Входит ли китай в оон. Почему Китай является членом Совета Безопасности ООН? Новая мотивация. ООН и «китайская мечта»

ЖЕНЕВА, 12 июля. /ТАСС/. Всего 37 стран, включая Россию, высказались против попыток западных стран очернить политику Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В письме, представленном в пятницу на 41-й сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ) и переданном в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), они отметили открытость действий КНР, пригласившей дипломатов, журналистов и представителей международных организаций посетить Синьцзян, и призвали структуры ООН, включая СПЧ, "вести свою работу объективно и беспристрастно".

Поводом для демарша 37 стран послужило направленное в среду в ООН письмо, подписанное послами 22 западных государств. В нем говорилось об обеспокоенности по поводу соблюдения прав уйгуров и других меньшинств Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Ответное письмо представил в пятницу на сессии СПЧ китайский посол. В послании говорится, что работа Совета "должна вестись в объективной, транспарентной, неселективной, конструктивной, неконфронтационной и неполитизированной манере". Подчеркнута неприемлемость "политизации вопросов прав человека" и "публичного давления" на страны. Авторы письма напоминают, что "терроризм, сепаратизм и религиозный экстремизм нанес огромный ущерб народу и всем этническим группам в Синьцзяне". Китай предпринял шаги по борьбе с терроризмом и радикализмом, включая создание центров образования и профессиональной подготовки, и сейчас "безопасность вернулась в Синьцзян", и там защищены права всех этнических групп.

"Мы приветствуем приверженность Китая открытости и транспарентности", - отмечается в письме. Свидетельством является приглашение дипломатов, журналистов и представителей международных организаций в Синьцзян. "Увиденное и услышанное ими в Синьцзяне полностью противоречит тому, что сообщала [западная] пресса, - говорится в послании. - Мы призываем соответствующие страны воздержаться от выдвижения необоснованных обвинений против Китая, базирующихся на неподтвержденной информации".

Это письмо подписавшие его страны попросили зарегистрировать в качестве официального документа сессии СПЧ. Среди них - Россия, Белоруссия, Куба, Сирия, Венесуэла, КНДР, Алжир, Нигерия, Катар, Оман и Саудовская Аравия.

Совет ООН по правам человека рассмотрел на 41-й сессии (24 июня - 12 июля) ситуацию почти в 30 странах, в том числе на Украине, в Венесуэле, Мьянме, Судане, Демократической Республике Конго и Бурунди. СПЧ - межправительственный орган системы ООН. Он был создан в 2006 году. В его составе 47 государств, каждое из которых избирается большинством голосов членов Генассамблеи ООН путем прямого тайного голосования. Россия в этом году не входит в СПЧ, но активно участвует в его работе.

Ситуация в Синьцзяне

Находящийся на северо-западе Китая Синьцзян-Уйгурский автономный район населен одним из наиболее многочисленных национальных меньшинств КНР - уйгурами, большинство которых исповедует ислам. По данным властей Китая, в Синьцзяне действуют сепаратистские группировки, связанные с международным террористическим исламистским подпольем.

В августе 2018 года представители УВКПЧ заявили, что в их распоряжение поступили "объективные данные" о том, что в исправительных лагерях Синьцзян-Уйгурского автономного района якобы "могут противозаконно содержаться" до 1 млн уйгуров. Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет предложила отправить наблюдателей в этот регион, высказав обеспокоенность по поводу ситуации.

Власти Китая многократно опровергали информацию о создании масштабной сети пенитенциарных учреждений в Синьцзяне. В конце 2018 года они впервые подтвердили, что в регионе функционируют "центры образования и профессиональной подготовки". По заявлению китайских официальных лиц, в них содержатся "попавшие под влияние идей терроризма и экстремизма лица", где их обучают китайскому языку, основам письма, повышению коммуникативных навыков, основам законодательства КНР. При этом точное число проживающих в этих центрах лиц власти Китая не публиковали.

Не совсем так. Всё сложнее.

При всём кажущемся сходстве некоторых аспектов внешняя политика РФ и КНР принципиально различаются. Цель Китая, вставшего на путь развития и роста экономики, – стать одним из лидеров международного сообщества, занимающего взвешенную, ответственную и реалистичную позицию по мировым проблемам. Кстати, именно эта цель отчётливо прозвучала в ходе недавнего выступления председателя КНР Си Цзиньпина на экономическом форуме в Давосе, где он неожиданно для всех выступил в защиту глобализации как будущего мирового устройства в отличие от протекционистской политики Трампа.

