Вывоз мусора: особенности коммунальной услуги. Коммунальные отходы: все о новых правилах вывоза мусора Нужно ли платить за тбо

Правда. Только речь идет не о введении нового налога в бюджет, а об изменении схемы оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Что такое «обращение с твердыми коммунальными отходами»?

Это сбор, транспортировка, обезвреживание и захоронение мусора.

Как мы платим за вывоз мусора сейчас?

Отдельной графы за вывоз мусора в квитанции на оплату коммуналки нет. Стоимость работ по обеспечению вывоза бытовых отходов включена в плату за содержание жилого помещения. Тариф за содержание утверждается общим собранием собственников квартир в доме. Сумма платы за содержание равна тарифу, умноженному на площадь вашей квартиры. Услуги по вывозу мусора управляющей компании или ТСЖ оказывает привлеченная по договору организация или ИП.

Что меняется?

  1. Услуга по вывозу мусора становится коммунальной. То есть в вашей квитанции на оплату услуг ЖКХ появится отдельная строка про вывоз бытовых отходов.
  2. Плата за вывоз мусора рассчитывается не по площади квартиры, а по нормативу мусора на 1 человека и тарифу на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Тариф и нормативы будут утверждаться на уровне региона.
  3. В регионах на специальном конкурсе будет отобран региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. УК, ТСЖ, ЖК и собственники жилых домов будут обязаны заключать с этим оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, собирать с жильцов плату за вывоз мусора и перечислять деньги оператору.
  4. По решению общего собрания собственников жильцы могут вносить плату за услугу по обращению с ТКО напрямую региональному оператору.
  5. Ряд многоквартирных домов временно исключается из зоны ответственности регионального оператора ТКО и не заключает с ним договор. Это касается тех домов, по которым услуги вывоза мусора оказываются на основании госконтракта. Если по вашему дому до 1 января 2016 года был заключен такой контракт сроком более 10 лет, услуги по вывозу мусора будет оказывать подрядчик по этому контракту в течение всего срока действия договора. В этом случае стоимость вывоза мусора будет по-прежнему включаться в плату за содержание, т.е. отдельной строки в квитанции не будет.

А если мы не хотим заключать договор с региональным оператором?

Увы, при новой схеме альтернативы нет. В ч.12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ сказано, что управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО. То же самое и у собственников жилых домов: согласно ч.5 ст.30 ЖК РФ, вы обязаны обеспечить обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Когда мы начнем платить за вывоз мусора по-новому?

К 2019 году схему распространят на всю Россию, но некоторые регионы уже начали переходить на новый порядок в 2017 году. Конкретный срок зависит от двух событий в вашем регионе:

  • Утверждение единого тарифа на услугу по обращению с ТКО (постановление о порядке расчета такого тарифа должно принять Правительство РФ).
  • Проведение конкурса на выбор регионального оператора по обращению с ТКО и заключение специального соглашения между ним и уполномоченным региональным органом.

Подробности и ответы на все часто задаваемые вопросы:

  • Жилищный кодекс РФ
  • Федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»
  • Федеральный закон от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»

В министерстве строительства и ЖКХ РФ приняли закон о правилах предоставления услуг по уборке коммунальных отходов, а так же ввели обязательное регистрирование платежных договоров.

С первого января 2017 г в квитанцию об оплате коммунальных услуг в многоквартирных домах ввели обязательную графу за вывоз мусора. Хозяевам частных домов приходят отдельные квитанции, также требуется заключить договор с компанией, которая будет заниматься вывозом бытовых отходов из поселков, при этом не важно, какие дома – коттеджи в черте города или обычные срубы в деревне.

Расчет производят по тарифу, установленному органами местной администрации согласно общепринятым нормам – до 2015 г сумма исходила из общего количества квадратных метров, а мусор имел термин «твердые бытовые отходы».

С 2017 г бытовые отходы имеют новое определение – ТКО «твердые коммунальные отходы», а сумма считается на каждого человека, живущего в доме, квадратные метры уже неактуальны. Народ смеется – это сколько же нужно накопить мусора, чтобы оправдать месячные затраты?

С 2016 года так же рассматривают введение новых программ по ТКО и возможность подключения человека к каждому региону, который будет лично заниматься утилизацией мусора. Максимальный срок работы мусорщика – 10 лет. Оператора по утилизации и порядку выберут с помощью конкурса региональные власти, а жильцы домов по закону будут обязаны заключить с ним договор и производить своевременную оплату за работу. Таким образом, будет соблюдаться региональный контроль. Но будет ли?

Превышение месячной денежной суммы за вывоз мусора неприемлема, но могут меняться суммы за захоронение, обезвреживание или обработку отходов.

Многоквартирные дома, заключившие госконтракт до первого января 2016 г, не будут заключать его с оператором, пока не выйдет срок действия договоренности. Плата за услугу будет по-прежнему входить в общую квитанцию, тогда как собственники квартир, заключившие договор с работником, будут перечислять деньги на другой счет.

