Основные понятия и институты права международной безопасности. Реферат: Право международной безопасности. Субъекты, международное право и международно-правовые средства обеспечения безопасности мирового сообщества

Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы, борьбы с международным терроризмом, ограничения и сокращения вооружений, установления доверия и международного контроля.

Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких как принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба, безопасности государств. В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности.

Как относительно новая отрасль современного международного права право международной безопасности обладает одной важной особенностью, заключающейся в том, что его принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя, таким образом, вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного международного права. Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (главы I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер - главные из целей ООН (ст. 1 Устава).

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории политико-правовых источников права международной безопасности, например «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» 1972 г., «Определение агрессии» 1974 г. или «О создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности» 1986 г. и «Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН» 1988 г. и др.

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры касаются нераспространения ядерного, химического, бактериологического и иного оружия массового уничтожения; создания безъядерных зон (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г., Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г. и др.); договоры, запрещающие испытания ядерного оружия в отдельных регионах Земли или враждебное использование средств воздействия на окружающую среду; договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны (Соглашение об уведомлениях запусков межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988 г. и др.); договоры, направленные на предотвращение и пресечение международного терроризма.

Какого-либо единого документа, координирующего данную отрасль права, нет. Нет и необходимости его принятия, ибо современное международное право целиком направлено на предотвращение войны.

В XXI в. под национальной безопасностью уже недостаточно понимать лишь физическую и морально-политическую способность государства защитить себя от внешних источников угрозы своего существования, поскольку обеспечение национальной безопасности оказалось в диалектической взаимозависимости с международной безопасностью, с поддержанием и упрочением всеобщего мира.

Право международной безопасности – это система принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, пресечения актов агрессии, ограничения и сокращения вооружений.

Как и любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права – неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения международных споров, территориальной целостности и нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела государств, разоружения.

Сформировался также и ряд отраслевых принципов: равенства и одинаковой безопасности; неделимости безопасности; ненанесения ущерба безопасности государств.

ПРИНЦИПЫ:

■ признание каждым государством всеобъемлющего характера международной безопасности, включающей политическую, военную, экономическую и иную безопасность;

■ право каждого государства на безопасность и свободное развитие без вмешательства извне;

■ отказ всех государств от любых действий, которые могли нанести ущерб безопасности других государств;

■ невозможность обеспечения безопасности одного государства за счет безопасности других государств. Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств включает:

■ поэтапное осуществление мер в области разоружения на справедливой и сбалансированной основе, чтобы обеспечить право каждого государства на безопасность на более низком уровне вооруженных сил;

■ недопущение военного преимущества одних государств над другими на любом из этапов процесса разоружения;

■ ненаправленность мер, предпринимаемых с целью обеспечения безопасности, против суверенитета, территориальной целостности и свободы какого-либо государства.

Указанные принципы в совокупности составляют юридическую основу права международной безопасности.

Источники права международной безопасности Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (главы I, VI, VII). Также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, например: “О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия” (1972); “Определение агрессии” (1974).



Важнейшее место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы:

1.Договоры, сдерживающие гонку ядерных и обычных вооружений в пространственном отношении:

■ Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.;

■ Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.;

■ Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) 1967 г.;

■ Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор) 1995 г.;

■ договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств (например, Договор об Антарктике 1958 г.) и др.

2.Договоры, ограничивающие наращивание вооружений и (или) их сокращение в количественном и качественном отношениях:

■ Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. (пока не вступил в силу);

■ Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.;

■ Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. (СНВ-1);

■ Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 г. и др.

3.Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и (или) предписывающие их уничтожение:

■ Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1971 г.;

■ Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.;

■ Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г.



4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны:

■ Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США 1971 г.;

■ Соглашение между СССР и Великобританией о предотвращении случайного возникновения ядерной войны 1977 г.;

Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности представляют собой совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов, применяемых государствами индивидуально или коллективно, – это и есть средства обеспечения международной безопасности. К этим средствам относятся:

■ коллективная безопасность,

■ мирные средства разрешения споров,

■ разоружение (сокращение вооружений) и меры по контролю за процессом разоружения,

■ меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения,

■ неприсоединение и нейтралитет,

■ меры по пресечению актов агрессии,

■ самооборона,

■ нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий,

■ ликвидация иностранных военных баз,

■ меры по укреплению доверия между государствами и др.

