Какой десерт любила мадам де помпадур. Удивительная маркиза де Помпадур. Праздничные рецепты в стиле маркизы де Помпадур

Смерть маркизы де Помпадур

В тот же день королевский хронист сделал запись:

«Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около семи часов вечера в личных покоях короля в возрасте сорока трех лет».

Известно, что до самой последней минуты, уже практически лежа на смертном одре, она продолжала работать, выслушивая доклад почтового интенданта Жаннелля. А на следующий день в кабинет покойницы проник под каким-то предлогом герцог де Шуазель. Была ранняя весна, и на улице было тепло, но герцог явился в широком пальто из красного драпа, под которым, как говорят, ему удалось унести какие-то секретные бумаги скончавшейся фаворитки.

В своем завещании маркиза написала, что хочет быть похороненной «без церемоний». Своему старшему дворецкому Коллену она завещала пенсию в 6000 ливров, доктору Кенэ - в 4000 ливров. Не забыла она и горничных, слуг, поваров, консьержек, садовников и прочий персонал. Все они получили примерно по 150 ливров. Мадам дю Оссэ - 150 ливров и 400 ливров ее сыну.

Не пропустила маркиза и своих друзей или людей, каких она таковыми считала. Так, например, мадам де Мирепуа получила ее новые часы, усыпанные бриллиантами, герцогиня де Грамон - шкатулку с бриллиантовой бабочкой, герцог де Гонто - красивое кольцо, князь де Субиз - перстень, свой портрет и ее портрет.

Все свое движимое и недвижимое имущество она завещала брату Абелю, а заняться выполнением пунктов завещания поручила своему старому другу князю де Субизу.

Завещание это было составлено в Версале 15 ноября 1757 года, то есть за шесть с лишним лет до смерти маркизы.

По собственным оценкам маркизы де Помпадур, сделанным совместно с Колленом, ее имущество и кое-какие расходы состояли на тот момент из следующих пунктов:

Серебряная посуда 37 600 ливров

Золотая посуда и безделушки 150 000 ливров

Потратила на всевозможные удовольствия 1 338 867 ливров

Потратила на питание за девятнадцать лет 3 504 800 ливров

Потратила на путешествия, спектакли и праздники 4 005 900 ливров

Жалованье слугам за девятнадцать лет 1 168 886 ливров

Получено в виде пенсий 229 236 ливров

Шкатулка из золотых коробочек, вставленных друг в друга 294 000 ливров

Шкатулка с бриллиантами 1 783 000 ливров

Коллекция гравированных драгоценных камней 400 000 ливров

ИТОГО 13 512 289 ливров

В марте 1761 года к завещанию были добавлены фарфоровые изделия, драгоценные камни, платья, книги, мебель, конные упряжки и дома на сумму еще в почти 9 000 000 ливров, и общая сумма составила 22 433 918 ливров. Потом к этой сумме были добавлены еще кое-какие расходы и имущество и получилось 23 213 918 ливров.

Одних только книг в библиотеке маркизы де Помпадур насчитывалось более 3500 томов, в том числе более 800 томов французской поэзии, 700 романов, 215 книг по философии, 52 сказки и т. д. Все книги были переплетены в телячью кожу или сафьян красного цвета с позолотой.

Вообще складывается впечатление, что маркиза своих вещей никогда не продавала. Книги, картины, мебель, драгоценности, белье и тому подобное тоннами заполняли принадлежавшие ей замки и дворцы. Ее сундуки ломились от великолепных нарядов, а подвалы - от дорогих вин. Полная опись ее личного имущества в конечном итоге составила порядка 30 000 пунктов, и двум чиновникам на ее составление потребовалось более года.

В своих «Исторических достопримечательностях» Жозеф Ле Руа, бывший служащий версальской библиотеки, произвел скрупулезнейшие подсчеты и сделал заключение, что всего «царствование» маркизы де Помпадур стоило Франции почти 37 000 000 ливров. Точнее - 36 924 140 ливров. Если исходить из того, что один луидор (монета, содержавшая 7,65 г золота) равнялся двадцати четырем ливрам, то эта сумма эквивалентна примерно одиннадцати с половиной тоннам золота.

Тридцать семь миллионов ливров… Чтобы понять, насколько это много, достаточно сказать, что в те времена в крупных городах Франции ремесленник, получавший один ливр в день, считался вполне обеспеченным человеком. На крупной мануфактуре в Сен-Гобене оплата квалифицированного рабочего колебалась от 310 до 620 ливров в год, а жалованье генерального директора доходило до 2400 ливров. Твердая цена фунта хлеба (примерно 450 г) составляла 3 су (0,15 ливра), примерно столько же стоила пинта вина (0,93 л), цена цыпленка не превышала 15 су (0,75 ливра), дюжины деревянных башмаков сабо - 25 су (1,25 ливра). При снабжении армии ружье стоило 18 ливров, пистолет - 10 ливров, сабля с рукоятью - 8 ливров, кожаное седло с поводьями - 33 ливра, а хороший нормандский конь - 250 ливров.

Вопреки свидетельствам иных историков - ведь они мало заботятся о достоверном описании событий - смерть мадам де Помпадур глубоко потрясла Людовика XV. Перед тем как уединиться у себя в апартаментах, он поведал своему доктору:

Лишь я один могу понять, что только что потерял…

Маркиза де Помпадур была погребена 17 апреля 1764 года в часовне монастыря Капуцинок рядом с могилой матери и дочери. Место это находится в самом центре Парижа, там, где сегодняшняя Авеню де ля Пэ выходит на Вандомскую площадь.

Ни от часовни, ни от могил нынче не осталось и следа.

