Регулирование труда медицинских работников в учреждениях здравоохранения. Совершенствование организации труда персонала. Текст научной работы на тему «Правовое регулирование оплаты труда медицинских работников в организациях частной системы здравоохранени

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" для медицинских работников установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности:

36 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 1; Например, медицинские работники, работающие в инфекционныех больницах, отделениях, палатах,а также в кабинетах; кожно-венерологических диспансерах, отделениях, медицинские работники, работающие с ВИч-инфицированными и т.д.

33 часа в неделю - по перечню согласно приложению N 2;(врач амбулаторного приема, осуществляющий исключительно амбулаторный прием больных в лечебно-профилактических организациях, учреждениях (поликлиники, амбулатории, диспансеры, медицинские пункты, станции, отделения, кабинеты)

30 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 3; (врачи, а также средний медицинский персонал, работающий в туберкулезных (противотуберкулезных) организациях здравоохранения и их структурных подразделений;

24 часа в неделю - для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.22 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, выплачивается надбавка к должностному окладу, устанавливаются сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством РФ. В частности, согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей" работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, установлены продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю и ежегодный оплачиваемый отпуск 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда).

Постановлением Минтруда России от 08 августа 1996 г. N 50 "Об утверждении порядка предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека" утвержден порядок предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени и ежегодного оплачиваемого отпуска работникам организаций здравоохранения, категории которых приведены в приложении к этому постановлению.

Так, в постановлении определены категории работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда). Предусмотрено также, что сокращенная продолжительность рабочего дня (смены) из расчета 36-часовой рабочей недели утверждается для категорий работников, указанных в постановлении, лишь в те дни, когда они были фактически заняты на работах в опасных для здоровья условиях труда.

План лекции:

1. Планирование здравоохранения: определение, принципы, задачи и основные направления.

2. Экономика здравоохранения: определение, цели, задачи, направления (экономичность и экономическая эффективность).

3. Современное состояние финансирования здравоохранения России. Источники финансирования лечебных учреждений.

4. Понятие о заработной плате. Виды заработной платы. Функции заработной платы. Формы оплаты труда медицинских работников. Оплата труда медицинских работников бюджетных ЛПУ. Доплаты. Надбавки.

Блок информации:

Анализ деятельности ЛПУ проводится по данным годового отчета на основании государственных статистических отчетных форм. Статистические данные годового отчета используются для анализа и оценки деятельности ЛПУ в целом, его структурных подразделений, оценки качества медицинской помощи и профилактических мероприятий.

Годовой отчет (ф. 30 «Отчет лечебно‑профилактического учреждения») составляется на основе данных текущего учета элементов работы учреждения и форм первичной медицинской документации. Форма отчета утверждена ЦСУ РФ и едина для всех типов учреждений. Каждое из них заполняет ту часть отчета, которая относится к его деятельности. Особенности медицинского обслуживания отдельных контингентов (детей, беременных и рожениц, больных туберкулезом, злокачественными новообразованиями и пр.) даются в приложениях к основному отчету в виде отчетов‑вкладышей (их 12).

В сводных таблицах отчетных форм 30, 12, 14 информация дается в абсолютных величинах, которые являются малопригодными для сравнения и совершенно непригодными для анализа, оценки и выводов. Таким образом, абсолютные величины нужны только как исходные данные для вычисления относительных величин (показателей), по которым проводится статистический и экономический анализ деятельности медицинского учреждения. На их достоверность влияют вид и метод наблюдения и точность абсолютных величин, зависящая от качества оформления учетных документов.

При разработке первичной документации вычисляют различные показатели, которые применяют при анализе и оценке деятельности учреждения. Величина любого показателя зависит от многих факторов и причин и связана с различными показателями деятельности. Поэтому, оценивая деятельность учреждения в целом, следует иметь в виду всевозможные влияния различных факторов на результаты работы учреждений здравоохранения и диапазон взаимосвязи между показателями деятельности.

Суть анализа заключается в оценке величины показателя, сопоставлении и сравнении его в динамике с другими объектами и группами наблюдений, в определении связи между показателями, их обусловленности различными факторами и причинами, в интерпретации данных и выводов.



Показатели деятельности ЛПУ оценивают на основе сравнения с нормами, нормативами, официальными указаниями, оптимальными и достигнутыми показателями, сопоставления с другими учреждениями, коллективами, совокупностями в динамике по годам, месяцам года, дням с последующим определением эффективности работы.

При анализе показатели объединяются в группы, характеризующие ту или иную функцию ЛПУ, раздел работы, подразделение или обслуживаемый контингент. Обобщенная схема анализа включает следующие разделы.

1. Общая характеристика.

2. Организация работы.

3. Специфические показатели деятельности.

4. Качество медицинской помощи.

5. Преемственность в работе учреждений.

Годовой отчет объединенной больницы состоит из следующих основных разделов:

1) общая характеристика учреждения;

3) деятельность поликлиники;

4) деятельность стационара;

5) деятельность параклинических служб;

6) санитарно‑просветительная работа.

Экономика здравоохранения один из разделов социальной медицины и организации здравоохранения, предметами которой являются изучение и использование объективных законов развития экономических отношений, складывающихся в отрасли в процессе охраны здоровья населения.

В условиях рыночных отношений экономические проблемы здравоохранения занимают центральное место в деятельности организаторов здравоохранения, экономистов, практических врачей. В основе организации медицинской помощи сегодня лежат принципы, признающие здоровье материальной ценностью, ресурсом, который имеет стоимость, а саму медицину – ресурсосберегающей производительной силой общества.



Многие годы существовало мнение, что здравоохранение относится к сфере нематериального производства и проявляется действием, а не денежным выражением своей деятельности. Действительно, здравоохранение относится к сфере непосредственного обслуживания населения, которое направлено на улучшение показателей его здоровья; более того, достигая снижения заболеваемости и смертности населения, улучшения физического и психического здоровья людей, увеличения продолжительности жизни и экономически активного долголетия, здравоохранение способствует воспроизводству трудовых ресурсов, что и создает предпосылки для увеличения производительности труда, роста национального дохода.

Сберегая личный и общественный труд, здравоохранение непосредственно влияет на темпы развития производства, повышение производительности труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Следовательно, с этих позиций деятельность здравоохранения необходимо оценивать не только с точки зрения медико‑социальной эффективности, но и как экономически эффективную отрасль национального хозяйства.

Таким образом, деятельность здравоохранения приносит экономический эффект, который может быть прямым или косвенным и проявляется в росте производительности труда, расширении и развитии производства и росте национального дохода.

