Психология зигмунда фрейда кратко. Краткий обзор теории зигмунда фрейда. Что входит в основу психоанализа

Одной из популярных теорий личности является психодинамическая теория личности З. Фрейда. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга.

Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

По мнению Фрейда, личность образуется 3-мя структурными компонентами:
«Оно» или бессознательное
«Я» или сознание
«Сверх-Я» или сверхсознание

Согласно этой теории личность – это противоречивое единство 3-х взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Эти 3 сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на деятельность друг друга.

Сфера «Оно» — это инстинктивное ядро личности, это бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере «Оно», определяют поведение личности. В целом функционирование сферы «Оно» подчиняется принципу удовольствия. Согласно Фрейду «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности.

Мы рождаемся с Оно. Мы не можем это изменить или повлиять, т.к. Оно уже заложено в нас.

Вторая сфера личности – «Сверх-Я» — руководствуется идеальными представлениями, принятыми в обществе идеалами морали и ценностями. «Сверх-Я» – это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Эта сфера формируется в процессе социализации и является последним компонентом развивающейся личности.

Основные источники формирования «Сверх-Я» личности – это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.

«Сверх-Я» развивается уже в возрасте 4-5 лет. С одной стороны «Оно» твердит: «хочу это», «хочу то». А «Сверх-Я» подавляет: «нельзя, ты не заслужил…». Поэтому эти 2 сферы постоянно спорят и борются между собой.

И тут разрешить спор, конфликт помогает «Я».

Третья сфера личности – «Я» — это рациональная часть личности, т.е. сфера сознания, ориентируется на принцип реальности. «Я» – это, как правило, самоосознание человека, восприятие и этика им самим собственной личности и поведения. «Я» (сознание) доносит требования реального мира до бессознательного («Оно»).

«Я» стремится примирить обе конфликтующие стороны — «Оно» и «Сверх-Я» — таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены морали.

Психодинамическая концепция З. Фрейда имеет много и сторонников и противников. Теория личности З.Фрейда неоднократно подвергалась критике. Она касалась крайней биологизации человека и отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. Также теория Фрейда по существу является умозрительной, т.е. многие из содержащихся в ней положений нельзя считать научно доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить столь широкие теоретические обобщения, какие делал З.Фрейд, только на основании клинических наблюдений за несколькими пациентами.

Психоанализ Фрейда – это, пожалуй, одна из самых популярных теорий в психологии, которая актуальна со времени своего появления до сих пор. Да и самого автора можно назвать одним из известнейших психологов за всю историю этой науки.

Вехи жизни

Фрейд родился в 1856 году в Австрийской империи в семье, где было 9 детей. С раннего возраста он был очень интеллектуально развит и в связи с этим на своих родных братьев и сестер смотрел свысока. А вот родители его очень поддерживали – другим ребятишкам даже не разрешали музицировать или петь, чтобы они не мешали маленькому Зигмунду. В школу он пошел на целый год раньше своих сверстников, окончил ее на «отлично» и сразу же решил, что станет ученым. Кратко опишем его дальнейшую биографию.

В 1873 году Фрейд стал студентом Венского университета и провел там целых 8 лет, занимаясь изучением разнообразных дисциплин. Одним из первых его научных трудов были исследования кокаина, которые он проводил, экспериментируя на самом себе. Зигмунд установил, что данное вещество обладает сильным анальгетическим эффектом.

Долгое время ученый применял его для обезболивания, что привело его к зависимости от кокаина. Он подсадил на наркотик нескольких своих друзей и даже свою невесту – в оправдание великого психолога можно сказать, что тогда он еще не знал о губительном действии вещества.

В 1885 году Фрейд несколько месяцев провел в Париже, где тщательно изучал невропатологию, в особенности . Он выявил некоторую закономерность между истерией и проблемами сексуального характера. В том же году ученый женился на Марте Берней, позже она родила ему шестерых детей.

Вернувшись в Австрию, Зигмунд начал работать в институте, вести частную практику, занимаясь преимущественно . Но позже к З. Фрейду пришло понимание того, что этот метод не всегда эффективен, а иногда он бывает и вовсе бесполезным и не приносящим результата. Это подтолкнуло психолога к тому, что необходимо найти более универсальный и действенный метод лечения.

Философия Фрейда стала строиться на том, что с клиентом нужно общаться, и он сам будет давать в ходе диалога информацию, которая потом сможет стать ключом к пониманию его психики. Также ученый активно стал применять метод ассоциаций для установления причин возникновения того или иного психического отклонения.

В 1930 году ученому присудили премию Гете за вклад в литературу и науку. Но в этом же году случилось страшное для Фрейда событие – умерла его мама. Спустя несколько лет, когда в Германии к власти пришел Гитлер, труды Зигмунда были запрещены, а его книги массово уничтожались. Умер великий психолог в 1939 году, причем он сам захотел уйти из жизни – попросил доктора, ухаживавшего за ним, дать ему смертельную дозу морфия.

Главная теория

Основной теорией, которую создал Зигмунд Фрейд, стал . Введение в психоанализ в современном мире широко изучается, а в те времена, когда это течение появилось, многие психологи от Фрейда отвернулись. Причиной этого стало то, что ученые не верили, будто в основе истерии лежат подавленные воспоминания человека о сексе.

Примечательно, что Зигмундом Фрейдом психоанализ изначально применялся к самому себе – он изучал свои детские воспоминания, сновидения. Это было очень болезненно, но оказалось весьма продуктивным. Он установил, что сновидения играют в жизни людей важную роль и имеют не только явное, но и скрытое содержание. Расшифровывая их, можно понять тайные мысли человека, которые и привели к тому, что ему приснилось то или иное.

