План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Бережное отношение к природе. В.И. Ленин об отношении к природе Наука о бережном отношении к окружающему миру

Вопросы охраны окружающей среды и бережного отношения к природе волнуют человечество давно, а в наше время приобретают все большую популярность. Все мы хотим дышать свежим воздухом, жить в чистом городе, питаться натуральными продуктами. Почему - то нам кажется, что все эти блага нам должно предоставить наше государство и правительство, но никак не мы сами. А ведь если разобраться, то это человек, существо разумное, давным-давно вторгся в сообщество животного и растительного мира на Земле, пытался и пытается заставить природу жить по его законам. Он покоряет Космос, вторгается в подводный мир Вселенной и даже пытался повернуть вспять сибирские реки Сыр - Дарью и Амур - Дарью, чуть не погубив при этом Аральское море. Все эти деяния мы называем умными словами «технический прогресс». Люди долго пытались жить по постыдному лозунгу социализма: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». Долго брали, не давая ничего в замен. А когда опомнились - целую науку создали «Экология», но погубить получается все быстро и легко, а восстановить и воссоздать целой жизни мало.

Мне думается, что в душе каждого человека живет память о днях, проведенных в лесу, в поле, у реки. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им, у человека возникает ощущение связи со всем живущим на Земле.

Родилась я и выросла в Украине, в чудесном полеском краю, где золотистые нивы пшеницы и ржи, с вплетенными в них васильками, и бескрайние поля льна с голубыми цветами, навсегда остались в моем сердце. В трудные минуты своей жизни я всегда мысленно возвращаюсь туда, на мою малую родину, где было так много света и тепла, где мне было спокойно и хорошо. Но, увы, четверть века я живу в суровом сибирском краю, в городе Сургуте, где зима длится 8 месяцев и трескучие морозы проверяют на прочность и выносливость не только людей, но и саму природу. Край наш очень богатый и щедрый. Мы добываем нефть и газ, реки наши полны благородных рыб, тайга щедра на пушнину, грибы и ягоды. И опять у нас, людей, преобладает только потребительское отношение к окружающей действительности, а вопросы бережного отношения к природе уходят на второй план. Я, как воспитатель с тридцатилетним стажем, давно поняла, что воспитание и формирование правильного отношения к родной природе должно начинаться с раннего детства. Научить детей воспринимать окружающий мир, научить их понимать природу, облагородить их чувства, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней - стало целью моей работы с детьми, целью моей жизни. Почему я стала воспитывать у детей бережное отношение к живому? Во-первых - не могу по-другому, во-вторых - мне не безразлично в каком мире будут жить мои дети и внуки, в-третьих - очень хочется проследить развитие детей в экологическом плане от малыша до взрослого. Усвоят ли дети знания о природе, будут ли они ее друзьями и защитниками, поверят ли в самоценность всего живого на Земле - вот те задачи, над которыми мы вместе, родители и воспитатели, должны задуматься и решать их в тесном содружестве. Учу детей, что любить надо все, что создано на Земле и относиться ко всему бережно. И деревьям, и цветам очень больно, когда их ломают и топчут. Детям на прогулке достаточно поднять с земли и отпустить «на небко» божью коровку к своим деткам - и вот оно уже доброе дело, сделанное руками ребенка, для природы. Или после дождя спасти дождевого червяка, чтобы его не растоптали, и опустить в лужу, чтобы он не умер от жары - тоже своего рода подвиг, не дать малышам с соседнего участка вырвать, только что распустившиеся первые одуванчики после долгой зимы - все это добрые дела моих воспитанников, которые заносятся в книгу добрых дел Природы. А сколько радости и восхищения у детей вызывает работа на цветочной клумбе. Мы вместе сажаем цветы, ухаживаем за ними, любуемся и радуемся их красотой, пытаемся запомнить название каждого цветка. А чтобы это легко давалось детям, я рассказываю им мудрые легенды, которые составлял народ много веков назад. Так, первые наши северные цветы после долгой зимы - это одуванчики. По легенде - это дети Солнца, они были посланы им на Землю, чтобы светить как маленькие солнышка. Но приходит время, они превращаются в белые пушинки и возвращаются опять на небо. А сколько интересного можно рассказать детям о полевой ромашке. Девушка Мария полюбила парня Романа. За любовь свою он подарил ей букет прекрасных белых цветов, собранных у бога сна, и за это навсегда остался в царстве сновидений. В память о нем цветы эти назвали ромашками. А кто из нас не восхищался красотой и разнообразием анютиных глазок? А названы они в честь девочки Анюты, которая очень любила цветы и вырастила их с маленького цветочного зернышка, принесенного ей ласточками с теплых краев. Услышав эти легенды, дети никогда уже не будут равнодушными и безразличными к красоте, не смогут сорвать или растоптать цветок, и уж точно, не будут сами и не позволят родителям собирать большие охапки цветов в лесу, в поле и на клумбах города.

