Антропоморфное изображение. Как рисовать фуррей, как антропоморфные персонажи. Сказочные существа с человеческими чертами

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ

(от греч. - и - , вид) , уподобление человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ. А. возникает как первонач. форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеч. психикой, но и в приписывании неодушевлённым предметам действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля спит, хмурится и т. п.) . Эта форма А. господствовала на ранних ступенях развития общества. Отголоски такого понимания мира представлены в языке совр. культурных народов (напр., безличные глаголы типа «моросит», «светает» и др. ) , в искусстве, особенно в поэзии, где известная антропоморфность ряда образов связана с требованием высокой эмоциональной выразительности. А. характерен для религ. мировоззрения, что выражается в перенесении облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущем большинству религ. представлений о богах и др. сверхъестсств. существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. п. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается. А. несовместим с науч. мировоззрением. В совр. научно-технич., в частности кибернетич., литературе употребляются антропоморфные понятия (машина «запоминает», «решает задачу» и т. п.) , но при этом, конечно, учитывается существ. деятельности человека и действий машины.

см. ст. Религия илит. к ней.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНТРОПОМОРФИЗМ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНТРОПОМОРФИЗМ

(от греч. ἄνϑρωπος – человек и μορφή – форма) – наделение предметов природы, а также вымышленных мифич. существ (духов, богов) человеч. обликом и свойствами. А. – одна из характерных черт большинства религий. Уже др.-греч. мыслители, напр. Ксенофан (6 в. до н.э.), указывали на то, что все люди создают богов по своему образу (Ксенофан , В 14, 15, Diels). Позднее эта развивалась Спинозой ("Этика", см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 396 и др.), Вико ("Основания новой науки об общей природе наций", 1940, с. 88 и др.), Вольнеем ("Руины, или размышления о революциях империй", 1928, с. 53, 99–100) и др. Наиболее глубоко вскрыл А. в религии Фейербах: "... там, где она религиозно почитается, является для человека предметом не как природа,... а как человекоподобное, или, вернее, человеческое существо" (Избр. филос. соч., т. 2, М., 1955, с. 688). Эти Фейербаха положительно оценили Маркс и Ленин. Большое значение А. в первобытном мышлении придавал Чернышевский: "...неразвитой человек видит в природе что-то похожее на человека, или, выражаясь технически, вносит в природу антропоморфизм, предполагает в ней , похожую на человеческую жизнь" (Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 245).

Ряд сов. ученых (Зеленин, Лосев) считает, что А. является поздней ступенью развития мифологии; первоначально человек представлял себе сверхъестеств. существа в виде животных (зооморфизм) или бесформ. чудовищ. Зеленин полагает, что именно переход от зооморфизма к А. означал наиболее существенный этап в развитии религии. Однако данные науки показывают, что антропоморфные представления о духах и демонах существовали параллельно с зооморфными. Кроме того, вплоть до наст. времени в религ. верованиях всех стран встречаются образы мифич. животных. А. ранних религий связан с погребальным культом (поверья о "живом мертвеце", о привидениях, о душах умерших), с тотемизмом, где в образах "тотемических предков" переплетаются животные и человеч. черты; известны и антропоморфные олицетворения явлений природы: солнца (чаще в образе женщины), месяца (в образе мужчины), грома, ветра и др. Такого рода антропоморфные представления существуют у австралийцев, семангов, андаманцев, ведда, огнеземельцев, калифорнийских индейцев и др.

На позднейших стадиях развития А. свойствен всем религиям, но не в одинаковой степени. Почти все народы представляли себе и изображали богов в человеч. образе; но у древних египтян, индейцев, отчасти у народов Месопотамии, Сирии, Финикии образы богов наделены и животными чертами и изображаются зачастую зооантропоморфными. У римлян А. развился под греч. влиянием.

Наибольшего развития А. достиг в религии древних греков. Боги Гомера, Эсхила – настоящие люди с их достоинствами и недостатками, только более могучие и бессмертные; в греч. скульптуре и живописи боги и богини изображались прекрасными мужчинами и женщинами. Эта антич. (греч.) перешла и в , где сохранилась, особенно в католич. и православной иконографии, до наших дней: бог-отец изображается почтенным старцем, бог-сын (Иисус Христос) или прекрасным младенцем, или благообразным мужчиной средних лет, "царица небесная" (богородица) – молодой красивой женщиной-матерью; только "духа святого" принято изображать в виде голубя. Лишь немногие религии пытаются преодолеть А.: так, в иудаизме и исламе запрещено изображать бога каким бы то ни было образом; однако верующие все же представляют его себе в человеч. виде. В священных книгах евр. Ягве и мусульм. Аллах действуют и говорят, как люди. Т.о., А., хотя и в более скрытой форме, налицо и в этих религиях.

