Кто был автором лозунга земля и воля. Дайте характеристику деятельности организации земля и воля

«Земля и воля» (1861-1864)

Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Она предостерегала народ от прежде временных неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил. В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны.

«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической организацией. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах.

В конце 1862 г. к «Земле и воле» примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, поражение восстания в царстве Польском (1863), усиление полицейского режима - все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.).

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г. Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравственные идеалы они пытались, воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II.

В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка С.Г. Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию «Народная расправа». Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников беспрекословного подчинения. За несогласие с методами С.Г. Нечаева студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. «Нечаевщина» на некоторое время стала серьезным уроком для следующих поколении революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.

На рубеже 60--70-х годов, во многом на основе идей А.И. Гер цена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX в., считавших своим долгом служение народу. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьян­ской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и сти­мулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительст­ва. Однако реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно- политической борьбы, еще большее размежевание общества.

Земля и воля”.

Это была первая крупная революционно-демократи­ческая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Органи­зацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к “Земле и во­ле” примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Первые тайные организации просуществовали недолго/. Спад кресть­янского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима – все это привело к их самороспуску лли разгрому. Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Черны­шевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству уда­лось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общест­венном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их рево­люционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде сто­явшие на демократических или либеральных позициях, перешли в ла­герь консерваторов (М.Н. Катков и др.).

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверив­шись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравст­венные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил поку­шение на царя Александра II.

В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь гото­вить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительст­вом. После разгрома кружка С.Г.Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию “Народная расправа”. Он отличался крайним политическим авантюриз­мом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжени­ям. За отказ подчиниться диктатуре студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступ­ник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. “Нечаевщина” на некоторое время ста­ла серьезным уроком для следующих поколений революционеров, пре­достерегая их от неограниченного централизма.

На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов по­следней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направ­ления: революционное и либеральное.

Земля и воля” (1876-1879).

В 1876 г. уцелевшие участники “хож­дения в народ” образовали новую тайную организацию, с 1878 г. при­нявшую название “Земля и воля”. Ее программа предусматривала осу­ществление социалистической революции путем свержения самодержа­вия, передачу всей земли крестьянам и введение “мирского самоуправ­ления” в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеха­нов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

Было предпринято второе “хождение в народ” – для длительной аги­тации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабо­чих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии “Земли и воли” в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонст­рация. Перед собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бо­роться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приго­ворили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от по­лиции.

В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В.И. Засулич совершила покуше­ние на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества было таково, что суд присяжных оп­равдал ее, а Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятель­ности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к рас­колу.

Черный передел”.

В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию “Черный передел” (1879-1881). Они сохранили верность основным про­граммным принципам “Земли и воли” и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

Народная воля”.

В том же году другая часть землевольцев создала организацию “Народная воля” (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желя­бов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет – центр и главный штаб орга­низации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в революци­онной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Про­граммные требования народовольцев включали: подготовку

политиче­ского переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтоже­ние частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабо­чим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи – партия социалистов- революционеров.)

Народовольцы провели ряд террористических акций против предста­вителей царской администрации, но главной своей целью считали убий­ство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительст­во усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе СЛ. Перовская организовала покушение на ца­ря. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через не­сколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усиле­нию реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.


Похожая информация.


«Земля и воля» (1876--1879)

В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

Было осуществлено второе «хождение в народ» -- с целью длительной агитации среди крестьян. Землевольцы также занимались агитацией рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от полиции.

В 1878 г. В.И. Засулич совершила покушение на петербургского начальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества и обстоятельства дела были таковы, что суд присяжных оправдал ее, а Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку.

Часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли».

народническая организация 1870-х гг., основана в С.-Петербурге в 1876 (название с 1878). Руководители: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов и др. Филиалы в Киеве, Одессе, Харькове и др. Программа предусматривала национализацию земли, замену государства федерацией общин посредством крестьянской революции. Члены "З. и в." создавали поселения в "народе", вели пропаганду среди рабочих и интеллигенции, издавали газету "Земля и воля" (1878-79). Разногласия между сторонниками и противниками политической борьбы привели к расколу (1879) "З. и в." на "Народную волю" и "Черный передел".

