Военно-воздушные силы Аргентины: Необходимость кардинального обновления. Военно-воздушные силы Аргентины: необходимость кардинального обновления Краткая история возникновения аргентинской армии и деятельность ее руководства в конце XIX - начале XXI вв

ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.

ВВС Аргентины

"Aviación Naval Argentina" корсар версии день-ночь, эскадрильи "Aeronaval de Combate" военно-морской базы "Punta Indio"
Автор Gordini | скачать .

История военно-воздушных сил Аргентины началась 10 августа 1912 года. В тот день в городе Эль-Паломар была основана военная летная школа (Escuela Militar de Aviación). Но еще до этого авиация начала приобретать широкую популярность — четырьмя годами ранее был создан первый аргентинский авиаклуб, вызвавший живой интерес у населения. Основание школы и постройка первого аргентинского аэродрома в Вилла Лугано позволили ускорить обучение будущих пилотов. Многие из этих летчиков позднее стали пионерами авиации. Одним из них был Пабло Теодоро Фелс, который побил рекорд дальности полета над водой, перелетев из Буэнос-Айреса в Монтевидео за 2 часа 20 минут. Рекорд удался благодаря тому, что весь маршрут проходил над рекой Ла-Плата. В 1916 году открылась летная школа Фуэрте Барраган на флотской авибазе близ Ла-Плата. Таким образом был создан корпус авиации военно-морского флота (Comando de Aviación Naval Argentina). В межвоенный период обе ветви военной авиации непрерывно модернизировались и усиливались благодаря приобретению учебных самолетов Норт Америкэн Т6 «Тексан» , истребителей и самолетов-амфибий Супермарин «Валрус» . В 1927 году было создано и местное авиапроизводство: в Кордобе был построен военный авиазавод (Fábrica Militar de Aviones).


FMA CURTISS HAWK 75O

Во Второй мировой войне Аргентине удалось сохранить нейтралитет. После ее окончания многие немецкие инженеры и учёные эмигрировали в Аргентину. Одним из них был Курт Танк, создатель Фокке-Вульф . Его знания и опыт были востребованы правительством Аргентины, которое стремилось модернизировать военно-воздушные подразделения. Основываясь на наработках по прототипу Та 183, Танку удалось создать самолет I.Ae 33 Пульки II . Несмотря на то, что эта машина так и осталась прототипом, опыт работы с ней показал, что Аргентина способна создавать собственные современные самолеты. Одновременно была проведена закупка импортного вооружения. Среди новых самолетов были реактивные истребители и тяжелые бомбардировщики

В самый напряженный момент Холодной войны политическая ситуация в Аргентине претерпела драматические изменения. В 1955 году в ходе военного переворота правительство Хуана Доминго Перона было свергнуто, и он был вынужден бежать из страны. Аргентинские ВВС и истребители флотской авиации применялись для ударов по лояльным Перону повстанцам. После еще одного переворота, в 1970 году, началась так называемая «Грязная война» — конфликт, в ходе которого военная хунта стремилась уничтожить любую оппозицию режиму. Главный удар пришелся по сторонникам левых взглядов и коммунистам. Многие из этих операций проходили при поддержке ЦРУ. При военной диктатуре морская авиация и ВВС получили новые самолеты: Дуглас А-4 «Скайхок» , Дассо «Супер-Этендард» и Дассо «Мираж» III . Помимо этих реактивных истребителей на вооружение были приняты турбовинтовые штурмовики FMA IA-58 «Пукара» местного производства, применявшиеся для ударов по повстанцам.


Gloster Meteor F.4 C-041 ВВС Аргентины, сохранённый в музее ВВС Буэнос-Айрес в 1975 году

В апреле 1982 года Аргентина попыталась восстановить контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами. Британская реакция была мгновенной — Королевским ВВС была поставлена соответствующая задача. Страны оказались втянуты в войну. В конфликте приняли участие и ВВС, и морская авиация Аргентины. Аргентинцы упорно сражались и смогли потопить несколько британских кораблей — как с помощью обычных бомб, так и с помощью противокорабельных ракет «Экзосет» — включая два эсминца («Шеффилд» и «Ковентри») и два фрегата («Ардент» и «Гламорган»). Однако цена была очень высокой: англичанами были сбиты 60 самолетов и 25 вертолетов. «Си Харриеры» британской морской авиации были непобедимы в воздушных сражениях. Большие потери Аргентины позволили Британии перебросить наземные подразделения на острова и восстановить контроль над ними в июне 1982 года. Поражение в войне за Фолклендские острова ускорило падение военной диктатуры. Однако мастерство и храбрость аргентинских летчиков и по сей день высоко оцениваются их британскими соперниками.

В свете последних событий, происходящих на Украине и Ближнем Востоке, Великобритания под шумок нагнетает обстановку в Южной Атлантике, стремясь сохранить Мальвинские острова под своим колониальным господством. При этом Аргентине необходимо вернуть данный архипелаг. Но главную роль в возможном конфликте, как и в 1982 году, будет играть авиация.

Кризис ВВС Аргентины: как всё начиналось

После прихода к власти левого президента Нестора Киршнера в мае 2003 года страны Запада усилили давление на Аргентину; сближение нового правительства «Фронта за Победу» с Венесуэлой и Бразилией не осталось незамеченным в США и Великобритании. Стремительное старение авиапарка остро поставило вопрос о его срочной модернизации, однако последствия войны 1982 года и финансово-экономического коллапса 2001 года сказываются до сих пор - денег на закупку новейшей авиатехники просто нет.

Если бросить ретроспективный взгляд на причины конфликтной ситуации в Южной Атлантике, то станет ясно, что ещё в 1522 году Мальвинские острова открыл участник испанской кругосветной экспедиции Фернандо Магеллана Эстебан Гомес. Такое название островам дали в XVIII веке колонисты из французского порта Сен-Мало.

В 1816 году Мальвинские острова стали частью независимой Аргентины. Однако уже в 1833 году английские поселенцы заявили, что архипелаг якобы принадлежит британской короне. Несмотря на протесты аргентинской общественности, Великобритания в 1892 году объявила Мальвины своей колонией.

