Основы формирования единого геоинформационного пространства специального назначения с использованием web-технологий. Про космос и вселенную и нашу жизнь Список использованной литературы

Разговор о необходимости создания единого геоинформационного пространства города Москвы.

Москва один из крупнейших городов земли со сложной инфраструктурой, уникальный по территориальной организации, структуре и управлению мегаполис. В городе существуют информационные системы, базирующиеся на современных средствах сбора информации, объемы которой постоянно растут в геометрической прогрессии. Поэтому во многих странах и городах развиваются интеграционные процессы, обеспечивающие консолидацию и упорядочение информационных потоков, создающие условия для формирования единой информационной инфраструктуры.

На протяжении последних лет в Москве развернуто интенсивное жилищное строительство, реконструкция и капитальный ремонт, строятся и реконструируются транспортные магистрали и инженерные коммуникации, осуществляется комплексное благоустройство и другие виды работ.

В целом в городе, сложилась благоприятная возможность объединения информационных ресурсов и создание на их базе новых. Международный опыт показывает, что интеграцию разрозненной информации лучше всего осуществлять на основе геоинформационных технологий.

Утвержденная правительством «концепция создания инфраструктуры пространственных данных(ИПД)» на трёх уровнях: федеральном, территориальном и муниципальном. На законодательном уровне России то же необходимо обеспечить регулирование отношений в сфере создания и развития ИПД посредством принятия соответствующих подзаконных актов.

При проектировании технических компонентов ИПД РФ возникает ряд научно прикладных задач.

1) Выполнить структурный анализ всей пространственной информации, используемой органами исполнительной власти, крупными предприятиями и другими пользователями.

2) Необходимо формализовать описание размещаемой в ИПД информации, ее взаимосвязей и использования

Доступ пользователей к информации, содержащейся в федеральных и региональных ресурсах, должен по мере возможности осуществляться в режиме одного окна. ЕГИП города Москвы представляет собой сочетание массивов пространственных данных о территории города, представленных в двухмерном и трехмерном видах, охватывающих наземное, подземное и надземное пространство, связанных между собой единой координатной основой.

В 2010г Постановлением Правительства Москвы №162-ПП была принята Среднесрочная городская целевая программа работ по развитию ЕГИП города Москвы на 2010-2012гг. Основными задачами программы являлись следующие.

  1. Геодезическое обеспечение единой геоинформационной инфраструктуры
  2. Обеспечение пользователей актуализированными материалами
  3. Создание трехмерной цифровой модели города Москвы
  4. Инженерно-геологическое картографирование
  5. Обеспечение межведомственного взаимодействия
  6. Совершенствование нормативного, кадрового, научного и технологического обеспечения ЕГИП г. Москвы.

Логическая архитектура ЕГИП города Москвы включает следующие основные компоненты:

Среду межсистемного обмена и доступа к геопространственным данным органов исполнительной власти

Центральный узел среды ЕГИП города Москвы

Среду оперативного доступа к пространственным данным

Система геопорталов содержит три основных портала различной степени конфиденциальности:

А) Портал для открытого доступа

Б) Служебный портал для органов исполнительной власти г. Мосвы

В) Режимный геоинформационный портал органов исполнительной власти г. Москва

Дальнейшее развитие ЕГИП г. Москвы необходимо проводить в следующих основных направлениях.

Разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения работ

Развитие состава и полноты предоставляемой информации

Создание и развитие многомерного предоставления территории

Создание и развитие аналитических возможностей

Common geoinformation space of Moscow city

ИСОГД города Москвы

Москва не только самый лучший, но и один из самых крупных и сложных городов Земли. Столица Российской Федерации - уникальный по территориальной организации, структуре и управлению мегаполис. В управлении городом принимают участие десятки ведомств, департаментов и служб, которые отвечают за различные сферы деятельности. Все эти сферы очень тесно взаимосвязаны, поэтому принятие решений базируется на большом объеме разнородной информации.

В Москве существуют сложные структуры по управлению информационными потоками, обеспечивающими своевременное поступление информации заинтересованным лицам. В городе созданы различные информационные системы, базирующиеся на современных средствах сбора и обработки информации. Объемы информации растут в геометрической прогрессии, и ими нужно уметь эффективно управлять. Именно с этой целью во многих странах и городах развиваются интеграционные процессы, обеспечивающие консолидацию и упорядочение информационных потоков, создающих условия для формирования единой инфраструктуры. Москва здесь не является исключением.

В российском градостроительстве намерения в формировании единой инфраструктуры информации получили развитие в концепции информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), формируемой на базе общих принципов государственной концепции инфраструктуры пространственных данных.

Пространственные данные – важная составляющая информационных потоков в городе, поскольку большая часть всей информации имеет территориальную привязку. Созданием пространственных данных заняты практически все основные службы города, обеспечивающие планирование, строительство, реконструкцию, функционирование и развитие города. В 1999 г. для лучшей сопоставимости пространственных данных Правительство города приняло решение о создании единой государственной картографической основы г.Москвы (ЕГКО), подготовка и ведение которой были поручены «Мосгоргеотресту». Эта основа создавалась на базе данных цифровых топографических планов, карт и схем масштабного ряда 1:2000 - 1:25000 и в 2002 г. введена в промышленную эксплуатацию. Информационный ресурс ЕГКО поддерживается в актуальном состоянии и предоставляется всем службам и организациям города, выполняющим проектные и инвентаризационные работы. Это существенно повысило надежность и достоверность информации, ускорило и облегчило ее совместное использование, значительно расширило информационный обмен пространственными данными. Были предприняты попытки сформировать единые процедуры создания пространственных данных и унифицировать обменные форматы, что улучшило возможность обмена данными, однако не решило проблем поддержания данных в актуальном состоянии. Регламенты обмена данными приводили к поступлению информации с опозданием и не гарантировали их актуальность в течение последующего периода использования.

