Что такое любовь к человеку своими словами. Что такое любовь — своими словами? Любовь, как химическая реакция

То, что за историю существования человечества никто не сумел найти формулу любви, о многом и многом говорит. Почему люди влюбляются? Разве можно просчитать чувства и заставить кого-то по-настоящему полюбить? Нет, конечно. Любовь – то, что случается. Она имеет множество вкусов и оттенков.

Точно определить, что это за чувство, сложно. Ясно одно: для каждого оно проявляется по-своему. К примеру, мужчины и женщины ощущают действительность по-разному. Значит, каждый из нас вкладывает свое понимание в слово «любовь».

Объяснение для мужчин

Для мужчины это восхищение своей женщиной, желание оберегать ее и защищать от проблем. Именно поэтому ваш любимый, услышав жалобу на проблему, захочет немедленно ее решить. Есть запрос – должен быть ответ. Это мужская позиция.

Кроме того, любовь для мужчины – это не предел мира. Он может спокойно строить карьеру или добиваться успеха в социуме, совершенно не задумываясь о необходимости создать отношения.

Объяснение для женщин

Для женщины это весь ее мир. Она стремится быть ближе к своему избраннику, купаться в его внимании и постоянно чувствовать мир через призму их отношений.

Такая «назойливость» может наскучить мужчине, следовательно, для женщины важно уметь соблюдать дистанцию, проявляя любовь так, как хочет ее получить любимый. Через принятие и веру в него.

Для детей

Дети видят мир гораздо проще, чем взрослые. Они внимательно смотрят вокруг, порой выдавая такие вещи, о которых взрослые не задумываются.

Например, о важности заботы друг о друге (мама любит папу, поэтому каждый день гладит рубашки) или принятии (у меня во рту не хватает зубов, но я не стесняюсь улыбаться, потому что друзья все равно меня любят). Простые истины, но как интересно звучат в детских устах!

Краткие и ясные примеры (рассуждения) из жизни

В жизни много примеров настоящего чувства:

Один мужчина ежедневно приходил к жене, потерявшей память, чтобы снова и снова знакомиться с ней. Когда его спросили: «Зачем вы это делаете, она ведь вас не помнит?». Он ответил: «Зато я помню ее».

Девушка осталась с парнем, несмотря на то, что он получил тяжелую травму и врачи обещали ему существование, прикованное к инвалидной коляске. Однако вера любимой придала ему силы, и он победил свою болезнь.

И примеров довольно много. Но это глобальные истории. Гораздо чаще любовь проявляется в мелочах:

  • заваренный кофе и теплая булочка рано утром;
  • принесенный зонтик в проливной дождь;
  • звонок поздно вечером и один-единственный вопрос: «Как ты добралась?»;
  • встреча поздно ночью в аэропорту в другом городе.

Мелочи составляют настоящую, крепкую любовь.

Есть ли она вообще? - Любовь?

Если в вашем сердце поселился подобный вопрос, значит, вы обожглись на отношениях. Подумайте: может то, что вы принимали за настоящее, крепкое чувство, было увлечением? Так стоит ли из-за него ставить крест на всем?

Любовь есть! И она пронизывает историю человечества. Сколько фильмов снято о ней, сколько книг написано… Эта тема никогда не сходит с уст людей. А значит, она истинная.

Не закрывайте сердце

Позвольте Любви случиться.. . И когда это чувство вновь наполнит вас от пяток до макушки, отдайтесь потоку, ощутив полноту жизни! И тогда к вам придет настоящее счастье.

Будьте счастливы!

Есть такой французский писатель – Андре Моруа. Он – великий знаток тонкостей любви!

О том, что такое любовь кратко и ясно – говорят его цитаты. Они, словно тонкие нити, ведут по запутанным лабиринтам любви и открывают ее истинную суть, обнажают то, что спрятано под словом «любовь».

