Большая структурированная вторичная группа образуемая для достижения. Первичные и вторичные социальные группы. Социальная структура общества

Первичные и вторичные группы

Первичная группа - это группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство "мы".

Г.С.Антипина выделяет следующие характерные для первичных групп черты: "малочисленный состав, пространственная близость их членов, непосредственность, интимность отношений, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов" .

Впервые понятие "первичная группа" было введено в 1909 г. Ч.Кули применительно к семье, в которой между членами складываются устойчивые эмоциональные отношения. Ч.Кули считал семью "первичной", потому что она является первой группой, благодаря которой осуществляется процесс социализации младенца. К "первичным группам" он также относил группы друзей и группы ближайших соседей [см. об этом: 139. С.330-335].

Позднее данный термин стал использоваться социологами при изучении любой группы, которой были присущи тесные личные отношения между ее членами. Первичные группы выполняют как бы роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Благодаря им человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям и способен участвовать в жизни всего общества.

Значение первичных групп очень велико, в них, особенно в период раннего детства, происходит процесс первичной социализации индивида. Сначала семья, а затем первичный учебный и трудовой коллективы оказывают огромное воздействие на положение личности в обществе. Первичные группы формируют личность. В них происходит процесс социализации личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных интересов.

Первичная группа - это чаще всего неформальная группа, так как формализация ведет к превращению ее в группу другого типа. Например, если формальные связи начинают играть важную роль в семье, то она распадается как первичная группа и преобразуется в формальную малую группу.

Ч.Кули отмечал две основные функции малых первичных групп:

1. Выступать источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей последующей жизни.

2. Выступать средством поддержки и стабилизации взрослого человека [см.: II. С.40].

Вторичная группа - это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулируется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вторичная - на цель. Вторичные группы, как правило, совпадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.

Основное значение в этих группах придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Например, на заводе должность инженера, секретаря, стенографистки, рабочего может занимать любой человек, который обладает необходимой для этого подготовкой. Индивидуальные особенности каждого из них для завода безразличны, главное, чтобы они справлялись со своей работой, тогда завод может функционировать. Для семьи или группы игроков (например, в футбол) индивидуальные особенности, личностные качества каждого уникальны и значат очень много, и ни одного из них поэтому нельзя просто так заменить другим.

Так как во вторичной группе все роли уже четко распределены, то ее члены очень часто мало знают друг о друге. Между ними, как известно, нет эмоциональных отношений, что свойственно для членов семьи и друзей. Например, в организациях, связанных с трудовой деятельностью, основными будут производственные отношения. Во вторичных группах не только роли, но и способы коммуникации уже заранее четко расписаны. В связи с тем, что проведение личной беседы не всегда бывает возможным и эффективным, коммуникация часто приобретает более формальный характер и осуществляется благодаря телефонным звонкам и различным письменным документам.

Например, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д. всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, между которыми возникают более или менее часто межличностные контакты. При руководстве вторичной группой обязательно следует учитывать первичные социальные образования.

Ученые-теоретики отмечают, что в течение последних двухсот лет произошло ослабление роли первичных групп в обществе. Проведенные западными социологами в течение нескольких десятилетий социологические исследования подтвердили, что в настоящее время господствуют вторичные группы. Но также были получены многочисленные данные, свидетельствующие, что первичная группа все еще вполне устойчива и является важным связующим звеном между личностью и обществом. Исследования первичных групп проводились в нескольких областях: выяснялась роль первичных групп в промышленности, во время стихийных бедствий и т.д. Изучение поведения людей в разных условиях и ситуациях показало, что первичные группы все еще играют важную роль в структуре всей социальной жизни общества Референтная группа, как отмечает Г.С.Антипина. - "это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном" .

Открытие феномена "референтной группы" принадлежит американскому социальному психологу Г.Хаймену (Hyman H.H. The psychology of ststys. N.I. 1942). Данный термин был перенесен в социологию из социальной психологии. Психологи на первых порах под "референтной группой" понимали такую группу, стандартам поведения которой индивид подражает и нормы и ценности которой усваивает.

В ходе ряда экспериментов, которые Г.Хаймен проводил на студенческих группах, им было выявлено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения. принятые не в той группе, в которую они входят, а в какой-то иной, на которую они ориентируются, Т.е. принимают нормы групп, в которые они не включены реально. Такие группы Г.Хаймен назвал референтными группами. По его мнению, именно "референтная группа" помогала разъяснить тот "парадокс, почему некоторые индивиды не ассимилируют54 позиции групп, в которые они непосредственно включены" [цит. по: 7. С.260], а усваивают образцы и стандарты поведения других групп, членами которых они не являются. Поэтому, для того чтобы объяснить поведение индивида, важно изучать ту группу, к которой индивид себя "относит", которую принимает в качестве эталона и на которую "ссылается", а не ту, которая его непосредственно "окружает". Таким образом, сам термин родился от английского глагола to refer, Т.е. ссылаться на что-либо.

Другой американский психолог М.Шериф, с его именем связано окончательное утверждение понятия "референтная группа" в американской социологии, рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида, разделил их на два вида: группы членства (членом которых индивид является) и нечленские, или собственно референтные группы (членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведение) [см.: II. С.56-57]. В данном случае понятия референтной и членской группы рассматривались уже как противоположные.