Все эти средства являются международно-правовыми, так как они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права.

Международная безопасность - это миропорядок, в котором созданы благоприятные международныеусловия для свободного развития государств и иных субъектов международного права.

Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности.

Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты.

Право международной безопасности -отрасль международного права, представляющая собой систе-

му принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности . Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и на-циональной безопасности.

Источниками права международной безопасности являются международный договор, международный обы-чай, обязательные решения международных организаций, прежде всего Совета Безопасности Организации Объеди-ненных Наций.

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного между-народного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, не-рушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. Помимо общепризнанных принципов международного права право между-народной безопасности имеет и отраслевые принципы :

    Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неде-лим. Планета Земля - небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты тесно взаимосвязаны. Лю-бой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международной безопасности, основы которой заложены положениями Устава Организации Объединенных Наций.

    Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение такой внешней политики государством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государ-ства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение национальной безопасности государства - один из приоритетов деятельности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспече-нии и защите прав человека и гражданина. В то же время каждое государство при выработке и осуществле-нии своей внешней политики, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с други - ми государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союз-ников, так и международного сообщества в целом.

    В праве международной безопасности длительное время обосновывался принцип равной и одинаковой без-опасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип - ненанесения ущерба безопасности других государств. Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою без-опасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода паритете безопасности. Однако реальная практика показывает, что данный принцип применим только в отношениях между мощными в военном отношении государствами, например постоянными членами Со-вета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не применялся 45 .

    Система коллективной безопасности в рамках ООН

Универсальная безопасность создается в целом для планеты Земля. Она основана на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов международного права.

Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках Организации Объединенных Наций. Эта организация вправе проводить превентивные меры в случае угрозы международному сообществу, прилагая совместные усилия с заинтересованными государствами с целью мирного урегулирования споров на основании п.3 ст.2 и гл. IV Устава ООН. Действия Членов ООН должны быть направлены на реализацию принципа запрещения применения силы или угрозы силой п.4 ст.2 Устава. ООН стремится организовать широкое

    События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руководствуются принципом равной и одинаковой безопасности. Дан-ный принцип формировался в эпоху, когда на международной арене соперничали между собой две основные экономические и политиче - ские системы - социалистическая и капиталистическая. Их олицетворением были СССР и США, которые по мощи своих вооружений к началу 70-х годов XX в. на много порядков превосходили другие государства. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в военной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла позволить другой стороне вырваться вперед в военном отно - шении. И это было благом для всего мира, поскольку угроза ядерного катаклизма не позволяла СССР и США прибегать к оружию для выяснения споров между ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и сокращения ядерного оружия и средств его доставки. После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались США, поскольку не только не утратили свою былую мощь, но и существенно нарастили ее. Естественно, у США появилось стремление воспользоваться своей огромной экономической, финансовой и военной мощью для обустройства мира по-американски. И сразу же существование прин-ципа равной и одинаковой безопасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам указанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда США не только предприняли военные акции против ряда государств, но и вышли из такого базового для стратегической стабильности международного соглашения, как Договор по противоракетной обороне 1972 г.

сотрудничество государств-членов с целью разрешения международных проблем мирными средствами и тем са-мым снизить нестабильность в регионе (п.3 ст.1 гл.IV и IX Устава ООН). На эту же задачу призван решать и прин-цип разоружения (ст.11 Устава ООН).

В рамках ООН основными органами по обеспечению международного мира и безопасности являются Гене-ральная Ассамблея и Совет Безопасности.

Известно, что по результатам обсуждения Ассамблея приняла ряд резолюций, среди которых: определение агрессии в 1974 г.; укрепление международного мира, безопасности и международного сотрудничества во всех его аспектах в 1989 г и др.