Ещё в апреле-июне 1982 года Аргентина пыталась вернуть себе острова, объявив войну Великобритании, однако ВВС южноамериканской страны понесли большие потери. Но беда не пришла одна - под давлением санкций со стороны официального Лондона восстановление авиапарка шло крайне медленно, а после событий декабря 2001 года положение Военно-воздушных сил Аргентины и вовсе стало критическим.

В целях обеспечения безопасности страны правительство Кристины Фернандес де Киршнер должно активизировать военно-техническое сотрудничество с Россией и Китаем, Бразилией и Венесуэлой; начать модернизацию авиабаз по всей протяжённости Патагонии, а также около Буэнос-Айреса для отражения атак авианосных соединений стран Североатлантического альянса; однако эти задачи остаются нерешёнными.

ВВС Аргентины, по приблизительным данным, насчитывают 13 истребителей «Мираж» III, семь «Мираж» 5Р, 13 истребителей «Даггер» израильского производства (копия французского «Мираж» 5), 24 штурмовика собственной разработки FMA IA-58A «Пукара», шесть штурмовиков А-4АР американского производства, от пяти до шести транспортных самолётов С-130Н «Геркулес», один топливозаправщик КC-130H, шесть «Фоккеров» F28 голландского производства. Наиболее полно представлен парк легковооружённых учебно-боевых машин, в большинстве своём устаревших типов. Это 31 учебно-тренировочный самолёт Т-34А американского производства, 22 ЕМВ-312 «Тукано» бразильского производства, 11 учебно-боевых самолётов собственной разработки FMA IA-63 «Pampa», семь учебно-тренировочных Су-29. Вертолётные части представлены 11 винтокрылыми машинами Хьюз 500 (MD 500), восемью UH-1H «Ирокез», пятью Textron 212, двумя Аэроспасьяль SA.315B, двумя Ми-171, по одному «Сикорскому» S-70A «Блэк Хок» и S-76B Mk II. Морская авиация Аргентины имеет на вооружении девять учебно-боевых самолётов EMB-326 «Шаванте» бразильского производства, от пяти до восьми палубных штурмовиков «Супер Этандар», шесть патрульных Р-3В «Орион», пять противолодочных самолётов S-2T, а также около 14 вертолётов.

Анализируя состояние боевой авиации Аргентины, необходимо отметить, что на сегодня страна намного слабее самой себя, чем в 1982 году: ещё 10 марта 2013 года в Аргентине был распространён отчёт о боеготовности её авиапарка. По информации, представленной в документе, только 16% от численного состава ВВС Аргентины могут считаться боеготовыми. Для сравнения, данный показатель составляет 50% для Военно-воздушных сил Бразилии и Чили (сама Аргентина достигала его в 2001-2003 годах), и 75% для ВВС США и Франции. В 2007-2010 годах уровень боеготовности ВВС Аргентины снизился до 30%. Отмечалось, что сложившиеся показатели исправности боевой авиации продолжают падать.

Совершенно очевидно, что в случае возникновения нового конфликта авиационные соединения Великобритании захватят господство в воздухе в считанные дни. И в настоящее время страна «Туманного Альбиона», по существу, готовится к войне по принципу: «Слабость - это повод к насилию».

Аргентина в поисках партнёров

Давление со стороны Запада вынуждает власти Аргентины экономить финансы на элементарном поддержании хотя бы части авиапарка в лётном состоянии, при этом официальный Буэнос-Айрес зачастую выполняет требования возможных поставщиков авиатехники на заведомо невыгодных для себя условиях. Так, по сообщениям СМИ, Министерство обороны Аргентины планирует потратить до 280 млн. долларов на покупку подержанных израильских истребителей «Кфир» C.10.

На эту сумму предполагается приобрести 14 истребителей. Вероятно, контракт будет заключен с израильской государственной компанией Israel Aerospace Industries (IАI). Министр обороны Аргентины Агустин Росси сообщил, что решение о покупке самолётов будет принято в ближайшее время.

Отмечается, что перед тем как принять решение, представители аргентинского военного ведомства сделают запрос о стоимости подержанных самолётов у нескольких других поставщиков. Закупку боевых машин планируется осуществить до декабря 2015 года. К этому времени Министерство обороны Аргентины планирует полностью списать истребители «Мираж» III, которые стоят на вооружении страны в настоящее время.

Условия сделки с Израилем предполагают, что самолёты «Кфир» C.10 будут модернизированы перед доставкой заказчику. В чём именно будет заключаться модернизация истребителей, не сообщается.

«Кфир» C.10 («Кфир»-2000) - многоцелевой истребитель, который представляет собой модернизированную версию самолёта «Кфир» C.7., разработанного в IAI для экспорта. У него появилась кабина с улучшенным панорамным обзором, оборудование для дозаправки в воздухе, и новая авионика в удлинённом носовом обтекателе. В кабине установлены индикатор на лобовом стекле, два многофункциональных цветных дисплея, возможно использование шлема пилота с внутришлемными дисплеями. «Кфир» C.10 может нести противорадарную ракету RAFAEL «Derby» и последние варианты ракет класса «воздух-воздух» RAFAEL «Python» с тепловой головкой самонаведения (при этом израильская машина по боевым возможностям уступает даже советскому МиГ-23).

Ранее ВВС Аргентины планировали приобрести подержанные испанские истребители «Мираж» F1M. Но в начале 2014 года военное ведомство страны отказалось от этих планов.

Кроме того, в октябре нынешнего года правительство Аргентины приняло решение о начале консультаций с шведской компанией «Saab», с целью приобретения 24 истребителей JAS-39 «Грипен»-NG. Условия покупки новых истребителей, а также доля участия аргентинских предприятий в производстве этих самолётов будет предметом переговоров в ближайшие месяцы между представителями двух стран.

Однако при всём этом непонятно, почему власти Аргентины не задумываются над тем, что именно Су-30МК, Су-25СМ, Ил-78 и другие российские самолёты существенно усилят авиапарк Аргентины, а в условиях действий «финансовых стервятников» подписание контрактов с Западом и Израилем - всё равно, что подписывать себе смертный приговор.

Авиация и геополитика: напряжённость нарастает

Как было уже сказано, проведение независимого внешнеполитического курса правительством Кристины Фернандес вызывает злобу у Запада. Несмотря на мирные инициативы Аргентины, Великобритания продолжает наращивать военную группировку у Мальвинских островов.

