Памятники владимиро суздальской земли где находится. Архитектурные памятники Владимиро-Суздальской земли. Белокаменные памятники владимира и суздаля – фото

Часто можно услышать рассказы историков и архитекторов о русском каменном зодчестве. Особенно среди всех направлений выделяется Владимиро-Суздальская архитектура. Это совершенно не удивительно, поскольку немало памятников культуры, которые можно увидеть в наше время, сохранились именно в этих местах. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля впечатляют и поражают воображение уже многих поколений людей. В статье пойдет речь о многих объектах этого архитектурного направления, мы познакомимся с их историей, внешним обликом и многим другим.

Что относится к этому направлению?

Для начала стоит рассказать о самом термине «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Как ни странно, это не просто обозначение всех архитектурных объектов указанных мест. Оно включено в список К данному термину относится сразу 8 древних памятников архитектуры. Все они расположены во Владимирской области. Для того чтобы понять, как сформировался этот отдельный стиль архитектуры, стоит обратиться к истории.

Владимиро-Суздальское княжество некоторое время являлось важным политическим и культурным центром Руси. Это было в XII-XIII веках. Считается, что направление зодчества, которое развивалось здесь в то время, уникально. Это действительно так, поскольку оно соединяет лучшие традиции русской и византийской архитектуры, объединяя их во многих замечательных объектах.

Известные памятники этого направления

Таким образом, становится понятно, что представляют собой белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Полный список достопримечательностей включаетв восемь объектов, среди них следующие:

  • Успенский собор.
  • Церковь Покрова на Нерли.
  • Церковь Бориса и Глеба.
  • Древний Суздальский кремль.
  • Золотые ворота.
  • Спасо-Евфимиев монастырь.
  • Дворец Андрея Боголюбского.

Каждый из перечисленных имеет свои особенности. Все они являются важными объектами культурного наследия и охраняются государством. Теперь стоит подробнее рассмотреть некоторые из них.

Церковь Бориса и Глеба

Итак, вначале расскажем об этом замечательном объекте. Он представляет собой архитектурную постройку, которая отлично показывает особенности такого направления, как белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Владимирская область может похвастаться многими интересными объектами, однако стоит остановиться именно на этом более подробно.

Церковь Бориса и Глеба представляет собой самую раннюю белокаменную постройку в этих местах, которая относится к 1152 году. Она была создана в те времена, когда правил великий русский князь - Юрий Долгорукий. Все ее линии очень просты, она имеет различные элементы декора, которые смотрятся очень сдержанно. По многим данным, церковь сильно пострадала при монгольском нашествии, однако впоследствии в 1239 году была восстановлена. На протяжении своего существования храм разрушался не один раз, в очередной раз это произошло в XVI-XVII вв. Многие его составляющие были разобраны и сложены заново. Интересно, что здесь проводилось множество археологических раскопок. В результате ученым удалось найти большое число предметов, среди которых - белокаменный саркофаг, детали декора, ранее украшавшего стены церкви, и многое другое.

Успенский собор

Еще один замечательный образец этого направления - Успенский собор. Как и другие белокаменные памятники Владимира и Суздаля, он относится к временам домонгольского нашествия. Собор до сих пор поражает посетителей своим величием и в то же время простотой. По многим данным, долгое время собор являлся центральным местом для богослужений в этих местах. Также здесь происходило множество важных исторических событий, например в храме венчались на княжение многие московские и Особый интерес представляет тот факт, что в соборе находятся фрески Андрея Рублева, их фрагменты сохранились до наших дней. Храм относится к 1158 году, а в 1161-м его стены уже украшали уникальные росписи. Успенский собор был значительно расширен после пожара в конце XII века.

Церковь Покрова на Нерли

Обязательно нужно рассказать и об этой жемчужине белокаменного зодчества. О ней можно услышать во многих источниках, она всегда чрезвычайно популярна среди туристов. Конечно же, все белокаменные памятники Владимира и Суздаля обладают особым очарованием, однако это место поражает своей тишиной и спокойствием. Итак, перейдем к описанию объекта. так же, как и другие рассматриваемые нами архитектурные сооружения, расположилась во Владимирской области. Если говорить точнее, то в селе Боголюбово. Существует несколько причин, по которым памятник культуры является уникальным. Например, его местоположение по-настоящему необычно. Ранее церковь находилась прямо в том месте, где впадала в Клязьму. Таким образом, ее было отлично видно с воды. Однако впоследствии русла рек заметно изменились. Храм начали возводить в 1165 году при князе Андрее Боголюбском, который решил построить его, чтобы увековечить память о своем погибшем сыне.