Генплан г.Москвы инициировал создание единого информационного пространства

Нехватка или задержка поступления актуальных данных особо остро сказались при подготовке главного документа города – Генерального плана развития г.Москвы до 2025 г. Работа над этим документом была завершена в 2010 г. Она проводилась в нескольких проектных мастерских города и объединялась в Институте Генплана г.Москвы. Генплан г.Москвы – комплексный документ, по закону включающий 19 информационных групп пространственных данных, объединяющих более 50 картографических слоев.

Разработка Генплана базируется на множестве исходных пространственных данных, некоторые из них могут меняться в течение периода подготовки документа. Это существенно осложняло работы, требовало постоянного сопоставления с вновь поступающей пространственной информацией из других служб. Кроме того, при публичных обсуждениях Генплана и слушаниях в Городской Думе требовалась срочная дополнительная работа по конвертации данных из разных форматов для их представления в единой геоинформационной системе (ГИС).

В связи с этим, велись работы по развертыванию такой системы. И в качестве интеграционной платформы были приняты программные продукты семейства ArcGIS, установленные в двух основных центрах подготовки пространственных данных для этого документа: в Институте Генплана Москвы и Комитете по архитектуре и градостроительству г.Москвы («Москомархитектуре»).

В 2009 г. правительством города была также обсуждена и принята концепция создания единого геоинформационного пространства г.Москвы (ЕГИП), реализация которой позволила бы использовать современные технологические решения для оптимизации обмена пространственными данными. На ее основе утверждена среднесрочная целевая программа города на 2010-2012 гг.

Суть концепции заключается в стремлении к «интеграции пространственных данных, позволяющей одновременно отображать и обрабатывать пространственные объекты из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематических данных различных пользователей».

Предстояло в достаточно короткие сроки разработать и реализовать принципиально новый подход к обмену пространственными данными без разрушения сложившейся практики создания и использования пространственных данных в службах, имеющих опыт использования геоинформационных систем, и с обеспечением возможности развития системы за счет удобного подключения и расширения числа участников. Сложность состояла в необходимости интеграции информации, создаваемой и поддерживаемой хотя и на единой картографической основе, но в разных, часто плохо сопоставимых форматах пространственных данных, на базе различных ГИС-технологий и ГИС-систем, используемых в разных службах.

Следует отметить, что в Москве, как и в других крупных городах, выбор конкретных информационных технологий обусловливается множеством факторов, включая не только экономическую составляющую внедрения систем, но и разновременность внедрения технологий в разных отраслях, сложившийся опыт специалистов, формат поступающих данных или даже просто спонтанное решение. Тем не менее, в данном случае перевод служб на единую ГИС-платформу не рассматривался как вариант общего решения, поскольку это не только невозможно, но и нецелесообразно. Решение искалось в новых стандартах обмена пространственной информацией на базе сервис-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием международных стандартов обмена пространственной информацией, разрабатываемых международным консорциумом OGC (Open Geospatial Consortium). Данный подход позволил не разрабатывать новые программные продукты или унифицировать их использование, а разрабатывать направления связывания распределенных информационных узлов для обмена сообщениями.

Сервис-ориентированная архитектура ЕГИП г.Москвы

Сервис-ориентированная архитектура предполагает наличие трех основных составляющих: поставщиков сервисов, потребителей сервисов и реестра сервисов.

Исходя из этого, был рассмотрен вариант организации ЕГИП на базе геопортального решения (рис. 1). Его суть состояла в построении многоядерной (распределенной) информационной структуры с центральным узлом в «Москомархитектуре». Роль центрального узла состоит в наличии дополнительных функций оператора ЕГИП, обеспечивающего всех участников единой картографической основой и площадкой обмена информационными ресурсами.

Рис. 1. Общая схема организации ЕГИП.

В качестве такой площадки используется геопортал пространственных данных, построенный на технологии ArcGIS. Специальное серверное расширение – ArcGIS Geoportal Extension (от редакции: в ArcGIS 10 переработано в новый продукт Esri Geoportal Server) – позволило в кратчайшие сроки развернуть площадку взаимодействия в городском информационном контуре управления городом. Назначение геопортала заключается в консолидации информации об имеющихся в службах города децентрализованных пространственных данных, которые оформляются и предоставляются в пользование в виде стандартных геосервисов, а также в создании единой точки входа пользователей в эту среду.

Геопортал был встроен в общий портал Москомархитектуры, вход на который регламентирован для зарегистрированных пользователей, имеющих необходимые права (роли).

Ролевые функции позволяют: администратору – назначать роли, регулировать работу портала и одобрять или приостанавливать использование предложенных к регистрации данных; поставщикам данных – регистрировать собственные ресурсы пространственной информации на геопортале; пользователям – осуществлять поиск необходимых ресурсов, просматривать ресурсы и работать с доступными пространственными данными.


Рис. 2. Общий вид портала.

Консолидируемая на портале информация – это метаданные, которые создаются владельцами ресурсов по стандартному шаблону, предоставляемому геопорталом (рис. 2). Шаблон метаданных на пространственные данные (геосервисы и входящие в их состав информационные слои данных) создан на основе международного стандарта ISO 19115:2003 «Geographic information Metadata» (Географическая информация. Метаданные) и его отечественного профиля: стандарта РФ ГОСТ Р 52573-2006 «Географическая информация. Метаданные». В ходе работ был создан специальный профиль ЕГИП, позволивший использовать стандарты и в то же время упростить набор метаданных, необходимых для описания пространственных ресурсов города (рис. 3). В состав метаданных вошли «обязательные» элементы метаданных, относящиеся к их ядру, а также ряд элементов, не включаемых в ядро, но имеющих существенное значение для каталогизации пространственных данных.


