Как правильно начинать психологическую консультацию психологу. Принципы проведения первичной консультации. Почему нужно вести записи

Записывать или не записывать что-либо непосредственно на сессии — личное дело каждого практикующего психолога. Как удобно. Некоторые пишут на диктофон, например. А вы записываете?

Когда психологи работают в команде (в учреждении), они просто должны вести подобные записи и всё. Я считаю, что и психологу, работающему индивидуально, также нужно обязательно вести записи по случаю клиента. Пусть после сессии, но обязательно. Почему — читайте ниже.

Я в начале практики много записывала прямо на сессиях, но довольно быстро мне надоело носить с собой блокноты. Я стала перепечатывать заметки в Evernote (). Это тоже достало со временем. Тогда я решила фотографировать записи в Evernote. Потом мне надоело и это, потому что оказалось вовсе бесполезно:)

Разумеется, по мере нарабатывания опыта ты развиваешь навык отмечать и запоминать важное в уме, без помощи бумажек. Но я уверена, что цель ведения заметок по клиентским случаям — не просто развитие памяти, а нечто большее.

Почему нужно вести записи

Ведение записей помогает лучше понять, что происходит с клиентом

Причин несколько:

  • Это реально помогает структурировать информацию о клиенте и его случае, заметить некие повторяющиеся детали, собрать паззл, скажем так.
  • Можно отследить эффективность и прогресс (и регресс тоже).
  • Помощь с дырявой девичьей памятью . Мне, например, как-то неудобно спрашивать клиента «А что за домашнее задание у вас было?» Можно, конечно, делать вид, что это такой специальный провокационный вопрос, но зачем?
  • Планирование на будущее. Иногда на сессии (или позже) возникает мысль, что надо бы рассказать вот это или поговорить вот об этом, куда же еще записать эти вещи, чтобы потом вовремя найти?
  • Если вы посещаете супервизию-интервизию , или передаете клиентов другим терапевтам, то тогда подобные записи оказываются очень востребованы.
  • В конце-концов, не зря же врачи всегда ведут медицинские карты ? Наверное в этом есть смысл.

Как вести записи

Я терпеть не могу тратить время впустую. Если я что-то делаю, то это дело должно приносить мне пользу. Когда я фотографировала заметки с сессий в Evernote, со временем выяснилось, что их неудобно просматривать и выискивать среди них «что он там такое важное сказал в тот раз насчет источника проблемы, по его мнению?» Это фотографирование получалось просто как лишнее и бесполезное движение для галочки.

Со временем я поняла, какую конкретно информацию мне необходимо записывать, как её структурировать и как потом использовать. В итоге родились 2 собственных шаблона — для первичной сессии и для повторных — и они составлены таким образом, что помогают мне собрать все мысли в кучку. После некоторых клиентов это представляется особенно полезной штукой. :)

Сейчас я записываю достаточно много, но не сижу, уткнувшись в тетрадку. Всегда под рукой бумага, и после окончания сессии заполняю карточки, так сказать, на свежую голову.

Шаблон для первичной сессии

Во время первой встречи с клиентом мне важно зафиксировать:

  • источник обращения (рекомендация, нашел по интернету и т.п.)
  • запрос, цели, ожидания
  • беспокоящие симптомы
  • биографическую информацию (родился/женился)
  • историю «болезни», прием медикаментов, предыдущий опыт психотерапии, внутренняя картина своего состояния и его причины
  • мои предположения о типичных триггерных ситуациях, автоматических мыслях и убеждениях, если таковые выплыли на первой сессии
  • интервенции (если были)
  • обратная связь, самочувствие в конце, изменения в состоянии

Конечно, это удобнее записывать на бумагу и не надеяться, что ты всё запомнишь. .