Отличное определение

Неполное определение ↓

"ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ"

1 . тайное революц. об-во в России в нач. 60-х гг. 19 в. Появление и деятельность "З. и в." связаны с обстановкой первой революц. ситуации, с подъемом массового движения и борьбы демократич. интеллигенции, с ожиданием повсеместного крест. восстания, к-рое предсказывалось революционерами на 1863 (с окончанием срока, установленного для введения в действие Положений 19 февр. 1861). Образование и первые практич. шаги "З. и в." относятся приблизительно к кон. 1861, но замысел орг-ции возник несколько ранее. "З. и в." имела в виду объединение на федеративных началах уже существовавших и вновь возникавших при ее участии кружков в обеих столицах и на местах, создание общей руководящей орг-ции. Важная роль в основании "З. и в." принадлежала братьям Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичам, А. А. Слепцову, Н. Н. Обручеву, С. С. Рымаренко, В. С. Курочкину и др. Учителем и вдохновителем группы организаторов "З. и в." был Н. Г. Чернышевский. Руководители орг-ции одновременно были связаны и с редакцией "Колокола" в Лондоне, причем особенно активное участие в определении и осуществлении задач тайного об-ва принимал Н. П. Огарев. Впоследствии гл. заграничным представителем "З. и в." официально считался А. И. Герцен. С "З. и в." был тесно связан также М. А. Бакунин. В сер. 1862 были арестованы Чернышевский, Н. А. Серно-Соловьевич, Рымаренко, был вынужден эмигрировать А. А. Серно-Соловьевич. В дальнейшем в числе руководителей "З. и в." находились Н. И. Утин, П. В. Пушторский и др. В конце лета - начале осени 1862 центр "З. и в." окончательно оформился под назв. "Русский центральный народный комитет" и тогда же, видимо, утвердилось за об-вом назв. "Земля и воля" (акад. М. В. Нечкина считает, что это назв. принято об-вом уже с кон. 1861). В Петербурге - местопребывании центр. к-та - действовал также местный к-т "З. и в.". Комитеты и группы "З. и в." существовали, кроме того, в Москве, Казани, Н. Новгороде, Перми, на Украине и в нек-рых др. местах. В кон. 1862 к "З. и в." присоединилась рус. воен.-революц. орг-ция, возникшая в Царстве Польском под рук. А. А. Потебни (см. Комитет русских офицеров в Польше). Землевольцы развернули довольно значит. нелегальную издательскую деятельность, обращенную к народу, войску, к "образованным классам": выпустили ряд прокламаций (печатанных частью в России в подпольных типографиях, частью за границей), два номера листка "Свобода", начали печатать журн. "Земля и воля". Землевольцы вели и устную пропаганду в разнообразных обществ. слоях, используя, между прочим, воскресные школы, открытые обществ. учреждения. В начале деятельности землевольцы в качестве общей платформы признавали опубликованную еще до основания об-ва (в сер. 1861) в "Колоколе" статью-воззвание Огарева "Что нужно народу?". В статье выдвигались требования закрепления за крестьянами всей бывшей в их пользовании земли (с прирезкой при недостаточности наделов) без обременения их к.-л. спец. платежами, сокращения наполовину армии (позже в землевольч. док-тах выдвинуто требование замены "рекрутчины" нар. ополчением), освобождения народа от чиновничества и установления подлинного крест. самоуправления, введения уездного и губ. самоуправления и наделенного широкими правами общегос. нар. представительства. Статья "Что нужно народу?" призывала собираться с силами, чтобы дружно и твердо "отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную да правду человеческую". Потом в центре агитац.-пропагандистской деятельности "З. и в." был поставлен лозунг бессословного "Земского собора" или "Народного собрания", созываемого после революц. ниспровержения самодержавия. "Право каждого на землю и выборное и федеральное правительство" - так разъяснялось осн. содержание землевольч. программы Герценом и Огаревым в нач. 1863 (в это время при редакции "Колокола" создан Совет "З. и в."). Имеются основания предполагать, что "З. и в." в 1862-63 склонялась к необходимости объявить после переворота все земли гос. собственностью с отдачей их в пользование на срок сел. общинам. В 1863 в деятельности "З. и в." важное место заняли вопросы, связанные с восстанием в Польше, Литве и Белоруссии. Незадолго до январского восстания 1863 в Польше центр "З. и в." в Петербурге, а ранее Герцен, Бакунин, Огарев, Потебня за границей, провели переговоры с представителями польск. нац.