Ещё в феврале 2010 года на мальвинском шельфе появилась первая английская буровая платформа - были обнаружены огромные запасы нефти и газа, которые по объёму вполне могут соперничать с нефтяными кладовыми Северного моря. Британские эксперты определяют их в 60 млрд. баррелей, явно занижая цифру, чтобы «не дразнить аргентинцев». Понятно, что по-хорошему англичане уходить не хотят. В ответ официальный Буэнос-Айрес заявил, что политика Великобритании угрожает безопасности Аргентины и запретил выход в море «подозрительным судам» с трубами и оборудованием, используемым в нефтеразведке.

Однако было бы ошибочным думать, что эскалация обстановки происходит только из-за одной нефти. Даже если бы на Мальвинах не было никакой нефти, архипелаг всё равно является стратегически важным.

Первое. Острова занимают стратегически важное положение на подступах к Магелланову проливу и проливу Дрейка, то есть, дают контроль над морскими путями, связывающими Атлантический и Тихий океаны.

Второе. Острова имеют огромное военное значение как база НАТО под боком у Южной Америки и база снабжения своих судов в этом регионе.

Третье. С правом обладания Мальвинами связаны притязания на различные сектора Антарктиды. Эти притязания заморожены соглашением 1959 года, но от них никто не отказался.

Также необходимо иметь в виду, что Аргентина имеет значительную протяженность морских границ. Ясно, что флот, лишённый поддержки с воздуха, подвергнется уничтожению; прикрытие он может получить только от штурмовой и морской авиации. Однако в случае приобретения российской авиатехники у аргентинских ВВС появится возможность действовать на более дальних рубежах перехвата, тем самым уничтожая авианосные ударные группы и десантные подразделения стран НАТО у Мальвинского архипелага.

Ещё один существенный момент: Великобритания является одним из самых заклятых врагов России , при этом наша страна имеет прекрасный шанс изменить баланс сил в свою пользу. Кроме того, необходимо помнить, что Аргентина, пусть и негласно, но поддержала нашу страну в крымском вопросе. В марте нынешнего года Кристина де Киршнер подвергла резкой критике США и Великобританию за политику «двойных стандартов» по отношению к Крыму и Мальвинским островам: «Если референдум проводит Крым, то это неправильно, но если это делают фолклендцы, то всё хорошо. Такая позиция не выдерживает никакой критики», - заявила президент Аргентины.

Итак, Аргентина должна противостоять давлению Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна обречена на поражение - это ясно каждому. В свою очередь, России необходимо проводить наступательную внешнюю политику , чтобы занять перспективный оружейный рынок. И в этом случае должен действовать принцип: «Враг моего врага - мой друг».

Аргентина (по-испански “серебряная”) - крупное государство, расположенное в южной части Южной Америки. Республика, занимающая территорию почти в 2767000 кв. км, имеет сухопутные границы с 5 государствами континента. На севере страна граничит с Боливией и Парагваем, немного восточнее - с Бразилией. Уругвай является соседом Аргентины на востоке. Вдоль всей западной границы узкой полосой земли протянулась Чили.

Краткая справка о стране

Восточное побережье Аргентины омывается водами Атлантического океана. Государство территориально разделяется на 23 провинции и 1 столичный округ федерального значения. В стране проживает более 44 млн чел, говорящих, преимущественно, на главном государственном языке - испанском. Столица страны - крупный политический и экономический конгломерат Буэнос-Айрес, населяет который (с пригородами) более 15 млн чел. Суверенной Аргентинская республика стала после принятия Декларации независимости 9 июля 1816 г. Название “Аргентина” государство приобрело в 1826 г.

Краткая история возникновения аргентинской армии и деятельность ее руководства в конце XIX - начале XXI вв.

Профессиональные Аргентины формировались на протяжении нескольких последних десятилетий XIX-го века. Армия Аргентины была под постоянным жестким контролем гражданских властей страны вплоть до 1930 г., когда силами 1,5 тыс. солдат был свергнут президент страны Иполито Иригойен. После этого военные получили значительно больше полномочий, неоднократно осуществляли насильственную смену власти в стране.

После государственного переворота и свержения Исабель Перон с поста президента страны с 1976 г. по 1983 г. у власти в Аргентине находилась военная хунта во главе с генералом Х. Р. Виделой и адмиралом Э. Э. Массерой. В этот период в стране была объявлена эпоха национальной реорганизации, в результате которой было незаконно арестовано более 30 тыс. чел. Более 10 тыс. чел., признанных врагами политического режима, было убито. Военные расходы, возросшие до уровня 25 % годового бюджета страны, привели к гиперинфляции (более 300% в год). Военное правительство ввело режим жесткой экономии, запретив увеличение заработных плат и других социальных платежей.

Вначале 1980-х гг. с разорением трех крупнейших банков страны пришел новый виток кризиса. С целью отвлечь население от внутренних экономических проблем руководивший Аргентиной в 1982 г. генерал Леопольдо Гальтьери предпринимает военную высадку своих солдат на расположенные к востоку от материка Мальвинские (Фолклендские) острова, протекторат над которыми в течение 150 лет удерживали англичане. Операция носит молниеносный характер и 2 апреля заканчивается сдачей в плен аргентинских войск англичанам и гибелью более 1000 аргентинских солдат и уничтожением 60 боевых самолетов.

Вскоре главой государства и национальной армии стал другой генерал Рейнальдо Биньоне, однако и он продолжил политику репрессий.

Только в декабре 1983 г. к власти приходит представитель гражданского общества Рауль Альфонсин. Он ставит армию Аргентины под контроль гражданской власти, организует судебное преследование руководителей военной хунты, проводит ряд экономических реформ. Но и эти реформы приводят к значительному снижению уровня промышленного производства и сильному волнению среди военных.

Пришедший позднее Карлос Менем провел ряд новых экономических преобразований, добился снижения инфляции с 5000% до 4% в год, роста национальной экономики в 30%. Его дальнейшая политика привела страну к техническому дефолту по выплате внешнего долга в 2001 г. К этому моменту влияние военных на гражданское руководство страны значительно сократилось.