Необходимо различать понятия «эффект» и «эффективность», которые тесно связаны между собой.

Эффект в здравоохранении характеризует медицинские, социальные и экономические результаты метода, вмешательства, мероприятия.

Эффективность – это понятие более широкое, которое характеризует эффект и показывает, как использовались материальные, трудовые и финансовые ресурсы при данном методе, вмешательстве, мероприятии. Различают медицинскую, социальную и экономическую эффективность.

Под медицинской эффективностью понимается качественная и количественная характеристика степени достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Термин «медицинская эффективность» широко применяется при изучении лечебно‑диагностических процессов, профилактики заболеваний, организации и проведении медицинских мероприятий. К ним относятся, в частности, укрепление здоровья детей и пожилых людей, лечение отдельных заболеваний с высоким уровнем медицины (онкологических, СПИДа и пр.) и другие аспекты медицинской деятельности.

Социальная эффективность по своему содержанию очень близка к медицинской эффективности. Вместе с тем, если медицинская эффективность измеряется результатом непосредственного медицинского вмешательства, показателями улучшения здоровья трудящихся от начала заболевания до полного выздоровления с восстановлением трудоспособности, то социальная эффективность здравоохранения характеризуется улучшением здоровья населения, снижением заболеваемости, преждевременной смертности, изменением демографических показателей, всевозрастающим удовлетворением населения в медицинской помощи и санитарно‑эпидемиологическом обслуживании.

Социальная эффективность заключается в предотвращении ряда заболеваний, уменьшении числа инвалидов и преждевременно умерших, в росте качества медицинского обслуживания в результате проведения медицинских и социальных мероприятий.

Экономическая эффективность характеризует прямой и косвенный (опосредованный) вклад, вносимый здравоохранением в рост производительности труда, увеличение национального дохода, развитие производства. Экономическая эффективность в здравоохранении не может быть определяющим критерием, главным является медицинская и социальная эффективность мероприятий по охране здоровья. Часто медицинская эффективность является доминирующей, требующей значительных затрат, отдача от которых может иметь место в отдаленном будущем или вовсе исключается. При организации медицинского обслуживания пожилых людей с хроническими дегенеративными заболеваниями, больных с умственной отсталостью, тяжелыми повреждениями центральной и периферической нервной системы и некоторыми другими состояниями при явной медицинской и социальной эффективности экономический эффект будет отрицательным.

Таким образом, экономическая эффективность здравоохранения обозначает рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов для решения вопросов, связанных с охраной здоровья населения.

Экономическая эффективность здравоохранения создает следующие виды экономических выгод для государства: снижение временной нетрудоспособности, инвалидности, преждевременной смертности, уменьшение затрат на медицинскую помощь. Экономические аспекты здравоохранения не преследуют целей уменьшения расходов на здравоохранение. Должна быть не экономия средств, а поиск путей и методов их наиболее рационального использования для охраны здоровья населения.

Для определения экономической эффективности здравоохранения используется экономический анализ, который заключается в сопоставлении затрат и полученного эффекта.

Экономический анализ деятельности медицинских учреждений проводится по следующим направлениям: использование основных фондов, эффективность использования коечного фонда и медицинского оборудования, оценка финансовых расходов и стоимость различных видов медицинской помощи, использование медицинского и прочего персонала. Наряду с этим рассчитываются основные экономические показатели: общий экономический ущерб в связи с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью, предотвращенный экономический ущерб и критерий экономической эффективности медицинской помощи.

В условиях рыночной экономики основной задачей любого объекта здравоохранения является повышение качества и конкурентоспособности медицинских услуг, лекарственных средств и товаров медицинского назначения с целью получения максимальных экономических результатов. В связи с этим экономический анализ предусматривает изучение себестоимости и цен на оказываемые медицинские слуги, рентабельности и прибыли от их реализации. Это позволит дать оценку хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения, выявить его внутренние резервы и правильно выбрать приоритетные направления вложения собственных и заемных средств.

Новая редакция Ст. 350 ТК РФ

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому - пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.

Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с настоящей статьей.

Комментарий к Статье 350 ТК РФ

В настоящее время продолжительность рабочего времени медицинских работников установлена Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности".

В соответствии с данным Постановлением медицинским работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности:

36-часовая рабочая неделя установлена для врачей среднего (кроме медицинского регистратора архива, медицинского статистика) и младшего медицинского персонала медицинских организаций и учреждений (отделений, больниц, центров, палат, кабинетов), работа в которых по условиям труда дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю. Сюда же включаются врачи - руководители структурных подразделений (кроме врача-статистика) и некоторые иные категории медицинских работников организаций и учреждений здравоохранения.

По условиям работы к медицинским учреждениям, в которых установлена 36-часовая рабочая неделя, относятся: инфекционные больницы, кожно-венерологические диспансеры, лепрозории, лечебно-профилактические учреждения по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, психиатрические (психоневрологические), нейрохирургические, наркологические медицинские организации и учреждения (в том числе детские), осуществляющие работу по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных.

33-часовая рабочая предусмотрена:

для врачей лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов), проводящих исключительно амбулаторный прием больных;

для врачей и среднего медицинского персонала, физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов), работающих полный рабочий день на медицинских генераторах ультракоротковолновой частоты (УКВЧ) мощностью свыше 200 Вт, а также врачей-стоматологов, врачей-стоматологов-ортопедов, врачей-стоматологов-ортодонтов, врачей-стоматологов детских, врачей-стоматологов-терапевтов, зубных врачей, зубных техников (кроме врача-стоматолога-хирурга, врача - челюстно-лицевого хирурга), стоматологических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов).

30-часовая рабочая неделя установлена врачам, в том числе врачам - руководителям учреждения (отделения, кабинета, лаборатории), среднему и младшему медицинскому персоналу туберкулезных (противотуберкулезных) организаций здравоохранения и их структурных подразделений.

Помимо этого, 30-часовая рабочая неделя предусмотрена:

Для врачей, в том числе врачей - руководителей отделения, лаборатории, для среднего и младшего медицинского персонала патологоанатомических отделений, лабораторий, прозекторских, моргов, осуществляющих работу, непосредственно связанную с трупами и трупным материалом;

Для врачей и среднего медицинского персонала, работа которых непосредственно связана с рентгенодиагностикой, флюорографией, для санитарок рентгеновских, флюорографических кабинетов и установок, выполняющих не менее половины рабочего дня работу, непосредственно связанную с оказанием помощи врачу при осуществлении им работ по рентгенодиагностике, флюорографии, на рентгенотерапевтической установке с визуальным контролем, и для некоторых иных категорий медицинских работников, определенных в указанном Постановлении организаций и учреждений здравоохранения;

Для врачей, среднего и младшего медицинского персонала учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (главное бюро медико-социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы), осуществляющих освидетельствование граждан, больных туберкулезом;

Для врачей - судебно-медицинских экспертов бюро судебно-медицинской экспертизы, в том числе врачей - руководителей отдела, отделения, среднего и младшего медицинского персонала, работа которых непосредственно связана с трупами и трупным материалом.

