Путевые заметки примеры написания. Путевые заметки. Сроки рассмотрения публикаций

Путевые заметки - одна из разновидностей путево­го очерка - жанра художественной публицистики. Это

зарисовки, сделанные во время путешествия или сразу по возвращении домой по свежим впечатлениям. В них автор рассказывает обо всём, что привлекло его внима­ние во время путешествия, что поразило его воображе­ние, обо всём новом, необычном, интересном, о том, что запомнилось и расширило его кругозор, обогатило зна­ниями и представлениями об окружающем мире. Опи­сания природы, местности, достопримечательностей городов и сёл; рассказы о людях, с которыми повстре­чался в пути, о местных обычаях - всё то, что показа­лось заслуживающим внимания, составляет содержа­ние путевых заметок.

Путевые заметки всегда субъективны: в них рас­крывается и сам автор, и содержится его оценка уви­денного - позитивная или негативная. Они всегда эмо­ционально окрашены.

Ведущим типом речи в путевых заметках обычно бывает повествование, в котором отражается переме-


щение автора во времени и в пространстве; преоблада­ют же в тексте различные описательные фрагменты, «фотографирующие» местность, природные объекты, людей, животных; возможны и рассуждения с обосно­ванием оценки или рассуждения-объяснения.

©> 187. Прочитайте текст.

РЕКА И ЖИЗНЬ

Осень - пора подведения итогов походов и экспеди­ций. Была и у нас в августе экспедиция: на лодках мы прошли реку Воронеж.

«Она всё ещё хороша...» - сказал о реке, беседуя с нами, житель села Кузьминки Савелий Васильевич.

Наш первый лагерь - у Дальнего. Проснулись - над водой молочный туман. Два пастуха, один с лодки, дру­гой с берега, ловят плотву; чуть в стороне в воде стоит цапля, караулит лягушек. В деревеньке поют петухи. Старуха ведёт на берег телёнка. А над палатками воз­душный бой: сокол подстерёг ласточку, но не сбил с пер­вого раза, повторяет атаки - взмывает и падает вниз...

Вверх от Дальнего река показалась нам райским местом, непочатым, не тронутым человеком. Над во­дой, над цветами кувшинок висели стрекозы. Изумруд­ными челночками проносились над гладью плёсов ры­баки-зимородки. Дубовый лес плотной и страшноватой стеной обступал реку.



Правый высокий берег почти везде покрыт дубня­ком. Это тот самый дорогой корабельный лес, на кото­ром царь Пётр остановил взгляд, выбирая место для первой российской верфи.

Выбираясь из леса, река повсюду тощает. Обшир­ные, полноводные и бездонные, кажется, плёсы пре­вращаются вдруг в неширокий и неглубокий поток, вьющийся по лугам. Река и тут хороша. Камыш, осока, рогоз ресницами обрамляют прихотливую ленту воды. Тут видишь: река обжита. Копёнки сена на берегу. Брод-переезд. Коровы. Гуси. Мальчишки с удочками. На буграх цепочки приземистых изб.


В этих местах особо чувствуешь живительную необ­ходимость воды на земле. Видишь, как всё живое укрепляется возле воды. Река, петляя, отдавала свою благодать рассыпанным по равнине домам, рощицам, водопоям, гусиным затонам, мокрым лужкам, синев­шей в пойме капусте. Радуясь этим извивам воды, мы вспоминали ретивых любителей «выпрямлять реки». Почти всегда спрямить реку - это значит обворовать землю... Левый берег, как правило, низок. Растут тут чёрный ольшаник, осина, ивы, черёмуха, а на песча­ных сухих возвышениях - сосны.

Где-то после Рамони чувствуешь набухание реки. Течение становится еле заметным и потом совсем про­падает. Вода подёрнута ряской, как в старом озере. У села Чертовицкого река покидает привычные берега, реки уже нет - разлив воды, похожий на половодье. Летают чайки. Пучки травы выдают мелководья. Для лодок обозначен фарватер. Это место рекой уже не зо­вут. Это «море», образованное плотиной. Считать ли благом эти «моря» - дело спорное. Бесспорно одно: это была неизбежность. Отощавшая река не могла уже на­поить огромный индустриальный Воронеж.



