Урок ко дню заповедников и национальных парков. День заповедников и национальных парков. Экологические проблемы России и попытки их решения

Библиотечный урок «Жемчужина природы - заповедники»

Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Нам предстоит путешествие по самым загадочным, самым недоступным и, возможно, самым красивым местам нашей планеты. Мы посетим весьма любопытные и далеко не всегда известные вам даже из учебника географии территории, которые принято назвать заповедниками. Вы почувствуете прелесть всех этих мест.
Библиотечный урок для учащихся 6 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о заповедниках, как выглядят эти прекрасные места, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о заповедниках

Библиотечный урок «Жемчужина природы - заповедники»


"Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы"
Д.И. Писарев

"Пойми живой язык природы -
И скажешь ты: прекрасен мир!"
И.С. Никитин

Сегодня мы посетим с вами весьма любопытные и далеко не всегда известные вам даже из учебника географии территории, которые принято называть заповедниками.
На сегодняшний день в России насчитывается 110 заповедников, всемирно известных и тех, чья известность не простирается дальше родного края. Много это или мало? На первый взгляд – много. Больше 100 заповедников, расположенных от берегов Арктики и до засушливых низовий Волги, от западных границ России до просторов Дальнего Востока. Но с другой стороны, общая площадь заповедников составляет чуть больше 1% от территории страны.
Количество заповедников в нашей стране то росло, то сокращалось. Так, в 1951 году было ликвидировано 88 из 128 тогдашних заповедников, а их общая площадь сократилась с 12,5 млн. га до 1,5 млн. в следующем десятилетии. Количество заповедников в Советского Союзе и занимаемая ими площадь вновь выросла – до5 млн. га, а потом опять часть этой площади была пущена «под нужды народного хозяйства».
После распада СССР площадь заповедников существенно увеличилась. Если в 1991 году их было немногим больше 20, то в начале 21 века в России насчитывается уже более 100 природных заповедников, занимающих территорию 33,7 млн. га. В их число входят и заповедники – гиганты, чья площадь составляет более 1 млн. га: Большой Арктический, Командорский, Усть – Ленинский, Кроноцкий и др. Расскажем о некоторых из них…

Большой Арктический заповедник


Медведи бродят и песцы,
Горланят гуси – крикуны.
Живет все это в тишине,
В далекой Арктике.

Это самый крупный из всех российских заповедников, его площадь составляет 4 167 222 га. Кстати, Большой Арктический является и самым крупным по площади заповедником Евразии. Он не только самый большой в нашей стране, но и один из самых молодых: создан постановлением Правительства РФ 11 мая 1993 года. То, что он есть у России, очень важно, потому что Арктика нуждается в бережном отношении. Многие годы от этой части страны требовали только полезные ископаемые, которыми богаты полярные области. Нынче это «строгий природный резерват».
Какие задачи поставлены перед заповедником? Во-первых, изучение естественного хода природных процессов и явлений; во-вторых, восстановление здешнего животного и растительного мира, во многом сохранившегося со времен ледникового периода.
В отличии от многих других заповедников, Большой Арктический не имеет общей, замкнутой территории; он состоит из 35 обособленных участков, в которых входят некоторые острова и целые архипелаги, примыкающие к полуострову Таймыр и находящиеся в акватории Карского моря, одного из морей Северного Ледовитого океана. К территории заповедника относится, и часть материковой суши, находящейся на полуострове Таймыр. Контур, который охватывает территорию заповедника, осложняется ещё и тем, что внутри заповедных участков находятся такие, где разрешена хозяйственная деятельность (в том числе добыча полезных ископаемых), а также участки действовавших здесь когда – то метеостанций, поселков и т.п. одним словом, огромные заполярные и очень сложные просторы.

Просторы тундры велики
И долго можно там брести.
Ходить по сопкам в тишине
И созерцать весь мир извне.
Идешь по тундре не спеша
И солнце светит свысока.
Полярный день вокруг стоит
И светом всех всегда дивит.
Здесь сопки волнами лежат,
Узоры разные чудят.
Не разгадать нам ни когда
Загадку мастера - творца.
Вокруг цветы и красота,
И воздух свежий здесь всегда.
Раздолье ветрам и душе
В просторах тундры нам везде.
Игорь Антипин

Какова природа заполярных мест? О Крайнем Севере многие из вас слышали, читали, видели фотографии в учебниках, в познавательной литературе, но не представляют себе, что такое полярная ночь, как что- то вообще может расти там, где вечная мерзлота уходит вглубь земли на десятки и сотни метров? Чем питаются здешние животные и сколько их? Главное: зачем эта «мёртвая земля» нужна? Попробуем разобраться в этих вопросах…
Большая часть территории заповедника относится к под зоне арктических тундр, а самые северные участки (побережье и острова) – к зоне арктических пустынь. Вам ведь известно, что кроме жарких засушливых пустынь Средней Азии, Африки и Австралии, где царствует раскаленный камень и сыпучий песок, существует и арктические пустыни. Летом это ощетинившаяся высокими кочками равнина, поблескивающая гладями бесчисленных озёр, болот; а также колючие осыпи растрескавшихся камней. А зимой – бескрайняя снежная территория, которую ни пройти, ни проехать…


Бреду по тундре не спеша,
Смотрю вокруг во все глаза.
И отмечаю, что растет,
Кто пробежит и где живет.
Ковер кустарником кругом
Дает для многих тихий дом.
И камнеломки расцвели
Различным цветом от души.
А сопок дивных перелив
Укрыл причудливый залив.
С избушкой старой рыбаков,
Из прошлых, древних мирных снов.
Вдали виднеется скала –
Галдят гагары там всегда.
Ведут беседы без конца
И славят свой базар сполна.
Бродить неспешно хорошо –
Прохладно дышится, легко.
По сопкам медленно иду
И все в округе осмотрю.
Игорь Антипин

Снег обычно укутывает тундру своим «одеялом» в конце августа – начале сентября, а снежный устойчивый покров образуется к середине сентября. Тает он поздно (если вообще тает), и бесснежный период продолжается всего от 100 до 60дней в году.

