Конспект экскурсии в городской парк «Осенние изменения в природе. Конспект занятия "экскурсия в осенний парк" Дети: В лесу нельзя

Татьяна Перова
«Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе

ТЕМА : Экскурсия в осенний парк . Золотая осень .

ЦЕЛЬ : учить детей различать наиболее характерное состояние

осенней погоды : холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья,

провести наблюдение за осенней природой ,

закрепить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по величине, цвету,

вызывать эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев ,

развивать наблюдательность, внимание, память, воображение и речь,

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней и беречь.

Ход ЭКСКУРСИИ:

Вводная беседа

Какое время года наступило?

Какие осенние месяцы знаете ?

Какой месяц осени сейчас ?

Мы с вами познакомились с приметами ранней осени . А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень . Мы отправляемся в парк , чтобы посмотреть, как он изменился. Стал ли золотым?

Основная часть парке )

Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк . Там мы с вами

будем играть, наблюдать, узнаем много, чего вы еще не знаете.

Пришли в парк .

Дети, что вы наблюдаете в небе? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.)

Что изменилось в природе с наступлением осени ?

Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев , которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.

Дети, посмотрите, в парке стало светлее . Как, по вашему, действительно парк стал светлее ? А почему?

Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень » .

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзке на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…

Посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями? Они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.

А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями . Посмотрите, какие они красивые. Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Это берёза. Расскажите о ней. Какая она? (Рассказы детей.) А какой наряд у клёна? А вот тополь, дуб.

А кто покажет мне ствол дерева? Обхватите его пальцами.

Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя?" Какой

Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.

Поэтому мы попробуем сделать это руками.

Воспитатель предлагает 2-3 детям взяться за руки и обхватить

Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они - толстые

или тонкие?

А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные,

оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)

А листья большие или маленькие?

Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.

Давайте соберем листья, но только желтые. Собирают потом

коричневые, потом только зеленые).

Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие

листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и

предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась,

опускаются на землю.

Давайте мы тоже покружимся как листики.

Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.

Игра «Деревья» . Воспитатель говорит : - Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает

деревья, все дети качают руками с листьями «Закружились листочки» - дети

кружатся с листьями, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю» .

Дети подбрасывают листья и приседают. «Змейка из листьев» - дети с листьями

берут друг друга за руки и идут змейкой.

Мы уже знаем, что осенью часто идут дожди . Сейчас мы поиграем в игру

«Солнышко и дождик» и посмотрим, кто же из вас самый, внимательный.

Светит солнышко, все бегают, играют. Но вот пошёл дождик, по сигналу

воспитателя дети бегут под зонтик.

Предложить и другие игры. Перед тем, как дети уйдут из парка , воспитатель

Предлагает полюбоваться красотой осеннего парка .

(раздел Познание)

Участвовали дети группы, их родители, воспитатель.

Цель:

  • развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
  • воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
  • создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи:

  • научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
  • развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
  • формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"

(раздел Познание)

Участвовали дети 11 группы, их родители, воспитатель.

Цель:

  1. развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
  2. воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
  3. развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  4. формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
  5. создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи:

  1. научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
  2. развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
  3. формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Подготовка экскурсионного снаряжения:

  1. План маршрута, компас.
  2. Пакеты для сбора мусора, перчатки.
  3. Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
  4. Папки для растений - 2.
  5. Корзиночки для шишек, листьев - 4.
  6. Хлеб для кормления уточек.

Ход экскурсии.

I. Организационная часть. Актуализация опорных знаний:

Воспитатель:

Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.

Ребята называют правила поведения в лесу : идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес.

Придя на место, взрослые и воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну, складывают рюкзаки в одно место. Отдыхают.

Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".

Воспитатель:

Дети, какое время года сейчас?

Дети:

Осень.

Воспитатель: А как же вы догадались?

Дети:

Деревья и трава пожелтели.

Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц.

Организация игр с родителями и детьми.

  1. Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
  2. Игра «Что какое? ». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.
  3. Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.
  4. Подвижная игра «Перелет птиц».

Воспитатель:

Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.

Дети слушают и говорят, что услышали.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.

Разбежались по лужайке

Беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки – подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод.

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.

Конкурс для детей и родителей «Сказать как можно больше красивых слов о березе».

Дети вместе с родителями исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла».

Воспитатель:

Давайте еще раз внимательно посмотрим, кто находится на деревьях и около деревьев?

Дети:

Птицы, белка.

Воспитатель:

А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?

Дети:

Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.

Воспитатель:

Хорошо! Животные получают пользу от растений, а растения?

Дети: Наверное, ничего.

Воспитатель: А

так это, или не так? Послушайте мой рассказ (рассказать о жизни растений и животных в лесу).

Воспитатель: Кто помогает распространять семена клена?

Дети:

Мыши.

Воспитатель:

Как называются плоды дуба?

Дети:

Желуди.

Воспитатель:

Кто помогает распространять плоды дуба?

Дети:

Сойки.

Воспитатель:

Кто помогает распространять плоды рябины?

Дети:

Дрозды и другие птицы.

Воспитатель:

Молодцы, хорошо запомнили!

II этап - изучение нового материала .

Воспитатель:

Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.

Дети:

Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.

Воспитатель:

Какая музыка подходит под эту осень?