Суздальский кремль

Не только храмами славится этот край. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, описание которых можно прочитать в этой статье, включают также такой замечательный объект, как Он является еще одним классическим образцом данного направления. Кремль - самая старая часть города, которая, по мнению многих ученых, появилась еще в X веке. Сразу становится понятно, что объект обладает богатой историей, о которой стоит поговорить более подробно. Изначально здесь возвели крепость, вокруг нее располагались земляные валы. На них, в свою очередь, находились стены, а также башни. С XV века сооружение начали укреплять значительно лучше. В то время здесь появилась новая массивная стена из дерева с воротами и 15 башен. Однако большинство построек не дошло до нашего времени, их уничтожил пожар, произошедший в XVIII веке. Сохранились земляные укрепления и некоторые церкви, входящие в состав архитектурного ансамбля.

Это место всегда имело большую популярность у туристов. Каждый день здесь можно увидеть посетителей, поскольку многим интересно увидеть столь древний объект культурного наследия. Таким образом, мы рассмотрели белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Россия имеет множество различных достопримечательностей, однако эти места смогут впечатлить каждого.

В Залесье была воссоздана основа русской государственности. И там же, во славу этой государственности, был создан один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей, в котором все три радующие глаз великие искусства - зодчество, живопись и ваяние - представлены прославленными шедеврами.

В краю лесов естественно расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура. От них ничего не осталось, но искусство древоделей вызывало восхищение современников.

Когда в 1160 г. пожар уничтожил ростовскую деревянную церковь, построенную в конце X в., летописец отмечал сокрушенно, что другой такой дивной церкви «не было ни будет».

И это искусство оказалось в конце концов сильнее пожаров, ибо оно ожило в белокаменном строительстве и в белокаменной резьбе Владимиро-Суздальской Руси. Не характерно ли, что еще в 70-х годах XII в., когда за владимирцами прочно укрепилась слава каменщиков, их по-старому называли в то же время и древоделями...

Мало что сохранилось от каменных построек Мономаха на северо-востоке. Самые ранние из дошедших до нас тамошних храмов были воздвигнуты при сыне его Юрии Долгоруком (основателе Москвы), который первым из суздальских князей стал добиваться преобладающего положения на Руси. Это - церковь св. Бориса и Глеба в селе Кидекше, в четырех километрах от Суздаля, и собор Спасо-Преображения в Переславле-Залесском.

Одноглавые четырехстолпные крестово-купольные храмы с тремя массивными абсидами и фасадами, широко расчлененными плоскими лопатками. Храмы-богатыри, столь типичные для русского зодчества середины XII в., но в самой своей грузности, приземистости выделяющиеся четкостью архитектурного замысла, могучей в своей простоте красотой. Стены лишены украшений, щелевидные окна - словно бойницы. Эти храмы выстроены в суровое время, когда тяжелая борьба за главенство еще не была завершена суздальскими владыками. Строг и прост храмовый интерьер. При Юрии церковь в Кидекше даже не была расписана и богослужение происходило в ней среди голых стен. Кидекшская церковь заслуживает нашего особого внимания. Это первая церковь, сложенная из белого камня (местного известняка), блоки которого идеально подогнаны друг к другу. От нее-то и пошло ослепительное белокаменное зодчество, что создало нынешнюю мировую славу Владимиру на Клязьме.

Церковь св. Бориса и Глеба в селе Кидекше. 1152 г.

В город этот, так названный в честь его основателя, Владимира Мономаха, перенес свою резиденцию сын Юрия Долгорукого от брака его с половецкой княжной - знаменитый Андрей Боголюбский.