24-часовая рабочая неделя установлена для врачей, среднего и младшего персонала, работа которых непосредственно связана с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Итак, различия в продолжительности рабочего времени медицинских работников обусловлены той категорией работников, к которой они относятся.

Оплата труда работников здравоохранения также имеет свои особенности. В частности, им выплачиваются оклады в соответствии с занимаемой должностью и разрядом, установленным по ЕТС, с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним специальным образованием установлен Приказом Минздрава России от 09.08.2001 N 314 "О порядке получения квалификационных категорий". Квалификационные категории присваиваются аттестационной комиссией, создаваемой в установленном порядке и действительны в течение 5 лет со дня издания приказа об их присвоении.

Разряды оплаты труда и тарифных коэффициентов медицинских работников при определении ставок (окладов) на основе ЕТС определяются по категориям работников:

Младший обслуживающий персонал (от 2-го до 4-го разряда);

Средний медицинский персонал (от 4-го до 12-го разряда);

Врачебный персонал (от 9-го до 16-го разряда).

Руководителям учреждений здравоохранения устанавливаются разряды от 7-го до 18-го с учетом показателей отнесения учреждений здравоохранения к группам по оплате их труда, изложенных в приложении к Приказу Минздрава России от 15.10.1999 N 377.

Ряд медицинских работников пользуются правом на дополнительные отпуска. Это связано с работой с вредными условиями труда. В частности, Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей" работникам учреждений здравоохранения, выполняющим работу, связанную с соответствующим риском, установлена продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска 36 рабочих дней с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда. Эти отпуска предоставляются работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 08.08.1996 N 50.

Порядок работы медицинских работников по совместительству установлен Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры". В соответствии с ним, медицинские работники вправе осуществлять работу по совместительству, то есть выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Продолжительность работы по совместительству медицинских и фармацевтических работников в течение месяца не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, и устанавливается по соглашению между работником и работодателем по каждому трудовому договору.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 813 "О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа" установлена продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа, - не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.

Другой комментарий к Ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Данная статья предоставляет возможность конкретизации ряда особенностей регулирования труда и отдыха медицинских работников Правительству РФ.

Такими особенностями являются:

1) сокращенная продолжительность рабочего времени, определяемая Правительством РФ (не более 39 часов в неделю), которая должна зависеть от должности и (или) специальности;

2) увеличенная норма продолжительности работы по совместительству, введение которой возможно по решению Правительства РФ, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей, для медицинских работников, которые проживают и работают в сельской местности и в поселках городского типа;

3) предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска отдельным категориям медицинских работников с продолжительностью, устанавливаемой Правительством РФ.

Наряду со ст. 350 ТК РФ особенности труда и отдыха медицинских работников предусматриваются ч. 3 ст. 92 ТК РФ (в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени), ч. 2 ст. 142 ТК РФ (применительно к запрету приостановления работы на станциях скорой и неотложной помощи), ч. 6 ст. 282 ТК РФ (относительно порядка установления особенностей регулирования работы по совместительству), подп. "б" ч. 1 ст. 413 ТК РФ (в части запрета и объявления незаконными забастовок на станциях скорой и неотложной помощи).

2. Особый характер и условия труда данных работников обусловлены самой природой медицинской деятельности, осуществляемой работодателем (физическим лицом или юридическим лицом (организацией), вступившим в трудовые отношения с работником, либо иным субъектом, наделенным в случаях, предусмотренных федеральными законами, правом заключать трудовые договоры).

Ввиду рискового и творческого характера медицинской деятельности труду медицинских работников присуща значительная самостоятельность. Именно это обстоятельство является причиной того, что во многих случаях, связанных с исполнением этими работниками своих обязанностей перед пациентом, значение властных указаний его работодателя не является определяющим. Медицинский работник самостоятельно в соответствии со стандартами медицинской помощи оказывает такую помощь пациенту.

Это правило не закреплено в ТК РФ. Однако оно непосредственно вытекает из природы медицинской деятельности.

Определенным отражением этой самостоятельности являются следующие правила, закрепленные в ст. 58 Закона Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (Российская газета. 1993. 18 авг. N 158; далее - Основы об охране здоровья):

1) лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования;

Именно бремя ответственности, вытекающей из самостоятельности в принятии жизненно важных для пациента решений, является причиной для установления сокращенной продолжительности рабочего времени и предоставления в определенных случаях ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Другим обстоятельством, влияющим на регулирование труда медицинских работников, является публичная (конституционная) значимость их труда, проявляющаяся в том, что с их помощью обеспечивается реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).

Этим обстоятельством, а также нехваткой медицинских работников в организациях, оказывающих медицинскую помощь в сельской местности и в поселках городского типа, обусловлена возможность увеличения продолжительности работы по совместительству.

3. Комментируемая статья не устанавливает условий отнесения лиц к категории "медицинский работник". Между тем эти условия можно найти в ст. 54 специального закона - Основ об охране здоровья.

По общему правилу, для признания медицинским работником необходимо, чтобы соответствующее лицо имело специальное высшее образование и обладало специальными документами (дипломом и (или) званиями, а также сертификатом специалиста и лицензией на осуществление медицинской деятельности). Вместе с тем для лица, работающего в медицинской организации, такой лицензии не требуется, поскольку ею должна обладать организация как его работодатель.

Данные условия распространяются не только на то лицо, которое работает по трудовому договору в медицинской организации. Им должен соответствовать и индивидуальный предприниматель, который самостоятельно осуществляет медицинскую деятельность (т.е. самостоятельно обеспечивает себя работой и является работником только в широком смысле). Объединение под одним наименованием "медицинский работник" широкого круга лиц с принципиально различными правовыми статусами представляется не слишком удачным, поскольку требует специального толкования при применении соответствующей нормы Основ об охране здоровья.

Что касается сертификата специалиста, то единственным предусмотренным законодательством органом, имеющим полномочие по выдаче сертификата, является профессиональная медицинская ассоциация субъекта РФ (ст. 62 Основ об охране здоровья). Однако конкретная нормативно-правовая регламентация порядка и условий выдачи данного сертификата специалиста пока отсутствует. Ввиду этого на практике предъявления данного сертификата для допуска работника к исполнению обязанностей по медицинской профессии сейчас не требуют.

