Какие нации борются за независимость. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость. Международно-правовой статус физических лиц

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтвержда­ет и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX - начало XX вв. Особенно динамичное развитие он при­обрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окон­чательно завершило свое юридическое оформление в качестве основ­ного принципа международного права. Декларация о предоставле­нии независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкре­тизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политичес­кий статус и осуществлять свое экономическое, социальное и куль­турное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН».

В современном международном праве имеются нормы, под­тверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борю­щиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры при­нуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения - не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектнос­ти наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции.

Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму орга­низации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектнос-тью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций - нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с меж­дународным правом.

Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с коло­ниализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной на­правленности она свою задачу выполнила.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В ны­нешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами между­народного права и, в частности, с принципом уважения государствен­ного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других госу­дарств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех (!) наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нация­ми, международными организациями. Участвуя в конкретных между­народных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, которыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она борется (вытекают из государственного суверенитета).

Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявле­ние; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в между­народных организациях и конференциях; право участвовать в созда­нии норм международного права и самостоятельно выполнять при­нятые на себя международные обязательства.

Концепция международной правосубъектности народов (наций), борющихся за независимость, сформировалась под влиянием практики ООН. И хотя народы и нации, борющиеся за независимость, являются первичными субъектами международного права, их международная правосубъектность к этому времени оспаривается некоторыми авторами. Кроме того, ни доктрина, ни практика не выработали четких критериев, по которым нужно признавать определенную нацию и народ, борющийся за независимость, субъектам! международного права. Чаще всего решение о предоставлении такого статуса обосновывают политическими, а не юридическими критериями.

Идея признания народа или нации, борющейся за создание независимого государства, возникла достаточно давно. Так, например, Четвертая Гаагская конвенция 1907 г. предусмотрела ряд прав и обязанностей таких субъектов во время войны. Однако главную роль в процессе развития доктрины относительно предоставления статуса субъектов международного права сыграло влияние ООН в 60-70 годах XX века. во время так называемой деколонизации Основой для этого стал провозглашенный в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и подтвержденный впоследствии Декларацией 1970 г. принцип самоопределения народов. Он предусматривал, "...что каждый народ имеет право на самоопределение и может свободно устанавливать свой политический статус...".

Международной правосубъектностью обладают не все народы и нации, а лишь те, что борются за создание собственного государства. При этом не имеет значения характер борьбы, она может быть как военной, так и мирной. Народы и нации, которые создали собственное государство, на международной арене представленные ею. Таким образом, статус субъекта международного права народа или нации осуществляется как исключение, на время, пока они не создали собственного государства.

Интересным является тот факт, что в доктрине и в международных документах употребляются различные по значению термины "народ" и "нация". Хотя стоит заметить, что в большинстве известных в истории случаев статус субъекта международного права признавался не столько за народом или нацией, которые боролись за независимость, сколько за национально-освободительными движениями, которые были воплощением этой борьбы. Кроме того, и "народ", и "нация" являются понятиями достаточно размытыми, в то время как национально-освободительные движения гораздо лучше организованы и структурированы.

С конца 70-х годов XX века, то есть с момента фактического окончания деколонизации, происходит постепенная смена подходов к вопросу предоставления статуса субъекта международного права народам и нациям, что борются за независимость. Во-первых, все чаще акцентируется, что принцип самоопределения народов и наций является лишь одним из принципов международного права и его надо применять в комплексе с другими принципами международного права, в частности территориальной целостности и незыблемости границ. Именно поэтому значительное число авторов считают, что статус субъекта международного права может быть предоставлен не всем народам и нациям, которые борются за независимость, а лишь тем, которые используют свое право на самоопределение, и когда имеется хотя бы одна из перечисленных ситуаций: 1) территории, аннексированы после 1945 г., принадлежат к так называемым несамоуправляющихся территорий (примером первой является Палестина, второй - Гуам); 2) если государство не придерживалась принципа равенства отдельных групп населения по этническому, национальному, религиозному или другой похожей признаку (например, Косово); 3) в конституции федеративного государства предусмотрена возможность выхода из ее состава отдельных субъектов (например, СССР).

