обоснованы. В последнее десятилетие наблюдается экономический ростр страны, который отразился и на продовольственном состоянии. Правительство отменило карточки, по которым до этого выдавало норму продуктов. Так что информация о том, что ракеты создаются за счет голодных корейцев, не подтверждается.

Ядерный потенциал Северной Кореи

Времена, когда угрозы о наличии оружия массового поражения считались блефом, позади. Наличие мощного оружия у КНДР – подтвержденный факт. Более того, аналитики утверждают, что в Корее достаточно материалов для создания от 6 до 12 новых ракет.

Однако их производство связано с рядом трудностей:

  • материалы, которые требуются для комплектации ядерных боеголовок, не производятся в Северной Корее, необходим их импорт в страну;
  • даже при создании новых зарядов остается проблема со строительством носителей для них;
  • отходы, полученные при производстве ядерного топлива, не вывозятся из страны, а условия их безопасного хранения можно соблюсти только при небольших объемах.

Однако все эти сложности не удерживают КНДР от того, чтобы продолжать эксперименты. На сегодняшний день подтверждено как минимум шесть взрывов в разных частях страны, в основном – на границе с Россией, Китаем и Южной Кореей. Пхеньян утверждает, что их больше. Официальная линия правительства – оборонительная. Находясь под угрозой Соединенных Штатов, КНДР может позволить себе только одну позицию: уравновешивания сил. На последнее агрессивное заявление Вашингтона Ким Чен Ын ответил, что КНДР нанесет удар, если в этом будет необходимость.

В Институте мировой экономике и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) 28 марта 2013 года была проведена международная конференция на тему: «Восстановление режима ядерного нераспространения на корейском полуострове». В ней приняли участие российские и зарубежные ученые и эксперты в области международной безопасности и международных отношений, в том числе эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев.

Открывая научный форум, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов обратил внимание ее участников на то, что современная политическая напряженность на корейском полуострове и открытие научного форума – совпадения случайные.

«Мы не договаривались!» – пошутил академик РАН А.Г. Арбатов. С докладами выступили: заместитель директора ИМЭМО РАН Василий Михеев, ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН Виктор Есин, заместитель руководителя Центра оборонных исследований РИСИ Владимир Новиков.

В начале своего доклада член-корреспондент РАН В.В. Михеев отметил, что ключ к пониманию взаимосвязи между внутренней и внешней политикой руководства КНДР – это выживание режима. Политические и экономические реформы, проводимые в России и Китае, воспринимаются политической элитой Северной Кореи, как угроза ее существованию. Отсюда – игра со стороны Пхеньяна на противоречиях между различными мировыми центрами, включая и государства АСЕАН. По мнению В.В. Михеева, Северная Корея не обладает техническими возможностями по созданию ядерной бомбы. В то же время необходимо отметить, что в данном случае позиции США, Китая и России полностью совпадают – ядерная КНДР ни для кого не приемлема!

Однако существует двойственность китайской позиции по этому вопросу. С одной стороны, китайцы заявляют, что КНДР – это наши братья и их надо защищать. С другой стороны, в Пекине считают, что Северная Корея это некий буфер между Китаем и США. Кроме этого, в Поднебесной существует также мнение о том, что в КНДР установлен феодальный коммунистический режим, который не хочет меняться. В настоящее время китайцы оборудовали границу с Северной Кореей, установили там камеры видеонаблюдения. В результате значительно уменьшилось, практически до нуля, число корейских перебежчиков. Пекин устанавливает жесткий контроль над активами КНДР в Китае. Предполагается, что на китайской территории находится 1 млрд. долларов северокорейских депозитов.

Руководство Южной Кореи, а вместе с ним и многие политики в мире, полагает, что путь к прекращению северокорейской ядерной программы – это не переговоры. Для Пхеньяна ядерное оружие – главный экспортный товар. Поэтому в Сеуле и в некоторых других столицах считают, что решить северокорейскую проблему можно только в результате смены режима. Но такая политика вызывает агрессивность со стороны Пхеньяна. Поэтому, полагает В.В. Михеев, либо надо действовать жестко в отношении КНДР, либо идти по пути вовлечения Северной Кореи в международные проекты.

