Николай I. Основные направления внутренней и внешней политики Николая I Внутренняя политика императора николая 1

Николай родился в 1796 г. Он был младше братьев Александра и Константина, поэтому получил иное воспитание. Николай не отличался обширными познаниями, особенно в гуманитарной сфере. Его не привлекали к решению государственных дел, готовили к военной карьере. Отличительными чертами характера будущего монарха были мстительность, упрямство. Вместе с тем он был благопристойным и заботливым семьянином.

Дж. Доу. Портрет императора Николая I. 1820-е гг.

Вступление Николая на престол ознаменовалось восстанием декабристов, которое было жестоко подавлено. В письме брату 14 декабря 1825 г. Николай писал: «Дорогой мой Константин! Ваша воля исполнена: я $-$ император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!». В начале правления царь пытался вникнуть в существующий порядок.

Он сам лично ревизовал ближайшие столичные учреждения: бывало, налетит в какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем почувствовать, что он знает не только их дела, но и их проделки. В губернии он разослал доверенных сановников для производства строгой ревизии. Вскрывались ужасающие подробности; обнаруживалось, например, что в Петербурге, в центре, ни одна касса никогда не проверялась; все денежные отчеты составлялись заведомо фальшиво; несколько чиновников с сотнями тысяч пропали без вести. В судебных местах император [нашел] два миллиона дел, по которым в тюрьмах сидело 127 тыс. человек. Сенатские указы оставлялись без последствий подчиненными учреждениями. Губернаторам назначен был годовой срок для очистки неисполненных дел; император сократил его до трех месяцев, дав неисправным губернаторам положительное и прямое обещание отдать их под суд.

Поставив себе задачу поддержания существующего порядка, Николай сосредоточил усилия на централизации управления. В отличие от своего либерального брата, он не ставил целью заимствование Россией европейских политических институтов и принципов. Николай был убежден, что страна должна развиваться, опираясь на традиционные ценности и институты. С его правления в XIX в. начался новый поворот России к почвенничеству.

Из документа (В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекции):

Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск… Смута 14 декабря рассматривалась как тяжкое нарушение воинской дисциплины, происшедшее от ложного направления умов. Посему упрочение дисциплины и надежное воспитание умов должны были стать ближайшими и важнейшими внутренними задачами царствования… Время этого императора $-$ эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти…

преобразования Николая I

Кодификация законодательства

Николай убедился в необходимости усиления режима личной власти. Для этого были расширены функции Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

В апреле 1826 г. появилось II отделение личной канцелярии Николая I, перед которым была поставлена задача привести в порядок действующее с 1649 г. законодательство. Император осознавал важность совершенствования законодательства и упорядочения на этой основе системы государственного управления. Осуществление кодификации десятков тысяч разнообразных указов, появившихся со времен Соборного уложения, император поручил Михаилу Михайловичу Сперанскому , члену Государственного совета. Взгляды Сперанского после ссылки и суда над декабристами претерпели изменения, он признал преждевременность своих ранних либеральных проектов. В течение трех лет все законы, изданные за 180 лет, были собраны, расположены в хронологическом порядке и напечатаны в 45 томах под названием «Полное собрание законов Российской империи» . Затем Сперанский приступил к созданию второго сборника $-$ «Свода законов Российской империи» , в котором отобрал все действующее законодательство и изложил его в систематическом порядке. 15-томный «Свод законов» был опубликован в 1833 г. Сперанский рассчитывал, что он станет подготовительной работой для создания нового юридического кодекса. Но Николай I ограничился приведением в порядок старого законодательства и отверг это предложение.

Создание системы политического сыска

События 14 декабря 1825 г. убедили царя в необходимости усиления системы политической безопасности. Потому его следующим шагом стало образование полицейского аппарата с карательными и контролирующими функциями. 3 июня 1826 г. было учреждено III отделение его канцеляри и во главе с шефом жандармов Александром Христофоровичем Бенкендорфом . Оно занималось сыском и следствием по политическим делам, следило за раскольниками, сектантами, иностранцами, осуществляло цензуру. А. X. Бенкендорф, участник Отечественной войны и заграничного похода русской армии, принимавший активное участие в следствии по делу декабристов, создал широкую секретную агентурную сеть, установил тайный надзор за деятельностью частных лиц и чиновников.

Из документа (А. Х. Бенкендорф. Записки):

Никогда не думав готовиться к этому роду службы, я имел о нем лишь самое поверхностное понятие, но желание быть полезным новому нашему государю не позволило мне уклониться от принятия образованной им должности, к которой призвало меня его высокое доверие. Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов. (…) Учрежденное в то время Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии представляло под моим начальством средоточие этого нового управления (…)».

III отделение превратилось в независимый административный орган, воздействующий от имени императора на государственную и общественную жизнь, не считаясь с существующими законами. В 1827 г. начало действовать специальное «Положение о корпусе жандармов». Территория России (за исключением Польши, Кавказа и земель Войска Донского) была разбита на жандармские округа во главе с жандармскими генералами с целью установления надзора за местной администрацией, сбора оперативной информации о настроениях в обществе, поиска беглых крестьян, исполнения законов и приговоров суда. В 1837 г. создается сельская полиция: уезды были разделены на более мелкие административные единицы $-$ станы $-$ во главе с назначаемым губернатором становым приставом, опиравшимся в своей деятельности на вотчинную полицию и избранных крестьянскими сходами сотских и десятских.

Дж. Доу. Портрет А. Х. Бенкендорфа

Сословная реформа

В декабре 1826 г . был создан Cекретный комитет во главе с графом Виктором Павловичем Кочубеем , членом Негласного комитета, и Михаилом Михайловичем Сперанским для рассмотрения бумаг, опечатанных в кабинете Александра I после его смерти и проработки вопроса о возможных преобразованиях государственного аппарата. Николай поставил перед комитетом вопрос: «Что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить?».

Комитет подготовил два важных проекта сословной и административной реформ. Первый проект предусматривал отказ от Табели о рангах, отмену «личной выслуги». Доступ в дворянство ограничивался, дворянство приобреталось только по праву рождения или в силу высочайшего пожалования. Проект вводил новые сословия «чиновных», «именитых» и «почетных» граждан, освобожденных от подушного оклада, рекрутского набора и телесных наказаний. Выдвинувшиеся по службе входили в новое сословие «чиновных граждан», низшие чиновники, крупные капиталисты, лица, окончившие университеты, $-$ в сословие «именитых граждан». Менее крупные торговцы и промышленники составили слой «почетных граждан». Это нововведение защищало бы дворянство от «засорения» чужеродными элементами.

Не согласившись с мнением комитета в целом, император извлек из его проекта те части, которые не вызывали у властей никаких сомнений. В 1831 г. был опубликован Манифест «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным», в котором «полноправные» (имущие) дворяне отделялись от «неполноправных» (не имевших определенного количества душ крестьян или десятин земли).

