Закономерности размещения природных зон на земле кратко. Природная зональность. От чего зависит смена природных зон

От чего зависит формирование природных зон? Какие природные зоны выделяются на нашей планете? Ответить на эти и некоторые другие вопросы вы сможете, прочитав данную статью.

Природная зональность: формирование природных зон на территории

Так называемая нашей планеты выступает крупнейшим природным комплексом. Он является весьма неоднородным, как в вертикальном разрезе (что выражено в вертикальной поясности), так и в горизонтальном (широтном), что выражено в наличии разнообразных природных зон на Земле. Формирование природных зон зависит от нескольких факторов. И в этой статье мы поговорим именно о широтной неоднородности географической оболочки.

Это составляющая географической оболочки, которая отличается определенным набором природных компонентов со своими особенностями. К этим компонентам можно отнести следующие:

  • климатические условия;
  • характер рельефа;
  • гидрологическая сетка территории;
  • почвенная структура;
  • органический мир.

Нужно отметить, что формирование природных зон зависит от первого компонента. Однако свои названия природные зоны получают, как правило, по характеру своей растительности. Ведь флора - это самый яркий компонент любого ландшафта. Иными словами, растительность выступает в роли некоего индикатора, отображающего глубинные (те, которые скрыты от наших глаз) процессы формирования природного комплекса.

Следует отметить, что природная зона - это наивысшая ступень в иерархии физико-географического районирования планеты.

Факторы природной зональности

Перечислим все факторы образования природных зон на Земле. Итак, формирование природных зон зависит от следующих факторов:

  1. Климатические особенности территории (к этой группе факторов стоит отнести температурный режим, характер увлажнения, а также свойства воздушных масс, господствующих над территорией).
  2. Общий характер рельефа (данный критерий, как правило, влияет лишь на конфигурацию, границы той или иной природной зоны).

На формирование природных зон также может влиять близость к океану, или же наличие мощных океанических течений у берегов. Однако все эти факторы являются второстепенными. Главной же первопричиной природной зональности является то, что разные части (пояса) нашей планеты получают неодинаковое количество солнечного тепла и влаги.

Природные зоны мира

Какие же природные зоны выделяют сегодня географы на теле нашей планеты? Перечислим их от полюсов - до экватора:

  • Арктические (и антарктические) пустыни.
  • Тундра и лесотундра.
  • Тайга.
  • Зона широколиственного леса.
  • Лесостепь.
  • Степь (или прерии).
  • Зона полупустынь и пустынь.
  • Зона саванн.
  • Зона влажных тропических лесов.
  • Зона влажных (гилея).
  • Зона дождевых (муссонных) лесов.

Если взглянуть на карту природной зональности планеты, то мы увидим, что все природные зоны расположены на ней в виде поясов субширотного направления. То есть, эти зоны, как правило, простираются с запада на восток. Иногда это субширотное направление может нарушаться. Причиной этому, как мы уже говорили, являются особенности рельефа конкретной территории.

Также стоит отметить, что четких границ между природными зонами попросту нет (как это изображено на карте). Так, практически каждая из зон плавно "перетекает" в соседнюю. При этом на стыке очень часто могут формироваться пограничные "зоны". Например, таковыми выступают зоны полупустыни или лесостепи.

Заключение

Итак, мы выяснили, что формирование природных зон зависит от множества факторов. Главные из них - это соотношение тепла и влаги на конкретной территории, свойства господствующих воздушных масс, характер рельефа, и так далее. Набор этих факторов одинаков для любой территории: материка, страны или маленькой области.

Географы выделяют на поверхности нашей планеты свыше десятка крупных природных зон, которые вытянуты в виде поясов и сменяют друг друга от экватора до полярных широт.

Земной поверхности и условий увлажнения в разных частях материков природные зоны не образуют непрерывных полос, параллельных экватору. Лишь в и на некоторых больших по площади равнинах они простираются в широтном направлении, сменяя друг друга с севера на юг. Чаще они сменяются в направлении от побережий океанов в глубь материков, а иногда протягиваются практически вдоль меридианов.

