Волки-оборотни. Сценарий внеклассного мероприятия "Устное народное творчество" Загадка пришел волк весь народ умолк

В сказках славян чаще всего из зверей действует волк. Осмысленность поведения волчьей стаи, хитрость, ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение.
Недаром существовало в древности личное имя - Волк (до сих пор на Балканах мальчиков называют Бук, а у немцев - Вольф). Считалось, что волки уничтожают свои жертвы не поголовно, а выбирают только тех, кто обречен на погибель Егорием Храбрым, волчьим пастырем, то есть пастухом.

Собственно говоря, этот образ слился с Егорием Храбрым уже в позднейшие, христианские времена. Древнейшие наши предки видели в нем прежде всего повелителя небесных волков, которые, словно гончие псы, участвуют вместе с Волчьим пастырем в дикой охоте и носятся по небесам.
Спускаясь на землю, Волчий пастырь выезжает верхом на волке, щелкая бичом, гонит перед собою волчьи стаи и грозит им дубинкой. Иногда он подходит к деревням в образе седого старика, но иногда сам оборачивается диким зверем - и тогда ни один пастух не может уберечь от него свои стада.
В лесу он созывает к себе волков и каждому определяет его добычу. Кто бы это ни был - овца, корова, свинья, жеребенок или человек, - он не избегнет своей участи, как бы ни был осторожен, потому что Волчий пастырь неумолим, как сама Судьба.
Об этом говорят и пословицы: «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «Ловит волк роковую овцу», «Обреченная скотинка - уже не животинка».


Лесовичка и Егорий-волчий пастырь

Именно поэтому давленина - задавленное волком животное - никогда не употреблялось в пищу: ведь оно было предназначено хищнику самим Волчьим пастырем.
У белорусов Волчий пастырь - это козлоногий и мохнатый Полисун. Сказания гласят, что Полисун гонит плетью стада голодных волков на прокорм туда, где враждующие народы губят друг друга в ожесточенной войне. Удары этой кровавой плети далеко разносятся по окрестным странам.
По народным сказаниям, волк является олицетворением темной тучи, которая хранит в себе живую воду дождя. С ней неразрывно связано понятие силы, здоровья и красоты, поэтому волк; иногда выступает помощником героя сказаний. В то же время волк - туча, заслоняющая солнце, и вообще воплощение темноты.
«Пришел волк (темная ночь) - весь народ умолк; взлетел ясен-сокол (солнце) - весь народ пошел!» - загадывает старинная загадка. Есть даже такой персонаж старинных преданий - волк-самоглот.

Это волк-туча, пожиратель небесных светил. Он живет на море-океане (то есть на небе), его страшная пасть готова сожрать всякого супротивника. Под хвостом у волка баня и море: если в той бане выпариться и в том море выкупаться, обретешь вечную молодость и красоту.
Волком иногда оборачивался, по слову языческой старины, даже сам Перун, появляясь на земле; колдуны и ведьмы старались подражать богу богов славянских.
В одном из наиболее древних заговоров причитается о том, что на сказочном острове Буяне «на полой поляне светит месяц на осинов пень - в зеленой лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый...»
Повторяющиеся не только на Руси, но и у всех славянских и соседних с ними народов сказки об Иване-царевиче и сером волке наделяют этого зверя-хищника даже крыльями. Летает он быстрее ветра, переносит серый на своей спине царевича из одной стороны света белого в другую, помогает ему добыть чудесную Жар-птицу, золотогривого коня и всем красавицам красавицу - Царь-девицу.