То был крупный государственный деятель, отважный полководец и изворотливый дипломат. Летописец называет его «самовластием». И действительно, он пожелал властвовать безраздельно и над прочими русскими князьями, и в собственной вотчине. Опираясь на посадских людей, Андрей круто расправлялся со старой знатью, ростовскими и суздальскими боярами, противившимися его единодержавию. Твердо шел к намеченной цели. Суздальские войска, к которым присоединились князья, привлеченные Андреем на свою сторону, взяли приступом Киев и разграбили «матерь городов русских». По рассказу летописца, победители не пощадили ничего, ни храмов, ни жен, ни детей: «....был и тогда и Киеве на всех людях стон и туга, скорбь неутешная и слезы непрестанные». Но, взяв Киев своими полками, Андрей не поехал туда сесть на отцовский и дедовский престол. Пожелал править из Владимира. Историческая заслуга его заключается в том, что он мечом и хитроумной политикой приостановил распад Руси, понял значение Владимиро-Суздальской земли как нового центра ее объединения. И личностью, и своими делами он выражал свое время, тревожное и жестокое. Сумел воплотить и объединительные стремления народа. Кончил трагически, убитый в своем дворце в Боголюбове восставшими против него боярами. Но дело его не погибло.


Собор Спасо-Преображения в Переславле-Залесском. 1152 г.

А город Владимир, как и все княжество, стал при нем крупнейшим очагом русской культуры. По словам летописца, Андрей «сильно устроил» Владимир, привлек в него «купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких».

То была твердыня, к которой с почтением относились другие европейские государи. И твердыня эта так чудесно украсилась, что и сейчас мы видим в ее памятниках одно из самых высоких достижений художественного гения нашего народа.


«Золотые ворота» во Владимере 1184 г.

В Лаврентьевской летописи читаем, что «приведе ему (Андрею Боголюбекому) бог из всех земель мастеры». Скорее всего, заезжие мастера прибыли из Галицкой Руси, игравшей важную роль в культурных связях Владимиро-Суздальской земли с Западом. Влияние царившего тогда в Западной Европе романского стиля, несомненно, сказалось на владимирском искусстве. Но этим не ограничиваются возможные сопоставления. В частности, истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, Кавказе, Иране, равно как в Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции. Переплетение культур обнаруживается во всем мировом искусстве. Но точно ток же, как константинопольская София - шедевр византийского искусства (каковы бы ни были его истоки), а романские соборы - шедевры западноевропейского средневекового зодчества, такие памятники, как владимирский Успенский собор, церковь Покрова на Нерли и владимирский Дмитриевский собор, - величайшие шедевры русского искусства. Не найти им подобных в иных странах, ибо могли они возникнуть только на русской земле, олицетворяя тот идеал красоты, который сложился и достиг столь замечательного расцвета в тогдашнем главном центре этой земли. Ведь именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период его исторического развития равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту которой они были призваны увенчать не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей, славя в ней красоту вселенной.


Успенский собор во Владимире. 1158-1161 гг. Расширен в 1185-1189 гг.

Перед памятниками Владимира и Суздаля русский человек той поры должен был испытывать волнение, просветлявшее его душу. Какая ясность и стройность и какая гармония с окружающим пейзажем!

Искусство как увенчание природы... Так ведь мыслил и древний грек, возносясь духом перед Парфеноном.

Мы вспомнили об Элладе не случайно. Не «мраком средневековья», а лучезарной, жизнерадостной красотой, преодолевшей архитектурную суровость предыдущих десятилетий, дышит искусство Владимиро-Суздальской Руси в пору расцвета.

Шедевры искусства создаются навечно. Владимир и Суздаль по праву занимают почетное место среди городов Европы, наиболее богатых художественными сокровищами мирового значения.

Как твердыня, высятся Золотые ворота Владимира (1164 г.), одновременно служившие городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью, - замечательное сооружение крепостной архитектуры. А на противоположном конце города высились некогда столь же, вероятно, мощные и парадные Серебряные ворота.

Успенский собор (1158-1161 гг.) был воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче, так, чтобы, видимый отовсюду, он гордо царил над городом и округой.

Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава князя Андрея!

В этом соборе, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской богома-тери, шедевр византийского искусства. Внутреннее убранство храма ослепительно сверкало золотом, серебром и драгоценными каменьями, что вызывало сравнение с легендарным библейским храмом царя Соломона. Суровая простота долгоруковских храмов отошла в прошлое. А через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи.


Церковь Покрова на Нерли. 1165 г.