Позднее другими исследователями (Р.Мертон, Т.Ньюком) понятие "референтная группа" было распространено на все объединения, которые выступали для индивида эталоном при оценке им собственного социального положения, действий, взглядов и т.д. В связи с этим в качестве референтной группы стала выступать как группа, членом которой уже являлся индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

"Референт-группой" для индивида, указывает Я.Ще-паньский, является такая группа, с которой он себя добровольно идентифицирует, Т.е. "ее образцы и правила, ее идеалы становятся идеалами индивида, и роль, навязанная группой, выполняется преданно, с глубочайшим убеждением" .

Таким образом, в настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина "референтная группа". В первом случае под ней подразумевается группа, противостоящая группе членства. Во втором случае - группа, возникающая внутри группы членства, Т.е. круг лиц, выбранных из состава реальной группы как "значимый круг общения" для индивида. Принятые группой нормы становятся лично приемлемыми для индивида только тогда, когда они приняты этим кругом лиц [см.: 9. С.197],

Экспериме́нты А́ша (Asch Conformity Experiments ), опубликованные в 1951 году, были серией исследований, которые внушительно продемонстрировали власть конформизма в группах.

В экспериментах во главе с Соломоном Ашем студентов просили, чтобы они участвовали в проверке зрения. В действительности в большинстве экспериментов все участники, кроме одного, были «подсадными утками», а исследование заключалось в том, чтобы проверить реакцию одного студента на поведение большинства.

Участники (реальные подопытные и «подсадные утки») были усажены в аудитории. В задачу студентов входило объявление вслух их мнения о длине нескольких линий в ряде показов. Их спрашивали, какая линия была длиннее, чем другие, и т. п. «Подсадные утки» давали один и тот же, явно неправильный ответ.

Когда подопытные отвечали правильно, многие из них испытывали чрезвычайный дискомфорт. При этом 75 % подопытных подчинились существенно ошибочному представлению большинства по крайней мере в одном вопросе. Общая доля ошибочных ответов составила 37 %, в контрольной группе один ошибочный ответ дал только один человек из 35-ти. Когда же «заговорщики» не были единодушны в своём суждении, подопытные гораздо чаще не соглашались с большинством. Когда независимых испытуемых было двое, или когда один из подставных участников получал задание давать правильные ответы, ошибка падала более чем в четыре раза. Когда кто-то из подставных давал неверные ответы, но так же не совпадающие с основным, ошибка также сокращалась: до 9-12 % в зависимости от радикализма «третьего мнения».

Социальные институты.

Большинство из нас начинают свою жизнь в организации - в родильном доме. Там работают врачи, медицинские сестры, анестезиологи, санитарки и другие; все они заботятся о нашем здоровье. Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, - каждая из них имеет определенную структуру и порядок работы. После окончания школы нам снова не миновать организаций. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них. Мы имеем дело с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. После ухода на пенсию нам предстоит столкнутся с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения; не исключено, что мы окажемся в больнице или даже в доме для престарелых. Даже когда человек умирает, организации не оставляют его на произвол судьбы. Им занимается похоронные бюро, банки, юридические конторы, налоговые агентства и суды, где наследники улаживают дела покойного.

Организации возникли сравнительно недавно. В менее развитых обществах забота о здоровье, обучении, оказании помощи пожилым и т.п. осуществлялись в семье или членами семьи.

Но в промышленных странах жизнь значительно усложняется и возникает потребность в создании множества организаций. Поэтому необходимо подробно рассмотреть сущность организаций и их формы.

Между членами первичных групп (семья, группа друзей) устанавливаются личные отношения, затрачивающие многие стороны их индивидуальностей. В отличие от этого вторичные группы образуют для достижения определенных целей. Их члены играют, например, строго определенные роли, и между ними почти отсутствуют эмоциональные отношения. Основным типом вторичной группы является организация - большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Универсальные магазины, издательские фирмы, университеты, почтамт, армия и т.п. - этот список можно продолжить бесконечно.

В реальной жизни трудно провести четкое различие между двумя образованиями: первичной группой и формальной организацией. Например некоторые группы, подобны организациям, так как они существуют для достижения определенных целей, но по своей структуре напоминают первичные группы. Таковы харизматические группы. Во главе их стоит лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, или харизмой; члены группы обожествляют лидера и готовы служить ему верой и правдой. Типичная харизматическая группа - Христос и его ученики.

Сущность харизматической группы в непостоянстве их организационной структуры и зависимости от лидера. В них нет служебной иерархии (например, должностей вице-президента или секретаря и т.п.), существующей до тех пор, пока существует группа вне зависимости от её состава в любое данное время. Роли членов таких групп определяются в соответствии с их отношением к лидеру. Здесь не существует такого понятия, как продвижение по службе - всё зависит лишь от расположения лидера к тому или иному члену группы. Поскольку личные отношения могут быть очень изменчивыми, структура группы также нестабильна. Более того, в харизматических группах отсутствуют устойчивые внутригрупповые нормы, в отличие от более структурированных организаций, лидеры которых с помощью сложившихся правил и норм укрепляют свою власть.

