Копье: от каменного века до мировых войн двадцатого столетия. Копья – оружие нескольких эпох Бой с копьем

Мысль использовать палку для удлинения руки, а каменный наконечник для её утяжеления и увеличения поражающей силы дала начало одному из самых распространённых и эффективных видов оружия - копью. Оно появилось в каменном веке и с этого времени стало незаменимым атрибутом охотника и воина.

Властелин битвы

Взявшись за копьё для охоты, человек тут же приспособил его и для войны. Длинное древко с остриём на конце позволяло держать врага на значительном расстоянии. Копьё было легче, чем дубинка . И к тому же его можно было метать. Работа копьём не требовала амплитудных движений. Это позволило в сражениях строить бойцов шеренгами с выставленными вперёд копьями, Македонские фаланги и римские легионеры , идя боевым строем, сметали всё на своём пути. Приблизиться к ним часто не могла даже вражеская конница , тоже вооружённая копьями.

Армия, не имевшая в своём составе копьеносцев, практически не могла сойтись с неприятелем в ближнем бою. Копьё господствовало на полях сражений, начиная битву в пешем строю или конной атаке, а заканчивая её развевающимися на поднятом древке стягами победителей.

Преломление копий

Копьё стало первым оружием, применявшимся на поединках. «Илиада» Гомера содержит описания единоборств на копьях, например бой Гектора и Аякса.

Гектор копьём в середину щита Теламонида грянул,

Меди однако на нем не пробил, - остриё изогнулось.

В щит, налетевши, ударил Аякс и насквозь его пробил Пикой.

Назад отшатнулся к врагу порывавшийся Гектор.

Тупое турнирное копьё, лишенное металлического наконечника, служило главным оружием во время рыцарских состязаний. Несмотря на свою кажущуюся безобидность, оно представляло серьёзную опасность для рыцаря, выехавшего на ристалище «преломить копья» с условным противником. Во время столкновения с бронированным всадником турнирное копьё ломалось, и если рыцарь его не отбрасывал, то острый отщеп мог нанести противнику серьёзную рану.

В 1559 году на турнире во Франции Габриэль де Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II. Отщеп его копья при ударе подбросил вверх забрало королевского шлема и, наискось пронзив правый глаз Генриха, вышел за ухом. Через несколько дней король скончался в страшных мучениях.

Многим сражениям предшествовали поединки всадников с копьями перед выстроившимися для боя армиями. В 1380 году смертельной схваткой между Пересветом и Челубеем началась Куликовская битва .

Порхать как бабочка, жалить как пчела

Наконечники копий имели жалообраз-ную, треугольную, четырехугольную, ромбовидную или листообразную форму. Наконечник надевался на древко и служил его естественным и усиливающим продолжением. Кроме того, копья имели султан - цветной развевающийся на ветру хвост из конских волос, который крепился вблизи наконечника и служил не столько украшением, сколько для впитывания и задержания крови, льющейся из раны противника на древко. Испачканное в крови древко скользило в руках, не позволяя нанести точный и сильный удар.

Копья имели разную длину в зависимости от решаемых в бою задач. Самое короткое копьё было примерно в рост человека, а самое длинное превышало 5 метров. У китайских гибких копий кисточка красного цвета отвлекала внимание противника своим порхающим движением. В Европе копья всадников снабжались чашечкой, закрывающей руку, а свободный конец копья иногда уравновешивался металлическим противовесом.

Хопеш - разновидность холодного оружия Древнего Египта с клинком серповидной формы, нечто среднее между мечом и топором. Им можно рубить, резать, колоть и наносить противнику глубокие раны, похожие на сабельные.

В Древней Руси копьё являлось самым распространённым видом вооружения. Оно использовалось как ударное и колющее оружие. Его длина была около 2 метров, а наконечник имел треугольную форму. Исконно русским оружием являлась и рогатина - длинное копьё с тяжёлым наконечником, имевшим форму лаврового листа. Впоследствии рогатина стала чаще применяться при охоте на крупного зверя.

Казацкие пики, предназначенные для боя в седле, имели металлическую вставку вдоль древка для того, чтобы в защитном положении противостоять рубящему удару сабли . Техника боя такой пикой требовала отточенного мастерства и годилась против как пешего, так и конного бойца.

Кошмар на древке

Воины всегда мечтали об универсальном оружии на поле боя. Таком, чтобы било как топор, резало как нож, а кололо как копьё. Желание скрестить копьё и топор, или копьё и меч, привело к появлению многочисленных видов древкового оружия. Они были созданы специально для боевых действий и не имели хозяйственного предназначения.

Японская нагината, представляющая собой изогнутый меч, насаженный на древко, значительно расширила арсенал боевых действий самурая, позволяя за счёт быстрого вращения оружия и перехвата рук вести бой сразу с несколькими противниками. Искусству боя с нагинатой в Японии обучались даже женщины.