Игорь Савченко

Говорит этот сказочный волк голосом человечьим и одарен необычайной мудростью. Почему же волк - вор и разбойник по своей звериной натуре - помогает почти во всех преданиях человеку и даже готов пожертвовать за него жизнью? Мы находим здесь следы почитания волка как тотема, священного предка, покровителя людей из своего племени. Именно поэтому он способен даже раздобыть живую и мертвую воду, воскресить погибшего героя, хотя обычному зверю это было бы не под силу.
Но со временем почитание тотема-предка и страх перед лютым зверем разошлись в разные стороны. Волк стал более недругом, чем помощником, и люди нашли способы успешно оберегаться от него - как с помощью оружия, так и колдовских средств.
Старинное малорусское поверье подает пахарю-скотоводу совет класть в печку кусок железа - в случае, если отобьется от стада, забредет в лес животина, ни за что не тронет тогда ее лютый зверь-волк.
С зимнего Николы, говорит народ, начинают волки рыскать стадами по лесам, полям и лугам, осмеливаясь нападать даже на целые обозы. С этого дня вплоть до Крещенья - волчьи праздники. Только после крещенского водосвятия и пропадает их смелость.
По рассказам ямщиков, волки боятся колокольного звона и огня. Поддужный колокольчик отгоняет их от проезжего: «Чует нечистая сила, что крещеные едут!» - говорит бывалый люд.
Во многих деревнях для предохранения скота от волков, в зимнее время подбирающихся по ночам к задворкам, в старину было в обычае обегать околицу с колокольчиком в руках, причитая под звон: «Около двора железный тын, чтоб через этот тын не попал ни лютый зверь, ни гад, ни злой человек!» Верящие в силу колдовства люди рассказывают, что если навстречу свадебному поезду бросить высушенное волчье сердце, то молодые будут жить несчастливо. Волчья шерсть считалась в старину одною из злых сил в руках чародеев.

ВОЛЧИЙ ПАСТЫРЬ

Один мужик нашел в лесу, под старым пнем, клад. Еще и порадоваться не успел, а черт тут как тут: давай, мол, делить. Делили-делили до самого вечера - все никак сговориться не могут. Вот хитрый черт и говорит:

Давай поспорим. Кто первым звезду в небе увидит, того и клад.

Согласился мужик. Еще бы! Слыл он на селе самым дальнозорким. Задрал бороду в небо, высматривает звездочку. А черт прыг на дуб, добрался почти до верхушки и сидит верхом на ветке, озирается.
«Эге, там-то ему сподручнее», - подумал мужик и тоже полез наверх.

И тут смотрят черт с мужиком - к дубу несется стая волков, погоняемая всадником на белом коне. Остановился всадник под деревом и начал рассылать волков в разные стороны. И всякому наказывает, как и чем ему пропитаться. Всех разослал, собирается дальше ехать. На ту пору тащится хромой волк и спрашивает:

А где ж моя доля, Егорий?

А твоя доля, - ответил всадник, - вон, на дубу сидит. Волк ночь ждал и день ждал, чтобы мужик с чертом слезли с дуба, да так и не дождался. Отошел подальше и схоронился за куст. Тем временем заметил черт в небе первую звездочку, спустился с дуба, схватил клад - и бежать. А волк выскочил из-за куста, настиг нечистого и тут же съел. А сокровище так и осталось валяться - волку-то оно на что?

Мужика же лишь через три дня дровосеки нашли на дубу: все никак слезать не хотел. Еле сняли беднягу с дерева, напоили-накормили. А потом и клад на всех разделили.

"Наезжал Егорий на стадо звериное,
На стадо звериное, на рыскучее...
Нельзя было Егорию проехати,
Нельзя было подумати.
Святой Егорий проглаголует:
- Ой вы гой еси, звери лютые,
Звери лютые, вы рыскучие!
Разбегайтесь вы, звери, по всей земле,
По всей земле светло-Русской,
По крутым горам, по высокиим,
По темным лесам, по дремучиим,
Вы пейте поведенное, благословенное
От святаго Егория Храбраго -
По божьему все повелению,
По Егориеву молению,
Разбегалися звери по всей земли,
По всей земле светло-Русскией,
Они пьют-едят повеленное,
Повеленное, благословленное"

Егорий — волчий пастырь

В поле голодном
Страшно и скучно.
Ветер холодный
Свищет докучно.

Крадется ночью
Стая бирючья, —
Серые клочья, —
Лапы что крючья.

Сядут в бурьяне,
Хмуро завоют;
Землю в кургане
Лапами роют.

Пастырь Егорий
Спит под землею.
Горькое горе,
Время ночное…

Встал он из ямы,
Бурый, лохматый,
Двинул плечами
Ржавые латы.