Поскольку харизматические группы неустойчивы, обычно они сохраняются до тех пор, пока лидеры обладают притягательной силой. Однако, поскольку лидеры не бессмертны, складываются правила, в соответствии с которыми избираются их преёмники. Рано или поздно эти последователи убеждаются, что для сохранения группы на длительное время недостаточно одной лишь веры. Имеет значение также, какими способами члены группы зарабатывают на жизнь. Часто группа решает эту проблему, облагая налогами своих членов или продавая некий товар. В ходе формирования определённых правил, методов и традиций складывается иерархия должностных лиц. Таким образом происходит формирование значительно более упорядоченной организации.

Макс Вебер назвал такой процесс рутинизацией харизмы. Это происходит во множестве групп. Например, Росс (1980) исследовал три организации, которые были образованы для оказания помощи населению городов Среднего Запада, пострадавших от ураганов. Хотя эти три группы во многих отношениях отличались друг от друга, поразительно, что прежде, чем стать организациями, они прошли одинаковые стадии. На стадии "кристаллизации" каждая группа осмысливала потребности общества и принимала решения о мерах их удовлетворению. Затем наблюдался переход к стадии "признания", когда лидеры вступали в контакт с другими организациями для обсуждения своих целей и совместных усилий; таким образом, они получали признание со стороны других. Это приводило к третьей стадии, названной "институтонализацией", когда деятельность начинала осуществляться общепринятым способом. К этому времени устанавливаются устойчивые формы взаимодействия между членами группы и с представителями других организаций. Интересно отметить, что в результате этого процесса каждая группа становилась более упорядоченной; для осуществления её целей требовалось меньшее число людей,

поэтому группа уменьшалась.

При обсуждении специфики перехода от групповой к организационной структуре, у вас, возможно, возникла мысль о том, что существует много форм организаций. Если так, то вы рассуждали правильно. Одна из таких форм - добровольная ассоциация, напоминающая неформальную группу; прямо противоположна ей - тотальная организация.

Добровольные ассоциации распространенны во всём мире. К ним относятся религиозные группы, например, Всемирный съезд сионистов или Женский христианский союз, профессиональные общества вроде Американской социологической ассоциации и Американского института планирования, а также ассоциации, членов которых связывают общие увлечения, например Клуб собаководов или Общество охраны и поощрения вокальных квартетов среди парикмахеров Америки.

Добровольной ассоциации свойственны три основных черты:

1. она образована для защиты общих интересов её членов;

2. членство является добровольным - оно не предусматривает предъявления требований к определённым людям (что наблюдается при призыве на военную службу) и его не присваивают от рождения (как, например, гражданство). В результате лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов добровольной ассоциации, которые имеют возможность выйти из организации, если их не устраивает деятельность лидеров;

3. организация этого типа не связана с местными, государственными или федеральными правительственными органами (Силлс, 1968).

Добровольные ассоциации часто создаются для защиты каких-то общих интересов её членов. Учреждения тотального типа формируются для содействия общественному благу, сущность которого формулируется государственными, религиозными и другими организациями. Примеры таких учреждений - тюрьмы, военные училища и т.п.

Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Часто они находятся под надзором охранников. Охранники осуществляют надзор над многими сторонами их жизни, включая питание, жильё и даже индивидуальную заботу. Не удивительно, что для поддержания порядка и зависимости обитателей этих заведений от охранников издаётся множество постановлений. В результате формируется сильная группа охранников и слабая группа тех - кто им подчиняется.

Эрвин Гофман (1961), который ввёл термин "тотальные учреждения", выделил несколько типов таких организаций:

1. больницы, дома и санатории для людей, которые не могут сами о себе позаботиться (слепые, пожилые, нищие, больные);

2. тюрьмы (и концентрационные лагеря), предназначенные для людей, считающихся опасными для общества;

3. военные казармы, морские судна, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и другие учреждения, созданные для определённых целей;

4. мужские и женские монастыри и другие убежища, куда люди уходят от мира, обычно по религиозным причинам.

Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в тотальное учреждение с помощью сложных или жёстких ритуалов. Это делается для достижения полного разрыва людей с их прошлым и подчинения нормам заведения.

Социальные институты.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“ материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).

В социологии существует еще один, несколько иной подход к подразделению на первичную и вторичную социализацию. Согласно ему, социализация делится на первичную и вторичную в зависимости от того, кто выступает в качестве главного ее агента. При таком подходе первичной социализацией именуется процесс, который протекает в рамках малых - прежде всего первичных - групп (а они, как правило, бывают неформальными). Вторичная же социализация протекает в ходе жизнедеятельности в рамках формальных институтов и организаций (детский сад, школа, вуз, производство). Такой критерий носит нормативно-содержательный характер: первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная - под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, т. е. детского сада, школы, производства, армии, милиции и т. д.

Первичными группами называются малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются достаточно большие по размерам социальные множества людей, между которыми существуют преимущественно формальные отношения, когда люди относятся друг к другу не как к индивидуальным и неповторимым личностям, а в соответствии с тем формальным статусом, которым они обладают.

