Кронштадтский морской храм. Никольский Морской собор в Кронштадте – главный храм российского Военно-морского флота. Морской Никольский собор вернули верующим

Своим внешним видом Морской Никольский собор напоминает Софийский храм в Стамбуле. Структура его практически идентична турецкому религиозному музею, однако имеет гораздо меньшие размеры: длина Никольского собора оставляет 83 м, ширина – 64 м, высота же (включая крест) – чуть более 70 м. Одновременно в Никольском храме, в основной его части, могут разместиться около 3 тысяч человек. Морской собор в Кронштадте по своим размерам занимает второе место в России после Московского храма Христа Спасителя.

C незапамятных времен город Кронштадт, расположенный на острове Котлин в Финском заливе, служил охранным рубежом северо-запада России на Балтийском море. Однако знаменит он не только как военный гарнизон, но и как вместилище множества исторических ценностей и достопримечательностей Санкт-Петербурга, связанных с морской славой. Одной из самых значимых и величественных построек является Никольский Морской собор в Кронштадте. Находится он в центре города и служит не только памятником героизму и отваге российских моряков, но также выполняет и вполне мирные функции: в обычные и праздничные дни здесь проводятся богослужения, крещения и венчания.

История Морского Никольского собора

Предпосылки к началу строительства собора стали появляться еще в конце XIX в., когда остров Котлин уже приобрел статус обжитого: к этому времени были отстроены порт, верфи, доки, военная база. А вот серьезного храма, который бы символизировал веру и благочестие российской армии, так до сих пор и не было. Конечно же, православная церковь имелась.

Но у нее, по сравнению со стоящими рядом лютеранскими молельнями, был до того неказистый вид, что главный сторонник возведения нового храма и пожертвователь протоиерей Иоанн Кронштадтский постоянно пенял на это начальству. По его словам, от этого и были возможны некоторые неудачи России на военном морском поприще. Кроме того, величественная церковь охраняла бы и защищала Русь от посягательств иноземцев, так как храм приравнивается к тому же кораблю, которым управляет Господь.

Проектирование

1896 – 1902 гг. В 1896 году, стараниями одного из инициаторов, вице-адмирала и командира порта в г. Кронштадте Н. И. Казакова, была начата работа по проектированию будущего Никольского собора. Вкупе со свои прямым назначением, храм должен был также увековечить память выдающихся военно-морских чинов и служащих, погибших при исполнении своего долга.

В 1897 году был объявлен международный конкурс на проектирование сооружения, а также назначен Комитет по сбору пожертвований на строительство. Деньги сдавали и члены царской фамилии, и обычные граждане, и чины, принадлежащие к Морскому ведомству. К слову, последних в 1898 году обязали отчислять 0,25% от всего жалованья вплоть до 1914 года.

Всего было дано два конкурса на Морской собор в Кронштадте. Расписание их датировалось 1897 и 1898 годами, однако ни на одном из мероприятий победитель выбран так и не был. В июле 1899 года Николай II уже было одобрил проект ранее не участвовавшего в конкурсах А. И. Томишко, но Комитет по строительству воспротивился этому, и в итоге разработки поручили В. А. Косякову. Несколькими годами ранее этот архитектор уже построил два аналогичных по тематике храма.

В 1901 году В. А. Косяков представил специальному военному собранию два эскиза, один из которых был окончательно утвержден и Николаем II, и Комитетом. Будущий Морской собор (г. Кронштадт) по данному проекту во многом повторял линии константинопольской Св. Софии.

Закладка: 1901-1903 гг.

Место для возведения Морского собора было выбрано еще в 1898 году. Им стала Якорная площадь в силу своих следующих особенностей: — этот отрезок являлся центром города; — место обладало некоторой возвышенностью, и было защищено от наводнений; — согласно плану, Никольский собор, расположенный здесь, мог наблюдаться со всех точек в фарватере; — обширная площадка перед храмом послужила бы плацем для парадов морских войск; — размеров площади как раз хватало для огромного собора.

В 1901 году, после того как руководством были ассигнованы средства на возведение храма, на Якорной площади был проведен молебен. Землю освятил сам Иоанн Кронштадтский. На мероприятии присутствовало около 14000 военно-морских чинов и курсантов. После торжества были начаты работы по расчистке площадки, продолжавшиеся несколько месяцев. 1902 год был ознаменован началом обустройства котлована и фундамента под Морской собор в Кронштадте.

В 1903 году заложили первые стены. Произошло это 8 мая в присутствии императора Николая II, его супруги Александры Федоровны, матери Марии Федоровны и князей Михаила, Алексея и Владимира.


Строительство и отделка: 1903-1913 гг.

