Юрий Филиппов. Отец. Долгое возвращение Очень хороший текст сына Юрия - о прекрасном актёре Сергее Филиппове. Сергей филиппов Актер сергей филиппов личная жизнь

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе», «Масик хочет водочки» - эти фразы, произнесенные с экрана Сергеем Филипповым, стали крылатыми. За свою жизнь он сыграл в 100 фильмах и запомнился зрителям как яркий комедийный актер.

Сергей был единственным сыном в семье Филипповых. Он родился 24 июня 1912 года в одном из поселков Саратовской области. Отец работал на заводе у станка, мать вела домашнее хозяйство и брала шитье на дом. Семья перебивалась с копейки на копейку.

Когда Сергею исполнилось 5 лет, началась революция. Завод остановился, отец с горя запил. Однажды он вернулся домой пьяным и заявил, что уходит воевать: больше отца Сергей не видел. Мать бралась за любую работу, поэтому на сына времени не оставалось. А вскоре в доме Филипповых появился отчим. Актер вспоминал его как властного человека, который даже на ночь клал пистолет под подушку.

Нервная атмосфера отражалась на учебе и поведении Сергея. Учился он плохо, как-то на уроке химии чуть не взорвал школу. Вскоре его отчислили. Тогда мать отвела сына работать в пекарню, но и там он долго не продержался. Сергея Филиппова уволили, когда он, зачитавшись романом , забыл посолить хлеб. С немцем-краснодеревщиком у парня тоже не срослось: он испортил дорогой антикварный шкаф, вбив в него десяток гвоздей. Не вышло из него ни слесаря, ни садовника, ни грузчика.


Сергей обожал танцевать, мог часами репетировать возле зеркала или наблюдать за репетициями в танцевальной студии. Его взяли в танцевальный класс, хотя он и был высокий и худой. Филиппов мечтал стать танцором балета, но опоздал – набор в балетные училища уже закончился. Тогда упрямый юноша поступил в эстрадно-цирковой техникум. После окончания он умудрился поступить в труппу Театра оперы и балета. Правда, на четвертом представлении Сергей Филиппов потерял сознание прямо на сцене. Врачи констатировали инфаркт – о карьере в балете пришлось забыть.

Театр

После неудачной балетной карьеры Филиппов перешел работать в Театр-студию эстрады. На одном из выступлений его заметил Николай Акимов и предложил работать в Ленинградском театре комедии. В этом театре Сергей Филиппов проработал 30 лет, с 1935 по 1965 годы. Здесь он сыграл свои лучшие роли в спектаклях «Собака на сене», «Не все коту масленица», «Актриса», «Простая девушка», «Ревизор» и десятках других.


Сергей Филиппов в спектакле "Страшный суд", 1939 год

Филиппов быстро прославился. В довоенные и послевоенные годы фильмов снималось не так много, поэтому люди охотно ходили в театр. За год Ленинградский театр эстрады ставил 16 спектаклей – Сергей Николаевич участвовал во всех. Ему талантливо и тонко удавалось сыграть все уродливое и пошлое, что есть в людях, и это всегда было неожиданно и мастерски.

В 1965 году актера уволили из театра. Последней каплей стали нецензурные ремарки, которые нетрезвый Филиппов подавал из-за кулис. Его уволили «по собственному желанию».

Фильмы

Сергей Филиппов начал сниматься в кино в 1937 году. Он дебютировал в роли финна в фильме «Падение Кимас-озера». Затем были съемки в «Волочаевских днях», «Члене правительства», «Новых похождениях Швейки», «Беспокойном хозяйстве», «Золушке».


В 40-х годах советское кино не могло похвастаться большим количеством комедийных актеров, поэтому режиссеры часто приглашали талантливого Сергея Филиппова. Одной из самых ярких стала роль лектора в комедии «Карнавальная ночь». Еще одна интересная работа – Казимир Алмазов в фильме «Укротительница тигров».

В 1965 году Филиппову удалили опухоль мозга, но он продолжал сниматься. После многосерийного фильма «12 стульев», в котором он сыграл Кису Воробьянинова, актер уже не мог свободно ходить по улице - прохожие его узнавали, просили автограф.


В 80-х Сергей Филиппов почти не появлялся на экране из-за проблем со здоровьем. Одной из последних работ в кино была эпизодическая роль пациента в фильме «Собачье сердце» в 1988 году.

Личная жизнь

Филиппов был женат два раза. С первой супругой Алевтиной Горинович он познакомился в училище. Вскоре они поженились, в 1936 году Алевтина родила сына Юрия. Юре было 10 лет, когда родители развелись. Первое время Сергей поддерживал отношения с сыном, но затем Алевтина Горинович иммигрировала в Америку. Отъезд бывшей жены и сына стал для актера ударом, он не смог их простить и не читал писем от сына.


Сергей Филиппов был идейным коммунистом, после развода ему повсюду мерещились агенты КГБ и слежка. Он боялся, что за ним придут, и ждал этого.

