Конспект занятия за живой природой старшая группа. Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа. Мультфильм о живой природе


Автор: Прокудина Евгения Александровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы:
Месторасположение: Кемеровская область, Беловский район, с. Менчереп, Ул. Центральная

Интеграция областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

Программные задачи:

Образовательные: расширять и . Формировать интерес к , познакомить детей с нормами и .

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

Предварительная работа: Видео презентация “Жизнь водоемов”, чтение художественной литературы, .

Материал: оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

Ход НОД:

Ребята, нам пришло письмо, нас приглашают в гости. Да здесь ещё что-то есть. Что это? (дети карта). Молодцы, правильно. А знаете ли Вы о том, что на карте нарисовано(путь). Давайте вместе рассмотрим. Вот какое путешествие, а хотите отправимся в путешествие? Для начала нем необходимо рассчитать расстояние, а как его рассчитать (измерить). Правильно чем измеряют (линейка. Рулетка, метр). Ну у нас из этих предметов нет ничего. А вот что есть. Давайте проверим свои карманы. Машинка, заколка, расчёска. А возможно ли этими предметами измерить расстояние..да (измеряют). Вот как здорово мы теперь знаем, что до станции …………………….а до станции……………………….и до станции……………………………………А где больше расстояние между какими станциями………..а где меньшее расстояние. Молодцы ребята. Отправляться в путешествие можно каким транспортом (машина, поезд, автобус, самолёт). Мы поедим на автобусе. Но непросто так для поездки необходим что купить…(билеты). Подходите пожалуйста в кассу билеты покупают за деньги…мы будем за волшебные слова. Запоминайте. Здравствуйте. Дайте пожалуйста мне 1 билет. Спасибо.

Теперь занимайте свои места согласно вашим билетам (геомерт.фигугам). Все готовы поехали, споём (поют припев: Мы едем, едем, едем в далёкие края …).

1 Первая станция «Весенняя поляна».

Какая же это поляна. Весенняя. Ребята как вы думаете, что здесь произошло. Отдыхающие намусорили. А как вы считаете какие правила должны соблюдать отдыхающие (ответы детей). Что же нам теперь делать? Конечно поможем и наведём чистоту и порядок (собрать весь мусор в мешки для мусора). Вот мы сейчас уедем, а вдруг снова приедут отдыхающие. Давайте здесь на поляне оставим знак «Мусорить нельзя». Вот он на нём явно чего-то не хватает (красного знака –зачеркнуть значит не кидать). Ставят знак.

Теперь снова в путь. Занимаем места согласно своим билетам. Едут поют песню. Приехали. Куда это мы попали.

2 Это станция «Водный мир»

Посмотрим. Что такое болото?

1. ребёнок -Это очень сильно заросшее озеро, которое загрязнилось. Здесь есть змеи, лягушки. Растут кувшинки, камыши –влаголюбивые растения, которым нужно много воды. На болоте живут птицы аисты. А ещё водомерки и стрекозы они скользят по воде, как на коньках.

А что такое родник (ответы).

2. ребёнок – Родничок. А ещё говорят ключ. Это не тот который открывает двери. Ключ бьёт из-под земли. В нём чистая пресная вода. В нём не бывает больших рыб.

Что такое море, океан (ответы ).

3. ребёнок – В море, океанах вода солёная. Пить такую невозможно. Зато там плавают медузы и самые большие млекопитающие киты. Мне нравятся акулы – это хищники. И дельфины – их называют спасателями, самыми умными они лечат людей, детей.

Что такое 4 озеро?

4 . ребёнок – Озеро может быть не очень большим-маленьким. Но есть и самое большое это озеро Байкал. Там самая чистая вода. Его подводные жители занесены в Красную книгу.