Номенклатура должностей медицинских работников, работающих в бюджетной сфере, установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и утвержденным им приложением (СЗ РФ. 1995. N 10).

Эта номенклатура, а также Номенклатура специальностей медицинских работников конкретизированы Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 (БНА. 1999. N 46), Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 1997 г. N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" с утвержденными им приложениями (Здравоохранение. 1997. N 11) и Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 августа 1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" (БМТ РФ. 1997. N 9).

4. В соответствии со ст. 54 Основ об охране здоровья в исключительных случаях к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием могут быть допущены лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования. Порядок такого допуска должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (в настоящее время такой порядок отсутствует).

Врачи, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Работники со средним медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Соответствие специальностей среднего медицинского персонала должностям специалистов устанавливается на основании Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 18 (Здравоохранение. 1999. N 4).

5. Особый порядок допуска к медицинской деятельности предусмотрен для лиц, получивших медицинскую подготовку в иностранных государствах. Они допускаются к медицинской деятельности в Российской Федерации только после сдачи экзамена в соответствующих учебных заведениях РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Упомянутый порядок установлен Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 119 (СЗ РФ. 1995. N 7). Данные требования не распространяется на лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в бывшем СССР.

6. Несмотря на широту легального определения понятия "медицинский работник", закрепленного в ст. 54 Основ об охране здоровья, под это определение формально не подпадают те работники здравоохранения, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности в составе единого коллектива с лицами, обладающими средним или высшим профессиональным медицинским образованием и без которых в ряде случаев невозможно надлежащим образом оказать медицинскую помощь. К таким работникам, в частности, относятся представители младшего медицинского персонала (сестры-хозяйки, санитарки), медицинские психологи, водители санитарного автотранспорта, высококвалифицированные рабочие, занятые на важных и ответственных работах (например, осуществляющие обслуживание такой медицинской техники, как искусственные сердце и легкие), и пр.

Тесная взаимосвязь их труда с трудом работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь, наделяет во многих случаях этот труд такими же фактическими особенностями, которые характерны для труда последних. Отсюда следует, что в силу конституционного принципа равенства, гарантируемого государством независимо в том числе от должностного положения и иных обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), регулирование трудовых отношений с участием работников, обеспечивающих оказание медицинской помощи, должно обладать теми же особенностями, характерными для регулирования труда работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь.

Следствием данного обстоятельства является регулирование одним и тем же нормативным правовым актом отношений, связанных с особенностями труда обеих категорий работников здравоохранения, и использование в данных актах термина "медицинский работник", подразумевающего обе категории указанных лиц (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 508 "О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения" (ВВС РФ. 1992. N 20. Ст. 1133)).

7. В зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности медицинские работники подразделяются на четыре категории с продолжительностью рабочего времени 36, 33, 30 и 24 часа в неделю (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" (СЗ РФ. 2003. N 8)). Отношения, связанные с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени для медицинских работников, регулируются, кроме того, Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 11 декабря 1940 N 2499 "О продолжительности рабочего дня медицинских работников" (Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР. 1940. N 32. Ст. 806).

Для стимулирования труда медицинских работников были установлены специальные размеры надбавок и доплат уже упоминавшимся ранее Указом Президента РФ от 13 мая 1992 г. N 508 "О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения", который был конкретизирован Постановлением Министерства труда и занятости населения РФ от 8 июня 1992 г. N 17 "О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения" (БМТ РФ. 1992. N 7 - 8). В этих актах понятие "медицинский работник" фактически отождествляется с понятием "работник здравоохранения", в качестве которого рассматривается не только средний, но и младший медицинский персонал, а также работники скорой и неотложной медицинской помощи, в том числе водители санитарного автотранспорта.

Особо следует отметить, что продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, может составлять не более 8 часов в день и 39 часов в неделю (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 813 "О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа" (СЗ РФ. 2002. N 46)).

Врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. N 1588 "Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях" (СЗ РФ. 1999. N 2)).

В систематизированной форме многие правила, конкретизирующие особенности труда медицинских работников, предусмотренные нормативными правовыми актами более высокого уровня, содержатся в уже упоминавшемся ранее Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377.

Трудовая деятельность работников здравоохранения связана с большим физическим и эмоциональным напряжением, необходимостью в ряде случаев работать в тяжелых и опасных для жизни и здоровья условиях. Это и определяет некоторые особенности правового регулирования трудовых отношений в данной сфере деятельности: дополнительные требования при заключении трудового договора, льготный режим рабочего времени и времени отдыха, особые правила работы по совместительству и др. Помимо общих положений Трудового кодекса РФ на медицинских работников распространяются положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также ряда других подзаконных нормативных правовых документов. Основным же документом, регламентирующим работу медицинского работника, является заключаемый с работодателем трудовой договор.

Продолжительность рабочего времени

Законодатель закрепил особое правовое регулирование труда медицинских работников, в т. ч. путем установления для них сокращенной продолжительности рабочего времени (ч. 5 ст. 92 и ч. 1 ст. 350 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ)), с учетом положений ст. 251 и 252 ТК РФ, предусматривающих возможность установления особенностей правового регулирования для отдельных категорий работников в связи с характером и условиями труда. Эти меры направлены на компенсацию для указанной категории работников неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизических нагрузок, обусловленных спецификой и характером лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан и принцип равенства, закрепленные в ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Напряженность трудового процесса, присущая медицинской деятельности, медицинским работникам всегда компенсировалась сокращенной продолжительностью рабочего времени и предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Поэтому для всех медицинских работников ст. 350 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 39 ч в неделю. Для отдельных категорий медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности, постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (далее - Постановление № 101) в соответствии с Перечнями должностей установлена продолжительность рабочего времени - 36, 33, 30 или 24 ч в неделю. Для тех наименований должностей медицинских работников, которые не вошли в указанные Перечни, продолжительность рабочего времени регулируется ст. 350 ТК РФ.

К сведению

Следует обратить внимание на то, что не все работники в медицинской организации относятся к категории медицинских работников. Например, это административно-хозяйственный персонал, которым устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени - 40 ч. Одновременно следует учесть, что продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается в трудовом договоре на основании отраслевого соглашения и коллективного договора по результатам специальной оценки условий труда.

Для определения тех, кто относится к категории «медицинский работник», необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ). Согласно ст. 2 закона «медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или оное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность».

Далее возникает вопрос: а что же такое медицинская деятельность? Ответ также содержит ст. 2 Закона № 323-ФЗ: «медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».