Актёр познакомился со второй женой Антониной Голубевой в ресторане. В драке Филиппова кто-то ударил вилкой, а Антонина помогла остановить кровь, утешила. Так они начали жить вместе. Голубева была старше мужа на 13 лет, контролировала каждый его шаг, друзей, телефонные звонки, жутко ревновала его к коллегам и поклонницам.


Знакомые говорили, что актёр побаивался властной супруги. Он никогда не называл ее по имени – только Барабулькой. Вместе они прожили 40 лет.

Антонина Голубева была рядом, когда Сергея Филиппова уволили из театра, когда ему удаляли опухоль, выхаживала, заботилась, спасала.

Смерть

Филиппов пережил свою Барабульку всего на год. Смерть супруги стала для него ударом, от которого он не смог оправиться: рак начал прогрессировать. Актер последние годы жизни страдал от одиночества. На пике славы он был расточителен, на старость денег не скопил. Коллеги и друзья к нему заглядывали лишь изредка.


Он умер 19 апреля 1990 года в своей квартире, совсем один. Его тело обнаружили соседи лишь через две недели после смерти. Их поразила нищенская обстановка в квартире – не было библиотеки, дорогого антиквариата. Что-то актер распродал, что-то незадолго до смерти забрали родственники Барабульки.

Деньги на похороны собирали по знакомым, киностудия «Ленфильм» не выделила ни копейки. Скромный гроб, скромные проводы в последний путь до Северного кладбища в Санкт-Петербурге. Актера похоронили рядом с его второй супругой.

Фильмография

  • 1945 - «Здравствуй, Москва!»
  • 1954 - «Укротительница тигров»
  • 1956 - «Разные судьбы»
  • 1957 - «Девушка без адреса»
  • 1958 - «По ту сторону»
  • 1965 - «Иностранка»
  • 1971 - «12 стульев»
  • 1973 - «Иван Васильевич меняет профессию»
  • 1976 - «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
  • 1977 - «Инкогнито из Петербурга»
  • 1980 - «Комедия давно минувших дней»
  • 1982 - «Спортлото-82»
  • 1985 - «Опасно для жизни!»
  • 1987 - «Сказка про влюблённого маляра»
  • 1988 - «Собачье сердце»
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Филиппова Сергея Николаевича

24.06.1912, Саратов - 19.04.1990, Москва.

Начало - «хулиганское»

Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье. Отец его был слесарем, мать – портнихой. В школе учился неважно, а в старших классах и вовсе прослыл хулиганом. Лишь два предмета давались мальчику особенно хорошо –литература и химия, последний из которых его однажды очень сильно подвел. Как-то в отсутствии учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов… создав тем самым по всей школе ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, и горе-химика исключили из школы.

Учеба

Сергей Филиппов особенно не расстроился: пошел учеником пекаря в частную пекарню. Потом он перепробовал еще несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию. И тут перед Филипповым открывалось блестящее будущее: через несколько недель он уже считался лучшим учеником. И юное дарование по совету преподавателей в 1929 году отправился поступать в Москву. Опоздав на приемные экзамены в балетное училище при Большом театре, а заодно и в хореографическое училище в Ленинграде, Сергей Филиппов, не растерявшись, подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.

Одаренному студенту все пророчили успех на многие годы. Окончив техникум, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. Но карьера балетного танцора, к сожалению, оказалась слишком короткой - во время очередного спектакля ему стало плохо, сердечный приступ. Из балета пришлось уйти.

Сергей Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Театр комедии. У легендарного режиссера Филиппов играл в основном комедийные роли. Да и в амплуа комика он чувствовал себя как рыба в воде. Актер был безмерно счастлив, что сказав всего одну реплику, он может заставить смеяться целый зал.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Кино

В кино впервые актер начал сниматься в начале 1937 года. И дебют стал судьбоносным в творчестве Сергея Филиппова. Его пригласили на бессловесную и, как казалась, в тот момент, легкую роль финна-шюцкоровца в фильме о гражданской войне в Карелии режиссеров Музыкантов «За Советскую Родину», но книге Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера». Нужны были только ловкость, сноровка, смелость, что Филиппову не надо было занимать.

Герою актера надо было выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающий каток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца. Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, он должен тут же рухнуть в воду. Одного плохо: съемки проходили зимой и падать приходилось в ледяную воду.

Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом. Приходилось повторять эпизод еще, и еще, и еще. Четыре раза Филиппов падал в воду, четыре раза, совершенно закоченевшего, парня извлекали из воды, растирали спиртом и переодевали. Казалось бы, все эти мытарства способны были отбить у кого угодно охоту сниматься в кино. Но Сергей Филиппов держался стойко, и желание сниматься росло с каждым дублем!

После «ледяного дебюта» актера заметили, и режиссеры охотно стали приглашать на съемки. Роль следовала за ролью.

Первый брак

К тому времени устроилась и личная жизнь актера. Он женился на Алевтине Ивановне Григорович, которая вместе с ним училась в эстрадно-цирковом техникуме. Рисковали они оба. Филиппов тем, что женился на дочери дворянина, а это ни как не поощрялось в те годы. Алевтина вполне могла навлечь на себя гнев бабушки, воспитывающей в строгости свою внучку (родители Алевтины погибли). Ведь у ее будущего мужа не было, как говорится, «ни кола, ни двора».