Почему КНДР снова недавно провела ядерные испытания? С внешнеполитической стороны Ким Чен Ын показал всему миру, что не намерен менять режим своего отца. Но все-таки, на проведение очередных ядерных испытаний повлияли внутриполитические аспекты. Глава государства решил показать свою решимость и противодействовать появившемуся мнению в северокорейском обществе о том, что он «не тот лидер». То есть, принимаются меры со стороны Ким Чен Ына по легитимизации своего режима в глазах населения и выражению интересов остальных членов полиэлиты, которые цепляются за старое.


Почему КНДР не боится проводить ядерные испытания? Во-первых, в Пхеньяне полагают, что конфронтация между Россией и США, между США и Китаем будет вечной. Во-вторых, санкции со стороны Вашингтона не такие «болезненные». Наиболее чувствительными могли бы стать санкции со стороны Китая, но Пекин пока не грозит подобными действиями Пхеньяну. Евросоюз также не способен давить на КНДР, и заинтересован в северокорейских активах. По мнению В.В. Михеева, командно-распорядительная система Северной Кореи рухнула и в настоящее время недееспособна. КНДР «живет» за счет «серой» и «черной» экономики. Спрос на северокорейскую продукцию обеспечивают те, кто имеет доступ к Западу – часть политэлиты, высшие чины армии, представители высшего слоя бюрократии.

В КНДР происходит «дикое» расслоение общества: 10-15% проживает весьма благополучно, но 30% за чертой бедности, есть даже случаи каннибализма. С точки зрения морально-психологического климата в Северной Корее идет полное разложение. «Золотая» молодежь – будущие представители политэлиты увлекаются иностранными сигаретами, алкоголем, наркотиками. Внутриполитическая ситуация в КНДР нестабильна. Ким Чен Ын является не лидером, как его отец и дед, а «крышей», под которой борются несколько группировок за распределение ресурсов. Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации как вокруг Северной Кореи, так и внутри нее, В.В. Михеев предлагает усилить связку Китай-Южная Корея при воздействии на Пхеньян, повысить эффективность координации действий государств – членов «пятерки» по Северной Корее, организовать давление на руководство КНДР («Пхеньян должен испугаться»). В ходе ответов на вопросы, Василий Михеев пояснил, что предпосылки для смены режима в КНДР есть. Однако пока непонятно, какие события взорвут ситуацию. Вполне вероятно, что такими событиями могли бы стать военные действия. Но лидеры КНДР вряд ли на это пойдут. Кроме этого Северная Корея имеет договор о взаимной помощи с Китаем, хотя Пекину не выгодно такое состояние политического режима в Пхеньяне. Ведь рядом, по сути, территория нестабильного государства!

Но кому из государств подобное состояние может быть выгодно? Возможно, Индии, которая, незаконно имеет ядерное оружие и находится в конфронтации с Китаем!

Выступивший затем с докладом генерал-полковник в отставке В.И. Есин отметил, что у Пхеньяна «за пазухой кое-что имеется». Последнее ядерное испытание показало, что Северная Корея стремится к созданию «компактного ядерного боеприпаса». Становится очевидным – отказ от ядерного оружия со стороны КНДР исключен! В своем докладе военный эксперт В.И. Есин напомнил собравшимся историю становления ядерной программы и развития ракетного производства в КНДР, роль в этих процессах КНР и СССР. Кроме этого бывший начальник главного штаба РВСН Советского Союза ознакомил собравшихся с возможным оснащением ядерным оружием современной северокорейской армии, ее боевыми возможностями, тактико-техническими характеристиками вооружения КНДР с ядерными боезарядами.

По мнению В.И. Есина, Северная Корея пока в ближайшей перспективе не может разработать межконтинентальную баллистическую ракету. Однако, разработка такой ракеты может быть существенно ускорена при помощи иранских специалистов.

Кандидат экономических наук В.Е. Новиков продолжил тему сотрудничества КНДР и Ирана в разработке ядерной программы и ракетных технологий, а также возможный научный потенциал Северной Кореи. Так, по мнению докладчика, от 600 до 800 северокорейских специалистов прошли обучение за границей, в том числе Китае, Японии, СССР. Ядерная программа КНДР тщательно засекречена. Одному западному корреспонденту конфиденциально северокорейцы продемонстрировали 2000 центрифуг, что говорит о серьезности намерений Пхеньяна в обладании ядерным оружием.

