Какие тенденции характеризуют развитие современного мира. Развитие современного мира в контексте глобальной трансформации человечества. Актуальные геополитические, экономические тенденции


Современный мир потрясает темпом происходящих в нем изменений, а Россия, кроме того, - глубиной нестабильностей и кризисных явлений. В условиях быстрых изменений политической и социальной обстановки шоковые и стрессовые состояния людей становятся не исключением, а скорее правилом.

Сориентироваться в изменяющихся социальных ситуациях и приспособиться к каскадам экологических, политических, научных сдвигов в мире - весьма непросто. Это приводит к росту хаотических элементов в общественном сознании и культуре.
Неясно, как жить сегодня и что ожидает нас завтра. Утрачены ориентиры, к чему готовиться и каких моральных правил следует придерживаться в своей деятельности. Остро встает вопрос о том, для чего вообще жить. Темные глубины сдерживаемых культурой и исторической традицией животных инстинктов начинают диктовать свою примитивную политику выживания. Эту стадию усиления неопределенности и хаоса отражают современное искусство, массовая культура, философия.
Современные средства связи многократно усиливают потоки передаваемой информации. Многие семьи российской интеллигенции, следуя прежним традициям, чтят книгу, собирают собственные обширные библиотеки. Но для каждого члена этих семей неизбежно наступает такое время, когда он понимает, что никогда не прочтет и даже не пролистает всего собранного.
Еще более остро ощущение неосуществленных намерений, моря возможного, но пока неизведанного, то ощущение, которое создает виртуальный мир. Толпы людей, скопления исторических событий, огромные массивы всевозможных сведений - со всем этим ежедневно и непроизвольно сталкивается всякий человек через телевидение, радио, видеозаписи, компьютерные диски и дискеты, через Интернет. При этом, как правило, навязываются трафареты примитивного массового сознания. Потоки информации ошеломляют, гипнотизируют, не успевая быть подвергнутыми анализу, они смывают друг друга. Переизбыток информации подавляет ее личностное осмысление и использование. Вносится сумбур
и*

в личностный мир всякого человека, насаждается чувство неотличимости жизни и необходимости следования преподносимым образцам поведения, не остается места для выдумки и полета творческой мысли. В том случае, если личностные защитные оболочки человека ослаблены, может существенно ослабевать процесс генерирования новой информации и нового знания, для которого необходимы достижение внутренней тишины и концентрации интеллектуальной деятельности.
Усиление информационных потоков в обществе является аналогом усиления диффузионных, диссипативных элементов по сравнению с организующим началом (работой нелинейных источников) в эволюции сложных систем. Это приводит к уменьшению скорости роста при сохранении основных системных свойств. Человечество частично возвращается в прошлое. Развитие общества замедляется, наступает стадия как бы нового средневековья. Таков один из сценариев осуществления глобального демографического перехода в ближайшие десятилетия XXI в. ^

Еще по теме Современный мир и тенденции его развития:

  1. 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МИРА ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ И ЕГО БУДУЩЕЕ
  2. Современная иерархия преступного мира и основные тенденции ее развития
  3. Раздел восьмой СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  4. § 1. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР КАЙНОЗОЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ. СТРАТИГРАФИЯ КАЙНОЗОЯ
  5. § 1. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР МЕЗОЗОЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ. СТРАТИГРАФИЯ МЕЗОЗОЯ

Современные тенденции развития можно охарактеризовать двумя словами – глобализация и ускорение. Технологии, производство и вся наша жизнь ускоряются с каждым днем. Экономики различных государств с каждым годом всё теснее переплетаются между собой, интернет объединяет миллионы людей по всему миру, транспорт позволяет не задумываться о расстояниях, события в одном регионе мира, так или иначе, влияют на все страны.

Современные тенденции развития основываются на взаимодействии отдельных личностей, организаций и целых государств. В наши дни лишь немногим странам удается сохранить изолированность от внешнего мира, но полной изоляции они уже никогда не смогут достичь. Например, даже в Северную Корею можно попасть на туристическую экскурсию, что говорит уже о частичной открытости этой страны. Глобализация настолько сильно связала различные регионы планеты, что события в одном из них непременно отражаются на другом. Человечество осознало, что необходимо объединять свои знания, умения и технологии для достижения ещё больших успехов, а потому мы можем наблюдать бесчисленное множество международных соглашений, договоров, организаций и объединений.
В каждой сфере жизни людей направления изменений различны, но в то же время имеют много общего. Как уже было упомянуто, всё в нашей жизни ускоряется и становится более взаимосвязанным.
Современные тенденции развития технологий настолько кардинально меняют нашу повседневную жизнь, что уже сложно представить себе существование без многих технологических устройств. Вряд ли кто-то уже сможет обойтись без мобильного телефона, компьютера, цифрового фотоаппарата. Развитие коммуникационных технологий привело к ощутимым изменениям в манере ведения бизнеса. Всё большее развитие получает так называемый электронный бизнес или бизнес в сети интернет. Это стало возможным благодаря широкому распространению интернета, теперь мы можем подключиться к глобальной сети не только со своего домашнего компьютера, но также с ноутбука, мобильного телефона и других портативных компьютерных устройств. Современные тенденции развития беспроводной связи позволяют предполагать, что вскоре мы сможем подключиться к сети в любой точке планеты, что, несомненно, очень удобно. Вместе с расширением зоны подключения улучшается качество самого соединения и увеличивается количество предоставляемых услуг. Кроме того современные тенденции развития экономики делают упор на предоставление услуг, нежели на сам процесс производства, потому и получила такое распространение интернет-коммерция.