Достаточно частое явление - вхождение первичных групп во вторичные в качестве составных частей.

Основная причина, по которой первичная группа является важнейшим агентом социализации, состоит в том, что для индивида первичная группа, к которой он принадлежит, выступает одной из важнейших референтных групп. Этим термином обозначают ту группу (реальную или воображаемую), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном поведения. Человек всегда - вольно или невольно - соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении. Референтной1 может быть и та группа, к которой индивид принадлежит в данный момент, и та группа, членом которой он был прежде, и та, к которой он хотел бы принадлежать. Персонифицированные образы людей, составляющих референтную группу, образуют «внутреннюю аудиторию», на которую человек и ориентируется в своих помыслах и поступках.

Как мы уже говорили, первичная группа - это обычно семья, группа ровесников, дружеская компания. Типичными же примерами вторичных групп являются армейские подразделения, школьные классы, производственные коллективы. Некоторые вторичные группы, например профсоюзы, можно рассматривать как ассоциации, в которых, по крайней мере, некоторые их члены взаимодействуют между собой, в которых имеется единая, разделяемая всеми членами нормативная система и какой-то общий, разделяемый всеми членами смысл корпоративного существования. В соответствии с указанным подходом первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная - во вторичных группах.

Первичные социальные группы - это сфера личностных отношений, т. е. неформальных. Неформальным называется такое поведение между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которого не регулируется никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия.

Пример - семья.

Вторичные социальные группы - это сфера деловых отношений, т. е. формальных. Формальными называются такие контакты (или взаимоотношения), содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример - армия.

Обе группы - первичная и вторичная - равно как и оба типа отношений - неформальные и формальные - жизненно необходимы каждому человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по- разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем более гетерогенный характер носит опыт общения и взаимодействия индивида с его социальным окружением, тем полноценнее протекает процесс социализации.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают и те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К этой категории можно отнести и конкретных людей, и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т. п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты (к примеру, главным агентом первичной социализации выступает семья).

Агенты социализации - это конкретные люди (или группы людей), ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - социальные институты и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, контора и фабрика и др.

Первичные (неформальные) агенты социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Термин «первичные» относится в рамках данного контекста ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда - это не просто ближайшая к человеку, но и важнейшая для формирования его личности, поскольку она стоит на первом месте и по степени значимости, и по частоте и плотности контактов между ним и всеми ее членами.

Вторичные (формальные) агенты социализации - представители формальных групп и организаций: администрации школы, университета, предприятия, офицеры и чиновники армии, полиции, церкви, государства, а также те, контакты с которыми носят опосредованный характер, - сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Неформальные и формальные агенты социализации (как мы уже указывали, иногда это могут быть целые институты) по-разному влияют на человека, но и те и другие воздействуют на него на протяжении всего его жизненного цикла. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений обычно достигает своего максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой чувствуется им в середине жизни.

Достоверность приведенного суждения очевидна даже с точки зрения здравого смысла. Ребенок, так же как и старик, тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий которых целиком зависит его существование. Старики и дети заметно менее других мобильны в социальном плане, более беззащитны, они менее активны и в политическом, и в экономическом, и в профессиональном отношении. Дети еще не стали производительной силой общества, а старики уже перестали ею быть; и те и другие нуждаются в поддержке зрелых родственников, находящихся в активной жизненной позиции.

После 18-25 лет человек начинает активно заниматься профессионально-производственной деятельностью или бизнесом и делать свою карьеру. Начальники, партнеры, коллеги, товарищи по учебе и работе - вот те люди, к мнению которых зрелый человек больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации, которые определяют его служебный рост, оклад, престиж и многое другое. Часто ли звонят своим «маменькам» повзрослевшие дети-бизнесмены, которые, кажется, совсем недавно держались за материнскую руку?

Среди первичных агентов социализации в указанном выше смысле не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. Бесспорно, что по отношению к ребенку, проходящему первичную социализацию, в преимущественном положении находятся родители. Что же касается сверстников (тех, кто играет с ним в одной песочнице), то они просто равны ему по статусу. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т. д. Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации не более того, чему они сами обучены или в чем сами социализированы. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как «правильно» быть взрослым, а у ровесников - как «правильно» быть ребенком: играть, драться, хитрить, тому, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников (Peer group) 151 на этапе первичной социализации выполняет важнейшую социальную функцию: она облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Современная социология указывает, что этот тип коллективности играет особенно важную роль на этапе биологического и психологического созревания. Именно юношеские группы ровесников имеют отчетливо выраженную тенденцию к обладанию: 1) довольно высокой степенью солидарности; 2) иерархической организацией; 3) кодексами, которые отрицают ценности и опыт взрослых или даже противостоят им. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться лидерства в компании сверстников. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, при этом нередко первые сводят на нет усилия вторых. Родители и в самом деле нередко смотрят на ровесников своих детей как на своих конкурентов в борьбе за влияние на них.

ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИХ ЧЛЕНАМИ

РАЗДЕЛЕНИЕ ГРУПП ПО ПРИЗНАКУ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДА

Ингруппа и аутгруппа. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как «мы». Другие группы, к которым не принадлежит индивид - другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, - будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».

