Кто такой г п лячин. Неземная любовь командира «Курска. Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Основные события

Вершина карьеры

капитан 1-го ранга, командир АПРК

Герой Российской Федерации

Детство и юность

Родился 1 января 1955 г. в совхозе Сарпинском, Сарпинского района, Сталинградской области СССР (ныне поселок Догзмакин республика Калмыкия) С 1963 года по 1972 год Геннадий Лячин учился в средней школе № 85, города Волгограда. Геннадий Лячин рос довольно таки спокойным и доброжелательным. Понапрасну не капризничал и не плакал. Особо не задирался, но за себя постоять мог. С самого детства он был лидером во всем и везде.

Служба на флоте

В 1972 году Лячин окончил среднюю школу и поступил в ленинградское Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. В 1977 году он окончил ВВМУПП и прибыл в пос. Видяево Мурманской области командиром группы управления ракетной боевой части на дизельную ракетную подводную лодку К-58 Северного флота. С этого времени вся его дальнейшая судьба связана с Северным флотом и этим посёлком. В 1980 году старший лейтенант Лячин Г. П. получил звание капитан-лейтенанта.

С октября 1984 года по 1986 год он - старший помощник командира подводной лодки Б-77. В 1986 году его направляют на учёбу в офицерские классы. В этот период он становится капитаном 2 ранга, а по возвращении вновь назначается на должность старпома на ПЛ Б-478.

В октябре 1988 года капитан 2-го ранга Геннадий Лячин становится командиром дизельной ракетной ПЛ Б-304 (проекта 651) 35-й дивизии ПЛ Северного флота и пребывает в этой должности до 1991 года. Он собирался поступить в академию, однако в связи с начавшимся сокращением ВМФ, исполнить мечту ему не удалось. Кроме того, в ходе сокращения флота 35-й дивизия, где служил Геннадий Лячин, была расформирована, а подводная лодка выведена из боевого состава.

В апреле 1991 года Г. П. Лячин вновь становится старпомом уже атомной подлодки проекта 949А «Антей», экипаж которой лишь формировался, а сама лодка еще строилась на стапелях Северодвинска.

С сентября 1991 года по март 1993 года вновь сформированный экипаж обучался в Обнинском учебном центре, а по возвращении на Север в Видяево принял свой корабль - АПРК «Воронеж».

До 1996 года старший помощник командира АПЛ Лячин несет вместе с экипажем боевую вахту на «Воронеже», отрабатывая ракетные и торпедные стрельбы. За этот период АПЛ «Воронеж» три года подряд объявлялась лучшей в дивизии. В феврале 1996 года «Воронеж» выходил на боевую службу в Северную Атлантику, где экипаж отрабатывал задачи вместе с возвращавшимся из Средиземного моря авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов». В боевом походе старпом нес командирскую вахту вместе с командиром подводного крейсера капитаном 1-го ранга Ежовым.

В том же 1996 году, 19 декабря, Геннадий Лячин был назначен командиром «близнеца» «Воронежа» - АПЛ К-141 «Курск» и получил звание капитана 1-го ранга. На этом посту Г. П. Лячин стал первым командиром новой российской океанской школы конца XX века. Именно ему в 1999 году было поручено вывести атомоход «Курск» после долгого перерыва на просторы Средиземноморья. К поискам «Курска» были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО, в том числе и американской АПЛ Memphis . Тем не менее, АПЛ К-141 так же внезапно исчезла, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а «Курск»" и его командир, фактически, возводятся в ранг «личных врагов Америки». В ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море «Курск» действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника. Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск АПЛ иностранных государств, сохраняя скрытность и боевую устойчивость. По итогам боевой службы 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам, а капитан 1-го ранга Г. П. Лячин - к званию Героя России. АПЛ «Курск» была признана лучшей подводной лодкой Северного флота. Этот поход «Курска» осуществлялся под управлением командующего Северным флотом адмирала Попова В. А., который дал следующую характеристику: «Командиру „Курска“ удалось полностью реализовать наш замысел. Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. Это был не прорыв, а песня!»

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Капитан 1-го ранга Лячин Геннадий Петрович, был высокого роста и имел большой вес - ровно 105 килограммов и на подлодке К-141 командира звали «Сто Пятым». Это был настоящий офицер Флота РФ, настоящий командир корабля, где он «батя» а экипаж семья. В дивизии и сейчас вспоминают, как в самые трудные для флота годы, Лячин вечерами ходил по семьям подводников, объяснял женам причину задержек зарплаты, уговаривал, успокаивал. Многие семьи удалось ему тогда сохранить. Сам же был очень прилежным семьянином. Имел двоих детей, сына Глеба и дочку Дарью. С женой Ириной девичья фамилия Глебова познакомился еще на школьной скамье. Ирина Юрьевна была из семьи моряков и именно тесть Лячина повлиял на его решение стать подводником. У Геннадия Петровича был свой стиль работы, особенный подход к делу. Среди командиров он считался лидером. Умел расположить к себе. К нему прислушивались как командиры лодок, так и офицеры штаба. Никогда не боялся отстаивать свое мнение, и никогда не забывал о интересах и нуждах коллектива. Многие подводники дивизии рвались к нему в экипаж, потому как Лячин стремился к тому чтобы его экипаж был лучшим. Геннадий Петрович всегда был бодр, полон энергии, его работоспособность подбивала на работу каждого в экипаже…

Черный август 2000-го

10 августа Геннадий Лячин вывел свой атомный подводный ракетный крейсер в море. Этот обычный плановый выход должен был продолжаться всего каких-то три дня. Однако вышло совсем иначе, трехдневный выход в море оказался походом в вечность. 12 августа 2000 года Г. П. Лячин и все 117 членов экипажа АПЛ «Курск» погибли.

