Маленькие дети вспоминают - разум вашего новорожденного ребенка. Помнят ли дети прошлые жизни Что помнит ребенок

Дети рассказывают о прошлой жизни родителям достаточно часто, но не каждый родитель готов внимательно выслушать такую необычную информацию.

Моего сына недавно Пашу показали в передаче «День сенсационных материалов. Отдам душу в хорошие руки».

У меня часто спрашивают, а можно ли детям смотреть прошлые жизни? Это не опасно для их хрупкой психики? И что делать, если ребенок вдруг рассказывает странные истории?

Я поделюсь с вами своей личной историей.

Мой сын вспоминает о войне

Все началось с того, что я прочла книгу Кэрол Боумэн “Прошлые жизни детей”. Сыну Пашке на тот момент было года два.

В книге говорится о том, что дети в возрасте 3-4 лет чаще всего спонтанно и легко вспоминают свои . Порой они рассказывают об этом взрослым.

Но поскольку в западной, в том числе и нашей, русской, культуре эта тема не слишком распространена, то детские рассказы воспринимаются как фантазии.

Над ними смеются или просят замолчать и больше такого не говорить. Дети замыкаются и перестают рассказывать свои истории. Но это не значит, что они их не помнят!

И вот, прочитав книгу я уже подготовленная теоретически, с нетерпением ждала, будет ли происходить нечто подобное и с моим ребенком.

Все случилось как по расписанию. Паша играл в комнате старенькой бабушки. И вдруг, она выбегает с криком: “Ты посмотри, что он делает! Это что за игры такие!”

Я испуганная вхожу в ее комнату и вижу, что Паша лежит на полу, глаза закрыты: “Я на войне. Я всех расстрелял. И меня расстреляли. Я умер”.

Я спокойно подошла к сыну, помогла ему встать и увела от бабушки, стараясь не делать резких движений. Когда мы остались наедине, я стала аккуратно спрашивать, во что они играли, и что произошло.

Малыш начал вдруг рассказывать, как пришли солдаты и его расстреляли. Я продолжила расспросы: “Ты тоже был солдатом?”

— “Нет. Я стены строил. А они пришли, все разрушили. Я стал в них стрелять. И они меня тоже расстреляли”.

Мой опыт, связанный с войной

Должна сказать, что тема войны для меня была значимой. Дело в том, что меня саму с детства мучили ночные кошмары.

Часто во сне я пыталась убежать и скрыться от фашистов, которые заполнили весь город. Я забегала в подъезды и стучала во все двери, чтобы найти укрытие. Я была совсем одна!

И то чувство леденящего липкого страха, нет, скорее даже совершенно безотчетного, неконтролируемого ужаса — оно парализовало меня. Я очень боялась этих снов!

И лишь однажды приснилось, что я нашла убежище. Мне помогла одна супружеская пара. Я спряталась в погреб, опустив его крышку над своей головой.

Вдруг, эта крышка поднимается, и фашист разбивает мне голову прикладом. Уже со стороны я вижу свой разбитый череп и месиво его содержимого…

Только лет в 25 один психолог мне сказал, что это очень похоже на реинкарнационные сны.

Видимо, эта смерть была очень неожиданной и эмоционально травматичной для моей души. Поэтому так сильно пропечатались эмоции ужаса во мне.

Это также объясняет то, что я не могу спокойно смотреть парад Победы, слушать военные песни и вообще касаться темы войны. Сразу наворачиваются слезы, и душит нестерпимая боль в сердце!

Именно поэтому тема войны в моей семье была под запретом. Когда я узнала, что родится мальчик, первое, что я сказала мужу:

“У нас не будет в доме ни одного ружья или пистолета, никаких танков и ракет! Категорически! Ничего такого, что связано с войной!”

В этой ситуации сцена, проигрываемая ребенком выглядела еще более неожиданно и странно.

Как отличить фантазии от воспоминаний?

“А кем были те солдаты? Они фашисты?” — “Нет. Просто солдаты.” — “А кто-то еще был с тобой?” — “Да, со мной был ребенок”.

Чаще всего Паша повторял упрямо одни и те же фразы. Он не описывал подробностей.

Но в то же время, его напряженное тельце, крепко сжатые кулачки и острый, совсем не детский взгляд говорили о том, как важно для него то, что он говорит.

Эти разговоры длились время от времени в течение двух месяцев. В последний вечер я сидела в кресле, а Паша стоял передо мной и целый час не мог остановиться: “Мама, спроси что-то еще!” — порывисто просил он.

И я снова и снова задавала вопросы. Он снова и снова проговаривал одну и ту же ситуацию. Был поздний вечер, я звала его ложиться спать. Но он не отпускал меня.

Было четкое ощущение, что ему нужно выговориться, излить из себя то, что там накоплено внутри, словно прорвавшийся нарыв.

Такую ситуацию вообще никому особо не расскажешь. Вряд ли поймут. А меж тем я представляю, что сразу бы возник вопрос: А не фантазии ли это?

Имея подобный опыт, скажу, что обычные истории, придуманные Пашкой заметно отличаются от того, что происходило в описанном случае.

Четко ощущалось сильнейшее эмоциональное и даже физическое напряжение ребенка, совершенно не свойственная ему серьезность и сосредоточенность.

А также то, сколько внимания и времени он уделил одному этому эпизоду.

Кэрол Боумэн в книге “Прошлые жизни детей” пишет:

Дети входят в транс и выходят из транса гораздо легче и чаще, чем взрослые.

Если вы наблюдали за детьми, а особенно за маленькими детьми, то, наверное, заметили, что их глаза расширяются, а дыхание становится иным, когда их взгляд застывает и они смотрят в пустоту некоторое время.

Кажется, что они уходят в свой собственный мир , не осознавая, что происходит вокруг. Собственно говоря, в эти моменты они входят в состояние легкого транса, фокус их внимания направлен на внутреннюю реальность.

Что именно они переживают в таком состоянии, мы не знаем. Но психологи считают, что дети, способные часто и надолго уходить в себя, обладают самым высоким интеллектом и творческими способностями.

