Кратко о скотоводстве и земледелии древних людей. Первобытные земледельцы и скотоводы

Урок 5. Возникновение земледелия и скотоводства.

Скотоводство и земледелие характеризуются как величайшие открытия человечества, приведшие к созданию надежных источников питания. Однако долгое время новые занятия были подсобными, основными оставались охота и рыболовство.

13 тыс. лет назад на Земле наступило потепление, ледник стал таять и отступать на север. К концу ледникового времени была заселена Северная Европа и Америка. По последним данным, Новый Свет был открыт «колумбом каменного века» 30-40 тыс. лет наза. Берингов пролив тогда не был покрыт водой и представлял собой перешеек. По нему-то первобытные жители Сибири и проникли в Америку . Люди заселили еще один материк - Австралию. Преодолевая неширокие проливы между островами Индийского океана, пришельцы из Азии высаживались на австралийском берегу. Земля, освобождаясь ото льда, покрывалась глубокими озерами и полноводными реками. Продвигаясь по мере таяния ледника на север, люди стали нуждаться в средствах передвижения по воде. Древнейшим средством передвижения по воде был плот. Пользуясь каменным топором (он был изобретен примерно в это время), люди срубали несколько длинных жердей, связывали их вместе и спускали на воду. Поверхность плота устилалась связками травы и тростника. Плот не тонет, на нем можно преодолеть большие расстояния.
ВОПРОС: Чем неудобен плот как средство передвижения по воде. В каких условиях мог быть использован плот, а в каких нет?
Древнейшие лодки изготовлялись из коры, которую люди научились снимать целыми полотнищами со ствола дерева. Тонкая кора надевалась на каркас из деревянных палочек, все отверстия тщательно заделывались. Корьевая лодка была легким судном, она быстро двигалась в любом направлении с помощью весел.

Подумай: Подумайте, каким недостатком обладала лодка из коры?
Лодка-долбленка также была изобретена первобытными людьми. Ее делали, например, из дуба, древесина которого обладает твердостью, не пропускает воду и мало поддается гниению. Долбленка не имела скамеек, в ней можно было сидеть на дне или стоять

Подумай: В чем достоинства и недостатки каждого из древнейших средств передвижения?


Вы помните, что в схватке с крупными животными копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных стадных зверей. Люди чаще вынуждены были охотиться на мелких и быстробегающих животных. Подумай: Почему при охоте на этих животных копье перестало быть надежным оружием?

Необходимо было создать оружие, которым можно поразить животное на расстоянии. Люди заметили, что согнутое дерево распрямляется с силой; они использовали это свойство. Так было сделано величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, на расстоянии сотен шагов поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.


Подумайте : Повторите, какие преимущества дают лук и стрелы на охоте сравнительно с копьем и дубиной. На каких животных стала возможной охота после изобретения лука и стрел?

Скорость полета стрелы превосходит скорость полета копья в три раза (а чем выше скорость, тем больше внезапность удара), к тому же лук - первое оружие человека, обладающее прицельным качеством.


Представьте, что перед вами родовой поселок, существовавший в жаркой южной стране примерно 8-9 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких козлов и свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.
Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки.


Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников. Собака стала первым домашним животным, она помогала человеку на охоте, мясо ее употребляли в пищу.

Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак, Те находили, например, логово дикой свиньи. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили живыми в поселок. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, поэтому породят не резали, а держали за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Молодняк подрастал, увеличивался в весе. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили и одомашнили свиней, коз, овец, коров. Так возникло скотоводство.




Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством.


Для срезания колосьев дикого ячменя и пшеницы они пользовались ножами, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставленных в кость или рог. Это были древнейшие серпы. Женщины приносили злаки в поселок и растирали зерна на зернотерках, состоявших из двух плоских камней.


На том месте, где зерно измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимание. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который можно получить много зерен. Так возникло земледелие

Археологи открыли поселения древнейших земледельцев в областях, расположенных к югу от Каспийского и Черного морей, а также в некоторых других южных странах. Здесь было много солнечных дней в году, плодородные почвы.

Подумайте: Предположите, какие преимущества могли дать людям земледелие и скотоводство сравнительно с охотой и собирательством?

В те времена готовых полей почти не было. Поэтому мужчинам приходилось каменными топорами расчищать от деревьев и кустарников небольшой участок. Перед посевом нужно было разрыхлить землю.


