Медуза, конспект занятия. Интересные факты из жизни медуз

На вопрос о том, сколько живут медузы, однозначного ответа учёные не дают. Многие сходятся на том, что жизненный цикл этих животных недолог и продолжительность жизни большинства видов составляет от двух до шести месяцев.

Недавно зоологи обнаружили, что среди представителей этого вида есть экземпляры, которые никогда не умирают и всегда возрождаются. А потому медузу Туритопсис Нутрикула принято считать единственным на планете бессмертным существом.

Кто такие медузы

Зоологи, говоря о медузах, обычно подразумевают все подвижные формы кишечнополостных стрекающих животных (группу многоклеточных беспозвоночных представителей животного мира), которые ловят и убивают своих жертв при помощи щупалец.

Эти удивительные животные живут только в солёной воде, а потому их можно встретить во всех океанах и морях нашей планеты (кроме внутренних), иногда – в замкнутых лагунах или озерах с солёной водой на коралловых островах. Среди представителей этого класса есть как теплолюбивые животные, так и предпочитающие холодные воды, виды, которые живут лишь возле поверхности воды, и такие, что обитают лишь на дне океана.

Медузы – животные одиночные, поскольку они никак не общаются друг с другом, даже если течения собьют их в одну кучу, сформировав, таким образом, колонию.

Получили своё современное название эти создания в середине XVIII века благодаря Карлу Линею, который намекнул на мифическую голову Медузы Горгоны, сходство с которой заметил у этих представителей животного мира. Такое наименование не лишено оснований, поскольку эти животные на неё похожи.

Это удивительное животное на 98% состоит из воды, а потому имеет прозрачное тело с несильным оттенком, которое по виду напоминает желеобразный колокол, зонтик или диск, передвигающийся путём сокращения мышц стенки колокола.

По краям тела расположены щупальца, вид которых напрямую зависит от того, к какому виду она принадлежит: у одних они короткие и густые, у других – длинные и тонкие. Их количество может колебаться от четырёх до нескольких сотен (но при этом всегда кратно четырём, поскольку для представителей этого класса животных характерна радиальная симметрия).

Эти щупальца состоят их строкательных клеток, которые содержат яд, а потому непосредственно предназначены для охоты. Интересно, что даже после смерти медузы способны жалить ещё с полмесяца. Некоторые виды могут быть смертельно опасными даже для человека. Например, животное, известное под названием «Морская Оса» считается самым опасным ядовитым животным мирового океана: учёные утверждают, что её яда вполне достаточно для того, чтобы за несколько минут отравить шестьдесят человек.

Внешняя часть тела гладкая и выпуклая, тогда как нижняя напоминает мешок. В центре нижней части находится рот: у одних медуз он похож на трубочку, у других – короткий и широкий, у третьих – напоминает короткие булавы. Это отверстие также служит и для удаления остатков пищи.

Растут эти животные на протяжении всей своей жизни, а их размер во многом зависит от вида: среди них есть совсем маленькие, не больше нескольких миллиметров, а бывают и огромные, размер тела которых превышает два метра, а вместе со щупальцами – и все тридцать (например, самая крупная медуза мирового океана, Cyanea, которая обитает в Северо-Западной Атлантике, размер тела имеет более 2 м, а со щупальцами – почти сорок).


Несмотря на то что у этих морских животных отсутствуют мозги и органы чувств, они обладают светочувствительными клетками, исполняющие роль глаз, благодаря которым эти организмы способны отличить тьму от света (объекты они, правда, видеть не в состоянии). Интересно, что некоторые экземпляры светятся в темноте, при этом у видов, проживающих на большой глубине, свет красного цвета, а у тех, что живут ближе к поверхности – голубого.

Поскольку эти животные являются примитивными организмами, состоят они лишь из двух слоёв, соединяющиеся благодаря специальному клейкому веществу – мезоглии:

  • наружного (эктодермы) – своеобразный аналог кожи и мышц. Здесь также расположены зачатки нервной системы и половые клетки;
  • внутреннего (энтодермы) – исполняет лишь одну функцию: переваривает пищу.

Способы передвижения

Так как все представители этого класса (даже самые крупные особи, чей вес превышает несколько центнеров) почти не способны сопротивляться морским течениям, учёные рассматривают медуз как представителей планктона.

Большинство видов водным потокам полностью всё же не поддаются и хоть и медленно, но передвигаются, используя при этом течение и тонкие мышечные волокна своего тела: сокращаясь, они складывают тело медузы наподобие зонтика – и вода, которая находится в нижней части животного резко выталкивается наружу.


Вследствие этого образуется сильная струя, толкающая животное вперёд. Поэтому эти морские создания всегда движутся в сторону, противоположную рту. Куда именно им нужно двигаться, им помогают определить расположенные на щупальцах органы равновесия.

Регенерация

Ещё одной интересной особенностью этих созданий является их способность восстанавливать утраченные части тела – абсолютно все клетки этих животных взаимозаменяемы: даже если это животное разделить на части, оно их восстановит, образовав при этом две новые особи! Если это проделать со взрослой медузой, появится взрослая копия, из личинки медузы – личинка.

Размножение

Глядя на эти удивительные полупрозрачные создания, многие задают себе вопрос о том, как размножаются медузы. Размножение медуз – процесс интересный и необычный.

Отвечая на вопрос, как размножаются медузы, стоит отметить, что в данном случае, возможно, как половое (они разнополы), так и вегетативное размножение. Первое предусматривает несколько стадий:

  1. У этих животных половые клетки созревают в половых железах;
  2. После того как яйцеклетки и сперматозоиды созревают, они через ротовое отверстие выходят наружу и оплодотворяются, в результате чего появляется личинка медузы – планула;
  3. Через какое-то время планула оседает на дно и на чем-нибудь закрепляется, после чего на основе планулы появляется полип, который размножается методом почкования: на нём, наслаиваясь друг на друга, формируются дочерние организмы;
  4. Через какое-то время они отслаиваются и уплывают, являя собой народившуюся медузу.
    Размножение некоторых видов несколько отличается от этой схемы. Например, медуза пелагии стадии полипа вовсе не имеет – детёныши появляются прямо из личинки. А вот медузы бугенвиллия, можно сказать, рождаются, поскольку полипы образуются прямо в половых железах, не отделяясь от взрослых особей, без каких-либо промежуточных этапов.