Прянул на зверя…
Дикая стая,
Пастырю веря,
Мчит, завывая.

Месяц из тучи
Глянул рогами,
Пастырь бирючий
Лязгнул зубами.

Горькое горе
В поле томится.
Ищет Егорий,
Чем поживиться…

Крестится странник,
Став на кургане,
Носится всадник
В черном бурьяне.

А.Н. Толстой

Славянская мифология и русские сказания.

Русские сказания


Волчий пастырь и волки Предание русского народа

Волчий пастырь и волки В сказках славян чаще всего из зверей действует волк. Осмысленность поведения волчьей стаи, хитрость, ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение. Недаром существовало в древности личное имя - Волк. Считалось, что волки уничтожают свои жертвы не поголовно, а выбирают только тех, кто обречен на погибель Егорием Храбрым, волчьим пастырем, то есть пастухом. Этот образ слился с Егорием Храбрым уже в позднейшие, христианские времена. Древнейшие наши предки видели в волчьем пастыре прежде всего повелителя небесных волков, которые, словно гончие псы, участвуют вместе с ним в дикой охоте и носятся по небесам. Спускаясь на землю, волчий пастырь выезжает верхом на волке, щелкая бичом, гонит перед собою волчьи стаи и грозит им дубинкой. Иногда он подходит к деревням в образе седого старика, но иногда сам оборачивается диким зверем - и тогда ни один пастух не может уберечь от него свои стада. В лесу он созывает к себе волков и каждому определяет его добычу. Кто бы это ни был - овца, корова, свинья, жеребенок или человек, - он не избегнет своей участи, как бы ни был осторожен, потому что волчий пастырь неумолим, как сама судьба.
Об этом говорят и пословицы: "Что у волка в зубах, то Егорий дал", "Ловит волк роковую овцу", "Обреченная скотинка - уже не животинка". Именно поэтому задавленное волком животное никогда не употреблялось в пищу: ведь оно было предназначено хищнику самим волчьим пастырем.
По народным сказаниям, волк является олицетворением черной тучи, которая хранит в себе живую воду дождя. С ней неразрывно связано понятие силы, здоровья и красоты, поэтому волк иногда выступает помощником героя сказаний. В то же время волк - туча, заслоняющая солнце, и вообще воплощение темноты. "Пришел волк (темная ночь) - весь народ умолк; взлетел ясен-сокол (солнце) - весь народ пошел!" - загадывает старинная загадка.
Есть даже такой персонаж старинных преданий - волк-самоглот. Это волк-туча, пожиратель небесных светил. Он живет на море-океане (т. е. на небе), его страшная пасть готова сожрать всякого супротивника. Под хвостом у волка баня и море: если в той бане выпариться и в том море выкупаться, обретешь вечную молодость и красоту.
Волком иногда оборачивается, по слову языческой старины, даже сам Перун, появляясь на земле; колдуны и ведьмы старались подражать богу богов славянских. В одном из наиболее древних заговоров причитается о том, что на сказочном острове Буяне "на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый."
Повторяющиеся не только на Руси, но и у всех славянских и соседних с ними народов, сказки об Иване-царевиче и сером волке наделяют этого зверя-хищника даже крыльями. Летает он быстрее ветра, переносит серый на своей спине царевича из одной стороны света белого в другую, помогает ему добыть чудесную Жар-птицу, золотогривого коня и всем красавицам красавицу - Царь-девицу. Говорит этот сказочный волк голосом человечьим и одарен необычайной мудростью.
Почему же волк - вор и разбойник по своей звериной натуре - помогает почти во всех преданиях человеку и даже готов пожертвовать за него жизнью? Мы находим здесь следы почитания волка как тотема, священного предка, покровителя людей из своего племени. Именно поэтому он способен даже раздобыть живую и мертвую воду, воскресить погибшего героя, хотя обычному зверю это было не под силу.
Но со временем почитание тотема-предка и страх перед лютым зверем разошлись в разные стороны. Волк стал более недругом, чем помощником, и люди нашли способы оберегаться от него - как с помощью оружия, так и колдовских средств.
С зимнего Николы, говорит народ, начинают волки рыскать стаями по лесам, полям и лугам, осмеливаясь нападать даже на целые обозы. С этого дня вплоть до Крещенья - волчьи праздники. Только после крещенского водосвятия пропадает их смелость.
По рассказам ямщиков, волки боятся колокольного звона и огня. Поддужный колокольчик отгоняет их от проезжего: "Чует нечистая сила, что крещеные едут!" - говорит бывалый люд. Во многих деревнях для предохранения скота от волков, в зимнее время подбирающихся по ночам к задворкам, в старину было в обычае обегать околицу с колокольчиком в руках, причитая под звон: "Около двора железный тын, чтобы через этот тын не попал ни лютый зверь, ни гад, ни злой человек!" Верящие в силу колдовства люди рассказывают, что если навстречу свадебному поезду бросить высушенное волчье сердце, то молодые будут жить несчастливо. Волчья шерсть считалась в старину одною из злых сил в руках чародеев.

