Штаб квартира вто находится. ВТО (Всемирная Торговая Организация). Последствия вступления России в ВТО

Место расположения : Женева, Швейцария
Основана : 1 января 1995 г.
Создана : по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Количество членов : 164
Штат Секретариата : около 640 сотрудников
Глава : Роберту Ковалью ди Азвеведу

Цели и принципы :

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

  • контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
  • сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

  • получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
  • устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Всемирная торговая организация (англ. World Trade Organization – WTO) — международная экономическая организация, создающая определенные условия торговли на территории стран-участниц.

История создания ВТО

ВТО была создана 01 января 1995 года с целью регулирования торгово-политических отношений между странами-участницами. Образована она на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году. Сам исторический факт создания Всемирной торговой организации произошел в городе Марракеш (страна- Марокко) в апреле 1994 года. Вследствие чего договор стран о создании единых правил торговли называют «Марракешским соглашением». Однако датой начала функционирования организации является 01 января 1995 года, поэтому эта дата признается как дата создания. На дату начала функционирования ВТО в состав входили 76 стран.

Основной целью создания всемирной торговой организации было введение единых принципов торговли на мировой арене для всех стран-участниц. Однако каждый из участников данного объединения имеет право вводить дополнительные меры контроля для товаров, поступающих на свои рынки.

Применение дополнительных условий для товаров вводится, в большей степени, в том случае, если в стране кризисная ситуация в какой-либо сфере производства. А так же данный принцип применяется при нарушении самих партнерских принципов ВТО.

Не смотря на более чем двадцатилетний стаж, ВТО не сыскала благосклонности в ряде стран. Основной причиной этого послужили сложность системы и устройства самой всемирной торговой организации.

Многие предприятия не видят всех возможных выгод, а так же не могут в полной мере оценить мировое положение системы в целом. При этом для стран-участниц данная система дает не только единый рынок на общих правилах, но и немалый список прав, для каждого участника торговый отношений.

На сегодняшний день штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (страна – Швейцария). Генеральный директор ВТО — Роберто Азеведо (бразильский экономист).

Принципы Всемирной Торговой Организации

  • Как бы не казались правила ВТО непростыми, на самом деле им присущи три основных принципа, на которых выстроена вся система единой торговли принцип наибольшего благоприятствования (РНБ). Этот принцип говорит о том, что не может существовать какая-либо дискриминация между странами-участниками.

Например, если товар ввозится из Гамбии (порядковый номер 125 в едином реестре стран-участников ВТО) и Франции (порядковый номер 69 в едином реестре стран-участников ВТО) на территорию Польши (порядковый номер 99 в едином реестре стран-участников ВТО), то условия для ввоза и регистрации этих товаров будут абсолютно одинаковыми;

  • Принцип национального режима. Самый неоднозначный принцип. Он предполагает, что условия для иностранных товаров, с условием, что они ввозятся членами ВТО, будут такими же, как и для товаров, произведенных на территории принимающей страны. Однако условия участия в ВТО не запрещает вводить процедуры, упрощающие системы продажи национальных товаров. Но такие правила, чаще всего, распространяются только для собственных предприятий-производителей. Тем самым подтверждая, что данный принцип всемирной торговой организации не совершенен;
  • Принципе транспарентности. Этот принцип является основой всех юридических соглашений участников ВТО. Он говорит о том, что каждая страна-участник должна обеспечить полную доступность других участников к своей нормативной и законодательной базе в разрезе торговли на её территории. Страны-участницы обязаны создать информационные центры, где в доступной форме каждая заинтересованная сторона, могла бы разъяснить для себя все интересующие её аспекты законодательного регулирования торговых отношений.

Для того чтобы вступить в ВТО руководству страны необходимо пройти очень длительную и щепетильную процедуру, в среднем она длится около пять лет. Основное требование для потенциальных стран участниц является приведение международной торговли к стандартам, прописанным в соглашении, подписанном на Уругвайском раунде.

На первом этапе оцениваются экономика и торговая политика страны в целом, после чего проходят длительные переговоры о потенциальной выгоде сторон от присоединения нового рынка к общей системе торговли.

В заключении, если стороны пришли к взаимному соглашению, новая страна-участница подписывает согласие на предлагаемые условия торговли, а так же её присваивается индивидуальный неизменные номер. Так же новая страна-участник обязана оплатить членство в данной организации в соответствии с действующими тарифами.