Рис. 3. Страница геопортала для введения метаданных по разработанному профилю.

Для удобства использования в портал введены тематические разделы пространственной информации, рекомендуемые ИСОГД г.Москвы. Они позволяют упорядочивать информацию по разделам, привычным для пользователей. Распределение ресурсов по разделам происходит автоматически, после введения соответствующих метаданных о предоставляемых ресурсах.

Существенную роль в каталоге ресурсов играет система ключевых слов, облегчающих и ускоряющих тематический поиск ресурсов. Поисковая система, используемая геопортальным решением ArcGIS, построена на самом известном и популярном поисковом движке Apache Lucene, который обеспечивает индексацию и сложный поиск информационных ресурсов по любому из параметров метаданных или их сочетанию в реальном режиме времени.

Использование портала предполагает, что найденный перечень ресурсов можно сохранить для последующей работы. С этой целью в рамках портала создана система регистрации пользователей, обеспечивающая распределенный доступ к ресурсам и возможность создания и использования «личного кабинета».

Другим важным элементом геопортала является геовьюер (MapViewer) – специальное картографическое приложение, позволяющее просматривать или осуществлять полноценную работу с пространственными данными, зарегистрированными на портале. Необходимость такого приложения обусловлена и задачей предоставления пользователю на геопортале всех необходимых средств работы с картографическими сервисами.

С этой целью было разработано Web-приложение, обеспечивающее работу с геосервисами геопортала, а также возможность добавления любых других стандартных картографических геосервисов: как зарегистрированных на геопортале ЕГИП, так и не зарегистрированных, но имеющих URL-адрес, созданный по стандартам OGC.

Преимуществом приложения является возможность формирования профилей – собственных Web-проектов из имеющихся данных, а также возможность сохранять эти проекты в личном кабинете пользователя для последующей работы. Созданные профили по желанию могут быть доступны целой группе пользователей или быть индивидуальными. В распоряжении пользователей портала уже имеются собранные профили с составом данных, определенных Генпланом, системой СПРИТ (Сводный план регулирования использования территорий), МРГП (Мониторинг реализации генерального плана г.Москвы), ПЗЗ (Правила землепользования и застройки) и др. Эти данные доступны любому участнику портала с достаточным уровнем доступа для начала работы или просто в качестве базовой основы для формирования собственного профиля (рис. 4).


Рис. 4. Пример собранного профиля геопортала.

Данное Web-приложение достаточно удобно в использовании, для работы с ним не требуется специальная подготовка. При возникновении вопросов пользователь может обратиться к электронной справке, которая написана в лаконичном виде с иллюстрациями и пояснениями. Справочная система оформлена в привычном для Web-пользователей формате html с перекрестными ссылками внутри текста и развитой поисковой системой.

При внешней простоте работы функциональные возможности Web-приложения хорошо развиты. Имеются все необходимые стандартные средства работы с картой: увеличения/уменьшения, панорамирования, выбора масштаба отображения. Дополнительно разработаны инструменты измерений, выборки и получения информации по объектам любых слоев геосервисов.

Особо стоит отметить функцию адресного поиска, которая крайне важна для работы с пространственными данными в городе. Адрес можно найти, указав в поисковой строке начальные буквы названия улицы, затем выбрать из предложенного списка искомую улицу, по которой, в свою очередь, будут предложены для выбора все адреса. Если известен полный адрес, то поиск местоположения осуществляется моментально прямо на карте.

Поисковая система интерактивно связана с картой. Карту можно переместить в район найденного объекта с сохранением отображаемого масштаба или приблизить карту к выбранному объекту, можно также создать пространственную закладку.

В разделе таблицы содержания имеется дерево административных единиц города, к которым можно приблизиться, выбрав необходимый уровень иерархии, вплоть до конкретной улицы или адреса.

Поиск объектов можно осуществлять в специальном окне путем построения запроса по одному или нескольким атрибутивным значениям базы данных, на которых основываются сервисы пространственных данных.

Выбор объектов может осуществляться и графически: точкой, линией, очерченным полигоном. Информация о выбранном или найденном в результате поиска объекте поступает в карточку объекта – удобную форму для просмотра и анализа атрибутивной информации.

О реализации проекта

Для пилотного запуска портала и тестирования его функционала был определен ограниченный круг участников, удовлетворяющий нескольким требованиям:

  • располагающих пространственной информацией в цифровом виде и способных предоставить ее в виде картографических геосервисов;
  • имеющих защищенный канал передачи информации;
  • имеющих возможность использовать картографические геосервисы в ГИС-системах, применяемых для внутренних производственных целей.

Участниками тестирования стали «Москомархитектура», Институт Генплана Москвы, «Мосгоргеотрест», Департамент земельных ресурсов (ДЗР), Департамент градостроительной политики (ДГП).

У каждого участника были установлены технические средства защиты передачи информации и определен объем пространственных ресурсов, предоставляемых в ЕГИП. «Москомархитектура» выступала в роли поставщика данных и оператора ЕГИП. В Качестве оператора МКА подготовил и предоставил в информационное пространство ЕГКО, переданную «Мосгоргеотрестом», в виде ускоренного (кэшированного) картографического сервиса.

Институт Генплана Москвы подготовил ряд картографических сервисов, связанных с обеспечением Генплана города. Департамент земельных ресурсов зарегистрировал и предоставил в ЕГИП важную пространственную информацию о кадастровом учете земель города. Департамент градостроительной политики создал и зарегистрировал сервис о строящихся объектах города.

