Написать рассказ о путевых заметках для. Жанр путевые заметки: что вижу, то пишу! Итак, характерные признаки путевых заметок

Однако понятно - жанр «путевых записок» или «дневников путешественников» возник не сегодня, а имеет давнюю традицию. Интерес к «иному» был наиболее ярко выражен в ХІХ в., в эпоху романтизма. Конечно, на то существовали свои причины, ведь это было время формирования наций и создание коллективных идентичностей, которым для самоопределения были необходимы другие группы культуры: идентичность группы всегда определяется при помощи того, чем эта группа не является - другими словами, с помощью тех, кто не принадлежит к этой группе. Таким же образом можно было бы с уверенностью сказать, что этот процесс установления и самоопределения опирается на мифическую матрицу, выраженную в бинарной оппозиции «мы» - «они», то есть «наше» - «чужое», причем то, что есть «нашим» почти всегда лучше, удобней; это порядок, плановая структура против «чужого», которое является аморфным, хаотичным . Жанром, в котором картина «другого» предстает наиболее ярко, лучше всего, без сомнения, являются дорожные заметки.

Причина этого заключается в том, что концепт дороги побуждает к размышлению, провоцирует мышление, развивает мысль, формирует новые модели психики. Кто путешествует, тот не может не рефлексировать, ведь в том жизнь и состоит - в перемене, в диалоге, порой даже с самим собой. Поэтому этот жанр характеризуется активным авторским началом .

Дорожные (или путевые) заметки - это заметки путешественника, которые содержат дорожные впечатления, описание дорожных происшествий, наблюдений, и которые претендуют на сообщение читателю новых сведений о малоизвестных или новооткрытых странах. Однако нет единства среди специалистов относительно четкой дефиниции жанра путевых заметок. «Путешествие» - это собирательная форма, включающая в себя на правах целого элементы различных жанровых образований .

Путешественник вносит организующее начало в жизненный хаос (знаком которого является уже сам выбор маршрута), преобразуя его в особый культурный мир своего путешествия. Таким образом, всякое путешествие является аналогом познавательной человеческой деятельности вообще, если та осуществляется с определённой культурной позиции, имеет заданный культурный характер. Путешествие подчиняется в сущности той же эпической закономерности, что и течение человеческой жизни: переход от одного впечатления к другому, появление новых картин и персонажей. Но если процесс познания как таковой не требует обязательной фиксации познанной и освоенной действительности в виде её модели, закреплённой в той или иной форме, то созданный путешественником мир закономерно должен «материализоваться» и приобщиться в этом качестве к объективным ценностям культурного ряда .

Как идея свободы была осознана главная жанровая идея «путешествий». Поэтому «путешествие» понималось как литературная форма, обладающая максимумом возможностей для ничем не ограниченного выбора предметов изображения и столь же свободного, по воле автора, перехода от одного такого предмета к другому. Идея свободы пронизывает все уровни художественной структуры «путешествия» и закрепляется в его конструктивной основе как принцип свободного, бессюжетного повествования.

Путевая заметка - это один из наиболее ярких, живых, интересных, но в то же время и самых трудоемких жанров публицистики. Еще раз подчеркнем, что рассказ о путешествии является, быть может, древнейшей формой литературы. И это неудивительно, поскольку именно этот жанр отвечал «извечному стремлению человека проникнуть взором за пределы видимого глазом - раздвинуть горизонт, умножить опыт, доступный отдельному человеку за короткую его жизнь» .

На Руси «запискам бывалых людей» также придавали огромное значение. В этой связи в литературоведении принято даже различать жанр древнерусских «хождений». Однако не в «хождениях» Афанасия Никитина следует искать истоки путевого очерка, который стал столь популярным в XVIII веке. Значительно больший вклад в развитие очеркового жанра внесла западная литературная традиция. У истоков очеркового жанра стоят произведения Свифта, Смолетта и Стерна .

Можем назвать еще несколько ярких примеров путевых заметок в мировой литературе.

В 1826-1831 годах Гейнрих Гейне пишет «Путевые картины». Это такая себе последовательность связанных тематически художественных очерков. На первый план в произведении автор помещает самого себя, однако роль любознательного, энергичного обсерватора ему очень идет. Странствие Гейне по горам Гарц лежит в основе сюжета. Примечательно, что поэт не просто описывает увиденное, а и высказывает критические мысли относительно общественной, политической и культурной жизни родной ему Германии .