В его точных высказываниях – вся правда. Над ними прозреваешь! – и понимаешь, что любовь – это не только страсть и восхищение друг другом, в ней много внутреннего психологизма… и способности понять своего любимого человека – и принять. Порой для этого мало целой жизни…

Вы говорили когда-нибудь своему партнеру, или партнерше — «с тобой не о чем разговаривать!», «ты для меня открытая книга», «что нового ты мне можешь рассказать?!», «я знаю тебя как свои пять пальцев!» А вы уверены? На все 100%? А ведь эти слова отражают в первую очередь вас — ваше истинное отношение к любимому человеку! С какой целью вы говорите их? Чтобы что?.. Оставляю вас наедине с первым ответом, который пришел в голову…

Итак, что такое любовь кратко и ясно – в цитатах Андре Моруа:

  • – Источник любви скорее в нас, нежели в любимом существе…
  • – Счастливый - это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким.
  • – На свете всегда будет существовать для того, кто её достоин.
  • – Наблюдая за парой, сидящей за столиком ресторана, по длине пауз в их разговоре можно судить о том, как давно они живут вместе.
  • – Ночь с женщиной - это, конечно, вся ночь, но далеко не вся женщина.
  • – Ни один человек не способен жить недели, а уж тем более годы, в атмосфере нежной страсти. Все утомляет, даже то, что тебя любят.
  • – Мужчины обнажают свою душу, как женщины - тело, постепенно и лишь после упорной борьбы.
  • – Время, проведенное с женщиной, нельзя считать потерянным.
  • – Ничто так не раздражает юношу, как притязания девушки, к которой он равнодушен. , которая сама себя навязывает и делает первый шаг, добьется мужчины, но не любви.
  • – Удачный брак - это строение, которое нужно каждый раз реконструировать.
  • – Ничто так не привязывает, как .
  • – Любовь начинается с радостного ощущения собственной силы, сочетающегося со счастьем другого человека.
  • – Вы всю жизнь будете встречать людей, о которых с удивлением скажете: «За что он меня невзлюбил? Я же ему ничего не сделала».
    Ошибаетесь! Вы нанесли ему самое тяжкое оскорбление: вы - живое отрицание его натуры…
  • – Счастье не в том, чтобы завоевать тело женщины, а в том, чтобы стать ее избранником.
  • – Ничто так не выводит мужчину из себя, как агрессивность женщины. Амазонок обожествляют, но не обожают.
  • – Слишком многие люди устроены так, что они легко привыкают быть объектом любви и не ценят достаточно чувство, в котором слишком уверены.
  • – Любить женщину - значит думать не о том, что от неё получаешь, а о том, что ты ей отдаешь.
  • – Слишком откровенно выраженная редко вызывает взаимность.
  • – Счастье именно в том и состоит, чтобы не желать перемен в тех, кого любишь.

Что скажете? Не правда ли, эти фразы бьют прицельно! Если какая-то из них зацепила вас за живое, вернитесь к ней, перечитайте, подумайте, и поймите, почему она задела?..

Полезные советы

Любовь - это слово, которое хоть раз проносилось в голове каждого человека. Оно либо вызывает радость, либо пугает, либо мотивирует.

Существование любви и ее смысл обсуждается на протяжении веков. Так что же такое любовь?

На этот вопрос пытались найти ответ поэты и ученые. И можно точно сказать, что ответ на этот вопрос ЕСТЬ – любовь это … на самом деле все зависит от того, с какой стороны подойти к этому вопросу.


Разные определения любви

С точки зрения романтика: любовь - это совершенство


© abbasnaseem78 / pixabay

Что для вас любовь? Вы считаете, что любить стоит без разногласий? Вы считаете, что партнеры должны всегда понимать друг друга? Если вы можете объяснить любовь таким образом, то вы настоящий романтик.

Вы, возможно, раскроетесь, но все же стоит отметить, что любви с первого взгляда не существует. На самом деле, чтобы обрести любовь нужно потрудиться. Согласно Салли Коннолли (Sally Connolly), психотерапевту с 30-летним стажем, если настаивать на идее идеальной любви, то это только навредит отношениям.

С точки зрения ученого: суть любви заключается в чувстве обоняния


© Natalia Sotikova

Если вы любите анализировать, то, возможно, для вас любовь связанна с биологией. Существуют даже научные доказательства существования любви. Ученые из Бернского университета в Швейцарии, провели исследование, основанное на связи между нашим чувством обоняния и влечением к другому человеку. Они обнаружили, что главный комплекс гистосовместимости (ГКГ) в человеческом ДНК (область генома, которая играет большую роль в иммунной системе и развитии иммунитета) вызывает любовь к другому человеку.