Пустынно в Арктике зимой,
Кругом снега лежат горой,
Ветра колючие ревут –
Все на пути своем сметут.
Снег здесь повсюду и везде.
Он сам колдует в тишине,
Различны формы создает –
Причудность зимнюю блюдет.
Несутся тучи над землей,
Всё закрывая пеленой.
Лишь только сумрачная мгла
Сама хозяйствует сполна.
Зима по Арктике идет
И тонус жизни задает.
Она здесь длительно живёт –
Свой праздник вечно создает.
Игорь Антипин

Растительность на Крайнем Севере нельзя сказать, что богатая, но и не бедная. Она только очень скромная, не всегда бросается в глаза даже опытному путешественнику и подчас умело маскируется под цвет камней и обширных болот.


Ивa Арктичecкaя


Арктическая красная толокнянка


Полярный мак


Мятлик Арктический

Основные обитатели здешних тундр и пустынь – травы,




мхи и лишайники; список их составляет около 300 наименований.




Поздней весной, когда некоторые из полярных растений цветут,


тундра необычайно красива, и человек порой забывает, что он находится за Полярным кругом, где зимой трещат морозы, достигающие 60 градусов.
Во флоре Большого Арктического заповедника выявлено 15 видов грибов; большинство из них пластинчатые, но есть и хорошо знакомые нам белые и подберезовики.


Правда, в условиях полярной тундры, где березки представлены карликовым подвидом, едва достигшим в высоту 10- 15 см, выросшие рядом с ними грибы – гиганты правильнее было назвать не подберезовиками, а над-березовиками. Собрать их в тундре гораздо легче, чем в густом лесу: многие грибы видны с расстояния десятков метров. Вот только сбор грибов, как и рыбалка, и охота, в заповедниках запрещены...
В заповеднике обитают 124 вида птиц, причем не менее 55 видов гнездится на этой территории, выводят птенцов. Местный климат не мешает жить и многим млекопитающим. Прекрасно чувствуют себя белые медведи, дикий северный олень (на Таймыре находится самое крупное в мире стадо этих оленей);


белые медведи


дикий северный олень

Песцы, росомахи, горностаи, лемминги.


песцы


росомаха


горностай


лемминги

Но самым экзотическим животным в здешних местах можно считать овцебыка – современника мамонта, шерстистого носорога и пещерного медведя.


овцебык


шерстистый носорог


пещерные медведи

Дальние предки современных овцебыков жили более 10 млн. лет назад в высокогорьях Центральной Азии. А около 3.5 млн. лет назад, климат стал заметно холоднее, они спустились с Гималаев и распространились по территории Сибири и всей северной Евразии. Перебравшись по существовавшему в то время сухопутному мосту между Азией и Америкой (на его месте сейчас Берингов пролив), быки распространились и по Североамериканскому континенту.
Кроме сухопутных животных на территории заповедника водится и 4 морских вида: моржи, белухи, нерпы и морские зайцы (лахатки),


моржи


белуха


нерпа


морской заяц (лахатка)

А также 29 видов рыб (как морских, так и речных). Животный и растительный мир Заполярья разнообразием не отличается. Но он – увлекателен. Ведь обитателям этих мест приходится чуть ли не 300 дней в году доказывать перед суровой природой свое право на существование.

Тайна записной книжки
Почему арктическая природа гораздо более ранима, чем природа южная? Если в индийских джунглях прорубленная человеком дорога, заброшенный город покрываются буйной растительностью за 5 7 лет, так что и следа от них не сыщешь, то в тундре все не так. След гусеничного вездехода, оставленный разведчиками недр, «живёт» десятки лет. Этот особенно хорошо видно с борта вертолета, летящего низко над землёй. Основной разрушитель – ветер и мороз, но они без «помощи» человека быстро с этой задачей не справляются…
Три года назад Большой Арктический заповедник стал частью ещё более крупного – государственного объединения «Заповедники Таймыра»


"Природа способна привести тебя к тишине и спокойствию. Это ее дар тебе. Когда ты воспринимаешь природу и соединяешься с ней в этом поле тишины, то твоя осознанность начинает пронизывать это поле. Это твой дар природе."
Экхарт Толле. "О чем говорит тишина"

Галичья Гора


Заповедник Галичья Гора находится в самом сердце европейской России, в Липецкой области, и считается одним из самых маленьких заповедников в мире.
Это верховья знаменитой в нашей истории реки Дон. Интересны здешние места в первую очередь уникальной растительностью и не менее уникальной фауной.
Первые упоминания об этих краях можно найти в документах времен Ивана Грозного, когда в урочище Галичья Гора был сооружен сторожевой пост, входивший систему пограничных укреплений Московии. Больше ничем эта местность в истории России вроде бы не была отмечена, пока в 1882 году ученые Московского университета не обнаружили здесь редчайшие, совсем не характерные для Русской равнины виды растений, которые до тех пор находили только в горных районах Кавказа, Алтая и Альп.





Это была сенсация, но до организации заповедника дело тогда не дошло, хотя в эти края началось настоящее паломничество ботаников. Заповедником Галичья Гора стала в 1925 году, когда этот редчайший уголок природы был буквально спасен от уничтожения. В ту пору это был всего – на всего седьмой по счету заповедник страны…
Чем же так интересен этот заповедник, состоящий из шести отдельных участков (Галичья Гора, Морозова Гора, Воронов Камень, Воргольское, Плющань, Быкова Шея – названия – то какие), объединенный одним научным коллективом и общими задачами – сохранить то, что нам подарила природа? Здесь находятся причудливые скалы с пещерами, узкими трещинами и воронками. Всё это – результат размыва известняков грунтовыми и дождевыми водами, многолетней работы ветра. На этих – то скалах и кипит жизнь, совсем не похожая на жизнь окружающих степных районов. Ученые здесь насчитали 650 видов растений, многие виды которых уже в нескольких километрах не увидишь. Доказано, что здешние места – небольшой островок древней природы, который сохранился со времен последнего ледникового периода. На одном из участков, на узком и крутом склоне, вытянулась знаменитая «хризантемовая полянка», которую один из исследователей здешних мест – С.В. Голицын назвал «как бы каким – то чудом занесенным к нам в Среднюю Россию уголок алтайского горного луга со множеством сибирских растений…». Но кроме участков горной степи здесь есть и густые дубравы, где свой мир животных и растений.
В 1990 году в заповеднике и был открыт питомник хищных птиц, занесенных в Красную книгу РФ. Это беркуты, орлы – могильщики, соколы – бакланы, сапсаны и некоторые другие птицы.