Для того чтобы выйти из ВТО необходимо направить письменное уведомление на имя генерального директора Всемирной торговой организации, в тором необходимо прописать свое желание покинуть данное объединение. Через шесть месяцев членство будет признано законченным. Стоит заметить, что в истории существования ВТО не было ни одного заявления с подобным ходатайством.

Функции и задачи ВТО

Основные функции ВТО заключаются в следующем:

  • мониторинг коммерческой политики государств-участников;
  • контроль за соблюдением всех договорных условий и отношений, заключенных под эгидой ВТО;
  • организация переговоров между странами-участницами ВТО;
  • обеспечение стран-участниц информационным пособием в рамках программы ВТО;
  • поддержание дипломатических связей с остальными странами и содружествами для развития торговых отношений;
  • разрешение спорных вопросов.

Исходя из перечисленных функций ВТО можно смело утверждать, что основной задачей Всемирной торговой организации является организация взаимодействия стран-участниц между собой, вследствие чего – спорных вопросов, которые могут появиться на этапе взаимодействия нескольких сторон.

Юридическую основу всех документов, выпущенных ВТО составляют шестьдесят соглашений, которые прописывают три основных принципа ВТО в различных формах и разрезах.

Структура ВТО

Так как уже в 2015 году насчитывалось 162 страны-участницы, при этом страны объединены одном единственным критерием – торговлей, при этом это страны с разным национальным языком, вероисповеданием, уровнем экономики и .

Поэтому так важно, чтобы все решения принимались сугубо в целях достижения материального благополучия, без применения какой-либо адресности.

Для того, чтобы принять то или иное решение, собираются большие совещания, в которых все участники пытаются достичь единого знаменателя. Так же разрешается метод открытого (или закрытого) голосования, по средством определения большинства. Но этот метод в истории работы ВТО ни разу не применялся.

Наибольшим количеством прав во Всемирной торговой организации обладают члены Министерской конференции, при этом члены данного структурного подразделения обязаны созывать заседания не реже одного раза в два года.

  1. Впервые эта конференция была собрана в 1996 году в Сингапуре (страна – Сингапур). Повесткой собрания было утверждение намеченных целей и задач, а также подтверждение основных принципов работы ВТО.
  2. Второй раз конференция была собрана в 1998 году в Женеве и была посвящена пятидесятилетию ГАТТ (сообществом, на основании которого и была организована Всемирная торговая организация).
  3. Третья конференция состоялась в 1999 году в Сиэтле (страна – США) и была призвана к формированию новых целей для определения нового направления торговли, однако данные переговоры так и остались безрезультативными.

Следующим звеном в структуре ВТО, после Министерской конференция, выступает Генеральный совет, который занимается ежедневной работой по оформлению стандартных документов и решения текущих задач.

В состав Генерального совета в ходят послы и главы делегаций стран-участниц, а периодичность сборов данного структурного подразделения составляет несколько раз в год. В свою очередь Генеральному совету подчиняется несколько подструктур, между которыми разделены основные функции ВТО:

  • Совет по торговле товарами. Его основная функция – это контроль за тем, чтобы принципы ВТО соблюдались на каждом уровне торговли среди стран-участниц. Так же описанные принципы должны соблюдаться и во всех документах, заключенных под эгидой ВТО;
  • Совет по торговле услугами. Это подразделении контроля следит за соблюдением правил ГАТС, которые были прописаны в соответствующем соглашении. Совет по торговле услугами подразделяется на два основных отдела Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Штат этого совета расширяется с каждым годом, а требования, предъявляемые к странам-участницам ВТО становиться всё строже;
  • Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В данном совете ВТО возникает наибольшее споров и конфликтов, так как именно интеллектуальная собственность становится наиболее спорным объектом. Как и во всем Мире, в правилах ВТО вопрос права на интеллектуальную собственностью, так и не раскрыт в полном объеме, и каждый раз возникают новые споры.

Если говорить о том, какое из подразделений Всемирной торговой организации работает непосредственно со всеми заявлениями от стран-участниц и населения, то это секретариат ВТО. В этом подразделении работают несколько сотен человек. Главой секретариат назначается генеральный директор

Обязанность секретариата заключается в том, что он организовывает все технические аспекты, которые сопровождают важные заседания и совещания, а также Министерской конференции.

Также техническая поддержка оказывается странам, находящиеся на стадии развития. Помимо этого специалистами данного отдела проводится анализ мировой экономики, а так же проводятся конференции со СМИ.