Шаблон для повторных сессий

Этот бланк гораздо короче, но смысл в нём тот же: фиксация основных важных моментов и приведение мыслей в порядок. Кстати, в Evernote есть удобная функция подсказки похожих заметок из тех, что уже есть. Иногда его предположения очень в тему:)

Что важно записывать на повторных сессиях, по моему мнению:

  • изменения в самочувствии, мыслях и поведении с момента последней сессии,
  • повестка дня, она же интервенции на сессии
  • обнаруженные автоматические мысли, убеждения, триггерные ситуации
  • домашнее задание с вероятностью выполнения
  • планы и идеи для работы на следующий раз
  • самочувствие / фидбек клиента в конце сессии

И напоминаю, что eсть ещё , один для административных записей про новых клиентов, второй — подсказка для диагностического интервью. Поделитесь, чем вы пользуетесь в вашей практике?

В связи с модернизацией образования сегодня особую значимость приобретает проблема профессионализма и компетенции работников дошкольных учреждений. Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала способствуют разные формы методической работы, которые содействуют совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных методов и приемов их воспитания и обучения. Задачей методической работы является не столько коррекция ошибок деятельности педагогов, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и действенной помощи педагогам.

В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из распространенных таких малых форм методической работы является консультация. Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут. Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные. Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

  1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
  2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
    Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
  3. Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
    Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.
  4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
  5. Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
    Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
  6. Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.

В процессе проведения консультации широко используются методы, активизирующие педагогов.

Для повышения эффективности я предлагаю вначале «мозговой штурм». Это может быть или терминологический диктант, или использование перфокарт, или «педагогических ситуаций» и т.д. Терминологический диктант помогает педагогам быстро «погрузиться» в тему. Вспомнить специальную терминологию, чёткие определения тех или иных понятий. Педагогические кроссворды, головоломки позволяют им вспомнить термин, расширить кругозор, улучшить быстроту реакции, тем самым влияют на совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Разработанные мною головоломки располагаю по-разному, в виде: «Лесенки-чудесенки», «Умного квадрата». Для этого заранее заготавливаются тесты-опросники, которые сразу же и проверяются. Если воспитатель не справился с заданием, т.к. не владеет понятиями, то после консультации у него есть вторая попытка его выполнить. За несколько минут можно проверить знания педагога по любой методике, применяя перфокарты. Воспитателям предлагаю несколько вариантов ответов на вопрос. Правильность выбора ответа он проверяет с помощью наложения разноцветных шаблонов на карточку. Эффект «мозгового штурма» виден педагогами сразу.

Большой эмоциональный отклик вызывают «педагогические ситуации», которые разыгрывают коллеги. Это позволяет увидеть себя, свою деятельность со стороны и сделать правильные выводы. Оценивая героев сценки, педагоги опираются на свой педагогический, житейский опыт, знания и интуицию.

Следующим активизирующим моментом являются практические задания, такие как составление графических моделей двигательной активности детей, подбор наглядного материала к лексической теме. Например, «Сервировка стола в разных возрастных группах», позволяет проверить теоретические и практические знания педагога, как он формирует у детей культурно-гигиенические навыки и организует работу дежурных. Такие задания можно применять в начале, в середине и в конце консультации. После «мозгового штурма» можно переходить к информационной части.

Интересной оказалась для педагогов и консультация – проект. Так, например, при проведении консультации «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» был применен поисковый метод. Была сформулирована проблема «Перспективы духовно-нравственного воспитания детей». Воспитатели выдвинули разные гипотезы:

Духовно-нравственное воспитание осуществляется через активное использование в воспитательно-образовательной работе:

  • яркие народные традиции и ценности;
  • яркие факты исторического прошлого России;
  • целенаправленное использование музыкального репертуара;
  • дополнительное образование (кружок «Зернышки»);
  • методы и приёмы, направленные на духовно-нравственное воспитание;
  • осуществление педагогического сопровождения семей.

