Творческие личности сообщение по конк человеку. Современные проблемы науки и образования. Психолого-педагогическая характеристика понятия «конкурентоспособная личность» школьника

Предлагаем Вам на рассмотрение отрывки из книги "Психология развития конкурентоспособной личности " Митина Л.М.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003 г.

Жизнедеятельность ребенка - сложнейшая психическая реальность, которую можно представить в виде многомерного пространства, включающего в себя три взаимосвязанных пространства: личность, деятельность (учебная и внеучебная) и общение (системы взаимодействии и взаимоотношений).

Развитие ребенка осуществляется в преодолении противоречия между его спонтанной активностью и внешней регуляцией (воспитанием и обучением). По мере взросления источник развития должен перемещаться внутрь личности, обусловливая новый уровень развития самосознания, выработку собственного мировоззрения, активизируя процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.

Темперамент считается наиболее устойчивой и слабо изменяемой характеристикой личности человека, которая проявляется во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому каждому человеку нужно иметь представление о типах темперамента и свойствах нервной системы, о собственном типе темперамента, уметь определять особенности темперамента другого человека по поведенческим проявлениям.

Выделенные П. П. Павловым типы нервной системы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа-Галена, П. П. Павлов описывает их следующим образом:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип - САНГВИНИК . Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник - человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

2. Сильный, уравновешенный, инертный тип - ФЛЕГМATИК . Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - ХОЛЕРИК . Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

4. Слабый тип - МЕЛАНХОЛИК . Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью, как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

Наследственный фактор (генотип) в большей степени, чем среда, детерминирует возникновение индивидуальных различий в темпераменте, причем он является относительно устойчивым и мало податливым к воздействиям воспитания и среды. Таким образом, воспитание в принципе не влияет на темперамент . В то же время изменениям подвергаются другие психические особенности, которые могут маскировать свойственный данному индивиду темперамент. Здесь речь идет в основном о привычках и навыках, о характере, интересах пли мотивах, которые, будучи зависимыми прежде всего от воспитаниям среды, оказывают решающее влияние на поведение индивида.

Лидерские качества личности.

«Энергоизбыточностью», как правило, обладают люди, которых принято называть лидерами. Лидерство как сторона человеческих отношений и взаимоотношений существует столько, сколько существуют человеческие отношения.

К основным, наиболее распространенным в социально-психологической литературе теориям лидерства относятся следующие: теория черт лидера, теория лидерства как функции группы, теория лидерства как функции ситуации.

Согласно «теории черт» лидерство ниспослано отдельным выдающимся личностям как некая благодать («харизма»), а лидер - человек, обладающий такой суммой индивидуальных качеств, которые позволяют ему занять доминирующее положение в любой жизненной ситуации (Р. Стогдилл, Е. Богардус и др.). Такие качества и умения имеют главным образом врожденный характер. Исследования лидерства детей и подростков показывают, что действительно, лидерами становились те дети, чьи индивидуальные качества давали им преимущества перед другими (большая физическая сила, волевая активность и темперамент, интеллектуальное превосходство и др.). Но обращение исследователей к явлению лидерства у взрослых показало, что здесь лидеры имеют преимущество скорее за счет социально-ролевых характеристик их деятельности, чем за счет индивидуальных черт (Волков И. П., Емельянов Ю. Н., 1973; Петровский А. В., ЯрошевскийМ. Г., 1998).

«Лидер - это тот человек, - пишет В. И. Румянцева, - который непременно совершает поступки, что не свойственно каждому человеку. Нередко поступки лидера неординарны, исключительны, оригинальны. Пожалуй, именно в поступках проявляется индивидуальность лидера, его неповторимость» (В. И. Румянцева, 1996. - С. 17).

«Дельфины» и «Акулы»

Развитие конкурентоспособной личности, детерминировано не только «энергоизбыточностью», но, главное, социально-психологически ми (нравственными) характеристиками ее взаимосвязи с обществом, отношением к другим людям, себе, делу, духовным ценностям. Интересную типологию представили Р. Андерсон и П. Шихирев, проведя водораздел между людьми, занимающимися предпринимательской деятельностью и бизнесом, назвав их «АКУЛАМИ» и «ДЕЛЬФИНАМИ». Наиболее принципиальные различия между «дельфинами» и «акулами» усматриваются в тех правилах поведения, которых они придерживаются и которые состоят в том, что «дельфины» развивают доверие и контакты, стремятся говорить правду, не торопятся делать выводы, фантазируют, сомневаются. «Акулы» имитируют доверие и не верят никому, потребности других не имеют для них значения, не уступают, не философствуют, стремятся к однозначности решений и т. д.

Гибкость - это, по нашему мнению, разнообразие и адекватность, проявляемые как во внешних (двигательных) формах активности, так и во внутренних (психических).

Развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать, планировать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях. Вот почему проблема гибкости, прежде всего эмоциональной гибкости, является одной из наиболее важных в развитии конкурентоспособной личности.

Неудачи – это хорошо!

Маяк в океане жизни

Бомбы или крылья?

Вырасти Наполеона!

Осанка счастливого человека

Почему так важно заниматься спортом?

Учитель – жизнь

Иди за ребенком

Кое-что о таланте

Получай пощечины всю жизнь

Ключ к успеху

Какую школу я выбираю?

МОАУ «СОШ» № 6 г. Орска

Исследовательская работа на тему:

« Проблема формирования

конкурентоспособной личности старшеклассников »

Учащаяся 10 «А» класса

Алматова Кристина

Руководитель:

Науменко. Е. В

Орск - 2015

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-4

ГЛАВА I.

§1. Понятие о конкурентоспособности и конкурентоспособной личности………………………………………………………………………….5-6

§2. ……………………………7-10

§3. Формирование конкурентоспособной личности………………………10-17

ГЛАВА II .

§1. Ход исследования…………………………………………………………18-20

§2. Анализ результатов исследования………………………………………21-26

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Введение.

Сложные социальные и экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, оказывают существенное влияние на процессы социализации и вместе с тем наглядно демонстрируют ограниченность традиционных, унифицированных образовательных систем, формирующих стандартный, преимущественно технократический тип личности. Модернизация отечественного образования требует иного, гуманистического осмысления и практического использования внутреннего потенциала человека, оказавшегося в новых конкурирующих обстоятельствах изменившейся социально-экономической среды.

Специалист XXI века – высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Развивающийся рынок труда и «рынок личностей» предъявляют к подрастающему поколению высокие требования. Это относится и к выпускникам школ, и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие компетентности, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, в целом определяющие конкурентоспособность личности.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что выпускники школ должны быть высокообразованными, нравственными, предприимчивыми людьми, способными к сотрудничеству, обладающими мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны. Создание условий для развития такой личности позволит школе повысить качество подготовки учащихся к самостоятельной жизни и уровень их конкурентоспособности.