Теория Зигмунда Фрейда со временем стала пользоваться пусть небольшой, но все же популярностью, и у него появились последователи и ученики. Весьма известны встречи «Психологическое общество по средам», на которых собирались психологи, – позже этот, с позволения сказать, кружок по интересам перерос в «Венское психоаналитическое объединение». Его участниками стали многие выдающиеся психологи того времени.

Самым важным вкладом Фрейда в психоанализ стало изучение . Структура личности, по Фрейду, состоит из трех важных компонентов: Оно, Я и Сверх-Я. Эта модель для своего времени была очень оригинальной, ведь ученый предположил, что причиной многих психических отклонений, да и в принципе всех проблем человека, являются запреты общества, которые не позволяют ему реализовать свои сексуальные желания.

Психоаналитическая теория Фрейда сводится к тому, что Я – это личность человека и его разум, Сверх-Я – это цензура, которая рождается воспитанием и обществом, а Оно – это те самые сексуальные желания, которых человек порой даже не осознает.

Весомый вклад

Как утверждал Фрейд, психология человека развивается под действием определенных сексуальных факторов. Ребенок с рождения преодолевает разные этапы сексуального развития – от оральной до генитальной стадии, пока не станет способен вступать в сексуальную связь с особью противоположного пола.

У Фрейда психоанализ во многом основывался на концепции . Суть ее сводится к тому, что каждый мальчик испытывает не только любовь, но и неосознанное эротическое влечение к собственной маме и в связи с этим очень ревнует ее к отцу, а порой его даже ненавидит. В свою очередь говорил Фрейд о любви девочек к отцам. Оба этих комплекса формируются в возрасте 3-6 лет и сопровождают человека на протяжении жизни – правда, в более взрослом возрасте они переходят в скрытую стадию и людьми практически не замечаются и не проявляются.

Согласно Фрейду Зигмунду, психология индивида имеет защитные механизмы, которые помогают жить каждому человеку. Среди самых главных таких механизмов ученый выделял , отрицание, и т.п.

Но самое главное достижение в психологии у Фрейда – бессознательное. Он был первым ученым, который заговорил об этом феномене. Согласно его мнению, бессознательное – это такой элемент каждого человека, который качественно отличается от сознания. Если говорить доступным языком, это то, что формируется в психике человека на основе природных влечений, регулируется первичными процессами и стремится прорваться наружу, но не прорывается из-за цензуры в виде «Сверх-Я».

Очень часто Фрейд связывал это с сексом. Он считал, что каждый индивид на подсознательном уровне может иметь неординарные сексуальные желания, но не думает о них и не добивается того, чтобы получить такое удовлетворение, в силу своей совести или цензуры, т.е. сознание не дает бессознательному прорваться наружу.

Итак, у Зигмунда Фрейда биография была довольно сложной, но весьма интересной. Он известен как величайший психолог с мировым именем, который внес огромный вклад в психологию, психотерапию и психоаналитику. Помимо этого он оказал влияние и на развитие других наук: медицины, социологии, философии, антропологии, а также литературы 20 века.

Понятно, что многие его теории для своего времени были новаторскими и необычными, – как следствие, они не находили должного понимания и были много раз раскритикованы, но все же нельзя недооценивать ту роль, которую Фрейд сыграл в развитии психологии и других наук. Автор: Елена Рагозина

Этот мыслитель помог нам приблизиться к пониманию того, почему наша жизнь и отношения настолько запутаны и болезненны, почему жизнь трудна и как с этим справиться.

Сигизмунд Шломо Фрейд родился в семье евреев мещан в 1856. Его профессиональная жизнь задалась не сразу. Обучаясь медицине он препарировал сотни угрей тщетно пытаясь найти их репродуктивные органы. Он продвигал кокаин, как лекарство однако позже оказалось, что тот вызывает опасное привыкание, но спустя годы он основал дисциплину, которая принесла ему славу - новый вид психотерапии под названием психоанализ.

Революцию совершила его книга 1900-го года Толкование сновидений, за ней последовали и другие. Несмотря на успех он был очень несчастен. Во время одного особенно трудного исследования он написал «Мой главный и самый трудный пациент - я сам.»

Фрейд был убежден, что умрет в 61 или 62 и жутко боялся этих чисел. Впрочем, умер он куда позже. В 83. Возможно именно благодаря своему отчаянию Фрейд смог глубоко постичь причины человеческого несчастья. Он предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия. Он толкает нас к простым физическим и эмоциональным наградам и отвращает от неприятных вещей вроде скуки и дисциплины. В младенчестве мы практически полностью ведомы принципом удовольствия, утверждает Фрейд, но если следовать ему без ограничений он ведет к опасным и безответственным поступкам. Например к полному безделью или перееданию или (нашумевшая деталь) к сексу с родственниками.

Мы должны учитывать то, что Фрейд назвал принципом реальности. Мы все ему подвластны однако Фрейд считал, что есть гармоничные и дисгармоничные способы с ним жить. Дисгармоничные способы он назвал неврозами. Неврозы - результат неумелой торговли с принципом удовольствия или, словами Фрейда, вытеснение этого принципа.

Фрейд описал конфликт между тремя сторонами нашей природы: Оно (Id), движимое принципом удовольствия, Сверх-Я (Super Ego), которое хочет следовать правилам и быть хорошим в глазах общества и Я (Ego), которое вынуждено подстраиваться под обоих соседей.

Чтобы понять их взаимоотношения Фрейд предлагает найти истоки наших неврозов в детстве.

Фазы психосексуального развития по Фрейду

В начале жизни мы проходим через то, что Фрейд называл оральной фазой психосексуального . На этом этапе главным генератором удовольствия является рот. Мы осваиваем чувства связанные с глотанием и едой. Здесь может развиться множество неврозов, например отказ от еды, как удовольствия или наоборот еда, как утешение или страх зависеть от того кто нас кормит.

