Скрещивание животных и человека. Возможно ли скрещивание человека и животного? Опыты по скрещиванию человека и животных. Животные и люди: невидимая связь Связь людей и животных

Замечательная датская художница Humon создала серию милых рисунков, иллюстрирующих разнообразные типы распределения гендерных ролей в мире животных.

1. Пятнистые ящерицы

У пятнистых ящериц тоже есть три типа самцов, у каждого из которых своя тактика поведения и внешние отличия: самцы с оранжевым, голубым или желтым горлом.
Самцы с оранжевым горлом полны тестостерона, и их главная цель – занять огромную территорию и собрать себе как можно больший гарем. Хотя такой самец защищает своих самок, он ни с одной из них не формирует сильной и долгой связи. Нередко самцы с оранжевым горлом вступают в стычки с самцами с голубым горлом.
Самцы с голубым горлом меньше по размеру, их уровень тестостерона ниже, а их территории хватает только для одной самки, с которой он формирует постоянную пару. Как и самец с оранжевым горлом, он защищает свою самку от других самцов.
И наконец, есть самцы с желтым горлом, окрас которых похож на окрас самок, не имеющие своей территории. Они живут на окраинах территории, охраняемой самцами с оранжевым горлом, и тайком спариваются с местными самками. Это возможно, поскольку самцы с оранжевым горлом не в состоянии уследить за всеми своими самками. Примечательно, что самка, которая сформировала пару с самцом с голубым горлом, отвергнет ухаживания самца с желтым горлом.
Так что получается «камень-ножницы-бумага» – «оранжевый» бьет «голубого», «голубой» – «желтого», «желтый» – «оранжевого».

2. Пятнистая гиена – торжество феминизма

Многие животные переворачивают наше представление о гендерных ролях с ног на голову, но пятнистые гиены представляют самый экстремальный случай. Самки куда крупнее и агрессивнее самцов, и иерархия такова, что альфа-самец идет лишь после омега-самки. Данная иерархия настолько сильна, что взрослые самцы опасаются даже щенков-самок, и для того есть все причины. Повзрослев, дочери выражают свою заботу об отцах тем, что относятся к ним лишь чуть менее жестко, чем к другим самцам. И на этом дело не оканчивается. У самок гиен есть псевдо-пенисы, которые способны вставать и по размеру больше и длиннее пенисов самцов. Все это усложняет процесс спаривания, а изнасилование становится просто невозможным. Кроме того, пенис в эрегированном состоянии рассматривается как признак слабости, так что в качестве знака покорности, вместо того, чтобы подставлять горло, самцы демонстрируют эрекцию.

3. Паук-вязальщик – паук, любящий бондаж

У пауков большинства видов самцы подвергаются риску во время брачного сезона, поэтому не удивительно, что самцы паука-вязальщика даже не пытаются начать спаривание, предварительно тщательно не связав самку. Самец пробирается под брюшко самки, осторожно и аккуратно обертывает ее паутиной, и только после этого спаривается с ней. Но он все равно старается завершить процесс как можно быстрее, потому что на самом деле самка добровольно позволяет себя связать, и если она пожелает, то с легкостью освободится от пут, и самцу лучше в этот момент быть подальше.

4. Турухтан

Турухтан – весьма необычная птица во многих смыслах. Это один из немногих видов птиц, где самцы демонстрируют свое превосходство друг для друга, а не для самок, таким образом устанавливая иерархию. Примечательно, что у турухтанов есть три типа самцов, которые отличаются как внешностью, так и поведением.
Самый распространенный тип – территориальные самцы, которые сильнее и агрессивнее остальных. Территориальные самцы в основном заняты боями с другими самцами и демонстрацией своего превосходства.
Далее идут подчиненные самцы. Они примерно такого же размера, как территориальные, но у них меньше мышц, они более подвижны и обладают более светлым оперением. У подчиненного самца нет своей территории, он проводит все время на территории территориальных самцов, тайком спариваясь с местными самками. Территориальные самцы закрывают на это глаза, потому что по каким-то причинам наличие подчиненных самцов привлекает больше самок.
И наконец, есть тип самцов, которые внешне похожи на самок. Они так же, как и подчиненные самцы не имеют своей территории и тайком спариваются с самками, но также с радостью позволяют другим самцам спариваться с собой, занимая в таких случаях позицию самки. Изначально считалось, что другие самцы при спаривании с ними по ошибке принимают их за самок, но дальнейшие исследования показали, самцы прекрасно понимают, что перед ними самцы. Сильные территориальные самцы пускают их на свою территорию, поскольку высокий процент гомосексуальной активности привлекает как самцов, так и самок. Самкообразные самцы обычно проводят лето с самками, а зиму с самцами.
Самки же чрезвычайно распутны и готовы спариваться с любым доступным самцом.

5. Тамарины

Обезьянки-тамарины известны тем, что в их обществе встречаются все возможные типы семей, от пары самки и самца, до самца и двух самок, но для большинства видов рода тамаринов наиболее распространенным типом семьи является самка и два самца.
Это вполне логично, так как самки тамаринов обычно рожают двояняшек. Везде носить с собой детеныша – тяжелая работа и в основном о потомстве заботятся самцы, передавая детей матери только для кормления грудью. Каждый папа заботится об одном детеныше, выполняя часть общей семейной задачи. Самец с двумя самками рискует оказаться в ситуации, когда ему придется носить четырех детенышей.