Второй проект предлагал некоторое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Функцией Государственного совета оставалось только обсуждение законопроектов. Сенат разделялся на верховный орган государственного управления $-$ Сенат правительствующий, состоящий из министров, и высший орган юстиции $-$ Сенат судебный. Аналогичный принцип был положен в основу системы местных органов власти в губерниях, уездах и волостях.

Проекты комитета 6 декабря 1826 г. были реализованы лишь частично. В 1832 г. закон учредил среднее сословие «почетных граждан» двух степеней $-$ «потомственных почетных граждан» (дети личных дворян, а также крупные капиталисты, ученые, художники) и «личных почетных граждан» (дети церковнослужителей, не получивших образования, и выпускники высших учебных заведений). Указ 1845 г . повысил чины, которые требовались для получения дворянства в порядке выслуги. Потомственное дворянство отныне предоставлялось гражданским чинам с V класса, военным $-$ с VI, а личное дворянство $-$ с IX класса для гражданских и военных чинов. В 1845 г . был издан указ о майоратах, запрещавший делить имения, насчитывающие более 1000 душ крепостных крестьян, между сыновьями дворянина, и требовавший передачи имений старшему сыну.

Бюрократизация и милитаризация управления

Важной характеристикой системы государственного управления при Николае I стала бюрократизация всех сторон жизни общества, что дало основание В. О. Ключевскому утверждать, что «здание российской бюрократии было возведено при Николае I».

Из документа (В. О. Ключевский. Курс русской истории):

Достиг ли этот бюрократический механизм государственной цели лучше, чем прежде, на это дает простой ответ одна цифра. В начале царствования император пришел в ужас, узнав, что только по ведомству юстиции во всех служебных местах им произведено 2800 тыс. дел. В 1842 г. министр юстиции представил государю отчет, в котором значилось, что во всех служебных местах империи не очищено еще 33 млн дел, которые изложены по меньшей мере на 33 млн писаных листов. Вот каких результатов достигло бюрократическое здание, завершенное в это царствование.

Созданная при Николае I система жесткого бюрократизма отчуждала власть от общества. Она привела к господству канцелярии, породила послушных исполнителей, чиновников-формалистов, блестяще описанных М. Е. Салтыковым-Щедриным.

Из документа (М. Е. Салтыков-Щедрин. История о ретивом начальнике):

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был ретивый начальник. В ту пору промежду начальства два главных правила в руководстве приняты были. Первое правило: чем больше начальник вреда делает, тем больше отчеству пользы принесет. Науки упразднит $-$ польза, население напугает $-$ еще больше пользы. Предполагалось, что отечество завсегда в расстроенном виде от прежнего начальства к новому доходит. А второе правило: как можно больше мерзавцев в распоряжении иметь…

Кукрыниксы. Из иллюстраций к сатирическому роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Другими особенностями системы управления являлись усиление полицейского характера и милитаризация аппарата управления. На посты глав многих министерств и ведомств, губерний при Николае I назначались военные.

Под неусыпным контролем губернаторов и городских органов полиции оказались органы городского самоуправления $-$ шестигласные думы. Городские депутатские собрания были упразднены. Принятый в 1837 г. «Общий наказ гражданским губернаторам» имел целью централизацию и военизацию местного управления. Губернатор объявлялся полномочным хозяином губернии. Он должен был обеспечивать точное исполнение указов императора и Сената, предписаний Министерства внутренних дел.

В деле упорядочения городского управления важную роль сыграло «Положение об общественном управлении Санкт-Петербурга» от 13 февраля 1846 г., в основу которого был положен сословный принцип. Оно создало иерархическую пирамиду городских жителей: на первой ступени стояло потомственное дворянство, за ним $-$ личные дворяне и почетные граждане, далее $-$ купцы, на четвертой и пятой ступенях соответственно находились мещане и ремесленники. Каждое сословие заседало в городской думе отдельно и избирало представителей в распорядительную думу, исполнительный орган. Закон 1846 г. поставил городские органы в зависимость от бюрократии. В распорядительную думу был введен правительственный чиновник, а губернатор получил возможность вмешиваться в дела городского самоуправления.

Охранительные меры в области цензуры и образования

Среди охранительных мероприятий Николая I выделяется «чугунный» Устав о цензуре от 10 июня 1826 г. Главным органом цензуры стал верховный цензурный комитет в составе трех министров $-$ народного просвещения, внутренних дел и иностранных дел. В уставе до мельчайшей подробности были определены обязанности цензора с воспитательно-педагогической точки зрения. В 1848 г. для предотвращения проникновения революционных и либеральных идей в Россию был создан т.н. "Бутурлинский комитет" (по имени первого председателя) - высший цензурный орган, осуществлявший надзор за печатными произведениями. От цензурного террора пострадали М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ю. Ф. Самарин, были запрещены письма Екатерины II Вольтеру.

Жесткому надзору подверглись учебные заведения. В 1827 г. царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. новый школьный устав уничтожил преемственность между приходскими и уездными училищами и гимназиями. Во всех низших и средних школах были введены телесные наказания, а преподавателей, уличенных в «вольнодумстве», изгоняли со службы. Принятый в 1835 г. Университетский устав наряду с предоставлением университетам некоторых прав самоуправления и свободы преподавания предусматривал открытие на юридических факультетах университетов кафедр законов благоустройства и благочиния. На этих кафедрах изучали законы о народонаселении, народном продовольствии, общественном призрении, благоустройстве в городах и селениях, о праве. Университетская автономия на практике заменялась наблюдением за университетами, которое было возложено на попечителей учебных округов. Контроль за университетами ужесточился после европейских революций 1848 г. Было упразднено преподавание философии, прекращена посылка за границу молодых ученых для подготовки к профессорскому званию, введены ограничительные квоты для приема студентов в высшие учебные заведения. Министр просвещения С. С. Уваров, попытавшийся защитить университеты, в 1849 г. преждевременно покинул свой пост.

Финансовая реформа

Наиболее значимыми правительственными мероприятиями Николая I стали проведенная Министерством финансов в конце 1830-х гг. денежная реформа и осуществленная Министерством государственных имуществ реформа государственных крестьян.

Денежная реформа 1839–1843 гг. стала результатом деятельности писателя, ученого, генерала Егора Францевича Канкрина (1823–1844 гг.), сменившего Гурьева на посту министра финансов. Он сумел резко сократить государственные расходы, собрать в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, укрепить курс русского рубля. Реформа установила систему серебряного монометаллизма. Обесценившиеся бумажные ассигнации заменялись государственными кредитными билетами, обменивающимися на золото и серебро. Вводилась практика внутренних и внешних займов, стали выпускаться «депозитные билеты» и «серии», имевшие одинаковую ценность с серебряной монетой.