Все метаданные о названных ресурсах были внесены в геопортал и после контроля администратора геопортала поданы для их использования.

Тестирование работы портала проведено с использованием встроенного в геопортал Web-приложения MapViewer, а также в существующих собственных приложениях ДЗР и ДГП, которые подключили предоставленные на портале сервисы на рабочих местах сотрудников.

Результаты проведенного тестирования позволили высоко оценить оперативность разворачивания ЕГИП и возможность введения системы в промышленное использование без существенных дополнительных затрат.

Конечно, ни что сразу не бывает идеальным. Не все пока устраивает оператора ЕГИП и его пользователей в формируемой архитектуре ЕГИП. Основная сложность состоит в уровне разграничения доступа к данным, связанным, прежде всего, с ограничениями использования ЕГКО. Это влечет за собой существенное усложнение взаимодействия информационных узлов с формированием защищенных каналов обмена информацией, сужение числа участников информационного обмена. Так что обычному москвичу пока еще рановато становиться полноценным пользователем информации ЕГИП.

Другая сложность – разный уровень информационной и технической готовности держателей информации. Некоторые из них в ближайшем времени не смогут в оперативном режиме обеспечить ЕГИП своими геосервисами. Их информация, хотя и очень востребованная, пока останется доступной «на бумаге» или в электронных форматах и форме, непригодной для широкого использования.

Это Москва. Хочется, чтобы она была не только главным городом страны, но и самым современным в области информационных технологий. У оператора ЕГИП большие планы. Если они реализуются, то так и будет.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы"


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 02.07.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 04.10.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.12.2017).
____________________________________________________________________


В целях развития Единого геоинформационного пространства города Москвы и обеспечения доступа органов исполнительной власти города Москвы к пространственным данным и метаданным об объектах, расположенных на территории города Москвы:
(Преамбула в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1. Ввести в промышленную эксплуатацию интегрированную автоматизированную информационную систему "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП).

2. Утвердить Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (приложение).

3. Установить, что Департамент информационных технологий города Москвы является оператором ИАИС ЕГИП, а также уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, ответственным за регламентированное осуществление информационного обмена между участниками информационного взаимодействия в рамках Единого геоинформационного пространства города Москвы.
распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП ; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

4. Признать утратившими силу:

4.1. Распоряжение Правительства Москвы от 1 октября 2009 года N 2578-РП "О создании Координационного совета по программе развития единого геоинформационного пространства города Москвы" .

4.2. Распоряжение Правительства Москвы от 24 ноября 2009 года N 3007-РП "О вводе в промышленную эксплуатацию" .

4.3. Распоряжение Правительства Москвы от 26 июля 2011 года N 566-РП "О вводе в промышленную эксплуатацию интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (первая очередь)".

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы"

1. Общие положения

1.1. Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - Положение) определяет основы функционирования интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП), состав участников информационного взаимодействия с использованием ИАИС ЕГИП (далее - участники информационного взаимодействия), их права и обязанности.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.2. ИАИС ЕГИП представляет собой государственную информационную систему города Москвы, обеспечивающую сбор, обработку, актуализацию, хранение, распространение, обмен и использование пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.3. В ИАИС ЕГИП включаются пространственные данные и метаданные об объектах, расположенных на территории города Москвы, представленные в двухмерном и трехмерном видах, охватывающие наземное, подземное и надземное пространство, связанные между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать пространственные объекты одновременно из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематических данных различных информационных ресурсов.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.4. ИАИС ЕГИП является составной частью инфраструктуры пространственных данных города Москвы, которая представляет собой совокупность городских информационных ресурсов, технологий, систем, правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализации, хранения, распространения, обмена и использования пространственных данных и метаданных.

1.5. Основными целями создания ИАИС ЕГИП являются:

Развитие геоинформационных технологий в городе Москве за счет комплексного подхода в использовании пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, и развития интеграционных процессов;
распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Формирование и развитие информационной базы пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, для использования органами государственной власти города Москвы в деятельности по развитию города Москвы и повышению безопасности города в целом;
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Повышение качества государственного управления, оказания государственных и иных услуг за счет более эффективного использования пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Снижение бюджетных расходов на развитие и поддержание информационных ресурсов единого геоинформационного пространства города Москвы за счет исключения дублирования работ по созданию и актуализации пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы.
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.6. Задачами ИАИС ЕГИП являются:

Автоматизация процессов формирования информационной базы пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Ведение мониторинга качества государственного управления, предоставления государственных и иных услуг путем использования пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Обеспечение открытого доступа жителей города к информации о развитии территории города Москвы.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

1.7. Основными функциями ИАИС ЕГИП являются:

Сбор, обработка и анализ пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Предоставление доступа к пространственным данным и метаданным об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Обеспечение обратной связи между участниками информационного взаимодействия в части контроля качества пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, и предоставляемых на основе таких данных услуг.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

1.8. Информационные ресурсы ИАИС ЕГИП используются иными информационными системами города Москвы, при эксплуатации которых осуществляется обработка пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, для решения общегородских задач, а также задач, связанных с формированием пространственных данных, публикуемых в открытом доступе.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

2. Участники информационного взаимодействия

2.1. Участниками информационного взаимодействия с использованием ИАИС ЕГИП являются пользователи и поставщики информации в ИАИС ЕГИП, а также уполномоченный орган ИАИС ЕГИП, оператор ИАИС ЕГИП.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

2.2. Пользователи информации - органы государственной власти города Москвы, граждане и организации, нуждающиеся в конкретной информации, содержащейся в едином геоинформационном пространстве города Москвы, и предоставляемой другими участниками информационного взаимодействия.