Внимательно посмотрели это….озеро. Только, по-моему, с нашим озером беда…посмотрите (кто то выловил всех рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Давайте поможем (дети запускают рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Молодцы. Так здорово стало. Только думаю я сейчас о то, что скоро мы уедем, а наше озеро останется бес таких прекрасных помощников. Как же быть …(давайте поставим знак беречь красоту живого водоёма –Озера).

Вы готовы отправиться в путь? (едут, поют).

3 Приехали это станция «Мир животных и птиц». Здесь похоже произошла какая беда. Вы видели, что стало с поляной, что случилось с озером. Вот животные, птицы и не смогли жить по-прежнему они ушли. Здесь на этой станции все вместе теперь живут. Да вот только не понятно. Давайте поможем. Послушайте внимательно кто это просит о помощи (звучит фонограм. Кукушки – да это же ВОЛК, дети НЕТ это КУКУШКА ) . Молодцы правильно. ,,скажи, что ты знаешь о такой птице кукушке (рассказ реб.)

6 . ребёнок – Ку-ку, ку-ку кукушка, Кукует на опушке.
Листва её скрывает, От глаз оберегает.
Зовёт кукушка лето, Что заблудилось где-то,
Жару дать солнце просит, Пусть ветер дождь уносит.
Года она считает, И сколько жить нам знает.

Ещё послушаем –это просит о помощи ВОРОНА (рычит медведь). Кто …правильно медведь. ……… скажи, что ты знаешь о медведе

7. ребёнок – Спит зимою великан, В тепленькой берлоге.

Ждет весеннего тепла, И расцвет природы.

Косолапый очень ловкий, Любит рыбку половить.

Чтобы мед отведать сладкий, Может улей разорить.

Ещё послушаем (воет ВОЛК) Это кто? скажи, что ты знаешь о нём.

8. ребёнок -У нас в Кузбассе в лесах водятся волки. Про них ещё говорят: «Серые акулы». Они очень злые и опасные. Волки едят всё они хищники. Все лесные жители защищают своих детёнышей. Волчица своих волчат спасать не станет если они попали в беду, она спасать будет себя.

А это кто КУЗНЕЧИКи…. скажи, что ты знаешь о ДЯТЛЕ.

9. ребёнок – У деревьев доктор свой, Не обычный, а лесной,

Разговаривает просто, Он с берёзой и сосной.

Без лекарств и инструмента. Он излечит пациента,

Прилетел и сел на сук –Как здоровье? тук-тук-тук…

А это кто СОЛОВЕЙ.Правильн. скажи, что ты знаешь о животном 10 . ребёнок -Это не животное это птица. Она не домашняя, живёт в лесу, а точнее прилетает к нам весной. Маленькая и не очень яркая. У неё прекрасные песни. Когда поёт соловей все любят слушать.

Выходят 2 гномика.

1гномик: Я боюсь… И я боюсь Вед: Кто же это. Ну смелее.

2 гномик : Мы гномики. Я Тим. А он Том.

1 гномик : Мы пришли поблагодарить ребят от всех лесных жителей и от матушки природы сказать вам большое СПАСИБо.

Вед: Ребята что ответим.. пожалуйста (шепчет на ушко ведущей). Гномики очень стеснительные.. они приготовили для вас подарок.

1 гномик : У нас есть любимая игра. Мы сейчас вам её подарим. Научим играть, и вы сможете забрать её и научить других ребят играть (проводится игра).

Гномики: (несут большую конфету). Мы знаем, что все ребята сладкоешки. Вот вам подарок (дети-спасибо).

Вед: Мы так хорошо подружились. Но пора отправляться домой. Скажем до свидания и в путь (едет, поют). Приехали (подходят к карте). Ребята путешествие понравилось? На каких станциях вы побывали?

Мы всем помогли. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Молодцы! Теперь можно отправляться кушать сладости.

Название статьи: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе “Путешествие в мир живой природы”

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО НОД

Воспитатель: Прокудина Е.А.