Е. Ф. Канкрин

Крестьянский вопрос

В отношение крестьянского вопроса император разделял точку зрения А. Х. Бенкендорфа, утверждавшего, что крепостное право $-$ «пороховой погреб под государством». Разработку этого вопроса он поручил Павлу Дмитриевичу Киселеву , члену Государственного совета, стороннику отмены крепостного права. П. Д. Киселев, участник Отечественной войны и заграничных походов 1813–1814 гг., русско-турецкой войны 1828–1829 гг., во время восстания 14 декабря 1825 г. возглавлял штаб второй армии, после разгрома движения был вынужден оправдываться от обвинений в связи с декабристами. В 1829–1834 гг. Киселев управлял находившимися под протекторатом России Дунайскими княжествами, где под его руководством были приняты первые конституции Молдавии и Валахии $-$ органические регламенты. Регламенты дали личную свободу крестьянам и право перехода от одного землевладельца к другому, помещикам запрещалось выселять крестьян в том случае, если последние выполняли лежавшие на них обязанности, безземельные батраки должны были наделяться землёй.

Андреев. Портрет графа П. Д. Киселева

В марте 1835 г. под началом П. Д. Киселева был создан Секретный комитет, разработавший план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. В 1836 ему было поручено руководить V Отделением личной канцелярии Николая I, после чего Киселев стал «начальником штаба по крестьянскому делу». Он настаивал на постепенном введении свободы, «чтобы рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства». Задачи расширения крестьянского землепользования, облегчения тяжести феодальных повинностей, введения агрономических новаций и культурно-бытовых улучшений диктовали необходимость хорошего администрирования. С этой целью в 1837 г . было создано Министерство государственных имуществ , которое под его руководством приступило к реформе управления государственными крестьянами 1837-1841 гг. В задачу нового министерства входила забота об экономическом благосостоянии казенных крестьян, сбор с них подати, попечение о медицинской помощи и распространении грамотности.

В ходе осуществления реформы государственные крестьяне получали широкое местное самоуправление, развивавшееся под контролем создаваемых во всех губерниях палат государственных имуществ. Они объединялись в особые сельские общества, из нескольких таких обществ создавались волости, управляемые выборными волостными сходами. В деревнях на сельских сходах избирали деревенских старост. Упорядочив административное управление, Киселев создав приходские училища, которые стали называть «киселевскими» школами. Администрация требовала от крестьян засевать лучшие земли картофелем, вводить общественную запашку. Реформа улучшила положение государственных крестьян, определила порядок наделения их землей и переселения, облегчила сбор налогов. Малоземельным крестьянам начиная с 1837 г. было отведено более 2 млн. десятин земли, в деревнях организовано 2,5 тыс. приходских училищ, построено 27 больниц.

Отрицательной стороной реформы явилось возникновение большого и затратного аппарата чиновников. Ей оказали сопротивление помещики, опасавшиеся усиления борьбы крепостных за переход в казенное ведомство. Крестьяне с недовольством воспринимали призывы администрации засевать земли картофелем, вводить общественную запашку. Их ответом на «начало казенной барщины» стали «картофельные бунты» на Севере, в Приуралье и Поволжье.

А. М. Тагаев-Сурбан. «Картофельный бунт»

Определенные меры к улучшению положения крепостных крестьян были предприняты в 1840-х гг. В 1842 г . вышло Положение об обязанных крестьянах, в котором вопрос о порядке выхода крестьян из зависимости отдавался на откуп помещикам. В итоге помещики добровольно перевели всего 27 708 своих крепостных крестьян на положение «обязанных» за все царствование Николая I. В 1827–1846 гг. было ограничено право помещиков ссылать крепостных в Сибирь, за ревизской душой мужского пола закреплено право на 4,5 десятины земли, запрещено продавать крепостных отдельно от семьи. В 1847–1848 гг. были составлены инвентарные правила, определившие в трех губерниях Западного края размеры наделов и повинности крестьян. Эта регламентация ограничивала право помещиков на землевладение, находящееся в пользовании крепостных. Однако предпринятые меры были недостаточны для решения крестьянского вопроса, свидетельствовали скорее о желании «преобразовать» систему крепостного права, чем ликвидировать ее.

Итоги внутренней политики Николая I

Внутренняя политика Николая I показала, что для него были наиболее важны стабильность и устойчивость общества. Царь беспокоился о благополучии граждан, но при этом боролся с инакомыслием, к примеру, с движением дворянских революционеров. Не доверяя обществу, Николай I опирался на чиновную бюрократию. Жестокость и рациональность $-$ характерные черты личности царя $-$ повлияли на формальное отношение его правительства к государственным делам. Император пытался вникнуть в существующий порядок, брался за многие нововведения, но не всегда понимал их сути. Поэтому чиновники времен Николая I также оказались формальными исполнителями его воли. Они не старались тщательно рассмотреть отдельное дело, не стремились найти наиболее подходящее решение для каждой проблемы. Их главная забота заключалась в том, чтобы соблюдать правила и предписания, независимо от того, разумны ли они или могут привести к результатам, противоположным тому, что было задумано. Безнаказанность и круговая порука довершали дело разложения чиновничества.

Николаю I не удалось стать вторым Петром Великим, на политику которого царь равнялся. Основные усилия Николая I были направлены на усиление централизации, борьбу с идеями революционного характера, возрастание роли канцелярии императора. Определенные успехи имела финансовая реформа. Крестьянская реформа касалась только государственной деревни, носила половинчатый характер. Социальная реформа не смогла решить задачу поставить все сословия на службу монарху. Бюрократизация и формализм характеризовали работу механизма государственного управления.

Историки о времени правлении Николая I:

Официальная дворянская историография положительно отзывалась о правлении Николая I. В работах М. А. Корфа, Н. К. Шильдера, И. Ильина, К. Леонтьева, И. Солоневича идеализировалась как личность Николая, так и его внутренняя политика. Апологетом его правления считается Н. К. Шильдер (1842-1902), который высоко оценивал государственную деятельность Николая I. Он противопоставил космополитическому характеру политики Александра I национальную политику Николая I.

Либеральная историография (В. О. Ключевский, А. А. Кизеветтер, А. А. Корнилов, С. Ф. Платонов) говорила о «разрыве власти с обществом» при Николае I. В то же время А. А. Корнилов считал, что «правительственная система Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идей просвещенного абсолютизма».

А. Е. Пресняков стал одним из первых историков называть этот период «апогеем самодержавия». Историк писал: «Время Николая I - эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти в ту самую пору, как во всех государствах Западной Европы монархический абсолютизм, разбитый рядом революционных потрясений, переживал свои последние кризисы».

Советская историография (Б. Г. Литвак, Н. М. Дружинин, Н. П. Ерошкин) критически относилась к правлению Николая, подчеркивалось возросшее значение Третьего Отделения и чиновничьей бюрократии в годы его царствования. Вся его деятельность представлялась как подготовительный этап Крымской катастрофы, а все попытки николаевского правительства решить крестьянский вопрос назывались «пустыми хлопотами». Так, Б. Г. Литвак многолетнее обсуждение вопроса об освобождении крепостных крестьян в «секретных» комитетах Николая I сравнивает с «танцем кота вокруг котла с горячей кашей». Главную причину этого советские историки видели в боязни правительства недовольства со стороны дворянства и в надежде Николая I, что русские помещики сами «созреют» и предложат провести реформу.