В ходе консультации воспитатели выделили компоненты духовно-нравственного воспитания, составляющие базу культуры личности: нравственный, эстетический, религиозный. И наметили пути и способы решения проблемы:

  1. Разработать систему взаимодействия детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей с различными организациями – музеем, библиотекой, школой, церковью;
  2. Продумать педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей: запланировать различные формы работы с семьей, провести анкетирование родителей с целью выявления отношения родителей к работе по приобщению детей к историческим, православным, народным традициям, заключить соглашение с родителями, желающими, чтобы их дети посещали кружок по ознакомлению с историей и традициями России.
  3. Разработать тематический план работы с учетом православного календаря.

В течение учебного полугодия педагогам представилась возможность апробировать свои предложения и сделать выводы о подтверждении или опровержении их гипотез. Объединенные общей идеей педагоги учились, анализировали свою работу, методы и приемы, уделяли большое значение вопросам нравственности. Главной задачей стали считать пробуждение в ребёнке желания стать лучше, добрее, развивать в нём духовные потребности. В результате большинство гипотез нашли свое подтверждение.

Но часто приходится проводить консультации сугубо научной или методической направленности. Тогда форма проведения консультации кардинально меняется. При проведении таких консультаций требуется предварительное изучение материала и его использование во время ее проведения. Например, при изучении документов «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» рациональнее обеспечить каждого педагога копиями этих материалов, чтобы разбирать все пункты документа, знакомить с правилами и сроками проведения аттестации, с порядком работы аттестационной комиссии, отвечать, в ходе изучения документа, на возникшие вопросы.

Регулярно организуя консультации на основе изучения методической литературы, заранее составляю план беседы, продумываю вопросы, чтобы рассмотреть изучаемую тему со всех сторон. Предполагаю какие ошибки, трудности могут испытывать педагоги. Эта форма консультации носит название эвристической беседы, например, консультация по теме «Организация детской исследовательской деятельности». Многие опытные педагоги отмечали, что ребенок вовлечен в исследовательский поиск постоянно, поэтому взрослые должны ему помочь в проведении детских исследований. Чтобы сделать это конкретно и правильно, я с педагогами изучила статьи А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», затем предложила всем ответить на вопросы: «Что входит в полный цикл исследовательской деятельности?», «Какие темы исследований могут быть?», «Как их оформляют?», «Перечислите «цепочку» методов исследования», «Что обозначают эти карточки?», «Для чего они нужны?»

Насколько понятна методика, стало ясно из проведенного тренировочного занятия. Нашими трудностями стали: умение увидеть проблему, задать вопросы и выдвигать гипотезы. Отметили, что детям трудно дается наблюдение («смотрят и не видят»), умение делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

Большое значение придается индивидуальной работе с педагогами по вопросам, которые вызывают у них наибольший интерес. Эти консультации я назвала «точечные». Они проводятся внепланово и индивидуально с каждым педагогом по его проблемам и вопросам. Для проведения таких консультаций я стараюсь привлекать опытных педагогов и руководителей методических объединений детского сада. Это консультации-беседы: «Ваш вопрос – наш ответ» Для молодых педагогов мною проводятся консультации: «Как пользоваться материалами методического кабинета?», «Работа по самообразованию», «Планирование воспитательно-образовательной работы».

После одной из таких консультаций, молодой воспитатель переосмыслила содержание консультации, кратко изложила ее на карточке – памятке и пришла уточнить некоторые вопросы. Эта идея мне очень понравилась и теперь я часто прошу делать краткую запись содержания консультации.

Консультация или часть консультации может проходить в форме дискуссии. Эта форма близка к беседе, так как предлагаются вопросы для обсуждения. Для дискуссии выбирается тема, которая вызывает споры и требует общего решения.

Отличительной особенностью дискуссии является наличие столкновений двух или нескольких мнений.