В ходе развернувшейся дискуссии участники конференции не только анализировали проблемы внутри КНДР, ее ядерный потенциал, роль других государств и международных организаций в воздействии на ядерную проблему Северной Кореи, но и пути ее решения. Несмотря на трудность поиска, большинству на научном форме понравилось предложение о создании союзного государства а-ля «Россия-Белоруссия» – КНР-КНДР, в целях смягчения режима в Пхеньяне.

Представитель информационного агентства «Оружие России» Александр Перенджиев, обратил внимание собравшихся на то, что проблемой в конечном итоге может оказаться не КОГДА произойдет смена режима в Пхеньяне, а КАК она произойдет. Недавно стало известно о случаях массового дезертирства северокорейских военнослужащих в китайскую армию. Одновременно, вокруг Ким Чен Ына ведут борьбу за власть представители различных политических группировок, но все они одеты в военную форму! Кроме этого, по мнению А.Н. Перенджиева, надо говорить не только о том, что КНДР использует противоречия между ведущими государствами мира, но и мировые лидеры также разыгрывают «северокорейскую карту». Так, США, разворачивая в Азии ПРО, заявляют, что действуют против ядерной угрозы со стороны КНДР. Однако, элементы американской ПРО в азиатской части могут применяться и против Китая! И руководство КНР сознает эту опасность! Поэтому, скорее всего, северокорейскую ядерную проблему можно решить только комплексно, меняя всю сложившуюся систему международной безопасности и международных отношений.

Ким Чен Ын (второй справа) держит ракетно-ядерную программу КНДР под личным контролем. Фото Reuters

Пуск 29 августа северокорейской ракеты (ее траектория прошла над Японией над мысом Эримо на Хоккайдо), упавшей в Тихий океан и пролетевшей, по официальной японской информации, около 2 700 км на максимальной высоте 550 км, практически не добавил новой информации по развитию ракетной программы КНДР. За исключением того, что полет ракеты типа «Хвасон» был успешным. Это может создать впечатление, что у ракеты есть шанс пройти этапы летных испытаний и быть принятой на вооружение. Однако используемые в развитых странах программы летных испытаний баллистических ракет, при которых необходимо обеспечить значительное количество успешных пусков на заключительных этапах, не имеют отношения к северокорейской практике. Особенно в кризисной обстановке, когда нужно побыстрее продемонстрировать с неописуемым восторгом свой грозный потенциал.

При последнем пуске внимание привлекло противоречивое заявление премьер-министра Японии, где сказано, что, с одной стороны, это явная угроза для страны, с другой стороны, полет ракеты не представлял угрозы, поэтому специальных мер не принималось. Под этими мерами подразумевалось скорее всего применение ПРО «Иджис» на японских эсминцах. Представляется, что одной из причин неприменения ПРО может быть низкая вероятность перехвата, даже если бы производился запуск нескольких противоракет. В этом случае неудача привела бы Ким Чен Ына в еще больший восторг.

Очередное северокорейское подземное ядерное испытание можно расценивать как еще один отчаянный провокационный вызов Пхеньяна прежде всего Вашингтону с целью принуждения к прямым контактам.

РАКЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ

История развития ракетной программы КНДР от оперативно-тактических до межконтинентальных систем берет свое начало с 1980 года после получения из Египта советского комплекса «Скад» с ракетой дальностью до 300 км. Модернизация позволила повысить дальность ракеты до 500-600 км.

Можно найти данные о том, что было произведено до 1000 таких ракет, значительная часть которых продана в Иран, Сирию, Ливию, в другие страны. В настоящее время в стране, по данным Military Balance, несколько десятков мобильных пусковых установок и около 200 ракет типа «Скад» различной модификации.

Следующий этап – ракета «Нодон-1» с двигателем, состоящим из связки четырех двигателей ракеты «Скад» дальностью до 1500 км. В Иране они были под индексом «Шехаб-3», в Пакистане – «Гаури-1». Далее – ракета средней дальности «Мусудан» или «Хвансон-10 с дальностью по различным источникам в диапазоне от 2500 до 4000 км. Первое успешное испытание ее проведено в 2016 году.