В современной историографии произошло определенное переосмысление эпохи правления Николая I: историческая наука отошла от однозначно негативной оценки его царствования, эпоха Николая I рассматривается как этап общего поступательного движения России, этап тем более важный, что он предварял реформы 1860-х гг. В 1997 г. редакция журнала «Родина» провела специальный круглый стол об эпохе правления Николая. В нем приняли участие ведущие специалисты по истории России первой половины XIX в. С. В. Мироненко, В. А. Федоров, А. В. Левандовский, Д. И. Олейников, С. С. Секиринский, Ю. А. Борисенок. Современные историки по-разному оценивают результаты деятельности Николая I. Имеется немало исследователей, придерживающихся традиционных взглядов на Николая I и эпоху его правления. Т. А. Капустина пишет: «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции». В. Я. Гросул правление Николая I по-прежнему называет «апогеем самодержавия»: император, по его словам, «выжал из феодализма практически все, что мог».

В современной литературе присутствует и другая точка зрения на время правления Николая I. Она отрицает многое из того, что писала о Николае I советская историография. А. Б. Каменский указывает, что было бы неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера». Историк проводит параллели в судьбах Николая I и его старшего брата императора Александра I: и тот и другой пытались провести необходимые обществу реформы, но натолкнулись на непреодолимые трудности, связанные с консервативным общественным мнением, отсутствием в обществе тех политических сил, которые могли бы поддержать реформаторские усилия императоров. Поэтому, по словам Каменского, главным вопросом в правление Николая I стал вопрос «о сохранении политического режима и государственной безопасности».

Централизация управления

Дата Решение
1826 г. Образование Собственной Его Императорского Величества канцелярии (первое отделение $-$ канцелярия, второе $-$ кодификация, третье $-$ высшая полиция, четвертое $-$ благотворительность, пятое $-$ государственные крестьяне, шестое $-$ управление делами Кавказа).
1827 г. Образование Корпуса жандармов. Страна разделена на 5 (с 1843 г. $-$ 8) жандармских округов.
1828–1832 гг. Составление Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи под руководством М. М. Сперанского.
1832 г. Органический статут Царства Польского: ликвидация сейма, польской армии. Русификация Царства Польского: введение русского языка, русской системы мер и весов, русской валюты.

Политика в области просвещения и печати

Дата Решение
1826 г. Новый устав о цензуре («чугунный устав»).
1828 г. Устав гимназий и училищ уездных и приходских; утверждение сословного принципа при приеме в учебные заведения (в гимназии принимаются только дети дворян).
1833 г. О мерах против умножения частных учебных заведений.
1835 г. Университетский устав: фактическое управление отдано попечителям учебных округов (в ряде случаев $-$ генерал-губернатору), фактически ликвидировалось право выбора ректоров и профессуры, упраздняется университетский суд. Однако восстановлено преподавание философии, срок обучения увеличен до четырех лет, поощрение выпускников, введение подготовительных курсов.
1837 г. «Параллельная» цензура $-$ просмотр сочинений, уже прошедших цензуру.
1848– 1855 гг. Усиление цензурного гнета в связи с многочисленными крестьянскими восстаниями и «весной народов» в Европе. Деятельность «бутурлинского» цензурного комитета. Ликвидация остатков университетской автономии. Ограничение числа студентов.

Высшие специальные учебные заведения: 1828 г. $-$ Технологический институт, 1830 г. $-$ Архитектурное училище, 1832 г. $-$ Училище гражданских инженеров, 1835 г. $-$ Межевой институт и Училище правоведения.

Меры по укреплению положения дворянского сословия

    разорение дворянства (54 % имений заложены к 1844 г.);

    рост доли чиновного дворянства (52 %);

    низкая доля дворян в университетах (35 %).

Привилегии дворянству:

    предоставление ссуд;

    наделение землей из государственного фонда;

    бесплатное обучение в учебных заведениях;

    помощь при чинопроизводстве.

Дата Решение
1831 г. Дворянские губернские собрания получали право подавать представления о нуждах и по вопросам местного самоуправления.
1831 г. Повышение ценза для участия в дворянских собраниях. Мелкопоместные дворяне участвуют в выборах через представителей.
1832 г. Манифест о почетном гражданстве: ограждение притока в дворянское сословие представителей низших сословий.
1845 г. Изменение порядка получения дворянства через службу (личное дворянство теперь дается только с 9-го ранга (а не с 12-го), а потомственное $-$ с 5-го (а не с 8-го)).
1845 г. Закон о майоратах: при желании помещик мог объявить имение заповедным и передать все старшему сыну (для имений свыше 1000 десятин).

Крестьянский вопрос

    частые крестьянские бунты.

В ответ правительство идет на ряд декларативных уступок, не имевших существенного влияния на ситуацию. Создание за период царствования Николая I 10 секретных комитетов по крестьянскому вопросу.

Дата Решение
1827 г. Запрет продавать одних крестьян без земли или землю без крестьян; запрет продавать крепостных на заводы.
1828 г. Ограничение права ссылки крестьян.
1833 г. Запрет продавать крестьян с публичного торга с разделением семей, запрет расплачиваться крестьянами за долги, запрет переводить крепостных в дворовые с лишением их земли.
1837–1841 гг. Реформа государственной деревни П. Д. Киселева. Создание новой системы управления деревней с элементами самоуправления, организация начального образования, медицинской и ветеринарной помощи, наделение безземельных крестьян землей, их переселение в Сибирь. Усиление чиновнического и налогового гнета.
1841 г. Запрет дворянам, не имеющим земли, покупать безземельных крепостных.
1842 г. Указ об обязанных крестьянах: крестьянин получает свободу и землю, но только в пользование, за что он обязан отбывать фиксированные повинности.
1844 г. Право помещиков отпускать дворовых по их согласию.
1844–1855 гг. Инвентарная реформа в западных губерниях, правобережной Украине и белорусских губерниях. Фиксация повинностей крестьян, перевод их в статус государственных.
1847 г. Право крестьян выкупаться в течение 30 дней с момента объявления о продаже имения с публичных торгов за неустойки. Плата вносится единовременно. Фактически указ быстро аннулирован.
1847 г. Право Министерства государственных имуществ покупать помещичьи имения с переводом крепостных в статус государственных.
1848 г. Право крестьян покупать землю на свое имя только с согласия помещика. Купленная земля не защищена законом (помещик может конфисковать).

Политика в области промышленности, торговли и финансов

    слабые темпы урбанизации (8 % к концу царствования) при постепенно происходящем промышленном перевороте и увеличении рабочих рук в промышленности в три раза за царствование Николая I;

    интерес государства в развитии промышленности;

    слабое развитие путей сообщения в огромной империи;

    растущий бюджетный дефицит.

Ограниченные реформы не смогли обеспечить промышленный переворот, как и сокращение дефицита бюджета, который к 1855 г. вдвое превысил профицит.

Поэтому не мог рассчитывать на престол, что определило направление его воспитания и образования. С ранних лет он увлекался военным делом, особенно его внешней стороной, и готовился к военной карьере.