В нашем мире современные тенденции развития можно охарактеризовать также как череду перемен, которые кардинально изменяют нашу действительность. Если раньше нам нужно было идти на почту или в банк, чтобы оплатить какие-либо счета, то теперь мы можем всё это сделать, не выходя из своей комнаты – интернет избавляет нас от лишней беготни и очередей. Совершенствование сферы услуг влияет на современные тенденции развития всей мировой экономики. Теперь основное внимание уделяется продвижению товара и его совершенствованию, огромное внимание уделяется совершенствованию технологий, как производства, так и продаж. Автоматизация производства позволила уменьшить затраты труда на само изготовление продукции, теперь от сотрудников требуется не просто изготовление, а совершенствование и продвижение товаров на рынке. Теперь важным становится не что продавать, а как именно это делать.
Современные тенденции развития мировой экономики невозможно представить себе без процесса глобализации. Одной из влиятельнейших организаций, которая устанавливает принципы и правила мировой торговли, является ВТО – Всемирная торговая организация. Крупнейшие страны мира входят в это объединение, однако развивающиеся страны стремительно набирают обороты и многие из них уже практически готовы к вступлению в это глобальное сообщество. По данным ВТО в последние годы в мире увеличилась доля рынка, занимаемая услугами средств связи и информационными технологиями, а сократилась доля торговли сельскохозяйственной продукцией и сырьевыми ресурсами.
Не обошло развитие технологий и систему здравоохранения. Современные тенденции развития медицины и охраны здоровья также основываются на достижениях коммуникационных систем. Помимо прорыва в фармакологической сфере, стоит упомянуть и диагностическую составляющую здравоохранения. Теперь стало возможным диагностировать пациентов на расстоянии, что повышает точность диагноза, так как лечащий врач получает возможность незамедлительно проконсультироваться с более опытным специалистом в конкретной сфере. С помощью новейших технологий был запущен международный проект GLOB, который предполагает изучение механизмов связи между качеством первичной медицинской помощи, которая предоставляется населению, и уровнем подготовки кадров, оказывающих эту медико-санитарную помощь. Говоря о применение новейших технологий в лечении различных недугов необходимо отметить, что современные тенденции развития в этой сфере сводятся к тому, что нынешние возможности медицины позволяют свести к минимуму хирургические операции, при которых необходимы глубокие разрезы или вскрытия. Технологии лазерного лечения позволяют обойтись без послеоперационных шрамов и рубцов, потому как глубоких разрезов не производится.

Говоря о медицине, следует упомянуть и современные тенденции развития косметологии. Среди наиболее развивающихся аппаратных методик можно выделить лазерные, RF, фотометодики. Одновременно совершенствуются давно используемые технологии: электромиостимуляция, ультразвук, микротоковая терапия и др. К примеру, RF-технологии способствуют устранению избыточных жировых отложений на лице, дают отличный результат подтяжки кожи и устраняют внешние проявления целлюлита. Множество косметических процедур проводятся с использованием ультразвука, например, в коррекции локальных жировых отложений.
Современные тенденции развития образования говорят о том, что вскоре машина может во многом заменить человека. Для примера стоит вспомнить о системе дистанционного образования, которая позволила получить новые знания, не выходя из своего дома. Современные тенденции развития образования основываются на самообучении, потому как усвоение материала зависит исключительно от учащегося. Теперь уже нет необходимости заставлять учить что-то, если человеку действительно нужно образование, знания и диплом, то он приложит достаточно усилий. Разумеется, что подобное образование доступно не всем. Дело не в материальном или технологическом обеспечении данного вида учебного процесса, а в способности самостоятельно работать. Современные тенденции развития образования фокусируются не столько на обучении делать что-либо, сколько на обучении самостоятельно находить и применять необходимую информацию. Нынешний уровень развития информационно коммуникационных технологий позволяют каждому найти массу информации по тому или иному предмету, и теперь важно не просто найти информацию, а выбрать нужную и правильно её использовать. Многие учителя и преподаватели замечают, что традиционные системы образования в школах и университетах всё меньше соответствуют необходимому уровню подготовки. Каждый год учебные программы корректируются, но в итоге получается всё равно что-то не то. Современные тенденции развития общества вынуждают искать кардинально новые методы преподавания, использовать не просто учебники, а учебники в сочетании с конкретными реальными жизненными примерами и задачами. Во многих странах уже практикуют методику, при которой ученик сам выбирает необходимые предметы для изучения, а преподаватель может лишь подсказать необходимый набор дисциплин. Это можно считать разумным, ведь, согласитесь, строителю не всегда важно знать античные или современные концепции происхождения вселенной. Данному специалисту куда важней знать свойства стройматериалов, математику, физику и другие естественные науки. Необходимо преобразовать систему обучения так, чтобы, придя на работу, человек мог практически сразу же приступить к выполнению своих обязанностей, а сейчас мы часто можем наблюдать картину:

