Организация объединенных наций. Оон краткая информация

Организация объединенных наций — является самой крупной — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату.

Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну .

В соответствии с Уставом ООН ее основными целями являются:

  • поддержание международного мира и безопасности;
  • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
  • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека;
  • согласование действий наций в достижении общих целей.

Основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех членов, добросовестность выполнения принятых обязательств, мирное разрешение международных споров, воздержание от угрозы силой. Устав ООН не дает права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию отдельного государства.

Система ООН имеет сложную организационную структуру:

  1. Главные органы ООН (собственно ООН).
  2. Программы и органы ООН.
  3. Специализированные учреждения и другие самостоятельные организации в рамках системы ООН.
  4. Другие организации, комитеты и родственные органы.
  5. Организации, не входящие в систему ООН, но связанные с ней соглашениями о сотрудничестве.

Органы ОНН

Уставом учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций : Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

Генеральная Ассамблея (ГА) является главным совещательным органом ООН. Она состоит из представителей всех стран-членов , имеющих по одному голосу. Решения по вопросам мира и безопасности, приему новых членов, проблемам бюджета принимаются двумя третями голосов. Для других вопросов достаточно простого большинства голосов. Сессии Генеральной ассамблеи проходят ежегодно обычно в сентябре. Каждый раз избираются новый председатель, 21 заместитель председателя, председатели шести главных комитетов Ассамблеи. Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности, второй — экономикой и финансами, третий — социальными и гуманитарными проблемами, четвертый — специальными политическими вопросами и деколонизацией, пятый — административными и бюджетными вопросами, шестой — правовыми вопросами. Пост председателя Ассамблеи по очереди занимают представители африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских (включая Карибский бассейн), западноевропейских государств. Решения ГА не имеют обязательной юридической силы. Они выражают мировое общественное мнение по той или иной проблеме.

Совет Безопасности (Совбез) отвечает за поддержание международного мира . Он осуществляет расследование и рекомендует методы урегулирования споров, в том числе призывает членов ООН к применению экономических санкций для предупреждения агрессии; предпринимает военные действия против агрессора; планирует регулирование вооружений; рекомендует принятие новых членов; осуществляет опеку в стратегических районах. Совет состоит из пяти постоянных членов — Китай, Франция, Российская Федерация (преемница СССР), Великобритания и Соединенные Штаты Америки — и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Решение по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало хотя бы 9 из 15 голосов (две трети). При голосовании по вопросам существа необходимо, чтобы из 9 голосов «за» проголосовали все пять постоянных членов Совбеза — правило «единогласия великих держав».

Если постоянный член не согласен с решением, то он может наложить вето (запрет). Если постоянный член не хочет блокировать решение, то она может воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет координирует Соответствующие вопросы и специализированные учреждения и институты, известные как «семья» учреждений ООН. Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее.

Вспомогательный механизм ЭКОСОСа включает:

  • девять функциональных комиссий (Комиссия социального развития и др.);
  • пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки и др.);
  • четыре постоянных комитета: Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными организациями;
  • ряд экспертных органов;
  • исполнительные комитеты и советы различных органов ООН: Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.

Совет по опеке осуществляет наблюдение за подопечными территориями и содействует развитию их самоуправления. Совет состоит из пяти постоянных членов Совбеза. В 1994 г. Совбез прекратил действие Соглашения об опеке, поскольку все 11 первоначально подопечных территорий приобрели политическую независимость или присоединились к соседним государствам.

Международный суд , расположенный в Гааге (Нидерланды), разрешает юридические споры между государствами, являющимися участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Частные лица не могут обращаться в Международный суд. Согласно Статуту (положению о правах и обязанностях), Суд использует международные конвенции; международный обычай как доказательство всеобщей практики; общие принципы права, признанные нациями; судебные решения наиболее квалифицированных специалистов разных стран. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Совбезом, голосующих независимо. Они избираются на основе квалификации, а не на основе гражданства. В составе Суда не может быть двух граждан из одной и той же страны.

Секретариат ООН имеет наиболее разнообразные функции. Это постоянно действующий орган, осуществляющий весь документооборот, в том числе переводы с одного языка на другой, организации международных конференций, общение с прессой и др. Персонал Секретариата насчитывает около 9000 человек из разных стран мира. Генеральный секретарь ООН — главное административное должностное лицо — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет и может быть переизбран на новый срок. Кофи Аннан (Гана) вступил в должность 1 января 1997 г. С 1 января 2007 г. вступил в должность новый Генеральный секретарь — Пан Ги-Мун (бывший глава МИД Южной Кореи). Он высказался в пользу реформирования ООН ради будущего этой организации. Авторитет Генерального секретаря весьма существенен для осуществления превентивной дипломатии в целях предотвращения возникновения международных конфликтов. Весь персонал Секретариата имеет статус международных гражданских служащих и дает присягу, обязуясь не исполнять указаний, исходящих от любых государств или организаций, кроме ООН.

Бюджет ООН

Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные учреждения и программы ООН, утверждается ГА на двухлетний период. Основным источником средств являются взносы государств-членов , которые рассчитываются исходя из платежеспособности страны , в частности по таким критериям, как доля в и на страны. Шкала оценок взносов, установленная Ассамблеей, может меняться от 25% бюджета до 0,001% . Долевые взносы по бюджету составляют: США — 25%, Япония — 18%, Германия — 9,6%, Франция — 6,5%, Италия — 5,4%, Великобритания — 5,1%, РФ — 2,9%, Испания — 2,6%, Украина — 1,7%, Китай — 0,9%. Государства, не являющиеся членами ООН, но участвующие в ряде ее мероприятий, могут участвовать в расходах ООН в таком соотношении: Швейцария — 1,2%, Ватикан — 0,001%. Доходная часть бюджета в среднем колеблется около 2,5 млрд. долл. США. Из 13 расходных статей более 50% расходов приходится на Проведение общей политики, руководство и координацию; службу общей поддержки и обеспечения; региональное сотрудничество в целях развития .