6. Рыба дискус

Как самки, как и самцы вида рыба дискус, хорошо заботится о своем потомстве. Трудно найти более заботливых родителей. Самец и самка объединяются в моногамную пару, самка откладывает икру. После чего самка охраняет икру, а самец охраняет самку с икрой. Когда приходит время, родители помогают потомству выбраться из икринок, нежно надкусывая оболочку каждой из них. Затем оба родителя кормят потомство специальной молочной жидкостью, которую выделяет их кожа под воздействием гормонов.

7. Карликовые шимпанзе бонобо

Шимпанзе и шимпанзе бонобо самые близкие родственники людей. Они во многом похожи на нас и друг на друга, но есть и некоторые отличия. Во главе группы шимпанзе находится сильный самец – альфа-самец, тогда как в стае бонобо ведущие роли принадлежат самкам, которые используют секс для манипулирования самцами. Вообще, в стае бонобо все является поводом для секса, особенно различные напряженные ситуации. Например, если два самца хотят спариться с одной и той же самкой, вместо драки, они могут спариваться друг с другом, таким образом частично снимая напряженность. Если самец слишком агрессивен, самка успокаивает его, занимаясь с ним сексом. Секс может использоваться для примирения и поддержания дружбы между любыми членами стаи. Например, конфликты между самками часто заканчивается тем, что они мирятся, потершись клиторами. Если у шимпанзе есть какие-то ограничения в отношении секса, то у бонобо их нет. Сексуальная активность у бонобо повсеместна, поэтому сообщество бонобо одно из самых мирных. они в буквальном смысле живут девизом «Занимайтесь любовью, а не войной».

8. Каракатицы

В сезон размножения самые большие и сильные самцы каракатиц находят лучшие камни для кладки яиц. Самки, которые гораздо меньше самцов, оценивают самца и его камни. Если самка выбирает самца, он охраняет ее и не подпускает других самцов. Но на самом деле предпочитают как крупных, так и небольших, но хитрых самцов. Самки в каком-то смысле используют крупных самцов, чтобы устроить испытание маленьким самцам. И что же делать небольшому самцу? Разумеется, он маскируется под самку и незаметно проплывает прямо под крупным самцом, ведет себя как заинтересованная самка, немножко ласкает его. Затем он показывает самке, что он на самом деле самец, и она спаривается с ним. Таким образом, самка получает как сильных, так и хитрых потомков.

9. Тетерев

Во время брачного периода самцы тетеревов встречаются на своего рода демонстрационных аренах, чтобы похвастаться оперением и пением, а также исполнить брачные танцы для самок. Временами они устраивают бои, но эти бои, как правило, не более чем соревнование двух моделей на подиуме – все лишь для того, чтоб покрасоваться перед самками.

10. Райская птица

У большинства видов птиц самцы намного более красочные и пестрые, чем самки. Райские птицы тому лучший пример. В лесах, где они обитают, мало хищников и круглый год полно пищи, потому у самцов райской птицы мало забот и хлопот, есть возможность носить впечатляющее, красочное оперение, устраивать помпезные брачные демонстрации для самок. Тяга к брачным играм у самцов настолько сильна, что они могут исполнять свои танцы даже тогда, когда поблизости нет ни одной самки. Если же рядом появится самка, самец начинает танцевать, как говорится, со всей душой. Самка оценивает как внешность, так и танец, и выбирает только самого лучшего, поэтому с каждым поколением самцы становятся красивее и танцуют выразительнее. Юные самцы иногда учатся танцам, наблюдают за взрослыми опытными самцами. Они также могут ненадолго занимать территорию самца для практики.

11. Общественные насекомые

Общественные насекомые. Королевы муравьев, пчел, ос и некоторых других общественных насекомых единожды спариваются с несколькими самцами и надолго сохраняют их сперму внутри своего тела. Королева использует сперму, чтобы производить солдат и рабочих, все из которых – недоразвитые самки. Из неоплодотворенных яиц получаются самцы. Таким образом, самцы не могут иметь отца.

12. Морские коньки

У самок морских коньков есть яйцеклад, который выполняет роль пениса. Самка вставляет яйцеклад в карман самца и вбрасывает туда икринки, где они оплодотворяются самцом. После этого самец вынашивает икру в своем кармане. Вероятно, такое разделение обязанностей позволяет самке экономить силы для следующей кладки, пока самец заботится о потомстве. Когда рождается потомство, родители могут вскоре снова спариться. Хотя морские коньки не объединяются в пары на всю жизнь, они очень верны друг другу в брачный сезон. Так, когда самец вынашивает икру, самка часто навещает его, чтобы поддержать.

Маленький щеночек, котенок, морская свинка, попугайчик, рыбка быстро становятся полноценными членами семьи. Когда зверек чувствует недомогание, мы переживаем за него, как за маленького ребенка. Мы спешим за помощью к специалистам, проходим сложные курсы лечения, но иногда интенсивная терапия не дает никаких результатов, а врачи разводят руками... Или, наоборот, пациент неожиданно поправляется.

Если провести параллель между вами и заболевшим любимцем, довольно часто обнаруживается множество совпадений. Нет-нет, это утверждение абсолютно не означает, что если кошке поставили какой-то страшный диагноз, то он подтвердится у вас!

Однако даже ученые подтверждают, что животное неизбежно берет на себя патологию наиболее слабого домочадца. Как правило, именно с этим человеком четвероногий друг проводит больше всего времени. Существует удивительная теория, подтвержденная многовековыми исследованиями, что братья наши меньшие проецируют на себя проблемы хозяев, забирая их боль, страхи, душевные страдания, психологические проблемы и физические недомогания. Если у людей все болезни от нервов, то у наших любимцев все болезни - от нас!