Чрезвычайно интересными для любознательного читателя могут быть также дорожные очерки «Впечатление и картины» Федерико Ґарсия Лорки, которые вышли в 1918 году. Эмоциональность и естественность Лорки объединяются здесь с его глубинной простотой.

Зарождение путевой заметки в России было обусловлено также насущной необходимость познакомить широкую русскую общественность с зарубежной жизнью. В принципе, это была та задача, которую успешно удалось решить Н.М. Карамзину в «Письмах русского путешественника», которые можно поставить у истоков русского путевого очерка.

Путевая заметка прошла долгий путь своего становления и развития. При этом она явила себя как жанр гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям.

Ведь именно путевая заметка является одной из наиболее открытых форм выражения публициста-художника. Автор вступает в ней в непосредственное общение с читателем, свободно излагая материал. Он может соединять в одно элементы истории, статистики, естественных наук, высказывать взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказывать о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми. Публицист может в любой момент остановить естественный ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, вставить в ткань произведения какую-либо новеллу, использовать лирическое отступление и т. П. .

Глубоким потрясением для путевых заметок явилась революция 1917 года. После нее на первое место стали выходить иные ценности, нежели те, которые существовали в прежней России. Возникли и новые тематические разновидности жанра, например, очерк о советской деревне, очерк о социалистическом строительстве.

Жанр путевой заметки развивался, однако с распадом Советского Союза он потерял популярность. Основную причину кризиса жанра специалисты усматривют во временном отказе от публицистики как от метода журналистского творчества. Журналистика, которая пришла на смену советской, партийной печати, сместила приоритеты, сделав ставку на информационные жанры. Путевым заметкам на газетной полосе не нашлось достойного места .

Однако при всем этом мы не можем утверждать, что путевая заметка является реликтом. Сегодня все чаще журналисты начинают обращаться к этому сложному и трудоемкому жанру. Современное российское общество остро нуждается в аналитике. И путевая заметка, поднимая острые животрепещущие проблемы современности, предоставляет ему эту аналитику, но оформленную в яркую художественную форму .

Рассматривая путевую заметку в контексте современной культуры, мы предлагаем отойти от традиционных формулировок жанра, которые можно встретить практически в любом учебнике по журналистике. В этой связи справедливо замечание В.Я. Канторовича: «определения - формулы, перечисляющие признаки жанров, как правило, неисторичны, ибо претендуют на то, чтобы быть действительными во все эпохи. Тем самым они похожи на рецепты, по которым якобы создаются художественные произведения. Но таких рецептов нет и быть не может хотя бы потому, что в искусстве постоянно ищут и создают новые формы; прежние, уже в силу повторности, пассивно воспринимаются человеческим сознанием и не способны раскрыть новое содержание жизни. А произведения искусства нет, если оно только повторяет пройденное и не добавляет к осознанной нами картине действительности ни единой новой черты, ни нового образа, ни характера, если оно не подымает проблем, волнующих современное общество» .

Заметим, что только в советский период российской истории между жанрами газетно-журнальной периодики проходили четкие границы. Сейчас эти грани постепенно стираются. Что же касается путевой заметки, то они никогда не отличались устойчивостью форм. В этой связи подразделение его на отдельные разновидности (путевой, проблемный, портретный) всегда представлялось вполне условным .

Во все времена автор путевой заметки должен был показать себя незаурядным исследователем. При этом «многие писатели избирают для очерка непринужденную форму записи непосредственных впечатлений, размышлений и ассоциаций, рожденных встречей с той или иной действительностью. Однако они подчиняют свое повествование единой внутренней теме, единому образу, ясно выражая свое заинтересованное отношение к описываемому и давая ему свою оценку» .

Качество же путевой заметки, как и прежде, продолжает во многом зависеть от того, каким языком он написан. «Простой, точный, образный язык дает возможность даже сложную проблему, поставленную в очерке, сделать доходчивей, понятной для самого широкого круга читателей. И наоборот, самые яркие факты и явления становятся неинтересными, а самые простые мысли непонятными, если о них писать запутанно, неграмотно» .

Сама по себе работа над путевой заметкой складывается из двух этапов. На первом этапе, журналист собирает, проверяет и осмысливает фактический материал. Второй же этап составляет непосредственно творческий процесс, который всегда сугубо индивидуален и каждый раз неповторим.

Первая стадия является наиболее ответственной. Очеркист фиксирует разносторонний фактический материал, из которого ему предстоит выбрать лишь наиболее зримые и яркие, с его точки зрения, факты. При этом журналисту не следует отказываться и от мелочей, которые умелая рука мастера способна превратить в яркие художественные детали, иллюстрирующие суть описываемого явления .