Увековечивание памяти

23 марта 2002 года Герой РФ, капитан 1 ранга Лячин Г. П. похоронен в мемориале, посвящённом гибели подводной лодки «Курск», на аллее героев Серафимовского кладбища Санкт-Петербурга вместе с тридцатью членами экипажа.

В честь Геннадия Лячина названа школа №85 г. Волгограда где он обучался. Там же была открыта мемориальная доска. При школе открыт музей памяти Г.П. Лячина.

Почетный житель г. Курск

Погиб весь экипаж: 118 моряков лучшего подводного корабля Северного флота – молодых, здоровых, смелых, честных, сильных духом, преданных своей профессии, любящих и горячо любимых. Настоящих мужчин, которых очень ждали на берегу.

Как всегда, с нетерпением ждала встречи с супругом и жена командира «Курска». Но на этот раз с особым трепетом: семья Лячиных планировала после возвращения отпраздновать свою серебряную свадьбу. Хотя история любви Гены и Иры началась намного раньше.

Они познакомились случайно на катке, перепутав свои портфели, хотя учились в одной школе в Волгограде. Гена Лячин тогда - в седьмом, а Ира Глебова - в восьмом классе.

Гена вернулся с катка возбужденный, - рассказал мне его отец Петр Степанович Лячин. – Поделился со мной: «Знаешь, папа, у нас в школе учится девчонка, Ирой зовут. Классная! У нее огромная коса...»

Петр Степанович тогда даже представить себе не мог, что девочка Ира спустя годы станет его невесткой и будет носить его фамилию. И что юношеская влюбленность сына перерастет в огромное чувство, которому он останется верным до конца своей жизни.

Знакомство с Ириной определило и будущую профессию Геннадия, да и всю его жизнь, потому что была Ира дочерью бывшего офицера-подводника Юрия Николаевича Глебова. Тот был весьма строг, воспитывая двух своих дочерей. Его рекомендации звучали для них приказами, которые не обсуждались и выполнялись неукоснительно. Например, дома быть не позже восьми вечера. Гена это усвоил, а потом во дворе звал свою младшую сестру Таню:

Петро-овна! Домой! - и объяснял ей, что девочке положено быть дома в восемь. Ведь так было заведено в семье Глебовых! И попробуй Таня возражать! Брат был не только заботливым, но и строгим.

Провожая после школы Иру, Гена частенько засиживался у Глебовых - слушал интересные рассказы Юрия Николаевича о флотской жизни. В их доме все было пронизано романтикой моря. Вымпелы, флаги, штурвал на стене, макеты судов на полках...

И не удивительно, что еще тогда Гена Лячин решил поступать в Ленинградское Высшее военно-морское училище подводного плавания. И хотя Юрий Николаевич говорил, что моряк - это не только романтика, но тяжелый труд и непомерный риск, Гена остался непоколебимым в своем решении.

Потом он напишет в своем дневнике: «Можно к старости стать профессором. Но я выбрал профессию - защищать свой народ и Родину. И поэтому говорю вам открыто: «Подводный флот - мое призвание!!!»

Запись эта сделана курсантом Лячиным в 1973 году.

Мы долго разговаривали с Юрием Николаевичем, прежде чем он решился показать мне этот дневник - маленькую толстую тетрадь с нарисованной подводной лодкой на обложке. Гена вел дневник все пять лет учебы.

Читая его, начинаешь понимать: Гена был очень цельным, искренним человеком, который упорно шел к своей мечте с юности, оставаясь при этом трогательным романтиком.

Четким убористым почерком намечен по пунктам «Личный план» на день, неделю, месяц. «Подготовиться к собранию». «Налечь на английский»...

А рядом романтические строки в стихах: «Только ты пиши мне чаще!» – сочинял очередное письмо Ирине.

В дневнике часто встречается подчеркнутая строка: «Навести строгий порядок!» Он с детства был чистюлей. Всегда наглаженный, аккуратно причесанный. И таким остался навсегда. Те, кому довелось побывать на «Курске», вспоминали: «Там все сияло и сверкало от чистоты. Все разложено по полочкам...» Когда он стал командиром «Курска», за ним с прежнего его места работы чуть ли не половина экипажа перешла.

Читая дневник Лячина, я поняла: чтобы стать настоящим командиром в будущем, он не только упорно постигал морскую науку в училище, но и всесторонне развивался – много читал, ходил в театры и музеи Ленинграда, пока была такая возможность в течение пяти лет учебы.

Судя по его записям, во время своих увольнительных курсант Лячин только в Мариинке пересмотрел весь оперный репертуар! А потом еще отметил, какие арии его особенно тронули. «Скорбит душа» («Борис Годунов»), «Ни сна, ни отдыха измученной душе» («Князь Игорь»), «Мне все здесь на память приводит былое» («Русалка»)...