Цель нынешнего руководства РФ – вынудить США к координации своей политики с Москвой на условиях разделения сфер влияния.

Отсюда – различный взгляд на ООН и Совет Безопасности (СБ) и различная мотивация позиций в СБ: Китай использует трибуну ООН и свой статус постоянного члена СБ для формирования имиджа ответственного мирового лидера, России же СБ важен прежде всего как инструмент блокирования действий США и осуждения политики Вашингтона. Вот почему роль представителя РФ при ООН – это прежде всего роль пропагандистского рупора.

Временной горизонт внешней политики Китая расчитан на десятилетия, если не больше. В её формировании МИД, как политическое ведомство, играет далеко не центральную роль. Значительно сильнее влияние экономических интересов и выражающих их государственных и полугосударственных организаций. Сама же политика координируется комиссией Политбюро в главе с председателем КНР.

Внешняя политика Москвы ситуативна, строится в зависимости от действий США и несильно конфигурируется интересами экономики.

Да, по ряду международных вопросов позиции КНР и РФ совпадают между собой, не совпадая при этом с позицией США или западных стран в целом. Вместе с тем поле такого совпадения нешироко и касается в основном неприемлемости смены действующего режима под флагом ООН. Вот почему Пекин и Москва несколько раз на протяжении последних нескольких лет накладывали вето на резолюции СБ по Сирии, что снижало роль ООН в защите населения от агрессивных действий режимов в их собственных странах.

В том, что касается Ирана, позиция обеих стран в ООН определяется неприемлемостью его ядерной программы. Но с другой стороны, для каждой из них Иран имеет региональное значение: Москва использует Иран (как, в свою очередь, и он её) для поддержки своих действий в Сирии, а Пекину Иран важен с точки зрения диверсификации поставок нефти и реализации ряда региональных инфраструктурных проектов.

По КНДР ситуация ещё более узкая: ни Пекину, ни Москве не нравятся ядерные провокации и шантаж Пхеньяна, но реальные рычаги влияния на северокорейское руководство есть только у Пекина, который, в конце концов, этими рычагами может воспользоваться, хотя бы ради того, чтобы не усиливать военное присутствие США в регионе, к чему дело всё больше идёт в виду нарастающей ядерной угрозы со стороны КНДР.

Россия не является для Китая союзником – слишком много расходящихся, если и не прямо конфликтующих интересов. Часть из них связана с Центральной Азией, влияние на которую со стороны Китая увеличивается в основном за счёт России. У Китая острые проблемы и конфликты со многими своими соседями на Дальнем Востоке и в Южной Азии, которые являются для России исторически важными партнёрами – Индия и Вьетнам, а также Южная Корея.

Противоречит российским экономическим и политическим интересам масштабный китайский проект создания нового «Шёлкового пути», в рамках которого за счёт китайских кредитов или даже прямого финансирования формируется замкнутая на Китай инфраструктура торговли и экономического сотрудничества с десятками стран в Азии, Европе и на Ближнем Востоке. Реализация этого проекта отодвинет Россию на периферию экономической активности в Евразии. Но Москва, судя по всему, ещё не вполне понимает, что происходит.

Сегодня Китай предоставляет ООН больше миротворцев, чем все члены СБ вместе взятые, является одним из лидеров различных экономических программ Организации. Какое место в условиях своего глобального возвышения Пекин в дальнейшем отводит ООН? Будет ли Пекин всемерно повышать ее роль, превращая в важное средство глобального управления миром, или поддержит идею о минимизации функций ООН?

Путь в ООН. Кто помогал и кто мешал?

Многолетняя история восстановления прав КНР в ООН полна драм и интриг. Она успешно завершилась для Пекина 25 октября 1971 г. Тогда Тайвань был исключен из ООН. Его места в организации были переданы КНР, и с 1971 года Китай представлен в ООН только центральным правительством. Таким образом, принцип «одного Китая» восторжествовал в рамках ООН. Оставим пока в стороне эти любопытные сюжеты, в которых еще есть свои нераскрытые вопросы, включая истинную роль американской (Г. Киссенджер и др.) и советской дипломатии. На 26-й сессии ГА 76-ю голосами «за», при 35 «против» и 17 «воздержавшихся» вопрос решился в пользу «одного Китая» (КНР). Любопытный читатель может открыть любой справочник и узнать названия 76 государств, помогавших, и 35 - мешавших китайскому возрождению в ООН. В итоге Тайвань («Китайская Республика») был «удален» из этого самого представительного «международного клуба». Началась новая «эра» китайского представительства в ООН.