В занятии была использована интеграция областей: “ Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

Программные задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе. Формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Была проведена предварительная работа:

Видео презентация “Жизнь водоемов”, чтение художественной литературы, дидактические игры о природе.

Материал:

оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

В ходе НОД воспитанники побывали на 3 станциях: 1 ПОЛЯНА, где очистили её от мусора и для отдыхающих приготовили макет –Памятки бережного отношения к природе; 2 Озеро – восстановили равновесие в природе привели в порядок и запустили живых рыбок, так же изготовили макет –Памятки бережного отношения к водоёмам; на 3 станции – Лесные жители вернули всем животным и птицам их домики. А в награду получили от лесных Гномиков большую сладкую конфету.

Воспитанники показали ЗУН по экологическому воспитанию. Были активны, творчески подходили к выполнению заданий.

Название: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе “Путешествие в мир живой природы”
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Внеурочная работа, Мастер – классы

Что такое природа?

Что нельзя назвать природой?

Правильно, это уже называется рукотворный мир.

Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу.

Д/игра: «На что похоже».

Например: вертолет похож на стрекозу, подводная лодка на кита, зонт на гриб, мост на радугу, вентилятор на ветер, ковер на траву, душ на дождь, самолет на птицу, лампочка на солнце, музыкальный колокольчик на цветок колокольчик и т.д.

Природа существует независимо от человека.

Посмотрите на ваши столы, вы увидите на них кусочки мела и стаканчики - один пустой, другой с водой.

Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет?

Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше.

Возьмите стакан воды и перелейте часть воды в другой стакан. Что стало с водой, она перестала быть водой?

Правильно, вода осталась водой, только ее стало меньше в стаканчиках.

А что будет с бабочкой, жуком, цветком, деревом, птицей, животным, если мы их разделим на части?

А в чем вы видите отличие живой природы от неживой?(*Живая природа: дышит, растет, питается, движется, развивается, размножается, изменяется, умирает)

Продолжая разговор о природе, я приглашаю вас отправиться на телевидение и побывать в гостях у нескольких телепередач, а так же побывать участниками этих передач.

Физкультминутка «Мы – шоферы».

Едем, едем не машине,

Нажимаем на педаль.

Скорости переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы - шоферы хоть куда!

Программа: «Умники и умницы».

Вот мы и попали на программу «Умники и умницы».

Правила этой программы таковы – нужно отвечать очень быстро и четко и полным предложениями.

1. Как надо вести себя в лесу?

2. Назовите лиственное дерево с белой корой?

3. Что значит «волка ноги кормят»?

4. Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе?

5. Куда зайцу легче бежать в гору или с горы?

6. Почему нельзя трогать яйца в гнезде?

7. Что птицам страшнее – голод или холод?

8. Большую часть территории нашей планеты Земля, занимает вода или суша?

9. Назовите живую и неживую природу?

Я довольна вами, вы настоящие умники и умницы.

А сейчас мы с вами отправляемся на другую телепередачу.

Вот мы попали на программу : «В мире животных».

Мы с вами знаем, как разнообразен животный и растительный мир.

Скажите пожалуйста, чем отличаются животные друг от друга?(цветом шерсти, величиной, питанием, повадками, местом обитания).

А чем отличаются растения? (цветом, формой, структурой (строением), местом произрастания).

Как можно разделить животных по тому, как они питаются? (травоядные, грызуны, хищники).

Д/и: «Кто, где живет?»

А сейчас ребята у нас такая задача. Нужно подойти к столам и разложить картинки с животными и птицами по месту их обитания. (Зеленый круг – тайга и лес, синий круг – ледниковая зона и тундра, красный круг - пустыня и степи, теплые страны).

(Дети должны доказать правильность своих действий).

Как вы думаете, могут ли жить животные жарких стран, например, жираф в наших лесах? Или бурый медведь в Африке? Почему?(Потому, что каждое животное привыкло к тому климату, где оно проживает и к той растительности, которой питается).