Программы ООН

Однако «семья» ООН или система учреждений ООН шире. Она охватывает 15 учреждений и несколько программ и органов . Это Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также такая специализированная организация, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты и руководящие органы.

ЮНКТАД

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. в качестве главного органа ГА по данным проблемам прежде всего для ускорения торгового и экономического становления , которые, обретя политическую независимость, имеют значительные проблемы в самоутверждении на мировых рынках. ЮНКТАД включает 188 государств-членов . РФ и другие страны являются членами этой организации. Ежегодный оперативный бюджет, финансируемый из регулярного бюджета ООН, составляет около 50 млн. долл. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

Организационная структура ЮНКТАД

Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции проводятся раз в четыре года на уровне министров для определения главных направлений работы.

Совет по торговле и развитию — исполнительный орган, обеспечивающий непрерывность работы в период между сессиями. Рабочие группы по среднесрочному планированию и финансированию программ. Объединенная консультативная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД — ВТО.

Постоянные комитеты и временные рабочие группы . Было создано четыре постоянных комитета: по сырьевым товарам; по снижению уровня нищеты; по экономическому сотрудничеству между развитыми странами; по развитию , а также специальный комитет по преференциям и межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике.

Секретариат является частью Секретариата ООН. В его состав входят службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, развитие услуг и эффективность торговли, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, глобальная взаимозависимость, и , наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ) и объединенные подразделения, работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных товарных соглашений, созданы исследовательские группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций и соглашений.

С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД — «Повышение согласованности между национальными стратегиями и глобальными экономическими процессами в целях , в частности, развивающихся стран». показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств.

Самостоятельные учреждения ООН

К самостоятельным специализированным учреждениям, функционирующим в рамках системы ООН, относят Международную организацию труда (МОТ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), (МВФ), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Нарастание разрыва между бедными и богатыми странами , усиление опасности глобальных конфликтов (теракты 11 сентября 2001 г. в США) стимулируют поиск решения проблем регулирования и финансирования развития во всем мире. В этом контексте под эгидой ООН в 2002 г. прошли два форума : Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) — с 26 августа по 4 сентября и Международная конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) — c 18 по 22 марта. В итоге встреч были приняты соответственно Йоханнесбургская декларация и Монтеррейский консенсус. На встрече в ЮАР особый акцент был сделан на коллективной ответственности за социально-экономическое развитие , экологию на всех уровнях от местного до глобального. Была отмечена необходимость в сотрудничестве в таких областях, как водоснабжение и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. В Мексике проблема устойчивого развития мира рассматривалась с точки зрения его финансирования. Признается, что имеется крайняя нехватка ресурсов, необходимых для целей преодоления нищеты и неравенства, изложенных в Декларации тысячелетия ООН. Предложены соответствующие либеральной идее развития, способы решения проблемы:

Мобилизация национальных финансовых ресурсов развивающихся стран на основе повышения результативности и последовательности и борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Мобилизация международных ресурсов, в том числе (ПИИ) и других частных ресурсов.

— важнейший и часто единственный внешний источник финансирования развития. Признано наличие серьезных торговых диспропорций, вызванных субсидиями экспорта со стороны промышленно-развитых стран, злоупотребление антидемпинговыми, техническими, санитарными и фитосанитарными мерами. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) обеспокоены наличием тарифных пиков и тарифной эскалацией со стороны промышленно развитых стран (ПРС). Признано необходимым включать в торговые соглашения эффективные и функциональные положения о Специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран.

Активизация международного финансового и технического сотрудничества в целях развития означает увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР). Конференция призвала ПРС предпринять конкретные усилия для достижения целевого показателя выделения развивающимся странам ОПР в объеме 0,7% от и в объеме 0,15-0,2% от их ВНП развитых стран на нужды наименее развитых стран.

Является элементом мобилизации ресурсов на цели государственных и частных инвестиций. Признано, что должники и кредиторы должны нести совместную ответственность за предотвращение и урегулирование ситуаций, связанных с неприемлемым уровнем задолженности.

Совершенствование системы глобального экономического управления предполагает расширение круга участников процесса принятия решений по вопросам развития и устранения организационных пробелов. Надо усилить вовлеченность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процесс принятия решения в и , в Банке международных расчетов, Базельском комитете и Форуме финансовой стабильности

Критики Монтеррейского консенсуса указывают, что, как и в случае Вашингтонского консенсуса, развитые страны исходят из либеральной модели развития, делают акцент на необходимость изыскания ресурсов для развития внутри развивающихся стран и при помощи частного сектора. Сами развитые страны не дают никаких четких обязательств в отношении перераспределения ресурсов. Соответственно практически невозможно преодолеть разрыв между бедностью и богатством.

Вынесенный на обсуждение ГА ООН вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его состава, не был решен.

Российская позиция состоит в поддержании любого варианта расширения при условии достижения широкого согласия между всеми заинтересованными странами.

Таким образом, имеется несколько взаимоисключающих подходов реформирования СБ ООН, что предполагает неопределенную длительность процесса преобразования.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

История создания:

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Первые международные организации были созданы для сотрудничества в отдельных областях. Нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.

Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности».

Международная организация труда также была создана в соответствии с Версальским договором в качестве ассоциированного с Лигой учреждения. Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну.

В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. Двадцать четвертое октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке «Думбартон-Оукс». На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.

В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.

На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в «Думбартон-Оуксе», на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем.

ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций «избавить грядущие поколения от бедствий войны».

Членами ООН являются 192 государства мира.

Главные органы ООН:

    Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос). 193 государства-члена.