В ряде работ современных ученых-педагогов конкурентоспособность выпускников предлагается рассматривать как интегрированный показатель успешной деятельности образовательного учреждения. Цель образовательной политики в изменившихся социально-экономических условиях, на наш взгляд, очень точно сформулирована известным ученым-педагогом В.И. Андреевым: «Для того чтобы Россия обрела статус конкурентоспособной державы, мы должны воспитать новое поколение конкурентоспособных лидеров, способных к непрерывному творческому саморазвитию своей конкурентоспособности».

Наиболее плодотворно проблема конкурентоспособности разрабатывалась в теории менеджмента зарубежными (И. Ансофф, А. Вайсман, Ф. Вудкок, А.А. Мескон, Т. Санталайнен) и отечественными (В.А. Дятлов, Е.Б. Попова, В.В. Травин, Р.А. Фатхутдинов,В.И.Шаповалов) исследователями.

Её отдельные аспекты в системе высшего профессионального образования нашли отражение в работах В.И. Загвязинского, В.П. Кузовлева, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, В.Н. Мезинова, П.Е. Решетникова, А.В. Репринцева, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.

Выбранная тема очень интересна мне, я хочу узнать являюсь ли я конкурентоспособной личностью, так как я учусь в 10 классе и скоро буду выпускницей.

Актуальность формирования конкурентоспособности личности школьника заключается в том, что развивающийся рынок труда и «рынок личностей» предъявляют к подрастающему поколению высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности. Сегодняшним школьникам в недалеком будущем предстоит принять на себя всю тяжесть проблем, которые необходимо решать в постиндустриальном обществе свободных цивилизованных рыночных отношений. В этой связи одной из приоритетных задач современного школьного образования становится создание условий для формирования конкурентоспособной личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать общественные и свои личные и профессиональные и проблемы.

Объект исследования: формирование конкурентоспособности личности в общеобразовательной школе.

Предмет исследования : уровень конкурентоспособности личности у учащихся старших классов.

Цель исследования- рассмотреть проблему формирования конкурентоспособной личности школьника.

Задачи:


  1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

  2. Раскрыть понятие конкурентоспособной личности.

  3. Рассмотреть структуру конкурентоспособной личности.

  4. Рассмотреть формирование конкурентоспособной личности.

  5. Оценить уровень конкурентоспособности личности у учащихся старших классов.
Методы исследования:

Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ.

Эмпирические методы: диагностика уровня конкурентоспособности личности учащихся школы, статистические методы обработки результатов исследования, анализ полученных данных.
Глава I .

§1. Понятие о конкурентоспособности и конкурентоспособной личности
Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

В социологии подчеркивается трехуровневость данного понятия, применяемого для характеристики индивида:

1. Как носителя социальности вообще;

2. Как представителя определенной культуры, социальной общности и группы;

3. Как индивидуальности.

Эти уровни по-разному учитываются и соотносятся в конкретных социологических теориях личности, присутствуя прямо или косвенно в любой их них при определении соотношения в индивидуальных или групповых моделях поведения социокультурных и «внутренних» (от субъекта идущих) факторов их детерминации.

Обратимся к толкованию понятия «конкурентоспособность». Этимологически оно восходит к слову «конкур» (фр. состязание, соревнование).

Конкуренция - (от лат. сопсшто - сбегаюсь, сталкиваюсь) - одна из форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп.

Конкуренция -это соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ.

Конкурентоспособность -способность определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Конкурентоспособность - это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами.

(А.Р Фатхутдинов)

Согласно словарю советских времен, под конкуренцией понимали антагонистическую борьбу между частными лицами. Кроме экономической, существует и биологическая конкуренция - отношения активного соревнования между лицами одного или разных видов за средства существования и условия размножения. За И.И. Шмальгаузеном, конкуренция - одна из форм борьбы за существование.

Конкурентоспособная личность - это такая личность, которая способна быстро и безболезненно адаптироваться к постоянным изменениям общественных условий, научно-технического прогресса и новых видов деятельности и форм общения при условии сохранения позитивного внутреннего психоэнергетического потенциала и гармонии.

Понятие «конкурентоспособность» можно определить как «свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке».

В книге В.И. Андреева «Конкурентология» понятие «конкурентоспособная личность» трактуется как «личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами»

Сфера деятельности конкурентоспособной личности. С учетом вышеизложенного, подробнее рассмотрим основные направления анализа конкурентоспособности личности. В смысловом аспекте можно выделить как минимум три сферы развития конкурентоспособной личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу личности и ее самосознания.

О первой из них - сферы деятельности, то здесь имеющийся спектр аналитических вопросов, касающихся деятельности, с которыми сталкивается личность, поскольку их субъективная значимость для нее отнюдь не однозначна. Отсюда, в частности, возникает необходимость рассмотрения профессиональных установок, интересов, направленности личности и др. При этом важным аналитическим задачей является выяснить их обусловленность.

Специфика психологических проблем современного периода определяется необходимостью освоения нового социально-экономического и профессионального опыта. С одной стороны, это связано с переходом к рыночной экономике, поскольку новые профессии не имеют корней в профессиональной культуре нашего общества, с другой - происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которая также страдает от изменений в современных условиях.

Доказано, что длительное время конкурентоспособной может быть только человек, который занимается любимым делом, что дает ему удовольствие, несмотря на большие временные и энергетические затраты.

Таким образом, мы рассмотрели понятие о конкурентоспособности и конкурентоспособной личности, далее рассмотримструктуру конкурентоспособной личности.

§ 2. Структура конкурентоспособной личности
Структура личности представляет собой систему взаимосвязанных подструктур: биологически детерминированной и социально детерминированной. Проблема соотношения биологического и социального, физиологического и психологического неизменно остается одной из центральных и острейших проблем психологии личности.
Крайние точки зрения. Согласно первой, все основные особенности и способы развития психики предопределены биологическими факторами - врожденными или приобретенными. Другая крайняя точка зрения состоит в том, что особенности психики целиком и полностью определяются качеством воспитания и обучения. Эти две точки зрения, крайние, и немногие авторы принимают эти позиции. Поэтому самой популярной и распространенной является средняя между двумя позициями. Согласно ей, в психическом развитии равно определяющую роль играют и биологические, и социальные моменты. Последние, как правило, превалируют, не заглушая, однако, большего или меньшего звучания первых. Сторонники этой точки зрения рассматривают человека как существо биосоциальное, в котором диалектически сочетаются в единстве биологическое и социальное.
Определив функциональное назначение каждой из сфер развития конкурентоспособной личности (сферу деятельности, общения, личностных особенностей), оказалось возможным представить их в виде единой функциональной структуры, дающей целостное представление о закономерностях, существенных связях и зависимостях одних элементов от других.