Теории парапсихологии и учение Лууле Виилмы

Что делать, если маленький друг заболел? Парапсихологи предлагают несколько ответов.

1. Если Вы чувствуете себя подавлено, страдаете от внутреннего дискомфорта, тогда срочно нужно взбодриться и перестать хандрить, иначе любимчик вряд ли выздоровеет!

2. Если после появления зверька у кого-то из родственников прошло хроническое заболевание или состояние резко улучшилось, значит, маленький друг принял удар на себя. Окружите его любовью, и тогда зверек сможет справиться с недугом.

3. Животное может быть использовано магом в качестве отводной, когда колдун словно щитом «прикрывается» зверем. Последнее утверждение кажется маловероятным, но ведь наши предки часто прибегали к этой хитрости. «Тотемные животные» — это не красивая легенда, а тысячелетняя мудрость. Правда, если животное действительно стало жертвой ведуна, придется обращаться за помощью к медиумам.

Если Вы отвергаете эзотерические учения, тогда почитайте труды Лууле Виилмы — эстонского врача, научно доказавшей эффективность анималотерапии. В своих книгах Лууле учит искусству жить и миллионом примеров аргументирует закономерность между болезнями человека и его питомца.

«В других мы видим свои собственные стрессы. Если у нас нет каких-то стрессов, то мы не замечаем эти стрессы в других, даже если они у них есть» — учила Виилма. Если любимец болен, это первый сигнал о том, что гармония нарушена.

В трудах Лууле наглядно продемонстрирована причинно-следственная связь между поведением человека и недугом любимца. Причем животные остро реагируют не только на болезни, но и на ваши эмоции. Реакцией на злость хозяина может стать рвота, стрессы и неврозы могут привести к неконтролируемому мочеиспусканию у животного. Зависть, страх, высокомерие также негативно отразятся на звере.

Анималотерапия — новейшая наука с тысячелетней практикой

Современная медицина включила в словари термины «анималотерапия» или «пет-терапия». Это учение давно вышло за рамки альтернативного врачевания. Авторитетные медицинские издания рекомендуют плавание с дельфинами, катание на лошадях, фелинотерапию (лечение кошками), канистерапию (общение с собаками) и множество других интересных методик, дающих 100% результат даже в безнадежных случаях. Ведь животные взаимодействуют с человеком на духовном уровне, наполняют положительными эмоциями, снимают стресс, очищают биоэнергетику, тем самым придавая жизненных сил и наполняя любовью.

Гиппократ «прописывал» при неврозах верховую езду. В Древней Индии врачи лечили болезни птичьим щебетом. Мудрые греки и египтяне заметили, что собаки и кошки обладают удивительной способностью врачевать любые недуги. В 18 веке англичане использовали домашнюю животину как успокоительное для душевнобольных.

Основоположником метода является Борис Левинсон - американский психиатр, спасавший больных деток общением со своей собакой. Сегодня даже Всемирная Организация Здравоохранения не опровергает факта, что люди, общающиеся с хвостатыми и лохматыми, меньше страдают сердечными-сосудистыми заболеваниями, менее подвержены стрессам и душевным расстройствам. Немецкие геронтологи высчитали, что люди, постоянно контактирующие с животными, живут в среднем на 13 лет дольше.

Домашние любимцы: они нас лечат, а мы их... убиваем?

Зоотерапия сегодня безумно актуальна. Однако крайне редко мы заводим зверька с целью улучшить здоровье. Трогательные и беззащитные существа становятся нашими близкими друзьями. Ведь не зря их называют лучшим лекарством от одиночества! «Мы в ответе за тех, кого приручили», и когда милое существо начинает худеть, теряет аппетит, страдает от почечной недостаточности, нужно искать ответ не в результатах анализов и медицинских справочниках, а в своем отношении к жизни.

Все любители кошек знают, что своенравные мурлыки обожают бытовую технику и электроприборы. Кошка часами может лежать на телевизоре, стиральной машине и других патогенных источниках. Для человека эти излучения вредны, но для семейства кошачьих они являются необходимой подпиткой. Кошки обладают уникальным умением гармонизировать энергетические потоки, выравнивая баланс между отрицательной и положительной энергией.

Милый обряд разминания лапками частей тела, в которых мы ощущаем боль или местах с потенциальной угрозой, имеет глубокий эзотерический подтекст. Таким образом лохматый лекарь избавляет нас от негативной энергетики, впитывая ее в себя и восстанавливая гармонию. Ужасная привычка метить территорию, мочится в неподходящих местах и портить вещи также необычно трактуется биоэнергетиками. Оказывается, так животное пытается нейтрализовать вредоносные флюиды и сбалансировать энергоинформационное поле.

Восстанавливать энергетическую циркуляцию могут не только коты. Собаки, птички, грызуны не менее восприимчивы к астральным колебаниям. Все животные прекрасно чувствуют тонкий мир. Звери не только очищают ауру человека и биополе квартиры. Они взаимодействуют между собой. Люди, у которых живут сразу несколько питомцев, знают, как зверьки могут сопереживать и поддерживать друг друга.

К сожалению, любовь братьев наших меньших иногда приводит их к гибели. Животные способны на самопожертвование, и, пытаясь спасти нас, часто они забывают о самосохранении.