Дети:

Спокойная и грустная.

Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.

Проводится игра "Мы - осенние листочки".Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).

Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?

Дети: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).

Воспитатель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).

А остальные деревья, как можно назвать?

Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!

Воспитатель: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.

Воспитатель:

Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.

Дети:

Медведь готовится к спячке.

Воспитатель:

Заяц.

Дети:

Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.

Воспитатель:

Еж.

Дети:

Еж готовится к спячке.

Воспитатель: Белка.

Дети:

Белка делает запасы.

Воспитатель:

На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в группе.

III этап - закрепление и первичный контроль усвоенного.

Воспитатель:

А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?

Дети:

Осенью.

Воспитатель:

Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?

Дети:

Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.

Воспитатель:

Что происходит с деревьями осенью?

Дети:

Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.

Воспитатель:

А как ведут себя животные осенью?

Дети:

Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.

IV этап - домашнее задание .

Воспитатель:

Дома, ребята, посушите листья утюгом через газету и на листе бумаги из них сделайте красивую аппликацию на тему "Осенняя природа".


Тема урока: В гости к осени.

Цель урока: наблюдение за признаками наступления осени в неживой и живой природе.

Задачи урока:

  • провести сравнения признаков неживого и живого летом и осенью;
  • учить самостоятельно добывать информацию из различных источников, расширить кругозор учащихся;
  • конкретизировать понятия “неживая природа” и “живая природа”;
  • продолжить формирование навыка узнавания растений опадения листьев, нахождения следов жизнедеятельности животных,
  • продолжить развитие эстетического восприятия природы;
  • формировать правильное отношение к природным объектам.

Практическая значимость урока:

Изготовлена I часть сборника “Времена года” (“Осенние приметы и обычаи”) с описанными признаками и приметами осени (см. Приложение 1).

Оборудование: папка гербарная с газетами, термометр, коробка для сбора плодов, вертикальный шест (длиной 1,5 м), нож, копалка.

Экскурсия проводилась в пришкольном саду. Подготовительный этап включал в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок, выбор наиболее часто встречающихся растений. До начала экскурсии проведена беседа по технике безопасности.

Ход экскурсии

Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью. В загадке есть подсказки: все убрано с полей; земля, мокрая от дождей; день становится короче.

Учитель. Итак, мы с вами пришли в наш школьный сад. Он дружелюбно и приветливо принимает нас и хочет поведать свои природные тайны. У него их очень много. За одну экскурсию мы все не сможем разгадать, поэтому будем приходить сюда чаще, и каждый раз открывать что-то новое.

В осеннем парке золотом
Вальсирует листва берез…

Посмотрите вокруг себя. Какие тела природы вас окружают?

Дети. Воздух, растения, птицы, почва…

Учитель. На какие группы разделим природные тела?

Д. Неживая и живая природа.

У. Как же будет звучать тема нашего урока?

Д. В гостях у осеннего сада.

У. Хорошо. Наш сегодняшний урок будет необычным, он проходит не в классе, а на природе, и все вы готовили свои проекты к этому уроку, работая в группах, помогая друг другу и отбирая нужный материал.

И, коли речь сегодня пойдет об осени, послушаем, что же интересного вам удалось отыскать о каждом осеннем месяце и народных приметах сентября, октября и ноября.

Дети защищают свои проекты: 1 группа готовила “Странички сентября”, 2 группа – “Странички октября”, 3 группа – “Странички ноября”.

У. Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. Соединив все эти “Странички…” вместе, у нас получилась I часть сборника, название которому мы придумали вместе – “Времена года. Осень”. Следующие части сборника появятся с приходом следующего времени года. Впереди у нас новые проекты, а пока продолжим разговор об объектах неживой природы, т.к. приближение нового времени года показывает изменение температуры воздуха.

У меня в руках прибор для измерения температуры – термометр.

Посмотрим, сколько он показывает градусов? Кто дома следит за температурой воздуха? Покажите, как определить?

Следуют ответы детей. Если дети затрудняются ответить, либо отвечают неточно и неполно, то учитель вносит ясность и обобщает ответы учащихся.

У. Надо посмотреть на цифру, стоящую около деления шкалы у верхнего конца подкрашенной жидкости. Сегодня … градусов тепла.

Воздух и поверхность Земли нагревает солнце. Летом солнце было высоко и светило ярко, поэтому температура достигала 35-40 градусов. Чтобы проследить за высотой солнца, выполним небольшую практическую работу.

Существует прибор для изменения высоты солнца, называется этот прибор гномон. К сожалению, у нас нет настоящего прибора, поэтому мы воспользуемся вот чем: посмотрите на шест у меня в руках, его длина 1,5 м, как и у настоящего прибора и внешне наш шест напоминает гномон. Ставят гномон на горизонтальной площадке. В полдень, когда солнце расположено выше всего над горизонтом, тень от стержня самая короткая и направлена на север.

Я продолжу беседу, а вы понаблюдайте, как расположена тень от нашего “прибора” и как эта тень будет двигаться.

Если мы посмотрим на небо, что можем увидеть там?

Д. Облака.

У. Что собой представляет облако?

Д. Это множество капелек, собранных вместе.

У. Правильно. И, если облако состоит их мельчайших капелек воды или маленьких кристалликов льда, то осадков не будет. А вот когда капельки соединяются вместе, они становятся тяжелыми и выпадают в виде дождя.