В наименее развитых, примитивных обществах люди живут малыми группами, изолированными друг от друга и представляющими собой кланы родственников. Родственные отношения в большинстве случаев и определяют природу ингрупп и аутгрупп в этих обществах. Когда встречаются два незнакомца, то они первым делом начинают искать родственные связи, и если какой-либо родственник связывает их, то оба они являются членами ингруппы. Если же родственные связи не обнаруживаются, то во многих обществах такого типа люди чувствуют себя враждебными по отношению друг к другу и поступают в соответствии со своими чувствами

В современном обществе отношения между его членами строятся на многих видах связей помимо родственных, но чувство ипгруппы, поиск ее членов среди других людей остаются очень важными для каждого человека. Когда индивид попадает в среду незнакомых людей, он прежде всего пытается выяснить, нет ли среди них тех, кто составляет его социальный класс или слой, придерживающийся его политических взглядов и интересов. Того, например, кто занимается спортом, интересуют люди, разбирающиеся в спортивных событиях, а еще лучше болеющие за ту же команду, что и он. Заядлые филателисты непроизвольно делят всех людей на тех, кто просто собирает марки, и тех, кто интересуется ими, и ищут единомышленников, общаясь в разных группах.

Очевидно, что признаком людей, принадлежащих к ингруппе, должно быть то, что они разделяют определенные чувства и мнения, скажем, смеются над одними и теми же вещами и имеют некоторое единодушие относительно сфер активности и целей жизни.

Члены аутгруппы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стремления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отличные от чувств членов ингруппы. И люди бессознательно и непроизвольно отмечают эти черты, деля ранее незнакомых людей на «мы» и «другие».



В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко многим группам, поэтому большое число ингрупповых и аутгрупповых связей может перекрещиваться. Студент более старшего курса будет рассматривать студента младшего курса как индивида, принадлежащего к аутгруппе, но студент младшего курса вместе со студентом старшего курса могут быть членами одной спортивной команды, где они входят в ингруппу.

Исследователи отмечают, что ингрупповые идентификации, пересекаясь по многим направлениям, не снижают интенсивности самоопределения различий, причем сложность включения индивида в группу делает более болезненными исключения из ингрупп. Так, человек, неожиданно получивший высокий статус, имеет все атрибуты, чтобы попасть в высшее общество, но не может этого сделать, так как его считают выскочкой; подросток отчаянно надеется на участие в молодежной команде, однако она его не принимает; рабочий, пришедший работать в бригаду, не может прижиться в ней и подчас служит предметом насмешек. Таким образом, исключение из ингрупп может быть очень жестоким процессом. Например, большинство примитивных обществ считают посторонних людей частью животного мира, многие из них не различают слов «враг» и «посторонний», считая эти понятия идентичными. Не слишком сильно от такой точки зрения отличается установка нацистов, которые исключали евреев из человеческого общества. Рудольф Хосс, руководивший концлагерем в Освенциме, где было уничтожено 700 тыс. евреев, характеризовал эту бойню как «удаление чуждых расово-биологических тел». В данном случае ингрупповые и аутгрупповые идентификации привели к фантастической жестокости и цинизму.

Ожидаемое от представителей аутгруппы поведение при встрече зависит от вида этой аутгруппы. От одних из них мы ожидаем враждебности, от других - более или менее дружелюбного отношения, от третьих - индифферентности. Ожидания определенного поведения от членов аутгрупп со временем претерпевают значительные изменения. Так, двенадпатилетний мальчик избегает и не любит девочек, но спустя несколько лет он становится романтическим любовником, а еще через несколько лет супругом. Во время спортивного матча представители разных групп относятся друг к другу с враждебностью и могут даже ударить друг друга, но стоит прозвучать финальному свистку, их отношения резко меняются, становятся спокойными или даже дружественными.

Мы не в одинаковой степени включены в наши ингруппы. Кто-то может, например, быть душой дружеской компании, но в коллективе по месту работы не пользоваться уважением и быть слабо включенным во внутригрупповые связи. Не наблюдается одинаковой оценки индивидом окружающих его аутгрупп. Рьяный последователь религиозного учения будет закрыт для контактов с представителями коммунистического мировоззрения больше, чем с представителями социал-демократии. У каждого существует собственная шкала оценки аутгрупп.

Р. Парком и Э. Берджесом (1924), а также Э. Богардусом (1933) была разработана концепция социальной дистанции, которая позволяет измерить чувства и отношение, проявляемые индивидом или социальной группой к различным аутгруппам. В конечном счете была разработана шкала Богардуса, служащая измерителем степени принятия или закрытости по отношению к другим группам. Социальная дистанция измеряется путем раздельного рассмотрения взаимосвязей, в которые люди вступают с представителями других групп. Существуют специальные вопросники, отвечая на которые члены одной группы оценивают взаимосвязи, отвергая или, наоборот, принимая представителей других групп. Информированных членов группы просят при заполнении вопросников отметить, кого из знакомых им членов других групп они воспринимают как соседа, товарища по работе, как партнера для брака, и таким образом определяются взаимосвязи. Вопросники по измерению социальной дистанции не могут точно предсказать действия людей в том случае, если член другой группы действительно станет соседом или товарищем по работе. Шкала Богардуса - это только попытка измерить чувства каждого члена группы, несклонность к общению с другими членами данной группы или других групп. Что будет делать личность в какой-либо ситуации, в огромной степени зависит от совокупности условий или обстоятельств данной ситуации (это называется ситуационной детерминацией поведения).