Несмотря на то что маркиза де Помпадур вошла в историю как некоронованная королева, игравшая видную роль не только во Франции, но и во всей Европе, направляя внешнюю и внутреннюю политику, вникая во все мелочи государственной жизни, покровительствуя наукам и искусству, вся ее жизнь уместилась в короткой эпитафии:

Из книги Князь Феликс Юсупов. Мемуары автора Юсупов Феликс

ГЛАВА 12 1928-1931 Смерть императрицы Марии Федоровны – Наши краденые вещи проданы в Берлине – Смерть великого князя Николая – Потеря нью-йоркских денег – Кальви – Рисую чудовищ – Матушкин переезд в Булонь – Племянница Биби – Письмо князя Козловского – Двуглавый орел –

Из книги Великие пророчества автора Коровина Елена Анатольевна

Гадание на маркизу Помпадур Свечи догорали. Гадалка, торопясь, открыла последнюю карту и застыла, недоуменно уставясь на худенькую девочку, почти заморыша: «Ну и дела! Да эта худышка со временем станет возлюбленной фавориткой короля!»Мать девочки, Луиза Пуассон,

Из книги Великие женщины мировой истории автора Коровина Елена Анатольевна

Графини-маркизы и оперная певица Образованные аристократы восприняли воздушные шары только в качестве развлечения, к тому же развлечения для богатых, ведь на создание шара, наполнение его теплым воздухом требовались огромные деньги. Неудивительно, что изобретатели

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

Помпадур Маркиза де Настоящее имя - Жанна Антуанетта Пуассон (род. в 1721 г. - ум. в 1764 г.)Фаворитка французского короля Людовика XV, имя которой стало нарицательным в определении королевских любовниц.Первая женщина в Версале с задатками премьер-министра.Франция,

Из книги Казанова автора Морозова Елена Вячеславовна

Из книги Легендарные фаворитки. «Ночные королевы» Европы автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава пятая Маркиза де Помпадур Она была очень умной женщиной, сумевшей удержаться в непростом положении: любовница короля, не отличавшегося постоянством, она чрезвычайно ловко перешла от любви к дружбе, став, в некотором роде, поставщицей наслаждений, которых больше не

Из книги Самые желанные женщины [От Нефертити до Софи Лорен и принцессы Дианы] автора Вульф Виталий Яковлевич

Странная болезнь маркизы де Помпадур Когда королю доложили, что маркиза де Помпадур тяжело заболела, он поначалу не поверил в это. Какое там заболела, ведь он только накануне виделся с нею, и она была, как всегда, весела и разговорчива.Причиной подобного неведения короля

Из книги Власть женщин [От Клеопатры до принцессы Дианы] автора Вульф Виталий Яковлевич

По стопам маркизы де Помпадур Главной заботой мадам дю Барри были не слава и не государственные дела. Она помышляла лишь о том, как бы удержать при себе стареющего короля, а себе продлить связанные с этим развлечения и удовольствия. Стратегия маркизы де Помпадур была

Из книги Лыковы автора Дулькейт Тигрий Георгиевич

Вторая мадам де Помпадур Вернувшийся Наполеон III дал понять Вирджинии, что разлука не остудила его пыла, резвился, словно юноша, а потом отправился передохнуть в Биарриц. По возвращении по-прежнему влюбленный император пригласил графиню в Компьень.Двор был изумлен.

Из книги Улыбка Джоконды: Книга о художниках автора Безелянский Юрий

Маркиза де Помпадур. Сердце короля Говорили, что страной правит не король, а маркиза де Помпадур. Она держала себя так, как будто бы сама была королевской крови: в своих покоях, которые когда-то принадлежали мадам де Монтеспан, всесильной фаворитке Людовика XIV, она

Из книги Жизнеописания прославленных куртизанок разных стран и народов мира автора де Кок Анри

Маркиза де Помпадур Сердце короляГоворили, что страной правит не король, а маркиза де Помпадур. Она держала себя так, как будто бы сама была королевской крови: в своих покоях, которые когда-то принадлежали мадам де Монтеспан, всесильной фаворитке Людовика XIV, она

Из книги Анекдоты и предания о Петре Великом [старая орфография] автора Феоктистов Иван Иванович

Поселок геологов. Открытие мира для Лыковых. Взаимные визиты. Очередная трагедия - смерть трех Лыковых. Смерть Карпа Осиповича. Одиночество Появление людей явилось серьезным, если так можно выразиться, стрессовым событием, особенно для молодых Лыковых. Ладно бы, если бы

Из книги Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя. Том 2 автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Маркизы, фейерверки и… смерть (Константин Сомов)

Из книги автора

Из книги автора

XXXVII. Пос?щеніе маркизы Ментенонъ. Петръ пробылъ въ Париж? 43 дня. За это время онъ пос?тилъ зд?сь все, что казалось ему достойнымъ вниманія. Онъ вставалъ въ 4 часа и ежедневно поутру и посл? об?да отправлялся осматривать Парижъ или его окрестности. Онъ заходилъ въ лавки, къ

Из книги автора

XXXII. Возвращение в Москву. - Последние письма к родным и друзьям. - Разговор с О.М. Бодянским. - Смерть г-жи Хомяковой. - Болезнь Гоголя. - Говенье. - Сожжение рукописей и смерть. Из Одессы Гоголь в последний раз переехал в свое предковское село и провел там в последний раз самую

