Чем разгоняют дождевые облака. Технология создания благоприятной погоды ("разгон облаков"). Справка. Когда начали разгонять облака

Хорошая, солнечная погода в последние годы непременно сопровождает все крупные столичные праздники: День Победы, День Независимости, День Города . При этом мы часто слышим о специальных самолетах, которые «разгоняют» облака в небе над Москвой – чтобы дождь не помешал VIP-гостям и народным гуляниям. Но каковы последствия такого вмешательства в экологию?

Специалисты Росгидромета утверждают, что реагенты, используемые для разгона облаков, не наносят вреда экологии столицы. «В зависимости от прогнозируемой интенсивности предстоящих осадков задействуют йодистое серебро, сухой лед и даже мелкодисперсный цемент. Все эти реагенты - экологически чистый материал, не наносящий вреда атмосфере города», - официально заявляют специалисты.

Первые попытки делать хорошую погоду предпринимались еще в Советском Союзе, и на сегодняшний день российская служба по разгону облаков считается лучшей в мире. Другие страны пока лишь берут на вооружение наш опыт.

Методика создания благоприятных условий погоды была разработана специалистами Росгидромета в 1990 году и начала масштабно применяться с 1995 года. Впервые по-настоящему она была опробована на праздновании 50-летия Победы. Впоследствии облака разгоняли на период открытия и закрытия Всемирных юношеских игр в 1998 году, во время празднования 850-летия Москвы.

Процесс разгона туч метеорологи называют «засеиванием». Против слоистых форм нижнего облачного слоя с высоты в несколько тысяч метров распыляют сухой лед, а против слоисто-дождевой облачности - жидкий азот. Йодистым серебром, которым начинены метеопатроны, бомбардируют наиболее мощные дождевые облака. Попадая в облака, частицы реагента концентрирует влагу вокруг себя, «вытягивая» из туч воду. В результате, над районом, где распылят сухой лед или йодистое серебро, практически сразу начинается сильный дождь. По пути к Москве тучи уже истратят весь «боезапас» и рассеются.

Тактика разгона вырабатывается в последние дни перед праздниками. Ранним утром воздушная разведка уточняет обстановку, после чего с одного из подмосковных (как правило, военных) аэродромов взлетают самолеты с реагентами на борту. Стоимость таких вылетов может достигать нескольких миллионов рублей, в зависимости от времени полета и расхода дорогостоящего топлива. По приблизительным подсчетам, одно мероприятие по созданию хорошей погоды обходится городской казне, в общей сложности, в 2.5 миллиона долларов.

В эффективности разгона специалисты Росгидромета и городское руководство убеждались не раз. Так, несколько лет назад на День города Москва оказалась под угрозой мощной облачности и высотного циклона , рассказали в службе. Полностью справиться с подобными погодными условиями практически невозможно. И все же синоптикам в тандеме с летчиками удалось в 3 раза уменьшить интенсивность обрушившихся на столицу осадков.

Науке давно известна технология борьбы с дождевыми облаками, однако на практике ее применяют только в России. Сама технология распыления довольно проста и не требует особых затрат. Скажем, на тучу длиной 5 километров нужно всего 15 граммов реагента.

В нашей стране монополия на «разгон» облаков принадлежит отделу активных воздействий Росгидромета, и, хотя сама технология уже довольно хорошо отработана, она продолжает удивлять иностранцев. В частности, премьер-министр Японии Дзюнъинтиро Коидзуми, приглашенный на празднование одного из Дней Победы 9 мая, до самого последнего момента был уверен, что разгон облаков над Москвой - не более чем шутка. Его приятно удивило, что во время праздничного парада над Красной площадью (вопреки предварительным прогнозам синоптиков) светило солнце. Высокому гостю очень понравились достижения российской науки в этой сфере.