Забудьте всё, что вы учили в школе/университете и учитесь заново.

Очевидно, что подобную фразу молодой специалист может услышать в наше время достаточно часто, потому-то и необходима реструктуризация всей системы образования.
Вышеперечисленные современные тенденции развития технологий, экономики, образования, медицины не являются полным перечнем изменений и новшеств, которые мы можем встретить в нашей жизни. Однако какую бы сферу мы ни взяли для рассмотрения, то ключевыми всё же будут достижения в технологиях, потому как они наиболее сильно меняют привычные устои и алгоритмы действий. На рубеже 20-21 веков мы столкнулись с так называемой эпохой глобальных перемен, которые были вызваны прорывом в микроэлектронике. Новейшие разработки сделали многие мечты и самые смелые предположения реальностью: беспроводной интернет, мобильная связь и т.д. Старшему поколению довелось заново переучиваться и приспосабливаться к кардинально изменившимся условиям труда и жизни в целом. Молодежь же стремительно вырывается вперед, быстро усваивая огромные потоки информации. Современные тенденции развития общества говорят о том, что в нынешнем мире успешный человек – это человек, который умеет быстро находить необходимую информацию и эффективно применять её. Таким образом, мы вплотную подошли к такому понятию, как информационное общество, в котором основную ценность представляют не традиционные труд, земля, капитал, а информация. Как никогда убедительно звучит фраза: «Кто владеет информацией – владеет всем».
Елизавета Lz

Кратко охарактеризуем современные тенденции развития образования :

    Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.

    Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.

Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного.

Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» ученика. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения.

Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).

Выделение каждого из рассмотренных компонентов личностно-деятельностного подхода (личностного и деятельностного) условно, так как они неразрывно связаны между собой в силу того, что личность всегда выступает субъектом деятельности, а деятельность определяет развитие ее как субъекта.

    Демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организаторских проблем.

    Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. – разнообразие, разностороннее развитие), образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных.

Она проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад – школа, школа – вуз и др.). Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

    Интегративность проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад-школа, школа-вуз и др.) Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

    Психологизация современного образовательного процесса интеграции, тем не менее правомерно выделить ее в самостоятельное направление. Это не только отражает повышенный социальный интерес к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и говорит о том, что сегодня меняется сама формулировка педагогических задач.

Кроме задачи формирования у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит задача развития мыслительных способностей, которые позволят ребенку получать их. Если формирование поля ЗУН- это педагогическая задача, то формирование мыслительных свойств -это психолого-педагогическая задача. Однако уровень психологической подготовки наших педагогов не позволяет сегодня успешно решать эту задачу.

Для решения этой задачи необходимо проведение специальных исследований, результаты которых помогли бы более качественно реализовать существующую сегодня тенденцию к практической интеграции педагогики и психологии.

    Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся, он подразумевает отказ от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса в пользу развивающих, стимулирующих творчество личности.

Сегодня достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким потенциалом, умением системно ставить и решать различные задачи, Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимо личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Формирование такого качества требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

    Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как система основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.

    Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения.

Функциональное назначение компьютера в обучении различно по отношению к учащимся и преподавателям. Для преподавателя компьютерная техника является орудием его труда, для учащихся и студентов - средством их развития. С одной стороны, компьютеры облегчают процесс обучения в смысле повышения оперативности передачи учебной информации, контроля ее усвоения, коррекции разного рода отклонений в обучении. С другой- чрезмерное увлечение компьютерами, неумелое их применение может стать источником потери познавательных интересов, лености мышления и других нежелательных последствий у обучающихся.

1. Уровень развития экономики остается основным показателем силы и влияния государств в мире. Эта тенденция углубилась в последние десятилетия благодаря демократизации мира, почти повсеместному росту влияния масс на политику государств. А первое требование масс — благосостояние. Две ведущие державы мира — Соединенные Штаты и Китай — делают ставку на экономические факторы силы. США — из-за невозможности перевести военную силу (даже такую гигантскую, как американская) в сопоставимое политическое влияние (минувшее десятилетие это убедительно доказало). Китай — из-за относительной слабости других факторов влияния и в духе национальной культуры, которая в основном не предполагает силовую экспансию и опору на «жесткую силу».