Селения на реке... Они почти все стоят на буграх правого берега. Селения тут зарождались сторожевыми постами. По реке проходила граница Русского государ­ства с «дикой степью». С весны, «как только молодая трава могла прокормить татарских коней», ожидали набегов. День и ночь на вышках дежурили сторожа. Конское ржание, топот копыт, огни костров - и поды­малась тревога. Рядом с вышкой всегда стоял осёдлан­ный конь. И если опасность была особенно велика, спешно оповещалась вся «сторожевая черта» - наблю­датель пускал стрелу с горящей паклей в бочку смолы, стоявшую тоже на вышке. Сейчас же соседний пост поджигал свою бочку, за ним ещё... Так работал огнен­ный «телеграф». Звонили колокола, палили пушки. Люди с полей и из леса спешили укрыться в городках-


крепостях, а войско вовремя выступало навстречу на­лётчикам.

Вышка в Вертячьем удивительно напоминала древ­ний сторожевой пост. Сбитая из дубовых стволов, при­земистая, прочная, она стояла на самой высокой точке бугра. Мы поднялись к вышке, спросили у сидевшего на ней человека, можно ли влезть.

На многие километры открывалась земля с этой вышки. Река внизу, а далее лес, блёстки озёр, поляны, равнина лугов, опять размытый синевой лес. И опять река...

(В. Песков, В. Дёжкин)

Подготовьте анализ текста в форме связного обоснованного высказывания типа рассуждения. Ответьте в нём на следующие вопросы.

План анализа текста определённого жанра

1. К какому стилю и жанру относится текст?

2. Назовите тему, стоящую перед журналистами задачу и в связи с этим основную мысль высказыва­ния.

3. Укажите, сколько в тексте микротем. Какие?

4. Составьте план текста.

5. Какие типовые фрагменты используются в тексте?

6. Какова текстовая функция каждого фрагмента?

7. Какой тип речи, может быть, явно не выражен­ный, объединяет все фрагменты в единый текст?

8. Рассмотрите, как строятся абзацы (на 1-2 при­мерах). Найдите в них зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие микротемы), концовку.

9. Выясните, как связываются абзацы друг с дру­гом: с помощью слов, обозначающих время (вопрос когда?), или с помощью слов, обозначающих про­странство (где? к у д а?). Другими словами, выясни­те, как развёртывается текст: во временной или в про­странственной перспективе.


©>188. 1. Спишите часть текста упр. 187 (от слов Вверх от Дальнего... до слов...обступал реку).

2. Определите тип речи.

3. Найдите в предложениях «данное» и «новое», подчеркни­те их прямой и волнистой чертой, скажите, чем они выражены.

4. Какие синтаксические средства создают изобразитель­ность речи? Укажите сравнения, слова с переносным значени­ем; расскажите об особенностях порядка слов в этом фрагменте.

5. Укажите, какой частью речи являются выделенные сло­ва, объясните их правописание.

©> 189. Внимательно прочитайте текст; составьте его план и ти­пологическую схему.

Подготовьте устный сжатый рассказ, включив в него только информацию повествовательного характера (где побывали путе­шественники и что они там делали).

Сопоставьте получившийся сокращённый вариант путевых заметок с полным текстом и расскажите о функции рассужде­ний, описательных и оценочных фрагментов в этом жанре. До­стигает ли высказывание цели, если оно выполнено только по­средством повествования?

Всё началось ещё ранней весной, в апреле, а может быть, даже в марте. Из газеты «Известия» мы узнали, что возобновил работу туристский теплоходный марш­рут к «Северным островам». Нам очень хотелось побы­вать на Соловках и в Кйжах. Мы купили путёвки и ста­ли ждать, когда же наступит август.

Как мы и предполагали, поездка оказалась очень интересной. Всего 16 дней, а впечатлений - будто пу­тешествовали год!