Многоаспектная деятельность, обусловленная развитием личностных качеств, связывается в узлы многообразными отношениями, взаимодействиями с другими людьми. Эти узлы, их иерархии образуют, интегральные характеристики личности, детерминируют ее профессиональное развитие, сами же по сути являются объектом развития. Многочисленные исследования дали возможность выделить три интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность и гибкость.

Согласно психоаналитического подхода (3. Фрейд) структура личности включает в себя три инстанции - Ид, Эго и Супер-эго. Ид - система, тесно связанная с биологическими врожденными сексуальными и агрессивными побуждениями и подчиняющаяся принципу удовольствия. Эго - инстанция, управляемая принципом реальности и обслуживающая потребности Ид. Супер-эго - инстанция, функционирующая благодаря общественного подкрепления. Ид, Эго и Супер-эго находятся в конфликтных отношениях друг с другом, динамика конфликта определяется событиями, имевшими место в прошлом и определяющим и жизнедеятельность человека в зрелые годы.

З. Фрейд называл две основные тенденции поведения человека: к сохранению стабильности и получению удовольствий. Психические характеристики человека изменяются в процессе психоаналитического лечения, которое следует рассматривать как вторичное воспитание взрослого или как коррекцию его детского воспитания.

Распространение данный подход получил в работах К.Г. Юнга, А. Адлера , Э. Фромма, К. Хорни и др.

Для нашего исследования являются важными идеи К.Г. Юнга о двусторонней ориентации личности: на внутренний мир - интроверт или на внешние события - экстраверт. Интроверты благодаря своей погруженности во внутренний мир менее эффективны в коммуникации, экстраверты более успешны во внешней деятельности, но очень часто теряют контроль над своим внутренним состоянием. Конкурентоспособная личность должна быть амбивертна, т.е. сочетать черты обеих ориентации.

Поведенческий (бихевиористский) подход преследовал своей целью не исследование внутренних психических факторов, а сосредоточился на изучении ситуационных и поведенческих проявлений человека.

Б.Ф. Скиннер, Г. Айзенк, Д.Ж. Уотсон описали основные законы возникновения навыков, к которым сводились все наиболее сложные и специфические формы деятельности личности.

Таким образом, в поведенческих концепциях особое значение имеют средовые факторы изменения, к которым должна приспосабливаться личность, выбирающая те или иные действия, что в результате формирует новые формы поведения. Для нашего исследования очень важны идеи Б.Ф. Скиннера, объясняющие природу адаптивного поведения личности.

Гуманистический подход подчеркивает уникальность субъективного опыта личности, где поступки человека определяются в первую очередь его собственной оценкой. Значительной для нашего исследования является идея А. Маслоу, К. Роджерса об активности личности, её стремлении к самоактуализации.

Так, А. Маслоу выделил следующие характеристики самореализации личности:

Более адекватное и свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков восприятие реальности (интерес к неизведанному);

Принятое себя и других такими, какими они есть, отсутствие искусственных защитных форм поведения и непринятие такого поведения со стороны других;

Спонтанность проявлений, простота и естественность соблюдения установившихся ритуалов, традиций и церемоний при отношении к ним с должным чувством юмора;

Деловая направленность - способность личности заниматься не только собой, но и своей жизненной задачей;

Потребность в одиночестве, носящем характер самоустранения;

Автономия и независимость от окружения, устойчивость к воздействиям фрустрирующих факторов;

Непосредственность оценок, способность находить каждый раз новое в уже известном;

Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я;

Чувство общности с человечеством в целом;

Отсутствие проявлений враждебности в личностных отношениях, узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубоки;

Демократичность в отношениях с людьми, готовность учиться у других;

Устойчивые внутренние моральные нормы, острая чувствительность к добру и злу;

Ориентированность на цели, тогда как средства являются подчиненными им;

Философское чувство юмора по отношению к себе и к миру;

Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается;

Устойчивость и критичность к влияниям культуры.

Личность уникальна по своей сути и взаимодействует с действительностью как открытая система, и чем больше перечисленных характеристик личности становятся осознанными ею, тем более она, на наш взгляд, конкурентоспособна.

Важным для нашего исследования является определение структурных компонентов личности. Согласно исследованиям К.К. Платонова, личность рассматривается как сложная структура, состоящая из четырех иерархически расположенных подструктур:

4-я подструктура - биологически обусловленная подструктура личности включает в себя темперамент, возрастные, половые свойства, которые формируются путем тренировки;

3-я подструктура, в которую входят социально сформированные путем упражнений на основе биологических задатков, индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения (ощущение, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, чувства, воля). Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.) также включены в данную подструктуру;

2-я подструктура опыта, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в ходе учебной, трудовой и других видов деятельности;

1-я высшая, социально обусловленная подструктура, определяющая отношение человека к окружающему миру посредством интересов, взглядов, убеждений, социальных установок, ценностных ориентации. Это подструктура направленности личности, формируемая путем воспитания.

Данная структура личности представляет собой систему взаимосвязанных подструктур: биологической, социальной каждая из которых обусловливает, на наш взгляд, формирование качеств конкурентоспособной личности в конкретной деятельности в частности.

В педагогических исследованиях личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств, включающую все многообразие её проявлений (потребностей, способностей, я-концепции, отношений, деятельности, поступков, реакций, интеллекта, социальных ролей и т.д.)

Цель сегодняшнего образования заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развивать у учащихся потребности в самоизменении, заинтересованности в знаниях - трансформациях, психологических знаниях, знаниях - инструменте, которые позволят обрести утраченный менталитет, этнокультурную идентичность и эмоционально-нравственное отношение к жизни.

§3. Формирование конкурентоспособной личности

Сегодня воспитание детей и подростков реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. В качестве сущностных признаков конкурентоспособности и социальной активности личности в педагогической литературе выделяются следующие:


  • интеллектуальный потенциал;

  • самоактуализация;

  • мотивированность;

  • адаптированность;

  • толерантность;

  • адекватная самооценка;

  • самообучение;

  • коммуникабельность;

  • стратегичность;

  • способность принимать ответственные решения;

  • лидерские качества;

  • умение работать в команде;

  • креативность;

  • ценностно-ориентированная адекватность;

  • готовность к профессиональному самоопределению.
Как показывают исследования психологов, на сегодняшний день у обучающихся недостаточно развиты те личностные качества, которые позволяют адаптироваться и реализоваться в жестких условиях рынка, что говорит о том, что массовая школа не готова выполнить заказ общества, отображенный в документах о модернизации российского образования. Решение этой сложной проблемы требует изменения подходов к обучению и воспитанию обучающихся.