Приказом Минздрава России от 25.07.2011 № 801н утверждена Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, в которой содержатся как должности работников, подлежащие замещению лицами с высшим (средним) медицинским образованием, так и должности работников, подлежащие замещению лицами с иным высшим (средним) профессиональным образованием. Таким образом, в случае, если работник с высшим (средним) немедицинским профессиональным образованием в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями, установленными в трудовом договоре и должностной инструкцией, осуществляет медицинскую деятельность в том смысле, которой придает этому понятию ст. 2 Закона № 323-ФЗ, он может быть отнесен к категории медицинских работников.

Что касается руководителей медицинских организаций и руководителей их структурных подразделений, то в случае, если в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями, установленными в трудовом договоре и должностной инструкции, они осуществляют медицинскую деятельность, они также могут быть отнесены к категории медицинских работников.

В соответствии с п. 1 приложения 2 к Постановлению № 101 врачи лечебно-профилактических организаций, учреждений: поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов при проведении исключительно амбулаторного приема больных имеют право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю.

Согласно ст. 33 Закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь включает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная врачебная и специализированная медико-санитарная помощь оказываются врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в т. ч. высокотехнологичную, медицинскую помощь. Данный вид медицинской помощи оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Таким образом, в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи врачи терапевты участковые, хирурги, неврологи, оториноларингологи, офтальмологи и другие кроме амбулаторного приема больных осуществляют профилактические осмотры, диспансеризацию, помощь на дому, санитарно-просветительную и другую профилактическую работу, следовательно, они не могут вести исключительно амбулаторный прием больных и не имеют право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю.

В связи с этим, часть рабочего времени врачей в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи населению, равномерно по дням недели, выделяется на указанные виды работ, исходя из 39-часовой продолжительности их рабочей недели.

Врачу - стоматологу-хирургу, врачу - челюстно-лицевому хирургу лечебно-профилактических организаций, учреждений может устанавливаться 33-часовая рабочая неделя, если их должностными обязанностями не предусматривается проведение иной работы, а именно: проведение занятий по повышению квалификации медицинского персонала, участие в проведении диспансеризации, занятие другой санитарно-профилактической работы, организации лечения на дому. Врачам - стоматологам-хирургам и врачам - челюстно-лицевым хирургам, работающим в стационарах, устанавливается 39-часовая рабочая неделя.

Суммированный учет рабочего времени

В соответствии с действующим трудовым законодательством в организациях, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, предусматривается возможность введения суммированного учета рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Медицинские организации, имеющие стационары, оказывают населению медицинскую помощь не зависимо от времени суток и дней недели, поэтому медицинским работникам в правилах внутреннего трудового распорядка устанавливается суммированный учет рабочего времени или сменный режим работы для осуществления ими дежурства в вечернее и ночное время, в воскресные и праздничные дни в соответствии с утвержденным графиком работы.

При суммированном рабочем времени продолжительность рабочего времени не должна превышать нормального числа рабочих часов за конкретный учетный период времени. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории медицинских работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

Использование суммированного рабочего времени основано на том, что установленная действующим законодательством продолжительность рабочей недели обеспечивается графиком в среднем за учетный период. Установленная графиком ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени может в определенной степени отклоняться от установленной нормы рабочих часов. При этом появляющаяся недоработка (переработка) должна быть скорректирована в установленный учетный период (месяц, квартал и др. периоды). Количество рабочих часов по графику должно равняться количеству рабочих часов согласно установленной норме за этот период. Учетный период не может превышать один год, а для рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца (ч. 1 ст. 104 ТК РФ).

Организация сменной работы

Статья 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Применительно к медицинским организациям работодатель (главный врач) или уполномоченное им лицо обязан вести графики работ медицинских работников.

В медицинских организациях, имеющих стационары, работники чередуются по сменам равномерно и, как правило, переход из одной смены в другую производится через каждую неделю в часы, определенные графиком сменности. Что касается работников амбулаторно-поликлинических медицинских организаций, то они переходят из смены в смену через день.

Рациональная организация амбулаторно-поликлинической помощи населению во многом зависит от правильно составленных графиков, которые являются составной частью плана работы поликлиники и ее структурных подразделений. Ими регламентируется время начала и окончания ежедневной работы, количество и продолжительность рабочих смен, их чередование и календарь выходных дней медицинского персонала. Графики составляются на определенный учетный период по структурным подразделениям, группам персонала (врачебный, средний, младший и т.д.) и по каждой занятой должности (основной, совмещаемой и замещаемой, совместительство) раздельно.

Длительность смены (продолжительность работы в течение дня) в различные дни недели может отклоняться от установленной продолжительности рабочего дня, но сумма продолжительности всех смен за месяц обязательно должна соответствовать месячному балансу рабочего времени. Длительность одной смены не должна превышать 12 часов. Продолжительность перерыва между сменами не может быть меньше двойной продолжительности рабочей смены. Количество выходных дней в месяц у каждого работника должно соответствовать количеству выходных дней, предусмотренных по календарю. В графиках необходимо отражать регистрируемые виды работ, выполняемые врачом: прием в поликлинике, в том числе - диспансерный, посещения на дому, и другая профилактическая работа.

Графики сменности доводятся до сведения работника. Как правило, не позднее, чем за один месяц до введения его в действие.

Время переодевания перед началом и после окончания рабочего дня (смены) не входит в учет рабочего времени.

Перерывы для отдыха и питания

В соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) медицинскому работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 мин, который в рабочее время не включается. Однако, на тех работах, где по условиям труда предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и питания в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Данная норма применима и для медицинских работников, имеющих как 6,5-часовой так и более сокращенный рабочий день.

Пример

Для медицинских работников, работающих на станциях (отделениях) скорой медицинской помощи, где установить точное время для приема пищи и отдыха невозможно, в правилах внутреннего трудового распорядка устанавливается приблизительное время, например, с 13.00 до 16 часов. Аналогичный подход используется в правилах внутреннего трудового распорядка и для водителей скорой медицинской помощи.

Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных дней

Согласно ст. 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час как для работников с нормальной продолжительностью рабочего времени, так и для тех, кто работает на условиях сокращенного рабочего времени (в т. ч. это касается медицинских работников), независимо от основания его сокращения. Однако, следует помнить, что продолжительность работы в ночное время (в т. ч. и медицинским работникам, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени) уравнивается с продолжительностью работы в дневное время (т. е. продолжительность работы (смены) в ночное время на один час не сокращается) в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список этих работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Если нерабочий праздничный день следует после выходного дня, то рабочий день, предшествующий этому выходному дню, не подлежит сокращению. Если на неделю приходится предпраздничный день, норма рабочего времени на этой неделе соответственно корректируется. Это правило применяется как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.