    Совет Безопасности ООН действует постоянно. По Уставу на СБ возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Если использованы все пути мирного разрешения конфликта, СБ компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон. 5 постоянных (Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные и Франция) и 10 непостоянных членов, избирающихся на двухгодичный срок. Государство, которое является членом Организации Объединенных Наций, но не является членом Совета Безопасности, может участвовать, без права голоса, в обсуждениях, когда Совет считает, что рассматриваемый вопрос затрагивает интересы этого государства. Как члены Организации Объединенных Наций, так и не являющиеся ее членами субъекты, если они являются сторонами рассматриваемого Советом спора, могут быть приглашены принять участие, без права голоса, в дискуссиях Совета; Совет определяет условия участия того или иного государства, не являющегося его членом. За все время существования ООН миротворческими силами ООН было проведено около 40 операций по поддержанию мира.

    Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, прав человека, экологии и т.п., давать по любому из них рекомендации ГА. 54 члена. 4 государства - члена Совета избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Места в Совете распределяются на основе принципа географического представительства, при этом 14 мест отводятся государствам Африки, 11 - государствам Азии, 6 - государствам Восточной Европы, 10 - государствам Латинской Америки и Карибского бассейна и 13 - государствам Западной Европы и другим государствам.

    Международный суд ООН, главный судебный орган, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам. 15 судей

    Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации. Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН - генеральный секретарь ООН (с 1 января 2007 г. - Пан Ги Мун (Корея).

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие) связанных с ООН, через ЭКОСОС, международными соглашениями. Большинство членов ООН - участники специализированных учреждений ООН.

В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Официальные языки ООН и ее организаций - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

ООН - лауреат Нобелевской премии мира. В 2001 г. премия «За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире» присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану. В 1988 г. Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН.

Функции:

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

    Миротворческая миссия. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о необходимости той или иной миротворческой миссии.

Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:

    Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

    Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;

    Содействии поддержанию законности и правопорядка;

    Предоставлении гуманитарной помощи;

    Наблюдении за ситуацией.

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильском конфликте в 1948 году. Также известны проведение миротворческих миссий на Кипре (в 1964 году - для прекращения военных действий и восстановления порядка), вГрузии (в 1993 году - для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистане (1994 году - для урегулирования религиозного конфликта), а также миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали.

Организация Объединенных Наций (ООН) - крупнейшая международная межправительственная организация универсального характера, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

История создания ООН

Впервые идея о том, чтобы организационно закрепить коллективные усилия союзных государств, направленные на обеспечение прочного и длительного мира, была выдвинута (в общем виде) в Декларации Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимопомощи от 4 декабря 1941 г.

Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании приняла 30 октября 1943 г. Декларацию четырех государств (она была подписана также представителем Китая) по вопросу о всеобщей безопасности, в которой содержалось решение о создании новой международной организации. Это решение было подтверждено 1 декабря 1943 г. на Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании.

На Конференции экспертов, состоявшейся в августе-сентябре 1944 года в Думбартон-Оксе (США), представителями СССР, США и Великобритании был выработан в основном проект устава будущей организации в виде «Предварительных предложений относительно создания всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности». Позднее проект был одобрен и Китаем. На Конференции, однако, ряд вопросов (о порядке голосования в Совете Безопасности, судьбе подмандатных территорий, содержании Статута Международного Суда и др.) остался неурегулированным. Эти вопросы были решены на Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав в феврале 1945 года.

На Конференции в Сан-Франциско, состоявшейся в апреле-июне 1945 года, Устав Организации был окончательно выработан и подписан 26 июня 1945 г. 50 государствами — первоначальными членами Организации. Польше, не участвовавшей в работе Конференции, было оставлено место (в алфавитном порядке) среди подписей первоначальных членов. Организация получила название Организации Объединенных Наций (ООН). Сам термин «Объединенные Нации» появился в период формирования антигитлеровской коалиции государств и нашел свое закрепление в Декларации Объединенных Наций (26 государств), подписанной в Вашингтоне 1 января 1942 г.

24 октября 1945 г. Устав ООН вступил в силу, и этот день стал ежегодно отмечаться как День Объединенных Наций.

Цели и принципы ООН

Согласно статье 1 Устава ООН, целями организации являются:

(i) поддерживать международный мир и безопасность и для этого принимать коллективные меры против нарушителей мира;

(ii) развивать дружественные отношения между всеми нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

(iii) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

(iv) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Для претворения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:

(i) суверенного равенства членов ООН;

(ii) добросовестного выполнения ими обязательств по Уставу ООН;

(iii) разрешения международных споров мирными средствами; отказа от угрозы силой или ее применения в любых случаях, не совместимых с Уставом ООН;

(iv) невмешательства ООН во внутренние дела государств;

(v) оказания всемерной помощи ООН каждым ее членом в действиях, соответствующих Уставу ООН, и воздержания от помощи государствам, против которых ООН принимает превентивные или принудительные меры;

(vi) обеспечения Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся ее членами, в случае необходимости действовали в соответствии с ее Уставом (ст. 2).

Членство в Организации

Членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые, по мнению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять (ст. 4).

Прием новых членов ООН производится Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 голосов по рекомендации Совета Безопасности, с соблюдением принципа единогласия его постоянных членов. Поскольку ООН основана на принципе универсальности, так как цели и предмет ее деятельности представляют всеобщий интерес, любое миролюбивое государство независимо от его общественно-экономического строя может быть членом ООН.

В ст. 6 Устава предусматривается возможность исключения из ООН государств, систематически нарушающих этот акт, в ст. 5 — приостановление осуществления прав и привилегий члена ООН в отношении государств, против которых Советом Безопасности приняты меры превентивного или принудительного характера. Положения этих статей пока не применялись.