В мае этого года осуществлен успешный запуск ракеты типа «Хвансон-12», которой в КНДР приписывают межконтинентальную дальность, однако специалисты, как и автор, считают ее относящейся к ракетам средней дальности с учетом ориентировочных массовых и габаритных характеристик.

Здесь следует отметить, что деление на РСД (ракеты средней дальности) и МБР (межконтинентальные баллистические ракеты) закреплено в договорах по СНВ между США и СССР (1000–5500 км – РСД, 5500 км и выше – МБР), но реально одна и та же ракета может без труда переходить из одной категории в другую в процессе летных испытаний. Для этого достаточно уменьшить или увеличить забрасываемый вес ракеты в относительно небольших пределах, и прицельная дальность будет заметно отличаться от принятой границы в одну или другую сторону.

Наконец, в июле 2017 года северокорейцы заявили о пусках двух МБР типа «Хвансон-14», о траекториях полета которых имеется противоречивая информация. По российским данным, ракету нужно отнести к РСД, по американским – к МБР, но об этом речь пойдет ниже.

Скандал в связи с предположениями об использовании в «Хвансон-14» жидкостных ракетных двигателей типа РД-250 заслуживает отдельной оценки, лишенной политических пристрастий. Этот советский двигатель разработан в 60-х годах. ОКБ-456 под руководством В.П. Глушко (теперь НПО Энергомаш им. Глушко) для МБР Р-36 использован также в орбитальной ракете. На заводе Южмаш (Украина) было организовано производство двигателей РД-250 и их модификаций. Южмаш производил все ракеты тяжелого типа для РВСН, укомплектованные двигателями РД-250, РД-251, РД-252.

Статья в газете New York Times «Успех баллистической ракеты Северной Кореи связан с украинским заводом, заявляют эксперты» основана на предположении знакомого нам сотрудника американского Международного института стратегических исследований Майка Эллемана о том, что в ракете «Хвансон-14» использован двигатель типа РД-250, попавший неведомыми путями из Украины в КНДР. Имеются какие-то снимки двигателя рядом с Ким Чен Ыном, по которым нельзя утверждать, что это РД-250. Этот двигатель представляет собой двухкамерную конструкцию, а на снимке ракеты видна одна камера.

Вся эта история, основанная только на гипотезе Эллемана, заслуживает дополнительного анализа. Пока что невозможно представить попадание такого двигателя в КНДР под покровительством властей хотя бы потому, что Украина выполняет требования «Режима контроля за распространением ракетных технологий». Каналы какого-либо черного рынка также вряд ли способны «переварить» такой огромный агрегат. Реальностью может быть нелегальное получение северокорейскими инженерами конструкторской, технологической и производственной документации от специалистов Энергомаша или Южмаша, а также участие в разработках завербованных специалистов из этих организаций.

Значительное место в ракетной программе отведено разработкам носителей для запусков спутников. Еще в 1998 году КНДР объявила о запуске трехступенчатой ракеты-носителя «Тэпходон-1» со спутником «Кванмёнсон-1», однако спутник не был выведен орбиту из-за отказа двигателя последней ступени. В 2006 году состоялся запуск ракеты «Тэпходон-2», которую считают МБР или ракетой-носителем, хотя конструктивные отличия могут быть минимальными. По имеющимся данным, она взорвалась на 42-й секунде полета. Очередной запуск такой ракеты – в 2009 году со спутником «Кванмёнсон-2» также был аварийным. И только в конце 2012 года удалось этой ракетой вывести на низкую орбиту спутник «Кванмёнсон-3».

Что касается создания северокорейских баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ), то видимое начало этого весьма быстрого процесса зафиксировано, как сообщается, в октябре 2014 года бросковым запуском макета ракеты KN-11 из наземного стенда, в мае 2015 года – бросковым запуском из-под воды макета скорее всего из погружаемой платформы. Подобные испытания в том же году были продолжены. По распространенной информации, в августе 2016 года БРПЛ KN-11 стартовала с борта дизель-электрической подводной лодки типа Sinp’o (по-видимому, опытной, с одной трубой – пусковой установкой). Сообщается, что строятся еще шесть подлодок этого типа с двумя или тремя пусковыми установками, а также о том, что БРПЛ KN-11 адаптирована для запусков с мобильных грунтовых пусковых установок.