Основной формой компенсации переработки в предпраздничный день в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), является предоставление работнику дополнительного времени отдыха. Компенсация такой переработки должна быть предусмотрена в графике сменности. Если в организации этот вопрос не урегулирован графиком сменности или коллективным договором, то дополнительное время отдыха предоставляется по соглашению сторон. Замена переработки оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы, допускается лишь с согласия работника.

Дежурства медицинских работников, в том числе на дому

Трудовая функция по дежурству медицинских работников, выполняемая за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, аналогична трудовой функции по дежурству медицинских работников, выполняющихся по графику.

В соответствии с нормами ТК РФ трудовая функция работника должна быть определена в трудовом договоре. Любые работы, являющиеся дополнением к ней, также должны найти отражение в трудовом договоре. Исходя из этого принципа, можно прийти к выводу, что дополнительные виды работ, указанные, в частности, в подпункте «ж» п. 2 постановления Минтруда России от 30.08.2003 № 41 могут быть оформлены либо как совмещение профессий (должностей), либо как совместительство, например, внутреннее, при наличии должностей в штатном расписании медицинской организации.

Как, указывалось выше, дежурства медицинских работников являются специфической работой и, безусловно, должны быть оформлены в рамках трудового договора. В таком случае заработная плата за дежурства также должна входить в средний заработок медицинских работников.

Однако, надо иметь в виду, что в соответствии с ТК РФ любая дополнительная работа или вид работы производится только с согласия самого работника. Например, часто задают вопрос о правомочности привлечения врачей амбулаторно-поликлинических подразделений больничных учреждений, диспансеров, родильных домов и др. к дежурствам в стационарах. Такие дежурства возможны только с личного согласия самого работника и, если такие функции записаны в должных обязанностях медицинского работника.

Что касается привлечения медицинских работников, работающих в стационарах, к дежурствам по стационару, то такие функции также должны быть учтены в должностных обязанностях работника.

Руководитель медицинской организации может в пределах своих полномочий утвердить норму нагрузки работнику.

В 2013 г. в ст. 350 ТК РФ были внесены изменения, которые устанавливают, что в целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

К данному виду деятельности медицинские работники привлекались и ранее, однако соответствующая норма была отменена в 2008 г., поскольку противоречила действующему трудовому законодательству, и до 2013 г. в законодательстве отсутствовало юридическое определение понятия дежурства на дому.

Но специфику деятельности медицинских работников никто не отменял, и медицинская организация обязана была оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме и обеспечивать бесперебойную работу организации в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, в том числе ликвидации аварий и др. Поэтому в 2011 г. последовало поручение Председателя Правительства РФ Министерству здравоохранения и социального развития РФ разработать проект федерального закона о внесении изменений в ТК РФ, закрепляющий особенности труда врачей и среднего медицинского персонала при осуществлении ими дежурства на дому.

В ст. 350 ТК РФ дается определение дежурства на дому - это пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

Кроме того, устанавливается, что при учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере 1/2 часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период. Следует обратить особое внимание на то, что дежурства вводятся только с согласия работника.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются приказом Минздрава России от 02.04.2014 № 148н «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому».

Медицинским работникам, осуществляющим дежурство на дому, правилами внутреннего трудового распорядка устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Время начала и окончания дежурства на дому определяется графиком работы, утверждаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В случае вызова на работу медицинского работника, осуществляющего дежурство на дому, время, затраченное на оказание медицинской помощи, и время следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно учитывается в размере часа рабочего времени за каждый час оказания медицинской помощи и следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно. При этом время дежурства на дому в учетном периоде корректируется таким образом, чтобы общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому, учитываемого в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому, не превышала норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Порядок учета времени следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно устанавливается локальным нормативным актом по согласованию с представительным органом работников.

Работодатель обязан вести учет времени пребывания работника дома в режиме ожидания вызова на работу, времени, затраченного на оказание медицинской помощи, и времени следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно в случае вызова его на работу во время дежурства на дому.

Пример

Врачу установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - 39 ч в неделю. В медицинской организации для него установлен режим работы, предусматривающий оказание медицинской помощи на рабочем месте в течение 29 ч в неделю и дежурство на дому (врач должен находиться в готовности к вызову на рабочее место) в течение 20 ч в неделю. В общей сложности продолжительность рабочего времени составит 49 ч в неделю. При этом 20 ч времени, затраченного на дежурство на дому, врачу учитывается как полчаса за каждый час дежурства (в т. ч. дежурство в ночное время), т. е. продолжительность учтенного рабочего времени в сумме составит те же 39 ч, что и при обычном режиме работы. Если же во время дежурства на дому врача вызвали на работу на 3 ч, то оставшееся время дежурства на дому сокращается на 6 ч, с тем, чтобы сумма составила 39 ч.

Профсоюз работников здравоохранения РФ на протяжении полугода принимал активное участие в рабочей группе при комитетах Государственной Думы по труду, социальной политике и инвалидов, охраны здоровья при подготовке проекта закона. Профсоюз предлагал устанавливать медицинским работникам с их согласия дежурства на дому за пределами, установленной для конкретного работника продолжительности рабочего времени, а продолжительность этого дежурства не должна превышать месячной нормы рабочего времени за учетный период, установленной работнику. Кроме того, Профсоюз предлагал, в случае вызова медицинского работника, осуществляющего дежурство на дому, на работу время, затраченное на оказание медицинской помощи, и время следования от дома до места работы и обратно, оплачивать в размере не менее двойной части оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы с учетом всех установленных ежемесячных надбавок и доплат. Однако, предложения Профсоюза не нашли поддержки у депутатского корпуса и представителей министерств здравоохранения и финансов РФ.

После внесения изменений в ст. 350 ТК РФ медицинским работникам с их согласия может устанавливаться дежурство на дому в виде пребывания дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме) в пределах нормы рабочего времени.

При учете фактически отработанного медицинским работником времени, время дежурства на дому учитывается в размере 1/2 ч рабочего времени за каждый час дежурства на дому. В результате медицинские работники в данной ситуации фактически работают в режиме удлиненного рабочего дня, что противоречит трудовому законодательству в части соблюдения нормы рабочего времени.

Данные обстоятельства влекут за собой нежелание работников осуществлять дежурства, увеличивая тем самым напряженность психологического климата в коллективах, медицинские работники отказываются дежурить в пределах нормы рабочего времени.