42-летний период пребывания не был для Поднебесной формальным. Китайская дипломатия активно продвигала свое видение мира и место КНР в нем, лоббировала интересы стран третьего мира, лидером которого Китай всегда выступал (и выступает), боролась против тайваньского сепаратизма и на определенном этапе - против «советского гегемонизма и ревизионизма».

Обиды и надежды. Почему КНР не нравился Курт Вальдхайм?

Тайваньская мотивация в те годы часто определяла избирательность применения самого грозного оружия Организации - право вето в СБ (15 членов). Китай в свое время ветировал западные проекты резолюций на поддержку стран (Гватемала, Македония), имевших официальные отношения с Тайбэем.

Блокирование кандидатуры известного европейского политика Курта Вальдхайма (1981) и продвижение на пост Генерального секретаря перуанца Хавьера Переса дэ Куэльяра было, скорее, посланием третьему миру.

В 1990-е годы, в условиях начала китайских реформ, просматриваются некие новые элементы в ооновской политике Китая. КНР активно включается в процесс укрепления договорно-правовой системы, подписывает ряд ключевых документов в области нераспространения, включая запрещение использования химического оружия и пр. Неким вызовом Западу, постоянно обвиняющему Китай в нарушении прав человека, стало подписание КНР (1998) «Конвенции о гражданских и политических правах». Однако тогда все это и в мире в целом, и в ООН в частности, воспринималось как частные и несистемные попытки Пекина как-то скорректировать свой имидж.

Новая мотивация. ООН и «китайская мечта»?

Совсем иначе мировая общественность воспринимает китайские предложения в ООН сегодня. Глобализация ооновской деятельности, возможно, началась с 2005 года. Тогдашний председатель КНР Ху Цзиньтао на юбилейном собрании стран-участниц по случаю 60-летия образования ООН изложил китайское видение «гармоничного мира…на основе культурно-цивилизационного многообразия».

Суммируя идеи нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина о достижении «китайской мечты», «национальном возрождении КНР» и более ранние высказывания предыдущих руководителей, можно предположить, что к очередной сессии ГА ООН мир, возможно, услышит обновленную китайскую версию «мира, ответственности и развития».

Изменилось отношение КНР к функциональным средствам ООН: праву вето, миротворчеству, экономической и гуманитарной помощи и др. От разовых тактических акций Китай перешел к системному использованию всех возможных ресурсов и механизмов Организации. Причем изменилась и мотивация. Сегодня это - мотивация повышения роли Поднебесной в глобальном управлении миром. На наших глазах происходит быстрая эволюция позиции КНР в ООН.

Право вето. Кто срывает американские планы на Ближнем Востоке?

Знаковым и показательным примером этой эволюции стал «сирийский случай». «Сирийский кейс» - это попытка создания системы нового глобального управления Китаем, включая использование механизмов ООН. Впервые Китай и Россия, используя ресурсы права вето, выступили глобальными регуляторами ближневосточного процесса. Впервые в «постбиполярной» (после 1991 г.) истории задуманный США и Западом проект провалился. Российско-китайское ветирование разрушило, казалось бы, уже предопределенный в Вашингтоне сценарий большой войны на Ближнем Востоке и раздела Сирии.

На дальнейшее возвышение Поднебесной в Организации указывает и позиция ее руководителя Пан Ги Муна, который на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином 19 июня 2013 г. призвал Китай играть «большую роль в решении глобальных и региональных проблем». В частности, именно тогда он сказал, что КНР «…предоставляет ООН больше миротворцев, чем все остальные постоянные члены Совбеза вместе взятые».

Генсек назвал три главных вызова для «голубых касок» ООН: угрозы миротворцам от террористов-смертников, недостаточность оснащения миротворческих сил (использование беспилотников и др.), «необходимость постоянной и устойчивой политической и материальной поддержки со стороны Совбеза ООН ». Скорее всего, Пан Ги Мун не просто так информировал китайского руководителя, а надеялся на позитивный ответ и обещание помощи. Надежды оправдались. Си Цзиньпин пообещал, что «Китай будет активизировать свои усилия» по ключевым проблемам в «поддержку Целей развития тысячелетия ООН ».

Реформирование ООН. Какой расклад выгоден Пекину и Москве?