Органы государственной власти города Москвы являются пользователями любой информации, содержащейся в ИАИС ЕГИП (в том числе информации для служебного пользования).

Граждане являются пользователями информации общего пользования, содержащейся в ИАИС ЕГИП.

Организации являются пользователями информации общего пользования, содержащейся в ИАИС ЕГИП, а также по их запросу информации для служебного пользования.

2.3. Поставщик информации - органы государственной власти города Москвы и организации, являющиеся собственниками информационных ресурсов, располагающие необходимой информацией и предоставляющие ее другим участникам информационного взаимодействия.

2.4. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП орган исполнительной власти города Москвы, ответственный за регламентированное осуществление информационного обмена между участниками информационного взаимодействия.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

3. Состав информационных ресурсов интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы

(Раздел в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

3.1. В состав ИАИС ЕГИП входят:

3.1.1. Подсистемы, определенные оператором ИАИС ЕГИП в эксплуатационной документации ИАИС ЕГИП.

3.1.2. Наборы пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, включающие базовые пространственные данные и тематические (отраслевые) пространственные данные.

3.2. В целях настоящего Положения:

3.2.1. Под базовыми пространственными данными об объектах, расположенных на территории города Москвы, понимаются разрешенные к опубликованию в открытом доступе цифровые данные о пространственных объектах, отличающихся устойчивостью пространственного положения во времени и используемых для позиционирования (определения месторасположения) других пространственных объектов, не содержащие информацию, составляющую государственную тайну, а также другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.2.2. Под тематическими (отраслевыми) пространственными данными об объектах, расположенных на территории города Москвы, понимаются разрешенные к опубликованию в открытом доступе цифровые данные о пространственных объектах, касающиеся определенной сферы общественных отношений и используемые органами исполнительной власти города Москвы при осуществлении своих полномочий.

3.3. Состав базовых пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, определяется оператором ИАИС ЕГИП.

3.4. Формирование и актуализация базовых пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, в ИАИС ЕГИП осуществляется на базе Единой городской картографической основы Москвы в установленном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 3 октября 2017 года N 538-РП .

3.5. Состав тематических (отраслевых) пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, определяется оператором ИАИС ЕГИП и утверждается заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

3.6. Формирование и актуализация тематических (отраслевых) пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, в ИАИС ЕГИП осуществляется в том числе с использованием информационных ресурсов, не принадлежащих городу Москве.

4. Порядок информационного взаимодействия и использования компонентов Единого геоинформационного пространства

4.1. Порядок информационного взаимодействия между участниками информационного взаимодействия определяется регламентом взаимодействия, утверждаемым уполномоченным органом ИАИС ЕГИП.

4.2. Межсистемный обмен пространственными данными и метаданными об объектах, расположенных на территории города Москвы, и публикация таких данных в установленном порядке на официальных сайтах органов государственной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет осуществляется с использованием ИАИС ЕГИП.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

4.3. Формирование и обновление информационных ресурсов ИАИС ЕГИП осуществляется оператором ИАИС ЕГИП на основании информации, предоставленной поставщиками информации, с использованием электронной подписи.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

4.4. При организации предоставления тематических (отраслевых) пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, ИАИС ЕГИП в том числе взаимодействует с информационными системами города Москвы, с использованием которых осуществляется формирование указанных данных в ИАИС ЕГИП.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

4.5. Предоставление пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, в форме открытых данных осуществляется по согласованию с поставщиками таких данных путем их публикации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемых оператором ИАИС ЕГИП.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

5. Права и обязанности участников информационного взаимодействия

5.1. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП:

Дефис утратил силу - распоряжение Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП ;

Разрабатывает регламент взаимодействия между участниками информационного взаимодействия;

Осуществляет взаимодействие с участниками информационного взаимодействия в рамках реализации настоящего положения;

Осуществляет контроль за соблюдением участниками информационного взаимодействия требований, установленных настоящим положением;

- обеспечивает развитие (модернизацию), эксплуатацию ИАИС ЕГИП.
(Дефис дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП)

5.2. Оператор ИАИС ЕГИП:

Обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, а также требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в круглосуточном режиме;

Осуществляет формирование и обновление пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, на основе информации, предоставляемой участниками информационного взаимодействия;
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Обеспечивает целостность и доступность данных ИАИС ЕГИП для участников информационного взаимодействия;

Осуществляет ведение ретроспективных данных;

Осуществляет учетную регистрацию участников информационного взаимодействия и предоставляет им доступ к ИАИС ЕГИП;

Осуществляет консультационную поддержку участников информационного взаимодействия по вопросам использованию ИАИС ЕГИП.

Отдельные функции оператора ИАИС ЕГИП могут быть переданы другому органу исполнительной власти города Москвы, подведомственному ему государственному учреждению города Москвы или иной организации по решению оператора ИАИС ЕГИП в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

Оператор ИАИС ЕГИП не несет ответственность за достоверность и полноту информации, предоставляемой поставщиками информации.

5.3. Поставщик информации:

Осуществляет формирование и ведение тематической составляющей части ИАИС ЕГИП;

Обеспечивает достоверность и полноту предоставляемой информации;

Соблюдает требования и правила ведения и использования данных ИАИС ЕГИП;

- обеспечивает хранение первичной (исходной) информации, за исключением случаев, когда первичный ввод информации осуществлялся посредством ИАИС ЕГИП, и предоставляет ее по запросу уполномоченного органа ИАИС ЕГИП.
(Дефис дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

5.4. Пользователь ИАИС ЕГИП:

Осуществляет доступ к ИАИС ЕГИП в соответствии с установленным регламентом взаимодействия;

Направляет оператору ИАИС ЕГИП предложения по изменению порядка предоставления информации;

Соблюдает требования эксплуатационной документации по использованию данных ИАИС ЕГИП;

Соблюдает требования законодательства о защите информации ограниченного доступа и обеспечении информационной безопасности информации, передаваемой с использованием ИАИС ЕГИП.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

С. А. Зубков

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, - ответил кот.