Таким образом, это не просто безопасное состояние, но оно еще и приносит детям пользу.

Исцеляющий эффект от просмотра прошлых жизней

Наконец, лавина сошла. На этом разговоры о войне прекратились. Мало того, когда через пару недель я спросила: ”Помнишь, что ты мне рассказывал?” — “Нет, не помню,” — ответил сын удивленно на меня посмотрев.

Больше эта тема в нашей семье не поднималась. И мне до сих пор сны о фашистах не снятся с того момента, как я поняла и приняла, что это опыт моего прошлого, и сейчас уже все завершено.

Учитывая то, что произошло с Пашей, мой личный опыт, истории, описанные в книгах, ситуации с клиентами и студентами, я пришла к выводу, что подобные спонтанные воспоминания о прошлых жизнях возникают тогда, когда мы имеем в прошлом травматичный, незавершенный опыт.

Чаще всего, это внезапная и\или насильственная смерть, вызвавшая сильнейший эмоциональный отпечаток в душе. И тогда, чтобы продолжать свой дальнейший путь, душа стремится завершить такой опыт, поставить точку.

И когда это происходит через эмоциональное проживание своих воспоминаний , проговаривание их и так далее, душе становится легче . Она может принять то, что с ней произошло, отпустить этот опыт и спокойно идти дальше.

В этом и есть ценность подобных воспоминаний!

Ребенок узнает людей или места из прошлых жизней

А если вернуться к Паше, то могу сказать, что этот случай не был единственным его воспоминанием прошлых жизней. Их было много, и проявляются они по-разному.

Это может касаться мест или людей, которых ребенок узнает в этой жизни .

Мою младшую сестру Паша видел раз в году. То есть, всего три раза. Но это единственный человек, которого он беззаветно обожает!

Однажды вечером после разговора по скайпу с моей сестрой Паша спрашивает:

— А Ксюша твоя мама?
— Нет, она моя сестренка.
— Это МОЯ мама!

И он действительно относится к ней по-особому. Она отвечает ему тем же и очень заботится о нем.

История с Наполеоном

Когда Паше было почти 4 года, мы побывали на световом лазерном 3Д шоу во дворе Дома Инвалидов в Париже. Зрелище было невероятным!

Представление на историческую тему про Наполеона, революцию и обе мировые войны. Прямо на наших глазах стены дворца превращались то в руины, то в царские залы, то в поля битвы, то в играющие клавиши рояля…

Описать словами это невозможно!

Наполеон! Едва окончилось шоу и мы стали пробираться сквозь толпу к выходу, как Паша обрушил на меня лавину вопросов: Кем он был? Что делал? Где жил? А кто его семья?

На ходу говорить не удобно, в метро очень шумно. Я уговаривала потерпеть до дома и там спокойно поговорить, но это было сделать трудно.

Уже когда мы прилетели домой, в Россию, мне пришлось найти информацию про Наполеона, чтобы удовлетворить ненасытное любопытство малыша. На выручку мне пришел четырехсерийный французский фильм.

Удивительно, но четырехлетний ребенок мог часами смотреть бои, интриги и жизнь Бонапарта, завороженно уставившись на экран! И тогда мне вспомнился случай двухгодичной давности.

Паша увидел картинку, где были изображены солдаты французской армии на фоне пирамид Гизы в Египте. Он отреагировал мгновенно, указав пальчиком:”Я там был!” Но тогда мы не придали этому значения.

Итолько когда я стала заниматься реинкарнационикой, то смогла посмотреть, почему же так привлек и взволновал ребенка образ Наполеона.

Оказывается, он был в его свите, сражался бок о бок и участвовал в Египетской кампании Императора. Он был предан своему вождю и горячо любил его.

Поэтому сильные чувства с легкостью вспомнились в новом воплощении.

Маленький инженер-изобретатель

Воспоминания могут всплывать в каких-то бытовых ситуациях , даже не связанных с ними напрямую. Но тем не менее, приходит ощущение, что это оно.

Например, такая фраза из уст ребенка: “Когда я был большим я ехал на серой скорой помощи в Ставрополь…“

Или: “Когда я был молодым, то работал вот тут (и показывает на ГЭС на картинке), ток вырабатывал”.

Ну и конечно, вам могут рассказать о многом! В случае Паши это были всевозможные сложнейшие механизмы, системы.

Уже в 2 года он выстраивал по всей веранде дома “систему бензонасосов” из шнурков, ботинок и других подручных материалов. И ведь он уже легко произносил все эти длинные составные слова!

Входя в любое здание или жилое помещение, он тут же принимался сканировать и объяснять, где находятся трубы отопления, водоснабжения, различая одни и другие, куда подходит газ, где выведена вентиляция и датчики пожарной сигнализации.

Ну а уже после началось увлечение различными диковинными приборами из конструктора, выработкой электричества и его передачей.

Не обошел стороной генетику и генную инженерию.

Долго и подробно изучал тему космоса, устройства Вселенной и полеты на Марс.

Понаблюдайте за своими детьми и внуками, прислушайтесь, как и во что они играют. Конечно, многое навеяно телепередачами, мультфильмами и компьютерными играми.

Тем важнее провести свои наблюдения в как можно более раннем возрасте.

Ситуация с Пашей показательна еще и тем, что у нас в доме никогда не было телевизора. С фильмами и мультиками он познакомился уже ближе к трем годам и был крайне избирателен в их выборе.

Поэтому, влияние извне было минимальным.

В любом случае, если вы будете достаточно внимательны к своему ребенку и его поведению, то без труда поймаете “то самое” состояние, которое отличает воспоминания прошлых жизней от детских фантазий.

Даже у вас самих побегут мурашки по коже, когда вы это поймете.

Что делать, если ваш ребенок рассказывает необычные истории

В книгах Яна Стивенсона, Кэрол Боумен, Майкла Ньютона описаны тысячи случаев, когда люди, вспомнив свои прошлые жизни, их травмирующие моменты, исцеляли свои нынешние страхи.