История жизни
Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур - фаворитка французского короля Людовика XV, играла важную роль в политической и культурной жизни не только Франции, но и Европы. Она покровительствовала наукам и искусствам.
Отец Антуанетты Пуассон был одно время лакеем, потом поставщиком провиантского ведомства, причем неумелым и нечестным. В судьбе Антуанетты принимал большое участие синдик Ленорман де Турнэм. Возможно, он был настоящим ее отцом. Благодаря Ленорману, Жанна-Антуанетта получила отличное образование. Она прекрасно знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, декламировала.
Среди пансионерок будущей маркизы де Помпадур была некая мадам Лебон, гадалка на картах, которая предсказала девятилетней Жанне, что она будет любовницей Людовика XV. Эти слова Жанна никогда не забывала и, когда предсказание сбылось, с благодарностью вспоминала о нем.
Девочка от природы отличалась живым умом. И если самый ожесточенный ее враг, Аржансон, говорил о ней, что она была блондинкой со слишком бледным лицом, несколько полноватой и довольно плохо сложенной, хотя и наделеной грацией и талантами, то другой ее современник, Леруа, обер-егермейстер лесов и парков Версаля, описывал ее с гораздо большей симпатией: среднего роста, стройная, с мягкими непринужденными манерами, элегантная. Лицо безукоризненной овальной формы. Прекрасные, с каштановым отливом волосы, довольно большие глаза, прекрасные длинные ресницы. Прямой, совершенной формы нос, чувственный рот, очень красивые зубы. Чарующий смех. Всегда прекрасный цвет лица, а глаза неопределенного цвета. «В них не было искрящейся живости, свойственной черным глазам, или нежной истомы, свойственной голубым, или благородства, свойственного серым. Их неопределенный цвет, казалось, обещал вам негу страстного соблазна и в то же время оставлял впечатление какой-то смутной тоски в мятущейся душе...»
С холодным расчетом 19-летняя Антуанетта дала согласие на брак с племянником своего покровителя, Ленорманом д’Этиолем. Ее невзрачный супруг был на пять лет старше ее, однако, как наследник главного откупщика, очень богат. При нем она могла вести беззаботную жизнь, и Жанна открыто объявила, что никто на свете не мог бы сбить ее с пути истинного, кроме самого короля...
Она умела с блеском подать себя в высшем свете, и скоро о ней заговорили. Председатель парламента Эно, постоянный участник вечерних приемов у королевы, упоминал о ней, как о прелестнейшей женщине, которую он когда-либо видел. «Она прекрасно чувствует музыку, очень выразительно и вдохновенно поет, наверное, знает не меньше сотни песен. Она также играет в комедиях Этиоля в прекрасном театре, где механическая сцена и смена декораций».
Однако этой молодой и очаровательной даме было мало оставаться в центре внимания великосветского общества, что она в первую очередь связывала с богатством своего мужа. Жанна постаралась обратить на себя внимание короля, который в это время находился под влиянием чар честолюбивой герцогини де Шатору. Она стала постоянно попадаться Людовику на глаза в Сенарском лесу, где он охотился, в наиболее кокетливых и изысканных туалетах: то в небесно-голубом платье и в розовом фаэтоне, то во всем розовом и в небесно-голубой карете - в конце концов ей посчастливилось быть замеченной им, тем более, что король уже что-то слышал о «малютке Этиоль» и она возбудила его любопытство. Однако фаворитка быстро положила конец притязаниям урожденной Жанны Пуассон, просто-напросто запретив ей показываться в местах охоты короля. И только когда мадам де Шатору внезапно скончалась, госпожа д’Этиоль поняла, что путь к сердцу короля свободен.
Во время грандиозного бала-маскарада, который был дан 28 февраля 1745 года в Парижской ратуше по случаю свадьбы дофина с испанской принцессой Марией-Терезией, Жанне представилась возможность приблизиться к королю. Людовик на балу заинтересовался прелестной маской, которая его явно поддразнивала. По его просьбе незнакомка открыла лицо. Она явно намеренно уронила свой платок, король тотчас бросился его поднимать, возвратил ей, и это было началом их любовной связи, которую они поддерживали через доверенного камердинера Людовика Бине.
В начале апреля госпожа д’Этиоль появилась в Версале на представлении итальянской комедии в ложе, находившейся у сцены совсем рядом с ложей короля, и когда Людовик приказал подать ему ужин прямо в кабинет, весь двор не сомневался, что единственной его сотрапезницей будет «малютка Этиоль». Здесь же она отдалась ему, однако после этого свидания интерес Людовика к ней уменьшился. Король сказал Бине, что госпожа д’Этиоль ему очень понравилась, но ему показалось, что ею во многом двигало честолюбие и корыстный интерес. Камердинер же стал уверять короля, что Жанна без памяти влюблена в него, но она в отчаянье, так как разрывается между любовью к королю и долгом перед мужем, который полон подозрений и боготворит ее.
При следующем свидании с Людовиком госпожа д’Этиоль повела себя осторожнее и выступила в роли всего лишь очаровательной и добродетельной женщины, которую король хотел в ней видеть. Словно в хорошо разыгранном спектакле она с ужасом рассказывала об ожидавшей ее мести мужа и сумела убедить Людовика оставить ее в Версале. Таким образом, ей удалось заложить основы своего влияния на короля, пресыщенного любовными интрижками и напрасно пытавшегося развеять скуку в обществе своей супруги. Ей также без особых трудов удалось убрать из Парижа своего мужа: в качестве компаньона своего дяди он был направлен его представителем в провинцию.
Точно так же ей сразу посчастливилось упрочить покровительство короля и нейтрализовать интриги со стороны наследников. Вскоре повелитель объявил ей, что произведет ее в официальные фаворитки, как только вернется с театра военных действий во Фландрии.
Пока в Версале готовили апартаменты для преемницы де Шатору, Жанна оставалась в Этиоле. Король часто писал ей нежные письма, обычно заканчивавшиеся словами «Любящий и преданный», и она тотчас отвечала в том же духе, а аббат де Берни придавал им законченный вид с точки зрения стилистики и остроумия. Наконец в одном из писем она прочитала: «Маркизе де Помпадур». Итак, он издал указ о присвоении ей этого титула, ранее принадлежавшего одному угасшему роду из Лимузена.
14 сентября 1745 года состоялось ее представление при дворе. Людовик выглядел весьма смущенным, то краснел, то бледнел. Королева, уже давно привыкшая к подобным унижениям со стороны своего супруга, восприняла появление новой фаворитки значительно дружелюбнее, чем ожидалось. Только дофин что-то процедил сквозь зубы.
Однако положение маркизы при дворе было не таким уж и устойчивым. До сих пор король выбирал себе фавориток из высших слоев общества. Урожденная Пуассон нарушила это правило. За ней следили тысячи враждебных глаз, и тысячи злых языков тотчас приходили в движение при малейшей забывчивости, при самых незначительных погрешностях в этикете, при ошибках в придворном языке этой Гризетки, как презрительно называли новоиспеченную маркизу у нее за спиной.