беркут


орел – могильщик


сокол – баклан

Все они находятся под угрозой исчезновения, а на территории заповедника для них созданы все условия – выводите птенцов в полной безопасности.
В отличие от многих других заповедников, сюда довольно легко попасть, но не в одиночку, а в составе специальных экскурсий. Экскурсантов здесь бывает много. Их проводят по специальной «экологической тропе», дают возможность побывать в музее заповедника и посетить вольеры с хищными птицами. Некоторые любители природы даже живут летом в специальных лагерях и под руководством ученых принимают участие в изучении растений, птиц и зверей. А изучать здесь есть что: на очень небольшой территории заповедника выявлено 974 вида разных растений, 838 видов грибов, описано 573 вида бабочек, 132 вида пауков, 749 видов ос, пчел и шмелей. Кроме того здесь живут десятки видов млекопитающих (в том числе лось и кабан), в чистых реках и ручьях водятся многочисленные виды рыбы, а по их берегам – земноводные, пресмыкающиеся и прочая живность, без которых наша планета не была бы такой интересной.

Тайна записной книжки
Созданные заповедники – это своеобразное «покаяние» людей перед природой. В поисках пропитания (а то и просто забавы) человек истребил множество животных и растений. Только за последние 300 лет с лица Земли исчезли 36 видов млекопитающих, 94 вида птиц и несколько сотен беспозвоночных и растений. В Нью-йоркском зоопарке есть символическое кладбище, где установлены около 200 памятников исчезнувшим животным. По подсчетам ученых, к середине нашего века исчезнет еще около 20 тыс. видов растений и не менее 50 видов животных. Так, может быть, именно заповедники помогут нам сохранить хотя бы часть «лица» нашей планеты.

Густые травы заповедные
Хранят великое безмолвие
Мир уникальный, мир заветный
Храним для будущих потомков.

Внеклассное мероприятие по экологии в библиотеке, 6-8 класс

Задачи:

Оборудование:

1.Организация начала занятия

Дорогие ребята «Всероссийский день заповедников и национальных парков» — сравнительно молодая дата в календаре экологов. Его стали отмечать начиная с 1997 года. Именно в том году, «Центр охраны дикой природы» и «Всемирный фонд дикой природы» выступили с инициативой ежегодно отмечать в Российской Федерации «День заповедников и национальных парков».

Ребята, а кто может сказать, что такое «Заповедник»? (ответы детей)

Заповедники и национальные парки - особо охраняемые природные территории - сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира.

Как вы думаете, а есть ли заповедники на территории Ленинградской области? (ответы детей)

В нашей области насчитывается около 40 различных заказников, заповедников и памятников природы. Перечислять их очень долго. Сегодня я хочу рассказать вам об одном из них.

2) Основная часть

Саблинский памятник природы

Саблинский памятник природы расположен возле поселка Ульяновка Тосненского района Ленинградской области, в 40 км от Санкт-Петербурга. Заповедная зона расположена на территории 220 га, и включает в себя два водопада, каньоны рек Саблинка и Тосна с обнажениями кембрийских и ордовикских пород, несколько пещер искусственного происхождения, а также ряд исторических мест: древние курганы, место стоянки Александра Невского перед битвой со шведами, хуторок «Пустынька» - бывшая усадьба графа Алексея Константиновича Толстого. «Саблинские пещеры» - это заброшенные подземные выработки по добыче кварцевого песка используемого для производства стекла. После прекращения добычи выработки перешли на естественный режим, и через некоторое время в них начались обрушения и затопления, которые к настоящему времени привели к разделению единых массивов разработки на несвязанные между собой фрагменты, образованию завалов и вторичных гравитационных полостей, лишь отдалённо напоминающих форму первоначальных штреков. Образовавшиеся при этом лабиринты достаточно сложны, и их прохождение требует определённой подготовки и соблюдения правил техники безопасности.

В настоящее время в Саблино насчитывается 4 больших пещеры: Левобережная, «Жемчужная», «Штаны», «Верёвка», и несколько малых пещер: «Трёхглазка», «Пляжная», «Мечта», «Санта-Мария», «Графский грот», «Лисьи норы» (названия местные).

Посмотрите, пожалуйста, на экран, хочу продемонстрировать вам один из заповедников Ленинградской области.

Я рассказала и показала вам сегодня о заповедниках, и в частности про «Саблинский». К сожалению, в наше время на природу действует человек, и не самым лучшим образом. Я хочу с вами немножко поиграть, и таким образом узнать, что вы знаете о природе и умеете ли ее охранять. Для того, чтобы играть было интереснее разделитесь на 2 команды.

1 задание: Опрос

1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)

2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)

4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)

5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)

6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)

7. Подземная часть растения? (корень)

8. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)

9. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)

10. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

11. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)

12. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)

13. Кто на себе лес носит?(олень)

14. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)

2 задание: Поле чудес.

Дорогие ребята, каждая команда получает кроссворд, ваша задача разгадать его. Чья команда справится первой, зарабатывает очки.

ЗА П ОВЕДНИК

Р ЕКА

ОДУВАНЧ И К

СТ Р АУС

ПОД О РОЖНИК

ДОЖ Д Ь

МУР А ВЕЙНИК

Вопросы:

  1. Особо охраняемая природная территория (заповедник)
  2. Мне не сидится, не лежится,

Я - очень быстрая водица.

Стоять совсем я не могу —

И с горных склонов вниз бегу. (река)

  1. Шариком пушистым белеет в поле чистом, а дунул ветерок,- остался стебелек? (Одуванчик).
  2. Главная птица Австралии? (Страус)
  3. Какое растение лечит ссадины и раны? (Подорожник)
  4. Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут.

