Конспект занятия по афазии. Афазия после инсульта: виды, лечение, упражнения. Фраза по сюжетной картинке

Логопед, детская поликлиника г.Радужный, ХМАО-Югра.

Афазия- распад уже имеющихся навыков устной и письменной речи.

Афазия – системный распад экспрессивной или импрессивной стороны речи, высших психических функций личности и поведения пациента коркового генеза, которые наступают после 3 лет.

Когда говорят об афазии – это:

1. Расстройство речи с поражением коры головного мозга.

2. Системный распад психической деятельности.

3. Страдают произвольные и не произвольные функции речи.

4. Страдают речевые и не речевые процессы(агнозии, апраксии).

Причины афазии.

1. Сердечно-сосудистые заболевания, инсульты.

2. Воспалительные процессы мозга.

3. Черепно-мозговы травмы.

4. Опухоли коры головного мозга.

Формы афазии:

Три формы - моторные.

Афферентная моторная афазия.

Эфферентная моторная афазия.

Динамическая афазия.

Три формы – сенсорные.

Акустико-гностическая афазия.

Акустико-мнестическая афазия

Семантическая афазия.

Самая распространенная и часто встречающаяся в практике - афферентная моторная афазия.

Это системный распад экспрессивной стороны речи и других высших психических функций личности, поведения пациентов.

В основе распада речи лежит кинестетическая апраксия. Нарушаются произвольные движения, а непроизвольные относительно сохранны.

Наблюдаются симптомы:

1. Распад артикулем (звуков, фонем) - замена одного звука на другой.

2. Распад фонематического слуха (не дифференцируют звуки близкие по способу и месту образования.

3. Распадается словарный запас.

4. Распад грамматической формы слова. (Маша пить молоко.)

5. Нарушаются все функции речи – коммуникативная, регуляторная, познавательная.

Восстановительное обучение.

Основная центральная задача - это изжитие кинестетической апраксии, которая корректируется двумя способами.

1. Оптикотактильный метод направлен на коррекцию звуков – это артикуляционная гимнастика, постановка звуков, автоматизация и дифференциация звуков. Применять этот метод только в самом конце обучения.

2. Опосредованный метод.

Метод направлен:

На оживление представлений о предметах и словах, которыми названы эти предметы.

На использование зрительных и слуховых анализаторов.

На использование относительно сохранное письмо и чтение.

Все восстановительное обучение делится на несколько этапов.

Предварительная стадия обучения.

1. Растормаживание функций артикуляционного аппарата.

2. Развитие кинестетического ощущения руки, мимической мускулатуры и общих движений.

Приемы расслабления:

1. Широко использовать предметные картинки и вопросы к ним. Подбор картинок, использовать исходя из детских лексических тем.

2. Широко использовать автоматизированную речь, т.е. речь наиболее упроченную в прошлом опыте пациента(порядковый счёт, дни недели, месяцы в году, пропевание знакомых мелодий, песен). На этом материале проводится психотерапия.

3. Использовать предложения – антонимы (днём светло, а ночью?).

4. Использовать аппозиции, т.е. противопоставления (самолёт летает, а автобус?) Это очень хорошо помогает актуализировать слово.

5. Использовать эмоции в речи. Для этого отбирать темы о семье, о работе, о сотрудниках.

6. Использовать различные каламбуры(Шёл высокий человек, маленького роста).

7. Договаривание хорошо знакомых фраз, автоматизированных фраз.

8. Широко использовать пословицы(Логопед начинает пословицу, а пациент заканчивает).

9. Пропевание мелодий широко знакомых песен.

10. Прослушивание коротеньких, но эмоционально-насыщенных рассказов.

Все эти перечисленные приемы создадут условия для растормаживании функций артикуляционного аппарата, оживляют представления по всем детским темам, развивают внимание пациента, активизируют их деятельность, являются условиями для спонтанного высказывания.

Затем все эти приемы будут применяться в виде зарядки на других этапах.

На этой стадии обучения идёт изжитие апраксии руки, мимики, общей и мелкой моторики.

Проводится массаж пальцев рук, но без касания ладонной части.

Затем развивается кинестетические ощущения пальцев рук(жесткие щетки, игрушки, муляжи фруктов и овощей).

В целях изжития мимической апраксии, использовать массаж лица, щек, использовать опосредованную гимнастику.

У пациентов в афферентной моторной афазии наблюдается нарушение общей моторной сферы. Поэтому, проводится обучение, как мыть посуду, пришивать пуговицы и т.д.

Первая стадия обучения.

Восстановление пассивного словарного запаса.

При этом на обращается внимание на правильное произношение звуков, слов. Отрабатывается семантика слов. Используется метод актуализации слов(смысловая, зрительная, слуховая стимуляция).Все обучение планируется по определенной программе. Программа

состоит из серии последовательных операций.

1. Перед пациентом выкладывается предмет или картинка. Ставится задача, припомнить название картинки. Далее можно подключить сюжетные картинки. После ответа пациента, логопед называет предмет, показывает его на сюжетной картинке, и начинает рассказывать об этом предмете.