О китайском посохе шаолиньских монахов, имеющем на одном конце древка топор, а на другом серповидное лезвие, ходили легенды. Им, по преданию, был вооружён основатель китайских боевых искусств, буддийский монах Бодхидхарма, в одиночку преодолевший в 475 году путь из Индии в Китай. Впоследствии шаолиньские монахи, вынужденные пешими противостоять коннице, изобрели множество видов древкового оружия - всевозможные алебарды, двузубцы и трезубцы. Лезвием алебарды, как лопатой, зачастую зачёрпывали песок и бросали его в лицо противнику .

В Европе комбинированное древковое оружие появилось значительно позже, когда рыцари облачились в тяжёлые доспехи. В отличие от азиатского, в этом оружии режущая и колющая части были разделены. Топор не являлся продолжением древка, а располагался сбоку, чтобы им можно было срубать всадника в доспехах. Кроме топора такие секиры и бердыши были снабжены крюками для стаскивания всадника с седла.

Застывшая символика

Век боевого копья, рождённого в эпоху палеолита, оказался удивительно долгим. Пехота, вооружённая копьями, была эффективна на полях сражений вплоть до 18-го столетия. А кавалерийские пики успешно применялись в Первую мировую и Гражданскую войны.

Копьё органически вошло в многочисленную символику разных эпох. Завуалированные временем имя и образ копья часто встречаются в хорошо известных нам предметах и остаются при этом неузнанными. Так, например, пиками по-прежнему называется одна из мастей игральных карт. А название монеты «копейка» произошло от мелкой денежной единицы, введённой в обращение при Елене Глилской, матери Ивана Грозного, поскольку на ней был изображён всадник с копьём. Образ копья часто можно увидеть в металлической ограде дворцов и парков. Метание спортивного копья входит в программу всех легкоатлетических соревнований.

Боевое знамя - символ воинской чести, доблести и славы - является напоминанием каждому солдату, сержанту, офицеру и генералу об их священном долге. Его древко практически не отличить от копья. Как и копьё, оно имеет заострённый наконечник и кисти.

Копьё, как оружие воина , не обошло и религиозную символику. Копьё помогло одержать победу греческой богине мудрости Афине в её споре с Посейдоном, и поэтому она всегда изображается с копьём в руке. Святое копьё священника Петра Варфоломея принесло удачу крестоносцам и помогло им одержать победу. Копьё Гая Кассия Лонгина стало священной реликвией христианства .

Святой Георгий, доказавший силой своего тела и духа превосходство над мучителями-язычниками, канонизирован церковью и изображается с копьём в руке, пронзающим дракона. Георгий Победоносец был неотъемлемой частью герба Российской империи, а сегодня украшает герб Москвы.

Орденом Святого Георгия награждаются военнослужащие, проявившие наивысшую храбрость на поле боя. Потому что вооружённый копьём святой Георгий - покровитель всего воинства .

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Образ воина в художественных произведениях, посвященных античности или средневековью, каноничен и легко узнаваем. В руках у него меч или , чем внушительнее, тем лучше. Между тем настоящая «рабочая лошадка войны», прошедшая огонь и воду, остается в тени. Боевое копье, главное оружие с эпохи камня, не потерявшее свою актуальность вплоть до ХХ века.

Герои, снаряженные по последнему слову, все же почти ничего не могли сделать с группой копейщиков в боевом порядке. Копье практически во все времена, даже с распространением огнестрельного оружия, было основным вооружением, как пехоты, так и конницы. Это оружие не претерпело принципиальных изменений за долгую историю, в отличие от того же огнестрельного оружия. Короткие копья древнеегипетских воинов, в принципе, мало чем отличаются от оружия средневекового копейщика или пикинера Нового времени.

Возникновение копий

Первые копья появились в раннем каменном веке. Как только человек научился делать резец, с помощью которого можно было заточить деревянную палку, меняется вооружение первобытности. Копье, а точнее острога, становится главным спутником людей той эпохи.

По сути это прямая палка, заостренна с одного края и с обожженным концом. Но она удобнее дубины во многих отношениях. В дальнейшем на эти палки начинают делать каменные наконечники.

Крепление могло быть двух видов. Либо наконечник привязывали к палке при помощи веревок или сухожилий, либо дерево расщепляли, и в образовавшийся расщеп вставляли наконечник, для верности так же стягивая сухожилиями или веревкой.

Копье было универсальным оружием.

Для охоты или уже тогда происходивших боевых столкновений его использовали и как оружие ближнего боя, и как . Что бы повысить дальнобойность, изобретена копьеметалка. Она представляла собой длинную палку, с ответвлением на конце.

Копье вкладывалось в эту палку, конец был на ответвлении, после чего охотник резко выкидывал копьеметалку вперед. Таким образом, увеличивался рычаг, и копье могло пролететь расстояние в разы большее, чем от броска рукой.