Затем идет анальная фаза тесно связанная с тем, что мы называем «приучить к горшку». В этот период человек впервые получает возможность хоть что-то контролировать в своем организме, а именно процессы дефекации и мочеиспускания. В этой фазе мы учимся пробовать на прочность власть других. Если здесь что-то не так, если разочаровались в фигуре власти, мы можем терпеть просто ей назло. Такая фиксация формирует анально-удерживающий тип личности. Такой человек неспособен отдавать или примиряться.

Далее наступает фаллическая фаза. Она длится примерно до 6 лет. Фрейд шокировал современников, утверждая, что у детей есть сексуальные чувства. Мало того, в фаллической стадии дети направляют сексуальные импульсы на своих родителей - самых доступных и близких людей в их жизни. Именно Фрейд описал знаменитый Эдипов комплекс - бессознательную навязчивую влюбленность в одного родителя и ненависть к другому.

Проблема в том, что как бы родители нас не любили, они не могут перенести это в область секса. Они всегда будут строить полноценные отношения прежде всего друг с другом. От этого мы чувствуем опасные ревность и гнев. А также стыд и вину за то что злимся. Этот комплекс вызывает невероятную внутреннюю тревогу у малыша. В итоге большинство из нас переживает смешанные чувства к родителям, которые позже формируют наш образ любви. Например, если мать была к нам холодна, мы все равно тоскуем по ее нежность, но при этом можем продолжать ассоциировать любовь с некоторой отстраненностью. Часто любовь, какой мы ее усвоили от родителей запрещает смешивать любовь и секс, ведь люди которые научили нас любви также были недоступны для секса. Поэтому иногда, чем больше мы любим человека, тем сложнее с ним заниматься любовью.

Метод Фрейда

Простого выхода здесь нет. Фрейд говорит, что мы не можем быть абсолютно рациональны, да и общество просто так не поменять. В книге 1930 года «Недовольство культурой» Фрейд писал, что общество дало нам множество благ, но при этом наложило тяжкий диктат. Например, разрешило заниматься сексом только с одним человеком, наложило табу на инцест, заставило сдерживать все наши импульсивные желания, велело слушаться власть и работать за . Само общество по природе своей невротично. Только так и может существовать в том виде, в котором мы его знаем. Отсюда постоянные войны и политические распри.

Фрейд попытался найти лекарство от наших неврозов и он назвал его психоанализ. По мнению Фрейда человеком своих бессознательных установок дает возможность человеку освободиться от их навязчивого диктата. В ходе сеансов он анализировал несколько вещей. Он обращался к снам, которые считал выражением несбывшихся желаний, также он изучал парапраксис, то что мы знаем как «оговорочки по Фрейду».

К теории Фрейда можно относиться по разному. Некоторые считают его идеи ключом к пониманию глубинной природы человека, а некоторые полностью отвергают их, но как сказал сам Фрейд, тот кто презирает ключ, никогда не сможет открыть дверь. И кто знает, возможно теория Фрейда этот тот самый ключ, именно для вас. Кто знает...

Теория личности З. Фрейда представляет психоаналитическое направление глубинной психологии, которая называется также психодинамической. Фрейд стремился проникнуть
в глубинные источники активности человека, раскрыть природу его энергии, конфликты и влечения. Его теория охватывает такие стороны личности, как ее: 1) структуру; 2) динамику;
3) развитие, а также 4) типологию, которые и будут представлены далее.

Взгляды Фрейда на личность являются противоречивыми, они неоднократно менялись по мере своего прояснения. Различные элементы структуры личности, их взаимосвязи и механизмы функционирования названы искусственными понятиями, которые должны были показать новаторский характер самой теории и подчеркнуть слабость традиционной психологии.

Теория личности Фрейда неоднократно подвергалась критике с разных позиций. К.Г. Юнг назвал ее научным описанием ограниченного типа людей. А польский психолог Ю. Козелецкий считал, что основные идеи Фрейда не выдержали проверки временем и что сегодня всерьез обсуждать их может или недоучившийся психолог или конъюнктурщик.

Фрейд иногда не делал различий между понятиями личность и психика. Его последователи, говоря о личности, пользовались понятием “психического аппарата”. Столь же часто не делалось особых различий между личностью и характером.

Личность структурно состоит из трех основных систем, или инстанций: ид (Оно), эго (“Я”) и суперэго (“Сверх-Я”). Каждая из этих систем характеризуется определенными свойствами, обладает собственными функциями, принципами действия и динамикой. Они взаимодействуют столь тесно, что трудно взвесить их относительный вклад в поведение; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других. Например, “Эго – это часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему “восприятие – сознание”. Точно так же и “Сверх-Я” нельзя считать вполне самостоятельной инстанцией: большая его часть бессознательна и “погружена в Оно”. Происхождение различных инстанций рассматривается скорее как постепенно нарастающее расчленение, как возникновение различных систем.



Ид (Оно) – одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в теории личности; примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует “Я” на пути развития психики. Слово “Оно” использовано Фрейдом для того, чтобы показать, что внутри личности живут и действуют силы, неизвестные и неподвластные “Я”, которые подразумеваются, когда человек говорит, например: “это сильнее меня”. Идея “Оно” заимствована Фрейдом у Ницше, который называл так “...все безличное, что есть в человеческом существе”.

Ид – исходная система личности: из него вырастают и отделяются две другие инстанции: Эго и Суперэго. Ид служит также первичным источником психической энергии, обусловливая динамику личности в целом. Ид тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию, и находится в конфликте с “Я” и “Сверх-Я”.

“Оно” выступает как “большой резервуар” энергии влечений. Используемая “Я” энергия черпается из этого общего источника и используется прежде всего в виде сублимированной, то есть десексуализованной.