Во-вторых, стоит отметить, что самоопределение народов и наций возможно не только через создание независимого государства, но и различных автономий в составе другого государства.

Если же говорить о правах и обязанностях народов и наций как субъектов международного права, то нужно заметить, что они значительно ограничены по сравнению с государством. Однако можно выделить такие: право на самоопределение и создание независимого государства; право на признание правосубъектности органов, которые их представляют; право на получение международной правовой защиты как от международных организаций, так и от отдельных государств; право заключать международные договоры и иным образом участвовать в процессе создания норм международного права; право участвовать в деятельности международных организаций; право самостоятельно реализовать действующие нормы международного права. Среди основных обязанностей можно выделить обязанность придерживаться норм и принципов международного права и нести ответственность в случае их нарушения.

Теперь международная правосубъектность народов и наций, борющихся за независимость, признается за арабским народом Палестины. Некоторые авторы утверждают, что аналогичным статусом обладает народ Западной Сахары. Рассмотрим более детально приведенные примеры.

Арабский народ Палестины.

Населения оккупированных Израилем палестинских территорий борется за создание (восстановление) собственного государства. Арабский народ Палестины представляет Организация освобождения Палестины (ООП), международная правосубъектность которой была признана в 70-х годах XX века. сначала Советом Безопасности, а затем и Генеральной Ассамблеей ООН. Сейчас имеет статус наблюдателя в ООН, Лиге арабских государств и других международных организациях.

ОВП контактирует с достаточно большим количеством государств, в том числе с Россией, Египтом, Францией, Сирией, Ливаном и др. Палестина является участницей нескольких десятков универсальных международных договоров, в частности, Женевских конвенций 1949 г. и Конвенций ООН по морскому праву 1982 г.

В 1993 г. ООП подписала Вашингтонское соглашение, которое предусматривало создание на оккупированных Израилем территориях временной Палестинской автономии. Теперь этот орган осуществляет административную и судебную власть на оккупированных территориях. С созданием временной Палестинской автономии ООП потеряла статус субъекта международного права, который теперь признается представителями правительства Автономии.

Народ Западной Сахары имеет статус, аналогичный статусу арабского народа Палестины, его международная правосубъектность признана ООН, при которой он получил статус наблюдателя.

В связи с изменениями, которые в последнее время происходят в международных отношениях добавленного субъекта, все чаще применяют термины "государства на стадии становления" и "нации, которые стремятся к своей государственности".

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтвержда­ет и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на ϲʙᴏбодный выбор и развитие ϲʙᴏего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов будет одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX - начало XX вв.
Стоит отметить, что особенно динамичное развитие он при­обрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окон­чательно завершило ϲʙᴏе юридическое оформление в качестве основ­ного принципа международного права. Декларация о предоставле­нии независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкре­тизировала и развила содержание ϶ᴛᴏго принципа. В наибольшей степени полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право ϲʙᴏбодно определять без вмешательства извне ϲʙᴏй политичес­кий статус и осуществлять ϲʙᴏе экономическое, социальное и куль­турное развитие, и каждое государство обязано уважать ϶ᴛᴏ право в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с положениями Устава ООН».

Отметим тот факт - что в современном международном праве имеются нормы, под­тверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борю­щиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры при­нуждения в отношении тех сил, кᴏᴛᴏᴩые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения - не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектнос­ти наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, кᴏᴛᴏᴩая имеет ϲʙᴏю политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции.

Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму орга­низации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектнос-тью в собственном значении ϶ᴛᴏго слова могут обладать (и обладают) не все, а исключительно ограниченное число наций - нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с меж­дународным правом.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. При этом право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с коло­ниализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной на­правленности она ϲʙᴏю задачу выполнила.