В 1817 г. великий князь Николай Павлович женился на дочери прусского короля, в православии получившей имя Александры Федоровны. У них было 7 детей, старший из которых – будущий император Александр II.

В 1819 г. император Александр I сообщил Николаю о намерении их брата Константина Павловича отречься от своего права престолонаследия, и соответственно власть должна будет перейти к Николаю. В 1823 г. Александр I издал Манифест, провозглашавший наследником престола Николая Павловича. Манифест являлся семейной тайной и не был опубликован. Поэтому после внезапной смерти Александра I в 1825 г. возникла путаница с вступлением на престол нового монарха.

На 14 декабря 1825 г. была назначена присяга новому императору Николаю I Павловичу. На этот же день «декабристы» запланировали восстание с целью свержения самовластия и требованием подписать «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались гражданские свободы. Проинформированный Николай перенес присягу на 13 декабря, а восстание было подавлено.

Внутренняя политика Николая I

С самого начала правления Николай I заявил о необходимости реформ и создал «комитет 6 декабря 1826 года» для подготовки преобразований. Большую роль в государстве стала играть «Собственная Его Величества канцелярия», которая постоянно расширялась созданием множества отделений.

Николай I поручил специальной комиссии под руководством М.М. Сперанского разработать новый Свод Законов Российской империи. К 1833 г. было отпечатано два издания: «Полное собрание законов Российской империи», начиная с Соборного уложения 1649 г. и до последнего указа Александра I, и «Свод действующих законов Российской империи». Кодификация законов, проведенная при Николае I, упорядочила российское законодательство, облегчила ведение юридической практики, но не принесла изменений в политическую и социальную структуру России.

Император Николай I по духу своему был самодержцем и ярым противником введения в стране конституции и либеральных реформ. По его мнению, общество должно жить и действовать, как хорошая армия, регламентировано и по законам. Военизация государственного аппарата под эгидой монарха – вот характерная черта политического режима Николая I.

Он крайне подозрительно относился к общественному мнению, под цензурный гнет попали литература, искусство, просвещение, были приняты меры по ограничению периодической печати. В качестве национального достоинства официальная пропаганда стала превозносить единомыслие в России. Идея «Народ и царь едины» была главенствующей в системе образования в России при Николае I.

Согласно «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым, Россия имеет свой путь развития, не нуждается во влиянии Запада и должна быть изолирована от мирового сообщества. Российская империя при Николае I получила название «жандарма Европы» за охранение покоя в европейских странах от революционных выступлений.

В социальной политике Николай I делал упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, по которому дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. В 1845 г. император издал «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

Крепостное право при Николае I пользовалось поддержкой государства, и царь подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Но Николай I не был сторонником крепостничества и тайно готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.

Внешняя политика Николая I

Наиболее важные стороны внешней политики в период царствования Николая I были возврат к принципам Священного союза (борьба России против революционных движений в Европе) и Восточный вопрос. Россия при Николае I участвовала в Кавказской войне (1817-1864 гг.), русско-персидской войне (1826-1828 гг.), русско-турецкой войне (1828-1829 гг.), в результате которых Россия присоединила к себе восточную часть Армении, весь Кавказ, получила восточный берег Черного моря.

В период правления Николая I наиболее памятной стала Крымская война 1853-1856 годов. Россия была вынуждена воевать против Турции, Англии, Франции. В ходе осады Севастополя Николай I потерпел поражение в войне и утратил право иметь военно-морскую базу на Черном море.

Неудачная война показала отсталость России от передовых европейских стран и насколько нежизненной оказалась консервативная модернизация империи.

Николай I умер 18 февраля 1855 г. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в истории России, начиная со Смутного времени.

Тема Внутренняя политика Николая I".

Урок истории

8-й класс

Цели урока:

  1. Обучающие:
  • познакомить учащихся с личностью Николая I;
  • его внутренней политикой, её основными направлениями.
  1. Развивающие:
  • совершенствовать умения учащихся работать с учебником;
  • развивать навыки анализа документов;
  • совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;
  • развивать коммуникативную культуру.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Личность Николая I.
  4. Основные направления внутренней политики Николая I.
  5. Общее значение деятельности Николая I.
  6. Запись и пояснение домашнего задания.
  7. Выставление оценок.
  8. Подведение итогов урока.

Оборудование: мультимедийные средства обучения, раздаточные материалы.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

У.: Приложение 1 ).

У.: Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните тему прошлого урока (Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов. ). Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий (Приложение 1 ). Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами; на экране появляются правильные ответы. После проверки ребята сдают подписанные работы.

2. Объявление темы и целей урока

У.: Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I. (Запись в тетради темы .) Как вы думаете, какие цели преследует наше занятие?

(Ответ 1-2 учащихся. ) Вы правильно видите цели урока. Я тоже их определила. Давайте, сравним (на экране появляется слайд с целями урока, а учитель их комментирует ). Как видите, наши мысли совпали:

Цели урока:

Постараемся выполнить то, что запланировали.

3. Личность Николая I

На экране Слайд 7. Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.

У.: Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.

После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? (На экране – соответствующая цитата )

Согласны ли вы с этим высказыванием? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

О детстве и юности Николая Павловича нам расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.

Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.

Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор

всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.

Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.

У.: К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича? (К военной .)

Какие обстоятельства повлияли на его характер?

Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.

Документ. Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Вопросы к документу:

  • Какие черты характера выработались у будущего императора? (властность, дотошность, ответственность )
  • Какая организация была идеалом для Николая I? (армия )
  • Что император требовал от своих подчинённых? (исполнительности, точности, покорности )

4. Основные направления внутренней политики Николая I

У.: Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

На экране появляется слайд Внутренняя политика Николая I

Учащиеся начинают запись в тетради:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ внутренней политики Николая I.

УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ

  1. Централизация управления государством:
  • усиление роли Собственной Его Императорского Величества Канцелярии;
  • увеличение количества чиновников и расширение их полномочий.
  1. Борьба с революционными настроениями:
  • а) создание III Отделения Канцелярии (политический сыск, шеф – А.Х. Бенкендорф);
  • б) принятие «Устава о цензуре» в 1826 году.

На экране по ходу рассказа учителя появляются слайды с направлениями политики императора Николая.

У.:

У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.

У.: Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов.

Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф, о котором расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Генерал Александр Христофорович Бенкендорф служил начальником третьего отделения канцелярии, одновременно был шефом жандармского корпуса. Пользовался особым доверием царя.

У.: Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.

Работа в группах.

Учитель предлагает учащимся представить себя живущими и работающими в николаевское время (Приложение 2 ).

Используя материалы параграфа 10, 1-я группа «Жандармы» должна сдать экзамен на чин унтер-офицера и выполнить задание; 2-я группа «Цензоры» подготовят рецензию на стихотворение А.С. Пушкина; 3-я группа «Чиновники» должна определить, как можно улучшить работу министерств и ведомств.

Для выполнения заданий отводится 2-3 минуты, затем группы сообщают свои ответы. Результат третьей группы служит переходом к рассказу учителя о втором направлении внутренней политики императора Николая Павловича.