Питание

Эти удивительные животные являются самыми многочисленными хищниками нашей планеты. Питаются они в основном планктоном: мальками, мелкими рачками, рыбьей икрой. Более крупные экземпляры нередко отлавливают маленьких рыб и более мелких сородичей.

Так, медузы почти ничего не видят и не обладают никакими органами чувств, охотятся они при помощи строкательных щупалец, которые, уловив прикосновение к ним съедобной пищи, моментально впрыскивают в неё яд, который парализует жертву, после чего медуза её съедает. Есть ещё два варианта ловли пищи (тут многое зависит от типа медузы): первый – добыча прилипает к щупальцам, второй – запутывается в них.

Классификация

Существуют следующие виды медуз, отличающиеся друг от друга по строению.

Гидромедузы

Гидроидные медузы прозрачны, небольшого размера (от 1 мм до 3 см), к телу прикреплены четыре щупальца и длинный в форме трубочки рот. Среди ярких представителей гидромедуз – медуза Turritopsis nutricula: единственное обнаруженное людьми существо, про которое учёные заявили, что оно бессмертно.

Достигнув зрелости, она опускается на дно моря, трансформируясь в полип, на котором образуются новые образования, из которых впоследствии возникают новые медузы.

Процесс этот повторяется не один раз, а значит, возрождается она постоянно, и погибнуть может лишь в том случае, если её съест какой-нибудь хищник. Вот такие интересные факты о медузах поведали миру недавно учёные.

Сцифомедузы

Сцифоидные медузы имеют более сложное строение по сравнению с гидромедузами: они являются более крупными, чем представители других видов – самая большая медуза в мире, медуза Цианея, принадлежит как раз к этому классу. Эта гигантская медуза длиной около 37 метров является одним из самых длинных животных на Земле. Поэтому ест она немало: за свою жизнь самая большая медуза съедает около 15 тысяч рыбок.

Сцифомедузы имеют более развитую нервную и мышечную систему, рот, окружённый огромным количеством стрекательных и осязательных клеток, а желудок поделён на камеры.


Как и все медузы, эти животные – хищники, но глубоководные питаются ещё и погибшими организмами. Прикосновение сцифоидной медузы к человеку довольно болезненно (чувство, если бы укусила оса), и в месте соприкосновения нередко остаётся напоминающий ожог след. Её укус способен также вызвать аллергическую реакцию или даже болевой шок. Увидев это животное, желательно не рисковать и, проплывая мимо, не дотрагиваться до неё.

Одними из самых ярких экземпляров этого вида, кроме медузы Цианеи является также медуза Аурелия (наиболее типичный представитель) и Золотая медуза – животное, которое можно увидеть лишь на архипелаге Скалистые острова в Палау.

Золотая медуза примечательна тем, что, в отличие от своих сородичей, проживающих только в морях, живёт в Озере Медуз, которое соединяется с океаном подземными туннелями и наполнено слабосоленой водой. Представители этого вида отличаются от морских особей также тем, что у них полностью отсутствуют пигментные пятна, нет стрекательных щупалец, а также щупалец, которые окружают рот.

Золотая медуза хоть и относится к сцифомедузам, за многие годы превратилась совершенно в иной вид, не представляющий опасности для человека, поскольку значительно утратила жалящую способность. Интересен факт, что Золотая медуза начала выращивать на своём теле зелёные водоросли, от которых получает часть питания. Питается Золотая медуза, как и её морские сородичи, планктоном и не потеряла способность мигрировать – утром она уплывает на восточное побережье, вечером – плывёт на запад.

Кубомедузы

Кубомедузы имеют более совершенную нервную систему по сравнению с другими представителями класса стрекающих. Они самые быстрые из всех медуз (способны развить скорость до 6 м/мин.) и могут легко изменять направление своего движения. Они также являются самыми опасными представителями медуз для человека: укусы некоторых представителей кубомедуз бывают смертельными.

Самая ядовитая медуза в мире принадлежит как раз к этому виду, обитает возле Австралийского побережья и называется Медуза-коробочка или Морская Оса: её яд способен убить человека буквально за несколько минут. Оса эта почти прозрачна, бледно-голубого оттенка, из-за чего она на воде тяжело заметна, а значит – на неё легче наткнуться.


Морская Оса является самой крупной медузой в своём классе – тело её размером с баскетбольный мяч. Когда морская оса просто плывёт, её щупальца сокращаются до 15 см в длину и практически незаметны. Зато, когда животное охотится – они вытягиваются до трёх метров. Питаются Морские Осы в основном креветками и мелкой рыбой, а их самих отлавливают и съедают морские черепахи – единственные животные нашей планеты, нечувствительные к яду одних из самых опасных существ на Земле.

Среди всех существ на планете – медузы, одни из самых древних. Ученые утверждают, что они обитали в водных просторах еще сотни миллионов лет тому назад. Встречаются эти существа, как в морях, так и океанах. Отличаются внешним видом, ведь некоторые привлекательны, а другие, мягко говоря, отторгают. Какие-то из них неопасны, а какие-то носят в себе скрытую угрозу, поэтому мы собрали все интересные факты про медуз и объединили их в один список.

1. Самая огромная медуза именуется как арктическая гигантская и размеры ее действительно впечатляют. Удалось найти особь, у которой диаметр купола составляет почти 2,5 метра, а длина всего тела с учетом щупалец – свыше 35 метров.