Бабушку, что говорится, просто поставили перед фактом, показав ей свидетельство о браке, и семья зажила. А в 1938 году у них родился сын Юрий.

Тридцатые годы

В 1939 году актер появился на экране сразу в трех фильмах. В картине «Член правительства» режиссеров Зархи и Хейфица в роли наглого и жестокого человека, лодыря и саботажника. Одного из тех, кто скоро начнет убивать из-за угла строителей новой колхозной жизни. С такими врагами Сергею Филиппову пришлось в свое время познакомиться. Будучи комсомольцем, он принимал участие в отрядах, отбиравших излишки зерна у кулаков. Хорошо запомнил он звериную ненависть этих врагов Советской власти и ярко перенес увиденное в жизни на экран.

Сергей Филиппов сыграл также эпизодическую роль погромщика в фильме «Выборгская сторона» Козинцева и Трауберга, где молодой артист выделился резкостью и точностью характера своего героя, и старого железнодорожника в картине «Аринка» Кошеверовой и Музыканта.

Сергей Филиппов переживал пору подъема. Талантливый режиссер Сергей Юткевич пригласил его в картину «Яков Свердлов» на роль матроса-анархиста и эта удачная работа как бы окончательно закрепила за молодым артистом право появляться на экране.

Своеобразие дарования актера, его легкая эмоциональная возбудимость, яркость и острота комедийных приемов, удивительно органическое существование в образе привлекало режиссеров. Артист поражал своей богатой мимикой и пластичностью. Его лицо могло передавать сложные психологические состояния, мимические реплики. Обращала на себя внимание и его невероятная физическая выносливость. Его трудно было удержать от опасных трюков и экспериментов.

«Приключение Корзинкиной»

Развитие советской эксцентрической кинокомедии проходило в сложных условиях. Этот жанр был отнесен к разряду «формалистических». Но первая картина - «Приключения Корзинкиной», режиссера Климентия Минца, с чудесной актрисой редкого комедийного дарования и огромного обаяния в главной роли, прошла с успехом. Сергей Филиппов сыграл в этом фильме роль мастера художественного слова, выступающего с чтением стихотворения на эстрадном конкурсе.

Герой актера, чтец вышел на сцену с мышкой, которая проскользнула за ворот фрака, читать «Умирающего гладиатора». Трагический смысл стихов Лермонтова и поведение самого исполнителя, хихикающего от того, что мышь его щекотала, находились в резком противоречии. Сергей Филиппов выдавал каскад мимических трюков, прибегал к самым острым приемам игры - гротеску и буффонаде - и достигал необыкновенного комического эффекта, роль удалась необыкновенно.

В таком же ключе сатирического преувеличения и буффонады актер сыграл следующую роль - ефрейтора Шпукке, в фильме «Новые похождения Швейка». В одной из своих статей режиссер этого фильма Сергей Юткевич, высоко оценивая творчество Сергея Филиппова, назвал его «великолепным буффоном».

«Ночной патруль»

Длинная вереница комедийных образов, созданных Сергеем Николаевичем в последующие годы, позволяет понять особенность его творчества. Он действительно ни на кого не был похож. У него были любимые комики, но, восхищаясь ими, их работой, он никогда не стремился повторять их приемы, не копировал их маски. Сергея Николаевича зрители узнавали сразу, да он и не пытается спрятаться под какой-либо маской. В каждой, даже самой маленькой роли он искал, прежде всего, характер.

«Чаще всего, - говорил Сергей Николаевич, - мне приходится играть роли советских людей, наших современников, а потому я и стараюсь найти в каждой из них общественный смысл» . Таким престал перед зрителями Сергей Филиппов в картине «Ночной патруль» в роли завмага Ползикова. Актер присутствовал на допросах проворовавшихся дельцов, подобных Ползикову. Ему казалось, что он нашел эту особенность и показал ее не просто как черту характера данного завмага, а как явление, обусловленное тем социальным строем. Это постоянный, панический страх Ползикова перед советским правосудием и неизбежным разоблачением его жульнических операций.

Личная жизнь

Слава, обрушившаяся на Сергея Филиппова, по сути, разрушила его семью. Актер пользовался огромной популярностью у женщин, чем с удовольствием и пользовался. Бесчисленные романы с первыми красавицами Москвы и Ленинграда, постоянные выпивки, все это привело к тому, что через полтора десятка лет Алевтина Ивановна забрала сына и ушла. Официально развод они так и не оформили…

Сергей Филиппов не долго оставался один. Очень скоро он сошелся с писательницей Антониной Георгиевной Голубевой, которая, кстати, была почти на двадцать лет его старше. Они зажили, как сегодня говорят, гражданским браком.