Для этой цели первобытные изобретатели создали новое орудие - мотыгу. Она делалась целиком из дерева (палка с сучком) или же была составной - из дерева с наконечником из камня или рога. Рыхлением земли обычно занимались женщины.

Земледелие и скотоводство еще не стали основными занятиями, по-прежнему главными способами добывания пищи были охота, рыболовство и собирательство .

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева или плели из прутьев. Эти плетенки обмазывали сырой глиной. В них можно было носить воду. Такая плетенка могла случайно попасть в огонь. Деревянные части ее сгорали, а глина становилась твердой как камень. Обожженная глина была новым, не встречающимся в природе материалом, созданным людьми.

Наиболее распространено было изготовление сосудов способом налепа. Из глины изготавливались жгуты толщиной 3-4 см и длиной до 40-50 см, которые накладывались на форму по спирали и при наложении сдавливались, так что превращались в ленту; в результате получался грубый глиняный сосуд. Глиняная посуда сделала возможной варку пищи и лучшее сохранение жидкостей.


Очень давно люди научились плести корзины и коврики из гибких прутьев ивы и лыка. Плетение натолкнуло людей на мысль скручивать нити из шерсти овец или волокон дикорастущего льна. Изготовление нитей называется прядением. Нити стали использовать для изготовления тканей. Вначале ткачеством занимались вручную, потом был изобретен ткацкий станок. С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, кое-как сшитых жилами, люди стали носить более удобную одежду из льняных и шерстяных тканей.

С появлением новых занятий хозяйство рода усложнилось, родовое имущество увеличилось. Руководить родовой общиной, ее хозяйством было непросто. Самый опытный и умный член рода становился старейшиной. Лучше всех разбирался он в том, какие растения пригодны в пищу, лучше всех умел выследить зверя. Старейшина знал, где и когда ловить рыбу, какой участок выбрать под посев. Он работал вместе со всеми и лучше всех, не терялся в самых трудных положениях и каждому мог дать полезный совет.


Приходят к родовому старейшине перед охотой юноши и говорят:

Скажи нам, куда лучше отправиться охотиться на Кабана: в ближайший лес или в дальний, за рекой?

За свою жизнь,- отвечает старейшина, - я много раз ходил на кабана. Лучше идите в дальний лес: там вас ждет удача.

Ребята десяти-двенадцати лет с волнением рассказывают старейшине:

Выехали мы в лодке на самую середину озера. Ударили гарпуном крупную рыбу. Вода окрасилась кровью и забурлила, едва лодка не перевернулась! Как только гарпун удержали в руках! И вдруг... сорвалась рыба. Отчего это, старейшина?

Покажите мне ваш гарпун... Ну, конечно, гарпун старый, зубцы затупились, а рыба вам попалась сильная. Возьмите другой гарпун и снова отправляйтесь на озеро.


А ещё можно посмотреть чудесную презентацию.
Автор - Худобец А.А.

Семена дикорастущих растений, то можно вырастить урожай, который обеспечит их пищей на долгое время. Эти люди и стали первыми земледельцами. Они выращивали пшеницу, а также разводили овец и коз, которых им удалось одомашнить. Теперь у них появился постоянный источник пропитания, и им не нужно было кочевать с места на место, охотясь на диких животных (см. статью « «) и собирая съедобные растения. Поэтому они начали строить жилища возле обрабатываемых участков земли, переходя к оседлому образу жизни. В теплом и сухом климате Ближнего Востока на склонах холмов в изобилии произрастала дикорастущая пшеница. Люди собирали зерна пшеницы точно так же, как плоды или орехи. Собранные зерна приносили на стоянку, где их перетирали в муку двумя тяжелыми камнями. По всей видимости, некоторые зерна падали на землю и прорастали рядом с хижинами. Со временем люди заметили, что пшеница вырастает из упавших на землю зерен. Они начали разбрасывать зерна по расчищенному участку земли возле стоянки и ждать, когда из них вырастут колосья пшеницы. Когда урожай созревал, они собирали зерно, обеспечивая себя пищей сразу на несколько месяцев. Чтобы удобнее было срезать колосья, они изобрели специальные орудия, именуемые серпами (см. так же статью « «). Крестьяне делали серпы из осколков кремня, прикрепленных к рукоятке. Рукоятки делались из дерева, челюстной кости животного или же оленьего рога.