Продолжение записи в тетради:

УЛУЧШЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОРЯДКОВ

  1. Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства (М.М. Сперанский).
  2. Попытка решения крестьянского вопроса (П.Д. Киселёв).

На экране – соответствующий слайд.

У.: Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику.

На экране – портрет М.М. Сперанского.

Рассказ ученика: Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно вёлся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.

У.: Император не забыл нужды и беднейших своих подданных – крестьян. Меры по улучшению их положения он поручил Павлу Дмитриевичу Киселёву.

На экране – портрет П. Д. Киселёва.

Рассказ ученика: Павел Дмитриевич Киселёв – граф, государственный и военный деятель, дипломат. Геройски проявил себя в Бородинском сражении. С 1838 года занимал пост министра государственных имуществ. Разработал проект крестьянской реформы.

У.: Относясь к крепостному праву как к очевидному злу, Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.

5. Общее значение деятельности Николая I

Работа в группах.

Что бы проанализировать суть и значимость николаевских преобразований группы по параграфу 10 выполняют задания (Приложение 3 ).

На работу с учебником и ответы даётся 3 минуты, затем учитель предлагает вспомнить вопрос, заданный в начале урока.

Появляется слайд: «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Для ответа на этот вопрос ребятам нужно выбрать карточки «ДА» или «НЕТ». Свой выбор они поясняют.

Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.

6. Запись и пояснение домашнего задания

Для закрепления изученного на уроке ученикам предлагается выполнить домашнее задание: Дайте общую оценку внутренней политики Николая I . В этом вам помогут документы и вопросы на странице 62 (устно ).(Соответствующий слайд )

Ребята, было ли вам интересно познакомиться с личностями николаевской эпохи? Чтобы подробнее познакомиться с их судьбой, я предлагаю вам почитать книги, которые есть в классе и в школьной библиотеке.

7. Выставление оценок

Учитель просит руководителей групп проанализировать работу участников групп и выставляет оценки за урок.

  • Хочу отметить учеников, подготовивших сообщения, которые были построены грамотно, лаконично, научно и несли для вас новую информацию;
  • руководители групп, также заслуживают похвалы за хорошую организацию работы;
  • содержательными были устные ответы следующих учеников…

8. Подведение итогов урока

У.: Подведём итоги. В начале урока мы определили цели нашей работы:

  1. сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;
  2. развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;
  3. воспитывать интерес к историческим личностям.

(Новый слайд .)

  • Познакомились ли вы с внутренней политикой Николая I и её направлениями?
  • Назовите документы с которыми работали.
  • С какими личностями вы познакомились?
  • Какие понятия были ключевыми на уроке?
  • Можно ли считать цели урока выполненными?

Выслушав ответы учеников, учитель заканчивает урок.

Тест - Приложение 1 , работа в группах-1 - Приложение 2 , работа в группах-2 - Приложение 3 , Канцелярия - Приложение 4 , основные понятия - Приложение 5 , личности - Приложение 6 , самоанализ урока - Приложение 7 . Презентация - Приложение 8 .

Тест

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

а) «Русская правда»;

б) Конституция;

в) «Соборное Уложение».

а) А.С. Пушкин;

б) С.П. Трубецкой;

в) Н.М. Муравьев.

а) отмена крепостного права;

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

  1. Причиной неудачи стала:

а) малое количество;

в) отсутствие руководства.

Выделите правильные ответы .

Приложение 1.

Тест

1. Организации декабристов назывались:

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

2. Программа П.И. Пестеля называлась:

а) «Русская правда»;

б) Конституция;

в) «Соборное Уложение».

3. Руководителями декабрьского восстания были:

а) А.С. Пушкин;

б) С.П. Трубецкой;

в) Н.М. Муравьев.

4. Выступление декабристов произошло:

5. В требования декабристов входили:

а) отмена крепостного права;

б) замена монархии на республиканский строй;

в) провозглашение гражданских свобод.

6. Поводом для выступления послужили события:

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

  1. Причиной неудачи стала:

а) малое количество;

б) отсутствие плана действий;

в) отсутствие руководства.

Выделите правильные ответы .

Приложение 2.

Работа в группах (1).

Найдите ошибку в документе, помня, что жандармское отделение занималось политическим сыском и осуществляла контроль за умонастроениями.

«В обязанности каждого жандарма входит: 1) выполнение распоряжений начальства; 2) пресечение оборота фальшивых денег; 3) сбор сведений о неблагонадежных лицах; 4) учреждение богоугодных заведений; 5) высылка подозрительных людей; 6) надзор за иностранцами; 7) составление учебных программ для гимназий и университетов».

Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с точки зрения «Устава о цензуре». Что из прочитанного могло быть истолковано как намёк на непочтительность к существующему режиму?

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Выберите из перечисленных мероприятий наиболее вероятные направления деятельности по искоренению недостатков существующей системы. Помните, что реформы не должны подрывать самодержавие.

  1. отмена крепостного права;
  2. введение Конституции;
  3. создание единого «Свода законов»;
  4. созыв парламента;
  5. улучшение положения крестьян.

Задание для группы «Жандармы».

Скажите, в чем, по-вашему, важность составления Свода законов Российской империи?

Задание для группы «Цензоры».

Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы опасной для общественного спокойствия?

Задание для группы «Чиновники».

Что стало главным пунктом преобразований П. Д. Киселёва?

Приложение 4.

Собственная Его ИмператорскогоВеличества Канцелярия

1 Отделение (личныепоручения, прошения на имя царя)

2 Отделение (создано для составления единого Свода законов)

3 Отделение Свода законов)

3 Отделение (политический сыск, контроль за умонастроениями)

Приложение 5.

Основные понятия:

« Апогейсамодержавия»,

канцелярия,

бюрократия,

жандарм,

чиновник,

цензура,

рецензия, богоугодные заведения.

Приложение 6.

Личности:

Николай Павлович Романов

Михаил Михайлович Сперанский

Дмитрий Павлович Киселёв

Приложение 7.

Самоанализ урока «Внутренняя политика Николая I».

Данный урок является 10-ым в системе изучения « России в первой половине 19 века», но первым по теме «Николаевская Россия».

По своему типу урок относится к уроку изучения нового материала.

Готовясь к уроку, я подготовила раздаточные материалы, мультимедийные слайды.

Главная дидактическая цель урока – изучить внутреннюю политику Николая I.

Кроме того, я определила следующие цели:

Обучающие:

А) познакомить учащихся с личностью Николая I;

Б) его внутренней политикой, её основными направлениями.

Развивающие:

А) совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

Б) развивать навыки анализа документов;

В) совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

Г) развивать коммуникативную культуру.

Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.

Таким образом, через постановку целей у учащихся формировалась положительная мотивация к учебной деятельности.

На этом уроке я отвела большую роль организации самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с целью активизации их познавательных интересов. Отдельным учащимся были даны опережающие задания по работе с научно-популярной литературой: подготовить сообщения об исторических личностях николаевской эпохи.