- Да мне почти все равно, - начала Алиса

- Тогда все равно, куда идти, - сказал кот.

- Лишь бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.

- Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал кот, - конечно, если не остановишься на полпути.

(Л. Кэрролл, «Приключения Алисы в стране чудес»)

В отличие от главной героини знаменитого произведения Л. Кэрролла, у специалистов Департамента информационных технологий города Москвы, принимающих участие в формировании геоинформационного пространства города, есть понимание, куда они хотят прийти. Однако обо всем по порядку.

Работы по формированию Единого геоинформационного пространства (ЕГИП) города Москвы проводятся в рамках реализации Государственной программы города Москвы «Информационный город (2012–2016 годы)». Проекты, направленные на развитие ЕГИП, входят в состав приоритетных в рамках мероприятий подпрограммы «Развитие информационно-коммуникационных технологий для повышения качества жизни в городе Москве и создания благоприятных условий для ведения бизнеса».

Согласно пункту 1.2 распоряжения Правительства Москвы от 20 марта 2012 г. № 120-РП «Об интегрированной автоматизированной информационной системе «Единое геоинформационное пространство города Москвы» ЕГИП представляет собой «государственную информационную систему, обеспечивающую интеграцию и предоставление геопространственных данных, содержащихся в информационных ресурсах органов государственной власти города Москвы и организаций». Стоит сразу озвучить, что задача навести порядок в отраслевых базах геоданных (БГД) и обеспечить их предоставление в рамках мероприятий по формированию единой общегородской платформы открытых данных - это только первый этап в развитии геоинформационного пространства столицы.

Идеологически ЕГИП должно представлять n -мерный массив событий, последовательное и/или параллельное возникновение которых способно образовать бизнес- или технологический процесс получения, обработки и применения геоданных в рамках предоставления государственных услуг гражданам и организациям; межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти (ОИВ) города Москвы; контроля качества услуг, направленных на повышение качества жизни и обеспечение безопасности населения города; развития транспортной, культурно-досуговой и физкультурно-спортивной инфраструктур; повышения уровня доступности городской инфраструктуры для маломобильных групп граждан; охраны окружающей среды и мн. др.

Каждое событие в ЕГИП можно описать набором значений по шести основным измерениям:

  1. функциональные:
    • геоданные (отраслевые, общегородские);
    • поставщики геоданных (ОИВ, внешние организации);
    • потребители геоданных (граждане, ОИВ, внешние организации);
  2. обеспечивающие:
    • программное обеспечение (ГИС-серверы, веб-клиенты, мобильные приложения);
    • объекты системно-технической инфраструктуры (серверы, хранилища данных, каналы передачи данных);
    • механизмы передачи геоданных (веб-сервисы, файлы, реплики БГД).

Еще раз отмечу, что основной целью развития ЕГИП является формирование оптимального по составу и плотности событий геоинформационного пространства, позволяющего обеспечить геоинформационную поддержку существующих процессов оказания услуг населению города и организациям, а также позволяющего формировать новые процессы и наборы услуг, базирующиеся на геоданных.

Как говорилось выше, в рамках первого этапа (2012–2013 гг.) формирования геоинформационного пространства все силы были брошены на анализ отраслевых БГД в части структур хранения, дублирования, качества топологических связей, тематической классификации. Специалистам Департамента информационных технологий города Москвы совместно с задействованными ОИВ и другими участниками проекта удалось собрать воедино достаточно большой массив отраслевых данных, выделить на их основе общегородские геоданные, согласовать и утвердить в Аппарате Мэра и Правительства Москвы первую версию тематического классификатора. В настоящее время выделено семнадцать постоянных тематических категорий, а также отдельные категории сезонных данных. Большая часть собранных данных (около 200 слоев) предоставлена в настоящее время на суд жителей города в публичном доступе посредством первой версии общегородского интерактивного геоинформационного ресурса «Электронный атлас города Москвы» (eatlas.mos.ru). Любой пользователь ресурса имеет возможность помочь нам в корректировке данных, отправив сообщение с помощью удобных форм (рис. 1а, 1б).

Рис. 1. Формы обращения

Понимая, что отдельно геоданные, какими бы корректными они ни были, мало чем смогут помочь рядовым гражданам, в рамках второго этапа развития ЕГИП (2013–2014 гг.) основной упор будет сделан на развитие геосервисов. Помимо базовых сервисов (удобный комбинированный поиск по адресу и местоположению, прокладка маршрутов), Электронный атлас будет предоставлять информацию о доступности объектов городской инфраструктуры для маломобильных групп граждан. Уже проводится интеграция с порталом государственных услуг, и в ближайшее время станут доступны функция записи в спортивные секции и другие услуги основного и дополнительного образования. Пользователям ресурса будет доступен сервис просмотра панорам города. По поручению мэра Москвы в ближайшее время будет подготовлена англоязычная версия ресурса. В 2014 г. выйдет и первая мобильная версия Электронного атласа города Москвы.

Не менее важным направлением развития ЕГИП до 2014 г. останется геоинформационное обеспечение раскрытия тематических отраслевых баз объектов городского хозяйства и привлечение сторонних разработчиков сервисов и приложений на основе этих данных.