Развитие науч. знаний в время побудило христианских и др. церковников очистить религию от наивно-антропоморфных образов: бога они стали представлять себе как некий отвлеченно-моральный . На этой же почве возникли утонченные религ.-филос. концепции: теизм , деизм, богоискательство, богостроительство и пр. сохраняющие, однако, в себе следы А.

А. присущ, помимо религ. верований, также и народному поэтич. творчеству: в нар. сказках и песнях животные, растения и неодушевленные предметы зачастую говорят и действуют, как люди. Этот "поэтический" А. имеет иные корни, чем религ. А.; на них одним из первых указал М. Горький, отметивший, что А. этого типа "возник из процессов работы и выражает вполне естественное стремление человека наделять предметы реального мира – материалы и орудия труда – человеческими свойствами, для того чтобы понять и освоить их" (Собр. соч., т. 27, 1953, с. 189).

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, М., 1958, с. 49–72; Тюменев А. И., Возникновение религии и первые шаги религиозного развития, "Зап. научн. об-ва марксистов", 1922, No 3, с. 60–85; Штернберг Л. Я., Первобытная в свете этнографии. Л., 1936, с. 4–12; Зеленин Д. К., Культ онгонов в Сибири, М.–Л., 1936; Никольский В. К., Происхождение религии, М., 1940, с. 75–76; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с ., М., 1954, с. 87; Лосев А. Ф., Античная в ее историческом развитии, М., 1957; Веth К., Einführung in die vergleichende Religionsgeschichte, Lpz., 1920, гл. 6.

С. Токарев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АНТРОПОМОРФИЗМ" в других словарях:

    Антропоморфизм … Орфографический словарь-справочник

    антропоморфизм - (от греч. anthropos человек и morphe вид, форма) представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих… … Большая психологическая энциклопедия

    - (греч. anthropomorphosis, от anthropos человек, и morphon образовать, облекать в форму). Представление Высшего Существа в человеческом образе, а также олицетворение явлений и сил природы в виде человекообразных существ. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Антропоморфизм - (гр. аntropos – адам, morphe – форма, пішін) – табиғат құбылыстарына, жануарларға да адамдық қасиеттер тән деп және Құдайды да адам бейнесінде түсінетін ілім. Адамзаттық, халықтық дүниетанымдағы жаратылыс иелерін (Құдайды, періштелерді, мал жан… … Философиялық терминдердің сөздігі

    антропоморфизм - а, м. anthropomorphisme m. Наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, а также представление богов в человеческом образе. СИС 1985. Антропоморфизм поставил богов очень близко к людям. 1842. Герц. Дилетанты романтики.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Очеловечение, одушевление, олицетворение, персонификация Словарь русских синонимов. антропоморфизм сущ., кол во синонимов: 5 антропоморфизация (1) … Словарь синонимов

    - (греч. anthropomorphos – уподобленный человеку) – очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе. ☼ уподобление человеку, наделение человеческими… … Энциклопедия культурологии

    - (от антропо... и греч. morphe форма), примитивный или религиозный вид мышления, наделяющий животных, различные необъяснимые явления природы свойствами и чувствами человека. На ранних стадиях развития человеческого общества антропоморфизм имел… … Экологический словарь

    - (от антропо... и греческого morphe форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ … Современная энциклопедия

    - (от антропо... и греч. morphe форма вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ … Большой Энциклопедический словарь


Человек часто отождествляет себя с разными животными: кошками, тиграми, зайцами. Художница из Америки в свою очередь попыталась через образы зверей изобразить черты характера людей в момент их крайнего эмоционального напряжения.




Американская художница и скульптор Бет Кавенер Стичтер (Beth Cavener Stichter ) лепит из глины удивительные фигуры антропоморфных животных, выражающих человеческие черты характера. Через эти образы художница изображает поведение людей в моменты эмоционального перенапряжения. Скульптуры воплощают в себе последствия человеческого страха, апатии, непонимания, агрессии.



Beth Cavener Stichter родилась в семье молекулярного биолога и учителя рисования. Поэтому обращаться с глиной ее учила мать, а отец прививал любовь к исследованию окружающего мира.



Как отмечает сама художница, в каждом человеке таятся примитивные животные инстинкты, которые только и «ждут» момента, чтобы вырваться наружу. Бессознательные движения, выраженные в скрещении рук, напряжении мышц, наклоне головы, порой могут сказать намного больше, чем обычные слова. Бет использует язык тела животных в качестве метафорического изображения психологических портретов людей.



