Наследие древнего рима акведук пон дю гар. Гардский мост с точки зрения акведука. Акведук Пон-дю-Гар: особенности архитектуры и его предназначение

Адрес: Франция, река Гардон (ранее Гар), департамент Гар, около города Ремулана
Окончание строительства: 19 год до н.э.
Длина: 275 м.
Высота: 47 м.
Координаты: 43°56′49″N,4°32′9″E
Находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО

Где можно посмотреть величественные памятники архитектуры и истории, построенные во времена процветания великой Римской Империи? На этот вопрос несведущий турист, скорее всего, даст ответ: «Конечно же, в Риме !».

Несомненно, отчасти это действительно так: римские достопримечательности ежегодно привлекают к себе внимание миллионов туристов со всего мира. Однако есть сооружения, построенные древними римлянами, которые находятся не на территории Италии . Одно из них - огромный акведук под названием Пон-дю-Гар, который строители еще 2 тысячелетия (а может, и значительно раньше) «перекинули» через реку Гардон , протекающую неподалеку от Ремулана.

Кстати, в древние времена эту реку называли несколько проще, Гар, отсюда и появилось название самого высокого в мире акведука, занесенного специалистами в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО - Пон-дю-Гар.

Длина французского акведука, построенного римлянами, составляет 275 метров, а высота чуть более 47 метров. Для сравнения, высота Пон-дю-Гар точно такая же, как и высота современного шестнадцатиэтажного дома. Кроме этого, несмотря на неумолимый ход времени, сильнейшие порывы ветра и постоянные весенние разливы реки Гар, акведук сохранился до наших дней в прекрасном состоянии, что не может не привлечь в этот департамент Франции огромное количество путешественников, желающих увидеть старейшую достопримечательность и насладиться окружающими ее живописными пейзажами. К слову, акведук Пон-дю-Гар считается историками, археологами и архитекторами самым высоким сооружением подобного рода когда-либо вообще возводимыми римлянами. А строили акведуков немало: стремление всего населения великой империи к чистоте тела вошло в историю.

Акведук Пон-дю-Гар: особенности архитектуры и его предназначение

Пред тем, как начать говорить о строительстве акведука Пон-дю-Гар, следует уточнить, что точная дата его постройки неизвестна. Многие историки ссылаются на то, что впервые он упоминается в древнеримских летописях, датируемых I веком нашей эры. Однако есть специалисты, которые после ряда проведенных ими исследований, утверждают: акведук через реку Гар появился не позже 19-го года до (!) наступления нашей эры по распоряжению Марка Агриппы. Как бы там ни было, в любом случае современным архитекторам не удается объяснить, каким именно образом на территории современной Франции появилось это чудо. Дело все в том, что если посмотреть на Пон-дю-Гар, то можно сделать определенный вывод: трехъярусный акведук стоит на своем месте уже более 2 000 лет при помощи шести опор. Однако вычисления специалистов показали, что только одна (!) из этих шести опор является несущей, и только от нее зависит устойчивость сооружения, построенного древними римлянами.

Естественно, богатство великой Римской Империи позволяло ее правителям возводить огромные дворцы, форумы и статуи. Строительство акведука так бы и осталось одним из многих, если бы ни несколько «но»… Даже при помощи ультрасовременных технологий и компьютеров не удается объяснить, как построили это гигантское сооружение, и кто был тот гениальный архитектор, сумевший без вычислительной техники произвести все свои расчеты с учетом мельчайших деталей.

Кроме этого, следует учесть и тот факт, что все камни, (вес каждого из них равняется приблизительно 6 тоннам) не скреплены раствором: они идеально подогнаны друг к другу таким образом, что даже сейчас, по прошествии 20-ти веков между ними невозможно вставить лезвие ножа. «Как же так долго устоял мост, построенный без применения цемента?», - может задать вопрос человек, незнакомый с архитектурой. Ответ на этот вопрос кроется в том, что в далекие времена римляне не могли с точностью рассчитать надежность и долговечность построенного ими здания, поэтому и возвели Пон-дю-Гар с двукратным запасом прочности.