Кроме того меры по обеспечению безопасности в рамках ООН могут включать:

    превентивную дипломатию – действия направленные на предупреждение возникновения разногласий и недопущения перерастания споров в крупномасштабные международные конфликты;

    миротворчество – это комплексные меры, направленные на то, чтобы с помощью переговоров и иных международных средств урегулировать спор и привести стороны к согласию;

    поддержание мира – означает организацию и поведение военных операций, как для предотвращения кон-фликтов, так и для установления мира. Кроме того, определённых усилий требуется со стороны ООН для удержания ситуации в регионе уже после проведения соответствующих операций.

Когда требуется перейти от общеполитической дискуссии к конкретным шагам по обеспечению мира, то тре-буется участие Совета Безопасности ООН. Совет Безопасности начинает свою деятельность в соответствии со ст.39 Устава с оценки ситуации. Он определяет, существует ли угроза миру, нарушение мира или акт агрессии? Совет Безопасности ООН – единственный орган, который вправе предпринять конкретные практические шаги по исправ-лению ситуации. Для этого Совет Безопасности ООН вправе ввести временные меры для выполнения своих реше-ний или резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

С целью снижения противостояния в «горячих точках» ООН вправе в соответствии со ст.40 Устава приме-нять операции по поддержанию мира . Операции по поддержанию мира требуют выполнения ряда условий: согла-сие правительств сторон на проведение подобных операций; наличие конкретного мандата ООН для тех сил, кото-рые привлечены к этой операции; организация руководства операцией со стороны Совета Безопасности ООН и др.

С учётом сложившейся практики, можно заключить, что подобные операции представляют собой совокуп-ность действий военного, полицейского и гражданского персонала с целью стабилизации обстановки в районе кон - фликта, достижения политического урегулирования конфликта, поддержание или восстановление международного мира и безопасности. В практике ООН проводились и проводятся такие операции двух видов :

    проведение миссии военных наблюдателей «голубые береты» 46 - применение в зоне конфликта нево-оружённых военнослужащих;

    проведение операций по поддержанию мира «голубые каски» - использование воинского контингента с лёгким стрелковым вооружением.

Если же предпринятые действия международного сообщества не увенчались успехом, то среди возможно-стей ООН есть ещё ст. 41 и 42 Устава, которая позволяет проводить военные операции с применением воинского контингента государств-членов ООН. В реализации ст.42 Устава ООН должен был бы принимать участие Военно-Штабной Комитет, но он так и не был создан в годы «холодной войны», поэтому реальное руководство возложено на одного из заместителей Генерального секретаря ООН.

Главой VII Устава ООН предусмотрено создание коалиционных сил, формируемых из воинских континген-тов государств - членов ООН и применяемых по решению Совета Безопасности и под его руководством при осу-ществлении принудительных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Для этой цели Устав ООН обязывает всех членов организации предоставлять в распоряжение Совета Безопасности ООН по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями вооружённые силы, поли-цейские силы и соответствующие средства обслуживания.

В середине 80-х годов ХХ века, политикам со всей очевидностью стало ясно, что дальнейшее наращивание вооружения не имеет смысла, подрывает экономику страны и истощает бюджет государств. Постепенно стала ме-няться отношение государств к этому вопросу, и начали заключаться двухсторонние договоры и региональные со-глашения. Важнейшими результатами такого подхода явились следующие соглашения: Договор о запрещении испы-тания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.; Договор о нераспростране-нии ядерного оружия 1968 г.; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и др.

Важную роль в обеспечении безопасности играют меры по укреплению доверия – это отдельные организаци-онно-технические меры, направленные на предотвращение несанкционированного пуска ракет, уведомления о крупных передвижениях войск, приглашение военных наблюдателей на военные учения и т.п., что в конечном итоге должно привести к уменьшению военного противостояния и установления

    В 1948 году ООН впервые использовала военных наблюдателей ООН («голубых беретов») для наблюдения за условиями перемирия в Палестине.

Основным источником права международной безопасности является Устав ООН. Наряду с ним важное место в комплексе источников данной отрасли права занимают многосторонние и двусторонние международные договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира и международной безопасности. Среди них следует выделить:

1) договоры, нацеленные на сокращение обычных вооружений, запрещение определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Эти договоры в целом направлены па обеспечение разоружения.