Необходимо учитывать, что по ракете KN-11 много противоречивой и мало достоверной информации. Так, например, утверждается, что она разработана на основе советской БРПЛ Р-27, чего не может быть, потому что Р-27 – одноступенчатая ракета на жидком топливе, в то время как KN-11 – двухступенчатая ракета на твердом топливе (!). Подобными несуразными сообщениями насыщены многие сообщения о северокорейских ракетах. Скорее всего разведывательные органы России и США располагают более точной информацией о характеристиках ракет, подводных лодках, пусковых установках и других особенностях программы КНДР, но в данном случае используется открытая информация. Конечно, специалисты могут отличить на видео факелы двигателей жидкостных и твердотопливных ракет, однако нет уверенности в том, что видеоролик относится к той ракете, о которой сообщается.

Независимо от степени заимствования иностранных технологий на сегодняшний день можно утверждать о значительных успехах ракетостроения КНДР, в результате чего страна способна получить в недалекой перспективе практически полную номенклатуру ракет различного типа, от оперативно тактических до межконтинентальных. Целый ряд достижений может поражать воображение. Например, разработка крупногабаритных твердотопливных ракетных двигателей. Для этого необходимы не только современные рецептуры твердого топлива, но и крупномасштабное производство топлива и его заливки в корпус ракеты. В открытых источниках, включая космические снимки, нет информации о таких заводах. Подобное удивление вызвало в свое время появление в Иране двухступенчатой твердотопливной баллистической ракеты средней дальности «Седжил» и «Седжил-2».

Безусловно, степень отработки, то есть надежности многих ракет не только большой дальности, бортовых и наземных систем управления, пусковых установок остается на низком уровне, о чем свидетельствуют, например, сразу три недавних аварийных пуска ракет, уже принятых на вооружение. И это представляет дополнительную угрозу при запусках северокорейских ракет, поскольку неизвестно, способны ли местные специалисты надежно контролировать полеты с отказами, приводящими к значительным изменениям траекторий, есть ли системы ликвидации или самоликвидации при аварийных пусках, есть ли системы предотвращения несанкционированных запусков и т.п.

Чрезвычайно важная неопределенность существует относительно возможности оснащения северокорейских ракет ядерными боезарядами. С одной стороны, появляется информация о том, что в КНДР уже есть не то 8, не то 10–12 боезарядов для установки на баллистические ракеты, с другой – что они еще не могут быть использованы в ракетах, а только в авиабомбах. Однако при этом необходимо учитывать, что даже ракеты типа «Скад» и «Нодон-1», как и последующие, способны нести полезную нагрузку около 1000 кг. Вся относительно ранняя история создания в ядерных государствах ядерных боезарядов с использованием оружейного урана или плутония убедительно подтверждает возможность создания боезарядов в пределах этой массы. В таких условиях неопределенности вполне закономерно рассчитывать на самый худший вариант, тем более с учетом постоянного обострения военно-политической обстановки в регионе.

О ЗАДАЧАХ ДЛЯ РОССИИ

В предлагаемой статье не обсуждается весь набор политико-дипломатических мер воздействия со стороны России и других государств на руководство КНДР, поскольку анализ в этой сфере лучше проводить профессиональным политологам. Можно только отметить, что, по мнению автора, следовало бы, не снижая санкционного давления в соответствии с единогласно принятыми резолюциями СБ ООН № 2270 и 2321 и односторонними санкциями США, а также теми, которые будут приняты после ядерного испытания 3 сентября, способствовать подготовке к началу консультаций между влиятельными американскими и северокорейскими представителями по уменьшению напряженности на основе приемлемых для сторон действий на первых этапах. Правда, санкции могут быть результативными только в случае неукоснительного их выполнения всеми государствами. В этом отношении есть много информации о том, что Китай, на который приходится до 80% товарооборота с КНДР, по различным причинам не оказывает давления на Пхеньян, в том числе из-за недовольства размещением в Южной Корее комплексов ПРО ТНААD.