Состав Аргентины сегодня

Президент Аргентины является всех родов войск страны и назначает командующих всеми штабами, группировками и родами войск. Вооруженные силы Аргентины непосредственно подчиняются министру обороны страны, возглавляющему национальное министерство обороны Аргентины.

Наделен правом с одобрения национального конгресса вступать в войну с другими государствами, объявлять режим чрезвычайного положения, всеобщей мобилизации.

Он также руководит комитетом национальной обороны. В настоящее время Вооруженные силы Аргентинской республики включают в себя следующие рода войск:

  • сухопутные;
  • военно-воздушные;
  • военно-морские;
  • национальная жандармерия;
  • морская префектура (береговые и прибрежные войска).

Сухопутные вооруженные формирования подразделяются на три группировки войск: северо-западную, северо-восточную и южную. Данный вид подразделений включает в себя авиационные силы. Руководит формированиями Сесар Милани. В состав сухопутных войск входят 3 штаба корпусов армии, а также:

  • 2 бригады бронированных танков;
  • 4 механизированные бригады;
  • 2 пехотные бригады (для действий в горах);
  • 1 батарея спецпехоты (для проведения операций в джунглях);
  • воздушно-десантная и учебная бригады;
  • полк кавалеристов и моторизованных выставочных войск (эскорт главы государства);
  • моторизованный пехотный батальон;
  • группа артиллеристов;
  • 2 группы артиллеристов-зенитчиков;
  • группа авиационных войск;
  • инженерный батальон.

Помимо перечисленных соединений, в состав этого рода войск входят танковые, воздушно-десантные и механизированные бригады запаса.

Вооружением сухопутных войск являются: 53 вертолета, 44 самолета, 128 танков малого легкого класса, 230 основных боевых многоцелевых танков, 123 боевых разведывательных машины, 123 боевых машины пехоты, 518 бронетранспортеров, 220 орудий, 1760 минометов, 6 реактивных систем залпового огня, 600 комплексов запуска противотанковых управляемых ракет, 80 переносных зенитно-ракетных комплексов, 97 зенитных пушек. Численность войск равняется 55000 чел.

Руководит генеральным штабом ВВС армии Аргентины бригадный майор Энрике Амрейн. История ВВС, как рода войск, берет свое начало с 10 августа 1912 г., когда в Аргентине была создана школа военной авиации. Спустя пятнадцать лет в стране появилось Управление по аэронавтике, а в г. Кордова был открыт завод по производству военных самолетов. В феврале 1944 г. было создано командование государственной авиацией, а в январе 1945 г. ВВС стали отдельным самостоятельным родом войск. После окончания Второй мировой войны на вооружении аргентинской армии впервые в Латинской Америке появились реактивные самолеты (Gloster Meteor, Avro Lancaster и Avro Lincoln).

В 1952 г. авиация Аргентины наладила постоянные полеты в антарктическую зону, где была открыта полярная научная база. В 1970-1990 гг. имел место период модернизации авиационной группировки, замены устаревших американских военных самолетов на более современные. Однако в настоящее время вооружение армии Аргентины, в основном, представляет собой устаревшие модели летной, наземной и водной военной техники.

С начала 2000-х гг. группировка военно-воздушных сил Аргентины принимает участие в миссиях миротворческих сил ООН в Персидском заливе, на Кипре и Гаити.

По состоянию на середину 2017 г. в группировку войск воздушной авиации страны входят:

  • 4 самолета разведки;
  • 25 истребителей-бомбардировщиков;
  • около 60 транспортных самолетов различной вместимости и предназначения (37 ед. транспортных, 19 ед. общего назначения, 1 президентский борт, 2 топливозаправщика);
  • 81 учебный и учебно-тренировочный самолет (в том числе 7 российских СУ-29);
  • 45 разведывательных и многоцелевых вертолетов (в том числе, 5 российских транспортных вертолетов Ми-171);
  • Системы ПВО.

Руководство военно-морских сил Аргентины представлено 4 командованиями: подводных и надводных сил, морской пехоты и морской авиации. Руководит генеральным штабом сил адмирал Марсело Сур.

В число транспортов надводного флота включено:

  • 4 эскадренных миноносца;
  • 9 корветов;
  • 9 сторожевых кораблей;
  • 4 буксирующих спасательных судна;
  • 1 универсальный транспорт;
  • 1 судно снабжения;
  • 1 ледокол;
  • 1 танкер;
  • 3 транспорта общего назначения;
  • 3 вспомогательных транспорта;
  • 2 гидрографических судна;
  • 1 корабль для исследовательских океанографических нужд;
  • 1 учебное судно.

Группа подводных сил Аргентины представлена 3 подводными лодками различных классов (связь с одной из них потеряна во время подводной операции в сентябре 2017 г.).

Пунктами базирования являются:

  • г. Байя-Бланка (крупнейшая база ВМС страны Пуэрто-Бельграно, где расположены судоверфи и арсенал);
  • г. Мар-дель-Плата (место базирования группировки 6 взводов тактических водолазов специального назначения (ок. 100 чел.);
  • деп. Ушуайя (о. Огненная Земля);
  • г. Сарате.

Морская пехота Аргентины состоит из:

  • командования;
  • пяти батальонов морских пехотинцев;
  • флотских сил;
  • подразделения управления и обеспечения;
  • артиллерийского, противовоздушного, охранного батальонов;
  • батальона связи и машин-амфибий;
  • группы десантников-диверсантов;
  • подразделения морских инженеров;
  • группы квартирмейстеров;
  • учебного заведения морских пехотинцев.

Территориально в структуре морской пехоты выделяют: речную, южную и атлантическую морские зоны. На вооружении у морской пехоты состоят: бронетранспортеры, боевые разведывательные машины, вездеходы на колесном ходу и гаубицы буксирного типа (диаметр ствола: 105 мм и 155 мм).

Военно-морские летные силы содержат на вооружении 47 самолетов: 8 ед. общего назначения, 6 ед. для морского патрулирования, 5 ед. противолодочных, 2 ед. транспортных, 9 ед. учебно-боевых, 8 ед. штурмовых, 9 ед. учебно-тренировочных.