Конкурентоспособность личности должна обеспечиваться высоким качеством результатов образовательной деятельности, системная интеграция которой обеспечивает формирование мобильной личности, свободной и ответственной, способной к творческой деятельности, готовой к масштабной реализации своих потенциальных возможностей. Одним из условий эффективного формирования конкурентоспособности и социальной активности личности в общеобразовательной школе является создание особой воспитательной среды.

Основу формирования конкурентоспособного выпускника в воспитательной системе школы должны быть положены следующие подходы: деятельностный подход как стратегия гуманизации технологий воспитания; личностный подход , требующий от учителя отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей; полисубъектный подход, продиктованный условиями субъект-субъектных отношений; индивидуально-творческий подход, предполагающий развитие мотивации во всех видах деятельности, организацию самодвижения к конечному результату, создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития творческих возможностей каждого учащегося.

При разработке содержания процесса формирования конкурентоспособности школьника, его педагогических средств и организационно-педагогических условий необходимо достаточно полно учитывать специфику функционирования психологических механизмов конкурентоспособного поведения (типы психологических барьеров; ограничения, препятствующие успеху и личностному росту; особенности принятия решений в нестандартных ситуациях; мотивация; синергизм и др.), а также особенности управления процессом формирования конкурентоспособности личности со стороны педагога и психолога. Можно предположить, что решение этой проблемы предусматривает использование технологий, которые должны быть социально ориентированными и обеспечивать согласование внешних и внутренних факторов становления конкурентоспособности; образовывать систему, соотносимую со структурными компонентами конкурентоспособности.

Педагогический процесс формирования конкурентоспособности и социальной активности личности должен отвечать ее объективной специфике, требованиям целостности и носить управляемый характер. Принципиальное значение для построения, организации и осуществления такого процесса приобретает модель конкурентоспособности личности школьника, которая в структурном отношении отражает психологические, социально-психологические и социокультурные характеристики и параметры формируемого качества личности, определяет приоритетные направления и логико-содержательную основу интеграции школьного основного и дополнительного образования, задает проектные параметры образовательного процесса.

Центральным компонентом модели является цель – формирование конкурентоспособности обучающегося в общеобразовательном учреждении; сохранение и развитие положительных личностных качеств, таких как способность быстро адаптироваться к изменениям в обществе, социально-активному действию, способность реализовать свой творческий потенциал и другие, определяющие конкурентоспособность человека. Чтобы достичь поставленной цели - формирования конкурентоспособной личности обучающегося, необходимо решать следующие задачи: развитие у обучающихся стремления к самопознанию, осмыслению себя, самовоспитанию; формирование нравственных качеств личности; способствование становлению жизненной оптимистической позиции обучающихся, конструктивности их жизненных целей; развитие навыков общения; формирование знаний и практических умений по самоанализу.

Содержание работы по формирования конкурентоспособности личности в воспитательной системе общеобразовательного учреждения, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся, составляющих конкурентоспособность и социальную активность, определяется знаниями, умениями и навыками, которые нужно сформировать у школьников, и качествами, которые нужно у них воспитывать и развивать. Здесь целесообразно выделить теоретическое и практическое направления. В качестве содержания могут выступать элективные или факультативные курсы «Формула жизненного успеха», «Поверь в себя!» и т.п.

С нашей точки зрения, целесообразно выделить лишь основные, наиболее важные измерения конкурентоспособности и социальной активности, которые можно рассматривать как приоритетные направления. Информационно-содержательный , или когнитивный компонент конкурентоспособности образует комплекс знаний о внешнем мире и знаний, связанных с «Я-концепцией», принятием решения, самооценкой, коммуникативными и регулятивными действиями, и оценивает развитие познавательных потребностей и способностей, сформированность самостоятельного умственного труда обучающихся. Операционально-деятельностный компонент составляют умения и навыки познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера. Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностные ориентации личности, стремление к нравственному самосовершенствованию, позитивную установку на различные виды социально значимой активности, потребности самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, саморазвития. Эмоционально-волевой компонент включает ответственность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, эмпатию и сопереживание, самоконтроль. Результативный компонент процесса формирования конкурентоспособной личности отражает степень готовности обучающихся, родителей и педагогов к формированию конкурентоспособности и включает в себя следующие уровни: информационно-репродуктивный (отражающий сформированность когнитивной основы конкурентоспособного сознания и поведения); активизационно-продуктивный (отражающий развитие и активизацию конкурентоспособного сознания и поведения); импровизационно-творческий (характеризующийся совершенствованием и реализацией конкурентоспособного поведения в разноплановых ситуациях).

В своих исследованиях В. Пузиков отмечает, что к качествам, определяющим конкурентоспособность специалиста любой области, относятся, гибкость и профессиональная мобильность, умение «презентовать себя»; владение методами решения большого класса профессиональных задач, способность справляться с различными профессиональными проблемами, уверенность в себе, ответственность, ориентация на успех, готовность постоянно обогащать свой опыт.

Многочисленные исследования Л.М. Митиной позволили выделить три интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность и гибкость.

Так как конкурентоспособная личность - это прежде всего личность, адекватно реагирующая на различные обстоятельства жизни, эмоциональная гибкость является одной из наиболее важных составляющих.

По мнению Л.М. Митиной, Н.Д. Левитова, Б.М. Теплова и др. для того, чтобы адекватно оценивать реальную ситуацию и возможность предвидеть выход из нее, необходимо быть эмоционально устойчивым, т.е. успешно осуществлять деятельность в сложных условиях, вызывающих переживания отрицательных эмоций (Митина, 2002, с. 117).

Для конкурентоспособной личности важно еще и умение создавать себе положительное эмоциональное состояние. А.С. Макаренко отмечал: «Наша этика требует от нас..., чтобы мы были прекрасными работниками, чтобы мы были творцами нашей жизни, героями, чтобы были счастливыми людьми, а счастливым человеком нельзя быть по случаю - выигрывать, как в рулетку, - счастливым человеком нужно уметь быть... Несчастье может быть только продуктом плохой нравственности, т.е. неумения, неточности, отсутствия уважения к себе и другим».

Исследования И.С. Кона, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, А.А. Реана подчеркивают важную роль положительных эмоций, выполняющих и адаптивные функции, что очень важно для конкурентоспособной личности. Именно эмоциональная экспрессивность, проявляющаяся в речи, походке, жестах, движениях, мимике, позволяет передать не только особенности характера, но и образ мыслей, отношение к ценностям, что очень важно учителю при формировании конкурентоспособной личности.

