Проект (средняя группа) на тему: Проект по экологии: "Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста". Проект (средняя группа) на тему: Проект по экологии: "Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возрас

Низкие, шустрые лошадки
Играют с нами в прятки.
Называются...(Пони).

Бывают в яблоко,
Серые, чёрные, рыжевато - коричневые.
Это...(Лошади).

Галопом, брасом умеют они скакать.
Гривы распускают, ножки поднимают.
Это... (Кони).

Вот бегут лошадки.
Смотри номер один впереди.
Как такой спорт называют?
(Скачки).

У коня есть сынок,
Не большой... (Жеребёнок).

У меня развивается грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не испугается.
Шёрстка ровная,
На солнышке блестит!
Кто же я?... (Лошадка).

На ногах подковы,
Пролетает быстро вдоль дороги.
Питается клевером, ячменём!
Кто вперёд бежит
Всех обгоняет?
(Лошадь).

Подрастающие лошадки,
То же бегут рысцой!
Это... (Жеребята).

Кругом простор,
Резвится вволю!
Очень грациозное животное,
Любит солому и овёс,
Пить воду и ржаной хлеб,
Если его обожаешь,
Угостишь яблочком!
Это... (Конь).

Пушистый хвост.
Жуёт и пьёт стоя,
Перевозит всех людей,
На нём ездят верхом,
Когда бежит,
Из ноздрей пар идёт!
Это... (Конь)

Хвостик и грива,
Состоят из волос.
Никогда не лежит,
Даже спит стоя!
Это... (Конь).

Он поможет огород вспахать,
Собственным хвостом мух прогоняет!
(Конь).

Если она скачет по полю.
То глаз не оторвать!
(Лошадь).

Маленький жеребёнок
По утрам ел овёс и траву
И стал... (Конём).

Очень быстро скачут,
Везут сани, Дед Мороза и Снегурочку!
Лежат в мешках сюрпризы
Девчонкам и мальчишкам!
А в упряжке, посмотри!
Едет тройка... (Лошадей).

Что за трактор тут прошёл
И всю землю вспахал?
Это... (Конь).

Все знают,
Что сын собачки - щенок,
Сынок кошки - котёнок,
Что сын лошадки -... (Жеребёнок).

Незаменимый помощник в хозяйстве,
Работает на поле,
С утра до позднего вечера.
На копытах четыре подковы,
Вы давно с ней знакомы!
Это... (Лошадка).

Возит кареты
И на седле людей!
Много разных мастей... (Коней).

Они бывают разных пород:
Арабские - светло - серого цвета,
Голубые - вороные с синеватым отливом,
Гнедые - различных коричневых оттенков.
Вы узнали? Эти животные называются...
(Лошадки).

Посмотрите, что за прелесть!
Скачет быстро по дорожке,
Высоко поднимает ножки!
Усталости не знает,
Людям помогает!
И летом и в мороз,
Никогда не унывает!
Угадали?
Это... (Лошадка).

Ржёт громко
Скачет звонко!
Вверху вьётся грива,
Сзади шелковый хвост!
Догадались?
Это... (Лошадка).

В её силах измеряют
Мощность двигателя.
Что за животное?
Это... (Лошадь).

Вот промчалась стрела,
Из под её копыт
Клубы пыли пролетели,
Чёрные локоны
На ветру развивается!
Как называется?
(Лошадь).

Питается разными сортами пшеницы,
Поспевающей рожью,
На лугу пасётся, резвится!
Это... (Лошадь).

Загадки про лошадь.
Цок-да-цок, цок-да-цок,
Кто же звук тот издает?
Вы ведь знаете отгадку?
Да ведь это же *******
Ответ: лошадка

Ее любят все на свете,
Больше всех, наверно, дети.
Как красива и сильна,
Очень ласкова она.
Гриву надо расчесать,
Ну и сахарок подать
Ответ: лошадь

Есть живой, а есть в игре.
Догадаешься вполне,
Что по степи или полю,
Что по шахматной доске
Скачут люди на ****
Ответ: коне

Она словно ветер-быстрая такая,
По земле копытами стучит.
Разовьется грива золотая,
Ярко ясным солнышком блестит.
Ответ: лошадь

По дорожке цок-цок-цок
Звонко бьют копыта.
Громко скажет: «иго-го»,
Зубки все открыла.
Ответ: лошадь

Я на ней люблю кататься,
В чистом поле с ней играться.
А приедем мы домой,
Напою ее водой,
Гриву нежно причешу,
Просо ей я принесу.
А засну я сладко-сладко,
Будет сниться мне *******
Ответ: лошадка