До начала 1905 года не прекращалась строительная работа Морского собора. В Кронштадте процесс контролировался самим руководством Комитета, однако даже высшие чины не смогли повлиять на приостановку процесса, внезапно возникшую в 1905-1906 годах из-за внутренних беспорядков. Обуславливалось это главным образом недопоставками важных строительных материалов: металлических конструкций, кирпича и орнаментов. В 1907 году возведение собора было возобновлено, началась внутренняя отделка помещений. Декор занял больше времени, чем само строительство. В 1908 году закончили монтировать систему отопления.

В 1913 году был выполнен завершающий этап отделки: на стенах Никольского собора разместили таблички с именами погибших моряков, выполненные из мрамора. В списки попали все служащие, начиная с 1696 года.

10 июня 1913 года Морской собор был освящен в присутствии императора и членов его семьи. Не только в Кронштадте, но и в самом Санкт-Петербурге состоялись грандиозные гуляния в честь данного события. После того как все работы были завершены, произвели перерасчет затрат на строительство. В результате выяснилось, что всего на Морской собор в Кронштадте было израсходовано около 1 876 000 рублей.

Никольский собор во времена Революции

Номинальное свое предназначение храму пришлось выполнять недолго – всего 4 года. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1918 году строение перепрофилировали под гражданские нужды, а на следующий год и вовсе сдали прихожанам в договорное пользование.

Летом 1929 года прошла последняя служба в Морском соборе Кронштадта. После этого все оставшееся после расхищения имущество храма описали и передали в Госфонд, Госбанк, Военно-морской и Русский музеи. Безвозвратной утратой стали списки моряков, золотом увековеченные на мраморных скрижалях. Одна часть их была разбита, другая — использована в монтажных работах.

В 1930 году большевики отправили на переплавку почти все колокола и металлические приборы, которые только смогли найти в храме. Для оповещения о тревоге был оставлен только один колокол весом около 5000 кг. Бытует версия, что рабочие его просто не смогли снять. Спустя несколько месяцев с верхушки были сброшены и кресты. Теперь над верхушками куполов собора развевались красные флаги.

В 1932 году внутреннее убранство храма переоборудовали под кинотеатр, в 1939 переделали снова, но уже под Дом офицеров. Инженерная служба последнего внесла значительный вклад в сохранение технических характеристик строения. Регулярное обслуживание помогло спасти храм и коммуникации от обветшания и полнейшей разрухи.

Великая Отечественная война и послевоенное время

С приходом фашистских войск на куполе Морского собора оборудовали наблюдательную площадку. Она функционировала до самого снятия блокады. Несмотря на все усилия горожан, за время войны в храм попало несколько снарядов, пробоины от которых
впоследствии устранили, а внутри здания произвели ремонт. По окончании боевых действий возникла новая идея: обустроить в Морском соборе киноконцертный зал.

В результате капитальных строительных работ был оборудован подвесной потолок, балкон, сцена и стеновые перегородки. Переделка помещений производилась вплоть до 1954 года, а ее результатом стало нарушение целостности стен храма – по ним пошли многочисленные трещины. В феврале 1955 года зал был торжественно открыт. Здесь проводились вечера, концерты, различные увеселительные мероприятия. После сокращения гарнизона в 60-х гг. зал снова стал одним из филиалов Дома офицеров.

Морской собор: с 70-х гг. до наших дней

В 1970 годы сознание населения изменилось, и в Морском соборе Николая Чудотворца было принято решение провести капитальный ремонт и реставрацию. Государство взяло храм под свою опеку, обозначив его как культурный памятник. 1976 год стал новой вехой в истории православного сооружения. Реставрация Морского собора в Кронштадте вернула ему первоначальный облик.

В 1978 году в здании Кронштадтского Матросского клуба случился пожар. В этом случае помещения Морского собора снова пришли на выручку – клуб временно разместили в храме.

8 мая 1980 года, в день, приуроченный к годовщине победы над германскими войсками, в Никольском соборе открылся музей, названный в честь Кронштадтской крепости. Площадь его составила чуть менее 1000 м2, а в коллекциях оказалось примерно 3000 предметов, дошедших до нас с военных времен.

Архитектура и убранство Морского собора

Во внешнем облике здания превалируют элементы в романском стиле. Фасад облицован светлым кирпичом, колонны, порталы и арки рельефные, с добавлением множественных декоративных элементов и орнаментов. Несмотря на массивность и внушительные размеры строения, за счет многочисленных украшений оно не создает ощущения громоздкости. Портал над главным входом украшают мозаичные изображения ангелов и цитата из 112 псалма «От восток солнца до запад хвально имя Господне!».

По бокам расположены две звонницы с золочеными сводами и иконами на фронтальной части. Главным украшением Морского собора является, конечно же, его главный купол. Светлый, огромнейший, богато изукрашенный золотыми якорями, покоящийся на «барабане» из многочисленных оконец, он создает поистине величественное впечатление. Ко входу в Никольский собор ведут несколько гранитных ступеней. Двери – массивные, украшенные резьбой и изображениями святых.