Кемь... Самый северный пункт нашего маршрута. Полярный день был уже на изломе. Солнце садилось в 10, а в июле, говорят, там и в час ночи светло, как днём. Было сухо, жарко, совсем как в Крыму. Мы купа­лись в Белом море, совсем как в Чёрном.

Из Кеми съездили в Беломорск посмотреть петрог­лифы, «бесовы следки» - наскальные рисунки доисто­рического человека. Пешком ходили на реку Охту, зна­менитую своими порогами - 100 с лишним порогов на протяжении 70 километров. Провели ночь в лесу -


в палатках, у костра. Затем вернулись на турбазу. Хо­дили по реке Кеми по бонам (так здесь говорят). Боны - это дорога-мост из сбитых плотов, через всю реку, ширина которой в этом месте (у города Кемь) не менее двух километров. Очень сильное впечатление, до головокружения: идёшь по плотам, они, естественно, без перил, неширокие, брёвна мокрые, скользкие, под ногами шевелятся, «дышат», а под ними вода несётся со страшной силой.

На пятый день отправились на Соловецкие острова. С ними связаны самые острые ощущения, очень разные по характеру.

Уже в пути нас застал шестибалльный шторм. А речной теплоход «Лермонтов» - единственная связь с островами - к нему не приспособлен. Нас трясло, ка­чало, заливало водой. Плохо было...

Затем нас полоснула казематным сервисом соловец­кая турбаза - она расположена в бывшем монастыре, где в недавние годы была тюрьма. Чтобы выдержать промозглую сырость и холод 59-го номера, приходи­лось на ночь натягивать на себя всю шерстяную налич­ность.

Остальное же было чудесно: монастырская кре­пость, мощь её стен и башен, сделанных из крупных ва­лунов; суровая архитектура соборов и служб (одна тра­пезная чего стоит!); двухкилометровая дамба из тех же валунов, ведущая прямо по морю на соседний остров Большую Муксалму; система каналов, соединивших цепь озёр, и кругом леса, леса, леса...

Потом был Петрозаводск и поездка в Кйжи. О Кй- жах говорить почти невозможно, их надо видеть, и не на фотографиях, а в натуре, потому что в том сильном впечатлении, которое они производят на месте, трудно разобраться, трудно понять, кто «повинен» в нём боль­ше - то ли древнерусские зодчие, то ли щемяще скром­ная природа острова.


1. Рассмотрите, как связываются между собой абзацы в ос­новной части путевых заметок; в какой перспективе развёрты­вается текст - в пространственной, временной или пространст­венно-временной.

2. Найдите в тексте конструкции, в которых раскрывает­ся значение названий отдельных местных достопримечатель­ностей. Как вводится другая информация поясняющего ха­рактера?

3. Какие изобразительно-выразительные средства языка ис­пользованы в тексте? Назовите их.

4. Выпишите предпоследний абзац. Дайте синтаксическую характеристику предложения. Объясните знаки препинания.

190. Продолжите текст упр. 189. Попытайтесь сделать то, что автор путевых заметок считает почти невозможным, - рас­сказать о Кйжах по фотографиям.

Рассмотрите цветные вклейки в учебнике и расскажите о де­ревянном зодчестве России: опишите соборы, жилой дом, мель­ницу, непритязательную природу нашего заповедного Севера.

191. Может быть, и вы куда-то ездили этим летом или в ка­никулы? Если у вас сохранились фотографии, рассмотрите их; припомните, что вас особенно поразило или заинтересовало в поездке, что нового вы узнали, что вы, возможно, впервые уви­дели.

Напишите сочинение в жанре путевых заметок. Подумайте, в какой перспективе вы будете развёртывать текст; какие син­таксические конструкции, слова и выражения помогут вам свя­зать абзацы; какие типовые фрагменты вы включите в повест­вовательную основу текста; какие изобразительные и эмоцио- нально-оценочные средства языка вы используете в своём сочинении.

Вам понадобится

  • фотоаппарат или видеокамера;
  • блокнот и карандаш;
  • ноутбук или планшетник;
  • диктофон.