Работяга, работяга,
Ты, наверное, устала:
Все копыта цок-да-цок,
Отдохнуть бы хоть часок,
Чтобы сладкий сахар дали,
Чтобы гриву причесали.
Догадались без подсказки?
Ну, конечно же, *******
Ответ: лошадка

Очень любит она: сахар,
Чтобы шерстку причесали,
Чтобы гриву заплели,
Чтобы принесли воды,
Чтоб блестели все подковы,
Вы узнали? Это ******
Ответ: лошадь

Посмотрите, что за сказка:
Златогривая *******
Ответ: лошадка

Что за чудо, как с картинки:
Грива, хвостик и копыта,
Высока, стройна, красива,
Иногда она строптива.
Догадайтесь, что за сказка,
Да ведь это же *******
Ответ: лошадка

ВИКТОРИНА «МИР ВОКРУГ НАС»

Ход викторины:

1.Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.

Сегодня мы собрались вместе, чтобы посмотреть, а хорошо ли вы знаете этот дом природы.

2. Представление команд и жюри.

«Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

1-й конкурс: «Узнай растение».

Загадки:

Крапива: Ты растение не тронь! Жжется больно, как огонь!

Подорожник: Путник часто ранит ногу

Вот и лекарь у дороги.

Ландыш: Белые горошки на зеленой ножке

Ромашка: Стоят кругом сестрички: желтые глазки, белые реснички.

Одуванчик: Горел в траве росистой, потом померк, потух и превратился в пух.

Подснежник: Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

Репейник: Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки

Колокольчик: То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли

Шиповник: Дикой розой называют, как лекарство применяют.

Незабудка: Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе - чистом-чистом,

И солнышке лучистом!

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если все сорвем цветы

Опустеют все поляны, и не будет красоты!

«Царство Животных».

2-ой конкурс: «Конкурс капитанов»

1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы ).

2. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери ).

3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы ).

4. Как называются животные, у которых 6 лап? (Насекомые ).

3-ой конкурс: «Разгадай кроссворд»

По вертикали:

    Живёт животное в хлеву. Оттуда громко слышно «МУ-У-У»

    Родственник зайца в клетке живёт,

С большим аппетитом морковку грызёт.

    Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается.

По горизонтали:

    Хвостом виляет, хозяев встречает.

5 . Цокает копытом громко, на спине везёт ребёнка.

«Лесное царство»

Кто из вас бывал в лесу?

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, также очень громко петь.

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

«Снежное царство»

Сейчас мы немного отдохнем и отправимся в гости к медведю из мультфильма «Маша и медведь» (Смотрим отрывок из мультфильма «Песенка про следы»).

5-ый конкурс «Чьи это следы?»

Маша сфотографировала следы и прислала вам снимки. Помогите ей узнать, где чьи следы.

Следы волка Следы зайца Следы лисы Следы медведя

6-ой конкурс «Нарисуй снежинку»

Посмотрите, какие красивые и разные снежинки. Но у всех снежинок есть что-то общее. Посмотрите внимательно и нарисуйте свою снежинку.

Игра со зрителями: «Прилетели птицы».

(Дети хлопают в ладоши, если слышат не названия птиц)

Прилетели птицы – голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы – голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы - голуби, синицы, чибисы, чижи, чайки и стрижи, комары, кукушки, сладкие ватрушки.

Прилетели птицы - голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, ежи, аисты, кукушки, даже совы, плюшки, лебеди и утки,

И спасибо шутке!

Подведение итогов.

Награждение.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна!

Оценочный лист

Представление команд

Загадки о цветах

Конкурс о животных

Снежинки

ВИКТОРИНА «МИР ВОКРУГ НАС»

Ход викторины:

1.Организационный момент.

Есть на земле огромный дом Под крышей голубой.Живут в нём солнце,дождь и гром,Лес и морской прибой.Живут в нём птицы и цветы,Весенний звон ручья,Живёшь в том светлом доме ТЫИ все твои друзья.Куда б дороги не велиВсегда ты будешь в нём.ПРИРОДОЮ родной землиЗовётся этот дом.

Сегодня мы собрались вместе, чтобы посмотреть, а хорошо ли вы знаете этот дом природы.

2. Представление команд и жюри.

«Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

1-й конкурс: «Узнай растение».

Крапива: Ты растение не тронь! Жжется больно, как огонь!

Подорожник: Путник часто ранит ногу

Вот и лекарь у дороги.

Ландыш: Белые горошки на зеленой ножке

Ромашка: Стоят кругом сестрички: желтые глазки, белые реснички.

Одуванчик: Горел в траве росистой, потом померк, потух и превратился в пух.

Подснежник: Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

Репейник: Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки

Колокольчик: То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли

Шиповник: Дикой розой называют, как лекарство применяют.