Многие спрашивают художницу, как ей удается так изобразить анатомию животных, что каждое их движение передает какую-либо эмоцию. Бет только посмеивается в ответ. Если поставить рядом со скульптурами живую козу, то сразу будет видно, что в скульптурах что-то не так. При более детальном рассмотрении становится ясно, что ее фигуры – это те же человеческие тела, только облеченные в животную оболочку.

Нередко случается так, что люди дают имена неодушевленным предметам – например, своей любимой машине. Часто разговаривают с комнатными цветами, поливая их. Мы знаем, что людям свойственно наделять животных и неодушевленные предметы человеческими чертами. Данное явление в науке получило понятие антропоморфизм.

Понятие антропоморфизм произошло от греческого anthropos - человек и morphe – вид форма. Это перенесение человеческих свойств на животных, предметы, явления и силы природы, а также перенос образа и свойств человека на абстрактные понятия, мифических существ, видение божеств в образе и виде человека. Изучаемые объекты способны испытывать эмоции, переживать и сочувствовать, принимать решения и совершать действия, свойственные только человеку.

Все мы рано или поздно приписываем эмоции и чувства животным. В различных ситуациях мы можем сказать, что пес «рад» возвращению хозяина или кошка «любит» спать на мягком, хотя она вовсе не испытывает подобных чувств. Просто человеку удобно так изъясняться. Удобно объяснять поведение животных через свои эмоции.

С чего все началось

Антропоморфизм присущ ранним религиям, а также характерен для мифов всех времен и народов. Он был основным принципом людей в познании этого мира, таким образом они объясняли все явления природы, которых не могли понять. Например, когда небо меняло свой цвет с яркого на более темный, говорили, что небо «нахмурилось».

В религиях физические качества человека переносились на неодушевленные предметы (солнце, воду, камень), животных и птиц (орел, кошка), мифических существ (домовые). Всех их очеловечивали и поклонялись им, возводили в ранг богов, создавали из обычных животных священных.

В языческой вере поклоняются духам природы. Например, просят помочь вырастить урожай у дождя или солнца (Даждьбог и Ярило). Еще не понимая сил и законов природы, люди пытались задобрить духов (например, воды) и просили их дать плодородие земле.

В Египте крупный рогатый скот символизировал плодородие земли и изобилие природы. Быков начали обожествлять. Спустя некоторое время такая вера переросла в подношения тотемам (фигурки животных, которым поклонялись), а затем – в представление богов в антропоморфном виде. Так в египетской мифологии появились божества, которых изображали с головой животного и телом человека (Осирис, Хатхор).

В христианстве Бога изображают на иконах в человеческом обличии, хотя божество – дух. В Библии часто можно встретить антропоморфные образы.

Во времена Ч. Дарвина ученые считали, что, если человек произошел от животного по своей природе, следовательно, животные должны быть похожи на людей. Они должны мыслить по-человечески и вести себя соответственно. Ученые пытались объяснить психологическое поведение зверей по аналогии с поступками человека.

С развитием науки антропоморфизм заменяется научными понятиями. В современном обществе мы можем сказать: «Компьютер думает, запоминает». Это базируется на сходствах действий человека и компьютера.

Современный мир

В настоящее время антропоморфизм плотно вошел в нашу жизнь. И применение его совсем не считается психологическим отклонением. Многие разговаривают с техникой дома (вспомните персонажа программы Наша Russia Сергея Юрьевича Белякова, который любит разговаривать с телевизором), ласково обращаются к машинам «ласточка».

Данная тенденция активно используется в рекламе, и зрители с удовольствием воспринимают такие вещи. Танцующие медвежата с коробок хлопьев, соревнующиеся кукуруза и зеленый горошек. Все это позволяет человеку легче воспринимать и приобретать предметы, рассказывающие сами о себе.

Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет

Понятие антропоморфизма характерно для ранних стадий развития детей. Малыши в возрасте до семи лет могут объяснять всякие взаимоотношения в окружающей их среде и в природе в целом по сходству с теми отношениями, которые они видят у взрослых и у себя. Например: «Солнце закатилось за горизонт, потому что оно пошло спать».

Конечно, это очень часто встречается у детей и является нормой, а у взрослого человека это может быть проявлением психиатрического отклонения. К примеру, некоторые люди предполагают, что животные могут быть злы, добродушны, их может мучить совесть, и они в состоянии испытывать такие же чувства, что и люди.

Речь идет о тех людях, которые страдают синдромом Альцгеймера или аутистах. Они просто не способны адекватно воспринимать реальность, и с полной уверенностью приписывают животным и технике человеческие эмоции.