Эмоциональная гибкость тесно связана с поведенческой, под которой понимается способность человека отказываться от не соответствующих ситуации видов поведения и вырабатывать или принимать новые оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизмененных принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности.

Для того, чтобы конкурентоспособная личность обладала поведенческой гибкостью, на наш взгляд, она должна владеть методами и приемами саморегуляции, способствующим психическому и физическому здоровью.

Так как в условиях рынка труда ситуация очень часто меняется, предъявляя все новые требования к товару, то личность должна гибко адаптироваться и уметь предлагать себя и просить за это достойную цену. Поэтому очень важным интегральным качеством конкурентоспособной личности является интеллектуальная гибкость.

В отечественной и зарубежной психологии нет единого понимания интеллектуальной гибкости.

Вообще, в отечественных исследованиях понятие «гибкость» рассматривается в двух аспектах: как личностная характеристика (интеллектуальная гибкость), позволяющая эффективно адаптироваться к окружающей среде, что очень важно для формирования конкурентоспособности, и как особенность мыслительной деятельности (гибкость мышления), позволяющая эффективно адаптироваться к окружающей среде, что также является важным для нашего исследования.

Гибкость мышления связана с такими характеристиками как находчивость, оригинальность, независимость суждений, интуиция, высокая работоспособность, легкая обучаемость, инициатива и настойчивость в достижении цели.

ществляемых действий.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность, гибкость (интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая), которые являются показателями конкурентоспособности ее на рынке труда. Основная задача педагогики, на наш взгляд, состоит в том, чтобы определить содержательную и функциональную стороны процесса формирования конкурентоспособной личности учащихся, которые будут содействовать созданию воспитывающей поликультурной среды, определению характерных форм и методов этой многогранной работы.

Так как конкурентоспособная личность является объектом исследования и педагогики и психологии, мы считаем, что психолого-педагогические закономерности приемлемы и для рассмотрения процесса её формирования. Данные закономерности были рассмотрены в работе С. Маланова и положены в основу выработки интегральных характеристик конкурентоспособной личности.

Личностные особенности формируются не путем вызревания «изнутри» на основе наследственных предрасположенностей, а «извне» - на основе включения личности в различные формы общения и деятельности с другими людьми. Поэтому процесс формирования конкурентоспособной личности з аключается в организации условий , где преобладают образцы достойного поведения, общения, эмоционально-ценностных и нравственных отношений. В основе формирования качеств конкурентоспособной личности лежат механизмы заимствования и присвоения образцов поведения и межличностных отношений, которые демонстрируют значимые для старшеклассников лицея люди и в которые включается он сам:

В межличностных формах общения, в процессах использования средств и способов воздействия на других людей;

В способах регламентирования поведения со стороны других людей;

В выражении эмоционально-ценностных отношений к различным событиям и явлениям;

В приемах самоконтроля и самоорганизации: образцы поведения в ситуациях выбора и принятия на себя ответственности; в ситуациях преодоления трудностей; в ситуациях пристрастного эмоционального реагирования на поступки других людей и их эмоциональной оценки и т.д.

Личность и способности учащихся наиболее эффективно развиваются на основе взаимодействий с другими людьми в таких видах деятельности, которые имеют социально позитивные результаты и в которые учащиеся готовы включиться по собственному активному желанию и с интересом.

Данные закономерности положены нами в основу рассмотрения технологии формирования конкурентоспособной личности.

В своем исследовании мы изучаем формирование конкурентоспособной личности старшеклассника - 15-17 лет.

Как отмечают психологи личность ребенка 15-17 лет - весьма продвинутая стадия, характеризующаяся уравновешенностью, оптимизмом и уверенностью в себе. Основной отличительной особенностью этого возраста

Стабилизация личности, проявляющаяся в ровном и устойчивом настроении старшеклассника. Кроме того, стабилизация способствует развитию у старшеклассника саморегуляции, контроля за проявлением своих эмоций и поведением в целом, что повышает общий уровень самооценки.

Как подчеркивает И.С. Кон, в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая связана со стремлением к автономии старшеклассника, правом, быть самим собой. У старшеклассников наблюдается поведенческая автономия (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональная автономия (потребность и право иметь собственные привязанности независимо от родителей), моральная и ценностная автономия (потребность и право на собственные взгляды.

Ранняя юность вообще является решающим возрастом в выработке мировоззрения. Так как в российском обществе нет единой и обязательной идеологии, не у всех старшеклассников формируется система устойчивых убеждений, что сказывается на их будущем самоопределении.

Как отмечает Л.И. Божович, потребность в самоопределении старшеклассника не только влияет на характер учебной деятельности, но иногда и определяет ее. Это связано с выбором учебного заведения, класса, научного направления, что очень важно для создания условий, детерминирующих формирование конкурентоспособной личности.

Профессиональное самоопределение старшеклассника непосредственно связано с личностным, а последнее с ответами старшеклассников на вопросы: «Кем я буду?», «Каким я буду?».

Важнейшим психологическим новообразованием данного возраста - является умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации.

Устремленность в будущее, социальная адаптация, связанная с профессиональным и личностным самоопределением старшеклассника, включает в себя потребность в признании окружающих, в любви, самосовершенствовании и самореализации.

Таким образом, основными психологическими особенностями личности 15-17 лет являются:

Самосознание;

Соотношение себя с идеалом, появляется возможность в самовоспитании;

Возрастает волевая регуляция;

Увеличивается объем памяти, возрастает концентрация внимания, формируется абстрактно-логическое мышление;

Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;

Формируется собственное мировоззрение - система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;

Наблюдается максимализм суждений;

Стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;

Пренебрежение к советам старших;

Критиканство, проявление недоверия;

Сухой рационализм, практицизм;

Стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение, приобретение психологической зрелости;

Стремление к приобретению профессии;

Подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость, конформизм;

Завершено половое созревание;

Возникает первое чувство любви, дружбы, происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;

Недостаточное осознание последствий своих поступков

Таковы основные психические особенности старшеклассников. Все они формируются в различных видах его деятельности.

Таким образом, изучение психолого-педагогических исследований и собственные наблюдения позволяют нам констатировать, что у старшеклассников формируются важные психические образования самосознание, самоопределение, которые определяют конкурентоспособность личности.

Самосознание - это достижение учащимися определенной меры познания, наличие целостной «Я-концепции», определенного уровня уважения и принятия себя.

Становление самосознания старшеклассника происходит по таким направлениям:

Открытие своего внутреннего мира. Старшеклассник начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, иногда чувство одиночества.