Ветеринары, прежде чем назначать лечение, уточняют, в какой среде живет «пациент». Ведь не устранив первопричину болезни, не изменив своих психоэмоциональных установок по отношению к себе и окружающим, спасти четвероногого друга не удастся, а лекарства не помогут или будут иметь краткосрочный эффект. Проанализируйте свое состояние, исключите разрушительные эмоции, такие как гнев, обида, ревность — они уничтожают не только человека, но и его близких! Избегайте негатива, постарайтесь изменить отношение к людям и наладить атмосферу в доме. Излучайте положительные эмоции и делитесь ими с окружающими, и даже если вы не верите в теорию Лууле Виилмы, это обязательно поможет вашему любимчику!

Сегодня очень многие, пожалуй, знают, что наши домашние питомцы не только услаждают взор и слух. Кошка, уютно расположившаяся на хозяйском животе, с успехом заменит визит врача и горсть лекарств, а пес, млеющий у порога при встрече с вами, снимет стресс лучше валерьянки.

И все же болеутоляющими и психотерапевтическими способностями возможности братьев наших меньших не исчерпываются. Их миссия в мире людей куда серьезней.

ПРО ЛЮБИНУ МАМУ И КОШКУ МУРКУ

Мы неплохо ориентируемся в реальном, материальном мире. Работаем, растим детей, строим дома, любим, гневаемся, плачем или ругаемся, когда случаются несправедливые с нашей точки зрения события.

Но как быть, если мы неверно мыслим, неправильно поступаем? Ведь наши заблуждения, ошибки, обиды, злость и чувство вины подтачивают здоровье. Вот тут-то и выходят на сцену нашей жизни четвероногие друзья. Это помощь самой судьбы. Но человек всегда сам решает, принять ее или отказаться.

Любина мама окончательно вышла из себя. И все из-за Мурки. Раз десять она выставляла кошку из детской, но та упорно возвращалась обратно. А ведь Мурка всегда была спокойным и покладистым созданием. Потому ее теперешнее поведение и выглядело особенно возмутительным.

Когда в очередной раз кошечка грациозно прыгнула на детскую кроватку, мама схватила ее за шкирку, сердито потрясла пальцем у кошачьего носа и, сдавленно прошипев: «Вон отсюда!», с удовольствием выпихнула дикарку в форточку. Форточку она закрыть забыла — к счастью, как потом оказалось.

А дальше было вот что. Мама посадила Любочку на теплый коврик у кроватки, выдвинула ящик с игрушками — и оцепенела. На плюшевом мишке лежала... змея. Дальнейшее заняло считанные секунды, но для мамы время остановилось, а мир погрузился в ватную тишину.

Змея повернулась, вытянулась, потом сжалась, из приоткрытой пасти показалась длинная тонкая лента. Понять, что сейчас последует бросок, было не сложно. И вдруг словно упал рыжий снаряд, и прямо на змею. Мир снова обрел звуки и вписался в привычный ритм. Кошка! Змея извивалась, пытаясь освободиться, потом вдруг обмякла и затихла. Мурка, задрав пушистый хвост, с достоинством удалилась. Больше Любочкина кровать ее не интересовала.

Впоследствии, сколько бы потрясенная мама ни рассказывала эту леденящую душу историю, она неизменно повторяла: «А ведь я хотела отдать Мурку кому-нибудь, толку-то от нее никакого. Но что-то останавливало».

Конечно, случай неординарный. Но у каждого любителя домашних животных найдется в запасе хотя бы одна удивительная история о своем любимце. А то и несколько. Пусть они не столь ярки, но, если вглядеться в них повнимательнее, придется признать очевидное: каждое животное в свой час совершает то важное, что, кроме него, не сможет сделать никто другой.

НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ

Иногда животные приходят в дом сами. Бывает, мимо девяти уличных собак пройдешь, а десятая почему-то остановит тебя. Вроде и не собирался, а вдруг протянешь руку помощи, заглянув в растерянные собачьи глаза. Кажется — случай. Но случайных встреч не бывает. Вера Алексеевна теперь абсолютно уверена в этом. А дело было так.

Она, как всегда, проводила вечер в одиночестве. Муж еще не вернулся, да и жил он давно уже по собственному графику, было слегка тоскливо, немного обидно и скучно, привычно болела голова, покалывало сердце — словом, все как всегда. Вдруг в дверь постучали. Вера Алексеевна прислушалась: стук был какой-то странный. Пошла, посмотрела в глазок — никого. Она приоткрыла дверь. На лестничной площадке сидел большой пес. Какой попал на третий этаж, почему скребся в ее квартиру?

Вера Алексеевна собаками, кошками и прочей живностью никогда не интересовалась, а потому закрыла дверь и снова села у телевизора. Но странное ощущение, что ее ждут, не проходило, и она чувствовала себя не в своей тарелке.

Она снова пошла в коридор и снова приоткрыла дверь. Пес терпеливо сидел на площадке. Он казался неподвижным как статуя, и только глаза были живые и влажные, словно в слезах.

И тогда Вера распахнула дверь и сказала: «Заходи, покормлю». Тот осторожно вошел, осторожно поел и, покружив на месте, свернулся калачиком и уснул. До глубокой ночи сидела женщина рядом с чудной собакой, собираясь, но так и не решившись выпроводить ее.

Пришел муж, выразил недовольство. И Вера Алексеевна поклялась завтра же пристроить пса... Однако он и теперь живет в этом доме. У хозяйки стало реже болеть сердце, куда-то ушло тоскливое чувство одиночества, а с ним и депрессия, а главное — супруги почему-то стали реже ссориться.