2. Издавна принято считать, что рыбки успокаивают собой, поэтому нередко люди покупают себе домой аквариумы, и любуются жителями морей, подкармливая их. В Японии для такой же цели разводят медуз, ведь исследователи этой страны выявили, что их монотонные, плавные движения всецело помогают укрепить нервную систему.


3. Интересный факт про медуз для детей. Наибольшее их скопление находится в одноименном озере на Скалистом архипелаге. По предварительным подсчетам там находится более двух миллионов особей и это при том, что само озеро в длину занимает 450 метров, а в ширину всего лишь 170.


4. Существо не имеет легких, оно захватывает смешанный с водой кислород всем своим телом. При этом у медузы также нет мозга, но есть две нервные системы и два десятка глаз.


5. Среди самых интересных фактов о медузах – кубомедуза и ее возможности. Существо может развить скорость до двух метров в секунду и при этом обладает убийственно мощным ядом. Одно даже самое малейшее прикосновение к ней смертельно, а в общей сложности яда, что находиться в ее теле хватит на то, чтобы отправить на тот свет, по меньшей мере, полсотни человек.


6. Не смотря на простоту устройства тела, медузы способны к передвижению. Они заглатывают часть воды в себя, а после выталкивают ее обратно. Но это происходит крайне редко, чаще всего они предпочитают следовать течению, полностью бездействуя.


7. Медуз регулярно используют в медицине. Еще в средние века удалось узнать, что отдельная часть их тела под названием корнерот, имеет слабительное свойство. Ныне же активно используют яд этих существ, ведь он делает более эффективными лекарства, что способствуют нормализации давления в крови.


8. Жизненный цикл медузы уникален. Он начинается с яиц, из которых после появляются на свет планулы, напоминают они увеличенную в тысячи раз инфузорию туфельку, которая дрейфует в водной глади, пока на ее пути не встретится что-то твердое, будь-то риф, скала или может дно. Прикрепившись к нему, она образует полип, который постепенно растет и формируется в уже что-то более напоминающее желеобразное существо. Порою спустя месяц, а иногда и спустя год, измененный полип открепляется и пред миром предстает медуза.


9. Любое известно животное обладающее ядом, как правило, поражает свою жертву посредством укуса. Но медузы это явное исключение, ведь для этого у них существуют специальные органы под названием нематоцисты. Чувствуя угрозу, они стимулируют их с такой силой, что те буквально взрываются, поражая тело противника сотней капель смертоносного яда.


10. Есть предположение, что один из видов этих существ бессмертен. Ученым удалось установить, что Turritopsis dornii уже будучи абсолютно взрослыми могут вернуться к состоянию полипа и в теории проделывать так могут бесконечно. Однако проверить это получилось лишь в лаборатории, ведь на деле в реальной жизни их либо съедают, либо рано или поздно выкидывает на берег.

Цели:

Расширить и углубить представления детей о медузе.
Показать детям закономерные связи в природе.
Словарь: акваланг.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук детей.
Воспитывать интерес к природе, желание узнавать о ней что-то новое.

Оборудование:

Фотографии медуз, картина с подводным морским пейзажем, бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки.

Медузы аурелии

Медуза корнерот

Ход занятия:

Сегодня мы совершим путешествие в подводное морское царство.
Но может ли человек долго находиться под водой? Почему? (Ответы детей). Конечно, всем нам необходим воздух для дыхания. А знаете ли вы какое приспособление придумал французский исследователь для того, чтобы долго находиться под водой? (Ответы детей). Это приспособление называется акваланг. Нам уже не раз встречались слова, начинающиеся с «аква». Вспомните их. (Ответы детей). Аквариум, аквапарк, акварель. Значение этих слов так или иначе связано с водой. «Аква» -- это и есть вода, только на другом языке, на латинском.

Надевайте акваланги и начинаем погружение в наше море. Как оно называется? (Ответы детей). (Имитация надевания акваланга и погружения).
Кого мы можем встретить в водах нашего Черного моря? (Ответы детей). Тут и дельфины, и мидии, и рапаны, и катран, и хамса.
А вот и загадочная медуза. Взгляните на картинку.

Летом и осенью у берегов Крыма много медуз. Они забивают рыболовецкие сети, мешают купающимся в море, иногда выбрасывает их на берег волна. По-разному называли их: морское сало, морская луна, морское сердце. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Много разных мелких медуз живет в нашем море, есть и крупные. Они вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните на фото. Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Для медузьих врагов ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но болезненен. Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.

Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие – вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается. Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. (Выполняется пальчиковая гимнастика). А сейчас медуза плывет быстро. Скоро начнется на море буря. Кто из вас знает, как называется морская буря? (Ответы детей). Незадолго до шторма медузы уплывают подальше от берега. Это заметили ученые и используют для того, чтобы предупреждать о надвигающемся шторме.
Раньше считалось, что глаз у медузы нет и, значит, она ничего не видит. Но один русский ученый внимательно наблюдал за медузами и заметил, что они из темноты стремятся к свету. Значит, медузы видят свет! Но никто не верил этому ученому. А он не сдавался и нашел у медуз глаза на щупальцах. Вот не даром говориться: «терпение и труд все перетрут».

А теперь игра. Вставайте в круг, возьмем мяч. Вы уже много знаете о природе. Например, о том, что все в природе взаимосвязано, кто-то о ком-то заботится, кто-то кого-то ест. Тот, кому я брошу мяч, должен продолжить мое предложение.

1. Заяц – пища для … (волка, лисы).
2. Мед – любимое лакомство … (медведя).
3. Насекомых едят - … (птицы).
4. Морской ворон баклан питается – … (рыбой).
5. Олени употребляют в пищу - … (траву).
6. Планктон – это пища -… (китов).
7. Рыбой лакомятся - … (акулы, чайки и т. д.)