2. Предмет вводится логопедом во всевозможные смысловые связи.

3. Пациент соотносит услышанное с соответствующей картинке. Кроме этого ему предлагается вспомнить все. Что он знает о данном предмете.

4. Пациенту предлагается классификация предметов по цвету, форме и величине.

5. Пациенту предлагается рисование и ощупывание предметов.

В конечном итоге все эти мероприятия помогают актуализировать слова. Пациент начинает произносить различные слова с нарушением звуков.

Вторая стадия обучения.

Основная задача:

Актуализация активного словарного запаса. Это изжитие экспрессивного аграмматизма и продолжение работы по растормаживанию функций артикуляционного аппарата.

Слова актуализируются с помощью зрительной, слуховой, смысловой стимуляции.

Все обучение строится по программе, которая состоит из серии последовательных операций:

1. Перед пациентом выкладывается один предмет и ставится задача: актуализировать наименование предмета, рассказать все, что он знает о нём. После этого, пациент слушает все, что логопед рассказывает о данном предмете.

2. Пациент рассматривает предмет, слушает характеристику о данном предмете и сопоставляет свои знания с услышанными. Если пациент не припоминает предмет, то подключается третья операция.

3. Кинестетические ощущения руки, т.е. пациент закрывает глаза и ощупывает предмет и одновременно слушает все, что о нём говорит логопед. Если это не помогает вспомнить предмет, то подключается следующая операция.

4. Предмет убирают из руки пациента и просят нарисовать, то что было в руках. Логопед при этом рассказывает о предмете. Если это не помогает вспомнить предмет, то переходим на следующую операцию.

5. Предмет вводится в общую категорию, т.е. побуждаем пациента, подобрать другие предметы или картинки, относящиеся к этой категории.

При этом логопедом предъявляются требования:

Подбирать слова одного семантического поля.

Нельзя требовать правильного произнесения слова.

Нельзя требовать повторения конкретного слова.

Как только слов актуализировали, его включают в словосочетания, предложения. При этом слово должно стоять в разных падежах в предложении.

Движения артикуляционного аппарата становится свободным, легким, послушным.

В целях закрепления артикуляционных навыков при освоении новых звуков логопед должен многократно повторять предыдущий материал.

По мере преодоления апраксии артикуляционного аппарата переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз обиходно-бытового характера по картинкам, стимулируют самостоятельную речь пациента.

Восстановление ситуативной. разговорной речи является одной из первоочередных задач как начального этапа коррекционно-педагогической работы, так и при средней степени тяжести афферентной моторной афазии.

Восстановленные звуки вводятся в слова и фразы, необходимые для общения(хорошо, буду завтра, сегодня, у меня был врач, я уже ел и т.д.)

По мере возникновения ситуативной диалогической речи начинается восстановление монологической речи. Основной целью является расширение словаря пациента, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка к свободной речи.

По мере восстановления звукобуквенного анализа состава слова переходят с устного составления фраз по картинкам к письменному, фиксирующему достижению пациента.

Большая роль в восстановлении чтения и письма отводится зрительным диктантам отдельных слов, словосочетаний и коротких предложений.

При грубой афферентной моторной афазии для восстановления анализа состава слова используется разрезная азбука, вписывание пропущенных букв в слово и фразу.

Преодоление грубых артикуляционных расстройств при афферентной моторной афазии – длительный период от 3 месяцев до 1 года.

Остаточные явления нарушения звукопроизношения наблюдается и тогда, когда у больного афферентная моторная афазия становится средней и легкой степени тяжести.

Литература:

1. Винарская Е.Н. “Клинические проблемы афазии” М. медицина 1974г.

2. Опель В.В. “Восстановление речи после инсульта” М. просвещение 1989г.

3. Цветкова Л.С. “Восстановительное обучение при локальных поражений мозга” М. Просвещение 1972г.

4. Логопедия. Под редакцией Л.С.Волковой. М. Владос 2004г.

Восстановление рядовой и автоматизированной речи на этой стадии идет быстро, если правильно построить занятия - их методическую сторону, а также и форму проведения. Занятия должны быть интересными, носить «живой» характер, не должны быть монотонными. В середине занятия полезно устраивать больному активный отдых: ходьбу под музыку или совместное пение, рассматривание репродукций картин и т. д. На этой стадии больной научается активно и осознанно произносить ряд слов (раз, два, три, четыре…; январь, февраль… и др.), ряд строчек из стихотворений, может пропеть куплет из песни, но он еще не может активно выделить и произнести отдельное слово из того же речевого ряда, отдельное предложение.