Первые домашние животные

На Ближнем Востоке жили дикие предки современных овец, коз, свиней и коров. Они и стали первыми домашними животными. Люди охотились на этих животных и иногда приносили маленьких ягнят или козлят к себе в деревню. Со временем эти животные становились ручными. Их потомство также вырастало ручным, и вскоре деревня обзаводилась целым стадом домашних животных. Крестьяне ухаживали за своим стадом и защищали его от диких зверей. Они пили молоко домашних животных и забивали их, когда им нужны были мясо или шкуры. Так что надобность в охоте для них отпала.

Деревня земледельцев

Стены домов возводились из смеси глины и соломы, которая, высыхая на , становилась весьма прочной. Правда, дожди постепенно размывали такие стены, и весной их приходилось ремонтировать. Крыши крыли соломой, которую сверху покрывали слоем глины. Некоторые из домов имели по нескольку комнат, а полы устилались циновками, сплетенными из тростника. Одна из построек выполняла роль зернохранилища, или амбара. Во внутреннем дворике стояла большая печь, сооруженная из высушенной глины.

Выпечка хлеба

Во дворе рядом с домом стояла большая печь, в которой женщины пекли хлеб. Эта печь строилась из высушенной глины, а внутри нее разводился огонь. Женщины размалывали зерна пшеницы в грубую коричневую муку. Затем эту муку смешивали с и получали тесто, которое раскатывалось в плоские круглые лепешки. Лепешки укладывали на камни, раскаленные в печи, и в итоге получался тонкий и твердый хлеб.

Урок 5. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства

(В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озе­ро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотника­ми, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья яч­меня и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие).

Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, сущест­вовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (Присваивающим)

Во главе родовой общины стоял старейшина.

Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли старейшинами.

Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он лучше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и растениях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к нему группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на ка­бана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старей­шина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.

Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как уда­рил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорва­лась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гар­пун... Ну, ясно; зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорва­лась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!».

Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы болеть».

Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной наблю­дательностью и цепкой памятью не только давал советы.

Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда нахо­дился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спи­ны. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и до­веряли ему во всем.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обесси­ленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, в выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки под­бегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.

Собака стала первым домашним животным, она помогала челове­ку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поросят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло скотоводство .

Запись в тетради: Охота скотоводство

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, состоявшими из кремневых пластинок, вставленных в кость или рог.

Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр. 19. Назовите, изображенное орудие труда.

Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зернотер­ках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельча­лось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен. Так возникло земледелие.

Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других районах Земли земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, ба­наны и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

Собирательство земледелие.

Вопросы:

-Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое при­митивное земледелие получило такое название?

-Какие природные условия необходимы были для занятия мо­тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие враги, мягкая почва)

-Прочитайте третий абзац п.1 §4 и объясните, почему первона­чально сложившуюся систему земледелия назвали подсечно-огневой?

-Какие изменения произошли в жизни людей с появлением земле­ делия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала за­висеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись про­ изводством хлеба овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь лю­ дей улучшилась.)

Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

Запись в тетрадях:

Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам производил все то, что было необходимо ему для жиз­ни, занимался земледелием и скотоводством.

Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий; расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай, костяным серпом. Люда не могли спра­виться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.

Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п. 3, назовите какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавливать по­суду, ткать, сверлить и шлифовать.)


  1. Выучите понятие «производящее хозяйство».

  2. Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земле­дельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда.

ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА


С 32 века до нашей эры по 17 век до нашей эры, (то есть полторы тысячи лет) между реками Дунай и Днепр жил великий индоевропейский народ. Язык и название этого народа забыты навсегда, и ученые археологи условились для удобства называть его “трипольским”. Ведь первый поселок этих людей был раскопан на берегу Днепра у современного села Триполье .

Карта расселения "трипольского" народа

"Трипольцы" обрабатывали землю у рек и сеяли горох, пшеницу, ячмень и просо. Когда поля истощались и урожаи уменьшались, "трипольцы" переселялись на новое место, а старый посёлок разрушали.

1.
2.
1.Так выглядел по мнению археологов древний поселок у Триполья 2.Так выглядел по мнению археологов трипольский храм Богини-Матери

В некоторых поселках "трипольцы" строили высокие деревянные хижины, возможно даже двухэтажные. Но большинство жилищ было из жердей, оплетенных ветками. Стены промазывали глиной. Сверху хижину закрывала камышовая или соломенная крыша.