В связи с успехами национально-освободительного движения и возникновением на международной арене значительного числа суверенных государств резко возросло число членов ООН. Ныне в ООН входит 192 государства.

Органы Организации

Организационная структура ООН имеет свою специфику, которая заключается в том, что органы Организации делятся на два вида: главные и вспомогательные. Уставом предусмотрено шесть главных органов. Около 300 вспомогательных органов создано главными органами за время существования ООН.

Главные органы:

  • Генеральная Ассамблея,
  • Совет Безопасности,
  • Экономический и Социальный Совет,
  • Совет по Опеке,
  • Международный Суд,
  • Секретариат.

Хотя все эти органы относятся к одной категории — главных органов, они различны по своему значению и правовому положению.

Наиболее важны Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности.

Экономический и Социальный Совет и Совет по Опеке работают под руководством Генеральной Ассамблеи, представляя результаты своей деятельности на окончательное ее утверждение, однако это обстоятельство не меняет их статуса как главных органов.

Генеральная Ассамблея является единственным органом, в котором представлены все государства-члены. Каждое из них имеет равноправное положение независимо от его величины, мощи и значения. Генеральная Ассамблея обладает широкой компетенцией. Согласно ст. 10 Устава ООН, она может обсуждать любые вопросы, за исключением тех, которые находятся на рассмотрении Совета Безопасности.

Генеральная Ассамблея является высшим органом ООН в обеспечении международного сотрудничества государств в экономической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Она поощряет прогрессивное развитие международного нрава и его кодификацию (ст. 13). Генеральная Ассамблея имеет ряд полномочий, связанных с внутренней жизнью ООН: избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета, назначает Генерального секретаря (по рекомендации Совета Безопасности), избирает вместе с Советом Безопасности членов Международного Суда, утверждает бюджет ООН и контролирует финансовую деятельность Организации и др.

Что же касается полномочий Генеральной Ассамблеи по вопросам международного мира и безопасности, то они существенно ограничены в пользу Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея рассматривает, прежде всего, общие принципы сотрудничества в поддержании международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений. Но любой вопрос, по которому необходимо предпринять действие военного или невоенного характера, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности (ст. 11).

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.

По требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации могут быть созваны специальные или чрезвычайные специальные сессии.

Каждый член ООН может направить на сессию делегацию, состоящую не более чем из пяти делегатов и пяти заместителей, а также необходимого числа советников, экспертов и т.д. Каждое государство имеет один голос.

Официальными и рабочими языками Генеральной Ассамблеи являются: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.

Работа каждой сессии Генеральной Ассамблеи проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов. Существует шесть главных комитетов:

  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет)
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет)
  • Комитет по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет)
  • Комитет по специальным политическим вопросам и проблемам деколонизации (Четвертый комитет)
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет)
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).

В главных комитетах представлены все члены ООН.

Также имеется Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий.

В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, которые избираются с учетом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы. Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы. Комитет по проверке полномочий представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей государств.

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти вопросы включают рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, бюджетные вопросы, прием новых членов в Организацию и пр. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании (ст. 18 Устава).

Решения Генеральной Ассамблеи носят характер рекомендаций.

Решения, касающиеся организационных, административных и бюджетных вопросов, являются обязательными. В практике ООН эти постановления называются резолюциями.

Генеральная Ассамблея имеет ряд вспомогательных органов: Комиссию международного права, Комиссию по разоружению, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях и др.

Совет Безопасности — важнейший орган ООН, состоящий из 15 членов: 5 из них постоянные члены — Россия, Великобритания, КНР, США и Франция и 10 — непостоянные, избираемые Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок (5 членов ежегодно) с учетом степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также в соответствии с принципом справедливого географического распределения. Установлю следующий план распределения десяти мест непостоянных членов между географическими районами мира: пять — от государств Африки и Азии, два — от государств Латинской Америки и района Карибского моря, два — от государств Западной Европы и других государств (имеются в виду Канада, Австралия и Новая Зеландия), одно - от государств Восточной Европы.

В последнее время активно обсуждается вопрос о реорганизации Совета Безопасности, в частности предлагается увеличить число членов Совета Безопасности, число постоянных его членов, изменить процедуру принятия решений.

На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава). Он может принимать решения, обязательные для государств-членов (ст. 25).

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или ре-шает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39). Совет Безопасности, имеет право принимать решения о принудительных мерах в отношении государства, нарушившего мир или совершившего акт агрессии. Это меры как не связанные с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых телеграфных, радио или других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений — ст. 41), так и связанные с использованием вооруженных сил, т.е. такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Эти действия могут включать демонстрации, блокаду и другие военные операции (ст. 42).

Применение принудительных мер — исключительная компетенция Совета Безопасности. Для применения принудительных мер с использова-нием вооруженных сил государства-члены обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности вооруженные силы (ст. 43). Уставом ООН для осуществления стратегического руководства вооруженными силами предусмотрено создание специального вспомогательного органа — Военно-штабного комитета, который должен состоять из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности (был образован в 1946).

На практике положения Устава, касающиеся формирования и использования вооруженных сил, долгое время, как правило, не соблюдались. Серьезные нарушения Устава ООН были допущены и при использовании вооруженных сил ООН в Корее в 1950 году, на Ближнем Востоке в 1956 году и в Конго в 1960 году.

Положение изменилось в 1990 году, когда в связи с агрессией Ирака против Кувейта пять постоянных членов Совета Безопасности проявили единство в отношении действий Совета против агрессора. Совет Безопасности принял резолюцию № 661 (1990) о введении экономических и финансовых санкций против Ирака, резолюцию № 670 (1990), предусматривающую дополнительные санкции, а также резолюцию № 678 (1990) об использовании всех необходимых средств для восстановления мира и безопасности в Персидском заливе.