Референтные группы. Термин «референтная группа», впервые введеннный в оборот социальным психологом Мустафой Шерифом в 1948 г., означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Мальчик, играя на гитаре или занимаясь спотом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров. Работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Можно заметить также, что честолюбивые люди, неожиданно получившие много денег, стремятся подражать в одежде и манерах представителям высших классов.

Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать, например, в случае, когда подросток ориентируется на свою компанию в большей степени, чем на мнение учителей. В то же время и аутгруппа может быть референтной, приведенные выше примеры иллюстрируют это.

Различают нормативные и сравнительные референтные функции группы.

Нормативная функция референтной группы проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Так, маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается следовать нормам и ценностным ориентациям, принятым в среде взрослых, а эмигрант, приезжающий в другую страну, пытается как можно быстрее освоить нормы и установки коренных жителей, чтобы не быть «белой вороной».

Сравнительная функция проявляется в том, что референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Вспомните, что мы говорили о концепции зеркального «Я». Ч. Кули отмечал, что если ребенок воспринимает реакцию близких и верит их оценкам, то более зрелый человек отбирает отдельные референтные группы, принадлежность или непринадлежность к которым для него особенно желательна, и формирует Я-образ, основываясь на оценках этих групп.

Стереотипы. Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов.

Социальный стереотип - это разделяемый образ другой группы или категории людей. Оценивая действия какой-либо группы людей, мы чаще всего помимо нашего желания приписываем каждому из индивидов, входящих в группу, некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Например, бытует мнение, что все негры более страстные и темпераментные, чем люди, представляющие европеоидную расу (хотя на самом деле это не так), все французы - легкомысленны, англичане - замкнуты и молчаливы, жители города N - тупые и т.д. Стереотип может быть позитивным (доброта, храбрость, упорство), негативным (беспринципность, трусость) и смешанным (немцы дисциплинированы, но жестоки).

Возникнув однажды, стереотип распространяется на всех членов соответствующей аутгруппы без учета каких-либо индивидуальных различий. Поэтому он никогда не бывает полностью истинным Действительно, нельзя, например, говорить о чертах неаккуратности или жестокости по отношению к целой нации или даже населению какого-либо города. Но стереотипы никогда не бывают и полностью ложными, они всегда должны в некоторой степени соответствовать характеристикам личности из стереотипизируемой группы, иначе они не были бы распознаваемы.

Механизм появления социальных стереотипов до конца не исследован, до сих пор непонятно, почему одна из черт начинает привлекать внимание представителей других групп и отчего это становится всеобщим явлением. Но так или иначе стереотипы становятся частью культуры, частью моральных норм и ролевых установок. Социальные стереотипы поддерживаются селективным восприятием (выбираются только часто повторяющиеся инциденты или случаи, которые замечаются и запоминаются), селективной интерпретацией (интерпретируются наблюдения, относящиеся к стереотипам, например, евреи - предприниматели, богатые люди - жадные и т.п.), селективной идентификацией (ты выглядишь, как цыган, ты выглядишь, как аристократ и т.п.) и, наконец, селективным исключением (он поступает, не как англичанин, он совершенно не похож на преподавателя и т.п.). С помощью этих процессов происходит наполнение стереотипа, так что даже исключения и неправильная интерпретация служат питательной средой для формирования стереотипов

Стереотипы постоянно изменяются Бедно одетый, испачканный мелом школьный учитель как частный стереотип фактически умер. Исчез также достаточно устойчивый стереотип капиталиста в цилиндре и с огромным животом Мы уже забыли, что еще в начале века финнов считали «дикими и невежественными чухонцами», а японцев до второй мировой войны - «не способными к прогрессу азиатами» К величайшему сожалению, исчез в нашем обществе стереотип женщины как слабого, нежного и изящного представителя человеческого рода.

Стереотипы постоянно рождаются, изменяются и исчезают потому, что они необходимы для членов социальной группы. С их помощью мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас аутгруппах. Такая информация определяет наше отношение к другим группам, позволяет ориентироваться среди множества окружающих групп и в конечном счете определять линию поведения в общении с представителями аутгрупп. Люди всегда воспринимают стереотип быстрее, чем истинные черты личности, так как стереотип - это результат многих, подчас метких и тонких суждений, несмотря на то, что только некоторые личности в аутгруппе полностью ему соответствуют.

Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах.

Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходит через социальные контакты, придающие интимный, личностный и всеобщий характер внутригрупповым взаимодействиям, в которые включаются многие элементы личностного опыта. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении.

Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли Например, отношения мастера участка и подчиненных рабочих безличны и не зависят от дружеских отношений между ними. Вторичная группа может быть трудовым союзом или какой-либо ассоциацией, клубом, командой. Но вторичной группой можно считать и две личности, торгующиеся на базаре. В некоторых случаях такая группа существует для достижения специфических целей, включающих определенные потребности членов этой группы как личностей.