(С. Максимов)

Ехал раз мужик лесом. Дело днем было, летом. Вдруг видит: на овцу волк кинулся. Овца испугалась, кинулась под телегу. Волк тоже испугался, убежал. Мужик взял овцу и повез с собой, проехал сажень пять от того места, стало ни зги не видно, - темная ночь. Он диву дался. Ехал, ехал, и сам не знает куда.
Вдруг видит огонек. - А, - думает, - это, видно, гуртовщики. Хоть у них спрошу, куда ехать. Подъезжает и видит, - костер разложен, а кругом - волки сидят и с ними сам Егорий Храбрый. А один волк сидит в сторонке да зубами щелкает.
Говорит мужик, что, мол, так и так, заплутался, - не знаю, где дорогу найти. Егорий ему и говорит:
- Зачем, - говорит, - у волка овцу отнял?
- Да она, - говорит мужик, - ко мне бросилась. Мне ее жалко стало.
- А чем же волки-то кормиться будут? Вот эти, видишь, сытые лежат, а этот голодный, зубами щелкает. Я их кормлю; все довольны, только один жалуется. Брось ему овцу, тогда укажу дорогу. Ведь эта овца была волку обречена, так чего ты ее отнял?
Мужик взял и бросил волкам овцу. Как только бросил, стал опять ясный день, и дорогу домой нашел.

ВОЛКИ-ОБОРОТНИ

Волк-туча. В мифологических представлениях образ волка связывался с враждебным демоном, олицетворявшим силу ночного мрака, зимы, холода. Существовала и такая народная загадка: «Пришел волк, весь народ умолк, ясен сокол пришел - весь народ пошел», т. е. когда приходит волк-ночь, люди успокаиваются и спят, а когда прилетает ясный сокол, они пробуждаются от сна и идут на работу.

Однако волк мог быть и верным помощником главного героя народных сказок. Почти всем индоевропейским народам была известна сказка о сером волке, который с быстротой ветра уносит царевича в далекие страны и помогает ему добыть жар-птицу, златогривого коня и невесту-красавицу. Во многих сказках рассказывалось о «крылатом волке», образ которого появился, очевидно, в те времена, когда человек «населял» небо животными, олицетворявшими летучие облака.

Представляя дождевые облака дойными коровами, овцами, козами, люди верили, что на зиму эти стада похищают демоны, которые к тому же еще поедают и божественные светила - солнце и луну. Тучи-волки терзают зубами солнце и луну и те бесчисленные стада овец и коз, в виде которых олицетворялись звезды. Так как солнце, луну и звезды фантазия древнего человека признавала за небесные огни, то возникло поверье, будто волки пожирают огонь. А по преданию западных славян, царь-солнце борется с нечистой силой - зимою, нападающей на него в образе волка. Зима, особенно декабрь, представлялась периодом торжества демонов холода, тумана, снеговых туч над солнцем и теплом. Оттого вся зима с ноября до февраля называлась в народе волчьим временем. Февраль славяне называли «лютым» (характерный эпитет для волков).

В народных сказках родившееся на Коляду солнце представлялось прекрасным младенцем, захваченным злой ведьмой-зимой, которая превращает его в волчонка, и только когда снимают с него волчью шкуру (т. е. когда весеннее тепло растопит зимние тучи), оно приобретает свой настоящий облик.