Многое из того, что входит в Ид, является врожденным, включая инстинкты. Некоторые его элементы образуются в результате вытеснения. Содержание Ид бессознательно. Фрейд назвал Ид “истинной психической реальностью”, поскольку оно отражает мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

“Оно” – это “хаос”, лишенный организации и не порождающий единой воли, противостоящий способу организации, свойственному “Я”. Отсутствие организации выражается прежде всего в том, что “противонаправленные влечения существуют бок о бок, не упраздняя и не ослабляя друг друга”. Для “Оно” характерно отсутствие единого субъекта.

Ид функционирует по “принципу удовольствия”, будучи ориентированным на избежание боли и получение удовольствия. Ид стремится к некоему комфортному состоянию, которое характеризуется незначительным внутренним напряжением. Когда уровень напряжения организма повышается – либо в результате внешних воздействий, либо вследствие внутреннего возбуждения – Ид действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный энергетический уровень.

Достигнуть этого Ид может двумя способами: рефлекторным действием и так называемым первичным процессом. Рефлекторное действие – это врожденная автоматическая реакция типа чихания и мигания; она обычно сразу снимает напряжение. Первичный процесс состоит в создании образа объекта, в связи с чем напряжение (энергия) перемещается. Например, у голодного человека появляется образ пищи. Галлюцинации, сновидения, так называемое аутистическое мышление – все это функции первичного процесса. Эти исполняющие желания образы являются единственной реальностью, известной Ид.

Очевидно, что сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение, например, устранить голод. Должен появиться новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности – Эго (“Я”).

Эго (“Я”) – совокупность познавательных процессов, соотносимых с реальностью, а также определенных защитных механизмов. Разработкой концепции “Я” Фрейд занимался на протяжении всего своего творчества. В ранних работах Фрейд говорил о “Я” как о личности в целом. Затем это понятие закрепилось в качестве главной инстанции личности. Превращение “Я” в особую инстанцию было нужно Фрейду для более убедительного обоснования конфликтности психики. Эта инстанция появляется в связи с тем, что жизнь организма требует соответствующих взаимодействий с внешней реальностью. Основное различие между Ид и Эго заключается в том, что Ид знает только внутреннюю реальность, в то время как Эго различает внутреннее и внешнее. Эго – организованная часть Ид – появляется для того, чтобы следовать целям Ид, и вся его сила черпается из Ид.

“Я” не считается единственной олицетворенной инстанцией внутри психики. Вследствие расщепления в психике могут обособляться отдельные части, например критическая инстанция или моральное сознание, и тогда одна область “Я” будет противостоять другой, критически оценивать ее и обращаться с ней как с объектом.

“Я” не является вполне сознательным. Внутри “Я” обнаружено бессознательное, которое ведет себя так же, как вытесненное, т.е. оказывает мощное воздействие и требует для осознания особой работы.

“Я” реализует целый спектр функций: контроль за движением и восприятием, исследование реальности, предвосхищение, упорядочение психических процессов во времени, рациональное мышление и пр. В то же время “Я” свойственны и такие процессы, как отказ от признания очевидного, устойчивое непонимание, рационализация, навязчивая защита от влечений.

Хотя “Я” защищает интересы личности в целом, его самостоятельность относительна. “Я” выступает преимущественно как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования. “Я” – это “...слуга трех господ, который подвергается опасностям с трех сторон – внешнего мира, побуждений Оно и сурового “Сверх-Я”. “Я” стремится опосредовать отношения между миром и Оно, подчинить Оно требованиям внешнего мира и – посредством мышечных действий – привести мир в соответствие с желаниями Оно. “Я” выступает прежде всего как аппарат регуляции и приспособления к реальности, а его происхождение – в процессах физического созревания и обучения.

Эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Принцип реальности – предотвращение разрядки напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения реализуется именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта. Вторичный процесс – это реалистическое мышление, которое формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке, – как правило, некоторым действием. Это называется проверка реальностью. Эго контролирует все познавательные функции.

Эго называют исполнительным органом личности, т.к. оно решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти функции, Эго старается интегрировать команды нередко противоречивые, исходящие от Ид, Суперэго и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая Эго в напряжении. В ответ на неприятный аффект (сигнал тревоги) Эго приводит в действие защитные механизмы.

Суперэго (“Сверх-Я”) – третья инстанция личности, которая образуется в результате интериоризации родительских требований и запретов; ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов. Эта инстанция обособилась от “Я”, но властвует над ним, например, когда человек становится объектом критики и упреков. По отношению к “Я” “Сверх-Я” играет роль судьи и цензора, содержит одновременно и запрет, и идеал. “Сверх-Я” может действовать бессознательно.

Фрейд разделил “Сверх-Я” на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний за “непослушное поведение”. Совесть включает способность к критической самооценке, моральные запреты и возникновение чувства вины, когда ребенок не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект “Сверх-Я” – это эго-идеал.
Он воплощает в себе то, что родители одобряют или высоко ценят. Эго-идеал способствует установлению высоких личных стандартов.

Формирование “Сверх-Я” связано с угасанием Эдипова комплекса: отказываясь от исполнения запретных желаний, ребенок достигает самоотождествления с родителями и интериоризует запрет. Впоследствии “Сверх-Я” обогащается социальными (религиозными, моральными) нормами. Считают, что интериоризация запретов происходит раньше угасания Эдипова комплекса: в частности, раньше усваиваются некоторые педагогические требования. Последователи Фрейда вычленили три главные предпосылки формирования “Сверх-Я”: навязанные извне физические действия, овладение жестикуляцией через самоотождествление с другими людьми и, что всего важнее, идентификация с агрессором.