Гена явно был впечатлительным человеком. И что-то постоянно его беспокоило. Вот какая-то странная запись: «Взлетаешь к небу, и вдруг нежданно камнем вниз...» О чем это он? У меня мурашки побежали по коже: неужели давным-давно этот юноша почувствовал, что произойдет с его лодкой через много лет?! Мне эти слова показались вещими.

И снова в дневнике душещипательные строки: «Пусть мы встретимся не скоро, пусть разлука и тоска!..» И отчаянная просьба, как заклинание: Только помни обо мне!..

Это обращение к ней, светлоглазой девушке Ире с косой ниже пояса, чья фотография наклеена на первой странице дневника курсанта. Спустя много лет, чуть смущаясь, Геннадий Лячин признается одному из журналистов: «Ирина - моя первая и единственная любовь...»

Ирина Глебова училась в Московском институте стали и сплавов. Они не только переписывались в те годы, но и встречались. То она к нему в Ленинград вырывалась, то он к ней в столицу.

Однажды им пришлось коротать ночь на Московском вокзале Ленинграда. Людей оказалось так много, что сесть было некуда. Но вот нашлось место на подоконнике. Гена усадил туда Иру и подложил ей под щеку свою руку, чтобы она поспала. Сам до утра простоял рядом. Эту ночь Ирина запомнила навсегда. Ну как не доверить свою судьбу такому рыцарю! В Волгоград на каникулы они приехали вдвоем и заявили родителям: «Хотим пожениться».

Я тогда поставил им два условия: чтобы Гена на свадьбе был в своей форме и чтобы до окончания учебы у них не появились дети, - сказал Юрий Николаевич.

Приказ был выполнен.

На хрупкой, пожелтевшей от времени черно-белой фотографии запечатлен день свадьбы Гены и Иры. Он – рослый, худощавый, в белой форменке, к которой прикреплены весьма почитаемый моряками жетон «За дальний поход» и знак «Отличник ВМФ». Она – стройная, пышноволосая, в белом платье с фатой и с букетом роз в левой руке. Правая отдана Геннадию, он надевает обручальное кольцо, то самое, которое Ирина Юрьевна носит и поныне. Только теперь уже на левой руке, по-вдовьи...

Их первенец родился, когда Ира защитила диплом. Геннадий, увы, встретить жену и сына из роддома не смог - был в дальнем плавании.

Не грусти, дочка, ты ведь - жена моряка, - подбадривал Иру отец. - Привыкай к разлукам, тем радостнее будут встречи! А имя мальчишке придумали?

Придумал Гена заранее. Решил сделать приятное тестю, у которого две дочери и свою фамилию Глебов передать оказалось некому. Так пусть его внук будет Глебом.

Стать моряком-подводником младший Лячин судя по фотографиям готовился с детства. На многих снимках он запечатлен то в папиной пилотке, то в папиной фуражке с крабом... Отец научил его играть на гитаре, гладить брюки, плавать, ходить на лыжах, быть самостоятельным. Уходя в плавание, наказывал: «Ты теперь - единственный в доме мужчина, помогай маме и сестричке, заботься о них». И сын старался изо всех сил.

А вот дочку Дашеньку папа баловал. И самая она лучшая, и самая красивая! С удовольствием, когда бывал дома, пришивал ей на школьную форму воротничок и манжеты. А уж когда та стала заниматься бальными танцами – пришивал блестки к ее роскошным платьям. Когда мог, ездил с ней на смотры и соревнования, переживал за нее, фотографировал. И даже поддержал дочку в желании проколоть уши, ходил с ней на эту процедуру.

После школы сын Глеб поступил в то самое училище, которое закончил его отец. 13 августа 2000 года Глебу исполнился 21 год. Скорбным для него оказался этот день рождения.

А потом по телевидению часто показывали любительский ролик о посвящении в подводники, снятый на борту «Курска». С шутками и прибаутками новобранцы целовали кувалду, пили забортную воду... Такое же «крещение» на «Курске» получил и Глеб. Вместе с другими курсантами Высшего военно-морского училища подводного плавания он проходил практику на судне отца. Редкое ныне родительское счастье – иметь не просто продолжателя рода, но и наследника дела, преемника.

Отец пожал Глебу руку по-флотски: дал ему растопыренную пятерню - морского «краба». И выдал документ настоящего подводника. Важное событие в жизни семьи потомственных моряков запечатлел фотоаппарат.

Глеб окончил морское училище после гибели «Курска». Я тогда спросила Юрия Николаевича:

Не передумает ли внук идти по стопам отца и деда?

Никогда! - уверенно сказал бывший моряк. - Он будет достоин памяти своего отца.

Так в семье появился третий кортик. Глеб начинал служить недалеко от Видяево. Молодому лейтенанту доверили первым ступить на борт поднятого с морского дна подводного крейсера «Курск» , где служил и погиб его отец.

С Ириной я долго не могла встретиться, чтобы расспросить ее о муже.

Но мне довелось посмотреть в доме Петра Степановича видеофильм «Курск» встречается с Курском». Видела, как вручали шефы придуманные ими ордена «За верность и терпение» женам моряков. И как Лячин не отходил от своей Ирочки...