Солнечные и лунные затмения объяснялись враждебным нападением демонов тьмы на светлых богов, обитающих на высоком небе. Волк-туча, пожиратель небесных светил, появился в русских народных сказках под именем волка-самоглота. Он живет на море-окияне (т. е. на небе), добывает сказочному герою гусли-самогуды (метафора грозовых разрядов), пасть у него страшная, готовая проглотить противника. «Под хвостом у волка-тучи баня, а в заду море. Если в этой бане выпариться, а в том море выкупаться, то станешь молодцем-красавцем». То есть волк-туча хранит в своей утробе живую воду дождя, с которой нераздельны понятия здоровья, силы, красоты.

Сказания о волке-туче объясняют некоторые народные приметы: вой волков предвещает мороз, голод, мор, войну; если волки ходят по полям стаями и воют, то это знак будущего неурожая. Понятия победы, торжества над врагами также ассоциировались со смелым, хищным волком. В некоторых мифологиях образ волка был связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. В этом плане общим для многих европейских сказаний является мотив воспитания родоначальника племени, а иногда его близнеца волчицей. Таковы легенды о Ромуле и Реме, древнеиранская легенда о волчице, вскормившей Кира.

В бурной грозе неслись воинственные боги на битву с демонами, следом за ними на поле бежали жадные волки и летело вороньё пожирать трупы убитых. Зимние вьюги и разрушительные «бури» «волчьего времени» порождают голод, мор. Те же печальные последствия вызывают и человеческие войны, опустошающие нивы земледельца; вот почему, согласно поверьям, вой волков пророчит не только военные тревоги, но и общее оскудение.

Волкодлаки. В славянской мифологии мы находим и «волкодлаков» - людей-оборотней, обладающих якобы сверхъестественной способностью превращаться в волка. Считалось также, что такие оборотни могут превратить в волков целые свадебные поезда.

В хеттской мифологии превращение жениха в волка связывалось с распространенной формой брака - умыканием невесты. В древнерусской традиции шафер на свадьбе со стороны жениха назывался волком. Способностью превращаться в волка наделялись мифические герои в Сербии (Змей - Огненный волк). В «Слове о полку Игореве» волком назван древнерусский князь Всеслав Полоцкий, что свидетельствует об общеславянских корнях мифа о герое-волке.

Как говорится в поверьях о превращении человека в медведя или волка, узнать оборотней можно по тому, что у них колени задних ног повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у животного (волка). Людям они вреда не причиняют, кроме тех, кто их «испортил». Те не должны попадаться им на глаза. Оборотнями становятся колдуны. Прикидываются они и кошками, собаками, петухами. Оборотни - существа непостоянные: ими прикидываются на время сами колдуны, они же «оборачивают» (превращают в оборотней) некрещеных младенцев, девушек, лишивших себя жизни, и т. п.

Из книги Славянские колдуны и их свита автора

Из книги Оборотни: люди-волки автора Каррен Боб

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги Украинка против Украины автора Бобров Глеб Леонидович

Медведи-оборотни Представления об этом родстве сохранились в быличках о медведях-оборотнях. Рассказывают, что жили некогда три сестры. Они ушли от людей в лес, обернулись медведицами и жировали там все лето. Зимой же устроились в берлоге. Тут медведиц и обнаружил охотник.

Из книги Волхвы, колдуны упыри в религии древних славян автора Афанасьев Александр Николаевич

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Ведуны, ведьмы, упыри и оборотни Народные предания ставят ведуна и ведьму в весьма близкое и несомненное сродство с теми мифическими существами, которыми фантазия издревле населяла воздушные области. Но есть и существенное между ними различие: все стихийные духи более

В российском городе Тамбове есть памятник Волку, а где стоит памятник Волчице?
(В столице Италии – Риме, капитолийская волчица.)

В благодарность римляне поставили в Капитолийском храме бронзовый памятник волчице. Много столетий волчица стояла на постаменте одна, а в XV веке новой эры к памятнику были добавлены еще два элемента. Какие именно?
(Сосущие малыши – Ромул и Рем. По легенде, основатели Рима Рем и Ромул вскормлены молоком капитолийской волчицы.)