Инструкция

Планируя очередное путешествие, постарайтесь приготовиться заранее к тому, что вы будете вести путевой дневник. Для начала обратитесь к помощи профессионалов. Наверняка, вы хоть однажды смотрели передачи «Вокруг Света», «Непутевые заметки» или включали канал «Тревэл-TV». Найдите любой из сюжетов из этих циклов в программе передач или интернете. Посмотрите их с точки зрения путешественника и журналиста. Обратите внимание, на чем расставлены акценты сюжета. Набросайте в блокноте или любом удобном для вас цифровом устройстве примерный план ведения путевых заметок.

Во-первых, обозначьте дату, время и место, с которых вы начинаете свои путевые заметки. Кстати, вы можете начать вести свои путевые заметки сразу после того, как вышли из дома и поехали в аэропорт или на вокзал. Во-вторых, утро каждого следующего дня начинайте с новых фотографий и заметок к ним, непременно зафиксировав их дату. Сопровождайте свои комментарии фотографиями. Их может быть довольно много, позже вам предстоит тщательно отобрать самые интересные для путевых заметок.

Обязательно фотографируйте каждый интересный объект. Это может быть местный рынок с изобилием морепродуктов или тропических плодов, праздничные шествия и просто сцены из жизни, пронизанные колоритом, присущим данному месту. Если у вас нет возможности записать тут же комментарии к отснятому сюжету в блокнот, воспользуйтесь диктофоном, который наверняка имеется в вашем мобильном телефоне. Это поможет в дальнейшем воссоздать ваши впечатления от увиденного и описать их в путевых заметках.

Не забывайте очень важный момент: каждое яркое впечатление от увиденного зафиксируйте не только на фото или видео, но и в своих комментариях к нему. Чем раньше вы опишете свои ощущения, тем интереснее и ярче получатся ваши путевые заметки. Не перегружайте свои заметки развернутыми историческими справками, полученными от гида или в интернете, желающие узнать подробности сделают это сами. Также не стоит под фотографиями помещать скупые и безликие подписи типа «местный рынок», «вид на гору» и т.п. Постарайтесь сделать описание интересным для читателей ваших заметок.

Ваше путешествие закончено. Самое время упорядочить весь материал для заметок в хронологическом порядке. Соберите все источники для заметок вместе: с диктофона запишите тексты, добавьте записи с других источников, скачайте фотографии. В любой удобной для вас программе, работающей с текстами и изображениями пишите свои заметки, вставляя фотографии и подписи к ним. Также вы можете дать каждой фотографии оригинальное название, включите свою фантазию и чувство юмора. Обязательно перечитайте заметки и дайте почитать своим близким. Понравилось? Смело можете выкладывать свои путевые заметки на своей страничке, в блоге или любом сайте, где туристы делятся своими впечатлениями о поездках.

Как сделать так, чтобы путевые заметки получились яркими и запоминающимися, как само путешествие. И чтобы читатель смог представить и почувствовать то же самое, что и ты?

Как я и , расскажу о некоторых тонкостях.

Итак, характерные признаки путевых заметок:

  • указание места (и возможно времени );

Например: В любом городе, даже самом маленьком как , есть парк. Или городской сквер, сад, куда все жители ходят гулять.

  • пейзажные зарисовки (описание местности, архитектуры );

В городском парке нашего небольшого городка (каких наверное, тысячи по всей России) есть большой круг – заасфальтированная дорожка, длиной около полутора километров. Она, как кольцо, окружает парк. И есть много маленьких, практически лесных тропинок, пересекающих парк вдоль и поперек.

  • портретные зарисовки (описание животных и людей, их поведение, одежды, манеры );

Вот зрелый строгий мужчина с “боксером” на поводке, таким же зрелым и строгим. Вот две дамы почтенного возраста, их лица слегка напряжены, видимо, говорят о проблемах…

  • комментарии и ощущения автора (авторское “я”, личность автора ).

Я часто бываю в нашем парке. Выгуливаю собаку. А сейчас и младшего сына. Аллеи парка вызывают у меня умиротворение…

Вообще для путевых заметок очень важны детали (необычные факты, необычные здания, места, необычные люди, животные ). Именно детали помогают воссоздать эффект присутствия.