Внутри Морского собора взгляд непроизвольно поднимается вверх. Центральный купол отсюда кажется еще более широким. Диаметр его составляет 27 метров, а высота от пола до самой маковки – 52 метра. По бокам к нему примыкают еще два купола, но уже размером поменьше. Пространство увеличивают расположенные по бокам открытые галереи. Изнутри храм поражает истинным величием: гигантское пространство пестрит мозаичными панно, выполненными в византийском стиле. Интерьер включает в себя многочисленные изображения рыб, водорослей, морских коньков, кораблей.


Особого внимания заслуживает иконостас и витражные полотна размером 52 квадратных метра каждое. Нельзя обойти вниманием и мраморные черные доски с именами погибших моряков – все, что удалось спасти и восстановить из небытия. Они расположены по всему периметру Никольского собора и являются главной его особенностью.

В молельном здании имеется три престола, освященные в честь самого Николая чудотворца, а также Петра и Павла и Святого Иоанна. Размещены они в западном портале. Северная и южная части украшены образами Казанской Божьей матери и святителя Митрофания соответственно.

Реставрация Морского собора в Кронштадте помогла донести до наших времен эти изображения во всей их красе и великолепии. Если любоваться художественной красотой Морского собора в обычные дни можно бесконечно, то в даты православных праздников он преображается в наивысшей степени. Бессчетные вереницы свеч и ламп заставляют панно, позолоту и витражи сверкать и переливаться, внушая трепет и торжественное благоговение. Эффект усиливает пышность проводимой службы и пение церковного хора, находящегося на балконной галерее.

Нет более пышной и монументальной в городе Кронштадт достопримечательности: Морской собор – настоящий символ острова Котлин, памятник героическому морскому прошлому России и хранитель ее водных северных границ.

Функционал Морского собора в наши дни

Сегодня Собор Святого Николая Чудотворца работает в полноценном режиме. Работы по капитальному восстановлению его внешнего и внутреннего убранства, а также духовно-патриотического статуса святыни начались 15 лет назад, когда в 2000 году впервые поднялся вопрос о возрождении военно-морских традиций и возвращению православных памятников в лоно Церкви.

В 2002 году осенью на верхушке храма был воздвигнут новый, отлитый на пушкинском Софийском заводе семиметровый крест. Три года спустя была совершена первая за столь долгое время литургия в честь Иоанна Кронштадтского. Непосредственное участие в восстановлении храма приняла супруга Президента РФ Д. А. Медведева – Светлана Владимировна.


В марте 2009 года в Сергиево-Посадской Лавре при ее участии прошло совещание Совета по попечительству строительства Морского собора в г. Кронштадт, где было подписано решение о создании одноименного благотворительного фонда. Уже в мае того же года образовалась и начала свою деятельность соответствующая некоммерческая организация.

Декабрь 2009 года ознаменовался началом масштабной реконструкции храма в г. Кронштадт. Морской собор, режим работы которого до полного завершения строительства и отделки не предусматривал посещений гостей и прихожан, 28 мая 2013 года был торжественно освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в присутствии многочисленных представителей Русской Православной Церкви, государственных деятелей, а также высших чинов Черноморского, Северного, Тихоокеанского и Балтийского флота.

На сегодняшний день экскурсии – не единственная причина для того, чтобы посетить Морской собор в Кронштадте. Крещение детей и взрослых, венчание, различные службы – все это точно так же проводится в Никольском храме, как и в любой другой церкви в России. Хочется верить, что трагическая история собора наконец-то закончилась. Теперь не только россияне изо всех уголков страны, но и многие туристы из дальнего и ближнего зарубежья стремятся попасть на остров Котлин, чтобы своими глазами увидеть грандиозное святилище. Режим работы его хоть и стандартный – ежедневный, — однако стоит помнить, что в связи с окончательным открытием по большим православным праздникам храм заполняется прихожанами полностью. В связи с этим для тщательного ознакомления со святыней рекомендуется выбирать обычные дни.

Контакты Морского Никольского собора

Адрес: Морской собор в Кронштадте: адрес Россия, Санкт-Петербург, г. , Якорная площадь, д. 1.

Режим работы: ежедневно с 9.30 до 18.00. Также по желанию можно попасть и на богослужение, которое проводится дважды в день: в 10.00 и в 18.00.