Это свидетельствует о том, что большинство людей не совсем понимают, чем они отличаются от животных. Антропоморфическое объяснение манеры животных вести себя как человек, совершать людские поступки и испытывать человеческие эмоции обозначает, что грань между животными и людьми стерта, и это приводит к исчезновению особенностей психики человека.

Примеры антропоморфизма в литературе:

  • Три медведя. Говорят и ведут себя как люди, ничем от них не отличаясь. Только внешний вид напоминает, что перед нами звери.
  • Колобок. Не только сам главный герой антропоморфный, но и большинство персонажей сказки.
  • Кот в сапогах. Друг и помощник в лице пушистого питомца. Мало того, что кота наделили человеческими качествами, так еще и одели его, т.е. и образ человека перенесен на животное.
  • Сказка о рыбаке и рыбке. Рыбка, как человек, разговаривает со стариком и как мифическое существо или даже божество выполняет желания и прихоти старухи.
  • Мойдодыр. Человеческим характером наделяется умывальник – неодушевленный предмет. В своем произведении К.И. Чуковский заменил мальчику строгого надзирателя предметом.

Детям так легче объяснять и понимать окружающий их мир. Реальность вокруг них становится живой, похожей на них самих. И для взрослых это один из наиболее популярных способов описания окружающего мира. Реальность очеловечивается, сохраняясь в сознании людей, прорывается в культуру, искусство и масс-медиа. Автор: Татьяна Малинина

What You"ll Be Creating

Вы, возможно, помните их с детства – Багз Банни, Дональд Дак, диснеевский Робин Гуд… Все они – ходящие и говорящие животные, которые так похожи на людей, что вы начинаете относиться к ним, как к людям. Эти персонажи антропоморфны – они изначально животные с изменениями в плане движений и общего поведения, которые придают им человекоподобный вид.

Антропоморфизм часто используется в детских фильмах/книгах, т.к. таким образом легко создать оригинальных персонажей, и дети заинтересованы больше в милых животных/говорящих машинах, чем в «нормальных», скучных людях, которых они видят каждый день. Но такие персонажи популярны и среди аудитории постарше.

Как и в манге, антропоморфные персонажи могут быть намного интереснее и визуально привлекательнее реальных людей. Их преувеличенные черты лица позволяют художникам свободно передавать их эмоции без необходимости достижения полного реализма, т.к. человекоподобные персонажи нереальны по своей сути. По этой причине, они могут стать отличной темой для рисования!

Но что из себя представляют антропоморфные персонажи и как их можно создать?

Что такое антропоморфизм?

Мы рождаемся с тенденцией присваивать человеческие признаки нечеловеческим сущностям. Перед рассветом современной цивилизации люди видели душу в камнях, деревьях и животных и относились к природным явлениям как к сильным сущностям со своей собственной волей. Даже случайные происшествия расценивались как воля «судьбы», которая иногда «улыбалась» людям или была «жестокой» к ним.

Эта любопытная черта человеческого ума позволяет нам создавать истории с нечеловеческими персонажами, чтобы делать их более интересными, а их сущность – понятнее, особенно для детей. Нечеловеческие персонажи делают историю очевидно неправдивой, поэтому её невозможно спутать с реальными событиями. Они лишь подчёркивают глубокий смысл истории.

Оригинальное изображение художественного антропоморфного кролика из первой части Приключений Алисы в Стране чудес

Наделять человеческими качествами – означает, «сделать что-то похожим на человека». Это можно сделать различными способами: дерево может думать и говорить, сохраняя своё нормальное обличье дерева, но у него также могут быть «руки» и «кисти», сделанные из ветвей, а также выразительное «лицо», отпечатанное в стволе. В случае с животными, они могут быть двуногими и носить человеческую одежду, а их лица могут быть изменены для выражения человеческих эмоций.

В наше время антропоморфные персонажи появляются в мультфильмах и детских книгах, в качестве талисманов для организаций и событий, а также в качестве иллюстрации идей. Антропоморфный полярный медведь может заставить нас сопереживать этим животным и чувствовать ответственность за изменение климата, а антропоморфная Земля может помочь нам задуматься о переработке мусора. Даже небольшие изменения, такие как добавление улыбки предмету или даже разговор о нём как о воодушевлённом предмете, может привести нас к тому, что мы воспримем его всерьёз.

Очень легко начать сочувствовать этому «одинокому стулу», когда у него есть узнаваемое выражение лица.