Вторая стадия обучения. Задачей второй стадии является восстановление активного произнесения отдельных слов. Материалом работы и здесь сначала является рядовая речь. Однако если на первой стадии автоматизированные речевые комплексы служили восстановлению произнесения целых рядов слов (и фраз), то на второй стадии они используются для вычленения и активного произнесения отдельных рядов. С этой целью больного обучают сначала развернутому способу активного произнесения отдельных слов из тех же речевых рядов и автоматизированной речи, затем программам речевого действия, сложность которых постепенна возрастает. Постепенное выполнение операций, содержащихся в программе, позволяет восстановить у больного способность к активному выделению и произнесению слов, сделать речь больного осознанным и произвольным актом, способствует преодолению персевераций. Поэтому больного сначала обучают развернутому способу активного произнесения отдельных слов из речевого ряда. Последовательный ряд программ (состоящих из последовательных операций) возрастающей сложности и позволяет перевести больного от пассивного к активному произнесению слов. Этот прием, разработанный нами, был назван «последовательной активизацией речевой деятельности». Он состоит из серии последовательных операций (программа активного речевого действия).

Работа происходит следующим образом: а) педагог считает до десяти (или называет дни недели, наименования месяцев, хорошо знакомую стихотворную строку и др.); б) больной слушает и ударами рук по столу воспроизводит общую ритмику речевого ряда и фиксирует каждое услышанное им i слово; в) весь речевой ряд проговаривается сопряженно с педагогом с одновременным отстукиванием его ритма. После отработки этих трех операций, когда больной овладевает умением свободного воспроизведения (отстукивания рукой) ритма любого речевого ряда и сопряженного повторения, начинается работа по обучению следующим операциям, с помощью которых больной овладевает способом активного выделения и произнесения отдельного слова из ряда; г) операции по дискретному повторению. Педагог произносит весь ряд громко, больной произносит часть ряда (указанного | педагогом) громко, а часть - шепотом; д) затем процедура остается той же самой, операция проговаривания ряда усложняется, так как громкое повторение постепенно сужается до одного слова, а все остальные слова повторяются сначала громким шепотом, затем - «про себя»; е) самостоятельное произнесение речевого ряда шепотом и одного слова (указанного педагогом и всякий раз другого) громко.

Раз, два, три, четыре пять шесть, семь… десять

шепот громко шепот

У лукоморья дуб зеленый златая цепь на дубе том

шепот громко шепот громко шепот

У ЛУКОМОРЬЯ дуб зеленый

шепот громко шепот

Психологический механизм действия этой программы операций заключается в развертывании и вынесении вовне, на уровень громкой речи, процесса активного выделения слова из ряда, в постепенной его интериоризации (уходе во внутреннюю речь), осознанности и произвольности речевых действий. Все эти операции способствуют созданию у больного способа активного произнесения слов, снятию персевераций. С помощью ряда упражнений этот заданный способ «присваивается» больными, закрепляется навык. Применяются разные упражнения: а) запись произносимых слов с опорой на громкое проговаривание слова (протяжное, послоговое) и на соответствующую картинку; б) поиски отрабатываемых слов в текстах, подчеркивание, произнесение, записывание их в тетрадь; в) включение этих слов в другие семантические связи - ситуативные, логические.

Прием семантических связей слова. Известно, что семантическое содержание слова определяется не только тем, что оно означает, но и тем, чему оно противопоставляется. Известно также, что семантические поля в языке и в речевой практике человека складываются по разным основаниям: 1) по семантической общности (родовая общность, категориальная, ситуативная и др.); 2) по морфологическому признаку (однокоренные слова); 3) по оппозиции и т. д. Поэтому при построении методов восстановления речи важно учитывать эту характеристику словаря. Особенно важным становится это свойство лексики при построении методов, направленных на восстановление: а) актуализации и произнесения слов; б) активности речи; в) словарного запаса; г) понимания слов и т. д. Психологический механизм этого состоит в сужении поля выбора нужного слова и в определении круга слов, т. е. в указании направления, в кото больной должен искать нужное слово. Сужение поля выбора и указание его направления могут служить основой для становления процесса активного поиска слов, произнесен слов, а также и для преодоления дефектов номинативной функции речи, о которых будет сказано ниже.

С.П.Федорова логопед КГБУЗ «Городская больница №7» г. Комсомольск-на-Амуре

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница №7».

Логопедическое подгрупповое занятие

по восстановлению нарушений понимания логико-грамматических конструкций при семантической афазии.

Тип занятия :восстановление и систематизации знаний.

Цель занятия :восстановление восприятия глубинного смысла высказывания, сопровождающееся зрительно-пространственными трудностями.

Задачи занятия:

    личностные УУД - дать собственную оценку заданию.

    регулятивные УУД - проблемные вопросы, сравнить результат.

    коммуникативные УУД - работа в паре, группе.

    познавательные УУД - анализ задания, синтез.

    Конспект занятия

Организационная информация

Тема занятия

«Преодоление нарушений зрительно-пространственногогнозиса».

логопедия

Группа

Группа пациентов с семантической афазией средней степени тяжести (дефекты симультанного гнозиса инарушение зрительно-пространственного восприятия).

Психолого-педагогическая характеристика группы

Пациенты данной группы находились на лечении в сосудистом центре. Диагноз: ишемический инсульт вследствие тромбоза левой средней мозгососудистой артерии с развитием корково-подкоркового инфаркта в левой-теменно-височной области на фоне атеросклероза с преимущественным поражением прецеребральных и церебральных артерий;правосторонняягемиплегия,выраженная сенсомоторная афазия.