Но если в облаке температура ниже нуля, то выпадет снег.

О следующем объекте неживой природы вы узнаете из загадки:

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?

Д. Это ветер.

У. Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Это движение есть ветер. Он может быть легким дуновением, а может вырвать дерево с корнем.

Итак, подведем итог. Какая погода бывает осенью?

Д. Осенняя погода становится прохладной, дождливой, ветреной.

У. Все эти особенности вызываются изменениями состояния воздуха, который окружает Землю, его нагреванием или охлаждением.

Обратимся к нашему самодельному “гномону”. Обратите внимание. Тень от него сдвинулась на уже довольно приличное расстояние и стала гораздо длиннее. Это лишь доказывает наше предположение о том, что с помощью данного прибора можно измерить высоту солнца. С более точным измерением вы познакомитесь в старших классах.

Ребята, а сейчас перечислите, кто относится к телам живой природы?

Д. Растения, животные, человек.

У. Верно, но сегодня мы будем говорить о растениях и животных.

Послушайте, пожалуйста, сказку и скажите, прав ли был тополь?

В сказке названо это растение, т.к. в школьном саду произрастает много тополей, что наглядно для детей.

У. “Жила девочка Маринка и очень она любила ходить в зеленый лес. Но вот наступила осень, листья начали желтеть и падать. Стало ей очень грустно, и решила она помочь деревьям. Взяла девочка дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и послышалось ей, что зашушукались листья над головой: “Что ты мне спать мешаешь?”

Я не хотела вас будить, я листочки вам подклеиваю.

Эх, добрая душа! Дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать.

В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, но остались желтые, оранжевые, красные. Вот листья и разукрасились. А потом они высохнут и опадут.

Кто вас будет кормить всю зиму? – заволновалась Маринка.

А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так спится хорошо. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям в их жизни, и почудилось ей, что старый тополь тихонько похрапывает”.

Согласны ли вы с тем, что не надо “мешать деревьям в их жизни”?

(Ответы детей).

У. Подойдем к тополю, посмотрим вокруг на опавшие листья. Вот ветерок оторвал и подхватил листочки. Давайте соберем разной окраски листья в гербарную папку, а на следующих уроках внимательно их рассмотрим и найдем признаки сходства и различия.

У. Ребятишки, а как называются деревья, которые сбрасывают листья на зиму?

Д. Их называют л и с т о п а д н ы м и.

У. Сейчас быстренько подбегите к деревьям, о которых есть загадка:

Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

(Дети подбегают к ели).

У. На эту загадку можно ответить еще так: сосна. Подбегите к соснам. (Дети разбегаются и встают к соснам, затем снова подходят к учителю). Как отличить ель от сосны? Присмотритесь к листочкам, они называются хвоинками. Потрогайте их, сравните длину и как они крепятся на стебле.

Д. Хвоинки жесткие, колкие; у сосны они длиннее и сидят по две, а у ели – по одной.

У. Молодцы. Посмотрите под деревья, как много лежит хвоинок. О чем это нам говорит?

Дети с помощью учителя делают вывод: Ель и сосна сбрасывают листья – хвою не сразу, как листопадные растения, а постепенно. Поэтому они все время стоят зелеными; называются такие растения в е ч н о з е л е н ы м и.

У. Посмотрите и скажите, что растет у нас под ногами?

Д. Растет трава – травянистые растения.

У. В каком состоянии вы видите растущие в саду травянистые растения?

Д. Многие травы завяли, пожелтели, но есть с зелеными листьями, а на клумбах еще цветут.

У. Под нашими ногами многолетняя трава. Назовите знакомые вам растения.

Дети называют известные им растения; если могут кратко рассказывают о них; срывают листья (и, если есть, соцветия) растений в гербарную папку, а плоды и семена в коробку.

У. Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие животные “присутствуют” на экскурсии вместе с нами?

Д. Вороны, воробьи, грачи, бабочки, мухи.

У. Как мало животных в осеннем саду. Их было здесь столько же летом?

Д. Конечно, нет. Мы видели много жуков, бабочек, шмелей, комаров, а сейчас они попрятались. Потому что стало холодно, а тело у них тонкое, нежное.

У. Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные.

Д. Насекомые и птицы.

У. Назовите признаки насекомых.

Д. 6 ног, на голове пара усиков, 2 крыла, на брюшке полосочки-насечки.

У птиц тело покрыто перьями, на голове 2 глаза и клюв, 2 крыла, пара ног, хвост.

У. Почему же птицы осенью улетают на юг?

Д. Становится холодно, а самая главная причина – зимой им нечего есть.

У. Докажите, ведь люди зимой подкармливают птиц, значит, они могут пережить зиму рядом с человеком.

Д. Насекомые прячутся, водоемы замерзают, семена с растений падают на землю и засыпаются снегом, поэтому птицы отправляются в теплые края. Где много корма.

У. Как находят они путь в Африку или в Индию, в Туркмению или Австралию вы узнаете на уроках биологии, а на вопрос “зачем поют птицы?” ответ найдем на весенней экскурсии. А пока:

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Так написал о том, о чем мы с вами говорили в осеннем саду, замечательный русский поэт Афанасий Фет.