Как добраться? Наземным транспортом:
– маршрутка № 405 в Кронштадт от метро «Черная Речка» до остановки у Якорной площади;
– маршрутка № 407 в Кронштадт от метро «Проспект Просвещения» до остановки у Якорной площади;
– автобус № 101 в Кронштадт от метро «Старая Деревня» до остановки у Дома быта, далее – пешком по Советской улице до Якорной площади.
-есть возможность добраться и водным путем (требуются уточнение непосредственно на месте)

Кронштадтский Морской собор October 10th, 2013

Вторая достопримечательность Кронштадта - Никольский Морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца). Я уже упоминала, что его зеленовато-бирюзовый (первоначально, и сейчас - серебристый с золотой "оторочкой") купол был виден и из Лисьего Носа, и из Комарова, и из Петродворца, то есть со всех берегов Финского залива и с моря, и таким образом являлся ориентиром для моряков (маяки там есть другие). С купола собора просматривается пространство на 45 км, что имело важное стратегическое и военное значение. То, что я назвала "оторочкой" - золоченый рельефный орнамент в виде якорей и спасательных кругов (!). Высота собора 70,5 метров, и это до сих пор самое высокое здание в городе.
Морской собор в Кронштадте строился по плану храма Святой Софии в Константинополе (с иным соотношением частей), некоторые элементы декора несут печать эстетики модерна. По архитектурному облику Морской собор относят к неовизантийскому стилю, возникшему в конце XIX – начале XX века в русле культуры модерна как воплощение национально-романтического движения. По замыслу проектировщиков, в нем должно было помещаться до 3000 моряков одновременно.

Морской собор со стороны памятника адмиралу Макарову. Довольно трудно было уместить собор на одном снимке и одновременно передать его громаду.

Никольский собор построен по проекту инженера-архитектора В. А. Косякова. Косяков развил и сделал чрезвычайно востребованной в храмостроении конструкцию свода из перекрещивающихся арок. Он же ввёл её в типологию соборного храма, освободив внутреннее пространство от столпов, став, таким образом, новатором в решении этой задачи. Именно этот принцип лежал в основе купола Св. Софии, и именно он дает ощущение парящего свода (см. пост marinagra http://marinagra.livejournal.com/66619.html). Мне неизвестно, использовал ли Косяков этот принцип в какой-то из других 17 построенных им церквей (многие из них в Петербурге, в том числе в неовизантийском стиле Косяковым построена Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря у Московских ворот, 1912), но считается, что третий такой парящий купол в мире сконструирован в Соборе Святого Вардана (Нью-Йорк, 1968).
Проект был принят в 1901 году, в 1903 году произошла торжественная закладка кирпичных стен (в Высочайшем присутствии, и император с окружением посадили вокруг собора 32 годовалых дубка). В 1913 году строительство было закончено, собор освящен.

Вид Собора с Якорной площади, главный фасад, снимок взят в http://redigo.ru/geo/Europe/Russia/poi/13976/media/photo/2

Храм задумывался как памятник русской морской славы, памятник всем морякам, всем когда-либо погибшим чинам российского флота. В храме собирались реликвии, связанные с историей флота, а также хранились черные мемориальные доски с именами всех флотских офицеров (без различия вероисповедания), погибших в сражениях, при кораблекрушениях и при исполнении служебного долга с 1695 по 1910 год, а также гражданских и медицинских чинов, служивших на военных кораблях. На отдельных белых мраморных досках были записаны имена погибших в море флотских священнослужителей. Вот образец такой доски, я сфотографировала хронологически первую:

Я не рискну дать здесь свои фото интерьера собора. Он потряс меня именно огромным пространством. Парящий купол? Да. Иконостас? Да. Роспись стен? Да. Но главное - хоры меня поразили, балконы с обеих сторон, с колоннами, как бы второй этаж, расширяющий пространство. А у меня простой мобильник, не фотоаппарат. Снимки из интернета. Общий вид внутри:

А вот мои (все-таки!):

В интерьере собора в изобилии присутствует морская тема. Я уже упоминала якоря и спасательные круги на рельефном орнаменте основания купола, хотя тут не просто морская символика, а использование морской темы для выражения духовных, религиозно-патриотических идей. На тяжелых входных дверях выделяются рельефы рыб; изображения рыб, кораблей, якорей, морских животных и растений находятся на мозаичном полу.