Теперь о тех, кто с другой стороны «баррикад» - о поставщиках данных. С целью интеграции существующих отраслевых геоинформационных систем, обеспечения средствами формирования и ведения геоданных тех ОИВ, которые ранее таковых не имели, в рамках первого этапа развития ЕГИП была создана «Подсистема оперативного доступа к геопространственным данным Единого геоинформационного пространства города Москвы». Основной задачей данного ресурса ЕГИП является обеспечение специалистов ОИВ-поставщиков геоданных средствами создания и редактирования пространственной атрибутики геоданных, а также придания им юридической значимости посредством электронной подписи ответственного лица.

В рамках второго этапа развития ЕГИП данный ресурс также не останется без внимания и будет значительно доработан в части развития API, расширения функций редактирования и визуального представления, формирования механизмов геоанализа и подготовки сложных картографических отчетов.

Все, о чем писалось выше, касается функциональной архитектуры геоинформационного пространства города Москвы. Данные изменения, конечно же, не возможны без серьезных изменений и на других уровнях архитектуры. Целевая архитектура ЕГИП представлена на рис. 2.


Рис. 2. Схема целевой архитектуры ИАИС ЕГИП

В связи с этим намечены следующие основные мероприятия в рамках дальнейшего развития ЕГИП в части прикладной и системно-технической архитектуры:

  1. переход от классической 3-уровневой модели корпоративной ИС крупного предприятия, использованной для максимально быстрого решения задач первого этапа, к решениям на основе ESB и SOA;
  2. переход в предоставлении ресурсов на основе моделей облачных вычислений - PaaS, SaaS, DaaS;
  3. формирование полноценного программно-технического комплекса анализа и управления ЕГИП.

Неотъемлемой составляющей развития архитектуры ЕГИП является формирование механизмов анализа и управления изменениями архитектуры ЕГИП, включающее в себя следующие работы:

  1. определение состава атрибутов значений по каждому измерению;
  2. разработка сводного показателя атрибутов значений по каждому измерению (для сортировки значений);
  3. формирование целевых значений по каждому измерению;
  4. разработка алгоритмов оптимизации архитектуры ЕГИП:
    • алгоритм формирования весовых коэффициентов событий;
    • алгоритм оптимизации значений по измерениям для отдельного события и группы событий (бизнес- или производственного процесса);
    • алгоритм определения состава и значений атрибутов для каждого измерения;
  5. разработка алгоритма формирования последовательности событий (бизнес- или производственного процесса) ЕГИП, обеспечивающего выполнение требований к оказанию услуг.

Не менее важным аспектом формирования ЕГИП города Москвы является качественное нормативно-правовое обеспечение. В данной части запланировано внесение изменений в текущие нормативно-правовые акты мэра и Правительства Москвы, а также разработка новых постановлений и регламентов, устанавливающих правила информационного взаимодействия в ЕГИП. Особое внимание на данном этапе будет уделено предложениям рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросу использования данных дистанционного зондирования Земли в Российской Федерации. Группа Экспертного совета была создана после доклада мэра Москвы С. С. Собянина на заседании президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию.

С. А. Зубков

Сообщите, прошу вас, куда мне из этого идти?

Это сильно зависит от того, куда ты желаешь прийти, - ответил кот.

Да мне практически все равно, - начала Алиса

Тогда все равно, куда идти, - сообщил кот.

Только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.

Не волнуйся, куда-нибудь ты в обязательном порядке попадешь, - сообщил кот, - само собой разумеется, если не остановишься на половине пути.

(Л. Кэрролл, «Приключения Алисы в стране чудес»)

В отличие от основной героини известного произведения Л. Кэрролла, у экспертов Департамента IT Москвы, принимающих участие в формировании геоинформационного пространства города, имеется познание, куда они желают прийти. Но обо всем по порядку.

Работы по формированию Единого геоинформационного пространства (ЕГИП) Москвы проводятся в рамках реализации Национальной программы Москвы «Информационный город (2012–2016 годы)». Проекты, направленные на развитие ЕГИП, входят в состав приоритетных в рамках мероприятий подпрограммы «Развитие информационно-коммуникационных разработок для увеличения качества судьбы в городе Москве и создания благоприятных условий для ведения бизнеса».

В соответствии с пункту 1.2 распоряжения Московской мэрии от 20 марта 2012 г. № 120-РП «Об интегрированной автоматизированной системе обработки данных «Единое геоинформационное пространство Москвы» ЕГИП представляет собой «национальную информационную совокупность, снабжающую предоставление и интеграцию геопространственных данных, содержащихся в информационных ресурсах органов власти организаций и города Москвы». Стоит сходу озвучить, что задача навести порядок в отраслевых базах геоданных (БГД) и обеспечить их предоставление в рамках мероприятий по формированию единой городском платформы открытых данных - это лишь первый этап в развитии геоинформационного пространства столицы.

Идеологически ЕГИП должно воображать n-мерный массив событий, последовательное и/либо параллельное происхождение которых способно образовать бизнес- либо технологический процесс получения, применения и обработки геоданных в рамках предоставления национальных одолжений организациям и гражданам; межведомственного сотрудничества органов аккуратной власти (ОИВ) Москвы; контроля качества одолжений, направленных на обеспечение качества безопасности и повышение жизни населения города; развития транспортной, культурно-досуговой и физкультурно-спортивной инфраструктур; увеличения уровня доступности муниципальный инфраструктуры для маломобильных групп граждан; охраны внешней среды и мн. др.

Каждое событие в ЕГИП возможно обрисовать комплектом значений по шести главным измерениям:

  1. функциональные:
  2. геоданные (отраслевые, общегородские);
  3. поставщики геоданных (ОИВ, внешние организации);
  4. потребители геоданных (граждане, ОИВ, внешние организации);
  5. снабжающие:
  6. ПО (ГИС-серверы, веб-клиенты, мобильные приложения);
  7. объекты системно-технической инфраструктуры (серверы, хранилища данных, каналы передачи данных);
  8. механизмы передачи геоданных (веб-сервисы, файлы, реплики БГД).