2. Экономическое соревнование может обостриться и стать еще более значимой частью мировой конкуренции из-за начавшейся смены технологического уклада: развития цифровой революции, новой волны роботизации, почти революционных изменений в медицине, образовании, в энергетической сфере.

3. Технологическая революция, скорее всего, усугубит еще одну кардинальную тенденцию — непредсказуемое, сверхбыстрое перераспределение сил и повышение по этой причине потенциала конфликтности в мире. На этот раз, возможно, за счет нового сдвига глобального ВНП в сторону от производителей энергоносителей и сырья, дальнейшего вытеснения массовых профессий из индустрий теперь уже и в развивающемся мире, обострения неравенства внутри стран и между ними.

4. Неизвестно, приведет ли технологическая революция к возобновлению устойчивого экономического роста. На обозримую перспективу стоит ожидать его замедления, вероятно, нового кризиса по-прежнему неустойчивой международной финансовой системы, экономических шоков в широком понимании.

5. Старый Запад не останется лидером развития. Но взрывное смещение влияния в пользу «новых», которое наблюдалось в последние 15 лет, скорее всего, замедлится. А конкуренция обострится — из-за общего снижения темпов и накопленных диспропорций. Новые страны станут все громче требовать для себя такого положения в мировой экономической системе, которое соответствовало бы достигнутому ими уровню экономического развития. Старые — отчаяннее защищать свои позиции.

6. Это замедление наряду с технологическими переменами, «позеленением» мышления большинства человечества ведет к очередному циклическому падению спроса на традиционные энергоносители, многие виды сырья и металлов. Зато вероятен рост спроса на продовольствие и другие водоемкие товары.

7. Начался процесс быстрого переформатирования, если не разрушения системы глобального экономического регулирования, созданной в основном Западом после Второй мировой войны. Увидев, что сложившаяся модель дает равные преимущества поднимающимся конкурентам, старый Запад стал от нее отступать. ВТО постепенно отходит в тень, уступая место двух- и многосторонним торгово-экономическим соглашениям. Систему МВФ-Мирового банка дополняют (и начинают теснить) региональные структуры. Начинается медленная эрозия доминирования доллара. Возникают альтернативные платежные системы. Почти повсеместный провал политики «вашингтонского консенсуса» (которому пыталась, а частично и сейчас пытается следовать Россия), подорвал моральную легитимность прежних правил и институтов.

8. Конкуренция переносится в сферу технических, экологических и иных стандартов. В дополнение к региональным экономическим союзам, создававшимся в последнее десятилетие, строятся макроблоки. США с группой ориентированных на них стран запускают Транстихоокеанское партнерство (ТТП). Китай вместе со странами АСЕАН создает Региональное всестороннее экономическое партнерство (РВЭП). Одновременно Соединенные Штаты через заключение Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) стремятся закрепить в своей орбите Европу, не допустить ее сближения с евразийским пространством. Поскольку применение военной силы, особенно в отношениях между крупными государствами, крайне опасно, распространенным инструментом внешней политики становятся санкции, применение других экономических инструментов без легитимации СБ ООН. Ситуация напоминает прошлые века, когда блокады, эмбарго были обыденностью. И часто вели к войнам.

9. Взаимозависимость, глобализация, еще недавно считавшиеся преимущественно благом, все чаще становятся фактором уязвимости. Особенно когда страны, создавшие нынешнюю систему и сохраняющие в ней ведущие позиции, готовы использовать их для извлечения сиюминутной выгоды или удержания доминирования — экстерриториальным применением внутреннего законодательства, ограничительными мерами, созданием помех для взаимозависимости там, где она им представляется невыгодной. (Например, десятилетия усилий по предотвращению, а потом ослаблению позитивной взаимозависимости между СССР/Россией и Европой в области торговли газом и порождаемым ей встречным потоком товаров и услуг). Создатели либерального мирового экономического порядка во многом де-факто уже работают против него. Что остро ставит вопрос о соотношении необходимой открытости мировому рынку и защиты от него.

10. Сообщество развитых стран изменит свою конфигурацию. Раньше или позже в него вольются регионы и страны прежнего развивающегося мира, прежде всего, Китай, некоторые государства АСЕАН, Индия. Часть прежде развитого мира будет стремительно отставать. Такая участь угрожает странам юга и востока Европы, в том числе и России, если она не изменит коренным образом свою экономическую политику.

11. Основные тенденции экономического и технологического развития усугубляют неравенство внутри стран и между ними. Даже в относительно богатых государствах расслаивается и сжимается средний класс, растет число скользящих вниз по социальной лестнице. Это мощный источник обострения напряженности внутри стран и в мире, подъема радикальных сил и склонности к радикальной политике.

12. Катализатором конфликтности в современном и будущем мире служит структурная дестабилизация (на многие десятилетия) и хаотизация Ближнего и Среднего Востока, части Африки, других близлежащих регионов, рост исламского экстремизма, терроризма, массовых миграций.