Как уже говорилось выше, Пон-дю-Гар состоит из трех ярусов и является частью 50-ти километровой водопроводной системы, которая снабжала чистейшей водой город Нима . Стоит отметить, что вода, может, и была чистейшей, но далеко небезопасной для здоровья человека. Оказывается, что труба, по которой поступала живительная влага к горожанам, была отлита…из свинца. Уже в те далекие времена в Римской Империи знали, что этот металл со временем накапливается в организме и приводит к тяжелейшим отравлениям. Однако этот факт был учтен архитектором, который знал о свойствах воды, протекающей по акведуку. Она была чрезвычайно жесткой, и все трубы за короткий промежуток времени покрылись известковым налетом: контакт со свинцом был минимальным. Благодаря этой древнейшей водопроводной системе и ее части Пон-дю-Гар каждый житель Нима мог использовать в личных целях более 400 литров воды в сутки! Кстати, население этого города в начале нашей эры составляло 50 000 человек. Можно себе представить, сколько кубометров воды ежедневно проходило по свинцовым трубам, покрытым известковым налетом.

Пон-дю-Гар: новая история

Нельзя сказать, что история части длинного акведука всегда была безоблачной: спустя 800 лет после его возведения он перестал выполнять возложенные на него функции, а местные жители решили использовать некоторые части Пон-дю-Гар для строительства своих домов. К огромному счастью такое положение вещей продлилось недолго. Римляне и франки часто переправлялись по этому сооружению с одного берега реки Гар на другой.

Разрушение этой величественной переправы не входило в их планы, поэтому за такое отношение к древнему сооружению были предусмотрены различные наказания. Это и сыграло решающую роль в том, что Пон-дю-Гар сохранился до нашего времени практически в первозданном виде. Еще один немаловажный факт: проезд по мосту в Средние века стал платным: цена за переправу была достаточно высока: обычные крестьяне не могли позволить себе путешествовать по самой интересной части акведука.

Естественно, нельзя и не упомянуть имя Наполеона III, который приказал неподалеку от 275-ти метровой переправы, являющейся одной из главных достопримечательностей департамента Гар, построить еще один мост. После возведения нового моста в 1747-м году движение по Пон-дю-Гар было закрыто и проведена реставрация части знаменитого древнеримского акведука .

Пон-дю-Гар: полезная информация для туристов

Чтобы попасть к величественному Пон-дю-Гар, следует заранее записаться на экскурсию. Чаще всего группы собираются в городе Ним. К слову, в нем и сейчас можно увидеть водосборник диаметром чуть более 6 метров, куда поступала вся вода из 50-ти километрового акведука. У этого «бассейна» есть даже латинское название - «кастеллум дивизориум». Большинство популярных туристических маршрутов проходят вдалеке от архитектурного шедевра, построенного во времена Римской Империи. Поэтому только в составе организованной группы можно насладиться величием этой достопримечательности и таланту архитектора и строителей, благодаря которым она и появилась на свет.

Интересно и то, что совсем рядом с мостом Пон-дю-Гар есть фешенебельный отель. Фешенебельным его можно назвать только из-за непомерно высоких цен. В нем всего 10 комнат: ночь в одной из них обойдется туристу минимум в 80 евро. При этом следует помнить, что в отеле под названием Le Vieux Moulin нет ни телевидения, ни доступа к всемирной паутине. Владельцы этой гостиницы полагают, что путешественники приезжают в этот район, чтобы ознакомиться с акведуком и насладиться красотой нетронутой природы, а не смотреть телевизор или посещать интернет.

Пон-дю-Гар – древнеримский акведук, который находится во французском департаменте Гар. Название буквально переводится как «мост через Гар».

Пон-дю-Гар является самым высоким из сохранившихся древнеримских акведуков, составляя 275 метров в длину и 49 метров в высоту. Таким образом, мост является примерно той же высоты, что и 16-этажный современный дом.

Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, при этом без применения извести. Считается, что Пон-дю-Гар был построен по приказу великого полководца Марка Агриппы – друга императора Октавиана Августа в 19 году до нашей эры. Однако, согласно современным исследованиям, строительство моста было завершено только в середине I века нашей эры. Пон-дю-Гар был составной частью 50-километрового водопровода, соединявшего два древнеримских города на юге Франции – Ним и Юзес.

