Формы межведомственного взаимодействия субъектами профилактики. Научная электронная библиотека. Преодоление межведомственных барьеров при решении проблем безнадзорных детей и социальных сирот

На муниципальном уровне происходит своеобразная концентрация усилий различных субъектов профилактической деятельности. При этом качество их взаимодействия на микроуровне является важнейшим показателем степени интеграции их усилий. В ходе организации такой работы должны быть четко определены основные направления его деятельности, что позволит установить баланс профилактической работы, определить зоны ответственности субъектов профилактики наркотизма.

Совершенствование системы межведомственного взаимодействию по противодействию распространению наркомании в обществе невозможно без четкого разделения функций и сфер профилактического влияния различных ведомств и их подведомственных учреждений, определения основных форм межведомственного профилактического антинаркотического взаимодействия, поэтому одной из важнейших задач государственного управления должно стать определение основных форм согласованных действий субъектов системы профилактики и разграничение их функции, сфер влияния.

По нашему мнению, одной из форм межведомственного антинаркотического взаимодействия может выступать всесторонний обмен интересующей информацией между представителями каждого ведомства. В этих целях представители каждого субъекта социальной профилактики должны незамедлительно информировать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных случаях нарушений прав несовершеннолетних, подверженных наркозависимости или находящихся в «группе риска наркотизации», на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Другая форма взаимодействия – это совместное определение и принятие адекватных (социальных, медицинских или правовых) индивидуально-профилактических мер в отношении молодежи, вовлеченной в потребление наркотиков. В каждом конкретном случае могут оказаться результативными разные формы воздействия на лицо, допускающее немедицинское потребление наркотических средств. Поэтому только комплексная оценка всех обстоятельств наркотизации и принятие всеми субъектами профилактики совместных комплексных мер может привести к предполагаемому желаемому эффекту.

Третья форма взаимодействия – совместное выявление источников поступления в молодежную среду наркотических средств в целях привлечения лиц, поставляющих наркотические средства и психотропные вещества, к уголовной ответственности и пресечения наркоторговли. Эта форма более используется силовыми структурами: МВД РФ, Федеральной таможенной службой, ФСБ РФ, Министерством юстиции РФ, а также Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, одной из функций которой является осуществление профилактической деятельности по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Например, одной из главных задач, решаемых таможенными органами и пограничными войсками, является перекрытие каналов поступления наркотических средств через границу, что в конечном итоге должно создать предпосылки, позволяющие снизить незаконное потребление наркотиков населением страны.

В связи с серьезностью и масштабностью проблем, связанных со злоупотреблением наркотиками, исключительно важное значение приобретает вопрос взаимодействия таможни с другими государственными и негосударственными организациями, занимающимися профилактикой наркотизма. Особое место занимает взаимодействие с исправительно-трудовыми учреждениями, обусловленное тем фактором, что аддиктивное противоправное поведение подростков неразрывно связано с потреблением ими различных наркотиков. В такие учреждения попадают подростки с разной степенью «опытности»: от впервые попробовавшего – до имеющего болезненную зависимость от одного или нескольких веществ. Может показаться логичным полагать, что пребывание подростка в таком учреждении должно пойти ему на пользу, так как он изолирован от привычной среды и доступ к наркотикам блокирован, у него есть время подумать о своей жизни и начать обновление. Но изоляция поддерживает психологические основы ранее возникшей наркозависимости. Она способствует уходу от проблем, с которыми он не справился, поэтому важно не допустить личностной регрессии индивида и оказать помощь в установлении у него антинаркотических ценностных ориентаций.

В некоторых регионах России сегодня накоплен положительный опыт взаимодействия между органами власти и управления, силовыми структурами, институтами гражданского общества (общественные и религиозные организации, различные фонды, образовательные учреждения, средства массовой информации), являющимися субъектами профилактики наркотизма. Так, например, в Нижнем Новгороде существует школа-центр реабилитации для подростков с отклоняющимся поведением, где была апробирована программа «Тренинг жизненных навыков», разработанная сотрудниками отделения первичной профилактики у детей НИИ наркологии Министерства здравоохранения Российской Федерации. Опыт нижегородцев показал, что такая программа может давать положительные результаты при следующих условиях: все участники превентивного обучения должны иметь сохраненный интеллект и не должны иметь психологических нарушений; организационные моменты имеют принципиальное значение: курс должен быть столь же обязательным, как литература и математика – это позволяет поддерживать учебную мотивацию подростков, энтузиазм тренеров и обеспечивает успех в целом; включение различных тренингов. Подобную профилактическую программу представляется возможным применять во всех специализированных учреждениях.

В управлении исполнения наказания Минюста России по Тамбовской области существует лечебная исправительная колония для наркоманов, куда поступают осужденные из восьми центральных регионов России. В колонии имеется больница на восемьдесят коек, необходимое оборудование для лечения наркомании. Осужденные не только получают нужную медицинскую помощь, но и образование, а также имеют возможность посещать храм, где также проводится профилактическая антинаркотическая работа.

Одной из проблем организации взаимодействия различных субъектов профилактики наркотизма является координация их усилий в рамках системы образования. Она предполагает создание сети интегрированных психолого-медико-педагогических комиссий образовательных учреждений, основной целью деятельности которых может стать:

– выявление несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении;

– проведение их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию помощи;

– определение форм дальнейшего обучения и воспитания, а также систем консультативной помощи специалистами различных ведомств, работающих с детьми и молодежью. Такие системы призваны обеспечить квалифицированное информирование работников образовательных учреждений, обучающихся и родителей о негативных последствиях употребления наркотиков: медицинских, юридических, социальных.

Взаимодействие различных субъектов профилактики в этом случае осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего, в ходе профилактической антинаркотической работы, проводимой с родителями. Она предполагает организацию родительских университетов, различных объединений родителей учащихся для поддержки «проблемных семей» и формирование нетерпимого отношения к наркотизации школьников; предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю наркотизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними. В этих целях организуется семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи «проблемной» семье.

Другим направлением взаимодействия является участие акторов профилактики в воспитательно-педагогической работе с детьми. Она предусматривает участие в разработке и модификацию образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни; в разработке и внедрении обучающих программ – тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста; в формировании основ воспитательной системы в образовательных учреждениях, препятствующих возникновению причин, приводящих к употреблению наркотиков и психоактивных веществ. Непосредственную работу в данном направлении взаимодействия необходимо проводить органам внутренних дел.

Формирование убежденности в том, что избавление от наркозависимости – это легкий и всегда результативный процесс, является отрицательным аспектом деятельности средств массовой информации, рекламирующих медицинские центры, что невольно стимулирует наркоманию. Этот вывод подтверждается исследованиями разных регионов среди подростков 16-19 лет: доля тех, кто уверен в излечимости данной болезни, и тех, кто затрудняется ответить на вопрос, составляет 80 % и более. Данная установка молодежи полностью не соответствует действительности, так как сегодня процесс излечения представляет собой исключительную сложность и, главное, не дает гарантий успеха. Поэтому реклама данной медицинской деятельности необходима, но она одновременно должна сопровождаться мощным суггестивным воздействием на сознание молодежи, формирующей убежденность положительного медицинского эффекта излечения от наркомании лишь в единичных случаях.

Сформулированные нами выводы требуют не просто усиления профилактики, но, прежде всего, изучения механизма вовлечения детей и подростков в наркозависимость. По мнению опрошенных в ходе нашего исследования, существуют три главных стимула, заставляющие попробовать наркотики: любопытство, подражание и желание уйти от жизненных проблем. Такое распределение ответов с некоторыми корректировками соответствует представлению о двух предпосылках молодежного наркотизма.