“Сверх-Я” считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. “Сверх-Я”, пытаясь затормозить общественно осуждаемые импульсы Ид, старается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Теория личности должна давать свою модель движущих сил, источников и форм активности человека, то есть динамики личности. Фрейдовская модель представляет динамику личности
в виде взаимодействия сил побуждения (катексиса) и сил сдерживания (антикатексиса). Все внутриличностные конфликты могут быть сведены к оппозиции этих двух сил.

Такова структура личности по Фрейду.

Фрейд считал, что энергия, обслуживающая мышление и память, только по форме отличается от энергии дыхания или пищеварения, и ее можно назвать психической энергией. В соответствии с принципом сохранения психическая энергия может трансформироваться в физиологическую. Местом встречи этих двух энергий выступает Ид и его инстинкты. Разумеется, вся энергия извлекается из телесных обменных процессов.

Фрейд полагал, что источники возбуждения, находящиеся во внешней среде, менее важны для динамики личности, чем инстинкты, то есть внутренние источники возбуждения. Внешнего стимула можно избежать, но от инстинкта убежать невозможно. Вместе взятые, инстинкты составляют суммарную психическую энергию, находящуюся в распоряжении личности. Ид представляет резервуар этой энергии и местоположение инстинктов. Инстинкт, по Фрейду, – это врожденное психологическое представительство телесного источника возбуждения. Психологическая составляющая инстинкта называется желанием; телесное возбуждение – потребностью. Желание, порожденное потребностью, действует как мотив поведения. Поэтому инстинкты считаются движущими факторами личности. Они не только побуждают поведение, но и направляют его.

Предложенная Фрейдом модель личностной динамики – это модель “редукции напряжения”. Поведение человека активизируется внутренними побудителями; активность убывает по мере того, как соответствующие действия снижают возбуждение. Это означает, что цель инстинкта регрессивна, т.к. предполагается возвращение человека к состоянию, предшествующему проявлению инстинкта. Инстинкт считается также консервативным, т.к. его цель – сохранить равновесие организма посредством снятия возбуждения.

В соответствии с фрейдовой теорией инстинктов, источник и цель инстинкта остаются постоянными на протяжении жизни; изменения возможны в связи с физическим созреванием. Объект же, или средства удовлетворения могут в течение жизни существенно варьироваться. Психическая энергия способна смещаться. Если тот или иной объект недоступен, энергия будет вкладываться в другой объект. Объекты могут заменяться, чего не бывает с источником и целью инстинкта.

Перемещение энергии из одного объекта в другой – наиболее важная характеристика динамики личности. Она объясняет пластичность человеческой натуры и неисчерпаемое разнообразие поведения. Практически все интересы, предпочтения, вкусы, привычки взрослого человека представляют собой перемещение энергии от инстинктивных объект-выборов. Почти все они производны от инстинкта. Фрейдова теория мотивации основана на допущении, что инстинкты – это единственные источники человеческого поведения.

Фрейд объединил все инстинкты в две большие группы: “инстинкты жизни” и “инстинкты смерти”. Инстинкты жизни (голод, жажда, секс) служат целям выживания индивида и человеческого рода. Форма энергии, связанная с инстинктами жизни, называется либидо. Наибольшее внимание Фрейд уделяет сексуальному инстинкту. Он вездесущ и его удовлетворение связано с значительными трудностями, в том числе социальными.

Гипотеза инстинктов смерти, или деструктивных инстинктов основана на смертности человека. Производным инстинктов смерти является агрессивность – саморазрушение, обращенное вовне и направленное против замещающих объектов. Человек сражается с другими и является деструктивным потому, что желание смерти блокируется силами жизненных инстинктов и другими обстоятельствами внутри личности, противостоящими инстинктам смерти. Война
1914–1918 гг. убедила Фрейда, что агрессия – такой же важный мотив, как и сексуальный.

Динамика личности определяется способами распределения и использования психической энергии со стороны Ид, Эго и Суперэго. Так как общее количество энергии ограничено, эти три системы соревнуются за обладание ею. С усилением одной системы две другие ослабляются. Изначально всей энергией обладает Ид, используя ее для рефлекторных действий и первичного процесса. Так как Ид неспособно проводить четкое различение между объектами, инстинктивная энергия легко перемещается между различными объектами. Например, голодный младенец тащит в рот почти все.

На протяжении первых двух десятилетий жизни, пока распределение энергии более или менее не стабилизируется, имеют место частые и непредсказуемые перемещения энергии из одной системы в другую. Эти перемещения энергии удерживают личность в динамическом состоянии.

Эго не обладает собственным источником энергии и заимствует ее у Ид. Этот процесс осуществляется при помощи идентификации. Идентификация – а) механизм взаимодействия Эго и Ид; это сопоставление внутреннего образа и физической деятельности, в результате чего энергия субъективных психических процессов Ид переводится в объективные, логические процессы Эго; б) механизм развития личности, представляющий собой принятие некоторых черт другого человека и преобразование их в часть собственной личности. Под идентификацией понимается сопоставление внутреннего образа и физической реальности. В результате идентификации энергия отвлекается от субъективных психических процессов Ид и переводится в объективные, логические процессы Эго. Благодаря идентификации первичный процесс замещается вторичным. Так как вторичный процесс гораздо эффективнее снимает напряжение, то Эго постепенно обретает монополию на психическую энергию. Однако в случае неудачи Эго в удовлетворении инстинктов власть забирает Ид.

Эго использует энергию более разнообразно. Часть энергии расходуется на то, чтобы перевести на более высокий уровень процессы восприятия, памяти, мышления. Другая часть энергии используется для того, чтобы сдержать импульсивную иррациональную активность Ид. Наконец, Эго, как исполнительный орган, использует энергию для интеграции трех систем личности, создания внутренней гармонии для того, чтобы эффективно осуществлять взаимодействие со средой.