Копье для охоты постепенно отделилось в отдельную ветвь, отличия с боевым оружием были более чем значительны. Боевое копье в свою очередь тоже видоизменялось, и появлялись все новые разновидности его.


С появлением металлообработки копья получили новое дыхание. Металлические наконечники, более совершенные, делали копейщиков более эффективными в строю. Становится возможным делать широкие лезвия у наконечников для нанесения страшных ран, или наоборот, узкого, но обладающего большей пробивной способностью.

Основной боевой единицей становится группа воинов, ощетинившихся копьями.

Этот строй, известный как фаланга, просуществовал тысячи лет. Пехота, прикрытая щитами, выставившая по фронту копья, шла на врага.

Удар был сильным и неотразимым. Конница не смела и думать атаковать фалангу в лоб, так как копья надежно прикрывали пехотинцев. Были и недостатки у этого строя.

Активными были только первые два ряда, начиная с третьей шеренги, бойцы банально не доставали до противника, вступая в битву в случае гибели или ранения бойцов первых шеренг и напирая на них для продвижения вперед.

Кроме того применение фаланги требовало постоянного соблюдения строя и ровной местности. Иначе всадник с копьем, или луком мог пробить брешь в строю, расширить которую было делом нескольких минут.


С течением времени копья трансформировались, удлинялись, появлялись сариссы. Эта 8-метровая разновидность копья еще лучше прикрывала воинов, позволяла вступать в бой бойцам из более дальних шеренг. Кроме того, поднятые вертикально или под углом, такие копья прикрывали пехоту от обстрела, меняя траекторию стрел и сбивая их.

Обучение обращения с копьем воины проходили с детства.

Спартанские воины начинали постигать это искусство с 7 лет, а кочевые народы с возраста, когда мальчик мог держать в руках оружие.

В принципе копье почти всегда состояло из нескольких частей, а именно:

  • древко, или ратовище, деревянный стрежень;
  • сутан или бунчук, на некоторых видах копий, состоящий из конского волоса для впитывания крови;
  • наконечника, состоящего в свою очередь из пера, втулки и, на некоторых видах, шейки.

Если рассматривать оружие по периодам времени, то средневековое копье значительно отличается по своему устройству и применению от копья гастата античности или кавалерийской пики ХХ века.

Разница в материале, способе крепления наконечника и наконец, в форме и размерах самого наконечника копья.

Распространение копий

Рассматриваемый вид вооружения годился не только для пехоты. С момента приручения человеком лошади и создании первых прообразов конных воинов можно говорить об их вооружении копьями.

Конечно, вплоть до изобретения стремян об эффективном повсеместном использовании кавалерией копий говорить сложно. В истории есть исключения.

Македонский гейтар, всадник личной охраны Александра Великого, имел на вооружении короткое копье.

Знаменитые катафрактарии, использовавшиеся Парфянским царством и многими государствами Кавказа и Причерноморья, так же использовали копья.

Тактика использования кавалерией копий до стремян была следующая. Конный воин либо зажимал подмышкой копье, либо привязывал его к шее лошади. Использовать копье в конном бою, особенно на большой скорости, что являлось самой эффективной тактикой, было опасно для самого всадника.

Пехота так же не могла обойтись без копий. Важную роль в развитии этого вида оружия играет римская армия. Легионеры впервые получают в качестве основного оружия , но копья у них все равно остаются. Они трансформируются в пилумы, тяжелые метательные орудия, используемые перед атакой.


Особенность пилума в том, что наконечник выкован из металла на большую длину. Попадая в защитное снаряжение противника, пилум застревал в нем и гнулся, мешая бойцу противника драться в полную силу. Легионер мог наступить на древко и пригнуть щит к земле.

Стремена совершили настоящую революцию в военном деле. На первый план выходит тяжелая кавалерия, использующая для первого и часто решающего удара копья.

Пехота, для того что бы защититься от конницы, принимает на вооружение пики, более легкие и длинные, чем копья предыдущего времени.

Тактика использования их против всадников состоит в том, что бы первый ряд уперев пики в землю, создав частокол, через который не сможет прорваться лошадь, второй и третий ряды удерживают пики на руках, почти вслепую коля как пехоту, так и конницу противника.

Копейщики по-прежнему составляют основу армий мира. Остаётся на вооружениии и метательное копье, называемое на Руси сулицей.

Расцвет боевого применения

Копья и пики использовали практически безостановочно во все времена, но наибольшую эффективность они показывали в древности и в эпоху рождения огнестрельного оружия. Огнестрел решил главную проблему копья, невысокую дальность стрельбы или невозможность достать противника на расстоянии.


С XVI века начинают формироваться объединенные построения, где вооруженные аркебузами и мушкетами воины прикрываются пикинерами. Вершиной такой тактики можно назвать терции, испанские полки объединенной копейной пехоты с мушкетерами и вооруженными клинковым оружием воинами.

Кавалерия так же активно использует данный вид оружия. Можно выделить легкие образцы и длинное рыцарское копье. Последние на несколько метров превышали по длине первые и служили для прорыва сквозь вражеский пехотный строй.

Первые, наибольшую известность получившие как казацкие копья, или по-другому пики, служили не только для уколов, но и для фехтования.

Сохранилось много упоминаний о том, как казаки били пиками конников и пехоту противника.

Это позволяло так же использовать пику многократно, в отличие от рыцарских копий, часто разламывавшихся в руках. Копье казака в отличие от тяжелых пик регулярной кавалерии было более легким и коротким.

Всего же от развития копья и пики произошли такие виды вооружения как:

  • алебарда, пика с небольшим топориком и крюком для стаскивания всадника с лошади;
  • длинное копье рыцаря – турнирная пика;
  • протазан, копье с широким лезвием и крестовиной для удержания тела на острие;
  • , нежели у протазана, предназначенная для охоты;
  • трезубец и боевые вилы, копье с тремя или двумя наконечниками для возможности обезоружить противника.

Кроме того существовали и эрзац-копья, такие как прикрученные или иным образом закреплённые на длинном древке ножи.


Длинное копье, полученное таким образом, зачастую, использовали для вооружения отрядов ополчения.

Закат эпохи копий

С усовершенствованием огнестрельного оружия пики и копья сходят на нет. Изобретение сначала багинетов, а затем и штыков делает нецелесообразным вооружение значительной части бойцов пиками и копьями.

К началу XIX века это оружие остается у считанных родов войск европейских армий, улан и казаков.

У сержантов и офицеров кое-где продолжают оставаться алебарды или протазаны, признаваемые всеми анахронизмы, скорее декоративные детали, нежели боевое оружие.

Продержалась пика на вооружении еще столетие. В годы Первой мировой и последовавшей Гражданской войн пики уже считались анахронизмом и почти не применялись. На вооружении польской армии они просуществовали до 1939 года. Последнее боевое применение пик в конном строю мифологизировано.


Согласно источникам, польская кавалерия атаковала немецкие танки с пиками наперевес. Однако это не подтверждается, за исключением пары случаев, когда кавалеристы совали копья в смотровые щели рвущихся к Варшаве, танков вермахта. После этого данное оружие можно увидеть в руках реконструкторов и людей из киноиндустрии.

Копье в истории и культуре

Столь долгое употребление образца не могло не оставить след в культуре. Наиболее знаменитым и ценным копьем в Европе считается копье Лонгина, римского легионера, по легенде, смертельно ранившего Иисуса Христа.

Современные исторические фильмы все больше отдают дань важности этого вида оружия.

Множество кинокартин написаны на основе историко-художественной литературы, описывают как тактику, так и особенности использования копий и пик боях. Истории, связанные со спартанцами и македонцами, испанскими терциями и казачьими частями раскрывают важность этого оружия, его роль на полях битв минувших столетий.

Видео


Техника боя на поллэксах

Техника боя дуэльными топорами или молотами была простой и эффективной. Одной стороной топора можно было рубить противника, зубцом или молотом обуха можно было наносить тупые удары, а длинным острием колоть соперника. Оружие держали широко расставленными руками за древко, что позволяло наносить сильные удары, стремительно манипулировать оружием и с большой силой парировать удары противника. Правой, доминирующей рукой топор держали за древко на расстоянии приблизительно восемнадцати дюймов от топора. Эта ведущая рука часто была защищена круглой гардой, напоминающей гарду копья. Вторая рука оставалась незащищенной, так как по этому месту древка удары не наносились. Удары парировали так же, как дубиной или как старой доброй винтовкой во время штыкового боя. Удары наносили, как правило, довольно медленно – в самом деле, каждый удар должен был наноситься неторопливо и весьма расчетливо.

Вот название частей поллэкса:

dague (колющий шип на верхушке)

maillet (головка в виде молотка)

bec de faucon (изогнутый шип)

la croix (верхняя часть древка и вся головка)

queue (шип на нижнем конце древка)

Demy-hache (средняя часть древка)

Также можно выделить пять видов защит-верхнее, внешнее, внутреннею, нижние внешнею, нижние внутреннею. Также существует четыре основных стойки-средняя, обратная, нижняя обратная подвешенная. Ниже будут подробно рассмотрены данные стойки. Средняя стойка является основной «копейной стойкой. Обратите внимание, что croix поллэкса держится крестообразно, чтобы было легче блокировать удары maillet. Ведущая атака из этой позиции - укол верхним шипом. Обратная стойка популярна у бойцов, предпочитающих рубящую технику. Она очень агрессивна и позволяет нанести как верхний удар топором, так и укол нижним концом, обеспечивая при этом хорошую защиту. Кроме того, она не позволяет «связать» croix вашего оружия. Нижняя обратная стойка встречается в нескольких иллюстрациях у Талхоффера. Она выглядит обманчиво открытой и незащищенной. Однако, из нее удивительно легко как стремительно атаковать, к примеру посредством укола нижним концом и ударом молотка(лезвия) сбоку, так и переместиться в обратную позицию, просто подняв заднюю руку. Подвешенная стойка является примером превосходной защитной стойки, предлагающей боковые удары maillet и уколы нижним шипом в качестве предпочтительных атак. Из подвешенной стойки можно быстро перейти в среднюю стойку, опустив заднюю руку к бедру. Если при этом передняя рука пойдет вверх, движение головки по большому кругу завершится мощным ударом молотком сверху.

В течение XV в. на основе изучения принципов боя мечом одной рукой была создана теория такого боя; на эту тему написаны многочисленные «боевые книги», полные живых изображений способов владения оружием.(Изображение 15) Во многих приемах использовались элементы акробатики, хотя удары парировали мечами. Кроме того, в бое сохранилось много элементов чисто силового единоборства. Рыцарь должен был уметь захватить руку противника, держащую меч, захватить своей рукой, держащей меч, противника за шею и ударить его головкой рукоятки в ухо. После этого рыцарь пропускал крестообразную гарду между коленями противника и резким рывком валил его наземь. Очень часто рыцарь перехватывал меч за клинок, сближался с соперником и бил его головкой эфеса шпаги или меча в лицо. Иногда рыцарь пользовался для парирования ударов маленьким круглым щитом, надевавшимся на левую руку, в иных случаях для этого пользовались взятым в левую руку кинжалом, а иногда рыцарь просто обматывал левую руку полой плаща. Такой способ фехтования получил особенно широкое распространение в Испании, где начиная с шестидесятых годов XV века на рукоятках мечей появляются дополнительные приспособления для защиты пальцев от клинка противника.

В Испании родилось и выражение, которому мы обязаны появлением слова «рапира». Во второй половине XV в. новый способ фехтования сделал возможным и даже необходимым ношение оружия без доспехов. В 70-х гг. XV в. в испанской литературе появляется новое выражение «espada de ropera», что в дословном переводе означает «костюмный меч», то есть меч, который носят с обычной одеждой. Французы переняли слово «ropera», обозначив им способ ношения оружия, которое и назвали «rapiere». Обычай этот распространился и в Англии, где оружие было названо рапирой. В германских странах колющий меч всегда называли «degen», что, собственно, и означало «колющий меч», и там никогда не употребляли испанское по происхождению слово «рапира». В поединках соперничавшие между собой рыцари должны были сражаться одинаковым оружием – копьем против копья, мечом против меча, топором против топора и т. д. Но в сражениях все обстояло по-другому. В битвах мечу могли противостоять и булава, и топор или что угодно другое. Перипетии битвы были таковы, что иногда рыцарь оказывался вооружен одним лишь кинжалом. Поэтому в подготовке воина большое внимание уделяли тому, чтобы он умел владеть всеми возможными видами оружия и мог отражать удары любого вида оружия.


Изображение 15. Фрагмент из книги Талхоффера, 1467 г.

Техника боя на копьях

Длинное копье слишком велико и слишком много весит, чтобы можно было держать его в руке на весу. Оружие приходится держать под правой рукой и крепко прижимать древко к груди. Форма грудной клетки такова, что прижатое к ней и направленное вперед копье отклоняется влево под углом тридцать градусов, таким образом, если держать копье крепко, а иначе держать его нельзя, оно не будет направлено точно вперед от правого бока рыцаря. В Средние века копье держали именно так-наискось, по диагонали, так что его острый конец был направлен в промежуток между корпусом воина и шеей коня, при этом острие копья было повернуто влево. Рыцарю следовало позаботиться о том, чтобы этот угол не был слишком тупым, так как в этом случае сила, переданная на расположенный справа тупой конец копья, грозила при столкновении вышибить его из седла. Мы уже не говорим о противнике, который изо всех сил старается сделать то же концом своего копья в момент сшибки. Сила удара при столкновении двух тяжеловооруженных и одетых в доспехи всадников была огромной, и вся скорость и вес концентрировались в крошечном кончике копья. Часто при ударе древко ломалось. Когда на смену кольчуге пришли металлические латы из закаленной стали, щиты перестали использоваться в рыцарских поединках. Гладкие, отполированные, скругленные стальные пластины великолепно отклоняли и отражали самые сильные удары. Перекрывания отдельных металлических пластин выполнялись таким образом, чтобы при любом направлении удара кончик копья не попал в промежуток между пластинами и не разорвал латы.

Для того чтобы правильно провести поединок, требовалась постоянная практика и сноровка-самая большая, нежели во всех других видах боя. В последний момент перед столкновением-надо было сгруппироваться, привстать на стременах и в момент нанесения удара всем телом стремительно податься вперед. При этом крепко держать щит под таким углом, чтобы копье противника скользнуло по нему и отклонилось влево. Кроме того, необходимо было в последний момент уловить, куда именно хочет соперник нанести удар. Если удар был нацелен в голову, то надо было так ее наклонить, чтобы копье скользнуло по шлему. Все это требовало невиданной сноровки и великолепной реакции.

Способы обучения бою копьем были просты. Основное, что требовалось-это на скаку верно поражать мишени копьем. Самым лучшим из известных упражнений было упражнение со столбом-мишенью, который являлся довольно хитроумным приспособлением. Он представлял собой вертикально врытый в землю столб, на котором горизонтально вращалась доска, к одному концу которой была прикреплена мишень, обычно в виде сарацина, а к другому-мешок с песком. Высота, на которой располагалась такая горизонтальная, вращающаяся вокруг оси столба перекладина, равнялась приблизительно семи футам. Если мишень поражали правильно, то есть в нужное место, то перекладина вращалась на четверть окружности и останавливалась, если же удар был нанесен неправильно, то перекладина описывала полуокружность и мешок с песком бил проезжавшего мимо рыцаря по спине.

Менее хитроумным, но более практичным способом тренировки была тренировка с петлей; на ветку высокого дерева подвешивали петлю из веревки или какого-либо иного материала. Надо было на полном скаку поразить концом копья петлю. То же самое делали с куском материи. Если вы захотите попробовать сделать это теперь, то можно воспользоваться пустой консервной банкой или любой другой мелкой мишенью, в которую трудно попасть копьем и которая останется на наконечнике в случае удачного удара.



И сабель. И пускай оно не окутано таким героическим и романтическим ореолом, как клинковое оружие, но именно копье на протяжении долгих столетий верой и правдой служило как пехотинцам, так и всадникам. Оно не стало таким узнаваемым символом войны, как меч или шпага, но, несмотря на это, копье было основным и оружием греческих гоплитов, и швейцарских пикинеров, и закованных в броню средневековых рыцарей. Вопреки распространенному мнению, наиболее популярным оружием и в древнем мире, и в эпоху Средневековья был не меч, а именно копье.

Копье – это наиболее распространенный вид древкового оружия, оно состоит из длинного деревянного древка и наконечника. Копья (довольно условно) можно разделить на две большие группы: метательные и предназначенные для использования в ближнем бою. А по своему функционалу копья относятся к метательному, колющему и колюще-режущему оружию.

Сегодня мы не можем сказать точно, когда произошло создание копья. Вероятно, что это оружие было впервые изготовлено еще до появления на планете Homo Sapiens. Военная история копья закончилась только в середине прошлого столетия.

И этому есть несколько объяснений. Во-первых, это оружие было очень дешевым, изготовление копья не представляло никаких трудностей и требовало минимум времени и ресурсов. Именно поэтому копьями были вооружены участники многочисленных крестьянских восстаний, которые не могли позволить себе более совершенное и дорогое оружие. Во-вторых, работа копьем не требовала такой долгой подготовки, которая была абсолютно необходима для овладения другими видами оружия (меча или лука). При этом копье очень эффективно. Перерубить древко копья в бою не так уж и просто, вероятнее всего, удар придется по касательной. Кроме того, нередко древко копья оковывали железом, чтобы укрепить его. Ну а в-третьих, копье является очень универсальным оружием, оно подходит и для всадника, и для пешего воина. А при необходимости его можно и метнуть в противника.

Для метания был придуман специальный вид копья – дротик . Для улучшения «летно-тактических» характеристик дротики были должным образом сбалансированы и уравновешены. Подобные метательные мини-копья были известны уже в каменном веке.

Копье широко представлено в мифологии разных народов. Это символ агрессивных намерений, воинственности, натиска. Короткое копье – непременный атрибут греческой Афины Паллады, его использовал скандинавский Один, с этим оружием изображался ассирийский бог Баал. Копье индийского бога войны Индры является символом победы.

В христианской традиции копье - это один из символов страдания и смерти Христа. Согласно библейским преданиям, именно им был нанесен «удар милосердия» распятому Иисусу. В настоящее время наконечник Копья Судьбы - одна из самых почитаемых христианских святынь.

Копье можно назвать настоящим долгожителем среди холодного древкового оружия. Кавалеристы использовали пики до середины прошлого столетия. В настоящее время копье используется только в качестве спортивного снаряда, метание копья – это олимпийский вид спорта. Изготовлением копий занимаются немногочисленные реконструкторы и любители исторического оружия. Любой желающий может найти в интернете материалы на тему «Как сделать копье своими руками». Даже сегодня создание копья не представляет особенных сложностей.

Классификация копий

На самом деле термин «копье» является довольно общим. Под ним подразумевается большое количество разных видов древкового оружия, которые иногда отличались друг от друга весьма значительно. Внешний облик копья обуславливался в первую очередь особенностями его применения. Говоря другими словами, размеры и форма оружия зависели от того, кто использовал его в бою, пеший воин, кавалерист и против кого его направляли. В отдельную группу можно выделить легкие копья, предназначенные для метания в противника.

Считается, что для изготовления древка длинного рыцарского копья Средневековья брали самое хрупкое дерево. Для чего это делалось? Расчет был на то, что копье сломается после первого же удара. В бою всадник мог двигаться со скоростью 10 метров в секунду, что обеспечивало ему значительное количество кинетической энергии. Если же навстречу друг другу неслись два рыцаря, то энергия их столкновения увеличивалась кратно. На такой скорости удар по цели вполне мог привести к падению всадника и лошади. Поэтому перелом копейного древка выглядел куда предпочтительней перелома руки или шеи рыцаря. Позже выражение «ломать копья» стало синонимом любого поединка.

Любое копье состоит из древка (ратовища) и наконечника. Древко изготавливалось из дерева и могло иметь различные размеры. Наконечник копья, как правило, был выполнен из металла. Изначально его просто привязывали к внешней стороне древка, но позже способ крепления значительно усложнился. Наконечник состоял из клинка, тулеи – трубки, в которую вставлялось древко, – шейки, находившейся между трубкой и клинком. Иногда нижний конец древка оковывался железом. Наконечник одевался на древко как перчатка, для дополнительной фиксации использовались небольшие гвозди или же веревка (полоски кожи). Существовал и другой способ крепления наконечника к древку: его могли просто вбивать в дерево, расклинивая его.

Копья сильно отличались по своей длине. Она варьировалась от 1,5 до 7 метров. Причем особенно длинные копья были оружием пехотинцев и использовались как против пешего строя противника, так и в качестве средства защиты от вражеской кавалерии. Понятно, что подобные типы копий можно было применять только в сомкнутом строю.

Надо признать, что мы не располагаем полной информацией о конструкции некоторых античных и средневековых копий. Так, например, не существует детального описания знаменитого греческого копья сариссы, античные авторы сильно разнятся относительно длины этого оружия (от 3 до 7 метров). Археологами были найдены металлические втулки, которые, возможно, служили для соединения составных частей сариссы в одно целое. Однако в письменных источниках нет упоминаний о том, что это копье состояло из нескольких частей. Кроме того, в этом случае при такой длине копья прочность на месте соединения была бы явно недостаточной.

Отдельно следует выделить метательные копья. В принципе, границы этой группы оружия несколько размыты, так как метнуть в противника можно любое более-менее короткое копье. Специализированным метательным оружием был дротик, создание копья подобного типа произошло еще в каменном веке. Дротик – это короткое легкое копье с длиной 1,2-1,5 метра и весом около одного килограмма. Некоторые из них и вовсе весили 200-300 гр. На Руси дротики назывались сулицами. Одним из главных отличий дротиков от обычных «рукопашных» копий была форма их наконечника. Как правило, их делали так, чтобы они застревали во вражеских щитах или доспехах.

Еще в каменном веке для дротиков было придумано специальное приспособление – копьеметалка. Она представляла собой дощечку или ременную петлю с упором для копья. С ее помощью метатель мог забросить свой снаряд на гораздо большее расстояние. Копьеметалки практически вышли из употребления после появления лука.

Дротики были весьма распространены в период Античности и в Средние века. Обычно их использовали народы, которые не имели хороших и мощных луков. Весьма хорошими метателями дротиков были древние греки, македонцы и римляне. Дротики были гораздо тяжелее стрел, поэтому они имели большую пробивную силу по сравнению с луком. В Европе этот вид оружия снова получил популярность примерно с XIII века, когда производство стали значительно увеличилось.

Еще одной особенностью копий, кроме их размеров, являлась форма их наконечника. Она могла быть жалообразной, листообразной, ромбовидной, кинжалообразной. Широкое распространение доспехов привело к появлению узких граненых наконечников, подобное острие копья могло справиться не только с кольчугой или кожаным панцирем, но и пробить пластинчатый доспех .

История копья

Взять в верхние конечности длинную острую палку, чтобы тыкать ею в своих оппонентов, додумалась еще обезьяна. Это оружие уже можно назвать прототипом копья. Создание копья с каменным наконечником приписывается нашим предкам-кроманьонцам. Первоначально это оружие, вероятно, использовалось для охоты и защиты от хищных животных. И оно давало первобытным охотникам огромное преимущество.

Старейшие копья, найденные археологами, имеют возраст 300 тыс. лет.

Даже короткое копье держит противника на дистанции в полтора метра и позволяет охотнику избегать острых клыков и когтей зверя. Человек мог с безопасного расстояния тыкать в тушку какого-нибудь леопарда или медведя, не опасаясь получить серьезное ранение. А в случае необходимости это оружие можно было и метнуть в противника. Вопроса «как сделать копье» тогда не существовало: ведь камни и дерево всегда были под рукой.

После знакомства человека с металлами наконечники копий стали делать медными, а потом и бронзовыми. Это позволило сделать их значительно прочнее и острее. Изначально существовало два вида копий: метательные и рукопашные, причем, вероятно, метательный тип этого оружия преобладал.

После возникновения тактики сомкнутого строя копье для рукопашного боя стало основным оружием воинов. От метательного копья оно в первую очередь отличалось своим балансом.

Наиболее знаменитыми античными копьеносцами были македонские воины, а самым известным видом длинного копья древности, без сомнения, является сарисса. Это необычайно большое копье (до 7 метров) с противовесом и небольшим наконечником. Изготовление копий подобного типа было поставлено на поток в Древней Греции. Именно этим оружием пользовалась знаменитая македонская фаланга. Можно сказать, что создание копья подобного типа и тактики его использования в сомкнутом строю стало запорукой блистательных побед Александра Македонского.

Римляне не были такими фанатами копий, как греки. Тем не менее копье являлось штатным оружием легионеров, правда, копье это было метательным. Знаменитый римский пилум состоял из древка и очень длинного наконечника, который часто изготавливали из мягкого железа. В бою целью пилумов были не только тела врагов, но и их щиты. Это короткое копье весило 1-1,7 кг, застряв во вражеском щите, оно своей тяжестью заставляло опустить его. Ну а дальше в ход вступали гладиусы.

Не следует думать, что копья использовала только пехота. Всадникам также пришлось по душе главная конструктивная особенность этого оружия – его длина. Метательными дротиками пользовались сарматские и скифские всадники, копья в качестве ударного оружия конного воина начали использоваться после появления тяжелой кавалерии. Для этой цели использовалось обычное пехотное копье, у которого несколько меняли центр тяжести за счет массивного противовеса.

До появления стремени кавалерийское копье удерживали в поднятой руке и наносили удар противнику сверху вниз, минимизируя таким образом опасность всадника вылететь из седла после удара

Изобретение стремени дало новый импульс распространению кавалерийских копий. Стремена позволили всаднику прочно удерживаться на коне и наносить копьем мощные, акцентированные удары. Самым известным кавалерийским копьем всех времен и народов, без сомнения, является лэнс или длинное рыцарское копье. Оно было основным оружием средневековой европейской тяжелой кавалерии. Его длина могла достигать 4,5 метра, а масса – 4 и более килограммов. Древко этого оружия было более массивным по сравнению с большими пехотными копьями.

Следует отметить, что лэнс появился не сразу. Сначала европейская кавалерия использовала обычные копья, но позже они были модернизированы и максимально «заточены» под условия конного боя. Они стали длиннее, появился специальный щиток, защищающий руку, примерно в XV веке кавалерийские копья стали упираться ток доспеха, что снижало нагрузку на руку всадника.

В эпоху Средневековья кавалерия использовала копья не только для уничтожения пехоты, но и против вражеских всадников. Копейная сшибка двух закованных в броню конных рыцарей – это настоящая «визитная карточка» Средневековья.

Еще одним известным видом древкового оружия конницы является так называемая кавалерийская пика, которая вошла в широкое употребление примерно в XVII столетии. Она имела гораздо более скромные размеры по сравнению со своим пехотным аналогом: длину до 3 метров и массу до 2,5-3 кг. Кавалерийская пика использовалась вплоть до середины XX века. В Первую мировую войну в российской армии ею вооружались первые шеренги казачьих и уланских полков.

Наиболее известным пехотным копьем Средневековья является пика. Это длинное копье, его размеры могли достигать пяти-шести метров, а общий вес - четырех-пяти килограммов. После появления стремян в Средневековой Европе тяжелая кавалерия превратилась в главную ударную силу любой армии. В полный рост встал вопрос защиты от нее пехотных порядков. Ответом на новую угрозу стало появление пехотной пики: сомкнутый строй пикинеров был способен остановить любую атаку конницы неприятеля. Пики не имели противовеса, поэтому для удержания этого оружия требовалась недюжинная физическая сила.

Пикой не наносили ударов, ее просто направляли в сторону противника и наступали. Позже пикинеры служили защитой для мушкетеров – бойцов, вооруженных по последнему слову тогдашней военной техники.

Свое боевое значение тяжелая пика стала терять только после появления на полях сражения мобильной артиллерии, примерно в XVII веке. Сначала на ее место пришла легкая пика (длина до 3 метров), а затем она полностью была вытеснена штыком.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них