Пациенты в количестве 3-х человек имеют речевое заключение : Сенсорная афазия. С индром семантической афазии, расстройство пространственногопраксиса и симультанного гнозиса.

Локализация очага поражения . Возникает при поражении зоны ТРО височно-теменно-затылочных областей левого доминантного полушария.

Центральный механизм – нарушение симультанного пространственного восприятия звука.

Центральный дефект – нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций.

1 .пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов;

2 . сравнительные отношения; больные не понимают предложений типа «Оля темнее Кати, но светлее Сони.

3 . конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата»; не понимают отношения между ними;

4 . временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями, например, «перед ужином я пошел гулять» и т.п.

Федорова Светлана Петровна логопед

Образовательное учреждение

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница №7"

Населённыйпункт

г. Комсомольск-на-Амуре

Методическая информация

Тип занятия

Актуализация восстановленных знаний

Цель занятия

восстановление восприятия глубинного смысла высказывания, сопровождающееся зрительно-пространственными трудностями.

Задачи занятия (образовательные,

развивающие, воспитательные)

образовательные : восстановить грамматические категории.

развивающие :восстановить анализ пространственных отношений предметовв пространстве,нарушение схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и первичной акалькулии (нарушение счета).

воспитательные : воспитывать коммуникативную культуру.

Используе-

мыепедагогичес-

киетехнологии, методы и приемы

Логопедическое занятие построено с учетом нарушенных функций,психологических особенностей, включает различные методы и приемы, активизирующие ощущения и восприятие разных модальностей. Материал преподносится мотивированно в контексте игровой деятельности, с опорой на наглядность. Выдержана технология целеполагания в процессе конструирования занятия.Форма работы индивидуализированно-групповая. Методы организации и осуществления логопедического воздействия:

    аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных);

    практические (упражнения, игра);

    гностические (организация и осуществление мыслительных операций с применением цвета);

    демонстрация: использование наглядности

Время реализации занятия

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Метапредметные: пациент научится работать вдумчиво, сосредоточенно; распределять внимание; анализировать, запоминать и передавать информацию.

*Личностные УУД: связь между результатом учения и тем, что побуждает деятельность.

*Регулятивные УУД:эмоциональный отклик на вновь восстановленные знания,динамическая пауза, гимнастика для глаз.

*Коммуникативные УУД: сотрудничество в паре, группе;

*Познавательные УУД: создание основы для восстановления понимания логико-грамматических конструкций;

Необходимое оборудование и материалы

набор цифр, предметные картинки («очки», «стол», «самолет», «яблоко», «газета»),карточки со словами признаками к картинкам; опорные символы («губы», «ухо», «книга», «ручка»);картинки(паспорт маяк сапоги желток паркет), индивидуальные карточки для самостоятельной работы «Предложение», «Тренажер для глаз», схема тела, рабочая тетрадь, ручка, ноутбук, картинки«Время года»,учебное пособие – таблица «Универсальные учебные действия для обучающихся» по цветам: познавательный – синий цветкоммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет личностные – красный, картинный план занятия.

Дидактическое обеспечение урока(мероприяти,занятия)

включает определенные задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи.

Список учебной и допол-й литературы

М.М. Щербакова,С.В. Котов. Программы восстановления речевого мышления у больных с последствиями инсульта. Учебное пособие.Москва.2014 ISBN 978-5-98511-262-7

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Максимальное восстановление утраченных речевых функций, бытовой и социальной адаптации.

Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия).

Что мы сейчас учились делать? (планировать свою деятельность). Обозначьте эти действия

жёлтый

кружком.

Что мы сейчас делали? Определяли схему тела с речевым высказыванием)

Каким кружком обозначим эти действия (зелёным кружком).

Определение вида формируемого УУД

Добывали информацию самостоятельно).Обозначим действия синим кружком.

Мотивация к деятельности (Личностные УУД).

Организационный момент. Приветствие.Создание доброжелательной обстановки. Сообщим друг другу информацию о сегодняшнем дне. Если вчера было.... ,то сегодня..., а завтра будет... .Пациентам предлагается выбрать из набора цифр соответствующее число и месяц.

День недели вчера был..., сегодня.... , завтра.... . Выберите дни недели (П.И. вчерашний день, А.В. выберет день недели сегодняшний, а Ю.Л. какой наступит завтра.) П.И. у Вас какой день? А.В. а у вас? Ю.Л. а какой наступит завтра день? Итак, сегодня.... . (Слайд) О каком времени года говорится в строках стихотворения? (на фоне слайда читаю стихотворение. Признаки осениопределяем по цвету.Уточняем какой по счету месяц, перечисляем месяцы по порядку. Всего осенних месяцев три. Каждый пациент проговаривает по месяцу.

Поставим перед собой цель на занятие: восстановим отношения предметовв пространстве,осознаем схему тела, вспомним счет, рассмотрим предложение с пересказом).