Филиппов очень любил свою супругу и одновременно очень ее боялся. Голубева, будучи женщиной весьма ревнивой, сразу же взяла его в руки. Она контролировала каждый шаг мужа и даже запрещала ему видеться с сыном и бывшей женой. Пыталась Антонина Георгиевна бороться и с его пристрастием к алкоголю, но все попытки оказались безрезультатными. Филиппов продолжал пить, превращаясь в настоящего алкоголика…

1950–е годы

С середины 50-х последовал новый взлет популярности Сергея Филиппова. Все началось с его Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров». Несмотря на резкие сатирические краски, его персонаж не изображен злодеем, не превращен в символ или карикатуру. Филиппов создал живого человека, наделенного жизненными чертами. Наглый, самовлюбленный, дурак Алмазов на каждом шагу подчеркивает свое превосходство над другими. Но его, как и каждого, кто возомнит себя незаменимым в этой жизни, ждал бесславный конец.

Вторая половина 50-х – это время когда Филиппов безраздельно господствовал на комедийной сцене и пользовался огромной популярностью у зрителей: в те годы настоящих комиков было немного. Одна из самых ярких удач Сергея Николаевича - лектор «из Общества» в картине «Карнавальная ночь» . Несколько мгновений присутствовал на экране лектор «из Общества» - Сергей Филиппов, а перед зрителем возникал незабываемый образ живого человека с ясной и подробной биографией, человека, далекого от современности, от науки, жалкого невежды, превратившего свою интересную профессию в унылое ремесло. Он произносил очень мало слов. Но с помощью тонко разработанной мимики и жестов Филиппов передал неизмеримо больше того, что было отпущено актеру по тексту.

Невозможно не вспомнить еще одну работу артиста. В фильме «Девушка без адреса» он сыграл начальника конторы Василия Никодимыча Комаринского. Перед нами очередной «пустобрех», уверенный в своей необходимости и незаменимости и рассуждающий о «своевременности оборачиваемости поступающих директив своевременно и точно в свое время» в его конторе. Зато в домашнем кругу он превращается в подкаблучника Масика. Помните его фразу, обращенную к жене: «Масик хочет водочки» .

Последние роли

Судьба комедийного артиста зависит от развития комедийной драматургии. У Филиппова были годы, когда он не сыграл ни одной роли в кино. На репертуаре Филиппова, не пренебрегающего короткими сценками и эпизодами, отразилось и потребительское отношение к его творчеству иных кинематографистов, которые использовали его дарование как «острую приправу к пресному блюду».

Так возникали на экране многочисленные варианты шоферов, разновидности милиционеров, швейцаров, жуликоватых администраторов, подвыпивших граждан. Но и каждому из этих персонажей гениальный актер стремился придать живые человеческие черты. И ему всегда это блестяще удавалось. А если при этом еще актера не стесняли узкие рамки роли, то все убеждались в его широких возможностях.

В 1965 году Сергей Николаевич Филиппов перенес тяжелую операцию по удалению опухоли мозга. Но болезнь, казалось, не повлияла на его работоспособность - он продолжал много сниматься в кино. Чего стоит только Киса Воробьянинов в комедии «Двенадцать стульев». Именно после этой работы актеру вскоре было присуждено звание народного артиста РСФСР.

70-е годы подарили нам также незабываемого шведского посла в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», требующего у царя «Кемску волость». Запомнились и роли Филиппова фильмах: «Не может быть!» и «Табачный капитан».

В 1980-е годы актер из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься. Однако достойны упоминания такие его работы, как роль Хювяринена в комедии

На всей территории Советского Союза не было человека, который бы не знал народного артиста РСФСР Сергея Николаевича Филиппова, непревзойдённого мастера эпизода. Его жизненный путь - это проявление удивительной тенденции тех лет: чем ярче актёр на экране, тем печальнее его судьба. Что сегодня известно о легенде советского кино?

Истоки

Саратов, замечательный город на Волге, чтит многих своих земляков. Один из них - Филиппов Сергей Николаевич. Годы жизни его на малой родине (11.06.1912 - 1929) совпали с детством и юностью. Всё остальное время он проведёт в Ленинграде, за исключением периода эвакуации в годы войны. Его родители были простыми представителями рабочего класса. Отец Николай Георгиевич работал слесарем, мама Евдокия Терентьевна - портнихой. Дед и отец были удивительными силачами, от которых по наследству достались широкие ладони. Эти удивительные руки станут дополнительной краской в тех ролях, которые С. Филиппову доведётся сыграть в кино и на сцене.

В детстве юноша не отличался примерным поведением и после эксперимента на уроке химии был отчислен из школы. Он попробовал себя учеником пекаря, краснодеревщика, но нигде не задержался надолго. В 1927-м родители развелись из-за тяги отца к алкоголю, и в доме появился отчим, суровый красный комиссар. Увлекшись танцами, юноша принял решение отправиться в Москву.

Путь в балет

Опоздав на вступительные экзамены в Москве, по совету приёмной комиссии Филиппов Сергей Николаевич отправился в хореографическое училище в Ленинград. В этом месте мнения биографов расходятся. По одной версии, он поступает в училище А. Я. Вагановой, но после нескольких перепалок с преподавателями его отчисляют. По другой, он никогда там не учился, опоздав к приёму, посему сразу отправился в эстрадно-цирковой техникум, завершив обучение в 1933-м.