С точки зрения реалиста: любовь, как океан


© JNEphotos / Getty Images Pro

Для реалиста любовь сравнима океану с его постоянными волнами, приливами и отливами. Такое объяснение любви является наиболее правильным. Дать точное определение любви сложно. Чтобы любить и удерживать любовь, нужен труд, но в награду вы получите более здоровые, полноценные и длительные отношения.

Что не является любовью?

Несмотря на то, что определение любви зависит от того, с какой стороны вы посмотрите на нее, есть несколько конкретных вещей, которые точно не нужно путать с любовью.


© pixel2013 / pixabay

Влюбленность – чувство, которое возникает в самом начале отношений. Та любовь, что не дает нам заснуть по ночам, отвлекает нас в течение дня и постоянно бодрит нас, на самом деле не любовь, а влюбленность, которую очень легко спутать с любовью. Многие из нас попадают в этот капкан. Вы спрашиваете себя "что такое любовь?" и потом убеждаете себя, что то чувство, которое вы испытываете вначале отношений и есть любовь. Если вы так считаете, то ваши отношения не продлятся долго, а вот настоящая любовь длится долго.


© kieferpix / Getty Images

Многие также путают эти два понятия. В чем различие? Если вы больше обращаете внимание на внешность партнера, если часто думаете о "спальном общении", то это скорее страсть, чем любовь. Это еще один капкан, в который легко попасть, так как мы всегда надеемся на лучшее и убеждаем себя в существование того, чего на самом деле нет.

Игнорировать явные пробелы в отношениях довольно легко, так как очень сложно расставаться с человеком, который вам не безразличен. Если путать понятия страсти и любви, то вы застрянете в фантазиях, вместо того, чтобы опуститься на землю и найти настоящую любовь.


© Billion Photos

Эти чувства могут быть очень похожи, и это может вас запутать. Все потому, что мы можем влюбиться в друга и подругу, или чувствовать, что ваш романтический партнер является вашим другом. Мы очень много времени проводим с друзьями, поэтому трудно представить жизнь без них.

Подобное чувство возникает по отношению к нашим вторым половинкам и границы, порой, становятся размытыми.

Если вы запутались в отношениях с кем-либо, попробуйте уделить внимание химии и интенсивности ваших чувств. В общем, чем сильнее чувства к другому человеку, тем более вероятно, что это любовь, а не дружба.


© satori13 / Getty Images

Иногда нам кажется, что мы влюблены, однако, на самом деле, это эмоциональная зависимость. Как это понять? Есть несколько вопросов, которые стоит себе задать.

Вы стремитесь идеализировать своего партнера? Вы очень боитесь потерять его или ее? Для вас важнее отношения, чем сам партнер? Если вы ответили "да" на все эти вопросы, то вы находитесь в эмоционально зависимых отношениях, а это не любовь. Но не стоит себя корить за это. Стать эмоционально зависимым довольно просто, так как боязнь потерять партнера, а также желание его идеализировать являются вполне нормальными вещами.


© Denisfilm / Getty Images

Такие чувства могут испытывать люди, которые находятся в романтических отношениях, но порой мы можем зайти слишком далеко. Запомните, вы принадлежите самому себе так же, как и ваш партнер. Любовь позволяет нам оставаться самим собой.

Любовь и ее определение можно рассматривать с разных точек зрения — философской, религиозной, психологической, даже медицинской. Ею восхищаются, вдохновляются, ее боготворят, возвышают, ей посвящают стихи, картины, музыку, жизни. Однако можно ли сказать, что каждый понимает любовь по-своему? Какой она бывает, из чего состоит, чем отличается от других чувств, может ли причинять вред? И главное — как же ее найти?

Что такое любовь?

Любовь - это глубокая, длительная, устойчивая привязанность в совокупности с соответствующими ей доброжелательными действиями. Связка “чувство-поступки” неразделима. Любовь без эмоциональной составляющей(чувства симпатии) — это услуга из выгоды или человечности, а без внешних проявлений(поступков) — это страсть или влюбленность.

Если прохожий решит подать руку упавшему незнакомцу, это покажет его как человека сострадательного, неравнодушного, доброго. Но поступок не будет свидетельствовать о любви. Если один из пары испытывает теплые чувства, но не хочет выражать это внешне (помогать, заботиться и т. д.), то здесь тоже фигурирует другая .

