Неформальные отношения. Большая энциклопедия нефти и газа

Формальные отношения могут рассматриваться во многих аспектах. С одной стороны, это официальных отношений, он применяется для описания партнерства между несколькими людьми, закрепленного какими-то рамками и правилами. К примеру, на рабочем месте нужно придерживаться формальных отношений. Противовесом к ним будут отношения неофициальные, которых нужно на работе, наоборот, избегать, особенно при общении руководителей и подчиненных. Однако совсем другой вид формальные отношения имеют в семейной жизни.

Формальные отношения в семейной жизни

Помимо того, что семейные отношения становятся зарегистрированы документально, термин «формальные отношения» в семейной жизни рассматривается в аспекте отсутствия каких-либо чувств. Отношения между двумя партнерами в таком случае существуют, официально брак подтвержден, но фактически любви между мужем и женой уже давно нет. Они проживают вдвоем просто формально, возможно, растят вместе детей или живут рядом уже просто из привычки. Такие отношения давно не существуют в качестве союза двух любящих сердец, скорее всего, они не несут в себе даже уважения или доверия друг к другу.

Есть и другой вид формальных отношений: когда один из супругов считает систему и порядок высшей формой проявления уважения к партнеру. В такой семье действует строгая иерархия, от детей требуется беспрекословное подчинение родителям, от жены - подчинение мужу. У каждого в такой семье есть своя роль и род обязанностей, которые следует выполнять. Каждому члену семьи приписано то поведение, которому он должен следовать. Официальность и следование правилам и традициям становится главной целью подобных отношений. Речи о тепле и взаимопонимании, совместных веселых посиделках и любящем отношении в таких семьях, конечно же, тоже не идет.

Как избежать формального отношения в семье

Не стоит слишком строго относиться к домочадцам и переносить отношение к ним из другой сферы жизни. Они не подчиненные, а любящие люди, самые дорогие друг для друга, поэтому в семье нужно позволить им быть такими, какие они есть. Стоит посмотреть на семью под другим углом: она необязательно должна быть идеальной, хватит уже того, что родители и дети смогут рассказывать друг другу о своих радостях и переживаниях, обсуждать интересные события, проводить время вместе и с удовольствием. Очень важно, чтобы все члены семьи могли высказывать свое мнение и знали, что их могут выслушать и принять их точку зрения. Хорошо, если родители будут доверять детям, интересоваться их жизнью и успехами, давать им принять участие в семейных советах. Это укрепит доверие в семье, сделает ее крепче, а отношения менее формальными.

В русском языке слово «формальный» имеет несколько значений. Формальный - это может быть и такой, что соответствует форме, то есть является характерным для нее, и такой, что соблюдает лишь какого-либо дела в ущерб его существу. Формальным часто называют что-то существующее лишь для видимости. Но всегда ли термин «формальный» имеет отрицательный подтекст?

Формальное общение

Формальное общение по-иному называют контактом масок. То есть это такая ситуация, когда не учитываются особенности личности собеседника, отсутствует стремление глубже понять его. Формальными, как правило, являются дипломатические или иные деловые отношения, где контакты вынуждены и происходят строго на официальном уровне. При таком общении собеседники используют маски вежливости, скромности, учтивости, при этом старательно скрывая за набором стандартных улыбок, жестов и телодвижений свое истинное отношение к происходящему.

Что такое формальные отношения

Формальное общение тесно связано с формальными отношениями, в которых заранее известны позиции каждого. Они определяются правилами и не допускают никаких выходов за рамки регламента. Благодаря этому человек может избегать личных взаимоотношений с теми людьми, которые могут казаться неприятными или нежелательными для контакта.

Ведь при формальных отношениях собеседники, как правило, ориентированы на внешнюю цель (например, как в отношениях покупатель-продавец), и общение в таком случае - это лишь способ достижения цели, а собеседник - инструмент ее достижения. Между прочим, чем сильнее запрограммированным является поведение такого вот «инструмента», тем проще его использовать, поддерживать с ним деловой контакт.

Как можно отнестись к формальным отношениям?

Следует сказать, что для развитого общества формальные отношения являются весьма экономичными. Они не требуют затрат эмоциональной энергии и времени на попытку знакомства, выработку мнения о собеседнике, стремление расположить его к себе и т. п. Они позволяют действовать сразу, вступать в контакт на короткий срок и забывать о собеседнике сразу же после достижения желаемого результата.

Отношения, которые имеют статус «формальный», - это способ превратить какое-то сообщество в единый организм. При этом каждого, кто не выходит за рамки установленного регламента, такие отношения превращают в составляющую организма, награждая взамен ощущением безопасности, стабильности и единения, которые и являются другой стороной формальных отношений.

Еще немного о формальных отношениях

Если общаться в рамках таких отношений, то результат, даже если он и не до конца известен или не обязательно положителен, все равно будет находиться в рамках ожидаемого или предполагаемого. А это значит - можно заранее приготовиться отреагировать на него определенным образом.

Ведь нас пугает часто не сам результат, а именно то, что он может застать врасплох, и человек не сумеет достойно отреагировать. Значит, «формальный» - это такой алгоритм общения, который позволяет нам поддерживать отношения, не затрудняясь во многих мелочах и предвидя исход.