Профессиональная карьера началась с Кировского театра, где он принял участие в нескольких балетных постановках. Уже на 4-м спектакле ему стало плохо, после чего врачи констатировали наличие врождённого порока сердца. Это заставило актёра оставить балет, но его пластика в дальнейшем будет видна в каждой роли. Лезгинка, исполненная лектором в фильме Э. Рязанова «Карнавальная ночь» - это не обычный пародийный танец, это настоящее профессиональное выступление с необходимой долей юмора и иронии.

Театр комедии

Поступив в театр-студию, несколько лет актёр выступал с пародиями на концертных площадках. Зрители оценили его комический дар, и однажды его заприметил Н. П. Акимов, назначенный руководителем Ленинградского театра комедии. Его поразила фактурная внешность, которой обладал Филиппов Сергей Николаевич (фото представлено в статье). Её можно назвать антигламурной: вытянутое лицо, длинный нос, постоянно угрюмое выражение. Он говорил абсолютно смешные вещи, оставаясь серьёзным внешне. При этом его долговязая фигура с большими руками и ногами (носил 47-й размер обуви), была исключительно подвижной и необыкновенно пластичной.

Николай Павлович пригласил актёра, не имеющего драматического образования, в свой театр, и с 1935-го года на протяжении 30 лет тот выходил на сцену в небольших ролях. Но его образы были столь яркими, что весь театральный Ленинград интересовался, не занят ли актёр в очередном спектакле. С. Филиппов часто пропускал репетиции, был неоднократно замечен в употреблении спиртных напитков, но режиссёр прощал ему всё за потрясающий талант вызывать смех в зале одним своим появлением.

Не простит однажды, в 1965-м, когда из-за кулис тот сорвёт спектакль. И не придёт объясниться спустя время, будучи уже востребованным киноактёром, познавшим вкус славы. А через три года Н. П. Акимов уйдёт из жизни, что сделает возвращение в театр для С. Филиппова невозможным.

Первые кинороли

С 1937 года актёра стали приглашать в кино. Это были маленькие эпизоды, которые можно рассматривать как пробы для начинающего артиста. Они были успешными. «За советскую Родину» стал первым фильмом, в котором в титрах появилось новое имя, - Филиппов Сергей Николаевич. насчитывает 101 кинокартину, хотя в дебютных работах ему приходилось так туго, что карьера в кино могла и не состояться. В первой роли от него требовались сноровка и ловкость. Он перебегал через ручей по бревну и после выстрела красноармейца падал в ледяную воду. Потребовалось несколько дублей. После каждого актёра приходилось растирать спиртом, чтобы тот не заболел.

Потом были «Волочаевские дни», «Член правительства», «Яков Свердлов», где С. Филиппову приходилось играть негодяев и мерзавцев. До войны ему посчастливилось дебютировать в комедии «Приключения Корзинкиной», по-настоящему раскрывшей новую грань его таланта в кино.

Семья актёра

Первый раз Филиппов Сергей Николаевич женился в 1932-м на Горинович Алевтине Ивановне, с которой вместе учился в техникуме. Она была балериной, но оставила профессию после рождения в 1938-м году сына Юрия. Актёр становился всё более популярным, что выражалось в постоянных застольях и выпивках. К тому же он нравился актрисам, с которыми заводил многочисленные романы. После того как он стал пропадать из дома, несмотря на рождение ребёнка, Алевтина Ивановна просто выставила его за дверь. С. Филиппов оказался практически на улице, так как семья проживала в квартире тёщи. Театр выделил ему комнату, где он обитал после 10 лет брака.

В годы войны после тяжёлого периода блокады артистов отправили в эвакуацию, куда С. Филиппов вывез и семью. По воспоминаниям сына Юрия, Алевтина Ивановна очень любила мужа, и брак ещё мог бы быть восстановлен, но Сергей Николаевич не проявил должной настойчивости. В послевоенные годы ему и его товарищам придётся жить в «Астории», где дирекция театра будет снимать номера, так как жильё было разрушено в результате бомбёжки. В ресторане гостиницы он познакомится с детской писательницей Антониной Голубевой, с которой проживёт остаток своей жизни. Этот союз многие считали странным, ибо женщина была старше его на 13 лет и не отличалась красотой и хозяйственностью. Тем не менее они прожили 42 года, заключив официальный брак в 1957 году.

Популярность 50-х и фильмы Э. Рязанова

В послевоенный период наряду с прославленными актёрами: Б. Кадочниковым, Н. Крючковым, Б. Андреевым - взошла и новая звезда, Филиппов Сергей Николаевич, роли которого в комедийных фильмах принесли ему оглушительный успех. «Укротительница тигров» (Казимир Алмазов), «Запасной игрок» (ревнивый муж), «Двенадцатая ночь» (Фабиан) сделали его необыкновенно популярным у зрителей. Но первой по-настоящему звёздной ролью стал образ лектора в дебютной картине Э. Рязанова «Карнавальная ночь» (1956).

