Интимная жизнь Ленина: парижская измена и брак без наследников. Арманд инесса федоровна

Давайте вспомним, дорогие подписчики, женщин, судьба которых оказалась тесно связанной с именем, известным всему человечеству – с именем Ленина. Имя это до сих пор будоражит человечество: одни считают его святым, другие – дьяволом. Поэтому, безусловно, интересно, какими были женщины, которых любил вождь мирового пролетариата, какой была его интимная жизнь.
Два имени остались в истории: Надежда Крупская и Инесса Арманд. Обе – боевые подруги. Первая была женой, вторая – возлюбленной.
Первая встреча.
Встреча Надежды Крупской и Владимира Ульянова произошла в Петербурге в 1893 году.

Общественно-политическая деятельность в местной нелегальной партийной группе, где Надежда Крупская уже была одной из активных участниц, сблизила молодых людей. Через пять лет в ссылке, в Шушенском, они поженились. Инесса Арманд и Владимир Ульянов в первый раз встретились в 1909 году в

Париже. Инесса пришла в восторг от него. Бездетному браку Ленина и Крупской было уже 11 лет. Инессе был 31 год, она пережила двоих мужей и имела пятерых детей.
Крупская и Арманд были абсолютной противоположностью друг другу. Общим было только одно – страстное желание участвовать в революционном движении.
Характер.
Характер у Надежды Константиновны был уравновешенный и покладистый. Холодная, неэмоциональная, скромная, она всегда была готова помочь мужу в партийных делах, делала всю черную работу. Современники справедливо отмечали высокий уровень ее интеллекта, образованности и цепкости. Замечательный личный секретарь-референт, сказали бы сейчас.
Инесса, наоборот, отличалась порывистостью характера, повышенной эмоциональностью. Вся ее жизнь этому доказательство.Инесса Арманд была дочерью французских актеров. В пятнадцать лет вместе с сестрой она приехала в Россию к своей тете, которая давала уроки музыки и французского языка в богатой семье Арманд. Глава семьи Евгений Евгеньевич Арманд был очень богатым человеком: владельцем лесов, поместий, доходных домов в Москве, фабрик в Пушкино. У Евгения Евгеньевича было два сына: Александр и Владимир. Хорошенькая Инесса вскоре вышла замуж за Александра. Темпераментная француженка родила четверых детей. А затем начался роман с собственным деверем – Владимиром. Они страстно полюбили друг друга. Инесса покидает Александра Арманда и поселяется с новым мужем Владимиром и своимичетырьмя(!) детьми. Вскоре у них появился еще один ребенок — сын Владимир. Судьба Владимира-старшего сложилась трагически: увлеченный революционным порывом Инессы, он постоянно находился то в ссылке, то в тюрьме, то в эмиграции. Здоровье было подорвано. Владимир умирает. Инесса переехала в Париж, где хотела «поближе познакомиться с французской социалистической партией». Не правда, ли бурная биография?
Соответствие взглядов.
Надежда Константиновна была согласна с мужем во всем. Инесса же вступала в дискуссии с Лениным по многим вопросам, в которых демонстрировала свои более радикальные взгляды, в особенности по вопросу свободной любви. Инесса говорила, что физическое влечение часто не связано с сердечной любовью.
Внешность.
Н. К. Крупская, мягко говоря, была далеко не красавицей. Дело в том, что ее серьезно мучила так называемая базедова болезнь. Признаки болезни: пучеглазие, повышенная возбудимость, сердцебиение, потливость. Причем, у Н. К. Крупской это заболевание развилось в очень тяжелой форме, ей пришлось перенести несколько операций. Партийные клички, которыми награждали Крупскую соратники по борьбе, более, чем красноречивы: «Минога», «Рыба» (!) и др.
Из ответа на письмо, присланное в редакцию молодежной газеты:
«Дорогая Катя, ты не должна отчаиваться. Вот Надежда Константиновна уж на что мордоворот была, а какого парня отхватила!»
Инесса Арманд была признанной красавицей. Глубокие выразительные глаза, роскошные волосы, точеная фигура, приятный голос, хорошие манеры. Она пользовалась безусловным успехом у мужчин. Не устоял и Ильич.
Хозяйственность.
Крупская не умела и не любила вести домашнее хозяйство. Готовила неважно, муж был покладистым: “довольно покорно ел все, что дадут”. Приготовление пищи Крупская называла “мурой”. Отношение к уюту было весьма прохладным. Когда они с Лениным проживали за рубежом, Надежда Константиновна так описывала свое жилище: “Комната наша была чиста, освещена электричеством…, но убирать ее нужно было самим, и сапоги чистить тоже самим”.
По воспоминаниям современников Инесса Арманд была очень хорошей хозяйкой. Будучи замужем за Александром, а позже за Владимиром Армандами, она смогла организовать уютный дом. Чем же еще объяснить, что оба родных брата были от нее без ума?
Сексуальность .
Почему у вождя и его супруги так и не родились дети? Сама Крупская пишет о том, что ее донимала какая-то “женская болезнь ”, требовавшая “упорного лечения”. Видимо, бесплодием Надежда Константиновна действительно страдала. Иначе, чем объяснить отсутствие наследников? Недостатка времени для секса у супругов Ульяновых не было: чем же еще можно было заниматься долгими вечерами и ночами в ссылке в Красноярском крае (в знаменитом селе Шушенском)? Остается тайной, приносил ли секс супругам Ульяновым удовольствие. Напрашивается вывод, что брак Ленина и Крупской – был скорее союз товарищей по борьбе.

Между тем, темпераментная Инесса родила пятерых детей, неоднократно была замужем! Уж в ее-то сексапильности сомневаться не приходится. Остается только удивляться, как она при таком количестве детей активно участвовала в революционном движении. Инесса горячо бралась за любое дело. И Ленина привлекла, скорее всего, ее сексуальность, ее темперамент, который, по всей вероятности был у них очень похожим. Бесплодием Инесса уж точно не страдала.
История любви.
В конце декабря 1909 года Владимир Ильич Ульянов (Ленин) и Надежда Константиновна Крупскаяпереехали в Париж. Крупская писала, что «…в Париже пришлось провести самые тяжелые годы эмиграции». Они были тяжелыми морально: именно здесь Ленин и Арманд встретились впервые. Было видно по всему, что Инесса понравилась лидеру большевиков не только как партийный товарищ, но, прежде всего, как очаровательная женщина.
Безусловно, умная Крупская видела, что ее муж проникся к «товарищу Инессе» отнюдь не дружескими чувствами. Об этом писала Александр Коллонтай. Оказывается, Крупская знала о взаимной симпатии мужа и Инессы Арманд, неоднократно пыталась уйти.
Писатель МайклПирсон (Michael Pearson) считает несомненным, что Арманд и Ленина связывали более чем товарищеские отношения. Оказывается, Инесса была единственной женщиной, кроме Крупской, в обращении к которой Ленин использовал интимное «ты».
Инесса Арманд была третьей стороной треугольника. Но нужно отдать должное обеим. Крупская не закатывала скандалов, а Арманд по-дружески к ней относилась. Инесса всюду следовала за четой Ульяновых.
И все-таки отношения должны были как-то разрешиться. Крупская поставила ультиматум: или она, или Инесса. И Ленин выбрал Крупскую! Надежда Константиновна была удобной и верной женой.
В архивах имеются письма, которые Арманд писала Ленину, умоляя его вернуться: «Никому не будет хуже, если мы вновь будем все втроем (имеется в виду Крупская) вместе». В ответ Ленин сначала попросил ее переслать всю свою корреспонденцию, а потом … вновь вернулся к Инессе! Внешне это выглядело так: под руководство Арманд Ильич отдал Женский отдел ЦК партии.
Кто испытывал чувство любви, понимает, что такой поступок мог совершить человек, безусловно, любящий. Власть плоти берет свое. Свою женщину надо всегда держать при себе! Крупская была потрясена! Она постоянно сталкивалась с возлюбленной мужа. Но Надежда Константиновна, как всегда, оказалась мудрой, дальновидной и невозмутимой: она предприняла серию вояжей подальше от Москвы и Петрограда — в Поволжье. И оказалась права – время сделало свою несокрушимую работу.
Ленин уже не принадлежал себе, он принадлежал великому делу революции. Встречи с Арманд стали редкими. Правда, Владимир Ильич писал довольно часто записки Арманд, справлялся о здоровье ее и ее детей, посылал продукты, покупал ей калоши, отправлял на Арбат своего личного врача для лечения заболевшей Инессы.
Письма.
Об интимных переживаниях влюбленных красноречиво говорят письма.
Арманд Ленину из Парижа в Краков: «…Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, и только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль <…>. Я немного попривыкла к тебе. Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал… Крепко тебя целую. Твоя Арманд». Мало кому Ленин написал так много писем, как Инессе. Иногда это были многостраничные послания.

Чем сердце успокоилось.
Как известно, Крупская пережила своего супруга на 15 лет и умерла собственной смертью в возрасте 70. Даже по нашим меркам, весьма почтенный возраст.
Арманд умерла в 1920 году. По совету все того же Ленина она отправилась на юг, «к Серго на Кавказ». Через месяц пришла телеграмма: «Вне всякой очереди. Москва. ЦК РКП. Совнарком. Ленину. Заболевшую холерой товарища Инессу Арманд спасти не удалось точка Кончилась 24 сентября точка Тело перепроводим в Москву Назаров».
Ленин был глубоко потрясен. По воспоминаниям Александры Коллонтай: «мы шли за ее гробом, Ленина невозможно было узнать. Он шел с закрытыми глазами и казалось — вот-вот упадет». Коллонтай считала, что смерть Инессы Арманд ускорила смерть Ленина: он, любя Инессу, не смог пережить ее ухода.
Последней волей Ленина было привезти детей Инессы Арманд из Франции. И Крупская выполнила это. Но к больному Ленину их не пустили.
В феврале 1924 года Крупская предложила захоронить останки ее супруга совместно с прахом Инессы Арманд. Это было посмертным признанием их любви. Но Сталин предложение отверг.
Вот как разрешился, друзья мои, этот любовный треугольник. А если бы Ленин выбрал не холодную Крупскую, а сексуальнуюАрманд, наплодил бы детей? Может быть, история сложилась бы по-другому. Как правило, люди, имеющие и любящие детей, заботятся об их будущем, поэтому кровопролитие они отвергают!

До сих пор не решен вопрос о том, были отношения между Владимиром Ильичом Лениным и Инессой Арманд страстной любовью или же идейным родством душ. В последние годы большинство журналистов не отрицают, что вероятность первого не исключена.

Инесса и ее сестра Рене появились на свет в семье оперного певца Теодора Стеффена и актрисы Натали Вильд. Инесса Елизавета, старшая, родилась 8 мая 1874 года в Париже. Отец умер, девочки чуть подросли и оказались у своей тети в заснеженной Москве. Женщина, для того чтобы прокормить двух сирот, давала уроки музыки и иностранных языков, поэтому нет ничего удивительного в том, что Инесса и Рене свободно владели русским, французским и английским языками да еще и занимались музыкой.

С детства обе сестры были вхожи в дом обрусевших французов Арманд. Торговый дом «Евгений Арманд и сыновья» владел крупной фабрикой в Пушкине, на которой 1200 рабочих производили шерстяные ткани на 900 тысяч рублей в год – огромная сумма по тем временам. Кроме того, почетный гражданин и мануфактур-советник Евгений Арманд имел, помимо этого, еще несколько источников дохода. Так уж было, видимо, предназначено судьбой, обе сестры Стеффен стали носить фамилию Арманд: Инесса в 19 лет вышла замуж за сына Евгения, Александра, Рене – за Николая. Финансовое положение семьи позволяло девушкам ни в чем себе не отказывать, но они, как ни странно, выбрали тернистый путь революционной борьбы.

Инесса родила Александру Арманду четверых детей и вдруг ушла от мужа к его брату, Владимиру Арманду. Их объединила не только любовь, но и общее дело – социал-демократия. Владимир, как выяснилось позже, был носителем революционных идей, но никак не борцом, поэтому Инессе пришлось действовать за двоих. Она активно участвовала в собраниях, митингах, публикациях нелегальной литературы. Из за своей антигосударственной деятельности Инесса оказалась в Мезени, откуда она в 1909 году сбежала к своему Владимиру, перебравшемуся к тому времени в Швейцарию. Однако счастье соединившейся пары было недолгим: смертельно больной Владимир скончался у нее руках.

Убитой горем Инессе ничего не оставалось делать, как с головой уйти в революционную деятельность, став одним из самых активных деятелей большевистской партии и международного коммунистического движения. Имя Арманд впервые громко зазвучало в ходе революции 1905 года. В 1915–1916 годах Инесса участвовала в работе Международной женской социалистической конференции, а также Циммервальдской и Кинтальской конференций интернационалистов. Также она стала делегатом VI съезда РСДРП(б).

В 1909 году в Брюсселе состоялась историческая встреча Инессы с Владимиром Ульяновым. Ему было 39, ей, многодетной матери, – 35, но внешность ее все еще привлекала мужчин. Социал-демократ Григорий Котов вспоминал: «Казалось, жизни в этом человеке – неисчерпаемый источник. Это был горящий костер революции, и красные перья в ее шляпе являлись как бы языками пламени». Сейчас трудно сказать, что привлекло Владимира Ульянова в Инессе Арманд, но с этого момента началось их тесное сотрудничество. Ему понравилась ее любимая теория о том, что брак препятствует свободной любви. Правда, в 1915 году, когда она внесла этот постулат в проект «женского» закона и предложила его на рассмотрение Ленину, он «свободную любовь», не раздумывая, вычеркнул.

Что же связывало вождя мирового пролетариата и пылкую революционерку? Согласно одной версии, лишь общее понимание идей социализма, по другой, общая постель, болезненная страсть. Приверженцы второй версии ссылаются на одно из писем Арманд, адресованное Ильичу и опубликованное лишь в 1985 году: «...Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью – и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать?..»

О первых трех годах общения Ленина и Арманд известно немного. Французский социалист и большевик Шарль Раппопорт свидетельствовал, что они часто подолгу разговаривали в кафе и Ленин не спускал глаз с маленькой француженки. Сама же Арманд так описывала свои чувства в самом начале их знакомства: «Тебя я в то время боялась пуще огня. Хочется увидеть тебя, но лучше, кажется, умереть бы на месте, чем войти к тебе, а когда ты почему-либо заходил в комнату Н. К. (Надежды Константиновны), я сразу терялась и глупела. Всегда удивлялась и завидовала смелости других, которые прямо заходили к тебе, говорили с тобой. Только в Лонжюмо и затем следующую осень в связи с переводами и прочим я немного привыкла к тебе. Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо так оживляется, и во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал».

В дореволюционные годы Арманд много времени проводила в семье Ленина, о чем Крупская писала неоднократно в своих воспоминаниях. Она сообщала по поводу пребывания Инессы в Кракове в 1913 году: «Ужасно рады были мы, все краковцы, ее приезду... Осенью мы все очень сблизились с Инессой. В ней много было какой-то жизнерадостности и горячности. Вся наша жизнь была заполнена партийными заботами и делами, больше походила на студенческую, чем на семейную жизнь, и мы были рады Инессе. Она много рассказывала мне о своих детях, показывала их письма, и каким-то теплом веяло от ее рассказов. Мы с Ильичом и Инессой много ходили гулять... Инесса была хорошая музыкантша, сагитировала сходить всех на концерты Бетховена, сама очень хорошо играла многие вещи Бетховена. Ильич постоянно просил ее играть...»

Ленин, Крупская и Арманд возвращались из Швейцарии в Россию в одном купе знаменитого «поезда в революцию». Ленин поселился в Петрограде, а Инесса обосновалась в Москве. Их интенсивная переписка не прервалась. Сохранилась ленинская записка от 16 декабря 1918 года, адресованная коменданту Кремля Малькову. «Т. Мальков! Подательница, тов. Инесса Арманд, член ЦИК. Ей нужна квартира на 4 человек. Как мы с Вами говорили сегодня, Вы ей покажете, что имеется, то есть покажете те квартиры, которые Вы имели в виду. Ленин».

В начале 1919 года Инесса по поручению Ленина в составе советской миссии Красного Креста ездила во Францию для работы с Российским экспедиционным корпусом. Через некоторое время Ильич, беспокоясь за ее здоровье, отправил Арманд подлечиться и отдохнуть на Кавказ. Но под южным солнцем было тревожно. Рядом с санаторием, где отдыхала Инесса, произошел инцидент со стрельбой, и Ленин принял решение ее эвакуировать. По дороге домой Инесса заразилась холерой и умерла в Нальчике. На Кавказе Инесса начала вести дневник. Вот одна из последних записей: «Раньше я, бывало, к каждому человеку подходила с теплым чувством. Теперь я ко всем равнодушна... Горячее чувство осталось только к детям и к В. И.» Понурый Ильич с услужливой Крупской встречали поезд, который привез в Москву свинцовый гроб с телом Инессы.

Вряд ли можно найти другой документ Ленина, который подвергался бы таким сокращениям советскими цензорами, как его письма к Арманд. За годы Первой мировой войны Ленин никому не отправил так много писем, как Инессе. После смерти Ленина политбюро ЦК большевистской партии приняло постановление, требовавшее от всех членов партии передать все письма, записки и обращения к ним вождя в архив ЦК. Но только в мае 1939 года, уже после смерти Крупской, старшая дочь Инессы, Инна Арманд, решила отдать в архив письма Ленина к ее матери.

Письма, публиковавшиеся в разные годы, даже с купюрами, свидетельствуют о том, что Ленин и Инесса были очень близки. Недавно в прессе появилось интервью с младшим сыном Инессы, престарелым Александром Стеффеном, проживающим в Германии, который утверждает, что он – дитя любви Ильича и Инессы. Он родился в 1913 году, и через 7 месяцев после рождения, по его словам, Ленин пристроил его в семью австрийского коммуниста. А в Риге живет внук Рене Стеффен, Станислав Арманд. Его дочь Карина, по признанию родственников, как две капли воды похожа на Инессу.

Не так давно на британском телевидении был показан фильм, автором которого является известный английский русист, профессор Лондонского университета Роберт Сервис. В этом документальном фильме говорится о том, что в 1924 году Надежда Крупская предлагала захоронить Ленина вместе с прахом его возлюбленной Инессы Арманд.

Надежда Константиновна, согласно теории Сервиса, была в курсе завязавшихся в 1911 году в Париже отношений своего супруга с Инессой Арманд, оформившей развод с французом, от брака с которым у нее было двое детей. Вплоть до 1915 года Крупская терпела измену мужа и затем поставила ультиматум – или она, или Инесса. Ленин выбрал Крупскую, объясняя этот поступок приверженностью «делу революции» и «всему тому, что ее укрепляет».