Программа: «Клуб путешественников»

Сейчас мы побываем в гостях у передачи «Клуб путешественников».

О ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете по загадке.

Рыжая, но не лисица. Маленькая, но не кошка.

Прыгает, но не заяц. Живет в дупле, но не сова. (Белка)

Найдите кубик с изображением белки. Где живет белка? (В лесу, в дупле).

На каких деревьях белка находит себе жилье? (Найдите кубик с изображение елки(сосны) и поставьте под кубиком белки).

А чтоб эти деревья росли, что необходимо для их роста? (Земля, солнце, воздух, вода).

Найдите кубики с этими изображениями и определите место в этой пирамиде.

Мы составили пирамиду, в которой видно, что живая природа взаимосвязана с неживой.

ИТОГ: Так какой же мы сможем сделать вывод, глядя на эту пирамиду?(Все в природе взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, воздух и вода. Все находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой и наоборот .)

Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой природы мир неживой природы.

Как вы думаете, к каким объектам относиться человек?(показываю картинку)

Докажите, что человек относиться к живой природе.

Что нужно для роста и развития человеку?

Дети:Тепло - питание - вода - воздух - любовь близких.

Вос-ль:А как вы думаете, природа может быть без человека? (может)

А человек без природы? (нет) Почему? Докажите.

Дети: Человек - часть природы. Он без природы обречен на гибель (природа дает ему пищу, тепло, воздух, воду,).

А что будет, если не будет воздуха?

А чем человек отличается от других объектов природы?

Дети:Человек умеет думать, рассуждать,

Человек - существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы. На Земле он всех умней, потому и всех сильней!

Ребята, а природа нас чему-то учит? Чему? (правдивости, чистоте, доброте, справедливости, терпению, труду, дружбе). Природа учит человека, как он должен вести себя в той или иной ситуации. Поэтому мы с вами должны охранять и беречь природу!

Живая и неживая природа

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Приобщать к действенному отношению к природе.

2) Образовательные

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить решать проблемные задачи;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3) Воспитательные

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость

Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Ход занятия:

Дети в белых халатах (стоят полукругом)

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?

(ответы детей - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней») .

А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Игра «Три слова»

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

  1. Овощи... (капуста, огурец, помидор)
  2. Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
  3. Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Домашние животные... (корова, лошадь, собака)
  6. Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
  7. Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)
  8. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  9. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  10. Насекомые... (комар, муха, бабочка)
  11. Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)
  12. Ягоды (малина, клубника, вишня)

Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.

(дети заходят в группу - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, две «трибуны», картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)

Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение, поставим опыт.

(стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Тимур расскажет нам о живой природе.

(дети делают сообщение)

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Юля расскажет нам о неживой природе.

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

Игра «Закончи предложение»

Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

  1. Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
  2. Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
  3. Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы) .

Конкурс загадок и проблемных вопросов

Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

  1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка) .
  2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук) .
  3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик) .
  4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук) .
  5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака) .
  6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи) .
  7. Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей) .
  8. Чем до неба докинешь? (взглядом)
  9. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

(сон) .

Молодцы, правильно ответили.

Игра «Угадай, чье объявление»

Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

  1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
  2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк) .
  3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса) .
  4. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха) .

Молодцы, угадали.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой) , бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель: Как же растет и развивается все живое?

Игра «Как растет все живое»

Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик) . Для этого нужно... (тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на ковролине выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Алина.

(ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)

Воспитатель: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?

(надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)

Воспитатель: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:

Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это... (травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

Игра «Посадим дерево» (на ковролине)

Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в... (землю) .

Чтобы зерно взошло, надо его... (полить) .

Еще растению нужно... (солнце)

Пройдет время и появится... (росток)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например, в тропиках. Посмотрите (показывает уголок «джунглей», оформленный в группе) , вот здесь у нас как бы тропики. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.