Молодой режиссёр попробовал 12 актёров, которые не нравились либо ему, либо лично курировавшему съёмочный процесс. Наконец кто-то предложил попробовать С. Филиппова, что стало настоящей удачей для фильма. Однако на съёмки сцены самой лекции «Есть ли жизнь на Марсе?» артист явился подшофе и не справился с ролью. Э. Рязанов уже начал подумывать о замене, но через пару дней абсолютно трезвый С. Филиппов гениально отыграл эпизод, внеся в него значительную долю импровизации.

В следующем фильме Э. Рязанова «Девушка без адреса» роль Комаринского пишется специально для Сергея Николаевича, который был великолепен в дуэте с Зоей Фёдоровой («Масик» и «Кусик»). В 1961-м актёр и режиссёр сотрудничали в картине «Как создавался Робинзон», после чего их дороги разошлись. Настолько, что несмотря на пожелания итальянцев видеть С. Филиппова в совместном фильме, Э. Рязанов выразил своё категорическое несогласие.

Сотрудничество с Л. Гайдаем

В 1965 году у С. Филиппова обнаружили опухоль головного мозга. Этому предшествовали длительные головные боли, потеря работы в театре. Основным источником его доходов становятся гастроли, где зрители принимают актёра с большой любовью. К тому же он использует любую возможность сняться в кино. Настоящей удачей для него становится сотрудничество с режиссёром Л. Гайдаем, который предлагает роль в комедии «Двенадцать стульев» (1971). Несмотря на плохое самочувствие, Филиппов Сергей Николаевич с радостью окунается в работу. Перед завершением съёмок он соглашается на операцию по удалению опухоли, которую проводят с трепанацией черепа. От повторного хирургического вмешательства с вставлением металлической пластины он отказывается, так и оставшись до конца дней без теменной кости.

Роль Кисы становится чуть ли не единственной главной ролью в карьере С. Филиппова, максимально раскрывшей его дарование. настолько ценил талант С. Филиппова, что в своей картине 1989 года «Частный детектив» специально нашёл для того небольшую работу, хотя Сергей Николаевич почти не снимался. Она станет завершающей точкой в карьере выдающегося артиста.

Мечта о драматической роли

Советский актёр Филиппов Сергей Николаевич снимался у многих режиссёров, но длительный творческий союз связывал его с Его участие в эпизоде фильма «Аринка» (1939) стало началом их длительного сотрудничества. В совместных работах он раскрылся в новом амплуа, сыграв трогательного влюблённого и измученного болезнью человека. В их фильмографии такие картины, как «Укротительница тигров», «Медовый месяц», «Снегурочка», «Тень». В 1987-м она пригласила его в «Сказку влюблённого маляра». Но даже эти роли по-настоящему не стали теми, о которых мечтал актёр. Филиппов Сергей Николаевич, пресыщенный славой, где всякий сомнительный гражданин мог крикнуть ему что угодно, смешивая экранные образы с реальным человеком, мечтал о настоящих драматических ролях.

В 70-е он практически напросился в «Блокаду» к М. Ершову, чтобы сыграть В. М. Губарева. Он сам прошёл через голод и страдания войны, что сумел гениально передать через своего героя. Это показывает, какой великий потенциал был заложен в выдающемся актёре советского времени. В 1988-м он снимается у В. Бортко в «Собачьем сердце», но ему уже было трудно работать, запоминать текст, держать себя в форме. Близкие говорят, что он поделился, как плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большими» досталась не ему, а Ю. Никулину. Это могло изменить всю его творческую судьбу.

Уход из жизни

Свои последние дни Филиппов Сергей Николаевич встретил в бедности и одиночестве. Бывшая супруга и сын эмигрировали в США. Этого шага уже взрослому Юрию простить он не смог и не отвечал на его письма, оставляя их нераспечатанными. После смерти Антонины Голубевой в 1989-м, он замкнулся и редко выходил из дома. Актёр умер в апреле 1990-го от онкологии. Родственники Голубевой не сообщили сыну, и тот узнал об этом слишком поздно. Поэтому хоронили С. Филиппова на средства, собранные его коллегами. Так закончился жизненный путь великого советского актёра.

Сергей Филиппов родился в 1912 году в одном из поселений в Саратовской области. Семья с трудом зарабатывала на хлеб, а грянувшая вскоре революция еще сильнее ударила по семейному благосостоянию. Отец покинул дом, и будущего актера воспитывали мать и отчим. В школе он учился плохо, подработка на производствах также совершенно не давалась. Единственное, что хорошо получалось у Сергея – танцы, и он с удовольствием посещал хореографический кружок.

Юноша подумывал пойти в балетное училище, но опоздал на прием. Тогда он поступил в цирковой техникум и, окончив его, все же сумел занять свое место в балетной труппе. Танцевальной карьере помешал неожиданный инфаркт, который начинающий артист перенес прямо на сцене. Тогда в 1935 году он устроился в Ленинградский театр комедии, где проработал без малого 30 лет. В то время горожане часто посещали театральные представления, поэтому Филиппов быстро обрел известность как талантливый актер.