Механизм идентификации обеспечивает энергией и Суперэго. Его доступ к энергетическому резервуару Ид осуществляется посредством детской идентификации с родителями, от которых изначально зависит удовлетворение потребностей ребенка. Идеалы родителей становятся эго-идеалом ребенка, а их запреты – его совестью.

Работа Суперэго часто, хотя и не всегда, направлена против импульсов Ид. Тем не менее, иногда Ид “подкупает” Суперэго. Это происходит, например, когда некто в приступе морализаторства предпринимает агрессивные действия против тех, кого считает аморальными.
В таких случаях под маской справедливого негодования (“Сверх-Я”) скрывается агрессия (Ид).

Чтобы мудро управлять личностью, Эго должно держать под контролем Ид и Суперэго, и при этом у него должно оставаться достаточно энергии для установления взаимоотношений с внешним миром. Если Ид удерживает контроль над значительной частью энергии, поведение человека становится импульсивным и примитивным. Если же слишком много энергии контролируется Суперэго, поведение будет регулироваться моральными соображениями, а не реальностью. Совесть может связывать Эго моральными узами и мешать действиям любого типа, в то время как эго-идеал может выдвигать перед Эго столь высокие стандарты, что человек оказывается
в постоянной фрустрации и в конце концов у него развивается депрессивное чувство собственной несостоятельности.

Динамика личности во многом определяется взаимодействием с объектами внешнего мира, которые служат удовлетворению потребностей. Однако внешний мир содержит и опасности. Он может причинять боль и увеличивать напряжение. Обычная реакция индивида на угрозу, с которой он не готов справиться, – страх. Эго, подавленное стимуляцией, неподвластной контролю, наполняется тревогой. Тревога представляет собой состояние напряжения; это – побуждение, подобное голоду или сексуальному желанию, но возникает не во внутренних тканях, а изначально связано с внешними причинами. Возросшая тревога мотивирует человека на действия. Он может уйти из опасного места, сдержать импульс, подчиниться голосу совести. Функции тревоги – предостеречь Эго о надвигающейся опасности. Фрейд различал три вида тревоги: реальную, невротическую и моральную, или чувство вины. Основной вид – реальная тревога, то есть страх реальных опасностей внешнего мира. Невротическая тревога представляет страх того, что инстинкт выйдет из-под контроля и заставит человека сделать нечто, за что последует наказание. Невротическая тревога – это страх наказания, которое последует за удовлетворением социально неодобряемого влечения. Моральная тревога – это страх совести. Люди с хорошо развитым Суперэго чувствуют вину, совершая нечто противное моральному кодексу. Даже думая об этом, они терзаются муками совести.

Тревога, с которой невозможно справиться рационалистически, называется травматической. Она возвращает человека к состоянию инфантильной беспомощности. Прототипом более поздних форм тревоги является травма рождения. Мир обрушивает на новорожденного стимулы, к которым тот не готов и не может адаптироваться. Если Эго не в состоянии справиться с тревогой, оно вынуждено обратиться к нереалистическим методам – защитным механизмам.

Защитные механизмы Эго – чрезвычайные меры, которые вынуждено принимать Эго, чтобы снизить невыносимое давление тревоги. К числу защитных механизмов относят вытеснение, проекцию, формирование реакции, фиксацию, регрессию и ряд других. Все эти механизмы имеют две общие характеристики: 1) отвергают или искажают реальность; 2) действуют бессознательно.

Вытеснение – это защитная функция Эго, состоящая в перемещении из сознания в область Ид болезненных образов, воспоминаний и чувств. Вытесненное содержание может нарушать нормальное психическое и физическое функционирование человека. Например, сын, вытеснивший враждебные чувства к отцу, выражает неприязнь по отношению к другим авторитарным личностям. Вытесненная враждебность может способствовать развитию артрита. С вытесненным содержанием трудно справиться самостоятельно. Поэтому взрослые несут в себе множество детских страхов: у них нет возможности обнаружить, что для этих страхов нет причин.

Проекция заключается в обращении невротической или моральной тревоги в объективный страх. Например, человек защищается от негативных переживаний тем, что приписывает их другим людям. Он говорит: “Она меня ненавидит” вместо: “Я ее ненавижу” или: “Он меня преследует” вместо: “Меня мучит совесть”.

Формирование реакции – это замещение в сознании тревоги, болезненного чувства или вле-чения противоположным переживанием. Например, неприемлемая ненависть заменяется (маски-руется) любовью. Реактивные чувства отличаются от истинных тем, что принимают крайние формы: они экстравагантные, показные и компульсивные, то есть непреодолимые. Формирование реакции возможно в том случае, когда мать “душит” ребенка своей любовью и вниманием.

Фиксация представляет собой защиту путем остановки нормального развития личности на одной из ранних стадий, поскольку дальнейшее движение несет в себе тревогу.

Регрессия – это возвращение личности на раннюю стадию развития, обусловленное травматическим переживанием. Человек склонен регрессировать к той стадии, на которой до этого был фиксирован. Инфантильное поведение испуганного взрослого – это проявление регрессии.

Большое место в теории личности Фрейда занимает проблема развития личности, решение которой является развертыванием основных идей психоанализа. Фрейд подчеркивал решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он полагал, что эти структуры складываются к концу пятого года жизни, а последующий рост представляет собой только определенное преобразование их. Фрейд верил, что “ребенок – отец взрослого”.

Личность развивается на основе четырех источников напряжения: 1) физиологического роста; 2) фрустраций; 3) конфликтов и 4) угроз. Для всех этих процессов свойственно возрастание напряжения. Развитие личности является результатом овладения новыми способами редукции напряжения. Основные методы снятия напряжения и, следовательно, механизмы развития – идентификация и смещение.