Путевая заметка «представляет художественно-публицистическую модель реального мира. Причем окружающая действительность в нем должна не просто фиксироваться, а изображаться зримо, в образах. Очеркист, придерживаясь фактической основы, моделирует своим воображением картину «кусочка жизни»» . В этом как раз и заключается ценность путевой заметки как жанра.

Вот уже как неделю мы живем в Новом Поморие, отстроенном на модернистский лад районе старого города Болгарии. Под рукой все, что нужно туристу – море, отели и незатейливые таверны. Но проведи здесь больше пяти дней и шести ночей и начнешь расхаживать по своим апартаментам не хуже тигра в клетке. Изученный нами вдоль и поперек город больше не мог насытить возрастающую скуку и отчаянную жажду перемен. Остро встал вопрос о «культурной» составляющей нашего отдыха.

Описанные в буклете единственного местного тур-агенства болгарские деревни и птичья ферма наводили тоску одним своим названием. Хотелось чего-то большего, стоящего.

Вскоре от «местных» соотечественников мы узнали о Рильском монастыре, единственной святой обители в Болгарии, предоставляющей ночлег своим посетителям. Туристы, пробывшие в стенах святыни лишь одну ночь, успевали пережить не то экзистенциональный кризис, не то провидение. Многие говорили об Иоанне Рильском, являвшимся им во сне, первом монахе-отшельнике, учениками которого и был построен монастырь. Тогда мы еще не были готовы испытать все то, что описывали нам первопроходцы, но уж точно не могли вообразить себе пятичасовую поездку до Софии – испытание не для изможденных жарой и унынием горетуристов.

Монастырь расположен в долине реки Рильская, на западном склоне горного массива Рила. Со всех стороны святыня окружена многовековыми деревьями и руслами горных рек. Последние семнадцать километров пути тянулись узким серпантином от подножья до вершины горы. Комплекс сооружений, кажущийся снизу необъятным, на высоте в тысячу сто сорок семь километров над морем впечатлял своим поистине грандиозным размахом. Обитель не просто возвышалась над окружающими склонами, но и сама будто была выточена из скалы. Мы впервые вдохнули горный южный воздух: прохладный и сладкий, – и отправились верх по уютным узким тропинкам.

Рильский монастырь был культурным центром Болгарии практически на протяжении всего своего существования. Именно здесь нашла убежище культура болгарского народа, спасавшаяся от гнета турецкого ига: детей в монастыре обучали болгарскому языку, сохраняли местные обычаи и предания. Но природа и архитектура этого места говорят на другом языке, ясном и понятном каждому, которому они открывают свои двери.

Время в монастыре течет так же быстро, как летит с горных порогов вода Рилы. Тяжелое, свинцовое цвет небо куполом опустилось над святыней. Пронизанная тишиной мистическая ночь постепенно стала наполняться шумом горных рек и звуками мирной жизни монастыря. Часто ли доводиться заночевать в горной келье и пробудиться от бьющего в окно лучей светила?

Покидать тихое, умиротворенное место не хотелось. Отдаляясь от монастыря, мы наблюдали за экскурсионными автобусами и копошащимися в них туристами. Им еще только предстояло ощутить возвышенное удовлетворение, которое дарит это место. А пока им можно толкаться в очередях, спорить о стоимости билетов и обсуждать обратную дорогу домой.

Цель публикации - пополнить копилку сайта отзывами и статьями о путешествиях, достопримечательностях и связанных темах. И нашим авторам, чьи материалы подходят под условия публикации, мы с радостью и благодарностью выдадим электронное свидетельство о публикации на нашем сайте СМИ образовательного характера.

Примеры путевых заметок

Изложение идет от первого лица (я поехала, мы увидели), допускаются высокая эмоциональность изложения и проч. - просто публичная дневниковая запись о своих путешествиях. Форма изложения и объем публикации - свободные.

  • Путешествие по Карелии:
  • Путешествие по Башкирии:
  • Поездка в с. Варнавино:

Примеры описания достопримечательностей

  • Красноярские столбы:
  • Достопримечательности Калининграда:
  • Достопримечательности Нюрнберга:

Примеры справочной информации

  • Аквапарки Анапы:
  • Как доехать до замков Нойшванштайн и Хоэншвангау из Мюнхена:
  • Как добраться из Кельна в Брюссель:

Требования к туристическим материалам

  • Объем текста - от 1500 знаков без пробелов.
  • Уникальность текста - от 70% по text.ru или ETXT антиплагиат. Проверить уникальность текста можно онлайн, вставив текст на сайте http://text.ru/ . Увеличить уникальность можно удалив фрагменты ранее опубликованного текста; переписав их "своими словами", добавив авторский текст.
  • Количество фотографий: не менее 1, не более 30. Фотографии можно высылать только сделанные вами лично, фотографии из интернета или сделанные другими людьми без их явного поручения не высылайте.
  • Фотографии можно (и желательно) не сжимать, высылать прямо с фотоаппарата, как есть. Вы можете наложить на фото свой вотермарк.