Ученый выстраивает свою теорию опять-таки на письмах Арманд, в которых она умоляла Ленина вернуться: «Никому не будет хуже, если мы вновь будем все втроем (имеется в виду Крупская) вместе». В ответ Ленин сначала попросил ее переслать всю свою корреспонденцию, а потом... вернулся к Инессе. Несколько позже вождь революции санкционировал передачу под руководство Арманд Женского отдела ЦК партии.

Крупская была настолько поражена невоздержанностью Ленина, утверждает автор, что предприняла серию поездок подальше от Москвы и Петрограда – в Поволжье. Смерть в 1920 году Инессы Арманд явилась предвестником тяжелого заболевания мозга у Ленина. Болезнь прогрессировала так быстро, что Крупская не только забыла все обиды на мужа, но и выполнила его волю: в 1922 году в Горки были привезены из Франции дети Инессы Арманд. Однако они не были допущены до больного вождя. Последним благородным жестом Крупской, признавшей огромную любовь Ленина и Арманд, стало ее предложение в феврале 1924 года захоронить останки ее супруга совместно с прахом Инессы Арманд. Однако Сталин предложение отверг.


| |

Имя: Инесса Арманд (Элизабет д’Эрбанвилль)

Возраст: 46 лет

Деятельность: революционерка, феминистка

Семейное положение: была замужем

Инесса Арманд: биография

Инесса Федоровна Арманд – феминистка, революционерка и соратница – вошла в историю из-за близости к вождю мирового пролетариата. Одни говорят – духовной, другие намекают на любовную связь красавицы-француженки и «кремлевского мечтателя», как назвал Владимира Ульянова британский романист-фантаст .

Времена, когда «бросать тень» на коммунистических вождей подозрениями в наличии у них человеческих слабостей, в особенности адюльтера, канули в Лету. После падения идеологических табу стало известно, что вожди – обыкновенные люди из крови и плоти. И даже тот, чьи портреты хранились на почетном месте в каждом чиновничьем кабинете любого советского учреждения, питал земную страсть к женщине с красивым «творческим псевдонимом» Инесса Арманд.

Детство и юность

Элизабет Пеше д’Эрбанвилль – будущая соратница Ильича – родилась в Париже, в богемной артистичной семье. Отец – известный оперный тенор Теодор д’Эрбенвилль, откликавшийся на сценическое имя Теодор Стефан. Мама – актриса и хористка, а позже учительница пения Натали Вильд. В жилах маленькой Лиз текла французская кровь отца и англо-французская от предков по линии матери.

В 5 лет Элизабет и две ее младшие сестры остались без отца: Теодор скоропостижно скончался. Овдовевшей Натали оказалось не по силам содержать троих детей. Откликнулась тетушка, работавшая гувернанткой в богатом доме в России. Двух племянниц-подростков – Элизабет и Рене – женщина забрала в Москву.


В хлебосольном поместье промышленника Евгения Арманда, которому принадлежал Торговый дом «Евгений Арманд и сыновья», юных воспитанниц из Парижа приняли радушно. Лиз с сестрой обитали в богатом доме: семейство Арманд владело текстильной фабрикой в Пушкине, на которой трудились 1200 рабочих.

Смерть

Бурная деятельность на фронтах революции пагубно отразилась на здоровье хрупкой женщины. Инесса Арманд с трудом держалась на ногах, врачи подозревали у нее туберкулез. 46-летняя женщина хотела поехать на родину, к знакомому парижскому доктору, но Ульянов уговорил отправиться в Кисловодск.


На станции Беслан, по дороге в Кисловодск, женщина заразилась холерой и через два дня скончалась в Нальчике. Гроб с телом на Казанском вокзале встретил Ленин. Похоронили Инессу Арманд 12 октября 1920 на Красной площади, в некрополе у Кремлевской стены. Вскоре после смерти соратницы у Ильича случился первый инсульт. написала:

«Смерть Инессы Арманд ускорила смерть Ленина. Он, любя Инессу, не смог пережить ее ухода».

Память

  • В 1984 году на карте Москвы появилась Улица Инессы Арманд.
  • В Нальчике одна из улиц носит имя И. Арманд.
  • В городе Пушкино Московской области имя И. Арманд носит микрорайон.
  • В Черноморском пароходстве Одессы в 1968-98 годах работал теплоход «Инесса Арманд» польской постройки.
АРМАН НАВАСАРДЯН
чрезвычай
ный и полномочный посол

ПРОЩАНИЕ С ЛЮБИМОЙ ЖЕНЩИНОЙ

11 октября 1920 года, раннее утро. Вождь мирового пролетариата стоит на перроне Казанского вокзала с непокрытой головой, сгорбившись от навалившегося на него ужасного, безутешного горя.
Ленин потерял самого близкого и преданного человека, соратника и единомышленника – Инессу Арманд. Женщину, которую любил больше всех – преданно, страстно. Это была единственная настоящая любовь в течение всей бурной жизни Ленина.

Прибывший с Кавказа поезд медленно подходит к платформе и останавливается. Обтянутый черным бархатом и красными ленточками цинковый гроб переносят в запряженный белыми лошадьми катафалк.

В предрассветных сумерках немногочисленная процессия уходит с вокзала по безлюдным улицам.

Рядом с Лениным идут жена – Надежда Крупская, муж Арманд Александр, их четверо взрослых детей и комендант Кремля Абрам Беленький.

Моросит мелкий, нудный осенний дождь. Дорога длинная, спутники Ленина уговаривают его сесть в машину. "Я пойду за гробом”, - процедил вождь сквозь зубы.

Он не мог простить себе того, что стал причиной безвременной кончины Инессы: заставил ее поехать на лечение в Кисловодск, а на обратном пути, в Нальчике, она заразилась холерой и умерла, едва достигнув 46 лет. Человек железной логики, Ленин не мог понять иронии судьбы и задавался вопросом: почему его нежная, почти отеческая забота об Инессе должна была стать причиной смерти этой прекрасной женщины?


Наконец, процессия достигла Дома союзов, где Инесса не раз выступала с зажигательными речами в переполненном зале – как признанный лидер трудовых женских масс России и пламенный трибун феминистского движения.

Инессу Арманд похоронили на следующий день на Красной площади, в Кремлевской стене. Вид вождя, стоявшего рядом с Крупской, потряс собравшихся. Они впервые видели слезы на его глазах.

По свидетельству известного дипломата Александры Коллонтай, "Ленина было не узнать. Горе сдавило его. Казалось, он вот-вот упадет в обморок”.

Огромная масса людей, пришедших проститься с видным большевистским деятелем, взорвала площадь любимым гимном революции "Интернационалом”:

Вставай проклятьем заклейменный
Весь мир голодных и рабов.
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой идти готов.


Смерть любимой женщины сломила Ленина, подорвала его и без того слабое здоровье. "Моя песенка спета”, - говорил он после смерти Инессы.
По свидетельству близких, кончина Инессы приблизила смерть вождя. В 1924 году Надежда Крупская, знавшая о связи Ильича с Арманд, попросила похоронить мужа рядом с Инессой. Сталин не оценил этого благородного жеста и не дал согласия. Он уже начал создавать мифы революции, в том числе и о ее вожде. И напротив, оказывал давление на его жену, тоже не отличавшуюся крепким здоровьем.

Сталину не нравилось, что после смерти Арманд Ленин и Крупская заботились о ее детях. А когда Ильича не стало, он запретил Надежде делать это, хотя такова была воля Ленина.


ИЗ ПАРИЖА – В МОСКВУ

Инесса Феодоровна Арманд – так ее называли в России. Между тем Инесса была чистокровной француженкой: Элизабет-Инес Пешо д׳ Эбервиль родилась в 1874 году во Франции, в артистической среде. Отец, Теодор Стефан, был оперным певцом, мать, Натали Вильд, актрисой.

После преждевременной смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. На помощь пришла тетя. Она перевезла Инессу и ее сестру Рене в Россию. (Это сегодня люди эмигрируют в поисках куска хлеба. Тогда все было иначе.) Французская община с радостью приняла красивых и благовоспитанных сестер. Инесса и Рене часто бывали в имении богатых обрусевших французов Арманд в Пушкино.

Семья эта владела крупной текстильной фабрикой «Евгений Арманд и сыновья» и другими прибыльными предприятиями. Арманды так полюбили сестер-парижанок, что когда те достигли совершеннолетия, выдали их замуж за своих сыновей – Александра и Николая.

ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК ИНЕССЫ


С Александром Армандом Инесса прожила девять лет, родив от него четверых детей. Их супружеская жизнь была полна сложных психологических и драматичных эпизодов.

За хрупкостью и приятной внешностью Инессы скрывались железная воля и необъяснимая способность воздействовать на людей, подчинять их себе. Это свое качество она не раз проявляла в напряженные моменты революционной борьбы и даже противостояла в спорах и диспутах таким титанам мысли, как Троцкий, Плеханов, Аксельрод. Кем же был в сравнении с ними муж Инессы Александр?

Богатым, в высшей степени добрым и безвольным интеллигентом. Молодая 19-летняя женщина полностью подчинила его себе – без малейших усилий и давления. А тот, казалось, с удовольствием принимал верховенство жены, ее решения, которые были для него неоспоримы. Дерзкая натура Инессы, которую она унаследовала от матери, не могла не проявиться. Она связалась с братом мужа Владимиром, который был на одиннадцать лет моложе нее. От него она родила пятого ребенка. Муж смирился с этим. Он не развелся с Инессой и позже, когда царское правительство бросило ее в тюрьму, а затем и сослало в Архангельскую губернию, всячески помогал ей и заботился о детях. Инесса любила обоих братьев, просто по-разному.