Природные зоны формируются и в : от экватора к полюсам изменяются свойства поверхностных вод, состав растительности и животного мира. Существует и . Однако океанические природные комплексы не имеют ярко выраженных внешних различий.

На Земле велико разнообразие . Однако на фоне этого многообразия выделяются крупные части - природные зоны и . Это связано с различным соотношением тепла и влаги, которые получает земная поверхность.

Формирование природных зон

Неравномерное распределение солнечного тепла по поверхности Земли - основная причина неоднородности географической оболочки. Почти в каждом суши приокеанические части увлажнены лучше, чем внутренние, континентальные районы. Увлажнение зависит не только от количества осадков, но и от соотношения тепла и влаги. Чем теплее, тем больше влаги, выпавшей с осадками, испаряется. Одинаковое количество осадков может привести к избыточному увлажнению в одном поясе и недостаточному в другом. Так, годовая сумма осадков 200 мм в холодном субарктическом поясе избыточна (образуются болота), а в жарких тропических поясах резко недостаточна (существуют пустыни).

Из-за различий в количестве солнечного тепла и увлажнения внутри географических поясов формируются природные зоны - большие территории с однородными условиями температур и увлажнения, особенностями поверхностных и подземных вод, схожими , и животным миром.

Особенности природных зон материков

В одних и тех же природных зонах на разных материках растительность и животный мир имеют сходные черты.

Вместе с тем на особенности распространения растений и животных, помимо климата, оказывают влияние и другие факторы: геологическая история материков, рельеф и особенности горных пород, человек. Объединение и разделение материков, изменение их рельефа и климата в геологическом прошлом стали причиной того, что в сходных природных условиях, но на разных материках обитают разные виды растений и животных. Для африканских саванн, например, характерны антилопы, буйволы, зебры, африканские страусы, а в южноамериканских распространены несколько видов оленей, броненосцы и похожая на страуса нелетающая птица нанду. На каждом материке встречаются эндемичные виды (эндемики), свойственные только данному материку.

Под воздействием человеческой деятельности географическая оболочка претерпевает существенные изменения. Для сохранения представителей органического мира и типичных природных комплексов во всех природных зонах мира создают особо охраняемые территории - , заповедники и др. В национальных парках, в отличие от , охрана природы сочетается с туризмом и отдыхом людей.

«Урок Природные зоны России» - Какие природные зоны России вы знаете? Вам я думаю все по плечу, Ведь я вас четвертый год учу. Чтоб отвечать,надо много знать, Уметь думать,логически рассуждать. Самая жаркая природная зона? Дразнит наше обонянье Дух картошки у костра. Что за зверь,какая птица? Черноморское побережье. Самая большая по территории природная зона?

«Природная зона Пустыня» - Цели урока: Тема урока: Неумеренное орошение. Жаркое синее небо, а в небе раскаленное солнце. Ботаникам Общие особенности растений. Сайгак своеобразное животное похожее на овцу с длинными тонкими ногами. Круглоголовка распространена в песчаных пустынях. Проверка знаний: Неумеренное орошение приводит к беде: в почве накапливается много соли.

«Природные зоны Южной Америки» - Природные зоны. Наверное вы уже догадались. Удивительно разнообразие флоры и фауны южноамериканских вечнозеленых лесов. Рельеф. Климат. Уникален растительный и животный мир Анд. Крокодил, обитающий в Южной Америке. 11, Дерево- каучуконос. 12. Почему мы так говорим. Самое легкое дерево. 15. Верно, уникальная природа Южной Америки На грани постепенного уничтожения.

«Природные зоны в России» - Степь – как море! Животный и растительный мир тундры. Береза. Что растёт в лесу? Пустыни. Кабан. Умеренно холодная зима и тёплое лето. Долгая холодная зима и короткое холодное лето. Енот. Пустыня. Белый медведь. Лето продолжительное. Природные зоны: Природная зона богата лиственными и хвойными деревьями.

«Природные зоны России 4 класс» - Подведение итогов. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов. Задачи. Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке используя компьютерные смайлики. Воспитывать бережное отношение к природе, уважение и любовь, культуру поведения. : --) ! – Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня.