Собор действовал 4 года. Затем произошли печально известные события. Иконостас, иконы, мемориальные доски были сорваны, уничтожены, ценные вещи разворованы. В 1929 году храм закрыли и реконструировали под кинотеатр. Во время Великой отечественной войны храм служил наблюдательным пунктом советской артиллерии, сюда перенесли службу точного времени, в цокольном этаже разместили госпиталь. В 1953 году была произведена перепланировка: на месте алтаря устроили сцену, под алтарем - буфет и общественные туалеты, на месте главного входа - кассовый зал. Такая реконструкция вызвала осадку здания, потерю росписей и многих деталей интерьера. По стенам собора пошли трещины, наступила мерзость запустения. Тем не менее в соборе был устроен музей "Кронштадтская крепость", проводились торжественные собрания актива города и гарнизона, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности.
Возрождение собора связано с именем капитана первого ранга в отставке А.П. Шумского. Этот человек в 1998 году составил и издал книгу "Морской собор в Кронштадте" - репринтное воспроизведение сохранившейся в единичных экземплярах брошюры архитектора В.А. Косякова о своем проекте плюс 200 страниц послесловия к ней. Шумский собрал статьи, обращения, документы, фотоиллюстрации, фотообвинения, исторические справки и публикации кронштадтских газет начала прошлого века. Автор-составитель горел идеей восстановления флотских храмов-памятников и заражал ею читателей. Он отправил тысячи писем и дарил свои книги Президенту России, Патриарху всея Руси, министрам, адмиралам, депутатам, губернаторам, мэрам, разного рода чиновникам, - всем, от кого могло зависеть хоть на шаг продвижение на трудном пути возвращения святыни.
В апреле 2000 года совместная комиссия Главного командования Военно-морского флота и Русской Православной церкви изучила дело и приняла положительное решение.
В октябре 2002 года был поднял крест над куполом собора, в нем стали проходить молебны и богослужения (в частности, по затонувшей подводной лодке "Курск"). Рабочая группа по воссозданию морского собора была создана в 2008 году после визита в собор жены тогдашнего президента России Светланы Медведевой, уроженки Кронштадта. Реставрационные работы начались и шли круглосуточно. 28 апреля 2013 года Патриарх всея Руси Кирилл освятил собор (чин великого освящения храма). В кратчайшие сроки проделан невероятный объем работ.
В восстановленный храм стали приезжать петербуржцы и паломники из других стран. Но свободный вход туда открылся незадолго до моего приезда. Еще летом верующие и туристы отмечали, что попасть в храм невозможно ни в субботу, ни в обычные дни, причем не только туристам, но и иностранным паломникам и священнослужителям (заметка "Широко закрытый Морской собор"

К ронштадтский Морской собор святителя Николая Чудотворца построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.

Инициатором строительства стал командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков. В марте 1897 г. Начался сбор пожертвований.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.

8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей.
По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.

Завершено строительство в 1913 гг. арх. В.Косяковым. Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей.
Главный престол освящен во имя Св.Николая Чудотворца, боковые - во имя Свв.Апостолов Петра и Павла и Св.Иоанна Рыльского.

Собор служит важной градостроительной доминантой, организующей пространственно-планировочную структуру Кронштадта. Главный купол собора виден со всех точек Невского фарватера. Собор вместе с прилегающим сквером представляет цельный архитектурно-художественный ансамбль, подчиняющий себе все огромное пространство Якорной площади, устроенной одновременно с завершением строительства собора.

Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.

Интерьеры собора имеют огромную художественную ценность. Роспись на внутренних сводах на хорах и алтаре храма исполнена художником М.М. Васильевым. Иконостас в византийском стиле, из белого ажурной резьбы мрамора с мозаичными вставками выполнен скульптором Н.А. Поповым по проекту В.А. Косякова.

Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.

Обратите внимание на лик Иисуса... взгляд такой, что перекреститься хочется. Сейчас он смотрит более ласково.

На первом этаже были памятные мраморные белые и черные доски с именами всех моряков, погибших во славу Родины и постоянно поминавшихся в этом храме.
130 черных досок с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно (без различия вероисповедания), с 1695 по 1910 годы.

На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море.
В ризнице-музее собирались реликвии, связанные с историей кораблей, флотских экипажей, свидетельства подвигов моряков. Это единственный в России храм, который каждый моряк мог по праву считать своим.
Для хранилища реликвий, связанных с историей флота, в галереях второго этажа были отведены обширные помещения.

История Морского собора связана с именами многих выдающихся людей России, он был свидетелем важных исторических событий.
В его строительстве и освящении принимали участие лично Император Николай II, видные деятели Российского флота выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершил выдающийся подвижник Русской Церкви святой Иоанн Кронштадтский, в освящении принимал участие новомученик о.Алексий Ставровский. В 1918-1919 гг. настоятелем был новомученик Венедикт Плотников, с 1920 г. епископ Кронштадтский, расстрелянный в Ленинграде осенью 1937 года. При нем, 2 июня 1918 года в соборе служил молебен приезжавших в Кронштадт Святейший патриарх Московский и всея России Тихон. В 1920-м здесь служил митрополит Петроградский святой Вениамин, расстрелянный в 1922-м.