Незабудка: Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе - чистом-чистом,

И солнышке лучистом!

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если все сорвем цветы

Опустеют все поляны, и не будет красоты!

«Царство Животных».

2-ой конкурс: «Конкурс капитанов»

1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

2. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

4. Как называются животные, у которых 6 лап? (Насекомые).

3-ой конкурс: «Разгадай кроссворд»

По вертикали:

Живёт животное в хлеву. Оттуда громко слышно «МУ-У-У»Родственник зайца в клетке живёт,С большим аппетитом морковку грызёт.Мордочка усатая, шубка полосатая,Часто умывается, а с водой не знается.

По горизонтали:

Хвостом виляет, хозяев встречает.5. Цокает копытом громко, на спине везёт ребёнка.

«Лесное царство»

Кто из вас бывал в лесу?

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, также очень громко петь.

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

«Снежное царство»

Сейчас мы немного отдохнем и отправимся в гости к медведю из мультфильма «Маша и медведь» (Смотрим отрывок из мультфильма «Песенка про следы»).

5-ый конкурс «Чьи это следы?»

Маша сфотографировала следы и прислала вам снимки. Помогите ей узнать, где чьи следы.

Следы волка Следы зайца Следы лисы Следы медведя

6-ой конкурс «Нарисуй снежинку»

Посмотрите, какие красивые и разные снежинки. Но у всех снежинок есть что-то общее. Посмотрите внимательно и нарисуйте свою снежинку.

Игра со зрителями: «Прилетели птицы».

(Дети хлопают в ладоши, если слышат не названия птиц)

Прилетели птицы – голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы – голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы - голуби, синицы, чибисы, чижи, чайки и стрижи, комары, кукушки, сладкие ватрушки.

Прилетели птицы - голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, ежи, аисты, кукушки, даже совы, плюшки, лебеди и утки,

И спасибо шутке!

Подведение итогов.

Награждение.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна!

Оценочный лист

Представление команд

Загадки о цветах

Конкурс о животных

Проект: "Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста"

Цель: Формироавание начал экологической культуры: правильное отношение к природе, к себе и другим людям, как к части природы, к вещам и материалом природного происхождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение детский сад №62

Проект по экологии

«Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста»

Воспитатель: Короткова Надежда Сергеевна.

2010

Как у маленького деревца, еле поднявшегося, над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.

В.А. Сухомлинский.

Актуальность темы.

Экологическое воспитание и образование детей- чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе- сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Все выдающиеся мыслители и педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.К. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получали и дальнейшее развитие в теории и практики дошкольного воспитания.

Дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют интеллектуальному и личному развитию.

Главные аспекты работы педагога с детьми разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в занятиях, способствует формированию не только экологической грамотности, но и всестороннего развития человека.

Цель

Формирование начал экологической культуры: правильное отношение к природе, к себе и другим людям, как к части природы, к вещам и материалом природного происхождения.

Задачи.

  1. Воспитывать осознанно правильное отношение к природе через экологическую культуру.
  2. Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных, растений (питание, рост, развитие).
  3. Воспитывать гуманное эмоционально-доброжелательное и отношение к природе.
  4. Воспитывать совместно с родителями бережное отношение к объектам окружающей природы.
  5. Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь природу и защищать ее.

Предполагаемый результат.

Дети должны знать:

  • Знать и называть домашних и диких животных;
  • Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами;
  • Правильно взаимодействовать с окружающим миром;
  • Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающим мире;
  • Участвовать в посильном труде за животными, растениями, рыбами;
  • Делиться своими познаниями о живом и неживом;
  • Бережно относиться к живым существам, не вредить им.

Схема реализации проекта через другие виды деятельности.

Игровая деятельность.

1.Дидактические игры: «У кого какой цветок», «Что лишнее», «С какого дерева листок», «Летает, плавает, бегает».

2.Викторины: «Зеленый друг»,

«Охрана природы»

Развитие речи.

1.Составление рассказа по сюжетным картинам: « Как растут комнатные цветы»,

«Уход за комнатными цветами».

2.Сотворчество детей с родителями по проекту.

Составление кроссвордов:

«Домашние животные»,

«Дикие животные»,

«Времена года»,

«Цветы».

Художественная литература.

1.Чтение: «Как маленькая капелька по ручью путешествовала, «Как березовый листочек родился».

2.Стихотворение о природе: «Догадайся, кто она», «Маленький кленок», «Новый дубок».

3.Загадки о природе.

1.Рисование с детьми: С использованием рельефной ткани «Тучки и дождик», «Веселый щенок» методом тычка.

«Сова» , «Осенние листочки».