Целеполагание и мотивация (Коммуникативные, регулятивные УУД) Работа по преодолению пространственной агнозии : Разбирать схему тела на картинке с переносом на себя . Процедура : прошу пациента показать на картинкеопределенные части тела (желательно парные: правая-левая рука, правая-левая нога, правое-левое плечо ит.п.). Потом прошу показать эти части тела на себе. Если у пациента возникают затруднения, оказываю ему помощь.

II. Основная часть занятия.

В осстановление связи слова с предметным образом. Предлагаю следующие виды заданий.

1. Дифференцировать предметные картинки, разделенные по парам на основе их зрительного сходства.

Процедура: показываю ряд картинок, на которых изображены контуры предметов. Вначале прошу показать какую-либо одну по инструкции, а затем назвать все картинки и подложить к ним соответствующие подписи.

Инструкция: «Покажите, где...» (озвучивается подпись). «А теперь назовите, что это». Необходимо рассказать о функциональном назначении предмета. (показывается картинка) ЯБЛОКО ЧАСЫ САМОЛЕТ ОЧКИ

2. Самостоятельная работа. (Познавательные,регулятивные УДД) Расставлять время на часах.Процедура: выкладываю перед пациентом две картинки: на первой изображены часы со стрелками, на второй– часы без стрелок. Далее предлагаю расставить время на часах соответственно с предъявленным образцом. Инструкция: «Расставьте на пустых циферблатах такое же время, как на образцах»

Открытие нового знания. (Познавательные, личностные,регулятивные коммуникативные УДД). Угадывание названий предметов по описанию их внешних и функциональных признаков, воспринятому на слух. Инструкция: Послушайте описание предметов и угадайте, о чем я говорю (предметные картинки : паспорт маяк сапоги желток паркет ).1. Основной документ, удостоверяющий личность (паспорт) . 2. Башня с сигналом для ориентира судов (маяк). 3. Обувь с высоким голенищем (сапоги). 4. Густое желтое вещество в птичьем яйце (желток). 5. Небольшие тонкие дощечки для настила полов (паркет) Самостоятельная работа . Назовите предметы на карточках. ЯБЛОКО ЧАСЫ САМОЛЕТ ОЧКИ СТО Игра “Путаница”. Собери слова и признаки. Положи к предмету.

    круглое, сочное, сладкое, красное, душистое;

    р учные,настенные,заводские, электронные;

    солнцезащитные, качественные, оптические, предназначенные для коррекции человеческого зрения;

    пассажирский, коммерческий, авиалайнер, отечественный.

    Стол какой? …..

Восстановление понимания речи. Ответы на вопросы по прочитанному развернутому предложению.

На кухне стоял овальный стол, покрытый льняной скатертью.

Вопросы: 1. Что стояло на кухне? 2. Где стоял стол?

3. Какой формы был стол? 4. Чем покрыт стол?

5. Какая была скатерть?

Что мы сейчас делали? – Находили слова-признаки. Они делают нашу речь красивее, выразительнее, точнее.

4. Физминутка (Регулятивные УДД).Скажите,сколько сейчас времени? Приглашаю вас отдохнуть в сад. Руку протяни, яблоко сорви.Стал ветер яблоню качать. Трудно яблоко сорвать.Подпрыгну, руку протяну –Быстро яблоко сорву (движения по тексту).Сорвали яблоко, вымоем яблоко перед едой.Сделать разогрев рук. Закрепление. О каких предметах мы говорили? Назовите.

(Познавательные, личностные, регулятивные коммуникативные УДД) Гимнастика для глаз. Тренажер

*Объяснить значение пословиц или устойчивых речевых выражений: бить баклуши.

*Решать логические и математические задачи.

Который теперь час, если до конца суток осталось пять часов? (19.00).Сколько времени осталось до обеда? Если сейчас 10часов, а обед в 12ч.30минут?

*Выполнение устных инструкций в форме логико -грамматических оборотов речи. Оборудование: газета, очки.Инструкция: Послушайте и сделайте то, о чем я вас прошу. Положите очки справа от газеты. Положите газету справа от очков.

Рефлексия

деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

*Проанализируйте достигнутые результаты.

*Что оказалось для Вас самым неожиданным на занятии? *Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

*Что Вам более всего удалось в выполнении заданий? Назовите наиболее эффективные способы своей деятельности.

Учились оценивать свои действия). Каким кружком мы обозначим эти действия? (красным кружком).

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

дифференциация предложно-падежных конструкций («мать накормила сына, кто поел? »)

Дополнительная необходимая информация

Задание выполнить с привлечением родственников.

    Визель Т.Г . Как вернуть речь. М. : Секачев, 2005.\

    Кошелева Н.В. Тематические лексико-грамматические упражнения для восстановления речи у больных с афазией. М. : АСТ, 2006.

В помощь учителю/педагогу

Обоснование, как данную тему оптимально изучать

Система реабилитации с обоснованием принципов, направлений и приемов при выборе оптимальных методов организации логопедической работы с постинсультными больнымипомогает контролировать правильность выполнения заданий, эмоционально настроиться на занятие, заинтересовать, необходимость коррекции речи больных в остром периоде.

Советы по логическому переходу от данного занятии к последую-

щим

Следующее занятие контроль знаний.