В целях обобщения сложившейся практики реализации ст. 350 Трудового кодекса РФ в части осуществления медицинскими работниками дежурств на дому ЦК Профсоюза провел мониторинг оформления и оплаты указанных дежурств.

Результаты мониторинга показали, что из-за недостаточной укомплектованности врачебными кадрами (а также нехватки штатных должностей) осуществлять дежурство на дому в пределах установленной нормы рабочего времени, как это предусмотрено в законе, достаточно проблематично, а в ряде случаев - невозможно (на это указали 20 региональных организаций Профсоюза). При этом практика оформления и оплаты дежурств на дому не носит единообразный характер.

Существующая система дежурств на дому в пределах нормы рабочего времени носит фактически добровольно-принудительный характер, а при наличии только одного или двух специалистов, превращается в круглосуточные дежурства. В большинстве случаев дежурства на дому осуществляются за пределами нормы рабочего времени, оплата при этом осуществляется либо как сверхурочная работа, либо как работа по совместительству, либо в виде компенсационных выплат. При этом руководители медицинских организаций поставлены в жесткие рамки ст. 99 ТК РФ, предусматривающей ограничения для привлечения работников к сверхурочным работам - 120 ч. На практике время работы, осуществляемой в форме дежурств на дому, значительно превышает эту норму.

В связи с этим, ЦК Профсоюза вновь обратился в Комитет по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложением вновь вернуться к обсуждению вопроса по реализации ст. 350 ТК РФ в части осуществления медицинскими работниками дежурств на дому.

Для совершенствования организации труда на любом предприятии целесообразно проводить внедрение принципов научной организации труда.

Научная организация труда в учреждениях здравоохранения заключается в следующем :

1. Регламентация трудовых функций на основе должностных инструкций. Работа в этом направлении предполагает периодический пересмотр сложившихся организационных схем работы среднего медперсонала, замену их более совершенными и рациональными формами распределения трудовых функций. В частности, в крупных больничных отделениях мощностью не менее 60 коек наряду с двумя круглосуточными сестринскими постами целесообразно создавать дневной пост манипуляционных (инъекционных) сестер, которые должны производить все плановые внутривенные, внутримышечные и подкожные инъекции. В результате у палатных медсестер высвобождается время для участия во врачебных обходах, более успешного выполнения назначений врача и работы по уходу за больными. В амбулаторно-поликлинических учреждениях благодаря перераспределению времени участковых медсестер на прием пациентов в поликлинике и на выполнение врачебных назначений на дому создаются бригады средних медработников для обслуживания одиноких и престарелых больных на дому. Помимо проведения инъекций, простейших исследований (измерение температуры, пульса и др.), выполнения процедур (банки, клизмы), сестринские бригады могут выполнять такую работу, как взятие материалов для лабораторных анализов, снятие ЭКГ, проведение различных физиотерапевтических процедур, массажа, лечебной физкультуры.

2. Централизация лечебно-диагностических и вспомогательно-хозяйственных служб и перестройка работы этих служб «на отделения». Данная организационная форма позволяет сократить затраты времени медсестер на выполнение несвойственных им функций - снабжение отделений стерильными материалами и инструментами, пищей, бельем, медикаментами, а также на доставку в отделения результатов лабораторных и инструментальных обследований больных. Эта организационная форма существенно облегчает труд среднего и младшего медперсонала.

3. Совершенствование форм медицинской документации и методов ее ведения. Применительно к организации труда палатных медсестер, например, особую важность приобретает унификация документов, предназначенных для записей о назначенных врачом лечебных и диагностических мероприятиях и их выполнении. В работе медсестер амбулаторно-поликлинических учреждений находят широкое применение типовые бланки направлений на лабораторно-инструментальные исследования, а также унифицированные рецептурные прописи.

4. Использование систем организационной внутриучрежденческой связи. Работу палатных медсестер в значительной мере облегчает применение поисково-вызывной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова медперсонала к больному. При этом наряду со световой вызывной сигнализацией широко используется двусторонняя переговорная связь. Последняя имеет ряд преимуществ и позволяет медсестре в случае экстренного вызова к больному уточнить причину вызова. Кроме того, сокращается время, необходимое медсестре для приглашения больных на процедуры и в столовую, направления их на лабораторно-инструментальные исследования и др.

5. Рациональная организация рабочих мест (оснащение и планировка, создание гигиенического комфорта и эстетизация рабочей среды). Применение организационной оснастки - средств для удобного размещения на рабочих местах различной медицинской документации (бланкотек, рецептотек, лотков для бумаг, картотечных ящиков, ложементов для канцелярских принадлежностей), приспособлений для размещения аппаратуры, лабораторной посуды, медикаментов, реактивов (подставок, штативов, фиксационных устройств, стеллажей, настенных кассет) - значительно облегчает работу среднего медперсонала.

6. Совершенствование социально-психологических отношений в учреждениях здравоохранения. Это важный элемент НОТ применительно как к труду врачей, так и к труду средних медработников. Важную роль при этом играют такие организационные мероприятия, как материальное и моральное стимулирование труда, планирование социального развития коллектива, совершенствование стиля и методов руководства, использование воспитательной силы традиций.

Совершенствование организации труда в учреждениях здравоохранения предполагает последовательное проведение системы организационных мероприятий, среди которых важное место занимает так же перспективное и текущее планирование работы. Главным требованием, предъявляемым к текущему ежегодному планированию работы в медицинском учреждении, является максимальная конкретность и обоснованность каждого этапа работы .

Внедрение рекомендаций по усовершенствованию организации труда в практику лечебно - профилактических учреждений, как правило, связано с необходимостью использования технических средств - оргтехники, аппаратуры внутриучрежденческой связи и др. При этом возникает необходимость разработки организационно-технических проектов, нередко приходится реконструировать серийно выпускаемые устройства применительно к специфическим условиям медучреждений, а иногда и создавать образцы нестандартной оргтехники.

Целесообразно выделять следующие основные этапы:

1. консультации и организационно-методические мероприятия;

2. организационно-техническое проектирование;

3. оформление заявок на оборудование; техническое внедрение оборудования (установка, монтаж, наладка);

4. организационное внедрение.

Большое значение для совершенствования организации труда персонала имеет нематериальное стимулирование. В настоящее время различные виды нематериального стимулирования существуют разрозненно, нельзя сказать о действии единой системы нематериального стимулирования, поэтому основным направлением совершенствования нематериального стимулирования на исследуемом предприятии должно стать создание единой системы нематериального стимулирования.

Основными этапами создания такой системы должны стать:

· управленческая подготовка и переподготовка руководства организации;

· создание программы социальной политики организации, организация культурно-массовых и спортивных мероприятий, дополнительного обучения и т.п.;

· создание подсистемы морального стимулирования.

