Принцип территориальной целостности. Б.14 Принцип территориальной целостности. Смотреть что такое "принцип территориальной целостности государств" в других словарях

Для государств нет ничего важнее их территории. Территория - это жизненное пространство населения, нации (наций), государства. Это - ценность номер один в иерархии общественных ценностей и государственных интересов. Именно захват чужих («ничейных») земель, расширение собственного жизненного пространства, разграбление «заморских территорий» - все это на протяжении веков было одной из главных функций государств, особенно государств западного цивилизационного типа.

По своему составу государственная территория подразделяется на сухопутную, водную, воздушную, недра. Для некоторых частей территории возможны особые международно-правовые режимы - на основе международного договора.

Понятно, что мир и порядок на Земле будут, только если будет обеспечена неприкосновенность государственной территории, территориальный суверенитет. Посягательство на территориальную целостность дает основание для применения силы в порядке самообороны, для включения механизмов коллективной безопасности.

Как представляется, российская военная и внешнеполитическая доктрины должны исходить из того, что территориальная целостность России - высшая ценность, подлежащая защите любой ценой, вплоть до превентивного применения против внешних сил, угрожающих целостности России, ядерного оружия. В Конституции России имеется положение (ст. 4): «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Принцип территориальной целостности государств можно считать неким продолжением принципа неприменения силы. В Уставе ООН (ст. 2, п. 4) говорится о том, что государства должны воздерживаться от угрозы силой или ее применения «против территориальной неприкосновенности» любого государства. Территориальная целостность - основа политической независимости , поэтому эти два понятия зачастую идут рядом. Концепция территориальной неприкосновенности получила развитие в период национально-освободительных движений в середине XX века и в последующем.

Понятие «территориальная неприкосновенность» - более широкое, чем понятие «территориальная целостность». Если в воздушное пространство страны вторгнется иностранный самолет, налицо нарушение территориальной неприкосновенности , но не целостности.

Содержание данного принципа помогает раскрыть Декларация о принципах МП (1970 г.). В ней говорится: «...Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава (имеется в виду Устав ООН). ...Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Прогрессивное развитие принципа продолжилось в тексте Декларации принципов (ст. IV), включенной в Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В 1998 году, ввиду участившихся нарушений МП, ГА ООН приняла резолюцию «Поддержание международной безопасности - предупреждение насильственного расчленения государств». В резолюции была подтверждена необходимость соблюдения принципов территориальной целостности каждого государства и нерушимости международных границ.

Когда речь идет о территориальной целостности и неприкосновенности, имеется в виду и территория военных баз, которые расположены за рубежом по договору со страной пребывания, территория дипломатических и консульских представительств, военные и торговые морские и воздушные суда. Посягательство на них равнозначно нарушению данного принципа МП.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности предполагает также обязанность государств не допускать использования своей территории для осуществления каких-либо действий, ущемляющих права других государств.

Примеры нарушения государствами принципа территориальной целостности и неприкосновенности многочисленны. В конце 90-х годов XX - начале XXI века власти Грузии допустили существование на своей территории баз вооруженных бандитов и террористов, которые делали вылазки против сопредельных районов России. Тем самым была поставлена под угрозу территориальная целостность и нарушена территориальная неприкосновенность России. По этой причине вполне обоснованной была реакция российских властей, которые предупредили о возможности бомбардировки этих баз.

Неприкосновенность территории означает и неприкосновенность ее природных ресурсов, а также естественных условий, существующих на этой территории. Так, одним из обоснований вторжения иракских вооруженных сил в Кувейт в 1990 году было обвинение Кувейта в том, что он выкачивает из нефтяного моря в общем месторождении больше нефти, чем это было предусмотрено его квотой. Другими словами, покушение на недра было воспринято как достаточное основание для войны.

В ноябре 2005 года российский военный самолет, потеряв ориентир и сбившись с курса, вошел в воздушное пространство Латвии и упал на территории этой страны; летчик катапультировался. В этом случае также было констатировано нарушение территориальной неприкосновенности. В результате следствия выяснилось, что намерения нарушить воздушное пространство Латвии не было. Летчик вернулся на родину, остатки самолета были возвращены России, а Россия выплатила соответствующую компенсацию в возмещение причиненного ущерба.

В отдельных случаях возможно правомерное нарушение территориальной целостности государств - например в качестве ответственности за совершенную агрессию. Так, после Второй мировой войны был установлен особый правовой режим управления Западным Берлином и Германией в целом.

Возможны правомерные территориальные изменения по договору между государствами и с согласия населения. Аннексия, «эффективная оккупация», приобретение территории «по давности владения», договорная и недоговорная цессии (уступки территории), как правило, в большинстве случаев противоправны.

Противоправными были все колониальные захваты, произведенные европейскими государствами и США. В 1960 году по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Колониализм юридически стал международным преступлением. Бывшие колонии получили возможность реализовать свое право на самоопределение в различных формах: создание суверенного государства, свободное присоединение к независимому государству (или объединение с ним), установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Развитые (западные) государства пытались различными способами оставить колонии в сфере своего влияния, изменить неприкрытые формы эксплуатации более завуалированными. Этот процесс получил название неоколониализма.