Посмотрите на схему, как дерево растет

(семя - росток - деревце - взрослое дерево)

Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:

Растение - земли украшение.

Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.

Одно дерево погубил, посади сорок.

Старые деревья молодые охраняют.

Много леса - не губи, мало лесабереги, нет леса - посади.

Психогимнастика «зернышко»

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель: Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт) . Вам понравилось? А что вам понравилось?

Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.

(раздает памятные значки)

Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Задачи:

Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.

Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.

Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности .

Формировать умения фиксировать шаги УД, тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

1. а) картинки гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол, Луна;

б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.

2. Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.

3 . Учебник, Окружающий мир 1 класс 30 -32 стр.

4. Стакан воды;

5. Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.

Раздаточный материал:

1.Конверты с картинками живой и неживой природы;

2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.

3.Солнышко для этапа рефлексии.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

Добрый день, дорогие ребята. Начинаем наш урок. Подумайте, всё ли у вас готово для успешной работы? (Учащиеся проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.)

– Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это всё вокруг… (природа)

1.С чего мы начнем свою работу?

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа. Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?

А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?

Кто построил дом? – строитель, т.е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? (книги, машины, дома, …).

А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)

ПРИРОДА – это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.

Может человек сделать солнце? – Нет.

Камни? – Нет.

– Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)

Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.

Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.

2.Работа в парах.

Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.

Как мы выполняем работу? Сами.

А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.

У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.

Какая цель этой работы – надо распределить на 2 группы.

А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.

На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Двое выполняют на доске. Выполненное задание будет эталоном и по данному эталону дети проверяют свою работу.

− Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.

Какие группы вы выделили ? Ответы детей, работающих у доски.

1 группа – машина, книга, стол - предметы, которые сделаны руками человека;

2 группа – гриб, одуванчик, белка, Луна - объекты природы .

III. Выявление места и причины затруднения.

Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном – образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.

1.А что у вас вызвало затруднение?

Не смогли разделить на 2 группы;

– мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.

Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край парты.

2.Проблемный вопрос:

Ребята, это что? – Луна.

А как вы думаете, она относится к природе? Да.

На Луне кто- то живет?

Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.

А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему – то задумчивый. У него в руке письмо, какое – то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)

ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. (на экране самолет и птица)

Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей

Постараемся помочь Лунтику? Да.

А как вы думаете, ребята железная птица – это что? – самолет.

Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых?» (ответы детей)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).

Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)

Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;

Питается - да, кушает;

Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.

Движение – да, она двигается;

Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.

Умирает – рано или поздно все живое умирает.

Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).

И значит, так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.

На доске эталон:

РОЖДАЮТСЯ

ДЫШАТ

ПИТАЮТСЯ

РАСТУТ

ДВИГАЮТСЯ

ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ

УМИРАЮТ

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).

Рождается – да, из яиц.

Дышит? – да;

Питается? – да, клюет зерна;

Растет? – да;

Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;

Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.

Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.

А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)

Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается? – нет, его делает человек, т.е. сделан руками человека.

Дышит? – НЕТ;

Питается? – НЕТ;

Растет? – НЕТ;

Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.

Детки есть? – НЕТ.

Умирает? - НЕТ. Ломается. Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».

ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.

Живая природа – это животные, растения;

Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.

Физминутка.

Игра «Живая и неживая природа»

1. Применение знаний на практике.

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег , дождь, белка, гора , берёзовый листочек, гром , солнце, медведь, обезьяна, облако , цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.

Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?

Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.

А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.

Значит, деньги – это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

А что у меня в руках? (Стакан воды)

А вода - это богатство? (да, нет – если они ответили так)

Без колец, без золота прожить мы сможем?

А без ВОДЫ мы сможем?

Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.

Наша природа очень богата. Природа – наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.

На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на следующие группы: Эталон на доске:

Живые природные богатства

- неживые природные богатства

Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:

Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)

Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце – неживое природное богатство.