И то, что многие дети спонтанно вспоминают свое прошлое — ценный дар природы, уникальная возможность для исцеления травм души. Ведь не просто так приходят эти воспоминания.

Поэтому, не упускайте момент и используйте такой шанс!

  • Начните с того, что просто будьте готовы к тому, что это может произойти. Тогда вы не растеряетесь и не отреагируете спонтанно, по привычке, отмахнувшись или посмеявшись.
  • Просто наблюдайте . Что интересует ребенка, на что он реагирует более эмоционально. Это не относится к детским ярким игрушкам. Напротив, вы можете заметить что-то необычное в его интересах или увлечениях.
  • Возможно, вы обратите внимание на особую привязанность к кому-то из знакомых или членов семьи.
  • Очень важно услышать то, что вам рассказывает ваш ребенок или внук и не отмахнуться от его странных историй, а вдуматься, о чем и почему он вам говорит. Будьте благодарными за то доверие, которое он оказывает вам, обнажая свою душу.

Не обязательно быть специалистом или психологом. Важно просто слушать и помогать проживать нахлынувшие эмоции и переживания, находясь рядом и поддерживая своего ребенка.

  • Какое было ваше первое детское воспоминание? Я помню, как во время обеда в детском садике нам принесли на десерт шесть яблок - по одному для каждого ребенка, который сидел за столом. Но я хотела самое сладкое яблоко, поэтому, не долго думая, понадкусывала их все - и выбрала самое вкусное.

    Мне было около трех лет. Лишь 5% процентов людей помнят себя раньше этого возраста. А наши воспоминания до 6-7 лет обычно можно пересчитать по пальцам. Этот феномен психологи называют «инфантильной амнезией».

    Как и многие открытия в психологии, это принадлежит психологу с неоднозначной репутацией Зигмунду Фрейду. Беседуя со своими пациентами, он заметил, что большинство из них не могут вспомнить себя в маленьком возрасте, при этом если спрашивать о периоде после шести лет - количество воспоминаний резко возрастает.

    Почему же мы так плохо помним детство?

    Пока ученые и психологи не пришли к единой версии - существует несколько теорий о том, что является причиной возникновения инфантильной амнезии.

    Некоторые ученые считают, что ребенок не может сохранять воспоминания, потому что он еще не стал самостоятельной личностью, не отделил себя от окружающего, и не знает, что из пережитого - есть его опыт. Психолог Харк Хоун провел эксперимент: он попросил детей спрятать игрушечное животное в его лаборатории. Через две недели он спрашивал малышей о том, куда они положили игрушку. Только те дети, которые уже узнавали себя в зеркале (этот простой психологический тест помогает определить, развилось ли «я» ребенка), рассказали ученому, где лежит животное. Остальные же не помнили, куда дели игрушку.

    Исследователи Габриэль Симкок и Харлин Хейн в 2002 году опубликовали в журнале «Психологическая наука» исследование, в котором речь шла о том, что запоминание событий детьми тесно связано с речевыми навыками. Так как маленькие дети не достаточно владеют языком, они не могут «закодировать» то, что происходит в их жизни, в воспоминания.

    Как же тогда дети не забывают, кто их родители, как их зовут, где их дом?
    За сохранность этой информации отвечает особый вид памяти - семантическая память. Это тип долговременной памяти для хранения общих понятий о мире, там же хранятся правила и установки, информация об окружающих людях, и знание о том, что шоколадка лежит на верхней полке, а на день рождения родители обещали купить конструктор.

    «Проблема не в том, что дети не могут формировать воспоминания, а в том, что они формируют их в зоне кратковременной памяти, - говорит ученый Пол Фрэнкланд из Торонто. - Когда я проводил исследование о феномене детской амнезии, я постоянно обращался за помощью к своей четырехлетней дочери. Я задавал ей вопросы о местах, в которых мы были два-три месяца назад, и она рассказывала то, что помнит, причем довольно подробно. Но я знаю, что через четыре года она этого не вспомнит».

    Канадские исследователи подтверждают - маленькие дети лучше помнят свое раннее детство, чем повзрослевшие. Они попросили 140 детей в возрасте от 3 до 13 лет описать три самых ранних своих воспоминания, а два года спустя повторили опрос. Из 50 самых юных участников исследования, которым на момент первого контакта с учеными было от 4 до 6 (и, соответственно, 6-8 на момент второго опроса), только пять детей назвали те же воспоминания как самые ранние. Большинство малышей забыли то, что они рассказывали о себе раньше. Тогда как из более взрослых детей более 30% воспроизвели те же памятные моменты, что и за два года до этого.

    Исследование Фрэнкланда было связано с особенностями работы гиппокампа - части лимбической системы головного мозга, которая является своего рода «транспортной компанией» для перевозки и архивирования наших воспоминаний.

    Все мы рождаемся с недоразвитым гиппокампом - ему нужно несколько лет, чтобы настроиться на работу. И, пока эта область головного мозга находится «в стадии разработки», наши воспоминания хранятся в эпизодической памяти, «хранилища» которой разбросаны по всей поверхности кортекса, иначе говоря - коры головного мозга. Аудиальные воспоминания откладываются на боковых поверхностях кортекса, тогда как визуальные - на задней поверхности. Патрисия Байер из университета Атланты советует представить эти участки как цветы - тогда получается, что весь наш мозг - большая цветочная поляна. А гиппокамп нужен, чтобы собрать из цветов букет.

    Фрэнкланд объясняет: гиппокамп, начиная работать в полную силу, слишком занят транспортировкой и архивированием текущей жизни ребенка, ему некогда отвлекаться и заниматься делами давно минувших дней. Подобно тому, как бухгалтер во время сдачи годового отчета не будет проверять данные пятилетней давности, гиппокамп не тратит силы на прокладывание дорожек-связей к нашим самым ранним детским воспоминанием, сосредотачиваясь на том, чтобы запомнить как можно больше нашей сегодняшней жизни.