В настоящее время вооруженные силы ООН находятся, в частности, на Кипре, на Ближнем Востоке, в Косово; группа военных наблюдателей — в Индии и Пакистане.

Помимо применения принудительных мер, в обязанности Совета Безопасности входит мирное разрешение межгосударственных споров. Согласно гл. VI Устава ООН, стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего сами стараться разрешить этот спор с помощью соответствующих мирных средств (ст. 33), а в случае недостижения соглашения передать его в Совет Безопасности (ст. 37).

В соответствии со ст. 27 Устава ООН решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса любых девяти членов Совета Безопасности. Для принятия решений по вопросам существа необходимо большинство в девять голосов, включая пять голосов постоянных членов Совета (принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности). Поэтому если хотя бы один из пяти постоянных членов голосует против того или иного предложения по вопросу непроцедурного характера, предложение не может быть принято. Это так называемое «право вето». Воздержание от голосования одного или нескольких постоянных членов Совета Безопасности не препятствует принятию решения.

При принятии Советом Безопасности решений по вопросам мирного урегулирования споров по гл. VI Устава ООН необходимо девять голосов, включая голоса постоянных членов Совета Безопасности, но при этом государство, участвующее в споре, если оно входит в состав Совета, обязано воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) осуществляет конкретные задачи в области международного экономического и социального сотрудничества и работает под руководством Генеральной Ассамблеи. ЭКОСОС предпринимает исследования по вопросам экономического и социального сотрудничества, составляет доклады о результатах исследований и дает по указанным вопросам рекомендации Генеральной Ассамблее и специализированным учреждениям. Он уполномочен также подготавливать проекты международных конвенций для представления их на утверждение Генеральной Ассамблее, созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию, координировать деятельность специализированных учреждений, заключая с ними соглашения о сотрудничестве.

ЭКОСОС состоит из 54 членов, которыми являются государства, избираемые Генеральной Ассамблеей на три года с обновлением ежегодно одной трети. Выбывающий член Совета может быть переизбран на новый срок немедленно.

По традиции постоянные члены Совета Безопасности избираются в ЭКОСОС на каждый очередной срок. Выборы в Совет производятся в соответствии с принципом справедливого географического представительства: от Африки — 14 государств, от Азии — 11, от Латинской Америки — 10, от Западной Европы и других государств — 13, от Восточной Европы — 6.

Очередные сессии Совета проводятся два раза в год. Возможен созыв специальных сессий. Решения в Совете принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов.

Советом за время его деятельности было создано значительное число вспомогательных органов: сессионные комитеты (экономический, социальный и координационный); постоянные комитеты (Комитет по программе и координации, Комитет по неправительственным организациям и др.); функциональные комиссии и подкомиссии (статистическая, по народонаселению и развитию, по наркотическим средствам, по правам человека, по положению женщин, по предупреждению преступности и уголовному правосудию и др.). Особое место в системе Совета принадлежит региональным экономическим комиссиям.

Совет по Опеке под руководством Генеральной Ассамблеи должен был контролировать исполнение обязанностей, которые имели управляющие власти (государства) в отношении территорий, находившихся под опекой. Главные цели системы опеки заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

Совет по опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость.

Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Международный Суд — главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 постоянных независимых судей, избираемых Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Суд выполняет две функции:

  1. рассматривает споры между государствами и
  2. дает консультативные заключения по юридическим вопросам органам ООН и ее специализированным учреждениям.

Секретариат состоит из Генерального секретаря и необходимого числа персонала.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на пять лет с возможностью назначения на новый срок в том же порядке. Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом Организации, осуществляющим руководство работой персонала Секретариата по обслуживанию органов ООН.

Функции Генерального секретаря весьма многообразны и имеют большое значение для деятельности ООН. Ежегодно Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее доклад о работе Организации. В качестве представителя ООН он участвует в работе международных конференций, созываемых под эгидой ООН.

Секретариат осуществляет техническое обеспечение работы сессий всех органов, опубликование и рассылку отчетов, хранение архивов, издание официальных документов Организации и информационных материалов. Он регистрирует и опубликовывает международные договоры, заключаемые членами ООН.

Персонал Секретариата делится на три категории:

  1. высшие административные должностные лица (Генеральный секретарь и его заместители);
  2. международные должностные лица класса специалистов;
  3. технический персонал (секретари, машинистки, курьеры).

Прием на службу производится на договорных началах, предусмотренных системой постоянных и срочных контрактов. Персонал подбирается Генеральным секретарем, согласно правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. При подборе должен быть обеспечен высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности сотрудников Секретариата. Подбор осуществляется на возможно более широкой географической основе. Обязанности Секретариата и его персонала носят международный характер.

Это означает, что ни Генеральный секретарь, ни другой сотрудник Секретариата не вправе запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Международные должностные лица обладают привилегиями и иммунитетами функционального характера.

Штаб-квартира ООН расположена в Нью-Йорке. В Женеве находятся отделения Секретариата ООН.

Основные направления деятельности ООН

Можно выделить четыре основных направления деятельности ООН:

  1. поддержание международного мира и безопасности;
  2. развитие международного сотрудничества в социально-экономической области и в области защиты прав человека;
  3. борьба с колониализмом, расизмом и апартеидом;
  4. кодификация и прогрессивное развитие международно-го права.

Несмотря на то что период после Второй мировой войны до середины 80-х годов XX века был в основном периодом «холодной войны» и конфронтации государств двух социально-экономических систем, ООН удалось внести полезный вклад во всех указанных направлениях ее деятельности.