Но завидовать жителям столицы, небо над которой всегда могут «расчистить», не стоит. Руководитель общественной экологической организации «Экозащита» Владимир Сливяк уверен: «Искусственное устранение природных осадков над Москвой нередко ведет к тому, что потом лить как из ведра дождь может очень долго». Так случается, когда резко меняется влажность воздуха, изменяется и направление движения воздушных фронтов. Такая картина наблюдалась после разгона туч над Москвой в честь Дня независимости России - 12 июня 2005 года.

«Взаимосвязь между разгоном облаков и проливными дождями существует», - утверждает Владимир Сливяк. – «Нельзя нарушать естественный природный баланс. К тому же современная наука пока не в состоянии говорить об отдаленных последствиях подобного вмешательства, а они могут быть самыми разными. И потому наша позиция: подобные действия нужно прекратить».

По мнению самих метеорологов, все разговоры по поводу негативных последействий реагентов не имеют под собой никаких оснований. Руководитель отдела активных воздействий Росгидромета Валерий Стасенко говорит: «Выводы экологов относительно того, что дождливая погода является следствием наших мероприятий, это не более чем домыслы… Нам известны периоды существования облаков, известны закономерности выпадения и формирования осадков». Реагент существует в атмосфере меньше суток. После попадания в облако он вымывается из него вместе с осадками, - уверены метеорологи.

Однако, после каждых праздников, на которых стояла сухая и теплая погода, наступают несколько дней, в течение которых идут необычно сильные дожди. Все-таки Природа не любит, когда вмешиваются в ее дела…

По материалам российской прессы и SpaceNews.ru

Предпринимались специалистами-метеорологами еще во времена СССР. Еще в 1970 х годах для этого применяли специальные реактивные самолеты Ту-16 "Циклон", созданные на базе стратегического бомбардировщика Ту-16. Российская служба по разгону облаков считается одной из лучших в мире.

Технология создания благоприятных погодных условий была разработана в 1990 году специалистами Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромета), а с 1995 года после первого масштабного применения во время празднования 50-летия Победы начала применяться достаточно широко.

Руководитель лаборатории гигиены атмосферного воздуха НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН Мигмар Пинигин заявил, что жидкий азот представляет собой сконцентрированный при низких температурах одноименный газ, содержание которого в атмосфере составляет около 78%. По его словам, "вопрос о вредности этого реагента отпадает сам собой". Что касается гранулированной углекислоты, то ее формула - СО2 - совпадает с формулой углекислого газа, также присутствующего в атмосфере. Руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин заверил, что людям не угрожает даже распыление порошка цемента: "При разгоне облаков речь идет о минимальных дозах".

Реагент существует в атмосфере меньше суток . После попадания в облако он вымывается из него вместе с осадками, уверены метеорологи.

По словам помощника главкома ВВС Александра Дробышевского, "применение реагентов, в плане загрязнения, никак не сказывается на состоянии земной поверхности . Количество частиц реагента, выпадающих на единицу площади земли, ничтожно мало, оно в сотни раз меньше естественного уровня наноса пыли".

Вместе с тем, у данной методики есть и противники. Так, экологи из общественной организации "Экозащита" утверждают, что существует определенная зависимость между разгоном облаков и проливными дождями , выпадающими в последующие дни. По словам руководителя организации Владимира Сливяка, "современная наука пока не в состоянии говорить о последствиях подобного вмешательства, а они могут быть самыми разными". В связи с этим позиция экологов однозначна: "Подобные действия нужно прекратить". Не менее однозначен и ответ метеорологов. Согласно заявлению начальника управления мониторинга геофизических процессов, активных воздействий и государственного надзора Росгидромета Валерий Стасенко, "выводы экологов относительно того, что дождливая погода является следствием наших мероприятий, это не более чем домыслы. Чтобы делать такие выводы, необходимо измерять уровень аэрозоля в атмосфере, его концентрацию, установить тип аэрозоля. Без этих данных подобные утверждения голословны".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Как многие, наверное, помнят, доктор Феликс Хонникер, персонаж ироничной антиутопии Курта Воннегута« Колыбель для кошки», создал таинственный и ужасный« лед-девять». Стоило лишь бросить один кристаллик этого льда в лужу, как вся влага на Земле, включая атмосферную, начинала кристаллизоваться и твердеть уже при положительной температуре. Фантастика фантастикой, но у творения доктора Хонникера есть некий реальный прототип. Сам же писатель вдохновлялся трудами собственного брата Бернарда, известного химика и метеоролога, придумавшего, как вызвать искусственный дождь или снег