В 1937 году состоялся дебют Сергея Филиппова в кино. Это была небольшая роль в фильме «Падение Кимас-озера». Через некоторое время он снялся в лентах «Золушка», «Член правительства», а знаменитая фраза «Масик хочет водочки!» из картины «Девушка без адреса» надолго ушла в народ. Сергей прославился как блистательный комедийный актер, его начали узнавать на улицах и часто просили автограф.

В 40-е года Филиппову посчастливилось сыграть в знаменитой комедии «Карнавальная ночь», а в 1965 году он блистательно исполнил роль Кисы Воробьянинова в экранизации легендарного романа «12 стульев». Оба фильма не обошлись без ставших популярными среди зрителей крылатых фраз. В последующие годы актер уже реже появлялся на экране из-за ухудшения здоровья и запомнился лишь эпизодической ролью в фильме «Собачье сердце».

Личная жизнь

Сергей Филиппов был дважды женат. Свою первую супругу Алевтину Горинович он встретил в училище. В браке родился сын Юрий, однако прочный изначально союз дал слабину и распался через несколько лет. После этого бывшая жена и сын актера иммигрировали в США. Сергей надолго впал в депрессию и все никак не мог простить родных ему людей.

Второй женой Филиппова стала женщина по имени Антонина Голубева, которая оказалась старше его на 13 лет. Они не были идеальной парой и нередко ссорились: Антонина старалась во всем контролировать мужа. Супруга актера скончалась в 1989 году. Это сильно пошатнуло и без того слабое здоровье Сергея. У него начал быстро прогрессировать рак, и уже в 1990 году любимого советского артиста не стало. Его похоронили на Северном кладбище в Санкт-Петербурге.

Рассказывают, что, когда Сергей Филиппов шел по улице, троллейбусы и трамваи останавливались, а пассажиры выходили из вагонов, чтобы посмотреть на любимого артиста.

Сергей Филиппов родился в 1912 году в Саратове в семье портнихи и слесаря. Учился плохо, хулиганил и в итоге был исключен из школы. Перепробовал немало профессий, но, к огорчению матери, нигде долго не задерживался. Из пекарни уволили за то, что он, зачитавшись Джеком Лондоном , забыл положить в тесто соль. Из мебельной мастерской — за то, что в антикварный шкаф забил десяток огромных гвоздей.

Случай или попутный ветер занес его в… балетную студию. «Шли мы как-то с другом мимо клуба, в окне увидели девчонок в коротеньких юбках. Ноги понравились. И решил я, что это мое призвание — ноги. Мы заглянули в комнату, на двери табличка: «Хореографический кружок». «Хореографический» от слова «харя», что ли? Оказалось, нет, тут занимались танцами. Поскольку мальчишек почти не было, преподавательница охотно нас записала. Мой приятель скоро бросил занятия, а мне очень понравилось. Это была моя путевка в жизнь», — вспоминал Сергей Филиппов.

Высокий, 184 сантиметра ростом, парень оказался на редкость пластичным, педагоги даже советовали поступать в балетное училище. Существует легенда, что Филиппов поступил в самое знаменитое хореографическое училище страны — ленинградское, и якобы великая Агриппина Ваганова лично отчислила его за строптивость. Даже если это и легенда, то красивая. А проза жизни такова: Сергей Филиппов окончил Ленинградский эстрадно-цирковой техникум, но путь в балет оказался закрыт — врачи обнаружили порок сердца. Зато в эстрадном театре-студии — прообразе будущего мюзик-холла — все сложилось замечательно: пригодились не только невероятная пластичность, но и чувство юмора, и драматический талант Сергея. Когда он с невозмутимым видом выходил на сцену в… балетной пачке, розовых пуантах и с веночком на голове, зал умирал от смеха. Какой-то американский журналист даже написал в своей газете о необыкновенно одаренном молодом русском комике.

Во время одного из выступлений Филиппова заметил режиссер Николай Акимов и предложил перейти к нему в Театр Комедии. «Неужели этот тип с лицом убийцы тоже актер?» — шептались за спиной новичка. У Акимова он проработал 30 лет — до 1965 года. Николай Павлович прощал ему грубость, неуживчивость, частые загулы: «Для меня один талантливый пьяница дороже десятка трезвых бездарей!» Но после нецензурных комментариев, которые пьяный Филиппов подавал из-за кулис во время спектакля, его фамилия красным карандашом была вычеркнута из списка труппы.

Он работал с такими мастерами, как Козинцев, Хейфиц, Кошеверова, Юткевич, Рязанов, Гайдай, Бортко, снялся более чем в ста фильмах. Режиссеры знали: одним своим присутствием в кадре он спасет любой провальный фильм. Кроме того, актер славился любовью к трюкам, даже самые рискованные выполнял без дублера: например, на съемках «Укротительницы тигров» он не только бесстрашно вошел в клетку к хищнику, но еще и пинка ему дал!