2.Оформление выставки детских работ по аппликации: «Огурец и помидор» из кусочков цветной бумаги, «Подводный мир» из мятой бумаги, шариков и жгутиков, «Осеннее дерево», «Ветка рябины».

3.Сотворчество родителей с детьми: «Лес многоэтажный дом», «Кому нужны деревья в лесу», «Зачем пилят деревья», «Зачем люди ходят в лес», «Что не следует делать в лесу», «Как лесник заботиться о лесе», «Где в

природе есть вода» «Вода в природных явлениях», «Кому нужна вода», «Как человек использует воду».

Трудовая деятельность.

1.Посильная трудовая деятельность дома: поливать комнатные растения, вытирать пыль с листочков, опрыскивать цветы водичкой».

2. Труд в природном уголке, на участке детского сада.

Учебная деятельность

Экология.

Здоровье и социальное развитие.

1.Познавательные занятия:

  • «Грибы»;
  • «Белка»;

2.Беседы:

  • «Золотая осень»;
  • «Кому нужна вода»;
  • «Птицы».

3. Наблюдение:

  • «Кто живет в аквариуме»;
  • «В каких условиях живут рыбы»;
  • «Какое тело у рыбки»;
  • «Для чего рыбкам глазки»;
  • «Как рыбки отдыхают».
  1. Беседа: «Почему болят зубы», «К ребятам приходит Айболит».
  2. Правило поведения в лесу.

Правило поведения возле водоема.

Музыка.

«Всемирный день воды»,

«Международный день земли», «Международный день птиц»,

«Всемирный день животных».

Взаимодействие с родителями.

1.Анкетирование.

2.Сотворчество детей с родителями на лучшую поделку из природного материала».

Дидактические игры.

«У кого какой цветок»

Цель: упражнять детей в различении двухкомнатных растений, одинаковых по названию; учить сравнивать растения, начиная с существенных признаков, развивать наблюдательность; добиваться наиболее точных слов, характеризующих растения.

Материал: изображение комнатных растений или комнатные растения, отличающиеся по нескольким признакам.

«Что лишнее»

Цель: упражнять детей в умение объединять растения по одному признаку.

Материал: комнатные растения.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель называет объект живой природы, а дети изображают движения этого объекта.

«С какого дерева листочек»

Воспитатель показывает детям листочек с дерева, а дети идут к тому дереву, с которого листочек.

Викторины.

«Зеленый друг»

1.Какие хвойные деревья вы знаете?

2.Какие ядовитые грибы вы знаете?

3.Какая ягода заменяет лимон?

4.Плоды каких кустарников богаты витамином С?

5.Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

«Охрана природы»

  1. Почему в лесу нельзя шуметь?
  2. Почему в лесу случаются пожары?
  3. Как нужно правильно собирать грибы?

Развитие речи.

«Комнатные растения»

Задачи: обогащение и активизация словаря; знакомство детей с характерными признаками комнатных растений; развития умения отвечать на вопросы распространенным предложением; обучение последовательному сравнению двух предметов.

Оборудование: картинка с изображением комнатных цветов и их частей.

«Уход за комнатными растениями»

Задачи: формировать у детей представление об уходе за комнатными цветами; обогащение, уточнение и активизация словаря; развитие мышления, внимания; воспитание любви к природе.

Оборудование: картинки с изображением контуров комнатных растений; комнатные цветы, лейка, влажная тряпочка; сюжетная картинка с изображением людей, выполняющих действия по уходу за комнатными растениями; цветные карандаши.

Раздать детям картинки с изображением контуров комнатных растений. Дети должны называть изображенный цветок.

Вопросы:

Как называются эти цветы?

Как человек ухаживает за цветами?

Какие предметы нужны для ухода за комнатными растениями?

Что делают лейкой?

Что делают палочкой?

Что делают палочкой?

В конце занятия дети раскрашивают картинки с изображением комнатных цветов.

«Как растут комнатные растения»
Задачи: формировать у детей представление об уходе комнатными цветами; составление простого предложения с предлогам на; развитие слухового внимания и навыка ведения диалога; воспитании любви к природе.

Оборудование: предметные картинки с изображением комнатного цветка с различными месторасположением в комнате; сюжетная картинка к рассказу «Катина фиалка»

Воспитатель: Дети, вспомните какие у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает?

Ответы детей.

Воспитатель: Помогаете ли вы маме ухаживать за комнатными растениями?

Ответы детей.

Кроссворд.

«Домашние животные»

По горизонтали

По вертикали

2.Хвостом виляет

Хозяев встречает.

1.Живет животное в хлеве,

Оттуда громко слышно «Мууу»

7.Небольшая, но с рогами

Молоко приносит маме.

3.Родственник зайца в клетки живет, с большим аппетитом морковку грызет.