Сестра Татьяна, та самая Петровна, как брат ее обычно называл, однажды спросила Ирину полушутя-полусерьезно: «И где же такие мужья берутся?» Ну как не позавидовать: он умел все отремонтировать - краны, обувь, электротехнику... Мог перешить одежду детям. А убирался в доме так, что нигде не оставалось и пылинки – ни за холодильником, ни под диваном, ни в одном углу! По долгу службы Гена приходил домой поздно и не каждый день, не говоря уже о длительных походах. Поэтому его появление всегда становилось для семьи праздником.

И когда Гена приезжал к нам, здесь все преображалось, – рассказывала мне Лидия Васильевна, мать Ирины. - Он всех заряжал своей энергией. А как пел под гитару! Всегда был веселым, доброжелательным. Но умел и рявкнуть так, что все подчинялись. Наверное, таким был и на корабле. Однажды дети (и свои, и племянницы) стали слишком громко резвиться. Он сказал коротко: «А ну-ка спать». И все четверо, представьте себе, тут же уснули!

Из-за тесноты ночевали на полу «вповалку». Геннадий вставал раньше всех и тихонько пробирался на кухню. Любил, чтобы в этот момент никто ему не мешал. Закроет дверь - и только слышно, как он там что-то режет, жарит, взбивает...

Но вот дверь открывалась - и все ахали! Так все красиво было порезано и разложено на столе. А как вкусно! Особенно Гене удавался почти воздушный омлет по-флотски. Поесть командир любил! Хотя и сетовал порой на свой внушительный вес - 105 кг! Подчиненные его так и звали за глаза: «Сто Пятый». Ни гантели не помогали, ни банька. Ирина только посмеивалась над его попытками сбросить лишнее. Сама она всегда была изящной и стройной как девушка.

Гена оправдывался: «Что поделаешь, работа сидячая!» И с удовольствием, когда был на берегу, прогуливался вечерами с женой по поселку.

Но в конце 1999 года весь экипаж «Курска» и его командир постройнели без всякой диеты. Какие красивые они стояли на своем парадном построении! Сколько раз эти незабываемые кадры показало телевидение в дни нашей всеобщей скорби!

В тот день, когда их фотографировали, подводники были счастливы и горды: они вернулись из очень трудного автономного плавания по Средиземному морю и Атлантике, с честью справившись с заданием Родины. Далеко не каждого командира корабля после похода принимает в Кремле глава страны. Можно их по пальцам перечесть за последние полвека. Лячина Путин, возглавивший к тому времени страну, принял и выслушал его доклад.

За этот поход командир АПТР «Курск» был представлен к званию Героя России. Но получить Звезду при жизни не успел. Ее получила из рук президента России вдова Геннадия Лячина - Ирина.

- «Курск» должен был отслеживать корабельные группировки НАТОвских стран в дальней океанской зоне, - объяснил Юрий Николаевич Глебов. - Гена рассказывал, как за ними там охотились! Это была война нервов. Вспомните, какая в это время складывалась обстановка в регионе югославского конфликта.

Отец Гены - Петр Степанович Лячин был уверен: лодку сына 12 августа именно американцы потопили! Они, мол, ему не простили, как он все их ловушки обошел в своем дальнем походе!

Писали же, что противник все свои силы бросил на поиски нашей лодки и понес колоссальные затраты - более $20 млн. Америке, возомнившей себя повелительницей мира, показалось досадным в чем-то проиграть какой-то русской подлодке! Вот и решили наказать строптивый экипаж «Курска» и его командира.

Также считают и многие российские подводники – от простых моряков до адмиралов. Ну ведь неспроста же в тот роковой августовский день в районе наших учений оказались две американские подлодки - «Мемфис» и «Толедо»! И одна из них после взрыва на «Курске» вдруг срочно отправилась на ремонт в Норвегию. Совершила возмездие? Но так жестоко, в мирное время... Впрочем, дальнейшие события в мире показали, что для выполнения своих планов, для удовлетворения своих амбиций США идут на многие преступления против человечности.

А в тот трагический августовский день, когда Глебов узнал о прогремевших взрывах на «Курске» и о том, что лодка лежит на дне, одно он понял сразу: Гена погиб. Иначе зять обязательно бы что-нибудь придумал, но лодку поднял! Он ведь всегда находил выход в самых сложных жизненных обстоятельствах. Он бы не растерялся. И его экипаж был под стать командиру. «Хочу служить на этом корабле до пенсии!» - писали домой матросы «Курска». А теперь подводный корабль молчал. Значит, произошло непоправимое...

Однако не умирала надежда. К тому же каждый раз по телевидению объявляли: «Смотрите экстренный выпуск!» И... опять ничего нового.

Слегла от потрясений, а потом и умерла Лидия Васильевна. Ведь она столько лет была зятю второй матерью! Родная мать Гены ушла из жизни давно. На уколах жил его отец - Петр Степанович. Фронтовик очень верил, что экипаж спасут. «Вот только хватит ли им там воздуха? - спрашивал бывший экскаваторщик бывшего подводника. - Ведь могут не успеть...» После гибели сына он прожил недолго.

Юрий Николаевич внешне выглядел спокойным. Но душа его страдала бесконечно. Он очень переживал за дочь, косвенно ощущая и свою вину. Это же он когда-то увлек мечтой о море ее будущего мужа. Но у каждого своя судьба...