    Канадский ученый доказал свою теорию на крысах. Он взял несколько мышат, которые в норме имеют те же проблемы с долгосрочной памятью, что и дети, и с помощью препаратов замедлил формирование новых нейронных связей в гиппокампе. Мышата, которые до этого за несколько дней забывали верный «путь» в лабиринте до сыра, смогли сохранить это воспоминание надолго и успешно находили лакомство спустя недели. Освободившись от текущих задач, их гиппокамп нашел ресурсы на перемещение воспоминания о правильной дороге до сыра из кратковременной памяти в долговременную. Вскоре ученый планирует проверить свою теорию на детях, больных онкологическими заболеваниями - одним из эффектов лекарств, которые им назначают, является замедление формирования нейронных связей в гиппокампе.

    Фрейд считал, что феномен детской амнезии связан с необходимостью стереть из памяти травмирующие событии детства. Современные ученые все еще не знают, по какой причине ранние воспоминания не находят места в нашем хранилище памяти, но они выяснили, когда они начинают стираться.

    Недавнее исследование Патриции Байер и Марины Ларкиной показало, что феномен детской амнезии «активируется» в возрасте 7 лет. Они записали разговор мам с трехлетними детьми о шести последних ярких событиях жизни ребенка - посещение зоопарка, первый день в детском саду и так далее. Через некоторое время исследователи снова связались с семьями и расспросили детей о том, что они помнят о шести событиях. Так как целью исследования было установить, в каком возрасте мы забываем свое детство, ученые разговаривали с разными детьми из тест-группы в разном возрасте - с одними в пять лет, с другими в шесть, семь, восемь, девять. Таким образом они смогли зафиксировать, сколько информации в каком возрасте могут воспроизвести дети.

    Выяснилось, что ребята, которым на момент опроса было 5-7 лет, помнили 60% из того, что с ними происходило в возрасте трех лет. Тогда как те, с кем разговаривали в 8-9 лет, могли воспроизвести не более 40%.

    Как выяснила другая группа канадских ученых во главе с доктором Питерсеном, на формирование детских воспоминаний также влияет среда, в которой растет ребенок. В 2009 году он провел масштабный эксперимент, в котором участвовали 225 канадских детей и 113 детей из Китая в возрасте 8, 11 и 14 лет. Их попросили написать как можно больше воспоминаний об их детстве за четыре минуты. Ребята из Канады смогли вспомнить вдвое больше того, что происходило с ними в детстве, чем китайские дети, при этом они помнили себя в среднем на шесть месяцев младше. Интересно, что их воспоминания в большинстве своем были связаны с их собственным опытом, тогда как дети из Китая больше вспоминали то, что было связано с семьей и групповой активностью.

    Это исследование показало, что на то, как хорошо мы помним детство (и что именно мы вспоминаем), влияет наше окружение. В целом наши воспоминания о раннем детстве обычно больше визуальные, чем аудиальные, и чаще позитивные, чем негативные.

    Чтобы помочь ребенку сохранить воспоминание, нужно обсуждать произошедшее с как можно большим количеством деталей. Не сообщайте ребенку факты, для формирования воспоминаний гораздо эффективнее подталкивать малыша самого рассказывать о произошедшем. Помнишь, как мы ходили в зоопарк? Что ты там видел? Какого цвета была шерстка у льва? А какие звуки произносила горилла?

    Может быть, когда вырастет, ваш ребенок и не вспомнит, как в три года кормил рыбок на Мальдивах, но регулярное обсуждение ваших совместных приключений обогащает словарный запас малыша, повышает уверенность в себе, учит сотрудничать и сближает вас.

    Фото - фотобанк Лори

    На днях трехлетняя дочка знакомой, перелистывая фотоальбом в гостях у бабушки, выдала, ткнув пальчиком в порыжевший черно-белый снимок:

    Этот папа был хороший, только Жужу не любил.

    Какой папа, Варечка? Какую Жужу? - не поняла та.

    Ну, мой прошлый папа Котя, - начала втолковывать неразумной бабушке внучка, - ты что, не помнишь, что ли? Я же потом уже у папы Юры родилась, а до него у меня папа Котя был. И Жужа была, собачка беленькая. Я с ней играла во дворе, потому что папа ее в дом не пускал. И тогда я пошла к ней спать в будку, и они меня искали-искали… А потом война началась, и папу убили, и мы уехали в другую страну, без Жужи. Потому что с собачкой в поезд нельзя…

    Ну и сказочница ты у меня! - рассмеялась бабушка, но фотографию офицера царской армии (шашка, портупея, венский стул) из альбомных держателей вынула. На обороте значилось: «Милой, дорогой Женюре от брата Коти. Май 1916».

    Дальнейшие расспросы родни показали: Котя (уменьшительное от Константина) действительно был, и он действительно погиб в Первую мировую. После смерти его семья действительно эмигрировала куда-то в Европу, где их след окончательно и затерялся. Женюра же (уменьшительное от Евгении) - двоюродная сестра Константина - осталась в России, став впоследствии бабушкой нашей бабушки.

    Что стало с собачкой Жужей и была ли она вообще, история умалчивает, но судя по тому, с какой уверенностью говорила о ней маленькая Варя, все может быть.

    Пятилетний сын коллеги подобными рассказами родню не развлекает. Но с самого раннего детства - как только научился держать в руке карандаш - постоянно рисует картины воздушного боя: самолеты со звездами, самолеты со свастикой, черно-красные букеты взрывов, падающие бомбы, воронки, горящие дома… И всякий раз на вопрос о прояснении диспозиции тыкает в немецкий самолет со словами: «Это я в нем лечу».

    Мы когда в первый раз такое услышали, решили, что пробел в образовании, - вспоминает коллега, - начали объяснять про своих и чужих, про то, что фашисты плохие, хотели нашу страну захватить… Леха вроде бы все понял, но потом, сколько он эти бои ни рисовал (а рисует он их постоянно!), всегда оказывался в самолете со свастикой.