Отдельно хочется поговорить о «братьях наших меньших», о тех, за кого мы в ответе. Притчу эту мне рассказала моя мама в моем далеком детстве: «Спустился как-то Бог на Землю, чтобы посмотреть как живут люди без него. Переоделся в одежду старца и постучался в первый попавшийся дом, и попросил хлеба и воды. Дверь открыла богатая женщина, с ребенком на руках, она не только не пустила его на порог, но даже не выслушала его просьбу. Рассерчал Бог на людей и решил наслать на них голод. Вышел в поле и стал уничтожать хлеб. А в те времена колосья хлеба росли от самой земли, Бог стал срывать зерна со стеблей, и вдруг увидел возле себя кошку и собаку. Они плакали и просили Бога, чтобы он пожалел их, не уничтожал весь хлеб, а оставил им хоть немного, ведь не виноваты они, что люди стали такими жадными и жестокими. Сжалился Бог над ними и оставил им верхушки колосков, которые растут сейчас на наших полях. С тех пор, мы, люди, едим кошачий и собачий хлеб, вымоленный ими у Бога». Эта притча, но какая мудрая и поучительная. А что же мы люди? Да, мы любим кошек и собак, мы даже позволяем им жить в наших квартирах, пока … нам с ними комфортно. Но только возникают какие-то проблемы, мы без жалости и зазрения совести выбрасываем их на улицу. И совсем не болит душа у нас, что они существа живые, что верою и правдою служили нам. Вы вглядитесь в глаза брошенных животных, там всегда один вопрос: «За что?». И лают они на нас, и кусают нас - и все нам по делом - заслужили! Ведь если бы мы, Человеки, несли ответственность за свои деяния - не было бы на Земли ни одной брошенной собаки и кошки, не нужно было бы создавать фонды по защите бездомных животных, и доказывать властям города, что они тоже имеют право жить.

И опять на эту проблему я хочу посмотреть глазами моих детей. Утром Тимофей пришел в детский сад и рассказал, что у него теперь есть собака. Дети расспрашивали какой она породы, как зовут, где купили. На что мальчик отвечал: «Породы у нее нет, она дворняжка, ее никак не зовут. Мы с папой ее нашли, когда гуляли на улице и решили помочь. Мы построили ей домик возле теплотрассы. Ей теперь там тепло и уютно. Мы будем о ней заботиться. Она теперь - моя собака.»

Вы бы видели глаза этого ребенка. С какой гордостью и достоинством рассказывал этот маленький человечек о своих добрых делах. Сколько сострадания и сочувствия было в его словах, нам, взрослым, можно было у него поучиться. А еще Тимофей попросил разрешения, чтобы отходы, которые будут оставаться у нас после обеда, забирать и кормить ими свою собаку. И дети ему помогали собирать, слушали интересные новости и рассказы о ней. А к весне, в благодарность за это, она родила четверых щенков. Наблюдая за всем этим, я была уверенна, что никогда у этого ребенка не поднимется рука обидеть ни собаку, ни котенка, ни раздавить паука или муравья, потому что он понял, что все это - живое на Земле и имеет право жить. Мы можем много говорить о толерантности среди взрослых, но учиться состраданию нам нужно у наших детей. Ведь дети чистосердечнее и честнее нас, а порой даже мудрее. От нас,взрослых, зависит в каком мире будут жить они, какую планету мы оставим в наследство им, нашим детям. Если они будут заблуждаться по отношению к природе, будут черствы и жестоки, то это только наша вина, наша боль и наше горе. Очень хочется, чтобы они и природа жили счастливо и мирно, в согласии на нашей Земле. Ведь там, где плохо нам, плохо и нашим соседям по планете. И, спасая их, мы спасаемся сами.