Лаборатория Перед началом активного воздействия на облака со специального самолета-метеолаборатории проводится разведка состояния облачности. На борту самолета установлен измерительно-вычислительный комплекс, получающий и обрабатывающий информацию от разнообразных датчиков


Ледяной факел На фото показан распылитель жидкого азота, установленный на самолете Ан-26


Общий вид генератора мелкодисперсных частиц льда


Стрельба по облакам На фото — самолетные устройства отстрела пиропатронов с йодистым серебром. Конструктивно это «оружие» схоже с установками для отстрела ложных тепловых целей


Генератор льдообразующего аэрозоля ГЛА-105 — на основе 105-мм фейерверочного изделия


На основе штатных пусковых установок — одноствольной


На основе штатных пусковых установок — многоствольной

Точнее говоря, Бернард Воннегут был лишь одним из американских ученых, работавших в этой области. Другой исследователь — физик Винсент Шефер — экспериментировал с искусственно созданным в камере переохлажденным (то есть состоящим из находящейся при минусовой температуре, но не принявшей кристаллическую форму водяной взвеси) облаком. Чтобы заставить воду изменить агрегатное состояние, он «вдувал» в облако мелкодисперсные вещества (соль, тальк, пыль), частички которого могли стать центрами кристаллизации. Но почему-то никак не становились. Наконец Шефер, решив, что температура в камере недостаточно низка, бросил туда кусочек сухого льда (замороженного углекислого газа CO2) и… в насыщенном влагой воздухе заклубился густой сизый туман, а затем пошел снег. Капельки воды самопроизвольно кристаллизовались и выпали в виде осадка. Эффекта с аналогичным результатом, но несколько иной природой (об этом мы скажем позже) добился и Бернард Воннегут — правда, с помощью не сухого льда, а йодистого серебра (AgJ). Эти два лабораторных эксперимента были проведены в 1946 году (теоретические работы велись как в США, так и в других странах еще с начала XX века). 13 ноября того же года шесть фунтов сухого льда распылили с самолета над облаком, плывшим вдоль склонов горы Грейлок в Восточном Массачусетсе. Облако просыпалось снегом. Так был сделан первый шаг в области активного воздействия на атмосферные процессы.

От Чернобыля до Венеции

«Первые практические работы по воздействию на погоду начались в СССР еще в 1960-х, — рассказывает директор Автономного некоммерческого объединения (АНО) «Агентство атмосферных технологий» Виктор Петрович Корнеев, — и так исторически сложилось, что наиболее активно у нас развивались технологии искусственного уменьшения осадков. Еще в первой половине 1980-х годов при Мосгорисполкоме создали экспериментальную производственную лабораторию, которой, в частности, было поручено добиться уменьшения количества выпадающего над столицей снега, — руководители города хотели сэкономить на уборке и вывозе. Кроме того, в дни парадов и демонстраций 1, 9 мая и 7 ноября организовывались работы по улучшению погодных условий. Для этого нужно было сделать так, чтобы ‘предназначенные" Москве облака пролились дождем где-то за пределами кольцевой автодороги».

Особым этапом стала ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Тогда была поставлена задача не допустить смыва в Днепр и Припять радиоактивной пыли, укрывающей почву в зоне катастрофы. При помощи специальных реагентов пыль удалось связать, предохраняя ее от развеивания ветром. Но потоки дождя представляли серьезную опасность. На борьбу с дождевыми облаками были отправлены транспортные самолеты Ан-12 и даже дальние бомбардировщики Ту-95, вылетавшие к Чернобылю с аэродрома Чкаловский.