Так воспитатели обсуждали тему: «Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада». Во время вступительного слова определили проблему: необходимо найти такие методы, приемы, формы обучения дошкольников, чтобы они обеспечивали развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Данная проблема обсуждается не один год, но так и не был найден универсальный «рецепт» создания индивидуальной образовательной траектории. Целью нашей встречи стал поиск такой системы педагогической поддержки, которая способна оперативно реагировать на преграды, возникающие на пути развития ребенка, прогнозировать их появление и осуществлять возможное опережение. Мы вместе попытались найти решение этой проблемы. Для этого предложила обсудить общие вопросы к дискуссии:

  1. Созданы ли в ДОУ условия для реализации индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада?
  2. Какие существуют трудности в реализации индивидуальной образовательной траектории?
  3. Как может быть решена эта проблема?
  4. Что для этого нужно?
  5. Назовите пути для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
  6. Как организовать образовательный процесс, чтобы обеспечить развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией?
  7. Как осуществить принцип индивидуализации развивающей среды?
  8. Как организовать работу с одаренными детьми?
  9. Необходим ли «паспорт» сопровождения ребенка?
  10. Какова роль педагога в реализации индивидуальной образовательной траектории?

Во время дискуссии важна доброжелательная атмосфера, где каждый имеет право на свое мнение. Аргументы в защиту разных мнений тактично выслушиваются. Педагоги обсуждают вопросы и предлагают пути их решения. Многие понимают важность индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Именно активное общение, обсуждение, включение каждого в общую работу приводит к более высокому результату.

Педагоги высоко оценили разнообразие методов и приемов, применяемых на консультациях. Проделанная работа дает положительные результаты. Выбор форм и методов проведения консультаций зависит от темы, логики изложения, опыта педагогов. Интересная форма проведения консультаций должна обогащать, дополнять ее содержание. Активные формы включения педагогов в деятельность развивают способность применять знания, умения и практический опыт для осуществления профессиональной деятельности.

Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.

Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед. В целом психологическая консультация как процесс разбивается на четыре этапа: 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез . 3. Оказание воздействия . 4. Завершение психологической консультации.

1. Знакомство с клиентом и начало беседы

1а. Первый контакт. Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, демонстрация доброжелательности и заинтересованности в плодотворном сотрудничестве. 1б. Ободрение. Желательно подбадривать клиента словами вроде: "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т.п. 1в. Небольшая пауза. После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 – 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. 1г. Собственно знакомство. Можно сказать клиенту: "Давайте познакомимся. Как мне к вам обращаться?" После этого необходимо представиться самому. 1д. Формальности. До начала собственно консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, его важных особенностях: - основные цели консультирования, - квалификация консультанта, - оплата за консультирование, - приблизительная продолжительность консультирования, - целесообразность консультирования в данной ситуации, - риск временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, - границы конфиденциальности, в т.ч. вопросы аудио- и видеозаписи, присутствие (наблюдение) за процессом третьих лиц. Говорить следует кратко, не выливая на клиента лишнюю информацию. Результатом здесь выступает окончательное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. 1е. "Здесь и сейчас". Необходимо договориться с клиентом, настроить его на работу в режиме "здесь и сейчас". Важно дать понять клиенту, что психолога-консультанта нельзя использовать в качестве инструмента в разного рода интригах. 1ж. Первичный расспрос. Пример стандартной фразы: "Что Вас привело ко мне?", "Итак, какие вопросы вы хотели обсудить со мной?". Если клиент не является "профессиональным завсегдатаем" психологических кабинетов, то, скорее всего, уже с первых собственных фраз ему потребуется поддержка. По крайней мере, его будет интересовать вопрос: правильно ли он говорит, о том ли? Поэтому в случае необходимости с первых же минут расспроса надо поддерживать диалог.