При Всеволоде, брате Андрея, прозванном Большое Гнездо, Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего могущества. Автор «Слова о полку Игореве» так обращался к нему:

А ведь можешь ты Волгу
Веслами всю раскропить.
Дон шеломами
Вычерпать!

Зодчие князя Всеволода возвели вокруг одноглавого шестистолпного храма новые стены, увенчали их четырьмя главами и расчленили фасады на пять частей - прясел. Еще более величественным, со своим пирамидально нарастающим пятиглавием, в своей широко, но слитно и четко разросшейся белокаменности, стал этот храм, обретя подлинно классическую для русского зодчества могучую стать.

Мы говорили о переплетении культур, искусств.

Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания.

И кажется нам правдивым предание, что князь Андрей построил этот храм «на лугу», недалеко от своих боголюбовских палат после кончины любимого сына Изяслава - в память о нем и в умиротворение своей печали...

Водная гладь, заливные луга и, словно башня, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот легкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всем своем бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконической красоте.

Да, это такое же совершенство, как классическая дорическая колонна, как самые высокие достижения архитектуры древней Эллады.

Обычного типа небольшой четырехстолпный храм, какие строились при Юрии Долгоруком. Но какое коренное различие! Вместо грузного, вкопанного в землю куба - устремленность ввысь в общем облике и чуть ли не в каждой детали. Удивительное преодоление тяжести камня, материи в сказочной летучести удлиненных форм, подчас создающее впечатление невесомости.


Дмитриевский собор во Владимире. 1194-1197 гг.

Арочный фриз и углубленные многоарочиые порталы - очевидно, романского происхождения, но какими массивными, даже тяжеловесными кажутся в сравнении с церковью Покрова на Нерли современные ей западноевропейские храмы!

В конце XVIII столетия из-за малой доходности для духовенства этой заброшенной тогда церкви игумен Боголюбова монастыря получил разрешение владимирского епископа разобрать ее, чтобы использовать материал для постройки монастырской колокольни. Церковь уцелела лишь потому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

При Всеволоде, чья слава и власть так поражали современников и перед которым, по слову летописца, трепетали все страны, «Суздальская область еще в начале XII в., захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII в. является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью» (В. О. Ключевский).

Построенный при нем Дмитриевский собор во Владимире (1194 - 1197 гг.) должен был олицетворять и эту славу, и эту власть. Летописец с гордостью отмечает, что к этому времени для строительства уже не «искали мастеров от немец».

Как и церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор - одноглавый четырехстолпиый крестово-купольный храм. «Но как Покровская церковь отличалась от храмов Юрия, так и Дмитриевский собор был столь же глубоко отличен от церкви Покрова. Зодчими собора как бы руководило желание возвратить его массам тот спокойный, несколько тяжеловесный ритм и мощь, которые были столь типичны для храмов Юрия Долго-рукого... Однако при всем этом храм отнюдь не приземист и не грузен. В отличие от храмов Юрия, Дмитровский собор подчеркнуто величественен и по-своему строен; но это не утонченная женственная грация церкви Покрова на Нерли, а могучая, прекрасная слаженность и мужественная пропорциональность… Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.Н. Воронин).

Таково предельно точное определение архитектурного замысла Дмитриевского собора. И все, что тут сказано, объясняет то грандиозное впечатление, которое производит на нас этот храм. В той же степени, что и церковь на Нерли, Дмитриевский собор один из тех шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа.

Но не только благородство форм, не только идеальные пропорции храмового здания создают подлинную уникальность Дмитриевского собора. Мы глядим, глядим на его высокие стены и не можем наглядеться. Как чудесная сказка широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских каменосечцев.

«Храмы (Владимиро-Суздальской области) украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа найдут и время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением» (Н. П. Кондаков).

Все так, но вот мы, потомки тех русских людей, что толпились во времена князя Всеволода перед белокаменной роскошью воздвигнутого им собора, любуемся его резной поэмой с тем же, вероятно, что и они детски-радостным восхищением, вовсе не думая о ее назидательном смысле.