Как иначе называется семейство млекопитающих отряда хищных – волчьи?
(Псовые, собачьи.)

Как иначе называется луговой волк?
(Койот.)

Верно ли, что самка волка крупнее самца?

(Нет, в пределах одной популяции самцы всегда крупнее самок примерно на 20 %, и с более лобастой головой.)
Для чего волки воют на луну?
(Воющие по ночам волки предупреждают волков из других стай, чтобы они покинули чужую территорию.)

У лисицы – «труба», у зайца – «цветок», у гончей – «гон», у сеттера – «перо». А как это называется у волка?
(Это охотничьи термины в отношении хвоста: у волка – «полено». Хвост его довольно длинный, толстый и, в отличие от собачьего, всегда опущен вниз.)

Закончите логическую цепочку: бык – архар, свинья – кабан, утка – кряква, собака – ...?
(Волк, это животные, которых одомашнивали.)

Как называется новая порода волка, созданная путем скрещивания некоторых пород собак и волка?

(Волкособ.)

В Древней Греции считалось, что лошадь, наступившая на след волка, не сможет больше... Что делать?
(Ржать.)

На латыни это созвездие называется «Lupus». А как оно называется на русском?
(Волк.)

Под каким названием многим известно растение семейства сложноцветных волчец кудрявый?
(Чертополох.)

Как называется хищная оса, охотящаяся на пчел?
(Пчелиный волк.)

Назовите собирательное народное название ряда растений, плоды которых несъедобны и опасны?
(Волчья ягода. Есть растения семейства волчниковые, включающие вечнозелёные и листопадные кустарники, происходящие из Азии, Европы и Северной Африки. Они известны благодаря своим душистым цветкам и ядовитым ягодам.)

В какой русской пословице заключена формула высшего дипломатического мастерства?
(И волки сыты, и овцы целы.)

Из какого памятника русской литературы 12-го века эти слова: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земле, шизым орлом под облакы».

(«Слово о полку Игореве».)

Как называлась комедия римского комедиографа Плавта, из которой все узнали, что человек человеку – волк?
(«Ослы».)

Этому герою из сказки Корнея Чуковского на его пути в Африку помогли кит, орлы и волки. Назовите этого героя.
(Доктор Айболит.)

В какой русской сказке волк поселился в одном жилище с мышью, лягушкой, зайцем и лисой?
(Сказка «Теремок».)

Американский писатель Джек Лондон был корреспондентом на русско-японской войне, во время кругосветного плавания его едва не съели каннибалы на Соломоновых островах. А какое прозвище дали ему индейцы Аляски?
(Волк. Джек Лондон так подписывал свои письма.)

Этот канадский писатель и художник-анималист некоторые свои письма не подписывал, а рисовал след волка, ведь его друзья-индейцы дали ему имя Черный Волк. Кстати, волк – один из любимых героев этого писателя. Назовите писателя и имя хотя бы одного такого волка в его произведении.
(Сетон-Томпсон, волк Лобо.)

В этом «Законе» Киплинга 16 основных «статей», регламентирующих правила поведения, две предваряющих и одна заключительная «статья», регламентирующие действие «Закона» и наказание за его нарушение. Для кого он написан?
(Для волков. Речь идет о стихотворении Киплинга «Закон джунглей».)

Как звучало прозвище волчицы, приютившей Маугли в книге Киплинга?
(Ракша.)

Каким нечеловеческим способом предлагал бороться с бюрократизмом поэт Владимир Маяковский?
(«Волком выгрызть». «Я волком бы выгрыз бюрократизм…» – строка из «Стихов о советском паспорте».)

Утверждают, что Владимир Ильич Ленин, под влиянием сцены охоты на волков из классического произведения Льва Толстого «Война и мир», произнес фразу, ставшую крылатой. Назовите три последних слова этой фразы.
(Какой матёрый человечище!)

В далекие времена славяне верили, что дикие животные являлись их прародителями: каждое племя имело свой тотем – священное животное, которому поклонялось. Назовите племя, считавшее своим предком волка.
(Лютичи. Одно из имен волка – «лютый».)