Отношения, принятые в формальных организациях

Описываемые отношения могут подчинять себе достаточно большие группы людей, которые составляют организацию. То есть сообщество, где отношения четко структурированы и подчиняются уставу, правилам и внутреннему распорядку - это и есть формальная организация. Человек здесь действует в первую очередь как функционер. Каждой такой организации присущи рациональность отношений, их однозначность и безличность.

Правда, иногда все это может начать носить характер бюрократической структуры, приметами которой становится абсолютизация отдельных элементов организации, потеря содержательных целей ее деятельности и подчинение функционирования лишь укреплению самой организации. Отсюда берут начало понятия бюрократизм, формализм и бездушие.

О формальном праве

Государство - это та же формальная организация со строго структурированными отношениями внутри нее и уставом в виде Законодательства, которое регламентирует все происходящее.

Но живущему в современном государстве гражданину приходится помнить о двух вариантах права, существующих в обществе: формальном и реальном. Формальное право опирается на Закон (часто несовершенный) и судебную систему (часто не вполне разработанную и независимую), и поэтому не может справиться со всем многообразием проявлений общественной жизни. Реальное же право - это набор традиций, общепринятых поведенческих стереотипов и повторяющихся явлений общественной жизни. И поэтому формальное и неформальное право часто не пересекаются, имея разные сферы применения.

Заключение

Как видите, какую бы отрасль мы ни наделили термином «формальный», это слово может оказаться весьма неоднозначным. Формальные отношения в любом проявлении - признак прогресса лишь до тех пор, пока они не становятся «вещью в себе», не превращаются в шелуху, упаковку, в которой ничего нет.

Литературная энциклопедия

В логике то, что в отличие от свойства характеризует не отдельный предмет, а пару, тройку и т.д. предметов. Традиционная логика не рассматривала О.; в современной логике О. пропозициональная функция от двух или большего числа переменных. Бинарным … Философская энциклопедия

В теории потребления это формальное описание способности потребителя сравнивать (упорядочивать по желательности) разные наборы товаров (потребительские наборы). Чтобы описать отношение предпочтения, не обязательно измерять желательность… … Википедия

Формальное значение - ФОРМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Значение, вносимое формой слова или словосочетания и указывающее на отношение основного значения слова к значениям других слов в данном словосочетании или независимо от него, или изменяющее значение слова по сравнению со… … Словарь литературных терминов

У этого термина существуют и другие значения, см. Отношение. Отношение математическая структура, которая формально определяет свойства различных объектов и их взаимосвязи. Отношения обычно классифицируются по количеству связываемых объектов … Википедия

формальное значение - Значение, вносимое формой слова или словосочетания и указывающее на отношение основного значения слова к значениям других слов в данном словосочетании или независимо от него, или изменяющее значение слова по сравнению со значением других слов… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

содержательное и формальное - СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ понятия, употребляемые в философии, логике и методологии науки в следующих основных значениях: 1) производных от категорий содержания и формы в их общефилософском понимании, когда к формальному относят правила … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Монотонность отношения предпочтения экономический термин, означающий, что потребитель отдает предпочтение большим потребительским наборам над меньшими. Это свойство коррелирует с поведением потребителей в большинстве ситуаций. Свойство строгой… … Википедия

Наука, изучающая музыку как особую форму художеств. освоения мира в её конкретной социально историч. обусловленности, отношении к др. видам художеств. деятельности и духовной культуре общества в целом, а также с точки зрения её специфич.… … Музыкальная энциклопедия

Паукообразные, или арахниды (Агаchnida)1, это собрание всех наземных хелицеровых. Латинское название класса, в этой транскрипции теперь более принятое, прежде писалось Arachnoidea. Арахна по гречески «паук». В… … Биологическая энциклопедия

Книги

  • , Бах Э.. Перед читателями - книга известного американского лингвиста Эммона Баха, в которой ярким и доступным языком излагаются основные идеи формальной семантики. Это современное научное направление,…
  • Неформальные лекции по формальной семантике , Э. Бах. Перед читателями - книга известного американского лингвиста Эммона Баха, в которой ярким и доступным языком излагаются основные идеи формальной семантики. Это современное научное направление,…

Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример – армия со всеми ее уставами.

Неформальные – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.

Таким образом:

Первичная социализация протекает в первичных группах, связанных неформальными отношениями

Вторичная – во вторичных группах, связанных формальными отношениями.

Формальные и неформальные агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла.

Неформальные институты, также как и формальные, действуют на протяжении всей жизни человека. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений достигает максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой проявляется в середине жизни .

Обе группы – первичная и вторичная, – как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип социализации: чем разнообразнее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.

Итак, ценность первичных и вторичных групп, неформальных и формальных отношений, а стало быть, ценность агентов первичной и вторичной социализации не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает. Когда бизнесмен создает собственное предприятие, то в соратники он привлекает людей проверенных, тех, на кого можно положиться и кому стоит доверять. Кто они? Агенты первичной социализации – родственники, друзья, знакомые. А в кого нередко превращаются агенты вторичной социализации, то есть начальники и коллеги? В агентов первичной социализации – друзей и знакомых. Таков еще один закон или принцип социализации – кругооборот вещей в природе, закон взаимопревращения.

АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

О традиционно понимаемых агентах и институтах социализации разговор пойдет в следующей лекции. В первую же очередь - о материях, близких к специфике Академии Художеств.

Культурный герой как агент социализации

Механизм социализации человека в современном обществе претерпевает качественные изменения. Прежде всего, это проявляется в том, что претерпевает отчуждение ключевой агент социализации - искусство и мутирует сам художник.

Природа героя

Если взглянуть на создаваемого творчеством художника героя, то мы обнаружим в нем явственные черты чего-то неземного, качества, которые описываются понятиями, принятыми при описании необычного, небывалого, невозможного в естественной природе и, разумеется, несвойственного рядовому человеку.

В греческом герое это очевидно, ибо уже по определению он полубог. Впрочем, в более раннем искусстве божественная природа составляла в нем еще больший удельный вес.

Вспомним то, о чем говорилось в предыдущих лекциях. Гильгамеш был богом на две трети. Гесиод называет героя полубогом. Но и в сегодняшнем герое мы видим те же - неземные черты. Нужно только внимательно присмотреться:

Беззаветная преданность (идеалам КПСС, Родине, свободе...)

Неземная любовь,

Презрение к смерти

и т.д. и т.п. и даже в обыкновенной порнографии мы встречаем какие-то ураганные, подчеркнуто небываемые выплески человеческой энергетики...

Все это несвойственно человеку, но без этих избыточностей герой - уже не герой. Он перестает играть воспитательную и социализирующую роль.

В современной культуре герой - это один из нас. Но и сегодня сознание обывателя противится десакрализации героя, и чем менее развита культура социума, тем острее протест против такой «дегероизации».

Европа имеет более давние культурные традиции, поэтому ей несвойственно то, что наблюдается в США. Там же правят бал летающие Супермены, Человеки-пауки, спасающие мир Одиночки. Но и эти персонажи одарены совершенно исключительными свойствами, выводящими их из ряда обыкновенных смертных.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть одно ключевое обстоятельство. Все Прометеи и Гераклы, весь круглый стол короля Артура, все христианские святые... Супермены, Пауки, Боевики-одиночки... словом, никто из героев никогда не возносился над своей нацией . Героя возносит только миф, сам он не противопоставляет себя своему народу. Пусть они и были отмечены какой-то особой благодатью, пусть в их крови и было что-то от неземного, стремились они к нам, маленьким, всего боящимся и глупым. Как маленькие, мы прятались в теплом облаке их заботы и защиты. И, как дети же под родительским крылом, под их водительством мы сами становились большими и умными, теми, кому стремятся подражать.

Природа художника

Но и сам художник стремится отыскать в себе черты чего-то надчеловеческого, неземного. И находит. Находит в той не поддающейся изъяснению материи, которую мы обозначаем словом талант. В сущности, никто не знает, что это такое, никто не умеет классифицировать эту стихию, не существует даже формальных критериев ее фиксации, и уж тем более нет объективных критериев ее измерения. И все же, несмотря на это, мы постоянно пытаемся внести сюда какие-то количественные оценки: «известный», «выдающийся», «знаменитый», «великий», «гениальный»... - все это наши не очень уклюжие попытки измерить неизмеримое.

Сам художник стремится обрести статус некоего абсолюта, превзойти всех. Между тем присвоить этот статус ему может только узкий круг экспертов - собратья по цеху и узкий круг признанных критиков. Поэтому художник со временем начинает работать не на свой народ, но на это узкое сообщество.

Убедить этих искушенных людей можно только одним - поразив их своим мастерством, виртуозностью владения техникой ремесла. Вот художник и погружается в поиски чего-то такого, что может потрясти экспертов.

Ясно, что при этом его искусство удаляется от народа, становится непонятным ему. однако художника это уже не волнует. Он пишет для избранных, для тех, кто в состоянии понять и оценить его. Рождается лозунг: «Искусство для искусства». Что же касается «пипла», то, встречая неприятие своего творчества, объявляет его неспособным понять настоящее искусство. В результате «толпа» отворачивается от подобных пророков. Велик художник Герман, но кто ходит на его фильмы? Неподражаем «Черный квадрат», но кто знает о его существовании? А ведь это и есть нация. Таким образом, сама нация отторгает такое искусство.

Разумеется, можно утешать (а чаще самоовозносить) себя тем, что нация - это только те, кто не проходит мимо выставочных залов и кинотеатров, все же, кто остается за дверьми - обыкновенное быдло. При всем уважении к громким именам, сегодня это фигуры для немногих. «Избранные», они считают только свои ценности истинными. Все они хотят учить, а часто и просто поучать. Все они способны только плакаться на то, что их народ их не понимает. Им другой народ нужен...

В противоположность традиционному герою, сам художник и узкий круг экспертов в своей гордыне встают над нацией и противопоставляют себя ей.

Но этим художник перестает быть агентом социализации, а порождаемое им искусство - ее институтом.