Во-первых, это болезненное изменение духа, то есть отсутствие у молодежи представления о наркотической зависимости как о результате деформированного сознания.

Во-вторых, нерешенные социальные проблемы. Наркотики выступают в качестве способа адаптации к проблемной ситуации и снятия социально-психологического напряжения.

Следовательно, профилактическая деятельность должна включать в себя, по меньшей мере, решение двух задач: целенаправленное формирование антинаркотического сознания с соответствующей системой ценностей, что может быть лишь результатом эффективной воспитательной работы; оказание социально-психологической помощи молодым людям, составляющим группы риска. Вполне естественно, что решение этих задач предполагает расширение круга субъектов профилактической деятельности.

Однако сегодня в стране сложилась практика, при которой профилактика молодежного наркотизма рассматривается либо как задача правоохранительных органов, либо как лечебная деятельность (напомним, что многие специалисты и молодые люди называют наркоманию болезнью). Такая работа постоянно ведется. Однако, на наш взгляд, главной концептуальной линией новой системы профилактики должно стать отмеченное выше восстановление разрушенных механизмов социокультурной защиты личности, изменение установок личности, формирование запрета в сознании людей к возможности употребления наркотиков. Необходимо формирование идеологических, социально-психологических и культурных барьеров на пути молодежного наркотизма. Существующая система профилактики не справляется с этими задачами.

Таким образом, в социально-профилактическую деятельность должно быть вложено социокультурное содержание, которое включает в себя:

– восстановление утраченных национально-культурных традиций;

– нравственное воспитание и развитие личности, формирование у нее системы внешних потребностей и жизненных смыслов;

– обучение молодых людей способам психологической коррекции и психологической защиты.

Анализ социологических исследований российских регионов свидетельствует о превалировании в практике противоположного подхода. В результате:

1) профилактическая работа в настоящее время ориентируется на административные и даже силовые методы решения проблем. То есть оказывается ответное действие на совершенный факт вовлечения в процесс наркотизации молодежи, а профилактика, прежде всего, должна быть ориентирована на предотвращение этого факта, то есть должна быть своевременной;

2) в современной практике повсеместно преобладают формы индивидуальной профилактической деятельности, несмотря на то, что молодежь постоянно подвергается воздействию наркотической субкультуры в различных группировках и компаниях. Ориентация профилактической работы на групповую социальную коррекцию и групповое социальное сопровождение практически отсутствует. Групповая социальная работа практикуется, как правило, в специальных учреждениях. Например, Центр социально-психологической помощи г. Тулы ведет работу с девиантной молодежью по следующим направлениям: организация психологического просвещения; психологическая диагностика и коррекция; индивидуальные консультации, проводимые психологами, психотерапевтом-наркологом, юристом; проведение различных тренингов; работа с детьми и подростками специализированных учреждений. Сегодня необходима профессиональная социальная работа с группировками по месту жительства.

В структуре социальной профилактики молодежного наркотизма особое место, как мы полагаем, занимает работа с семьей. На наш взгляд, эффективность такого рода деятельности также прямо зависит от взаимодействия семьи с другими акторами профилактической деятельности. Исследования проблемы позволяют выделить несколько ее основных направлений такого взаимодействия. Первое заключается в формировании активного отношения родителей к риску наркотизации в той среде, в которой растет и общается их ребенок; повышении заинтересованности и информированности о месте проведения ребенком досуга и о среде общения; о недопущении психологических барьеров в общении с ним. Органам профилактики наркотизма целесообразно, на наш взгляд, иметь своеобразные единые программы повышения родительской компетентности. Они должны участвовать в развитии родительских клубов, которые предусмотрены для обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с собственными детьми (лекции на родительских собраниях, семинары, занятия в родительском университете), а также формирование из родительского актива группы родительской поддержки для «проблемных семей». Родительский актив поможет выявлять факты эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними, предупредить внутрисемейное вовлечение детей в раннюю наркотизацию.

Проведение профилактической работы целесообразно не только с родителями, но и с другими старшими родственниками. В необходимости этого убеждает, например, то, что, по мнению 11,4 % опрошенных респондентов, наркотик им впервые дали попробовать не родители, а другие родственники.

Вторым направлением взаимодействия семьи с другими субъектами профилактики является совместное участие в предупреждении фактов вовлечения детей в раннюю наркотизацию, эмоционального отвержения детей, жесткого обращения с ними в семье. В этом случае с семьей должны активно взаимодействовать образовательные учреждения, здравоохранительные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждения опеки и попечительства, структуры по делам молодежи, средства массовой информации, органы социальной защиты населения, церковь.

Третье направление – это оказание помощи семье в случаях, когда ребенок начал употреблять психоактивные вещества не в медицинских целях. В такой ситуации требуется активное вмешательство всех заинтересованных структур в целях оказания медицинской, педагогической, психологической, социальной, юридической помощи. Подобное «вмешательство» выражается в проведении семейного консультирования в привлечении к работе групп родительской поддержки, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел, других специалистов.

Ведущим направлением взаимодействия других субъектов профилактики с семьей, по нашему мнению, должно стать выявление на ранней стадии детей и родителей группы «риска» (алкоголизация, наркотизация) с помощью систематических медицинских комплексных профилактических осмотров учащихся школ, дошкольных учреждений, профессиональных училищ, обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи. В этих целях необходимо проводить консультирование по вопросам «семейного примирения», информирование родителей о формах и методах обследований, оказывать помощь в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказать коррекционную помощь, индивидуальное семейное консультирование родителей из «проблемных» дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи. Детей «группы риска» необходимо вовлечь в спортивные секции, технические и иные кружки, клубы.

В ходе работы с семьей целесообразно осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, потребности в здоровом образе жизни, адекватной реакции на провокации и негативные проявления окружающей среды, формирование четкой личностной установки подростка в отношении к наркотикам, что положит основу саморегуляции и самоконтроля у детей и подростков, формирования антинаркотической культуры. Основную работу в данном направлении профилактики должны проводить образовательные и здравоохранительные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, структуры по делам молодежи, средства массовой информации, органы внутренних дел, учреждения культуры, физической культуры, спорта и туризма, церковь.

На основе взаимодействия семьи, органов здравоохранения и социальной защиты представляется возможной апробация новых программ по реабилитации наркоманов с прохождением психотерапевтического и психокоррекционного курса больных наркоманией. Вместе с тем анализ результатов реализации медицинских программ и проектов частных клиник, а также изучения международного опыта дает основание утверждать, что Министерство здравоохранения Российской Федерации, его подразделения на местах занимает ошибочную позицию, выступая против создания альтернативных (государственным) центров реабилитации и лечения наркоманов. Между тем, именно такие центры способны объединить усилия различных акторов социальной профилактики в решении задачи лечения и реабилитации больных наркоманией.

Анализ существующей системы профилактики наркомании позволяет, по нашему мнению, выделить основные направления межведомственного взаимодействия по профилактике наркомании и наркотизма.

Конкретные меры по объединению усилий государства и общества в решении задачи социальной профилактики наркотизма должны быть направлены на ликвидацию социальных корней наркотизма и создании общей высокоэффективной системы избавления государства в целом от угрозы наркотического вырождения и социального хаоса.