Издавна, используя для своих надобностей растения и животных, человек постепенно стал замечать, что там, где были в прошлом густые леса, они стали редеть, что стада диких животных уменьшились, а некоторые звери совсем исчезли. Птицы покидали привычные гнездовья, и их стаи поредели.




Заметно увеличилась сеть оврагов и балок, а губительные черные бури и суховеи стали частыми гостями. Сыпучие пески подступили к селам и засыпали их окраины, нередко вместе с полями. Плодородие почв уменьшилось, и на полях появились сорняки, угнетавшие посевы и уменьшавшие урожай растений.


Чаще всего природе наносят вред компании промышленности. На этих компаниях изготавливают разные отходы, а дым выходит полностью в воздух. Еще транспорт наносит вред природе (бензин) он выделяет из себя выхлопные газы, которые выделяют особые яды которые могут и навредить человеку


Эта проблема стоит перед человечеством уже много лет. Каждый год фабрики и заводы выбрасывают огромное количество отходов, загрязняя воздух, реки, нанося вред окружающей среде. Гибель Аральского моря, реальная угроза Байкалу, образование рукотворных пустынь, вымирание многих видов животных и полное исчезновение уникальных целебных растений все это следствие бездумного, а порой и преступного отношения к природе. Такие писатели, как В. Распутин, Ч. Айтматов, В. Астафьев, заставляют человечество подумать о своей земле, о своем родном крае. Они или предлагают какие-то способы защиты окружающей среды, или предупреждают


В охране природы нет маленьких дел. Посаженное Вами дерево - не менее значимо, чем новый закон об охране природы, потому что нас - очень много. Посадите дерево или куст, повесьте синичкин или кормушку, уберите мусор, и наши дворы, сады и парки будут радовать Вас зеленью и пением птиц.



12




Данный урок проводится для обучающихся 3 класса, направлено на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов. Технология педагогической мастерской соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе работы с обучающимися во внеклассной работе. Она представляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя на внеклассном занятии. Обучающиеся, используя творческие виды деятельности, продолжают работу по формированию ценностного отношения к природе, окружающей среде, деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 3-А классе по окружающему миру

на тему «Бережное отношение к природе»

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ№57

Приморского района Санкт-Петербурга

Урок-мастерская «Бережное отношение к природе»

Цель:

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологического сознания);

Воспитание деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление о правилах поведения в природе;

Учить делать правильный моральный выбор;

Формировать умение организовывать совместную творческую деятельность обучающихся;

Выявлять и создавать условия для индивидуальной творческой активности каждого ребёнка.

Развивающие:

Создать условия для развития экологической, патриотической, этической культуры обучающихся;

Развивать умение работать в группе;

Воспитательные:

- экологическое сознание;

- патриотизм (любовь к Родине, к своей малой родине);

Гражданственность (закон и порядок, служение Отечеству);

Социальная солидарность (милосердие)

Планируемые результаты (УУД):

Личностные:

Установка на осознанное правильное поведение в природе;

Осознание себя гражданином России, чувство любви к родной стране и своей малой родине, выражающееся в интересе к ее природе и желании участвовать в общих делах и событиях;

Установка социальную солидарность (милосердие), на безопасный и здоровый образ жизни (безопасное поведение на природе и в общественных местах); знание правил здорового образа жизни;

Метапредметные:

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, оценивать результат своей работы по различным критериям, различать способ и результат своих действий, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, планировать свои действия.

Познавательные:

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, применять модель для обобщения информации

Коммуникативные:

составлять текст-инструкцию, оставлять небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, работать с информацией, взаимодействовать с окружающими

Предметные:

Представление о природе, о растительном и животном мире,

Знание правил поведения в природе;

Освоение средств и способов упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных;

Опыт применения этих средств и способов для решения несложных практических задач (составление памятки поведения в природе, плаката «Берегите природу!»;

Предъявление результатов своей работы ученикам и взрослым

Информационные ресурсы к занятию:

Мультимедийный проектор, презентация, видеоролик («Раненая птица»), цветок милосердия, ватман.

Аннотация

Данный урок проводится для обучающихся 3 класса, направлено на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов. Технология педагогической мастерской соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе работы с обучающимися во внеклассной работе. Она представляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя на внеклассном занятии. Обучающиеся, используя творческие виды деятельности, продолжают работу по формированию ценностного отношения к природе, окружающей среде, деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.

Конспект урока

1. Самоопределение деятельности. Постановка целей и задач занятия.