Так выглядела по мнению археологов трипольская хижина



Образцы трипольской посуды

Хижины были длинными - до 45 метров - и делились на комнаты. В каждой комнате жила семья. В одном из домов было 11 таких комнат! Пол в комнате обмазывали глиной и содержали в чистоте.

Археологи обнаружили в домах "трипольцев" остатки серпов, зернотерки, наконечники мотыг. "Трипольцы" обрабатывали землю у рек и сеяли горох, пшеницу, ячмень и просо. Когда поля истощались и урожаи уменьшались, "трипольцы" переселялись на новое место, а старый поселок разрушали. В хлевах у поселка держали коз, свиней и быков.


Образцы трипольской посуды . Трипольская посуда в лаборатории археологов.

"Трипольские" мастера делали орудия труда и украшения, но меди у них было не очень много, поэтому ножи, топоры, мотыги, молоты делали также из камня и кости. Глиняную посуду гончары украшали красивыми узорами, напоминавшими речные волны, траву, змей. солнце. Археологи не устают поражаться прекрасному качеству "трипольской" посуды.


Образцы трипольских орудий труда Образцы трипольской посуды и узоров на ней

В середине больших поселков обычно находился храм. Часто стены храмов раскрашивали в три любимых цвета “трипольцев” - белый, желтый, красный. Вероятно, родовыми общинами “трипольцев” управлял жрицы. Они решали все важнейшие вопросы и молились главной богине - Матери.

Глиняные фигурки Богини-Матери. Находки археологов

Трипольская мастерица. Рисунок современного художника.

ПРЕДКИ АРИЕВ


Когда индоевропейские народы расселялись с Дуная во все стороны света, племена ариев двинулись на восток.

В З тыс. до н. э. они заселили степи между Волгой и Днепром. Это были скотоводы, но не кочевники. 0вец, и коров предки ариев пасли на лугах у рек, а на ночь загоняли в хлев. Поселки состояли из глиняных домов с камышовыми крышами. Вокруг поселка обычно вырывали канаву-ров выкладывали каменную стену высотой до трех метров.


Изделия мастеров "ямной культуры". Находки археологов

Археологи иногда называют культуру предков ариев древнеямной . Ведь умерших обычно хоронили в больших ямах, густо засыпанных красной краской. Над могилами делали насыпи в виде извивающихся змей, пауков или сказочных чудовищ.

У предков ариев сохранялись древние обычаи, законы и религия индоевропейцев. Жестокие законы религии требовали приносить в жертву лошадей и людей. Совсем недавно археологи разгадали жуткие тайны мест, где в древности приносили человеческие жертвы.

Глиняная посуда и костяная булавка древнеямной культуры

Древнее погребение "ямной культуры"

Когда предки ариев научились хорошо ездить на лошадях, они все реже стали заниматься земледелием и все больше внимания уделяли скотоводству.

Их общины продолжали продвигаться на восток, в степи Азии. Там они разделились на две части. Одна переселилась в Индию, а другая - в страну, получившую название “Земля ариев”, то есть в Иран .

ХЛЕБОРОБЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Находки советских археологов, сделанные в Туркмении

На юге Средней Азии археологи раскопали поселки древнейших земледельцев. Стало известно, что там, проживало не менее двух народов. У каждого были свои обычаи, язык, религия.

Земледелие стало главным занятием жителей этих теплых стран. Но жаркие летние ветры быстро высушивали плодородную почву. Поэтому общинникам приходилось мотыгами прокапывать канавы от рек к полям и поливать посевы. На полях выращивали неплохие урожаи ячменя и пшеницы. В степях и полупустынях пасли лошадей, верблюдов и овец.

Поселки были невелики. Для их строительства не было ни хорошей древесины, ни подходящих камней. Но местные жители нашли выход: начали лепить глиняные кирпичи и высушивать на солнце. Глиняные хижины отлично служили людям там, где редко шли дожди. Ученые узнали, как выглядели дома и повозки этих народов по детским игрушкам. Часто для ребят древние землепашцы лепили из глины модели жилищ и телег. Учёные по детским игрушакам узнали, как выглядели дома и повозки этих народов.

Из меди изготавливали самые разные орудия труда. Особенно много интересных вещей попало в руки археологов время раскопок у сел Анау и Намазга - ножи, топоры, булавки, кинжалы.