Первоочередными в течение ближайшего периода полагаем считать задачи по совершенствованию и правовому обеспечению деятельности по контролю за оборотом наркотиков, созданию межведомственной системы оперативного сбора и анализа информации об их распространении, широкому внедрению объективных методов идентификации наркотических средств, совершенствованию медицинских и юридических подходов к раннему выявлению их незаконных потребителей, а также выделению групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотиков и дифференцированному проведению в отношении них предупредительных мероприятий.

При производстве необходимо обеспечить соблюдение технологических контрольных требований и проведение целенаправленных мероприятий по выявлению подпольного изготовления наркотических средств, в том числе для предотвращения их поступления в незаконный оборот из медицинских учреждений.

Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в рамках предоставления муниципальных и государственных услуг населению. Оно предполагает обмен данными и документацией, в электронном виде в том числе.

Субъекты

Обмен сведениями и документацией осуществляется между муниципальными и государственными органами, которые предоставляют соответствующие услуги гражданам и юрлицам. В системе межведомственного взаимодействия участвуют также уполномоченные подразделения, подведомственные федеральным или территориальным структурам, многофункциональные центры, специализированные отделы внебюджетных фондов.

Значение

Организация межведомственного взаимодействия выступает в качестве одного из направлений реформы административной системы. Оно ориентировано на повышение доступности муниципальных/государственных услуг. Данная задача реализуется посредством уменьшения количества документации, предоставляемой заявителем. Недостающие материалы и сведения уполномоченные структуры должны получать самостоятельно.

Нормативная база

Впервые требования к созданию системы межведомственного взаимодействия были сформулированы в ФЗ №210. Впоследствии они были включены в Концепцию устранения административных барьеров, существовавших долгое время в стране, и повышение уровня доступности муниципальных/государственных услуг на 2011-2013 годы. В программе были зафиксированы основы межведомственного взаимодействия, общие правила и сроки его осуществления. Концепция была утверждена правительственным распоряжением №1021-р от 10.06.2011 г. Минэкономрзавития разработало Методические рекомендации по переходу местных и федеральных органов к предоставлению услуг по системе межведомственного взаимодействия.

СМЭВ

В качестве приоритетного направления межведомственного взаимодействия в настоящее время выступает обмен данными и документацией в электронной форме. Для этого была сформирована СМЭВ. Система электронного взаимодействия состоит из региональных сегментов. Благодаря СМЭВ уполномоченные органы имеют возможность быстро обмениваться необходимыми материалами, что существенно сокращает время рассмотрения заявлений.

Специфика

Подготовка предложений, касающихся вопросов организации взаимодействие между уполномоченными органами, возлагается на Межведомственную группу. Для реализации положений ФЗ №210 и указанной выше Концепции был сформирован перечень государственных услуг, оказание которых осуществляется в рамках обмена данными и документацией между компетентными структурами. Аналогичная работа выполняется местными институтами власти.

Функции СМЭВ

В рамках межведомственного взаимодействия:


Проблемы межведомственного взаимодействия: регистрация

В качестве одной из задач системы выступает обеспечение достоверности передаваемых данных. В настоящее время исходящий документ регистрирует орган-отправитель, а затем повторно – структура-получатель. При этом встает вопрос о гарантии целостности информационных баз ведомственных систем. Например, злоумышленник, узнав пароли администраторов, может изменить либо удалить ту или иную запись.

Уникальный идентификатор

Он присваивается каждому документу, вне зависимости от того, исходящий он или входящий. Уникальный идентификатор выступает как порядковый номер. Он однозначно определяет и сам документ, и регистрационную карточку. Между тем номер является уникальным для конкретной ведомственной системы. Это означает, что в центральную базу данных могут попасть сообщения с одинаковым идентификатором.

Совершенствование межведомственного взаимодействия

Решить вопрос, касающийся гарантии целостности баз данных, по мнению экспертов, можно, введя третью сторону. Ею будет являться административный центр системы. В его базе не было бы прикрепленных файлов, то есть, непосредственно самих документов. При этом она содержала бы ключевые сведения о них. К такой системе, с одной стороны, должны предъявляться достаточно высокие требования по производительности и бесперебойной работе. Вместе с этим, она должна обеспечивать целостность, аутентичность, достоверность пересылаемых материалов.

Эта задача реализовывается благодаря тому, что, кроме обязательных реквизитов, которые предусматриваются в Положении к Правилам по делопроизводству, в карточке присутствует и контрольную сумму, рассчитанную по передаваемому документу. В результате формируется тройная регистрация документации. Что касается уникального идентификатора, то, предполагается, что будет создана единая централизованная система, охватывающая все региональные сегменты. В этом случае каждому документу будет присваиваться собственный номер, вне зависимости от расположения регистрирующего органа.

Ограниченность доступа

Согласно Плану, требования, предъявляемые к СМЭВ, должны предусматривать возможность работы с документацией служебного пользования. Это означает, что ведомственные системы должны соответствовать нормам, установленным для программно-аппаратных комплексов, обрабатывающих материалы, доступ к которым ограничен. Реализация данной задачи представляет сложность для большинства исполнительных структур власти. Эксперты считают, что у этой проблемы есть 3 решения:


Цифровая подпись

Еще один фактор, влияющий на эффективность межведомственного взаимодействия, - Федеральный закон, регламентирующий визирование документации в электронной форме. Правительство устанавливает дополнительные требования, направленные на обеспечение совместимости средств цифровой подписи при регистрации и обработке поступающих сообщений. Данный момент крайне важен для организации взаимодействия. Следует отметить, что в начале 21 века при федеральных структурах возникло несколько удостоверяющих центров, использовавших несовместимые друг с другом форматы и стандарты. В результате для каждой системы необходим был собственный закрытый ключ: один – для сдачи отчетности в ФНС, другой – при работе с казначейством, третий – для отправки ведомственной документации. Кроме того, несовместимые средства использовались банковскими и прочими коммерческими структурами.

Заключение

Несмотря на ряд существующих проблем, система межведомственного взаимодействия имеет ряд положительных сторон. В первую очередь гражданам нет необходимости самостоятельно собирать сведения в разных муниципальных и государственных структурах. Для обращения ему следует предоставить только личные документы (св-во о рождении, паспорт и пр.). Всю остальную документацию, которая требуется для предоставления субъекту услуги, ведомство соберет самостоятельно. При этом в законодательстве установлено, что уполномоченный орган не вправе запрашивать у гражданина сведения, которые находятся в распоряжении другой госструктуры.

1. Межведомственный анализ и межведомственное прогнозирование используются в целях сбора сведений (информации), необходимых для выявления проблем в организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Межведомственный анализ направлен на совместные аналитические разработки субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, где на основе полученных результатов может строиться дальнейшее прогнозирование результативности профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Совмещение потоков информации, организуемых различными субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия, позволяет предвидеть появление новых проблем в семье, являющейся объектом межведомственного взаимодействия (например, возможные конфликты между несовершеннолетним и его родителями [иными законными представителями]).

Представляется необходимым совокупность полученных данных анализировать органом, осуществляющим организацию и координацию межведомственного взаимодействия (комиссией субъекта Российской Федерации, территориальной [муниципальной] комиссией) с точки зрения прогноза вариантов развития событий, что предопределяет расстановку и тактику использования различных профессиональных сил.

2. Проведение заседаний комиссии субъекта Российской Федерации, территориальных (муниципальных) комиссий, а также созданных ими совещательных органов (в случае создания таковых): рабочих групп, советов, штабов, консилиумов и иных органов.

3. Совместная разработка руководящих указаний, правил, порядков, регламентов, обязательных для выполнения субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия при их совместной работе, установление которых до начала совместной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, влияет на конечный результат взаимодействия.