Ирина держалась молодцом. Во всяком случае, перед телекамерами. Так, впрочем, и должны держаться настоящие жены моряков. Ведь их мужья всегда готовы к достойной гибели. «Моряк должен свыкнуться с мыслью умереть в море с честью...» Эти жестокие, но верные слова произнес человек, который подтвердил их правоту собственной жизнью, - адмирал Макаров.

Гена лишь однажды произнес эти слова, но Ирина запомнила их навсегда. И хотя провожала мужа в поход всегда с улыбкой и традиционной шуткой: «С чужими женщинами не знакомься и пей только воду», на сердце всегда было неспокойно. Но она никогда никому не говорила об этом. Внешне выглядела невозмутимой и уверенной.

Даже после сообщения о трагедии в Баренцевом море Ирина старалась сохранять спокойствие. Она была женой командира и должна была подавать пример остальным женам. Говорила им: «Мы будем верить, будем ждать».

Сама же позвонила родителям, которые сутками не спали, лелея себя надеждой и мучаясь неопределенностью. Сказала:

Мужайтесь, дорогие. Нашего Гены больше нет. Но давайте будем считать, что он ушел от нас в очень далекое плавание.

Считает ли так сама Ира, не знаю. И хотя бытует мнение, что время лечит, мне пришлось убедиться на ее примере, что это далеко не так. Боль утраты любимого человека не утихла.

Все эти годы Ирина избегала всяких интервью. Считала, что не сможет найти слова, чтобы представить Гену таким, каким он был. Но недавно, в последнюю нашу встречу, рассказывая о своих внуках (их у нее уже трое и все - мальчишки), об отце, который живет теперь с ней в Санкт-Петербурге, о своей работе, домашних хлопотах, Ира вдруг сказала и о Гене: «Хорошо, что он был в моей жизни. Такой надежный, такой родной!.. Я все помню и благодарна ему за нашу жизнь». И не смогла сдержать слез.

А потом неожиданно рассказала, как после гибели «Курска», оставшись одна в квартире, громко рыдала навзрыд и орала по-бабски, уткнувшись в одежду мужа, еще хранящую его такой родной запах… И только приход детей остановил ее истерику. Она поняла, что ради них должна быть сильной. Дети потеряли отца и сейчас им, как никогда, нужны опора и поддержка, а не убитая горем мать.

Ира с Геной прожили вместе ровно 25 лет. Четверть века. Сразу после учений собирались отметить в кругу друзей свой счастливый серебряный юбилей.

Утром в дверь позвонили. На пороге стоял мичман с большим букетом.

Ваш муж просил поздравить вас сегодня с радостной датой и вручить цветы. Остальное командир обещал сказать сам, когда вернется.

Ирина знала, что он скажет. Они давно научились общаться без слов – телепатически. Но хотелось и наяву услышать родной голос и окрыляющие душу слова: «Любимая моя женушка!»

Он не вернулся. Ему было 45 лет.

Спустя полтора года в поднятой со дна моря подлодке нашли куртку, в кармане которой сохранилось удостоверение Геннадия Лячина. В нем лежала фотография его жены.

Гена словно говорил ей на прощание: «До последней минуты ты была рядом. Помни обо мне!..»

Геннадий Петрович Лячин стал хозяином командирского мостика большой подводной лодки без малого 12 лет назад. Не каждому офицеру дано испытать это счастье. Только жена Ирина знает, как труден был путь ее мужа, ведь они вместе преодолевали его с тех пор, когда Геннадий еще учился в Высшем военно-морском училище подводного плавания имени Ленинского комсомола