В те времена строились большие планы. Например, прорабатывался проект восстановления водозапасов Аральского моря за счет увеличения уровня осадков в горах, откуда берут начало питавшие умирающее море реки Сырдарья и Амударья. Но с распадом СССР научно-исследовательские работы в этой области резко сократились. Правда, как выяснилось, российские технологии оказались весьма интересны некоторым зарубежным партнерам. В 1990-х работы по увеличению осадков проводились в Сирии, а уже в последнее десятилетие — в Иране. Наши эксперты также участвовали в проекте рассеивания туманов на ключевых участках автострады Венеция-Триест (Италия) и передавали опыт китайским коллегам накануне пекинской Олимпиады-2008.

Бороться с облаками и туманами периодически приходится и в России. В 1995—1997 годах возможностью увеличить количество осадков заинтересовалось правительство Якутии. Коротким, но жарким сибирским летом эта республика испытывала недостаток влаги на пастбищах, что создавало проблемы местным животноводам. Как рассказывает В.П. Корнеев, прибывших в Якутию московских специалистов встречали представитель районной власти, сотрудник Института проблем Севера и местный шаман, весьма глубокомысленно изложивший собственную точку зрения на круговорот воды в природе. Однако наиболее известным и самым востребованным направлением работы АНО «Атмосферные технологии» и их коллег из Центральной аэрологической обсерватории по‑прежнему остается то, что в народе называют «разгоном облаков» над крупными мегаполисами, и прежде всего над Москвой.

Воспитание холодом

В основе почти всех способов воздействия на гидрометеорологические процессы лежит использование неустойчивого состояния облачной атмосферы. Прежде всего речь идет о фазовой неустойчивости облачной воды — это, как уже говорилось, присутствие в облаках, находящихся выше нулевой изотермы (так называют высоту, где атмосфера «переходит» через температуру в 0°С), мелких капелек влаги, которая продолжает оставаться жидкостью, несмотря на отрицательную температуру (до -40°С) окружающего воздуха. Чтобы вызвать осадки, требуется заставить эту воду кристаллизоваться.

Сделать это можно двумя способами: либо резко охладить облако, принудив капельки переохлажденной влаги к самопроизвольной кристаллизации под действием резкого охлаждения (для этого применяются хладагенты), либо внести в него центры кристаллизации.

Самыми популярными хладагентами уже многие десятилетия остаются сухой лед, с которым экспериментировал еще Винсент Шеффер, и жидкий азот (N2). Температура испарения для твердого углекислого газа составляет -78°С, а для жидкого азота -169°С. При всех своих плюсах хладагенты имеют ряд недостатков, поэтому иногда применяется реагент, имеющий иной механизм действия, — йодистое серебро (AgJ). Кристаллы этого вещества практически изоморфны кристаллам льда и прекрасно выполняют функцию центров кристаллизации для воды и пара. Этот эффект как раз и был открыт Бернардом Воннегутом, так что йодистое серебро можно считать отдаленным прототипом «льда-девять» из романа «Колыбель для кошки».

Как только в переохлажденном облаке появляются кристаллы, они тут же «съедают» окружающий пар; давление вокруг поверхности кристалла падает, что заставляет испаряться жидкую влагу в облаке; пар снова поглощается растущим кристаллом и т. д. Тяжелеющие кристаллы силой притяжения Земли увлекаются вниз. Этим методом возможно также предотвратить формирование больших капель переохлажденной воды, которые рано или поздно способны превратиться в крупный град. Кроме того, применение реагентов, формирующих кристаллы из переохлажденной жидкости, может не только вызвать осадки, но и… задержать их. Если произвести «перезасев» облака реагентами, то из-за возникновения слишком большой концентрации ядер кристаллизации осадкообразование будет замедлено. Так что у «специалистов по хорошей погоде» всегда есть выбор: заставить облако пролиться дождем, до того как ветер погонит его над защищаемой территорией, или, напротив, «перезасеять» его, чтобы дождь прошел уже после того, как туча уйдет прочь. Как правило, второй метод применяется в отношении фронтальной облачности.