Сегодня особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже ϲʙᴏбодно определившей ϲʙᴏй политический статус. В ны­нешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами между­народного права и, в частности, с принципом уважения государствен­ного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других госу­дарств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех (!) наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей ϲʙᴏю государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нация­ми, международными организациями. Участвуя в конкретных между­народных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, кᴏᴛᴏᴩыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание кᴏᴛᴏᴩыми она борется (вытекают из государственного суверенитета)

Правосубъектность борющейся нации содержит в себе комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявле­ние; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в между­народных организациях и конференциях; право участвовать в созда­нии норм международного права и самостоятельно выполнять при­нятые на себя международные обязательства.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охра­няются международным правом; нация от ϲʙᴏего имени вправе при­менять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

Правосубъектность наций, борющихся как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли .

Категории «народ» и «нация» рассматриваются как тождественные понятия. Однако между ними существуют принципиальные различия. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризуемая такими признаками как: единство территории; общность социальной и экономической жизни; общность культуры и быта. Народ - это разнообразные формы общностей людей, включающие в себя как национальное, так и этническое единство. Являясь первичными субъектами международного права, все нации и народы имеют неотъемлемое право на полную, абсолютную свободу, осуществление своего государственного суверенитета, целостность и неприкосновенность национальной территории.

Когда говорят о международной правосубъектности наций и народов, имеют в виду прежде всего те из них, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной государственности. Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган (например, таковым является Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени.

В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Американское Самоа, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Гуам, Новая Каледония, остров Святой Елены, подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др.

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация на основе этого принципа преследует цель развивать дружественные отношения между нациями . В порядке имплементации данного принципа ООН создала под своим руководством международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нес индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно ст. 76 Устава ООН одной из основных задач системы опеки является способствование политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения народов был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей ООН на XV сессии 14 декабря 1960 г . В преамбуле Декларации справедливо отмечается, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости колониальным странам и пародам:


1) подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;

2) все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;

3) недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости;

4) любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; целостность их национальных территорий должна уважаться;

Нормативный характер этого единогласно принятого документа четко выражен в п. 7, содержащем прямое указание на обязанность государств «строго и добросовестно соблюдать положения... настоящей Декларации»

Данный принцип конкретизирован также в Декларации о принципах международного права 1970 г., во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г., Заключительном акте Совещания в Хельсинки 1975 г. и во многих других источниках международного права.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. призывает государства уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права . Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Следует отметить, что Заключительный акт особо подчеркивает важность исключения любой формы нарушения принципа равноправия и самоопределения народов.

Согласно ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. все народы имеют право на самоопределение . В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все народы могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Все государства - участники пакта, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с Уставом ООН поощрять осуществление права на самоуправление и уважать это право.

Юридической основой права наций на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каждой нацией своего права на самостоятельное и независимое существование как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления других участников международных отношений.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борющиеся за свое самоопределение, в лине своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры (например, Организация освобождения Палестины подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.), направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций Они пользуются защитой норм международного права, имеют свои дипломатические представительства на территории государств.

На практике возникают случаи признания в качестве нации, борющейся за самоопределение (национально-освободительных движений), воюющей и восставшей стороны. Речь идет о признании военно-политического формирования, которое имеет прочную организацию во главе с ответственным лицом, контролирует значительную часть территории государства и ведет непрерывную и согласованную борьбу с центральным правительством длительное время.

Такое признание имело место в случае арабо-израильского конфликта (признание Организации Освобождения Палестины), в процессе деколонизации Африки. Применительно к национально-освободительным движениям, действовавшим в Африке, ООН признавала лишь те из них, которые признавались также Организацией африканского единства в качестве единственных представителей своих народов. По сути дела, это было признание органов национального освобождения.