Отказаться от оператора жильцы многоквартирных домов не имеют права (ст. 161 ч.12), тоже относится и к владельцам частных домов (ст.30 ч.5). Уже к 2019 г все регионы России будут подключены к новой системе.

С другой стороны – никто не может заставить вас заключать договор, если вы этого не хотите. Так же, никто не может требовать денег через суд без официально подтвержденного документа. При этом вы не обязаны объяснять, куда деваете мусор, но обязаны соблюдать правила безопасности и иметь свой контейнер.

Жители, самостоятельно доставляющие пакеты с мусором до городских контейнеров (касается частных домов, где контейнеры находятся очень далеко, и требуется ехать на машине) так же могут не заключать услугу. Договор требуется, если в поселке имеется организация, отвечающая за вывоз мусора, и вы выбрасываете мусор в установленные организацией баки.

Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса, то есть взимается не с одного человека, а с 1 кв. м жилой площади квартиры. К такомц выводу пришел ВС РФ

Согласно подпункта "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании подпункта "д" пункта 11 Правил недействующим, ссылаясь на то, что твердые бытовые отходы не являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому услуга по их сбору и вывозу не может рассматриваться как содержание общего имущества дома, организация сбора и вывоза таких отходов, накапливаемых в контейнерах, установленных около дома на специально оборудованных площадках, возложена на органы местного самоуправления, в результате ошибочного отнесения твердых бытовых отходов к содержанию общего имущества многоквартирного дома плата за их вывоз взимается не с одного человека, а с 1 кв. м жилой площади квартиры в составе средств, собираемых на содержание и ремонт общего имущества дома.

По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит положениям части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и нарушает его права.

Верховный Суд Российской Федерации в удовлетворении заявления К. отказал. В качестве обоснования своего решения привел нижеследующее

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 в соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса РФ, наделяющими Правительство Российской Федерации полномочиями на установление таких Правил, а также регламентирующими основные вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме и определения размера платы за жилое помещение.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 указанной статьи Кодекса, в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена.

Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.

Оспариваемая норма согласуется и с положениями части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается заявитель. По смыслу этой нормы к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, что и закреплено в оспариваемой норме.

Ссылка заявителя в обоснование своего требования на пункт 24 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" необоснованна. Данная норма, относящая к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не касается содержания общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем не имеет отношения к рассматриваемому делу.

Администрация заключила публичный договор на вывоз мусора во исполнение своих обязательств по организации благоустройства территории поселения, закрепленных в п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Также на основании п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Если ваши родители не пользуются услугами организации, осуществляющей вывоз твердых бытовых отходов, и договор с ней не заключали, то и платить за неоказанную услугу они не обязаны. Между вашими родителями и данной организацией отсутствуют какие-либо правовые отношения. Действующее гражданское законодательство устанавливает свободу граждан и юридических лиц в заключении договоров (ст. 421 ГК РФ).

Использование ваших персональных данных при начислении платы за вывозу бытовых отходов противоречит требованиям ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», в соответствии с которой обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

Вы можете обратиться в Роспотребнадзор и прокуратуру с заявлением об обязании организации, осуществляющей вывоз мусора, прекратить противоправные действия по начислению платы за вывоз твердых бытовых отходов, а также использованию ваших персональных данных.

Вы также имеете право обратиться в суд с иском о признании незаключенным договора на вывоз твердых бытовых отходов, о признании незаконными действий указанной вами организации по начислению платы за вывоз твердых бытовых отходов, о признании незаконными действий по использованию персональных данных.

Однако вы должны понимать, что сбор и утилизация мусора организованы для вашего же блага. За утилизацию мусора, не отвечающую требованиям законодательства, ваших родителей могут привлечь к административной ответственности.

Отвечает помощник прокурора Мантуровского района Елена СОЛОПОВА : «Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т. п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилфонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и другие), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них ТБО, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т. п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома и не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса РФ. Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.

Общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего ему помещения. Статья 39 ЖК РФ определяет, что доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.

Пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ прямо предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

Согласно пункту 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы на общедомовые нужды не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении».

Вверх — Отзывы читателей (3) — Написать отзыв — Версия для печати

У моей мамы была 2х комнатная квартира.9 мая 2015 г она умерла.В права наследования вступлю через пол года. Сейчас в ней никто не прописан и не живет.Как быть с оплатой за комуналку,вывоз мусора,канализация.Отопление с 15 мая закончилось,но с 1 октября включат.

Здравствуйте у меня квартира в посёлке в многоквартирном доме на 4 хозяев.
У каждого отдельный вход.
В квартире нет и не было отопления (очень давно отключили дом от котельной ввиду аварийности той) Должна ли я оплачивать коммунальные услуги по вывозу мусора. Если не проживаем там ввиду непригодности квартиры для проживания?

Должна ли я платить за вывоз мусора и уборку территорий в коммунальной квартире если там ни кто ни прописан.



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: