Вопрос: Значение огня в жизни древнейших людей. Огонь - роль огня в жизни человека Значения огня в жизни древнейших людей таблица

Значение огня в жизни древнейших людей

Ответы:

Огонь грел, кормил и защищал людей.

Огромное.Т.к люди научились обжаривать мясо,а не употреблять в сыром виде,изготовление факелов,согревались в студёный климатический период.С тех пор женщина стала хозяйкой в доме,"хранительницей очага",наступает патриархат. Древние люди научились использовать огонь в нужных целях.Огонь- зарождение хозяйства и новый период развития человечества.

Похожие вопросы

  • На этой картине изображены дети у которых есть серьезные травмы и ранения! Девочка порезалась ножом мне и у нее из пальца течет кровь. Но я думаю если она сделает специальную перевязку рука у нее заживет. На второй картине изображен мальчик у него сломана нога ему надо сходить к врачу чтобы он ему выписал нужные медикаменты и постельный режим чтобы его нога быстрее зажила! У третьего мальчика болит колено ему нужно намазать специальный крем для снятия боли!
  • Прямоугольник разрезали на квадраты. Сторона наибольшего квадрата равна 6 см. Найти периметр и площадь прямоугольника.
  • Очень необычный вопрос. Нам по черчению задали нарисовать как изменялся дом человека в процессе эволюции. Так допустим: Каменная пещера - каменный век. Иглу - Монголия, 1 век, дом из шкур - 3 век. Высотки - Россия, 20 век, Стеклянные небоскребы - Токио, 21 век Назовите еще несколько, больше пяти. ПЛИЗ.
  • Перевести на английский слова и предложения: 1. Грамота/диплом. 2. Я любил танцевать. 3. Еще, я хожу на спорт. 4. Выступать (на концертах). 5. Изучать.
  • Составьте предложения со словами: перерождение, вообразить,раздражать, професия, фильтровать, штангист.
  • план ответа о жизни рыцарей
  • как правельно написать где надо поставить знаки препинания Жил один старик и он очень любил цветы иму так хотелось посадить цветы но он не мог потомушто у него на цветы алергия но потом он купил искуственые цветы и наслаждался ими смотрел на них весь день ухаживалза ними анютины глазки

Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях - в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.

Роль огня в жизни первобытного человека

Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.

Укрощение огня человеком - довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица - они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления - молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.

После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.

Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом - использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.

Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.

Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку - больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.

Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.

Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности - его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.

Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное - он дал человеку возможность освоения новых земель.

Роль огня в жизни современного человека

Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ - всего этого не было бы без маленькой искры.

На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его - плавит руду.

Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей - усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках - электрическая.

Огонь используется практически в любой человеческой деятельности - керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.

В чем заключается значение огня в жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение огня в жизни человека

Огонь уже настолько вошел в нашу жизнь, что мы не представляем себя без него. А вот если задуматься, так глобально, то что нам дает огонь?

  1. Тепло в холод

При помощью огня человек сможет согреться морозной зимой, или холодной ночью. Обогрев дома, жилища, какое бы оно не было – будь то пещера, чум или дом с печкой, всегда выполнялся при помощью огня. Трубы отопления, электро-обогрев, батареи, — это блага нашей цивилизации. А вот в каменном веке значение огня в жизни древнейших людей было неоцененным. Ведь он спасал жизни, давая тепло и отпугивая врагов.

2. Огонь — это сухая одежда

Будучи в тесной гармонии с природой, человек много своего свободного времени проводит под открытым небом. Если вдруг, польет дождь, тогда, логично, что одежда промокнет. Также контакт с водной средой, а именно озёрами, реками, морями, тоже может сделать нашу одежду мокрой. Остаться в такой одежде чревато простудой, причём очень сильной. Просушить одежду можно и на ветре, если на улице летняя пора или же при помощи огня, что более вероятно.

3. Огонь – это приготовленная пища

Сможете ли Вы, преодолев себя, съесть сырую или живую рыбу? А сырую птицу, например куропатку или курицу? Может и придётся скушать что-то в сыром виде в том случаи, если у Вас не будет огня. Поэтому он обеспечивает наличие вкусной еды.

4. Огонь – это свет

Помимо всего прочего огонь можно использовать как источник освещения в темноте.

5. Огонь – это надежная защита от хищников

Сложно представить животное, которое не боялось бы огня, особенно если взять горящую ветку и сунуть ее прямо в лицо зверю. Как правило, бегство будет моментальным.

Занятие-исследование: «Значение огня в эволюции человека»

Место проведения : школьный кабинет.

Возраст : 9 класс (3 год обучения).

Оборудование: музыкальные отрывки: Л.Бетховен – балет «Творения Прометея», либо А.Скрябин – симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»), либо Ф.Лист – симфоническая поэма «Прометей».

Тексты по теме (отрывки) – Ж.Рони-Старший «Борьба за огонь», «Прометей», «Сахара». Р.К.Баландин, ЛГ.Бондарев «Природа и цивилизация», Н.Н.Воронцов «Экологические кризисы в истории человечества».

Географическая карта пустынь и полупустынь, репродукции рисунков со стоянок древних людей в Африке, подсвечник с тремя (четырьмя) свечами, весы, черные и белые шары (можно от настольного тенниса).

Ход занятия

Для создания особого эмоционального настроя в затемненном классе на учительском столе горит свеча. Звучит тихая музыка. Ученик (с артистическими способностями) выразительно читает отрывок из книги Ж. Рони-Старшего «Борьба за огонь». После окончания чтения отрывка свеча гасится. Некоторое время класс погружается в темноту. Затем зажигаются все свечи (дальнейшее занятие проходит при свете свечей).

Вступительное слово учителя. 1. Учитель предлагает учащимся представить себя на месте наших предков, сидящих у огня.

2. Обратить внимание на то, что использование огня утилитарно, но тяга человека к огню бессознательна, инстинктивна.

3. Указать на культы огнепоклонников и разрушительные блаженства пироманов.

4. Вспомнить некоторые исторические факты, например, подожженный и вновь отстроенный Рим. Пионерские костры. Вечный огонь в честь павших...

Обсуждение прочитанного отрывка (тексты находятся на столах учащихся).

1. Как сохраняли люди огонь?

2. Каково было значение огня для древних людей?

3. Какие средства выразительности использует автор при описании огня?

4. Какие средства выразительности использует автор при описании умирающего огня?

5. Как в тексте передано горе уламров?

Общий вывод: огонь олицетворялся су древних людей с живым существом, которому присущи жизнь и смерть.

Постановка целей и задач занятия.

Рассмотреть проблему положительного и отрицательного влияния на эволюцию человека, сузив ее до позиций «Огонь – Жизнь» и «Огонь – Смерть».

Организация работы в группах. Предварительно класс делится на 3 группы (по желанию): сторонники позиций «Огонь – жизнь» и «Огонь – Смерть» и наблюдатели (арбитры, судьи). На учительском столе устанавливаются символические весы, рядом кладутся белые и черные шары.

Мифологическое толкование умения человека владеть огнем.

Легенда о Прометее. Читается отрывок из произведения, звучит музыка.

«Огонь – Жизнь». Огонь принес человечеству разум. (Белый шар кладется на весы).

«Огонь – Смерть». Дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что привело к губительным последствиям. Прометей заботился только о теле человека, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей. (Черный шар)

Значение огня в эволюции человека.

«Огонь – Жизнь». 1.Умение пользоваться огнем позволило сделать пищу более усваиваемой и вкусной. (Белый шар).

2. Лицо человека приобрело современные черты. (Белый шар).

3. Огонь сделал человека независимым от климата. Позволил расселиться по всей поверхности земли . (Белый шар).

4. Люди использовали пламя для обороны от крупных хищников-конкурентов. Могли с его помощью отвоевать у зверей удобные жилища-пещеры. (Белый шар).

При помощи огня люди могли изготавливать более совершенные орудия труда. (Белый шар).

Постепенно укрепилось ощущение «дома» - места, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты . (Белый шар).

Огненная революция.

«Огонь – Смерть». 1. Охотничьи племена практиковали выжигание лесов; в результате, луга распространялись и на территории, где выпадало больше дождей. (Белый шар).

2. Тщательно контролируемое выжигание лесов с целью стимулировать рост одних пород деревьев и подавлять другие – один из известных приемов в современном лесопроизводстве. (Белый шар).

«Огонь – Смерть». 1.Знаменитые пустыни Африки – Сахара и Калахари – антропогенного происхождения . (Черный шар).

2. Использование аборигенами Тасмании огня привело к смене флоры и фауны и, как следствие. Отрицательно сказалось на экосистеме острова. (Черный шар).

3. Современные пустыни и полупустыни Австралии имеют антропогенное происхождение. (Черный шар).

4. Формирование антропогенных (пирогенных) тундр началось еще со времен сумнагинской культуры (6-10 тысяч лет назад). Деятельность человека способствовала расширению тундровой зоны и отступанию на юг северной границы тайги. Современные границы тундры сложились под влияниемантропогенного воздействия. (Черный шар).

Огонь и металлургическое производство.

«Огонь – Смерть ». Рудное дело невозможно без применения огня. (Белый шар).

«Огонь – Смерть». Изменение содержания углекислого газа в атмосфере в значительной мере влияет на климат Земли. Все это – следствие освоения человеком огня. (Черный шар).

Подведение итогов занятия.

Судьи подсчитывают количество шаров черных и белых. Белых оказывается больше. Обсуждение полученных результатов. Учащиеся свободно высказывают свое мнение.

Учитель делает общий вывод.

Литература для учителя.

1. Цыбасова В.И. Биология. Проектная деятельность. ИТД Корифей, Волгоград, 2009г.

Литература для учащихся.

1. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М., Мысль, 1998.

2. Воронцов Н.Н. Экологические кризисы в истории человечества. //Биология, 2001, № 40,41.

3. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. М., Педагогика-Пресс, 1994.

4. Рони-Старший Ж. Борьба ха огонь. Пещерный лев. Вамирех, М., Пресса, 1994.

Значение огня в жизни человечества на всех этапах его существования заслуживает отдельного разговора. Вот уже полмиллиона лет, как огонь сделался непременным атрибутом человеческой жизни. В те бесконечно далекие времена его практическое значение было огромным. Огонь — самая надежная защита от хищников. Огонь — источник тепла, давший возможность зажарить мясо, запечь плоды и коренья. И, наконец, огонь — немаловажное средство обработки деревянных орудий (и копья, и дубины уже триста тысяч лет назад стали обжигаться для прочности)...

Однако не меньшую роль он играл в деле упрочения чисто человеческих, социальных отношений. Священный огонь — символ единства коллектива, источник его силы, своенравный друг и охранитель. Его нужно любить и беречь и быть с ним осторожным, дабы его неистовое могущество не обратилось против самого человека. «Тепло домашнего очага» — как далеко в глубь человеческой истории уходит это понятие! Оно знакомо нам всем, хотя наши жилища давным-давно обогреваются не очагами, а батареями центрального отопления и электроприборами. Но, пожалуй, в еще более глубокую древность уводит та тяга к огню, к живому пламени, которая заставляет современных людей сооружать в своих квартирах камины, гасить электричество и зажигать свечи на праздничном столе, собираться у походных костров.

Ко времени появления верхнепалеолитических племен охотников на мамонтов человечество уже давно знало огонь и в совершенстве владело основными способами его добычи. Судя по этнографическим данным, таких способов было три: «огневой плуг», «огневая пила» и «огневое сверло».

Первый способ самый простой и быстрый, хотя и требует очень больших усилий: по лежащей на земле деревянной дощечке с сильным нажимом водят концом деревянной палочки — как бы «вспахивают». Образуется узкий желобок, а в нем — древесный порошок и тонкая стружка, которая от нагревания при трении начинает тлеть. К ней подсоединяется легко воспламеняющийся трут и раздувается огонь. Этот способ распространен сравнительно мало; чаще всего им пользовались на островах Полинезии (Чарльз Дарвин научился ему у жителей острова Таити). Изредка он применялся австралийцами, тасманийцами, папуасами и некоторыми отсталыми племенами Индии и Центральной Африки, хотя везде здесь предпочтение отдавалось другим способам.

«Огневая пила» имеет много разновидностей, но все они сводятся к одному принципу: мягкий сухой кусок дерева, лежащий на земле, как бы «пилят» поперек волокон куском твердой древесины. Интересно, что австралийцы, довольно часто прибегающие к этому способу, используют в качестве основы деревянный щит, а в качестве пилы — копьеметалку. Далее все происходило так же, как при «вспахивании» (только там работа велась вдоль волокон): образовывался и возгорался древесный порошок. Часто при таком способе в заранее подготовленную щель подкладывался трут. Иногда вместо деревянной дощечки в качестве «пилы» использовался гибкий растительный шнур. Этот способ употреблялся в Австралии, на Новой Гвинее, на Филиппинских островах, в Индонезии и в некоторых местах Индии и Западной Африки.

Высверливание — самый распространенный прием добывания огня. Он состоит в следующем. Небольшую дощечку с заранее выдолбленным углублением кладут на землю и зажимают ступнями ног. В углубление вставляется конец твердой палочки, которую начинают быстро вращать между ладонями, с одновременным нажимом вниз. Делается это настолько мастерски, что руки, невольно соскальзывающие вниз, периодически возвращаются в исходное положение, а вращение при этом не прекращается и не замедляется. Через несколько минут из углубления показывается дымок, а затем тлеющий огонек, который и раздувают при помощи трута. Этот способ распространен практически у всех отсталых народов Земли. В усовершенствованном виде к стержню сверху присоединяется упор, а с боков — ремень, который попеременно тянут за концы, приводя сверло во вращение. Присоединив к концам такого ремня небольшой лук, получим простейший механизм, довольно распространенный в первобытности: лучковое сверло. Далеко не каждый современный человек способен добыть огонь, вращая палочку между ладонями: здесь нужна большая сноровка, даже когда исходные материалы хорошо подобраны. А вот с помощью лучкового сверла это, по-видимому, доступно многим... Попробуйте сами, только помните: дощечка должна быть из мягкой и сухой древесины, а палочка — из твердой.

А как же высекание огня ударами кремня о кремень? Казалось бы, наблюдая за искрами, возникающими при раскалывании кремня, людям было проще додуматься до такого способа получения огня, чем изобретать довольно сложные операции с деревом. Некоторые ученые считают именно так. Б. Ф. Поршнев, например, полагал, что высекание огня, возникшее в процессе изготовления каменных орудий, предшествовало способам получения его трением. Такой же точки зрения придерживался и английский археолог К. П. Оакли. Однако этнографические данные говорят об ином.

Наиболее отсталые народы в XIX веке повсеместно добывали огонь трением, тогда как высекание огня (особенно ударами кремня о кремень) у них было распространено очень слабо. С другой стороны, народы, стоящие на более высокой ступени развития, добывали огонь преимущественно высеканием (кремнем о железо или железную руду — пирит). Порой они тоже применяли трение — но лишь в ритуальных, культовых целях. Да и опыты показывают, что хотя искра при ударе кремня о кремень образуется постоянно, «превратить» ее в огонь достаточно трудно, тогда как разжигание пламени трением доступно, при известном старании, даже современному человеку.

Не исключено, впрочем, что в некоторых случаях люди действительно вначале научились высекать огонь, и лишь потом стали добывать его трением. По крайней мере, в языке одного из племен южно-американских индейцев термин, обозначающий добывание огня, происходит от слова «высекание ударом». Это явно говорит о какой-то давней (возможно, действительно первоначальной!), а в дальнейшем забытой традиции. Я говорю: «забытой» — потому что и здесь, вплоть до недавнего времени, главным способом добывания огня служило опять-таки трение. Однако это — единственное исключение.

Очаги охотников на мамонтов

Первобытные народы отличаются большим искусством в хранении, поддержании огня. Вот что пишет, например, об австралийцах известный российский этнограф Н. А. Бутинов: «Австралийцы очень искусны в устройстве и поддержании костра, он горит у них ровно, не давая большого и слишком яркого пламени. Они смеются над европейскими колонистами, которые устраивают такие большие костры, что к ним опасно приближаться, а пользы от них мало, и поддерживать их долго они не умеют. Напротив, у своего маленького костра австралиец спокойно спит всю ночь, и печет, и жарит на нем пищу».

Нет сомнений в том, что этим искусством люди овладели очень давно. Свидетельство тому — остатки кострищ и очагов, находимые археологами. Особенно интересны и разнообразны очаги на поселениях, датирующихся второй половиной верхнего палеолита, прежде всего — на стоянках с долговременными жилищами. Здесь наряду с простыми очагами, представляющими собой чашеобразное углубление, заполненное золой и углем, встречаются гораздо более сложные конструкции. Обкладка очагов камнями применялась издавна; известна она и в некоторых очагах виллендорфско-костенковской культуры охотников на мамонтов (Зарайская стоянка, верхний культурный слой). В других памятниках этой культуры кроме обкладки применялась обмазка глиной. Там же, где изготавливались керамические фигурки животных (Дольни Вестонице, Костенки 1/1), — отдельные очаги с глиняной обмазкой напоминали простейшие печи.

В непосредственной близости ко многим верхнепалеолитическим очагам в земле вырывались небольшие ямки. Часть их использовалась для запекания пищи, другие служили опорами для столбиков (в них иногда встречаются вертикально торчащие кости, заклинивавшие эти столбики). Сейчас мы устанавливаем на таких опорах перекладину, на которую подвешиваем котелок, чтобы вскипятить чай или сварить уху, а тогда они могли служить основой для вертелов, на которых жарилось мясо.

В основании некоторых очагов были выкопаны канавки. Порой такая канавка уходила от очага в сторону. Зачем? Петербургский археолог Павел Иосифович Борисковский, нашедший такой очаг во время раскопок стоянки Костенки 19, существовавшей около 20 тысяч лет назад и тоже оставленной охотниками на мамонтов, предположил, что по такой канавке в очаг поступал воздух, усиливавший процесс горения. Был поставлен эксперимент: вырыты рядом два очага: с канавкой и без оной. Действительно, в первом из них пламя горело намного лучше.