Разоружением в контексте международной безопасности принято считать комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Уставе ООН, который относит "разоружение и регулирование вооружений" к числу "общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности".

Согласно современному международному праву государства обязаны: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных договорами, направленными на ограничение гонки вооружений и разоружение, добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем. ООН координирует и направляет деятельность государств в этом направлении. Совет Безопасности ООН несет ответственность за формулирование "планов создания системы регулирования вооружений" (ст. 26 Устава ООН). Комиссия ООН по разоружению готовит рекомендации по проблемам разоружения, разрабатывает общие принципы переговоров по разоружению, следит за выполнением решений специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООП по разоружению.

Наиболее важными с точки зрения решения вопросов разоружения являются советско-американские двусторонние договоры:

  • – Договор об ограничении систем противоракетной обороты 1972 г. и дополнительный Протокол к нему 1974 г;
  • – Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., который, предусмотрел ликвидацию всех ракет средней и меньшей дальности, пусковых установок к ним, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования;
  • – Договор между Российской Федерацией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. (ратифицирован Российской Федерации в 2000 г.);
  • 2) договоры, нацеленные на сокращение производства и распространения ядерного оружия, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Эти договоры составляют особую группу источников рассматриваемой отрасли права.

Среди них особое место занимает Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., который является универсальным, поскольку в нем могут участвовать все без исключения государства. Договор разграничивает обязательства государств, обладающих ядерным оружием, и обязательства государств, не обладающих им. Государство, обладающее ядерным оружием и участвующее в данном Договоре, "обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно". Государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также не принимать какой-либо помощи в производстве такого оружия (ст. 1, 2). Договор содержит норму, которая служит своего рода связующим звеном между действующими нормативными постановлениями и будущими соглашениями по вопросам разоружения: "Каждый участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем" (ст. 6).

Важными источниками права международной безопасности являются также:

  • – Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) 1967 г.;
  • – Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратонга) 1985 г.;
  • – Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия 1996 г.

Указанные договоры направлены на обеспечение нераспространения ядерного оружия в международном праве путем создания безъядерных зон как территорий , свободных па основании международного договора от ядерного оружия. Если государства входят в состав безъядерных зон, то они берут на себя обязательства не осуществлять испытаний, производства и размещения ядерного оружия, не вступать в любую форму владения ядерным оружием. Безъядерная зона должна быть полностью свободной от ядерного оружия.

Безъядерной зоной объявлена Антарктика, которая в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г. полностью исключена из каких бы то ни было мероприятий военного характера, в том числе в ней запрещаются размещение и испытание любых видов оружия.

Например, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. содержит "основные обязательства" и перечень организационно-контрольных мер на международном уровне и национальных мер по осуществлению. "Основные обязательства" (ст. I) сформулированы следующим образом:

"1. Каждое государство-участник обязуется не производить любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов, а также запретить и предотвратить любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.

2. Каждое государство-участник обязуется воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении подобных ядерных взрывов".

Указанным Договором (ст. II) была учреждена Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Ее членами являются все государства-участники договора. Местопребывание организации – г. Вена (Австрия).

Конференция государств-участников, которая вправе рассматривать любые вопросы в рамках действия Договора, является главным органом Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний), состоит из всех государств-участников, имеющих по одному представителю;

  • 3) Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. Цель Конвенции – в интересах всего человечества полностью исключить возможность применения химического оружия. Конвенция, подтверждая принципы, изложенные в Женевском протоколе 1925 г. "О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств", а также Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. обязывает государства-участников не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать химическое оружие; не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было; не применять химическое оружие; не проводить любые военные приготовления к применению химического оружия. В соответствии с Конвенцией государства взяли на себя обязательства уничтожить имеющееся химическое оружие, а также объекты по его производству, не использовать химические средства в борьбе с беспорядками в качестве средства ведения войны;
  • 4) договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. К ним относятся:
    • – Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США 1963 и 1971 гг. (аналогичные соглашения были заключены СССР с Францией в 1966 г., Великобританией в 1967 г., ФРГ в 1986 г.);
    • – Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США 1971 г.;
    • – Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о предотвращении случайного возникновения ядерной войны 1977 г.;
    • – Соглашение между СССР и США об уведомлении, о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок 1988 г. и др.;
  • 5) договоры, запрещающие использование ядерных вооружений в международном пространстве :
    • – Договор об Антарктике 1959 г.;
    • – Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.;
    • – Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.;
    • – Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и др.