Морской собор является уникальным храмом - памятником истории Российского флота. Языком образов и христианских символов Морской собор провозглашал идею возведения воинского служения в ранг духовного подвига, подчеркивая неразрывность его с нравственной чистотой. Идея освещения патриотизма выражалась в поименном поминовении умерших воинов и установки в пространстве храма - образа Царства Божия - памятных досок с их именами и указанием на обстоятельства гибели.

Участие в общих панихидах по героям, проходившее в окружении памятных текстов и военных реликвий формировало историческое сознание и чувство гордости за славное прошлое своей родины, ощущение личной причастности к героической военной истории Отечества.

Собор закрыт 14 октября 1929 г. По решению Президиума Леноблисполкома от 5 июля, утвержденному ВЦИК 2 октября. После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой».

Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.

В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.

В 1953-1954 гг. в здании проведены работы по реконструкции и приспособлению здания для зрительного зала гарнизонного военно-морского клуба. При этом был устроен подвесной потолок, разрушен иконостас и нарушена объемно-пространственная композиция внутреннего пространства.

Морской собор является памятником архитектуры федерального значения на основании Указа Президента РФ №176 от 20.02.1995 г.

В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. В Никольском Морском соборе продолжалась реставрация. Успешно прошли переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви.

Ныне это опять Храм. Отлиты колокола. Вес большого благовестного колокола 17 000 кг.

19 декабря 2005 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, впервые за 75 лет состоялась Божественная Литургия. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Красносельского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Святослав Викторович Мельник.

Одни из ворот...

Информация и некоторые фото (С) интернет (Википедия и др. сайты)

Морской Никольский собор в городе Кронштадт, полное название которого звучит как Морской собор святителя Николая Чудотворца, является самым крупным морским собором России. Проект собора стал последним проектом морских военных соборов в России. С 2013 года он официально считается основным собором военно-морского флота Российской Федерации.

Кронштадт – это небольшой город-порт, который находится на острове Котлин и прилегающих островах . Кронштадт является историческим центром и единственным населенным пунктом Кронштадтского района. В городе располагается множество исторических памятников архитектуры.


Морской Никольский собор, Кронштадт – история строительства.

Проект строительства морского собора святителя Николая Чудотворца был принят еще в 1901 году. Он был разработан архитектором В. Косяковым. Сам процесс строительства был начат в сентябре 1902 года. В преддверии строительства протоирей Иоанн Кронштадтский прочел молебен. В 1907 году строительство храма было завершено, рабочие приступили к внутренней отделке собора. В начале лета 1913 года храм был полностью готов к эксплуатации и торжественно освящен. На строительство Свято-Никольского морского собора в Кронштадте было потрачено около 2 миллионов рублей.


В советское время, если быть точнее в 1929 году, Никольский морской собор был закрыт и передан под просветительские цели. Из него была изъята вся церковная атрибутика, а само здание было переоборудовано в кинотеатр имени Максима Горького и клуб.


Морской собор святителя Николая Чудотворца – современная история.

Реставрация Морского Никольского собора в Кронштадте началась в 2002 году. В это же время собор был передан в распоряжение православной церкви. После реставрации Морской собор обрел свое первоначальное величие и готовился открыть двери для прихожан. Первая литургия после реставрации состоялась в декабре 2005 года, а в 2010 году из собора велась прямая трансляция богослужения патриарха Кирилла. Полное открытие собора состоялось в 2013 году в день, когда ему исполнилось 100 лет.


Морской Никольский собор, Кронштадт – описание.

Кронштадтский морской собор по своей архитектуре напоминает храм Святой Софии в Константинополе. Его высота оставляет 52 метра. В качестве материала для облицовки храма святителя Николая Чудотворца использовался белый кирпич, в некоторых местах добавлены декоративные элементы из других материалов. Иконы на внешней стороне храма выполнены в мозаичной форме. Внутренняя облицовка храма обладает не меньшей величественностью, чем внешняя. В ходе реставрации Морского Никольского собора в Кронштадте была восстановлена уникальная роспись в виде фресок и мозаики. Работы над внутренней росписью совершались многими известными художественными группами. Алтарь поднимается в высоту на 4 метра, он выполнен из белого мрамора и украшен святыми образами, выполненными в мозаичной форме. Сам Морской собор оснащен множеством величественных икон, среди которых можно увидеть образы святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца, Иоанна Рыльского и другие. Рядом с храмом находятся два небольших сквера. В них еще сохранились те дубы, которые были высажены при постройке кронштадтского собора.


Одним из величественных православных храмов является именно Никольский морской собор, Петербург гордится этим собором как старейшим произведением архитектурного искусства и как наибольшим храмом-музеем морской воинской славы. В соборе находится множество мраморных обелисков с именами погибших воинов морского флота. Морской Никольский собор в городе Кронштадт построен в память о погибших героях, он является национальным достоянием Российской Федерации, крупнейшим историческим храмом и памятником архитектуры 20 века.