Жандармерия

Служба жандармерии появилась в стране в 1938 г. Жандармы представляют собой род внутренних войск, ежедневно следящих за правопорядком на улицах страны. Это аргентинские полицейские, которых насчитывается более 12000 чел. Еще одно важное предназначение этого рода войск - охрана пограничной территории. Помимо профессионалов в составе этих войск состоит 70000 добровольцев. Руководство осуществляется из 4 штабов: в Кордове, Кампо-де-Майо, Байя-Бланка и Росарио.

Военно-морская префектура

Подразделение представляет собой войска береговой охраны государства, имеет собственное управление разведки. Обеспечивает неприкосновенность и безопасность береговой линии и государственных объектов, соблюдение аргентинского законодательства в области рыболовства, передвижения собственных и иностранных судов в территориальных водах государства.

В 10 зонах базирования дислоцируется более 13000 воинов. В состав береговой охраны государства входят: 6 авианесущих кораблей “Мантилья” (1 вертолет на борту), более 60 катеров различных видов и водоизмещения, 3 научно-исследовательских и вспомогательных корабля, судно обслуживания, вертолеты различных марок.

Руководство родами войск Аргентины

Руководство вооруженными силами Аргентинской республики осуществляет верховный главнокомандующий страны - избранный президент. В настоящий момент это Маурисио Макри, избранный в декабре 2015 г. Ранее он являлся депутатом парламента страны (нижней палаты) и мэром столицы Буэнос-Айреса.

С 1985 г. занимался бизнесом, возглавляя группу компаний, основанную его отцом. В течение 12 лет (1995-2007) Макри занимал пост главы футбольного клуба “Боко Хуниорс”, вывел клуб из кризиса и сделал одним из сильнейших в мире.

Вооруженными силами страны руководит министр обороны Оскар Агуад.

Министерство обороны располагается в старинном здании, одном из символов столицы страны Буэнос-Айреса - Либертадоре.

Структура министерства обороны Аргентины следующая (в скобках указаны фамилии руководителей):

  • Комитет руководителей штабов (Бари дель Соса, Мигель Анхель Масколо);
  • Генеральный штаб (Диего Суньер);
  • Управление военными задачами и стратегией;
  • Управление по планированию;
  • Комитет по обеспечению внешней обороны;
  • Управление военной разведки;
  • Управление по правам человека;
  • Предприятия комплекса производства оборонной техники;
  • Институт исследования оборонных технологий.

В целом боеспособность армии Аргентины находится на высоком уровне. Это вторая по силе (после Бразильской) армия на континенте. Крупных военных конфликтов в регионе не наблюдается.

Вооруженные силы Аргентины и церковь

В составе ВС Аргентины существует особая структура - ординариат Римско-католической церкви. В обязанности этой службы входит пастырская, духовная помощь военнослужащим государства и членам их семей. Подчиняется ординариат Священному Престолу Ватикана.

Конфликты, в которых принимала участие армия Аргентины

С момента своего образования вооруженные силы Аргентинской республики приняли участие в следующих крупных военных конфликтах:

  • Военные действия 1810-1816 гг., в результате которых Аргентина обрела независимость от Испании.
  • Продолжение военных действий в географическом районе Рио-де-ла-Плата в 1818-1825 гг., приведшее к возникновению независимых государств Парагвая и Уругвая.
  • Военный конфликт с Бразилией (за право обладания провинцией Сисплатина) в 1825-1828 гг.
  • Война в союзе с Уругваем и Бразилией против Парагвая в 1864-1870 гг.
  • с Великобританией (в 1982 г.) за право обладания Фолклендскими островами и Сандвичевыми островами в Атлантическом океане.
  • Внутренний военный конфликт в Уругвае в 1839-1851 гг.

Сегодня в стране и на ее границах царит мир.

Константин Фёдоров

В свете последних событий, происходящих на Украине и Ближнем Востоке, Великобритания под шумок нагнетает обстановку в Южной Атлантике, стремясь сохранить Мальвинские острова под своим колониальным господством. При этом Аргентине необходимо вернуть данный архипелаг. Но главную роль в возможном конфликте, как и в 1982 году, будет играть авиация.

Кризис ВВС Аргентины: как всё начиналось

После прихода к власти левого президента Нестора Киршнера в мае 2003 года страны Запада усилили давление на Аргентину; сближение нового правительства «Фронта за Победу» с Венесуэлой и Бразилией не осталось незамеченным в США и Великобритании. Стремительное старение авиапарка остро поставило вопрос о его срочной модернизации, однако последствия войны 1982 года и финансово-экономического коллапса 2001 года сказываются до сих пор – денег на закупку новейшей авиатехники просто нет.

Если бросить ретроспективный взгляд на причины конфликтной ситуации в Южной Атлантике, то станет ясно, что ещё в 1522 году Мальвинские острова открыл участник испанской кругосветной экспедиции Фернандо Магеллана Эстебан Гомес. Такое название островам дали в XVIII веке колонисты из французского порта Сен-Мало.

В 1816 году Мальвинские острова стали частью независимой Аргентины. Однако уже в 1833 году английские поселенцы заявили, что архипелаг якобы принадлежит британской короне. Несмотря на протесты аргентинской общественности, Великобритания в 1892 году объявила Мальвины своей колонией.

Ещё в апреле-июне 1982 года Аргентина пыталась вернуть себе острова, объявив войну Великобритании, однако ВВС южноамериканской страны понесли большие потери. Но беда не пришла одна – под давлением санкций со стороны официального Лондона восстановление авиапарка шло крайне медленно, а после событий декабря 2001 года положение Военно-воздушных сил Аргентины и вовсе стало критическим.

В целях обеспечения безопасности страны правительство Кристины Фернандес де Киршнер должно активизировать военно-техническое сотрудничество с Россией и Китаем, Бразилией и Венесуэлой; начать модернизацию авиабаз по всей протяжённости Патагонии, а также около Буэнос-Айреса для отражения атак авианосных соединений стран Североатлантического альянса; однако эти задачи остаются нерешёнными.