В статье в нужном месте указываете название фотографии:

Фотографии нумеруете и прикладываете отдельными файлами. Желательно в текст статьи фотографии не вставлять. Однако, если вы затрудняетесь с приклеплением фотографий, вставьте их в текст статьи в нужных местах.

План статьи

  • Название материала
  • Анонс - краткая информация, о чем пойдет речь дальше. Примерно 4-7 строк.
  • Сам материал. При описании достопримечательностей приветствуется:
    • указание названия;
    • краткая история, чем знаменита достопримечательность или то место, которое Вы описываете;
    • адрес, телефон, график работы, стоимость посещения, ссылка на официальный сайт;
    • фотографии.

Обратите внимание

При подготовке статьи обратите внимание, что главная часть материала - текст и информация о достопримечательностях и вашем путешествии, а не фотографии (хотя они тоже важны). Текст стоит писать таким образом, чтобы он был полезен тем путешественникам, кто планирует поехать в то же место: расскажите свои впечатления, расскажите, как доехать до места, на что обратить внимание и другие тонкости.

Как отправить статью к публикации?

Все работы отправляются электронную почту Письмо оформляется строго по шаблону:

  • Тема письма "ОПУБЛИКОВАТЬ ЗАМЕТКУ"
  • Тело письма содержит информацию об авторе:
    • Фамилия, имя, отчество автора без сокращений в именительном и дательном падеже (выдано кому...) или псевдоним.
  • Далее к письму прикрепляются:
    • текстовый файл в формате Word с текстом путевой заметки;
    • фотографии в формате JPG, названия которых изменены на: Фото 1, Фото 2, Фото 3 и т.д. Пожалуйста, если у Вас много фотографий, не загружайте их на файловые хралища типа Яндекс.Диск или Mail.Облако - просто вышлите все фотографии частями: например, в одном письме по 5-10 фотографий. Это связано с тем, что со временем файлы удаляются из файловых хранилищ.
  • Должность автора или класс , название учреждения, в котором работает автор - с целью оформления максимально информативного документа участника, а также списка участников конкурса.
  • Номер телефона - для коммуникации с Пользователем по вопросам оплаты, участия в конкурсе/акции, а также с целью информирования о других подобных мероприятиях.
  • Иные сведения по усмотрению Пользователя, если он считает, что они необходимы для максимально полного и качественного оказания услуги.