  1. Вот за пнем стоит бугорок,

А в нем – большой городок.

Что же это за городок? (муравейник)

3 задание: Загадки о природе

— Встал стеною до небес

Перед нами чудо… (лес)

— Дом прозрачен, как окошко,

В доме том живут рыбешки. (Аквариум)

— Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это… (птица)

— Большой подсолнух в небе,

цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (солнце)

— Кто так громко все стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет?…(стрекоза)

— Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый …. (мухомор)

— Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

(листопад)

— Тук-тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

— Тук-тук-тук, — в ответ нам …

(дятел)

— Длинные ушки, быстрые лапки,

Серый, но не мышка.

Кто это?..

(зайчишка)

— А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет,

И польет нам огород.(дождь)

3) Организация окончания занятия.

Молодцы ребята, сегодня мы с вами узнали много нового.

На доске вы видите три кружка, красный, желтый и зеленый. Если информация была для вас новой, интересной и полезной, то прикоснитесь к зеленому кружочку, если вам скучно, можете подойти к желтому, ну и если вам было совсем плохо на занятии и ничего не понравилось прикоснитесь к красному.

На последок хочу попросить вас выполнить домашнее задание, нарисуйте, пожалуйста,дома запрещающий знак «Запрещено в заповедниках». А на следующем занятии мы рассмотрим ваши рисунки.

Приложение 1

Кроссворд

Вопросы:

1) Особо охраняемая природная территория

2) Мне не сидится, не лежится,

Я - очень быстрая водица.

Стоять совсем я не могу —

И с горных склонов вниз бегу.

3) Шариком пушистым белеет в поле чистом, а дунул ветерок,- остался стебелек?

4) Главная птица Австралии?

5) Какое растение лечит ссадины и раны?

6) Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут.

7) Вот за пнем стоит бугорок,

А в нем – большой городок.

Что же это за городок?

Сценарный план проведения тематической беседы, посвященной

Дню заповедников и национальных парков

В рамках Года Экологии в России

Участники мероприятия: учащиеся МБУДО «ДШИ «Берёзка»

Ответственный: Сазонова М.П.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы с вами собрались здесь сегодня, в первый учебный день после каникул, неслучайно. Наступил новый, 2017 год, и в нашей стране он официально объявлен Годом Экологии. Мы знаем, что обязанность каждого из нас - бережно относиться к окружающей среде, заботиться о сохранности наших богатых природных ресурсов, делать все для того, чтобы жизнь человечества не наносила вред живой природе.

В российском праздничном календаре вчера была особая дата. Кто знает, чем знаменит день 11 января? Это День заповедников и национальных парков. Праздник этот сравнительно «молодой» - впервые его начали отмечать в 1997 году по инициативе Центра охраны диких животных и Всемирного фонда дикой природы.

А почему именно 11 января принято отмечать этот праздник? Дело в том, что в этот день, сто один год назад, в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник – Баргузинский, название которого произошло от реки Баргузин. Главной целью его создания стала охрана баргузинского соболя и других животных на Байкале. Сегодня этот заповедник является составной частью объекта Всемирного природного наследия «Озеро Байкал» вместе с остальными заповедниками и национальными парками, входящими в так называемое «заповедное ожерелье», включающее в себя, помимо Баргузинского, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники, Забайкальский национальный парк. В Баргузинском заповеднике обитают , чёрношапочный , - всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются , и другие виды рыб.

Озеро Байкал… величайший водный заповедник, «колодец планеты», хранящий в себе до 70 процентов мировых запасов чистейшей питьевой воды. Это самое глубокое и древнее озеро в мире, уникальное природное явление, оно по праву считается одним из священных мест на планете. Среди всех озер на Земле Байкалу нет равных по возрасту, ему примерно 25 миллионов лет. По мнению ученых, большинство водоемов в среднем живут 10-15 тысяч лет. Среди озер земного шара Байкал занимает первое место по глубине, она составляет примерно 1800 метров! (это притом, что на Земле всего только шесть озер имеют глубину более 500 метров).

Давайте посмотрим краткий видеосюжет об удивительном озере.

Демонстрация видеосюжета 1

Ведущий: А теперь обратимся к названию нашего праздника. В нем есть слова «Заповедник» и «Национальный парк». А как вы думаете, в чем разница между заповедником и национальным парком?

Заповедник – это участок земли или водного пространства, охраняемый государством. Но заповедник – не просто охраняемая территория, а научное учреждение, при котором ведутся серьезные исследования о живой природе. Конечно, внутри заповедника строго запрещена любая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.

Национальный парк – это также территория, на которой охраняются уникальные объекты природы. Но от заповедника у национального парка есть существенное отличие: в парке разрешен допуск посетителей для отдыха. Первый в мире национальный парк основан еще в конце 19 века в США, а к 1982 году в мире создано более 1200 национальных парков и других охраняемых территорий.

А интересно, сколько же в нашей стране заповедников и национальных парков? Как вы думаете? На сегодняшний день в России насчитывается более 100 заповедников и более 35 национальных парков. И те и другие в сумме занимают около 3% всей площади России, Совсем немного, на первый взгляд, правда? А сохраняют они при этом 80% богатства растительного и животного мира!

На всей территории Российских природных заповедников запрещается использование земли, воды, недр, растительного и животного мира, так как они имеют особую ценность как образцы живой природы, типичные именно для этих мест, сохраняющие генетический фонд растительного и животного мира. Таёжные лесные массивы, чистые реки, суровые ледники – всё это позволяет сохранить допустимую для жизни человека экологическую обстановку в России.

И сейчас я хочу предложить вашему вниманию фрагмент замечательного видеофильма о дикой природе таежных лесов Приморья.

Демонстрация видеосюжета 2

Иногда под воздействием различных факторов природным зонам, чрезвычайно важным для жизнедеятельности человека, наносится серьезный урон. Возьмем, к примеру, лес. Порой мы не задумываемся, насколько велико значение леса для жизнедеятельности человека. А, между тем, неслучайно в старину на говорили: «Рядом с лесом жить - голодному не быть», «Лес - богаче царя», «Лес не только волка, но и мужика досыта кормит». Лес – это источник пищи, энергии, строительного материала, сырья для производства. Кроме того, в воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений, благотворно влияющих на живые организмы; леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения.