-освободит. движения, установив с ними дружеств. и союзные отношения. Во время восстания "З. и в." не раз заявляла, что передовые рус. люди "не имеют ничего общего с царем и его кровожадным правительством" и желают освобождения Польши от того ига, к-рое гнетет и рус. народ. Связанные идейно с "З. и в." и "Колоколом" революц. элементы среди рус. военных в Польше выступили на стороне повстанцев. В течение 1863 революц. ситуация в России фактически исчерпала себя. Общего крестьянского (или воен.-крестьянского) восстания, на к-рое ориентировались революционеры, не произошло. Польск. восстание было подавлено. В привилегированном об-ве резко усилились реакц. и шовинистич. настроения. Революц.-демократич. интелли- генция несла тяжелые потери в неравной борьбе с пр-вом; мн. землевольцы были арестованы, нек-рые бежали за границу. В этих условиях революц. работа "З. и в." стала замирать. К весне 1864 "З. и в." самоликвидировалась. "З. и в." вошла в историю как крупнейшее революц. объединение в России в 60-х гг., вокруг к-рого постепенно сплачивались наиболее активные демократич. элементы для подготовки революц. натиска против самодержавия. Деятельность "З. и в." способствовала оформлению социально-политич. позиций передовой части интеллигенции, выражавшей насущные интересы крест. массы России. "З. и в." укрепила дружбу и сотрудничество демократич. сил России и Польши. Пример "З. и в." 60-х гг. оказал существенное влияние на последующее освободит. движение в России. Историография "З. и в." состоит из отд. статей и обзоров в общих очерках рус. революц. движения (см. ниже лит.). Спец. монографии, освещающей историю орг-ции в целом, не существует. Комментарии М. К. Лемке к "Полному собранию сочинений" А. И. Герцена (1919-25), в к-рых в сущности содержится подробный и ценный очерк истории "З. и в.", широко использовались в дальнейшем историками. За последние годы изучение "З. и в." заметно продвинулось вперед (хотя в истории ее еще остается немало неясного и дискуссионного). Гл. заслуга в этом принадлежит Группе по изучению революц. ситуации в России в конце 1850 - нач. 1860-х гг Ин-та истории АН СССР, руководимой акад. М. В. Нечкиной (См. сб.: "Революц. ситуация в России в 1859-1861 гг.", т. 1-3, М., 1960-63, ст. Нечкиной, Я. И. Линкова, В. И. Неупокоева и др.). Лит.: Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. 10, 15-17, 22, П.-Л.-М., 1919-25; его же. Былое и думы. ч. 6-8, Собр. соч. в 30 тт., т. 11, М., 1957; Огарев Н. П., Избр. социально-политич. и филос. произв., т. 1-2, M., 1952-56; Мат-лы для истории революц. движения в России в 60-х гг. Первое приложение к сб. "Гос. преступления в России", под ред. Б. Базилевского, СПБ, (б. г.); (Утин Н. И.), Пропаганда и организация, "Нар. дело", 1868, No 2-3; Пантелеев Л. Ф., Воспоминания, М., 1958; Слепцова М., Штурманы грядущей бури (Из воспоминаний), "Звенья", т. 2, М.-Л., 1933; Рейсер С. A., Воспоминания А. А. Слепцова, в кн.: Н. Г. Чернышевский, т. 3, Саратов, 1962; Герцен, Огарев и "молодая эмиграция", вступит. ст. Б. П. Козьмина, публ. Е. Н. Кушевой, И. Зверева, в кн.: Лит. наследство, т. 41-42, М., 1941; "Исповедь" В. И. Кельсиева, там же; Новые мат-лы о революц. ситуации в России (1859-61 гг.). Ст. и публ. М. Нечкиной, там же, т. 61, М., 1953; Письма Герцена представителям "молодой эмиграции", публ. Б. Козьмина, там же; Неизд. и несобр. произв. Огарева, вступ. ст., публ. и комментарии Я. Черняка, там же; Письма И. И. Кельсиева Герцену и Огареву, публ. П. Г. Рындзюнского, там же, т. 62, М., 1955; Был ли Н. Н. Обручев адресатом письма, взятого при аресте Чернышевского?, сообщ. Я. З. Черняка, там же; Н. А. Серно-Соловьевич - Герцену и Огареву, там же; Письма