«Природные зоны России» - Оленеводство. Способы решения экологических проблем. Приспособления к жизни: густое оперение и защитная белая окраска. Редкие звери. Овцебык. созданы заповедники, например Таймырский. Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке? Олень. Несвоевременный перегон оленьих стадов. Белая сова. Звери. Обитатели Арктики.

Тепло солнца, чистый воздух и вода - вот основные критерии жизни на Земле. Многочисленные климатические пояса привели к разделению территории всех материков и водного пространства на определенные природные зоны. Некоторые из них, даже разделенные огромными расстояниями, очень похожи, другие неповторимы.

Природные зоны мира: что это такое?

Под данным определением следует понимать очень большие по площади природные комплексы (иначе говоря, части географического пояса Земли), которые обладают сходными, однородными климатическими условиями. Основной характеристикой природных зон является животный и растительный мир, который населяет данную территорию. Образуются они в результате неравномерного распределения влаги и тепла на планете.

Таблица «Природные зоны мира»

Природная зона

Климатический пояс

Средняя температура (зимой/летом)

Антарктические и арктические пустыни

Антарктический, арктический

24-70°С /0-32 °С

Тундра и лесотундра

Субарктический и субантарктический

8-40°С/+8+16°С

Умеренный

8-48°С /+8+24 °С

Смешанные леса

Умеренный

16-8°С /+16+24°С

Широколиственные леса

Умеренный

8+8°С /+16+24°С

Степи и лесостепи

Субтропический и умеренный

16+8 °С /+16+24°С

Умеренные пустыни и полупустыни

Умеренный

8-24 °С /+20+24 °С

Жестколистные леса

Субтропический

8+16 °С/ +20+24 °С

Тропические пустыни и полупустыни

Тропический

8+16 °С/ +20+32 °С

Саванны и редколесья

20+24°С и выше

Переменно-влажные леса

Субэкваториальный, тропический

20+24°С и выше

Постоянно-влажные леса

Экваториальный

выше +24°С

Данная характеристика природных зон мира является лишь ознакомительной, ведь про каждую из них рассказывать можно очень много и долго, вся информация не поместится в рамки одной таблицы.

Природные зоны умеренного климатического пояса

1. Тайга. Превосходит все остальные природные зоны мира по занимаемой площади на суше (27% от территории всех лесов планеты). Для нее характерны очень низкие зимние температуры. Лиственные деревья их не выдерживают, поэтому тайга - это хвойные густые леса (в основном сосна, ель, пихта, лиственница). Очень большие территории тайги в Канаде и России заняты вечной мерзлотой.

2. Смешанные леса. Характерны в большей степени для Северного полушария Земли. Является своеобразной границей между тайгой и широколиственным лесом. Они устойчивее к холодным и продолжительным зимам. Породы деревьев: дуб, клен, тополь, липа, а также рябина, ольха, береза, сосна, ель. Как показывает таблица "Природные зоны мира", почвы в зоне смешанных лесов серые, не отличаются высоким плодородием, но все же пригодны для выращивания растений.

3. Широколиственные леса. Они не адаптированы к суровым зимам, являются листопадными. Занимают большую часть Западной Европы, юг Дальнего Востока, север Китая и Японию. Подходящим для них является морской климат или умеренно-континентальный с жарким летом и достаточно теплой зимой. Как показывает таблица «Природные зоны мира», температура в них не опускается ниже -8°С даже в холодное время года. Почва плодородная, богатая гумусом. Характерны следующие виды деревьев: ясень, каштан, дуб, граб, бук, клен, вяз. Очень богаты леса млекопитающими (копытные, грызуны, хищники), птицами, в том числе промысловыми.

4. Умеренные пустыни и полупустыни. Их главная отличительная особенность - практически полное отсутствие растительности и скудный животный мир. Природных зон такого характера достаточно много, расположены они в основном в тропиках. Умеренные пустыни есть в Евразии, и им свойственны резкие перепады температур по временам года. Животные представлены главным образом рептилиями.

Арктические пустыни и полупустыни

Они представляют собой огромные площади земли, покрытые снегом и льдами. Карта природных зон миранаглядно показывает, что они располагаются на территории Северной Америки, Антарктиды, Гренландии и северной оконечности Евразийского материка. По сути - это безжизненные места, и только вдоль побережья обитают белые медведи, моржи и тюлени, песцы и лемминги, пингвины (в Антарктике). Там, где земля свободна ото льда, можно увидеть лишайники и мхи.

Влажные экваториальные леса

Второе их название - дождевые леса. Располагаются они преимущественно в Южной Америке, а также в Африке, Австралии и в районе Больших Зондских островов. Главное условие их формирования - это постоянная и очень высокая влажность (более 2000 мм осадков в год) и жаркий климат (20°С и выше). Они очень богаты растительностью, лес состоит из нескольких ярусов и представляет собой непроходимые, густые джунгли, которые стали домом более чем для 2/3 всех видов существ, живущих ныне на нашей планете. Эти дождевые леса превосходят все остальные природные зоны мира. Деревья остаются вечнозелеными, меняя листву постепенно и частично. Удивительно, но почвы влажных лесов содержат мало гумуса.

Природные зоны экваториального и субтропического климатического пояса

1. Переменно-влажные леса, они отличаются от дождевых тем, что осадки там выпадают только в сезон дождей, а в период наступающей за ним засухи деревья вынуждены сбрасывать листву. Животный и растительный мир тоже очень разнообразен и богат на виды.

2. Саванны и редколесья. Они появляются там, где влаги, как правило, уже недостаточно для произрастания переменно-влажных лесов. Их развитие происходит в глубине материка, где господствует тропические и экваториальные воздушные массы, а сезон дождей продолжается менее полугода. Они занимают значительную часть территории субэкваториальной Африки, внутренние районы Южной Америки, частично Индостан и Австралию. Более подробно информацию о расположении отражает карта природных зон мира (фото).

Жестколистные леса

Данную климатическую зону считают наиболее пригодной для проживания людей. Жестколистные и вечнозеленые леса расположены вдоль морских и океанических побережий. Осадки не такие обильные, но листья сохраняют влагу за счет плотной кожистой оболочки (дубы, эвкалипты), что препятствует их опаданию. У некоторых деревьев и растений они модернизированы в колючки.

Степи и лесостепи

Для них характерно практически полное отсутствие древесной растительности, обусловлено это скудным уровнем осадков. Зато почвы являются самыми плодородными (черноземы), а потому активно используются человеком для земледелия. Степи занимают большие территории в Северной Америке и Евразии. Преобладающее число обитателей - пресмыкающиеся, грызуны и птицы. Растения приспособились к недостатку влаги и чаще всего успевают совершить свой жизненный цикл за короткий весенний период, когда степь покрывается густым ковром зелени.

Тундра и лесотундра

В этой зоне начинает чувствоваться дыхание Арктики и Антарктики, климат становится более суровым, и даже хвойные породы деревьев выдержать его не могут. Влаги в избытке, но нет тепла, что приводит к заболачиванию очень обширных территорий. В тундре деревьев нет вообще, растительный мир в основном представлен мхами и лишайниками. Считается, что это самая неустойчивая и хрупкая экосистема. В связи с активной разработкой газовых и нефтяных месторождений она находится на грани экологической катастрофы.

Все природные зоны мира очень интересны, будь то кажущаяся на первый взгляд абсолютно безжизненной пустыня, бескрайние арктические льды или тысячелетние дождевые леса с кипящей жизнью внутри.

Тема: «Природные зоны Земли»

Цель: расширить уже имеющиеся знания учеников о природных зонах Земли (продемонстрировать размещение основных зон на поверхности планеты, объяснить причины смены природных зон, показать изменения природных зон под воздействием деятельности человека).

Задачи обучающие:

  1. Объяснить понятия «природная зона», «высотная поясность», «широтная зональность».
  2. Сформировать целостное понятие о природных зонах Земли как естественных территориальных комплексах.
  3. Показать закономерность и причину смены природных зон.

Задачи развивающие:

  1. Развитие навыков работы с географической картой.
  2. Умение обобщать и классифицировать информацию (самостоятельное составление характеристик природных зон Земли).

Задачи воспитательные:

  1. Развитие уважительного и бережного отношения к живой природе.
  2. Развитие интереса к географии и смежным дисциплинам (биология, ботаника и т.п.).