Горько отзываются в нашей памяти лесные пожары в Центральной России летом 2010 года, вызванные аномальной жарой и отсутствием природных осадков. Стихийное бедствие понесло за собой удручающие последствия: погибли более 50 человек, были уничтожены более 1200 домов. За минувшее лето от пожаров пострадали, в общей сложности, около 130 населенных пунктов. Разрушительной силе огня противостоял срочно организованный Штаб по предупреждению и ликвидации лесных пожаров; жители населенных пунктов отчаянно боролись с пламенем, защищая свои дома. В тушении пожаров оказались задействованы ведущие активистские объединения городов и областей. Непосредственное участие в тушении принимал коломенский поисковый отряд «Суворов» во главе с его руководителем Ольгой Стружановой, которая предоставила нам эти кадры:

демонстрация видеосюжета 3

Казалось бы, стихийные пожары мало зависят от воли человека. Однако не стоит преуменьшать роль «человеческого фактора». Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Зачастую одна-единственная непотушенная сигарета может стать причиной трагедии.

Конечно, для нас с вами огромное значение имеет экологическая ситуация в нашем городе, ведь именно от неё зависит наш комфорт. Экология Коломны признается достаточно приемлемой для жизни людей, если сравнивать её с общей экологической ситуацией, наблюдаемой в Московской области. При этом с каждым месяцем экология Коломны претерпевает целый ряд серьезных негативных влияний со стороны многочисленных промышленных предприятий, а также увеличения количества автомобилей на наших дорогах. Выхлопные газы от транспортных средств загрязняют воздух в несколько раз активнее и мощнее, нежели выбросы заводов и промышленных комбинатов. Пагубное влияние на экологию Коломны имеет и загрязнение Москвы-реки и реки Оки. Но, надо отметить, что вопросам экологии Коломны в последние годы уделяется немало внимания. Выделяются дополнительные финансовые средства на строительство новых очистительных систем, строго контролируются выбросы в атмосферу вредных веществ. Но экология Коломны зависит и от каждого из нас. Ведь нет ничего проще, чем воспользоваться лишний раз общественным транспортом, а свой автомобиль оставить в гараже, не жечь листья на своем дачном участке, пользоваться пореже химическими средствами, разрушающими озоновый слой планеты и так далее.

Каждый может внести свой вклад в экологическую обстановку своего родного города, а объединенные усилия многих могут серьезно повлиять на состояние всей планеты. С 2010 года вступил в силу городской проект «Парки, сады и скверы г. Коломны», в котором приняли участие учебные учреждения города – школы, колледжи, институты.

А теперь послушайте внимательно мой рассказ и догадайтесь, о каком известном парке города Коломны идет речь:

В далеком 1949 году, когда огромная страна только-только начала приходить в себя после ужасающей Второй мировой воины, началось строительство ЭТОГО ПАРКА . Первые четыре тысячи деревьев были высажены весной, а впоследствии ПАРК был украшен более 30 тысячами кустарников и 8 тысячами деревьев со всех уголков нашей необъятной страны. Рядом с липами, березами, кленом появились лиственницы, каштаны, пирамидальные тополя. Зацвели яблони, груши, рябина, калина, сирень, жасмин. Совсем не зря местные жители называли ПАРК не иначе, как «Зеленое чудо города». Ну, что, догадались?

Да, речь идет о ПАРКЕ МИРА, любимым местом отдыха коломчан. В 1966 году начались масштабные работы по благоустройству и реконструкции Парка Мира в Коломне . В обустройстве парка принимали участие все горожане – от мала до велика, и уже через три года обновленный парк культуры и отдыха радушно встречал своих гостей. Примечательно, что при строительстве фонтана использовался опыт строительства фонтана в московском парке "Сокольники". Всего же за двадцать лет с конца сороковых по конец шестидесятых на территории парка Мира было посажено 8200 деревьев сорока пород и более 30000 кустарников со всех уголков страны (например, Сибири, Дальнего Востока, Украины). В результате уже более 60 лет сюда приходят дети и взрослые, более 60 лет Парк Мира в Коломне дарит людям покой и радость.

Ну вот и подходит к концу наша встреча, но перед тем как попрощаться, я хотела бы вам сказать, что 11 января в праздничном календаре – это не только День заповедников и национальных парков. 11 января – это еще и самая «вежливая» дата в году. В этот день отмечается Всемирный день «спасибо».

Всем известно с детства, что «спасибо» - слово «волшебное». Слово «спасибо» - устоявшееся сокращение от фразы «Спаси бог» – этой фразой на Руси выражали благодарность.

Мы прекрасно осознаем значение хороших манер, их необходимость в повседневной жизни, но большую часть благодарностей мы выражаем как бы на ходу, не задумываясь об их смысле. А между тем, слова "спасибо" и "пожалуйста" обладают магическими свойствами. Психологи считают, что слова благодарности – это знаки внимания, способные согреть своей теплотой.

Поблагодарите сегодня всех, кто рядом с Вами, всех, кого любите и цените. И помните: «спасибо» - это слово-светлячок!

Спасибо вам за внимание! До новых встреч!

Беседа

Назовите местные экологические проблемы вашего города. Что сделано и что планируется сделать для их решения?

2. Экологические проблемы России и попытки их решения:

· Опасность радиационного загрязнения окружающей среды. Чернобыльская авария показала опасность использования примитивных ядерных реакторов. Позднее была увеличена степень защиты реакторов от взрыва. Подземные атомные взрывы для решения народнохозяйственных целей были проведены на севере Пермской области в районе озера Чусовское. Строители хотели с помощью взрывов прорыть канал из Печёры в Каму, но из этой затеи ничего не вышло. Было проведено десять ядерных взрывов, из которых семь подземных и три приповерхностных взрыва. В результате возникли несколько огромных ям, наполненных радиоактивной водой. На севере области возросло количество людей, больных раком.