Н. И. Утина Герцену и Огареву, публ. Б. П. Козьмина, там же; Письма Герцена и Огарева к разным лицам, там же, т. 63, M., 1956; О мемуарах А. А. Слепцова, сообщение В. Э. Бограда, там же, т. 67, M., 1959; Александр Серно-Соловьевич. Мат-лы для биографии. Ст. и публ. Б. П. Козьмина, там же; Нечкина М. В., Н. П. Огарев в годы революц. ситуации, "ИАН СССР, Серия истории и философии", 1947, No 2; ее же, "Земля и воля" 1860-хгг. (По следств. мат-лам), "ИСССР", 1957, No 1; Революц. ситуация в России в 1859-61 гг., т. 1-3, М., 1960-63; Лемке М., Очерки освободит. движения "шестидесятых годов", 2 изд., СПБ, 1908; его же, Политич. процессы в России 1860-х гг., 2 изд., М.-П., 1923; Козьмин Б. П., Из истории революц. мысли в России, Избр. труды, M., 1961, Левин Ш. M., Обществ. движение в России в 60-70-е гг. XIX в., M., 1958; Линков Я. И., Роль А. И. Герцена и Н. П. Огарева в создании и деятельности об-ва" Земля и воля", "ВИ", 1954, No 3; его же, Осн. этапы истории революц. об-ва "Земля и воля" 1860-х гг., "ВИ", 1958, No 9; его же, А. И. Герцен и революц. организации - предшественники первой "Земли и воли", "ВИ", 1962, No 4; Белявская И. M., А. И. Герцен и польское нац.-освободит. движение 60-х гг. XIX в., M., 1954; Ковальский Ю., Русская революц. демократия и январское восстание 1863 г.в Польше, пер. с польск., М., 1953; Восстание 1863 г. и рус.-польские революц. связи 60-х гг. Сб. ст. и мат-лов, M., 1960; Смирнов А. P., Революц. связи народов России и Польши 30-60-х гг. XIX в., М., 1962; Рус. подпольная и зарубежная печать. Библиографич. указатель, т. 1, Донародовольч. период. 1831-1879, в. 1. Книги, брошюры, листовки, M., 1935. Ш. М. Левин. Ленинград. 2 . тайное революц. об-во народников в 70-х гг. 19 в. Осн. в Петербурге в 1876. Была для своего времени наиболее важной и крупной революц. орг-цией. Назв. "З. и в.", связанное отчасти с традицией 60-х гг., по свидетельству большинства мемуаристов, дано об-ву в кон. 1878, с появлением одноименного печатного органа; прежние назв. (по мемуарным источникам): "Северная революц.-народнич. группа", "Об-во народников". В состав "З. и в." вошел ряд уцелевших от арестов участников "хождения в народ", а также более молодые революционеры. Видными деятелями "З. и в." с ее основания были М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский, О. В. Аптекман и др. Позже в нее вступили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, M. P. Фроленко, Л. А. Тихомиров (все - б. "чайковцы"). Платформу "З. и в." разделял и с ней сотрудничал кружок В. Н. Фигнер (А. И. Иванчин-Писарев, Ю. Н. Богданович, А. К. Соловьев и др.). "З. и в." имела тесную связь с революционерами, действовавшими на Украине - в Киеве, Одессе, Харькове, где протекала непосредственно работа отдельных ее членов (Осинский, Лизогуб). Образованию "З. и в." предшествовало обсуждение опыта "хождения в народ" 1873-75. В результате известного пересмотра программно-тактич. и организац. взглядов были определены основы обновленной платформы, к-рой тогда же сами участники дали название "народнической". Подобно остальным представителям народнич. мировоззрения (в широком смысле этого понятия), землевольцы признавали возможность особого пути (некапиталистического) социально-экономич. развития России, основой для к-рого должна была послужить крест. община. Находя слишком оторванной от реальных условий России деятельность своих предшественников, землевольцы считали необходимым приноровить цели и лозунги движения к самостоят. революц. стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. "Мы суживаем, - говорилось в программе "З. и в.", - наши требования до реально осуществимых в ближайшем будущем, т. е. до народных требований, каковы они есть в данную минуту". Эти требования, обобщенные в лозунге "Земля и воля!", сводились программой об-ва к переходу всей земли "в руки сельского рабочего сословия" с "равномерным" ее распределением, к "полному мирскому самоуправлению" при той или иной форме "междуобщинных и внешних отношений" (допускалась передача возможно более ограниченной доли