В первую очередь Жанне, естественно, надо было подумать о том, как в этой чреватой непредвиденными опасностями ситуации добиться полной поддержки короля, чтобы упрочить свое положение. Это была самая трудная и чрезвычайно важная задача.
Из всех любовниц Людовика только маркиза де Помпадур обладала способностью развеять его скуку. Она старалась каждый раз быть по-новому привлекательной и каждый раз придумывала для него новые развлечения. Она пела и играла специально для него или рассказывала со свойственной только ей пикантностью новые анекдоты. А когда какой-нибудь министр надоедал ему докладами, что, естественно, раздражало короля, она старалась побыстрее выпроводить докладчика. Например, если это был Морепа: «В вашем присутствии король прямо желтеет. Прощайте, господин Морепа!»
Она гуляла с Людовиком по роскошным садам летних замков и постоянно сопровождала его из Версаля в Кресси, а оттуда в Ла Сель, а оттуда в Бельвю, а потом в Компьен и Фонтебло. На Святой неделе она развлекала его концертами духовной музыки и литургиями, в которых участвовала сама. А когда она играла на сцене в театре Этиоля или Шантемерле у госпожи де Вильмур, ей удалось пленить Людовика своим исполнительским искусством, и она даже создала в Версале в одной из примыкавших к Медальонному кабинету галерей небольшой театр, названный «Камерным театром».
Со временем ее положение упрочилось настолько, что она со снисходительным высокомерием стала принимать у себя министров и послов. Теперь она жила в Версале, в апартаментах, принадлежавших когда-то могущественной фаворитке Людовика XIV маркизе де Монтеспан. В комнате маркизы де Помпадур, где она принимала посетителей, было только одно кресло - все должны были стоять в присутствии сидящей фаворитки.
Ложа мадам де Помпадур в театре вплотную примыкала к ложе короля, где они время от времени запирались. Мессу в капелле Версаля она слушала на специально для нее устроенной трибуне на балконе ризницы, где она появлялась одна во время больших праздников. Ее быт был обставлен с небывалой роскошью. Молодой дворянин из старинного рода нес ее шлейф, по ее знаку подставлял ей кресло, ждал ее выхода в прихожей. Она добилась награждения своего гофмейстера Коллена орденом Святого Людовика. На ее карете красовался герцогский герб. Прах своей матери она распорядилась перевезти в купленный ею у семьи Креки склеп в монастыре Капуцинов на Вандомской площади и затем построила там роскошный мавзолей. И, естественно, она в пределах своего могущества постоянно заботилась о своей семье.
Однако маркиза не забывала и себя. Она владела таким огромным недвижимым имуществом, которым ни до нее, ни после нее во Франции не владела ни одна королевская фаворитка. Она купила поместье Кресси в Дре за 650 тысяч ливров, выстроила здесь роскошный замок - строительство было вообще ее коньком, - а также заново обустроила огромный парк. Она купила Монретон, однако тотчас выгодно перепродала его, купила Сель в миле от Версаля по дороге в Марли (небольшой замок - в противоположность помпезному Кресси) и здесь тоже перестроила в соответствии со своими вкусами все то, что ей не понравилось. Недалеко от небольшого Версальского парка она построила уединенный домик с персидскими занавесями, расписными панелями, большим садом с кустами роз, в центре которого возвышался храм со статуей Адониса из белого мрамора. Такой же домик она построила в Фонтебло и в Компьене, а в Версале возвела отель, по специальному коридору из него можно было пройти прямо в замок. В Париже, в отеле Понштрен, где обычно останавливались послы высшего ранга, ей принадлежали роскошные апартаменты. За 700000 ливров она купила находившийся в квартале Сен-Оноре отель графа д’Эвре, где полностью перестроила первый этаж. Каждое такое мероприятие само по себе требовало огромных денег.
Как чудо вырос на песчаниках прекрасный замок Бельвю. 2 декабря 1750 года в декорированном в китайском стиле маленьком театре был показан балет «Амур-архитектор». На сцене можно было увидеть парящую в воздухе гору Лафонтена, на нее спускался замок фаворитки, а с улицы на сцену въезжала повозка с закрытым коробом, который опрокидывался, и из него высыпались хорошенькие женщины, это были балерины...
Однако всех этих дворцов маркизе было мало. Она взяла в аренду у герцога де Лавальера его дом в Шам, у герцога де Жевра - его поместье в Сент-Уэне, купила Менар, Бабиоль, владение Севр и землю в Лимузене. И в королевских замках она также многое меняла в соответствии со своим вкусом. Это было основной заботой и развлечением госпожи де Помпадур - постоянно и с большой выдумкой заниматься перестройкой, так что для скучавшего короля все совершенное ею было развлечением и походило на постоянные сюрпризы из шкатулки.
В своем доме и в королевских покоях волшебница Жанна переносила Людовика в мир великолепной архитектуры, причудливых дворцов, под своды аллей столетних деревьев, где, впрочем, все было обустроено в соответствии со здравым смыслом, и каждый дом нес на себе отпечаток модной пасторали. Сады Помпадур, далекие от обычной помпезности, представляли собой живописный мир из заросших жасмином и миртом уютных беседок, клумб с розами, статуй Амуров в самых неожиданных местах, полей нарциссов, гвоздик, фиалок, тубероз... В этих чудных декорациях король снова начинал чувствовать вкус к жизни. Маркиза вновь и вновь покоряла его своей способностью представать перед ним всякий раз новой и неожиданной. В этом ей помогали изысканные макияжи и костюмы, целый калейдоскоп костюмов! То она переодевалась в костюм султанши с картин Ванлоо, то являлась в костюме крестьянки.
Специально для короля она придумала еще один необыкновенный костюм, он был назван «неглиже а ля Помпадур»: что-то вроде турецкого жилета, который облегал шею, застегивался на пуговицы на предплечье и облегал спину до бедер. В нем маркиза могла показать все то, что хотела, и лишь намекнуть на все, что желала скрыть.
Свою жизнь при дворе Жанна называла постоянной борьбой против врагов, и она вряд ли могла надеяться, что когда-нибудь для нее наступят мир и покой. И в то же время она должна была всегда выглядеть жизнерадостной и беззаботной в присутствии короля и придворных. Фаворитка изматывалась в постоянной борьбе за сохранение своего влияния и своей власти. В угоду честолюбию приносилось хрупкое здоровье. Маркиза употребляла всевозможные средства, чтобы в глазах Людовика ее уже несколько поблекшие молодость и красота выглядели все так же привлекательно. Ей приходилось прибегать к различным ухищрениям, чтобы по-прежнему возбуждать чувственность короля.
Но в конце концов Жанна пришла к разумному выводу, что не должна мешать Людовику заводить новых любовниц. Будет лучше, если она останется просто его другом и будет держать под контролем его мимолетные увлечения. И постоянно следить за ним. Так ей скорее удастся не пропустить появления опасной его привязанности к женщине, превосходящей ее умом и красотой. И первую из этих девочек она привела сама. Это была малышка Марфи, чей портрет кисти Буше всем известен.