Заканчивая экскурсию, хочу отметить: вашу заинтересованность в изучении объектов природы, вашу помощь в отыскании ответов на вопросы, которые ставят перед нами растения и животные, и, конечно же, вашу подготовку проектов и их защиту. Молодцы, ребята!

Благодарю за ваш труд по сбору листьев и плодов!

Осенняя экскурсия в природу «В гости к деревьям».

Цели:

    Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.

    Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.

    Продолжить формирование понятий «неживая природа», «живая природа», актуализировать представления о жизненных формах растений.

    Учить наблюдению за поведением животных.

    Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

    Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

    Учить правильному сбору природного материала.

Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов, плакат, сигнальный флажок.

Беседа по технике безопасности и по правилам поведения в природе.

Ход экскурсии.

Учитель :- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в парк. Я получила письмо от «деревьев» и они приглашают нас к себе в гости.

Разноцветный парк,

Разноцветный сад,

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, послушайте звуки природы, шелест листьев. Мне вспоминаются слова великого русского поэта А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

О какой поре пишет поэт?

Дети: Об осени.

Учитель: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.

Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.

Учитель: А почему листья на деревьях становятся желтыми, а затем опадают?

Учащиеся: Из-за похолодания питательные вещества перестают поступать к листьям, и ветер срывает их.

Учитель: Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть. Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра.

Учитель: Перечислите все то, что относится к природе.

Дети: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.

Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда - вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы: облака, небо, солнце, растения, животные.

Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на 2 группы. Назовите их.

Дети: Неживая и живая природа.

Учитель: Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.

Не зверь, а воет. (Ветер)

Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

Без огня горит. (Солнце)

Дети: В этих загадках упоминается неживая природа - ветер, дождь, солнце.

Учитель: Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете?

Ученики: Немного тепла.

Учитель : Вспомните, как чувствовали солнышко летом?

Дети: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.

Учитель: Какое положение занимало солнце на небе летом?

Ученики: Оно было высоко.

Учитель: Как расположено сегодня?

Дети: Ниже, поэтому и греет слабо.

Учитель: Отгадайте, что это?

Крупно, дробно, зачастил

И всю землю напоил.

Учащиеся: Это дождь .

Учитель: Много дней уже идет дождь, «небо будто прохудилось». Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.

Учащиеся: Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.

Учитель: Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?

Летят орлицы по синему небу,

Крылья распластали.

Солнышко шептали.

Дети: Мы видим облака.

Учитель: Часто ли плыли облака по летнему небу? Дети: Нет, редко.

Учитель: Кого они вам напоминают?

Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.

Неизвестно, где живет.

Налетит - деревья гнет.

Засвистит - по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

Дети: Это ветер , если он дуст сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.

Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

Дети: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.

Учитель: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к «своей отгадке».

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. (Белый ствол, ветки свешиваются, сережки).

Учитель : Следующая загадка.

В красном платьице девица

Вышла с осенью проститься,

Осень проводила

Платье снять забыла.

Дети: Это рябина. Признак - красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.

Учитель : А вот еще одна загадка.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Ученики: Это ель. Признак - иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.

Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо.

Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?

Ученики: Это деревья.

Учитель: Какой одинаковый признак вы увидели?

Дети: Один главный ствол.

Учитель: Послушайте внимательно следующую загадку.

Как была молода - была бела,

А как постарела - то покраснела.

Дети: Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные.

Учитель : А это что за растение?

Стоит зеленый кустик

В красный горошек,

А тронешь - укусит .

Учащиеся: Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.

Учитель: Каким общим словом назовем калину, шиповник?

Дети: Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.

Учитель: Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру: «С какого растения эти листочки», согласны? Тогда за работу.

Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков?

Учащийся: Я не знаю, как называется дерево, но на нём висят «парашютики».

Учитель: Это плоды интересной формы, мы их тоже соберём в гербарий. А растение называется - клён американский . Вы знаете клён с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно и вы увидите признаки различия.

Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы?

Дети: Листопад.

Учитель: Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Листопад, листопад

Листья желтые летят

Под ногами шуршат

Скоро станет голым парк

Учитель: А сейчас поиграем в игру «Мы осенние листочки».

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).

Учитель: Давайте пойдём тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?

Ученица: Я вижу бабочку и кого-то, похожего на осу.

Учитель: Это цветочная муха. В отличие от бабочки у неё два крылышка. Что видно ещё на их теле?

Дети: Усики, ножки, красивая окраска.

Учитель: Каким общим словом назовем этих животных?

Дети: Это насекомые .

Учитель: А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу.

Учащиеся: Паучок плетет свою паутинку.

Учитель : Зачем он это делает?

Дети: В неё ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их кушает.

Учитель: К какой природе относятся увиденные нами животные?

Ученики: Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.

Учитель: Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает?

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет.

Крошки собирает.

Дети: Воробей . Он покрыт серыми перьями, живем во дворе рядом с человеком.

Учитель: Что он делает?

Дети : Клюёт семена травы.

Учитель: Растение называют горец птичий, или птичья гречишка потому, что многие птицы любят полакомиться его семенами.

Учитель: А каких еще вы видели птиц во время нашей экскурсии?

Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими листьями, отлетающими в тёплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всём, что увидите и услышите в природном окружении. А в завершении послушайте стихотворение.

Промелькнуло быстро лето,

Пробежало по цветам,

За горами бродит где-то

И без нас скучает там.