обществ. функций пр-вам союзов общин), к разделению империи на части "соответственно местным желаниям". Землевольцы верили в социалистичность "коренных черт характера" крестьянства, благодаря чему осуществление ближайших требований явится фундаментом "дальнейшего успешного хода социального дела в России". "З. и в." защищала необходимость создания постоянных "поселений" революционеров в деревне для установления прочных связей в крестьянстве с целью подготовки в конечном счете нар. революции. Программа "З. и в." предлагала также "заведение сношений и связей в центрах скопления промышленных рабочих"; но землевольцы отводили рабочему движению подчиненную роль, осн. революц. силу видели в крестьянстве. Работе среди интеллигенции придавалось серьезное значение, прежде всего с точки зрения пополнения рядов революц. орг-ции. Исходя из неизбежности "насильственного переворота", землевольцы среди средств его подготовки выдвигали на особо важное место "агитацию" как словесную, так и гл. образом "путем дела" - бунтов, демонстраций, стачек; они, поддерживая в общем бакунистскую традицию, представляли "бунтарскую" струю в революц. движении 70-х гг. Существенной заслугой землевольцев явилось стремление к созданию крепкой и дисциплинированной, по-настоящему боеспособной революц. орг-ции, отмеченное с большим одобрением В. И. Лениным. Для устройства "поселений" землевольцами были избраны в первую очередь нек-рые приволжские губ. (Саратовская - в качестве гл. центра, Нижегородская, Самарская, Астраханская), а также Тамбовская, Воронежская, Псковская губ. Велась работа в Донской обл., предпринимались попытки революц. деятельности на Сев. Кавказе, Урале. "З. и в." в широком для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение революц. лит-ры (выпуск "Земли и воли", "Листка "Земли и воли"", многих нелегальных воззваний и брошюр). В Петербурге и нек-рых др. городах "З. и в." вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении неск. стачек в Петербурге в 1878-79. "З. и в." имела большие связи в студенчестве (прежде всего в Петербурге, Москве) и оказала влияние на развитие студенч. движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в т. ч. так наз. Казанская демонстрация 1876, к-рой "З. и в." впервые открыто заявила о своем существовании. Активная деятельность землевольцев по изданию и распространению революц. лит-ры, устройству различного рода протестов, развертыванию агитации имела крупное политич. значение. Но теоретически "З. и в." придерживалась еще анархистских или полуанархистских взглядов на политич. борьбу; последняя лишь стихийно врывалась в ее деятельность. Программа "З. и в." предусматривала и действия, направленные на "дезорганизацию государства", в частности уничтожение "наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства". Самым громким террористич. актом "З. и в." было убийство шефа жандармов Мезенцова (1878). Однако "З. и в." все же не рассматривала еще террор как средство политич. борьбы против существующего строя, расценивая его под углом зрения самозащиты революционеров и мести пр-ву. Трудности и разочарования в революц. деятельности в деревне, не приносившей землевольцам быстрых и достаточно осязательных результатов, усиление правительств. репрессий, а с др. стороны - резкое обострение политич. недовольства в различных обществ. кругах в период рус.-тур. войны и назревания революц. ситуации способствовали зарождению и развитию новых настроений внутри "З. и в." и в близкой к ней среде. В "З. и в." постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, получившая даже фактически с марта 1879 свой орган - "Листок "З. и в."". Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии об-ва (Плеханов, М. Р. Попов, Аптекман и др.) и защитниками перехода к политич. борьбе путем систематич. применения террористич. методов (А. Д. Михайлов, Морозов, Тихомиров, Квятковский и др.) вызвали созыв в июне 1879 Воронежского съезда "З. и в.", приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя группировками. В авг. 1879 "З. и в." окончательно раскололась; вместо нее возникли "Народная воля" и "Черный передел". Как и др. представители революц. народничества, землевольцы 70-х гг. были выразителями - в определенной, им свойственной форме - идей утопич. "крестьянского социализма" и по существу отражали в своей деятельности чаяния крест. массы России, борьбу крестьянства за землю, его стремление к свободной и равноправной жизни. Материал по истории "З. и в." содержится в ее изданиях, в программно-уставных док-тах (опубл. в сб.: Архив "Земли и воли" и "Нар. воли", 1932), в мемуарах, письмах, показаниях ее участников и близких к ней деятелей, а также в нек-рых офиц. источниках (обвинит. акты и т. д.). Первый предназначенный для оглашения ист. очерк "З. и в." был дан еще в нач. 80-х гг. в ссылке О. В. Аптекманом; в печатном виде он, однако, появился - в дополненной и измененной редакции - только в период первой русской революции (новое расширенное издание - после Октября). В 90-х гг. очерк истории "З. и в." опубл. Э. А. Серебряков. Написанный с народовольч. позиций, этот очерк впоследствии был подвергнут критике Плехановым. Плеханов многократно касался деятельности и роли "З. и в." в своих произв. как 80-90-х, так и более поздних годов (напр., "Рус. рабочий в революц. движении", предисловие к рус. изданию книги А. Туна, критич. статья о Богучарском "Неудачная история партии Нар. воли" и др.). Об ист. значении "З. и в." в деле создания орг-ции революционеров писал В. И. Ленин в нач. 20 в. Новейшая сов. работа, специально посвященная "З. и в.", принадлежит П. С. Ткаченко. Лит.: Ленин В. И., Что делать?, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 7; Плеханов Г. В., Соч., т. 1-3, 9, 12, 24, М.- П.-Л., 1923-27; Архив "Земли и воли" и "Нар. воли", М., 1932; Революц. журналистика 70-х гг., 2 прилож. к сб. "Гос. преступления в России", Ростов/Д., (б. г.); Ткаченко П. С., Рев. народнич. орг-ция "Земля и воля" (1876-1879 гг.), М., 1961; Серебряков Е. A., Очерк по истории "Земли и воли", СПБ, 1906; Богучарский В. Я., Активное народничество семидесятых годов, М., 1912; Левин Ш. М., Общ. движение в России в 60-70-е гг. XIX в., M., 1958; Аптекман О. В., Об-во "Земля и воля" 70-х гг., 2 изд., П., 1924; Попов М. Р., Записки землевольца, M., 1933; Фроленко М. P., Собр. соч., т. 1-2, 2 изд., M., 1932; Фигнер В., Полн. собр. соч., т. 1, 5, 2 изд., M., 1932; Морозов Н. A., Повести моей жизни, т. 2, М., 1962; Тихомиров Л. А., Воспоминания, М.-Л., 1927; Степняк-Кравчинский С., Соч., т. 1, M., 1958; Иванчин-Писарев А. И., Хождение в народ, М.-Л., 1929; Бух Н. К., Воспоминания, M., 1928; Русанов Н. С., На родине. 1859-1882, M., 1931; Любатович О., Далекое и недавнее, M., 1930; Тютчев Н. С., Революц. движение 1870-80-х гг. Ст. по арх. мат-лам, M., 1925; Прибылева-Корба А. П. и Фигнер В. Н., Народоволец А. Д. Михайлов, Л., 1925; Козьмин Б., К истории "Земли и воли" 70-х гг. (Программа Тамбовского поселения землевольцев), "КА", 1926, т. 6(19); Историко-революц. сб., т. 2, Л., 1924; Твардовская В. A., Кризис "Земли и воли" в конце 70-х гг., "ИСССР", 1959, No 4; ее же, Воронежский съезд землевольцев (июнь 1879 г.), "НДВШ, Ист. науки", 1959, No 2, см. также лит. при ст. Народничество и при статьях об отдельных землевольцах. Ш. М. Левин. Ленинград. 3 . печатный орган тайного об-ва "Земля и воля" в России, "социально-революц. обозрение". No 1 помечен 25 окт. - 1 нояб. 1878, No 5 (последний) вышел 16 апр. 1879. Печатался в подпольной "Петерб. вольной типографии" землевольцев тиражом в неск. тыс. экземпляров. В редакцию в разное время входили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров, к-рым принадлежала и б. ч. лит. мат-лов. Наряду с программными статьями "З. и в." давала политич. фельетон, корреспонденции о волнениях, стачках, студенч. движении, оглашала секретные правительств. док-ты и т. д. Текст "З. и в." перепечатан В. Я. Богучарским в кн. "Революц. журналистика 70-х гг." (1905, Париж, 1906 - в России). Лит.: Кузьмин Д., Народовольч. журналистика, М., 1930; Веревкин Б. П., Рус. нелегальная революц. печать 70-х и 80-х гг. XIX в., М., 1960.