2. Расспрос клиента, формирование гипотез

2а. Эмпатическое слушание. Оно же - активное слушание (повторение отдельных слов за клиентом, интерпретации). 2б. Принятие модели ситуации клиента в качестве временной. Консультанту пока не стоит вступать в споры с клиентом, тем более обличать его, ловить на противоречиях. Ломать модель ситуации клиента можно только после того, как эта модель изучена детально. 2в. Структурирование беседы. Редкий клиент умеет логично и последовательно описать проблемную ситуацию. Постепенно его надо побуждать к более рациональному изложению, рассуждениям. Самому консультанту надо быть последовательным. Каждая новая его фраза, вопрос должны быть логически связаны с предыдущими. Для структурирования беседы очень полезны периодические резюме. Диалог с клиентом - это не книга, разбитая на главы; поэтому можно взять себе за привычку раз в десять минут (например), следя за настенными или настольными часами, резюмировать сказанное. Если это уместно, то резюмировать можно не только устно, но и письменно, схематически изображая на бумаге модель ситуации. Структурирование беседы побуждает клиента к рациональной работе, к тому, чтобы не "перемалывать" в десятый раз одно и то же, а двигаться дальше; когда клиент перестаёт двигаться дальше в описании ситуации, то это будет верным свидетельством того, что он сказал уже всё существенное. 2г. Осмысление модели ситуации клиента. Психолог-консультант проводит аналитико-критическую работу, формулирует несколько гипотез в отношении этой модели. Если клиент пришёл за помощью к психологу, то это значит, что модель проблемной ситуации у него или а) неверная (извращённая), или б) неполная. В каждой гипотезе поэтому следует чётко формулировать: а) видит ли клиент ситуации в истинном свете? б) если не видит, то в чём ошибается? в) полна ли модель ситуации? г) если не полна, то в чём можно, в чём нужно расширить эту модель? Разумеется, большую часть выводов здесь психолог-консультант должен держать при себе, хотя бы потому, что пока имеются только гипотезы. 2д. Критика гипотез. Консультант задаёт клиенту вопросы, направленные на уточнение, критику гипотез. Вопросы здесь можно, конечно, задавать вразнобой. Но всё же рекомендуется стремиться к хотя бы внешней структурированности беседы, не перескакивая с одного на другое. Результатом здесь должно быть то, что в итоге остаётся только одна рабочая гипотеза (основная). Дело в том, что большую часть интеллектуальной работы психолог вынужден делать в жёстком режиме, когда имеется немного времени. Поэтому плотно надо работать только с основной гипотезой. Если она не подтвердится, то за основную принимается другая гипотеза. 2е. Изложение своей гипотезы клиенту. Поскольку клиент обычно уже "хорошо запутался" в своей проблемной ситуации, то бывает очень редко так, что он сразу принимает гипотезу и соглашается с ней. Поэтому важно подчеркнуть, что соображения консультанта - пока только гипотеза (предположения), что от клиента не требуется соглашаться с ней, требуется взять гипотезу за рабочую и попробовать изучить выводы, которые она порождает. В процессе работы с гипотезой скорее всего всплывут новые подробности, которые уточняют складывающуюся объективную модель ситуации. Вполне вероятно, что гипотеза окажется несостоятельной, в этом нет ничего страшного; в этом случае в качестве рабочей берётся иная гипотеза. 2ж. Критика гипотезы, нахождение истины. Рассматриваются различные ситуации, типичные и не совсем типичные. Перед тем, как приступить к следующему этапу, очень важно найти истину, то есть должна быть сформулирована и принята обеими сторонами объективная непротиворечивая модель проблемной ситуации.