Россия в ВТО

В 1995 году властями Российской Федерации было сделано официальное требование о предоставлении права вступить во Всемирную торговую организацию.

Наиболее трудным этапом стали переговоры с СШИ, Китаем и странами Евросоюза. Однако после того, как Россия поддержала страны Европы в отстаивании позиций Киотского протокола, единственным несогласным членом ВТО остались США.

С этой страной продолжались переговоры на протяжении шесть лет. Однако после многочисленных встреч и проведенных реформ в сельскохозяйственном секторе экономики России был подписан протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года.

Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (страна – Вьетнам).

Но не смотря на всю проделанную работу с 1995 года, официальное вступление Российской Федерации в ВТО постоянно откладывалось по разным причинам, основной из которых была – неустойчивое экономическое положение стран-участниц, которое могло стать ещё хуже после присоединения рынка России, оценка которого была крайне низкой и не стабильной.

В июне 2009 года Российская Федерация приняла весьма необычное решение. В лице премьер-министра Путина В.В. было объявлено заявление о том, что переговоры по вступлению России в ВТО прекращены. Инициатором остановки рассмотрения вопроса о присоединении РФ выступила сами российские власти. Однако ими же было принято решение о начале переговоров по вступлении России в ВТО в составе единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

К тому времени анти-сторонниками России стали власти Грузии.

В октябре 2011 года при содействии властей Швейцарии было сформулировано соглашение между Россией и Грузией по урегулированию спорных вопросов, что обеспечило поддержку РФ даже со стороны этого оппонента. Официальной датой присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации является 22 августа 2012 года с присвоением постоянного порядкового номера – 156.

Такова была не простая история вступления России в ВТО.

Однако нельзя не заметить, что членство в ВТО так и не помогло при урегулированию торговых санкций против РФ.

Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) - международная организация, созданная 1 января 1995 г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

ВТО отвечает за внедрение новых деталей, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 гг. в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ .

Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 г. стартовал девятый в Дохе, Катар. Организация пытается завершить переговоры по Дохийскому раунду переговоров, который был начат с явным акцентом на удовлетворение потребностей развивающихся стран.

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 г., заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО - основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли.

Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом. Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли.

Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:


Равные права . Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.

Взаимность . Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника».

Прозрачность . Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

Создание действующих обязательств . Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах.

Защитные клапаны . В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Есть три типа деятельности в этом направлении:

Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;

Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики;

Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам.

Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы.

Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в результате многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда, который завершился в декабре 1993 г.

Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 г. Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение.

Помимо основного текста документ содержит 4 приложения:

Приложение 1А :

Многосторонние соглашения по торговле товарами :

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г., которое определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г., которое определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Соглашение по сельскому хозяйству, которое определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.

Соглашение по текстилю и одежде, которое определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой.

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм, которое определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля.

Соглашение по техническим барьерам в торговле, которое определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации.

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, которое запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие Ст.III ГАТТ (Национальный режим) и Ст.XI (Запрет количественных ограничений).

Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров), которое определяет правила оценки таможенной стоимости товаров.

Соглашение по предотгрузочной инспекции, которое определяет условия проведения предотгрузочных инспекций.

Соглашение по правилам происхождения, которое определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров.

Соглашение по процедурам импортного лицензирования, которое устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, которое определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием.

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг), которое определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу.

Соглашение по защитным мерам, которое определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту.

Приложение 1В:

Генеральное соглашение по торговле услугами, которое определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Приложение 1С:

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, которое определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности.

Приложение 2:

Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров, которое устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО.

Приложение 3:

Механизм обзоров торговой политики, которое определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО.

Приложение 4:

Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения:

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой, которое определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе.

Соглашение по правительственным закупкам, которое устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Организационная структура ВТО.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено восемь таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.

Конференция министров - высший орган ВТО, состоящий из представителей государств-членов. Заседания министерской конференции проводятся в соответствии со статьей 4 «Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации» от 15 апреля 1994 года раз в два года или чаще.