Высокая степень экспрессивности антропоморфных персонажей делает их очень популярными среди художников, т.к. им не нужно быть слишком приближенными к реализму. Вы можете создать для своего персонажа «человеческие» приключения с друзьями (ходить в школу, влюбляться, заводить питомцев), не изображая его человеком и сделав историю ещё более интересной таким образом. Ваши персонажи могут выглядеть полноценно и профессионально, даже если они достаточно простые, потому что их простота – это не дефект.

Помимо очевидной функциональности этого решения, антропоморфные персонажи могут иметь эстетическое значение для многих людей. Так много способов сделать человека красивым, и в то же время можно создать тысячи потрясающих людей-птиц, основанных на разных видах. Как и персонажи манга, человекоподобные животные могут быть абсолютно фантастичными и оторванными от реальности, что сделает художника чрезвычайно креативным, в то время как история будет происходить в реальности. Простые размышления о разнообразных человекоподобных животных также могут вдохновить вас. А как бы выглядел человек-гепард?..

Гепард в гогглах, автор 0laffson

Антропоморфные персонажи также используются в фэнтэзи, что делает эти миры более необычными и отличающимися от наших. В таких мирах люди – всего лишь одна из многих разумных «рас», что создаёт удобную основу для интересных взаимодействий. К примеру, в мире фентэзи к людям-кошкам относятся как к рабам, что может рассматриваться как безопасный способ борьбы с расовой дискриминацией. Такую историю можно сделать абсолютно реалистичной, даже мрачной, невзирая на то, что персонажи очень нереалистичные.

В атмосфере фэнтэзи человекоподобные животные нисколько не выглядят странными. Рисунки автора Rainbow-Foxy

Кто такие фурри?

Среди антропоморфных персонажей животные – самые популярные. В конце концов, люди – это животные, поэтому мы все довольно похожи, особенно в среде млекопитающих. Для нас также естественно наделять животных человеческими характеристиками, к примеру, назвать собаку злой за порванную обувь или посочувствовать самцу, отвергнутому самкой. По этой причине нам не кажется противоестественным учить животных стоять на задних лапах и делать что-то, присущее человеку.

Рисунок автора Ilya Royz

Мы также можем в некоторой степени идентифицировать себя с определёнными животными. Мы можем думать о себе: «Я похож на волка – тихого и отрешённого среди незнакомых людей, но очень верного своим друзьям» или «Я похожа на львицу – делаю всё для безопасности своих детей». Если вы творческий человек, вы можете представить детальную картинку животной части себя, вытащив её из воображения и придав телесность. Разве не было бы здорово махать хвостом, когда ты счастлив, и выражать свои эмоции более чётко при помощи ушей? Если хотите, можете быть фурри.

Фурри это фанаты человекоподобных животных. Это очень широкий термин, т.к. ваша симпатия к сообществу фанатов может быть выражена по-разному. Вам может просто нравиться читать комиксы, в которых есть человекоподобные животные, рисовать их или участвовать в ролевых играх в качестве человекоподобных животных со своими друзьями. Вы можете создать детальный план фурсоны – себя в виде животного – и «стать» этим персонажем», нося специальный костюм. Вы также можете посещать специальные фурри-собрания, где фурри взаимодействуют с людьми, разделяющими их интересы. «Фурри» - это также термин для антропоморфного персонажа, даже если это рептилия (хотя, далее может использоваться также термин «скэйли»).

Качественные костюмы фурри очень дорогие, но они создают возможность для глубокого погружения в этот мир фэнтэзи. Фурри Москвы, автор Furries of Moscow by ThatFrank

Хотя фурри часто позиционируются в медиа-пространстве как фрики, это простые люди, которым нравится концепция антропоморфных животных. Единственная разница между ними и, скажем, Треккерами (фанатами Стар Трека) заключается в том, что они более замечаемые – своим творчеством (множество оригинального творчества, а не только фан-арт, как у Треккеров) и своими костюмами, которые кажутся многим более детскими, чем «нормальный» косплей. Человек, косплеющий минотавра (человека-быка), получит меньше осуждающих взглядов в свою сторону, чем человек, косплеющий человека-лису, что объясняется многими ложными представлениями о сообществе фурри.

Для фурри человекоподобные животные – это как люди разных видов, вид нечеловекоподобных людей. Когда их спрашивают об этой симпатии к такому дизайну , они обычно отмечают скучный внешний вид людских персонажей (ограниченных своей человекоподобностью). Антропологические животные представляют более простой и чистый вид общения без сложностей «нормальных» человеческих взаимодействий. Их вид может чётко отразить их характер, что не так просто сделать с людьми.