Послушайте строки из стихотворения Фёдора Тютчева

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

О чём стихотворение? (О лесе.)

Как вы думаете, о чём будем говорить? (О лесе.)

О лесе, о природе, о правилах поведения в природе, об экологии. В нашей стране 2017 год объявлен годом экологии.

Что такое лес, природа вы знаете. А что такое экология? (слайд 2)

2. Первичное восприятие и осознание материала.

(слайд 3) (Экология – наука о взаимодействии человека с окружающей средой. Слово «экология» образовалось от двух греческих слов: «экос» - дом и «логос» - наука. Наука о доме, но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – природе. Наука, которая учит нас бережно относиться к природе. Будем на занятии говорить о бережном отношении к природе. (слайд 4)

Приглашаю вас совершить прогулку в лес, полюбуемся природой, растительным и животным миром леса. (слайд 5)

Хорошо в лесу! Вдыхаем чистый воздух. Слышим пение птиц.

(слайды 6-10) Сколько разных деревьев, кустарников, цветов, грибов и ягод растёт в лесу. Порхают бабочки, жужжат, стрекочут, ползают разные насекомые. Можно даже увидеть белку, ежа, зайца или лису. В чащи леса обитают лоси, кабаны, медведи и другие животные. Какое настроение от увиденного?

3. Осознание материала.

Продолжим прогулку. (слайд 11)

А теперь приятно в лесу? (Нет.)

Что чувствуете? Грязно, неприятно, некрасиво. От грязи и мусора в водоёме погибают его обитатели. В такой воде нельзя купаться, тем более пить её, от этого можно тяжело заболеть. Нельзя мусорить в лесу и загрязнять водоём.

Костёр в лесу разводить нельзя, особенно в жаркую погоду, от него лесу может вспыхнуть пожар, в котором погибнут растения и животные.

Рубить, ломать деревья нельзя. Они погибают.(Рассказ о функциях деревьев)

Нельзя рвать цветы, особенно в огромных количествах. Если каждый будет рвать, то может и не останется цветов. В вазе они простоят недолго или вы их просто выбросите. Любуйтесь цветами, когда они растут в природе.

Берегите животных. Не разоряйте муравейники. Муравьи – санитары леса. Уничтожают много вредных гусениц, которые губят деревья.

Не разоряйте гнёзда, не трогайте яйца птиц и птенцов. Птица может не вернуться к гнезду, погибнут птенцы. А ведь птицы съедают много насекомых, которые наносят вред растениям.

Что вы видите? Кто её ранил?

Не убивайте лягушек, ящериц, ужей, зверей и птиц, не причиняйте им боли.

Ребята, берегите природу. Только от нас, от людей, зависит, какой она будет. Любите, жалейте, охраняйте всё живое, будьте добрыми и милосердными.

Берегите своих домашних питомцев. Не выбрасывайте их на улицу как ненужную вещь. Помните, что вы в ответе за тех, кого приручили. Они зависят от человека, только мы с вами можем о них позаботиться. И достойны уважения люди, которые спасают бездомных животных.

4. Физкультминутка.

Встаньте. Представьте, что вы деревья, покачайтесь, пошевелите пальцами как листвой. Светит солнце, дует лёгкий ветерок. Как хорошо! Хочется представлять, что-то плохое, что может произойти с деревом? (Нет.) Тогда пусть долго живёт дерево, приносит пользу природе и украшает окружающий мир.

5. Закрепление и осознание нового материала.

В прошлом веке люди впервые всерьёз стали говорить об экологии, беспокоиться о сохранении природы. Был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. В 1966 году этим союзом была издана Красная книга природы. (слайд 14)

Красная книга - это список редких животных и растений на Земле, список тех видов, которые находятся под угрозой исчезновения.Она называется так потому, что красный цвет означает сигнал опасности, тревоги. Он заставляет людей задуматься, как сохранить природу.

(слайд 15) В нашей стране созданы заповедники, их около 100. Заповедник – охраняемая территория, на которой под охраной находится вся природа (земля, вода, недра, растительный и животный мир). Люди в заповедниках сохраняют, разводят редкие виды животных и растений. Туда можно прийти только на экскурсию.

Также создаются заказники, национальные парки. В них тоже охраняемая территория, но посещаемая всеми желающими. Здесь запрещается мусорить, охотится, разводить костры. За правилами поведения в природе следят специальные патрульные бригады.