· . Огромный вред окружающей среде от использования минеральных удобрений и средств от вредителей растений, когда большая их часть попадает в водоёмы вместе со сточными водами. Было запрещено использовать самые вредные средства против вредителей растений.

· Загрязнение водоёмов стоками промышленных отходов и канализационными стоками. Чтобы этого избежать сегодня строят и используют пресную воду по замкнутому циклу, предлагают закачивать вредные стоки в шахтные пустоты.

· Засоление почвы в результате обильного орошения речной водой. Засоление почвы в результате обильного полива речной водой в древности произошло в Верхней Месопотамии. Озеро Арал в значительной степени высохло, и ветер разносит по окрестностям соль со дна озера. Это произошло в результате сокращения стоков рек, впадающих в озеро из-за того, что значительная часть воды ушла из рек в оросительные каналы. С целью удешевления строительства эти каналы были построены в виде канавы в песке, поэтому окружающие канал земли превратились в болото в пустыне. Чтобы уменьшить потерю воды нужно строить каналы с железобетонным дном или в форме железобетонной трубы. Полив недистиллированной речной водой в пустыне неизбежно приводит к засолению этой пустыни. Чтобы решить эту проблему в Израиле и Америке применяется капельное орошение при поливе овощей, когда пластмассовая трубка подходит к каждому растению, из которой вода сочится «капля за каплей».

· Строительство гидроэлектростанций в низменных районах, которое привело к затоплению самых плодородных земель. В Голландии земли отвоёвывают у моря, а в России их затопляют. Примером могут служить «энергетические каскады» на Волге и Каме. Чтобы избежать этого, сегодня рекомендуют строить гидроэлектростанции только в горах.

· Экологические проблемы в лесной отрасли. Много брошенной древесины остаётся на лесных делянках. В результате молевого сплава, когда деревья весной плывут сами собой до устья небольшой речки, и сплава в плотах много древесины тонет и отравляет воду продуктами гниения. Сегодня в России запрещён молевой сплав древесины.

· Крушение танкеров с нефтью или прорывы трубопроводов . Чтобы этого избежать, сегодня используются танкеры с двойным корпусом.

1. Атмосфера планеты Земля состоит из этого газа больше, чем наполовину.
2. Процесс, при котором зеленые растения, поглощая воду и углекислый газ, при участии солнечной энергии производят кислород.
3. Источник загрязнения атмосферы (средство передвижения).
4. Газ, необходимый для дыхания человека.
5. Организмы, частично нейтрализующие вредное воздействие загрязненной атмосферы.
6. Устройство в конструкции автомобиля, поглощающее угарны газ.
7. Вид органического топлива.
8. Защитное приспособление, позволяющее дышать в условия загрязненной атмосферы.
9. Более экологичное, по сравнению с бензином, топливо.

Какие существуют способы снижения выбросов угарного газа? В некоторых странах Европы заменяют автомобили электромобилями. Электромобили более дороги в эксплуатации, но жители идут на это, чтобы дышать более чистым воздухом.

В Дании, например, большая часть жителей городов ездит на велосипедах на работу, в магазин - полезно и для здоровья, и для чистоты воздуха.

Во многих странах в конструкции автомобилей предусмотрены специальные устройства - фильтры, которые задерживают часть вредных газов.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Газ в составе атмосферы, доля которого составляет 78 %? (азот)
2. Погодное явление, способствующее очищению атмосферы? (дождь)
3. Есть ли в составе атмосферы ядовитые газы? (да)
4. Что такое озон? (газ в составе атмосферы, поглощающий ультрафиолетовое излучение)
5. Верхняя граница атмосферы проходит на высоте а) 10 км, б) 130 км, в) 500 км? (500 км)
6. Как называется газ, увеличение концентрации которого ведет к возникновению парникового эффекта? (углекислый газ)
7. Как называется густой туман, состоящий из смеси загрязняющих веществ, часто наблюдаемый в больших промышленных городах? (смог)
8. В каком агрегатном состоянии находится вода в атмосфере? (твердом, жидком, газообразном)
9. Почему дожди называют "кислыми"?


«Экологическое путешествие»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню заповедников и национальных парков

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Цель:

    показать значимость природы в нашей жизни;

    привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;

    способствовать оздоровлению и физической активизации детей;

    приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

    способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;

    повысить уровень экологической культуры;

    воспитывать бережное отношение к природе;

    развивать познавательный интерес ребят;

    развивать интерес к спорту и ЗОЖ.

Ход игры:

Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.

1 конкурс Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:

    Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)

Справка

По случаю совместных договоренностей WWF (Всемирный фонд дикой природы) с Центром охраны дикой природы возник так называемый «День заповедников и национальных парков ». Это событие произошло 11-го января 1997 г., и с тех пор «День заповедников и национальных парков» отмечается ежегодно.

Дата одиннадцатое января была определена неспроста! Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием « Баргузинский ».

Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель сего заповедника - охрана и увеличение численности баргузинского соболя, и иной живности на Байкале.

В недалеком одна тысяча девятьсот восемьдесят шестом году, ЮНЕСКО присвоило Баргузинскому заповеднику значение биосферного, что позволило ему вступить в World Network of Biosphere Reserves(Всемирная сеть биосферных резервов). Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк.

Наша страна насчитывает около ста заповедников, площадь которых превышает тридцать три миллиона гектар, что сопоставимо по занимаемой площади с 1.58% всей территории России. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков, площадь которых равна семи миллионам гектар. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.

Приво́лжская лесосте́пь - государственный природный в , в лесостепной зоне Среднего . Заповедник создан в 1989 году для сохранения зональных северного типа и лесных комплексов. Заповедник включает 5 кластеров (участков), расположенных в западной части на территории и частично (охранная зона) в . Общая площадь заповедника - 8326 гектаров. Заповедник «Приволжская лесостепь» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда и , отдельных и сообществ и , типичных и уникальных .