В двери к нам стучится осень,

А за осенью - зима

Мы её не ждём, не просим,

А она идёт сама.

(В.Маликова и Л.Некрасова)

Учитель: Грустим ли мы с вами о лете?

Дети: Конечно, но оно вернется через год. Это закон природы.

Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Попробуем об этом в школе нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, которую мы с удовольствием послушаем.

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ (план - конспект экскурсии в природу) Цели:     познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире; развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период; воспитывать любовь к природе родного края; расширять кругозор, словарный запас, спектр представлений по данной теме. Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы. Место проведения экскурсии: окрестности школы (лесопосадка, ручей). Подготовка учителя к экскурсии: 1. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью лесной, придорожной, прибрежной (чтобы показать уч-ся особенности увядания природы разных биоценозов). 2. Приготовить карточки-определители растений. 3. Провести беседу об охране природы. 4. Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.). Подготовка учащихся к экскурсии: 1. Побеседовать с учащимися о различных периодах осени (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой увядающей природы, с вопросами ее охраны). 2. Ввести три новых понятия об осени и указать сроки их наступления: «календарная осень», «астрономическая», «биологическая». 3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода осени (сентябрь, октябрь, ноябрь). 4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в природе. ХОД ЭКСКУРСИИ: 1. Организационный момент начала урока - экскурсии: . Игра «Зеркало»: посмотри на товарища. Готов ли он к экскурсии. . Игра «Посчитаем шапки», «Посчитаем пуговицы», «Посчитаем шарфики», «Посчитаем карманы». А. Вступительное слово. Учитель: Ребята, сегодня я хочу совершить путешествие в природу, путешествие не простое, а волшебное. Послушайте внимательно стихотворение и отгадайте, куда мы сегодня совершим путешествие: Бродит в роще листопад По лесам и кленам. Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном. Соберем из листьев веер Яркий и красивый. Побежит по листьям ветер Легкий и игривый. И послушно листьям в след Птицы улетели... Учитель: Догадались, про какое время года это стихотворение? (Осень.) Правильно ребята, я приглашаю вас на экскурсию, под названием «Осень» Б. Повтор ТБ на экскурсии. Учитель: Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя на экскурсии: 1. Надо соблюдать дисциплину, правила поведения на дороге. 2. Не пробовать на вкус какие - либо ягоды, растения, грибы. 3. Не трогать незнакомые подозрительные предметы. 4. Нельзя ломать ветки, рвать растения. 5. Нельзя брать и кидать палки, камни. Учитель: Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать наше путешествие 2. Основная часть. А. Актуализация ранее изученного опыта воспитанников: Учитель: А теперь ребята посмотрите вокруг себя. И скажите, какая бывает осень? (Вывести на определение ранняя / поздняя) - А что мы можем сказать о ранней осени? Какая она, что в это время происходит в природе? Как раннюю осень называют по другому? (листья - желтые, красные, оранжевые, листья опадают, птицы собираются на юг, день становится короче, ночь - длиннее). - Почему птицы улетают на юг? (насекомые впадают в спячку, есть нечего) - А что происходит в природе поздней осенью? (Становится холодно, день стал коротким, ночь длинной, птицы улетели, выпадает первый снег, солнце не греет, холодное). Учитель: Молодцы, много знаете об осени. Игра «Назови признак» Ребята, я вам сейчас буду называть явления природы, а вы должны образовать от них признаки, например: Ветер - ветреный Дождь - дождливый Облако - облачный Туман - туманный Холод - холодный. Б. Игра-упражнение «Не теряй пару» «Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая, и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу». В. Рассказ - наблюдение об осени. Учитель: Давайте немного пройдёмся и посмотрим какого - же цвета осень? Посмотрите налево и скажите, какого цвета листья на этом дереве? - Они ещё зелёные. Теперь посмотрите направо и скажите, какого цвета листья на этом дереве? (Жёлтые, золотые.) За счёт жёлтых, золотых листьев на берёзе осень называют «золотой». Давайте все вместе скажем: «Золотая осень». Учитель: Осень - это время созревания семян, сбора урожая. Желтый цвет - символ осени. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал название этой поре года - золотая осень. Кроме желтого цвета для осенних пейзажей характерен серый и малиновый цвет. И очень интересно наблюдать, как природа одними и теми же красками пишет сначала радостный, яркий, солнечный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый. - Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь насекомых? (Их стало меньше) - Бабочки с первыми осенними холодами гибнут, зимуют только отложенные ими яйца. Многие насекомые забираются под кору деревьев, в щели построек, и там перезимовывают. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые весной построят новое гнездо. - Сентябрь - это месяц «птичьих стай». Почему? (Ответы детей) - Насекомых становится меньше, поэтому улетают птицы - ласточки, стрижи, так как они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют не отлету в теплые края журавли, грачи, кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает. Г. Динамическая пауза. Учитель: Ох, ребята, что-то холодно стало! Давайте погреем руки. Руки в кулачки сожмем И немножко подождем. На ладошки мы подуем, Все снежинки мы с них сдуем. Каждый пальчик мы возьмем, Сильно на него нажмем. (Дети выполняют соответствующие тексту движения). Д. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого.) Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.) Листья берёзы, Листья рябины, Листики клёна, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. («Шагают» пальчиками.) Д. Игра «Верю - не верю» Учитель зачитывает утверждения. Учащиеся внимательно слушают. Отвечают «верю», если утверждение верное, «не верю» - если неверное. - Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники («не верю») - На деревьях висят ягоды клюквы (« не верю»), - Сушатся грибы («не верю»), - Сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни (« не верю»). - Залаяла собака («верю»), из травы выскочил белый заяц («не верю») - При этом он испугал жаворонка («не верю») - И куропатку, которые поднялись высоко в небо и запели песни (« не верю»), - А зайчик прыгнул в воду («не верю»), - Нырнул в свой домик («не верю»), Забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую зиму (« не верю»). Е. ГРУППОВАЯ РАБОТА. Трудовая деятельность (в соответствии с индивидуальными особенностями развития воспитанников). 1-я группа - сбор семян, шишек, желудей. 2-я группа - сбор листьев с деревьев, кустов. 3-я группа - наблюдение за поведением насекомых и его описание. 4-я группа - наблюдение за чем-то необычным, что будет замечено во время экскурсии, и описание. Учитель: Сбор листьев. Уточнение с какого дерева, и какого цвета листья собрали дети. Упражнение «Составь букет». Дети составляют композицию из листьями, чередуя их по цвету. 3.Подведение итогов экскурсии. - Ребята теперь вы знаете, почему осень называют жёлтой, золотой? (Ответы детей.) - Что понравилось и что запомнилось вам в нашей экскурсии? - Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо отвечали, работали. Домашнее задание: рассказать родителям о своих впечатлениях на экскурсии, обратить внимание на краски осени, ее приметы; в библиотеке найти загадки, книги об осени. Карточка №1. 1.На ветке 10 синиц. 6 синиц улетели. Сколько осталось? 2.У Артёма 9 копеек. Он нашёл 1 копейку. Сколько стало? 3.В классе 9 мальчиков, а девочек на 4 меньше. Сколько девочек? 4.На столе лежит 6 книг, а тетрадей на 2 больше. Сколько тетрадей? 5.Костя получил 5 оценок. Из них 4- пятёрки. Сколько четвёрток? 6.Костя получил на математике 1 пятёрку, на чтении ещё 2 пятёрки, а на музыке ещё 1 пятерку. Сколько всего оценок? 7.У Любы 3 марки, у Лены 7 марок. На сколько у Любы меньше, чем у Лены? Карточка №3. 1.Боря купил 8 марок. 4 марки он потерял. Сколько осталось? 2.Лена получил 6 пятёрок, потом ещё 3. Сколько всего? 3.В вазе 3 розы, а лилий на 2 больше. Сколько лилий? 4.К речке идут 8 утят, а уток на 2 меньше. Сколько уток? 5. В пакете всего 7 конфет. Из них 1 ириска. Сколько шоколадных? 6.У Миши и Вани всего 9 леденцов. Миша съел 4 леденца, а Ваня столько же. Сколько осталось? 7.У Лили 3 шоколадки и 1 леденец. На сколько шоколадок больше, чем леденцов? Карточка №2. 1.Было 8 конфет. Петя съел 2 конфеты. Сколько осталось? 2.На столе 5 груш и 3 апельсина. Сколько всего? 3. У Тимура 6 книг, а у Алины на 2 больше. Сколько у Алины? 4.Мы выписали 3 газеты, а журналов на 2 меньше. Сколько журналов? 5.В вазе 10 цветов. Из них 3 тюльпана, а остальные- розы. Сколько роз? 6.