Утратив власть над сердцем короля, маркиза попыталась подобраться к высшей власти с другой стороны. Так как король поощрял культурную жизнь государства, она старалась окружить себя поэтами, учеными и философами. Вне конкуренции среди них был Вольтер, старый друг маркизы и д’Этиоля. Маркиза оказывала ему явное предпочтение, сделала его академиком, главным историком Франции, главным камергером. В свою очередь он написал для придворных праздников «Наваррскую принцессу», «Храм Славы», посвятил маркизе «Танкреда» и прославил ее в стихах и прозе. «Помпадур, вы украшаете своей особой двор, Парнасс и остров Гетер!» - восклицал он с восхищением и благодарностью, а когда она безвременно умерла, он написал Сидевилю: «Я глубоко потрясен кончиной госпожи де Помпадур. Я многим обязан ей, я оплакиваю ее. Какая ирония судьбы, что старик, который только и может, что пачкать бумагу и едва в состоянии передвигаться, еще жив, а прелестная женщина умирает в 40 лет в расцвете самой чудесной в мире славы...»
Она сделала немало и для Руссо, особенно тогда, когда тот не мог защитить свои собственные интересы. Она поставила на сцене его «Сибирского прорицателя» и имела большой успех в мужской роли Колпена. Однако Жан-Жак считал ее недостаточно внимательной к нему, так как он не был представлен королю и не получал пенсию. Зато маркиза устроила пенсию для старого Кребильона, когда-то дававшего ей уроки декламации, который теперь был беден и всеми покинут. Маркиза поставила его пьесу «Кателина», способствовала монументальному изданию в королевской типографии его трагедий, а после смерти Кребильона - строительству для него мавзолея.
Ее друзьями были Бюффон, которому она завещала своих зверей - обезьянку, собаку и попугая, - и Монтескье, хотя и не в такой степени, как Мармонтель. Последний добился милости маркизы, сочинив стихотворение в честь создания ею Военного училища, она же сделала его академиком. Маркиза также помогла обоим энциклопедистам - д’Аламберу (для него она выхлопотала пенсию) и Дидро, которого она неоднократно призывала к умеренности и осторожности.
С именем Помпадур связаны и другие не менее славные деяния. Она основала знаменитые севрские фарфоровые фабрики. Желая создать серьезную конкуренцию знаменитому и дорогостоящему саксонскому фарфору, Помпадур перевела фабрики из Венсенна в Севр, неутомимо занималась экспериментами, приглашала искусных ремесленников и талантливых художников, скульпторов, устраивала выставки в Версале и во всеуслышание объявляла: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны». Прекрасные нежные розы, ее любимый цветок, который она сажала, где только могла, со временем были названы «розами Помпадур».
Почти 20 лет продержалась маркиза у трона, хотя ее положению часто грозили опасности. Она не была жизнерадостным человеком, хотя и хотела казаться им. На самом же деле Помпадур обладала холодным рассудком, честолюбивым характером и к тому же железной волей, что удивительным образом сочеталось с ее слабым, уставшим от тяжелого недуга телом... «Чем старше я становлюсь, - писала она в одном из своих писем брату, - тем более философское направление принимают мои мысли... За исключением счастья находиться с королем, что, конечно же, радует меня больше всего, все остальное только переплетение злобы и низости, ведущее ко всяким несчастьям, что свойственно людям вообще. Прекрасный сюжет для размышлений, особенно для такой, как я». И еще она писала: «Где бы ни встретили вы людей, вы обязательно найдете у них фальшивость и любые возможные пороки. Жить в одиночестве было бы слишком скучно, поэтому приходится принимать их такими, какие они есть, и делать вид, как будто не замечаешь этого...»
В последующие годы ей больше не приходилось обольщаться чувствами короля к ней. Маркиза знала, что была для него теперь всего лишь снисходительным и преданным другом, а не возлюбленной. Он держал ее при себе по привычке и из жалости. Он знал, как она впечатлительна и ранима, и опасался, что, если он распрощается с ней, она способна в отчаянии наложить на себя руки. «Я боюсь, дорогая, - сказал как-то Шуазель своей камеристке, - что меланхолия овладеет ею, и она умрет от печали».
В одной из поездок в Шуазель она упала в обморок, однако нашла в себе силы поправиться, вопреки ожиданиям окружающих. Затем наступил рецидив, и надежды больше не стало. Людовик приказал перевезти ее в Версаль, хотя до сих пор, как писал Лакретель, только принцам разрешалось умирать в королевском дворце. Однако маркиза сохраняла свое могущество даже с уже похолодевшими руками. После ее смерти в столе у нее нашли всего 37 луидоров. Финансовое положение женщины, которую народ обвинял в том, что она перевела за рубеж значительные суммы, было таким тяжелым, что, когда она заболела, ее управляющий был вынужден взять в долг 70000 ливров.
Время господства маркизы де Помпадур в течение 20 лет стоило Франции 36 миллионов франков. Ее увлечение строительством, многочисленные приобретения, драгоценные камни, произведения искусства, мебель требовали значительных затрат. Однако ее содержание, обходившееся вначале в 24000 ливров в месяц, к 1760 году уменьшилось в восемь раз, и уже в 1750 году она не получала от короля богатых подарков. Иногда ей удавалось выкрутиться за счет карточных выигрышей и продажи драгоценностей. Ее единственным наследником был брат. В завещании были также упомянуты ее многочисленные друзья и слуги. Королю она оставила свой парижский отель и свою коллекцию камней.
Маркиза умерла в 43 года. Однако остается только удивляться, что при такой тревожной жизни она протянула так долго. В ранней юности у нее нашли туберкулез легких, и она должна была придерживаться предписанного ей лечения молоком.
Указ строго запрещал оставлять тела усопших в королевском замке. Ничего не должно было напоминать о конце человеческой жизни. Едва остывшее тело женщины, еще недавно видевшей у своих ног всю Францию, пронесли почти обнаженным по переходам замка и улицам Версаля и оставили до погребения в специально выбранном для этого доме. Король, как всегда, хорошо владел собой и не показывал свои истинные чувства, однако было видно, что он глубоко скорбит.
В день похорон разразилась страшная буря. В 6 часов вечера траурный кортеж свернул на большую дорогу к Парижу. Король в задумчивости и с грустным выражением лица наблюдал за ним с балкона своей комнаты и, несмотря на дождь и ветер, оставался там до тех пор, пока траурная процессия не скрылась из виду. Затем он вернулся к себе, слезы катились у него по щекам, и, рыдая, он воскликнул: «Ах, это единственная честь, которую я мог ей оказать!»
Если в чем-либо влияние маркизы де Помпадур зачастую можно оспаривать, то уж в области искусства, художественных ремесел и моды ее превосходство было неоспоримым, и с полным основанием говорят, что грациозность и вкус, свойственные всем без исключения произведениям ее времени, являются плодом ее влияния и что она по праву может считаться крестной матерью и королевой Рококо.