Встречаются и более сложные ситуации. Например, в Эфиопии против существующей центральной власти боролись и оппозиция к центральной власти, и военные формирования Эритреи. После свержения режима Мангисту Хайле Мариама оппозиция пришла к власти в Адис-Абебе и признала независимость Эритреи во главе с лидерами вооруженного сопротивления. Однако в скором времени началась война между ними за спорную территорию, которая не завершена до сих пор. В рассматриваемом случае мы имеем дело с ситуацией, когда в политической борьбе участвуют как бы два правительства.

Признание воюющей и восставшей стороны имеет важное значение для целей международного гуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов. Такое признание означает, что выражающее признание государство квалифицирует действия воюющей и восставшей стороны как не регулируемые нормами национального законодательства, в том числе уголовного, поскольку к отношениям сторон в конфликте применяются соответствующие нормы международного гуманитарного права.

Признание в этих случаях имеет значение также с точки зрения охраны интересов третьих государств на территории страны,

где происходит подобный вооруженный конфликт. Третье государство, признающее воюющих, может заявить о нейтралитете и требовать соблюдения своих прав.

Следует упомянуть прецедент признания в качестве нации, примененный державами Антанты в 1917-1918 гг. по отношению к Чехословакии и Польше, которые тогда еще только конституировались в качестве независимых государств, но уже создавали свои военные формирования на территории Франции, что и вызывало необходимость такого признания.

После объявления местной властью 17 февраля 2008 г. в одностороннем порядке независимости Косово, учитывая связанное с этим осложнение политической ситуации в Сербии и в целом на Балканах, Россия потребовала созыва заседания Совета Безопасности ООН для обсуждения сложившейся ситуации. Однако США, не дождавшись заседания Совета Безопасности ООН, объявили о своих намерениях признать независимость Косово и установить с ним дипломатические отношения. Такое действие США поощряли некоторые другие государства, объявив также о своих намерениях признать Косово в качестве независимого государства. С точки ^ зрения общепринятого в международном праве подхода призна- ние не может создать независимое государство и, следовательно,

" не может повлиять на статус Косово, являющегося неотъемле- J мой частью Сербии. Власти Сербии рассмотрели позицию США 1 как акт вмешательства в их внутренние дела. Совет национальной безопасности Сербии принял решение о создании команды юристов для подачи исков в отношении стран, включая США, признавших независимость Косово. При этом правительство Сербии посчитало наилучшим выходом из сложившейся ситуации решение администрации США отказаться от признания независимости Косово. США же установили впоследствии дипломатические отношения с Косово и открыли посольство в Приштине. Как видно из этого примера, институт признания здесь послужил инструментом осложнения ситуации, связанной с определением статуса Косово, и был использован для подрыва консенсуса, достигнутого на основе резолюции Совета Безопасности ООН 1244 (1989).

На сессии ГА ООН 2008 г. по предложению Сербии была принята резолюция, постановляющая просить Международный Суд ООН вынести консультативное заключение по вопросу: «Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости вре менными институтами самоуправления Косово нормам международного права?».

Еще по теме 6.1.3. Признание нации, борющейся за самоопределение, воюющей и восставшей стороны:

  1. Формы самоопределения; содержание принципа самоопределения; субъекты самоопределения
  2. Нации-этносы и нации-государства в российской государственности: история и современность.
  3. 1. Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права.
  4. Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны
  5. ГЛАВА X ПОМОЩЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НАРОДАМ, БОРЮЩИМСЯ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  6. 3. Усиление сотрудничества и единства борющихся против колониализма народов
  7. 5. Граждане нейтральных государств и их собственность на территории воюющих государств
  8. Курфюрсты восстали против подобных притязаний и даже объявили, что избранный курфюрстами
  9. Приложение Na 9 Процедура принятия заявления о признании вины. Сделка о признании. Правила и практика Федеральных судов США
  10. 18. Формальная сторона гласности. - Материальная сторона, именуемая началом общественной достоверности (offentlicher Glaubе). - Положительная и отрицательная сторона общественной достоверности. Верность и полнота вотчинной книги
  11. § 7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право -