Термины «первичная» и «вторичная» группы лучше характеризуют типы групповых взаимосвязей, чем показатели относительной важности данной группы в системе других групп. Первичная группа может служить достижению объективных целей, например, на производстве, но она больше отличается качеством человеческих взаимоотношений, эмоциональной удовлетворенностью ее членов, чем эффективностью производства продуктов или одежды. Так группа друзей встречается вечером за шахматной игрой. Они могут довольно равнодушно играть в шахматы, но тем не менее доставить друг другу удовольствие своей беседой. Здесь главное, чтобы каждый был хорошим партнером, а не хорошим игроком. Вторичная же группа может функционировать в условиях дружественных взаимоотношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций. С этой точки зрения команда шахматистов-профессионалов, собранная для игры в командном турнире, безусловно относится к вторичным группам. Здесь важен подбор сильных игроков, способных занять в турнире достойное место, а уж затем желательно, чтобы они находились в дружественных отношениях между собой. Таким образом, первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная ориентирована на цель.

Первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Каждый находит в ней интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Каждый член вторичной группы может найти в ней эффективный механизм для достижения определенных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Например, продавщица как член коллектива работников магазина должна быть внимательной и вежливой, даже когда клиент не вызывает у нее симпатии, или член спортивной команды при переходе в другую команду знает, что взаимоотношения с коллегами у него будут сложными, но зато перед ним откроется больше возможностей для достижения более высокого положения в данном виде спорта.

Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп Спортивная команда, производственная бригада, школьный класс или студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные контакты более и менее часты. При руководстве вторичной группой, как правило, учитываются первичные социальные образования, особенно при выполнении единичных заданий, связанных с взаимодействием небольшого числа членов группы.

ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА

ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА

термин, введенный Кули для обозначения такой реальной группы взаимосвязанных людей, к-рая характеризуется: а) личностными, интимными, аффективными связями; б) непосредственным, "лицом к лицу", общением; в) относит. устойчивостью; г) малым размером. Первый является основным. В П. г. (семья , группа соседей, компания подростков, группа близких друзей и т.п.) к человеку определяется уникальными особенностями его личности. Отсюда – большая роль личных симпатий, отсутствие шаблона и формализма, неформальный . В отношениях с др. группами члены П. г. обычно выступают как целое – "Мы", идентифицируя себя друг с другом. В других социальных группах и образованиях (гос-во, армия, большой город, политич. партия и т.д.) к человеку подходят как к представителю определ. социального стереотипа. Отношение к нему носит односторонний , определяясь к.-л. объективным признаком: занимаемой должностью, или расой, или полом, или размером дохода и т.п. Здесь связей между людьми больше, но они безличны, поверхностны, неустойчивы во времени и пространстве и часто не требуют личного контакта. Пытаясь конкретизировать П. г., нек-рые последователи Кули предлагают различать традиционные (примордиальные) П. г., дружеские или личностные (сформированные по взаимной симпатии) П. г. и идеологич. П. г. (возникшие на основе сильно переживаемых общих ценностей). Критикуя Кули, многие бурж. социологи отмечают, что на практике П. г." в чистом виде" встречаются крайне редко. Поэтому предлагается различать интимные (аффективные, основанные на симпатиях) группы и группы утилитарные; группы прямого контакта (группы присутствия) и группы, не связанные непосредств. общением; оригинальные группы и производные и т.д. Мн. совр. социологи говорят о первичных и вторичных отношениях, представляя их как полюса нек-рого абстрактного континуума, по к-рому раскладываются реальные отношения людей в зависимости от того, воспринимаются партнеры как уникальные человеч. личности или же только как носители определ. социальных функций.

В социологии и социальной психологии П. г. рассматривается как важнейшее социализации и социального контроля. П. г. потому прежде всего и названа первичной, что именно здесь впервые знакомится с обществом, усваивает осн. ценности, нормы поведения и т.п. Здесь же формируется и подкрепляется его о собств. "я". Эмпирически установлено, что ослабление "первичных" связей коррелируется с ростом психич. расстройств, преступности, самоубийств, алкоголизма, дезертирства (из армии, а также из семьи, с произ-ва и т.д.) и т.п. Распад связей "первичного" типа – одна из центр. проблем бурж. социологии.

Кули считал, что П. г. первична не только для индивида, но и для общества, поскольку социальные институты вырастают на базе идей, заложенных в П. г. Вытеснение "первичных" отношений "вторичными" одни бурж. социологи объясняют психологич. причинами, другие – ростом индустриализации и разделения труда. Объединяет их непонимание того факта, что решающее воздействие на отношения между людьми оказывает экономич. базис общества. Именно в условиях капитализма в отношениях людей друг к другу не остается ничего, "...кроме голого интереса, бессердечного „чистогана“" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 426). Любовь и , семья и соседство не могут избежать этого влияния. Вот почему П. г., если ее понимать как некий внеисторич. , оказывается безжизненной абстракцией.