9.Цокает копытом громко, на спине везет ребенка.

4.Разноцветный весь летает,

Все за нами повторяет.

10.Плавает в пруду не зря,

Громко слышится «Кря-кря»

5.Мурлычет пушистый котенок молочка хочет он.

12.Как мышь,серая с длинным хвостом

Сыр утащила и в норку бегом.

6.На носу какой-то крюк

Важно хвост раскрыл индюк.

15. Вылупился из яичка

Желтый, маленький, но птичка.

8.Отбилась от отары,

Бредет дорогой старой.

17. Щиплет травку на лугу,

Долго плещется в пруду.

11. Бегает по саду квочка,

Ищет дочку и сыночка.

13.Длинноногая птица

Спешит в песок зарыться.

14.Дома в клетке живет, еду за щечки кладет.

Все летает: перья, пух

Драться выдумал петух.

Кроссворд «Времена года»

Отгадайте загадки и узнаете время года, которое зашифровано в кроссворде.

1.Пушистая вата,

Плывет куда-то

Чем вата ниже,

Тем дожди ближе.

2.Опустел в деревни сад,

Паутинки вдаль летят

И на южный край земли

Потянулись журавли

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к на пришел?

3.Какой любимый цвет у осени?

4.Самый хмурый месяц года,

Хочется домой,

Скоро сонная природа

Встретится с зимой.

5.Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился

Что за месяц к нам явился.

Кроссворд «Дикие животные»

1. Царь зверей.

2. Хищник из семейства собачьих.

3. Колючие животные.

4. Самый знаменитый землеком.

Кроссворд: «Цветы»

1.Луковичное декоративное растения с белыми или желтыми цветками.

2.Садовый цветок.

3.Комнатный цветок.

4.Ознакомление с художественной литературой.

Чтение.

«Как маленькая Капелька по ручью путешествовала»

Цель: воспитывать гуманное отношение к природе. Учить детей видеть и чувствовать красоту природы, не загрязнять водоемы.

Вопросы и задания:

Какой вкус воды из ручья? Чем она отличается от водопроводной воды?

Как вы думаете, о чем журчит лесной ручеек?

Почему братец лесного ручья погиб? Что должны сделать люди, чтобы ручейки никогда не погибали?

Игра: «Лесной ручеек»

Дети играют в игру «Ручеек». Один ребенок играет роль дождевой капельки, остальные встают парами в виде ручейка. Все хором говорят:

Ручеек в лесу журчит,

Всех водой он угостит!

Прибегай к нему скорей,

Угощенья нет вкусней!

Капелька проходит под поднятыми руками детей и выбирает кого-нибудь из пары. Все снова хором повторяют стихотворение, а оставшиеся без пары ребенок бежит по ручейку.

«Как березовый листочек родился»

Цель: воспитывать в детях желание хранить и беречь природу; формировать экологические знания о природе.

Вопросы и задания:

- Какие деревья вам нравятся больше всего?

Расскажите, какие деревья растут возле вашего дома.

Расскажите, какую пользу приносят деревья людям.

Как вы думаете, может ли человек обойтись без деревьев?

Рисунок «Листочек и его друзья»

Нарисовать веточку с зеленым листочком и его друзей- капельку-росинку и солнечный лучик.

Стихотворение о природе.

«Догадайся, кто она»

Цель: воспитывать у детей любовь к природе, не загрязнять водоемы.

Всех грязнуль она умоет,

Всю посуду перемоет,

Все белье перестирает

Никогда не отдыхает.

Удивительно скромна!

Догадайся, кто она?

Вопросы:

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Почему вода скромная?

В каких случаях помогает вода маме, папе и вам?

«Маленький кленок»

Чудо-дерево лесное

Поздоровалось со мною.

Ветки-руки протянуло,

Озорной листвой кивнула.

Загадки о природе

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. (Ветер)

Я туча, и туман,

Я ручей, и океан,

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу. (Вода)

****************************************

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.(Воздух)

******************************************************

Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает

И бормочет, и поет

Убаюкивает. (Дождь)

Загадки о животных.

Встал он прямо у дорожки:

Не идут от страха ножки

И мычит бедняга «Му!»

Изобразительная деятельность.

Рисование с использованием рельефной ткани «Тучка и дождик»

Цель: развивать внимание, память, умение правильно располагать изображение на листе, знакомить детей с техникой печати, воспитывать любовь к природе.

Материал: белые листы бумаги, клеенка на стол, подставка для печати, широкая кисть для печати и тонкая для рисования, емкость с водою, силуэт тучки из рельефной ткани, синяя гуашь, тряпочки.

Предварительная работа: Наблюдение за тучками, капельками дождя. Чтение стихотворения о дожде. Рассматривание иллюстраций по теме.