Пон-дю-Гар представляет собой трёхъярусный акведук, при этом на каждом ярусе расположено различное число арок: тридцать пять арок в верхнем ярусе, в котором как раз и пролегал водопровод. В среднем ярусе насчитывается одиннадцать арок, а в нижнем же - только шесть, при этом из этих шести арок несущей частью моста является лишь одна. Ширина арок уменьшается по мере приближения к берегу.

Согласно современным подсчётам, благодаря этому акведуку, жители Нима, которых насчитывалось около 50 тысяч человек, могли ежедневно расходовать по 400 литров воды на каждого.

Пон-дю-Гар служил в качестве водопровода до падения Западной Римской империи, затем он иногда использовался в качестве моста. Но уже в VIII веке древний акведук был практически выведен из строя: ветра и время разрушили многие его участки, а местные жители выламывали камень для строительства. Вдобавок, для того, чтобы по мосту проезжали более габаритные повозки, пришлось выдолбить часть опор акведука, что могло вызвать обвал всей конструкции. Однако Пон-дю-Гар простоял более тысячи лет, и движение по Пон-дю-Гару окончательно прекратилось только в 1747 году, когда неподалёку был построен современный мост. А в 1855 году древний акведук был отреставрирован по приказу Наполеона III.

C 1985 года Пон-дю-Гар является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что этот мост изображён на обратной стороне купюры достоинством в 5 евро.

Поскольку у нас еще было время до начала концерта в Оранже, мы решили воспользоваться паузой и осмотреть еще одну достопримечательность в нашем must visit списке - ("Pont Du Gard" - "Мост через реку Гар" в переводе в французского), благо от Оранжа до него чуть менее сорока километров, причем большая часть - по скоростной дороге (всего около получаса).

Пон-дю-Гар один из самых больших простоявших до наших дней римских акведуков, а точнее самый высокий и наиболее сохранившийся после акведука в Сеговии (Испания). Построенный римлянами в I веке Нашей эры (то есть ему сейчас без малого две тысячи лет), он был частью огромной по меркам того времени водопроводной системы, снабжавшей водой крупные города Ним и Юзес на юге Франции. Вода естественным ходом ("под гору") поступала в фонтаны, бани и частные дома в Ниме из источников, находящихся рядом с Юзесом, при этом общая длина водопроводной линии была около пятидесяти километров, причем она не прямая, а вьется вокруг холмов, подходя к Ниму с удобной с технологической точки зрения стороны. Интересно то, что перепад высот между источником в Юзесе и накопительным бассейном в Ниме составляет всего 17 метров (это на протяжении 50 километров!), чего было достаточно, чтобы обеспечить свежей водой Ним с населением в 50 000 человек, причем оценочный объем поставляемой свободным потоком воды составлял около 200 миллионов(!) литров в день (примерно 200 000 кубометров). Сам акведук через реку Гар имеет уклон 1:18 000, т.е. перепад между его верхней и нижней точками составляет всего 2,5 сантиметра при полной длине акведука на этом участке 456 метров . Можете еще раз взглянуть на фотографию огромного акведука через реку. Поражает, как можно было получить расчетный уклон всего в 2,5 сантиметра при строительстве трехуровневого сооружения из огромных глыб и камней с такой длиной и высотой 49 метров над уровнем реки? Безусловно это еще одно чудо инженерной мысли людей, которые пользовались примитивнейшими инструментами для вычислений и контроля строительства, но при этом уже обладали знанием математики на столь высоком уровне, что могли рассчитать эти значения точно еще до начала строительства, и самое главное, могли выдержать заданные параметры при строительстве, не промахнувшись в третьей слева колонне второго уровня и не обнаружив "завал" уже к концу строительства. Кто пытался построить что-нибудь ровное от земли вверх, понимает, о чем я. Причем ведь не только решена инженерная задача - переправить воду свободным потоком с нужной скоростью и пропускной способностью канала через реку и ущелье, но и построенное в итоге сооружение красиво и эстетично с точки зрения архитектуры (строгая симметрия римских сооружений меня всегда впечатляет). Приятно осознавать, что люди уже две тысячи лет назад понимали, что просто построить - это полдела, надо построить красиво, даже если это техническое сооружение глубоко в лесу. К сожалению в наши дни эстетичное зачастую не функционально и годиться лишь для выставки, а функциональное получается неэстетичным. Место строительства - еще один из интересных и впечатляющих моментов. Ведь этот акведук, являющийся лишь элементом водопроводной системы, был построен огромными усилиями и за огромные деньги вдали от Рима (а по тем временам это было очень и очень далеко), чтобы обеспечить развитие провинций современной южной Франции и растущих колониальных городов. Причем по меркам того времени водопроводная система была весьма необязательным атрибутом градостроения (тем более для колоний), похоже только римская цивилизация понимала значимость притока чистой воды и отвода канализационных стоков для роста городов и предотвращения эпидемий среди населения. Однако строительство шло по всей империи (вспомним про строительство мощенных дорог аж до центра Англии на севере и до Евфрата на востоке), государственное мышление во времена расцвета Римской империи не может не впечатлять и сегодня.