Мутация героя и художника

Словом, одинаково чужими друг другу становятся и художник и его публика. Правда, со стороны художника здесь большей частью только кокетство. Он, хоть и говорит о том, что пишет не для «толпы», в действительности жаждет именно ее признания, мечтает именно о ее оргазмической страсти, художник мечтает стать пророком, подобно Льву Толстому, ищет идолического поклонения толпищ. И лишь не получая искомого начинает тыкать «толпу» в ее свинскую рабскую природу, в ее неразвитость, отсутствие вкуса, безнравственность, бездуховность... Сама же «толпа» проста и бесхитростна, и чаще всего просто не знает о существовании художника.

Таким образом, сегодня искусство расходится с нацией. Поэтому-то она, нация, и ищет себе других кумиров. Тех, кто ближе к ней, кто не будет тыкать ее носом в свинскую рабскую природу, неразвитость, отсутствие вкуса, бездуховность, безнравственность...

Сам народ никогда не считал и не считает себя быдлом. И вот что страшно. Миллионы, которые вдруг начинают сознавать, что они не «пипл», готовый «схавать» все, а нечто одной крови со своими «звездами», способны задуматься и над другим: на кой черт нам агенты социализации, которые брезгуют нами, на кой черт нам культура шнитке, германов и прочей нечисти «черных квадратов»?

Вот только трагедия в том, что альтернативная ей культура чаще всего рождает иные ценности - те, что «ниже пояса».

Когда-то героями были Прометеи, Гераклы, Персеи... Рождалась культура, учреждались царства и города, создавались законы... и нация (миллионы простых крестьян) могли часами цитировать Гомера (а, кстати, особым шиком считалось цитировать еще и статьи этих самых законов). Долее двух тысячелетий длящийся процесс разрешается качественным скачком. В результате герой предельно вульгаризируется и перестает быть штучным товаром.

Греческий герой служил городу и народу, рыцарь - общественному идеалу. Тот и другой жертвовали собой ради построения такого миропорядка, в котором внутреннего совершенства и гармонии с миром может достичь каждый (из тех, кто принадлежит их кругу). Именно их достоинства становились тем, по чему равнялось все общество.

О доблестях, о подвигах, о славе

Я вспоминал на горестной земле...

Их подвиги - не просто предмет подражания, это фактор социализации человека. Честолюбивый юноша грезит подвигом, втайне надеясь обнаружить в самом себе то, что составляет самую сокровенную тайну своего кумира. То, что в разные времена принимало форму божественной природы (герой), королевской крови (рыцарь), божественной благодати... другими словами, доказательство своей избранности. Так, и рыцарь, и прекрасная дама, в конечном счете, обнаруживают королевское происхождение; королевская же кровь - не чета той, что течет в жилах обыкновенного человека. Не случайно королям было свойственно исцелять болезни. Так, Морис Дрюон напоминает нам о тайном свойстве французских королей лечить золотуху. И ведь лечили!..

Перестает быть штучным товаром и сам художник. Культ «звезд» вытесняет культ творца, сама же «звезда» и в самом деле становится товаром, имеющим стоимость. В общем, теперь это специфический продукт поточного производства, рассчитанного на массовое потребление. «Звездный» ореол сегодня не обманывает никого, и теперь, когда человек окончательно расстался с мифом о божественной природе героя-победителя, толпища тех, кому не дает покоя чужая слава, отказываются видеть, что могло бы отличить их самих от кумиров. Конечно, и сегодня остается место для подлинной исключительности, вроде Майкла Джексона, но любой претендент понимает, что ореол, созданный вокруг большинства «звезд»,- это результат хорошо поставленной рекламной кампании. Отсюда и состязание конкурентов за место на пьедестале - уже не конкурс талантов, но свирепая битва за спонсора, в которой доступны любые приемы из тех, которые когда-то могли бросить рыцаря на ту навозную кучу, на которой Людовик VI отбивал золотые шпоры у недостойных.

Сегодня успехами «поп-звезд» тайна художника развеяна. Оказывается, в природе гения нет ничего сакрального, и ясно, что сегодняшние «звезды» - это такие же мальчики из такой же подворотни. Дело усугубляется тем, что каждая из этих «звезд» норовит подчеркнуть чуть ли не в любом публичном выступлении, что она была двоечником, хулиганом, нарушителем порядка, мучителем своих учителей и т.д. Более того, появляется целая философия, проповедующая, что только двоечник и хулиган может добиться успеха, и эта философия проникает во вполне благополучные слои.

Отсюда следуют два важные для осмысления социализации индивида вывода, свидетельствующие о кризисе традиционной социализации.

1. Подлинные ценности этого мира состоят не в том, чему учат родители и школа, а в ценностях улицы, подворотни. И в 90-х гг. мы увидели формирование настоящего культа бандита.

2. Предметом мотивации становятся не достоинства человека, пробившегося к самым вершинам творчества, но его гонорары и культ, который создается вокруг его имени. А следовательно, вектор социализации разворачивается в сторону этих ориентиров.