Осознание необратимости во времени, понимание конечности своего существования. Юноша всерьез начинает задумываться о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Жизненные перспективы охватывают всю сферу личного самоопределения, моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни.

Формируется целостное представление о себе. Сначала осознаются и оцениваются внешние характеристики, а затем морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества личности.

Большую роль в осознании личностных особенностей мнения окружающих, достигнутые результаты в деятельности, общении.

Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.

Уровень самосознания личности определяет стадии профессионального развития личности, как фазы ее психологической перестройки, самоопределение, самовыражение, самореализация.

Самоопределение связано с нахождением определенной позиции во всех сферах жизнедеятельности и выработкой планов на различные отрезки будущей жизни.

Для нашего исследования принципиальное значение имеет стадия самоопределения, т.к. от нее зависит дальнейший путь личностного и профессионального развития и тем самым ее конкурентоспособность.

Самовыражение личности направлено на ее реализацию, без опредмечивания результатов деятельности, с целью самореализации на более высоком уровне.

Самореализация - это проявление внутренней свободы, обусловленное осознанием своих духовных и физических возможностей, и управление собой в процессе их проявления в соответствии с требованиями общества (развитие, социализация, воспитание).

В нашем исследовании основным критерием самореализации личности будет ее конкурентоспособность на рынке труда, заинтересованность в ней инвесторов и потребителей.

В любом виде конкуренции конкурентоспособная личность выступает активным субъектом, познающим и преобразующим действительность и саму себя, обладающей сознанием, волей, способной действовать целенаправленно. Проявление активности к себе и окружающему миру основной мотив и стержневое качеством конкурентоспособной личности учащегося лицея. Ориентация деятельности образовательного учреждения на конкурентоспособную личность, предполагает создание оптимальных педагогических условий.

Таким образом, анализ научной литературы позволил нам сделать вывод, что, несмотря на имеющиеся по данному вопросу, работы по экономике, психологии, педагогике проблема формирования конкурентоспособной личности в условиях образовательного учреждения остается недостаточно изученной. В нашем исследовании конкурентоспособная личность - это личность, обладающая такими интегральными характеристиками как гибкость (интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая), направленность и компетентность, позволяющие ей добиваться успехов в деятельности, общении и самосознании. Конкуренция является главной движущей силой развития личности. Формирование конкурентоспособной личности требует организации научного руководства данным процессом в условиях общеобразовательного учреждения, а также создания благоприятных педагогических условий.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова

на тему «Конкурентоспособная личность в современном мире»

Дисциплина Психология конкурентоспособной личности

Специальность 050510 – Государственное и местное управление

Выполнила: Мусина Ж.., студентка 4 курса

очной формы обучения,

группы-0950162

Проверила: Коваль О.В.

Костанай, 2012

Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе высшего образования создать не удается.

Андреев В.И. считает, что среди стратегических задач в "Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования" выдвигается задача формирования конкурентоспособности личности, которая сформулирована так: "Ориентация системы образования на реализацию общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося миропорядка"

Нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.

Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности: Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способнос ть преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;

6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению нового дела;

9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию. [Андреев В. И. "Педагогика" ]

В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических и психологических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п.), современные педагоги-исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать "способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно" .

Таким образом, формируя конкурентоспособность личности у студента, вышеперечисленные авторы считают необходимым формироват ь:

· систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;

· профессиональную направленность личности;

· систему целеполагания;

· самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.

По мнению Л.М.Митиной, "развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях" [Митина Л. М. "Психология развития конкурентоспособной личности" ]

Педагоги-исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности.

О.К. Филатов, Д.В.Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков и др. рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.

По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. "Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе:

1. Освоение и совершенствование профессионального мастерства.

3. Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.

4. Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа" " [Д.В.Чернилевский "Дидактические технологии в высшей школе" ]

Лаптева, О.Е. Лебедева, Е.А. Ленской, А.И. Мищенко, З.И. Равкина, Д.И. Фрумина, Л.М. Митиной, Т.А. Стефановской, О.Ф. Чупровой и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности.

Осуществляя классификацию способностей, характеризующих конкурентоспособность, на основе типизации определенных свойств, присущих рабочей силе, можно констатировать: конкурентоспособность рабочей силы выступает как абстрактная категория, характеризующая потенциальные способности человека к труду; представляет собой на первом этапе анализа два уровня способностей: 1) совокупность качеств, характеризующих способности к труду в самом широком аспекте; 2) умение человека находить рабочее место, доказать работодателю свои преимущества перед другими кандидатами.

Конкурентоспособность современного специалиста - умение находить рабочее место и убедить работодателя в своих преимуществах перед другими кандидатами. Таким образом, речь идет о самомаркетинге специалиста. Самомаркетинг в теоретическом плане выражает общественные связи и действия работника на рынке труда, связанные с удовлетворением его потребностей в подходящем рабочем месте. Это – определение своего места в системе общественного разделения труда, процесс реализации трудовых интересов в соответствии со своими склонностями, а также система активных действий специалиста с учетом рыночного механизма хозяйствования. Специалист при этой системе рассматривается не как пассивный объект, подчиняющийся стихийным законам экономики или ожидающий помощи извне, а как активная личность, умеющая быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, обладающая стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения проблемы трудоустройства. Важным уровнем конкурентоспособности является выявление соответствия количественных и качественных параметров рабочей силы требованиям экономики, рабочих мест, которые представляют потребители рабочей силы, являющиеся одним из ключевых элементов в структуре конкурентоспособности. Этот уровень связан с проявлениями экономического закона соответствия рабочей силы характеру и уровню развития средств производства; он отражает объективную, мало зависящую от работника сторону конкурентоспособности.

Конкурентоспособным в определенной области деятельности является специалист, обладающий: 1) профессиональной компетентностью (знания, умения, навыки) на уровне, достаточном для решения профессиональных задач (уровень образования, опыт работы, уровень профессиональных знаний, образование по профилю работы, наличие знаний по смежным специальностям (полипрофессионализм)); 2) набором специальных личностных качеств специалиста: активность, деловитость, трудолюбие, целеустремленность, общительность, настойчивость, обязательность, дисциплинированность, контактность, инициативность, уверенность, мобильность, лидерство, внимательность, самостоятельность, ассертивность, синтонность, рефлексивность и др. Конкурентоспособность может означать, что качество рабочей силы данного работника в наибольшей степени соответствует требованиям рабочего места, должности, а в условиях соперничества, надо доказать это соответствие.