Четкого единого определения для данного понятия не существует, так как разные учения трактуют любовь по-своему. Например:

  • религия (христианство) — жертвенность, терпение, прощение;
  • философия — высшая форма взаимосвязи между людьми;
  • наука — химико-физические процессы и состояния, влияющие на ;
  • психология — проявление социализации, стремления к продолжению рода;
  • социум — объединяющая категория в семье (кровной, приобретенной);
  • искусство — один из самых мощных источников , стимул;
  • эзотерика — предопределенная высшими силами энергетическая связь.

Само понятие любви — идеально, а вот ее проявления в человеческом поведении — нет. И это нормально. Можно представить в воображении безупречную жемчужину, но в реальности даже у самого красивого жемчуга есть микроскопические трещины, сколы, потертости.

Можно воспринимать это чувство как морально-эмоциональную категорию, связывать только с или . Но все равно сложно отрицать тот факт, что оно влияет на физиологическое состояние, самочувствие.

Любовь - это:

1. Забота.

Желание опекать, оберегать от любых проблем, — верный признак серьезного чувства. Проявляется во внимательности к любимому человеку и его потребностям.

Примеры : уход за приболевшим, помощь с домашними обязанностями, обеспечение комфорта (укутать пледом, сделать массаж).

2. Уважение.

Примеры : умение слушать собеседника, интерес к нему как к , толерантное отношение.

3. Ответственность.

Ключевое слово — добровольная . Это личное решение влюбленного, а не навязанная обязанность. Человек понимает, что его поведение влияет не только на него самого, но также на репутацию, чувства, жизнь того, кому эта любовь адресована.

Примеры : планирование совместного будущего, стремление решать, а не подавлять или игнорировать , работа над улучшением отношений.

4. Свобода.

Казалось бы, противоположное ответственности понятие. Но оно наравне с ней присутствует в здоровых отношениях. Если обязательства — это “мы”, то — это “я”. Точнее готовность позволить другому никуда это “я” не закапывать, не жертвовать им в пользу “мы” или партнерского эго.

Примеры : отсутствие угроз, манипуляций, категорических необоснованных запретов; предоставление выбора, возможности быть собой.

5. Близость.

Это тесное общение, понимание друг друга на интеллектуальном, эмоциональном, физическом уровнях. Любимый человек становится неотделимой частью жизни, а его обычные привычки, изучены почти досконально.

Примеры : совместные традиции, свободный тактильный контакт без зажатости или неловкости ( , объятия, касания), выстроенное взаимопонимание.

6. Бескорыстность.

Любовь свободна от эгоизма. Она также не имеет чего-либо общего со сделкой. Даря свои чувства, помощь, заботу, влюбленный делает это безвозмездно. Отношение “ты — мне, а я — тебе” — признак несерьезности чувств или неумения .

Примеры : желание сделать приятное без ожидания чего-то взамен, щедрость (в том числе — в ), инициативность.

7. Доверие.

Открытость в мыслях и поступках, искренность, уверенность в объекте обожания тоже очень важны. Они составляют основу здоровых отношений, позволяя развиваться другим составляющим любви.

Примеры : верность, личные разговоры, открытие тайн, умение положиться на другого, вера на слово.

8. Развитие.

Любовь заставляет людей меняться, развиваться вместе. Причем это не только схема “знакомство-сожительство-брак-дети”. Сюда же относится работа над отношениями и собой, улучшение совместной жизни.

Примеры : поиск и развитие общих интересов, занятий, работа с семейным психологом, совершенствование “я” для комфорта “мы”.

9. Трезвость.

Физиология любви.

В организме любящего человека происходит настоящий гормональный бум. Причем виды гормонов, их пропорции на разных этапах отношений заметно отличаются. Интересно, что количество некоторых таких веществ зависит от пола влюбленного. К основным относят 6 гормонов.