В современной России трезвый взгляд не обнаруживает ничего, что делало бы «звезду» лучше других. Отсутствие ярких талантов у всех, мелькающих на обложках «гламурных» журналов, подмостках и подиумах, приводит к тому, что молодой человек начинает воспринимать самого себя как собрание талантов. Отсюда уже одно обладание привлекательной внешностью является вполне достаточным основанием претендовать на славу и гонорары, и тот факт, что они достаются не ему, осознается как социальная несправедливость. Слава и гонорары оказываются отнятыми у него. Ну а поскольку таких, как он, бесчисленные толпища, то такое положение вещей становится взрывным потенциалом. Не в последнюю очередь именно этот потенциал составляет часть той энергетики, которая выплескивается на улицы, когда толпа, расходящаяся после массовых тусовок вокруг своих кумиров, крушит все вокруг себя.

Таким образом, масса обездоленных бездарей начинает осознавать себя жертвами несправедливо устроенного мира: ведь они сами вполне достойны пьедестала. Поэтому мир должен быть переустроен, но уже не по мерке ничего не понимающих в жизни родителей и учителей...

Это не имело значения в прошлом, когда стихийное стремление к переустройству мира сдерживалось сравнительно невысокой численностью соискателей пьедестала и наличием сословных перегородок. Но теперь полюса меняются, и всё начинает вставать с ног на голову: сегодня любая посредственность считает себя вправе говорить о своих талантах, вправе претендовать на то, что раньше было достоянием немногих. Сегодня достаточно сильной рукою взять недостающее для счастья, или заставить близких, родных работать на «раскрутку» своего имени.

Преодоление кризиса

В конечном счете здоровое общество, преодолевающее испытания перехода к постиндуриальной фазе, находит в себе силы преодолеть и этот кризис. Отдадим должное: в Америке «поп-звезда» и другие кумиры молодежи давно уже пропагандируют традиционные ценности: не курить наркотики, стремиться быть полезными обществу и т.п...

Традиционное искусство и «поп-культура» находят точки соприкосновения и от этого одна становится доступней нации, вторая поднимается на уровень подлинной культуры.

Биттлз, Бони-М, АББА, Скопион и т.д.

Совместные концерты симфонического оркестра и современных рокеров.

Уровень западных исполнителей поднимается до настоящих высот (Майкл Джексон).

В обществе же, которое находится в состоянии затянувшейся перестройки, кризис протекает в острой форме. Разумеется, он будет преодолен и в России, но задача в том, чтобы оставить поменьше шрамов.

РАССМОТРЕННЫЕ ВОПРОСЫ

Формирование социального «Я», «социальное зеркало»,

Усвоение ключевых ценностей общества, норм и правил поведения,

Освоение социальных ролей,

Обретение статусов

Фазы и критические точки социализации - переломные точки социализации:

Переход от юности к зрелости (18 лет),

От акме, возраста расцвета к закату (40-45),

Выход на пенсию (60-65).

Первичная и вторичная социализация - социализация в кругу близких и родных, социализация в сфере формальных институтов


Похожая информация.