ПАСТУХИ ЮЖНОЙ СИБИРИ


Посуда племен афанасьевской культуры. Находки археологов

В З тысячелетии до нашей эры на берегах реки Енисей и на Алтае поселились скотоводы медного века. У Афанасьевской горы были обнаружены и раскопаны, погребения это древнего народа. Пастухи хоронили своих умерших в глубоких ямах, где строили как бы хижину из бревен. Крышу такой “хижины” делали либо из каменных плит, либо дерева. После того как могилу засыпали, ее окружали кольцом из каменных глыб - знаком солнечного круга. Потом над погребениями вдобавок стали строить курганы.

Поселки скотоводов Южной Сибири были очень бедными. Они состояли или из бревенчатых избушек, или из землянок. Это неудивительно, ведь большую часть времени, перегоняя стада с места на место, пастухи жили в чумах.

Много орудий труда еще изготовлялось из кости и камня. Но из меди уже выковывали иглы, ножи, кинжалы, топоры. Мастера сами начали добывать в неглубоких шахтах медную руду и выплавлять медь.

Самыми уважаемыми людьми в общинах были кузнецы и пастухи, то есть мужчины. Женщины перестали занимав места старейшин, их стали меньше чтить. Появился обычай после смерти мужа отправлять вместе с ним в “царство мертвых” его жену, убивая ее у могилы умершего.Постепенно жители Южной Сибири приучились и к земледелию, но скотоводство по-прежнему осталось их главным занятием.

МЕТАЛЛУРГИ ГОРНЫХ ОБЛАСТЕЙ

В горах, где можно отыскать медную руду, местные жители постепенно становились искусными металлургами. Они меньше занимались земледелием на неплодородных почвах, разводили меньше скота, потому что пастбища были очень бедны.



Здесь в течение долгих лет кипела работа, сюда приезжали издалека за металлами и изделиями кузнецов. Однако богатство и процветание таких ремесленных поселков полностью зависели от запасов руды. Когда эти запасы в недрах гор истощались, жители постепенно забрасывали поселение и расходились. Хижины разрушались, и забывалось даже место, где когда-то трудились металлурги.

Ученые установили, что появились особые торговые пути, по которым земледельцы и скотоводы Азии привозили металлы. Например, племена “афанасьевской культуры”, о которых вы узнали, получали, медь с Алтайских гор. А трудолюбивые среднеазиатские земледельцы выменивали ее в Иране.

НАДЕЕМСЯ, ВЫ НЕ ЗАБЫЛИ,ЧТО СЛЕДУЮЩИЙ РАССКАЗ БУДЕТЕ ИЗУЧАТЬ ПО УЧЕБНИКУ "КРАЕВЕДЕНИЕ"?

Со временем поселения людей становились более многочисленными и постоянными. Самое яркое событие каменного века – зарождение земледелия и скотоводства . В некоторых областях Ближнего Востока, на предгорьях Северной Индии и Пакистана, на равнинах Северного Китая и в дельте реки Янцзы общины охотников и собирателей начали экспериментировать с растениями и животными. (т.е. не просто собирали дикие злаки, но выращивали их; не только охотились на диких животных, но и начали приручать их пойманных детёнышей). Это был настоящий переворот в добывании пищи. Он означал переход от присваивающей экономики, основанной на использовании ресурсов, предоставленных самой природой, к экономике производящей, к производству продуктов питания и всего необходимого для жизни.

Новые способы ведения хозяйства повлекли за собой изменение всех сторон жизни – от одежды и утвари до идеологии. Наступила новая эпоха – новый каменный век – неолит .

Земледелие по сравнению с охотой и собирательством требует больших усилий: вспашка, сев, прополка, сбор и хранение урожая – всё свободное время первых земледельцев уходило на это.

Поэтому переход к земледелию был вынужденным выбором человечества. Охотники и собиратели обращались к сельскому хозяйству лишь тогда, когда охотничьи ресурсы уже не могли прокормить их общину. Рост населения и истощение охотничьих угодий стали первым всеобщим экономическим кризисом в истории человечества . Поиски выхода из него постепенно приводили ко всё большей зависимости сначала от сбора дикорастущих растений, а затем от специально выращенных. Переход к новой жизни был постепенным и мало заметным для людей одного поколения. Сначала общины охотников силилась поближе к диким полям и охраняли урожай от диких животных. Затем, как индейцы-шошоны, охотники-собиратели начали оберегать поля от засухи, пропалывать их от сорняков, рыхлить почву весной и, наконец, высаживать зёрна.