Выполнение работы: Промазать силуэт тучки из рельефной ткани гуашью, и приложить прокрашенной стороной на лист бумаги, сверху положить тонкий лист бумаги и прогладить рукой, убрать тонкий лист и силуэт тучки, на листе отпечатывается изображение тучки. Капельки дождя нарисовать штрихами концом кисти.

Рисование методом тычка: «Веселый щенок»

Цель : продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение держать правильно кисточку при рисовании, воспитывать любовь к домашним животным.

Материал : альбомные листы, простой карандаш, цветная гуашь, жесткая кисточка для рисования методом тычка и тонкая мягкая для дорисовывания деталей, клеенка на стол, емкость с водой или можно использовать трафареты с изображением животных.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением животных, составление изображений из частей на плоскости, обведение фигурок по трафарету карандашом. Чтение художественной литературы о животных.

Выполнение работы : Нарисовать карандашом контурное изображение собачки. Раскрасить изображение методом тычка жесткой кистью, густой гуашью. Глаза, нос, рот дорисовать тонкой кистью.

Аппликация

Из кусочков цветной бумаги «Огурец и помидор»

Цель: развивать у детей наблюдательность, умение изображать разные овощи, продолжать учить работать с трафаретом, совершенствовать навык работы с клеем, воспитывать любовь к природе.

Материал: листы белой плотной бумаги, кусочки нарезанной бумаги, простой карандаш, трафарет, клей, кисточка для клея, тряпочка.

Предварительная работа: рассматривание, исследование овощей. Обведение по трафарету.

Выполнение работы: обвести по трафарету контурное изображение овощей. Выбрать кусочки цветной бумаги по цвету и наклеить. Работу продолжить в той же последовательности.

Из мятой бумаги, шариков, жгутиков: «Подводный мир»(Коллективная аппликация).

Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, упражнять в работе с бумагой разными способами и клеем, воспитывать любовь к природе, ко всему живому в природе.

Материал: листы синего картона, цветная бумага, бумажные салфетки разных цветов, клеенка, клей, кисточка для клея, тряпочка.

Предварительная работа: Рассматривание рыбок и растения в аквариуме. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских животных.

Выполнение работы: Сначала сделать изображение рыбок, из частей (рванная аппликация-на цветной бумаге нарисовать контур рыбки по частям разного цвета: туловище, хвост, плавники; оборвать края по контору изображения), выложить на листе и приклеить. Водоросли: оборвать полоски цветной бумаги зеленого цвета, смять, затем разгладить, намазать клеем и приклеить вертикально снизу листа. Жгутики: прямоугольники бумажных салфеток зеленого цвета сложить по диагонали, скрутить, намазать клеем и приклеить. Камешки: небольшие квадраты бумажных салфеток смять, скатать из них шарики, намазать клеем и приклеить внизу листа.

Учебная деятельность.

Экология.

Конспект ознакомления детей с природой, теме: «Грибы»

Цель : познакомить детей с грибами: маслятами, опятами.

Учить различать съедобные от ядовитых. Познакомить детей со сказкой, пословицами, загадками о грибах. Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе. Познакомить с правилами поведения при сборе грибов в природе.

Оборудование : картинка с грибами.

Ход занятия .

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожке?

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает-повезло!

В: Отгадали загадку.

Дети: Гриб.

В наших лесах растет немало всяких грибов. Вот сегодня с вами познакомимся. Грибы очень любят дождик, и когда бывает засуха грибов вырастает мало очень.

Недаром сказано в пословице: «Будет дождик-будет гриб», «Начнется дождик редкий- готовь кузовок крепкий».

В : В какое время года бывает больше грибов?

Никита : осенью.

В: правильно осенью, даже есть такая пословица: «Весна красна цветами-а осень грибами».

В: оказывается деревья и грибы дружат с давних времен. Попробуйте определить сами под каким деревом живет подберезовик?

Алеся: под березой.

А подосиновик?

Соня: под осиной.

- А знаете какие еще грибы можно собирать?

- Посмотрите, это маслята. Уж до того дружные ребята, что целыми семьями растут в земле. Маслята это сосновые детки. Это значит под какими деревьями они любят расти?

Егор: под соснами.

- Но, почему их называют маслятами?

- потому что, у них шляпка блестящая и липкая, как будто маслом смазана. Взгляните, на этой картинке к шляпкам маслят прилипли травинки и хвоинки. Очень вкусные грибочки маслята.

- А это опята. Растут они на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька можно насобирать целую корзину.

- Ну, а этот гриб, считается начальником среди всех грибов. Названий у него несколько: белый гриб, боровик.