Геннадий родился в райцентре Волгоградской области в рабочей семье. Наверное, как и многим мальчишкам совхоза "Сарпинский", судьбой ему было уготовано стать рабочим в совхозе или грузчиком, как отец, на Волгоградском хладокомбинате. Но жила в парне мечта - увидеть море. Она и вела его по жизни.
Уже на первом курсе училища офицеры-воспитатели и преподаватели увидели в Лячине задатки будущего командира. Он был лидером роты, возглавлял ее комсомольскую организацию. Когда перешел на четвертый курс, стал заместителем командира роты младших курсов. Командир роты, в которой учился Лячин, капитан 3 ранга Степанов написал в аттестации своего воспитанника: "Обладает высокими организаторскими способностями. Умело обучает и воспитывает подчиненных. Командирские качества хорошие".
Первая аттестация, считает начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ генерал-полковник Илья Панин, самая главная в жизни офицера. Она раскрывает его характер, нравственные и волевые качества, которые потом лишь совершенствуются в процессе службы.
Однокурсники знали: на Генку можно положиться. А что касается флотской службы, более влюбленного в нее, чем он, трудно было сыскать.
Вообще трудно было понять, как он все успевает: и отлично учиться, и командовать младшекурсниками, и на своем курсе быть заводилой. Училище он окончил почти на одни пятерки.
Летом 1977 года лейтенант Лячин приехал в Видяево, куда получил назначение после окончания училища командиром группы управления ракетной боевой части (БЧ-2). У подводников так часто бывает: первый гарнизон, как первая любовь, остается единственным на всю жизнь. По отношению к командиру "Курска" эти слова, увы, теперь имеют прямой и горький смысл. У опустевшего причала, от которого ушел в свой последний поход ракетный крейсер "К-141" ошвартовалось госпитальное судно "Свирь", ставшее временным домом для членов семей погибшего экипажа...
Ира очень волновалась, когда ее любимый и единственный Гена уходил в море. Но выросшая в старинном морском Кронштадте, она хорошо понимала, что значит быть женой моряка и была готова к нелегкой доле жены подводника. Короткие встречи и частые расставания, бессонные ночи, проведенные в мыслях о муже, который сейчас, где-то вдали, в глубине Атлантики или под многометровым льдом Арктики - все это было мучительно тяжело пережить. А тут еще, то сын Глеб, простудится, то маленькой Дарье нездоровится. Дети часто болели: как-никак Крайний Север, климат не из благоприятных, а дома - холод, спасаешься только электрообогревателями. Спали иногда прямо в одежде, тесно прижавшись к друг другу. Да и в школе, где Ира устроилась учительницей - и то, слава Богу, что нашла работу, - было нелегко. Но эти же бытовые заботы и отвлекали ее. Когда Геннадий поздно вечером прибегал с лодки домой, уставший и промерзший после пятикилометрового марш-броска от пирса до жилого городка, Ира ни словом, ни намеком не давала понять, как ей иногда бывает тяжело. Может быть, семейное тепло и забота больше всего помогали Геннадию в службе.
А служба, между тем, складывалась для молодого офицера удачно. Командир эскадры подводных лодок вице-адмирал Анатолий Шевченко как-то сказал мне, что будущего командира корабля видно еще в лейтенанте. Есть целая система в кадровой работе командиров и флагманских специалистов, которая позволяет выделить молодого офицера, обучить и поднять на командирский мостик. Лячин оказался именно таким офицером, на которого, что называется, положили глаз начальники. Командир группы, командир боевой части "два", старший помощник командира. Нет, Геннадий Лячин не "скакал" по должностям. Это была трудная, но очень любимая им работа. Однажды командир корабля капитан 1 ранга Андреев даже был вынужден написать в служебной аттестации: "Увлекаясь исполнением своих служебных обязанностей, не сумел организовать свою личную подготовку на своевременно сдачу зачетов на самостоятельное управление кораблем". Пожалуй, это единственное упущение Лячина за все 23 года его офицерской службы. Да и то, какое же это упущение, если группа, которой командовал Геннадий Лячин, стала отличной, а позже в отличные он вывел и свою боевую часть "два".
Старшие начальники отмечали, что офицер в сложной обстановке ориентируется правильно, умеет принимать грамотные решения. Эти качества отмечают в нем начальники и тогда, когда Геннадий Лячин стал командиром подводной лодки, а с декабря 1996 года - командиром подводного ракетного крейсера.
О большом практическом опыте плавания и выполнения задач боевой подготовки свидетельствует и такой факт: к 1988 году он провел в море более 740 суток, "за плечами" подводника уже было более 20 тысяч (!) миль, пройденных в подводном положении корабля и более 80 тысяч (!) в надводном. Это отмечено в аттестации, подписанной командиром большой подводной лодки капитаном 1 ранга Тейшерским. Аттестационная комиссия сделала вывод о том, что Лячин достоин назначения на должность командира большой подводной лодки.
Он всегда был достоин: продвижения по службе, уважения коллег-подводников, любви Ирины и своих детей.
И в своем последнем, трагическом походе он погиб как истинный командир, в центральном посту ракетного крейсера "К-141". По положению выдвижных устройств и рулей можно предположить, что капитан1 ранга Лячин не растерялся. Он и в последние секунды своей жизни думал об экипаже и корабле и наверняка пытался их спасти:
- Боцман, всплываем!
- Обе турбины вперед полный!
- Продуть ЦГБ!
- Поднять перископ!..

- Геннадий Петрович, как случилось, что волгоградские степи вдруг подарили Военно-морскому флоту России морского волка, командира суперсовременной субмарины? Может, родители в том виноваты?

Нет, родители мои никакого отношения к морской службе не имели, кроме того только, что отец воевал. Но вот со школьной скамьи, подружившись со своей будущей женой, я познакомился и с ее отцом, бывшим военным. Он начинал службу еще юнгой, всю жизнь провел на флоте, с любовью к нему относился, много и с упоением рассказывал мне о флотской жизни, традициях. И как-то все это меня увлекло, стал много читать о флоте, а после окончания школы уже твердо решил: буду поступать в военно-морское училище. Ну, а уже подплав, как службу наиболее сложную и ответственную, как настоящую мужскую работу, выбрал сам и без колебаний. И вот уже 23 года служу в Видяеве, в дивизии именных атомных подводных лодок-ракетоносцев. Участвовал в нескольких дальних боевых походах.

- Расскажите, пожалуйста, о последней автономке.

Побывали в южных широтах Атлантики, в Средиземном море. Если раньше там у нас было целое объединение, включавшее управление подводными силами в этом регионе, свои базы, куда можно было зайти для пополнения запасов, заняться при необходимости ремонтом, дать отдых личному составу, то сейчас такой структуры нет. Лодка новая, и в первом же ее автономном походе наиболее важно было проверить, насколько окажутся надежными ее материальная часть, все жизненно важные системы, особенно в сложных условиях большого противостояния противолодочных сил флотов НАТО. В этой связи испытание на зрелость и стойкость проходил и сам экипаж. А задача была - поиск и слежение за авианосными и ударными группировками потенциального противника. Предстояло узнать все: состав его сил, маршруты развертывания, переходов, характер деятельности и многое другое.