Тем не менее, формально большинство колоний стали самостоятельными государствами. Относительно недавно, например, получила независимость бывшая колония ЮАР - Намибия (с 1990 года). В то же время ряд колониальных территорий остались под различными предлогами в составе бывших метрополий. Так, например, французская колония в Индийском океане - остров Реюньон - стал «заморским департаментом» Франции. «Заморскими территориями Франции» стали считаться острова Новой Каледонии в юго-западной части Тихого океана, несколько архипелагов в восточной части Тихого океана - «Французская Полинезия»; Гваделупа - в Карибском море; Мартиника.

Колония США в восточной части Тихого океана из нескольких стратегически важных островов - Восточное Самоа - превратилась во владение США (Американское Самоа) с местным самоуправлением. К подобным постколониальным владениям можно отнести также следующие территории: остров Норфолк на юге Тихого океана (владение Австралии); остров Аруба в южной части Карибского моря (владение Нидерландов); остров Питкэрн в юго- восточной части Тихого океана, остров Святой Елены в южной части Атлантического океана и множество других островов по всему миру (владения Великобритании).

Должен ли распространяться принцип территориальной целостности и неприкосновенности на эти владения? Большой вопрос.

Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение - защита территории государства от любых посягательств.

Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности), хотя сам этот принцип отдельно не упоминался. В частности, устанавливалось, что каждое государство "должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны". Отмечалось также, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава", и что "территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения". В связи с этим, отмечалось далее, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения. Однако, как известно, закон не имеет обратной силы. Поэтому в декларации оговаривалось, что вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающие положения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные до принятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международным правом.

Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной".

Содержание данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения с использованием силы или ее угрозы. Напомним, что, согласно Заключительному акту, государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны "воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН". Таким образом, речь идет о любых действиях против территориальной целостности или неприкосновенности. Например, транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, то есть природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

Утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание, как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение защита территории государства от любых посягательств.

В Декларации о принципах международною права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности), хотя сам этот принцип отдельно не упоминался.

Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной" 1 .

Принцип территориальной целостности государств относится к числу основных принципов международного права, закрепленных в п. 4 ст. 2 Устава ООН.

Данный принцип конкретизируется в Декларации о принципах международного права 1970 года, где он трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и как часть принципа неприменения силы или угрозы силой. Действительно, этот принцип тесно связан с обоими указанными принципами. В Декларации говорится: "Территориальная целостность и территориальная неприкосновенность" 2 .

Однако принцип территориальной целостности государств настолько важен, что в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе он выделен как самостоятельный принцип международного права: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников".

Принцип нерушимости государственных границ.

Он определяет сотрудничество государств по установлению границ, их охране, решению спорных вопросов в связи с границами. Значение отношений, связанных с границами, определяется тем, что они есть границы распространения государственного суверенитета, границы действия государственного правопорядка. Вопросы о границах занимают достаточно большое место в важнейших договорах современности, но им не уступают и те, что давно уже стали только вехами истории. С давних времен считалось, что нарушение границы является casus belli - поводом к законной войне. Воздушные, морские, сухопутные границы охраняются всей мощью государства, его дипломатическим аппаратом, а также его политическими союзническими договорами.

В писаной форме он, как указано, отражен в двусторонних и многосторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных политических организаций.

Его понимание государствами отражено в таких морально-политических нормах, как нормы Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства участника" 1 , декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в Декларации принципов, касающихся дружественных отношений государств (1970 г.).

Государства обязаны не нарушать установленные внутренними и международными нормами правила о режиме границ. Так, режим охраны границы Российской Федерации, установленный Законом "О государственной границе Российской Федерации" 1993 г., предусматривает строго визовый въезд на территорию России, Шенгенское соглашение 1990г. заключенное 9 государствами Европы, напротив, установило принцип безвизового пересечения границы гражданами государств - участников Соглашения. Правом государства является установление или снятие таможенных и иных ограничений, связанных с прохождением границ физическими лицами, транспортными средствами, товарами.

В отношении границ также действует институт мер доверия, выражающийся в запрете передвижения войск или проведения учений вблизи границ, создания зон безопасности и др., в установлении транспарентности (прозрачности) границ для отдельных видов товаров, услуг. Такой режим установлен между некоторыми странами СНГ 1 .

Нарушение границ считается международным преступлением, в связи, с чем возможно применение самых жестких ответных мер, предусмотренных, в частности, в ст. 39-47 Устава ООН: применение вооруженных сил, других санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета виновного государства, и нарушения его границы.

Принцип территориальной целостности государств является одним из самых “молодых” принципов международного права . В качестве императивной нормы он впервые был включен в статью 4 Декларации принципов - составной части Заключительного акта СБСЕ 1975 года. В теории международного права принято увязывать появление принципа территориальной целостности государств с национально-освободительным движением колониальных народов в 60-е годы ХХ века. Вместе с тем, политические и правовые предпосылки включения данной нормы в систему принципов международного права начали складываться уже с начала ХХ века. Именно тогда в доктрине международного права стала отвергаться правомерность захвата территории иностранного государства в качестве военного трофея. В этот период территория государства стала рассматриваться как неотъемлемая часть государственного суверенитета и в силу этого за каждым государством признавалось право на неприкосновенность его территориальных владений.