3. Оказание воздействия

3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Дальнейшая работа напрямую зависит оттого, насколько истинной получилась модель проблемной ситуации. Важно понимать, что если модель не удалась, то и дальнейшая работа с клиентом (воздействие) находится под угрозой; а если наоборот (модель удалась), то и самому клиенту будет интересно пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Вероятно, он получил уже всё, что ему было надо, и поэтому больше не придёт на следующую встречу. Если нет возможности, надобности прервать консультацию, то можно просто сделать небольшую перемену. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание. 3б. Коррекция установок клиента. Конечно, вполне вероятно, что обретение нового знания может оказаться недостаточным клиенту для управления проблемной ситуацией. Здесь характерны жалобы клиента на то, что "не хватает сил", "не понимаю как" и т.п. Психолог вместе с клиентом критикует ложные установки последнего. Вырабатывает список новых установок. Установки должны быть вербально точными, простыми и эффективными. Большое внимание следует уделить установкам, направленным на обретение спокойствия и уверенности, на коррекцию уровня тонуса (успокоиться или наоборот мобилизоваться) и уровня рациональности-эмоциональности (стать более рациональным или более эмоциональным). Установки можно "принимать" в виде самовнушения. Опять здесь будет полезным дать клиенту возможность пожить с новыми установками. Возможно, что какие-то установки не приживутся. Тогда их, может быть, потребуется изменить или модифицировать. 3в. Коррекция поведения клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению. Анализ и критика этих альтернатив, оценка их пользы и эффективности. Выбор лучшей альтернативы. Разработка плана внедрения этой альтернативы. Важно понимать, что клиент в будущем может просто забыть применять альтернативное поведение. Поэтому в буквальном смысле его надо натренировать на применение альтернативы. Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента).

4. Завершение психологической консультации

4а. Подведение итогов беседы. Краткое обобщение всего происшедшего. "Повторение - мать учения". 4б. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами. 4в. Прощание. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько тёплых слов.

Литература

Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с.

Перед встречей с юристом , чтобы юридическая консультация была наиболее плодотворной, клиенту необходимо попытаться восстановить хронологию событий и, по возможности, взять на консультацию все документы так или иначе относящиеся к проблеме. Не стоит опасаться, что какие-то документы окажутся лишними или каких-то документов не будет хватать - полный и окончательный список юрист сформулирует в процессе проведения юридической консультации .

Юридическая консультация должна проходить в комфортной и деловой обстановке - ничего не должно отвлекать и причинять дискомфорт.

___________________________________

1.3. Договорённость об оплате юридической консультации

После знакомства необходимо уточнить у клиента, знает ли он сколько стоит юридическая консультация , в случае если она проводится на платной основе. В случае, если клиент претендует на получение личной и полной бесплатной юридической консультации , необходимо попросить его предоставить информацию об основаниях предоставления такой услуги. Такими основаниями могут являться предварительные договорённости по телефону, ранее заключённый договор на представление интересов в суде или государственных органах, предоставление документов об отнесении к социально-незащищённой категории граждан (малоимущие, многодетные, инвалиды и т.д.).

___________________________________

При юридической консультации не должно быть сюрпризов - если консультация платная, то клиент должен знать её стоимость.

___________________________________

2. Первичный сбор информации при юридической консультации

Получить информацию для последующего анализа проблемы можно из рассказа клиента. На данном этапе необходимо с акцентировать внимание клиента на необходимости повествования, по возможности, без эмоций и личностных оценок, а события описывать в хронологическом порядке. Юридическая консультация схожа с приёмом у врача, по этому юристу необходимо сказать клиенту о необходимости рассказывать исключительно правдивую информацию и факты, а также категорически избегать предположений и домыслов. Клиент должен знать, что все что он рассказывает является его личной информацией и составляет профессиональную тайну, не подлежащей разглашению третьим лицам.

___________________________________

Все то, что рассказывает клиент, является профессиональной тайной.

___________________________________

Параллельно с выслушиванием клиента, юрист в письменном виде должен делать заметки для последующего формулирования вопросов и составления списка документов, подтверждающих обстоятельства, связанные с проблемой. К таким заметкам относятся имена, фамилии и отчества, даты событий и действий, состав собственников и их доли, информация о родственных отношениях и иные заслуживающие внимания факты и данные.

При выслушивании, юрист должен корректировать повествование клиента, что бы он не отвлекался на факты и события, не относящиеся к проблеме. Корректирование должно происходить без перебивания клиента путём задавания ему наводящих вопросов.

3. Уточнение фактических обстоятельств при юридической консультации

После того как клиент расскажет о своей проблеме и опишет фактические обстоятельства дела, юридическая консультация продолжится уточнением полученной информации путём задавания уточняющих вопросов.