4. Согласование документов, необходимых как для организационных аспектов реализации межведомственного взаимодействия, так и для осуществления самой совместной профессиональной деятельности.

5. Проведение совместных комплексных целевых мероприятий, проверок, проектов, операций и т.д.

Данная форма может иметь две разновидности.

Во-первых, это комплекс мероприятий, рассчитанных на длительный срок с последовательным накоплением информации, профессионального опыта по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, и поэтапным введением сил и средств различных субъектов (участников) межведомственного взаимодействия (реализация межведомственных программ социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении).

Во-вторых, это краткосрочные, единичные совместные действия субъектов (участников) межведомственного взаимодействия (например, обследование жилищно-бытовых условий, в которых проживает семья).

При реализации данной формы орган, осуществляющий организацию и координацию межведомственного взаимодействия (комиссия субъекта Российской Федерации, территориальная [муниципальная] комиссия) по согласованию с иными субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия может определить круг участников мероприятия, обладающих профессиональными навыками, необходимыми для выполнения поставленных задач.

6. Выработка единой стратегии совместного взаимодействия (например, в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

Результаты совместной выработки стратегии могут быть реализованы в предложениях при подготовке различных организационно-тактических мероприятий, комплексных операций, совместных планов работы, ведомственных актов (приказов, постановлений) или локальных решений.

7. Рабочие встречи руководителей либо иных представителей субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, которые организуются для повышения оперативности взаимного информирования, реагирования на возникшую проблему (например, борьбу с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних).

На таких встречах достигаются договоренности о координации действий и обмене информацией, готовятся планы совместных мероприятий.

8. Информационное межведомственное взаимодействие, которое реализуется посредством информационного обмена между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием современных технологий (например, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", локальных межведомственных сетей, баз данных и иных).

Данная форма позволяет проводить сетевые консультации, вебинары, селекторные совещания, телеконференции.

При организации межведомственного взаимодействия одновременно могут применяться различные формы межведомственного взаимодействия.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Эффективные формы и методы организации межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении Кривенкова Наталья Ивановна, ГУО «Костюковичский районный социально-педагогический центр», педагог социальный. тел. 8 (02245) Пусть им никогда не будет худо, Пусть надежда на лучшее живет. Взрослые! Ну, совершите чудо, Пусть не будет на земле сирот. В. Макуть Семья в современных условиях не всегда самостоятельно находит выход из сложных жизненных ситуаций, что приводит к росту числа неблагополучных семей. Семейное неблагополучие находит выражение в конфликтных отношениях между родителями, между детьми и родителями, антисоциальном поведении. Неблагополучная семья нуждается в помощи со стороны. Объектом государственной защиты и поддержки может стать ребенок из семьи любого типа. Однако степень нуждаемости в социально-педагогической защите и поддержке у разных категорий детей будет различна. Особенно уязвимыми являются несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении (СОП). Как показывает опыт работы, ни одна отдельно взятая служба не в состоянии самостоятельно вывести семью из социально опасного положения, это возможно только путем объединения усилий в рамках межведомственного взаимодействия и оказания комплексной помощи семьям. Межведомственное взаимодействие в настоящее время одна из важных форм работы субъектов профилактики, позволяющая совместными усилиями решать общие задачи защиты прав детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также профилактики социально опасного положения семей. Одна из основных целей специалистов, занятых в профилактике, состоит в том, чтобы, руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам взаимодействия создать работающую социальную систему путем согласования взаимных обязанностей и приоритетов. Основной задачей специалистов ГУО «Костюковичский районный социально-педагогический центр», а также других заинтересованных служб является своевременная координация действий, направленных на

2 оказание содействия семье в поиске выхода из трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством Республики Беларусь. С целью профилактики социального сиротства большое внимание уделяется раннему выявлению семейного неблагополучия. Первый, и очень важный, этап межведомственного взаимодействия начинается с профилактической работы. Вопросы реализации Декрета 18 систематически рассматриваются на заседаниях районного и сельских исполнительных комитетов, заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних райисполкома, единых днях информирования населения, различного рода семинарах и совещаниях. В целях усиления ведомственного контроля деятельности организаций, уполномоченных государством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, функционирует координационный совет по контролю реализации Декрета 18. С целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, регулярно организуются комиссионные выезды, как по г. Костюковичи, так и по Костюковичскому району. В рейдах принимают участие специалисты и сотрудники учреждений образования района, УЗ «Костюковичская центральная районная больница», РОВД, инспекции по делам несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних, управления по труду, занятости, социальной защите, сельских исполнительных комитетов, РОЧС, представители общественных организаций. За 2013 год было проведено 289 комиссионных посещений, специалисты СПЦ участвовали в 12 межведомственных рейдах «Семья» и рейдах «Семья без насилия», было посещено на дому 542 семьи, воспитывающих 859 детей. С 2011 года усилена межведомственная работа по устранению социально опасного положения несовершеннолетних. Одной из эффективных форм работы является выполнение протоколов поручений по итогам проведения рейдов по семьям, дети в которых находятся в социально опасном положении (решение областного координационного Совета от 7 сентября 2011 года). За период 2013 года составлено 6 протоколов поручений заинтересованным службам. По протоколам поручений: предложена помощь в трудоустройстве 6 гражданам, обследовано у врача-нарколога трое родителей, один несовершеннолетний был направлен на оздоровление в санаторную школу «Живица» г. Гомеля (на 2 смены), работниками РОВД организована профилактическая работа с тремя родителями, в результате проведенной работы двое граждан закодировались. Оказана помощь многодетной семье, прибывшей из другой области, по ремонту жилого помещения. При устранении

3 семейного неблагополучия используются различные виды помощи семье: психологическое и педагогическое сопровождение, правовое консультирование, медицинская помощь и др. Принят ряд мер по внеурочной занятости детей, в том числе и в каникулярное время. Также осуществляется анализ сообщений, поступающих из отдела образования, спорта и туризма, РОВД, ЖКХ, ЦРБ, суда, РОЧС и др., о возможном социальном неблагополучии в семьях, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей. За период 2013 года специалистами ГУО «Костюковичский районный социально педагогический центр» совместно со специалистами учреждений образования района и другими службами осуществлялись проверки сигналов о семейном неблагополучии, поступивших от заинтересованных организаций. Всего поступило 299 сообщений (что на 63 сообщения больше, чем в 2012 году) о выявленных фактах неблагополучия в семьях, которые имеют на иждивении 579 детей. Из них: -из РОВД 125 сообщений; -из УКПП «Жилкоммунхоз» - 80 сообщений; -из отдела образования, спорта и туризма - 8 сообщений; -из УЗ «Костюковичская ЦРБ» - 24 сообщения; -из суда -38 сообщений; -из РОЧС - 5 сообщений; -из КДН - 7 сообщений; -из РУП «Могилѐвэнерго - 2 сообщения; -из РУП «Могилѐвоблгаз» - 1 сообщение; -из УКП «Водоканал» - 9 сообщений. По каждому полученному сообщению педагогами проведено социальное расследование с целью определения, находятся ли несовершеннолетние в социально опасном положении, присутствуют ли признаки, указывающие на то, что имеет место угроза жизни и здоровью несовершеннолетних. Сделаны выводы и мотивированные заключения с указанием целесообразной помощи детям. По результатам рассмотрения сообщений 58 несовершеннолетних из 23 семей признаны находящимися в социально опасном положении, за 2012 год - 15 несовершеннолетних из 9 семей. Второй этап межведомственного взаимодействия включает в себя сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. С целью реализации требований Декрета 18 Президента Республики Беларусь от года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в ГУО «Костюковичский районный социально-педагогический центр» ведется районный банк данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Банк данных обновляется по мере поступления