ВВС Аргентины, по приблизительным данным, насчитывают 13 истребителей «Мираж» III, семь «Мираж» 5Р, 13 истребителей «Даггер» израильского производства (копия французского «Мираж» 5), 24 штурмовика собственной разработки FMA IA-58A «Пукара», шесть штурмовиков А-4АР американского производства, от пяти до шести транспортных самолётов С-130Н «Геркулес», один топливозаправщик КC-130H, шесть «Фоккеров» F28 голландского производства. Наиболее полно представлен парк легковооружённых учебно-боевых машин, в большинстве своём устаревших типов. Это 31 учебно-тренировочный самолёт Т-34А американского производства, 22 ЕМВ-312 «Тукано» бразильского производства, 11 учебно-боевых самолётов собственной разработки FMA IA-63 «Pampa», семь учебно-тренировочных Су-29. Вертолётные части представлены 11 винтокрылыми машинами Хьюз 500 (MD 500), восемью UH-1H «Ирокез», пятью Textron 212, двумя Аэроспасьяль SA.315B, двумя Ми-171, по одному «Сикорскому» S-70A «Блэк Хок» и S-76B Mk II. Морская авиация Аргентины имеет на вооружении девять учебно-боевых самолётов EMB-326 «Шаванте» бразильского производства, от пяти до восьми палубных штурмовиков «Супер Этандар», шесть патрульных Р-3В «Орион», пять противолодочных самолётов S-2T, а также около 14 вертолётов.

Анализируя состояние боевой авиации Аргентины, необходимо отметить, что на сегодня страна намного слабее самой себя, чем в 1982 году: ещё 10 марта 2013 года в Аргентине был распространён отчёт о боеготовности её авиапарка. По информации, представленной в документе, только 16% от численного состава ВВС Аргентины могут считаться боеготовыми. Для сравнения, данный показатель составляет 50% для Военно-воздушных сил Бразилии и Чили (сама Аргентина достигала его в 2001-2003 годах), и 75% для ВВС США и Франции. В 2007-2010 годах уровень боеготовности ВВС Аргентины снизился до 30%. Отмечалось, что сложившиеся показатели исправности боевой авиации продолжают падать.

Совершенно очевидно, что в случае возникновения нового конфликта авиационные соединения Великобритании захватят господство в воздухе в считанные дни. И в настоящее время страна «Туманного Альбиона», по существу, готовится к войне по принципу: «Слабость – это повод к насилию».

Аргентина в поисках партнёров

Давление со стороны Запада вынуждает власти Аргентины экономить финансы на элементарном поддержании хотя бы части авиапарка в лётном состоянии, при этом официальный Буэнос-Айрес зачастую выполняет требования возможных поставщиков авиатехники на заведомо невыгодных для себя условиях. Так, по сообщениям СМИ, Министерство обороны Аргентины планирует потратить до 280 млн. долларов на покупку подержанных израильских истребителей «Кфир» C.10.

На эту сумму предполагается приобрести 14 истребителей. Вероятно, контракт будет заключен с израильской государственной компанией Israel Aerospace Industries (IАI). Министр обороны Аргентины Агустин Росси сообщил, что решение о покупке самолётов будет принято в ближайшее время.

Отмечается, что перед тем как принять решение, представители аргентинского военного ведомства сделают запрос о стоимости подержанных самолётов у нескольких других поставщиков. Закупку боевых машин планируется осуществить до декабря 2015 года. К этому времени Министерство обороны Аргентины планирует полностью списать истребители «Мираж» III, которые стоят на вооружении страны в настоящее время.

Условия сделки с Израилем предполагают, что самолёты «Кфир» C.10 будут модернизированы перед доставкой заказчику. В чём именно будет заключаться модернизация истребителей, не сообщается.

«Кфир» C.10 («Кфир»-2000) - многоцелевой истребитель, который представляет собой модернизированную версию самолёта «Кфир» C.7., разработанного в IAI для экспорта. У него появилась кабина с улучшенным панорамным обзором, оборудование для дозаправки в воздухе, и новая авионика в удлинённом носовом обтекателе. В кабине установлены индикатор на лобовом стекле, два многофункциональных цветных дисплея, возможно использование шлема пилота с внутришлемными дисплеями. «Кфир» C.10 может нести противорадарную ракету RAFAEL «Derby» и последние варианты ракет класса «воздух-воздух» RAFAEL «Python» с тепловой головкой самонаведения (при этом израильская машина по боевым возможностям уступает даже советскому МиГ-23).

Ранее ВВС Аргентины планировали приобрести подержанные испанские истребители «Мираж» F1M. Но в начале 2014 года военное ведомство страны отказалось от этих планов.

Кроме того, в октябре нынешнего года правительство Аргентины приняло решение о начале консультаций с шведской компанией «Saab», с целью приобретения 24 истребителей JAS-39 «Грипен»-NG. Условия покупки новых истребителей, а также доля участия аргентинских предприятий в производстве этих самолётов будет предметом переговоров в ближайшие месяцы между представителями двух стран.

Однако при всём этом непонятно, почему власти Аргентины не задумываются над тем, что именно Су-30МК, Су-25СМ, Ил-78 и другие российские самолёты существенно усилят авиапарк Аргентины, а в условиях действий «финансовых стервятников» подписание контрактов с Западом и Израилем – всё равно, что подписывать себе смертный приговор.

Авиация и геополитика: напряжённость нарастает

Как было уже сказано, проведение независимого внешнеполитического курса правительством Кристины Фернандес вызывает злобу у Запада. Несмотря на мирные инициативы Аргентины, Великобритания продолжает наращивать военную группировку у Мальвинских островов.

Ещё в феврале 2010 года на мальвинском шельфе появилась первая английская буровая платформа - были обнаружены огромные запасы нефти и газа, которые по объёму вполне могут соперничать с нефтяными кладовыми Северного моря. Британские эксперты определяют их в 60 млрд. баррелей, явно занижая цифру, чтобы «не дразнить аргентинцев». Понятно, что по-хорошему англичане уходить не хотят. В ответ официальный Буэнос-Айрес заявил, что политика Великобритании угрожает безопасности Аргентины и запретил выход в море «подозрительным судам» с трубами и оборудованием, используемым в нефтеразведке.

Однако было бы ошибочным думать, что эскалация обстановки происходит только из-за одной нефти. Даже если бы на Мальвинах не было никакой нефти, архипелаг всё равно является стратегически важным.