А без солнца мы сможем?

Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.

А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)

В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)

Какое задание вы должны были выполнить? Надо разбирать по признакам:

Дерево – живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон. Давайте разберем по признакам:

Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.

Дерево дышит – листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;

Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;

Дерево растет – да, сначала оно маленькое потом большое;

Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.

Дерево (размножается) – у него детки есть? – да, семена упали, и появились новые деревья;

Дерево умирает? – да, если не ухаживать.

Хорошо, вы смогли определить своё затруднение ? Да

Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.

Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!

А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы ?

Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (на отдельных листочках)

Теперь мы знаем, что такое живая и неживая природа? (Да)

К какому шагу вы перейдете? (Надо выполнить самостоятельную работу и закрепить то, что мы узнали)

Для чего важен этот шаг? (Чтобы учиться применять новое знание.)

Приготовили синие и зеленые карандаши. Перед вами лежат листочки, на которых нарисованы богатство живой и неживой природы. Вы должны зеленым цветом обвести богатства живой природы, а синим цветом обвести богатства неживой природы. (Дерево, солнце, облако, лиса, человек, звезда или планета).

Самопроверка по эталону. (после выполнения работы проводится). На слайде

Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

Работу закончили, молодцы. Проверили все вместе. У кого неправильно, то исправляем. Как можно проверить свои результаты? – По эталону.

− Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)

− Мы преодолели затруднение? (Да.)

− Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику.

А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить полезные вещи? Работаем простыми карандашами.

− Полезные вещи нужно соединить с нужным объектом. На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

− Проверяем по ЭТАЛОНУ.

Учитель открывает на доске эталон – образец.

− У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся исправляют свои ошибки.)

А теперь учебники закрыли и убрали на край парты.

Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе. Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.

2.Загадки. (рисунки вывешиваем на доске)

1. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука – во лбу

Так похож он на трубу! (Слон – живое природное богатство)

2.Дом по улице идёт,

На работу всех везёт

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус – неживое природное богатство)

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед – неживое природное богатство)

4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти. (Светофор – неживое природное богатство)

5. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево – живое природное богатство)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Что необходимо сделать в конце урока ? (подвести итог нашей работы)

Каких два основных шага вы выполнили (мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ)

1. Мы узнали, что такое ПРИРОДА? По эталону

2. На какие 2 группы можно разделить природу?

3. Какие признаки живой природы мы знаем?

4. Назовите богатство живой природы;

5. Назовите богатство неживой природы;

6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)

В чем было затруднение и почему оно возникло?

Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)

Мы достигли цели? (да) -

Чем мы воспользовались при достижении цели? (провели практическое задание по определению живой и неживой природы, работали в парах и по учебнику)

У кого остались затруднения?

Проанализируйте свою работу. Как мы оцениваем свою работу? На отлично!

Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.

(Слайд Лунтика – улыбчивый, радостный, потом сразу убрать слайд, чтобы дети не отвлекались).

Лунтик оставил вам загадки и подарки – солнышки. Учитель раздает учащимся солнышки.

Ребята, давайте вспомним, к какой природе относится человек: к живой или неживой? Да, человек часть живой природы. А поскольку человек – сам часть природы, он не может жить без природы и без её богатств. Кем должен быть человек по отношению к природе: хозяином или другом ?

Чтобы природа дала нам свои богатства надо его любить и беречь. Человеку нужно бережно относится к природе.

Земля – наш общий дом. Небо, дождь, ветер, океан и тихий ручеёк, лес и малая травинка, зверь и птица, рыба и букашка – все нуждаются в любви и понимании. Все должны жить. Но жизнь не будет полной, если мы, люди , будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.

ЗАПОМНИТЕ это правило:

«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».


Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Живая и неживая природа». Первоклассникам предстоит познакомиться с украшением нашего мира - природой, которая окружает человечество буквально повсюду. Также учитель даст определение живой и неживой природы.