Это был первый любовный треугольник в жизни Инессы Арманд.

ЛЮБОВЬ И РЕВОЛЮЦИЯ


Общественное положение и богатство семьи Арманд позволяли Инессе жить безбедно и беззаботно, однако в ее жилах, по-видимому, текла кровь французских якобинцев. И она выбрала полный опасности и усеянный шипами путь свержения царя и «разрушения старого мира». Арманд с головой окунулась в революционную борьбу, которая стала ее призванием, а идеология социализма – кредо. Этим идеям она слепо верила, готовая умереть ради достижения цели.

Фанатичная вера придавала ей силы, помогла выстоять в поистине нечеловеческих условиях архангельской ссылки, куда попала эта жившая в довольстве и неге женщина за свою активную антиправительственную деятельность.

Однако революция не отразилась на ее женской сущности. Любовь и революция были для Инессы неделимым целым, симбиозом. В ссылке к ней присоединился Владимир, однако после недолгого совместного проживания ему пришлось уехать, поскольку у него обострилась болезнь (туберкулез) и врачи настоятельно рекомендовали ему покинуть место ссылки. Жажда борьбы и страстное желание видеть любимого человека придавали Инессе силы, и она совершила побег. Случилось это во вторую зиму ссылки, когда болота покрылись льдом: Инесса на санях пересекла границу России, после чего бежала в Швейцарию.

Здесь к ней присоединился Володя, однако им не дано было насладиться счастьем совместной жизни: вскоре он умер на руках у Инессы.

Арманд нашла утешение в водовороте революционной борьбы. Она стала одним из видных деятелей большевистской партии и международного коммунистического движения.

Во время революции 1905 года Инесса пользовалась большим авторитетом среди социал-демократов всех мастей, власти же считали ее одним из наиболее опасных революционеров.

«У меня имеются сведения, что гражданка Арманд никогда не прекратит свою разлагающую деятельность». Это отрывок из письма московского губернатора министру внутренних дел.

Несмотря на постоянную угрозу арестов и ссылок, Инесса Арманд не прекращала революционной работы, казалось, революция была для нее увлекательной игрой, причем игра ее отличалась большим артистизмом. И природа наделила ее всеми качествами для успешного выполнения этой миссии: свободное владение четырьмя языками, многостороннее развитие, высокий интеллект, блестящие ораторские способности, аристократическая осанка. Она была прекрасным знатоком музыки, отлично играла на пианино, особенно Бетховена.

Инесса была в высшей степени привлекательной женщиной: зеленые, излучающие свет глаза, магнетический взгляд, блестящие густые волосы, тонкий стан.

Ее участие в организационной работе международной социалистической конференции женщин и конференции интернационалистов, шестого съезда РКП(б), а также других российских и международных форумов показало, что в лице Инессы Арманд в России появилась звезда большевистского движения первой величины.

«Казалось, что эта женщина – неиссякаемый источник жизни, яркий костер революции, а красные перья на ее широкополой шляпке – обжигающие языки пламени», - вспоминал Инессу социал-демократ Григорий Котов.

В советской коммунистической идеологии были постулаты, которые у нынешнего поколения вызовут улыбку. Один из них гласил, что в нашей стране секса нет. А раз так, как же могут лидеры государства иметь любовниц!

Если же кто-то и подумал бы, что Ильич, этот идол, наместник Бога на земле, мог заниматься столь «непотребными» вещами, он прослыл бы еретиком.

А потому госаппарат бережно скрывал любовную связь Ленина и Арманд, представляя последнюю лишь как пламенного революционера. В дальнейшем по указанию Сталина были уничтожены все доказательства, способные бросить тень на память любовников, дабы не вызвать никаких подозрений и сохранить образ Ленина девственно чистым. Были уничтожены или засекречены в архивах все письма и документы.

Представляем вашему вниманию одно из случайно сохранившихся писем. Инесса написала его на начальном этапе отношений с Лениным, когда любовники находились за границей.

«Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда прежде, какое большое место ты занимал в моей жизни. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я и сейчас обошлась бы без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью – и это никому бы не могло причинить боль... Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, ты сделал это не ради себя. Целую крепко, твоя Инесса».

Согласитесь, так могут писать только любовницы.

ВТОРОЙ ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Их историческая встреча состоялась в 1909 году в Брюсселе. Ленину тогда было 39, Инессе – 35 лет. Она была зрелой женщиной, многодетной матерью, не утратившей, однако, неодолимого обаяния. В психологии существует понятие «первого впечатления», которое формируется в первые 3-6 секунд встречи и оказывает решающее влияние на дальнейшее развитие отношений. Говорят, у первого впечатления нет второго шанса. Если бы это было так, Инесса не полюбила бы Ленина и не стала его любовницей, ибо в Брюсселе вождь мирового пролетариата не произвел на нее особого впечатления, хотя Арманд была знакома с его трудами и деятельностью. Однако очень скоро ее мнение изменилось. Инесса не встречала таких людей, как Ленин, а она-то знала мужчин. Ни один из революционеров из ее окружения, а затем из тех, с кем ее свела судьба в тюрьме и ссылке, не был так предан собственным идеям, не обладал таким интеллектом и знаниями. Никто из них не был убежден в том, что именно ему предначертано изменить судьбу человечества и ход истории. Инесса, достигшая бальзаковского возраста и бывшая любовницей многих мужчин, влюбилась в Ленина как гимназистка. Вот как описывает она свои чувства в письме Ленину.

«Тебя я в то время боялась пуще огня. Хочется увидеть тебя, но лучше, кажется, умерла бы на месте, чем войти к тебе, а когда ты почему-либо заходил к Надежде Константиновне, я сразу терялась и глупела...

Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо так оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал... Я всегда удивлялась и завидовала тем, кто имел смелость заходить в твой рабочий кабинет и говорить с тобой. Только следующей осенью, в Лонжюмо, я смогла чуть-чуть привыкнуть к тебе – в связи с переводческими делами».

Почему же Ленин увлекся этой яркой и жизнерадостной француженкой? Едва ли он мог подумать, что эта аристократка до мозга костей станет его подругой и соратницей в жестоком деле революции. Однако придет время и Ленин будет считать Инессу самым близким человеком, будет доверять ей больше, чем своим друзьям – «троице» Зиновьев, Каменев, Рыков. Кстати, Инесса была более опытным революционером, чем они, ей куда чаще приходилось бывать в тюрьмах и ссылках. Однако это взаимопонимание и идейный союз должны были сформироваться позже. В самом начале знакомства Инесса пленила его как женщина, подобной которой он раньше не встречал и не имел. Опытная француженка сумела разжечь в нем чисто мужские чувства и страсть, таившиеся в душе Ленина под толщей сверхнапряженности и амбициозных планов переделать мир. Пробуждению чувств Ленина способствовали, конечно же, и формальные, платонические отношения с женой, Надеждой Крупской. Они давно не жили как супруги. Надежда страдала базедовой болезнью, из-за чего ее глаза были неестественно большими, будто вылезшими из орбит. Она располнела и утратила женскую привлекательность. Но Надежда была преданной и верной женой, покорной, умной, трудолюбивой. Она умело вела обширную переписку Ленина, обеспечивала тайную связь со всеми ячейками партии. Ленин высоко ценил это и вовсе не собирался разводиться с женой.


А что же Надежда? В начале любовной связи Ленин-Арманд она предприняла было робкую попытку протеста, выразив желание уйти от мужа. Однако он не согласился. Очень скоро она смирилась со случившимся. Инесса как любовница не устраивала никаких сцен ревности по поводу Надежды. Более того, обеих женщин связала крепкая и теплая дружбы, продолжавшаяся до смерти Инессы. Так что треугольник Ленин-Надежда-Инесса от начала до конца был совершенным и безупречным союзом любви, дружбы и общих целей. Он был прочен тем, что две стороны этого треугольника были беззаветно преданы общему делу – революции, которая была верой третьей стороны – Ленина. Для этих женщин слова Маяковского «Мы говорим Ленин – подразумеваем партия, мы говорим партия – подразумеваем Ленин», по всей вероятности, стали своего рода гимном. Обе делали все, чтобы оберегать Ленина для выполнения его миссии. Ильич ценил это и не был готов пожертвовать одной ради другой. Важным было и то обстоятельство, что Инесса и Надежда были антиподами: одна – красивая, привлекательная и сексуальная, другая – серая, увядшая и больная. Так они дополняли друг друга.


КОГДА СЕБЯЛЮБИЕ ПОБЕЖДАЕТ ЛЮБОВЬ

Инесса Арманд была известным лидером революционерок России, организатором и руководителем феминистского движения. Она была личностью уникальной. Ее психологический тип нуждается в исследовании. Сведения об Арманд весьма скупы: по понятным причинам были уничтожены практически все письма и документы. По свидетельству современников, Инесса отличалась противоречивым нравом. С одной стороны, она была человеком железной воли, решительным и хладнокровным, с другой – истинной женщиной, любящей, покорной, жертвующей своим «я». В той или иной форме и степени этим обстоятельством пользовался ее партнер – Владимир Ленин. Прежде всего благодаря знанию языков, а также всесторонней образованности и аналитическим способностям она оказывала Ленину неоценимые услуги. Кроме того, она выполняла всю связанную с деятельностью Ленина черновую работу.