Так что же произошло? Вера Алексеевна искренне считала себя одинокой и уже никому не нужной. Устойчивое убеждение в том, что «я сама во всем виновата», облегчения не приносило. Пришли болезни, отношения с мужем разладились. Но вот появился пес, и она поняла, что кому-то нужна. Подсознательно у нее стало формироваться новое убеждение: «Меня любят, я хорошая». Неприятности отступили, здоровье стало налаживаться, как и отношения с мужем.

СЛУЧАЙНОСТЕЙ НЕ БЫВАЕТ

Нормальное состояние человека — радость и счастье. Человек живет в гармонии с миром — и душа его здорова. Болезнь, депрессия, тоска, просто дискомфорт — это все сигналы неблагополучного состояния души. Человека информируют: «Ты ошибаешься, ты выбрал не тот путь». И если на эти сигналы внимания не обращать, ситуация будет постепенно ухудшаться.

У каждого человека есть свой запас прочности, но, когда он исчерпан, разом рушится все: здоровье, взаимоотношения, судьба... Выход один: срочно осознать, что в твоей жизни не так, и исправить. И самую большую помощь в этом порой оказывают вовсе не колдуны и бабки, а наши домашние питомцы. Они добровольно берут на себя проблемы и болезни своих хозяев и этим как бы дают нам возможность выиграть время, прочувствовать и исправить свое заблуждение.

Ученые уже не отрицают, что каждого человека окружает биоэнергетическое поле (аура). Оно несет всю информацию о нас, наших мыслях, чувствах, отношении к миру. Наши поля взаимодействуют всегда и повсюду, но особенно интенсивно между близкими людьми, в кругу семьи. Так что дурные мысли, отрицательные эмоции, негативный настрой, увы, не наше личное дело. Все это становится достоянием тех, кто с нами общается.

Наиболее восприимчивыми, а стало быть, и беззащитными оказываются дети и животные, то есть те, кто абсолютно нам доверяет. Они-то порой и становятся козлами отпущения, и заслуженные нами наказания подчас получают именно они.

У Натальи умер нестарый пес. Жалко, но что делать: он долго болел. Наталья взяла еще одного щенка. Вскоре он погиб от острого отравления. Две последовательно взятые собаки также последовательно сбежали. Собачья эпопея длилась четыре года. Все это время день за днем повторялись мелкие неурядицы с дочерью. Постепенно они переросли во вражду. Девушка закрылась, отдалилась, а потом и вовсе ушла жить к подруге.

Удручающе очевидная последовательность: сначала — собаки, потом — люди. Нетрудно понять, что животные пытались, но не смогли помочь своим хозяевам, поскольку все собачьи неурядицы мать и дочь упорно относили к разряду случайностей.

Но случайностей нет, есть закономерности. Любая травма, полученная домашним животным, любая беда и болезнь, случившаяся с ним, — сигнал о неблагополучии внутреннего мира его хозяина. А если лохматый друг погиб, то только затем, чтобы отвести беду от вас. Хотя бы на время. Чтобы вы очнулись и заглянули внутрь себя.

Более того, часто сам характер болезни вашего четвероногого друга или место полученной им травмы четко указывают на вид заблуждения, которое мешает жить его хозяину. Если ситуация упорно повторяется или болезнь становится хронической — это говорит о том, что хозяин не изменил своего мировоззрения и сделанные ошибки его ничему не научили.

Например, травмы задних лап у собаки — свидетельство того, что хозяин упрямо держится за свои старые идеи и не желает двигаться вперед. Передние лапы страдают в том случае, если любимый хозяин недооценивает себя, робеет, пасует и упускает благоприятные возможности. Глаза и уши часто болят у животных, вынужденных находиться в атмосфере вечного недовольства и обид, зависти или вранья.

ЭКЗАМЕН НА ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Конечно, очень неприятно сознавать, что наши мысли и наши чувства влияют на судьбу тех, кто с нами рядом, что безвинные наши близкие отвечают за наши заблуждения. И как быть, если ваш любимец пострадал? Смириться или мучиться угрызениями совести? Нет. Надо постараться понять и исправить ошибку.

И еще — сказать ему спасибо за урок. Конечно, словесной благодарностью здесь не обойдешься. Пожалуй, гораздо важней, как вы поступите со своим спасителем в дальнейшем. Будете терпеть и лечить своего стареющего зверя или однажды сломаетесь и пожелаете избавиться от него? Выбор всегда остается за вами.

У молодых супругов, Кати и Виктора, не было детей. Они прошли не один курс лечения — и все без толку. «Заведите собаку, но такую, которая никому не нужна, и заботьтесь о ней», — посоветовала им знакомая бабка-знахарка. Что ж, подобрали первого попавшегося щенка. А когда он вырос и окреп — ребенок родился.

В это время соседи старательно избавлялись от надоевшей им стареющей овчарки. Супруги пожалели — и взяли ее к себе. Соседскую квартиру вскоре обокрали, потом соседку скрутил радикулит. Случай или совпадение, но Виктор с Катей убеждены: это плата за предательство.

Посмотрите в глаза своей беззаботной кошке или безалаберному псу. Они целиком зависят от вас, они полностью в вашей власти. Но, как знать, быть может, мы больше нуждаемся в них, чем они в нас?

Сергей БОРОДИН

1. К какому виду относят современного человека?

Ответ. Вид Человек разумный.

2. Что такое рудименты и атавизмы?