Этапы урока:

  1. Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
  2. Введение в тему (метод повторения пройденного материала), постановка проблемы.
  3. Изучение нового материала (лекционный метод, работа с географической картой, игровой момент).
  4. Физкультминутка.
  5. Обобщение пройденного материала.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

В качестве дополнительного введения в тему учитель может прочитать стихотворение (или попросить сделать это учащегося) о природных зонах Земли. Это необходимо для создания у учеников особого настроения и лучшей усвояемости новых знаний.

В качестве эпиграфа можно использовать:

  • В. Кеулькута «Тихо в тундре на рассвете»;
  • В. Безладнов «А на Севере, друзья»;
  • Н. Заболоцкий «В тайге»;
  • Э. Асадов «В тайге»;
  • Ю. Друнина «В степи»;
  • П. Вяземский «Ещё тройка»;
  • Н. Божукова «Вы рассказали о пустыне...».
  1. Введение в тему, постановка проблемы

Учитель напоминает ученикам о пройденных смежных темах о природных зонах земли, задаёт наводящие вопросы:

Климат одинаков на всей Земле?

Что такое зональность?

Каковы причины зональности?

Сколько поясов освещённости на Земле, как они называются?

В каком из поясов освещённости мы живём?

Что такое высотная поясность?

Педагог корректирует ответы детей, дополняя их.

  1. Изучение нового материала

Учитель под запись даёт определение термину «природная зона» и объясняет его на конкретных примерах. Далее педагог обращается к географической карте, а ученики - к личным атласам. Наглядно показываются природные зоны Земли. Для стимуляции мозговых процессов задаётся вопрос:

Почему природные зоны называются природными ? (названы так из-за преобладающей на этой территории растительности)

В форме рассказа педагог объясняет причину размещения природных зон (закон широтной зональности). Так происходит окончательное формирование понятия «широтная зональность».

Для закрепления новых знаний ученики по очереди вызываются к доске и на карте показывают ту или иную природную зону.

Учитель объясняет, что природные зоны меняются не только по широте, но и по высоте (формирования понятия «высотная зональность»). Для лучшего запоминания и рефлексии задаётся вопрос:

Почему это происходит? (с высотой изменяется давление и температура)

Для закрепления результата внедряется игровой момент - загадки. В качестве загадок могут использоваться следующие:

Вот перед нами лесной биом,

Растений и животных очень много в нём.

Он многоярусный, лианой оплетён,

И «лёгкими Земли» зовется он.

В нём много «драгоценностей» растёт,

Их в медицине использует народ.

На карте вдоль экватора найдёшь

И мне ты эту зону назовёшь

(ответ: влажные экваториальные леса)

С приближением лета с каждым днем все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветков, нет яркой травы - пожелтела, выгорела, будто огонь спалил: остались только травы с узкими листьями

(ответ: степь)

Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холод ная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев,

снега немного, земля промерзает на большую глубину?

(ответ: тундра) и т.п.

Педагог делает краткие выводы по полученному объёму знаний.

  1. Физкультминутка

Проводится в традиционной форме, т.е. в виде зарядки (приседания, прыжки на месте и т.д.). Может присутствовать и познавательный момент: на каждое совершаемое физическое упражнение ученик должен ответить на какой-либо вопрос (например, какие животные встречаются в тундре или чем полезны для планеты влажные экваториальные леса).

  1. Обобщение пройденного материала

Осуществляется в виде рассказа с элементами беседы, т.е. вовлечением детей в процесс обучения. Ещё раз проводится работа с географической картой. В качестве закрепления дети рисуют контурные карты в тетрадях, закрашивая природные зоны определённым цветом.

Резюме урока осуществляет учитель самостоятельно или с помощью учеников. Для этого задаются вопросы о полученных понятиях (природная зона, широтная и высотная зональность).

  1. Домашнее задание

Даётся по рекомендации учебника. В качестве творческого задания можно предложить синтезированную работу - сочинение на тему «Как я побывал в... (тундре, пустыне, тайге и т.п.)». Это одновременно закрепит полученные на уроке знания, разовьёт творческие способности и благоприятно скажется на развитии речи.