Но и весь лес находится под защитой специальных организаций – лесничеств. Лес может посещать любой желающий, но это не строго охраняемая территория, как в заповедниках, заказниках и национальные парки, но культурный, воспитанный человек сам должен знать и соблюдать правила поведения в природе.

Давайте создадим памятку «Правила поведения в природе».

(слайд 16)

6. Закрепление материала.

Работа в группах. Каждая группа составляет свою памятку. Командующий каждой группы читает по очереди по одному правилу, а остальные группы проверяют наличие этого правила в их списке, если его нет, то дописывают в список.

Вы знаете правила поведения в природе, хочется надеяться, что вы их будете соблюдать.

Я подготовила правила поведения в природе в стихах, каждому их подарю. Их можно выучить, а сейчас прочитаем.

1. Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок…

Если все: и я, и ты,-

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты

И не будет доброты.

Так пускай растут цветы!

3. Разорять муравейник - не труд,

Муравьи лес берегут.

Запомни, и млад, стар,

Муравей - лесной санитар.

Будь бережлив и зорок.

Мал муравей, да дорог.

4. Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своём жилище птица!

Она в гнезде спокойнее всегда,

Когда над рощей буря злится.

5. Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Из рогатки не стрелять.

Ты пришёл не убивать!

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

Хорошо запомнили правила поведения в природе? Давайте проверим.

Игра «Исправь». (слайд 17)

Майским днём

Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей. На поляне разожгли костёр, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой.

Правильно дети вели себя? Добавьте в памятку правила, о которых не говорили.

Мы с вами городские жители. Как в городе соблюдать правила поведения в природе?

Много в мире цветов, но есть особый – маргаритка. С этим цветком связана интересная история. Рассказывают, что Пресвятая Богородица, мать Иисуса Христа, зимой хотела порадовать своего сына цветами, а живых не было. Тогда она стала шить цветы из жёлтого шёлка. Пресвятая Богородица не раз колола себе пальцы иглой, и капли крови её окрасили цветы в розовый и красный цвет. Иисусу Христу цветы очень понравились, он хранил их всю зиму как драгоценность, а весной посадил в землю. Цветы ожили, пустили корни и разрослись по всему свету. Они растут и цветут в каждой стране. А назвали этот цветок, цветком милосердия, цветком добрых дел, в честь доброго дела, которое сделала Пресвятая Богородица своему сыну Иисусу Христу. Его ещё называют цветком «Пресвятой Богородицы».

У вас на партах лежат маргаритки. Подумайте, какое доброе дело вы могли сделать для нашей природы и запишите его на цветке. Прочитайте. Поднимите маргаритки. Какой получился чудесный сад добрых дел. (слайд 19)

Прикрепите цветы на ватман. Мы создадим плакат «Берегите природы!». Что ещё добавить? (Памятку поведения в природе в стихах.) Дорисуйте деревья, птиц, насекомых, животных и напишите «Берегите природу!»

Молодцы! (слайд 20)

7. Рефлексия. (слайд 21)

Закончите предложения:

1. Я согласен с тем, что…

2. Я понял, что…

3. Я знаю, что нужно делать, чтобы….

5. Я буду…

Список литературы

1. Аголарова П. И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.

2. Алексахина Е. М., Долгачева В. С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.

3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - N1.

4. Ананьева С. Г., Шахмотова С. А. Экологический КВН. // Начальная школа. – 2007. - №2.

5. Анашина А. В. Они могут принести немало бед! // Начальная школа. – 2006. - N8.

6. Асадулина С. Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. – 2007. - №4.

7. Бабакова Т. А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, №1.

8. Базулина И. В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. – 2005. - N12.

9. Барышева Ю. А. Из опыта организации эколого-краеведческой работы. // Начальная школа. – 1998. - N6.

10. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа. -2003. - №5.

11. Бобылева Л. А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших школьников. // Начальная школа. – 2001. - №6.

12. Богданец Т. П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. // Начальная школа. – 2007. - N12.

13. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. - №6.

14. Булатникова Т. Ф. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - №12.

15. Васильева Л. В. По лесной тропинке. // Начальная школа. – 2007. - №7.

16. Вахрушев А. А. и др. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Баласс, 1999.

19. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский.

Худож. В.В.Николаев. Под общ. ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ». 1997.