Очень часто клиент не может самостоятельно определить юридически значимые обстоятельства и в своём рассказе он может их пропускать или упоминать в скользь. Например, когда проходит юридическая консультация по жилищному праву, необходимо уточнять обстоятельства, связанные с ведением совместного хозяйства или с реализацией жилищных прав по другому адресу, не связанному со спорным жилым помещением. Юридическая консультация о разделе совместно нажитого имущества невозможна без формирования списка такого имущества и определения обстоятельств, при которых оно приобреталось.

По итогам сбора информации у юриста должны быть все необходимые данные для разработки алгоритма решения проблемы и должны быть определены и сформулированы все юридически значимые обстоятельства, которые смогут повлиять на решение проблемы.

___________________________________

Юрист должен весь рассказ клиента систематизировать и выделить юридически значимые обстоятельства.

___________________________________

4. Анализ и правовая оценка документов при юридической консультации

После сбора устной информации, юридическая консультация продолжится изучением документов. Все документы, условно, можно разделить на две категории. Первая – это документы, напрямую подтверждающие фактические обстоятельства. К ним относятся документы на собственность, о родственных отношениях, договоры, выписки из реестров, чеки и квитанции, ордера, акты и т.д. Вторая категория – это документы, косвенно подтверждающие фактические обстоятельства и доводы.

Например, когда происходит юридическая консультация по вопросу выселения лица в связи с его выездом на другое постоянное место жительства (признание утратившим права пользования и снятие с регистрационного учёта), документами, прямо указывающими на фактические обстоятельства, являются договор социального найма, выписки из домовой книги и финансового лицевого счёта. То есть документы, подтверждающие факт наличия у человека права пользования жилым помещением. Документами, косвенно подтверждающими доводы, являются документы о получении медицинской помощи по другому адресу, почтовая корреспонденция, направляемая с другого адреса и так далее, то есть документы, на основании которых может быть сделан вывод о проживании человека по другому адресу, что даёт право снять его с учёта из спорного жилого помещения.

___________________________________

Наличие документов не только сделает юридическую консультацию более полной, но и позволит избежать ошибок в правовой оценке ситуации.

___________________________________

Во время юридической консультации, при анализе документов, необходимо не только их изучить, но и необходимо дать им оценку по критериям относимости, допустимости и достаточности. По критерию относимости каждый документ оценивается на предмет наличия того или иного отношения к вопросу, по которому проводится юридическая консультация.

Допустимость документов означает соответствие документа требованиям закона в части доказывания определённых фактов определёнными доказательствами. Например, для подтверждения родственных отношений, договор социального найма, в котором указаны члены семьи, не будет являться допустимым доказательством, а свидетельство о рождении полностью будет соответствовать критерию допустимости. По критерию допустимости оценивается не только содержание документа, но и его форма. Так, простая копия свидетельства о рождении, без возможности предоставления оригинала, не будет соответствовать критерию допустимости, а соответственно клиент должен быть проинформирован о необходимости восстановить подлинник или получить выписку из ЗАГС.

Соответствие документа критерию достаточности означает, что один документ в полном объёме может подтвердить определённый факт. Например, договор купли-продажи не соответствует критерию достаточности для подтверждения обладания гражданином права собственности, так как, несмотря на зафиксированный переход права собственности, сделка с недвижимостью приобретёт законную силу только после государственной регистрации. Соответственно выписка из ЕГРН или свидетельство о праве собственности полностью соответствуют критерию достаточности. Юридическая консультация не может считаться полной, если в процессе её проведения юристом не составлен список необходимых документов, а юридически значимые обстоятельства остались без доказательного подтверждения.

___________________________________

При юридической консультации юрист оценивает документы также, как их оценивает судья в судебном процессе.

___________________________________

В следующей части нашей статьи мы расскажем про процесс создания алгоритма решения юридического вопроса , виды способов решения и расскажем про процесс согласования алгоритма с клиентом.