На настоящий момент было проведено 9 конференций:

1. Первая конференция - Сингапур (декабрь 1996 г.). Были созданы 4 рабочие группы - по прозрачности гос. закупок; содействия развитию торговли (таможенные вопросы), торговли и инвестиций; торговли и конкуренции. Эти группы также известны как Singapore issues;

2. Вторая конференция - Женева (май 1998 г.);

3. Третья конференция - Сиэтл (ноябрь 1999 г.). За неделю до начала конференции не было согласия о перечне вопросов, подлежащих обсуждению, а также были очевидны нарастающие разногласия между развитыми и развивающимися странами (с/х). Предполагалось, что конференция станет началом нового раунда переговоров, но планы были сорваны плохой организацией и уличными протестами. Переговоры были сорваны и перенесены в Доху (2001 г.);

4. Четвертая конференция - Доха (ноябрь 2001 г.). Было одобрено вступление КНР в ВТО;

5. Пятая конференция - Канкун (сентябрь 2003 г.). 20 развивающихся стран во главе с КНР, Индией и Бразилией выступили против требования развитых стран принять «Singapore issues» и призвали их отказаться от субсидирования национальных с/х производителей (в первую очередь в ЕС и США). Переговоры к успеху не привели;

6. Шестая конференция - Гонконг (декабрь 2005 г.). Конференция отметилась многочисленными акциями протеста южнокорейских фермеров. На конференции предполагалось завершить Дохийский раунд по субсидированию сельского хозяйства к 2006 г. Повестка конференции: Дальнейшее снижение таможенных пошлин; Требование прекратить прямое субсидирование с/х; Отдельное требование к ЕС относительно ЕСХП; Singapore issues - требование к развитым странам ввести более прозрачное законодательство в сфере инвестиций , конкуренции, гос. закупок и содействия развитию торговли;

7. Седьмая конференция - Женева (ноябрь 2009 г.). На данной конференции министры ретроспективно рассмотрели проделанную ВТО работу. Согласно распорядку, на конференции не проводились переговоры по Дохийскому раунду переговоров;

8. Восьмая конференция - Женева (декабрь 2011 г.). Параллельно пленарной сессии были проведены три рабочих заседания «Важность многосторонней торговой системы и ВТО», «Торговля и развитие» и «Дохинская повестка дня в области развития». Конференция одобрила присоединение России, Самоа и Черногории;

9. Девятая конфрернция - Бали (декабрь 2013 г.). Одобрено присоединение Йемена.

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений.

Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

В соответствии с принятой «Договорённостью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», возникающих между государствами-участниками ВТО, урегулированием разногласий занимается Орган по разрешению споров (ОРС). Этот квазисудебный институт призван беспристрастно и эффективно разрешать противоречия между сторонами. Де-факто его функции выполняет Генеральный совет ВТО, который принимает решения на основе докладов третейских групп, занимающихся тем или иным спором. За истекшие после основания ВТО годы ОРС был вынужден много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения ОРС за истекшие годы воспринимаются неоднозначно.

В ВТО входят 159 членов, в том числе: 155 международно признанных государства-члена ООН, 1 частично признанное государство - Китайская Республика (Тайвань), 2 зависимые территории - Гонконг и Макао, а также Европейский Союз (ЕС). Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Государства - члены Всемирной торговой организации: Австралия, Австрия, Албания, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Бангладеш, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Боливия, Ботсвана, Бразилия, Бруней, Буркина-Фасо, Бурунди, Вануату, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гонконг, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Джибути, Доминика, Доминиканская Республика, ДРК, Европейское сообщество, Египет, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Канада, Катар, Кения, Кипр, Киргизия, Китай, Колумбия, Конго, Республика Корея, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Лесото, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Макао, Республика Македония, Малави, Малайзия, Мали, Мальдивы, Мальта, Марокко, Мексика, Мозамбик, Молдавия, Монголия, Мьянма, Намибия, Непал, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Панама, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Россия, Руанда, Румыния, Сальвадор, Самоа, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Словакия, Словения, Соломоновы Острова, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Таиланд, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Украина, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Чад, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эквадор, Эстония, ЮАР, Ямайка, Япония.

Наблюдателями при ВТО являются : Афганистан, Алжир, Андорра, Азербайджан, Багамы, Белоруссия, Бутан, Босния и Герцеговина, Ватикан, Иран, Ирак, Казахстан, Коморы, Ливан, Либерия, Ливия, Сан-Томе и Принсипи, Сербия, Сейшельские Острова, Судан, Сирия, Узбекистан, Экваториальная Гвинея, Эфиопия.