Ответ. Рудиментальные органы или рудименты - это некоторые органы или их части не функционирующие у взрослых животных и являющиеся для них «лишними». Наличие рудиментов - свидетельство общности происхождения.

Атавизмы - появление у человека, животных или растений признаков, свойственных их отдаленным предкам.

Вопросы после § 69

1. Какая концепция лежит в основе современных научных представлений о происхождении человека?

Ответ. К. Линней. в своей книге «Система природы» он выделил род людей с одним видом – Человек разумный (Homo sapiens L.) и поместил его в отряд приматов вместе с низшими и высшими обезьянами. В 1760 г. К. Линней опубликовал работу «Родственники человека», в которой подчеркивал внешнее и внутреннее сходство человека и обезьян.

Жан Батист Ламарк в своем труде «Философия зоологии» (1809 г.) указывал на родство человека с обезьянами и предполагал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян в результате перехода к прямохождению, причем стадный образ жизни первобытных людей способствовал развитию речи.

Значительный вклад в решение проблемы антропогенеза внес Ч. Дарвин. В своих трудах «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872 г.) он на большом фактологическом материале показал поразительное сходство человека с животными и особенно с человекообразными обезьянами. На основании этого он пришел к выводу о наличии у обезьян и человека общего предка, обратив внимание на влияние социальных факторов в эволюции человека.

2. Какие данные указывают на связь человека с животными?

Ответ. Данные сравнительной эмбриологии и анатомии ясно показывают черты сходства в строении и развитии тела человека с животными.

Для человека характерны основные черты, присущие типу Хордовые и подтипу Позвоночные. У человека (как и у всех хордовых) на ранних этапах эмбрионального развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. По мере развития эмбриона хорда заменяется на позвоночный столб, формируются череп, пять отделов головного мозга. Сердце располагается на брюшной стороне, появляется скелет парных свободных конечностей.

Для человека характерны основные черты класса Млекопитающие. Позвоночник человека разделен на пять отделов, кожа покрыта волосами и содержит потовые и сальные железы. Как и для других млекопитающих, для человека характерно живорождение, наличие диафрагмы, молочных желез и вскармливание детенышей молоком, четырехкамерное сердце, теплокровность.

Для человека характерны основные черты подкласса Плацентарные. Мать вынашивает плод внутри своего тела, и питание плода происходит через плаценту.

Для человека характерны основные черты отряда Приматы. К ним можно отнести конечности хватательного типа, наличие ногтей, расположение глаз в одной плоскости (что обеспечивает объемное зрение), замена молочных зубов на постоянные и др.

Много общих признаков у человека и с человекообразными обезьянами: сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа, хорошо развитые лобные доли головного мозга, большое число извилин коры больших полушарий, исчезновение хвостового отдела позвоночника, развитие мимической мускулатуры и др. Кроме морфологических признаков о сходстве человека и человекообразных обезьян, свидетельствует и ряд других данных: сходные резус-факторы, антигены групп крови (АВО); наличие менструального периода и беременности длительностью 9 месяцев, как у шимпанзе и гориллы; сходная чувствительность к возбудителям одних и тех же болезней и т. д.

В последнее время широко применяются методы определения эволюционного родства организмов путем сравнения их хромосом и белков. Родство между видами тем больше, чем больше сходство между белками. Исследования показали, что белки человека и шимпанзе сходны на 99 %.

О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов (наружный хвост, многососковость, обильный волосяной покров на лице и др.) и рудиментов (аппендикс, ушные мышцы, третье веко и др.)

3. Каково систематическое положение современного человека?

Ответ. Полная научная классификация человека

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Подкласс: Плацентарные

Отряд: Приматы

Подотряд: Сухоносые

Инфраотряд: Узконосые

Надсемейство: Человекообразные

Семейство: Гоминиды

Подсемейство: Гоминины

Род: Люди

Вид: Человек разумный

Подвид: Человек разумный разумный

4. Какие коренные отличия существуют между человеком и животными? Чем их можно объяснить?

Ответ. Между человеком и животными существуют коренные отличия. Только для человека характерно истинное прямохождение. В связи с этим в строении скелета человека произошли характерные изменения: позвоночник приобрел S-образную форму, появилась сводчатость стопы, большой палец нижних конечностей приблизился к остальным и принял на себя функцию опоры, тазовые кости стали более широкими, произошло уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении.

Освободившиеся верхние конечности с гибкими кистями и противопоставленным большим пальцем превратились в органы труда.

В черепе человека мозговой отдел преобладает над лицевым. Средняя масса мозга человека составляет 1350–1500 г, тогда как гориллы и шимпанзе – всего лишь 460–600 г.

Человек обладает сознанием и абстрактным мышлением, способен общаться с помощью речи (вторая сигнальная система) и абстрактных символов (письмо), а также передавать и воспринимать знания, накопленные предыдущими поколениями. Он создал искусство и науку. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда людей на Земле не существовало - они когда-то появились на ней. И вместе с ними неизбежно появилось и человеческое общество. Люди всегда живут только в составе отдельных конкретных обществ - социально-исторических организмов, которые все вместе образуют человеческое общество в целом. Вне системы общественных отношений люди существовать не могут. Это было подмечено уже давно. Еще Аристотель, живший в IV в. до н.э., называл человека политическим животным, то есть живущим в государстве (политии), в обществе. Эта мысль получила развитие в труде шотландского мыслителя А.Фергюсона "Очерк истории гражданского общества" (1767). Он утверждал, что человек изначально, по своей природе, есть существо социальное. "Человечество, - писал он, - следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей". Мнения о том, что люди всегда жили обществами, отстаивал и его современник - Вольтер. В своей “Философии истории” (1765) он писал: “Основания для общества существовали всегда, стало быть и общество существовало всегда.”