Сегодня процесс глобализации охватил все сферы жизни во всем мире, поэтому формирование межкультурной компетентности также является одной из важных задач в образовании. Компетентность – это способность человека применять полученные знания, умения на практике, в повседневной жизни. Только высокий уровень межкультурной компетентности способствует формированию этнической толерантности для активного взаимодействия в современном, все более глобализованном мире.

Стремительное развитие международных и межнациональных контактов народов говорит о необходимости реализации одной из целей современного образования – это формирование межкультурной компетенции. Именно системе образования предстоит решать нелегкую задачу избавления людей от устаревших этноцентристских взглядов и замены их на новые, этнорелятивистские, которые соответствуют реалиям того единого мира, в котором мы живем. В настоящее время, все больше современных государств становятся полиэтническими, а значит, проблемы аккультуризации, формирование межкультурной компетенции должны выйти в их жизни на первый план. Получив образование, молодые люди начинают свою карьеру в многонациональном коллективе, где межкультурная компетентность поможет им строить конструктивные отношения в своей профессиональной деятельности. Межкультурная компетентность включает в себя умение быть гибким, тактичным, гуманным, быть терпимым к новым идеям, взглядам, готовым принимать изменения, быть находчивым при решении проблем и преодолении кризисов. В современном обществе люди, характеризующиеся межкультурной компетентностью, способны занять достойное место в обществе. Поэтому, важная задача высшего образования, особенно в современном обществе – это целенаправленно способствовать формированию межкультурной компетентности молодежи, а в процессе ее формирования необходимо уделять внимание «порогу ментальности». Понятие «порог ментальности» – это та условная черта, за которой становится возможной или невозможной адекватная реакция человека в ситуации межкультурного общения. Межкультурная компетентность способствует формированию мобильности, конкурентоспособности выпускников вуза.

Современное образование должно быть ориентировано на формирование различных групп компетенций. Широко используемое сегодня понятие « компетентность» означает «соответствовать и быть способным к достижению чего-либо». В то время как термин «компетенция» подразумевает: а) круг проблем или сфер деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; б) совокупность полномочий, прав должностного лица.

Деловые отношения требуют от молодых людей психологической готовности отстаивать, защищать круг своих интересов – это есть сформированность достаточного уровня корпоративной культуры. Корпоративная культура включает реализацию синтонного поведения, которое означает созвучность, понимание и настроенность на волну другого человека, гармоничное вхождение с ним в контакт, проявление эмпатии.

Индикатором конкурентоспособности является профессиональная компетентность. Ее формированию у будущего специалиста в вузе способствует применение практико-ориентированной технологии обучения и других технологий, которые требуют применения активных методов и форм взаимодействия. Интерактивная деятельность на семинарских занятиях предполагает организацию и развитие диалогового партнерского общения, которое способствует взаимопониманию, взаимодействию, взаимосодействию, а затем и принятию оптимального совместного решения, значимого для каждого участника. Конкуренция рассматривается как борьба за достижение наилучших результатов на определенном пространстве деятельности в рамках заданных норм и правил и требует проявления субъективной активности, творческих действий. Конкурентные отношения требуют инициативного, высококвалифицированного работника, глубоко вовлеченного в процесс принятия решений.

Естественно, что условия конкуренции на рынке труда предъявляют новые требования к эмоционально-волевым качествам личности молодых специалистов. По мнению известного американского психолога, задача состоит в том, чтобы «воспитать новый тип инженера, в сущности новый тип человека, который бы не чувствовал себя потерянным в быстро меняющемся мире, человека, которого изменения воодушевляли бы, человека, способного к импровизации, уверенного, мужественного и сильного человека, который мог бы с честью и с радостью встретить неожиданную, новую для него, ситуацию».

Существенная роль в формировании конкурентоспособности молодых специалистов принадлежит системе высшего образования. В работе должны быть определены основные направления деятельности вузов, по которым целесообразно осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов: 1) повышение качества обучения, как фундамента профессиональных компетенций специалиста 2) сбор, систематизация и анализ информации о потребности региона в выпускаемых специалистах; 3) формирование базы данных вакансий по специальностям профессионального образования; 4) формирование базы данных молодых специалистов; 5) организация и проведение учебных курсов и консультаций для студентов по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда; 6) разработка совместно с соответствующими структурными подразделениями мер, позволяющих студентам реализовать свои потребности во временной или краткосрочной занятости; 7) проведение анкетирования среди руководителей организаций и учреждений с целью выявления требований, предъявляемых к выпускникам; 8) заключение с организациями и учреждениями договоров на целевую контрактную подготовку студентов; 9) организация сотрудничества с организациями и учреждениями, а также их подразделениями, занимающимися вопросами трудоустройства выпускников и временной занятости студентов; 10) организация работы студенческих бирж труда как самостоятельного подразделения вуза по трудоустройству студентов и выпускников; 11) создание единой системы практики и трудоустройства в вузе. На наш взгляд, считаем необходимым дополнить данные направления формированием совокупности компетентностей, которые являются доминантой конкурентоспособной личности.

1. Теоретическая часть 4

Понятия «конкуренции» и «конкурентоспособности» в психологии 5

2.Исследование личности по методикам 10

2.1 Методика1: «Психогеометрические тесты» 10

2.3 Методика 3: «Символические ценности» 17

ВВЕДЕНИЕ

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр.

Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.

За последние десятилетия произошли значительные перемены в сфере образования, что привело к значительным изменениям на рынке труда: к снижению спроса на молодых специалистов и изменению требований к их профессиональной подготовке, к потере связи между учреждениями профессионального образования и организациями - потребителями подготовленных специалистов.

Выпускники вузов зачастую самостоятельно решают проблемы, связанные с трудоустройством после завершения обучения. Непредсказуемость рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников некоторых специальностей приводят к тому, что молодой специалист встает на учёт в службе занятости или же сам, используя свои способности ищет работу. Нередко он вынужден устраиваться на работу не по специальности и заново переучиваться, что ведет к затрате как его личных средств, так и средств государства и работодателя.Все это дает основания полагать, что проблема занятости молодых специалистов в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной в общегосударственном масштабе.

Личностью человек не рождается, а становится. Его развитие происходит на протяжении всей жизни. ВУЗ – это один из неотъемлемых периодов, который без сомнения откладывает свой отпечаток на формирование личности, а также установление конкурентоспособных качеств. Мы становимся более самостоятельными, пытаемся выделиться на фоне других учащихся с помощью своих знаний умений, конкурентоспособных преимуществ и навыков.

Целью данной работы является рассмотрение процесса формирования личности, а также раскрыть понятия «конкуренции» и «конкурентоспособности». Возможно ли развить «конкурентоспособность», учась в ВУЗе. Будут проанализированы проблемы формирования конкурентоспособности молодых специалистов в современных рыночных условиях, выявлены закономерностей влияния социально-экономических условий на формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов. Результаты данной работы я постараюсь использовать для повышения уровня конкурентоспособности и оптимизации использования моего трудового потенциала.