Canon EOS 500D + Canon EF-S 10-22 mm f/3.5-4.5 USM + Schneider B+W CPL
1/50 f/5.0 ISO100 16 mm

Глядя на эту фотографию, стоит обратить внимание на размеры фигурок людей в центральной арке.


Видимая над водой часть акведука имеет высоту 49 метров и длину 142 метра в первом уровне, 242 метра на втором уровне и 275 метров на верхнем, третьем уровне. Ширина его также незначительно меняется с высотой: от 6 метров на первом уровне до 4 и 3 метров на втором и третьем уровнях соотвественно. Высота арок 22 метра, 20 метров и 7 метров. В самом акведуке вода шла по каналу размерами 1,8х1,2 метра, проложенному на третьем уровне. Во времена расцвета Римской империи канал регулярно чистили от известковых отложений, которыми богата вода из источников в Юзесе, не давая ему сужаться и засоряться. Когда Римская империя пала под натиском северных племен в конце 4 века Нашей эры, за системой перестали следить и она пришла в упадок.

Большая часть камней (всего около 50 тыс. тонн материала) при строительстве не скреплялась раствором или скобами, а просто были подогнаны при укладке один к одному так, чтобы составлять плотную, устойчивую конструкцию. Такой тип строительства весьма характерен для того времени, однако вопрос о том, как можно подогнать друг к другу огромные тяжелые каменные блоки до сих пор остается открытым, в современном мире опробованы разные технологии, но не одна из них не признана соответствующей технологиям того времени, поскольку все попытки повторения имеют некоторые современные допущения при реализации. Уровень, отвес и набор мерительных жердей разной длины - вот весь инструмент архитектора того времени, а деревянные стрелы, блоки, лебедки, простейшие вороты - доступные грузоподъемные приспособления рабочего, но тем более потрясает результат в привязке к эпохе - первое столетие Нашей эры.

Акведук Пон-дю-Гар не был первым опытом в строительстве таких сооружений у римлян, но тем не менее относится к ранней стадии развития этой технологии строительства, более поздние акведуки (включая другой известный акведук в Сеговии) уже были построены с большим применением цементных растворов и с меньшим количеством поддерживающих арок, что позволял сэкономить на их стоимости за счет уменьшения сложности работ. В ходе строительства акведуку была придана дополнительная внешняя красота за счет резьбы на отдельных блоках и декоративных элементов, а канал для воды был выложен плиткой, герметизирован смолой и зашлифован так, что обеспечить с одной стороны легкий беспрепятственный проход воды, а с другой - предотвратить разрушение самого канала.

Имя архитектора, построившего это инженерное чудо, утонуло в веках, даже вопрос о года строительства долгое время оставался открытым. Сначала строительство акведука относили примерно с 19 году до Нашей эры, но более поздние исследования и раскопки на месте строительства показали, что строительство скорее всего велось между 40 и 60 годами Нашей эры, при императоре Клавдии. Предположительно понадобилось 15 лет и около 800-1000 рабочих, чтобы построить такое сооружение.