Народническая организация «Земля и воля»

Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение опыта «хождения в народ» 1873-75 гг. В результате были определены основы политической платформы, которая была названа «народнической». Землевольцы признавали возможность особого (некапиталистический путь развития России), основой для которого должна была послужить крестьянская община. Они считали необходимым приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. Эти требования, обобщённые в лозунге «Земля и воля!», сводились программой общества к переходу всей земли «в руки сельского рабочего сословия» с «равномерным» её распределением, к «полному мирскому самоуправлению», к разделению империи на части «соответственно местным желаниям».

«Земля и воля» защищала необходимость создания постоянных «поселений» революционеров в деревне с целью подготовки народной революции. Основную революционную силу землевольцы видели в крестьянстве, рабочему движению отводили подчинённую роль. Исходя из неизбежности «насильственного переворота», землевольцы выдвигали на особо важное место «агитацию» главным образом «путём дела» - бунтов, демонстраций, стачек. Они представляли «бунтарскую» струю в революционном движении 70-х гг.

Существенной заслугой землевольцев, отмеченной В.И.Лениным, было стремление «... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием». Принципами организации стали дисциплина, взаимный товарищеский контроль, централизм и конспирация.

Для устройства своих «поселений» землевольцы избрали Саратовскую, Нижегородскую, Самарскую, Астраханскую, а также Тамбовскую, Воронежскую, Псковскую губернии, Донскую область и др. Предпринимались попытки революционной деятельности на Северном Кавказе, Урале.

«Земля и воля» в широком для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение революционной литературы, вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79 гг.

«Земля и воля» оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе так называемая Казанская демонстрация 1876, которой «Земля и воля» впервые открыто заявила о своём существовании.

Программа «Земли и воли» предусматривала и действия, направленные, по мнению её членов, на «дезорганизацию государства», в частности уничтожение «наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Самым значительным террористическим актом «Земли и воли» было убийство шефа жандармов Н.В.Мезенцова (1878). Однако «Земля и воля» не рассматривала ещё террор как средство политической борьбы против существующего строя, расценивая его как самозащиту революционеров и месть их правительству.

Разочарования в революционной деятельности в деревне, усиление правительственных репрессий, резкое обострение политического недовольства в период русско-турецкой войны 1877-78 гг. и назревания революционной ситуации способствовали зарождению и развитию новых настроений внутри организации.

В «Земле и воле» постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, основавшая в марте 1879 свой орган «Листок «Земли и воли»».

Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии общества - «деревенщиками» и «политиками» - с защитниками перехода к политической борьбе путём систематического применения террористических методов, потребовали созыва в июне 1879 году Воронежского съезда, приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя этими группировками.

Таким образом, основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А.Бакуниным, ПЛ.Лавровым и П.Н.Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического.

М.А.Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. ПЛ.Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» - передовая часть интеллигенции. П.Н.Ткачев, так же не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М.А.Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Однако «хождение в народ» провалилось, народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы. Еще раз подтвердилась неэффективность террористических методов борьбы, приведших к усилению реакции и полицейского произвола в стране.

В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.

С середины 1880-х гг., по мере развития капитализма, роста рабочего движения в России, распространения марксистских идей, народничество постепенно начинает уступать первенство в освободительном движении революционной социал-демократии.

  • Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - 5 изд. - т.12. - С.135.