    Теоретическая часть

Понятия «конкуренции» и «конкурентоспособности» в психологии

Конкуренция и конкурентоспособность являются одной из самых актуальных проблем рыночной экономики. Данной проблематикой занимались специалисты различных областей научных знаний: экономики, биологии, социологии, педагогики и других. Нам потребуется раскрыть социально-психологическую природу конкуренции и конкурентоспособности организации и специалиста, выявить различия между конкуренцией и другими видами взаимодействия, такими как соревнование, конфликт, партнерство, сотрудничество .

В биологии говорят о конкуренции между особями одного вида (внутривидовая конкуренция) или между особями разных видов (межвидовая конкуренция), в виду ограниченности ресурсов внешней среды - пищи, света, воды, убежищ и т.д. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

В повседневной жизни конкуренция присутствует в отношениях и детей, и взрослых, женщины конкурируют между собой ничуть не меньше, чем между собой мужчины.

Конкуренция - форма организации межличностного и социального взаимодействия, которое позволяет достичь целей в условиях противоборства с людьми, которые добиваются той же цели.

Конкурируют буквально все. Дети не могут поделить качели, юноши - девушек, взрослые конкурируют в бизнесе, спортсмены - за олимпийские медали. Так, желание быть первым, заложенное в человеке природой, развивает скорость мысли и реакции. Конкуренция сопровождается личной вовлеченностью, активизацией субъекта действия, деперсонализацией представлений о противнике .

Существует положительная и негативная конкуренция. Положительная позволяет развиваться, стремится к лучшему, а негативная не оставляет места для борьбы за что-то, она основана на погоне за тем, чтобы быть единым и наилучшим.

Конкуренция сама по себе несет положительный эффект . Без нее не было бы совершенствования организационных структур, повышения профессионализма и качества в работе, социального развития, творческих процессов.

Конкуренция вызывает зависть . Не завидуют только те люди, которые счастливы, которые уверены в себе и имеют цель. У них просто нет времени на это, так как они сосредоточены на своей цели, тем более что зависть мучает человека. В социальных науках эмпирические исследования (связанные с чувственным опытом) конкуренции основаны на теории игр, разнообразных моделях сенсомоторной интеграции в лабораторных исследованиях, на полевых наблюдениях и экспериментах, стимулирующих проявление соперничества между участниками.

Конкурентная ориентация может быть формальной и неформальной; условия могут быть равные и неравные; могут быть более важны отношения или решение задачи. Говорится о взаимных обязательствах и правах, о личной и социальной перспективе (должны учитываться интересы других). Надо уважать и поддерживать социальные нормы, учитывать принцип справедливости во взаимодействии и в результатах. В кооперативном взаимодействии ценится равенство и взаимное уважение . В конкурентном узакониваются борьба за выигрыш, по правилам (дуэль) и без правил.

Как правило, конкуренция исключает сотрудничество. Однако если люди цивилизованные, то они вполне могут сочетать одно и другое: умные конкуренты могут быть одновременно и друзьями, и сотрудничать между собой. Мудрые люди действительно понимают, что конкуренты объективно полезны для их же собственного развития: они не дают расслабиться, стимулируют думать, плюс на их же находках хорошо учиться самому.

Что в целом перспективнее, конкуренция или сотрудничество - в общем виде сказать трудно. Конкуренция легче понимается, ее легче запустить, а сотрудничество более сложные и более хрупкие отношения. Сотрудничество трудно создать, но легко разрушить. Можно сказать, что сотрудничество - более дорогие, более эксклюзивные отношения, до которых людям и организациям нужно еще дорасти.

Структура и содержание конкурентоспособности личности определяется индивидуально-психологическими и инди­видуально-типологическими особенностями личности. Согласно теории А. Ф. Лазурского и исследованиям В. М. Русалова, С. Д. Бирю­кова, Е. В. Токаревой, Е. Л. Холодцевой, Дж. Грейсона, Р. Хауса и др., основные характеристики конкурентоспособности - это активность, мотивация к успеху в профессиональной деятельности. Социально-востребованные качества молодых специалистов являются важными среди внутренних пси­хологических факторов, определяющих конкурентоспособность. Психологическими условиями развития конкурентоспособности молодых специалистов , согласно исследованиям Е. А. Подосинниковой, являются: личностные - определяющие уровень конкурентоспособ­ности и деятельностные - определяющие динамику и направление развития конкурентоспособности .

Под конкурентоспособностью личности понимают совокупность интегральных психологических и личностных характеристик, определяющих со­держание личностно-деятельностного, когнитивного, рефлексивного, мотивационно-ценностного компонентов.

Мотивационно-ценностный компонент является системообразующим, доминирующим, определяющим качественную характеристику других показателей в целостной структуре конкурентоспособной личности. Важнейшими составляющими конкурентоспособности будущего специалиста выступают: мотива­ция к приобретению ключевых компетенций; профессиональные компетенции и профессионально значимые качества.

Определять конкурентоспособность личности, прежде всего, надо такими внешними условиями, как наличие конкурентной среды и конкурентов, мотивация успеха и достижений (социальных и материальных), наличие противоречий между вне­шними требованиями профессии, среды и уровнем знаний, умений и навыков человека в профессии - как движущей силы развития его конкурентоспособности .

В отличие от понимания конкурентоспособности как сопер­ничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции, один из разработчиков концепции конкурентоспособности личнос­ти Л. М. Митина определяет данный феномен как «...способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравст­венно». То есть конкурентоспособная личность рассматривается как система , реализующаяся посредством внешних и внутренних условий, носящую динамический характер. Это озна­чает, что конкурентоспособность, как системное качество личности, подчиняется диалектико-материалистическому принципу детерми­низма, где внешние причины действуют через внутренние условия. Внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства .

Конкурен­тоспособность является высшим уровнем проявления способностей как возможностей человека (более широко - потенциала личности), а в современном понимании - конкурентных преимуществ челове­ка.

В исследованиях Асмолову А.Г креативность, как комплекс интеллектуальных и индивидуальных особенностей, способностей личности, которые позволяют генерировать новые идеи, инновационные предложения, находить пути нестандартного их решения и внедрения в практику, является основополагающей кон­курентоспособности. Конкурентно способная личность - это личность, обладающая богатыми резервами, более высокими, чем у других. Учитывая, что творческие способности - это способность развития деятельности по собственной инициативе, я считаю, что конку­рентоспособность личности определяется творческим потенциалом личности.