«Приволжская лесостепь» является преемником ранее существовавшего в Пензенской области заповедника. По ходатайству и возглавляемого им Пензенского общества любителей естествознания (ПОЛЕ) в 1919 г. была заповедана «Попереченская степь» (площадью 100 десятин) - третий заповедник России (после Баргузинского и Астраханского). В 1920 г. были организованы еще два заповедника: «Сосновый бор» (300 га) и «Сфагновые болота» (100 га) в правобережной части реки Суры близ г. Пензы. Эти три заповедника в 1924 г. были взяты на государственное содержание и организовано управление Пензенского государственного заповедника Главного управления науки Наркомпроса РСФСР. В 1925 г. в состав заповедника вошли «Арбековский лесостепной участок» (180 га) и «Белокаменский парк» (47 га). В 1927 г. в Пензенский заповедник был включен Жигулевский участок (2300 га), несколько позже были заповеданы еще некоторые территории Самарской области, а сам заповедник переименован в Средне-Волжский, в 1937 г. в - Куйбышевский. В 1929 г. в заповедник включена «Кунчеровская степь» (300 га; Пензенская область), а в 1930 г. - степной участок «Козявка» (1364 га; Оренбургская область). Куйбышевский заповедник просуществовал до 1951 г. (как и еще почти сотня других, он был ликвидирован по решению Правительства РСФСР); большая часть охраняемых им лесных комплексов не сохранилась. Позже, в 1957 г. был восстановлен заповедный режим Жигулевского участка ( ). Заповедные участки Пензенской области попали в ведение Министерства совхозов РСФСР и только благодаря усилиям ученых и любителей природы, в 1965 г. некоторые из них («Попереченская степь», «Кунчеровская степь» и «Белокаменский парк») получили статус памятников природы и уцелели от уничтожения. Впоследствии, в 1989 г. «Попереченская степь» и «Кунчеровская степь» вошли в состав заповедника «Приволжская лесостепь».

В заповеднике выявлено более , что составляет 55 % видового состава . Из нуждающихся в охране видов сосудистых растений, на территории заповедника «Приволжская лесостепь» более 70 видов, в их числе 9 видов занесенных в Красную книгу Российской Федерации (2008): ковыль опушеннолистный (Stipa dasyphylla), ковыль перистый (Stipa pennata), ковыль красивейший (Stipa pulcherrima), ковыль Залесского (Stipa zalesskii), рябчик русский (Fritillaria ruthenica), ирис безлистный (Iris aphylla), надбородник безлистный (Epipogium aphyllum), пыльцеголовник красный (Cephalanthera rubra), неоттианта клобучковая (Neottianthe cucullata) и 58 видов включены в (2002).

«Кунчеровская лесостепь» (1024 га) располагается на высоком плакоре и склонах различной экспозиции в левобережье реки Кадады (на границе Камешкирского, Кузнецкого и Неверкинского районов близ с. Ст. Чирчим). Характерны дубравы, сосновые леса (искусственные насаждения) и вторичные по происхождению осинники и березняки; степные сообщества занимают пятую часть территории и представлены, в основном, ассоциациями разнотравно-дерновинно-злаковой степи с молодым подростом сосны обыкновенной. Флористическое богатство - 555 видов сосудистых растений.

«Островцовская лесостепь» (352 га) располагается на правобережной части надпойменной террасы реки Хопер (в Колышлейском районе, близ с. Островцы). Современная структура растительного покрова представляет собой комплекс различных вариантов растительности с преобладанием лесков из клёна татарского и черёмухи обыкновенной, зарослей мезофильных и ксеромезофильных кустарников, а также дерновинно-злаково-разнотравных степных ассоциаций, площадь которых ежегодно уменьшается из-за процессов закустаривания и залесения степи. Флористическое богатство - 542 вида сосудистых растений.

«Попереченская степь» (252 га) располагается на плакоре и склонах балок в верховьях реки Хопёр (на границе Каменского и Пензенского районов, близ с. Поперечное). Преобладают дерновинно-злаково-разнотравные степные и разнотравно-корневищные (наземновейниковые и безостокострецовые) ассоциации; характерны заросли степных кустарников. Флористическое богатство - 475 видов сосудистых растений.

«Верхнесурский лесной участок» (6334 га) располагается на древних речных террасах в верховьях реки (на северо-востоке , близ с. Часы). Преобладают сосновые леса (в основном, травяно-кустарничковые, зеленомошные и лишайниковые; часто искусственные насаждения) и вторичные по происхождению березняки. Небольшие площади занимают осинники, дубравы и ольшаники, а также озёра, переходные и сплавинные болота. Флористическое богатство - 586 видов сосудистых растений.

«Сосновый бор на Кададе» или «Борок» (399 га) располагается в левобережной части поймы и надпойменной террасы реки (на севере Камешкирского района, близ с. Шаткино). Характерны сосновые леса (искусственного происхождения), реже - дубравы и, возникшие на их месте, мелколиственные леса. Значительные площади занимают низинные болота и ольшаники. Флористическое богатство - 530 видов сосудистых растений

2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

медведь…

ревет

коза…

блеет

индюк…

кулдыкает

лиса…

лает

воробей…

чирикает

голубь…

воркует

ворона…

каркает

глухарь…

токует

утка…

крякает

филин…

ухает

гусь…

гогочет;

журавль…

курлычет

шмель…

жужжит, гудит

кузнечик…

стрекочет

конь…

ржет

свинья…

хрюкает

олень…

хоркает

слон…

трубит

комар…

пищит, крыльями

голубь… (воркует);

глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

журавль… (курлычет);

воробей… (чирикает);

ворона… (каркает);

индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

свинья… (хрюкает);

олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

комар… (пищит, крыльями);

кузнечик… (стрекочет);

шмель… (жужжит, гудит);

пчела… (жужжит, гудит);

3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

4 конкурс. Нарисовать экологические знаки

Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.

    Не рви цветы.

    Нельзя разорять муравейники.

    Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.

    В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

Небольшой перерыв (игра)

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

5 конкурс “Разгадай кроссворд”

1 З

А

К

А

З

Н

И

К

2 К

Р

А

С

Н

А

Я

3 П

Р

И

Ш

В

И

Н

4 Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

5 Ж

У

Р

А

В

Л

Ь

9 Б

6 Б

Е

Р

Е

З

А

А

7 Д

У

Б

Р

8 Н

А

Л

И

М

10 Л

И

С

Т

В

Е

Н

Н

И

Ц

А

У

11 У

Т

К

И

К

1.Территория, на которой охраняются природные компоненты.

2. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране?

3.Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.

4.Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.

5.Назовите большую болотную птицу с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи птицу?

6.Какое дерево считается священным на Руси, символ России?

7. Какое дерево считается священным в Чувашии?
8.Какая рыба переносит самые лютые морозы и вымётывает икру в декабре?

9.Назовите зверька, уничтожающего насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящего большую пользу сельскому хозяйству?

10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?

11. Какие птицы изображены на гербе Новочебоксарска?

6 Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.


Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты - прощай птицы.


Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.


Рощи да леса - родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины.

7 конкурс «Устами младенца».

Зачитываются детские высказывания об отходах. Задача команд - попытаться понять, что имели ввиду дети.

    У меня очень много игрушек сделано из нее.

    • Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.

      Предметы из нее мало весят.

      При поджигании плохо пахнет и много черного дыма

      Сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса).

2. Ее изобрели китайцы.

    У нас ее получают из дерева.

    Она легко горит.

    Из нее получается очень много мусора.

    На ней обычно рисуют и пишут.

(Бумага).

3. Его делают из песка.

    Чаще всего оно прозрачное.

    Когда падает, оно разбивается.

    Если его нагреть, оно становится тягучим.

    Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло).

4 Это то, без чего уже не может прожить человек.

    Этим мы пользуемся каждый день.

    Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

    Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

    С помощью этого все становится чище.

(СМС, стиральный порошок).

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Подведение итогов. Награждение победителей.

Татьяна Шараева
Конспект занятия по экологическому воспитанию «День заповедников и национальных парков»

Тема : День заповедников и национальных парков .

Интеграция образовательных областей :

"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"

Цель : Расширять представление детей о природе родного края

Задачи :

1. Объяснить уникальность северной природы, познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, занесенными в нее.

2. Познакомить с основами науки экологии , правилами охраны природы.

формировать бережное отношение к родной природе.

3. Воспитывать уважительное отношение к природе родного края.

Материал :

фотографии животных, растений, птиц занесенных в красную книгу Ямала;

наборы разрезных картинок с изображением животных, занесенных в красную книгу Ямала.

Словарь :

Красная книга, заповедник , экология .

Планируемые результаты :

Имеют представления о Красной книге; знают и называют животных, занесенных в Красную книгу;

Ход занятия

Воспитатель : - Сегодня ребята, мы совершим увлекательное путешествие в мир растений и животных! Просим вас занять свои места ! Поезд отправляется! (слайд 1) Куда? Догадайтесь. Отгадайте загадку и узнаете, куда нас сегодня умчит веселый поезд.

Загадка про тундру.

Здесь березы – по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасет семьей каюр,

Чум у них из дымных шкур. (Тундра)

Воспитатель : - Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в путешествие в тундру. Да, мы подъезжаем. (Слайд 2) Посмотрите, какая тундра? Какие растения растут в тундре? Много и разных голосов раздается в тундре. (Слайд 3) Слышите? (Птичьи голоса, живущие в тундре)

В конце июня, начале июля в птичьих гнездах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их, обогревают и, конечно же, охраняют.

Чуть посторонний звук, шум - мамы начинают покидать свое гнездо. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди! Поэтому они не должны шуметь, включать громко музыку, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно, надо соблюдать и другие правила поведения в тундре. Кто из вас знает?

Не разорять птичьи гнезда!

Не брать птенцов из гнезда!

Не ломать ветки, не рвать цветы!

Не разжигать костер! (Слайды 4, 5 ,6)

Воспитатель : - Кого из зверей, жителей тундры, вы знаете?

А как вы думаете, хорошо ли живется всем живым существам в тундре? (Тундра чистая, хорошо дышится, тундра - дом для животных, в тундре животные находят корм.)

Как надо вести себя в тундре, чтобы не причинить вреда тундре и его обитателям?

В народе сеть такие поговорки о родной сторонке.

Поговорки о родной сторонке :

Тот свой край не любит, кто его природу губит.

Береги землю родную, как мать любимую.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Не все стриги, что растет.

Был бы лес, соловьи прилетят.

Воспитатель : - Солнце, воздух, вода, грибы, рыба, и все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. (Слайд 7)

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и др.)

А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и др.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. Есть много примеров, когда человек не чтил законы природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам . С лица Земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники . Что же такое заповедник ?

Заповедник – это место , где природа живет по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды. Грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы. (Слайд 8)

11 января по всей стране отмечается день заповедников и национальных парков . (Слайд 9)

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию. Где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест .

Воспитатель : - Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае – на Ямале – тоже есть заповедники ? Заповедники – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Воспитатель : - Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу ? (ответы детей) .

Воспитатель : - Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Воспитатель : - Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает, жесток по отношению к животным. Очень часто люди уничтожают их для своих целей : из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди : как же остановить это безумие.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную книгу. (Слайд 10) Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?

Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.

В Красную книгу Ямала занесены (показ иллюстраций) белый медведь, морж, тюлень. (Слайд 11)

Птицы Ямала : стерх (белый журавль, малый или тундровый лебедь, краснозобая казарка.

Воспитатель : - Ребята, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у вас в группе. Будем пополнять ее картинками, иллюстрациями, чтобы каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги.

Мы узнали на этом занятии , что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут. Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить так, как говорится в стихотворении :

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер – с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, люди,

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?

И. Мазнин

Публикации по теме:

Красивейшая среди всех цветов. Роза-представитель рода "шиповник". Впервые их стали выращивать в древнем Риме. Первое упоминание о выращивании.

Решила в своей группе сделать куколок в разных национальных костюмах, так как я живу в Чувашии то начинать надо с куколки в чувашском и.

Наш МАДОУ Детский сад № 9 (корпус 3) в городе Учалы принял участие в Марше парков, посвященный экологии. Учредителем Марша парков являлся.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.