После падения Римской империи из-за недостаточного обслуживания акведук начал приходить в упадок, стройная римская система общественного устройства и финансирования сменилась хаосом темного средневековья. Основной канал для воды постепенно забился известковыми отложениями, тиной и зарос растениями, но тем не менее построенная римлянами система исправно снабжала Ним водой еще на протяжении пятисот лет(!), практически до конца девятого века. Всё это время этот район Франции переходил из рук в руки, и заниматься акведуком было просто некому, а местные ждилети начали постепенно разрушать конструкцию и растаскивать обработанные камни для нужд собственного строительства. К 12-13 веку политическая ситуация стабилизировалась и акведук, служивший тогда мостом, был передан в ведение города Юзес. Городские власти были уполномочены королём взимать плану на проезд и проход по мосту, а в обмен на это должны были содержать мост в хорошем состоянии, что и делалось до начала 17 века. Большой урон конструкции акведука был нанесен в 1620 году, когда во время войны с гугенотами одной из сторон пришлось переправлять через него пушки. Для этого были сужены поддерживающие арки второго уровня акведука на треть от оригинальной толщины, что привело к серьёзному перераспределению нагрузки на несущие элементы. Тем не менее мост продолжал стоять, а в 1702 году были проведены восстановительные работы с целью компенсировать нанесенный ранее ущерб. В 1743-47 гг. для движения повозок был пристроен новый мост на уровне первого яруса арок, который стал основным. Позднее, в середине 19 века, крупные реставрационные работы были проведены при Наполеоне III, который был большим поклонником римской архитектуры. Были полностью восстановлены поврежденные и значительно изношенные каменные элементы моста, в нужных местах скреплены раствором, а с обоих сторон пристроены ступени, чтобы пешеходы могли удобно пересекать реку по второму уровню акведука. С тех пор мост находится под постоянным контролем государства, постепенно превратившись из чисто инфраструктурного объекта в исторический и культурный памятник. В 1985 году он был внесен в перечень Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и теперь входит в пятерку самых посещаемых туристических мест Франции.

Был сооружен римлянами для бытовых нужд: чтобы перебросить через реку Гар водопровод для снабжения питьевой водой города Нима.
Высота моста составляе 49 метров, длина – 275 метров, он был лишь частью целой системы мостов и акведуков, тянувшихся на расстояние 48 км от источника Ойр, возле города Юзеса до Нима .
Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н.э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа. Однако новейшие исследования свидетельствуют о том, что строительство велось в середине I в. н. э. На камнях моста до сих пор можно увидеть отметки, сделанные рукой древних строителей, например на передней стороне моста слева под № 3 – "FR S III – frons sinistra" .
состоит из аркад, расположенных тремя ярусами. Каменные блоки сложены простой кладкой без облицовки и без использования раствора, выпирающие по сторонам необработанные камни использовались в качестве опор для деревянных строительных лесов и для ухода за акведуком. Поскольку вода в этих местах очень насыщена минеральными солями, отложения их со временем наслаивались на дно водопровода и их надо удалять.

Акведук использовали до IX в., а потом из-за отсутствия ухода, стенки моста покрылись толстыми кальциевыми отложениями, и он вышел из строя.
И в XVII веке нижняя аркада моста была приспособлена под мост и здесь проходила автомобильная дорога. Опоры второго яруса сузили, чтобы освободить пространство для движения по мосту людей.
Сейчас автомобильное движение по мосту запрещено.
Мост-акведук включен в Список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО с 1985 г.


Около Гардского моста находятся пляжи, треккинг маршруты. От остановки автобусов и автостоянки к мосту ведет дорога вдоль, которой расположены кафе и зоны отдыха. (www.pontdugard.fr )

Проезд до Пон-дю-Гара:
- из Нима автобусы - www.edgard-transport.fr/ftp/FR_lignes/B21_Pont.St.Esprit-N%EEmes.pdf
- из Авиньона автобусы - www.edgard-transport.fr/ftp/FR_lignes/B22_Pont.St.Esprit-Avignon.pdf
http://www.edgard-transport.fr

На автомобиле:
- от Нима: D6086, D19.
- от Авиньона: N100, D6100, D19.

Пон дю Гар (Pont du Gard) - это самый высокий из всех римских акведуков, дошедших до наших дней. Название мосту дано в честь реки, которую он пересекает - Gard. Теперь, правда, она переименована в реку Гардон. Мост расположен в окрестностях города Ним в регионе Лангедок-Русийон, в департаменте Гар.