Часть китайских экспертов выступает за радикальное реформирование ООН и расширение состава членов СБ, включая ее постоянных членов из числа крупных развивающихся стран. Другая часть, наоборот, призывает к большей осторожности при расширении этого института.

Само же руководство КНР, выступая за реформы, тем не менее достаточно сдержанно относится к каким-либо глубоким переменам в Организации. Объективно, большинство ооновских программ и проектов в настоящее время работает на мирное «возвышение» Китая. Сформировалась надежная российско-китайская «связка» в пятерке постоянных представителей СБ, которая является дополнительной гарантией многих китайских глобальных и региональных инициатив.

Для России такой расклад объективно выгоден. Китайское «возвышение» в ООН не противоречит российским целям и задачам ни в рамках Организации, ни в отдельных регионах мира. Более того, возможно, что в «сирийском случае» Россия в одиночку (без поддержки Китая) и не рискнула бы использовать свое право вето. Равно, как и наоборот.

Специально для безграмотных и дурно воспитанных - в столбце "Дата вступления в ООН" для Российской Федерации указано: "24 октября 1945 года (СССР)", т.е. в 45 году членом этой международной организации стал Союз Советских Социалистических Республик. Стоит отметить, что основы деятельности ООН и её структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции, т.е. СССР в том числе.

После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-продолжатель СССР в вопросах ядерного потенциала, внешнего долга, государственной собственности за рубежом, а также членства в Совете Безопасности ООН, т.е. Российская Федерация является полноправным правопреемником СССР - с международно-правовой точки зрения это одно и тоже государство, следовательно членство нашей страны в рядах ООН с 1945 года бесспорно.

Для повышения вашего уровня интеллекта:

Правопреемство государств - это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:

  • Разделение - государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые
  • Выделение - из государства выделилась часть, но само государство осталось
  • Объединение - два и более государства становятся одним
  • Присоединение - одно государство присоединяется к другому

Восполню ваш образовательный пробел и по другому вопросу. Вы заявляете, что Российской Федерации в 1945 году "и в помине не было..." - если вы из-за умственной ограниченности не смогли выучить историю своей страны, то это не значит, что РФ не существовало. Вот вам исторический факт: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (официальная аббревиатура РСФСР) - союзная республика в составе СССР с 1922 по 1991 г. Провозглашена 25 октября (7 ноября) 1917 в результате Октябрьской революции как Российская Советская Республика. С 19 июля 1918 года официально именовалась Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Название Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика было введено Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года. Наряду с вышеперечисленными официальными названиями в советский период также широко использовались такие неофициальные названия как Российская Федерация и Россия.

P.S. Как совет - попытайтесь перейти с жаргона люмпена на нормальный русский язык...

Китай направляет за границу растущее число миротворцев в голубых касках и беретах ООН.
Фото Reuters

25 октября 2011 года исполнилось 40 лет со дня восстановления законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций. За эти четыре десятилетия радикально изменились и сам Китай, и мир. Многое изменилось и в деятельности КНР в ООН. Из неопытного новичка Пекин постепенно превратился в одного из самых последовательных защитников ведущей роли ООН в обеспечении международного мира, в твердого поборника провозглашенных организацией целей глобального и социального развития.

«Течение истории неудержимо»

25 октября 1971 года 26-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН 76 голосами «за» при 35 «против» и 17 воздержавшихся одобрила внесенный 23 странами проект резолюции и приняла за № 2758 решение о восстановлении законных прав КНР в ООН. «Течение истории неудержимо» – так оценили это событие в Пекине.

Почему же точкой отсчета стала именно осень 1971 года – ведь подобные резолюции, регулярно вносившиеся и раньше, постоянно не набирали нужного числа голосов? Сегодня не вызывает сомнения, что поворотным моментом явился знаменитый секретный визит Генри Киссинджера в Пекин в июле 1971 года. Как позднее пояснил в мемуарах сам политик, многие страны, прежде не решавшиеся отдать голос за Китай из-за опасений того или иного наказания со стороны США, изменили позицию ввиду взятого Вашингтоном курса на примирение с Китаем.