Во всем древнерусском искусстве монументальная пластика получила полное развитие только во Владимиро-Суздальском княжестве, при этом развитие исключительное по своим художественным достижениям. В основе этой пластики - древние традиции деревянной резьбы, восходящие к языческим временам. Народное начало, питавшее древнерусское искусство, тут проявилось особенно ярко в рельефе, сливающемся с архи-тектурой, дополняя ее и украшая. Любовь к природе, прославление ее красоты - вот что составляет истинное содержание этой замечательной декоративной скульптуры. Духовенство не могло этому воспротивиться: заказывая мастерам из народа назидательную композицию, оно неизбежно давало им возможность проявить в ней народную фантазию, жизнелюбивое народное мироощущение, без которых зачахло бы их вдохновение.

Каменная резьба украшает и церковь Покрова. Там, наверху каждого из трех фасадов, библейский царь Давид изображен с гусями среди львов, лишенных всякой свирепости и птиц внимающих его гласу. Но эта сцена, всем своим настроением перекликающаяся с архитектурой храма, не играет существенной роли в общем его облике: это всего лишь прекрасное его украшение. То же можно сказать и про рельефы боковых прясел.

Совсем иным выглядит резное убранство Дмитриевского собора. Оно занимает более половины стены, вьется по колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар – полукруглых завершений фасадов, и затем все так же узорчато восходит по барабану. И так все стройно, так изящно распределено, так гармонично согласовано, ажурной вязью покрывая чуть ли не все здание, что кажется, будто перед нами драгоценный ларец, сработанный искуснейшим ювелиром по заказу сказочного великана.

Да, драгоценный ларец. Или - каменный ковер. Каменный узор - излюбленное древнерусское узорочье. Пышно расшитая ткань, отороченная кистями колончатого пояса...

Но не передать всего, что рождают память и воображение, когда смотришь издали на эту каменную поэму.

Радость для глаз - чистая, непосредственная, как бы торжествующая над всеми мирскими печалями.

«Чудным велми» показался Дмитриевский собор летописцу. Любо смотреть и вблизи на это узорочье. Несложны сюжеты рельефа. Тот же царь Давид-псалмопевец. Или же как полагал Н. П. Кондаков, за которым следует крупнейший современный знаток древнерусской каменной скульптуры Г. К. Вагнер, - сын царя Давида - мудрый Соломон, автор «Пяти тысяч песней». Александр Македонский, согласно средневековой легенде, возносящийся на небо. А вот и сам Всеволод Большое Гнездо на троне, с коленопреклоненными сыновьями. Обычное для всей тогдашней Европы возвеличение государевой власти, через церковь благословляемой богом.

Что нам до всего этого! Перед нами в стройном узорочье развертывается нечто совсем другое, куда более значительное и не стареющее.

Звери, птицы, растения в самом причудливом изображении: львы с «процветающими» хвостами, гуси со сплетенными шеями и т. д. И все в строчку, как на расшитом полотенце, при этом нарядно, весело, празднично.

Мономах, дед строителя этого храма, говорил в своем «Поучении»: «Зверье разноличнии, и птица, и рыбы украшено твоим промыслом, господи!.. Все же то дал бог на угодье человеком, на снедь, на веселье».

Именно на веселье. И оно так играет, так искрится в легкой резьбе, так славит вселенную, что правильно было сказано: тут уже обожествление самой твари, а не творца. И в этом - непреходящая значительность, сияющая красота скульптурного убранства Дмитриевского собора.

Что это - «звериный стиль», в основе своей восходящий к скифам, а от них к Передней Азии, к Ирану? Быть может, но ведь звери фигурируют в средневековом искусстве самых разных народов - от Китая до Скандинавии. Здесь же звериный мир показан в своем, русском, обличий, восходящем к древнеславянским мифам. Это - русское народное мироощущение, запечатленное в белом камне, искусство русских каменосечцев, в древоделии выработавших свои художёственные приемы и изощренную технику. Русская сказка в камне, исполненная живого трепетного ритма.

«Владимиро-Суздальская пластика занимает совсем особое место в истории средневековой скульптуры. Хотя в ее сложении сыграли свою роль восточные, византийские и западные элементы, тем не менее ни на Востоке, ни в Византии, ни на Западе мы не найдем ни одного памятника, который хотя бы в отдаленной степени повторял то, что было создано руками русских мастеров... И если романская скульптура на Западе стихийно развивалась в сторону обособления фигуры от стены... то на Руси художественная эволюция протекала в обратном направлении. Тяжелый высокий рельеф, таивший в себе возможность перерождения в круглую скульптуру, был переведен русскими мастерами на язык деревянной резьбы, а затем подчинен тому орнаментально-плоскостному началу, которое всегда так ценилось древнерусским художником... На Руси место статуй заступил плоско трактованный рельеф... И в руках древнерусских художников он сделался совершенным средством для выражения их мыслей и чувств» (В. Н. Лазарев).