Для начала общая информация отсюда :

Своим внешним видом Морской Никольский собор напоминает Софийский храм в Стамбуле. Структура его практически идентична турецкому религиозному музею, однако имеет гораздо меньшие размеры: длина Никольского собора оставляет 83 м, ширина - 64 м, высота же (включая крест) - чуть более 70 м. Одновременно в Никольском храме, в основной его части, могут разместиться около 3 тысяч человек. Морской собор в Кронштадте по своим размерам занимает второе место в России после Московского храма Христа Спасителя.

Место для возведения Морского собора было выбрано еще в 1898 году. Им стала Якорная площадь в силу своих следующих особенностей: — этот отрезок являлся центром города; — место обладало некоторой возвышенностью, и было защищено от наводнений; — согласно плану, Никольский собор, расположенный здесь, мог наблюдаться со всех точек в фарватере; — обширная площадка перед храмом послужила бы плацем для парадов морских войск; — размеров площади как раз хватало для огромного собора.

В 1901 году, после того как руководством были ассигнованы средства на возведение храма, на Якорной площади был проведен молебен. Землю освятил сам Иоанн Кронштадтский. На мероприятии присутствовало около 14000 военно-морских чинов и курсантов. После торжества были начаты работы по расчистке площадки, продолжавшиеся несколько месяцев. 1902 год был ознаменован началом обустройства котлована и фундамента под Морской собор в Кронштадте.

В 1903 году заложили первые стены. Строительство закончено в 1913. Номинальное свое предназначение храму пришлось выполнять недолго - всего 4 года. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1918 году строение перепрофилировали под гражданские нужды, а на следующий год и вовсе сдали прихожанам в договорное пользование.


Пол залит полимером с крошкой камня, орнамент обрамлен прокладками. Официально заявлены мрамор и медь, но есть нюансы (см. в конце).

В 1930 году большевики отправили на переплавку почти все колокола и металлические приборы, которые только смогли найти в храме. Для оповещения о тревоге был оставлен только один колокол весом около 5000 кг. Бытует версия, что рабочие его просто не смогли снять. Спустя несколько месяцев с верхушки были сброшены и кресты. Теперь над верхушками куполов собора развевались красные флаги.

С приходом фашистских войск на куполе Морского собора оборудовали наблюдательную площадку. Она функционировала до самого снятия блокады. Несмотря на все усилия горожан, за время войны в храм попало несколько снарядов, пробоины от которых Собор переделанный под кинотеатрвпоследствии устранили, а внутри здания произвели ремонт.

По окончании боевых действий возникла новая идея: обустроить в Морском соборе киноконцертный зал. В результате капитальных строительных работ был оборудован подвесной потолок, балкон, сцена и стеновые перегородки. Переделка помещений производилась вплоть до 1954 года, а ее результатом стало нарушение целостности стен храма - по ним пошли многочисленные трещины.

В 1996 году Кронштадт перестал быть закрытым городом — въезд в него для россиян и иностранцев стал свободным.
В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест (был торжественно сброшен в 1930 году)
С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.


Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами. Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева . Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески. При реставрации храма было решено закончить роспись. Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.




Реставрационный режим соблюдался в полной мере — к счастью, сохранились чертежи В. А. Косякова. Были разобраны появившиеся в советское время «нештатные» фермы, перекрытия, перегородки; демонтированы колосники и портал сцены, лоджии, кинопроекционная; ликвидирован уклон пола бывшего театрального зала. Проведены пропитка и укрепление фундаментов и стен здания, на полметра заглублен цокольный этаж, в подполе удалось спрятать все технические каналы.

На втором уровне сохранен Музей морской славы. Заменена кровля, отреставрированы ограждения балконов, отлиты утраченные (за исключением одного-единственного) колокола и венчающий крест. Трапезная может работать также как актовый зал.Все работы по возрождению главного храма российского флота окончательно завершены к его столетнему юбилею — в мае 2013 г.

Из блога одного из реставраторов:

Храм был исторически расписан не полностью: живопись была только в алтаре в северном и южном окнах и в галереях.

Купол, как и пилоны, росписей не имел, и было принято решение расписать и его. Ежедневно на объекте присутствовало более 700 человек различных специальностей, среди них более 200 художников-реставраторов из нескольких реставрационных фирм и бригад. Были расчищены, укреплены и восстановлены, а также, заново воссозданы орнаменты, композиции, мозаики, лепной декор, искусственный мрамор, золочение.

Живопись в храме больше всего напоминает византийскую мозаику: большие плоскости, лаконичный язык, фоны, имитирующие кусочки смальты; в трактовке фигур видны разные авторы. Композиция «Благовещенье», в тонировке которой я также участвовал, написана (предположительно Кузьмой Петровым-Водкиным) в более живописной широкой манере. По всей видимости, под ней была другая композиция, фрагменты которой просматривались сквозь слои краски.