В: Грибы любят не только люди, но и лесные жители. Кто из лесных жителей не прочь полакомится грибами?

Сережа: птицы.

Андрей: звери.

В: кроме зверей и птиц, есть еще и насекомые большие любитель грибов: слизняки и грибная мушка. Мушка откладывает свои яички в ножки гриба, яички превращаются в личинок, а те начинают выедать мякоть гриба и добираются до шляпки. Тогда гриб становится трухлявым и не кому ненужным.

Подвижная игра: «У медведя во бору»

В: Сбор грибов называют «тихой охотой.» Мы в лесу не хозяева, а гости.

- Как себя нужно вести в лесу?

Вика: не шуметь.

Рукият: не сорить.

- А еще топтать грибы и срывать их с корнем. На грибную охоту нужно ходить с ножами. Знаете, зачем? Грибы нужно срезать, а не срывать. Это делается для того чтобы, не вырывать грибницу-корни грибов.

В: Дети, а вы помните, что не каждый гриб можно класть в корзину, потому что бывают ядовитые грибы. В них есть яд, который может вызвать отравление. Грибы можно собирать только те, которые хорошо известны. Опасный гриббледная поганка. А вот загадка про еще один ядовитый гриб.

Похож на божью коровку,

Да пятнышке не те.

Дети: мухомор

- Конечно, это мухомор «Мухомор красен для здоровья опасен» Но мухоморы используются как лекарства, от некоторых серьезных заболеваний.

Беседа.

«Золотая осень»

Задачи: обобщить представление детей об осени, как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально положительное отношение к окружающей природе.

Ход занятия.

1.Дидактические игры: «Какая сегодня погода»(найти схематические изображения и выложить на магнитную доску) . «Что нам осень принесла» (отобрать картинки).

2.Рассматривание картинке об осени и беседа по ней.

3. Игра: «Так бывает осенью или нет».

Предварительная работа:

- Наблюдение за состоянием погоды, объектов живой природы.

- Чтение художественной литературы, заучивание стихов об осени.

- Рассматривание пейзажных картин.

Труд на участке.

Взаимодействие с родителями.

Анкета для родителей.

«Экологическое воспитание детей»

ФИО родителя.

Возрастная группа.

1.Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает?

2.Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей?

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?

4.Как Вы сами относитесь к природе, любите ли Вы животных, птиц?

5.Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию? В чем это проявляется?

Беседа с ребенком о природе; оборудовали уголок природы в семье; приобрели животных; выбираетесь чаще на природу; сажаете деревья, охраняете природу.(нужное подчеркнуть)

6.Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?

Ваши предложения и пожелания.

Список используемой литературы.

1.Байшарова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»

2.Горбатенко О.Ф. Система экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, разработка занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2008

3.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий-М.: Мозаика-синтез, 2009

4.Лопатина А, Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания.

5.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. –М.: Мозаика-синтез, 2010

6.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционными способами изобразительной деятельности: Техника выполнения работ, планирование, упражнение для физкультминуток.


Для любого конкурса для детей на год Лошади пригодятся загадки о лошадках.

СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ О ЛОШАДЯХ

У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?…

(Лошадка.)

Быстрее ветра я скачу,
»Цок-цок,» – копытами стучу,
Я громко »иго-го» кричу,
Садись на спину – прокачу!
(Лошадка.)

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.
У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.
Шелковиста её грива,
Весела она, игрива.
У неё так шёрстка глАдка,
Это к нам бежит …

(Лошадка.)

Мне побегать бы по полю:
Я люблю простор и волю.
Не нужна мне колбаса!
Дайте сена и овса.

(Лошадь.)


Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою.
(Лошадь.)

(А. Гарьковенко)

ВысокА, красИва,
Чуточку игрива,
На могучей шее
Есть густая грива.
В деревенской жизни
Людям помогает:
Грузы перевозит,
Всех подряд катает.
Может и цветочки
Пожевать украдкой.
Мы даем ей сено
И зовем …

(Лошадкой.)

(М. Корнеева)

Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?…

(Лошадка.)

(С. Мельников)

Кто быстрее ветра мчится?
Пыль из-под копыт клубится,
Грива шелковая вьется,
Ржанье звонкое несется:
«Иго-го, иго-го, убегу я далеко!»
Что, узнали вы, ребятки?
Это резвая …

(Лошадка.)

( Н. Шемякина)


Чей там хвост и чья там грива
Словно пО ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят…
Проскакал – и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка…
Это – резвая …

(Лошадка.)

(Е. Груданов)

Мчится возле речки
Под седлом в уздечке!
(Лошадка.)

(В. Кузьминов)

На ветру развивается грива,
Везет ношу свою терпеливо,
«Цок-цок-цок», скачет ровно и гладко,
В серых яблоках наша …
(Лошадка.)