Исходя из того, что разоружение является важнейшим средством обеспечения международного мира и безопасности, ООН уделяет этим вопросам значительное внимание. Так, в 1978, 1982, 1988 годах по вопросам разоружения были проведены три специальные сессии Генеральной Ассамблеи. В соответствии с решением XXXI ее сессии в 1977 году была открыта для подписания Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

За 60-летний период своего существования ООН сыграла определенную положительную роль в решении целого ряда проблем международного экономического и социального сотрудничества. В этой области появилось много новых органов и расширилась их компетенция. Были образованы такие вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи, имеющие структуру международных организаций, как ЮНКТАД, Программа развития

ООН (ПРООН), которые непосредственно связаны с экономическими потребностями и интересами развивающихся стран. В 1974 году состоялась 6-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная вопросам перестройки международных экономических отношений. Эти же вопросы рассматривались и на XXIX очередной сессии Генеральной Ассамблеи. На сессиях были приняты два важных документа: Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Принятие 14 декабря 1960 г. по инициативе Советского Союза Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам стимулировало деятельность ООН в области деколонизации. Был учрежден новый орган — Специальный комитет по вопросам о ходе осуществления Декларации 1960 года, резко повысился удельный вес вопросов, связанных с ликвидацией колоний. Советом Безопасности были приняты решения о применении санкций в отношении колониальных и расистских режимов Юга Африки. В 1980 году в связи с 20-летием Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам отмечалось, что за этот период 59 подопечных и несамоуправляющихся территорий с населением 140 млн. человек обрели независимость.

Деятельность ООН в области кодификации и прогрессивного развития международного права осуществляется прежде всего с помощью вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи — Комиссии международного права, в задачу которой и входят кодификация и прогрессивное развитие международного права. Кроме того, в указанной нормативной деятельности участвует ряд других вспомогательных органов, например Совет по правам человека, Комитет по космосу, Комиссия по правам женщин, в том числе временные вспомогательные органы. Разработанные вспомогательными органами проекты международных договоров принимаются либо самой Генеральной Ассамблеей, либо созываемыми по ее решению конференциями.

Большой созидательный потенциал ООН, заложенный в ее Уставе, может быть использован в новом тысячелетии на благо всех народов, если в политике государств будут приобретать все большее влияние общечеловеческие ценности и интересы и если будет усиливаться стремление государств к поддержанию международного мира и безопасности.

Генеральная Ассамблея (Gеnегa1 Assembly)

Совет Безопасности (Security Council)

Экономический и Социальный Совет (Economie and Social Соunсi1) (ЭКОСОС)

Международный Суд (International Court of Justice)

Совет по опеке (Trusteeship Council)

Секретариат (Secretariat)

Генеральная Ассамблея

Общие сведения

Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом Организации Объединенных Наций. В ней представлены все государства, входящие в ООН, каждое из которых обладает одним голосом. Решения по важным вопросам, таким, как вопросы мира и безопасности, прием новых членов и вопросы бюджета, принимаются большинством в две трети голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов

Функции и полномочия :

Рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать рекомендации в отношении принципов;

Обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности·.

Обсуждать и за тем же исключением давать рекомендации по любым вопросам в пределах Устава или по вопросам, касающимся полномочий и функций любого органа Организации Объединенных Наций;

Предпринимать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод для всех и содействия международному сотрудничеству в экономической и социальной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;

Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;

Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и определять размеры взносов отдельных членов;

Избирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета и подлежащих избранию членов Совета по Опеке; совместно с Советом Безопасности участвовать в избрании судей Международного Суда и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

На основании резолюции «Единство в пользу мира», принятой Генеральной Ассамблеей в ноябре 1950 года, Ассамблея может принять меры в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности не в состоянии действовать в этом направлении из-за отсутствия единства среди его постоянных членов. Ассамблея уполномочена немедленно рассмотреть этот вопрос, чтобы предложить рекомендации государствам-членам относительно коллективных мер, включая, в случае нарушения мира или акта агрессии, использование вооруженных сил, если это необходимо, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Сессии Очередная сессия Генеральной Ассамблеи обычно открывается ежегодно в сентябре. Сессия 2002-2003 гг., например, является пятьдесят седьмой очередной сессией Генеральной Ассамблеи. В начале каждой очередной сессии Ассамблея избирает нового Председателя (Председатель пятьдесят седьмой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций - Ян Каван,Чешская Республика), 21 заместителя Председателя и Председателей шести главных комитетов Ассамблеи. Чтобы обеспечить справедливое географическое представительство, пост Председателя Ассамблеи ежегодно поочередно занимают представители пяти групп государств: африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских и Карибского бассейна, западноевропейских и других государств.

Кроме того, Ассамблея может собираться на специальные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена Организации при согласии большинства других. Чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны в течение 24 часов с момента поступления требования Совета Безопасности, одобренного любыми девятью членами Совета, или по требованию большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена при согласии большинства других.

В начале каждой очередной сессии Ассамблея проводит общие прения, где часто выступают главы государств и правительств. В ходе них государства-члены выражают свои мнения по широкому кругу международных вопросов.

Первый комитет (вопросы разоружения и международной безопасности);

Второй комитет (экономические и финансовые вопросы);

Третий комитет (социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры);

Четвертый комитет (специальные политические вопросы и вопросы деколонизации);

Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы);

Шестой комитет (правовые вопросы).

Хотя решения Ассамблеи не имеют обязательной юридической силы для правительств, за ними стоят мировое общественное мнение по важным международным вопросам, а также моральный авторитет мирового сообщества.

Круглогодичная работа Организации Объединенных Наций ведется главным образом на основе решений Генеральной Ассамблеи, то есть воли большинства членов, выраженной в резолюциях, принятых Ассамблеей. Эта работа осуществляется:

Комитетами и другими органами, созданными Ассамблеей для изучения конкретных вопросов, таких, как разоружение, поддержание мира, развитие и права человека;

На предусмотренных Ассамблеей международных конференциях

Секретариатом ООН - Генеральным секретарем и его персоналом из международных гражданских служащих.