Страны не являющиеся ни членами, ни наблюдателями при ВТО : Абхазия, Ангилья, Аруба, Восточный Тимор, Джерси, Фолклендские острова, Гибралтар, Гернси, Западная Сахара, Каймановы острова, Кирибати, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Косово, Острова Кука, Кюрасао, Монако, Монтсеррат, Науру, Ниуэ, Палау, Сан-Марино, Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Синт-Мартен, Сомали, Токелау, Тёркс и Кайкос, Тувалу, Туркмения, Федеративные Штаты Микронезии, Эритрея, Южная Осетия, Южный Судан.

Главами ВТО являлись:

Роберту Азеведу, с 2013 г.

Паскаль Лами, 2005-2013 гг.

Супачаи Панитчпакди, 2002-2005 гг.

Майк Мур, 1999-2002 гг.

Ренато Руджеро, 1995-1999 гг.

Питер Сазерленд, 1995 гг.

Главами предшественницы ВТО, ГАТТ, были:

Питер Сазерленд, 1993-1995 гг.

Артур Данкел, 1980-1993 гг.

Оливер Лонг, 1968-1980 гг.

Эрик Уиндхем Уайт, 1948-1968 гг.

Всемирная торговая организация - многосторонняя межгосударственная организация, функционирующая с 1 января 1995 года. Она возникла как преемник Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в итоге Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 1986-1994 годов, проходивших под эгидой ГАТТ. Уругвайский раунд завершился 15 апреля 1994 года Марракешским протоколом (Заключительный акт), который открыл к подписанию Соглашение об учреждении ВТО.

На 1 января 2006 года членами ВТО стали 150 государств. 30 государств, включая Россию, имеют статус наблюдателя и находятся в стадии присоединения к ВТО. Штаб-квартира ВТО расположена в городе Женева, Швейцария (рю де Лозанн, 154, СН-1211). ВТО не входит в систему учреждений ООН, но, имея статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН. Официальные языки – английский, французский и испанский. Адрес ВТО в Интернет – www.wto.org

Бюджет Организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947 (доля страны в бюджете ВТО равна ее доле в международной торговле).

Соглашение состоит из преамбулы, в общей форме повторяющей преамбулу ГАТТ, 16 статей и четырех приложений, содержащих правовые инструменты ВТО. Соглашение предусматривает создание единой многосторонней структуры для реализации 56 правовых документов, составляющих правовую систему ВТО. Статья II Соглашения устанавливает, что правовые документы, названных в приложениях 1, 2, 3 являются неотъемлемыми частями Соглашения, их положения создают права и обязанности для всех членов ВТО. Страны, присоединившиеся к ВТО, должны принять их без каких-либо изъятий и исключений и обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами этих документов. Приложение 4 содержит Соглашение о торговле гражданской авиатехникой и Соглашение о правительственных закупках, создающие обязательства только для стран их подписавших.

Функции ВТО определены в статье III Соглашения как содействие выполнению и применению правовых документов ВТО; организация переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений; обеспечение функционирования механизма периодического обзора торговой политики членов ВТО и выполнение Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.

В настоящее время вновь присоединяющиеся государства, в том числе и Россия, идут следующим путем. В статье XII Соглашения говорится, что любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своей внешней торговли, может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает Конференция министров двумя третями голосов членов ВТО. Однако по традиции ГАТТ решение принимается консенсусом.

Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передает в ВТО Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа, которую создает Генеральный совет ВТО. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику применения. Значительная часть работы в Группе переносится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры по вопросу снижения торговых барьеров, результатом которых должен стать перечень уступок и обязательств присоединяющейся страны в этих областях. Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад Группы Генеральному совету (Конференции) ВТО, содержащий краткое изложение дискуссии, выводы Рабочей группы, а также проекты решения Генерального совета (Конференции) ВТО и протокола о присоединении. Доклад Рабочей группы, решение и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным советом (Конференцией) ВТО. Решение о присоединении страны вступает в силу через 30 дней после его принятия присоединяющейся страной.

Правовая база ВТО – это многосторонние соглашения, охватывающие сферу торговли товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Правовая база ВТО может быть очерчена перечнем документов, приложенных к Соглашению, составляющих его неотъемлемую часть и создающих права и обязанности для правительств стран-членов ВТО.