Ради сохранения формальных приличий удаление из ООН Тайваня, находившегося там под флагом Китайской Республики, было обставлено ритуальными арьергардными боями, которые вел бывший тогда представителем США в ООН Джордж Буш-старший. Но они уже ничего не решали. 15 ноября делегация КНР во главе с Цяо Гуаньхуа впервые приняла участие в работе Генассамблеи. А Джордж Буш, видимо, поднаторевший в китайских делах, несколько позже возглавил первую официальную миссию связи США в КНР┘

От «безмолвного труженика» до активного участника

В 1970–1980-х годах Китай не отличался высокой активностью в ООН. Ему явно не хватало опыта. Так, в 1972 году Пекин пошел против «течения истории», попытавшись заблокировать прием в организацию отпавшего от «большого Пакистана» Бангладеш.

Тем не менее время от времени Китай использовал трибуну здания на Ист-Ривер для громогласной демонстрации своей принадлежности третьему миру.

О неизменном нахождении Китая в данной группе государств заявил на спецсессии ГА ООН в 1974 году будущий архитектор политики реформ и открытости Дэн Сяопин. О том же свидетельствовало и неоднократное применение Китаем права вето при выборах генерального секретаря ООН. И если в 1971 и 1976 годах Пекин, ратовавший за избрание на этот пост представителя развивающихся стран, довольно быстро шел на компромисс, то в 1981 году он 16 раз блокировал избрание на третий срок Курта Вальдхайма, открыв дорогу к посту генсека Пересу де Куэльяру. Однако в целом радикальная переналадка внутренней и внешней политики страны в эти два десятилетия объективно ограничивала взаимодействие КНР с ООН.

Ситуация стала быстро меняться после знаменитой поездки Дэн Сяопина на юг страны в начале 1992 года, которая обозначила возвращение КНР к широкому проведению политики реформ и открытости. Необходимость активизации деятельности на международной арене диктовалась и задачей отстаивания ориентиров развития и интересов Китая после распада СССР.

С 1992 года ускорился процесс подключения Китая к основным договорно-правовым режимам и конвенциям ООН, в том числе по вопросам защиты интеллектуальной собственности, биоразнообразия, прав человека, по морскому праву и ядерной безопасности. Китай стал одним из первых государств, подписавших Договор о запрещении развития, производства, складирования и использования химического оружия и о его уничтожении. В 2003 году КНР подписала, а в 2005-м ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией. В 1997 году КНР подписала Международную конвенцию об экономических, социальных и культурных правах человека, а в 1998-м – Конвенцию о гражданских и политических правах.

Из «безмолвного труженика» Китай трансформировался в одного из самых последовательных защитников провозглашенных ООН целей глобального социального и экономического развития, в активного участника большинства переговорных механизмов по вопросам разоружения и нераспространения ядерного оружия. КНР стала чаще использовать трибуну ООН для оглашения тех или иных собственных принципов. Так, председатель КНР Ху Цзиньтао, выступая 15 сентября 2005 года на встрече глав государств – членов ООН по случаю 60-летия организации, выдвинул идею совместного строительства гармоничного мира на основе его культурно-цивилизационного многообразия.

Участие в миротворческих операциях ООН

Важным направлением деятельности КНР в ООН является участие в ее миротворческих операциях. Пойти на такой шаг Пекину было непросто – ведь он в какой-то мере противоречил провозглашенному им принципу неразмещения воинских контингентов за рубежами страны. Однако осознание всей важности миротворческих операций для выполнения ООН ее незаменимой роли в обеспечении глобальной безопасности возобладало. В 1988 году КНР присоединилась к деятельности Специального комитета ООН по миротворческим операциям, а в апреле 1989-го впервые предоставила в распоряжение Группы ООН по помощи в осуществлении переходного периода (ЮНТАГ) группу гражданских лиц для наблюдения за выборами в Намибии. В общей сложности с 1990 по 2009 год Китай принял участие в 18 миротворческих миссиях ООН, направив за рубеж свыше 11 тыс. миротворцев, из них 1100 – военных наблюдателей. По состоянию на 30 июня 2009 года в миротворческих миссиях ООН находились 2148 миротворцев из КНР. Китай предоставил больше миротворцев, чем другие постоянные члены Совета Безопасности ООН. В июне 2009 года в Пекине был создан миротворческий центр Министерства обороны КНР, предназначенный для подготовки персонала и обмена опытом деятельности в данной сфере.

По оценке китайских экспертов, активное участие КНР в миротворческих операциях отражает усилия страны по выполнению своих обязательств в деле обеспечения международного мира и безопасности. Одновременно оно помогает Пекину лучше интегрироваться в международный режим обеспечения безопасности и тем самым содействовать собственной безопасности.

КНР и право вето в Совбезе

В Китае подчеркивают, что страна, обладающая в качестве постоянного члена Совета Безопасности правом вето, подходит к его применению «взвешенно и осмотрительно».