4 информации, поддерживается в актуальном состоянии и сведения ежемесячно отсылаются во все заинтересованные учреждения и ведомства, отвечающие за реализацию Декрета 18. Ежемесячно учреждения образования предоставляют информацию в ГУО «Костюковичский районный социально-педагогический центр» по учѐту несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, отчетную информацию о трудностях и эффективности работы в реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Также реализуются Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, Программа реабилитации семьи и ребенка, Программа «Подросток». Проблемы в неблагополучных семьях схожи, однако каждая семья остается неповторимой и отличной от других. Понимание данного факта заставляет много внимания уделять разработке и реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. С этой целью специалисты СПЦ координируют проведение полного социального расследования по каждой неблагополучной семье, чтобы имеющимся проблемам семьи обязательно соответствовали виды помощи, учтены все возможные проблемы и пути их решения для постепенного выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации. Работа специалистов учреждений образования, социальнопедагогического центра с родителями, чьи дети признаны находящимися в социально опасном положении, направлена на устранение причин семейного неблагополучия. За 2013 год специалистами социально-педагогического центра на противоалкогольную тематику проведено 452 индивидуальных консультации для родителей, 10 групповых консультаций для 208 родителей. В работе с семьей использовались как новые, так и старые формы работы: привлечение духовенства, организация работы клубов для родителей «Семья», не только в школах, но и в дошкольных учреждениях, клубы отцов. Специалистами ГУО «Костюковичский районный социально-педагогический центр» разработан цикл бесед (5 занятий) для родителей, которые впервые привлечены к административной ответственности, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей, но по результатам социального расследования не поставлены на учет. На этом этапе направляются запросы в учреждения и ведомства для детального изучения положения дел в семье. Запросы могут быть направлены в учреждения здравоохранения, отделы внутренних дел (инспекцию по делам несовершеннолетних), управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома, УКПП «Жилкоммунхоз», сельские исполнительные комитеты, ЗАГС, на

5 предприятия и организации, где работают родители несовершеннолетних, другие организации, ведомства и службы. В результате проведенной работы прошли лечение от алкогольной зависимости 22 родителя, трудоустроено 23 родителя. Оформлены в дошкольные учреждения 10 несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении. Установлено отцовство в добровольном порядке тремя родителями в отношении четырех детей. Оказывается материальная поддержка семьям СОП: государственная адресная социальная помощь назначена 20 семьям на сумму 76152,11 тысяч рублей, бесплатное детское питание получают 5 семей на сумму 20534,59 тысяч рублей. С целью оказания материальной помощи нуждающимся семьям ежегодно во всех учебных заведениях проводятся различные акции. В 2013 году учреждениями образования проведены такие акции как «Теплый дом», «Здравствуй, школа», «Забота», «Рождественский подарок другу», «Чудеса на рождество», «Пасхальный подарок», благотворительный марафон «Шаг на встречу», «Тепло детских сердец» и другие. Все дети, находящиеся в социально опасном положении, получили подарки от благотворительного фонда «Саморитянский кошелек», 9 детей - от детского благотворительного фонда в рамках марафона «Согреем детские сердца», 10 детей от детского фонда мира. Детям были переданы одежда, обувь, игрушки, школьные принадлежности, велосипеды. Ежегодно к началу учебного года во всех учреждениях образования проводятся акции «Собери ребенка в школу» для материальной поддержки неблагополучных и малообеспеченных семей. Силами учреждений образования в домовладениях семей СОП проводился ремонт ечного отопления, ремонт электропроводки. Работниками отдела образования, спорта и туризма райисполкома совместно с РОЧС в 2013 году в 27 домовладениях семей СОП установлены АПИ с выводом на фасад светозвукового устройства, в начале 2014 года 5. С целью проведения профилактической работы ведется взаимодействие с комиссиями содействия семье и школе на предприятиях, где работают родители. Осуществляется подготовка материалов, направляемых в комиссию по делам несовершеннолетних Костюковичского райисполкома. Всего за период 2013 года было направлено 59 ходатайств о принятии мер к родителям за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. На третьем этапе межведомственного взаимодействия осуществляется итоговый контроль результативности реабилитационной работы с неблагополучными семьями, координатором которой является социально-педагогический центр. Специалисты центра обобщают и анализируют социальнопедагогическую информацию о положении дел в семьях, где

6 несовершеннолетние признаны в социально опасном положении, после реабилитационных мероприятий, выявляют недостатки, делают заключения и выводы, по итогам которых принимается окончательное решение: или о снятии с учета, или о коррекции и переработке индивидуальных планов защиты для активизации работы с семьей и несовершеннолетними по выводу из социально опасного положения. Безусловно, семейное неблагополучие, как проблема в Костюковичском районе остается актуальной, однако следует отметить, что есть и положительная динамика работы. За 2013 год поставлены на учет, как находящиеся в социально опасном положении, 96 несовершеннолетних из 54 семей, сняты с учета 65 детей из 33 семей. За 2012 год поставлены 46 несовершеннолетних из 27 семей, сняты с учета 61 ребенок из 35 семей. Признаны нуждающимися в государственной защите 5 детей из 3 семей, что в 2 раза меньше, чем в 2012 году. Лишений родительских прав не было. Вместе с тем, проблемными вопросами остаются: трудоустройство родителей (по банку данных 26 родителей не работают), продолжают злоупотреблять спиртными напитками 25 родителей. По поводу трудоустройства всеми учреждениями образования направлены ходатайства в управление по труду, занятости и социальной защите о содействии в трудоустройстве в отношении всех родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, направлены ходатайства в УЗ «Костюковичская ЦРБ» о проведении профилактической работы с данными родителями врачом-наркологом. К сожалению, работа с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их родителями не всегда приводит к положительным результатам. Но нас радует, что в некоторых семьях в результате проведенной целенаправленной, совместной, планомерной и кропотливой работы всѐ же воцаряются покой и взаимопонимание, а дети чувствуют тепло, заботу родных и близких людей.


Организация межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении Шульга Марина Александровна, ГУО «Ельский районный социально - педагогический центр»,

Организация межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении В целях реализации государственной политики в области прав ребенка в соответствии

Организация межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении Монич Наталья Владимировна, педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр

Отчет начальника отдела образования, спорта и туризма райисполкома Клепчуковой Л. С. о проводимой работе по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающимися в государственной

Организация межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении Взаимодействие ГУО «Новогрудский районный СПЦ» с другими ведомствами и организациями

Модель организации межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении в Берестовицком районе В Берестовицком районе межведомственное взаимодействие

ГУО «Мядельский районный социально-педагогический центр» Организация межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении Педагог социальный ГУО «Мядельский

Обеспечение защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: системность и единство педагогических требований Жигар Ирина Ивановна, педагог-психолог, ГУО «Дрогичинский

Ежегодный отчет о работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Фроловского муниципального района за 2015 год. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 года 120

ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Ленинского района г. Минска» ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ Подготовила:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛЕЛЬЧИЦКОГО РАЙОННОГО СПЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Штукарь Татьяна Владимировна, директор ГУО «Лельчицкий районный социально-педагогический центр»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЗАЧИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ РЕШЕНИЕ «31» октября 2013 года с. Казачинское 41-227 Отчет о работе отдела социальной защиты населения администрации Казачинского