В сфере военно-технической политики в сложившейся в настоящее время обстановке в обозримой перспективе России целесообразно было бы сосредоточить внимание на двух направлениях: во-первых, обеспечить с помощью национальных технических средств контроля (НТСК) максимальной информации о состоянии разработок, производства и испытательной базы ракетных систем КНДР и на процессах летных испытаний. Во-вторых, на разработках систем ПРО, способных перехватывать ракеты и боевые блоки при одиночных и групповых пусках.

По первому направлению можно предполагать, что задача мониторинга территории КНДР для получения данных о ракетной инфраструктуре выполняется отечественными космическими системами. Однако нет уверенности в достоверном контроле пусков и параметров траекторий полета ракет различных типов. В настоящее время отсутствует необходимый состав космического эшелона системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Из станций наземного эшелона СПРН за полетами северокорейских ракет могли бы, по-видимому, следить и измерять параметры траекторий главным образом РЛС «Воронеж-ДМ» в Красноярском крае и РЛС «Воронеж-ДМ» рядом с городком Зея. Первая, как обещали, должна заступить на боевое дежурство до конца 2017 года, на второй, по информации Спецстроя, в 2017 году должны закончить строительно-монтажные работы.

Возможно, этим можно объяснить большие расхождения в значениях зафиксированных параметров траекторий российскими, северокорейскими и японскими средствами при пусках ракет «Хвансон-14». Так, например, 4 июля 2017 года в КНДР осуществлен первый пуск этой ракеты, которая, по северокорейским данным, близким к японским, достигла высоты 2802 км и за 39 минут пролетела 933 км. Минобороны России представило совершенно другие данные: высота – 535 км, дальность – 510 км. Аналогичные резкие расхождения имели место при втором пуске 28 июля 2017 года. Российские данные сопровождаются успокоительными выводами об отсутствии у запускаемых северокорейских ракет потенциала межконтинентальной дальности. Очевидно, что «Воронеж-ДМ» в Красноярском крае и тем более «Воронеж-ДМ» у Зеи еще не могли получать необходимые данные, а информации об использованных других российских системах траекторных измерений нет. Минобороны России не объясняет значительных отличий представляемых результатов. Нельзя исключать и того, что в Москве хотели бы не повышать санкционного давления на Пхеньян в надежде на дипломатические методы достижения компромисса при отмене части санкций. Но, как убедительно свидетельствует исторический опыт, любые попытки умиротворить диктатора способны привести к катастрофическим последствиям.

Второе направление, как отмечено выше, – разработка эффективной ПРО. Бодрые заявления ответственных представителей Минобороны и ОПК о том, что комплекс С-400 уже способен перехватывать ракеты средней дальности, а С-500 скоро сможет перехватить даже межконтинентальные ракеты, не должны никого вводить в заблуждение. Нет никакой информации о том, что комплексы С-400 или С-500 с противоракетами для перехвата боевых блоков ракет средней дальности проходили натурные испытания. Тем более что для таких испытаний нужны ракеты-мишени класса ракет средней дальности, разработка которых запрещена Договором РСМД. В этом отношении претензии к США, испытавшие свою ПРО с подобными мишенями, обоснованны и требуют разъяснений.

О том, что у нас в качестве мишени могла быть использована МБР «Тополь-Э», которая за счет отсечки тяги маршевых двигателей способна имитировать траекторию и скоростные характеристики ракет средней дальности, также нет никакой информации.

Для представления о возможных сроках завершения натурной отработки комплексов С-400 и С-500 с перехватами боевых блоков ракет средней дальности следует учитывать опыт США, которые проводили такие испытания 15–20 лет. Так, например, первые тестовые испытания стратегических противоракет GBI начаты в 1997 году, с 1999 года проведены 17 натурных испытаний по перехвату имитаторов боевых блоков ракет средней дальности, из которых только 9 были успешными. С 2006 года по настоящее время проведено 10 испытаний по перехвату стратегических баллистических целей, из которых только 4 были успешными. И было бы наивным рассчитывать на то, что нам не потребуется много лет для доведения нашей ПРО до работоспособного состояния.

Однако всю работу по обеспечению надежной защиты критических объектов на территории России от одиночных и групповых ракетных атак с любым типом боевого оснащения необходимо проводить планомерно и без излишнего оптимизма. Это связано как с отечественной ПРО, так и с завершением развертывания единой космической системы (ЕКС), обеспечивающей глобальный контроль за стартами ракет большинства типов, с постановкой на боевое дежурство всех наземных РЛС СПРН.