Автор рисунка iguancheg

У фурри обычно очень обширное воображение и многие из них выражают его посредством своих художественных навыков. Создание искусства – самый простой способ сделать пушистого персонажа реальным и видимым другим людям. Нарисовав свою фурсону и поставив её на аватар в соцсетях, вы можете позволить себе стать таким персонажем, и чтобы вас таким видели другие. Ролевая игра также становится проще, если вы можете показать другим игрокам «фото» вашего персонажа.

Как рисовать антропологических животных

Ранее я отмечала, что антропологических персонажей рисовать легче, чем реалистичных людей, но «легче» не значит «легко». Вам всё так же потребуются некоторые знания о том, как рисовать людей, т.к. антропологические животные – это животные, похожие на людей. Давайте посмотрим, что вам нужно знать, чтобы нарисовать хороших антропологических персонажей.

Анатомия – это ключ

Люди – единственные двуногие млекопитающие (ходьба на двух ногах как нормальный способ перемещения). Поэтому если изобразить животное стоящим на двух ногах, это автоматически придаст ему человекоподобный вид.

Вы также можете просто присоединить голову животного к человеческому телу. Однако, таким образом вы потеряете много возможностей для создания интересного дизайна, т.к. пока это существо технически можно назвать антропоморфическим, оно не выглядит правдоподобным («пришитые» части отвлекают ваше внимание от личности персонажа).

Это кролик? Это женщина? Вашему мозгу сложно воспринять такой гибрид как единое целое.

Чтобы создать реалистичного персонажа-фурри, вам нужно взглянуть на анатомию людей и животных. Когда вы её поймёте, вы сможете создавать убедительные рисунки антропоморфических животных, как если бы они существовали в действительности. Даже у простых мультяшных персонажей упрощена анатомия, но не выдумана – это важно.

Ритм

Если вы посмотрите на людей в целом, они выглядят относительно похоже – некоторые выше, некоторые ниже, кто-то худее, кто-то толще, но эти отличия не кардинальны. Художники мультфильмов преувеличивают эти маленькие различия, чтобы рассказать нам больше о персонаже, и то же самое должно быть проделано с антропоморфическими животными.

Вы можете достигнуть этого, использовав упрощённый ритм тела. Что самое первое бросается в глаза, когда вы смотрите на персонажа? Как бы вы описали его силуэт при помощи простых фигур? Всегда начинайте свой эскиз с этого, и вы будете уверены, что ваш персонаж передаёт логичное послание о своей форме тела.

Если ваш персонаж типично мультяшный, сохраняйте ритм всего тела, например: продолговатый торс, продолговатая голова, длинные пальцы и ступни. Если вам нужен реализм, это не обязательно, но также сохраняйте один базовый ритм всего тела.

Вы можете узнать о рисовании ритма в этих руководствах:

Структура

У каждого животного свои пропорции тела. Антропоморфические животные объединяют пропорции людей и животных, но они всё так же не случайны. Пропорции исходят в целом из скелета – длины костей и суставов между ними. Вам не нужно знать точные параметры («13 см»), всего лишь приблизительные («предплечье слегка короче руки»).

Вы можете изучить пропорции костей, проанализировав скелеты людей и того животного, которое хотите использовать. Интернет полон образцов, особенно для самых простых животных. Для анализа пропорций соберите несколько разных образцов (чем больше они различаются, тем лучше) и зарисуйте скелеты простым способом, пытаясь найти тот «рецепт», который вам запомнится.

Позже объедините оба набора пропорций в одно целое, сфокусировавшись на функциональности наравне с внешним видом. Ноги животных выглядят так, как выглядят, не потому что это мило, а потому, что это оптимально для передвижения на четырёх конечностях. Таким же образом необычная структура человеческих ног исходит напрямую из их функций – создания вертикального положения и движения на двух ногах. Поэтому двуногий человек-лиса не может быть просто лисой, стоящей на задних лапах – эти лапы должны быть изменены, чтобы больше походить на человеческие ноги. И это всего один из множества нюансов, которые нужно учитывать при создании структуры тела вашего фурри!

Люди прошли сквозь многочисленные адаптации для прямохождения, а львы – для передвижения на четырёх лапах. Если ваш человек-лев ходит на двух ногах, он не сможет этого сделать, будучи похожим на льва!

Масса

После создания пропорций вам нужно добавить им массу тела. Форма тела строится на мышцах, жире и меху – в таком порядке. Мех позволяет вам спрятать множество деталей силуэта, но его нельзя создавать случайным образом – направление волос зависит от формы поверхности под ними.

Опять же, лучше изучить эту тему, проанализировав анатомию реальных животных и людей. Вам не нужно заходить слишком далеко и запоминать название каждой мышцы и связки - вам нужна только форма, которую они создают. Поэтому поищите диаграммы мышц и зарисуйте их, пытаясь упростить формы для запоминания и последующего воспроизведения. Вы можете найти такие диаграммы в моих руководствах о рисовании разных животных:


После того, как вы узнаете о фигурах животных и человека, вы можете смешать их в своём рисунке. Не бойтесь преувеличивать!