Как назывался один из бункеров Гитлера?
(«Волчье логово» – «Вольфенштейн».)

Какой современный российский певец исполняет песню о мальчике, выросшем в волчьей стае?
(Александр Маршал, песня «Волчонок».)

Из уст какого киногероя культового фильма «Место встречи изменить нельзя» в широки массы ушла фраза «ВолкИ позорные»?
(Промокашка.)

Назовите фильм, получивший премию «Оскар» в 1990 году?
(«Танцы с волками».)

Как называют и волка-одиночку и нелюдимого угрюмого человека?
(Бирюк.)

Именно так называют себя байкеры. Как же?
(Ночные волки.)

Когда вместе с оловянными рудами в печь попадала руда этого металла, образовывалась пена, уносившая в шлак много олова. Средневековые металлурги говорили, что это вещество пожирает олово. А с каким животным они его сравнивали?
(С волком. Название этого металла происходит от двух немецких слов «волк» и «пена», это – вольфрам.)

Отгадайте славянскую загадку: «Пришел волк – весь народ умолк; взлетел ясен-сокол – весь народ пошёл!»
(Ночь и солнце.)

Отгадайте сирийскую загадку: Три дружных волка: один лежит, не поднимается, второй никогда не насыщается, третий летит кверху. Кто они?
(Пепел, огонь и дым.)

Известен вид охоты на волков, называющийся «на вабу». Специальный охотник-вабельщик производит некое действие, совершив которое, он отбегает по ветру шагов 50 и прячется. Что же делает вабельщик?
(Воет по-волчьи.)

Назовите собирательное название для крупных собак, которых выращивали и использовали для охраны пастбищ от волков или для охоты на них?
(Волкодавы.)

В какой известной логической задаче присутствует волк?
(Задача о волке, капусте и козе.)

Как называется рот волка?
(Пасть.)

Как называется волчья улыбка?
(Оскал.)

Перу какого великого русского художника принадлежит картина «Иван-Царевич на Сером волке»?
(Виктора Васнецова. Этот известный художник предпочитал работать с натурой. Для создания этой картины ему специально доставили этого крупного хищника.)

Назовите одним словом детеныша лисы, волка или соболя.
(Щенок.)

Как иначе называют детскую игрушку юлу?
(Волчок. По версии одного нашего мультфильма, волк, пытаясь с голоду съесть свой хвост, превратился в эту игрушку.)

Специалисты по геральдике выделяют геральдическую фигуру «пёс» и геральдическую фигуру «волк». По какой детали специалисты отличают эти две фигуры?
(Ошейник.)

Как переводится на русский язык немецкое имя Рудольф? А Адольф?
(Красный волк, Благородный волк.)

Этот хищник волочит свою добычу и съедает ее в укромном месте. Отсюда и пошло его название. Кто это?
(Волк.)

Какой бог древнеегипетской мифологии изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала?

(Анубис - покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов.)

Что означает средневековое выражение «держать волка за уши»?
(Находиться в трудном положении.)

Какую крылатую фразу применяют, когда говорят о беззаконии, опирающемся на грубую силу?

(Волчий закон.)

Как в царской России называли документ с отметкой о политической неблагонадёжности?

(Волчий паспорт или волчий билет.)

Как мы называем человека, скрывающего дурные действия под маской добродетели?

(Волк в овечьей шкуре.)

Литовцы говорят: «От волка убегаешь, к медведю прибегаешь». А что говорим мы?
(Попасть из огня, да в полымя.)

В Англии говорят: «Тот, кто боится каждого куста, никогда не должен ходить на ловлю птиц», в Германии: «Кто любит лизать мед, не должен пугаться пчел». А что говорим мы в этом случае?
(Волков бояться – в лес не ходить.)

В симфонической сказке Сергея Прокофьева «Петя и волк» гобой представляет Утку, кларнет – Кота. А труба, как и некоторые другие медные духовые инструменты, – именно его. Кого?
(Волка.)

Однажды великому русскому скульптору Петру Клодту «позировал» волк. Над чем же работал мастер?

(Над памятником И. Крылову, что в Летнем саду.)