Она склонила короля к союзу с Австрией , противоречившему традиционной политике Франции. Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля . По её желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, несмотря на его дурную репутацию, назначив его маршалом Франции . При ней министр финансов Машо пытался реформировать распределение налогов. Кенэ излагал ей основы своей теории.

Была знакома со многими выдающимися писателями своего времени. Её друзьями были Дюкло и Мармонтель . Старого Кребийона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и «Энциклопедию ». Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над её мещанскими манерами. Известно, что Руссо был одним из немногих интеллектуалов того времени, не входивших в круг её знакомств.

Расточительство за счёт королевской казны

Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили дорого. За двадцать лет при дворе она потратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9 359 франков . Её именем называли обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она создавала моду своим умением роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Из всех королевских любовниц Помпадур считается самой блестящей, талантливой и безнравственной. Тем не менее, по отзывам современников, Людовик принял известие о её смерти равнодушно.

См. также

Примечания

Литература

  • Malassis, «Pompadour. Correspondance» (П., 1878);
  • «Lettres» (1753-62, П., 1814);
  • Мемуары Морепа, Шуазеля, Мармонтеля, д’Аржансона, Дюкло;
  • M-me du Hausset, «Mémoires History of the marchioness of Pompadour» (Л., 1758);
  • Soulavie, «Mémoires historiques et anecdotes de la cour de France pendant la faveur de M-me P.» (П., 1802);
  • Lessac de Meihan, «Portraits et caractères»;
  • Capefigue, «M-me de Pompadour» (П., 1858);
  • Carné, «Le gouvernement de M-me de P.» («Revue de Deux Mondes», 1859, 16 janvier);
  • E. et J. Concourt, «Les maîtresses de Louis XV» (Пар., 1861);
  • Bonhomme, «Madame de Pompadour général d’armée» (Пар., 1880);
  • Campardon , «M-me de P. et la cour de Louis XV» (Пар., 1867);
  • Pawlowski, «La marquise de P.» (1888);
  • Sainte-Beuve, «La marquise de P.».
  • Эвелин Левер, «Мадам де Помпадур». М.: «Терра-Книжный клуб», «Палмпсест», 2009. Перевод с французского В. Е. Климанова.
  • Так же ей посвящена одна из серий сериала Доктор кто

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 декабря
  • Родившиеся в 1721 году
  • Умершие 15 апреля
  • Умершие в 1764 году
  • Стилистически некорректные статьи ЭСБЕ
  • Маркизы Франции
  • Персоналии:Франция
  • История XVIII века
  • Фаворитки монархов Франции
  • Женщины XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Маркиза де Помпадур" в других словарях:

    Антуанетта (маркиза де Помпадур, Pompadour; урожденная Пуассон, Poisson; в замужестве Ленорман д Этиоль) (29 декабря 1721, Париж 15 апреля 1764, Версаль), фаворитка французского короля Людовика XV Бурбона (см. ЛЮДОВИК XV Бурбон), оказывавшая… … Энциклопедический словарь

    Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. Ок. 1750. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Маркиза де Помпадур (Жанна Антуанетта Пуассон, фр. Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour, 29 декабря 1721 15 апреля 1764) с 1745 года… … Википедия

    Помпадур - администратор самодур. По имени маркизы Помпадур. Слово впервые появилось в сочинении М. Е. Салтыкова Щедрина «Помпадуры и помпадурши». Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour (1721–1764)… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

    - (фр., от фамилии знаменитой фаворитки французск. короля Людовика XV го), 1) сатирическое название губернатора и вообще самодурствующего администратора в России. Помпадурша фаворитка губернатора. 2) легкий, элегантный рабочий мешок у дам. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    маркиза - ы, ж. marquise f. 1. Жена или дочь маркиза. БАС 1. Семнадцатилетняя Маркиза, Полина, была прекрасна, любезна и добродетельна. ММ 4 118. Домом заведует жена, маркиза Тереза, женщина умная, энергическая. Григорович Корабль Ретвизан. || перен. Во… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

От dok_zlo .


Маркиза де Помпадур (marquise de Pompadour), имя при рождении Жанна-Антуанетта Пуассон,(Jeanne-Antoinette Poisson), легендарная официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV...

Главным успехом и тайной Жанны Антуанетты Пуассон, которую король Франции Людовик XV сделал маркизой де Помпадур, стало ее удивительное и на первый взгляд необъяснимое “долголетие” при дворе.

Ведь фаворитки век недолог - за стремительным взлетом обычно следовало столь же скорое забвение. А маркиза де Помпадур двадцать лет не покидала Версаля, до самой смерти оставаясь ближайшим другом и советчиком короля. Фаворитка Людовика XV вошла в историю как некоронованная королева Франции.

Маркиза де Помпадур по праву считается одной из самых известных женщин в истории. Что же удерживало непостоянного, ветреного Людовика возле этой женщины?