- Реально проявлялось противоборство с противником или вы были лодкой-невидимкой, сродни Летучему голландцу, и просто курсировали по морским глубинам, никому не мешая, в качестве подводного разведчика?

Разумеется, задача скрытности передвижения всегда стоит перед подводниками. Но в этом походе было всякое: И мы не давали спокойной жизни многочисленным силам противника, и к себе ощущали, мягко говоря, повышенное внимание. Нам пытались активно противодействовать в первую очередь патрульная противолодочная авиация, а также надводные корабли и подводные лодки. Мы их своевременно обнаруживали, но случалось, что и они нас засекали. У них задача была - установить за нами длительное устойчивое слежение, что мы им постоянно срывали.

- Надо полагать, что сопутствовала тому не только соответствующая выучка экипажа, но и тактико-технические возможности подводного крейсера-ракетоносца ВМФ России?

Разумеется. Корабль наш вообще, можно сказать, уникальный, имеющий перед подлодками противника целый ряд преимуществ. К тому же такой класс кораблей, совмещающих торпедное и ракетное оружие, у них вообще отсутствует. У нас оружие превосходит их образцы и по мощности, и по дальности радиуса действия, и по спектру своих возможностей, поскольку при необходимости мы имеем возможность одновременно атаковать из глубин океана множество целей: то есть наносить удары по наземным объектам одиночным кораблям и крупным их соединениям. Кроме того, лодка имеет хорошую маневренность, высокую скорость движения в подводном положении.

Лучшие дня

- Как известно, на момент вашего похода была достаточно накаленной военно-политическая обстановка в регионе югославского конфликта и во всем Средиземноморье. Наверное, это обстоятельство сказывалось и на вашем походе, усложняло его задачи?

Да, конечно. Но при этом весьма интересно, что (как стало нам известно уже после возвращения на родную базу) страны Средиземноморья, такие, например, как Франция, Греция и Италия, приветствовали Российский военно-морской флаг в Средиземном море, которое американцы, форсируя там свое военное присутствие, хотели бы считать своим владением, хотя у него статус открытого международного моря.

- Автономный режим плавания, думаю, вовсе не означал, что родная база, руководство флота были в неведении: где вы, все ли живы и здоровы и как вообще проходит выполнение боевой задачи?

Нет, мы в назначенное время имели постоянную устойчивую связь с базой, производили обмен информацией и в этом плане не чувствовали никакой оторванности. Все без исключения члены экипажа спокойно и уверенно исполняли каждый свою задачу. Хотя, конечно, были напряженные моменты, когда после сеанса связи мы принимали целеуказание, и лодка была готова к выполнению самых неожиданных маневров и вообще боевых задач, когда, образно говоря, руки были на кнопках пуска.

- Геннадий Петрович, известно, что, учитывая высокую результативность похода, вас лично принял для доклада сначала командующий ВМФ России, а после даже председатель правительства, и.о. президента страны В. В. Путин. Как прошла эта встреча?

Владимир Владимирович внимательно выслушал короткий доклад о походе, задал несколько вопросов и высказал удовлетворение миссией экипажа атомного подводного ракетного крейсера "Курск" в Атлантике и Средиземноморье. Высокая оценка дана также главкомом ВМФ и Министерством обороны России. В частности, отмечалось, что благодаря хорошей всесторонней подготовке к походу самого корабля и его экипажа в автономном плавании при выполнении боевых задач не было никаких внештатных, экстремальных или аварийных ситуаций. А противник был вынужден, бросив на поиски нашей лодки все свои силы, понести колоссальные затраты сил, средств и материальных ресурсов. Только топлива на поиски нашей лодки им было истрачено на 10,5 миллиона долларов, да плюс с иными расходами поиски и попытки слежения за нашей лодкой обошлись в 20 миллионов долларов.

Главный же вывод был таким: Россия не утратила возможности в целях собственной безопасности и своих национальных интересов обеспечивать свое активное военное присутствие во всех точках Мирового океана, и по-прежнему ее атомный подводный флот является надежным ракетно-ядерным щитом нашей великой морской державы.

На этом наш разговор с командиром атомного подводного ракетного крейсера Курск капитаном 1 ранга Геннадием Лячиным и закончился. Он рассказал обо всем, кроме одного: умолчал, что сам он за достигнутые результаты в этом уникальном боевом походе представлен к званию Героя России.

Из книги "Дорога домой":

"...А хочется закончить моим собственным письмом – письмом героям-морякам подводной лодки «Курск», которые показали миру доблесть самопожертвования:

Героям-морякам

Наши любимые, наши дорогие,
На самой глубине,
Где и рыбе не быть,
Вы героями пали,
Задохнувшись стихией,
Где никто и ничто
Не могло вас укрыть
От волны беспощадной,
От бездонного ада,
Где от века веков
Лежат много таких,
Что без страха уплыли
От любимого сада,
От семейного дома,
От детей молодых.

Что мы знаем – кого
Бог Господь именует
Для грядущего дня
Среди славных Святых?
Пусть венец наших слез,
Братья, вам аллилует
И по Мурманскому морю
Навеки кадит!