Истинно народное творчество. И разве не показательно, что даже в близкие нам времена на крестьянских избах (особенно северных областей) встречались украшения, как по своим мотивам, так и по своему стилю напоминающие рельефы Дмитриевского собора?

В этом соборе русскими зодчими и ваятелями была достигнута удивительная согласованность скульптурного убранства с архитектурой. Декоративность рельефов не только не затемняет архитектурного замысла, но еще ярче, убедительнее выявляет замысел, так что весь собор - шедевр гармонии и меры. И потому его совершенство знаменует высшую ступень в развитии владимиро-суздальского строительного искусства.

В воздвигнутом несколько десятилетий спустя (1230 - 1234 гг.) Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском, который можно назвать лебединой песней этого искусства, гармония уже нарушена. Тут узорочье, замечательное по своей изощренности и мастерству, стушевывает членения стены, приобретает самостоятельное значение, утверждает победу декоративного начала над архитектурным. А это нарушает художественное единство памятника.

Проезжая по Владимирской области, завернули в Боголюбово, дабы лицезреть объект № 633-004 всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы.

Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживлённом торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году.

Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е. храм был возведён за один год.

Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершенен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом.

Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приёма возвели основание стен из тщательно тёсанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м.

Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий её от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчёркивают вертикальную ось сооружения.

В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своём монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причём по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком.

Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Билет 18

1. Архитектурные памятники Владимиро-Суздальской земли.

2.Музей прикладного искусства 17 века.

Архитектурные памятники Владимиро-Суздальской земли.

При князе Владимире Мономахе начинается активное строительство на северо-востоке Руси, в Залесье. В итоге тут был создан 1 из наиболее красивых во всей средневековой Европе высоко художественных ансамблей.
При Юрии Долгоруком (сыне Владимира Мономаха) сформировался так именуемый суздальский стиль - белокаменное зодчество. I-ой церковью, родоначальницей стиля, сложенной из беловатого камня, блоки которого были идеально 1 к другому, стала церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, в 4 километра от Суздаля, на том самом месте, где будто бы останавливались святые князья Борис и Глеб, когда они бродили из Ростова и Суздаля в Киев. Это был храм-крепость. Он представлял собою куб с 3-мя довольно массивными апсидами, щелевидными окнами, напоминающими бойницы, широкими лопатками, шлемообразным куполом.

2/пол. 12 в. - нач. 13 в. - время расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это было одно из крупнейших феодальных образований северо-востока древней Руси. Князь Ю.Долгорукий (1140-50-гг.)строил много крепостей, возможно, поэтому многие его церкви отвечают характеру крепостного зодчества. Его сын, Андрей Боголюбский, начинает большое строительство во Владимире, который он делает своей столицей, для чего, приглашает мастеров из разный земель Древней Руси, и Западной Европы. Привлечение западноевропейских мастеров было демонстрацией отказа от киевских художественных традиций. А.Боголюбский задумывает сделать Владимир главным городом Древней Руси, стремясь превзойти Киев. Даже главные ворота города, сложенные из белого камня города он, по примеру Киева называет «Золотые» (1164)
Золотые ворота были главным торжественным въездом в город, перекрывались высоким арочным сводом. По сторонам ворот находился земляной вал высотой 9 м и шириной у основания 24 м. Снаружи город опоясывал ров глубиной более 8 м и шириной около 22 м.