И здесь не обойтись без такого приема письма, как описание . Напоминаю, что это перечисление характерных признаков и свойств предметов (цвет, объем, ширина, длина и т.п.).

Например: Эстрада окружена двухметровым металлическим забором и напоминает загон (ну, для коров, например). Молодежь так и величает это место.

И конечно же, можно использовать в путевых заметках повествование , которое воссоздает картину событий в целом, а именно: из пункта А я отправилась в пункт Б и по пути со мной приключилась вот такая история…

По форме организации материала путевой очерк может быть:

  • хронологическим (последовательно воспроизводится цепь событий во времени );
  • эссеистским или свободным (строится на ассоциативных связях, образных обобщениях, рассуждениях автора ).

Можно вполне потренироваться и на достопримечательностях собственного города или села, к которым вы давно привыкли и не замечаете их красоты. Предлагаю взглянуть на родной город глазами туриста и открыть его для себя заново!

Сегодня в примерах поста я использовала фрагменты своих путевых заметок . Пройдя по ссылке, вы можете прочитать пост полностью!

Лето – любимое время года каждого школьника, потому что наступают долгожданные каникулы. Все вокруг становится теплым и солнечным, поляны покрываются морем цветов, над прекрасными цветами порхают стайки бабочек. Все вокруг кажется сказочным и волшебным. Каждый чувствует себя свободным и старается провести время с друзьями. Вот и наш класс решил пойти в поход.

После сдачи переводного экзамена 29 мая, каждый из нас побежал домой собирать рюкзак. В поход на несколько дней мы шли впервые, но даже в такой первый серьезный поход нам дали огромные рюкзаки вместимостью по тридцать килограмм и список продуктов, которые нужно взять. Когда я собрала рюкзак, мне даже было сложно его поднять, а предстояло мне пройти с ним не один километр.

И вот долгожданный день 30 мая все те, кто собирался идти в поход, собрались в школе. У всех были огромные рюкзаки и в руках палатки. Наш поход начинался с озера Морской глаз, до него мы доехали на автобусе. Еле-еле мы спустились по горе и очутились возле озера, нас поразила его красота, оно действительно напоминало глаз, когда мы смотрели на него сверху, оно казалось голубого цвета, а когда спустились, оно стало зеленым. Кто-то из наших ребят даже искупался в нем, хотя вода была холодной. Здесь мы расставили палатки, разожгли костер, приготовили обед. На свежем воздухе еда казалось особо ароматной и вкусной. Ночь на 31 мая мы, конечно же, не спали. Все мы 15 человек уселись в одной палатке и долго разговаривали.

Утром 31 мая мы еле проснулись, позавтракали и пошли в путь. С непривычки нести тяжелые рюкзаки и терпеть рои обозленных комаров было сложно, но мы справлялись, на данный момент у нас было много репеллентов. Мы прошли 10 км и отдыхали, мы очень сильно устали, подняться дальше идти было сложно. Но мы перебороли себя и двинулись в путь. Придя на новую стоянку, мы расставили палатки и сразу же легли спать, проспали мы до самого утра. Мы узнали, что наш поход составляет 30 км, нам было тяжело осознавать, что мы не прошли еще и половины пути. Но даже за этот один день мы увидели столько красивых мест одновременно, это очень нас поразило.

31 мая весь день мы шли, только к 10 часам вечера мы пришли, мы были счастливы, что мы сумели преодолеть такой тяжелый путь. Мы поняли, что у нс осталась последняя ночь вместе, конечно же, мы не спали, всю ночь мы сидели у костра и пели песни, нас даже не смущало то, что все репелленты закончились и нас просто съедали комары. Потом мы сидели в одной палатке и рассказывали много историй.

Утром 1 июня мы пришли к Кленовой горе и ждали автобус. Он приехал и забрал нас, с одной стороны мы были рады, что, наконец-то, мы больше не идти, а с другой стороны, было, грустно, потому что нам приходится расставаться с друзьями. Все-таки поход это очень здорово, лучше, чем всякая поездка за границу и сидение за компьютером. Желаю каждому сходить в поход в школьные годы!