Специфическая внешность определила амплуа. Когда на творческих встречах зрители спрашивали, почему он играет только отрицательных персонажей, актер отвечал: «Посмотрите на мое лицо. Разве с таким лицом можно сыграть секретаря партийной организации?» Сергею Филиппову, человеку глубокому, эрудированному, знатоку поэзии, доставались роли проходимцев, жуликов, лодырей. Тем не менее к каждой, даже самой незначительной, он относился очень серьезно — и зачастую переигрывал всех.

Но в душе актер мечтал о другом, и время от времени мечты сбывались. Например, в «Карнавальной ночи » или в «Собачьем сердце ». А однажды режиссер Игорь Усов предложил Филиппову роль… бабушки в фильме «А вы любили когда-нибудь?». Второй бабушкой был… Георгий Вицин . В перерывах между съемками комический дуэт в паричках и старушечьих нарядах любил прогуляться по Невскому. Но никто из прохожих ни разу не узнал в двух старухах любимых актеров!

Его талант высоко ценил , предлагая роли в своих киноверсиях классических произведений — «Иван Васильевич меняет профессию», «Инкогнито из Петербурга», «За спичками», «Не может быть!». В основном это были эпизоды, но много ли найдется актеров, способных сыграть роль одними бровями? А Сергей Филиппов мог: помните певца из фильма «Не может быть!» — того, что пел про «черные подковы»?

И только почти в шестьдесят лет он сыграл свою первую (и единственную) большую роль — Кисы Воробьянинова у Гайдая в «Двенадцати стульях». К тому времени у актера уже прогрессировала опухоль головного мозга, его мучили ужасные, до потери памяти, боли. Но он мужественно переносил страдания и только к концу съемок согласился на операцию. «Трепанация черепа» — звучит страшно, а Сергей Филиппов умудрялся шутить: мол, сколько мозгов удалили — и ничего, умным был, умным остался.

Незадолго до смерти актер признался: «Я всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что на главную роль в фильме «Когда деревья были большими» взяли Юрия Никулина ».

Его личная жизнь была притчей во языцех в кругу ленинградской интеллигенции. Со второй женой, писательницей Антониной Голубевой (те, кому за сорок пять, наверняка помнят ее книгу «Мальчик из Уржума» — о детстве Сергея Кирова. Правда, говорили, что рукопись была такой бездарной, что Самуил Маршак полностью ее переписал), он прожил сорок лет. Сергей Филиппов называл ее Барабулькой, она его — Долгоносиком. Антонина Георгиевна была старше мужа на 13 лет. Утешала, отваживала друзей, ссорила с сыном, вытаскивала из запоев, наряжала в кружевные рубашки, утирала нос — в общем, относилась к нему как к ребенку.

Хотя собственную дочь на порог не пускала — поговаривали, что ревнивая Барабулька не хотела присутствия в доме молодой женщины. Эта пара казалась странной абсолютно всем. Кто-то считал, что Барабулька шантажировала Долгоносика, угрожая сообщить о его пьяных антисоветских высказываниях куда следует. Другие полагали, что актер просто боялся своей властной супруги. Но в любовь не верил почти никто. Масла в огонь подлил сам Сергей Николаевич, назвав ее «маленькой паршивенькой рыбкой с выпученными глазками». А иногда мог выдать и такое: «Ее сиятельству графине Барабульянц… Каша на диване преет и млеет, я пошел по делам и в магазин. Кющай кашу с молоком. Целую дуру крепко. С.». Это были два очень одиноких человека, не приспособленные к жизни, не в ладу с бытом — вечный беспорядок, гора грязной посуды, неработающий телефон. И при этом — огромная библиотека, антикварная мебель, картины.

Барабулька ушла из жизни в 1989-м. Сергей Филиппов пережил ее всего на год. Тяжело болел, страдал от одиночества, безденежья. Хоронили его на деньги, собранные Александром Демьяненко . Когда друзья актера обратились в одну из ленинградских газет с просьбой напечатать о Филиппове некролог, в ответ услышали: «Вашего Филиппова никто не знает». Бытует мнение, что изможденный ленинградец с кусочком блокадного хлеба, изображенный на знаменитой фотографии, — это Сергей Филиппов. Установить истину уже невозможно, но сам актер как-то обмолвился, что на фотографии действительно он.

Факты про Сергея Филиппова.

Джордж Кьюкор, режиссер советско-американского фильма «Синяя птица», в котором Филиппов сыграл эпизод, пригласил актера в Голливуд: «Только не забудьте взять с собой свое лицо…» Первой женой актера была балерина Алевтина Горинович, в браке родился сын Юрий. В 1970-х жена и сын эмигрировали в США. Филиппов так и не смог смириться с этим, как он считал, предательством. А все письма Юрия хранил нераспечатанными.

Крылатые фразы Сергея Филиппова.

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — науке это неизвестно!»

«Лучше всего, конечно, пять звездочек…»

«Я сюда попал или не сюда?»

«Зашел я как-то в ресторан выпить… супу».