Совет Безопасности (СБ )

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) обладают правом вето , остальные десять членов (по терминологии Устава - «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом на двухлетний срок. Россию представляетпостоянный представитель России при ООН . (с 2006г - Виталий Иванович Чуркин)

Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств, расположенных в английском алфавитном порядке

Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это - правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето».

В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Если другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять.

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и обладает исключительными полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного сотрудничества государств. Он принимал участие в урегулировании конфликтов в Анголе, Грузии, Таджикистане, Молдове, Нагорном Карабахе, бывшей Югославии и т.д. Государство, входящее в ООН, но не входящее в Совет Безопасности, может принимать участие, без права голоса, в его обсуждениях в тех случаях, когда Совет находит, что интересы этой страны затронуты

Функции и полномочия Совета Безопасности:

    поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;

    расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

    вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;

    призывать членов ООН к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

    предпринимать военные действия против агрессора;

    осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке;

Структура Совета Безопасности

Постоянные комитеты

В настоящее время существуют два таких комитета, в каждый из которых входят представители всех государств - членов Совета Безопасности.

    Комитет экспертов по правилам процедуры (изучает правила процедуры и другие технические вопросы и выносит по ним рекомендации)

    Комитет по приему новых членов

Комитеты открытого состава

Эти комитеты, в состав которых входят все члены Совета, учреждаются по мере необходимости и проводят закрытые заседания.

    Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений

    Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991) Совета Безопасности Комитет по борьбе с терроризмом, учрежденный резолюцией 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года

Комитеты по санкциям

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 661 (1990) о ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 748 (1992) по Ливийской Арабской ДжамахирииКомитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 748 (1992) по Ливийской Арабской Джамахирии

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 751 (1992) по Сомали

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 864 (1993) по Анголе (Механизм наблюдения за санкциями в отношении УНИТА)

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 918 (1994) по Руанде

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 985 (1995) по Либерии (прекратил свою деятельность в соответствии с резолюцией 1343 (2001),

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1132 (1997) по Cьерра-Леоне

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1160 (1998)

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1267 (1999)

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1298 (2000) по Эритрее и Эфиопии

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1343 (2001) по Либерии

За период с 1948 по август 2000 года было проведено 53 операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Международные трибуналы

    Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии

    Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств.

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС ).

В его состав входят 54 страны, избираемые Генеральной Ассамблеей на трехлетний срок, - они ежегодно обновляются на треть своего состава. По регионам они распределены следующим образом: 14 мест - квота Африки, 10 - для Латинской Америки, 11 - для Азии, 13 - для Западной Европы и других стран и 6 - для стран Восточной Европы.

Решения в Совете принимаются простым большинством голосов; каждый член Совета имеет один голос.

Экономический и Социальный Совет был учрежден в соответствии с Уставом в качестве главного органа, который, действуя под руководством Генеральной Ассамблеи, призван способствовать:

a ) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

b ) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; и

c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Экономический и Социальный Совет обладает следующими функциями и полномочиями :

Служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств-членов и для системы ООН;

Проводить и организовывать исследования, составлять доклады и делать рекомендации по международным вопросам в экономической и социальной областях, в области культуры, образования, здравоохранения и относящимся к ним вопросам;

Поощрять уважение и соблюдение прав человека и основных свобод;

Созывать международные конференции и составлять для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию;

Вести переговоры со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН;

Согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и вынесения рекомендаций таким учреждениям, а также посредством вынесения рекомендаций Генеральной Ассамблее и членам ООН; - оказывать услуги, одобренные Генеральной Ассамблеей, членам ООН, а также специализированным учреждениям по просьбе последних; - консультироваться с соответствующими неправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Сессии

Экономический и Социальный Совет обычно проводит ежегодно одну основную сессию продолжительностью пять-шесть недель попеременно в Нью-Йорке и Женеве и одну организационную сессию в Нью-Йорке. В рамках основной сессии проводится специальное заседание высокого уровня с участием министров и других высокопоставленных деятелей, на котором обсуждаются важнейшие экономические и социальные вопросы. В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах - комиссиях и комитетах, - которые регулярно собираются и представляют доклады Совету.

Главные вопросы ЭКОСОС:

Состояние мирового экономического и социального положения и подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций;

Состояние международной торговли;

Проблемы охраны окружающей среды;

Экономическая и научно-техническая помощь развивающимся странам;

Разные аспекты продовольственной проблемы;

Проблемы социально-экономической статистики;

Проблемы народонаселения;

Проблемы природных ресурсов;

Проблемы населенных пунктов;

Проблемы планирования и мобилизации финансовых ресурсов;

Роль государственного и кооперативного секторов в экономике развивающихся стран;

Региональное сотрудничество;

Составление программных социально-экономических документов - международных стратегий развития ООН, а также наблюдение за их реализацией и другое.

С начала 90-х годов ЭКОСОС стал уделять больше внимания странам Восточной Европы, бывшим республикам СССР - новым государствам СНГ, Балтии.

В рамках ЭКОСОС действуют вспомогательные органы. :

РЕГИОНАЛЬНЫЕ комиссии:

1. Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)

2. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

3. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)

4. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

5. Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭКЗА)

(Россия является полноправным членом ЕЭК и ЭСКАТО),

Функциональные комиссии и комитеты

Статистическая комиссия

Комиссия по народонаселению

Комиссия по социальному развитию

Комитет по новым и возобновляемым источникам энергии

Комиссия по транснациональным корпорациям

Комиссия по населенным пунктам

Комитет по природным ресурсам

Комитет по планированию развития

Группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения

Группа экспертов по госадминистрации и финансам

Комитет экспертов по транспортировке опасных грузов

Группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности

Международный Суд

Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Местопребыванием Суда является Дворец Наций в Гааге (Нидерланды).