Идентификация как механизм развития личности – принятие некоторых черт другого человека и преобразование их в часть собственной личности. В качестве моделей выбираются более успешные люди. Ребенок идентифицируется с родителями, поскольку они представляются ему всемогущими. Для каждого возраста есть свои идентификационные фигуры. Идентифицироваться можно и с животными, воображаемыми персонажами, группами, идеями и вещами. Объектами идентификации могут служить даже умершие люди. Дети, отвергнутые родителями, склонны идентифицироваться с ними в надежде вернуть их любовь. Возможна идентификация из-за страха. Ребенок идентифицируется с запретами родителей, чтобы избежать наказания. Этот вид идентификации – основа для формирования Суперэго. Большей частью идентификация бессознательна и осуществляется методом проб и ошибок. Критерием результата служит снижение напряжения.

Смещение – второй механизм развития личности – это замена объекта, который мог бы удовлетворить потребность, но по каким-либо причинам недоступен. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет найден объект, позволяющий снять напряжение. Серии подобных смещений ведут к развитию личности, хотя при этом меняется лишь объект, а не источник и цель инстинкта. Замещающий объект редко столь же удовлетворительно снижает напряжение, как оригинальный объект, поэтому вследствие ряда смещений напряжение накапливается и действует как постоянный мотивирующий фактор поведения. Человек ищет новые и лучшие способы снятия напряжения. С возрастом наступает относительная стабилизация, некий компромисс между инстинктами и Эго и Суперэго. Смещение, приводящее к высоким культурным достижениям, называется сублимацией. Фрейд объяснял сублимацией (облагораживанием) художественное творчество, научные достижения и стремление к власти. Сублимация не приводит к полному удовлетворению, поэтому всегда существует остаточное напряжение. Оно может разряжаться в форме нервозности или беспокойства – состояний, которые являются платой за достижения. Способность к замещению объектов – это самый сильный механизм развития личности. Вся система интересов, ценностей и привязанностей взрослого формируется благодаря смещению. Если бы этот механизм отсутствовал, человек не смог бы выйти за пределы тех факторов, которые действуют на него рефлекторным образом. Общество пытается управлять смещениями, поощряя одни его направления и наказывая другие.

Процесс развития личности делится на ряд стадий. В течение первых пяти лет жизни ребенок проходит три стадии, вслед за чем наступает пяти-шестилетний латентный период, которому свойственна некоторая стабилизация. С наступлением подросткового периода динамика усиливается и затем, по мере взросления, спадает.

На первой стадии, длящейся около года, источником развития являются функции, связанные с областью рта. Это – оральная стадия. За ней следует анальная стадия, когда развитие связывается с функциями выделения. Она продолжается в течение второго года жизни, затем следует фаллическая стадия, когда развитие предопределяется активностью половых органов. Оральная, анальная и фаллическая стадии называются прегенитальными. Затем ребенок попадает в длительный латентный период – так называемые спокойные с динамической точки зрения годы.
В это время импульсы в основном вытеснены и удерживаются в этом состоянии. И, наконец, наступает финальная стадия созревания – генитальная. Для нее характерно появление альтруизма – бескорыстной любви к другим людям. Ищущий удовольствий (нарциссический) ребенок превращается в ориентированного на реальность социализированного взрослого. Ему все более свойственны сексуальная аттракция, групповая активность, профессиональное определение, подготовка к женитьбе и семейной жизни.

Однако прегенитальные тенденции не замещаются генитальными. Происходит смешение оральной, анальной и фаллической стадий с генитальными импульсами. Важнейшая биологическая функция генитальной стадии – воспроизводство; психологический аспект связан с определенной степенью стабильности и безопасности. При окончательной организации личности концентрируется то, что привнесено всеми четырьмя стадиями.

Со стадиями развития определенным образом связывается характер человека. Психоаналитики определяют характер как “...привычный способ приспособления Эго к внешнему миру, к Ид и Суперэго, а также специфический тип сочетания этих приспособлений друг с другом”. Решающее влияние на формирование характера оказывает внешний мир. Принято считать, что характер социально детерминирован. Существенную роль в формировании характера играет Суперэго, так как индивид строит шаблоны поведения, основываясь на представлении о “хорошем” и плохом”. Относительное постоянство характера обусловливается тремя аспектами: частично – наследственной составляющей Эго и природой инстинктов, но главным образом базируется на специфической установке Эго, обусловленной давлением внешнего мира.

По Фрейду, многие черты взрослого человека обусловлены фиксацией на той или иной стадии развития. Фиксация (остановка) – это следствие неразрешенного конфликта, свойственного определенной стадии. Определенные черты характера являются продолжением тенденций, которые наблюдались в ранний период развития ребенка.

Психоаналитическая литература содержит описания широкого разнообразия типов характера, среди которых чаще встречаются оральный, анальный, фаллический и генитальный типы.

Оральный характер – это выраженные элементы оральной фиксации в раннем детстве. Человек с таким характером крайне зависим от других в сохранении самоуважения. Внешняя поддержка играет для него наиважнейшую роль, но он жаждет ее пассивно. Оральные тенденции: глубокое чувство одиночества, разочарования и беспомощности, потребность во внимании, похвале, протест против дисциплины. Распространенная форма поведения – идентификация с объектом, который служит источником кормления. Человек с оральным характером не принимает мысль о необходимости работы. Он чувствует, что мир обязан обеспечить ему жизнь. Он может совершенно не чувствовать проблем других людей.