Для записей Отдел образования, спорта и туризма Гродненского райисполкома Государственное учреждение образования «Гродненский районный социально-педагогический центр» Методические рекомендации по составлению

Приложение 7 к муниципальной программе города Котовска Тамбовской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы Подпрограмма «Защита прав детей, государственная поддержка детей-сирот и детей с особыми

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» План работы социального а на 2015 2016 учебный год Сажина Г. А. Социально ическая деятельность в школе направлена

Эффективные формы и методы организации межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. Для выполнения задач по реализации требований Декрета

Аналитическая информация о работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Александровский район за 2016 год В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года 120

Организация социального сопровождения семей с детьми в Тихвинском районе г. Тихвин 2017 г. Категории семей, нуждающихся в услугах по социальному сопровождению в период с 2015 по 2017 год 250 200 150 230

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ БЕСПРИЗОРНОСТИ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРОПАРЕВО-НИКУЛИНО НА 2011-2012 ГОДЫ Наименование программы:

1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий индивидуально профилактической работы. определить перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и ИПР заполнить необходимые

Защита прав несовершеннолетних Основными направлениями деятельности Комиссии являются защита прав детей, профилактика и снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация комплексной

АДМИНИСТРАЦИЯ АЗОВСКОГО РАЙОНА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 14.08.2017 г. 614 О Порядке межведомственного взаимодействия муниципальных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Г. СЕННО» Организация межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении

Отчет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ивенского сельсовета за 2018 год Деятельность комиссии по

АНАЛИЗ работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Котовска за 2013 год по формированию муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Информация к единому дню информирования 21 августа 2014 г. Государственная защита детей в неблагополучных семьях: о ходе реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года 18 в Гомельской

Соглашение о взаимодействии с. Сухобузимское 01.09.2011 г. Мы нижеподписавшиеся: КГКУ СО СРЦН «Сухобузимский», в лице директора Савицкой Валентины Николаевны, Администрация Сухобузимского района, в лице

Организация работы по профилактике семейного неблагополучия Коваленко Алла Михайловна, заместитель директора, Квятковская Валентина Веремеевна, педагог социальный ГУО «Калинковичский районный социальнопедагогический

Планирование работы социальной службы на 2016-2017 уч. год ЦЕЛЬ: ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ВЗАИМОВЫГОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ,

УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Мурманской области от 22.07.2016 355-ПП/7 Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия 1. Общие положения

ПОЛОЖЕНИЕ Утверждено Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Кемеровской области _4_ от 27 марта 2013 г. О ПОРЯДКЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ

Организация работы специалистов СППС Сморгонского района со случаем неблагополучия в семье с использованием ресурса межведомственного взаимодействия Первым этапом в организации работы с семьей является

Паспорт программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в Любинском муниципальном районе Омской области на 2011-2013 годы Для целей настоящей Программы применяются следующие основные

Информация о мерах по профилактике и пресечению преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних, обеспечению их прав и социальной защиты. Деятельность всех служб системы профилактики в Аксайском

Порядок взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по профилактике неблагополучия

ПРОЕКТ Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 761

Министерство образования Республики Беларусь Отдел образования, спорта и туризма Гродненского городского исполнительного комитета Учреждение образования «Гродненский государственный городской социально-педагогический

ПЛАН работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Чертаново Южное г. Москвы на 2016 год. 28.12.2015 В соответствии с Федеральным законам от 24.06.1999 г. 120-ФЗ «Об основах системы

«Индивидуальные мероприятия образовательных организаций с учащимися и родителями по устранению причин и условий нахождения в социально опасном положении» Докладчик: Кулеш Ирина Семеновна руководитель ГМО

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 10.07.2012 2810 О реализации комплекса мер по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних на 2012-2013 годы на территории

АДМИНИСТРАЦИЯ ПАРТИЗАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 09.01.2017 село Владимиро-Александровское 02 Об утверждении Плана мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности

План работы социального педагога Седовой Н.А. на 2013-2014 учебный год Задачи: 1. Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья. 2. Выявление интересов, трудностей, проблем,

ГУБЕРНАТОР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 21 апреля 2008 г. N 228-рг О ПРОВЕДЕНИИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЕЖЕГОДНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ "ПОДРОСТОК" В целях координации деятельности

ПРОГРАММА проведения консультативных площадок для специалистов ведомств системы профилактики курируемых территорий 1. Социальная работа с несовершеннолетними, освободившимися из учреждений УФСИН и их семьями

План работы социального педагога МАОУ СОШ 4 по профилактике правонарушений на 2017-2018 учебный год Цель: обеспечение социальной защиты обучающихся, их развития, воспитания, образования. Задачи: 1. Выявлять

П Утвержден постановлением КДН и ЗП 2 от 17 января 2018 г. ПЛАН РАБОТЫ Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Рыльского района Курской области на 2018 г. Наименование мероприятия Сроки исполнения

Муниципальное образовательное учреждение Хмельниковская средняя общеобразовательная школа Утверждаю р школы: енко Т.В. План работы социальных педагогов на 2014-2015 учебный год Цель: социально педагогической

Иванюк Наталья Владимировна заместитель директора ГУО «Каменецкий районный социальнопедагогический центр» +375292073208 [email protected] Деятельность социально-педагогических и интернатных учреждений по

ИНФОРМАЦИЯ территориальной комиссии города Качканара по делам несовершеннолетних и защите их прав об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально

Номинация 197 Название раздела 1. Наименование технологии 2. Сущность 3. Организационно е и технологическое решение вопроса Содержание раздела Проведение конкретных мероприятий по борьбе с молодежной преступностью,

Утверждена постановлением администрации района 13.02.2009 _109_ Комплексная программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Кирсановского района на 2009 2011 годы Паспорт Программы Наименование

Утверждена постановлением администрации района _24.112011 1043 Комплексная программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Кирсановского района на 2012 2013 годы Паспорт Программы Наименование

СПРАВКА о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа город Волжский за 212 год Основными задачами деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с УИОП 80 Е.М. Булгакова «01» сентября 2015 г. План мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних на 2015-2016 учебный год 1.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

План работы социального педагога на 0 0 учебный год Цель: Создавать условия для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся

Особенности межведомственного взаимодействия в организации деятельности по предоставлению социальных услуг семье и детям в. 15-16 мая 2013 года 1 Долгосрочные целевые программы, включающие комплекс мероприятий

Индивидуальная профилактическая работа деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или)

УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Мурманской области от 07.07. 180-РП Комплекс мер по профилактике социального сиротства на 2018 годы Мероприятие Срок исполнения 1. Нормативное правовое обеспечение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа 30" ПРИКАЗ 01.09.2017 г. Тамбов 473 -од О распределении обязанностей между социальными педагогами на 2017/2018

Цель: План работы социального педагога на 2018-2019 учебный год координировать действия с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом воспитанников школы-интерната, родителей,

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РАННЕГО СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ПРЕОДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Основные цели: - совершенствование системы предупреждения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних

План работы социального педагога МАОУ СОШ 5 на 2013-2014 год «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ 5 В.Ф.Немыкина Цель:социально педагогической деятельности создать условия для возможностей ребѐнка и его окружения

Цель работы: оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации. Задачи: - разъяснение существующего