Успенский собор

Главным храмом города становиться Успенский собор (1158-1160). Это была построенная из тщательно обработанного белого камня трёхнефная трёхапсидная постройка с шестью крестчатыми столбами, поддерживавшими своды и барабан. Широкие фасады придавали храму торжественность и величественность. Стены собора были богато украшены аркатурно-колончатым фризом, клиновидными консолями и капителями романского характера и пояском поребрика над аркатурой - эта характерная деталь убранства в дальнейшем пройдёт через всю историю владимиро-суздальской архитектуры и затем войдёт в состав архитектуры Московского государства. Снаружи храм был украшен фресковой росписью - сохранился фрагмент с изображением двух павлинов с пышными хвостами и растительным орнаментом, между позолоченных колонок изображены фигуры пророков со свитками в руках. Таким образом, белые фасады храма были украшены цветным фресковым поясом, который предвещал появление в дальнейшем на этой части храма резного декора. Фасад украшали также немногочисленные резные белокаменные рельефы с изображениями на религиозные сюжеты, а также маскаронами с женскими лицами (символ посвящения храма Богородице), и головами львов по углам окон. Белокаменная резьба выполнялась в двух техниках - плоско-графическая и округлая, горельефная. Она вполне самобытна, что указывает на начало сложения местной скульптурной школы. Однако многие элементы - каменные аркатурные колончатые пояса и др., как и появление самого каменного рельефного резного декора, указывают на непосредственное влияние романских мастеров Западной Европы.

Таким образом, со времени возведения Успенского собора Владимира яркой особенностью архитектуры Владимиро-Суздальской земли стало использование резного белокаменного архитектурного декора.

После пожара в 1185 г. собор был реконструирован - по указанию князя Всеволода III в 1185-1189 г. собор был расширен за счёт пристройки к нему по периметру новых стен, которые стали своеобразным «футляром». Новые стены собора также были украшены белокаменными резными деталями.

Важное значение в строительной деятельности А.Боголюбского имел дворцовый ансамбль в Боголюбове на р. Нерли, недалеко от Владимира (1158-1165 гг.). Ансамбль воспринимался как единое целое. Княжеский замок был каменной крепостью, княжеский дворец и храм - белокаменными. Княжеский дворец стоял на вымощенной белым камнем замковой площади, посреди которой находился восьмиколонный златоверхий киворий - «святой шатёр» над каменной чашей для освящения воды - самая изысканная постройка ансамбля. Из дворца переход вёл на хоры церкви и через неё на крепостную стену. Храм имел чрезвычайно пышный интерьер - своды поддерживались не столбами, а колоннами с лиственными («коринфскими») позолоченными капителями. Позолоченными были также и Косяки порталов, а пол устлан толстыми медными плитами со спаянными оловом швами. Боголюбовский дворец выдерживает сравнения с лучшими дворцовыми ансамблями Западной Европы того времени, отличаясь от них оригинальным русским обликом.

Самой выдающейся постройкой времён А.Боголюбского является церковь Покрова на Нерли (1165). Храм располагается при устье р. Нерли, на заливном надпойменном берегу. Чтобы поднять здание над уровнем разлива зодчие соорудили основание под храм (высотой 5,3 м.), засыпали его искусственной насыпью и облицевали её склоны белым камнем. Арки фасадов являются своеобразным лейтмотивом здания, многократно повторяясь в рисунке оконных проёмов, порталов, аркатурном поясе, куполе. Скульптурные украшения храма не многочисленны, но тактично расположены в полукружьях закомар. Храм первоначально был окружён белокаменной аркадой и стеной в юго-западном углу.

Дмитриевский собор

Целью прославления государства служил Дмитриевский собор во Владимире, возведённый кн. Всеволодом (1194-1197). В основе собора (как и в церкви Покрова на Нерли) лежит однокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм. Но художественный образ другой - «романские» декоративные детали получают в соборе широкое развитие. Тонкие высокие окна подчёркивают вертикальный ритм сооружения, который гасится аркатурным поясом с богатой резьбой по камню - фигуры святых и растений. В основе скульптурной декорации храма лежит глубоко продуманная программа, связанная с символическим выражением религиозных идей и прославлением княжеской власти. Центральным изображением является фигура псалмопевца Давида, но также широко представлены изображения растений и животных.

Источником владимирской скульптурной резьбы является, с одной стороны народная резьба по дереву, а с другой - искусство западноевропейских мастеров, работавших у владимирских князей.
Очередным храмом, богато украшенном белокаменной резьбой является Рождественский собор в Суздале (1222-1225). Богородице-Рождественский собор - православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время Рождественский собор является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Храм представлял собой традиционный шестистолпный трёхапсидный храм, увенчанный, вероятно, одним куполом на барабане (не сохранился, в современном состоянии храм венчают пять куполов). Рельефный резной белокаменный декор покрывает различные выступающие элементы здания - карнизы, колончатые аркатурные пояса и др. Учёные предполагают, что вероятно в декоре этого храма возникла система плоской ковровой орнаментации стены, на которой ясно выделялись выполненные в высоком рельефе резные камни и композиции. В дальнейшем этот приём ещё больше развился в соборе Юрьева-Польского.