Функции Суда

    разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных на его рассмотрение государствами,

    вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, переданным ему уполномоченными международными органами и учреждениями.

Состав

Суд состоит из 15 судей, избираемых на девятилетний срок полномочий Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, заседающими независимо друг от друга. В его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. Каждые три года проводятся выборы одной трети судей, и выбывающие судьи могут быть переизбраны.

Члены Суда являются не представителями своих правительств, а независимыми судьями.

За время своего существования рассмотрел более 70 споров. Решения Суда являются обязательными для стран ООН.

В настоящее время в состав Суда входят:

Дела, рассматриваемые в настоящее время

В настоящее время рассматриваются следующие девять споров:

1. Делимитация морской границы и территориальные вопросы между Катаром и Бахрейном (Катар против Бахрейна).

2. Вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года, возникшие в связи с воздушным инцидентом в Локерби (Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенного Королевства).

3. Вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года, возникшие в связи с воздушным инцидентом в Локерби (Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенных Штатов Америки).

4. Нефтяные платформы (Исламская Республика Иран против Соединенных Штатов Америки).

5. Применение Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Босния и Герцеговина против Югославии).

6. Сухопутная и морская граница между Камеруном и Нигерией (Камерун против Нигерии).

7. Юрисдикция в отношении рыболовства (Испания против Канады).

8. Остров Касикили/Седуду (Ботсвана/Намибия).

9. Венская конвенция о консульских сношениях (Парагвай против Соединенных Штатов Америки).

Совет по опеке .

Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности - Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции.

Главные цели Совета заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.. Совет опекал 11 территорий, которые в ходе работы Совета получили независимость (Гана, Бурунди, Папуа-Новая Гвинея и т.д.). Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами и последняя оставшаяся подопечная территория, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость.

В настоящее время Совет отменил обязательства о проведении ежегодных заседаний и согласился собираться по мере необходимости.

Секретариат ООН

Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы Организации Объединенных Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь ООН , который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящее время персонал Секретариата составляют около 8600 чел. из 170 стран, оплачиваемых из регулярного бюджета

Рабочими языками Секретариата являются английский и французский.

Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь.

Генеральный секретарь ООН - главное административное должностное лицо Организации Объединённых Наций .

8-й Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности . Решению Совета Безопасности обычно предшествуют неформальные обсуждения и серия рейтинговых голосований. Кроме того, любой из пяти постоянных членов Совета может при голосовании воспользоваться правом вето. В соответствии с общепринятой практикой генерального секретаря не избирают из представителей стран - постоянных членов Совета Безопасности.

Генеральный секретарь ООН избирается на пять лет с возможным переизбранием на новый срок. Хотя нет никаких ограничений на количество пятилетних сроков, в течение которых генсек может находиться в своей должности, до сих пор никто не занимал этот пост более двух раз.

Организация объединенных наций (ООН) – это международное объединение, которое было создано для улучшения связей между государствами и безопасности содружества стран.

ООН – это:

  • Универсальная площадка для международных встреч.
  • Гарантия безопасности содружества стран.
  • Главное связующее звено существующей дипломатии.

Идея разработки этой организации была сформулирована еще в годы Второй мировой войны, в связи с укреплением позиций фашистской Германии. Первое упоминание об этом относится к 1 января 1942 года (Декларация Объединенных Наций). Вскоре был согласован устав ООН (середина 1945 года).

Первоначально в содружество страны были включены 50 государств. 24 октября 1945 года в силу уже вступил Устав ООН. Эту дату принято считать Днем Организации Объединенных наций.

Структура ООН.

Организация Объединенных Наций включает в себя следующие подразделения:

  1. Совет безопасности. Это главный правительственный орган ООН, который несет полную ответственность за все происходящее.
  2. Секретариат. Включает в себя исполнительную власть. Во главе секретариата – генеральный секретарь.

За все время существования организации сменилось всего 8 генеральных секретарей. В настоящий момент – это Пан Ги Мун (представитель Республики Корея).

  1. Международный суд. Включает в себя судебную власть. В данном случае, суду подвергаются не конкретные люди, а именно государства.
  2. Экономический и Социальный Совет. Отвечает за экономическую и социальную политику в сфере международного сотрудничества.
  3. Почтовая администрация. Занимается выпуском почтовых марок, специально для ООН.
  4. Специализированные учреждения. Это обособленные международные организации, которые были созданы ООН. Сюда можно включить: ЮНЕСКО (вопросы образования, науки и культуры), МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии) и другие.

Официальные языки ООН.

Для улучшения организации деятельности ООН были установлены некоторые официальные языки, на которых ведется общение внутри организации.

В связи с этим, были определены следующие официальные языки Организации Объединенных Наций:

  • Английский язык.
  • Русский язык.
  • Французский язык.
  • Испанский язык.
  • Арабский язык.
  • Китайский язык.

На этих, и только на этих языках ведутся все переговоры, пишутся отчеты о заседаниях и издаются официальные документы. Никакие исключения не предусмотрены.

Какие государства являются членами ООН?

Как уже было сказано, первоначально в Организацию входило 50 стран (1945 год). И уже в 1946 в ООН были включены еще 150 государств, ряд которых был разделен на независимые (к примеру, Чехословакия).

В настоящее время, Организация Объединенных Наций включает в себя 193 государства.

Но не все государства могут быть включены в ООН. Членом ООН можно стать только в том случае, если стране дадут международное признание. Все это прописано в главном документе Организации Объединенных Наций – Уставе ООН.

Важно, чтобы страна, вступающая в ООН, приняла этот Устав, а страны ООН были уверены в том, что все пункты Устава этой страной будут соблюдаться. Такие решения принимаются Генеральной Ассамблеей с разрешений Совета Безопасности.

Плюс ко всему, страны, которые являются постоянными членами ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) имеют возможность наложить на решение вето.