Представьте себе, что медуз никто не ест. Такие это удивительные создания, что никто на них не покушается. Кроме человека. В Китае и Японии едят медуз. А сами медузы едят планктон. А вот под зонтиками медуз прячутся молоденькие рыбки-ставридки. Пока они не выросли и не набрались силы. Хотели бы хищные рыбы полакомиться малышами, да боятся медузьих стрекательных клеток. Когда ставридки подрастают, они покидают свое убежище под зонтиком медузы и платят ей черной неблагодарностью: обкусывают края зонтика. Вот так – за добро платят злом.

Конструирование из бумаги «Медуза»

Сейчас я хочу предложить вам изготовить медузу из бумаги. С помощью ножниц, клея и, разумеется, ваших умелых рук, мы сделаем вот такую медузу. (Конструирование из бумаги. Рассматривание поделок.)

Вопросы:

1. Как защищается медуза от врагов?
2. Чем питается медуза?
3. Кто ест саму медузу?
4. Как называется приспособление для длительного пребывания человека под водой?
5. Кто находит убежище под зонтиком медузы?
6. Как передвигается медуза?
7. Что вы знаете о глазах медузы?
8. Когда медузы уплывают подальше от берега?
9. Какими названиями наделяли медузу?

Можно предложить детям сочинить рассказы о приключениях медузы, нарисовать иллюстрации, оформить в книжку.

Легенда о медузе: «Морское сердце»

Однажды в море купались два брата. Вот старший, когда искупался, к берегу тихо поплыл, а младший – от берега дальше и дальше. И полюбила морская волна отважного брата: взяла, обняла его крепко и тянет к себе на дно, в подводное царство морское.
Сопротивляется хлопец, кричит, зовет на помощь брата родного. А старший боится плыть. Думает: «Там глубоко, еще утону вместе с ним!».
- Ой, братец мой милый! Ой, братец любимый, спасай! – последний раз вынырнул хлопец, слезы роняя.
- Пускай тебя господь спасает, - трусливо промолвил старший, а сам не посмел и взглянуть, как брат утопает, и к берегу быстро гребет, на камень влезает.
Волна рассердилась и погналась за трусом, догнала, снесла его в море и потопила.
Меньшого брата морская царица на дне приютила. И слезы его превратила в сверкающий жемчуг, а кудри – в кораллы. А старшего брата рыбы и раки дотла растащили. Лишь к сердцу никто не хотел прикоснуться: таким было мерзким это трусливое сердце.
С тех пор появилось в море то сердце. Робко, украдкой плавает, скользкое, хладное, жгучее, как крапива, вяло оно шевелится, подрагивает, нет от него даже тени – прозрачное. А море брезгает сердцем: на берег его бросает, и там оно гибнет бесследно.

Лидия Куранова
Конспект НОД «Путешествие в подводный мир. Медузы»

Пояснительная записка

Занятие «Путешествие в подводный мир. Медузы» подготовлено для проведения в подготовительной группе детского сада по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность).

Предложенное занятие построено на основе требований Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От Рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям.

При составлении комплексно-тематического планирования были использовании следующие образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

На занятии решались следующие задачи:

образовательные: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни; учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, рассуждать, высказывать свою точку зрения; учить конструировать изображение пейзажной композиции; медузы, добиваясь передачи её характерных внешних особенностей;

развивающие: развивать у детей интерес к живой и неживой природе; связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; самостоятельность, активность, творчество детей;

воспитательные: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством; формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций; учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах; формировать бережное отношение к природным богатствам.

Реализуя поставленные задачи, я делала акцент на умение детей правильно и грамотно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы сложными предложениями всех видов. При планировании учитывала возможности и возрастные особенности детей: дети способные, подвижные, интересующиеся, возрастное и психическое развитие соответствует детям данного возраста.

Была проведена предварительная работа: рассматривание глобуса и географической карты Приморского края, иллюстраций по теме «Подводный мир Японского моря»; картинок с изображениями морских рыб, моллюсков; беседы, просмотр журналов, картинок, чтение и разучивание (по выбору педагога) стихотворений С. Пескова, Н. Капустюк, Н. Белостоцкой, С. Пшеничных о медузе, рисование «Золотая рыбка», «Волшебная страна – подводное царство»; аппликация «Красивые рыбки в аквариуме»; оригами «Рыбка»; лепка рыбок, осьминога из солёного теста; дидактические игры «Рыба, птица, зверь», “Собери картинку”; разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», подвижных игр «Море волнуется …», “Земля, Вода, Воздух”, чтение рассказов и интересных фактов о морских обитателях, сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», легенды о медузе «Морское сердце»

В ходе занятия я использовала следующие методы: наглядный (картинки, соответствующие тематике, содержанию и гигиеническим требованиям, словесный (инструкция, пояснения, вопросы разного характера, проблемный (дидактическая игра, решение творческих задач, информационно-рецептивный (рассматривание, показ и анализ предмета); активизировала детей, использовала художественное слово, чтобы сконцентрировать внимание. Чтобы не было утомляемости, была проведена физминутка. Оборудование соответствовало содержанию и основным методам.

На занятии были решены все поставленные задачи, дети были собраны, активны, работали в заданном темпе; необычность организации занятия повысило их внимание, интерес; многие дети умеют высказывать свою точку зрения. Взаимосвязь задач просматривается в структуре занятия, это – единый сюжет. Учитывала смену поз детей и смену видов деятельности.

При анализе детских работ я подчеркнула сходство с изображаемым предметом, выразительность изображения; вызывала детей на активное высказывание. Старалась закреплять у них умение давать образную характеристику своим работам (самооценку которой ещё нужно совершенствовать) и работам своих товарищей, замечать ошибки, намечать пути их исправления путём повторений, упражнений в тех или иных действиях. Создавая изображение, дети отражают в них свои впечатления о предметах социального окружения.