В данной статье представлен практический материал по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности. Материал будет полезен для широкого круга специалистов, занимающихся реабилитацией больных с нарушениями высших психических функций.

Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

Афазия – системное нарушение речи, состоящее в полной или частичной потере речи и обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.

Афазия может иметь разную этиологию: сосудистую, травматическую (черепно-мозговая травма), опухолевую.

Наиболее тяжелыми последствиями локальных поражений мозга любой этиологии являются нарушения:

А) речи и других высших психических функций (ориентировки в пространстве, умения писать, читать, считать и т.п.);

Б) движений.

Они могут присутствовать одновременно, но могут выступать и изолированно: нарушения движений у больного могут присутствовать, а нарушения речи отсутствовать, и наоборот.

Афазия – одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.

Наиболее распространенной и признанной в отечественной и зарубежной афазиологии является нейропсихологическая классификация, созданная А.Р. Лурией. В основу концепции А.Р. Лурия положил представление о том, что очаг поражения всегда расположен на уровне вторичных полей коры левого полушария. Он приводит к тому или иному виду речевой агнозии или апраксии, которые оказывают системное патологическое влияние на работу третичных полей коры. В результате этого больной испытывает трудности в использовании средств языка, необходимых для передачи сообщения. Таким образом, согласно А.Р. Лурии, третичные (смысловые) поля коры при афазии остаются непораженными, но не могут полноценно функционировать, потеряв гностические или праксические опоры. Очаг поражения может располагаться в разных отделах вторичных полей коры – лобной, заднелобной, премоторной, постцентральной (нижнетеменной), височной, затылочной. Он может охватывать как один, так и несколько отделов.

От того, где располагается очаг поражения, зависит и форма афазии.

Классификация форм афазии по А.Р.Лурии:

  1. Моторная афазия афферентного типа;
  2. Моторная афазия эфферентного типа;
  3. Динамическая афазия;
  4. Сенсорная афазия;
  5. Акустико-мнестическая афазия;
  6. Семантическая афазия.
  7. Сенсорная афазия.

Сенсорную афазию впервые описал немецкий психиатр Вернике. Он показал, что афазия, которую он назвал сенсорной, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария. Основной механизм при этой афазии лежит в нарушении сложных форм звукового анализа и синтеза, и прежде всего в нарушении фонематического слуха. Вследствие этого возникает нарушение дифференцированного восприятия близких звуков речи, отличающихся только одним признаком. В более грубых случаях нарушения аналитико-синтетической деятельности слуховой коры нарушается дифференцирование и гласных звуков. Дефект восприятия звуков речи ведет к нарушению устной и письменной речи, а главное – к глубокому изменению семантической структуры речи, и прежде всего к нарушению значения и предметной отнесенности слова, что ведет к нарушению понимания. Расстройства фонематического слуха обуславливают, согласно нейропсихологической концепции афазии, грубые нарушения импрессивной речи – понимания. Появляется феномен «отчуждения смысла слова», который характеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и его предметной отнесенности. Звуки речи теряют для больного свое константное стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам. В результате этой звуковой лабильности в экспрессивной речи больных появляются характерные дефекты: логорея (обилие речевой продукции) как результат «погони за ускользающим шумом», замены одних слов другими, одних звуков – другими: замены одних слов другими: вербальные и литеральные парафазии.

Характеристика речевого статуса у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

Понимание речи

У больных с грубой сенсорной афазией объем понимания речи крайне ограничен. Больные в состоянии понимать лишь сугубо ситуативную речь, близкую им по тематике. Выявляется грубое отчуждение смысла слова при показе частей тела и предметов. Устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искажениями. В основе этих явлений – первичное грубое нарушение фонематического слуха. При восприятии речи больные усиленно опираются на мимику и жест, интонацию собеседника.

Объем слухо-речевой памяти

Объем слухо-речевой памяти в большинстве случаев исследовать не представляется возможным из-за грубости первичного нарушения фонематического слуха.

Спонтанная речь

понтанная речь изменена по типу «словесного салата»: обилие литеральных и вербальных парафазий, логорея, явления звукового и смыслового «соскальзывания». Выявляются многочисленные аграмматизмы согласования, но в целом речь больных производит впечатление потока. Интонации богаты, темп несколько убыстрен, имеются ошибки в ударениях; лексика разнообразна. В ней преобладают глаголы, а также междометия и другие служебные части речи. Больные сопровождают высказывание разнообразной адекватной мимикой и жестами. Несмотря на грубые искажения фонематической и лексико-грамматической стороны высказывания, его общая смысловая направленность, как правило, передается больным. Самоконтроль практически отсутствует.

Повторная речь

Повторная речь крайне ограничена. В основном больной повторяет лишь хорошо знакомые слова, допуская в них большое количество звуковых искажений.

Диалогическая речь

Диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса. В тех случаях, когда сугубо ситуативный вопрос оказывается понятным, больные дают на него ответ, который насыщен разнообразными искажениями. Конкретные сведения в ответе практически отсутствуют. Удается лишь уловить, и то не всегда, общую смысловую направленность.