Во время реставрации неоднозначно были восприняты мотивы некоторых орнаментов: свастики под фигурами Богоматери и Архангела было решено заменить на другой орнамент:



Орнамент купола на тонком плане выглядит как магическая вязь, дополнительно структурирует пространство. Только не совсем понятно, в чью пользу...

Ощущения от прогулки (НЕ сеанс):

В общих чертах впечатления неоднозначные. Храм ни разу не христианский (как Исаакий, Казанский и многие другие), да и вообще не храм, а усилитель-накопитель для различных нужд. Пол покрыт стилизованными магическими печатями , объединенными в единую структуру (новодел). Скорее всего, в первозданном виде был почти полностью белым, декор в несколько заходов добавлялся уже позже меняющимися хозяевами.

В сегодняшнем виде построен и отреставрирован по очень интересным технологиям: наливной пол, мегалитические блоки внутри, кирпичная кладка-скорлупа снаружи. Работа сделана на 5+, очень красивое место.

Было стойкое ощущение, что Кронштадт многие годы держали закрытым именно из-за храма или места силы, на котором он стоит. Что-то они там искали или пытались использовать все это время.

Комментарии коллег:

Он совсем не христианский. Это место первородной энергии. Изначальной. Материнской.
Его не смогли перешить ни христианство, ни эти чёрные скрижали внутри*. От слова вообще. Он по концентрации энергии Земли больше, чем весь Питер.


*Под скрижалями имеются ввиду списки погибших, которые висят на стенах внутри. Это примерно как кладбище прямо там разместить, с точки зрения энергетики.

Морской Николаевский собор изначально задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно.

На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр

На Якорной площади перед собором горит вечный огонь, дополнительно запечатывающий кристалл, о котором пойдет речь ниже

Морской Никольский собор Кронштадта. В эту июньскую поездку впервые его увидела. И почувствовала отклик на уровне души еще на подходе к площади перед Собором. Эмоциональная реакция была сильная)) до слез. Но именно душевно-трогательно, как при встрече с родным. Захотелось кружиться, погрузиться в энергию этого пространства. Благо дело, было раннее утро, Собор еще был закрыт и людей почти не было. Доверившись потоку, я как и полагается блаженным))) разлеглась посреди площади. И ощутила под площадью красивый кристалл, огромный. И поток планетарной женской энергии. Выход из центра Земли. Очень приятная, нежная и сильная энергия.

Видение было таким:

Большие люди, значительно выше современных человеков, проводят какие-то церемонии. Хоровод их спокойный, неспешный, состояние возвышенной величественной духовной простоты. До сих пор не ведаю, просто ли посмотрела в прошлое или сама была участницей этого действа когда-то. Когда открыла глаза, встала, рассказала про кристалл и поток. Мы сонастроились, очень сильно ощутили силу этого места.

Так вот, глядя на Собор после моего видения, было ощущение его неуместности. Он словно чужеродный объект в этом пространстве. Когда внутрь Собора зашли, любовались его красотой и величественностью. Все же и там появилось чувство иллюзии, лжи. Было какое-то двоякое понимание этого пространства. Сила, но сила с каким знаком?

И вот еще, у меня лично есть ощущение, что тот красивый планетарный поток перехвачен этим Сбором. И идет эта энергия не на эволюционное пробуждение землян...

В реставрации данного собора я принимал участие на физике)

Так вот, внутреннее убранство собора процентов на 50-60 -- это фальшивка. Внешне всё выглядит исторически верно, как говорится по СНиПУ, а вот используемые материалы сильно подкачали. Гальванопластика вместо бронзы, полимеры вместо камня и т.д.

До 2009 года там была полная разруха и он использовался как склад и место под костры. В инете можно видео найти на момент начала реставрации. Заявлено и по всем документам идут натуральные камни, бронза, латунь и т.д.

Но фикус в том, что деньги у ген.подрядчиков куда-то делись, а сроки сдачи срывать было нельзя (т.к. присутствовал ВВП), вот они и начали искать тех, кто сделает аля натюрель и практически дадом))

Облицовка стен выполнена из мраморов (правда Китайского, а не Ита. Испанского), вместо ручной резки мозаики, фресок, капителей и т.д. использовалась станочная и машинная. Применяемый искусственный камень -- это мраморная крошка и эпоксидные смолы. Пол делали ооооооочень долго и сказать точно где что (оригинал и новодел), это уже трудно.


Реставрация Морского Собора святителя Николая Чудотворца

Как видим, информация неоднозначная.

Место силы очень мощное, кристалл рабочий, но энергия уходит непонятно куда. В сеанс пока не ходили.