Первое. Острова занимают стратегически важное положение на подступах к Магелланову проливу и проливу Дрейка, то есть, дают контроль над морскими путями, связывающими Атлантический и Тихий океаны.

Второе. Острова имеют огромное военное значение как база НАТО под боком у Южной Америки и база снабжения своих судов в этом регионе.

Третье. С правом обладания Мальвинами связаны притязания на различные сектора Антарктиды. Эти притязания заморожены соглашением 1959 года, но от них никто не отказался.

Также необходимо иметь в виду, что Аргентина имеет значительную протяженность морских границ. Ясно, что флот, лишённый поддержки с воздуха, подвергнется уничтожению; прикрытие он может получить только от штурмовой и морской авиации. Однако в случае приобретения российской авиатехники у аргентинских ВВС появится возможность действовать на более дальних рубежах перехвата, тем самым уничтожая авианосные ударные группы и десантные подразделения стран НАТО у Мальвинского архипелага.

Ещё один существенный момент: Великобритания является одним из самых заклятых врагов России, при этом наша страна имеет прекрасный шанс изменить баланс сил в свою пользу. Кроме того, необходимо помнить, что Аргентина, пусть и негласно, но поддержала нашу страну в крымском вопросе. В марте нынешнего года Кристина де Киршнер подвергла резкой критике США и Великобританию за политику «двойных стандартов» по отношению к Крыму и Мальвинским островам: «Если референдум проводит Крым, то это неправильно, но если это делают фолклендцы, то всё хорошо. Такая позиция не выдерживает никакой критики» , - заявила президент Аргентины.

Итак, Аргентина должна противостоять давлению Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна обречена на поражение – это ясно каждому. В свою очередь, России необходимо проводить наступательную внешнюю политику, чтобы занять перспективный оружейный рынок. И в этом случае должен действовать принцип: «Враг моего врага – мой друг».

В свете последних событий, происходящих на Украине и Ближнем Востоке, Великобритания под шумок нагнетает обстановку в Южной Атлантике, стремясь сохранить Мальвинские острова под своим колониальным господством. При этом Аргентине необходимо вернуть данный архипелаг. Но главную роль в возможном конфликте, как и в 1982 году, будет играть авиация.

Кризис ВВС Аргентины: как всё начиналось

После прихода к власти левого президента Нестора Киршнера в мае 2003 года страны Запада усилили давление на Аргентину; сближение нового правительства «Фронта за Победу» с Венесуэлой и Бразилией не осталось незамеченным в США и Великобритании. Стремительное старение авиапарка остро поставило вопрос о его срочной модернизации, однако последствия войны 1982 года и финансово-экономического коллапса 2001 года сказываются до сих пор - денег на закупку новейшей авиатехники просто нет.
Если бросить ретроспективный взгляд на причины конфликтной ситуации в Южной Атлантике, то станет ясно, что ещё в 1522 году Мальвинские острова открыл участник испанской кругосветной экспедиции Фернандо Магеллана Эстебан Гомес. Такое название островам дали в XVIII веке колонисты из французского порта Сен-Мало.
В 1816 году Мальвинские острова стали частью независимой Аргентины. Однако уже в 1833 году английские поселенцы заявили, что архипелаг якобы принадлежит британской короне. Несмотря на протесты аргентинской общественности, Великобритания в 1892 году объявила Мальвины своей колонией.
Ещё в апреле-июне 1982 года Аргентина пыталась вернуть себе острова, объявив войну Великобритании, однако ВВС южноамериканской страны понесли большие потери. Но беда не пришла одна - под давлением санкций со стороны официального Лондона восстановление авиапарка шло крайне медленно, а после событий декабря 2001 года положение Военно-воздушных сил Аргентины и вовсе стало критическим.
В целях обеспечения безопасности страны правительство Кристины Фернандес де Киршнер должно активизировать военно-техническое сотрудничество с Россией и Китаем, Бразилией и Венесуэлой; начать модернизацию авиабаз по всей протяжённости Патагонии, а также около Буэнос-Айреса для отражения атак авианосных соединений стран Североатлантического альянса; однако эти задачи остаются нерешёнными.
ВВС Аргентины, по приблизительным данным, насчитывают 13 истребителей «Мираж» III, семь «Мираж» 5Р, 13 истребителей «Даггер» израильского производства (копия французского «Мираж» 5), 24 штурмовика собственной разработки FMA IA-58A «Пукара», шесть штурмовиков А-4АР американского производства, от пяти до шести транспортных самолётов С-130Н «Геркулес», один топливозаправщик КC-130H, шесть «Фоккеров» F28 голландского производства. Наиболее полно представлен парк легковооружённых учебно-боевых машин, в большинстве своём устаревших типов. Это 31 учебно-тренировочный самолёт Т-34А американского производства, 22 ЕМВ-312 «Тукано» бразильского производства, 11 учебно-боевых самолётов собственной разработки FMA IA-63 «Pampa», семь учебно-тренировочных Су-29. Вертолётные части представлены 11 винтокрылыми машинами Хьюз 500 (MD 500), восемью UH-1H «Ирокез», пятью Textron 212, двумя Аэроспасьяль SA.315B, двумя Ми-171, по одному «Сикорскому» S-70A «Блэк Хок» и S-76B Mk II. Морская авиация Аргентины имеет на вооружении девять учебно-боевых самолётов EMB-326 «Шаванте» бразильского производства, от пяти до восьми палубных штурмовиков «Супер Этандар», шесть патрульных Р-3В «Орион», пять противолодочных самолётов S-2T, а также около 14 вертолётов.
Анализируя состояние боевой авиации Аргентины, необходимо отметить, что на сегодня страна намного слабее самой себя, чем в 1982 году: ещё 10 марта 2013 года в Аргентине был распространён отчёт о боеготовности её авиапарка. По информации, представленной в документе, только 16% от численного состава ВВС Аргентины могут считаться боеготовыми. Для сравнения, данный показатель составляет 50% для Военно-воздушных сил Бразилии и Чили (сама Аргентина достигала его в 2001-2003 годах), и 75% для ВВС США и Франции. В 2007-2010 годах уровень боеготовности ВВС Аргентины снизился до 30%. Отмечалось, что сложившиеся показатели исправности боевой авиации продолжают падать.
Совершенно очевидно, что в случае возникновения нового конфликта авиационные соединения Великобритании захватят господство в воздухе в считанные дни. И в настоящее время страна «Туманного Альбиона», по существу, готовится к войне по принципу: «Слабость - это повод к насилию».