(Уровень III, Важность «средняя» )

Проектом:Волгоград и Волгоградская область Волгоградом страницу проекта присоединиться к проекту и принять участие в его обсуждении . III
(в развитии) Эта статья по шкале оценок статей Проекта:Волгоград и Волгоградская область имеет III уровень .

Средняя

Волгоград и Волгоградская область : средняя

Участнику Fastboy [ править код ]

Вы считаете частный веб-сайт flot.com авторитетным источником? Можно на основании ВП:АИ рассказать, к какой категории Вы относите этот сайт? И главное, Вы действительно считаете фразы типа «„Курск“ и его командир, фактически, возводятся в ранг „личных врагов Америки“» энциклопедичными? Leo 16:36, 8 июня 2013 (UTC)

Уважаемый Leo711, в утверждении «Источников нет. Стиль неэнциклопедичный. "Официальный документ" - любительский веб-сайт.» по крайней мере его последняя часть - неверна. Перед удалением не трудно было убедиться, что flot.com (Центральный Военно-Морской Портал) - является СМИ (свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-39156), а указанная на нём статья - является перепечаткой одноимённой статьи журнала «Вокруг Света» за авторством капитан 1-го ранга Владимира Шигина, который по роду службы вполне может рассматриваться ВП:АИ по теме статьи.--Fastboy 17:59, 9 июня 2013 (UTC) - мне кажется, что чрезмерная расстановка запросов на источники (в ряде случаев - по нескольку на каждый абзац) является деструктивным поведением. Предлагаю Вам самостоятельно расставить источники (это не сложно, если открыть ссылки, приведённые внизу страницы), либо удалить свои запросы. --Fastboy 18:01, 9 июня 2013 (UTC) Вы откатили мою правку. Написали хамское сообщение на моей СО. Потом подали совершенно необоснованную жалобу на снятие флага. Ругаетесь матом в энциклопедии. Всё это говорит о том, что правил Википедии Вы не знаете. А потому поясняю: если в течение двух недель Вы не представите запрошенные источники, я с чистой совестью удалю этот кусок из статьи. Капитан 1-го ранга Шигин не знает и не может знать о кадровых перестановках в ВМФ США. Источником может служить только официальная информация вида «За… адмирал… был отстранён от занимаемой должности». А любителей потравить байки о своём геройстве на флоте всегда хватало. В статье о Метро-2 , помнится, Вы точно так же пытались воспрепятствовать удалению неподтверждённой источниками информации. Причём в теме, к которой до этого никакого отношения не имели. Leo 18:25, 9 июня 2013 (UTC) Да, я откатил Вашу правку, так как считаю удаление текста с приведённым источником - очевидным вандализмом. Если бы вместо Вас удалял любой анонимный участник, его правки были бы также откачены, по той же причине. Причём, в данном случае ситуация усугубляется комментариями про неавторитетный источник, которые вводят в заблуждение. Затем у Вас мастерски получается обсуждать меня (начиная с заголовка темы), а не предмет статьи. --Fastboy 18:36, 9 июня 2013 (UTC) Это неавторитетный источник, поскольку не является официальным. Это подборка флотских баек, не более. Среди других «СМИ», имеющих регистрацию, можно привести немало тех, что внесены в бан-лист Википедии. И если Вы не представите документальные подтверждения того, что Лячин был признан «главным врагом США», что «на поиск его лодки были брошены все силы НАТО в Средиземном море» и всех остальных упомянутых «фактов», я этот фрагмент удалю. По моему мнению, Ваши возражения совершенно абсурдны. Любой здравомыслящий человек (а я надеюсь, Вы таковым являетесь) понимает, что всё написанное в этом разделе - не более чем сильно преувеличенные пьяные россказни, которые от многократного повторения кажутся правдой самим рассказывающим. Leo 03:40, 10 июня 2013 (UTC) Конечно, у меня нет документальных подтверждений. И вряд ли будут по вполне конкретным причинам: «эта страница его биографии пока остается частью государственной тайны. Известно только, что так были оценены действия экипажа "Курска" в Средиземном море во время натовских бомбардировок Югославии.» . Ваши требования об официальных документах - перегреты. Верить или не верить опубликованным интервью с коллегам Лячина (в частности, адмирала Попова В. А.) - ваше личное дело (мне, например, лично, пассажи про «личный враг Америки» и «весь 6-й флот» кажутся более уместными в спец. разделе "оценки и мнения", а не в разделе биографии). Но их точка зрения имеет право (должна) быть представлена в статье. Тем более, что на них ссылаются вторичные источники, а других источников, которые их опровергают - не приведено. --Fastboy 16:20, 10 июня 2013 (UTC) «Конечно, у меня нет документальных подтверждений.» Мне это прекрасно известно. Вы ведёте войну правок, но не в состоянии подтвердить отстаиваемый кусок текста источниками. Вместо этого пытаетесь пропихнуть в качестве фактов пьяные выдумки «потомственного моряка», а представление Лячина к награде «подтверждаете» сообщением о его посмертном награждении двумя годами позже. На этом диалог заканчивается. Ваши изменения в статье являются доведением до абсурда и войной правок. Увидимся на ЗКА. Leo 16:59, 11 июня 2013 (UTC) Напишите сами на ЗКА? А то вдруг опять что-то не по правилам ляпну. --Fastboy 17:04, 11 июня 2013 (UTC)