20. Внеклассные мероприятия: 3 класс/ Авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая,

Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина.-3-е изд. перераб. и доп. М., ВАКО, 2008.

21. Песня «Раненая птица. Просьба.» Серёжа Парамонов. А.Пахмутова-Р.Рождественский.


Цель:

1. Сформировать заботливое отношение к окружающей среде.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Развивать кругозор учащихся на примерах художественной литературы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Знакомство с темой урока.

Учитель:

Вспомните, как мы отвечали на вопрос: “Что нас окружает?” на уроках окружающего мира. (Нас окружают деревья, воздух, вода, почва, солнце, облака – это природа. Книжка, здание, парта, машины – сделаны человеком, и к природе не относятся.)

Всё, что нас окружает, называется окружающая среда.

3. Сформировать заботливое отношение к окружающей среде. Продолжить воспитывать бережное отношение к природе.

Учитель:

Послушайте стихотворение И. Мазнина:

Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?...

Учитель:

На уроке окружающего мира мы говорили о бережном отношении к природе. Составили вместе правила поведения на природе. Вспомните их.

Правила поведения на природе.

1. Любить природу – значит беречь её. Оберегать деревья, кустарники, травы, которые растут в твоём дворе.
2. Не обижай птиц и маленьких зверюшек. Понаблюдай за их поведением.
3. Помогай птицам выживать зимой: сделай кормушки, насыпай корм.
4. В лесу, на берегу реки, озера не оставляй после себя мусор.
5. Оберегай лес от пожара: не разжигай костров.
6. Участвуй в посадках деревьев, береги посадки.

Учитель:

Окружающая среда – это не только природа. Это и люди, и то, что сделано руками человека. Об отношениях между людьми, о бережном отношении к вещам мы уже говорили на прошлых занятиях. Вспомним коротко, о чём говорили.

Отношение к людям и к самому себе. Надо уважительно относиться к старшим, помогать пожилым людям, заботиться о близких. Также надо любить и уважать себя: умываться, расчёсываться, следить за опрятностью в одежде, смотреть за вещами, следить за своей речью.

Отношение к тому, что сделано руками человека. Нужно беречь школьные вещи, школьную мебель, то есть общественное имущество. Оно будет служит другим школьникам после Вас. Нужно беречь и домашние вещи, мебель, так как в них вложен труд Ваших родителей, деньги ими заработанные.

Учитель:

Есть наука экология. По словарю С. И. Ожегова, экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг другу и к окружающей их среде. Люди, которые занимаются экологией, называются экологами. Они изучают связи в природе, влияние человека на природу. Экологи говорят: “Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать”.

Кто знает примеры экологических проблем?

Учитель:

Например, Швеции угрожают “кислотные дожди”. Кто из вас знает, что это за “кислотные дожди”? Швеция маленькая страна – родина Астрид Линдгрен – автора книги про Карлсона. Эта страна сосновых и еловых лесов, и потому там почти всегда чистый воздух. Но однажды люди заметили, что в лесах стали сохнуть деревья, гибнуть рыбы в озерах. В чем дело? Ученые провели анализ воздуха, почв и воды. Оказалось, что над лесами скопилось много воздуха с едкой, опасной серной кислотой. А ведь в Швеции нет заводов. Как могла попасть туда серная кислота?

Этот воздух переместился из других стран, где много заводов, которые выбрасывают ядовитую серную кислоту. Ведь на всей Земле у нас один воздух, и если люди портят его в одном месте, то природа станет гибнуть и в другом месте, все в природе взаимосвязано.

Вот такая беда случилась в Швеции. Это всенародная проблема. Когда опасность угрожает природе – животным, растениям, и здоровью и жизни людей, то говорят – это “экологическая катастрофа”.

А какие еще проблемы называют “экологическими катастрофами”? (Рассуждения детей) .

Учитель:

Например, В море шел корабль, в трюмах он вез нефть, чтобы целую зиму отапливать большой город. Беда случилась перед рассветом. Корабль затрещал от удара, наскочив на подводные скалы. Матросы спаслись в шлюпках. От моря пахло не солью, водорослями или рыбой, а нефтью, она растекалась пленкой на большом участке. Первыми стали гибнуть птицы и рыбы. Птицы не могли взлететь с воды, потому что нефть склеивала их перья. Оттого, что нефть, как пеленой, покрыла море, воздух (кислород) не проникал в глубины, и морские живот рыбы задыхались Люди, жившие в прибрежной полосе, лишились чистого воздуха. Это “экологическая катастрофа”.