Правила публикации материалов

  • Отправляя работы в адрес сайта, пользователь тем самым высказывает свое согласие с Правилами публикации материалов, изложенными на этой странице. Если Вы не согласны с правилами, пожалуйста, не высылайте материал.
  • Отправляя заявку/работку на конкурс, Пользователь тем самым выражает ознакомление и согласие с настоящим договором-офертой участия в Конкурсе/Акции, выражает свое ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности Сайта и Согласием на обработку персональных данных , а также согласен с Политикой конфиденциальности SendPulse (рассылки и информирование). В случае несогласия с Договором, не высылайте заявку на участие и не предоставляйте данные.
  • Автор предоставляет к публикации собственный, авторский, разработанный самостоятельно материал или высылает материал по поручению третьего лица. Допускается обобщение работы других людей, опубликовавших свои наработки в интернете или печатных изданиях.
  • Запрещено вставлять фотографии людей, кроме своих личных, реальные ФИО других людей (можно заменить на: "Ученик 1", "Ученик 2" и т.д.).
  • Каждый автор подписывается на рассылку нашего сайта. В любой момент автор может нажать кнопку "Отписаться" в любом письме от нашего сайта.
  • Возраст авторов: взрослые, подростки. Язык публикации: русский. Место проживания авторов: без ограничений.
  • Туристические заметки принимаются с марта 2015 г. На каждый опубликованный материал выдается электронное свидетельство о публикации на страницах СМИ образовательного характера Вектор-успеха.рф бесплатно.
  • Пользователь разрешает редакции сайта удалить в исключительных случаях материал с сайта по любым веским, по мнению редакции, причинам. В то же время автор должен понимать, что материалы условно неотзывны, то есть их нельзя опубликовать и попросить удалить в короткий срок. Все материалы сайта проверяются его сотрудниками или волонтерами, которые затрачивают время на публикацию материалов, и мы не готовы публиковать и удалять материалы по необоснованным причинам. Все вопросы удаления материалов решаются путем обращения в редакцию сайта. Удаление статей с сайта платное - 400 рублей, стоимость удаления разработки решается в индивидуальном порядке.
  • Правила публикации, изложенные на этой странице, могут быть изменены редакцией сайта в одностороннем порядке, однако все новые правила публикуются здесь, в открытом доступе для всех желающих.
  • Мы уважаем права авторов и приложим все усилия для создания положительного имиджа автора, максимального распространения его работы, окажем помощь и содействие в публикации материала.
  • Пользователь разрешает редакции частично или полностью безвозмездно использовать свой авторский продукт (конспект урока, презентацию и проч.): публиковать на страницах сайта в открытом доступе или, наоборот, разрешать доступ к материалу только после регистрации на сайте. При этом сайт никогда не введет плату за просмотр и скачивание авторского материала (исключение могут составить специально созданные материалы, а также материалы, опубликованные после введения соответствующего Правила публикации).
  • Пользователь разрешает редакции сайта вносить корректорские и редакторские правки в материал, которые не приводят к изменению сути материала, его содержания. В частности, в разделе Разработки (load) редакция сайта, как правило, ограничивается правками названия материала, его краткого и полного описания, и только в исключительных случаях редактирует опубликованные автором файлы.
  • Пользователь разрешает редакции сайта указывать на странице материала на сайте ФИО автора, должность, место работы и другие данные, предоставленные самим автором в момент заполнения формы отправки материала или по электронной почте.
  • Пользователь, отправляя работу в редакцию, тем самым заявляет, что автором материала является он сам, все заимствованные фрагменты взяты на правах цитирования, указаны источники информации. Пользователь, отправивший работу на сайт, несет персональную ответственность по любым вопросам третьих лиц об авторстве материалов и прочих вопросах, связанных с материалом. При этом редакция сайта оказывает содействие обеим сторонам для урегулирования любых спорных ситуаций. Редакция сайта считает своим долгом противодействовать распространению плагиата, незаконных материалов, однако не имеет возможности досконально изучить каждый материал перед публикацией на страницах сайта.
  • Автор материала выражает свое согласие на получение электронных писем от редакции сайта, в частности, о результатах рассмотрения материала, с дополнительными вопросами автору, а также рассылку-информирование авторам сайта. В любой момент в любом массовом письме автор материала может отписаться от получения таких писем, нажав кнопку "Отписаться". Мы исключительно против спама, но должны заручиться Вашим согласием на информирование автора о судьбе его материала.

Сроки рассмотрения публикаций

Заметки о путешествиях достаточно сложны в плане публикации на сайте: требуется хотя бы минимальная обработка фотографий, правка текста и верстка статьи на сайте, поэтому мы публикуем заметки о путешествиях примерно в течение месяца. Когда-то быстрее, когда-то дольше, но публикуем материалы в порядке очереди, регулярно.

Путевые заметки - одна из разновидностей путево­го очерка - жанра художественной публицистики. Это

зарисовки, сделанные во время путешествия или сразу по возвращении домой по свежим впечатлениям. В них автор рассказывает обо всём, что привлекло его внима­ние во время путешествия, что поразило его воображе­ние, обо всём новом, необычном, интересном, о том, что запомнилось и расширило его кругозор, обогатило зна­ниями и представлениями об окружающем мире. Опи­сания природы, местности, достопримечательностей городов и сёл; рассказы о людях, с которыми повстре­чался в пути, о местных обычаях - всё то, что показа­лось заслуживающим внимания, составляет содержа­ние путевых заметок.

Путевые заметки всегда субъективны: в них рас­крывается и сам автор, и содержится его оценка уви­денного - позитивная или негативная. Они всегда эмо­ционально окрашены.

Ведущим типом речи в путевых заметках обычно бывает повествование, в котором отражается переме-


щение автора во времени и в пространстве; преоблада­ют же в тексте различные описательные фрагменты, «фотографирующие» местность, природные объекты, людей, животных; возможны и рассуждения с обосно­ванием оценки или рассуждения-объяснения.

©> 187. Прочитайте текст.