Называние

Попытки называния сопровождаются многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями на основе акустической и смысловой близости слов. Называние распространенных действий несколько легче, чем предметов.

Фраза по сюжетной картинке

Попытки составить фразу сводятся к продуцированию отдельных слов или словосочетаний, не всегда связанных по смыслу и перемежаемых многочисленными междометиями.

Пересказ текстов

Недоступен.

Чтение

Чтение в состоянии распада. Больные не могут прочитывать вслух и узнавать отдельные буквы. Ассоциативные связи «фонема – графема» грубо нарушена. Имеются лишь элементы глобального чтения.

Письмо

Письмо как функция отсутствует. Больные пишут обычно лишь свою фамилию, имя, наиболее высоко упроченные слова. списывание букв, слогов и фраз сопровождается многочисленными ошибками, обусловленными звуковой лабильностью. Самоконтроль и попытки коррекции отсутствуют. Звуко-буквенный анализ состава слова грубо нарушен.

Задачи и методы обучения при сенсорной афазии грубой степени выраженности

Правильная организация процесса обучения позволяет больным преодолеть многие из отклонений в общем поведении, в его личностной реакции на дефект, а также влечет за собой изменение эмоционально- волевой сферы

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации. Необходимо строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойства личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и др.

Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определенные задачи и соответствующие им методы работы. Программа обучения строится с соблюдением принципа системности. Это значит, что восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

При сенсорной афазии задачей педагогического воздействия является восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессивной речи, чтения и письма. В случаях грубого нарушения речи при сенсорной афазии работа начинается с предметной деятельности больных, требующей от них выполнения конкретных действий (трудовых, игровых, учебных и др.). Восстановление понимания речи на этом этапе обучения проводится через различного рода невербальную деятельность больных.

Для накопления обиходного пассивного словаря используют показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам; показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенной лексической теме; показ частей тела на картинке и у себя; выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений со зрительной опорой на картинку.

В целях стимуляции понимания ситуативной фразовой речи используются ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом, выполнение простых устных инструкций улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.

При подготовке к восстановлению письменной речи используется раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам, ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа, письмо слов, слогов и букв по памяти, «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов, выработка связи «фонема — графема» путем выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.

Примерные конспекты занятий по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

Занятие №1

  1. Установление контакта с больным и затормаживание непродуктивной непроизвольной речи.
  2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.
  3. Накопление обиходного пассивного словаря.
  4. Подготовка к восстановлению письменной речи.

Оборудование: лото, тетрадь, ручка, предметные картинки

Ход занятия

1. Вводная беседа.

Здравствуйте! Меня зовут …..

Как Вас зовут?

Какой сегодня день недели?

Сейчас утро?

Завтрак был?

Основная часть.

2.1.- Будем играть в лото.

Я называю картинку, вы слушаете. Если у Вас есть картинка, Вы забираете.

Сковорода.

Покажите, где сковорода.

Хорошо. Кладите картинку на карту.

Тарелка.

Покажите, где тарелка.

Молодец! Положите картинку на карту.

Покажите, где нож.

Хорошо! Положите картинку на карту.

Кастрюля.

Покажите, где кастрюля.

Отлично.

Соберите все картинки.

2.2.- Я задаю вопросы, Вы отвечаете «ДА» или «НЕТ».

Вас зовут Лена?

Вас зовут Катя?

Вас зовут Мария?

Вы живете в Москве?

Сейчас светит солнце?

Сейчас идет снег?

Сейчас идет дождь?

Молодец!

2.3.- Я говорю, Вы делаете.

Поднимите руку!

Возьмите ключи!

Покажите окно!

Закройте книгу!

Покажите кулак!

Топните ногой!

Молодец! Очень хорошо!

2.4.- Вот картинки. Я называю, Вы показываете.

Тарелка.

Кастрюля.

Половник.

Сковорода.

Молодец!

Чем едят?

Из чего пьют?

В чем варят?

Чем режут?

На чем жарят?

Чем наливают?

Из чего едят?

Что железное?

Что можно разбить?

Что можно поставить на плиту?

У чего есть ручка?

Молодец!

2.5.Вот картинки. Вот подписи. Положите подписи под картинки.

Кастрюля.

Тарелка.

Сковорода.

2.6.Перепишите эти слова в тетрадь.

Покажите, где слово

Тарелка

Сковорода

Молодец!

2.7.- Читаем слова. Я читаю вслух, а Вы «про себя».

Тарелка.

Сковорода.

Вот два слова.

«Одежда» и « Посуда».

Как одним словом можно назвать эти предметы. Выберите.

Правильно! Молодец!

О чем мы сегодня говорили? Об одежде?

О посуде?

Домашнее задание. Вот картинки. Вот слова. Вставьте пропущенные буквы в слова.

Пол_вник.

Сковород_.

Занятие №2

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.

Оборудование: пазлы, тетрадь, ручка, предметные картинки

Ход занятия

1. Ввведение

Здравствуйте!

Здравствуйте!

Как Вы себя чувствуете?

Голова болит?

Врач Вас осматривал?