Но все люди встали на спасение жизни моря; вышли корабли-очистители, спасатели животных. Эта катастрофа заставила людей задуматься: как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.

Учитель:

(Показывает иллюстрацию) .

Что нарисовано на картинке?

Дымят заводы и фабрики. Из-за них в воздухе накапливается всё больше и больше углекислого газа. А углекислый газ образует как бы шубу Земли. Это называется парниковый эффект. Земля становится всё жарче – меняется климат. Дело может обернуться экологической катастрофой. От жары примутся таять льды Арктики, Антарктики. Значит, могут выйти из берегов моря и океаны, из-за чего многим странам грозит опасность оказаться под водой. А кое-где возникнут пустыни.

Как могут дети помогать бороться за чистоту окружающей среды? (Не мусорить, не кидать мусор в водоёмы, не жечь траву, убирать мусор около рабочего места, в своей комнате, в подъезде, около дома, в котором живёшь.)

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь –
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут –
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету.

Творческое задание “Мы – экологи”.

Учитель разбивает детей на пять команд – бригад. Даёт каждой бригаде экологов карточку с задание. Дети должны вспомнить, из курса “Окружающий мир” 1 класс, почему может случиться данная экологическая проблема, как её решить.

1 бригада.

Погибает рыба! Помогите! Почему рыба может погибнуть? Как её спасти?

2 бригада.

Кругом мусор! Помогите! Почему появляется мусор? Как с ним бороться?

3 бригада.

Трудно дышать в городе! Помогите! Почему в городе бывает трудно дышать? Как сохранить чистый воздух?

4 бригада.

На лугу исчезли бабочки! Помогите! Почему могут исчезнуть бабочки? Как их защитить?

5 бригада.

В лесу пропали птицы и звери! Помогите! Почему в лесу могут пропасть птицы и звери? Как их сберечь?

Учитель:

Событие.

В снегу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая, здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена...
И только поздним вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх...
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?

(С. Михалков)

1. Почему елочку нарядили?
2. Что произошло, если бы эту елочку спилили?

Учитель:

Величава, богата, могущественна, красива природа нашей Родины.
- Послушайте стихотворение Д. Всеславина “Зимняя сказка”.

Зимняя сказка.

Снег мерцает в свете,
Нежный пух снежинок,
Скрип березок белых
В тишине лесной,
И мороз некрепкий –
Все кругом спокойно,
Словно в дивной сказке,
Зимним, ясным днем.

Стройный и безмолвный
Лес в наряде чистом,
В белоснежной шали –
Снега-кружева,
И в лучах – как жемчуг
Искорки-снежинки –
Серебристой россыпью
Зимняя краса.

Гордые вязы,
Сосны деревья:
Ясени и великаны,
Солнышко на небе
В облаках пушистых –
Чудный миг, прекрасный,
Зимний лик лесной.

(Д. Всеславин)

Учитель:

Разве не нужно беречь такую красоту природы?

4. Итог занятия.

Учитель:

Итак, как мы должны относиться к окружающей среде?

5. Домашнее задание.

Учитель:

Подготовьте рассказ о вашем домашнем животном по плану:

1. Название животного, порода.
2. Кличка.
3. Внешний вид (особенности окраски) .
4. Особенности характера.
5. Твоё отношение к животному.

Приложение 1.

Классный час по экологии на тему:

«Бережное отношение людей к природе»

Цель: Формировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развивать позитивное эмоционально – ценностное отношение к природному окружению.

Задачи: -формировать знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней;

Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию;

Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Оборудование: ИКТ, дидактический материал, цветные карандаши, раскраски о природе, презентация, раздаточный материал, клей, бумага, магнитная доска и магниты.

Ход занятия.

    Психологический настрой. (слайд №3)

Чудес не бывает! Чудес не бывает!

Но в форточки утро как лебедь влетает!

И белым крылом разгоняет туманы!

И небо из белого стало румяным!

2.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сели все правильно. Угадайте, о чем пойдет речь у нас на занятии!

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (Природа)

3.К нам на занятие сегодня в гости пришел… А кто это вы узнаете отгадав загадку:

Летом ходит без дороги (слайд № 4)
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь).