Но если человек и общество возникли, то правомерен вопрос о том, куда они уходят своими корнями. Естественен ответ, что истоки человека и общества нужно искать в животном мире. Однако между обществом, в котором мы живем сейчас, и миром животных существует слишком уж большое различие. Огромные города, многоэтажные дома, фабрики и заводы, железные дороги, автомобили, самолеты, театры, музеи, книги, журналы, газеты - ничего похожего в животном мире нет. От животного мира отличается не только современное, но вообще любое “цивилизованное”, как принято говорить, общество.

С этим связана довольно-таки распространенная идея, что человек вообще не имеет никакого отношения к животным. Ссылаются на библейские предания, согласно которым люди были сотворены богом отдельно от животных. В последние десятилетия эта мысль находит выражение в разнообразных фантастических гипотезах, по которым предки современных людей прилетели на Землю из космоса.

В действительности, однако, родство животных и человека несомненно. К такому выводу некоторые ученые пришли еще в XVIIIв. А в следующем - XIX в. - идея происхождения человека от животных получила широкое распространение. Она была, как известно, глубоко обоснована в труде великого английского естествоиспытателя Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871). В нем вполне убедительно было показано, что далекими предками человека были человекообразные обезьяны (антропоиды).



Коснулся Ч.Дарвин и проблемы происхождения общества. Он характеризовал человека как общественное животное. Отсюда он сделал вывод, что предки человека тоже жили не в одиночку или даже семьями, а более широкими объединениями. Но доказав, что человек произошел от животных, Ч.Дарвин в то же время не смог нарисовать конкретную картину превращения животного в человека - для этого ему не хватало фактических данных. Еще меньше он мог сказать о возникновении человеческого общества.

К настоящему времени положение резко изменилось. Наукой накоплен огромный фактический материал, относящийся к этой проблеме. В свете этого материала стало ясно, что между непосредственными животными предками человека, с одной стороны, и людьми, такими, каковы они сейчас, - людьми современного типа , с другой, лежит длительный переходный период, который начался самое малое 1,6 млн. лет назад.

Это был период превращения животного в человека, формирования человека (антропогенеза) и одновременно период становления человеческого общества (социогенеза). Антропогенез (от греч. антропос - человек и генезис - происхождение) и социогенез (от лат. societas - общество и греч. генезис - происхождение) были двумя неразрывно связанными сторонами одного единого процесса - антропосоциогенеза - процесса становления человека и общества. Люди, жившие в этот период, отличались и от животных, и от людей современного типа. Это были формирующиеся люди (пралюди). Соответственно они жили в формирующемся обществе (праобществе).

Процесс антропогенеза и социогенеза, начавшись 1,6 млн. лет назад, завершился примерно 35-40 тысяч лет тому назад. На смену пралюдям и праобществу пришли сформировавшиеся, готовые люди, которые жили уже в готовом, сложившемся обществе.



О том, как конкретно шел процесс становления человека, можно судить по дошедшим до нас костным остаткам животных предков человека, пралюдей и самых ранних из современных людей. Их изучает палеоантропология (от греч. палайос - древний, антропос - человек, логос - учение).

Общественные отношения невещественны, нетелесны, они не имеют физического существования. Поэтому, собственно, от них до нас ничего не дошло и дойти не могло. Судить о том, как шел процесс становления общества, можно лишь по косвенным данным. Такие данные, с одной стороны, те же костные остатки пралюдей, с другой - дошедшие до нас их каменные орудия и другие вещественные памятники. Их исследует археология (от греч. архайос - древний, логос - учение).

Но даже прямые данные можно истолковывать по-разному. Различные ученые далеко не одинаково рисуют картину становления человека и эволюции его каменных орудий. Тем более это относится к косвенным данным. Поэтому единственный путь, позволяющий понять сущность социогенеза, заключается в сопоставлении его исходного пункта и конечного результата.

Исходный пункт социогенеза - объединения животных предков человека. Определенное представление о них можно составить, изучая объединения ныне существующих животных. Конечный результат социогенеза - сложившееся человеческое общество. Оно существует в разных формах. Одни из общественных форм более ранние, другие - более поздние. Самая ранняя форма существования сложившегося человеческого общества - общество, которое у нас принято именовать первобытным или первобытнообщинным, а в западной науке - примитивным (primitive), племенным (tribal), эгалитарным (egalitarian), безгосударственным (stateless), бесклассовым (classless). Оно существовало в виде большого количества во многом совершенно самостоятельных первобытных общин.

Сопоставление объединений животных и первобытных общин может дать ключ к пониманию того, в чем заключался процесс социогенеза.

Животные и их объединения

Из всех наук о животном мире для нас наиболее интересна та, которая исследует поведение животных в естественных или близких к естественным условиях. Она называется этологией (от греческого этос - характер, нрав и логос - учение). Эта наука выявила стимулы и мотивы поведения животных. Ими являются биологические инстинкты. К числу их прежде всего относятся пищевой, половой и инстинкт самосохранения. Особое место занимает инстинкт, побуждающий заботиться о потомстве. Его называют материнским, когда о детенышах заботится одна лишь самка, и родительским, когда в этом деле участвует и самец.