Время проведения соответствует САНПИН и гигиеническим требованиям.

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность)

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Путешествие в подводный мир. Медузы»

Цель: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

образовательные: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни; учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, рассуждать, высказывать свою точку зрения; учить конструировать изображение пейзажной композиции; медузы, добиваясь передачи её характерных внешних особенностей;

развивающие: развивать у детей интерес к живой и неживой природе; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; развивать самостоятельность, активность, творчество детей;

воспитательные: вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством; формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций; учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах; формировать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: географическая карта Приморского края; магнитная доска; иллюстрационные материалы «Морские обитатели»; выставка картин И. Айвазовского; предметы и элементы для пейзажной композиции «Обитатели моря»: маленькие картинки с изображением морских обитателей и разных рыб, разноцветные морские камушки, двухсторонний скотч, магнитофон; диск “Волшебные звуки природы”; раскрашенные в разные цвета небольшие картонные тарелочки с петелькой на внешней стороне; цветная тесьма; узкие разноцветные ленточки; ленточки для оформления букетов цветов (можно заранее закрутить спиралью с помощью ножниц); ножницы; круглая сушка для белья с прищепками.

Словарная работа: батискаф, обитатели моря, хищница, щупальца.

Предварительная работа: рассматривание глобуса и географической карты Приморского края, иллюстраций по теме «Подводный мир Японского моря»; картинок с изображениями морских рыб; беседы; просмотр журналов, картинок; чтение и заучивание стихотворений С. Пескова, Н. Капустюк, Н. Белостоцкой, С. Пшеничных о медузе, сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; рисование «Золотая рыбка», «Волшебная страна – подводное царство»; аппликация «Красивые рыбки в аквариуме»; оригами «Рыбка»; лепка рыбок, осьминога из солёного теста; дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «Собери картинку»; разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», подвижных игр «Море волнуется …», «Земля, Вода, Воздух», «Караси и щука»; чтение рассказов и интересных фактов, легенды о медузе «Морское сердце»; домашнее задание детям: составить небольшой рассказ о морских обитателях: морская звезда, скат, осьминог, меч – рыба, акула, дельфин.

Подготовительная работа: подготовить лист ватмана с нарисованным изображением залива моря и морского дна; по толще воды наклеить небольшие кусочки двухстороннего скотча.

Методические приемы: наглядный (картинки, соответствующие тематике, содержанию и гигиеническим требованиям, словесный (инструкция, пояснения, вопросы разного характера, проблемный (дидактическая игра, решение творческих задач, информационно-рецептивный (рассматривание, показ и анализ предмета); художественное слово.

Планируемые результаты: проявляет интерес к новым знаниям; формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по содержанию рассказа, употребляя в речи сложные предложения разных видов; знает обитателей подводного мира, выполняет конструирование поделки по образцу, соблюдая пропорции его частей; умеет правильно оценивать работы сверстников, аргументировать своё мнение.

Ход НОД

На стене, магнитных досках развешены географическая карта Приморского края, иллюстрации морского пейзажа, нарисованная картина с изображением залива моря и морского дна; выставка картин И. Айвазовского; на столах возле доски разложены предметы и элементы для пейзажной композиции “Обитатели моря ”: маленькие картинки с изображением морских обитателей и разных рыб, разноцветные морские камушки; на рабочих столах для конструирования - раскрашенные в разные цвета небольшие картонные тарелочки, нарезанные цветная тесьма, узкие разноцветные ленточки, ленточки для оформления букетов цветов, закрученные спиралью с помощью ножниц (на каждого ребёнка).

Дети и педагог сидят на коврике, по краям на подставках развешены окошки-иллюминаторы.

1. Вводно-организационный.

Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать? А делать открытия? Тогда мы с вами отправимся в путешествие, но в какое я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Сначала отгадайте загадку (загадка про море):

Кругом вода, а с питьем беда. (море)

(Педагог обращает внимание детей на выставку картин И. Айвазовского, на которых изображено море.)

Педагог: Ребята, что художник изобразил на этих картинах?

Дети: Море.

Педагог. Что же такое море? (Ответы детей).

Правильно, моря – это части океанов. Есть и такие моря, что отгорожены от остальной части океана островами, как редким забором.

Посмотрите на карту. Мы с вами живём в Приморском крае, недалеко от побережья Японского моря.

Удивительно красивы морские берега Приморья. Высокие каменистые обрывы чередуются местами с пологими песчаными пляжами. Причудливо извиваясь, они образуют многочисленные заливы и бухты Японского моря.

Японское море – одно из самых богатых жизнью морей России. Многочисленные птицы гнездятся по его обрывистым берегам. В прибрежье без труда можно встретить различных ластоногих – нерпу, котика и сивуча; в море обитают японский и серый киты. Но особенно разнообразен и причудлив подводный животный и растительный мир.

2. Мотивация на деятельность.

Педагог: Мы сегодня с вами отправимся в морское путешествие по Японскому морю. Точнее, мы спустимся на морское дно в батискафе, чтобы исследовать подводный мир. Вы сейчас закроете глаза и представите себе, что мы все на подводном корабле, погружаемся в глубины морские.

У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. (Первый раз педагог произносит слова сам, затем дети повторяют вместе).

Детский сад наш изменился, в океан он превратился,

Мы отправимся гулять, дно морское изучать!

Сколько водорослей разных, звёзд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи и ракушки хороши!

Через специальные окошки-иллюминаторы понаблюдаем этот необычно красивый и загадочный подводный мир. (Дети закрывают глаза. Тихо звучит музыка “Шум моря”)

Педагог: Вот какое море – без конца и края.

На песчаный берег волны набегают.

Перестанет ветер на море сердиться.

Станет видно, кто там в глубине таится.

3. Расширение имеющихся знаний.