Этот мост был частью 50-метрового водопровода, построенного для транспортировки воды из источников Uzes в город Ним. Полагают, что строительство моста началось в середине 1-го века н.э. при правлении Клавдия или Нерона. Над постройкой Pont du Gard работало около тысячи человек в течении 5 лет. Это самый высокий мост, построенный в период античности.

Фото 2.

Это грандиозная постройка длиной 275 метров и высотой 47 метров, построенная из камней без использования извести. Мост состоит из трух ярусов: 6 арок в нижнем ярусе, 11 арок в среднем и 35 арок в верхнем ярусе. Чем ближе к берегу, тем уже становятся арки. Это последний из трехъярусных мостов Древнего Рима, сохранившихся до наших дней.

Фото 3.

Акведуки строили под углом, так что вода текла в нужное место под действием гравитации. Благодаря буквально наименьшему наклону в среднем всего 25 см на километр, Пон дю Гар обеспечивал Ниму от 30 000 до 40 000 м3 проточной воды в день, снабжая многочисленные термы, фонтаны, водопроводы в богатых домах.

Фото 4.

Акведуком перестали пользоваться спустя почти 500 лет после постройки, вскоре после падения Римского империи, хотя Pont du Gard еще многие века служил просто мостом через реку Гар. В середине 18-го века рядом был построен современный мост, а движение через Pont du Gard постепенно закрыто.

В 1985 году Pont du Gard внесли в список памятников весмирного наследия ЮНЕСКО.

Фото 5.

С 1696 до 1702 проводятся масштабные работы по восстановлению моста. А в 1747 году неподалеку от акведука строится современный мост, благодаря чему Пон-дю-Гар избавляется от постоянной нагрузки. Его ремонтируют и приводят в должный вид. Сейчас он представляет собой популярный пункт туристических маршрутов.

Фото 6.

го высота - 49 метров. Редкая для того времени постройка представляет собой 3 этажа арок: в первом ряду - 6 арок, во втором - 11, в третьем - 35. Общий вес конструкции - 50 тысяч тонн.

Фото 7.

В свое время акведук Пон-дю-Гар произвел глубокое впечатление на философа и мыслителя Жана-Жака Руссо, писателя Стендаля, художника Юбера Робера, чье полотно «Пон-дю-Гар» ныне хранится в Лувре.

Фото 8.

Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, при этом без применения извести. Считается, что Пон-дю-Гар был построен по приказу великого полководца Марка Агриппы – друга императора Октавиана Августа в 19 году до нашей эры. Однако, согласно современным исследованиям, строительство моста было завершено только в середине I века нашей эры. Пон-дю-Гар был составной частью 50-километрового водопровода, соединявшего два древнеримских города на юге Франции – Ним и Юзес.

Пон-дю-Гар представляет собой трёхъярусный акведук, при этом на каждом ярусе расположено различное число арок: тридцать пять арок в верхнем ярусе, в котором как раз и пролегал водопровод. В среднем ярусе насчитывается одиннадцать арок, а в нижнем же - только шесть, при этом из этих шести арок несущей частью моста является лишь одна. Ширина арок уменьшается по мере приближения к берегу.

Фото 9.

Согласно современным подсчётам, благодаря этому акведуку, жители Нима, которых насчитывалось около 50 тысяч человек, могли ежедневно расходовать по 400 литров воды на каждого.

Пон-дю-Гар служил в качестве водопровода до падения Западной Римской империи, затем он иногда использовался в качестве моста. Но уже в VIII веке древний акведук был практически выведен из строя: ветра и время разрушили многие его участки, а местные жители выламывали камень для строительства. Вдобавок, для того, чтобы по мосту проезжали более габаритные повозки, пришлось выдолбить часть опор акведука, что могло вызвать обвал всей конструкции. Однако Пон-дю-Гар простоял более тысячи лет, и движение по Пон-дю-Гару окончательно прекратилось только в 1747 году, когда неподалёку был построен современный мост. А в 1855 году древний акведук был отреставрирован по приказу Наполеона III