Когда в силу своего вспыльчивого и неуступчивого характера Ленин заходил в тупик или терпел поражение в споре с сильными политическими оппонентами и представителями разных социал-демократических партий, он всегда уповал на помощь Инессы. В эти годы вопросы стратегии и тактики революции Ленин постоянно обсуждал со своей любовницей. Арманд играла роль громоотвода и не раз спасала любимого человека, принимая удар на себя. Инесса Арманд была прирожденным мастером вести переговоры, и ее преждевременная смерть стала большой потерей для будущей советской дипломатии. Однако Ленин ради достижения цели ни перед чем не останавливался.

В 1912 году, когда центральный печатный орган партии «Правда» стал постепенно выходить из-под его контроля, редакторы попросту не печатали его статей, Ленин, желая исправить положение, решил делегировать из Кракова в Санкт-Петербург Инессу Арманд – в статусе «его спецпредставителя и мастера по урегулированию конфликтов». Кроме того, на Инессу была возложена непростая задача уладить противоречия, возникшие в санктпетербургской большевистской организации и провести предвыборную кампанию четвертой Думы.

Ленин прекрасно понимал, что посылает Инессу навстречу опасности, угрожавшей ее жизни. Любимую им женщину розыскивалацарская полиция (жандармерия). Сам вождь никогда бы не пошел на такой риск. Известно, что как до, так и после революции у него была навязчивая идея, что он должен застраховаться от любых опасностей, поскольку именно на него возложена историческая миссия осуществления мировой революции. Когда же Ленин стал у руля государственной власти, потребовал от Инессы вернуть все полученные ею любовные письма, дабы избежать огласки, хотя об их связи было известно даже кремлевским дворникам. И вот с легкой руки Ильича Инесса оказалась в Санкт-Петербурге в сопровождении двадцатиоднолетнего студента основанной ею во французском городе Лонжюмо партийной школы Георгия Сафаряна. Он также был революционером, двумя годами раньше бежавшим во Францию и находившимся в розыске. Полиция считала Инессу и Георгия, въехавших в Россию с поддельными паспортами на чужие имена, мужем и женой. Английский ученый Майкл Пирсон в своем знаменитом труде « Inessa- Lenin׳ sMistress», посвященном Инессе Арманд, не исключает того, что между Инессой и Георгием была любовная связь, «ведь они долгое время жили вместе, а Арманд предпочитала мужчин моложе себя».

(Как утверждает тот же Пирсон, одна из трех подписей на указе о расстреле царской семьи после революции принадлежала Георгию Сафаряну.)

Если Инесса пошла на этот шаг, то, видимо, из желания отомстить Ленину, чувства к которому несколько «притупило» его решение отправить ее в опасную командировку. Как бы то ни было, полиция арестована Инессу Арманд. Против нее возбудили дело, однако до суда ее выпустили под залог, и она бежала за границу. Кстати, сумму залога уплатил ее первый муж Александр, который несмотря ни на что, любил жену и всегда приходил ей на помощь.

За границей Инесса снова сошлась с Лениным, чтобы не расставаться до конца жизни. Когда же вождь объявил о том, что Россия «беременна революцией», любовная троица в апреле 1917 года в запломбированном вагоне вернулась на родину. Ленин вез с собой 40 миллионов золотых немецких марок (один миллион фунтов стерлингов), которые предназначались для свержения власти в России, прекращения Первой мировой войны и осуществления мировой революции.

‹‹Ленинбыл доставлен немцами в Россию точно так же, как доставляют флакон с микробами тифа или холеры, который опорожняется в водопроводную систему большого города. И эта операция увенчалась полным успехом››. Так оценивает возвращения Ленина в Россию Черчилль, основываясь на данные английской разведки, которая еще в начале прошлого века считалась одна из лучших спеццлужб в мире.

ФЕМИНИСТСКИЕ ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ РЕВОЛЮЦИИ

Инесса Арманд была одним из видных деятелей Октябрьской революции, основателей Советского Союза. Однако если историки всерьез займутся исследованием ее биографии, у них обязательно возникнет вопрос: что же превалировало в ее деятельности – партийная и политическая работа или создание феминистского движения? После возвращения из изгнания Ленин назначил Инессу руководителем женского отдела Центрального комитета партии. Она была самой влиятельной женщиной огромной страны. Пользуясь возможностью постоянного контакта с Лениным, Арманд прилагала немалые усилия для улучшения положения миллионов женщин.

И все же, несмотря на поддержку вождя, а также то, что Инесса была мужественной и проницательной женщиной, она в сравнении с феминистками демократических стран не могла добиться больших успехов. Расшатанная экономика страны, патриархальные устои и отсталость тормозили работу Инессы, реализацию ее амбициозных планов. Тем не менее после революции женщины в России получили политические и гражданские права, особенно в вопросе брака нового типа. Ограничения на разводы были отменены, внебрачные дети были приравнены в правах к остальным. Труд женщин стал оплачиваться наравне с мужским. У истоков принятия всех этих либеральных законов стояла Инесса Арманд.

Она занималась всеми затрагивающими интересы женщин делами: образование, открытие общественных столовых, яслей и детских садов, школ, прачечных и т.д. Работала она по 14-16 часов в сутки. Помимо равенства мужчин и женщин, защиты их прав, решения социально-экономических, образовательных и воспитательных задач, была у феминистского движения и другая направленность, которая должна была оставить глубокий след в умах постреволюционного поколения. Речь идет о свободной любви, которую феминисты широко пропагандировали как средство избавления человечества от ига капитализма и построения социалистического общества.

ПЕРВЫЙ ОТРЯД СОВЕТСКИХ ГЕТЕР

Октябрьской революции или государственному перевороту (как сегодня доказывают некоторые российские и зарубежные историки) предшествовал период, более известный как «серебряный век» поэзии и искусства, который дал России целое поколение самых красивых женщин. Не зря Пикассо, Дали, Матисс, Ромен Роллан, оставив парижских красавиц, женились на русских женщинах.


И вовсе не случайно последовавшее за «серебряным веком» феминистское движение, прошедшее сквозь бури революции, войны, насилия и голода, вобрало в себя лучших женщин нации, имевших аристократическое происхождение, миловидную внешность и высокий интеллект. И тем не менее феминистки, подобно амазонкам хлынувшие в Россию на волне революции, разрушали и расшатывали веками устоявшиеся семейные традиции, нормы морали и психологические установки.

Феминистское движение возникло не на пустом месте. Постреволюционная Россия находилась на пике политического и психологического освобождения. Ставший гегемоном пролетариат хотел открыто говорить не только о распределении средств производства, но и о равенстве полов. Правда, до «Декрета о сексе» дело не дошло, однако вопрос сексуальной морали пролетариата стал предметом всеобщего обсуждения. Общество хотело видеть женщину свободной, как образ полуобнаженной дамы на картине Делакруа «Свобода на баррикадах».

«Первая леди» Надежда Крупская была слишком далека от того, чтобы служить секс-символом нового общества. Однако спрос рождает предложение. На арене в нужное время и в нужном месте появляются пионеры феминистского движения. Это были гетеры нового общественного строя, которые пытались узаконить и укоренить во всех прослойках общества свои взгляды на семью и мораль. Кто же были эти российские последовательницы гетер Эллады? Инесса Арманд, Лариса Рейснер и Александра Коллонтай. Возглавляющая эту тройку Инесса Арманд, с которой мы уже в какой-то степени познакомились, была наиболее скромной и умеренной в своей философии свободной любви.

«БОЛЬШЕВИСТСКАЯ МАДОННА» ЛАРИСА РЕЙСНЕР

Самой активной среди феминисток была не знавшая меры в вопросах теории и практики движения Лариса Рейснер, дочь полуеврея-полунемца и русской аристократки. Профессиональная революционерка, участница гражданской войны, комиссар главного штаба Военно-морских сил, разведчица, талантливая писательница, журналистка. «Большевистская мадонна» - так называли Ларису. Не случайно она стала прототипом женщины-комиссара в известной пьесе Вишневского «Оптимистическая трагедия». Пастернак дал имя Лариса героине романа «Доктор Живаго». Образ Ларисы Рейснер проглядывается и в неповторимых стихах Александра Блока. Вдохновленный красотой этой женщины, Шухаев написал известную картину «Мона Лиза ХХ века». Авторы воспоминаний о Ларисе Рейснер единодушно отмечали ее красоту. В.Л.Андреев (сын писателя Леонида Андреева), друг юности Ларисы, вспоминал: «Не было ни одного мужчины, который бы прошел мимо, не заметив ее, и каждый третий – статистика, точно мною установленная, – врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе». Писатель Ю.Н.Либединский тоже описал «необычайную красоту ее, необычайную потому, что в ней начисто отсутствовала какая бы то ни было анемичность, изнеженность, – это была не то античная богиня, не то валькирия скандинавских саг...»

Первым мужчиной Ларисы был Гумилев, потом – Троцкий, который передал ее своему помощнику, профессиональному военному, матросу легендарного крейсера «Аврора» Федору Раскольникову. Они поженились и уехали в Афганистан, где Раскольников был назначен послом Советской России.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Именно такой была Лариса Рейснер. В Афганистане она проявила себя гибким дипломатом. Активно помогала мужу, срывая и нейтрализуя направленные против России действия английских дипломатов и спецслужб. Однако самая главная задача, которая была возложена на посольство, заключалась в том, чтобы положить конец нападению с территории Афганистана банд басмачей на советские среднеазиатские республики. Очарованный красотой Ларисы эмир Аманул-хан пошел навстречу ее просьбе. Совет старейшин афганских племен одобрил российско-афганский договор и Афганистан объявил об отказе от действий, направленных против РСФСР и Туркестанской Советской Республики.