Педагог: Ребята, что же мы видим в морской глубине? Каких обитателей моря вы знаете? (Дети рассказывают о морских обитателях, демонстрируют картинку, подходят к столу с разложенными предметами и элементами для пейзажной композиции «Обитатели моря», берут маленькие картинки с изображением таких же морских обитателей и разных рыб, морские камушки, прикрепляют их на нарисованное на большом листе ватмана панно с изображением залива моря и морского дна (на ватмане заранее наклеены небольшие кусочки двухстороннего скотча).

1 ребёнок: Вот посмотрите, это – морская звезда. Она очень похожа на звезду. Движется она очень медленно, обитает на дне, не прячась от врагов. Питается устрицами, всевозможными моллюсками и морскими гребешками.

2 ребёнок: Скат напоминает птицу с огромными крыльями. Глаза у него - наверху головы, а рот – на брюхе. А на конце длинного хвоста – ядовитое зазубренная игла.

3 ребёнок: Дельфины. Они активны, умны, любознательны и очень хорошо относятся к человеку. Дельфины прекрасно различают оттенки цветов, размеры и геометрические формы. Некоторые из них даже могут «рисовать», держа кисточку во рту. Дельфины имеют необычайно развитый слух. Они способны слышать звуки, которые никогда не услышит человек.

4 ребёнок: Осьминог. У осьминога восемь ног, они передвигаются медленно. Когда осьминогам угрожает опасность, они выпускают чернильное облако и способны быстро и резко изменять свой цвет.

5 ребёнок: Меч – рыба – самое быстрое из всех животных на планете. Она плавает со скоростью автомобиля!

6 ребёнок: Акула прекрасно плавает, очень быстро двигается в воде. Зубы у акулы очень острые с длиной до 8 сантиметров и они постоянно меняются.

Педагог: Вот с какими обитателями моря мы познакомились. А теперь, ребята, немножко отдохнем.

4. Динамическая пауза

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

3. Объяснение нового материала.

Педагог: А теперь я хочу рассказать вам ещё об одном обитателе подводного мира. Но сначала отгадайте загадки:

Что за зонтики смешные? И ряды из них сплошные?

Они плавают в воде, тронешь их и быть беде.

Кроткий вид их – лишь обман. Ядовитый в них дурман.

Любоваться ими можно, только будьте осторожны. (медуза)

Жизнь её проходит в море, плавает не зная горя.

Словно студень её тело, щупальца всех жалят смело.

Плавает не так, как рыба, её тело в виде гриба.

Ни плавник, ни хвост не нужен, все зовут её … (медуза)

Вы правильно угадали. Это – медуза.

Педагог демонстрирует картинки с изображениями различных видов и размеров медуз.

Летом и осенью у берегов Японского моря много медуз. Они забивают рыболовецкие сети, мешают купающимся в море, иногда выбрасывает их на берег волна. По-разному называли их: морское сало, морская луна, морское сердце. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Плавающие в морских водах медузы бесподобно красивы. Они почти прозрачны, потому что состоят из воды. Медузы живут на Земле много миллионов лет. Они появились раньше, чем динозавры и акулы.

Медуза обычно имеет форму зонтика или колокола. Ее величина может быть с копеечку, а может с зонтик, который мы раскрывает над нашей песочницей. А мелкая медуза пелагия-ночесветка поражает бывалых моряков ярким светом среди ночи из морских глубин.

У медузы нет ни внутреннего, ни наружного скелета, но она сохраняет определенную форму. Это обеспечивается отчасти тем, что студенистая масса пронизана прочными волокнами. Кроме того, медуза упруга, потому что наполнена водой, так же, как упруг надутый воздухом шарик (педагог демонстрирует наполненный воздухом шарик)

Медузы бывают круглыми, как шар.

Бывают медузы с тарелкою схожи, другие на колокол больше похожи.

Круглые, длинные, разнообразные, все студенистые, сводообразные.

Красивые есть, что взгляд не отвесть, и щупальцев столько, что просто не счесть.

Что форму меняют свою и окрас, на теле медуз есть множество глаз.

Медуза питается водным планктоном, плавает - по реактивным законам.

Дышит, колышется жгучим всем телом, «Не трогай меня!», говоря между делом.

(З. Крепс)

Двигаются медузы реактивным способом. Работая, как насос, медуза втягивает воду в свой зонтик, а затем, сокращаясь, выталкивает ее наружу. Вода выбрасывается в одном направлении, а медуза продвигается в противоположном. В большей или меньшей степени все медузы ядовиты. Точнее, ядовита не вся медуза, а только ее щупальца. Поэтому, столкнувшись с медузой, можно получить ожог. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Ожоги эти неприятны, но чаще всего безопасны. Существуют совершенно безобидные для человека медузы. Однако другие виды медуз обжигают, словно крапива, причем болезненное жжение может ощущаться несколько дней. Но, пожалуй, самая опасная из медуз - морская оса. Яд морской осы всегда смертельный.

Раньше считалось, что глаз у медузы нет и, значит, она ничего не видит. Но один русский ученый внимательно наблюдал за медузами и заметил, что они из темноты стремятся к свету. Значит, медузы видят свет! Но никто не верил этому ученому. А он не сдавался и нашел у медуз глаза на щупальцах. Вот недаром говориться: «терпение и труд все перетрут».

Двигаясь по волнам, медуза выбрасывает яйца, из которых выводятся крохотные личинки. Они опускаются на морское дно, прикрепляются к нему. Малыши рождаются уже самостоятельными, и взрослые медузы не заботятся о потомстве.

Добычей больших медуз становятся раки и морские моллюски. При случае могут съесть и мелкую рыбешку. Маленькие медузы питаются планктоном.

Беседа о море и морских обитателях.

Как называется море, недалеко от побережья которого мы живём?

Назовите морских обитателей Японского моря.

Как по-разному называют медуз?

Как называется самая опасная медуза?

Могут ли медузы светиться в морских глубинах?

Каких форм бывают медузы?