Основная часть

2.1. — Вот картинка. Соберите из кусочков такую же.

Кто нарисован на картинке?

Мужчина.

Что делает мужчина?

Что читает мужчина?

Молодец!

Соберите кусочки в стопку. Вот так. Молодец!

Уберите кусочки в коробку. Хорошо!

2.2.- Я спрашиваю, Вы отвечаете «ДА» или «НЕТ»

Сейчас зима?

Сейчас лето?

Сейчас осень?

Сегодня суббота?

Сегодня вторник?

Вам 30 лет?

Вам 40 лет?

Вам 50 лет?

Вы находитесь в театре?

Вы находитесь в больнице?

2.3. — Я говорю, Вы делаете.

Покажите стол.

Возьмите ручку.

Откройте тетрадь.

Поставьте чашку на стол.

Сядьте на кровать.

Сядьте на стул.

Летом выпадает снег.

Зимой очень холодно.

Черепаха быстро скачет.

Вилкой едят суп.

Ложкой едят суп.

Вилкой едят макароны.

2.5.- Вот. Картинка. Здесь нарисовано лицо. Посмотрите.

Покажите, где у Вас лицо.

Я говорю, Вы показываете на картинке и у себя.

Ресницы.

Подбородок.

Молодец!

Чем смотрят?

Чем дышат?

Что хмурят?

Чем моргают?

Что бывает карими?

Что бывает румяными?

Что бывает густыми?

Что бывает курносым?

Что бывает пухлыми?

2.6. — Вот подписи. Разложите подписи под каждой частью лица.

Молодец!

2.7. — Я читаю подписи вслух, а Вы «про себя».

Подведение итогов.

Что мы сегодня смотрели на картинке?

Домашнее задание. Я наклеила картинку в тетрадь. Вот слова. Подпишите части лица.

Занятие №3

1. Установление контакта с больным и затормаживание непродуктивной непроизвольной речи.

2 .Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.

3. Накопление обиходного пассивного словаря.

4. Подготовка к восстановлению письменной речи.

Оборудование: тетрадь, ручка, предметные картинки

Ход занятия

1. Ввведение

Здравствуйте!

Здравствуйте!

Как Вы себя чувствуете?

Голова болит?

Врач Вас осматривал?

Основная часть

2.1.- Вот картинки. На каждой карточке один предмет лишний. Найдите его и покажите.

Пальто, куртка, сапоги, шуба.

Платье, юбка, блузка, галстук.

Кроссовки, валенки, ботинки, сарафан

Туфли, сапоги, босоножки, кеды.

2.2. — Вот таблички «Одежда» и «Обувь». Вот картинки. Разложите картинки под таблички.

Кроссовки.

Комбинезон.

Предметы из какой группы лежат здесь?

Отлично!

2.3. — Я говорю, а Вы делаете.

Откройте тетрадь.

Возьмите ручку.

Нарисуйте круг.

Нарисуйте квадрат.

Нарисуйте стол.

Поставьте точку.

Напишите букву «М»

Напишите букву «А»

Напишите букву « К».

Прочитайте, какое слово получилось.

Молодец!

2.4. — Я говорю, а Вы отвечаете так это или нет.

Кошка родила щенка.

Корова ест мясо.

Собака грызет кость.

Папа учится в школе.

- Ёлка растет в пустыне.

Ножом едят.

Зимой носят туфли.

Зимой носят сапоги.

Молодец!

2.5. — Вот картинки «Одежда» и «Обувь». Покажите

Что носят на ногах?

Что надевают на себя?

2.6.Вот подписи. Разложите подписи под картинками.

Подведение итогов.

О чем мы сегодня говорили?

Обувь и одежда.

Молодец!

Домашнее задание.

Я нарисовала в тетради картинки. Я написала в тетради названия картинок. Подпишите картинки.

Заключение. Результаты логопедической работы

В результате восстановительного обучения у больных расширяется объем понимания речи. Пациенты в состоянии отвечать на простые ситуативные вопросы, выполнять простые устные инструкции. Появляются попытки вслушивания в речь окружающих, что свидетельствует об определенном восстановлении функции слухового внимания. В собственной устной речи больных остается словесный салат, но возрастает число адекватных слов. Упроченные слова произносятся без грубых искажений звуковой структуры. Появляются некоторые возможности самоконтроля и самокоррекции. Положительные изменения отмечаются и в состоянии номинативной функции, т.е. имеет место рост активного словаря, особенно предметного, поскольку восстановительное обучения на данном этапе преследует обычно цели накопления слов-названий обиходных предметов. Появляются определенные возможности конструирования простой фразы. При этом больные используют по-прежнему ограниченное число знаменательных слов.

VII.Список использованной литературы.

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии, Москва, 2005г.
  2. Логопедия. Учебник для ВУЗов/ под ред. Л.С.Волковой, Москва, 2004г.
  3. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучения, Москва – Воронеж, 2001г.
  4. Хомская Е.Д. Нейропсихология, Санкт Петербург, 2011г.
  5. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии, Москва, 200г.

Шипаева А.В.,
логопед