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке выявления семей, находящихся в социально опасном положении и оказания помощи в обучении и воспитании детей муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вязовская основная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 52» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ На педагогическом Совете Директор МБОУ «СОШ 52» Т.В.Пономарева протокол 11 приказ 294-осн

Обучающихся и воспитанников в ГБОУПО СО «Камышловское ПУ»,в семье и социальном окружении. 2.2.. Основные задачи СППС: организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической,

Отчёт об организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МКОУ «Таловская СОШ» 2015-2016уч. год Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед

УТВЕРЖДЁН на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Свердловского района протокол 1 План работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации

ПРОЕКТ ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ Об утверждении комплекса мер по профилактике социального сиротства на 2016 2018 годы В целях совершенствования работы, направленной на повышение эффективности

(локальными) нормативными актами, разрабатываемыми учреждением в ходе своей деятельности. 2. Организационная структура 2.1. В структуру отделения входят: Социальная служба экстренного реагирования «Ребенок

Учреждением в отношении обучающегося и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на: предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;

1

В статье представлено описание существующей системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска. Рассмотрено понятие «семья группы риска» и система межведомственного взаимодействия при работе с проблемными семьями. Основное внимание уделено изучению существующей системы межведомственного взаимодействия и изучению ее эффективности. Представлена модель организации социального сопровождения семей с детьми и результаты анкетирования специалистов, работающих в системе профилактики, позволившие выявить специфику межведомственного взаимодействия. В статье обосновывается необходимость организации и координации работы на базе образовательного учреждения. Представляется паспорт проекта «Дружная семья», направленного на работы с семьями группы риска на базе образовательного учреждения. Описываются результаты анкетирования участников проекта. Называются наиболее востребованные участниками проекта мероприятия. Приводятся сведения о динамике состоящих на учете семей.

семья группы риска

семья социально опасном положении (соп)

межведомственное взаимодействие

превентивный подход

образовательная организация

1. Алексеева Л.С. Российская семья в условиях социальных рисков // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 1. – С. 42-51.

2. Бутаева М.А. Причины и угрозы кризиса семьи в современной России (философские аспекты) // Социальная политика и социология. – 2010. – № 2. – С. 63-67.

3. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход (пособие для социальных работников и педагогов): монография. – М.: Изд-во Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2009. – 111 с.

4. Широкалова Г.С. Семья из группы риска в повседневности бытия // Семья: феноменология повседневности: коллективная монография. – Н. Новгород, 2016. – С. 61-77.

5. Маметьева О.С., Кузьменко Н.И. Семья «группы риска» как объект социальной работы // Наука сегодня: сборник научных трудов по материалам международ. науч.-практ. конф.: в 4-х частях. – Научный центр «Диспут», 2015. – С. 106-108.

6. Барсукова Т.М. Профилактика семейного неблагополучия на новом рубеже социальной работы // Социальное обслуживание. – 2011. – № 9. – С. 37-39.

7. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // Социс. – 2009. – № 7. – С. 109-113.

8. Ахлюстина Е.В., Петушкова О.Г Алгоритм реализации кейс-менеджмента в деятельности специалистов по сопровождению семей «группы риска» // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: электронный сборник статей по материалам XIX студенческой междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 216-224.

Актуальность исследования обоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование семьи. Согласно исследованиям российских социологов (Алексеева Л.С. , Карцева Л.В. и др.) для начала XXI века характерной тенденцией социального развития является значительный рост семейного неблагополучия. Нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье, а педагогическая несостоятельность родителей снижает воспитательный потенциал семьи. Специалисты все чаще говорят о семьях «группы риска». Изучением данной проблемы занимались отечественные учёные: Беличева С.А. , Широкалова Г.С. , Маметьева О.С. и Кузьменко Н.И. и др.

«Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более других подвержена отрицательным влияниям со стороны общества. Основной причиной отнесения семей к категории «группы риска» являются сложные жизненные обстоятельства, семейное неблагополучие. Ситуацию семейного неблагополучия ученые (Барсукова Т.М. , Беличева С.А. , Мустаева Ф.А. и др.) рассматривают как ситуацию затруднения либо невыполнимости семьёй в полной мере её главных функций и удовлетворения необходимых потребностей членов семьи. В зависимости от глубины нарушений в исполнении внутрисемейных функций можно говорить о риске перехода семьи в социально опасное положение (СОП). Особенностью таких семей является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребёнка.

Методы исследования. В статье представлен анализ педагогической и специальной литературы, результаты анкетирования (специалистов в области социального сопровождения семей) и участников проекта.

Цель статьи - описание существующей системы работы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска.

При всех усилиях государства и различных ведомств, направленных на сохранение семейного благополучия, из года в год растет количество семей, отличающихся неблагополучием. В таблице представлена статистика семейного неблагополучия и её динамика по г. Магнитогорску с 2013 по 2016 г., подтверждающая теоретические выводы ученых (табл.1).

Таблица 1

Статистические данные о семьях, состоящих на учете в г. Магнитогорске

Всего, состоящих на учёте

Семья «группы риска»

Семья, находящаяся в социально опасном положении

По статистике, за 2013-2015 годы произошло увеличение семей, находящихся в социально опасном положении, но прослеживается динамика значительного уменьшения семей и детей категории «группа риска» в период 2014-2016 годы. В 2016 году, наоборот, впервые произошло значительное снижение СОП, но наблюдается увеличение количества детей, проживающих в них. Данная статистика говорит о том, что к категории семей, находящихся в социально опасном положении, чаще стали относиться многодетные семьи, так как количество семей уменьшилось, а численность детей возросла.

Исследователи единогласны во мнении, что эффективными мерами в деятельности субъектов при работе с семьями «группы риска» являются меры ранней профилактики. Чем раньше будет определено семейное неблагополучие, тем успешнее будет организовано социальное сопровождение семей группы риска и минимизирован риск перехода в группу семей СОП. В случае выявления причин семейного неблагополучия решение проблемы возможно в тесном сотрудничестве всех специалистов, в том числе специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом случае первоочередной задачей является организация результативного межведомственного взаимодействия.

Ориентируясь на задачу - повышение эффективности социального сопровождения семей группы риска, разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и принята для исполнения во всех субъектах Российской Федерации модельная программа по внедрению социального сопровождения семей с детьми. На её основе разработана модель организации социального сопровождения семей (рисунок).

Модель организации социального сопровождения семей с детьми

Из модели следует, что работа, осуществляемая с семьями, многоаспектна. Основой ее является составление индивидуальной программы социального сопровождения семьи (ИП ССС). При этом модель работы ориентирована на формальные показатели, и из нее «выпадает» несовершеннолетний, зачастую являющийся страдающим при неблагоприятных внутрисемейных отношениях. Для изучения мнения специалистов органов и учреждений системы профилактики и безнадзорности правонарушений, работающих с несовершеннолетними и их семьями, была разработана анкета. В данной анкете уделялось внимание вопросам по проблеме социального неблагополучия детей, проживающих в семье; сущности и специфике межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска», нормативно-правовой базе, используемой специалистами, а также вопросам, затрагивающим государственную семейную политику.

Опрос проводился среди специалистов органов и учреждений системы профилактики города Магнитогорска. В опросе приняли участие 100 человек: из них 46% - социальные педагоги, работающие в средних общеобразовательных школах, 30% - специалисты социальной защиты населения, 14% - специалисты подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Ленинского и Правобережного районов, 6% - специалисты районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского и Правобережного районов, 4% - специалисты учреждения здравоохранения.