Уникальным памятником владимиро-суздальской резьбы по камню являются рельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (от слова «поле», 1230-1234 гг.). Гео́ргиевский Собо́р - белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Сооружён в 1230-1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.

В 15 в. храм рухнул, но в том же столетии был восстановлен со значительными изменениями во внешнем виде и расположении рельефов. Реконструкция первоначального расположения рельефов позволяет говорить о сложной и последовательной программе скульптурного убранства храма.

На этих храмах можно проследить развитие монументальной белокаменной резьбы от скромных опытов Андрея Боголюбского до сплошного резного убора, покрывавшего от цоколя до главы храмы 13 в.

Звенигород, Переяславль – Залесский.

С 1097 года восточные земли превратились в отдельное княжество – Суздальское. В течение столетий князья превратили эти земли в цветущий и богатый край. Особенно усилились эти земли в период правления Андрея Георгиевича Боголюбского. Суздальская земля при нем приняла эстафету центра Руси от уходящей в прошлое киевской цивилизации.

Природа края, климат, смесь традиций формировали здесь нового россиянина, жителя востока Древней Руси.

Экономическое состояние княжества, политические условия того времени, мировосприятие местных мастеров отразились в архитектурных сооружениях, которые сохранились до наших дней.

Во всем древнерусском искусстве Владимиро – Суздальского княжества проявляется создание каменных сооружений с монументальной пластикой на фасадах. В основе ее – древние традиции деревянной резьбы, восходящей к языческим временам. Любовь к природе и прославление князя отразилось в содержании многочисленных рельефов на каменных стенах владимиро – суздальской школы.

Белокаменные памятники Владимиро – Суздальского музея

В период с XII по XIII века на северо-востоке Европейской части России стали сооружаться красивые здания, преимущественно церкви и монастыри. Их строили из белого известняка. Именно поэтому их называют белокаменными памятниками. Именно здесь родился особый архитектурный стиль, характеризующийся тем, что белокаменные архитектурные сооружения гармонично вписывались в окружающий ландшафт.

В период существования Владимиро-Суздальского княжества здесь сложилась своя архитектурно-художественная школа, для которой были характерны кладка из плит белого известняка, отсюда и название — «белокаменные» памятники. При строительстве зданий соблюдалась изысканность пропорций. Тонкая резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения), а внешняя легкость зданий придавали особую красоту.

Подлинными шедеврами владимиро – суздальской архитектурной школы являются восемь памятников и два ансамбля. В центре города Владимира находится Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота. В Суздале расположен Рождественский собор и Архиерейские палаты Суздальского кремля, Спасо — Евфимиев и Покровский монастыри. Часть памятников архитектуры расположены в пригородах. Это храм Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша.

Удивительно красивые белокаменные постройки Владимира и Суздаля являются шедеврами русского зодчества и внесены в список объектов ЮНЕСКО. Древние города Владимир и Суздаль являются частью туристического маршрута «Золотое кольцо» России. Ныне все указанные памятники и отдельные достопримечательности Владимиро-Суздальской земли входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей учрежден в 1958 г.

Город Владимир

Один из древнейших городов России Владимир основан в 1108 г. на левом берегу реки Клязьмы. Владимир и Суздаль находятся в центре европейской части России, в 200 км к востоку от Москвы. В 30 км от Владимира находится Суздаль. Владимир является древнейшей столицей северо – востока Руси. В городе 20 церквей, есть памятники Андрею Рублеву, Александру Невскому и другие. Владимир считается «воротами» туристического маршрута Золотое кольцо России.

Успенский собор города Владимира

Успенский собор был заложен на вершине холма. Собор построен всего за три года (1158–1160). Этот собор сразу стал главным архитектурным сооружением древнего Владимира и основным храмом всего Владимиро – Суздальского княжества. Высокий белокаменный пятиглавый собор поражал своей гармонией, обилием украшений из золота.

Статьи об объектах ЮНЕСКО в России