Софийский собор в Полоцке. Фото из интернета, да простит меня его автор!

Я стояла с группой туристов на зеленом пригорке и смотрела на высокий белоснежный собор, кажется, Софийский. Дело было в Полоцке, мне 13-14 лет и это мое первое самостоятельное путешествие без родителей. Помню, что в руках держала небольшой блокнотик, куда пыталась записать названия достопримечательностей. Других гаджетов тогда, в конце 80-х, у меня не было. А желание хоть как-то задокументировать поездку уже возникло.

Это потом, спустя годы я узнала, что есть такой жанр путевые заметки в travel-журналистике, когда путешественник записывает свои наблюдения, самые цепляющие моменты поездки и свои впечатления от этого. Особенно впечатления, которые со временем тускнеют, как старые печатные фотографии. Конечно, в наш цифровой век легче сфотографировать, чем . Но все же важно отметить некоторые детали и в блокноте.

Это названия населенных пунктов, городов, имена людей, с которыми познакомились и побеседовали. Кстати, важно зафиксировать как можно точнее. Не поленитесь записать, какая была погода, и какие она внесла нюансы в путешествие. Названия улиц, соборов и памятников, а главное - состояние души, которое они вызвали, ведь даже города обладают , а не только историей.

Признаюсь, я никогда не была на море, в зарубежных странах и в горах (разве что Уральские горы видела из окна поезда и машины). Пока путешествую чаще всего по России. Жаль, что не всегда делала заметки. Но и сейчас могу вспомнить некоторые детали. В селе Михайловском меня удивили высокие мощные сосны (или ели?) и тенистые аллеи с мостиками, а в Святогорском монастыре, куда привезли хоронить Пушкина, узкие темные коридоры, и посмертная маска поэта, похожая на театральную.

Минск запомнился аккуратной привокзальной площадью и светлым малолюдным метро. В загадочном городке Несвиже впервые увидела средневековый замок со сторожевыми , внутренним двориком, парками, земляными валами и глубокими рвами. В Екатеринбурге побывала на месте гибели царской семьи в то время, когда еще вместо Храма на Крови стоял крест с фотографией царского семейства. А неподалеку виднелись холмы от взорванного Ипатьевского дома…

Сейчас я живу в Казани, а когда-то жила в Зеленодольске и . Побывала в , Болгаре, Уржуме, Малмыже, Нолинске… Даже в самых маленьких провинциальных городках так много интересного и неповторимого, чего больше нигде не увидишь. В Нолинске, например, ансамбль Никольского собора поражает своей грандиозностью и… заброшенностью. Высоченные белые стены собора разрушает время, и возможно, люди, хотя это памятник архитектуры. Я увидела его и запомнила…

А однажды мы поехали на Урал, в город Серов на машине. Там жили бабушка и дед, мамины родители. Из Кировской области путь неблизкий, ехали сутки. Но это было незабываемое автомобильное путешествие! Через похожее на море Воткинское водохранилище, уютный, в цветочных клумбах город Чайковский, туманный мост возле Качканара… Но многое и забылось, потому что не записала интересных названий и впечатлений, которое они произвели.


Здесь мы стоим в Европе. А за углом уже Азия!

С собой был фотоаппарат (мыльница с фотопленкой), поэтому кое-что сфотографировали, например, пограничный знак между Европой и Азией, который обозначен в этом месте белым элегантным столбом. На нем виднеются совсем неэлегантные, но вечные надписи: здесь был Вася… Там были и мы! Вот, красуемся на фото, старом, еще печатном, и слегка размытом.

Кстати, таких столбов насчитывается великое множество на протяжении всех Уральских гор (а это более 3000 километров) и все они разного вида. Каждый имеет свою историю. К сожалению, я забыла (потому что не записала!) в каком месте Уральских гор находится столб, возле которого мы сфотографированы. Но может кто-то из читателей узнает это место?

А из записей можно создать путевой очерк, который доставит удовольствие автору и принесет пользу другим людям. Они, возможно, никогда там не побывают, но благодаря авторским путевым заметкам узнают массу интересного.