Наряду с формальной (официальной) статусно-ролевой си стемой отношений в организациях возникают неофициальные вза имоотношения, которые строятся на неформализованных социо культурных элементах - традициях, обычаях, моральных нормах и санкциях, симпатиях, антипатиях и т.д.
К сожалению, в науке существует путаница по поводу неформального пласта отношений. На наш взгляд, в пласте неформальных отношений можно условно выделить три слоя:
1) неформализованные нормы, традиции осуществления офици альных функций лицами различных официальных статусов.
Например, ни в одном законе или инструкции не регламентированы взаимоотношения студента и ректора (преподавателя), но принято, что стиль этих взаимоотношений предполагает учитывать со стороны студента. Такова неписаная традиция взаимоотношений;
2) неформальная структура социальных взаимодействий, кото рая может дополнять официальную структуру, а иногда и проти востоять ей. Речь,дцет о тех аспектах, когда по поводу общегруппо вых целей возникают неофициальные статусы и роли (неформаль ный лидер, эмоциональный лидер и др.). Данная неформальная структура может в чем-то совпадать с официальной (начальник- лидер), может существовать параллельно, изредка оппонируя офи циальной структуре, а может и противостоять ей. Наличие нефор мальной структуры организации жизни группы существенно до полняет групповые взаимодействия - она играет немалую роль в групповом контроле, создает систему защиты от административно го произвола официальной структуры, позволяет выражать и от стаивать интересы членов группы перед официальным руковод ством, создает возможность участия неофициальных статусов в ре альном управлении организацией. Взаимодействие официальной и неофициальной структуры организации - закон эффективного развития организации, хотя они и различаются характером задач,
306
степенью ответственности перед внешними органами, ресурсами влияния, уровнем развитости группового «эгоизма»;
3) неформальные взаимоотношения между участниками групп, которые в отличие от первых двух слоев неформальных отношений никак не связаны с групповыми целями. Речь идет о совместном проведении свободного времени, отдыхе, спортивных заня-тиях, развлечениях, учебе и т.д. В результате внутри организации могут быть созданы неформальные микрогруппы, которые (в отличие от первых двух слоев) не связаны с решением проблем группы. Однако эти неформальные микрогруппы эмоционально особо близких, доверяющих друг другу работников вполне могут превратиться (а могут и не превратиться) в элемент неформальной структуры организации, оказывающий существенное влияние на работу организации в целом.
В хотторнском эксперименте была выявлена и особая роль небольших групп работников, которые совместно проводили свободное от работы время. Но эти микрогруппы оказались способными оказывать влияние на производственную деятельность всего завода. Несмотря на попытки руководства контролировать выработку путем установления норм, эти группы сами неофициально регулировали темп работы. Те, у кого темп работы был слишком высок (их называли «выскочками»), подвергались социальному давлению со стороны группы, которое, по свидетельству Ф. Ретлисбергера и У. Диксона, зачастую оказывалось столь сильным, что рабочие специально работали медленнее и отказывались от премий за превышение норм выработки.
Исследования П. Блау, проведенные в 1963 г., показали, что неформальные отношения развиваются на всех уровнях организации, а наверху пирамиды личные неформальные связи могут играть даже более важную роль в реальной структуре власти и при принятии решений, чем формальные.
«Встречи без галстуков» могут быть гораздо эффективнее, чем официальные переговоры. Например, личная встреча директоров и предпринимателей часто определяет политику деловых корпораций. Ру-ководители крупных фирм зачастую консультируют друг друга неформальным путем, совместно проводя досуг. Несколько членов правления корпорации нередко руководят ее деятельностью, принимая неформальные решения.
Эффективность неформальных связей зависит от направленности принимаемых неформальных решений. Если они исходят из приоритета интересов коллектива (фирмы, государства и т.д.), то неформальные связи содействуют решению проблем; если же превалируют личные интересы, выгода, то неформальные контакты могут стать причиной ухудшения положения фирмы, государства и т.д.
В реальной группе тесно переплетаются формальные и многообразные неформальные отношения. Дружба, личная привязан-
307
ность может стать основой создания прочных отношений, влияющих (как позитивно, так и негативно) на реальный ход дел в организации.
ЛИДЕР ГРУППЫ
Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективную деятельность группы как целого, является деятельность лидера и (более широко) органов управления групповой деятельности. Лидер группы необходим не только для координации деятельности отдельных членов группы и контроля.
Лидер есть личностно-ролевое воплощение и олицетворение интересов группы как социального субъекта, ее целостности. Функция лидера - это постоянное, регулярное осуществление и отслеживание задач, интересов группы как единого целого. Он непосредственно несет ответственность за престиж, сплоченность, интегрированность группы. Его деятельность, полномочия, права и обязанности в первую очередь выражают именно эту групповую солидарную задачу, функцию. Синтез этих компонентов (ко-ординация, контроль, выражение интересов группы как целостности) дает эффект «лидер - творец «группы».
Не имея лидера, группа представляет собой лишь объединение людей с совпадающими целями, нормами, критериями, которое обречено на распад.
Лидер наделяется властью, которая существует везде, где есть совместная деятельность, это необходимый атрибут обществен-ных отношений, «суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие»*.
Ранее мы рассматривали лишь механизм власти, отвлекаясь от ее содержания, выполняемых задач, - при рассмотрении групповых взаимодействий мы подходим к этой задаче вплотную. Уступки, на которые идет каждый участник группы, подчиняясь властным решениям лидера (органов управления), имеют смысл, будут им признаны обоснованными в тех случаях, когда эта власть обеспечивает индивидам возможность выступать как единое целое и получать от этого ожидаемое вознаграждение. Раз участие в группе Актору необходимо, значит, он должен подчиниться требованиям, распоряжениям, обеспечивающим скоординированность действий отдельных индивидов (во избежания хаоса), подчиняться рациональным решениям, принимаемым в интересах всей группы как системы. И при этом Актор должен поступиться своими правами, свободой, суверенитетом. Следовательно, власть - это выработанное и отобранное людьми средство наиболее эффектив-