Посмотри какая грива,
Шелковиста и красива.
Скачет в поле у распадка…
Как зовут её? ..

(Лошадка.)

(Г. Ступников)

На заре в широком поле,
Любит погулять на воле –
Грациозна и красива,
С пышной серебристой гривой,
Что за зверь там, вот загадка,
Ну, конечно же…

(Лошадка.)

(Т. Васильева)


С человеком очень дружит
И ему надёжно служит,
По хозяйству помогает.
В сани он её впрягает,
И – с подковами копыта.
В ней большая сила скрыта.
Знаешь ты уже отгадку?
Узнаёшь её – …

(Лошадку)?

(З. Торопчина)

Пашет землю трактор без колёс,
Для него горючее – овёс.
(Конь.)

С подстриженной гривой,
Скачет ретиво,
Чуть шпорами тронь,
Кто же это? …

(Конь.)

Не мой бы труд, не мой бы век,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора.
Боюсь, в отставке буду скоро.
(Лошадь.)

С этим животным
Знакомы вы с детства:
Возит кареты,
Не зная кокетства.
(Лошадь.)


Вот так транспорт, он живой!
По названью – гужевой.
Он возил в двадцатом веке
Дроги, сани и телеги.
(Лошадь.)

Отличный мастер в беге он,
Им восхищён весь ипподром.
Но приз наезднику дадут,
Его ж в конюшню отведут.
(Рысак.)

– Иго-го! – кричит ребёнок,
Значит, это – …
(Жеребёнок.)


У кошки сын – котёнок,
У свинки – поросёнок,
Цыплёнок – у хохлатки.
А кто ж сын у лошадки?
(Жеребёнок.)

Этот конь, хотя и взрослый,
Очень маленького роста.
Он по парку нас катал
И ни капли не устал.
(Пони.)


На лугу пасётся стадо
Не коровок, а лошадок.
(Табун.)

Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива.
(Лошадь.)


Две головы, две руки, шесть ног,
а в ходьбе только четыре.
(Всадник на лошади.)

В этом доме спят на соломе,
Едят стоя сено сухое.
(Конюшня.)

Грива – ветер, сам – огонь,
Счастлив в беге резвый …
(Конь.)

(И. Агеева)

Мамы-лошади ребёнок
Носит имя …
(Жеребёнок.)

(И. Агеева)

На ногах коня обновки –
Это звонкие …
(Подковки.)

(И. Агеева)

Звонко цокают подковы
На копытах у …
(Не у коровы, а у коня.)

(И. Агеева)

ВЕРНУТЬСЯ НА СОДЕРЖАНИЕ

ПОСЛОВИЦЫ ПРО ЛОШАДЕЙ, КОНЕЙ

У хорошей артели все лошади в теле.

Под надзором и лошадь сыта.

На ретивую лошадку не кнут, а вожжи.

Лошади узнают друг друга по ржанию, а люди – разговору.

На кривой лошади плута не объедешь.

Лошадь узнают по бегу, а сову – по полёту.

Пришёл лошадь ковать, когда кузня сгорела.

У хорошего хозяина нет плохой лошади.

И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.

Захочет лошадка овса, так и везёт на гору.

К собаке сзади подходи, а к лошади – спереди.

Я не я, и лошадь не моя, и я не извозчик.

Не накормив коня, далеко не уедешь.

Добрая лошадь от еды согревается.

Не в коня овёс.

Через силу и конь не везёт.

Старый конь борозды не испортит.

Не мой конь, не мой воз: кто видел, тот и в ответе.

Пеший конному не товарищ.

Плох конь, коль не скачет, плох казак, коли плачет.

Проси, и дадут: ясли к лошади не ходят.

Рассеянный: на коне сидит, а коня ищет.

Ретивому коню тот же корм, а работы вдвое.

Весело коням, что скачут по полям.

Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается.

Сытый конь – добрый конь.

Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.

Счастье – не конь, хомута не наденешь.

От корма кони не рыщут, от добра не ищут.

Где конь, там и воз.

Заносчивого коня построже взнуздывают.

Домой и кони веселее бегут.

У коня овса без выгребу, а он все рвётся на волю.

За глаза коня не покупают.


Изъяны коня снаружи, пороки человека внутри.


На лошадь не плеть покупай, а овёс.


Держи коня за гриву, за хвост не удержишь.


И кнутом коня накормить можно, только прежде овса дай.


Когда наездник падает духом, его конь не может скакать.


Рай на земле – у лошади на спине.


За конём смотри как друг, садись на него как враг.


Казак голоден, а конь его сыт.


Тот, кто бьёт лошадь, может ударить и друга.