РЕКА И ЖИЗНЬ

Осень - пора подведения итогов походов и экспеди­ций. Была и у нас в августе экспедиция: на лодках мы прошли реку Воронеж.

«Она всё ещё хороша...» - сказал о реке, беседуя с нами, житель села Кузьминки Савелий Васильевич.

Наш первый лагерь - у Дальнего. Проснулись - над водой молочный туман. Два пастуха, один с лодки, дру­гой с берега, ловят плотву; чуть в стороне в воде стоит цапля, караулит лягушек. В деревеньке поют петухи. Старуха ведёт на берег телёнка. А над палатками воз­душный бой: сокол подстерёг ласточку, но не сбил с пер­вого раза, повторяет атаки - взмывает и падает вниз...

Вверх от Дальнего река показалась нам райским местом, непочатым, не тронутым человеком. Над во­дой, над цветами кувшинок висели стрекозы. Изумруд­ными челночками проносились над гладью плёсов ры­баки-зимородки. Дубовый лес плотной и страшноватой стеной обступал реку.



Правый высокий берег почти везде покрыт дубня­ком. Это тот самый дорогой корабельный лес, на кото­ром царь Пётр остановил взгляд, выбирая место для первой российской верфи.

Выбираясь из леса, река повсюду тощает. Обшир­ные, полноводные и бездонные, кажется, плёсы пре­вращаются вдруг в неширокий и неглубокий поток, вьющийся по лугам. Река и тут хороша. Камыш, осока, рогоз ресницами обрамляют прихотливую ленту воды. Тут видишь: река обжита. Копёнки сена на берегу. Брод-переезд. Коровы. Гуси. Мальчишки с удочками. На буграх цепочки приземистых изб.


В этих местах особо чувствуешь живительную необ­ходимость воды на земле. Видишь, как всё живое укрепляется возле воды. Река, петляя, отдавала свою благодать рассыпанным по равнине домам, рощицам, водопоям, гусиным затонам, мокрым лужкам, синев­шей в пойме капусте. Радуясь этим извивам воды, мы вспоминали ретивых любителей «выпрямлять реки». Почти всегда спрямить реку - это значит обворовать землю... Левый берег, как правило, низок. Растут тут чёрный ольшаник, осина, ивы, черёмуха, а на песча­ных сухих возвышениях - сосны.

Где-то после Рамони чувствуешь набухание реки. Течение становится еле заметным и потом совсем про­падает. Вода подёрнута ряской, как в старом озере. У села Чертовицкого река покидает привычные берега, реки уже нет - разлив воды, похожий на половодье. Летают чайки. Пучки травы выдают мелководья. Для лодок обозначен фарватер. Это место рекой уже не зо­вут. Это «море», образованное плотиной. Считать ли благом эти «моря» - дело спорное. Бесспорно одно: это была неизбежность. Отощавшая река не могла уже на­поить огромный индустриальный Воронеж.



Селения на реке... Они почти все стоят на буграх правого берега. Селения тут зарождались сторожевыми постами. По реке проходила граница Русского государ­ства с «дикой степью». С весны, «как только молодая трава могла прокормить татарских коней», ожидали набегов. День и ночь на вышках дежурили сторожа. Конское ржание, топот копыт, огни костров - и поды­малась тревога. Рядом с вышкой всегда стоял осёдлан­ный конь. И если опасность была особенно велика, спешно оповещалась вся «сторожевая черта» - наблю­датель пускал стрелу с горящей паклей в бочку смолы, стоявшую тоже на вышке. Сейчас же соседний пост поджигал свою бочку, за ним ещё... Так работал огнен­ный «телеграф». Звонили колокола, палили пушки. Люди с полей и из леса спешили укрыться в городках-


крепостях, а войско вовремя выступало навстречу на­лётчикам.

Вышка в Вертячьем удивительно напоминала древ­ний сторожевой пост. Сбитая из дубовых стволов, при­земистая, прочная, она стояла на самой высокой точке бугра. Мы поднялись к вышке, спросили у сидевшего на ней человека, можно ли влезть.

На многие километры открывалась земля с этой вышки. Река внизу, а далее лес, блёстки озёр, поляны, равнина лугов, опять размытый синевой лес. И опять река...

(В. Песков, В. Дёжкин)

Подготовьте анализ текста в форме связного обоснованного высказывания типа рассуждения. Ответьте в нём на следующие вопросы.

План анализа текста определённого жанра

1. К какому стилю и жанру относится текст?

2. Назовите тему, стоящую перед журналистами задачу и в связи с этим основную мысль высказыва­ния.