Признавая важность рассмотренных международных соглашений в этой сфере, вместе с тем следует отметить, что вопросы разоружения, в том числе ядерного, не разрешены, и не входят в число первоочередных в повестку дня мирового сообщества. Общепризнанного и универсального обязательства разоружаться в современном международном праве не достигнуто. Международный Суд ООН в своем решении по делу Никарагуа против США, принятом в 1986 г., записал: "В международном праве нет норм, за исключением таких, которые признаны заинтересованными государствами договорными или иным путем, в соответствии с которыми уровень вооружений суверенного государства может быть ограничен, и этот принцип применим ко всем государствам без исключения". Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы "в духе доброй воли вести переговоры... о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем".

В международной политике по-прежнему доминирует концепция "ядерного сдерживания", на которую полагаются в своей стратегии национальной безопасности и основные ядсрныс державы (Россия и США).

Одной из важнейших целей мирового сообщества является обеспечение международной безопасности. Под международной безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при котором исключаются угрозы миру, нарушение мира и акты агрессии в какой бы то ни было форме, а отношения между государствами строятся на нормах и общепризнанных принципах международного права.

Уже вполне четко определились главные, основополагающие реальности в области международной безопасности и межгосударственных отношений, к числу которых, в частности, относятся следующие:

  • 1. Идеологическая и классовая борьба не могут лежать в основе мирных межгосударственных отношений.
  • 2. Ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических и каких бы то ни было других целей. Поэтому существуют договоры о запрещении ядерного оружия и оружия массового уничтожения.
  • 3. Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Т.е., затрагивает многие вопросы и сферы общественной жизни.
  • 4. Международная безопасность неделима. Нельзя строить безопасность одного государства за счет безопасности другого. Нельзя допускать гонку вооружений.
  • 5. Неизмеримо выросла миротворческая роль ООН в борьбе за безопасность

Перечисленные выше реальности современного мира и другие факторы свидетельствуют, с одной стороны, о многогранности и всеобъемлющем характере международной безопасности,а с другой - о неразрывной связи безопасности каждого отдельного государства с безопасностью всего международного сообщества в целом, а также связи между безопасностью и развитием.

В соответствии со ст. 1 Устава ООН одной из важнейших целей этой организации является поддержание международного мира и безопасности и принятие с этой целью эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и осуществление мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

Особая роль в обеспечении международной безопасности принадлежит международному праву. В настоящее время в международном праве сложилась относительно самостоятельная отрасль - право международной безопасности, которая является подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.

Нормы права международной безопасности закреплены во многих международно-правовых актах, прежде всего -- в Уставе ООН, уставах региональных организаций коллективной безопасное, договорах о разоружении, ограничении вооруженных сил, соглашениях о мерах доверия и ряде других.

Ядро отрасли права международной безопасности составляют основные принципы международного права, такие, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, и другие. В то же время в праве международной безопасности имеются и свои специальные принципы -- принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств.

Установленные международным правом средства обеспечения международной безопасности можно разделить на следующие группы:

  • а) по содержанию (мирные средства и принудительные меры);
  • б) по роли в обеспечении международной безопасности;
  • в) по сфере применения (в пределах территории одного государства, в пределах региона, в масштабах всего мира).

Существует широкий комплекс международно-правовых средств обеспечения международной безопасности. Он включает в себя частности:

  • - мирные средства разрешения международных споров;
  • - системы коллективной безопасности (универсальную и региональные);
  • - меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;
  • - неприсоединение и нейтралитет;
  • - меры доверия.