Список ядерных держав мира на 2020 год насчитывает десять основных государств. Информация, у каких стран есть ядерный потенциал и в каких единицах он выражается количественно, базируется на данных Стокгольмского международного института исследования проблем мира и Business Insider.

Девять стран, официально являющиеся обладателями ОМП, образуют так называемый «Ядерный клуб».


Данных нет.
Первое испытание: данных нет.
Последнее испытание: данных нет.

На сегодняшний день официально известно, какие страны обладают ядерным оружием. И Иран не входит в их число. Однако он не сворачивал работу над ядерной программой и ходят упорные слухи, что эта страна обладает собственным ядерным вооружением. Иранские власти заявляют, что вполне могут его себе построить, однако по идейным соображениям ограничиваются только использованием урана в мирных целях.

Пока что использование Ираном атома находится под контролем МАГАТЭ в результате соглашения от 2015 г., но вскоре статус кво может подвергнуться изменениям.

6 января 2020 года Иран отказался от последних ограничений по ядерной сделке с целью создания ядерного оружия для возможного удара по США.


Количество ядерных боеголовок:
10-60
Первое испытание: 2006 г.
Последнее испытание: 2018 г.

В список стран, имеющих ядерное оружие в 2020 году, к вящему ужасу западного мира, вошла КНДР. Заигрывания с атомом в Северной Корее начались еще с середины прошлого века, когда напуганный планами США по бомбежке Пхеньяна Ким Ир Сен обратился за помощью к СССР и Китаю. Разработка ядерного оружия была начата в 1970-х годах, замерла с улучшением политической обстановки в 90-х годах и закономерно продолжилась при ее ухудшении. Уже начиная с 2004 года в «могучей процветающей державе» происходили ядерные испытания. Разумеется, как уверяют корейские военные, в сугубо безобидных целях – с целью освоения космоса.

Напряженности добавляет и то, что точное количество ядерных боеголовок КНДР неизвестно. По одним данным их количество не превышает 20, по другим — достигает 60 единиц.


Количество ядерных боеголовок:
80
Первое испытание: 1979 г.
Последнее испытание: 1979 г.

Израиль никогда не говорил, что владеет ядерным оружием – но и не утверждал и обратного. Пикантность ситуации придает то, что Израиль отказался подписать «Договор о нераспространении ядерного оружия». Наряду с этим «земля обетованная» бдительно следит за мирным и не очень атомом у соседей и в случае необходимости не стесняется бомбить ядерные центры других стран – как это было с Ираком в 1981 году. По слухам, у Израиля имеются все возможности для создания ядерной бомбы еще начиная с 1979 года, когда в Южной Атлантике были зафиксированы подозрительно похожие на ядерные взрывы световые вспышки. Предполагается, что за это испытание ответственен то ли Израиль, то ли ЮАР, то ли оба этих государства вместе.


Количество ядерных боеголовок:
120-130
Первое испытание: 1974 г.
Последнее испытание: 1998 г.

Несмотря на успешно взорванный ядерный заряд еще в далеком 1974 году, официально Индия признала себя ядерной державой только в конце прошлого века. Правда, взорвав три ядерных устройства в мае 1998 года, уже через два дня после этого Индия заявила об отказе от дальнейших испытаний.


Количество ядерных боеголовок:
130-140
Первое испытание: 1998 г.
Последнее испытание: 1998 г.

Немудрено, что обладающие общей границей и пребывающие в состоянии перманентного недружелюбия Индия и Пакистан стремятся обогнать и перегнать соседа – в том числе и области ядерной. После индийского взрыва 1974 года разработка Исламабадом собственного была только вопросом времени. Как заявил тогдашний премьер-министр Пакистана: «Если Индия создаст свое ядерное оружие, мы сделаем свое, даже если придется питаться травой». И они таки ее сделали, правда, с двадцатилетним опозданием.

После проведения Индией испытаний в 1998 году Пакистан оперативно провел свои, взорвав на полигоне Чагай несколько ядерных бомб.


Количество ядерных боеголовок:
215
Первое испытание: 1952 г.
Последнее испытание: 1991 г.