13. Одной из коренных тенденций начала XXI века стала реакция Запада на резкое ослабление в 2000-е годы его позиций — военно-политических (из-за Афганистана, Ирака, Ливии), экономических (после кризиса 2008-2009 годов), морально-политических — из-за снижения эффективности современных западных демократий как способа управления, адекватного современному миру (Европа), его легитимности в глазах собственного населения (подъем правых и левых), несоответствия провозглашенного идеалам и ценностям (Гуантанамо, Ассанж, массовая слежка), из-за раскола элит (США). Ослабление воспринимается особенно болезненно после, как казалось, окончательной и блистательной победы к концу ХХ века. Последствия этого удара не преодолены, особенно в Европейском союзе, где усугубляется структурный кризис.

Налицо попытка консолидации и даже реванша перед лицом поднимающегося не-Запада. С этим связаны идеи ТТП и ТТИП, стремление развернуть финансовые потоки от развивающихся стран обратно в США; в этом один из истоков противостояния вокруг Украины, политики санкций, беспрецедентного со времен ранней холодной войны и часто за гранью «фола» политического и информационного давления на Россию. В ней видят «слабое звено» не- Запада. На кону позиции в мире, попытка развернуть вспять процесс укрепления новых лидеров, прежде всего, Китая. Если 10 лет тому назад в центре мировой политики было «управление подъемом новых», то, вероятно, в ближайшие годы лозунгом может стать «управление спадом старых». И это кроме всех других проблем.

14. Среди факторов, определяющих международную повестку дня, вес и влияние государств, по-прежнему преобладают экономические и научно-технические. Однако их стала теснить политика, в том числе силовая. Причин немало. Ключевые — рост нестабильности и турбулентности, «ренационализация» международных отношений (возвращение национальных государств в качестве главных игроков мировой политики и экономики вместо предсказывавшегося господства международных институтов, ТНК или НКО). Свою роль сыграл и подъем Азии — континента национальных государств. А государства, особенно новые, действуют, как правило, по классическим правилам. Стремятся обеспечить, прежде всего, свою безопасность и суверенитет.

Без сомнения, транснациональные факторы (глобальное гражданское общество, гигантские компании) крайне влиятельны. Однако они воздействуют на условия, в которых существуют и действуют государства, бросают им новые вызовы, но не подменяют государства (и в принципе не могут) в качестве базового элемента международной системы. Возвращению государства на центральные позиции в мировой системе содействует и увеличение числа нерешаемых глобальных проблем, в то время как старые институты международного управления не способны с ними справиться.

15. Повышение значимости военной силы в международных отношениях, как отмечалось, ограничено. На верхнем, глобальном уровне — между великими державами — прямая сила почти неприменима. Работает фактор ядерного сдерживания. Изменение менталитета и ценностей большинства человечества, информационная открытость, опасения эскалации конфликтов на ядерный уровень препятствуют массированному применению военной силы «на среднем уровне». А когда это происходит, то чаще всего приводит к политическому поражению (Афганистан, Ирак, Ливия). Хотя есть и обратные примеры — Россия в Чечне и Грузии. Пока в Сирии. Поэтому применение силы опускается на более низкие уровни — дестабилизация, провоцирование внутренних противостояний, гражданских войн и субрегиональных конфликтов и затем их урегулирование на выгодных внешним силам условиях.

16. Возможно, роль военной силы возрастет из-за долговременной дестабилизации Ближнего и Среднего Востока, Северной и Экваториальной Африки. В любом случае — из-за повышения динамики и непредсказуемости международных отношений, сверхбыстрого и разнонаправленного изменения соотношения сил в мире, между регионами и внутри них.

17. Этой тенденции способствует эрозия и раньше не всегда эффективно действовавшего международного права, особенно в 1990-е и 2000-е годы: нелегитимное признание Западом отколовшихся республик Югославии в начале 1990-х годов; бомбардировка в конце десятилетия того, что осталось от Югославии и отторжение Косово; агрессии против Ирака, Ливии. Россия в основном была привержена легитимистской традиции во внешней политике, однако временами отвечала в том же духе — в Закавказье, на Украине. Неясно, возможно ли возвращение к «игре по правилам», к 7 «концерту наций» или мир погружается в хаос вестфальской системы (а то и предвестфальского периода), но уже на глобальном уровне.

18. Военная сила вкупе с ответственной и умелой дипломатией становится важнейшим фактором поддержания международного мира, предотвращения эскалации накопившихся структурных экономических и политических противоречий к глобальной войне. Растет ответственность, роль и влияние стран (в том числе России), способных предотвращать скольжение к такой войне и эскалации конфликтов. Это тем важнее, что уже 7-8 лет мир, по сути, находится в предвоенном состоянии — из-за накопленных противоречий и дисбалансов, которые не уравновешиваются адекватной политикой и дееспособными институтами.