Лариса сделала то, что не удавалось сделать целым дивизиям. Потом она неожиданно разошлась с Раскольниковым и вышла замуж (неофициально) за члена Политбюро Карла Радека. Молодожены отправились в Германию, где с оружием в руках сражались на баррикадах неудавшейся коммунистической революции.

Жизнь Ларисы Рейснер, полную бурного романтизма, огня и крови, с упоением восхвалял Михаил Кольцов, которому предстояло прославиться на Испанской войне, а затем погибнуть в подвалах НКВД как иностранному шпиону.

«Пружина, заложенная в жизнь этой счастливо одаренной женщины, разворачивалась просторно и красиво... Красочен, смел стремительный путь Рейснер-человека. Из петербургских литературно-научных салонов – на объятые огнем и смертью низовья Волги, в самую гущу боев с чехословаками, потом на Красный флот, потом – через среднеазиатские пустыни – в глухие дебри Афганистана, оттуда – на баррикады Гамбургского восстания, оттуда – в угольные шахты, на нефтяные промыслы, на все вершины, во все стремнины и закоулки мира, где клокочет стихия борьбы, – вперед, вперед, вровень с революционным локомотивом несся горячий неукротимый скакун ее жизни».

На недолгом жизненном пути Ларисе Рейснер встречались, ею восхищались известнейшие люди того времени – Андреев, Мандельштам, Ахматова, Блок, В.Рождественский, Шаламов, Крамов и другие.

Навечно влюбленный в нее Кольцов патетически вопрошал: «Зачем было умирать Ларисе, великолепному, редкому, отборному человеческому экземпляру?», а Мандельштам посвятил ей мадригал:

Ты точно бурей грации дымилась

Чуть побывав в ее живом огне,

Посредственность впадала вмиг в немилость,

Несовершенство навлекало гнев.

Бреди же в глубь преданья, героиня.

Нет, этот путь не утомит ступни.

Ширяй, как высь над мыслями моими:

Им хорошо в твоей большой тени».

Поклонники Ларисы Рейснер, те, кто ею восхищался, естественно, не обращались к ее идеологии свободной любви, которую она как адепт феминизма широко пропагандировала.

Ей принадлежит известная теория «стакана воды». «Захотел-выпил-забыл» - так она трактовала сексуальные отношения.

Однако далеко не все были в восторге от ее сексуальных постулатов. Николай Кузьмин в своем историческом романе «Сумерки» придерживается того мнения, что Рейснер на известной почве вообще свихнулась «и стала настоящей психопаткой».

Между тем руководство страны снисходительно, сквозь пальцы смотрело на «шалости» феминисток, а Ильич с юмором относился к отношениям Ларисы и ее мужа Федора. Вождь в шутку говорил, что самым тяжким наказанием для этой пары стало бы партийное решение о запрете хотя бы на год секса на стороне.

Лариса Рейснер умерла в тридцать лет от тифа. Если бы она дожила до 1937 года, то наверняка погибла бы куда более мучительной смертью в безжалостной мясорубке сталинских репрессий.

Все ее мужчины погибли в тюрьмах НКВД. Трагической была судьба мужа Ларисы Федора Раскольникова. После смерти жены он продолжал работать в системе МИД, снова женился. В 1939 году, в бытность свою послом СССР в Болгарии, Раскольников решил не возвращаться на родину, будучи уверенным, что его арестуют. Позже он написал открытое обвинительное письмо Сталину, которое опубликовали зарубежные газеты. Советский суд заочно приговорил его к смерти, однако через год приговор руками чекистов привели в исполнение в Ницце.

Действительно, революция пожирает собственных детей.

АЛЕКСАНДРА КОЛЛОНТАЙ – ПОСОЛ-ФЕМИНИСТКА

Видной фигурой в блестящей тройке феминистского движения была Александра Коллонтай, которая несмотря не недооцененность советской историографией, занимает почетное место среди именитых людей.

Пламенный революционер, прекрасный оратор, талантливый дипломат, первая в мире женщина-посол, первая советская женщина-министр (обеспечения). Невзирая на эти известные биографические данные, Коллонтай по сей день остается одной из самых таинственных женщин советской России, чей образ овеян мифами. Коллонтай (урожденная Шурочка Домонтович), генеральская дочь, как и две ее единомышленницы по феминистскому движению, имела дворянское происхождение, принадлежала к высшим слоям общества, получила прекрасное образование, владела семью языками, была решительной по натуре, до дерзости смелой, отчаянной. Обладая красивой внешностью и горячим темпераментом, она уже в 16 лет сводила мужчин с ума. Шурочка довела до самоубийства сына своего крестного-генерала, отклонила предложение другого генерала – Тутомлина, которого ее родители очень хотели видеть своим зятем, ведь он был аъютантом Александра Третьего и его ждало блестящее будущее.

Против воли родителей Шурочка вышла замуж за Владимира Коллонтая, родила ребенка и развелась. Рассталась она и с Александром Саткевичем, с которым у нее, замужней, был бурный роман.

Коллонтай уже тогда увлекли революционные веяния. Она считала, что семья – это лишнее бремя: лучше уединиться и читать Ленина, чем «спать с мужем и выполнять свои военные обязанности по отношению к нему». Разведясь с мужем, Коллонтай уехала за границу, где познакомилась и стала активно сотрудничать с революционными деятелями – Лениным, Лафаргом, Кауцким, Плехановым и Люксембург.

До 1917 года Коллонтай жила за границей и была любовницей известных революционеров Петра Маслова и Александра Шляпникова.

«Валькирия революции», как называли Коллонтай, в своих публичных выступлениях и изданных трудах не только призывала к свободе женщин, но и доказывала необходимость свободной любви и сексуального выбора.

В 1923 году Коллонтай опубликовала наделавшую немало шума монографию «Дорогу крылатому Эросу!», в которой «научно» трактовала половые отношения. «Крылатый Эрос» означает интимные отношения с любимым человеком, а «бескрылый Эрос» - всего лишь интим с кем угодно ради удовлетворения сексуальных потребностей. Коллонтай высказывала мысль, что для решения классовых задач пролетариата отнюдь не важно, любовь длительна и узаконена или преходяща.

В дальнейшем она развила вышеназванную «теорию стакана воды»: «Интимная связь комсомольца и комсомолки должна быть такой же простой, как утоление жажды».

Через год Коммунистический университет имени Свердлова издал брошюру Коллонтай «Революция и молодежь», в которой были изложены двенадцать сексуальных заповедей революционного пролетариата. «Сексуальный выбор, - гласит один из них, - должен осуществляться исходя из пролетарско-революционной необходимости».

В отношениях между мужчиной и женщиной Коллонтай призывала отказаться от такого отсталого буржуазного чувства, как ревность. Однако же сама Коллонтай, когда узнала об измене мужа, революционера Павла Дыбенко, сперва выстрелила и ранила его, а потом – разошлась.

В 1922 году по распоряжению Сталина Коллонтай приступила к дипломатической работе. На протяжении двадцати трех лет она представляла СССР в странах Скандинавии, проявив себя блестящим дипломатом. Александра Коллонтай сыграла выдающуюся роль в сохранении Швецией нейтралитета во время Второй мировой войны, что имело жизненно важное значение для Москвы.

Всех ее любовников и мужа Александры Дыбенко расстреляли в 1937-м. Сама Коллонтай дожила до старости – больная, всеми забытая, во всем разочаровавшаяся. В письме к своему последнему возлюбленному, французскому коммунисту Марселю Боди, Коллонтай писала: «Мы проиграли, наши идеи рухнули, друзей сделали врагами, жизнь стала не лучше, а хуже».

Александра Коллонтай скончалась, немного не дожив до 80 лет. «Ей повезло, что она умерла в постели», - писал Илья Эренбург.

«Приставу 2 полицейской части.

Высланная в город Самару за принадлежность к С.-Петербургской рабочей группе РСДРП жена потомственного почетного гражданина Елизавета Федорова Арманд 20 сего апреля прибыла в Самару и остановилась в гостинице «Националь». Предлагаю Вам установить за Арманд гласный надзор полиции и обо всем замеченном за ней немедленно мне доносить» (рис. 1, 2).

(Центральный Государственный архив Самарской области – ЦГАСО, Ф-465, оп. 1, д. 2565, л.д. 3)

Ссыльная большевичка

Вот такой приказ самарский полицмейстер В.В. Критский утром 20 апреля 1913 года направил для исполнения подчиненному ему приставу, на территории которого как раз и находилась упомянутая выше гостиница «Националь» (рис. 3).

Кстати, это здание и по сей день возвышается на том же самом месте, где оно стояло в начале ХХ века – на углу бывших улиц Саратовской и Панской (ныне улицы Фрунзе и Ленинградской). А поселиться в этом отеле, фешенебельном даже по столичным меркам, ссыльной большевичке Арманд было разрешено в связи с ее весьма высоким общественным титулом – «жена потомственного почетного гражданина».

При этом в коротенькой справке, подшитой к недавно рассекреченному делу из архива Самарского губернского жандармского управления (СГЖУ), сообщается, что на ее проживание в «Национале» из казны выделено не было ни копейки. Все гостиничные счета затем были оплачены ее бывшим мужем – московским фабрикантом Александром Евгеньевичем Армандом, который в то время имел собственное предприятие по выработке шерстяных тканей, а также был совладельцем торгового дома «Евгений Арманд и сыновья». Однако даже влияния этого крупного московского предпринимателя тогда не хватило на то, чтобы избавить его жену, пусть даже и бывшую, от ссылки в глухую российскую провинцию. Вот так в апреле 1913 года начался короткий, но весьма насыщенный событиями самарский период жизни этой неординарной женщины, о которой в постперестроечное время в нашей прессе говорили, пожалуй, больше, чем о какой-либо другой участнице революционных событий в России начала ХХ века.