    Причем ему вообще интересно все, что связано с той войной: оружие, амуниция, история. Но - со стороны Германии. И интерес не исчезает, несмотря на весь наш агитпроп. И немецкий язык ему очень нравится (вот ты знаешь хоть одного русского, кому бы этот лай нравился?). Как будто это прям его родное, прости господи.

    В общем, у нас только одно объяснение: в прошлой жизни был, наверное, немцем, воевал и погиб в воздушном бою с нашими. Мы недавно в вотсапе, в мамской группе, эту тему поднимали. У многих девочек детки подобные вещи рассказывают, оказывается: про то, как были взрослыми до того, как стать детьми… Подобные вещи - детские рассказы о житье-бытье до рождения - многие десятилетия собирают и профильные специалисты. Последний труд на эту тему принадлежит перу пренатального психолога из Иокогамы Акиры Икегавы, который опросил тысячи маленьких японцев в детских садах и яслях. Как выяснилось, больше трети малышей помнили о времени, проведенном в утробе, каждый пятый описал индивидуальные обстоятельства связанные с появлением на свет, а многие вспомнили и о жизни до зачатия - своем пребывании в других странах или пространствах.

    Многочисленные исследования коллег Икегавы из разных стран помогли к настоящему времени более-менее определить абрис загадочного феномена. Так, в большинстве случаев описать свою прошлую жизнь могут лишь дети 2–6 лет, после этого возраста все забывается.

    Как правило, они рассказывают о ничем не примечательной жизни обычного человека (никаких Наполеонов и Клеопатр, которыми так грешат «воспоминания» многих эзотерически подкованных граждан), чья смерть (в 70 процентах случаев) была неестественной: средний возраст погибшего на момент смерти - 28 лет. Подобные рассказы не зависят от вероисповедания семьи, в которой воспитывается ребенок, хотя чуть больший их процент все же приходится на страны, исповедующие идею реинкарнации (что, по мнению исследователей, говорит лишь о том, что носители такого мировоззрения реже воспринимают подобный детский лепет как пустую фантазию). В 60 процентах случаев о своих прошлых жизнях вспоминают мальчики. 90 процентов детей сообщили, что были того же пола, что и сейчас.

    20 процентов рассказали о времени между смертью и новым рождением и о том, как выбирали себе родителей… Некоторые дети утверждают, что были умершими членами семьи, но даже в тех случаях, когда предыдущее воплощение пришлось на совершенно незнакомого ребенку человека из совершенно другого места, детали рассказа позволяют найти следы жизни такого человека (надо ли говорить, что детали и следы в большинстве случаев совпадают).

    Научились за это время исследователи и отличать правду от вымысла, описав как минимум четыре признака реальности детских экскурсов в прошлое. Ими считаются: уверенный тон; неизменность описания во времени; детали, не объяснимые детским опытом; соответствие поведения (например, гибель в пожаре в прошлой жизни - боязнь огня в этой). Не всегда срабатывают все четыре признака сразу, но уж хотя бы два проявятся обязательно.

    Иногда, утверждают эксперты, доказательства прячутся не только внутри, но и снаружи. Так, американский биохимик и психиатр Ян Стивенсон, исследовавший более 3000 случаев дородовых воспоминаний детей, находил у некоторых из них увечья или родимые пятна, по форме совпадающие со шрамами или ранами (обычно смертельными), полученными в прошлой жизни. Стивенсон детально описал около 200 подобных историй.

    Например, «показания» мальчика, родившегося с обрубками вместо пальцев на правой руке (в прошлой жизни он потерял пальцы в измельчителе), или рассказ тайского трехлетки, который утверждал, что был когда-то учителем, которого застрелили, когда тот ехал в школу на велосипеде. Родственники учителя, найденные Стивенсоном, вспомнили, что пуля попала в затылок и вышла через лоб, при этом входное отверстие было маленьким и круглым, а рана на лбу оказалась побольше и неровной формы.

    Трехлетний тайский рассказчик родился с двумя родимыми пятнами: маленькой круглой родинкой на затылке и большой, неровно очерченной, спереди… Кстати, исследованиям Стивенсона многие доверяют, так как, будучи стопроцентным ученым, он считал доказанным лишь тот случай, для которого можно было получить документальные подтверждения происшедших в прошлом событий.

    Так или иначе, но пока исследователи лишь набирают статистику и пытаются хоть как-то ее систематизировать. До объяснений феномена (вне его религиозного или эзотерического контекста) далеко. А это значит, что единственная польза, которую мы можем извлечь из детского лепета - это помочь ребенку справиться со своими страхами или комплексами. Ведь вполне возможно, что корни этих страхов находятся далеко за гранью рождения.

    Психологам известны случаи, когда маленькие дети, услышав, например, шум пролетающего самолета, бежали прятаться со словами «Бомбить будут» (причем в странах, никогда не подвергавшихся воздушным бомбардировкам), или когда подростки, комплексующие по поводу своей внешности, под гипнозом вспоминали слова, вырвавшиеся из уст матери на родовом столе: «Ой, какой страшненький!» В общем, не нужно быть психологом, чтобы вовремя выслушать и поддержать ребенка, дав ему возможность идти по жизни дальше без лишней тяжести в душе.

    ПРЯМАЯ РЕЧЬ

    Максим Прохоров, детский психолог:

    Академическая психология, конечно, не приемлет никаких прошлых жизней и считает все это фантазиями ребенка, не более того. Но даже если это просто фантазии, к ним все равно нужно очень серьезно отнестись, потому что, если ребенок о таком фантазирует, значит, для него это важно.

    Не стоит от этого отмахиваться. Возможно, ребенок сам себе пытается ответить на вопросы, как он появился на свет, или ему не хватает чего-то, или он пытается обнаружить какую-то свою ценность… Но есть и другой взгляд, описанный когда-то известным психологом Карлом Густавом Юнгом. Он считал, что, помимо сознательного и бессознательного проявлений психики, существует еще и коллективное бессознательное, общее для всех людей. Это такое странное место, из которого, например, вылезают странные сновидения. Когда нам снятся какие-то вещи, которые с нами никогда не происходили и произойти не могут.

    Такие странные сны часто снятся детям. Ребенок вполне может рассказать сон, в котором гигантский крокодил пожирает солнце. Мы, естественно, начинаем думать, что это ему Чуковского прочитали. Но иногда выясняется, что ничего такого ему не читали, но ребенок тем не менее воспроизвел древнейший архетипический сюжет, известный еще египтянам - про монстра, пожирающего каждый вечер солнце. Есть мнение, что чем младше ребенок, тем он ближе к этому бессознательному или к какому-то коллективному человеческому опыту, универсальным земным мифам и символам, которые можно найти почему-то практически во всех человеческих культурах.

    Как это все функционирует, никто пока точно не знает, но, возможно, в нас всех это заложено генетически.

    КСТАТИ

    Исследователи человеческой памяти знают о существовании такого феномена, как ложные воспоминания. Такие воспоминания характерны для многих психических заболеваний, но могут проявляться и у здоровых людей. Основой для них служит информация, которая на сознательном уровне была забыта, однако осталась в подсознании.

    Например, человек случайно слышит какую-то историю и не придает ей значения, сразу забывая о ней. А через некоторое время уже утверждает, что героем рассказа был он сам, и прекрасно «помнит» все, что с ним происходило. Однако чаще всего такие воспоминания бывают у людей взрослых, поскольку предполагают наличие определенного жизненного опыта. У дошкольников вероятность появления ложных воспоминаний крайне мала.

    ЦИФРА

    7% процентов россиян верят в реинкарнацию, говорит социология. В Европе таких людей - 25–30%, в США - около 55%. А вот в государствах Азии число жителей, считающих, что после смерти обязательно переродятся, подавляющее большинство.

    ПИШИТЕ ПИСЬМА, ВАС НАЙДУТ

    Несколько лет назад Викрам Рада Сингх Чаохан, ученый из Патиалы (штат Пенджаб) выступил на конференции криминологов Индии с докладом. Он занимался расследованием необычного случая: ребенок, который некогда жил и погиб в округе Джаландхар, «возродился» в теле другого ребенка, живущего в сельской местности. Криминолог провел сравнительный анализ почерков погибшего и ныне живущего мальчиков. Почерки практически совпали, различие было лишь в мускульной координации, что вполне объяснимо: «возрожденный» лишь недавно научился писать. Викрам Чаохан предположил, что, если душа одного человека переселилась в тело другого, с ней вместе должен перейти и образ мыслей, и манера писать… Коллеги Чаохана, проанализировав образцы почерков, согласились с его выводами.

    Обычно в возрасте между двумя и тремя годами, когда дети начинают говорить, всплывают такие рассказы, и они могут быть достаточно достоверными. Представьте себя в такой семье. Вот ваш двухлетний сын купается в ванночке. Вдруг он говорит, что есть много вещей, которые он не понимает о своем рождении. Почему свет был такой яркий, когда он только что родился? Почему свет был яркий только в том месте, где он родился, а вокруг был приглушен?

    Он задает один осторожный вопрос за другим. Почему нижняя половина лица у людей была прикрыта зеленой повязкой? Почему кто-то исследовал его анус пальцем и почему они ввели в его носик трубочку, которая издавала громкие сосущие звуки? Его вопросы превращаются в жалобы. Ему не понравилась жидкость, которую закапали в его глазки, из-за нее он ничего не видел, и ему не понравилось, что его положили в пластиковую коробку и унесли куда-то.

    Этот ребенок не знает, что существуют зеленые хирургические маски, отсасывающие приборы, хирургические лампы или раствор нитрата серебра. Такие прорывы памяти рождения могут крайне удивить вас, как в данном пи/чае были удивлены родители этого ребенка, отец которого - профессор колледжа, а мать - детский психиатр.

    Этот интересный ребенок говорил о "забавном" раскрытии стенок матки, Как об окне (это было кесарево сечение). Он признавался, что много раз чувствовал, как его стискивали и сжимали "стенки" матки, и ощущал очень смутный свет, проходящий через них. Его мать, энергичная исполнительница народных песен, на поздних сроках беременности заметила, что когда она громко пела нижние ноты, младенец становился более активным. Тогда она интерпретировала это как знак удовольствия. Однако в рассказе ее сына, когда он купался в ванночке, заключалась жалоба, что громкие нижние ноты причиняли ему боль.

    (Интересное недавнее дополнение к этой истории: когда мать на встрече психиатров предложила рассмотреть эту спонтанную историю, ее коллеги отвергли эту идею как фривольную.)

    После того как дети начинают говорить, рождение может быть одной из первых тем, которую они захотят обсудить. Этот импульс не будет продолжаться слишком долго, возможно, год или два, до того момента, как они забудут свою внутриутробную жизнь. Вы можете начать "охоту" за этими воспоминаниями, пока они еще свежи в памяти.

    Возможно, вы захотите управлять своими исследованиями памяти детей этого возраста. Вначале убедитесь в том, что создана расслабляющая обстановка, у ребенка есть настроение, а вы владеете его вниманием. Просто мягко спросите: "Ты помнишь, как ты родился?" Не забывайте, что детский словарь ограничен, но память все еще свежа. Наблюдайте за демонстрацией знаний в виде жестов, указаний, рисунков или других невербальных описаний.

    Мужчина из Сан-Диего рассказал мне историю своей дочери. Когда девочке было два года, он спросил ее, помнит ли она себя до рождения. Она отметила: "Это было вот так..." - и приняла точно такое же положение, какое он сам помнил на рентгеновском снимке, сделанном как раз до ее рождения. Рентгеновский снимок, необходимый в случае осложненных родов и дистресса плода, выявил ягодичное предлежание ребенка. Врачи показали снимок отцу, для того чтобы получить его разрешение на хирургическое вмешательство.

    Дети находят собственные слова для звуков, которые они слышат до рождения, например, "брум-брум", "муу-дин, муу-дин" или "пун-пун". Они говорят о том, что были рождены "в воде" или "пруду", о "плавании" и выходе через "туннель" к яркому свету и холоду. Очевидно, имея в виду пуповину, одна девочка сказала: "Там была змея внутри вместе со мной... Она пыталась съесть меня, но она была неядовитая". Один ребенок описал рождение как "выход из светлого стеклянного шара, который разбился".