По мере того, как уходит память о страшном ХХ веке, слабеет страх перед большой войной. У части мировых элит ощущается даже подспудное стремление к ней, они не видят иного способа разрешить наслаивающиеся одно на другое противоречия. Тревожна ситуация в Азии. Конфликтность нарастает, а опыта предотвращения коллизий и институтов безопасности недостает. Весьма вероятно, что «вакуум безопасности» вокруг Китая создает запрос на творческую, ответственную и конструктивную дипломатию России.

19. В мире традиционной политики такое быстрое перераспределение экономических, политических сил, морального влияния почти неизбежно вызвало бы серию масштабных войн или даже новую мировую войну. Но пока их предотвращает главный среди структурных факторов, уже семьдесят лет определяющий развитие мира — наличие ядерного оружия, особенно сверхкрупных арсеналов у России и США. Они не только не допустили перерождения «холодной войны» в мировую. Не будь отрезвляющей роли угрозы ядерного Армагеддона, «старый» мировой истеблишмент едва ли согласился бы с взрывным ростом влияния поднимающихся держав, в первую очередь Китая, Индии. Но продолжается распространение ядерного оружия. А уровень доверия, диалога, позитивного взаимодействия в военно-стратегической сфере крайне низок. В совокупности это увеличивает вероятность ядерной войны. Менее устойчивой стала международная стратегическая стабильность.

20. В нестабильном мире, который все менее управляем, необходимо новое осмысление роли ядерного оружия. Не только как безусловного зла (так его трактует гуманистическая традиция), но и как гаранта мира и выживания человечества, обеспечения условий для свободного развития государств и народов. Мир видел, что происходит, когда жесткое ядерное сдерживание (deterrence) ушло на несколько лет из-за слабости России в 1990-е годы. НАТО напала на беззащитную Югославию и бомбила ее 78 дней. Под выдуманными предлогами была развязана война против Ирака, унесшая сотни тысяч жизней. Одновременно все более насущна задача предотвращения ядерной катастрофы, которая могла бы окончить историю человечества, или даже одиночного или ограниченного применения ядерного оружия. Последнее ослабит функцию ядерного оружия как средства поддержания международной стабильности и мира.

21. Первостепенной задачей становится недопущение новой большой войны в результате ошибки, эскалации напряженности, какого-либо конфликта или провокации. Вероятность провокаций растет. Особенно на Ближнем Востоке.

22. Помимо возвращения силовой политики начался быстрый процесс превращения экономических отношений в инструмент взаимного давления. Страны и их группы все чаще прибегают к использованию возросшей экономической взаимозависимости и открытости в национальных целях. Экономическая сфера на глазах перестает быть либеральной в прежнем понимании, становится геополитическим оружием. В первую очередь, это политика санкций, ограничения доступа к финансам, попытки диктовать технические, экономические и санитарные стандарты, манипулирование платежными системами, трансграничное распространение национальных правил и законов. Чаще других к таким мерам прибегают США, но не только они. Распространение подобной практики будет еще больше подрывать старую глобализацию, требовать 8 ренационализации или регионализации многих экономических режимов. Конкуренция становиться «бесшовной» и тотальной, грань между политическими целями и экономической целесообразностью стирается. ТНК и НКО участвуют в этой борьбе. Но, повторим, на переднем крае — государства и их объединения.

23. На место модели холодной войны (а большую ее часть существовала не двух-, а трехполярность, когда СССР приходилось противостоять и Западу, и Китаю), а затем краткого «однополярного момента» мир, похоже, движется через многополярность к новой (мягкой) двухполярности. При помощи остающихся военно-политических союзов, ТТП, ТТИП Соединенные Штаты стремятся консолидировать вокруг себя старый Запад, перетянуть часть новых развитых стран. Одновременно появились предпосылки для формирования другого центра — Большой Евразии. Ведущую экономическую роль там может играть Китай, но его превосходство будет уравновешиваться другими мощными партнерами — Россией, Индией, Ираном. Объективно центром, вокруг которого возможна консолидация, могла бы быть Шанхайская организация сотрудничества.

24. Пока неясно, какое место в новой конфигурации займет Европа. Вряд ли она сможет играть роль самостоятельного центра. Возможно, за нее развернётся или уже развернулась борьба.

25. Если нынешняя хаотическая и неустойчивая многополярность будет сменяться двухполярностью, важно избежать нового жесткого раскола, особенно военно- политического, следующего тура структурного военного соперничества.