3. Укажите, сколько в тексте микротем. Какие?

4. Составьте план текста.

5. Какие типовые фрагменты используются в тексте?

6. Какова текстовая функция каждого фрагмента?

7. Какой тип речи, может быть, явно не выражен­ный, объединяет все фрагменты в единый текст?

8. Рассмотрите, как строятся абзацы (на 1-2 при­мерах). Найдите в них зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие микротемы), концовку.

9. Выясните, как связываются абзацы друг с дру­гом: с помощью слов, обозначающих время (вопрос когда?), или с помощью слов, обозначающих про­странство (где? к у д а?). Другими словами, выясни­те, как развёртывается текст: во временной или в про­странственной перспективе.


©>188. 1. Спишите часть текста упр. 187 (от слов Вверх от Дальнего... до слов...обступал реку).

2. Определите тип речи.

3. Найдите в предложениях «данное» и «новое», подчеркни­те их прямой и волнистой чертой, скажите, чем они выражены.

4. Какие синтаксические средства создают изобразитель­ность речи? Укажите сравнения, слова с переносным значени­ем; расскажите об особенностях порядка слов в этом фрагменте.

5. Укажите, какой частью речи являются выделенные сло­ва, объясните их правописание.

©> 189. Внимательно прочитайте текст; составьте его план и ти­пологическую схему.

Подготовьте устный сжатый рассказ, включив в него только информацию повествовательного характера (где побывали путе­шественники и что они там делали).

Сопоставьте получившийся сокращённый вариант путевых заметок с полным текстом и расскажите о функции рассужде­ний, описательных и оценочных фрагментов в этом жанре. До­стигает ли высказывание цели, если оно выполнено только по­средством повествования?

Всё началось ещё ранней весной, в апреле, а может быть, даже в марте. Из газеты «Известия» мы узнали, что возобновил работу туристский теплоходный марш­рут к «Северным островам». Нам очень хотелось побы­вать на Соловках и в Кйжах. Мы купили путёвки и ста­ли ждать, когда же наступит август.

Как мы и предполагали, поездка оказалась очень интересной. Всего 16 дней, а впечатлений - будто пу­тешествовали год!

Кемь... Самый северный пункт нашего маршрута. Полярный день был уже на изломе. Солнце садилось в 10, а в июле, говорят, там и в час ночи светло, как днём. Было сухо, жарко, совсем как в Крыму. Мы купа­лись в Белом море, совсем как в Чёрном.

Из Кеми съездили в Беломорск посмотреть петрог­лифы, «бесовы следки» - наскальные рисунки доисто­рического человека. Пешком ходили на реку Охту, зна­менитую своими порогами - 100 с лишним порогов на протяжении 70 километров. Провели ночь в лесу -


в палатках, у костра. Затем вернулись на турбазу. Хо­дили по реке Кеми по бонам (так здесь говорят). Боны - это дорога-мост из сбитых плотов, через всю реку, ширина которой в этом месте (у города Кемь) не менее двух километров. Очень сильное впечатление, до головокружения: идёшь по плотам, они, естественно, без перил, неширокие, брёвна мокрые, скользкие, под ногами шевелятся, «дышат», а под ними вода несётся со страшной силой.

На пятый день отправились на Соловецкие острова. С ними связаны самые острые ощущения, очень разные по характеру.

Уже в пути нас застал шестибалльный шторм. А речной теплоход «Лермонтов» - единственная связь с островами - к нему не приспособлен. Нас трясло, ка­чало, заливало водой. Плохо было...

Затем нас полоснула казематным сервисом соловец­кая турбаза - она расположена в бывшем монастыре, где в недавние годы была тюрьма. Чтобы выдержать промозглую сырость и холод 59-го номера, приходи­лось на ночь натягивать на себя всю шерстяную налич­ность.

Остальное же было чудесно: монастырская кре­пость, мощь её стен и башен, сделанных из крупных ва­лунов; суровая архитектура соборов и служб (одна тра­пезная чего стоит!); двухкилометровая дамба из тех же валунов, ведущая прямо по морю на соседний остров Большую Муксалму; система каналов, соединивших цепь озёр, и кругом леса, леса, леса...

Потом был Петрозаводск и поездка в Кйжи. О Кй- жах говорить почти невозможно, их надо видеть, и не на фотографиях, а в натуре, потому что в том сильном впечатлении, которое они производят на месте, трудно разобраться, трудно понять, кто «повинен» в нём боль­ше - то ли древнерусские зодчие, то ли щемяще скром­ная природа острова.