Но не только мышцы составляют форму тела, это также делают жир и мех. Их вам нужно изучить отдельно, чтобы понять, как они изменяют фигуру, созданную мышцами. Вы можете узнать это, зарисовывая только мышцы настоящих животных (используя фотообразец), а затем добавляя другие элементы.

Вам также нужно запомнить, что фотографии не отображают всей картины. Вы можете узнать больше из видео и даже из наблюдений за реальными животными. Возьмите скетчбук в зоопарк!


Детали

Наконец, когда у вашего персонажа есть полноценное, приблизительно зарисованное тело, можете начать добавлять детали к нему. У него руки или лапы? На что похожи его ноги? Что он носит, какую одежду, какие украшения? Это самая весёлая часть в создании персонажа, но и здесь не должно быть ничего случайного. Даже детали должны быть функциональными!

Ноги, к примеру, нужны для ходьбы, а не для милого вида. Подушечки лап не просто так – это амортизаторы для костей ног. Если ваш персонаж двуногий, имеет ли смысл рисовать лапы вместо рук, если он даже не использует эти «ноги» для ходьбы? Вам нужно продумать все эти моменты, если хотите закончить рисунок убедительным образом.

Это касается не только анатомии. Украшения, одежда и оружие должны подходить телу и обеспечивать естественные движения. Не нужно просто так рисовать по браслету на каждой пустой области тела, пытайтесь на время стать персонажем и увидеть, что бы он носил и как. Быть может, длинные серьги-висюльки – не лучшая идея для охотящегося человека-кошки? Стоит ли носить юбку, если вы двигаетесь скачками? Если вы продолжите думать таким образом, то избежите ошибок, которые разрушат иллюзию, которую вы пытаетесь создать.

Упрощайте для ясности

Вы наверняка слышали о феномене эффекта «зловещей долины». Чем реалистичнее лицо, тем больше оно нам нравится, пока оно не потеряло какой-либо реалистичный элемент. Небольшой недостаток реализма гораздо сильнее бросается в глаза, чем стилизация, потому что мы чётко видим, что лицо не реально. Вы можете использовать эту информацию, чтобы сделать своих персонажей «достаточно реальными» - стилизованными убедительным образом, но далёкими от эффекта «зловещей долины», чтобы избежать сравнения с реальностью.

Черты лица в манге выглядят хорошо в типичном мультяшном рисунке, но когда они приобретают реалистичность, то становятся страшноватыми.

Упрощение позволит вам притянуть внимание к тому, что на самом деле имеет значение в вашем рисунке. Сделайте стопы плоскими, преувеличьте мускулы, сделайте глаза огромными и выразительными как у персонажей манги – и вы дадите понять, что это всё не реально потому, что оно не должно быть реальным, а не потому, что вы не знали, как это сделать.

Упрощение удаляет ненужные элементы и преувеличивает важные, но вам нужно делать это в соотношении для создания убедительной картинки. К примеру, нос, сделанный из простой фигуры без ноздрей будет выглядеть хорошо, только если остальные части лица не нагружены деталями, иначе недостаток будет видимым и нервирующим зрителя.

Реальную анатомию сложно выучить, и тут вам на помощь придёт упрощение. Люди увидят ногу, даже если в ней нет идеально сформированного колена – просто понадобится сустав в определённом месте и немного массы вокруг двух костей. Но это то, чем вам нужно заняться – изучить реальную анатомию и затем постепенно удалять лишние части. Помните, что догадки – это не упрощение, а стилизация появляется в результате намерения, а не случайно.

Делаем разговаривающее лицо

На лице человека много мелких мышц, используемых для создания различных выражений лиц. Мы также можем распознавать мельчайшие изменения в них и трактовать настроение другого человека. У животных хоть и есть целый «набор» мимических выражений, характерных для их вида, но они не такие выразительные как наши, и в их общении, в отличие от нашего, больше говорит тело.

По этой причине, если вы просто присоедините голову животного к телу антропоморфного персонажа, будет сложно признать в этом существе человека. Нам нужны двигающиеся брови, гибкие губы, видимые белки глаз для передачи сообщений на человеческом языке эмоций. Передвижение ушей или изменение формы зрачков достаточно для животного, но не для разумного, говорящего человека.