Материнский или родительский инстинкт - единственная в животном мире потребность, удовлетворение которой состоит в заботе о других. Все прочие инстинкты данного животного индивида предполагают и требуют его заботы только о себе. Это особенно легко заметить на примере пищевого инстинкта. У взрослого животного этот инстинкт может быть удовлетворен одним и только одним способом - путем обеспечения себя пищей. Он непосредственно побуждает к одному - к поискам пищи для себя и только для себя. Если животное при этом найдет столько пищи, что ее хватит и для других, или если найденной пищей завладеет другое животное, то это ни в малейшей степени не меняет общей направленности его поведения. Оно ориентировано на заботу только о самом себе. В этом смысле пищевой инстинкт - это инстинкт индивидуалистический. Такой же характер носят половой инстинкт и инстинкт самосохранения.

Индивидуалистические инстинкты определяют поведение животного во всех сферах его деятельности, исключая лишь область отношений к детенышам. Поэтому вполне правомерно говорить о господстве в животном мире, взятом как целое, зоологического индивидуализма. Животный эгоизм, т.е. ориентация на удовлетворение своих индивидуалистических инстинктов, не только не исключает, но, наоборот, в определенных условиях с неизбежностью предполагает объединение животных. Там, где животные в одиночку оказываются не в состоянии удовлетворить свои инстинкты, включая индивидуалистические, они объединяются для совместной деятельности. В условиях, когда совместная охота более успешна, чем одиночная, волки и дикие собаки образуют стаи. Опасность, грозящая со стороны хищников, побуждает обезьян объединяться в стада.

Стремление животного к удовлетворению своих инстинктов может согласовываться с такими же стремлениями других особей того же вида, а может вступать с ними в противоречие. Если при этом у животных, ведущих одиночный образ жизни, столкновение стремлений отдельных особей происходит от случая к случаю, то у животных, живущих в объединениях, такого рода противоречие носит более или менее постоянный характер. Поэтому необходимое условие существования всякого сколько-нибудь прочного зоологического объединения - систематическое согласовывание сталкивающихся стремлений всех животных, входящих в их состав. Оно осуществляется путем доминирования.

Доминирование есть такого рода отношение между двумя животными, при котором одно животное получает возможность удовлетворить свои инстинкты, не считаясь с потребностями другого животного и даже за его счет, а это второе животное вынуждено воздерживаться от удовлетворения своих инстинктов, если это стремление приходит в противоречие со стремлениями первого животного. Первое животное занимает положение (приобретает “статус”, как говорят этологи) доминирующего (господствующего), а второе - положение (статус) доминируемого (подчиненного).

Доминирующим животным обычно оказывается более сильное, подчиненным - более слабое. Один из известных способов определения статуса - драка. Однако чаще всего отношения доминирования устанавливаются без физического столкновения. Иногда достаточно угрозы со стороны одного животного, чтобы превратить другое в подчиненное. В других случаях (обычно когда животные резко отличаются по силе) и угроз не требуется.

В зоологическом объединении отношения доминирования устанавливаются между всеми животными, исключая детенышей. Элементарные отношения доминирования, существующие между каждыми двумя взрослыми животными, образуют сложную иерархическую систему, в которой каждое животное занимает определенное место. В зоологическом объединении существует таким образом система рангов. Одно из животных может быть только доминирующим. Оно в таком случае имеет высший ранг и играет роль вожака. Большинство членов объединения становятся господствующими по отношению к одним и подчиненными по отношению к другим. Отдельные животные находятся в положении только доминируемых. Поведение каждого животного в значительной степени зависит от его положения в иерархии, от его ранга.

Эти отношения наглядно зримы у групп обезьян, живущих в неволе. Когда животным дают пищу, к ней нередко первоначально приближается один вожак, иногда вместе с ним начинают есть еще несколько обезьян, которых он поощрит к этому своим поведением. Когда эти животные насытятся, наступает очередь следующих по рангу. Самые слабые животные получают доступ к пище лишь после того, как основная часть группы покидает место кормления. В самом худшем положении оказываются подростки и старые животные. Они нередко голодают даже тогда, когда пищи поступает вполне достаточно.

Иногда доминирование пытаются истолковать как обуздание зоологического индивидуализма. В действительности же оно представляет собой наиболее яркое проявление животного эгоизма. Доминирующие животные удовлетворяют свои инстинкты, совершенно не считаясь с потребностями подчиненных животных, а иногда и за их счет.

В естественных условиях отношения доминирования по-разному проявляются в объединениях различных животных и в разных сферах деятельности. Обезьяны - животные, в основном, растительноядные. Их пища, как правило, рассеяна в пространстве и доступна всем. Поэтому отношения доминирования в этой сфере у обезьян почти не проявляются. Однако когда в поле зрения нескольких животных оказывается более или менее редкий или привлекательный пищевой объект, то им завладевает именно доминирующее животное, а подчиненные, как правило, уступают без особого сопротивления.

У шимпанзе - человекообразных обезьян, наиболее близких к человеку, наблюдались случаи охоты на более или менее крупных животных. Из-за добычи вспыхивали драки. Все мясо или, во всяком случае, основная его часть доставалась доминирующим животным. Остальные, как правило, не получали ничего. В сфере распределения мяса у шимпанзе всецело господствовал зоологический индивидуализм.

Доминирование - единственный способ согласовывания сталкивающихся стремлений членов обычного зоологического объединения. Доминирование предотвращает постоянные конфликты внутри объединения высших животных, обеспечивает в рамках такого объединения относительный мир и порядок.