В какой сказке Сергея Михалкова Волк нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя спокойно?
(«Три поросёнка». Волк разрушил домики двух поросят и грозился разрушить третий.)

Как называлась серия советских мультфильмов, в которых волк всегда преследовал зайца?
(«Ну, погоди!»)

Этот генерал-полковник в 1988-1991 гг. являлся начальником Института военной истории Министерства обороны СССР. Кто он?
(Дмитрий Волкогонов.)

Этот летчик-космонавт в июле 1984 года совершил совместно с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой полет на корабле «Союз Т-12». Назовите его.
(Игорь Волк.)

Игра-викторина «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Цель: формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русскою народа.

Ход мероприятия.

Ведущий: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Помогут нам в этом жанры устного народного творчества, с которыми вы знакомились на уроках, читали в книгах, слышали по радио, видели в кино и мультфильмах.

1 задание. Для начала давайте вспомним, какие жанры русского народного творчества вам известны? Разгадывание кроссворда (презентация).

    задание. Загадки.

    Голубой платок, алый клубок По платку катается, людям улыбается. (Солнце.)

    Двенадцать братьев друг за другом ходят, Друг друга не находят. (Месяцы.)

    Пришёл волк - весь народ умолк, Ясен сокол пришёл - весь народ пошёл. (Ночь и день.)

    Поднялись ворота - всему миру красота. (Радуга.)

    Старик у ворот тепло уволок, Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз.)

    Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

    Стоит городок - сколько стареньких домков, Сколько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

    У матери двадцать деток, Все детки - однолетки. (Наседка и цыплята.)

    Бел, как снег, в чести у всех, В рот попал - там и пропал. (Сахар.)

    И языка нет, а правду скажет. (Зеркало.)

    Утка ныряла - ныряла и хвост потеряла. (Иголка и нитка.)

    Сидит Пахом на коне верхом, Книги читает, а грамоты не знает. (Очки.)

    Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.)

    Маленький Иван - костяной кафтан. (Орех.)

    Без ног, а хожу, без рук, а указываю. (Часы.)

    Легко, кругло, а за хвост не поднять. (Клубок.)

3 задание. «Продолжи пословицу».

Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Не стыдно молчать, а имей сто друзей.

Знай больше, а ум – силу.

Не учись разрушать, сам в неё упадёшь.

Сила сломит всё, коли нечего сказать.

Не имей сто рублей, а учись строить.

Не рой другому яму - а говори меньше.

Любишь шутить над Фомой, над тем не шути.

Кто любит трудиться, умей и отшучиваться.

У ленивого Емели так люби и над собой.

Умей шутить, тому есть чем похвалиться.

Кто не любит шуток, семь воскресений на неделе.

О себе заботься, а старых не теряй.

Новых друзей наживай, а товарища не теряй.

Была бы охота – а от труда здоровеет.

Труд человека кормит, сам себя губит.

Раз соврал – будет ладиться работа.

Кто других не любит, а лень портит.

Человек от лени болеет, навек лгуном стал.

Скучен день до вечера, да друзей нет.

Кто грамоте горазд, да не откладывай дела.

Не сиди сложа руки, коли делать нечего.

Откладывай безделье, никуда не годится.

Приятелей много, так и не будет скуки.

С людьми браниться тому не пропасть.

4 задание. Бой скороговорок.

Распечатать карточки со скороговорками.

Приглашаем 4 человек посоревноваться в произнесении скороговорок.
Скороговорки. На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

5 задание. Потешки и небылицы в лицах.

Распечатать карточки.

Приглашаем 4 группы по 2 человека. Вы должны полученные потешки и небылицы инсценировать.

– Здорово, кума!
– На рынке была.
– Ты что, кума, глуха?
– Купила курицу и петуха.
– Прощай, кума!
– Пять алтын дала.


- Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Зашить можно?
- Да иглы нет!
- А велика дыра?
- Один ворот остался.


- Сынок, сходи на речку за водицей.
- Брюхо болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, раз мать велит, надо идти.

Где ты, брат Иван? – В горнице. – А что делаешь? – Помогаю Петру. – А Пётр что делает? – Да на печи лежит.