    Дети, родившиеся с помощью кесарева сечения, проходят через другие ворота. Один мальчик сказал, что вышел сам, когда доктор сделал большой разрез. Он также описал круговые движения "вокруг, и вокруг, и вокруг", используемые для нанесения антисептика перед разрезом.

    Дети не всегда описывают вещи так, как это делаем мы, взрослые, но то, что они описывают, может оказаться неожиданно обоснованным. Та же девочка, рассказывавшая про "змею, бывшую внутри вместе с ней", настаивала на том, что вместе с ней была и "собачка". Она рассказывала, что играла с ней "вот так" (обнимая ее ручками) и слышала ее лай. Неправдоподобная собачка оказалась семейным любимцем и появилась в семье щенком за пять месяцев до рождения девочки. Мать сказала, что собака проводила много времени, лежа у нее на животе в поздние сроки беременности.

    Рисунки, игры и указания на части тела - это невербальные способы, которыми дети могут пользоваться, чтобы рассказать о том, что они помнят о рождении. Ребенок в Мэйне нарисовал цветным карандашом длинный рулон бумаги, который выглядел как плод в матке. Показывая на рисунок, он сказал: "Мамочка, это там, где я жил. Это был я, мамочка, внутри твоего животика".

    Еще у одной матери состоялся такой интересный разговор со своей дочерью, которой было тогда два года и семь месяцев. Они сидели на кровати, на матери были широкие брюки от тренировочного костюма.

    Мать: Ты помнишь, когда ты родилась, когда ты вышла?

    Дочь: Да.

    Мать: Где ты была перед тем, как выйти?

    Дочь: Там. (Приподнимает одежду матери и показывает на живот.)

    Мать: Ты помнишь, как это было, когда ты выходила?

    Дочь: Да... Я плакала в животе у мамы. (Снова отодвигает одежду и показывает на промежность. Эти слова были подтверждены фактом, что ребенок заплакал, как только вышла головка, до того, как родилось тело.)

    Мать: Что еще ты помнишь?

    Дочь (Пауза, девочка кладет свои ручки на рот матери, раздвигает губы, смыкает и растягивает их): Вот так; это было вот так.

    Мать: Ты помнишь себя перед тем, как вышла?

    Дочь: Да. Маленькая девочка плавала.

    Мать: Ты помнишь, когда ты вышла, что ты видела?

    Дочь; Дженну и Донну (акушерки) и папочку.

    Мать: Ты помнишь что-то еще?

    Дочь: Я плакала внутри маминого животика. Вот тут. (Показывает вниз на брюки матери.)

    Мать: Что случилось, когда ты вышла?

    Дочь: Дженна сделала мне кнопочку на животе.

    Мать: Ты что-нибудь чувствовала? Как ты чувствовала?

    Дочь: Я не чувствовала. Я думаю, что была в порядке. Я только плакала.

    Мать: Ты что-нибудь слышала, когда родилась?

    Дочь: Дженна сказала: "Донна, ребенок выходит". Да, Дженна и Донна разговаривали. Дженна говорила со мной.

    Мать: Ты помнишь что-нибудь или кого-нибудь еще?

    Дочь; Нет, мама. Это все.

    Другой ребенок, двух с половиной лет, родившийся с помощью щипцов, на вопрос матери, больно ли было малышке при рождении, ответила: "Да!.. Как головная боль". Еще один ребенок, которого спросили о боли при рождении, сказал: "Нет" - и обхватил своими ручками плечи сдавливающим движением.

    Иногда дети сами рассказывают о рождении без вопросов взрослых. Во время долгого путешествия на машине трехлетний мальчик из штата Висконсин неожиданно спросил с заднего сиденья: "Мам, ты помнишь день, когда я родился?" Затем он рассказал ей, что было темно, он был очень высоко и не мог добраться до "двери". "Я был напуган, но наконец я подпрыгнул и прошел через дверь. Потом я был в порядке". Мать сказала, что рассказ ребенка согласуется с фактом, что в первой фазе родов он находился (лишком высоко, над входом в малый таз - примерно двадцать часов, затем неожиданно все изменилось и он был рожден во второй стадии родов за десять минут.

    Еще одна мама, профессор антропологии, была удивлена следующим разговором со своей дочерью.

    Дочь: Ребенок всегда грязный, когда выходит из животика? Я была грязная, когда вышла из твоего животика в больнице.

    Мать: Правда? А в чем ты была испачкана?

    Дочь: В грязи. Я вся была в грязи. Это было противно!

    Мать: А какого цвета была грязь?

    Дочь: Белого.

    Мать: И что произошло?

    Дочь: Они положили меня в ванночку и всю вымыли.

    Мать: А потом что случилось?

    Дочь: Они отдали меня тебе, и ты меня держала. Затем они забрали меня и положили в коробку. Зачем они положили меня в коробку?

    Мать: Чтобы согреть. А как выглядела коробка?

    Дочь: Это была пластмассовая коробка с крышкой.

    Мать: А потом что случилось?

    Дочь: Они принесли меня к тебе, и ты снова держала меня.

    Мать: Ты помнишь, когда мы вернулись домой из больницы?

    Дочь: О, да. Мы спустились вниз по лестнице и затем сели в машину.

    Мать: Где ты была в машине? На своем сиденье или у меня на руках?

    Дочь: У тебя на руках. Я всю дорогу домой была у тебя на руках.

    Мать: А что было, когда мы приехали домой?

    Дочь: Ты надела на меня красивое детское белье, положила в колыбельку, и я уснула.

    Другое спонтанное откровение мать услышала от Джейсона, своего сына трех с половиной лет, в машине по дороге домой. Однажды вечером Джейсон заявил, что помнит свое рождение. Он сказал матери, что слышал, как она кричала, и что он очень старался сделать все, чтобы поскорее родиться. Было очень "узко", он чувствовал "влагу" и что-то вокруг шеи и горла. Еще что-то ударило его по голове, и он помнит, как его лицо кто-то "расцарапал".