1. Рассмотрите, как связываются между собой абзацы в ос­новной части путевых заметок; в какой перспективе развёрты­вается текст - в пространственной, временной или пространст­венно-временной.

2. Найдите в тексте конструкции, в которых раскрывает­ся значение названий отдельных местных достопримечатель­ностей. Как вводится другая информация поясняющего ха­рактера?

3. Какие изобразительно-выразительные средства языка ис­пользованы в тексте? Назовите их.

4. Выпишите предпоследний абзац. Дайте синтаксическую характеристику предложения. Объясните знаки препинания.

190. Продолжите текст упр. 189. Попытайтесь сделать то, что автор путевых заметок считает почти невозможным, - рас­сказать о Кйжах по фотографиям.

Рассмотрите цветные вклейки в учебнике и расскажите о де­ревянном зодчестве России: опишите соборы, жилой дом, мель­ницу, непритязательную природу нашего заповедного Севера.

191. Может быть, и вы куда-то ездили этим летом или в ка­никулы? Если у вас сохранились фотографии, рассмотрите их; припомните, что вас особенно поразило или заинтересовало в поездке, что нового вы узнали, что вы, возможно, впервые уви­дели.

Напишите сочинение в жанре путевых заметок. Подумайте, в какой перспективе вы будете развёртывать текст; какие син­таксические конструкции, слова и выражения помогут вам свя­зать абзацы; какие типовые фрагменты вы включите в повест­вовательную основу текста; какие изобразительные и эмоцио- нально-оценочные средства языка вы используете в своём сочинении.

Вам понадобится

  • фотоаппарат или видеокамера;
  • блокнот и карандаш;
  • ноутбук или планшетник;
  • диктофон.

Инструкция

Планируя очередное путешествие, постарайтесь приготовиться заранее к тому, что вы будете вести путевой дневник. Для начала обратитесь к помощи профессионалов. Наверняка, вы хоть однажды смотрели передачи «Вокруг Света», «Непутевые заметки» или включали канал «Тревэл-TV». Найдите любой из сюжетов из этих циклов в программе передач или интернете. Посмотрите их с точки зрения путешественника и журналиста. Обратите внимание, на чем расставлены акценты сюжета. Набросайте в блокноте или любом удобном для вас цифровом устройстве примерный план ведения путевых заметок.

Во-первых, обозначьте дату, время и место, с которых вы начинаете свои путевые заметки. Кстати, вы можете начать вести свои путевые заметки сразу после того, как вышли из дома и поехали в аэропорт или на вокзал. Во-вторых, утро каждого следующего дня начинайте с новых фотографий и заметок к ним, непременно зафиксировав их дату. Сопровождайте свои комментарии фотографиями. Их может быть довольно много, позже вам предстоит тщательно отобрать самые интересные для путевых заметок.

Обязательно фотографируйте каждый интересный объект. Это может быть местный рынок с изобилием морепродуктов или тропических плодов, праздничные шествия и просто сцены из жизни, пронизанные колоритом, присущим данному месту. Если у вас нет возможности записать тут же комментарии к отснятому сюжету в блокнот, воспользуйтесь диктофоном, который наверняка имеется в вашем мобильном телефоне. Это поможет в дальнейшем воссоздать ваши впечатления от увиденного и описать их в путевых заметках.

Не забывайте очень важный момент: каждое яркое впечатление от увиденного зафиксируйте не только на фото или видео, но и в своих комментариях к нему. Чем раньше вы опишете свои ощущения, тем интереснее и ярче получатся ваши путевые заметки. Не перегружайте свои заметки развернутыми историческими справками, полученными от гида или в интернете, желающие узнать подробности сделают это сами. Также не стоит под фотографиями помещать скупые и безликие подписи типа «местный рынок», «вид на гору» и т.п. Постарайтесь сделать описание интересным для читателей ваших заметок.

Ваше путешествие закончено. Самое время упорядочить весь материал для заметок в хронологическом порядке. Соберите все источники для заметок вместе: с диктофона запишите тексты, добавьте записи с других источников, скачайте фотографии. В любой удобной для вас программе, работающей с текстами и изображениями пишите свои заметки, вставляя фотографии и подписи к ним. Также вы можете дать каждой фотографии оригинальное название, включите свою фантазию и чувство юмора. Обязательно перечитайте заметки и дайте почитать своим близким. Понравилось? Смело можете выкладывать свои путевые заметки на своей страничке, в блоге или любом сайте, где туристы делятся своими впечатлениями о поездках.