В сов. лит-ре отмечается, что "...непосредственного перехода от целого коллектива и личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива..." (Макаренко А. С., Соч., т. 5, 1958, с. 164). "На нем лежит первая перед обществом, он несет на себе первый перед всей страной, только через каждый его член входит в " (там же, с. 355). Первичный коллектив является "ячейкой", "клеточкой" общества, подверженной действию общих законов социального организма. Однако большую роль здесь играют и межличностные связи. Видимо, дальнейшее изучение первичного коллектива потребует вычленения в нем различных типов связей и форм контроля и соответственно введения нек-рых дополнит. категорий.

Лит.: Залужный А. С., Учение о коллективе. Методология, М.–Л., 1930; Шнирман А. Л., Черты первичного коллектива учащихся в средней школе, Л., 1955 (Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та, т. 12. Кафедра психологии); Макаренко А. С., Семья и детей, Соч., т. 4, Μ., 1957; его же, Методика организации воспитат. процесса, там же, т. 5, М., 1958; его же, Мои педагогич. воззрения, там же; его же, Проблемы воспитания в сов. школе, там же; его же, Цель воспитания, там же; Морено Дж., Социометрия, пер. с англ., М., 1958; Беккер Г. и Босков А., Совр. социологич. в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961: Коллектив и развитие личности школьника, Л., 1962 (Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та, т. 232); Xарчев А. Г., Брак и семья в СССР, М., 1964; Кон И. С., Позитививм в социологии, Л., 1964; Социология в СССР, т. 1, М., 1965, разд. 4; Сооlеу Сh. H., Human nature and the social order, N. Y.–Chi.–Boston, ; его же, Social organization, N. Y., 1909; его же, Social process, N. Y., 1918; Freud S., Massenpsychologie und Ich-Analyse, Lpz.–W., 1921; Mayo Ε., The human problems of an industrial civilization, N. Y., 1933; Mead G., Mind, self and society, Chi., 1934; Ηomans G. С., The human group, N. Y., ; Shils Ε. Α., Primary groups in the American army, в кн.: Continuities in social research. Studies in the scope and method of "The American soldier", ed. by R. Merton and P. F. Lazarsfeld, Glencoe (Ill.), 1950; его же, Primary groups, в кн.: The policy sciences recent developments in scope and method, ed. by D. Lerner and H. D. Lasswell, Stanford, 1951; Rоhrer J. H. and Sherif M., Social psychology at the crossroads, Ν. Υ., 1951; Parsons T., The social system, Glencoe, 1952; Research methods in the behavioral sciences, ed. by L. Festinger and D. Katz, N. Y., 1953; Gross E., Some functional consequences of primary controls in formal work organization, "American Sociological Review", 1953, No 18; Small groups, ed. by P. A. Hare, E. F. Borgatta, R. F. Bales, N. Y., 1955; Parsons Т., Вales R. F., Family, socialization and interaction process, Glencoe (Ill.), 1955; Sargent S. and Williamson R., Social psychology, 2 ed., Ν. Υ., 1958; Ogburn W. and Nimkоff M., Sociology, 3 ed, Boston, 1958; Shibutany T., Society and personality, N. Y., 1961; Group dynamics, research and theory, ed. by D. Cartwright and A. Zander, 2 ed., Evanston (Ill.), 1962.

В. Ольшанский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА" в других словарях:

    первичная группа - В системах с частотным уплотнением группа из 12 аналоговых каналов, которая обычно занимает спектр от 60 до 108 кГц (basic group А) и реже от 12 до 60 кГц (basic group В). Каждая первичная группа состоит из 4 трехканальных групп (предгрупп), а… …

    См. ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА - (primary group) малая группа, вроде семьи, друзей или коллег по работе. Кули (1909) классифицировал группы на первичные, имеющие собственные нормы поведения и предполагающие множество интеракций лицом к лицу, и вторичные, которые благодаря… … Большой толковый социологический словарь

    Первичная группа - – малая социальная группа, члены которой связаны личными и продолжительными отношениями … Словарь-справочник по социальной работе

    первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК - первичная группа Совокупность двенадцати каналов тональной частоты системы передачи ЧРК или четырех предгрупп, занимающих в диапазоне частот смежные участки с общей шириной 48 кГц. [ГОСТ 22832 77] Тематики системы передачи Синонимы первичная… … Справочник технического переводчика

    первичная группа цифровых сигналов электросвязи - первичная группа Многоканальный цифровой сигнал электросвязи, характеризующийся скоростью передачи символов 2,048 млн. с 1. [ГОСТ 22670 77] Тематики сети передачи данных Синонимы первичная группа EN primary block … Справочник технического переводчика

    первичная группа стержней останова - (напр. жидкометаллического быстрого ядерного реактора) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN primary shutdown rods … Справочник технического переводчика

    Первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК - 11. Первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК Первичная группа D. Primargruppe Е. Group F. Groupe primaire Совокупность двенадцати каналов тональной частоты системы передачи ЧРК или четырех предгрупп, занимающих в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Первичная группа цифровых сигналов электросвязи - 106. Первичная группа цифровых сигналов электросвязи Первичная группа Primary block Многоканальный цифровой сигнал электросвязи, характеризующийся скоростью передачи символов 2,048 млн. с 1