Урок: Живая и неживая природа

Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа.

Рис. 1. ( )

К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.

Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.

Рис. 2. ( )

Рис. 3. ( )

Рис. 4. ( )

Рис. 5. ( )

Рис. 6. ( )

Рис. 7. ( )

Солнце, дерево и муравей - это природа.

Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.

Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.

Рассмотрим признаки живой и неживой природы.

На рисунке 8 и 9 изображены две звезды: морская и космическая.

Рис. 8. ( )

Рис. 9. ( )

Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.

Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.

Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.

Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.

Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.

Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.

Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:

1. Продолжительность жизни - они растут;

2. питаются;

3. дышат;

4. дают потомство.

Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.

Рис. 10. ( )

Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.

Рис. 11. ( )

Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.

Рис. 12. ( )

Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.

Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.

Рис. 13. ( )

Рис. 14. ( )

Рис. 15. ( )

Рис. 16. ( )

Рис. 17. ( )

Рис. 18. ( )

К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.

К неживой природе относятся горы, облака.

Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.

Рис. 19. ( )

Рис. 20. ( )

Рис. 21. ( )

Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза — относятся к живой природе.

Рис. 22. ( )

Рис. 23. ( )

Рис. 24. ( )

Лишняя - лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.

Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы.

Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?

Рис. 25. ( )

Рис. 27. ( )

Рис. 28. ( )

На рисунке 25 изображен рост, на рисунке 26 - питание, на рисунке 27 - дыхание, на рисунке 28 - потомство.

Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.

1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.

2. Без воды все живое погибает.

3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.

Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.

Природа - наш дом . Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».

Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.

Рис. 29. ( )

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рис. 30. ( )

Рыбы - вода, птицы - воздух, звери - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу - значит любить и охранять Родину!

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Разнообразие растений». В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы - растениями.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.

1. Областной центр информационных технологий ().

2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().

1. Расскажите, чем отличается живая природа от неживой природы.

2. Приведите примеры живой и неживой природы по своим собственным наблюдениям.

3. А есть ли связь между живой природой и неживой?

4. * Нарисуй два рисунка. На одном рисунке изобрази только предметы живой природы, а на другом - неживой природы.

Название: Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОБУ детский сад № 29 «Серебряное копытце»
Месторасположение: г. Минусинск, Красноярский край

Конспект занятия по познавательному развитию (экология)
в старшей группе
«Живая и неживая природа»

Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
  • Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
  • Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов
  • Развивать любознательность, память, умение делать выводы

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
  • Учить способам самостоятельного познания
  • Воспитывать коммуникативные навыки

Воспитатель вносит искусственные цветы.

– Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.

– Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Дети:

– Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Воспитатель:

– Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

– Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).

Воспитатель:

– Природа – это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это – солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.

Воспитатель:

– Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Дети:

– Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.

Воспитатель:

– Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Дети:

– Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

Воспитатель:

– Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.

Игра «Три слова»

  1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
  2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
  3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
  6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
  7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
  8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
  9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Воспитатель:

– Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?

Дети:

– К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Воспитатель:

– Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Дети:

– Это живая природа.

Воспитатель:

– Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)

Дети:

– Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Воспитатель:

– Правильно. Например, машина – она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

– Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?

Дети:

– Природа – это то, что существует без помощи человека, а «не природа» – это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель:

– Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?

Дети:

– Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

Воспитатель:

– Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».

– А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

Игра «Четвертый лишний»

  • Гриб, морковка, облако, мяч
  • Грач, луна, цветок, коза
  • Муха, медведь, ветер, береза
  • Кукла, снег, облако, камень
  • Машина, ведро, дом, вода

Воспитатель:

– Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как – круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)

– Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

– Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

  1. Охрана водоемов
  2. Охрана лесов
  3. Охрана насекомых
  4. Охрана деревьев
  5. Охрана птиц

Итог:

Воспитатель:

– Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

– Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)