Где находятся у медузы глаза?

Чем питаются медузы?

5. Практическая работа. Конструирование «Медуза» (из картонных тарелочек небольших размеров)

Педагог: Сейчас я хочу предложить вам изготовить медузу из картонных тарелочек. С помощью ножниц, скотча и, разумеется, ваших умелых рук, мы сделаем вот такую медузу. (показ готовой поделки). Педагог приглашает детей пройти к столам.

План конструирования поделки

1. чтение стихотворения

У медузы - нету пуза, только зонтик-голова,

Ножки-щупальца оттуда шевелятся, как трава.

Зонтик бабочкой порхает или просто так висит,

Всё, что вкусно, поглощает - утоляет аппетит. (С. Пескова)

2. демонстрация образца поделки;

3. рассматривание деталей поделки (на столах лежат раскрашенные заранее в разные цвета картонные тарелочки с петелькой на внешней стороне, на подносах – цветная тесьма, узкие разноцветные ленточки, ленточки для оформления букетов цветов, закрученные спиралью; на внутренней стороне тарелочки прикреплён в нескольких местах двухсторонний скотч)

4. пальчиковая гимнастика «Вот плывут медузы в гости на арбузы» (дети выполняют движения по показу педагога)

Что плывёт в воде такое, непонятное такое:

Прозрачное, воздушное, течению послушное.

Шляпа есть и есть шипы, очень разной все длины.

Но они все ядовиты. Осторожнее ты будь,

Не дотронься как-нибудь …

5. самостоятельное конструирование детьми поделки «Медуза» (дети прикрепляют разноцветные тесьму и ленточки к скотчу, наклеенному посередине внутренней стороны картонной тарелочки; все поделки крепятся к прищепкам на круглой сушке для белья, приставленной к нарисованному панно с изображением морского дна и оформленному с помощью картинок обитателей моря; медузы как будто плавают в воде; при необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь).

6. Выход из деятельности

Педагог с детьми рассматривают поделки. Два ребёнка читают стихотворения:

«Медуза»

Барышня-Медуза в пышных кружевах весело танцует на морских волнах.

Длинные серёжки очень ей идут. Ими любоваться рыбы все плывут.

Вы только взгляните на эту чудачку: одета медуза в балетную пачку!

Танцует медуза везде и всегда. Медузе, как сцена морская вода.

Медуза, конечно, артистка большая. Она балерина, но только морская!

(С. Пшеничных)

Педагог: Ребята, я очень надеюсь, что вам понравилось наше морское путешествие. Мы научились исследовать морские глубины, сделали новые открытия, узнали много интересного. До новых встреч!

В конце занятия можно провести игру «Море волнуется …».

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три,

На месте морская фигура замри!

Одними из самых загадочных обитателей морских глубин, вызывающих интерес и определенное опасение, по праву могут быть названы медузы. Кто они, откуда появились, какие разновидности есть в мире, что собой представляет их жизненный цикл, так ли они опасны, как рассказывает народная молва – обо всем этом хочется узнать наверняка.

Медузы появились более 650 миллионов лет назад, их можно назвать одними из самых старейших организмов на Земле.

Около 95% тела медузы составляет вода, она же является средой их обитания. Большинство медуз живут в соленой воде, хотя встречаются виды, предпочитающие пресные водоемы. Медузы – фаза жизненного цикла представителей рода Medusozoa, «морское желе» чередуется с неподвижной бесполой фазой неподвижных полипов, от которых они образуются почкованием после созревания.

Название было введено в 18 веке Карлом Линнеем, он видел в этих странных организмах определенное сходство с мифической Медузой Горгоной, благодаря наличию щупалец, развевающихся, словно волосы. С их помощью медуза улавливает мелкие организмы, служащие ей пищей. Щупальца могут иметь вид длинных или коротких, остроконечных нитей, но все они снабжены стрекательными клетками, оглушающими добычу и облегчающими охоту.

Жизненный цикл сцифоидных: 1-11 - бесполое поколение (полип); 11-14 - половое поколение (медуза).

Светящиеся медузы

Тот, кто видел, как светится темной ночью морская вода, забыть это зрелище вряд ли сможет: мириады огоньков подсвечивают морскую глубину, переливаются, словно бриллианты. Причиной этого удивительного явления служат мельчайшие планктонные организмы, в том числе – медузы. Одной из самых красивых считают фосфорическую медузу. Встречается она не очень часто, обитая в придонной зоне недалеко от берегов Японии, Бразилии, Аргентины.

Диаметр зонтика светящейся медузы может достигать 15 сантиметров. Обитая в темных глубинах, медузы вынуждены приспосабливаться к условиям, обеспечивать себе пропитание, чтобы не исчезнуть вовсе, как вид. Интересен факт, что тела медуз не имеют мышечных волокон и не могут сопротивляться потокам воды.

Поскольку медлительным, плывущим по воле течения медузам не угнаться за подвижными рачками, мелкими рыбешками или другими планктонными обитателями, приходится идти на хитрость и вынуждать их подплывать самих, прямо к хищно распахнутому ротовому отверстию. А лучшей приманкой в темноте придонного пространства становится свет.

Тело светящейся медузы содержит пигмент – люцеферин, который окисляется под воздействием специального фермента – люциферазы. Яркий свет привлекает жертв, словно мотыльков – пламя свечи.

Некоторые виды светящихся медуз, такие как Раткея, Экворея, Пелагия обитают у поверхности воды, и, собираясь в больших количествах, они в буквальном смысле слова заставляют море гореть. Удивительная способность испускать свет заинтересовала ученых. Люминофоры были успешно выделены из генома медуз и внедрены в геномы других животных. Результаты оказались достаточно необычными: например, мыши, генотип которых был изменен таким образом, стали обрастать зелеными шерстинками.