В Уставе ООН рассматриваемый принцип закреплен лишь как составная часть принципа неприменения силы и угрозы силой. Согласно п. 4 статьи 2 все государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. В Декларации принципов 1970 года говорится, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства или территориальной целостности любого другого государства. Таким образом, Декларация, в отличие от Устава, запретила на только насильственные, но и вообще любые акты, направленные против территориальной целостности государств. Само же словосочетание “территориальная целостность” впервые было применено в Бандунгской декларации о содействии всеобщему миру и сотрудничеству 1955 года, которая стала ответом колониальных стран и народов на попытки метрополий воспрепятствовать процессу национального освобождения.

Самое полное нормативное содержание данного принципа закреплено в Заключительном акте СБСЕ. Согласно статье 4 его Декларации принципов, все государства-участники обязаны уважать территориальную целостность, политическую независимость и единство других сторон.

Нетрудно видеть, что территориальная целостность государства включает в себя три составных элемента :

1) целостность территории;

2) политическую независимость;

3) национальное единство.

Целостность территории как объект рассматриваемого принципа представляет собой неприкосновенность сухопутной, водной и воздушной территории государства и его недр. Нарушением принципа территориальной целостности могут являться вторжение, аннексия, оккупация чужой территории, незаконный транзит, незаконная добыча полезных ископаемых иностранного государства, поддержка различного рода сепаратистских движений на его территории, а также любые действия, направленные на расчленение иностранного государства или отторжение части его владений. Отдельные представители международно-правовой доктрины считают, что данный принцип распространяется также на территорию, занимаемую дипломатическими представительствами государства, его воздушные и морские суда, военные базы и космические объекты.


Под политической независимостью государства понимается его право самостоятельно формировать свою политическую систему, избирать государственные органы, а также возможность свободно реализовывать собственную внутреннюю и внешнюю политику. Посягательство на политическую независимость может осуществляться как в форме применения силы или угрозы силой, так и в форме подкупа, финансирования отдельных политических партий и деятелей, а также любых действий, результатом которых может стать фактический контроль политической системы иностранного государства. Вместе с тем, следует различать искусственное создание марионеточных режимов и законные средства дипломатии, направленные на расширение своего политического влияния.

Национальное единство суверенного государства предполагает историческую общность проживающего на его территории населения, единый правовой статус всех этнических и социальных групп, включая национальные меньшинства. Действиями, направленными против национального единства страны, могут быть подстрекательство к выходу из состава федерации отдельных субъектов, финансирование сепаратистских движений, призывы к насильственному изменению формы государственного устройства или разжигание на территории иностранного государства межнациональной розни и т.д. Нетрудно заметить, что нарушение принципа территориальной целостности практически всегда сопряжено с вмешательством во внутренние дела суверенного государства.

Посягательство на территориальную целостность государства в рамках санкций по решению Совета Безопасности ООН нельзя считать нарушением рассматриваемого принципа. Меры, принимаемые мировым сообществом к государству-нарушителю, могут включать в себя оккупацию его территории, установление над ней международного контроля, свержение правящего режима и другие действия.

Важной особенностью принципа территориальной целостности государств является то, что свое признание в виде императивной нормы он получил благодаря широкому распространению в локальных межгосударственных соглашениях - как региональных, так и двусторонних. В частности, упоминание о принципе территориальной целостности есть в Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Алма-Атинской Декларации 1991 года, Договоре о вечной дружбе между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан 1997 года, Хартии о демократическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки 1994 года и в других документах. Например, в Совместной декларации Республики Казахстан и Китайской Народной Республики от 5 июля 1996 года казахстанская сторона подтверждает, что она признает правительство КНР как единственное законное правительство Китая, что Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая, что Казахстан не будет устанавливать с Тайванем официальных отношений и не будет поддерживать с ним официальных контактов в какой бы то ни было форме.

Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены отдельные элементы принципа, который трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и принципа неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях. В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что «территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны». Особо отмечается, что территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН, и что территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Однако, учитывая важность этого принципа, государства - участники ОБСЕ сочли необходимым выделить его в качестве самостоятельного принципа, которым они намерены руководствоваться во взаимных отношениях. В связи с этим Заключительный акт СБСЕ 1975 г. содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства- участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, однако косвенные подтверждения его действия находятся в двусторонних договорах политического характера, в региональных документах, в частности уставных документах политических региональных организаций. Так, преамбула и ст. 2 Хартии Организации африканского единства (далее -- ОАЕ) устанавливает, что целями Организации является защита территориальной целостности, естественных ресурсов государств Африки; ст. V Пакта ЛАГ также затрагивает проблему защиты территориальной целостности государств - членов Лиги.