Уроки любви от маркизы де Помпадур



Верьте в мечту

Жанна с детства знала, что ее полюбит не кто-нибудь, а король Франции. Так предсказала ей гадалка. Что должна была подумать девочка, чьи родственники были всего лишь буржуа? С фамилией Poisson, что в переводе с французского означает «рыба», да еще и без заветной приставки «де», в королевском окружении делать было попросту нечего. Но Жанна поверила в предсказание. Получив великолепное образование, научившись всем премудростям светского обращения и выйдя замуж за влюбленного в нее дворянина, мадам д’Этиоль была готова к покорению главной вершины в своей жизни.

Поэтому: верьте в свою звезду. Все в ваших руках, опускать их никак нельзя.

Первая скрипка

В Европе ни для кого не было секретом, что король Людовик глуповат. Жанна дЭтиоль, уже получившая титул маркизы де Помпадур, очень быстро поняла, что Людовик вовсе не прочь взвалить на нее ношу государственного управления. Он доверял своей любовнице больше, чем самому себе. При этом король был страшно самолюбив. Те министры, которые действовали в обход королевской «воли», быстро оказывались в опале. Помпадур это хорошо осознавала, поэтому, принимая свое решение, всегда озвучивала именно «волю короля». Ну и не забывала шепнуть Людовику, сколь он гениален и прозорлив.

Поэтому: даже если вы — великий стратег и Наполеон в юбке, не забудьте сказать мужчине, что именно он принял судьбоносное решение. Есть такая пословица «Мужчина — голова, а женщина — шея», но вертеть головой следует с умом.

Шарм важнее красоты

Современники в один голос говорили, что наружность Жанны Помпадур — самая заурядная. Но Жанна с юных лет училась очаровывать. Она знала, как и что следует произносить, как преподнести себя в беседе, в танце, даже за обеденным столом. Она, как никто, умела подбирать ткани для платьев, банты, рюши и драгоценности для декорирования своей внешности. Она четко знала, что ей идет, а что — нет.

Поэтому: стоит тщательно изучить свои сильные и слабые стороны, чтобы замаскировать недостатки и подчеркнуть достоинства. Для этого нужно перестать льстить себе и себя успокаивать и попытаться быть объективной. Шарм неуловим, но он гораздо важнее красоты.

«Вас много — а Жанна одна»

Звучит парадоксально, но мадам де Помпадур не была страстной любовницей.
Видя, что Жанна не слишком горяча, Людовик не стал настаивать — она была дорога ему и без того. Правда, он принялся искать себе мимолетных любовниц — хорошеньких глупых женщин, задачей которых было развлекать монарха в постели, но не больше. Некоторые из них пытались вытеснить Жанну из королевского сердца, но не тут-то было.

Поэтому: есть вещи, которые не менее важны, чем сексуальная гармония. Доверие, дружба, простое человеческое общение и теплота в отношениях — именно это давала Жанна своему королю. Одна из любовниц Людовика однажды в разговоре с ним назвала Жанну «старухой». Король тут же отвернулся от нее: «Вас много, а Жанна — одна».

Будьте всегда разной!

Помпадур, зная, что ее друг подвержен меланхолии, старалась его развлечь — она каждый день рассказывала ему что-нибудь занимательное. Как правило, это были очередные парижские сплетни или «криминальная хроника». Она любила угощать его интересными блюдами — у Помпадур был самый искусный повар. Каждый раз, встречаясь с королем, она наряжалась в новый наряд один краше другого. Более того, она устраивала для Людовика настоящее «шоу одного актера»: пела, танцевала, декламировала стихи — лишь бы король не впал в тоску.

Ничто не убивает любовь так, как обыденность и монотонность Маркиза де Помпадур покровительствовала художникам, на равных общалась с Вольтером, вела важнейшие переговоры и фактически правила Францией на протяжении восемнадцати лет. Быть разной — значит быть многогранной. Меняйтесь, учитесь чему-то новому. Развивайтесь и будьте интересны прежде всего самой себе — и тогда вы совершенно точно никогда не останетесь в одиночестве.

>Секреты любви маркизы де Помпадур

Секрет ароматный. Во время свидания с Людовиком XV фирменные духи мадам Помпадур, приготовленные ею самою, делали свое дело. Она смешивала несколько капель пота короля со всевозможными ароматами цветов. Спустя много лет ученые доказали, что запах собственного тела самый приятный для человека.
Секрет кулинарный . Любовница короля изобрела рецепт риссолей — маленьких пирожков, жаренных во фритюре и похожих на пончики, с начинкой из сальпикона — фарша, нарезанного маленькими кусочками. Чтобы поддерживать любовный пыл короля, сама мадам Помпадур готовила ему напиток из шоколада с амброй, а для пробуждения фантазии — причудливые блюда из нежных прелестей барашка. А сама перед свиданием с Людовиком XV выпивала большую чашку шоколада с сельдереем.
Секрет стратегический. Любовные утехи короля с молоденькими, но обязательно глупенькими девушками она устраивала сама. Они были нужны на ночь, не больше, а удовлетворенный король возвращался вновь к мадам Помпадур. Только такая женщина могла говорить с ним и о самых незначительных делах, и давать дельные советы в самых сложных ситуациях.

Высказывания Маркизы де Помпадур

Любовь - это страсть мужчин…
Амбиции большинства женщин состоят в том, чтобы нравится…
Смерть одного человека часто меняет судьбу других…
Сердце мужчины имеет большие ресурсы…
После нас хоть потоп…
Нужно быть очень способной, чтобы суметь влюбить в себя…
Счастливы те, кто не любит…
Политика - не хороша для женщин, ибо умные мысли приходят лишь с возрастом…
Любовь - это удовольствие на один сезон, дружба - на всю жизнь…
Грусть утомляет и способствует старению…
Легче сделать вид, чем изменить свою суть…Красивая женщина боится окончания молодости больше, чем смерти…
Нужно самому иметь достоинства, чтобы разглядеть их в других…
Надо иметь ум, чтобы делать добро, дураки на это не способны…
Искусство политика состоит в том, чтобы соврать в подходящий момент…
Если Вы хотите иметь безукоризненных друзей, ищите их среди ангелов…
Ежь бы отказался от своих колючек, если бы у волка не стало зубов…
Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать.…
Политика и война - это не для красивых женщин…
Даже женщины могут быть правы и давать хорошие советы…
Великие не должны совершать маленьких ошибок…
Не сожалейте о мертвых, сожалейте о тех, кто остался жив…
Смерть - это освобождение…

Помпадур умерла в 43 года. Однако остается только удивляться, что при такой тревожной жизни она протянула так долго. В ранней юности у нее нашли туберкулез легких.

Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: “Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!” За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.

Которая на протяжении 20 лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам.

Маркиза де Помпадур
marquise de Pompadour
Имя при рождении Жанна-Антуанетта Пуассон
Дата рождения 29 декабря (1721-12-29 ) […]
Место рождения Париж , Франция
Дата смерти 15 апреля (1764-04-15 ) […] (42 года)
Место смерти Париж , Франция
Страна
Род деятельности хозяйка литературного салона , политик
Отец Франсуа Пуассон
Мать Мадлен де ла Мотт
Супруг Charles Guillaume Le Normant d"Étiolles [d]
Дети Александрина-Жанна д’Этьоль
Маркиза де Помпадур на Викискладе

Детство

Происходила из семьи финансистов, фактически из третьего сословия . Её отец, Франсуа Пуассон, спекулировал на чёрном рынке , но в 1725 году разорился и бежал из Франции, оставив жену и детей на попечение синдика Ленормана де Турнема . Благодаря этому человеку девочка получила образование, подобающее жене аристократа: она знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, декламировала.

В ночь с 25 на 26 февраля 1745 года в Зеркальной галерее был дан тисовый бал по случаю бракосочетания дофина . Придворные надели костюмы тисовых деревьев, сам король явился в маске, Жанна-Антуанетта прибыла в костюме богини охоты . Уже тогда обратили внимание, что король не желает общаться ни с кем, кроме прекрасной незнакомки. Через три дня они вновь встретились на балу в столичной ратуше .

Вскоре мадам д’Этиоль заняла вакантное место официальной фаворитки . В Версале в её распоряжение были предоставлены несколько комнат, расположенных прямо над королевскими покоями и соединённых с ними потайной лестницей. В июле король подарил ей усадьбу Помпадур в области Лимузен вместе с титулом маркизы . После получения доходной синекуры муж дал ей развод.

Через год король преподнёс своей подруге участок Версальского парка площадью в 6 гектар, где был возведён скромный «эрмитаж». Ещё через 2 года маркиза приобрела неподалёку усадебный дом Ла-Сель . К её услугам был целый штат фрейлин . По отношению к королеве Марии Лещинской она вела себя подчёркнуто уважительно. Королева была на 7 лет старше супруга, глубоко религиозна и после рождения 10-го ребёнка заявила любвеобильному Людовику, что больше не намерена делить с ним ложе .

Положение при дворе

Историки XIX века, отказывавшие в талантах Бурбонам предреволюционных десятилетий, описывали Людовика как развратного, ленивого и никчёмного правителя, вместо которого страной правила энергичная мадам Помпадур. Около 1750 года маркиза по совету медиков перестала проводить ночи в спальне короля. С тех пор их связь носила платонический характер (подобно отношениям престарелого Людовика XIV с маркизой де Ментенон). Она переехала из чердачных апартаментов в более просторные и заняла в столице роскошный отель д’Эврё . За продвижением по службе по-прежнему приходилось обращаться к ней лично. Маркиза ведала всеми придворными приёмами и увеселениями, лично подбирала для короля юных любовниц, для встреч с которыми был выделен т. н. Олений парк .

Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили достаточно дорого. За двадцать лет при дворе она истратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9359 франков . Она обожала шампанское и регулярно заказывала себе суп из трюфелей и сельдерея , вымоченного в ароматизированном шоколаде . Её именем называли высокую причёску с валиком , обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она задавала всей Европе моду своим умением выглядеть роскошно и вместе с тем как бы непринуждённо.

Участие в государственных делах

Внешняя политика Франции в середине XVIII века привела к ухудшению её положения на международной арене, однако винить в этом следует не столько Маркизу, сколько отсутствие государственных талантов у высшей аристократии . Маркиза удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля , а тот склонил короля к союзу с Австрией , что означало пересмотр вековых принципов европейской внешней политики.

Разгоревшаяся вскоре затем Семилетняя война складывалась для Франции неудачно, причём общественное мнение винило в этом не прогнившее общественное устройство, а маркизу де Помпадур. Известно, что она выдвинула в командующие герцога Ришельё , несмотря на его дурную репутацию. Известия о поражениях на полях сражений усиливали её меланхолию . Вскоре по окончании войны она умерла, предположительно от рака лёгкого . Одним из последних её деяний был пересмотр дела Жана Каласа , на котором настаивал Вольтер .

По отзывам современников, Людовик со временем настолько отдалился от Жанны-Антуанетты, что принял известие о смерти «драгоценной подруги» вполне равнодушно. Ей было всего 42 года. Прощание с маркизой состоялась в её версальском особняке . Её похоронили рядом с матерью и дочкой в склепе монастыря капуцинок, который находился на месте Вандомской площади .

Покровительство искусствам

Любимым стилем мадам де Помпадур был рококо . Она покровительствовала Франсуа Буше и другим представителям этого направления - живописцам, скульпторам, краснодеревщикам. Её брат маркиз де Мариньи ведал всеми строительными работами, которые велись за казённый счёт. Под его руководством созданы ансамбли площади Людовика XV и военной школы на Марсовом поле, Малый Трианон , новое крыло резиденции в Фонтенбло , перестроен почти весь Компьенский дворец . Маркиза и сама вела большие строительные работы в различных имениях и усадьбах, включая дворец Бельвю .

Король Людовик был равнодушен к литературе, но сама маркиза знала в ней толк. В её ближний круг входили писатели Дюкло и Мармонтель . Старого Кребийона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Она заступалась за энциклопедистов и за «Энциклопедию ».

Вольтер искренне восхищался ею, хотя в то же время и подсмеивался над её мещанскими манерами.