* Здравомыслов А.Г. Проблема власти в современной социологии. В кн.: Проблемы теоретической социологии. - СПб., 1994, с. 200.
308
ного решения вопросов координации, организованности социальной группы, обеспечивающих способность разрозненных людей выступать как единое целое и получать благодаря этому соответствующее вознаграждение.
В соответствии с выделением двух сфер утверждения групповых интересов (внешняя - утверждение авторитета, позиций групп в противоборстве с конкурирующими и в единстве с союзническими группами; внутренняя - организация наиболее эффективной системы солидарных взаимодействий между членами группы) можно выделить следующие направления деятельности лидера*:
осуществление внешних контактов, сотрудничество и про тивоборство с другими группами, поиск наиболее выгод ных внешних связей, отстаивание интересов группы перед вышестоящими организациями, т.е. обеспечение наилуч ших внешних условий для деятельности групп;
реагирование на вызовы внешней среды и выдвижение соответствующих новых идей, целей развития группы в изменившихся внешних условиях, реорганизация внутренней структуры группы, норм, стандартов солидарных отноше ний в соответствии с внешними требованиями;
программирование, координация деятельности членов груп пы с целью эффективного решения задач внутригруппового развития, ее отдельных участников, усиления сплоченнос ти, солидарности группы, преодоления конфликтов и т.д.
Для осуществления этих функций лидеру необходимы определенные интеллектуальные, психо-волевые, нравственно-эмоциональные, физически-имидживые ресурсы, он наделяется определенными правами, привилегиями (властью) и немалыми обязанностями. Формальный- неформальный лидер.
В неформальной (малой) группе лидер, естественно, неформальный. Его полномочия, форма реализации привилегий, власти, носит, как правило, достаточно диффузный, расплывчатый характер (например, лидер компании друзей).
В формальной группе зачастую существует проблема соотношения формального, официально наделенного властью руководителя и неформального авторитета, выразителя групповых мнений, интересов.
Не всегда отношения формального и неформального лидера строятся по схеме конкуренции. Во-первых, подчас неформальным лидером является лидер «эмоциональных симпатий», лидер общественного мнения, которые не являются конкурентами ру-
* См.: ШутцУ. Комплементарная функция лидера. В кн.: Современная зарубежная социальная психология. - М., 1984, с. 162-168.
309
I
ководителя (и, как правило, не претендуют на эту роль), хотя и могут оказать на него серьезное воздействие, заставить корректировать свое поведение.
Иногда неформальный лидер (к примеру, крупный ученый) фактически сохраняет за собой лидерские позиции, но формально они отходят к его ученику - при решении всех важных вопросов он ориентируется на мнение своего учителя.
Иногда (в редких счастливых случаях) одно и то же лицо является формальным и неформальным лидером.
Мы хотели бы обратить внимание не столько на психологическую драму, которая характеризует конкуренцию, а может быть, и конфликт между формальным и неформальным лидерами, сколько на разный объем задач, ответственности, обусловленный различным видом лидерства.
Неформальное и формальное лидерство - это два разных со-циальных явления. Прежде всего неформальный лидер опирается на неформальную структуру отношений между людьми, его задачи воздействия на ситуацию диффузны; он выражает преимущественно интересы самих участников группы изнутри («групповой эгоизм»), а ответственность за последствия действий снижена.
Формальный руководитель всегда вырабатывает цель, принимает решения, сообразуясь со множеством различных обстоятельств, далеко выходящих за рамки данной группы. Руководитель всегда осмысливает группу в более широком макроконтексте, осуществляет свои полномочия, опираясь на официальные нормативы, организует официальную структуру взаимоотношений между сотрудниками.
Каким должен быть эффективный лидер?
Для социологии нет изначально негодных или изначально эффективных методов управления. Лидер прежде всего должен соответствовать типу социальной реальности, типу организации социальных взаимодействий.
Известны основные стили лидерства, которые мы представим как некие «идеальные» типы:
авторитарный, который строится на безусловном автори тете лидера, принимающего единоличные решения, по давляющего инициативу других, абсолютизирующего кон троль над подчиненными. Авторитарный тип лидерства может быть и вынужденным, когда члены группы малоинициа тивны, а степень самоорганизации и ответственности низ кая;
демократический - стремление вовлечь участников груп пы в управление, поощрение инициативы, совместного обсуждения и принятия решений, контроль присутствует,
370
но неприоритетен. Демократический тип целесообразен и возможен в условиях высокоразвитого личностного развития, высокой организованности индивидов; попустительский стиль не является стилем руководства в полном смысле слова, роль лидера крайне снижена - он ограничивается тем, что подписывает документы и присутствует на заседаниях. Группа же фактически остается без руководства. Солидарные связи снижены, фактически имеется не гругта, а агрегация людей.
Общесоциологический анализ эффективного стиля лидерства прежде всего разводит индивидуально-психологические, функ-циональные и социально-типические особенности лидерства. Но во всех случаях необходимо учитывать, что выбор приемлемого варианта лидерства определяется не только и не столько личностью лидера, особенностями его характера, сколько готовностью членов группы признать приемлемыми тот или иной тип взаимоотношений лидера с ними.
Функциональные особенности лидера в разных группах различны. В неформальной группе друзей лидер не может быть авторитарным, тем более деспотичным в отличие от формального лидера - руководителя; лидер научного коллектива по определению не может вести себя со своими подопечными так, как это позволено начальнику коллектива малоквалифицированных работников; лидерство в военном коллективе по определению будет отличаться от лидерства в группе актеров и т.п.
Особо важно разводить индивидуально-психологические и социально-типические аспекты. Царь может быть «жестоким и грозным», а может быть «тишайшим», но независимо от лич-ностно-индивидуальных особенностей царствующей особы власть царя как социально-типический тип лидерства чаще всего оставалась неизменной. Общесоциологический подход исходит из того, что социально-типический аспект лидерства определяется прежде всего типом социальной мотивации, приемлемой в данном обществе, в данной среде.