Анальный характер сосредоточивает личностные черты, которые формируются в конфликтах, возникающих на почве обучения ребенка культуре отправлений. Конфликт состоит в том, что
в соответствующем возрасте ребенок, обретая возможность произвольно управлять физиологиче-скими функциями, может радовать родителей или досаждать им степенью своей чистоплотности. Основные черты анального характера взрослых: бережливость, раздражительность, педантич-ность, скупость, упрямство, аккуратность. Скупость – последствие привычки к анальному задерживанию. Формируется иррациональное отношение к деньгам, которые не рассматриваются как полезное средство, а бесцельно копятся или в некоторых случаях бессмысленно транжирятся. Такое же отношение и ко времени: человек с анальным характером может быть пунктуальным до долей минуты или чудовищно ненадежен. Упрямство также свойственно анальному характеру как пассивное выражение агрессии. В анальных чертах ярко проявляется защитный механизм реактивного образования. Так, чистоплотный и дисциплинированный человек может в определенные периоды быть удивительно неряшливым и дезорганизованным.

Фаллический характер – это беспечная, решительная, самоуверенная, вызывающая манера поведения, как неосознанная защитная реакция на не преодоленный в детстве страх кастрации. Человек с таким характером живет в предвосхищении нападок на себя и потому наступает первым. Агрессивность и провоцирующее поведение выражаются скорее не в содержании слов или поступков, а в манере говорить и действовать. Показное мужество в духе бесшабашного мотоциклиста считается способом гиперкомпенсации.

Генитальный характер – это зрелая личность, воплощающая в себе синтез предыдущих стадий психосексуального развития, способная к сублимации энергии Ид. Способность получать полное удовлетворение посредством генитального оргазма делает возможной физиологическую регуляцию сексуальной функции. Таким образом, прекращается блокирование разрядки энергии с неблагоприятными последствиями в поведении. Это одновременно приводит к зрелым любовным отношениям и увеличивает возможность сублимации. Вместо запрета на эмоциональную жизнь Эго выражает эмоции естественно, как составляющую часть целостной личности.

Такова теория личности (психики) Фрейда. Она кажется странной и полуфантастической. Тем не менее она сыграла важную роль, расширила подход в познании личности, показала новые возможности поиска ответов на старые вопросы и загадки человеческой природы.

В XIV – XVI вв. появляется термин «психология», используемый как новое название для науки о душе.

Психология (от греч. рsyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний.

Во второй половине XIX века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции (самонаблюдения) в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория Вильгельма Вундта (1832 – 1920) – немецкого психолога, физиолога, философа и языковеда, поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Разработанная венским врачом З. Фрейдом, теория личности представила человека не как существоразумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического – в неосознанном.

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

Почти за 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:

· Первую развернутую теорию личности;

· Обширную систему клинических наблюдений;

· Оригинальный метод лечения невротических расстройств;

· Метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими средствами.

Зигмунд Фрейд (Freud) (06. 05. 1856 – 23. 09. 1939) – австрийский психолог, врач-психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа.

Фрейд развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. От разработанного совместно с Й. Брейером «катартического» метода (отреагирование с помощью гипноза забытых психических травм) перешел к методу свободных ассоциаций как основе психоаналитической терапии. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры – мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т. д.

Основные труды Зигмунда Фрейда: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).

Еще в начале своей карьеры Зигмунд Фрейд сделал вывод, что для лечения психического заболевания необходимо понять его природу, нужно наблюдать и исследовать его систематически. Это привело к открытию важного принципа психоанализа как действенного метода исследования. В результате Фрейду удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения и исследования. Выводы Фрейда и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.

Эмоциональное реагирование при свободной ассоциации, в сущности, подобно тому состоянию, которое пациент испытывает во время гипноза, но оно не столь внезапно и бурно выражено, и поскольку реагирование идет порциями, при полном сознании, сознательное «Я» способно справиться с эмоциями, постепенно «прорубая путь сквозь под сознательные конфликты». Именно этот процесс Зигмунд Фрейд и назвал «психоанализом», впервые употребив этот термин в 1896 году.

Психоанализ (от греч. рsyche – душа и analysis – разложение, расчленение) – 1) совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; 2) направление, созданное Зигмундом Фрейдом и его последователями.

Под влиянием Гете и Дарвина Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 году. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд идет работать хирургом, однако прослушав курс по психиатрии, он заинтересовывается этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. Стажировка в клинике Шарко (Париж) доказала Фрейду роль гипноза в лечении истерии и приоткрыла завесу над бессознательным, показав в сеансах гипноза роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену он с психиатром Брейером начинает исследовать динамику истерии. Постепенно он отходит от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Также Брейер отнесся и к новому, предложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии - психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Фрейд считал, что в своих отношениях с Брюке, Шарко и, особенно, с Брейером он трансформировал свои отношения с отцом. Постепенно вырисовываются контуры концепции Фрейда о трансфере и Эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теории личности.

Трансфер (от лат. transfere – переносить, переводить) – применяемый в психоанализе З. Фрейда термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношение пациента к значимым для него людям (отцу, матери и др.). Чувства любви, восхищения, уважения (позитивный трансфер), а также ненависти, страха, отвращения (негативный трансфер) спонтанно возникают у пациента в психоаналитическом сеансе при отсутствии в поведении психотерапевта объективных причин, которыми они могли бы быть объяснены. З. Фрейд рассматривал трансфер как феномен переноса, присущий любым человеческим отношениям и проявляющийся не только в терапевтическом сеансе, но и в обыденной жизни субъекта.

В психической жизни можно выделить три уровня: сознательный (сознание), подсознательный и бессознательный. Сознательный уровень состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область подсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы. Область подсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно. Подсознательный уровень является мостом между осознанными и неосознанными областями психического. Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.

Структурная модель личности: ид (оно), эго и суперэго. Сфера ИД полностью неосознаваемая, в то время как суперэго пронизывает все три уровня. Рассмотрим поподробнее все три структуры.

ИД. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. И только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (З.Фрейд «Я и Оно»). Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория».

Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности.