Оружие ураган. От «Катюши» до «Торнадо»: как совершенствуются российские реактивные системы залпового огня. Рсзо "смерч": описание

Вступление

Реактивная система залпового огня УРАГАН очень старое изделие. Вспомнить про неё пришлось только потому, что Украина активно применяет РСЗО УРАГАН в войне против Донецкой и Луганской республик.




Устройство и история разработки РСЗО УРАГАН

Как обычно всё началось с желания создать реактивную систему, которая могла бы обстреливать противника с расстояния исключающего ответный удар. В пятьдесят первом году прошлого века на вооружение была принята реактивная установка БМД-20. Она имела ракету калибром двести миллиметров и длиной около трёх метров. Боевая часть содержала тридцать килограммов взрывчатого вещества. Основным недостатком была не большая дальность стрельбы - всего восемнадцать километров. Много проблем доставлял не складывающийся стабилизатор ракеты. Из за него пусковые направляющие получались весьма громоздкими.
Поэтому начались разработки различных вариантов ракеты со складывающимся стабилизатором и увеличенной дальностью. Калибр ракеты постепенно увеличивался и достиг двухсот двадцати миллиметров. Не знаю почему но мне этот калибр органически не приятен. Я бы сделал ракету калибра двести сорок миллиметров, благо ракеты такого калибра стояли на вооружении советской армии.
Сама пусковая направляющая представляет трубу с двумя пазами. Ракета входит своими выступами в эти пазы и при пуске получает небольшое вращательное движение. Сначала пытались разместить двадцать пусковых труб, но получилось слегка громоздко. Поэтому на вооружение приняли РСЗО УРАГАН с шестнадцатью пусковыми трубами. Самое смешное что ураган во время урагана стрелять не может. При ветре более двадцати метров в секунду стрелять запрещается, видимо боятся что ветер погнёт ракету при выходе с направляющих.
Сами направляющие установлены на машине повышенной проходимости ЗИЛ-135ЛМ, которая имеет четыре ведущих оси и колёса большого диаметра.





На нижней фотографии видно два домкрата, которые перед залпом опускаются на землю. Эти домкраты уменьшают раскачивание машины во время залпа и улучшают кучность стрельбы.
Машина имеет два двигателя мощностью сто восемьдесят лошадиных сил, которые расположены сразу за кабиной. Запас топлива составляет пятьсот литров. Топливо находится в основном баке ёмкостью триста литров и двух запасных по сто литров. Запаса топлива хватает на пятьсот семьдесят километров. Максимальная скорость по шоссе шестьдесят пять километров в час.
Углы наведения пусковой установки в вертикальной плоскости составляют то плюс пяти до пятидесяти пяти градусов. В горизонтальной плоскости направляющие могут наводиться на тридцать градусов в обе стороны.
Для заряжания предназначена специальная машина, которая перевозит шестнадцать ракет и имеет приспособления для заряжания РСЗО УРАГАН. Сделана она на том же шасси что и пусковая установка.




На носу у ракет надеты смешные тазики. Это такое специальное приспособление для уменьшения дальности стрельбы. Просто РСЗО УРАГАН физически не может стрелять близко. Поэтому на ракету надеваются приспособления увеличивающие её сопротивление в полёте и уменьшающее дальность стрельбы. По моему мнению про кучность стрельбы в этом случае можно забыть.

Если увеличить фотографию то можно рассмотреть тазик на носу летящей ракеты.

Ракеты РСЗО УРАГАН

Ракеты самые обыкновенные, по сравнению с даже немного примитивные. Но именно эти ракеты первые получили кассетные боевые части.

Ракета 9М27Ф

Самая простая - имеет фугасную боевую часть. Дальность стрельбы максимальная тридцать пять километров. Дальность стрельбы минимальная десять километров. Если надеть на нос ракеты тазик то минимальная дальность стрельбы уменьшится до восьми километров.

1. длина ракеты - 4833 миллиметра
2. вес ракеты - 280 килограммов
3. вес боевой части - 99 килограммов
4. вес взрывчатого вещества - 49 килограммов

Ракета РСЗО УРАГАН 9М27К

Это первая ракета с кассетной боевой частью. В ней находилось тридцать осколочных боевых элементов. Располагались они пятью секциями по шесть штук вокруг центральной трубы.




Боевой осколочный элемент весит 1,85 килограмма, содержит триста грамм взрывчатого вещества и имеет триста пятьдесят готовых поражающих элементов. Поражающие элементы представляют цилиндры из твёрдой стали запрессованные в полиэтиленовую втулку. Тол­щи­на про­би­вае­мо­го сталь­но­го лис­та готовым поражающим элементом:
1. на рас­стоя­нии 10 метров - 6 миллиметров
2. на рас­стоя­нии 50 метров - 3,5 миллиметра
3. на рас­стоя­нии 100 метров - 2 миллиметра

Ракеты РСЗО УРАГАН для минирования местности.

Есть три вида таких ракет. Две предназначены для постановки танковых мин и одна несёт противопехотные мины.
Боевая часть ракеты 9М27К2 содержит двадцать четыре противотанковые мины ПТМ-1. Это очень древняя мина, всё что она может это перебить гусеницу танка.

По фотографии не очень понятно, поэтому придётся объяснять на пальцах. Мина имеет форму призмы с тремя гранями. Мины располагаются вокруг центральной трубы боевой части по восемь штук в три ряда. Недостаток мины в том что для её подрыва надо на неё наехать. Корпус танка она не повреждает. То есть она выводит танк из строя но не уничтожает.

Что бы каждый раз не повторятся расскажу на примере этой боевой части как работает кассетная боевая часть с любыми минами. Перед залпом задаётся время раскрытия боевой части. По истечению заданного времени полёта ракеты поджигается пороховой заряд. Из за повышения давления взводятся взрыватели боевых элементов и одновременно активизируются системы замедления. Дальнейшее повышение давления разрывает корпус ракеты и мины рассеиваются на определённой площади. Система замедления блокирует взрыватель на некоторое время, что бы он не сработал в момент падения мины. После определённого промежутка времени система блокировки взрывателя мины отключается и мина становится в боевое положение.

Боевая часть ракеты 9М59 содержит всего девять мин ПТМ-3.




Правда эта мина намного эффективнее предыдущей. Она выполнена в форме призмы с четырьмя плоскостями. Все плоскости мины и один её торец имеют кумулятивные выемки. Взрыватель реагирует на изменение магнитного поля и срабатывает под любой точкой танка. Если наехать на мину гусеницей то танк получит только повреждение ходовой части. А вот если мина взорвётся под днищем танка, то танк будет безусловно уничтожен. Так же мина взрывается при попытке перемещения.
Боевая часть ракеты 9М27К3 содержит триста двенадцать противопехотных мин ПФМ-1С.



Мина содержит всего сорок грамм взрывчатого вещества и имеет пластиковый корпус. Осколков она практически не даёт, просто отрывает ступню наступившему на неё. Из за того что мина имеет не большое крыло, которое увеличивает площадь рассеивания мин, её называют лепесток или бабочка.

Немного экзотики для

Ракета 9М51 имеет объёмно детонирующую боевую часть и малую дальность полёта - от пяти до тринадцати километров.
1. масса ракеты - 256 килограммов
2. масса боевой части - 143 килограмма
3. масса взрывчатого вещества - 30 килограмм
Так же все рассказывают о ракете с зажигательной боевой частью для РСЗО УРАГАН, но что у неё внутри никто не знает.

Применение РСЗО УРАГАН в Новороссии

Украинская армия активно применяет РСЗО УРАГАН по Луганску и Донецку. Свидетельством этого являются многочисленные скелеты оставшиеся после срабатывания кассетных боевых частей и не взорвавшиеся осколочные боевые элементы.









По фотографии скелета боевой части трудно понять кто её выпустил РСЗО УРАГАН или Смерч - надо подходить и диаметр мерить.
Правда безграмотные телевизионные ведущие рассказывают, что Украина бомбит Луганск и Донецк кассетными бомбами.

Разработка зенитного ракетного комплекса М-22 "Ураган" для советского Военно-морского флота была начата по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 13 января 1972 г. В данном Постановлении была задана разработка войскового ЗРК 9К37 "Бук". Данные комплексы унифицировались по зенитной управляемой ракете. Корабельный универсальный многоканальный комплекс средней дальности "Ураган" был разработан в НПО "Альтаир", главный конструктор Г.Н. Волгин.

Зенитная управляемая ракета 9М38

В ЗРК "Ураган" используется универсальная для сухопутных войск и ВМФ ракета 9М38, созданная Свердловским машиностроительным КБ "Новатор" под руководством главного конструктора Л.В.Люльева. В сухопутных войсках 9М38 входит в состав ЗРК "Бук".

Ракеты 9М38 и ее модификации (9М38М1 и другие) одноступенчатые с двухступенчатым твердотопливным двигателем. Ракета способна маневрировать с перегрузкой 20 g. Максимальная скорость полета ракеты 1200 м/с.

Ракета комплектуется полуактивной головкой самонаведения, автопилотом, активным радиовзрывателем, осколочной боевой частью, двухрежимным твердотопливным двигателем, а также турбогенератором и газовыми приводами, работающими на горячем газе. Перед пуском ракеты системами самоходной огневой или пускозаряжающей установок формируется полетное задание. С целью максимального использования возможностей ракеты и расширения зоны поражения комплекса используется дополнительная информация, передаваемая на борт ракеты по линии радиокоррекции. Для приема сигналов радиокоррекции полета в ракете имеется специальный канал приема и обработки получаемой информации.

Наведение ракеты на цель осуществляется по методу пропорциональной навигации по сигналам полуактивной радиолокационной головки самонаведения, имеющей в своем составе бортовой вычислитель. На каждую цель может наводиться одновременно до 3-х ракет.

Поражение цели производится боевыми частями, в состав которых входят активно-импульсный радиовзрыватель, боевая часть осколочно-фугасного действия и система контактных датчиков. Радиус зоны поражения целей - 17м. Контактный подрыв боевой части используется при стрельбе по надводным целям.

Зенитная управляемая ракета поставляется на флот в стеклопластиковом транспортном контейнере, полностью готовая к боевому применению без проверок бортовой аппаратуры, и не требует регламентных работ в течение длительного срока эксплуатации (до 10 лет) во всех климатических зонах.

Технические характеристики зенитной управляемой ракеты

Масса боевой части ракеты, кг 70
Длина ракеты, мм 5550
Масса ракеты, кг 690

Пусковая установка МС-196

Пусковая установка ЗРК М-22 © НПО "Альтаир"
Антенные посты РЛС подсвета цели © НПО "Альтаир"

Пусковая установка МС-196 (индекс МО 3С-90) - палубная наводимая, станкового типа с одной пусковой балкой и нижней подвеской ракеты. Устройство хранения барабанного типа с двумя концентрическими рядами вертикально расположенных направляющих, предназначенных для крепления 24 ракет. Темп схода ракет с одной ПУ - 12 секунд. Вес ПУ без ракет 30 тонн. Площадь погреба 5.2 х 5,2 м, глубина - 7,42 м. Темп схода ракет - 12 с.

ПУ разработана КБ "Старт" (бывшее ГКБКМ - компрессорного машиностроения), главный конструктор А.И.Яскин.

Система управления

Корабельный зенитный ракетный комплекс "Ураган" не имеет своей радиолокационной станции обнаружения целей, поскольку по мнению конструкторов создание системы обнаружения, дублирующей основную общекорабельную станцию, приведет к неоправдано большим трудозатратам и весогабаритным характеристикам комплекса. Поэтому информацию "Ураган" получает от общекорабельной трехкоординатной радиолокационной станции обнаружения и целеуказания.

В состав системы управления комплекса входят приборы отображения информации и управления стрельбой, цифровой вычислительный комплекс, система подсветки целей и система телевизионных визиров. Радиопрожекторы системы подсветки размещаются на надстройках корабля таким образом, чтобы была возможность их максимального одновременного использования в любом направлении.

Корабельная система управления ЗР-90 функционировала от установленной на грот-мачте РЛС общего обнаружения МР-700 ("Фрегат-М"). Координаты всех обнаруженных целей поступали в центральный пост на прибор ОИ-5Ц (размножитель воздушной информации). Прожекторы радиолокационного подсвечивания целей (ОП-3), два экстраполятора целей (ОИ-14), прибор распределения целей (ОК-10ВП), телевизиры (ОТ-10), прибор управления огнем (ОК-10) и другие - вот довольно сложная цепь передачи первичной радиолокационной информации собственно к ракете. Теоретически станция управления способна была обеспечить сопровождение 24 целей и обстрел 19 (при наличии на корабле соответствующего числа телеоптических визиров и прожекторов подсветки), но на практике эти цифры составляли 12 и 6 целей соответственно.

Время готовности комплекса из холодного состояния не превышает 3 минуты. В ходе боя комплекс может работать в автономном режиме или с централизованным управлением от общекорабельных систем управления ПВО.

"Ураган" обеспечивает устойчивую работу в любое время суток, в любых метеоусловиях и при волнении моря до 5 баллов.

Испытания

В 1974-1976 гг. большой противолодочный корабль пр.61 "Проворный" был переоборудован в пр.61-Э (экспериментальный) для испытания комплекса "Ураган" с РЛС "Фрегат". С корабля были демонтированы зенитные ракетные комплексы "Волна", и на месте кормового разместили опытный образец нового многоканального ЗРК "Ураган". В дальнейшем планировалось установить два таких же носовых и по этому проекту модернизировать минимум четыре корабля. Этим планам не суждено было осуществиться, и "Проворный" остался единственным фрегатом пр.61, вооруженным ЗРК "Ураган". А сам "Проворный" в 1990 г. был сдан на лом.

Принятие на вооружение

ЗРК "Ураган" вооружены ЭМ пр.956. Головной ЭМ пр.956 "Современный" (заводской номер 861) был заложен в 1976 году, спущен на воду в декабре 1978 года, а летом 1980 года прошел приемные испытания на Балтике, 25 декабря 1980 года был подписан приемный акт.

Сам же ЗРК "Ураган" был официально принят на вооружение только в 1983 году. К середине 1992 года в строй введено 15 ЭМ пр.956 с этим комплексом.

Комплекс устанавливался на советских эскадренных миноносцах типа "Современный" (проект 956). С 1985 года по настоящее время было построенно 16 кораблей данного класса, а также после 2000 года будут построены 2 эсминца для ВМФ Китая.

На ЭМ пр. 956 установлены две пусковые установки ЗРК М-22, которые находятся соответственно в носовой и кормовой частях корабля непосредственно за артиллерийскими установками АК-130-МР184. Боезапас ракет - 48 штук.

Максимальная дальность поражения целей комплексом "Ураган" на высоте более 1 км составляет 25 км, на высоте 25 м и ниже - 12 км. Зона обстрела - 360о. Максимальная скорость поражаемых целей - 830 м/с. Число одновременно обстреливаемых целей (определяется комлектацией комплекса) - до 12 ед.

Экспорт

На экспорт корабельный ЗРК "Ураган" предлагается под наименованием "Штиль ". В настоящее время комплексы "Штиль" поставляются Китаю в составе вооружения ЭМ пр. 956Э, Индии - фрегата пр. 11356, ЭМ класса "Дели".

Модернизация

По данным А.Павлова на ЭМ пр. 956, начиная с "Безудержного", устанавливается модификация ЗРК "Ураган" - "Ураган-Торнадо". У нового комплекса увеличена в два раза дальняя граница поражения до 70 км (скорее всего это опечатка, и дальняя граница не более 40 км - прим. Вестника ПВО ), нижняя граница поражения снижена до 5 м.

В западной прессе было упоминание о другой модернизации ЗРК "Ураган" - "Еж". В этом комплексе предполагается применть новую универсальную ракету 9М317 от сухопутного комплекса "Бук-М2".

А. Павлов "Эсминец "Современный"

А.Широкорад "Ракеты над морем", журнал "Техника и Оружие" №5, 1996

А.В. Карпенко "Российское ракетное оружие 1943-1993". Санкт-Петербург, "ПИКА", 1993

В.В.Костриченко, А.А.Простокишин "Поющие фрегаты". Большие противолодочные корабли проекта 61.

Материалы предоставлены: С.В.Гуров (г.Тула)

Реактивная система залпового огня (РСЗО) "Ураган" предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых подразделений противника в местах сосредоточения и на марше, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной инфраструктуры, дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей в зоне боевых действий на удалении от 10 до 35км.

Учитывая принятие на вооружение в 1963 году Полевой реактивной системы М-21, Тульский Государственный Научно-исследовательский Институт Точного Машиностроения в инициативном порядке в 1963-1964 годах провел поисковую работу с целью исследования возможности создания более мощной системы по количеству взрывчатого вещества в залпе, более дальнобойной, при помощи которой было бы возможно решать в оперативном режиме боевые задачи на дальностях в диапазоне от 10 до 35-40 км.

В июне 1964 года в Министерство Машиностроения на рассмотрение был направлен "Проект полевой РСЗО системы "Ураган" с дальностью снаряда 35 км. В проекте предлагалось система, обладающая высокой маневренностью, скоростью передвижения до 70 км/ч, высокой проходимостью и возможностью открытия залпового огня за короткое время, которая могла бы быть использована для борьбы с живой силой, как открыто расположенной, так и укрытой в сооружениях полевого типа, огневыми средствами, танками, ядерным и химическим оружием и другими целями и объектами противника на дальностях до 35-40 км.

На основании приказа Министерства Оборонной Промышленности (МОП), датированного 28.12.1966 года, в 1967 году была начата НИР "Создание высокоточного ракетного комплекса залпового огня "Ураган" (НВ-121-66). Работа была окончена в декабре 1967 года с подтверждением возможности получения заданных характеристик, проведением теоретических проработок, стендовых испытаний двигателей, механизма задержки раскрытия стабилизатора, механизма отделения, аэродинамических продувок и стрельбы модельными снарядами и рекомендована на проведение опытно-конструкторской работы (ОКР).

Результаты проведенных работ были одобрены подсекцией №1 секции 1 НТС МОМ и тема рекомендовалась для проведения ОКР после устранения отмеченных недостатков.

Имеются и другие данные, согласно которым в 1967 году было закончено выполнение научно-исследовательской темы и разработан эскизный проект комплекса, подтвержденный стендовыми испытаниями узлов снаряда и пусковой установки, а также испытаниями стрельбой модельными снарядами. В результате проведенных работ сделан вывод о возможности и целесообразности создания комплекса “Ураган” со следующими характеристиками:

Комплекс “Ураган” с приведенными характеристиками превосходил штатную систему “Град” и значительно превосходил известные отечественные образцы, поэтому рекомендовался на проведение опытно-конструкторской работы.

На основании приказа Министра машиностроения и Министра оборонной промышленности от 27 февраля 1968 года №18/94 по основным требованиям в.ч. 64176 (исх. № а/774378 от 30 марта 1968 года) в III квартале 1968г. был закончен разработкой аванпроект комплекса “Ураган”.

Комплекс “Ураган” был предназначен для подавления и уничтожения живой силы и техники противника в местах сосредоточения на дальностях до 35 км.

Комплекс был разработан в составе:

  • неуправляемого реактивного снаряда;
  • боевой машины;
  • командирской машины;
  • транспортно-заряжающей машины.

В результате проведенных работ были получены следующие характеристики комплекса:

Для комплекса “Ураган” была показана возможность и целесообразность создания осколочно-фугасной боевой части, боевой части в специальном наполнении, а также кассетных боевых частей осколочного действия. Эти боевые части рекомендовались для проведения опытно-конструкторской разработки.
По боевым частям для дистанционного минирования противопехотными и противотанковыми минами и огневыми частями было необходимо провести исследовательские работы с изготовлением и испытанием опытных образцов.
В результате выполнения автопроекта была показана возможность применения радиотехнической пристрелки в целях повышения точности стрельбы. В случае применения радиотехнической пристрелки точность стрельбы комплексом “Ураган” могла быть получена не хуже ±1000 м.
Машина радиотехнической пристрелки могла быть создана как в виде самостоятельной командирской машины, так и в виде модификации боевой машины. В последнем варианте для размещения аппаратуры радиотехнической пристрелки должно было быть уменьшено число направляющих.
Вопрос о целесообразности создания в комплексе “Ураган” радиотехнической пристелки требовал дальнейших проработок.
Аванпроект комплекса “Ураган” был одобрен 2 Главным управлением (заключение исх. № I-6226 от 27.II.68г.) и решением подсекции №2 секции №I НТС Минмаша (исх. I-6224 от 4.I2.68г.) и рекомендован для проведения опытно-конструкторской работы.

Также имеются данные, согласно которым с целью устранения указанных недостатков, обнаруженных при проведении НИР, на основании приказа ММ и МОП №18/94 в 1968 году был разработан Аванпроект ракетного комплекса залпового огня "Ураган" и в сентябре 1968 года работа была рекомендована на проведение ОКР (из документа ТУЛГОСНИИТОЧМАШ (г.Тула) начала 70-х годов).

В 1969 году - начале 1970 года были проведены работы по составлению и корректировке тактико-технических требований на опытно-конструкторскую работу: “Армейская реактивная система залпового огня” “Град-3” (по изменениям начала 1970 года “Ураган”). Вероятно, это и есть ТТТ №0010 войсковой части 64176. В ее состав должны были входить боевая машина, транспортная машина, командирская машина, арсенальное оборудование. Предлагались следующие типы головных частей: фугасная (с заданным дроблением корпуса), кассетные осколочного действия, кассетная для дистанционного минирования местности. Решение о разработке боевых частей других типов (кумулятивной, зажигательной, агитационной и в специальном наполнении) должно было приниматься Министерством обороны и Министерством машиностроения по результатам аванпроекта во II квартале 1970 года. В конструкции снарядов должен был использоваться один для всех типов боевых частей реактивный двигатель на твердом топливе с нерегулируемым соплом (соплами) во всем интервале температур эксплуатации. Сменные сопла не допускались. В качестве базы предлагалось шасси ЗИЛ-135ЛМ. На стадии эскизного проектирования должны были быть проработаны варианты боевой и транспортной машин на шасси гусеничного транспортера-тягача МТ-С (см. вариант для РСЗО "Град-3" ("Ураган") и на доработку командирской машины для системы "Град-3" ("Ураган"). Количество направляющих задавалось равным 20 при использовании шасси ЗИЛ-135ЛМ и 24 - при использовании шасси МТ-С. Однако точное их количество должно было уточняться по результатам рассмотрения эскизного проекта. В качестве базы транспортной машины также рассматривался вариант на колесном шасси грузового автомобиля Краз-253.

Из письма А.Н. Ганичева (ТУЛГОСНИИТОЧМАШ) в в/ч 64176 Елагину (ГРАУ) стало известно, что Минмашем и Миноборонпромом были утверждены следующие организации-исполнители по системе "Град-3":

  • Научно-исследовательский химико-технологический институт (г. Люберцы, Московская область, п/я А-7210) по отработке порохового заряда с системой воспламенения;
  • Завод "Красноармеец" с Государственным КБ... приборостроения (г. Ленинград, п/я В-8475) по средствам воспламенения;
  • Казанский НИИ химической промышленности (г.Казань, п/я В-2281) по вышибному заряду для кассетных головных частей;
  • Завод им. Масленникова (г.Куйбышев, п/я Р-6833) по взрывателю контактного действия для фугасной боевой части и дистанционной трубки механического типа для кассетных боевых частей;
  • Институт "Геодезия" (г.Красноармейск, Московская область, п/я Р-6766) по испытаниям и оценке эффективности боевых частей;
  • НИИ "Поиск" (г.Ленинград, п/я В-8921) по контактному взрывателю для боевого элемента кассетных боевых частей;
  • Красноармейский НИИ механизации (г.Красноармейск, Московская область, п/я А-7690) по снаряжению фугасной боевой части и разрывному заряду для боевого элемента кассетных боевых частей);
  • Орский механический завод (г. Орск, Оренбургская область, п/я Р-6286) по изготовлению корпусов двигателей и боевых частей.

МИНОБОРОМПРОМ:

  • Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина (г.Пермь, п/я Р-6760) по боевой и транспортной машинам;
  • Всесоюзный НИИ "Сигнал" (г.Ковров, Владимирская область, п/я А-1658) по доработке командирской машины.

Работы по созданию системы “Ураган” проводились на основании Постановления Совета Министров СССР от 21 января 1970 года №71-26 (приказ Министра машиностроения от 28 января 1970г. №33).

На январь-февраль 1971 года с целью проверки мероприятий, связанных с работами по увеличению дальности стрельбы, должны были быть запланированы стрельбы снарядами системы "Ураган" из баллистической установки на лафете МЛ-20 в количестве 30 штук. Должны были быть поставлены снаряды с тремя видами оперения:

  • ножевого типа, с толщиной пера 7мм, и раскрытием перьев под углом 90° к продольной оси снаряда (вероятно имелось ввиду до угла 90°);
  • по схеме снаряда "Град";
  • комбинированного (сочетающего оперение снаряда "Град" и ножевого типа).

При продувках в ЦАГИ вариантов снарядов с тремя видами оперения были получены положительные результаты. Запас устойчивости составлял ~12%.

В письме от 26 апреля 1972 года упоминаются работы по стеклопластиковым трубам для пакетов направляющих боевых машин 9П140 и 9П139.

В 1972 году ТулгосНИИточмаш выполнял работы по теме НВ2-154-72 "Одноканальная система угловой стабилизации к снарядам типа "Град" и " " (начало работ - 1 квартал 1972 года, окончание - 2 квартал 1973 года).

В 1972 году изыскание конструкции одноканальной системы угловой стабилизации велось по двум направлениям:

  • на основе датчика угловой скорости с использованием газодинамических исполнительных органов;
  • на основании контактного датчика углов с пороховыми импульсными исполнительными органами.

Согласно отчету ТулгосНИИточмаш о работе в 1972 году, в 1972 году были проведены теоретические расчеты, моделирование на аналоговых электронных машинах, экспериментальные лабораторные исследования одноканальной системы угловой стабилизации и ее элементов для неуправляемых реактивных снарядов типа "Град" и "Ураган: Были определены основные требования к системе и ее элементам.

В состав одноканальной системы угловой стабилизации входили датчик угловых перемещений, электроннопреобразовательный блок, исполнительные органы газодинамического (или импульсного) типа.

Было определено, что применение одноканальной системы угловой стабилизации в снарядах типа "Град" и "Ураган" улучшает их характеристики по кучности стрельбы в 1,5-2 раза.

На элементы системы угловой стабилизации были разработаны чертежи, изготовлены макетные образцы и опробованы в лабораторных условиях. На момент составления или предоставления отчета выполнялось производство партии блоков одноканальной системы угловой стабилизации для проведения летных испытаний.

В 1972 году, на основании приказа начальника 2 Главного управления Министерства машиностроения от 20 декабря 1970 года №17, ТулгосНИИточмаш выполнял научно-исследовательскую работу по теме "Исследование путей создания дальнобойных снарядов для систем типа "Град" и "Ураган" (тема НВ2-110-71г).

В соответствии с целевой задачей темы, были выполнены теоретические и экспериментальные работы, которые продемонстрировали возможность увеличения дальности стрельбы снарядами систем "Град" и "Ураган" за счет применения прочных материалов для корпуса и высокоимпульсных топлив.

В 1972 году была завершена заводская отработка, и система была представлена на полигонно-войсковые испытания в следующем составе:

  • неуправляемые реактивные снаряды с фугасной (100-105 кг) и кассетной осколочного действия (80-85 кг) боевыми частями;
  • боевая машина 9П140 на шасси ЗИЛ-135ЛМ;
  • транспортно-заряжающая машина 9Т452 на шасси ЗИЛ-135ЛМ;
  • арсенальное оборудование.

На этапе заводской отработки были получены характеристики системы, удовлетворяющие основным тактико-техническим требованиям:

  • максимальная дальность стрельбы снарядами с фугасной боевой частью - 34 км., с кассетной боевой частью - 35 км.;
  • кучность стрельбы:
    • снаряд с фугасной боевой частью: по дальности Вд/Х = 1/197, по направлению Вб/Х = 1/174.
    • снаряд с кассетной боевой частью: по дальности Вд/Х = 1/261, по направлению Вб/Х = 1/152.
  • Приведенная площадь поражения кассетной боевой частью при условии подхода боевых элементов к цели 85-90°:
    • открыто расположенной живой силы (Еуд. = 10кгм/см 2) - 22090м 2
    • боевой техники (Еуд. = 135кгм/см 2) - 19270м 2
  • Приведенная площадь поражения фугасной боевой частью: боевой техники (Еуд = 240кгм/см 2) - 1804м 2 ;
  • Размер воронки: диаметр 8м, глубина 4,8м.

Количество направляющих боевой машины - 18; время залпа - 9с, возимый боекомплект снарядов на транспортно-заряжающей машине - 1 комплект.

Главный конструктор боевой машины Юрий Николаевич Калачников.

По данным, датированным 1986 годом, РСЗО "Ураган" (в источнике боевые машины БМ-27) состояли на вооружении не только в частях Советской Армии, но и в армии Сирии, а по некоторым данным в армии Ливии.

В настоящее время система состоит на вооружении армий России, Казахстана, Беларуси, Украины, Йемена и Сирии.

РСЗО "Ураган" широко использовалась в боевых действиях в Афганистане, во время которых она применялась для поражения площадных целей, в особенности для нанесения внезапных ударов из-за различных естественных укрытий, а также для огневой поддержки в ходе тактических вертолетных рейдов и операций по уничтожению наземных целей. В начале 80-х она была развернута и применена сирийскими военными на начальном этапе войны с Израилем. Система применялась в Закавказье (по данным на 1991 год), российскими федеральными войсками в Чеченской Республике и во время грузино-южно-осетинского конфликта 2008 года российскими войсками. В 2014-2015 годах система применялась вооруженными силами Украины (ВСУ) против ополченцев .

На Украине были проведены работы по монтажу артиллерийской части на доработанном под ее монтаж шасси грузового автомобиля КрАЗ-6322 . Время проведения работ неустановлено.

Состав

В состав РСЗО "Ураган " входят следующие боевые средства:

  • Боевая машина БМ 9П140 (см.схему )
  • Транспортно- заряжающая машина 9Т452 (см.схему )
  • Реактивные снаряды
  • Комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 "Капустник-Б"
  • Учебно- тренировочные средства
  • Автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М
  • Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44
  • Комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381

Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Артиллерийская часть включает пакет из шестнадцати трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающего механизма,а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 5° до максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения ±30° от продольной оси машины. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющих. БМ оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения.

Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. При движении по траектории вращение снаряд поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к продольной оси снаряда. Залп одной БМ накрывает площадь более 42га. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 - 6 человек (в мирное время - 4): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель, номер расчета (3 чел).

Пакет направляющих смонтированы на люльке - сварной прямоугольной платформе (см. компоновочную схему ). С верхним станком люлька соединена двумя полуосями, вокруг которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Совокупность пакета направляющих, люльки, ряда деталей и узлов механизма стопорения, системы воспламенения, кронштейна прицела и пр. составляет качающуюся часть. Вращающаяся часть БМ служит для придания пакету направляющих нужного азимутального угла и включает в себя качающуюся часть, верхний станок, уравновешивающий, подъемный и поворотный механизмы, погон, площадку наводчика, ручной привод наведения, механизм стопорения качающейся части, гидрозамок качающейся части, механизм стопорения вращающейся части. Уравновешивающий механизм служит для частичной компенсации момента веса качающейся части и состоит из двух торсионов и деталей крепления. Подъемный и поворотный механизмы служат для наведения пакета направляющих по углу возвышения и в горизонтальной плоскости. Основной способ наведения - электроприводом. В случае отказа и при ремонте используется ручной привод. Механизмы стопорения фиксируют подвижные части устанвоки при движении. Гидрозамок качающейся части предотвращает сбиваемость наводки по углу возвышения и разгружает подъемный механизм при стрельбе.

На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерного устройств в прицеле используется штатная орудийная панорама ПГ-1М.

Система запуска БМ 9П140 обеспечивает:

  • безопасную работу расчета, обслуживающего БМ при стрельбе,
  • ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в кабине,
  • ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в укрытии на расстоянии до 60м от БМ,
  • ведение огня при выходе из строя основных блоков цепей стрельбы и источников питания.

Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются с темпом 0.5с), а также т.н. "рваного" темпа стрельбы (первые 8 ракет с темпом 0.5с, остальные 8 ракет с темпом 2с). Благодаря применению "рваного" темпа стрельбы удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний БМ, а, следовательно, улучшить кучность стрельбы.

Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции в т.ч. с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут. Грузоподъемность крана ТЗМ 300кг.

Оборудование ТЗМ состоит из рамы, лотка с досылателем, крана, грузовых тележек, площадки оператора, грузозахватного приспособления, приспособления для стыковки, редуктора поворота крана, штанги, механизма выверки, электрооборудования, ЗИП. Лоток с досылателем представляет собой складную балку, по которой перемещается толкатель с ракетой. Механизм выверки предназначен для выравнивания оси ракеты, находящейся в лотке, с осью направляющей трубы. Тележки левая и правая предназначены для размещения ракет. На ТЗМ имеются три электропривода: подъема (опускания) ракет, поворота крана, досылания ракет в направляющие.

Заряжание БМ производится с верхнего яруса в следующей последовательности: поднять ракету и уложить в лоток, отцепить грузозахватное приспособление и произвести досылку ракеты в направляющую (см. схему взаимного расположения БМ 9П140 и ТЗМ 9Т452 при заряжании и схему расположения батареи БМ на огневом рубеже).

Особенность четырехосного колесного шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП — расположение силовой установки позади четырехместной кабины экипажа. Эта силовая установка состоит из двух V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. Каждый из этих двигателей при 3200 об./мин развивает максимальную мощность 180 л. с. Трансмиссия выполнена по бортовой схеме: колеса каждого борта приводятся во вращение от самостоятельного двигателя через отдельную коробку передач, раздаточные коробки и бортовые редукторы. Колеса первой и четвертой осей — управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Машина обладает очень высокой проходимостью и хорошими скоростными характеристиками. При движении по шоссе с полной нагрузкой она развивает скорость до 65 км/час, без предварительной подготовки преодолевает броды глубиной 1,2 м. Запас хода по топливу - 500км.

  • с отделяемой головной частью объемно-детонирующего действия.
  • Максимальная дальность стрельбы составляет 35км, для стрельбы на меньшие дистанции на реактивный снаряд надеваются кольца, тормозящие его в полете. С малым кольцом дальность полета кассетных снарядов составляет от 11 до 22км, НУРС 9М27Ф - от 8 до 21км. При использовании большого тормозного кольца дальность полета кассетных снарядов - от 9 до 15км, 9М27Ф - от 8 до 16км.

    Эксплуатация комплекса возможна в условиях применения противником ядерного, химического, бактериологического оружия в любое время года и суток, в различных климатических условиях при температуре окружающего воздуха от -40°С до +50°С.

    РСЗО "Ураган" может транспортироваться железнодорожным, водным, воздушным транспортом.

    Для организации серийного производства корпусных деталей РСЗО "Ураган" и "Смерч" на предприятиях отрасли были приобретены специализированные станы моделей ППТ-200, ППТ-200С, ППТ-350 и другие, которые по данным на 2005 год успешно использовались на ряде предприятий для производства корпусных деталей.

    Тактико-технические характеристики

    Боевая машина 9П140
    Вес БМ в боевом положении, т 20
    Вес БМ без снарядов и расчета,т 15.1
    Габариты в походном положении, м 9.630*2.8*3.225
    Колёсная формула 8x8
    Количество направляющих, шт 16
    Вращение направляющих, град 240
    Время перезарядки, мин 15
    Запас хода по шоссе, км 500
    Время перевода БМ из походного положения в боевое не более, мин 3
    Время срочного оставления огневой позиции после залпа не более, мин 1,5
    -40..+50
    Приземный ветер, м/с до 20
    Относительная влажность воздуха при 20..25°С, % до 98
    Запыленность приземного воздуха, г/м 3 до 2
    Высота над уровнем моря, м до 3000
    Реактивные снаряды. Общие характеристики
    Калибр, мм 220
    Масса твёрдотопливного порохового заряда, кг 104,1
    Дальность стрельбы максимальная, км 35
    Дальность стрельбы минимальная, км 8
    Температурный диапазон боевого применения, °С -50..+50
    Диапазон температур кратковременного (до 6 час.) пребывания РС, °С -60..+60

    Испытания и эксплуатация

    Согласно данным, датированным июлем месяцем 2018 года, советская сторона продала реактивные снаряды и другие составляющие системы “Ураган” (стоит понимать РСЗО “Ураган”) сирийской стороне. Часть этих реактивных снарядов была передана движению “Хезболла” в начале 2000-х годов.

    В 2002 году Аляжединову Вадиму Рашитовичу, Скирде Виктору Андреевичу была присуждена премия имени С.И. Мосина за работу

    РСЗО (реактивная система залпового огня) "Ураган" предназначается для поражения живой силы, бронированной и легкобронированной техники танковых и мотопехотных подразделений противника на марше и в местах сосредоточения, разрушения командных пунктов, объектов военной инфраструктуры и узлов связи, дистанционной установки противопехотных и противотанковых минных полей в зонах боевых действий на удалении 10 – 35 тыс. м.

    Учитывая принятие на вооружение Полевой реактивной системы М-21в 1963 году, Тульский ГНИИ Точного Машиностроения в 1963-1964 годах в инициативном порядке провел поисковые работы с целью исследования возможности создания более дальнобойной и мощной системы по количеству ВВ в залпе, с помощью которой можно было бы решать в оперативном порядке боевые задачи на дальностях от 10 до 40 тыс. м.

    В Министерство машиностроения в июне 1964 г. на рассмотрение направили "Проект полевой реактивной системы залпового огня "Ураган", имеющей дальность снаряда 35 тыс. м. Проектом предлагалась система, имеющая высокую маневренность, скорость передвижения до 70 км/ч, высокую проходимость и возможность открытия залпового огня в короткий промежуток времени. Данная система может быть использована для уничтожения, открыто расположенной или укрытой в полевых сооружениях живой силы, огневых средств, танков, ядерного и химического и других целей и объектов противника на дальностях до 40 тыс. м.

    На основании приказа Миноборонпрома (МОП), от 28 декабря 1966 г., в 1967 году начали научно исследовательская работа "Создание ракетного высокоточного комплекса залпового огня "Ураган" (НВ-121-66). Работу окончили в декабре 1967 г. с подтверждением возможности получения задаваемых характеристик, проведением теоретических проработок, стендовых испытаний двигателей, механизмов отделения, задержки раскрытия стабилизатора, аэродинамических продувок и огня модельными снарядами. Систему рекомендовали на проведение ОКР (опытно-конструкторской работы).

    Результаты проведенных работ одобрила подсекция №1 секции 1 НТС Министерства Оборонной промышлености и тему рекомендовали для проведения опытно-конструкторских работ после устранения выявленных недостатков.

    На основании приказа Министерства машиностроения и Министерства общего машиностроения №18/94 в 1968 г. был разработан аванпроект ракетного комплекса залпового огня "Ураган". В сентябре того же года работу рекомендовали на проведение опытно-конструкторских работ (из документа ТУЛГОСНИИТОЧМАШ (Тула) начала 1970-х гг.).

    В 1969 г. – начале 1970 г. провели работы по составлению и корректировке ТТТ на опытно-конструкторскую работу: “Армейская РСЗО” “Град-3” (в начале 1970 года изменено на “Ураган”). По всей видимости, это и есть тактико-технические требования №0010 войсковой части 64176. В состав системы должны были войти боевая машина, командирская машина, транспортная машина и арсенальное оборудование. Предлагались использовать следующие типы головных частей снарядов: кассетные осколочного действия, фугасная (имеет заданное дроблением корпуса), кассетная, предназначенные для дистанционного минирования. Решение о разработке других типов боевых частей (зажигательной, кумулятивной, агитационной, в спец. наполнении) должны были приниматься Минобороны и Министерством машиностроения во втором квартале 1970 г. по результатам аванпроекта. В конструкции снарядов предполагалось использовать один для всех боевых частей твердотопливный реактивный двигатель с нерегулируемым соплом во всем интервале температур эксплуатации. Сменных сопл не было. В качестве базы РСЗО предлагалось использовать шасси ЗИЛ-135ЛМ. Во время эскизного проектирования должны были прорабатываться варианты боевой машины и транспортной машины на гусеничном шасси транспортера-тягача МТ-С (вариант Тактико-технические требования для Реактивной системы залпового огня "Град-3" ("Ураган") и технического задания на доработку командирской машины). Количество направляющих должно было равняться 20 шт. при использовании шасси от ЗИЛ-135ЛМ и 24 шт. на шасси МТ-С. Но точное количество направляющих должно было уточняться после рассмотрения эскизного проекта. Для транспортной машины в качестве базы также рассматривалось колесное шасси Краз-253.

    Из письма Ганичева А.Н. (ТУЛГОСНИИТОЧМАШ) Елагину (ГРАУ) в в/ч 64176 стало известно, что Министерством машиностроения и Министерством обороной промышленности были утверждены следующие исполнители по реактивной системы залпового огня "Град-3":

    Министерство машиностроения:
    Научно-исследовательский химико-технологический институт (п/я А-7210, Московская область, Люберцы) для отработки порохового заряда и системы воспламенения;
    Завод "Красноармеец" и Государственное конструкторское бюро приборостроения (п/я В-8475, Ленинград) для отработки средств воспламенения;
    Казанский научно-исследовательский институт химической промышленности (п/я В-2281, Казань) для вышибного заряда для кассетной головной части;
    Завод имени Масленникова (п/я Р-6833, Куйбышев) для создания взрывателя контактного действия фугасной боевой части, дистанционной трубки механического типа кассетной боевой части;
    Институт "Геодезия" (п/я Р-6766, Московская область, Красноармейск) испытания и оценка эффективности боевой части;
    Научно-исследовательский институт "Поиск" (п/я В-8921, Ленинград) для отработки контактного взрывателя для боевого элемента кассетной боевой части;
    Красноармейский Научно-исследовательский институт механизации (п/я А-7690, Московская область, Красноармейск) для отработки снаряжения фугасной боевой части, разрывного заряда для боевого элемента кассетной боевой части;
    Орский механический завод (п/я Р-6286, Оренбургская область, Орск) для изготовления корпусов боевых частей и двигателей.

    Министерство оборонной промышлености:
    Пермский машиностроительный завод имени В.И. Ленина (п/я Р-6760, Пермь) по транспортной и боевой машинам;
    Всесоюзный научно-исследовательский институт "Сигнал" (п/я А-1658, Владимирская область, Ковров) по доработке командирской машины.

    Работы по созданию РСЗО “Ураган” проводились на основании Постановления СМ СССР №71-26 от 21.01.1970 (приказ Министерства машиностроения №33 от 28.01.1970).

    С целью проверки мероприятий, которые связаны с работами по увеличению дальности ведения огня, на январь-февраль 1971 г. были запланированы стрельбы в количестве 30 шт. снарядами РСЗО "Ураган" из баллистической установки, размещенной на лафете МЛ-20. Должны были быть поставлены снаряды, имеющие три вида оперения:
    - ножевого типа, толщина пера 7 миллиметров, раскрытие перьев к продольной оси снаряда под углом 90°;
    - по схеме снарядов "Град";
    - комбинированного (сочетающего оперение снаряда ножевого типа и "Град").

    Во время продувок в Центральном аэрогидродинамическом институте вариантов снарядов имеющих три вида оперения получили положительные результаты. При этом запас устойчивости составлял около 12 процентов.

    В 1972 г. Тульским государственным НИИ точного машиностроения выполнялись работы по теме НВ2-154-72 "Одноканальная система угловой стабилизации к снарядам "Град" и "Ураган" (1 квартал 1972 г. – начало работ, 2 квартал 1973 г. – окончание).

    В 1972 г. изыскание одноканальной системы угловой стабилизации вели по двум направлениям:
    - основанной на датчике угловой скорости с применением газодинамических исполнительных органов;
    - основанной на контактном датчике углов с применением пороховых импульсных исполнительных органов.

    Согласно отчету Тульского государственного НИИ точного машиностроения о работе в 1972 г., в этом году провели теоретические расчеты, моделирование на аналоговых электронных машинах, экспериментальные лабораторные исследования одноканальной системы угловой стабилизации, а также ее элементов для реактивных неуправляемых снарядов типа "Ураган" и "Град". Определили основные требования к системе и элементам системы.

    В состав системы стабилизации входили электроннопреобразовательный блок, датчик угловых перемещений, исполнительные органы газодинамического типа или импульсного типа.

    Было определено, что использование одноканальной системы стабилизации в снарядах "Ураган" и "Град" улучшает в 1,5-2 раза их характеристики по кучности ведения огня.

    На элементы системы угловой стабилизации разработали чертежи, изготовили макетные образцы и опробовали в лабораторных условиях. К моменту составления или предоставления отчета велось производство партии блоков одноканальной системы угловой стабилизации для летных испытаний.

    В 1972 г., на основании приказа начальника второго Главного управления Министерства машиностроения №17 от 20.12.1970 , ТулгосНИИточмашем выполнялась научно-исследовательская работа по теме "Исследование путей создания дальнобойных снарядов для систем "Ураган" и "Град" (НВ2-110-71г).

    В соответствии с целевой задачей, выполнили теоретические и экспериментальные работы, продемонстрировавшие возможность увеличения дальности ведения огня снарядами систем "Ураган" и "Град" за счет использования высокоимпульсного топлива и прочных материалов для изготовления корпуса.

    В 1972 г. завершили заводскую отработку, и систему представили на полигонно-войсковые испытания в составе:
    - неуправляемые реактивные снаряды с кассетной осколочного действия (масса 80-85 кг) и фугасной (масса 100-105 кг) боевыми частями;
    - БМ 9П140 установленная на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ;
    - транспортно-заряжающая машина 9Т452 установленная на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ;
    - арсенальное оборудование.

    Во время заводской отработки получили характеристики системы, которые удовлетворяли основным тактико-техническим требованиям:
    - наибольшая дальность стрельбы снарядами, имеющими фугасную боевую часть – 34 тыс. м., кассетную боевую часть – 35 тыс. м.;
    - кучность стрельбы:
    снаряд, имеющий фугасную боевую часть: по направлению Вб/Х = 1/174, по дальности Вд/Х = 1/197;
    снаряд, имеющий кассетную боевую часть: по направлению Вб/Х = 1/152, по дальности Вд/Х = 1/261;
    - приведенная площадь поражения снарядом с кассетной боевой частью при подходе боевого элемента к цели 85-90 градусов:
    живой силы расположенной открыто – 22090 м2 (Еуд. = 10 кгм/см2);
    боевой техники – 19270 м2 (Еуд. = 135 кгм/см2);
    - приведенная площадь поражения снарядом с фугасной боевой частью:
    боевой техники – 1804 м2 (Еуд = 240кгм/см2);
    - размер воронки:
    глубина 4,8 м;
    диаметр 8 м.

    Боевая машина имеет 18 направляющих; время залпа – 9 секунд, возимый на транспортно-заряжающей машине боекомплект снарядов – 1 комплект.

    Боевая машина была разработана под руководством главного конструктора Калачникова Юрия Николаевича.

    Система постоянно модернизируется – например, сегодня существует ряд модификаций реактивных снарядов, а также боевых частей к данным снарядам.

    В настоящее время РСЗО 9К57 "Ураган" состоит на вооружении в российской, казахской, белоруской, украинско, йеменской армиях, а также, вероятно, в сирийской армии.

    Реактивную систему залпового огня "Ураган" широко использовали в Афганистане в боевых действиях. В начале 1980-х годов ее развернули и применили сирийские военные на начальном этапе войны с Израилем. Систему применяли федеральные войска в Чеченской Республике. Согласно открытым данным последний раз систему применяли российские войска в 2008 году во время грузино-южно-осетинского конфликта.

    На Украине провели работы по установке артиллерийской части на доработанное под ее монтаж шасси КрАЗ-6322. Время проведения работ не установлено.

    В состав реактивной системы залпового огня "Ураган " входят:
    Боевая машина 9П140;
    Транспортно-заряжающая машина 9Т452;
    Реактивные снаряды
    КАУО (комплекс автоматизированного управления огнем) 1В126 "Капустник-Б";
    Учебно- тренировочные средства;
    Автомобиль топографической съемки 1Т12-2М;
    Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44;
    Комплект арсенального спецоборудования и инструмента 9Ф381

    Боевая машина 9П140 выполнялась на четырехосном шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП с высокой проходимостью и колесной формулой 8х8. Артиллерийская часть состоит из пакета, в который собрано шестнадцать трубчатых направляющих, поворотного основания с прицельными приспособлениями и механизмами наведения, уравновешивающего механизма, а также гидравлической и электротехнической аппаратуры. Механизмы наведения, снабженные силовыми приводами, дают возможность наводить в вертикальной плоскости пакет направляющих от 5 до +55 градусов. Угол горизонтального наведения составляет ±30 градусов от продольной оси боевой машины. Для увеличения устойчивости пусковой установки во время выстрела в кормовой части шасси имеется две опоры, которые оснащенные домкратами приводимыми вручную. Реактивные снаряды могут перевозиться непосредственно в направляющих. Боевая машина оборудована прибором ночного видения и средствами связи (радиостанция Р-123М).

    Трубчатые направляющие – гладкостенные трубы с П-образным винтовым пазом, по которому во время выстрела скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом, обеспечивается его первоначальная раскрутка для придания снаряду устойчивости необходимой в полете. Снаряд при движении по траектории вращения поддерживается при помощи лопастей раскрывающегося стабилизатора, которые установлены к продольной оси снаряда под определенным углом. Залп одной боевой машины накрывает площадь более 42 гектаров. Основным способом стрельбы является огонь с закрытой позиции. Существует возможность ведения стрельбы из кабины. Расчет боевой машины 9П140 - 6 человек (4 человека в мирное время): командир боевой машины, механик-водитель, наводчик (старший наводчик), номера расчета (3 человека).

    Пакет направляющих установлен на люльке – прямоугольной сварной платформе. Люлька с верхним станком соединена при помощи двух полуосей, вокруг которых она качается (поворачивается) при наведении по углам возвышения. Совокупность люльки, пакета направляющих, ряда узлов и деталей механизма стопорения, кронштейна прицела, системы воспламенения и прочих составляет качающуюся часть. При помощи вращающейся части боевой машины пакету направляющих придается нужный азимутальный угол. Вращающаяся часть состоит из качающейся части, верхнего станка, уравновешивающего, подъемного и поворотного механизма, погона, площадка наводчика, ручного привода наведения, механизма стопорения качающейся части, гидрозамка качающейся части, механизма стопорения вращающейся части. Уравновешивающим механизмом осуществляется частичная компенсация момента веса качающейся части. Он состоит из деталей крепления и пары торсионов. Поворотный и подъемный механизмы служат для наведения пакета направляющих в горизонтальной плоскости и по углу возвышения. Основным способом наведения является электропривод. При ремонте и в случае отказа используется ручной привод. Механизмами стопорения фиксируются подвижные части установки во время движения. Гидрозамком качающейся части разгружается подъемный механизм во время стрельбы и предотвращается сбиваемость наводки по углам возвышения.

    На боевой машине имеется панорамный механический прицел Д726-45. В качестве угломерного и визирного устройств в прицеле используют штатную орудийную панораму ПГ-1М.

    Системой запуска боевой машины 9П140 обеспечивается:
    - безопасная работа расчета, который обслуживает боевую машину при стрельбе;
    - ведение залпового и одиночного огня при нахождении в кабине расчета;
    - ведение залпового и одиночного огня при нахождении в укрытии расчета на расстоянии до 60 метров от боевой машины;
    - ведение огня в случае выхода из строя источников питания и основных блоков цепей ведения огня.

    Системой запуска обеспечивается возможность залпового огня с постоянным темпом (запуск 16 ракет происходит с темпом 0,5 секунды) и так называемым "рваным" темпом стрельбы (первые 8 ракет запускается с интервалом 0,5 сек, остальные ракеты с интервалом 2 секунды). Благодаря использованию "рваного" темпа стрельбы позволяет значительно снизить частоту и амплитуду колебаний боевой машины, и, следовательно, улучшить кучность ведения огня.

    Для заряжания пусковой установки используется транспортно-заряжающая машина 9Т452, разработанная на одинаковом с боевой машиной шасси. Каждая заряжающая машина 9Т452 может транспортировать 16 реактивных снарядов. Машина обеспечивает заряжание (разряжание) без спец. подготовки позиции, в том числе с любой транспортной машины, с другой транспортно-заряжающей машины или с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, время заряжения 15 минут. Грузоподъемность 300 кг.

    Оборудование транспортно-заряжающей машины состоит из рамы, крана, лотка с досылателем, грузовых тележек, грузозахватного приспособления, площадки оператора, приспособления для стыковки, штанги, редуктора поворота крана, электрооборудования, механизма выверки, ЗИП. Лоток с досылателем – складная балка, по которой движется толкатель с ракетой. Механизм выверки выравнивает ось ракеты, которая находится в лотке, и ось направляющей трубы. Левая и правая тележки предназначаются для размещения ракет. Транспортно-заряжающая машина имеет три электропривода, которые осуществляют: подъем/опускание ракет, поворот крана, досылание ракет в направляющие.

    Заряжание боевой машины производится в следующем порядке с верхнего яруса: поднять ракету, уложить ее в лоток, отцепить грузозахватное приспособление, дослать ракету в направляющую.

    Особенностью четырехосного колесного шасси ЗИЛ-135ЛМП являлось расположение силовой установки за четырехместной кабиной экипажа. Данная силовая установка состояла из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. При 3200 оборотах в минуту каждый двигатель развивает мощность до 180 л.с. Трансмиссия имеет бортовую схему: колеса каждого борта вращаются самостоятельным двигателем через отдельную коробку передач, бортовые редукторы и раздаточные коробки. Колеса первой и четвертой оси - управляемые, с независимой торсионной подвеской имеющей амортизаторы. Колеса средних осей сближены, не имеют упругой подвески и к раме крепятся жестко. Машина оборудуется централизованной системой регулирования давления в шинах. Машина имеет очень высокую проходимость и скоростные характеристики. При движении с полной нагрузкой по шоссе максимальная скорость составляет 65 километров в час, без предварительной подготовки может преодолевать броды глубиной до 1,2 метров. По топливу запас хода составляет 500 км.

    Боекомплект реактивной системы залпового огня "Ураган" состоит из следующих реактивных снарядов:
    - 9М27Ф имеющий осколочно-фугасную головную часть;
    - 9М27К имеющий кассетную головную часть с осколочными боевыми элементами;
    - 9М27С имеющий зажигательную головную часть;
    - 9М59, 9М27К2, 9М27К3 имеющие кассетную головную часть с противотанковыми минами;
    - 9М51 имеющие головную частью объемно-детонирующего действия (во время войны в Афганистане показал высокую эффективность).

    Максимальная дальность стрельбы – 35 тыс. м, для уничтожения на меньших дистанциях на реактивный снаряд надевают кольца, которые тормозят его в полете. Дальность полета кассетного снаряда с малым кольцом составляет 11-22 км, неуправляемого реактивного снаряда 9М27Ф составляет 8 – 21 км. В случае использования большого тормозного дальность полета кассетного снаряда составляет 9 – 15 км, а снаряда 9М27Ф составляет 8 – 16 км.