Ядовитая медуза - Морская Оса

В наши дни известны более трех тысяч медуз, и многие из них – далеко не безобидны для человека. Стрекательные клетки, «заряженные» ядом, имеют все виды медуз. Они помогают парализовать жертву и без проблем расправиться с ней. Без преувеличения, для дайверов, пловцов, рыбаков представляет медуза, которую называют Морская оса. Основным местом обитания таких медуз являются теплые тропические воды, особенно много их возле берегов Австралии и Океании.

Прозрачные тела нежно-голубого цвета незаметны в теплой воде тихих песчаных бухт. Небольшой размер, а именно, до сорока сантиметров в диаметре, также не привлекает особого внимания. Между тем, яда одной особи хватит, чтобы отправить на небеса около полусотни человек. В отличие от своих фосфоресцирующих собратьев, морские осы могут менять направление движения, легко находя беспечных купальщиков. Яд, попавший в организм жертвы, вызывает паралич гладкой мускулатуры, в том числе, дыхательных путей. Находясь на мелководье, человек имеет небольшой шанс спастись, но, даже если медицинская помощь была оказана своевременно и человек не погиб от удушья, в местах «укусов» образуются глубокие язвы, причиняющие сильную боль и незаживающие в течение многих дней.

Опасные малютки - медузы Ируканджи

Сходным действием на человеческий организм, с той лишь разницей, что степень поражения не так глубока, обладают крохотные медузы Ируканджи, описанные австралийцем Джеком Барнсом в 1964 году. Он, как истинный ученый, ратующий за науку, испытал действие яда не только на самом себе, но и на собственном сыне. Симптомы отравления – сильная головная и мышечная боль, судороги, тошнота, сонливость, потеря сознания – сами по себе не являются смертельными, но основной риск состоит в резком повышении артериального давления у человека, который лично познакомился с Ируканджи. Если у жертвы есть проблемы с сердечно-сосудистой системой, то вероятность летального исхода довольно велика. Размер этой малютки – около 4 сантиметров в диаметре, но зато тонкие веретенообразные щупальца достигают 30-35 сантиметров в длину.

Яркая красавица - медуза Физалия

Еще одним очень опасным для человека обитателем тропических вод является Физалия – Морской кораблик. Ее зонтик раскрашен в яркие цвета: голубой, фиолетовый, пурпурный и плавает на поверхности воды, поэтому заметен издалека. Целые колонии привлекательных морских «цветов» привлекают доверчивых туристов, маня взять поскорее в руки. Вот тут-то и таится главная опасность: под водой скрываются длинные, до нескольких метров, щупальца, снабженные огромным количеством стрекательных клеток. Яд действует очень быстро, вызывая сильнейшие ожоги, паралич и нарушения в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Если встреча произошла на большой глубине или просто далеко от берега, то исход ее может быть самым печальным.

Гигантская медуза Номура - Львиная грива

Настоящий гигант – Колокол Номура, которого также называют Львиной гривой за некоторое внешнее сходство с царем зверей. Диаметр купола может достигать двух метров, а вес такой «малышки» доходит до двухсот кило. Обитает на Дальнем Востоке, в прибрежных водах Японии, у берегов Кореи и Китая.

Огромный волосатый шар, попадая в рыболовные сети, повреждает их, нанося урон рыбакам и стрекая их самих при попытке освобождения. Пусть их яд не смертелен для человека, встречи с «Львиной гривой» редко проходят в дружеской обстановке.

Одной из самых крупных медуз считают Цианею. Обитая в холодных водах, она достигает наибольших размеров. Самый гигантский образец был обнаружен и описан учеными в конце 19 века в Северной Америке: купол ее в диаметре составлял 230 сантиметров, а длина щупалец оказалась равной 36,5 метрам. Щупалец очень много, они собраны в восемь групп, в каждой из которых от 60 до 150 штук. Характерно, что и купол медузы разделен на восемь сегментов, представляя собой своеобразную восьмиугольную звезду. К счастью в Азовском и Черном море не обитает, так что можете их не опасаться, выезжая на море отдохнуть.

В зависимости от размера, меняется и окраска: крупные экземпляры окрашены в ярко-пурпурный или фиолетовый цвет, меньшие – в оранжевый, розовый или бежевый. Обитают Цианеи в поверхностных водах, редко спускаясь в глубины. Яд не опасен для человека, вызывая лишь неприятное жжение и волдыри на коже.

Употребление медуз в кулинарии

Количество медуз, обитающих в морях и океанах Земного шара поистине огромно, и ни одному из видов не грозит исчезновение. Их использование ограничивается возможностями добычи, но люди уже давно используют полезные свойства медуз в медицинских целях и наслаждаются их вкусовыми качествами в кулинарии. В Японии, Корее, Китае, Индонезии, Малайзии и других странах медуз издавна употребляют в пищу, называя их «хрустальным мясом». Польза его обусловлена большим содержанием белка, альбуминов, витаминов и аминокислот, микроэлементов. А при должном приготовлении и вкус у него очень изысканный.

Медузье «мясо» добавляют в салаты и десерты, в суши и роллы, супы и вторые блюда. В мире, где рост населения неуклонно грозит наступлением голода, особенно, в слаборазвитых странах, белок из медуз может стать хорошим подспорьем в решении данного вопроса.

Медузы в медицине

Применение медуз для изготовления лекарств характерно, в большей степени, в тех странах, где их употребление в пищу давно перестало быть предметом, вызывающим удивление. По большей части, это страны, расположенные в приморье, где медуз непосредственно добывают.

В медицине препараты, содержащие переработанные тела медуз, применяются для лечения бесплодия, ожирения, облысения и седины. Яд, добытый из стрекательных клеток, помогает справляться с заболеваниями ЛОР-органов и нормализовать кровяное давление.

Современные ученые бьются над поиском лекарственного средства, способного победить раковые опухоли, не исключая вероятность того, что в этой сложной борьбе так же помогут медузы.