Это значит, что вам нужно упростить лицо для освобождения пространства для человеческих черт. Брови обязательны, и они должны быть подвижны – они о многом могут сказать. Кажется, что многие животные обладают только одним выражением лица из-за фиксированных черт, которые мы называем бровями (к примеру, многие птицы прерий выглядят злыми или гордыми в зависимости от своих чувств). Им не нужна форма человеческих бровей, но они должны уметь влиять на размер глаз.

У многих млекопитающих есть кисточка вибриссов над глазами – вы можете трансформировать эту часть в псевдо-брови.

Подвижные губы – следующий объект. Человеческие губы это, по сути, изогнутое кольцо кожи. У нас и других млекопитающих в этой части есть свои мышцы для сосания молока в младенчестве. Из-за этого мы можем двигать ими, хотя люди пошли ещё дальше – движение губ передаёт также эмоциональные сообщения. У женщин обычно более пухлые губы, что может указать на принадлежность вашего персонажа к женскому полу.

Губы также участвуют в разговоре – обратите внимание, как вы произносите звуки «м», «п», «б», «ф», «в» (у говорящих птиц с этим могут возникнуть проблемы). Если ваш персонаж – птица, можете применить альтернативный вариант – вы либо придерживаетесь реализма и никогда не используете мимику вокруг «губ», либо изображаете движение клюва таким же образом, как движение человеческих губ.

У большинства животных вы не видите белок глаза, и когда животное хочет осмотреться, оно обычно поворачивает всю голову. Но у людей по-другому – т.к. видно большую часть глаза, можно точно сказать, куда человек смотрит.

Гипотетически это помогало нам в групповой охоте (молчаливое указание взглядом), но сегодня таким образом мы передаём невербальные сообщения. Закатывание глаз, отведение взгляда в сторону, вращение глазами при мыслительном процессе – если хотите, чтобы ваш персонаж мог общаться таким образом, убедитесь, что видны белки глаз.

Эксперимент с размером глаз; большие глаза обычно более выразительные

Фурри – полуживотные, и у них могут быть дополнительные средства передачи эмоций. К примеру, большинство млекопитающих показывают своё настроение движением ушей, а рептилии могут использовать свой язык для чего-то ещё, помимо обоняния. Поэкспериментируйте, чтобы узнать, как можно сделать эти дополнительные движения частью понятных выражений лица.

Эмоции – это просто

Хоть мы и обладаем таким количеством эмоций и способами их передачи, в конечном итоге они могут быть разделены на несколько групп. Упрощённое лицо вашего антропоморфного персонажа может очень хорошо передавать эмоции, и его простота сделает его ещё более выразительным, т.к. сложно допустить ошибку. Подвигайте брови, сдвиньте уголок рта, скосите глаза – и вы скажете многое.

Посмотрите в зеркало и покажите эти базовые эмоции: радость, грусть, удивление, гнев, отвращение. Видите, как просто? Конечно, эти выражения наигранны, и мы выглядим иначе, выражая настоящие эмоции, но вам не нужен такой реализм в изображении антропоморфного персонажа. Вам не обязательно всё это учить – просто сделайте такое же лицо, которое пытаетесь нарисовать – и вы уже будете знать, что нужно делать. Но если хотите изучить эту тему глубже, вам понравится это полное руководство по эмоциям:

Сохраняйте согласованность

Хорошо спланированный персонаж всегда выглядит одинаково. Вы можете узнать его не только по виду, цвету и одежде, но также по пропорциям и лицу. Вот почему лучше создать набор образцов вашего персонажа, где вы покажете его с разными выражениями лица или разной одеждой/без одежды.

Дональд Дак – это не просто утка в характерной одежде

Набор образцов позволит увидеть персонажа как единое целое, а не просто один рисунок. Вы можете использовать такой набор для систематического рисования персонажа или чтобы показать его другим художникам, чтобы они создали достоверный дизайн этого персонажа (или костюм фурри!). Вы можете узнать, как создать такой набор (а также как создать антропоморфного оборотня!) в следующих руководствах:

Заключение

Хотя антропоморфные персонажи обрели популярность в наше время через детские книги и фильмы, они этим не ограничиваются. Полулюди-полуживотные могут объединять лучшие из обоих миров, предоставляя художнику полный контроль над персонажем без привязки к строгим правилам реализма. Они настолько разнообразны, что каждый может создать индивидуального, уникального персонажа, выражающего свою личность таким образом, каким невозможно выразить в человеческой реальности.

Вы – фурри? Кто ваша фурсона? Что вам больше всего нравится в антропоморфных персонажах? Если вы не фурри, что вы думаете о сообществах фанатов или антропологических животных в целом? Мне было бы интересно узнать, что вы думаете, поэтому смело оставляйте комментарии!