Конечно, такой выбор был возможен не везде: для занятий земледелием нужны были благоприятный климат, плодородная почва, обилие воды для полива и, наконец, такие растения, которые давали высокий урожай. Не зависимо и приблизительно в одно и то же время земледелие зародилось на Ближнем Востоке в 8 тысячелетии до н.э., в Китае в 6 тысячелетии до н.э., в Центральной Америке в 7 тысячелетии до н.э. В этих областях найдены дикие предки растений, ставших там издревле основными сельскохозяйственными культурами: пшеница и ячмень на Ближнем Востоке и в Европе, рис и просо в Южной и Восточной Азии, кукуруза, бобы и картофель в Центральной и Южной Америке.

Земледелие не могло полностью решить продовольственную проблему при кризисе охотничьего хозяйства. Источником белковой пищи людей по-прежнему было мясо животных. Новым источником добывания мяса стало скотоводство.

Первыми прирученными животными стали собаки . Они помогали в охоте, а питались отходами со стола людей. Других животных человек смог приручить, только когда стал заниматься земледелием.

Домашние животные по размерам тела меньше своих диких предков. Сейчас известно около 50 различных видов животных разводимых человеком. Сюда входят и некоторые виды рыб (форель, карп) и медоносные пчёлы, и тутовый шелкопряд. Но всеобщее распространение и важнейшее значение для человека получили лишь несколько видов скота: корова и буйвол, овца, коза, лошадь, свинья. Кости крупного рогатого скота, овцы, козы и свиньи найдены археологами в культурном слое большинства раннеземледельческих поселений. Распределение диких предков этих домашних животных показывает, что овцы и козы были сначала одомашнены в Западной или Средневековой Азии и распространились оттуда в другие области. Дикие предки крупного рогатого скота и свиньи встречаются на всей территории Евразии и были одомашнены в разное время в зависимости от местных потребностей и обстоятельств. Дикий бык, или тур, является предком большинства пород современных коров и был одомашнен первым на Ближнем Востоке, но в Южной и Юго-Восточной Азии использовались другие виды, такие, как як, буйвол, гаур. Единственным животным индейцев Южной Америки, стала лама.

Животные были одомашнены для различных целей. В первую очередь – источник пищи, шерсти, шкур. Затем: как вьючные, как средство передвижения, удобрений для полей и, наконец, для обработки пашни. Но так было не везде. В Америке в раннеземледельческою эпоху домашний скот вообще не разводили ради мяса: южноамериканская лама с самого начала служила как вьючное животное, а альпака целилась исключительно за её тонкую шерсть.

Благодаря одомашниванию растений и животных первобытные человеческие коллективы создали экономику, способную прокормить значительно большее число людей и обеспечить более высокий уровень жизни по сравнению с охотой и собирательством. Из первых центров сельского хозяйства очень скоро начало распространяться по всему миру, постепенно заменяя старые способы добывания пищи.

Первые общины земледельцев и скотоводов возникли в районах предгорий, где произрастали дикие предки современных культурных растений и паслись стада диких коз, овец и коров. На Ближнем Востоке древнейшими очагами земледелия стали предгорья Загроса, Тавра и Ливана, образовавшие зону «плодородного полумесяца».

Она охватывала с востока, севера и запада междуречья Тигра и Евфрата. В Южной Азии самые древние следы земледелия отрыты на восточных склонах гор Северного Белуджистана, спускавшихся к долине Инда и его притоков. В Китае родиной земледелия стали холмистые равнины Юга и среднее течение реки Хуанхэ. В Новом Свете первые культурные растения появились в горных районах Южной Мексики и предгорьях Анд.

К 4 тысячелетию до н.э. сельское хозяйство в этих районах обеспечило большой рост населения и высокий уровень жизни. Это стало известно археологам по раскопкам таких посёлков, как Иерихон в Палестине, Чатал-Хююк в Малой Азии, Мегар на территории Пакистана, Банко в Северном Китае. Но узкие долины с неустойчивым и небольшим урожаем, получаемым с помощью мотыги, всё с большим и большим трудом обеспечивали жизнь растущих общин.