В вазе 3 цветка, положили ещё 4 цветка, а 2 цветка завяли. Сколько осталось? 7.В вазе 5 роз, а тюльпанов4. На сколько роз больше, чем тюльпанов? Карточка №4. 1.Было 10 цыплят. 3 убежали. Сколько осталось? 2.У Пети 7 копеек, у Вовы 2 копейки. Сколько всего? 3.У Эли 5 конфет, а у Артура на 1 меньше. Сколько у Артура? 4.В пакете 5 груш, а в сумке на 3 больше. Сколько в сумке? 5.Во дворе 5 кошек. Из них 1 рыжая, остальные - серые. Сколько серых котят? 6.Было 7 котят. 2 котёнка ушли, а 3 пришли. Сколько стало? 7.Во дворе 7 котят и 5 щенят. Кого больше и на сколько? Карточка №5. 1.Было 7 чашек. 2 разбили. Сколько осталось? 2.На ветке 4 вороны и столько же воробьёв. Сколько всего? 3.Диане 7 лет, а Витя на 1 год младше Дианы. Сколько лет Вите? 4.В магазине продали 8 утюгов, а ламп на 2 больше. Сколько ламп продали? 5.В парке всего 7 деревьев. Из них 3 липы. Сколько берёз? 6.В парке было 4 дерева. Сначала посадили 2 берёзы, потом ещё столько же. Сколько стало? 7.В парке 6 берёз и 2 осины. На сколько осин меньше, чем берёз? Карточка №6. 1.У Вовы 7 открыток. Он подарил Мише 3 открытки. Сколько осталось? 2.На дереве 7 птиц. Прилетели ещё 3. Сколько стало? 3.На первой полке 2 книги, а на второй на 5 больше. Сколько книг на второй полке? 4.Лиде 5 лет, Антон на 2 года моложе Лиды. Сколько лет Антону? 5.В классе 10 детей. Из них 6 мальчиков. Сколько девочек? 6.В классе 10 детей. 5 человек вышли, а 3 вошли. Сколько стало? 7.В классе 9 мальчиков и 10 девочек. На сколько девочек больше, чем мальчиков? Карточка №7. 1.На пальто было 6 пуговиц. 3 оторвались. Сколько осталось? 2.Илья съел 4 яблока и 3 груши. Сколько всего? 3.Света живёт на 3 этаже, а Коля на 1 этаж выше. На каком этаже живёт Коля? 4.В озере 10 лещей, а окуней на 2 меньше. Сколько окуней? 5.У Васи было 10 копеек. После того как он купил тетрадь, у него осталось 7 копеек. Сколько стоит тетрадь? 6. У Васи было 10 копеек. Он купил тетрадь за 4 копейки и блокнот за 5 копеек. Сколько копеек осталось? 7.У Лены 5 рублей, у Юли 9 рублей. У кого больше и на сколько? Карточка №8. 1.В тарелке 8 слив. Костя съел 2 сливы. Сколько осталось? 2.В саду растут 6 роз и 3 пиона. Сколько всего цветов? 3.В классе 5 шкафов, а окон на 2 меньше. Сколько окон в классе? 4.На верхней полке 4 книги, а на нижней на 3 больше. Сколько книг на нижней полке? 5.В сарае было несколько лопат. Когда 3 лопаты взяли, осталось 5 лопат. Сколько лопат было сначала в сарае? 6.У Дениса было 2 карандаша. Тимур дал Денису ещё 2 карандаша, а Анны 3 карандаша. Сколько карандашей стало у Дениса? 7.В вазе 10 тюльпанов и 5 роз. Чего больше и на сколько? Карточка №9. 1.Было 10 копеек. Истратили 4 копейки. Сколько осталось? 2.У машины 4 колеса. Сколько колес у двух машин? 3.Коле 9 лет, а Игорь на 2 года моложе. Сколько лет Игорю? 4.Во дворе играют малыши. Девочек 5, а мальчиков на 1 больше. Сколько мальчиков? 5.Всего 7 карандашей. Из них 3 красных. Сколько синих? 6.У Вовы было 7 карандашей. 1 он потерял. Потом он купил ещё 4 карандаша. Сколько стало? 7. У Вовы было 7 синих карандашей и 2 красных. На сколько красных меньше, чем синих? Карточка №10. 1.Было 8 шариков. 3 лопнули. Сколько осталось? 2.У Кати 3 жёлтых шара и 4 зелёных. Сколько всего? 3.У Романа 9 карандашей, а у Данила на 1 больше. Сколько у Данила? 4.В букете 6 колокольчиков, а ромашек на 1 меньше. Сколько ромашек? 5.В тарелке 8 овощей. Из них 4 огурца. Сколько помидоров? 6. В тарелке было 8 овощей. Сначала съели 2 огурца, потом 3 помидора. Сколько осталось? 7. В тарелке 8 огурцов и 5 помидоров. На сколько огурцов больше, чем помидоров? Карточка №11. 1.На столе 10 грязных ложек. 5 ложек вымыли. Сколько осталось? 2.Дед Мороз подарил Юле 3 шоколадки и столько же конфет. Сколько всего? 3.В небе 8 самолётов, а вертолётов на 3 меньше. Сколько вертолётов? 4.Оле 6 лет, Серёжа на 2 года старше. Сколько лет Серёже? 5.У Мити 7 шаров. Из них 2 - большие. Сколько маленьких? 6. У Мити было 7 шаров. 1 лопнул, 2 улетели. Сколько осталось? 7.У Мити 3 больших шара и 4 маленьких. На сколько больших шаров меньше, чем маленьких? Карточка №12. 1.У учителя 10 тетрадей. 8 она уже проверила. Сколько осталось? 2.Данил выпил сначала 4 чашек чая, потом ещё 1. Сколько всего? 3.Артём смастерил 6 поделок, а Стас на 1 меньше. Сколько поделок сделал Стас? 4.Свете 7 лет. Юра на 3 года старше Светы. Сколько лет Юре? 5.Петя поймал всего 5 рыб. Из них 3 окуня. Сколько лещей? 6. Петя поймал 5 рыб, потом ещё столько же. Мама из 3 рыб сварила суп. Сколько осталось? 7.