· Можно выделить три основных направления усовершенствования использования социально-психологических методов в мотивации персонала:

· поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;

· развитие системы управления конфликтами;

· формирование и развитие организационной культуры.

Основной проблемой ЦРБ является недоукомплектованность кадрами. Это приводит к тому, что оказание медицинских услуг происходит не в полном объеме. Сохраняется проблема обеспечения квалифицированными кадрами объектов в отдаленных и сельских регионах. Во многом это связано с тем, что существующий дефицит медицинских работников не восполняется выпускниками - специалистами медицинских организаций образования. Государство предоставляет различные льготы для решения этой проблемы, но данные меры не приносят какого-либо значительного результата

Стоит заметить, что в ЦРБ выявлена текучесть кадров, молодые специалисты задерживаются в среднем на 2 года, постоянные кадры формируют, в основном, специалисты, работающие в больнице давно. Для решения данной проблемы принимаются различные меры: предоставляется служебное жилье, выплачиваются надбавки за работу в сельской местности в размере 25%. Но данные меры опять же дают только временный результат. Как разновидность данной проблемы выделяется нехватка узких специалистов для работы на медицинском оборудовании. Для решения этой проблемы необходимые специалисты привлекаются со стороны (г. Уральск) и работают по субботам. Это приводит к невозможности каждодневного проведения некоторых видов обследования. Близость же областного центра с более квалифицированными специалистами ведет к тому, что многим жителям района легче отправиться в г. Уральск для прохождения обследования и получения необходимого лечения. Таким образом, лечебными заведениями Уральска создается конкуренция ЦРБ в предоставлении медицинских услуг. Соответственно количество реально обслуженного населения меньше, чем запланированное, а значит, не недовыполняется государственный заказ.

Для решения всех выше перечисленных проблем я предлагаю, кроме уже существующих видов льгот и методов стимулирования, для привлечения и закрепления, а так же для повышения квалификации медработников предлагать сотрудникам привлекательный план профессионального развития. Кроме того, определена необходимость развития учебно-методической деятельности для медицинского персонала, в части усиления курсов по повышению квалификации практическими занятиями в виде непосредственной работы с современным оборудованием и при использовании современных технологий оказания медицинской помощи.

Стоит помнить, что наиболее важными факторами для работников являются:

· хорошие отношения с коллегами;

· ощущение приносимой пользы;

· хорошая заработная плата;

· стабильность занятости;

· возможности профессионального развития и карьерного роста.

А значит, для решения проблемы дефицита и повышения квалификации кадров следует наибольшее внимание уделять именно этим факторам.

Следует так же не забывать об обеспечении техники безопасности и охране труда работников здравоохранения. Политика в области техники безопасности должна охватывать пять основных сфер ответственности для работников здравоохранения. К ним относятся следующие:

1. Обеспечение безопасного состояния имеющегося и нового оборудования и производственных систем и поддержание его постоянно. Это включает в себя обеспечение персонала защитной одеждой, обучение использованию оборудования, планы эвакуации и т.д.

2. Обеспечение охраны труда при использовании, обработке, хранении и транспортировке фармацевтических веществ. Это предусматривает адекватную систему их учета, особенно опасных веществ, а также их правильную маркировку.

3. Предоставление информации, обучения, инструктирования и контроля. Эта сфера имеет особое значение. Каждый должен знать о возможных опасностях в той или иной ситуации, а не только люди, непосредственно работающие на данном оборудовании.

4. Обеспечение безопасности рабочего места, а также входов и выходов. Специально предъявляемые требования должны соответствовать требованиям пожарной безопасности: пожарные выходы должны быть легко доступны и четко отмечены. В любом случае это является одним из условий для получения сертификата по соблюдению мер пожарной безопасности.

Вышеперечисленные пять областей относятся к безопасности сотрудников медицинских учреждений, но руководитель несет также ответственность и перед людьми, которые не трудятся у него: посетителями.

Следует отметить, что на предприятии существует проблема с компьютерным оборудованием. Персональные компьютеры имеются в распоряжении как у неосновного персонала ЦРБ (не медицинский персонал), так и у врачей. Используемые ПК довольно-таки старые, часто возникают проблемы с работой основных программ и офисных приложений, иногда оборудование выходит из строя и возвращение его в рабочее состояние занимает несколько дней, что приводит к задержкам в работе. Здесь можно порекомендовать руководству выделить деньги на более совершенное программное обеспечение и качественные антивирусные программы, а так же периодически обновлять устаревшую технику.

В век компьютеризации, можно так же предложить развить и эту сферу организации труда. Можно посоветовать более полную компьютеризацию больницы, возможно, создание общей локальной сети с сайтом организации, где сотрудник, используя личный пароль, сможет просмотреть свои личные данные - сведения о начислении заработной платы по месяцам, о премировании, надбавках, отпускных и т.п., свою должностную инструкцию, план профессионального развития, оценку работы и т.п. Руководитель сможет просмотреть данные своих подчиненных. Так же с помощью данного сайта можно будет проводить информирование работников о правилах техники безопасности, о должностных обязанностях, правах. На сайте можно будет создать постоянно обновляемую централизованную базу используемых в учреждении нормативных материалов.

Хотелось бы так же затронуть проблему качественного медицинского образования, так как она очень тесно связана с организацией труда в любом учреждении здравоохранения. В настоящее время существует проблема качества подготовки и переподготовки медицинских кадров и недостаточного уровня научных исследований в республике. Одной из причин этого является несовершенная нормативная правовая база, регламентирующая условия приема, подготовки и контроля качества в системе медицинского и фармацевтического образования, при разработке которой не учитывалась медицинская специфика, в результате чего к подготовке будущих врачей применяется система общих подходов.

На качество подготовки медицинских кадров и уровень научных исследований влияет также материально-техническая база медицинских организаций образования и науки, которая практически не обновляется, что делает эту сферу неконкурентоспособной на международном рынке.

Медицинские вузы и организации науки не имеют достаточно оснащенных учебных и клинических баз, не располагают необходимым современным оборудованием для выполнения научных исследований. Одной из причин этого является недостаточное финансирование, предусмотренное на обучение студентов по государственному образовательному заказу в медицинских вузах, которое не позволяет использовать в полной мере современные технологии, закупать необходимое оборудование и наглядные пособия. Руководители медицинских организаций образования вынуждены решать проблему нехватки финансовых средств за счет приема на договорную форму обучения студентов зачастую с низким уровнем знаний. Так же вызывает обеспокоенность ежегодный рост приема студентов на платной основе.