Перед учащимися в начале урока была поставлена проблема оценки личности и деятельности Николая I. Основная идея проблемного обучения заключается в том, что знания не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими самостоятельно, в условиях проблемной ситуации.

Данный урок был проведён с использованием современных образовательных приёмов обучения: проблемное обучение, работа в группах, элементы ролевой игры, информационно-коммуникативные технологии, что позволило ориентировать всё содержание урока на реализацию запланированных целей и задач.

В урок была включена самостоятельная работа по изучению документа в группах, которая показала, что учащиеся умеют выделять главное и делать выводы. В ходе ролевой игры

«жандармы», «чиновники», «цензоры» ученики обсуждали, размышляли, самостоятельно делали выводы о деятельности императорской канцелярии.

Проведённый урок включал в себя такие важные этапы, как закрепление и применение знаний. Н а этапе закрепления знаний учащиеся в группах отвечали на вопросы, опираясь на материалы учебника и продемонстрировали понимание данной темы.

Применяя приобретённые знания, ребята, ответили на проблемный вопрос, заданный в начале урока. Этот этап урока прошёл в форме игры «ДА» - «НЕТ», которая показала, что учащиеся умеют давать оценку историческим личностям и их деятельности.

Для закрепления полученных знаний ученикам, было предложено дать общую оценку деятельности Николая I (устно), используя материалы учебника, документы и вопросы к параграфу № 10.

Завершающим компонентом урока была рефлексия. На этом этапе учащиеся дали самоанализ своей деятельности.

Оценку я использовала, как способ формирования положительного фактора мотивации к учениюЦели урока были достигнуты, изученный материал усвоен. Учебное содержание соответствовало реальным учебным возможностям учеников. На уроке использовался материал различного уровня сложности, учитывая индивидуальные особенности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, творческий. жандарм

чиновник

цензура

рецензия

богоугодные заведения

Николай Павлович Романов

Александр Христофорович Бенкендорф

Михаил Михайлович Сперанский

Дмитрий Павлович

Годы царствования Николая I: 1825-1855.

Николай получил прозвище "жандарм Европы " за подавление революции в Венгрии (в то время была частью Австрийской империи) в 1849 году.

Основные направления внутренней политики .

1.Подавление восстания декабристов и расправа с его участниками.

Восстание декабристов произошло 14 декабря 1825 года в день присяги Николаю сенаторами и гвардией. В день восстания новому императору пришлось пережить немало неприятных минут, существовала реальная угроза его ареста или убийства. Потрясением для императора явилось то, что в составе организации декабристов были представители аристократических семейств, близких трону. Следственная комиссия по делу декабристов работала около полугода. По делу был осужден 121 человек. Осужденные были разделены на несколько категорий, в зависимости от тяжести вины и наказания. категория означала вечную каторгу, 5 человек вне категорий подлежали смертной казни. Согласно Соборному уложению 1649 года преступления против царя карались смертной казнью через четвертование. Николай "смилостивился" над "государевым преступниками", заменив четвертование повешением. П.Пестеля, К.Рылеева, П.Каховского, С.Муравьева-Апостола и М.Бестужева-Рюмина казнили в ночь на 13 июля 1926 года на кронверке Петропавловской крепости.

Тяжесть вины подсудимых по делу участников организации определялась зачастую не их деятельностью, а поведением во время следствия. Николай часто присутствовал на допросах, иногда открыто, чаще находясь за ширмой. Сохранились многочисленные свидетельства того, что его личные впечатления, отношение к тому или иному подследственному предопределили строгость его содержания в крепости, возможность передачи посылок и свиданий с близкими, а также определение степени его вины. Осужденные на каторгу декабристы были пропущены через процедуру гражданской казни со срыванием эполетов и разламыванием шпаги над головой, а затем были отправлены в Сибирь по этапу. И если бы не самоотверженность жён декабристов, добившихся разрешения последовать за мужьями, наверное, так бы они и сгинули на каторге, поскольку Николай до конца своего царствования не соглашался на амнистию. Претерпевая многие лишения, отказавшись от дворянских привилегий, жены декабристов вызывали уважение местной администрации, а иногда опасения недовольства их влиятельной столичной родни, что заставляло следить за условиями содержания осужденных. Три отважные женщины, первыми последовавшие в Сибирь за мужьями, стали героинями поэмы А.Некрасова "Русские женщины". Это Е.И.Трубецкая (княгиня Трубецкая была дочерью графа Лаваля и приятельницей императрицы), М.Н.Волконская (дочь генерала Н.Н.Раевского, муза А.С.Пушкина), А.Г.Муравьева (привезла в Сибирь послание А.С.Пушкина " Во глубине сибирских руд", умерла от воспаления лёгких в 28 лет).

Независимо от характера убеждений и деятельности, участники движения декабристов показали верность нравственному долгу служения ближнему. Власть же показала жестокость и необъективность: по людям стреляли картечью, были убиты или ранены любопытные зрители, тяжесть наказания определялась субъективно и не всегда соотвестствовала степени вины.

В дальнейшем царь часто обращался к материалам следственного дела, отдельные выписки постоянно лежали в его столе, поскольку во время допросов декабристы подняли самые насущные вопросы жизни страны. Пережитые чувства неуверенности и страха в день восстания заставили Николая ввести жёсткие охранительные меры.

2. Попытки решения крестьянского вопроса.

Указ "об обязанных крестьянах" 1842 год не носил обязательного характера, он позволял помещикам, предоставив своим крестьянам личную свободу, перейти на договорные отношения с ними по поводу земли и её обработки. Фактически указ идентичен манифесту Александра I "о вольных хлебопашцах".

Реформа управления государственными крестьянами (т.н. реформа Киселёва). Подготовкой реформы занималось Пятое Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Для проведения реформы в 1837 году было создано Министерство государственных имуществ под руководством П.Д.Киселева. Реформа предусматривала новую систему управления и улучшение жизни и быта государственных крестьян, а также создание условий для деятельности органов волостного и уездного крестьянского самоуправления. Новая налоговая система учитывала доходность крестьянских хозяйств, специально созданные в губерниях казенные палаты должны были, по мысли Киселева, хорошо разбираться в жизни крестьян и компетентно руководить округами, состоявшими из нескольких уездов проживания государственных крестьян. Предусматривалось введение особого суда для мелких крестьянских правонарушений. Во многих округах открывались лечебные и образовательные учреждения. Новые органы управления пытались внедрить новые передовые приёмы хозяйствования, что не всегда встречало понимание крестьян. Особое недовольство крестьян вызвали обязательные посадки картофеля. Так называемая общественная запашка, то есть обязательные посевы картофеля на случай голода, была воспринята крестьянами как государственная барщина, что вызвало серьёзное сопротивление, вплоть до "картофельных бунтов", подавленных силой.

В целом, реформа привела к улучшению жизни и быта государственных крестьян. Их недовольство было вызвано принудительными административными мерами, то есть субъективными факторами.