Традиционной мотивации будет соответствовать вполне определенный тип организации руководства и власти. Лидер и его опекаемые будут считать приемлемыми и разумными скорее авторитарную форму взаимоотношений с безусловным единоначалием, заботой об опекаемых и т.д. Попытка внедрить демократический тип лидерства в среде, где превалируют традиционалистски-патриархальные устои, наивна и утопична.
Демократический тип лидерства возможен и уместен как для руководителя, так и для подчиненных в той среде, где приорите-том является личность, ее независимость, самостоятельность и
311
ответственность. Наивно внедрять демократический стиль руководства, если у членов группы недостаточно развито чувство личной ответственности, самостоятельности, если они постоянно ждут от своего руководителя указаний, если низок уровень самоорганизации, самоконтроля.
Иными словами, тип лидерства должен быть адекватен доминирующим типам социальной мотивации, принятой в данной среде, т.е. должен соответствовать социально-исторической, социокультурной ситуации.
Еще одно обстоятельство важно для понимания проблемы эффективного лидерства.
Согласно одному из наиболее существенных положений Дж. Хоманса, выдвинутого им на основе анализа результатов хот-торнского эксперимента, чем выше социальный ранг в группе, тем в большей степени его действия согласуются с нормами этой группы, и наоборот, т.е. лишь работники третьего ранга (непризнанные, неуважаемые в группе лица) могут быть нонконформистами. Они потому и не признаны группой, что не приняли групповых норм, так как группа для них не авторитетна, а группа в ответ на их нонконформизм лишает их своего доверия, уважения и т.д. Казалось бы, все ясно - лидер должен быть образцом выполнения групповых норм.
Однако на основе других исследований Дж. Хоманс установил в дальнейшем следующую эмпирическую закономерность: члены социальных групп, имеющие высокий ранг (лидеры) и низкий ранг (неуважаемые, непризнанные), наименее склонны к конформности, а члены группы среднего ранга в наибольшей степени склонны к конформности*.
Итак, от эффективного лидера надо ждать готовности (смелости) к нововведениям, неконформного поведения, оригинально-сти в оценках, подходах. Он более чутко реагирует на внешние угрозы, новые предложения и возможности. Лидер, склонный к конформизму, не способен предложить и поддержать с помощью своего авторитета новые, более адекватные складывающейся ситуации образцы поведения. В этом смысле (а не только в интеллектуальном, эмоционально-харизматическом) лидер несколько противостоит основной массе членов группы.
Обладая властью, авторитетом, лидер в немалой степени способен сформировать новые образцы поведения в группе, создать определенную культуру организации общества. Поддерживая лю-дей, поведение которых пусть в чем-то непривычно для группы,
I
* См. подробнее: Тернер Дж. Структура социологической теории, с. 309-313. 312
но более адекватно новым условиям, формируя во многом культуру группы, лидер тем самым формирует «дух группы, деловую и организационную культуру ее членов».
ГРУППОВОЙ КОНТРОЛЬ
Важное условие функционирования группы как системы институализированных солидарных связей - формирование групповых деиндивидуа-лизированных норм солидарных отношений и группового контроля за их осуществлением.
В различных группах формируются различные нормы солидарного поведения. Степень реализации взаимопомощи, взаимной поддержки, готовности руководителя защитить своего работника, готовности быть верным своим обычаям и т.д. в решающей степени зависит от уровня группового контроля за личностью, соответствием ее поведения определенным нормам, стандартам.
Таким образом, для функционирования устойчивой системы солидарных взаимодействий нужен групповой контроль в различных его видах, который с помощью группового «надзора» за поведением членов группы, а также позитивных или негативных санкций становится дополнительным гарантом внутригрупповой солидарности, выполнения групповых норм и стандартов поведения; препятствует действиям, разрушающим единство, солидарность участников групп.
Не случайно самый высокий уровень групповой интеграции достигается при очень высоком уровне контроля (секты, касты, воинские коллективы, формальная организация).
Групповой контроль оказывается главным условием развития конформизма (добровольного или принудительного). Групповой контроль на время способен преодолеть дезинтеграционное воздействие малой авторитетности группы для некоторых ее участников.
Этот контроль может осуществляться в виде внешнего контроля группы за личностью (общественное мнение): одобрение или неприятие (критика), уклонение от сотрудничества или порщре-ние. Он может быть выражен слабо или сильно (остракизм, выговор, увольнение с работы). Наличие внешнего контроля, его своевременность, функциональная точность - важнейшее условие и свидетельство развитости группы как целостного социального организма.
Особую роль играет самоконтроль - видоизмененная форма внешнего контроля группы, ее лидеров, общественного мнения за своими членами. Основной механизм самоконтроля - это включение своего «Я» в «Мы». Ведущие формы самоконтроля - это чувства совести, вины и стыда перед товарищами, внутреннее раскаяние и т.д.
313
Важным индикатором отношения личности к группе (насколько она авторитетна для нее, насколько она идентифицирует себя с группой) является глубина ее переживаний и раскаяния за свои проступки перед «Мы».
Однако люди могут стремиться избегать нареканий со стороны группы не только потому, что группа для них высокореферентна, высокозначима. Между восторженным отношением к группе и полным пренебрежением ею существует множество промежуточных состояний.
Вполне возможно (особенно в формальных и больших группах), что для человека более референтна другая группа, но он не уверен, что будет принят в нее, поэтому остается в прежней группе, где гарантированы определенные вознаграждения (может, и не очень высокие). В результате возникает и определенный уровень самоконтроля - обусловленный скорее не столько чувством совести, а опасением быть выдворенным из группы и лишиться пусть и не самой эффективной, но гарантированной поддержки своих сотрудников (назовем это формой вынужденного самоконтроля).
Завершая описание основных признаков социальной группы, отметим:
все перечисленные признаки сопряжены, взаимозависи мы; при этом основная роль принадлежит институализа- ции солидарных взаимодействий;
способность группы выступать как единое целое обуслов лена существенным усложнением внутренней организации групповой деятельности. Группа - это сложно организо ванная общность независимо от ее размера и области фун кционирования.