Официальная энциклопедическая справка. Арманд (урождённая Стеффен) Инесса (Елизавета) Федоровна, деятель большевистской партии и международного коммунистического движения. Родилась в Париже 26 апреля 1874 года. При регистрации рождения девочке дали двойное имя – Инесса-Елизавета. Родители – театральные актеры Натали Вильд и Теодор Стефан (Стеффен). Рано лишившись отца, переехала с тетей в Москву, которая работала гувернанткой в доме фабрикантов Арманд. Впоследствии вышла замуж за А.Е. Арманда. Свободно владела французским, английским, немецким, польским и русским языками. Член РСДРП (б) с 1904 года. За принадлежность к РСДРП неоднократно подвергалась арестам и ссылкам. В период до 1917 года в качестве представителя РСДРП (б) не раз участвовала в международных социалистических конференциях. Перевела на французский язык ряд работ В.И. Ленина. Письма В.И. Ленина к Инессе Арманд, представляющие большой историко-партийный и научный интерес, публиковались в Полном собрании сочинений В.И. Ленина. После Февральской революции 1917 года возвратилась в Россию, в октябре 1917 года участвовала в подготовке вооруженного восстания в Москве. После Октябрьского переворота занимала ряд ответственных партийных и советских постов, активно участвовала в работе Второго конгресса Коминтерна, сотрудничала в журнале «Коммунистка» (псевдоним - Елена Блонина). Умерла 24 сентября 1920 года от холеры в Кисловодске, куда отправилась на лечение по настоянию В.И. Ленина. Похоронена на Красной площади в Москве.

Здесь следует немного сказать и о других подробностях из жизни Инессы-Елизаветы, не вошедших в энциклопедии. Как уже говорилось, в 1893 году она вышла замуж за Александра Арманда (рис. 4),

родила четырех детей, но дальше жить с ним не стала. Когда дети подросли, молодая женщина прониклась революционными идеями брата мужа – Владимира, за которого Инесса, оставив Александра, вторично вышла замуж. Молодая семья поселилась на улице Остоженке в Москве, где Инесса родила пятого ребенка. После этого вслед за Владимиром она тоже увлеклась подпольной революционной работой, ухитряясь одновременно вести хозяйство и воспитывать своих чад. В результате в 1904 году она вступила в Российскую социал-демократическую рабочую партию, после чего активно участвовала в событиях Первой русской революции. За принадлежность к РСДРП (б) Арманд была арестована и в сентябре 1907 года приговорена к ссылке в город Мезень Архангельской губернии, откуда бежала в октябре следующего года.

Инесса нелегально вернулась в Москву, и вскоре Армандам удалось через Финляндию вместе с детьми выехать во Францию (рис. 5),

где в начале 1909 года Владимир неожиданно умер от скоротечного туберкулеза. Живя в Париже с детьми, несмотря на бытовые трудности, Арманд продолжила занятия партийной работой. А в конце декабря 1909 года в Париже произошла знаменательная встреча 35-летней Инессы Арманд с 39-летним Владимиром Лениным (рис. 6).

Началом же их куда более тесного знакомства биографы считают весну 1911 года, когда социалистам удалось устроить партийную школу в поселке Лонжюмо, что под Парижем, и Арманд сюда приехала в качестве преподавателя.

Став близким Ленину человеком, Инесса проявляла дружеские чувства и к его официальной жене Надежде Крупской (рис. 7),

которая, как это не странно, отвечала ей взаимностью. Поэтому неудивительно, что весной 1912 года, когда Ленин и Крупская перебрались в Краков, там почти сразу же оказалась и Арманд. Официально она здесь находилась по заданию партии, чтобы организовать партийную подпольную работу в центральных губерниях России. Пробыв рядом с вождем более трех месяцев, она в июне того же года отправилась в Санкт-Петербург с паспортом польской крестьянки Франциски Янкевич. Однако крестьянка из жены фабриканта, видимо, вышла плохая, потому что в сентябре 1912 года, во время очередной проверки документов, Арманд была разоблачена и оказалась за решеткой.

«Местом жительства избрала Самару»

Следствие по ее делу тянулась до весны, и во время более чем полугодового пребывания в тюремной камере у Инессы обострился туберкулез – сказались последствия годового проживания на Крайнем Севере. Теперь в связи с побегом революционерке грозила куда более тяжелая ссылка – в одну из сибирских губерний. Лишь благодаря очень крупному по тем временам залогу в размере 5400 рублей, внесенному Александром Армандом, приговор по ее делу, оглашенный судебной палатой в марте 1913 года, оказался на удивление мягким. Даже учитывая принадлежность Арманд к РСДРП (б), ей «в связи с состоянием здоровья» была предоставлена возможность… самой выбрать место отбывания ссылки.

Вот что сказано об этом в архивных документах.

«МВД. Отделение по охранению общественной безопасности и порядка в Санкт-Петербурге. 5 апреля 1913 года.

г. Санкт-Петербург. Секретно. Самарскому полицмейстеру.

Департамент полиции отношением от 19 минувшего марта за № 54481 уведомил, что по пересмотре обстоятельств дела о привлеченной к формальному дознанию при СПБургском Губернском Жандармском Управлении по делу о «Петербургской рабочей группе РСДРП» жене потомственного почетного гражданина Елизавете Федоровой Арманд, подлежащей высылке под гласный надзор полиции в Архангельскую губ., г. Министр внутренних дел постановил: разрешить Арманд, ввиду болезненного ея состояния, отбыть остающийся срок гласного надзора, взамен Архангельской губернии, в избранном месте жительства, но вне столицы и столичных губерний.

К сему Департамент полиции присовокупил, что сведения о том, когда именно, в зависимости от времени, проведенного в бегах, истекает остающийся Арманд срок гласного надзора полиции, будут сообщены дополнительно… По объявлении указанного выше постановления Арманд избрала местом жительства г. Самару, куда и выбыла с проходным свидетельством за № 8142».

(ЦГАСО, Ф-465, оп. 1, д. 2565, л.д. 1).

Кстати, стоит сказать, что Александр Арманд, внося за Инессу столь громадную сумму залога и фактически купив для нее возможность отбывать ссылку в более-менее комфортных условиях, при этом прекрасно понимал, что обратно этих денег он уже не получит. Зная свободолюбивый характер своей бывшей супруги, фабрикант даже не сомневался, что при первой же удобной возможности она сбежит за границу и из этой новой ссылки. Так оно в итоге и получилось.

Здесь необходимо отметить и еще одно обстоятельство, над разъяснением которого предстоит поработать историкам. В советское время в многочисленной биографической литературе, посвященной Арманд, эпизод о ее выезде в Самарскую губернию повсюду упоминается лишь вскользь, буквально одной лишь фразой: «Весну и лето 1913 года она проводит с семьей, отправившись на кумыс в Ставрополь-на-Волге, чтобы поправить здоровье». Однако это лишь полуправда, и к тому же смешанная с фактическими неточностями. Дело в том, что нигде в советской официальной литературе почему-то не говорилось, что в апреле 1913 года Арманд отправилась на Волгу отнюдь не по собственной воле, а была сюда выслана по решению суда под гласный надзор полиции в ранге государственной преступницы, что как раз и видно из приведенного выше документа. К тому же она сначала прибыла в губернский центр Самару, а не в Ставрополь, и при этом ехала в одиночку, а вовсе не в сопровождении семьи, как ранее везде указывалось в многочисленных публикациях.

Обо всем этом можно узнать из анкеты, собственноручно заполненной Арманд в кабинете помощника пристава 2-й полицейской части Самары, которая ныне также находится в ее рассекреченном личном деле и хранится в Государственном архиве Самарской области. Этот документ настолько любопытен, что его стоит привести почти полностью с некоторыми комментариями. При этом в каждом пункте первая фраза – вопрос анкеты, а вторая фраза – ответ на него Инессы Арманд.

«Список о состоящей под гласным полицейским надзором. Литер А.

1. Имя, отчество и звание. Жена потомственного почетного гражданина Елизавета Федорова Арманд.

2. Место родины. Город Париж.

3. Вероисповедание. Православное.

4. Лета. 37 лет.

5. Грамотность или место воспитания. Домашнее образование.

6. Была ли под судом или следствием. Под судом и следствием ранее не состояла. (Примечание помощника пристава: Арманд отказалась дать сведения по этому вопросу).

7. Состоит ли в браке, и если да, то с кем. Замужем – муж Александр Евгеньевич Арманд, 40 лет, происходит из потомственных почетных граждан (в тот момент брак между Инессой и Александром Армандом официально был расторгнут – В.Е.).

8. Имеет ли детей, и если имеет, то их имена и лета. Дети: Александр 18 л., Федор 17 л., Инна 14 л., Варвара 12 л. И Андрей 9 л.

9. Имеет ли родителей и кого именно, лета их и место жительства. Отец умер. Мать ея Наталья Петровна Стефан около 60 лет, проживает в г. Москве – точный адрес ей не известен.

10. Имеет ли родных братьев и сестер, их имена, лета и место жительства. Сестра – Анна Федоровна Журина, замужняя – проживает в г. С. Петербурге, точного адреса не знает. Братьев не имеет.