Что же касается реакции помещиков, которые, согласно намерениям графа Киселева, должны были проникнуться желанием перемен в положении крепостных крестьян, то этого не произошло. Наоборот, они стали выражать опасения.

Инвентарная реформа. 1847-1848. Реформа касалась взаимоотношений дворян и крепостных крестьян в Западной Украине. Были составлены инвентарные книги, куда входили записи положенной феодальной ренты крестьян: размера оброка и барщины. Фиксация ренты означала, что помещики не имели права её увеличивать. Реформа была выполнена с согласия помещиков и могла, как при Александре I в Прибалтике, стать первым шагом по облегчению и отмене крепостного права в регионе.

3. Финансовая реформа.

Проведена в 1839-1842 годы под руководством министра финансов Е.Ф.Канкрина. Реформа была

вызвана, в частности, последствиями экономической войны Наполеона, Великая армия которого, помимо всего прочего, наводнила Россию фальшивыми ассигнациями. Все ассигнации подлежали обмену на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на серебро. Согласно указу, серебряный рубль стал главным средством платежа, был установлен его твёрдый курс по отношению к ассигнациям.

Реформа укрепила финансовую систему страны и способствовала её экономической стабилизации.

4. Создание нового свода законов или кодификация.

Кодификация или тематическое упорядочение существующих российских законов было выполнено под руководством М.М.Сперанского по поручению Николая I. Для проведения этой непростой реформы было создано Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которую и возглавил Сперанский. Реформа состояла из двух основных этапов. Сначала было опубликовано в 1830 полное (45-томное) собрание законов Российской империи, созданных с Соборного уложения 1649 до 1826 года. Затем был подготовлен и опубликован Свод законов - тематически упорядоченное, приведенное в соответствие с современными нормами российского права и русского языка собрание действующих законов Российской империи. По объёму и содержанию это грандиозная работа, только организационный талант и работоспособность М.М.Сперанского, его блестящее умение формулировать позволили провести эту работу. В подготовке кодификации Сперанский проанализировал систему французского, немецкого и английского законодательства в поисках оптимального варианта и остановился на франко-немецкой правовой системе. 15-томный Свод законов был опубликован в 1833 году.

5. Мероприятия последовательного консерватизма, охранительные меры по защите существующего строя.

Создание Третьего Его Императорского Величества канцелярии в 1826 году.Третье отделение под руководством графа Бенкендорфа выполняло функции политической полиции. Постоянный надзор, перлюстрация писем, доносы - применявшиеся средства деятельности. Отделению подчинялся Отдельный корпус жандармов по командованием графа Дубельта.

Жёсткий цензурный устав. Новые цензурные правила 1826 и 1828 годов вводили строгую предварительную цензуру на любое печатное издание.

Идеология. "Теория официальной народности" - система взглядов, внедрявшаяся в общественное сознание. Ядро её составляла формула министра просвещения графа С.С.Уварова: "православие, самодержавие, народность". Православие - лучшая религия, самодержавие - лучший строй для России. Народность означает особые отношения между царем и народом - отношения строгого, но любящего отца и послушных его воле детей. Идеология внедрялась с помощью системы образования, литературы и искусства. Её апологеты (преданные сторонники) - поэт Кукольник, литераторы Булгарин и Греч, автор исторических романов Загоскин.

Результаты внутренней политики Николая I.

1.Безусловно, реформа управления государственными крестьянами, финансовая реформа и систематизация российского законодательства - самые значительные и успешные, имевшие позитивные результаты, мероприятия внутренней политики Николая 1. Стабилизация финансовой системы, улучшение положения значительной части крестьян, модернизация правовой системы - результаты правильного выбора направлений деятельности и талантливых исполнителей.

2.Охранительные направление привело, скорее, к негативным результатам. Обстановка доносительства, слежки, контроля негативно сказалась на жизни и деятельности самых выдающихся людей времени, в том числе великих русских поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Жёсткие полицейские меры не привели к отказу от общественного движения, показателем чего являются студенческие кружки, общество петрашевцев. Жестокие наказания, не соответствующие степени вины, применявшиеся властью, вызывали отторжение от существующей общественно-политической системы значительной части образованного населения.

3. Бюрократизация государственного аппарата, рост числа чиновников - ещё одно негативное следствие внутренней политики Николая. В целях централизации власти, личного контроля он создавал новые государственные структуры, отделения Собственной императорского величества канцелярии, дублировавшие работу других органов управления. Сама канцелярия под контролем талантливых руководителей работала эффективно. Например, Второе отделение под руководством Сперанского в составе всего 4 чиновников и 2 помощников всего лишь за 8 месяцев составило хронологический реестр тысяч законов, хранящихся в различных архивах. А вот многочисленные отделения различных департаментов с коррумпированными чиновниками - тема многих литературных произведений. В целом количество чиновников в России при Николае I выросло до 60 тысяч человек. Все они, по распоряжению царя, были одеты в особую (каждое подразделение) форму, но это не способствовало эффективности их деятельности.

Главным минусом внутренней политики Николая (как и Александра I) является отказ от отмены крепостного права, которое тормозило развитие страны во всех отношениях, приводя к низко эффективному труду, негативно сказываясь на её обороноспособности, что показала Крымская война. Но для отмены крепостного права одной воли царя было недостаточно, а большинство русских дворян по-прежнему к этому не было готово.

Вступил на престол 14 декабря 1825 г. Цель своей политики видел в укреплении внеш. и внутр. положения России, в недопущении революции.

Кодификация законов. Все российские законы, изданные после 1649 года были собраны и расположены в хронологическом порядке. Составили 47 томов полного собрания законов Российской Империи. В 1832 году издан 15-томный свод законно Российской империи, в который вошли все действующие законы. Сыск и Цензура. Усилены репрессивные органы. Создан корпус жандармов (глава - Бенкендорф, потом - Орлов). Страна разделена на жандармские округа. Особое место занимало III Отделение С. Е. И. В. канцелярии. Цензурные уставы направлены на подавление свободной мысли. Система образования. Ужесточение школьных уставов.

Запрещено принимать в школы детей крепостных. Они должны были учиться в церковно-приходских школах. Для горожан - трехклассные училища, для дворян - гимназии. Гос-во выступало против частных школ и домашнего образования, т.к. не могло их контролировать. Теория официальной народности. Стремясь противостоять революциии либеральным взглядам власть вырабатывала свою идеологию-теорию официальной народности. Автор - граф Уваров. Православие - самодержавие - народность. Русский народ религиозен и предан престолу, православная вера и самодержавие - условия существования России. Народность -необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать запад. ТОН была положена в основу преподавания в школах.

Сентябрь 1854 года - сражение на Альме. Поражение русскиз войск, отступление к Севастополю.

1854-1855 гг - Оборона Севастополя, бомбардировки, город уничтожен и сдан.

1856 год - Парижский мир . Россия вернула Турции захваченные Карс и Ардаган в обмен на Севастополь. Утратила часть Дуная и Южной Бессарабии. Запрет держать флот на Черном море и строить военные базы на его берегах.