Результаты исследования показали, что основными проблемами современных семей с детьми являются материальные трудности, отсутствие отдельного жилья, проблема воспитании детей, ухудшение детско-родительских отношений, безработица и другие.

Главными факторами, формирующими семейное неблагополучие, являются: отсутствие контроля со стороны родителей их алкоголизм, разрушение семейных ценностей, жестокое обращение с детьми, ущемление прав детей, правовая некомпетентность семей и недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей, низкая эффективность нормативно-правовой базы. Как показали результаты исследования, межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей «группы риска» является недостаточно эффективным и требует совершенствования. Центром такой работы, по нашему замыслу, является образовательное учреждение, а ключевой фигурой - социальный педагог.

Исходя из этого, был разработан и реализован в 2016-2017 г. проект «Дружная семья», направленный на совершенствование социального сопровождения семей группы риска (табл.2). Целью проекта являлось уменьшение числа семей «группы риска», переход их в категорию условно-адаптированных и, возможно, благополучных семей. Основная идея проекта заключалась в организации работы с семьей на базе образовательного учреждения и привлечения специалистов разных ведомств в соответствии с индивидуальным запросом семей - участников проекта на основе технологии кейс-менеджмента .

Таблица 2

Паспорт проекта «Дружная семья»

Наименование

Школа по гармонизации детско-родительских отношений

«Дружная семья»

Основание для

разработки проекта

Уменьшение количества семей «группы риска», состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34». Своевременно оказанная социально-педагогическая и психологическая помощь семье позволит ей перейти в статус условно-адаптированной и возможно благополучной

Цель проекта

Содействовать межведомственному взаимодействию при оказании психолого-педагогической поддержки семьи «группы риска»

Основные

мероприятия

Оперативное совещание при директоре школы.

Совещания при зам. директора по воспитательной работе.

Мероприятия для родителей.

Мероприятия для детей

реализации проекта

Краткосрочный - 8 мес. С 30.09.2016 по 31.05.2017 г. (затем дети семей ГР в летний период будут находиться с 5 по 22 июня 2017 г. в школьном летнем лагере)

Исполнители

Администрация и педагогический коллектив МОУ «СОШ № 34», субъекты системы профилактики Ленинского района

Ожидаемые

результаты

Повышение воспитательного потенциала семьи.

Гармонизация детско-родительских отношений.

Вовлечение родителей и детей в совместную досуговую деятельность (совместное времяпрепровождение).

Осознание важности сохранения семейных ценностей и традиций.

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, правовых знаний, ответственности за воспитание детей.

Улучшение психоэмоционального состояния детей и родителей

Система контроля за исполнением проекта

Текущий и заключительный контроль за реализацией проекта осуществляется зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 34»

В проекте участвовали семьи «группы риска», состоящие на учёте в МУ «ЦСПСД» г. Магнитогорска, обучающиеся в МОУ «СОШ № 34», а также семьи полные и неполные, многодетные, семьи с неродными родителями, с опекаемыми детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

В ходе реализации проекта ожидаемым результатом является повышение ответственности родителей за воспитание детей, осознание родителями важности сохранения семейных ценностей, традиций; приобщение родителей проводить совместный досуг с детьми, улучшение жилищно-бытовых условий проживания детей в семье; нормализация психологического климата в семье, гармонизация детско-родительских отношений и пр.

Межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей с детьми в ходе реализации проекта было направлено на раннее выявление и решение проблем семьи, предотвращение семейного неблагополучия, помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. В проекте приняли участие субъекты системы профилактики Ленинского района г. Магнитогорска: ПДН ОП «Ленинский», МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорска», МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района, отдел опеки и попечительства. Данные учреждения оказали социальное сопровождение семьям «группы риска» в виде социальной, психологической, педагогической, юридической видов помощи, помощь в трудоустройстве подростков и родителей, а также оказание срочных социальных услуг.

После реализации проекта по социальному сопровождению семей группы риска в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска был проведён опрос родителей, принявших участие в проекте. Опрос проводился среди родителей семей «группы риска», состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и состоящих на внутришкольном учете в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска. В опросе приняли участие 30 человек, из них: 80% - женщины, и 20% - мужчины. Возрастная структура опрашиваемых респондентов выглядит следующим образом: 27-30 лет - 20%; 31-40 лет - 50%; 41 и старше - 30%.

Подавляющее большинство (50%) опрошенных семей относятся к неполным семьям. По типу семьи распределились следующим образом: по 20% - полные семьи и семьи с неродным родителем; 10% - опекунская. Также в проекте приняли участие многодетные и малообеспеченные семьи, которым в процессе реализации проекта была оказана превентивная помощь.

Ответ на вопрос «Какие мероприятия, реализуемые в ходе проекта, Вам больше всего понравились?» выявил, что психолого-педагогические практикумы, а именно тренинги для родителей и приёмы релаксации, понравились 40% респондентов; совместная деятельность родителей и детей, особенно новогодняя елка и поездка в ДООУ «Уральские Зори» - 25%; психолого-педагогические консультации - 20%; педагогические поручения - 10%. Это говорит о том, что родителей заинтересовали мероприятия, повышающие их психолого-педагогическую грамотность, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.

При ответе на вопрос «По Вашему мнению, все ли мероприятия проекта были полезными, интересными и содержательными для Вас» 80% родителей ответили положительно; 15% затруднились ответить, и только 5% ответили отрицательно. Это показывает, что большее число участников проекта положительно оценивают свое участие в нем и готовность решать накопившиеся проблемы.

На вопрос «Намерены ли вы в дальнейшем обращаться в социально-педагогическую службу школы для решения проблем семьи?» 100% родителей ответили положительно.

В результате реализации проекта по социальному сопровождению число семей группы риска, принявших участие в проекте и состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34», уменьшилось с 21 до 5. Численность неблагополучных семей, состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и участвовавших в проекте, также уменьшилась с 10 до 6.

На основании изученного отечественного опыта межведомственного взаимодействия и на основании результатов исследования нами было разработано усовершенствованное «Положение межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей "группы риска"», направленное на совершенствование работы по выявлению нуждаемости семей с детьми в оказании им помощи посредством социального сопровождения. Данное положение одобрено ГКДНиЗП Администрации г. Магнитогорска (подписан акт о внедрении).

1. Исследование позволило установить, что межведомственному взаимодействию при сопровождении семей группы риска уделяется достаточно много внимания как со стороны ученых-теоретиков, так и со стороны государства, что находит проявление во множестве научных статей и специальных публикаций по теме, с одной стороны, и в совершенствовании нормативно-правовой базы, с другой. Однако при этом количество семей «группы риска» не уменьшается, и существует опасность их перехода в категорию семей социально опасного положения.

2. В статье представлена модель, отражающая специфику межведомственного взаимодействия при комплексном решении проблем семьи. При этом из общей стройной системы межведомственного взаимодействия исключено звено «образовательное учреждение». Этот факт сказывается на эффективности работы с семьями группы риска, что подтверждает мнение специалистов, работающих в системе профилактики.

3. Для совершенствования системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска» требуется организация работы в образовательных учреждениях, позволяющая реализовать основные идеи превентивного подхода.

4. В статье показано, что создание целевых проектов, реализуемых на базе образовательного учреждения, интегрирующих усилия различных ведомств, является эффективным средством совершенствования межведомственного взаимодействия при работе с семьей группы риска в образовательном учреждении.

Библиографическая ссылка

Петушкова О.Г., Ахлюстина Е.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ СОЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27232 (дата обращения: 19.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»