Петя поймал 3 окуней и 10 лещей. На сколько больше лещей, чем окуней? Карточка №13. 1.У почтальона 8 писем. 5 писем он раздал. Сколько осталось? 2.На поляне 4 зайца. Пришли ещё 2. Сколько стало? 3.Вера живёт на 5 этаже, а Юля на 2 этажа выше. На каком этаже живёт Юля? 4.В нашем доме 5 этажей. Дом, стоящий рядом, на 4 этажа выше. Сколько этажей в соседнем доме? 5.В автобусе 9 человек. Из них 5 мужчин. Сколько женщин? 6.Курочка снесла 10 яиц. Мышка разбила 4 яйца, но курочка ещё снесла 3 яйца. Сколько стало? 7. У почтальона 4 письма и 3 журнала. Чего больше и на сколько? Карточка №14. 1.Было 9 цветов. 4 завяли. Сколько осталось? 2.На первой полке 8 книг. На второй - 2. Сколько всего? 3.У Васи 7 флажков, а у Антона на 3 меньше. Сколько у Антона? 4.С огорода принесли 5 репок, а морковок на 1 больше. Сколько морковок? 5.Было 10 яиц. Мышка пробежала и разбила несколько яиц. Осталось 8 яиц. Сколько яиц разбила мышь? 6. В автобусе было 5 человек. 3 человека вышли, а вошли 8 человек. Сколько стало? 7. В автобусе 9 мужчин и 3 женщины. На сколько женщин меньше, чем мужчин? Карточка №15. 1.Витя выучил 4 стихотворения. 3 он забыл. Сколько осталось? 2Лене 4 года. Сколько лет будет Лене через 2 года? 3.Люба живёт на 10 этаже, а Юра на 4 этажа ниже, На каком этаже живёт Юра? 4.В саду 4 яблони, а кустов малины на 3 больше. Сколько кустов малины? 5.В вагоне едут 10 офицеров: 4 из них - майоры, а остальные - капитаны. Сколько капитанов? 6.В вагоне 7 пассажиров. Вошёл 1, вышли 5. Сколько осталось? 7.В саду 3 яблони и 5 груш. Чего больше и на сколько? Карточка №16. 1.В автобусе 6 человек. 4 вышли. Сколько осталось? 2.Марат пригласил на день рождения 2 девочек и 3 мальчиков. Сколько всего? 3.Володя живёт на 4 этаже, а Оля на 3 этажа выше. На каком этаже живёт Оля? 4.В парке 6 дубов, а елей на 2 меньше. Сколько елей? 5.Мама испекла 8 пирожков: 3 из них с капустой. Сколько с повидлом? 6. .Мама испекла 8 пирожков. Надя съела 2, Юля съела столько же. Сколько осталось? 7.В парке 6 дубов и 10 берёз. Чего больше и на сколько? Карточка №17. 1.Было 9 детей. 2 мальчика ушли. Сколько осталось? 2.В классе 5 девочек и 4 мальчика. Сколько всего? 3.Дарине 7 лет, а Оля на 2 года старше. Сколько лет Оле? 4.Купили 10 апельсинов, а лимонов на 3 меньше. Сколько купили лимонов? 5.На ветке 6 птиц. Из них 3 вороны. Сколько синиц? 6.На ветке было 3 синицы. Прилетели ещё 4, а улетели 2. Сколько осталось? 7.На ветке 3 вороны и 5 синиц. На сколько синиц больше, чем ворон? Карточка №18. 1.Бабушка испекла 8 пирожков. Саша съел 3 пирожка. Сколько осталось? 2.В небе зажглись 7 звёзд. Потом ещё 3 звезды. Сколько всего звёзд на небе? 3.В вазе 3 розы, а астр на 3 больше. Сколько в вазе астр? 4.На дереве 7 синиц, а ворон на 5 меньше. Сколько ворон на дереве? 5.В корзине всего 8 грибов. Из них 6 съедобных, а остальные - поганки. Сколько поганок в корзине? 6.Курочка снесла 8 яиц. Мышка 3 яйца разбила, потом курочка снесла ещё 4 яйца. Сколько стало? 7. Курочка снесла 8 золотых и 3 простых яйца. Каких яиц больше и на сколько? Карточка №19. 1.В книге 9 страниц. Коля 4 страницы прочитал. Сколько осталось? 2.В вазе 3 гвоздики и 2 ромашки. Сколько всего? 3.Длина блокнота 9 сантиметров, а ширина на 2 сантиметра короче. Какова ширина? 4.В зоопарке 1 крокодил, а бегемотов на 2 больше. Сколько бегемотов? 5.На аэродроме 8 самолётов. Несколько улетели, осталось 4. Сколько самолётов улетели? 6. На аэродроме 8 самолётов. Прилетели 2, улетели 5. Сколько осталось? 7. На аэродроме 9 самолётов и 3 вертолёта. На сколько самолётов больше, чем вертолётов? Карточка №20. 1.В небе 7 звёзд. 4 звезды погасли. Сколько осталось? 2.На ёлке 6 игрушек. Лада повесила ещё 1. Сколько стало? 3.Петя съел 4 груши, а Катя на 1 больше. Сколько съела Катя? 4.Коле 9 лет, Оля на 4 года моложе Коли. Сколько лет Оле? 5.На тарелке 7 ягод. Из них 3 вишни. Сколько слив? 6. На тарелке 7 ягод. Вова съел 3 ягоды, Настя съела 2 ягоды. Сколько осталось? 7. На тарелке 8 вишен и 5 слив. На сколько слив меньше, чем вишен? Карточка №21. 1.Было 10 помидоров. Из 2 сделали салат. Сколько осталось? 2.У Насти 5 марок. У Веры - столько же. Сколько всего? 3. Лене 5 лет, а Лиля на 2 года старше. Сколько лет Лиле? 4.В левом кармане 6 рублей, а в правом на 1 рубль меньше. Сколько рублей в правом кармане? 5.Ира собрала 8 грибов. 2 из них - поганки. Сколько съедобных грибов? 6.Ира собрала 2 гриба, потом нашла ещё 4 гриба, 1 поганку выбросила. Сколько осталось? 7.В корзине 8 белых грибов и 2 поганки. На сколько поганок меньше, чем белых грибов?