26. Быстрые изменения с открытым результатом, чреватые скатыванием к конфронтации, требуют ответственной и конструктивной, нацеленной в будущее политики великих держав. Сейчас это «треугольник» — Россия, Китай, США. В перспективе — еше и Индия, Япония, возможно, Германия, Франция, Бразилия, ЮАР, Южная Корея, Великобритания. Пока к потребностям нового мира в «треугольнике» приближаются только отношения Россия-Китай. Но и им не хватает стратегической глубины и глобального охвата. Перспективы нового «концерта держав» для XXI века пока не просматриваются. «Большая двадцатка» полезна, но не способна заполнить геостратегический вакуум, она нацелена на регулирование сегодняшних проблем, а не на работу по упреждению будущих. «Большая семерка» — во многом организация из прошлого, и в любом случае не глобальный институт, а клуб западных государств, отражающий только их интересы.

27. Все большее влияние на мировую политику оказывает информационный фактор. И из-за технологических изменений, ведущих к взрывному росту объемов информации, которая обрушивается на людей, и из-за демократизации большинства стран. Под влиянием информационной революции меняется в сторону упрощения картины мира психология масс, значительной части политических лидеров, склонных все больше реагировать на последние информационные раздражители. Информатизации, идеологизации международных, в том числе, внешнеполитических процессов содействует и политика Запада, сохраняющего доминирование в мировых СМИ и информационных сетях. Их все активнее используют для продвижения односторонне выгодных представлений.

28. Новый и относительно неожиданный фактор мирового развития — реидеологизация международных отношений. 10-15 лет тому назад многим казалось, что мир пришел к единой идеологии либеральной демократии. Однако снижение эффективности развития стран демократического мира и относительный успех государств авторитарного капитализма или нелиберальных демократий с сильными лидерами вернул на повестку дня вопрос о том, кто побеждает и за кем следовать. В США и у части европейцев, теряющих мировые позиции, усилился оборонительный демократический мессианизм. Ему противостоит нарождающаяся идеология нового консерватизма (пока, правда, концептуально не оформленная), подъем национализма, культ суверенитета, модель лидерской демократии.

29. С частичным уходом традиционных ценностей и религий, с исчерпанием многих природных и, прежде всего, экологических ресурсов, с отступлением либеральной демократии в мире образовался и углубляется морально-идеологический вакуум. И за его заполнение разворачивается новый этап идеологической борьбы, который накладывается на все иные сдвиги и обостряет их.

30. Модернизация, вызванная в основном технологическими и информационными факторами, повсеместно обостряет напряжение внутри обществ и между государствами. В долгосрочной перспективе это напряжение не снять обращением только к консерватизму и традиционным ценностям. Стоит вопрос о постоянном поиске системы ценностей, соединяющей традицию и устремленность в будущее. Такая устремленность есть в западных обществах, лидирующих в сфере «позеленения» сознания и экономики.

31. Идейно-информационная сфера крайне подвижна, переменчива, играет важнейшую роль в каждодневной политике. Но влияние ее преходяще. Это ставит перед всеми странами, в том числе перед Россией, двуединую задачу: (1) активно воздействовать на нее и через нее — на мир и собственное население; но и (2) не стать в реальной политике заложником информационных сквозняков и бурь. Именно реальная (не виртуальная) политика по-прежнему определяет влияние государств, их способность проводить свои интересы. Москве это пока в целом удается.

32. В последние годы проявился ряд позитивных тенденций, позволяющих сохранять надежду на то, что в будущем мире сотрудничество будет превалировать над соперничеством. Между Россией и Китаем выстраиваются доверительные и дружеские отношения. Такие же связи возникают между Россией и Индией.

Решена проблема химического оружия в Сирии и ядерной программы Ирана. На Парижском саммите по климату достигнута потенциально историческая договоренность в первую очередь благодаря взаимодействию Китая и США, ранее препятствовавших таким соглашениям. Наконец, вселяют осторожный оптимизм дипломатические сдвиги в казавшемся абсолютно тупиковым и безнадежным сирийском конфликте (перемирие, политический процесс, сокращение российского контингента после успешной военной операции).

Современное плачевное состояние человечества на фоне якобы прогрессивного технического прогресса имеет множество характерных черт, определить которые не представляет особого труда. Наши успехи в отношении изучения косной материи составляют лишь малую толику из общей копилки знаний об окружающем мире.

Наша наука раздроблена на узкоспециализированные направления, изначальная взаимосвязь между которыми утеряна. Наша техника большую часть вырабатываемой энергии буквально «выбрасывает в трубу», загрязняя при этом среду обитания человечества. Наше образование основано на воспитании «счетно-логических машин» и «ходячих энциклопедий», которые совершенно не способны на полет фантазии, творческое вдохновение, выходящее за рамки устаревших догм и стереотипов.

Наше внимание, буквально «приклеено» к экранам телевизоров и мониторам компьютеров, в то время как наша Земля, а вместе с ней и вся биосфера, буквально задыхаются от продуктов экологического и психического загрязнения. Наше здоровье целиком зависит от потребления все новых и новых химических препаратов, которые постепенно проигрывают схватку с постоянно мутирующими вирусами. Да и сами мы начинаем превращаться в неких мутантов, представляющих из себя бесплатные приложения к созданной нами же технике.