Сегодня к нам на занятие пришел мишка. Он просит нас объяснить ему- что такое природа и как ее надо беречь? Расскажем ему?

Послушай мишка стихотворение.

Мы любим лес в любое время года, (слайд № 5, 6)
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Ученик2.
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!

Ученик3.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Ученик 4.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!

Ребята все, что нас окружает-называется природой.

    Игровой момент: «Голодный медведь » (слайд № 7)

Цель : развивает внимание, сосредоточенность на выполнении задания, произвольность; закрепляет знания о пищевых связях между животными и растениями на примере медведя; расширяет кругозор о видовом разнообразии растений и животных.

Так, например, животные и растения связаны между собой через питание. Одни питаются другими, а следовательно, не могут существовать друг без друга. Давайте посмотрим, чем питается такой могучий зверь, как медведь.

Весной, голодный после спячки, он ест разных животных: косуль, рыбу и даже муравьев, а летом и осенью любит полакомиться желудями, разными корнеплодами и другими растениями».

Выбирается «медведь» и разводящий. Остальные игроки придумывают себе названия животных и растений из того, что ест медведь. «Медведь» это не слышит. Когда роли определены, все, кроме медведя, приседают и делают вид, что спят.

В это время к разводящему подходит «медведь» и говорит «Стук, стук!» Разводящий просыпается и спрашивает:

Кто здесь?

Медведь.

Зачем пришел?

Есть хочу.

Что именно?

Медведь называет, чем он хочет полакомиться, например, «желудями».

Если требуемая пища имеется, разводящий говорит: «Есть такая пища, бери ее!»

Игрок с названием требуемой еды убегает, а «медведь» его ловит. Пойманный игрок становится «медведем». Непойманный игрок остается в прежней роли, изменив название.

Примечание :

    Игрок должен убегать в заранее оговоренное место, например, в круг или за черту.

    Пойманным считается тот игрок, до которого «медведь» дотронулся рукой, пока тот не добежал до установленного места.

    Творческая работа. Из предложенных деталей ребенок собирает аппликацию «Природа»

    Природа бывает «живая» и «неживая» .(Показываю все на аппликации.)

(слайд № 8)

Что относится к живой природе? (Всё, что растёт, дышит, питается, размножается: человек, растения, животные.)

Что относится к неживой природе? (Воздух, вода, земля, камни, природные явления.)

5.Давайте поиграем: Я называю слово, а вы показываете картинку и говорите: к «живой» природе это относится или к «неживой». (Гроза, дождь, снег, дерево, животное, насекомое, солнце, раба)

6. Пальчиковая гимнастика: «Дождь»- постучали пальчиками по столу -как дождь. (слайд №9)

7. Артикуляционная гимнастика: Скороговорка «У ежа – ежата, у ужа- ужата» (слайд № 10, 11)

8. Изучение нового материала. Каждый знает, как должна выглядеть убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддерживания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты- экологи. «Экос» по-гречески значит «дом», «логос»- «ученье, наука». Экология– это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины ХХ века человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живое на Земле взаимосвязано. Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа, новая экологическая беда.

Проблемный вопрос:

Что же надо делать, чтобы беды не случилось? (Ответы детей) (слайд № 12)

Чтобы не случилась беда, природу надо беречь.

9.Физминутка «Рыбки» (слайд № 13)

Рыбки плавали, плескались в чистой, тепленькой воде.

То сойдутся, разойдутся- то зароются в песке.

Послушайте стихотворенье. Правильно ли ведут себя ребята, отдыхая на природе? (слайд № 14)

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там -пустые банки,

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку пошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Жгли костер, бумагу жгли-

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли,конечно,мимо…

Эй, ребята! - крикнул Дима -

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли-

Веселились как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых наши склянки,

Две размокшие баранки-

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

А как бы вы поступили, ребята?

Правила поведения на природе.

Нельзя рвать цветы, разорять гнезда птиц, топтать грибы, шуметь в лесу.

Исчезающие виды животных, птиц и растений занесены в Красную книгу! (слайд № 15)

На доске аппликация «Природа», прикрепляем к ней груды мусора – сравниваем,

«чистую» природу и «грязную». Как лучше?

Ученица:Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

10.Итог занятия. Расскажите, мишке, что такое природа и как ее надо беречь! (слайд 16)

10. Релаксация.

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю. Берегите!...

Молодцы! (слайд № 17)