Аргентина в поисках партнёров

Давление со стороны Запада вынуждает власти Аргентины экономить финансы на элементарном поддержании хотя бы части авиапарка в лётном состоянии, при этом официальный Буэнос-Айрес зачастую выполняет требования возможных поставщиков авиатехники на заведомо невыгодных для себя условиях. Так, по сообщениям СМИ, Министерство обороны Аргентины планирует потратить до 280 млн. долларов на покупку подержанных израильских истребителей «Кфир» C.10.
На эту сумму предполагается приобрести 14 истребителей. Вероятно, контракт будет заключен с израильской государственной компанией Israel Aerospace Industries (IАI). Министр обороны Аргентины Агустин Росси сообщил, что решение о покупке самолётов будет принято в ближайшее время.
Отмечается, что перед тем как принять решение, представители аргентинского военного ведомства сделают запрос о стоимости подержанных самолётов у нескольких других поставщиков. Закупку боевых машин планируется осуществить до декабря 2015 года. К этому времени Министерство обороны Аргентины планирует полностью списать истребители «Мираж» III, которые стоят на вооружении страны в настоящее время.
Условия сделки с Израилем предполагают, что самолёты «Кфир» C.10 будут модернизированы перед доставкой заказчику. В чём именно будет заключаться модернизация истребителей, не сообщается.
«Кфир» C.10 («Кфир»-2000) — многоцелевой истребитель, который представляет собой модернизированную версию самолёта «Кфир» C.7., разработанного в IAI для экспорта. У него появилась кабина с улучшенным панорамным обзором, оборудование для дозаправки в воздухе, и новая авионика в удлинённом носовом обтекателе. В кабине установлены индикатор на лобовом стекле, два многофункциональных цветных дисплея, возможно использование шлема пилота с внутришлемными дисплеями. «Кфир» C.10 может нести противорадарную ракету RAFAEL «Derby» и последние варианты ракет класса «воздух-воздух» RAFAEL «Python» с тепловой головкой самонаведения (при этом израильская машина по боевым возможностям уступает даже советскому МиГ-23).
Ранее ВВС Аргентины планировали приобрести подержанные испанские истребители «Мираж» F1M. Но в начале 2014 года военное ведомство страны отказалось от этих планов.
Кроме того, в октябре нынешнего года правительство Аргентины приняло решение о начале консультаций с шведской компанией «Saab», с целью приобретения 24 истребителей JAS-39 «Грипен»-NG. Условия покупки новых истребителей, а также доля участия аргентинских предприятий в производстве этих самолётов будет предметом переговоров в ближайшие месяцы между представителями двух стран.
Однако при всём этом непонятно, почему власти Аргентины не задумываются над тем, что именно Су-30МК, Су-25СМ, Ил-78 и другие российские самолёты существенно усилят авиапарк Аргентины, а в условиях действий «финансовых стервятников» подписание контрактов с Западом и Израилем - всё равно, что подписывать себе смертный приговор.

Авиация и геополитика: напряжённость нарастает

Как было уже сказано, проведение независимого внешнеполитического курса правительством Кристины Фернандес вызывает злобу у Запада. Несмотря на мирные инициативы Аргентины, Великобритания продолжает наращивать военную группировку у Мальвинских островов.
Ещё в феврале 2010 года на мальвинском шельфе появилась первая английская буровая платформа — были обнаружены огромные запасы нефти и газа, которые по объёму вполне могут соперничать с нефтяными кладовыми Северного моря. Британские эксперты определяют их в 60 млрд. баррелей, явно занижая цифру, чтобы «не дразнить аргентинцев». Понятно, что по-хорошему англичане уходить не хотят. В ответ официальный Буэнос-Айрес заявил, что политика Великобритании угрожает безопасности Аргентины и запретил выход в море «подозрительным судам» с трубами и оборудованием, используемым в нефтеразведке.
Однако было бы ошибочным думать, что эскалация обстановки происходит только из-за одной нефти. Даже если бы на Мальвинах не было никакой нефти, архипелаг всё равно является стратегически важным.
Первое. Острова занимают стратегически важное положение на подступах к Магелланову проливу и проливу Дрейка, то есть, дают контроль над морскими путями, связывающими Атлантический и Тихий океаны.
Второе. Острова имеют огромное военное значение как база НАТО под боком у Южной Америки и база снабжения своих судов в этом регионе.
Третье. С правом обладания Мальвинами связаны притязания на различные сектора Антарктиды. Эти притязания заморожены соглашением 1959 года, но от них никто не отказался.
Также необходимо иметь в виду, что Аргентина имеет значительную протяженность морских границ. Ясно, что флот, лишённый поддержки с воздуха, подвергнется уничтожению; прикрытие он может получить только от штурмовой и морской авиации. Однако в случае приобретения российской авиатехники у аргентинских ВВС появится возможность действовать на более дальних рубежах перехвата, тем самым уничтожая авианосные ударные группы и десантные подразделения стран НАТО у Мальвинского архипелага.
Ещё один существенный момент: Великобритания является одним из самых заклятых врагов России, при этом наша страна имеет прекрасный шанс изменить баланс сил в свою пользу. Кроме того, необходимо помнить, что Аргентина, пусть и негласно, но поддержала нашу страну в крымском вопросе. В марте нынешнего года Кристина де Киршнер подвергла резкой критике США и Великобританию за политику «двойных стандартов» по отношению к Крыму и Мальвинским островам: «Если референдум проводит Крым, то это неправильно, но если это делают фолклендцы, то всё хорошо. Такая позиция не выдерживает никакой критики», — заявила президент Аргентины.
Итак, Аргентина должна противостоять давлению Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна обречена на поражение - это ясно каждому. В свою очередь, России необходимо проводить наступательную внешнюю политику, чтобы занять перспективный оружейный рынок. И в этом случае должен действовать принцип: «Враг моего врага - мой друг».