Земледельцы постепенно начали занимать новые области с иными условиями окружающей среды. Они поселились в плодородных, но страдающих от наводнений долинах великих рек: Тигра и Евфрата, Нила, Инда, Хуанхе и Янцзы. Поселки земледельцев появились на равнинах с более суровым климатом и твёрдыми почвами. Они поднялись выше в горы. Сельское хозяйство в этот период стало основой жизни во многих областях Старого и Нового Света. Появились новые методы приспособления к разным природным условиям с целью повышения урожаев. Эти методы сильно различались в зависимости от почв, водного режима, рельефа местности и плотности населения. Важное новшество: стали использовать животных не только для получения мяса. Первые земледельцы и скотоводы научились употреблять возобновляемые ресурсы, которые животные могли предоставить в течение жизни: молоко, масло, сыр, шерсть, удобрение для полей и их мускульную силу.

Первые земледельцы рыхлили почву и пропалывали поля простыми мотыгами. Они остались основными сельскохозяйственными инструментами на большей части Африки и Америки до прихода европейцев, а в некоторых случаях – до настоящего времени.

В Европе и Азии очень рано стали использовать тягловую силу животных. Это связано с изобретением плуга. Выход земледелия плодородных узких долин на широкие просторы степных равнин и нагорий (возможность удобрять менее плодородные земли навозом, использование плуга – значит больше площади). Так скотоводство помогло земледелию сделать следующий шаг в завоевании планеты. Дальше пошла ирригация различных систем – искусственный полив пашни. Или наоборот: строительство дамб и бассейнов, задерживающих воду и плодородный ил после окончания разлива (Инд, Нил). В Месопотамии ежегодных наводнений было недостаточно. Здесь строились грандиозные сети радиальных каналов, требовавших больших затрат для их возведения и поддержания на должном уровне. Самые древние из известных оросительных каналов обнаружены в Месопотамии в Чога-Мами и датируются 5 тысячелетием до н.э. Сложные оросительные системы строились и в других частях Азии с засушливым климатом (край пустыни Каракумы в Туркмении).

Ещё один прогрессивный способ – террасное земледелие. Террасные поля – характерная особенность пейзажа в различных областях мира: Перуанские Анды в Южной Америке, Филиппины, Греция. Оправданы были такие поля та, где население было велико. Длинные каменные стены превращали крутые горные склоны в систему плоских узких полос пашни, спускавшихся ступенями к равнинам. Террасные поля часто сочетались с системами дамб и каналов. Такая комбинация позволяла получать высокие урожаи даже очень влаголюбивых растений, например, риса.

Земледелие больших просторов, в первую очередь в долинах великих рек предопределило огромный шаг в его развитии. Несмотря на значительные затраты сил и времени оросительное земледелие на илистых почвах давало урожай, во много раз превосходящий доходы первых земледельцев предгорий. Именно в этих долинах сельское хозяйство достигло невиданного прогресса и стало основой сложения великих цивилизаций Древнего мира.

Но огромные массивы лесов были для первых земледельцев недоступны. Их освоение стало возможным позднее, с появлением сначала медных и бронзовых, а потом и железных орудий. Ещё с неолита в лесной полосе Европы и Азии земледельцы начали выжигать леса под пашни. Но только железный топор кардинально изменил ситуацию.

Итак, рождение сельского хозяйства в первую очередь изменило способы добывания пропитания, но его последствия преобразовали фактически все стороны человеческой жизни и заложили основы всех последующих достижений человечества.

Первым следствием новой экономики стало появление крупных постоянных поселений. Общины охотников часто переходили с места на место в поисках новых мест охоты. Размеры этих общин не были слишком большими и многочисленными. Охотничьи угодья могли прокормить группу из нескольких десятков человек.

Земледельцы строили свои дома из глины. В сухом климате глина, смешанная с соломой или навозом быстро высыхает и становится очень прочной. (До сих пор этот прекрасный строительный материал используется во многих южных странах).

Оседлая жизнь (люди жили в своих посёлках, как обнаружили археологи, по много столетий) и свободное от полевых работ время способствовали развитию разнообразных промыслов. Самым важным из них в раннеземледельческую эпоху было производство глиняной посуды. Гончарство – ремесло создания глиняной посуды было изобретено независимо в различных частях мира и в разное время. Самая древняя глиняная посуда происходит из Японии и датируется серединой 11 тысячелетия до н.э.

Появление керамической посуды - одно из достихений неолита. Сосуды X-VIII вв. до н.э.