11. Следует ли за ним в место высылки кто-либо из ее семьи и кто именно. Нет.

12. Если семейство за ней не следует, то где будет проживать после ея высылки. Семейство в г. Москве – точный адрес указать не может.

13. Имеет ли собственные средства существования и в чем они заключаются. Живет на средства мужа.

14. Знает ли какое ремесло. Нет.

15. Чем до сего времени добывала себе средства существования, как сама она, так и ея супруг. Жила при муже, который служил в г. Москве на фабрике Арманд – директором этой фабрики.

16. Имеют ли родители какое-либо состояние. Мать живет на личные средства, оставшиеся после мужа.

17. По какому распоряжению и за что учрежден гласный полицейский надзор. По распоряжению МВД за принадлежность к СПб рабочей группе РСДРП.

18. Срок надзора и с какого времени его надлежит считать. Срок надзора и с какого времени будет донесен дополнительно.

19. Куда выслана или же надзор учрежден в месте ея жительства. В г. Самару.

Сведения собирал помощник пристава Сачевой».

(ЦГАСО, Ф-465, оп. 1, д. 2565, л.д. 7-9).

Режим гласного полицейского надзора, под которым Арманд находилась в нашем городе, предполагал ее ежедневную явку во 2-ю полицейскую часть для отметки о том, что поднадзорная никуда не сбежала и по-прежнему находится на территории участка. Однако в дальнейшем в ходе строгого следования этой формальности свободолюбивая натура Инессы сказалась в полной мере. Несмотря на то, что полицейская часть находилась буквально в квартале от гостиницы «Националь», Арманд в течение апреля-мая 1913 года умудрилась несколько раз нарушить установленный режим, за что, естественно, и наказывалась.

По крайней мере дважды в течение указанного периода, после того, как она не являлась для отметки в течение нескольких дней подряд, поднадзорную приводом доставляли к помощнику пристава, где на всю ночь оставляли в здешнем «обезьяннике» вместе с прочими, как бы сейчас сказали, административными нарушительницами из низших сословий. А однажды строптивая Арманд за такое же нарушение и вовсе была вынуждена отсидеть более суток в камере губернской тюрьмы, после того, как полицейский наряд задержал ее во время дачной прогулки. На память об этом пребывании Инессы в самарских «Крестах» в ее личном деле остались два снимка, сделанные тюремным фотографом – в фас и в профиль (рис. 8).

«Выбыла на кумыс в город Ставрополь»

Смягчить режим пребывания поднадзорной в нашем городе мог только один человек – самарский губернатор Н.В. Протасьев. Разумеется, уже в первый день своего пребывания в волжском городе Арманд обратилась к высокопоставленному чиновнику с такой просьбой, о чем Протасьев сообщил В.В. Критскому следующее:

«Срочно. Секретно. Самарскому полицмейстеру.

Состоящая под гласным надзором в гор. Самаре жена потомственного почетного гражданина Елизавета Федорова Арманд обратилась ко мне с ходатайством о разрешении выехать ей на лето для лечения кумысом в Ставрополь или Белый Яр.

Не встречая препятствия к удовлетворению ходатайства Арманд, сообщаю Вашему Сиятельству на предмет объявления о сем Арманд и принятия зависящих распоряжений. О времени выезда Арманд и обратном приезде в Самару мне донести».

(ЦГАСО, Ф-465, оп. 1, д. 2565, л.д. 15-16).

Здесь по датам, сохранившимся на этом архивном документе, можно проследить ту вызывающую извечные нарекания неторопливость, с которой во все времена работала наша чиновничья бюрократическая система. Из канцелярии Самарского губернатора приведенное выше письмо было отправлено 24 апреля 1913 года, и только 2 мая на нем появился штамп канцелярии самарского полицмейстера. На стол к подполковнику В.В. Критскому оно попало еще через два дня, после чего на губернаторском послании появилась следующая резолюция: «К немедленному исполнению поручаю приставу 2 части гор. Самары. 4 мая 1913 года». Согласно штампу о регистрации, в канцелярию пристава письмо попало 6 мая, и уже на следующий день Арманд собственноручно написала на нем следующее: «1913 года мая 7 дня предписание за № 5821 мне сего числа объявлено, причем заявляю, что в какое из двух указанных мест, пока не решила. Ел. Арманд». О точном маршруте своей поездки поднадзорная размышляла больше десяти дней, после чего в ее деле появилась справка, копии который пристав 2-й полицейской части направил вышестоящему руководству: «Справка. Арманд из гостиницы «Националь» 16 сего мая выбыла в город Ставрополь Самарской губернии».

Пока Инесса лечилась кумысом на берегах Волги, ее бывший супруг продолжал обивать пороги в Министерстве Внутренних Дел, добиваясь сокращения срока ссылки для своей революционно настроенной супруги, чтобы она «поскорее смогла вернуться к семье и детям». О том, что сделать это Александру в конце концов удалось, свидетельствует письмо, направленное 29 июня 1913 года самарским полицмейстером на имя Ставропольского уездного исправника. В нем говорилось о том, что по решению МВД «определенный срок окончания гласного надзора полиции для жены потомственного почетного гражданина Елизаветы Федоровой Арманд истекает 6 августа 1913 года». Однако послание полицейского чиновника немного запоздало. Согласно имеющимся свидетельствам, большевичка Арманд, не дожидаясь решения ее вопроса в высоких кабинетах, где-то в середине июня того же года скрылась из Ставрополя в неизвестном направлении. А уже в начале сентября Инесса объявилась в Кракове, где под как раз проходило расширенное заседание ЦК РСДРП (б) во главе с В.И. Лениным. Как это не странно, но Н.К. Крупская по этому поводу оставила в своих воспоминаниях следующую фразу: «Ужасно рады были мы, краковцы, ее приезду…»

Здесь стоит еще привести финал истории с залоговыми деньгами, которые, как и предвидел Александр Арманд, больше к нему так не вернулись. Первое слушание дела об окончании срока ссылки его бывшей супруги о возвращении Арманду залога было назначено в Петербургской судебной палате 27 августа 1913 года, однако сама поднадзорная, как мы знаем, к тому моменту опять была в бегах и в суд не явилась. Тем не менее слушание ее дела несколько раз переносилось, и лишь 21 сентября судебная палата приняла следующее определение: «Обвиняемая не явилась и объяснений о причинах, препятствовавших ее явке, не представила». Решение палаты оказалось вполне закономерным: «Залоговую сумму в размере 5400 рублей обратить в доход казны».

«Смерть Арманд ускорила смерть Ленина»

Нельзя не затронуть одного вопроса, вокруг которого в последние десятилетия было сломано немало копий: об интимных отношениях Инессы Арманд и Владимира Ульянова-Ленина. В советское время в отечественной литературе эта тема по понятным причинам сознательно замалчивалась, а исторические архивные исследования о личных отношениях вождя большевизма с кем бы то ни было за пределами его официальной семьи тогда, мягко говоря, не приветствовались. Зато в перестроечную и постперестроечную эпоху, когда вопрос о связи Арманд и Ленина перестал быть запрещенным и секретным, вокруг него, помимо серьезных архивных исследований, поднялась мощная волна псевдонаучных спекуляций, ложных слухов и даже откровенного мошенничества. Тем не менее к настоящему моменту подавляющее большинство историков считают твердо доказанным, что очень близкие, и, по всей видимости, интимные отношения между Инессой Арманд и Владимиром Ульяновым-Лениным действительно не раз бывали после 1909 года, когда они впервые встретились в Париже. В то же время многочисленные публикации и ссылки на несуществующих очевидцев, а также другие неподтвержденные факты, якобы свидетельствующие о том, что у Ленина и Арманд были общие дети, при проверках не выдерживали никакой критики и рассыпались в прах.

Что касается начала их романа, то им, как уже говорилось, биографы считают весну 1911 года, когда в поселке Лонжюмо под Парижем была организована партийная школа. Однако осенью того же года Ленин и Крупская уехали из Парижа в Краков, после чего Арманд написала предмету своей страсти отчаянное письмо, которое на русском языке было опубликовано только в 90-е годы. Вот некоторые выдержки из него, показывающие подлинный характер отношений этих деятелей русской революции:

«…Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда тебя очень любила.

Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, и только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью - и это никому бы не могло причинить боль… Я немного попривыкла к тебе. Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал… Крепко тебя целую. Твоя Арманд».

Вообще же существует более 150 писем, написанных Арманд к Ленину, большинство из которых для отечественных исследователей стали доступны совсем недавно. Вся эта переписка более чем красноречиво свидетельствуют о подлинном характере отношений Инессы Арманд и Владимира Ульянова. Кстати, и большинство писем Ленина в адрес Арманд, включенных в полное собрание его сочинений, тоже окрашено в яркие и чувственные тона, не оставляющие сомнений в том, что автор этих посланий, мягко говоря, глубоко неравнодушен к своему адресату (рис. 9).

Когда осенью 1920 года в Москву пришло известие о смерти Инессы Арманд на Кавказе от холеры, оно, по свидетельству многих очевидцев, стало для Ленина огромным моральным потрясением. Александра Коллонтай в своих воспоминаниях рассказывала, что когда 12 октября 1920 года «мы шли за ее гробом, Ленина невозможно было узнать. Он шел с закрытыми глазами и казалось - вот-вот упадет». Тем самым, по мнению Коллонтай, трагическая гибель Арманд ускорила смерть самого Ленина: он настолько любил Инессу, что просто не смог надолго пережить ее ухода.