Великобритания – единственная страна ядерной пятёрки, не проводившая испытаний на своей территории. Все ядерные взрывы британцы предпочитали делать в Австралии и Тихом океане, однако с 1991 года было решено их прекратить. Правда, в 2015 году Дэвид Кэмерон поддал огоньку, признав, что Англия при необходимости готова сбросить пару-тройку бомб. Но на кого именно – не сообщил.


Количество ядерных боеголовок:
270
Первое испытание: 1964 г.
Последнее испытание: 1996 г.

Китай – единственная страна, которая взяла на себя обязательство не наносить ядерные удары (и не угрожать их нанесением) по не-ядерным государствам. А в начале 2011 года Китай заявил, что будет поддерживать свое вооружение лишь на минимальном достаточном уровне. Однако, с тех пор оборонщики Поднебесной изобрели четыре типа новых баллистических ракет, которые способны нести ядерные боеголовки. Так что вопрос в точном количественном выражении этого «минимального уровня» остается открытым.


Количество ядерных боеголовок:
300
Первое испытание: 1960 г.
Последнее испытание: 1995 г.

В общей сложности Франция провела более двухсот испытаний ядерного оружия – начиная от взрыва в тогдашней колонии Франции Алжире и заканчивая двумя атоллами Французской Полинезии.

Интересно, что Франция стабильно отказывалась принять участие в мирных инициативах других ядерных стран. Она не присоединилась к мораторию на проведение ядерных испытаний в конце 50-х годов прошлого века, не подписала договор о запрещении военных ядерных испытаний в 60-х, а к «Договору о нераспространении» присоединилась лишь в начале 90-х.


Количество ядерных боеголовок:
6800
Первое испытание: 1945 г.
Последнее испытание: 1992 г.

Страна, обладающая также является первой державой, осуществившей ядерный взрыв, и первой и единственной на настоящий момент, применившей ядерное оружие в боевой обстановке. С тех пор США произвели 66,5 тысяч единиц атомного оружия более чем 100 различных модификаций. Основной массив ядерного оружия США составляют баллистические ракеты на подводных лодках. Интересно, что США (как и Россия) отказались участвовать в начавшихся весной 2017 года переговорах о полном отказе от ядерного оружия.

Военная доктрина США гласит, что Америка оставляет за собой достаточное количество оружия, чтобы гарантировать как собственную безопасность, так и безопасность своих союзников. Кроме того, США обещались не наносить удары по не-ядерным государствам, если те выполняют условия «Договора о нераспространении».

1. Россия


Количество ядерных боеголовок:
7000
Первое испытание: 1949 г.
Последнее испытание: 1990 г.

Часть ядерного вооружения досталась России в наследство после прекращения существования СССР – с военных баз бывших союзных республик были вывезены имеющиеся ядерные боеголовки. Как утверждают российские военные, они могут решиться на использование ядерного оружия в ответ на аналогичные действия. Или в случае нанесения ударов оружием обычным, вследствие которых само существование России окажется под угрозой.

Будет ли ядерная война между КНДР и США

Если в конце прошлого века основным источником страхов перед ядерной войной служили обостренные отношения между Индией и Пакистаном, то главная страшилка века нынешнего – ядерное противостояние между КНДР и США. Угрожать Северной Корее ядерными ударами – добрая традиция США с 1953 года, но с появлением у КНДР собственных атомных бомб ситуация вышла на новый уровень. Отношения между Пхеньяном и Вашингтоном накалены до предела. Будет ли ядерная война между КНДР и США? Возможно и будет, если Трамп решит, что северокорейцев нужно остановить, пока они не успели создать межконтинентальные ракеты, которые гарантированно долетят до западного побережья мирового оплота демократии.

США держат ядерное оружие у границ КНДР уже начиная с 1957 года. А корейский дипломат заявляет, что теперь вся континентальная часть США находится в пределах досягаемости ядерного оружия Северной Кореи.

Что будет с Россией, если начнется война между КНДР и США? В договоре, подписанном между Россией и КНДР, военной статьи нет. Это значит, что когда начнется война, Россия может сохранить нейтралитет – разумеется, решительно осудив действия агрессора. В самом худшем для нашей страны варианте Владивосток может накрыть радиоактивными осадками от уничтоженных объектов КНДР.