    Мать Джейсона сказала, что никогда не говорила сыну о его рождении, но факты были верными. Пуповина обмоталась вокруг его шеи, за ним наблюдали с помощью электродов, введенных под кожу на его головке, и его извлекли щипцами. На фотографии, сделанной в больнице, видны царапины на его лице.

    Девочка двух с половиной лет удивила свою мать рассказом о своем рождении. Сначала она описала свои чувства, как ей было холодно, как много людей было в комнате и что делали ее мать и отец. Затем она сказала: "Папочка боялся брать меня на руки, так что он только смотрел на меня и трогал. А ты плакала, но не потому, что тебе было больно, а потому что ты была счастлива". Рассказ оказался правдивым, а родители сказали, что никогда не говорили с ребенком о ее рождении.

    Одна девочка, почти четырех лет, вспомнила момент своего рождения, который держался в тайне. Поскольку никто в семье не знал об этом, никто не мог ей рассказать.

    Кэти помогала акушерке во время родов на дому. После родов, когда все завершилось благополучно, мать вышла из комнаты принять ванну. Акушерка помогала ей. Кэти осталась одна с ребенком, и малышка начала плакать. Инстинктивно Кэти взяла ее на руки и дала ей свою грудь. Младенец начал сосать. Когда мать вернулась, ребенок уже спал. Кэти говорит, что чувствовала себя немного виноватой, что первая покормила ребенка и поэтому никому не сказала об этом.

    Кэти работала няней в группе детей, которую посещала и эта девочка. Через три года и девять месяцев, выбрав подходящий момент, Кэти спросила ребенка, помнит ли она свое рождение. Девочка ответила "да" и подробно рассказала о том, кто присутствовал при родах и какую роль играл. Она описала смутный свет матки и ощущения сдавливания, которые испытала во время родов. Затем малышка подвинулась ближе и прошептала доверительным тоном: "Ты еще взяла меня на руки и дала мне грудь, когда я плакала, а мамы не было в комнате". Сказав это, она подпрыгнула и убежала играть. Теперь Кэти говорит: "Никто не убедит меня в том, что дети не помнят свое рождение".

    С появлением компьютеров, а там более, планшет, игровых приставок и смартфонов занять ребёнка с самого маленького возраста стало очень удобно.

    Многим детям с самого раннего возраста предоставлена возможность использовать компьютер, потому что родители очень заняты и не находят времени и сил играть, заниматься и разговаривать с ними. Занятия ребенка на компьютере - это, безусловно, хорошая возможность для родителей побыть в тишине некоторое время и отдохнуть. Но если «некоторое время» начинает растягиваться на часы, то постепенно в в семье появляется нездоровая привычка «затыкать» ребёнка компьютером.

    Хотите Вы в это верить или нет, но многие дети куда больше предпочли бы провести время с папой и мамой, делая что-то интересное, увлекательное и весёлое, чем сидеть за компьютером.

    Сколько лет сейчас Вашему ребёнку?

    Сейчас я напишу что-то такое, что настолько очевидно, что прозвучит даже банально, но тем не менее я это напишу. Ваш ребёнок уже никогда не будет такого возраста, как сейчас. Это время безвозвратно уходит. Каждый день. Каждую неделю. Каждый месяц. Он становится всё старше. И становится более независимым от вас. С рождения ребёнка у Вас есть 12 лет наблюдать его детство и 5-6 лет - наблюдать его юность. Вы не успеете моргнуть глазом, как это время пронесётся и уйдёт навсегда. Это звучит грустно. Но я пытаюсь донести до вас мысль, что мы, действительно, как родители, должны ценить каждый день, каждое мгновение, проведённое с нашими детьми. Да, мы устали после работы. Да, нам хочется тишины. Это нормально и естественно. Но давайте не будем постоянно обращаться к помощи компьютера.


    Старайтесь создавать памятные мгновения, которые ребёнок будет помнить всю жизнь, когда будет вспоминать своё детство. Он не будет помнить, какого уровня в игре достиг, какую миссию прошёл, сколько баллов набрал, сколько монстров убил, сколько друзей добавили его в контакте.

    Он будет вспоминать другие вещи

    – Он будет вспоминать, как вы ходили в поход и до ночи засиживались за костром.
    – Он будет вспоминать, как вы вместе смотрели важные семейные фильмы и обсуждали их.
    – Он будет помнить, как вы собрали все подушки дома и построили из них крепость.
    – Он будет помнить, как вы играли с ним в настольные игры, помогали выжигать на деревянной доске, играли в морской бой, эрудит, показывали ему карточные фокусы.

    Он будет помнить время, которое вы провели с ним. И если Вы не делаете это время приоритетом, то, к сожалению, он будет помнить, что мама всегда была занята и папе всегда не было до меня никакого дела.


    Создавайте для Вашего ребёнка ценные, значимые моменты искреннего, глубокого общения, совместного времяпровождения, помогайте ему быть включённым в семейную жизнь и в обсуждения планов. Цените его мнение. Помогайте ему чувствовать себя важным и значимым, любимым и желанным.

    Компьютер не может заменить ему Вас. Привыкание и не формируется за один день. Это происходит незаметно, а когда уже становится очевидно, что что-то идёт не так, что контакт потерян, что у родителей мало контроля над тем, что происходит – тогда бывает уже поздно. И приходится прилагать большие усилия к тому, чтобы помочь ребёнку.

    Поэтому так важно знать заранее обо всём, что связано с компьютерной зависимостью, с программами родительского контроля, с основами безопасности ребёнка в интернете. Важно знать о том, как правильно сформулировать правила, донести их до ребёнка и следить за их выполнением.

    У Вас есть уникальная возможность получить записи самого объёмного и подробного тренинга на тему компьютерной зависимости у детей.

    Этот тренинг прошёл в с огромным успехом. Родители написали очень много отзывов - вы можете их прочитать, нажав на .