Еще раз отмечу, что главной целью развития ЕГИП есть формирование оптимального по плотности и составу событий геоинформационного пространства, разрешающего обеспечить геоинформационную помощь существующих процессов оказания услуг организациям и населению города, и разрешающего вырабатывать новые наборы и процессы одолжений, базирующиеся на геоданных.

Как говорилось выше, в рамках первого этапа (2012–2013 гг.) формирования геоинформационного пространства все силы были брошены на исследование отраслевых БГД в части структур хранения, дублирования, качества топологических связей, тематической классификации. Экспертам Департамента IT Москвы совместно с задействованными ОИВ и другими участниками проекта удалось собрать воедино большой массив отраслевых данных, выделить на их базе общегородские геоданные, согласовать и утвердить в Аппарате Мэра и Московской мэрии первую версию тематического классификатора.

На данный момент выделено семнадцать постоянных тематических категорий, и отдельные категории сезонных данных. Большинство собранных данных (около 200 слоев) предоставлена на данный момент на суд горожан в публичном доступе при помощи первой версии общегородского интерактивного геоинформационного ресурса «Электронный атлас Москвы» (eatlas.mos.ru).

Любой пользователь ресурса имеет возможность оказать помощь нам в корректировке данных, послав сообщение посредством эргономичных форм (рис. 1а, 1б).

Рис. 1. Формы обращения

Осознавая, что раздельно геоданные, какими бы корректными они ни были, мало чем смогут оказать помощь рядовым гражданам, в рамках второго этапа развития ЕГИП (2013–2014 гг.) главный акцент будет сделан на развитие геосервисов. Кроме базисных сервисов (эргономичный комбинированный поиск по местоположению и адресу, прокладка маршрутов), Электронный атлас будет предоставлять данные о доступности объектов муниципальный инфраструктуры для маломобильных групп граждан.

Уже проводится интеграция с порталом национальных одолжений, и в скором будущем станут дешёвы функция записи в другие услуги и спортивные секции главного и дополнительного образования. Пользователям ресурса будет дешёв сервис просмотра панорам города. По поручению главу госадминистрации города Москвы в скором будущем будет подготовлена английская версия ресурса.

В 2014 г. выйдет и первая мобильная версия Электронного атласа Москвы.

не меньше серьёзным направлением развития ЕГИП до 2014 г. останется геоинформационное обеспечение раскрытия тематических отраслевых баз объектов городского хозяйства и привлечение сторонних приложений и разработчиков сервисов на базе этих данных.

Сейчас о тех, кто иначе «баррикад» - о поставщиках данных. С целью интеграции существующих отраслевых геоинформационных совокупностей, обеспечения средствами ведения и формирования геоданных тех ОИВ, каковые ранее таковых не имели, в рамках первого этапа развития ЕГИП была создана «Система своевременного доступа к геопространственным данным Единого геоинформационного пространства Москвы». Главной задачей данного ресурса ЕГИП есть обеспечение экспертов ОИВ-поставщиков геоданных средствами редактирования и создания пространственной атрибутики геоданных, и придания им юридической значимости при помощи электронной подписи важного лица.

В рамках второго этапа развития ЕГИП этот ресурс кроме этого не останется без внимания и будет существенно доработан в части развития API, визуального функций представления и расширения редактирования, формирования механизмов геоанализа и подготовки сложных картографических отчетов.

Все, о чем писалось выше, касается функциональной архитектуры геоинформационного пространства Москвы. Эти трансформации, конечно же, не вероятны без важных трансформаций и на вторых уровнях архитектуры. Целевая архитектура ЕГИП представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема целевой архитектуры ИАИС ЕГИП

Вследствие этого намечены следующие главные мероприятия в рамках предстоящего развития ЕГИП в части прикладной и системно-технической архитектуры:

  1. переход от хорошей 3-уровневой модели корпоративной ИС большого предприятия, использованной для максимально стремительного ответа задач первого этапа, к ответам на базе ESB и SOA;
  2. переход в предоставлении ресурсов на базе моделей облачных вычислений - PaaS, SaaS, DaaS;
  3. формирование полноценного программно-управления комплекса и технического анализа направляться.

Неотъемлемой составляющей развития архитектуры ЕГИП есть управления механизмов и формирование анализа трансформациями архитектуры ЕГИП, включающее в себя следующие работы:

  1. определение состава атрибутов значений по каждому измерению;
  2. разработка сводного показателя атрибутов значений по каждому измерению (для сортировки значений);
  3. формирование целевых значений по каждому измерению;
  4. разработка методов оптимизации архитектуры ЕГИП:
  5. метод формирования весовых коэффициентов событий;
  6. метод оптимизации значений по измерениям для группы событий и отдельного события (бизнес- либо производственного процесса);
  7. метод значений атрибутов и определения состава для каждого измерения;
  8. разработка метода формирования последовательности событий (бизнес- либо производственного процесса) ЕГИП, снабжающего исполнение требований к оказанию услуг.

не меньше серьёзным нюансом формирования ЕГИП Москвы есть качественное нормативно-правовое обеспечение. В данной части запланировано внесение трансформаций в текущие нормативно-Правительства Москвы и правовые акты мэра, и разработка регламентов и новых постановлений, устанавливающих правила информационного сотрудничества в ЕГИП.

Особенное внимание на данном этапе будет уделено предложениям коммисии Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросу применения данных дистанционного зондирования Почвы в РФ. Несколько совета экспертов была создана по окончании доклада главу госадминистрации города Москвы С. С. Собянина на совещании президиума совета по инновационному развитию и модернизации экономики.