Последствия такого бездумного вторжения в среду обитания становятся все более непредсказуемыми, а потому катастрофически опасными и для нас самих. Давайте попробуем подробнее рассмотреть все те процессы, которые происходят в окружающем нас реальном мире. Настало время пробуждения, выхода из «мира грез». Мы должны, наконец, осознать нашу роль в этом мире и широко раскрыв глаза, сбросить с себя наваждения иллюзий и миражей, в плену которых мы находились последние тысячелетия. Если мы будем оставаться «планетой спящих», ветер эволюции просто «сдует» нас с той великой сцены жизни, которая носит название «Земля», как это уже было много миллионов лет назад с иными формами жизни.

Что же происходит сейчас на самом деле? Каковы характерные тенденции в современном мире? Какие перспективы нас ждут уже в самом ближайшем будущем? Ответы на эти вопросы во второй половине ХХ века начали давать футурологи, а сейчас к их голосу присоединяется все больше исследователей различных областей науки, религии, эзотерических знаний. И вот какая картина вырисовывается на этом фоне.

Анализ научных данных, приведенных Г.Т.Молитором, И.В.Бестужевым-Ладой, К.Карташовой, В.Бурлаком, В.Мегре, Ю.Осиповым, Л.Проурзиным, В.Шубартом, Г.Бичевым, А.Микеевым, Х.Зендерманом, Н.Гулиа, А.Сахаровым, У.Салливаном, Я.Гальперином, И.Неумывакиным, О.Тоффлером, О.Елисеевой, К.Медоузом, И.Яницким, А.Войцеховским П.Глобой, Т.Глоба, И.Царевым, Д.Азаровым, В.Дмитриевым, С.Демкиным, Н.Бояркиной, В.Кондаковым, Л.Володарским, А.Ремизовым, М.Сетроном, О.Дэвисом, Г.Гендерсоном, А.Печчеи, Н.Винером, Дж.Берналом, Э.Корнишом, Э.Аветисовым, О.Гревцевым, Ю.Фоминым, Ф.Полаком, Д.Беллом, Т.Яковец, Ю.В.Мизуном, Ю.Г.Мизуном, позволяет выявить следующие проблемы современной технократической цивилизации:

1) зависимость мировосприятия и образа жизни от средств массовой информации, компьютерная и телевизионная «наркомания», способствующая малоподвижному образу жизни, уходу в виртуальную реальность, снижению иммунитета, пропаганде культов насилия, «золотого тельца», беспорядочного секса;

2) высокая степень урбанизации, способствующая отрыву людей от естественных природных ритмов, что также провоцирует снижение иммунитета, рост стрессовых ситуаций, психических и инфекционных заболеваний, ухудшает экологическую обстановку;

3) назревание очередной мировой войны на фоне угрозы истощения природных ресурсов, обостряющейся борьбы за рынки сбыта и источники энергии, чрезмерных запасов оружия массового уничтожения;

4) превращение человека в кибернетический организм: человека-машину, человека-компьютера (биоробота), в придаток и раба созданных технических устройств;

5) снижение уровня рождаемости на фоне физического вырождения человечества, развала семейных отношений, роста наркомании, проституции, преступности (социальная катастрофа);

6) несовершенство школьных программ, готовящих новое поколение биороботов с психологией хищников (явная и скрытая формы агрессии по отношению к окружающему миру), с забитыми безмозглой зубрежкой талантами и способностями;

7) глобальное нарушение экологического равновесия (вырубка лесов, рост углекислоты и вредных примесей в атмосфере, эрозия плодородных земель, увеличение количества природных катаклизмов, стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф);

8) деградация мыслительных способностей на фоне автоматизма действий в условиях технократического быта, расписанного по часам, просмотра примитивных «мыльных опер», низкопробных боевиков, чтения бульварной прессы, компьютерных «игрушек»;

9) глобальный кризис в фундаментальных науках, вызванный расслоением и узкой специализацией ортодоксальных наук, слепым отрицанием религиозных и эзотерических знаний, приверженностью к устаревшим догмам в рамках классической физики XIX века, целым каскадом новых открытий, не вписывающихся в общепризнанные парадигмы;

10) эволюция технических устройств во вред эволюции самого человека, его способностей и талантов, гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга;

11) мутационные процессы вследствие безграмотных генетических экспериментов в растительном мире, приводящие (через пищу) к нарушению генетического кода животных и человека;

12) процветание терроризма на почве религиозного и идейного фанатизма и сепаратизма;

13) появление новых видов болезней, характерных для технократического общества, а также мутации уже известных вирусов, вследствие употребления канцерогенных веществ и побочного действия синтетических лекарств (ежегодное увеличение как самих болезней, так и количества больных), однобокого развития медицины (борьба со следствиями, а не причинами болезней);

14) слабая позитивная направленность в искусстве и культуре, появление новых видов культуры и антикультуры, отрицающих общечеловеческие ценности.