В конце 1990-х годов Пекин дважды воспользовался правом вето для того, чтобы отбить покушения на принцип «одного Китая». Речь идет о вето Китая при голосовании в СБ ООН проекта резолюции о направлении группы военных наблюдателей в Гватемалу (1 октября 1997 года) и при голосовании по вопросу о продлении пребывания в Македонии военной миссии ООН с превентивными целями (25 февраля 1999 года). В обоих этих случаях Китай руководствовался «основополагающим принципом защиты суверенитета», так как Гватемала, игнорируя предостережения КНР, пригласила на церемонию подписания мирных соглашений представителя администрации Тайваня, а Македония 8 февраля 1999 года установила с Тайванем дипломатические отношения.

Еще одной причиной применения Китаем права вето становилось желание предотвратить необоснованное вмешательство во внутренние дела других стран. В январе 2007 года КНР вместе с Россией и ЮАР голосовала против проекта резолюции Великобритании и США «О ситуации в Мьянме», что мотивировалось отсутствием угрозы со стороны Мьянмы миру и безопасности в регионе. 11 июля 2008 года КНР вместе с Россией по тем же мотивам голосовала против предложенной США и Англией резолюции с осуждением внутренней политики президента Зимбабве Роберта Мугабе. Несколько особняком стоит недавнее вето, наложенное Китаем вместе с Россией в Совете Безопасности ООН при голосовании проекта резолюции ряда европейских стран о ситуации в Сирии. Его причиной стал отказ авторов проекта резолюции зафиксировать обязательство воздержаться от военного вмешательства в ситуацию в Сирии.

Пекин и проблемы реформы ООН

Особенности позиционирования КНР в ООН нашли отражение в эволюции ее подхода к реформе этой организации. Здесь можно выделить три этапа.

В 1990-х годах Пекин весьма активно поддерживал реформу организации, поскольку она была созвучна китайскому тезису о необходимости создания нового международного политического и экономического порядка. Китай выступал за усиление в деятельности ООН акцента на экономические и социальные проблемы, за повышение представительства развивающихся стран.

В конце 1998 – начале 1999 года все сильнее стало проявляться стремление США и их союзников по НАТО оказать давление на Югославию по косовской проблеме, причем действуя в обход ООН. 24 марта 1999 года ВВС НАТО без непосредственной санкции Совета Безопасности ООН начали бомбардировки стратегических объектов в Сербии. В этой ситуации на первый план для Китая, как и для России, вышла задача не той или иной реформы ООН, а защиты ее легитимности и центральной роли в обеспечении мира и безопасности. В Совместном заявлении глав государств от 23 ноября 1998 года РФ и КНР констатировали, что главная уставная ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности «ни при каких обстоятельствах не должна ставиться под сомнение» и что «любые попытки обхода совета чреваты подрывом существующего механизма поддержания мира». Год спустя в Совместном заявлении по актуальным проблемам современной международной обстановки от 9 декабря 1999 года Китай и Россия высказались «за сохранение в неизменном виде уставных полномочий нынешних постоянных членов Совета Безопасности», охарактеризовав данное положение как «необходимое условие обеспечения эффективности и стабильности ООН». Тем самым было положено начало второму этапу эволюции подхода КНР к реформе ООН, который продлился примерно до 2003–2004 годов. КНР стала выступать не за реформу ООН вообще, а за «рациональную и ограниченную реформу», которая «выдержала бы проверку временем и была бы приемлема для подавляющего большинства членов организации». Соответственно Пекин выступил против введения каких-либо конкретных сроков завершения преобразований.

Третий этап, продолжающийся по настоящее время, характеризуется тем, что Пекин, поддерживая саму идею реформы, воздерживается от активных действий и не форсирует события, апеллируя к необходимости достижения максимально широкого консенсуса по вопросу о новых постоянных членах СБ.

Став в последнее 20-летие членом подавляющего большинства влиятельных международных организаций и переговорных механизмов, КНР продолжает рассматривать в качестве важнейшей на этом направлении свою работу в ООН. Отчасти это связано с тем, что, по оценке китайских экспертов, «ни в какой другой международной организации Китай не занимает более высокого места, чем в ООН, и никакая другая международная организация не оказала на Китай большего влияния, чем ООН». Сказалось и то обстоятельство, что основополагающие принципы ООН оказались созвучны внешнеполитическому курсу КНР.