Жители японских островов тогда ещё не знали земледелия, но вели осёдлый образ жизни: богатства морского побережья – рыба, моллюски – давали им возможность подолгу оставаться на одном месте. С другой стороны, в ранних земледельческих обществах Ближнего Востока, таких, как Иерихон, на ранних стадиях ещё не знали глиняной посуды. Здесь она начала появляться только в 8 тысячелетии до н.э., а в Перу и Центральной Америке земледельцы обходились без неё до 2 тысячелетия до н.э. Так что прямой связи между земледелием и глиняной посудой нет. Эта связь скорее косвенная: для охотников – собирателей эта посуда тяжела и хрупка. Её возникновение всегда совпадает с началом оседлой жизни. Посуда из глины изменила систему питания древних людей . Теперь меню первых земледельцев дополнилось различными похлёбками, кашами, т.е. всем тем, что можно приготовить в горшке. Украшавшие глиняной посуду орнаменты и рисунки скоро стали своеобразным видом первобытного искусства. В 4-3 тысячелетия до н.э. на просторах Евразии – от Испании на Западе до Китая и Японии на востоке – повсеместно появилась богато украшенная, нарядная керамика. (Изображения были самые разнообразные от геометрического орнамента до животных и даже фантастических существ.)

Кроме керамики в среде осёдлых земледельцев развивались и другие ремёсла. Человек стал уделять больше внимания своей внешности. Отсюда в ранних земледельческих обществах резко возрастает число разнообразных украшений: бусы, браслеты. Подвески. Появляется первая косметика. С открытием металла обычным предметом в доме становятся зеркала, бритвы. И конечно же меняется одежда. Изделия из шкур и кожи животных не исчезли, но домашние растения и животные дали новое сырье для производства ткани.

И наконец, в раннеземледельческую эпоху совершенно иным стал обмен . Использование вьючных животных позволило наладить устойчивые связи между отдалёнными областями. Возникновение излишков производства продуктов и зарождение ремёсел делали эти связи всё более оживленными и необходимыми. (т.е. началась торговля). Особое значение в торговле издревле имели такие продукты как вино, оливковое масло, специи, а также благовония и ткани. Торговля этими продуктами стала, например, для Греции, Финикии, Аравии основой процветания. Но самым известным примером такого рода является торговля шёлком. Великий шёлковый путь, протянувшийся от Китая до Рима в 1 тысячелетии до н.э. дал жизнь целым цивилизациям, стал причиной многих войн и связал воедино страны Старого Света.

Итак, земледелие и скотоводство изменили все стороны жизни человека. Казалось бы, покорение мира вот-вот и будет достигнуто. Но тут возникли (уже в раннеземледельческую эпоху) большие препятствия. Мы не говорим уже о трудностях, которые человек испытывал расчищая леса, строя дома и каналы и т.д. Интенсивное ведение сельского хозяйства оказалось совсем не безобидным для природы, для состояния окружающей среды. Речь идёт о засоленности почв. В Южной Месопотамии крупномасштабная ирригация привела к засоленности почв. До нас дошли письменные свидетельства из 3 тысячелетия до н.э., которые рассказывают об этом процессе. Началось снижение урожаев, постепенно пшеница была заменена более выносливым в отношении соли ячменём. К концу 3 тысячелетия до н.э. выращивание пшеницы на юге Междуречья фактически прекратилось. В Центральной Месопотамии проблема засолённости тоже возникла, но в более мягкой форме, и там расширение посевов пшеницы продолжалось до 7 века нашей эры. Кризис в сельском хозяйстве отразился и на политическом положении Южной Месопотамии: она уступила первенство центральным и северных областям как раз в начале 2 тысячелетия до н.э.

Побочным результатом пахотного земледелия была эрозия почвы, вызванная снятием защитного растительного покрова и ежегодным перепахиванием земли. Открытый плодородный слой становился беззащитным перед ливнями и ветрами. Например, на Эгейском побережье Малой Азии после нескольких столетий интенсивной распашки почва прибрежных холмов была почти полностью поражена эрозией. Вот что произошло в конце 1 тысячелетия до н.э. с греческими колониями на побережье Малой Азии: плодородный слой сносился дождями в речные долины, где он накапливался в устьях больших и малых рек. Береговая линия смещалась в сторону моря, и гавани многих городов античной эпохи оказались отрезанными от моря. Истощение земель, снижение урожаев, удаление от выгодных торговых путей – шаг: упадок греческих колоний (в значительной степени по этим причинам).