    Комплекс может эксплуатироваться в условиях использования противником ядерного, бактериологического, химического оружия в различное время года и суток, при температуре воздуха -40… +50°С. в разных климатических условиях.

    Реактивная система залпового огня "Ураган" может транспортироваться водным, железнодорожным или воздушным транспортом.

    Тактико-технические характеристики РСЗО 9П140 РСЗО “Ураган”:
    Масса боевой машины в боевом положении – 20 тонн;
    Масса боевой машины без расчета и снарядов – 15,1 тонн;
    Габариты в походном положении:
    Длина – 9,630 м;
    Ширина – 2,8 м;
    Высота – 3,225 м;
    Колёсная формула - 8x8
    Количество направляющих – 16 шт;
    Вращение направляющих – 240 градусов;
    Время перезарядки – 15 минут;
    Запас хода по шоссе – 500 км;
    Время перевода боевой машины из походного в боевое положение не более – 3 минут;
    Время оставления огневой позиции после произведения залпа менее – 1,5 минут;
    Диапазон температур боевого применения – от -40 до +50 °С;
    Приземный ветер – до 20 м/с;
    Относительная влажность воздуха при 20..25 °С – до 98 %;
    Запыленность приземного воздуха – до 2 г/м3;
    Высота применения над уровнем моря – до 3000 м;
    Общие характеристики реактивных снарядов:
    Калибр – 220 мм
    Вес твёрдотопливного порохового заряда – 104,1 кг
    Максимальная дальность стрельбы – 35 км;
    Минимальная дальность стрельбы – 8 км;
    Температурный диапазон боевого использования – от -50 до +50 °С;
    Диапазон температур кратковременного (до 6 часов) пребывания РС – от -60 до +60 °С.



    Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган» имеет калибр 220 мм. Она предназначена для поражения любых групповых целей, уязвимыми элементами которых являются открытая и укрытая живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника мотопехотных и танковых рот, подразделения артиллерии, тактических ракет, зенитных комплексов и вертолетов на стоянках; командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры. Принята на вооружение в 1976 году.

    Боевая машина имеет шестнадцать направляющих для неуправляемых реактивных снарядов. В состав боекомплекта входят реактивные снаряды 9М27Ф с моноблочной фугасной головной частью, 9М27К с 30 осколочно-фугасными элементами, 9М27К2 с 24 противотанковыми минами, 9М27КЗ с 312 противопехотными минами и 9М59 с 9 противотанковыми минами.

    В состав комплекса входят: боевая машина 9П140, транспортно-заряжающая машина 9Т452, комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381, учебно-тренировочные средства, комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б», автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М и радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44.

    РСЗО Ураган имеет высокие эксплуатационные характеристики. Критическая температура (от -50 до +50 °С), высокая влажность воздуха (98% при температуре 20-25°С), запылённость приземного воздуха (до 2г/м3) - нормальные условия работы комплекса. Такие показатели позволяют использовать Ураган в любых климатических условиях. Комплекс позволяет вести стрельбу на высотах до 3000 метров над уровнем моря и приземном ветре до 20 м/с.

    Тактико-технические характеристики

      Калибр, мм 220

      Дальность стрельбы, км:

      • Максимальная 35

        Минимальная 10

      Число направляющих боевой машины (БМ), шт 16

      Масса снаряда, кг 270..280

      Время залпа, с 20

      Расчет БМ, чел 4

      Расчет транспортно-заряжающей машины, чел 3

      Время заряжания БМ, мин 20

      Время развёртывания БМ не более, мин 3

      Время свёртывания комплекса не более, мин 1,5

    Состав РСЗО

    В состав РСЗО «Ураган » входят следующие боевые средства:

      Боевая машина БМ 9П140 (см.схему)

      Транспортно- заряжающая машина 9Т452 (см.схему)

      Реактивные снаряды

      Комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б»

      Учебно- тренировочные средства

      Автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М

      Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44

      Комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381

    Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Артиллерийская часть включает пакет из шестнадцати трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающего механизма,а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 5° до максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения ±30° от продольной оси машины. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющих. БМ оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения.

    РСЗО Ураган. Вид установки сзади.

    Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. При движении по траектории вращение снаряд поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к продольной оси снаряда. Залп одной БМ накрывает площадь более 42га. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 - 6 человек (в мирное время - 4): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель, номер расчета (3 чел).

    Пакет направляющих смонтированы на люльке - сварной прямоугольной платформе (см. компоновочную схему). С верхним станком люлька соединена двумя полуосями, вокруг которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Совокупность пакета направляющих, люльки, ряда деталей и узлов механизма стопорения, системы воспламенения, кронштейна прицела и пр. составляет качающуюся часть. Вращающаяся часть БМ служит для придания пакету направляющих нужного азимутального угла и включает в себя качающуюся часть, верхний станок, уравновешивающий, подъемный и поворотный механизмы, погон, площадку наводчика, ручной привод наведения, механизм стопорения качающейся части, гидрозамок качающейся части, механизм стопорения вращающейся части. Уравновешивающий механизм служит для частичной компенсации момента веса качающейся части и состоит из двух торсионов и деталей крепления. Подъемный и поворотный механизмы служат для наведения пакета направляющих по углу возвышения и в горизонтальной плоскости. Основной способ наведения - электроприводом. В случае отказа и при ремонте используется ручной привод. Механизмы стопорения фиксируют подвижные части устанвоки при движении. Гидрозамок качающейся части предотвращает сбиваемость наводки по углу возвышения и разгружает подъемный механизм при стрельбе.

    На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерного устройств в прицеле используется штатная орудийная панорама ПГ-1М.

    Система запуска БМ 9П140 обеспечивает:

      безопасную работу расчета, обслуживающего БМ при стрельбе,

      ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в кабине,

      ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в укрытии на расстоянии до 60м от БМ,

      ведение огня при выходе из строя основных блоков цепей стрельбы и источников питания.

    Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются с темпом 0.5с), а также т.н. «рваного» темпа стрельбы (первые 8 ракет с темпом 0.5с, остальные 8 ракет с темпом 2с). Благодаря применению «рваного» темпа стрельбы удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний БМ, а, следовательно, улучшить кучность стрельбы.

    РСЗО «Ураган» Машина заряжания

    Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции в т.ч. с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут. Грузоподъемность крана ТЗМ 300кг.

    Оборудование ТЗМ состоит из рамы, лотка с досылателем, крана, грузовых тележек, площадки оператора, грузозахватного приспособления, приспособления для стыковки, редуктора поворота крана, штанги, механизма выверки, электрооборудования, ЗИП. Лоток с досылателем представляет собой складную балку, по которой перемещается толкатель с ракетой. Механизм выверки предназначен для выравнивания оси ракеты, находящейся в лотке, с осью направляющей трубы. Тележки левая и правая предназначены для размещения ракет. На ТЗМ имеются три электропривода: подъема (опускания) ракет, поворота крана, досылания ракет в направляющие.

    Заряжание БМ производится с верхнего яруса в следующей последовательности: поднять ракету и уложить в лоток, отцепить грузозахватное приспособление и произвести досылку ракеты в направляющую (см. схему взаимного расположения БМ 9П140 и ТЗМ 9Т452 при заряжании и схему расположения батареи БМ на огневом рубеже).

    Особенность четырехосного колесного шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП - расположение силовой установки позади четырехместной кабины экипажа. Эта силовая установка состоит из двух V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. Каждый из этих двигателей при 3200 об./мин развивает максимальную мощность 180 л. с. Трансмиссия выполнена по бортовой схеме: колеса каждого борта приводятся во вращение от самостоятельного двигателя через отдельную коробку передач, раздаточные коробки и бортовые редукторы. Колеса первой и четвертой осей - управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Машина обладает очень высокой проходимостью и хорошими скоростными характеристиками. При движении по шоссе с полной нагрузкой она развивает скорость до 65 км/час, без предварительной подготовки преодолевает броды глубиной 1,2 м. Запас хода по топливу - 500км.