Для каждого из типов реагентов существует своя технология диспергирования, или «засева». Гранулы «сухого льда» размерами от 0,2 до 2 см получают непосредственно на борту самолета путем дробления промышленных брикетов. Эту ледяную крошку рассеивают над облаками с помощью бункерных или шнековых устройств.

Для кристаллизации облачной воды жидким азотом применяются жидкоазотные самолетные генераторы мелкодисперсных частиц льда ГМЧЛ-А. Под давлением жидкий азот подается в установленный за бортом самолета распылитель и выводится в атмосферу, создавая там «факел» глубоко охлажденного воздуха с температурой -90°С. Попадающая в него вода мгновенно кристаллизуется.

Для засева облачности аэрозолем йодистого серебра используются пиропатроны, которые отстреливаются специальными автоматическими устройствами.

Цементированное небо

Еще в 1950-х годах, на заре советских экспериментов по активному воздействию на атмосферные процессы, перед исследователями встала проблема. Спустя лишь несколько минут после распыления реагентов экипаж самолета уже затруднялся опознать обработанное облако среди множества других похожих. А без этого было нелегко отследить эффективность работ и не допустить повторного засева. Решение нашлось в одной из многочисленных в те времена керосинных лавок. Там была куплена синька — порошок, широко использовавшийся хозяйками для легкого подкрашивания постельного белья при кипячении и стирке. Предполагалось, что если вместе с реагентами распылить над облаком синьку, то на нем появится голубоватое пятно, которое сыграет роль метки. Однако когда дело дошло до практических опытов, выяснилось, что облака, на которые высыпали синьку, через некоторое время просто исчезали, диссипировались. Возникшее поначалу разочарование вскоре сменилось радостью открытия. Ведь, как оказалось, был найден новый способ воздействия на атмосферу — динамический.

В основном он применяется в борьбе с кучево-дождевыми облаками вертикального развития (конвективными облаками). Эти тучи, растущие вверх высокими «башнями», можно разрушать с помощью той же самой энергии атмосферной неустойчивости, которой обусловлено их возникновение. Попросту говоря, восходящему потоку воздуха, в результате которого растет конвективное облако, надо противопоставить встречное движение, которому по силам это облако разрушить. Такое движение можно создать, сбросив грубодисперсный порошковый реагент со свойствами адсорбента. Это может быть, например, соль или, что чаще всего применяется в отечественной практике, цемент. Набухая от влаги, тяжелый порошок пробьет облако, увлекая вслед за собой капельки воды. Распыление цемента применяется не только в борьбе с конвективными облаками, но и для воздействия на так называемые теплые облака, находящиеся ниже нулевой изотермы. Против них кристаллизующие реагенты бессильны — даже имеющий самый высокий температурный порог активности жидкий азот может работать при температуре облачной среды не выше -0,5°С.

Применение цементного порошка в качестве реагента вызывает обеспокоенные вопросы у широкой публики — не надо ли нам всем надевать респираторы, когда на праздники делают хорошую погоду? «Для органов дыхания распыление цемента не несет никакой опасности, так как после обработки облаков концентрация частиц порошка в воздухе, и так перенасыщенном аэрозолями, ничтожна — всего 1−2 частицы на м3», — успокаивает нас В.П. Корнеев. И все же признать этот способ на 100% безопасным нельзя. Дело в том, что порошковый реагент сбрасывают с самолета в виде картонных и пенопластовых контейнеров размером 26 х 26 х 38 см и массой 25−30 кг. Контейнер предусматривает автоматическое принудительное раскрытие, после чего распадается на фрагменты, безопасные для людей и строений. Однако 12 июня 2008 года, когда по случаю Дня России проводились мероприятия по обеспечению солнечной погоды в Москве, крышу частного дома в Нарофоминском районе Московской области пробил нераскрывшийся контейнер с цементом. К счастью, никто не погиб, однако всем пришлось лишний раз убедиться, что безотказной техники не бывает.

Предпринимались специалистами-метеорологами еще во времена СССР. Еще в 1970 х годах для этого применяли специальные реактивные самолеты Ту-16 "Циклон", созданные на базе стратегического бомбардировщика Ту-16. Российская служба по разгону облаков считается одной из лучших в мире.

Технология создания благоприятных погодных условий была разработана в 1990 году специалистами Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромета), а с 1995 года после первого масштабного применения во время празднования 50-летия Победы начала применяться достаточно широко.

Руководитель лаборатории гигиены атмосферного воздуха НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН Мигмар Пинигин заявил, что жидкий азот представляет собой сконцентрированный при низких температурах одноименный газ, содержание которого в атмосфере составляет около 78%. По его словам, "вопрос о вредности этого реагента отпадает сам собой". Что касается гранулированной углекислоты, то ее формула - СО2 - совпадает с формулой углекислого газа, также присутствующего в атмосфере. Руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин заверил, что людям не угрожает даже распыление порошка цемента: "При разгоне облаков речь идет о минимальных дозах".

Реагент существует в атмосфере меньше суток . После попадания в облако он вымывается из него вместе с осадками, уверены метеорологи.

По словам помощника главкома ВВС Александра Дробышевского, "применение реагентов, в плане загрязнения, никак не сказывается на состоянии земной поверхности . Количество частиц реагента, выпадающих на единицу площади земли, ничтожно мало, оно в сотни раз меньше естественного уровня наноса пыли".

Вместе с тем, у данной методики есть и противники. Так, экологи из общественной организации "Экозащита" утверждают, что существует определенная зависимость между разгоном облаков и проливными дождями , выпадающими в последующие дни. По словам руководителя организации Владимира Сливяка, "современная наука пока не в состоянии говорить о последствиях подобного вмешательства, а они могут быть самыми разными". В связи с этим позиция экологов однозначна: "Подобные действия нужно прекратить". Не менее однозначен и ответ метеорологов. Согласно заявлению начальника управления мониторинга геофизических процессов, активных воздействий и государственного надзора Росгидромета Валерий Стасенко, "выводы экологов относительно того, что дождливая погода является следствием наших мероприятий, это не более чем домыслы. Чтобы делать такие выводы, необходимо измерять уровень аэрозоля в атмосфере, его концентрацию, установить тип аэрозоля. Без этих данных подобные утверждения голословны".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Тучи над Москвой в случае необходимости разгоняют до 12 самолетов Военно-воздушных сил (ВВС) РФ, оснащенных специальной аппаратурой по воздействию на облака. Для выполнения этих работ, совместно с Агентством атмосферных технологий Росгидромета, подобраны лучшие экипажи на самолетах Ан-12, Ан-26, Ан-28, Ан-32, Ил-18 и Су-30,имеющие опыт выполнения работ по воздействию на облака.
В их отсеках размещены системы, включающие в свой состав "сосуды Дюара" для перевозки и распыления жидкого азота. С внешней стороны, в хвостовой части, на некоторых самолетах установлены специальные устройства, предназначенные для отстрела патронов, содержащих соединение серебра.
Работы выполняютcя с аэродрома Чкаловский и в окрестностях столицы сбрасываются около 280 тонн экологически безопасных реагентов.
Задача операторов воздействия – попасть в самый центр облака, чтобы реагенты вобрали в себя максимальное количество влаги и таким образом спровоцировали дождь в запланированной зоне. Тучи обрабатывают не над Москвой, а вокруг нее, в радиусе 300 километров. Получается, что над столицей возникает своеобразный “зонтик”. Эффективность разгона туч высокая, но 100-процентной гарантии все-таки не дает никто.
Специалисты Росгидромета и военные заявляют, что используют экологически безопасные вещества: углекислоту и йодистое серебро. Безоблачная погода в Москве может продлиться двое-трое суток после “воздействия”.

Dmitriy Pichugin - Russian AviaPhoto Team - Antonov An-26

Dmitriy Pichugin - Russian AviaPhoto Team - Antonov An-28

Teemu Tuuri - FAP - Antonov An-32A