В приложения 1, 2, и 3 входят:

Многосторонние соглашения по торговле товарами – ГАТТ-1994 вместе с взаимопониманиями, решениями, и соглашениями, интерпретирующими и развивающими статьи ГАТТ: (Договоренности в отношении толкования статей II, XVII, XXIV, XXVIII); Соглашение по применению статьи VI (Антидемпинговый кодекс); Соглашение по применению статьи VII (Таможенная стоимость); соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, по защитным мерам, по процедурам лицензирования импорта, по правилам происхождения, по техническим барьерам в торговле, по применению санитарных и фитосанитарных мер, по предотгрузочной инспекции, по сельскому хозяйству, по текстильным изделиям и одежде; Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей – Соглашение по ТРИМС;

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – Соглашение по ТРИПС;

Взаимопонимание в отношении правил и процедур урегулирования споров;

Механизм обзора торговой политики.

В правовые документы ВТО входят также 23 декларации и решения министров, относящихся к названным выше документам, и договоренность об обязательствах в области финансовых услуг. Составной частью правовых документов ВТО являются национальные протоколы о доступе на рынки товаров и услуг, которые появились в итоге Уругвайского раунд, и которые фиксируют тарифные условия доступа на рынки отдельных стран, а также обязательства по доступу на рынки услуг. Многосторонние соглашения, входящие в ВТО, содержат правовые нормы, которыми должны руководствоваться правительства во взаимной торговле товарами и услугами. В этом качестве они заменяют более 30 000 двусторонних соглашений и создают правовую основу современной международной торговли. Их основные принципы – режим наибольшего благоприятствования, национальный режим и гласность в использовании мер регулирования.

Организационная структура ВТО сложилась на базе развития принципов, заложенных в ГАТТ и совершенствовавшихся около 50 лет. Статья XVI Соглашения говорит о том, что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которым следовали договаривающиеся стороны и органы ГАТТ. Однако в Соглашении отмечается, что ГАТТ, вошедшее в ВТО (ГАТТ-1994), в правом плане отлично от ГАТТ, датированного 30 сентября 1947 года (ГАТТ-1947). Главный орган ВТО - Конференция на уровне министров, собирающаяся один раз в два года. Эта Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать решения. В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет. Совет может действовать в качестве Органа по разрешению споров и Органа по проведению обзоров торговой политики. В этих случаях Совет имеет отдельных председателей и свои правовые процедуры. Кроме того, действует Совет по торговле товарами для наблюдения за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами, Совет по торговле услугами для слежения за выполнением ГАТС и Совет по интеллектуальной собственности, осуществляющий наблюдение за действием этого соглашения. Организованы также комитеты по торговле и развитию; по бюджетным, финансовым и административным вопросам. Кроме того, в составе органов ВТО регулярно действуют комитеты, образованные в рамках названных выше отдельных многосторонних соглашений. Действует Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, которому даны полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их ведения и функций. В настоящее время общая численность сотрудников Секретариата превышает 600 человек. В рамках ВТО продолжает действовать принятая в ГАТТ-1947 система принятия решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение может быть принято голосованием, причем каждая страна-участница ВТО имеет один голос. Однако система голосования в ВТО используется крайне редко. Статьи IX и X Соглашения определяют процедурные стороны голосования.

Соглашение предусматривает различные пути присоединения к ВТО. В соответствии с Заключительным актом Уругвайского раунда присоединяющиеся страны были разделены на несколько групп. Участницы ГАТТ становились членами ВТО, приняв Соглашение, многосторонние торговые соглашения, а также Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Страны-участницы Уругвайского раунда не члены ГАТТ, чтобы стать членами ВТО, должны были завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, предоставить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретные обязательства по ГАТС. Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, принявшие положения ГАТТ на так называемой фактической основе. Эти условия выполнили 132 государства, образовавшие ВТО. Они получили наименование первоначальные члены ВТО. В настоящее время любое государство присоединяется на основании статьи XII Соглашения.

(ВТО) ‑ международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово‑политических отношений государств‑членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами‑членами ГАТТ.

Статус наблюдателей в ВТО имеют более 20 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк, региональные группировки, товарные ассоциации.

Среди стран-наблюдателей — Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Сербия, Узбекистан и др. Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов . Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами ‑ членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

‑ доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

‑ список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

‑ перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

‑ протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух‑ и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высшим органом является Министерская конференция , объединяющая представителей всех стран-членов ВТО. Сессии собираются каждые два года. В период между сессиями ее функции осуществляются Генеральным советом (ГС), состоящим также из представителей всех членов ВТО. Кроме того, ГС исполняет обязанности Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством ГС работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Министерская конференция создает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом, и Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам. Членство в советах и комитетах открыто для всех стран-членов ВТО.
Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО.

Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах‑участницах, прием новых членов.