  • Дофамин . Вырабатывается в момент, когда человек решает осуществить действие, приносящее ему (увидеть свою пару). Стимулирует азарт, приятное волнение, эмоциональное возбуждение, предвкушение.
  • Адреналин . Создает эффект “положительного стресса”. Он активизирует все ресурсы организма, в том числе — нервную систему. Именно из-за него возникает ощущение “всемогущества”, желание сворачивать горы.
  • Серотонин . Это залог хорошего настроения. Его дефицит вызывает . Парадокс в том, что его уровень падает, если в крови появляется адреналин. Вот почему на первых этапах отношений влюбленные склонны иногда , утрировать, страдать на пустом месте.
  • Эндорфины . Вызывают удовлетворенность, . Особенно активно вырабатываются при тактильном контакте с объектом симпатии. Со временем их выработка снижается. Однако шоколад, спорт и секс восстанавливают баланс.
  • Окситоцин . Пробуждает привязанность, усиливает близость, доверие. Снижает количество всех предыдущих веществ. На смену страсти приходит приятное спокойствие, ощущение надежности, стабильности.
  • Вазопрессин . Оказывает то же действие, что и окситоцин. Однако в большей концентрации проявляется именно у мужчин. Это “залог моногамности” парня.

В совокупности такой гормональный микс улучшает иммунитет, обмен веществ, состояние сердечно-сосудистой системы, внимание, стимулирует творческую работу мозга.

Виды любви.

Тип субъекта (владельца) чувств

  • Родительская . Наиболее жертвенная. Это чувства не только отца-матери, но также бабушек, дедушек, дядь, теть, опекунов.
  • Детская . Самая открытая, непосредственная, искренняя, но слегка капризная.
  • Романтическая . Любовь в паре или между супругами. Включает эротический подтекст.
  • Дружеская . Появляется и укрепляется гораздо дольше остальных видов. Более редкая.
  • Сестринская/братская . Имеет общие черты с родительско-детской, дружеской. Уклон в сторону той или иной определяется, как правило, разницей в возрасте.

Классификация Джона Алана Ли.

Социолог-публицист из Канады за основу своей типологии брал размышления древних греков о любви. Он выделял три основных вида любовных отношений, приписывая им разные цвета:

  • эрос — красный. Страсть, идеализация, обожание, непреодолимое притяжение, явное преобладание эмоций над разумом, ослепленность;
  • сторге — желтый. Спокойные семейные отношения, основанные на схожих интересах, близости, дружбе, доверии, взаимопонимании, .
  • людус — синий. Азартное чувство, попытка избавиться от , увлечение с целью получения удовольствия.

Ли также утверждал, что попарно смешанные основные виды создают три вторичных типа :

  • мания — эрос + людус, фиолетовый. Одержимость, фанатичность, отклонение от здоровой формы взаимоотношений. Нестабильность, непредсказуемость.
  • прагма — людус + сторге, зеленый. Рациональность, преобладание разума над эмоциями, выборочность, осознанность, поиск выгоды, корыстность.
  • агапе — эрос + сторге, оранжевый. Бескорыстие, открытость, щедрость, добровольная жертвенность, безусловность чувств.

Социальный статус.

Под ним подразумевается уровень дохода, образования, культуры. Иногда также учитываются религия, специфические традиции отдельной семьи или целого народа (например, касты в Индии).

  • Равная — отношения между представителями одного социального класса. Одобряется и поощряется обществом.
  • Неравная — чувства, возникающие между людьми разных общественных слоев. Это любовь с серьезными препятствиями.

Отношение объекта к субъекту.

  • Взаимная — ответные чувства между партнерами, равное отношение друг к другу.
  • Безответная — отсутствие взаимности или неравенство в силе, качестве эмоций.
  • Анонимная — ситуация, при которой люди не знают о наличии или глубине чувств друг друга. Как правило, это первые этапы знакомства или периоды после серьезных ссор, долгой разлуки.

Симпатия, влюбленность, любовь.

Есть ли разница между этими понятиями? Оказывается, да. Выражается она не только в яркости, продолжительности эмоций, но также в отношении к другому человеку.

  • Симпатия — стихийно возникший интерес, основанный на очевидных признаках нового знакомого. Его длительность и дальнейшее развитие могут быть абсолютно разными. То есть возможно как полное прерывание приязни, так и ее перерождение в более серьезное, глубокое чувство. Это заинтересованность во внешности, в положительных качествах, которые сразу бросаются в глаза, в наличии общих увлечений.
  • Влюбленность — устойчивая симпатия, возникающая после сближения, более тесного знакомства. Появляется на этапе, когда люди неплохо знают друг друга. Это “незрелая” форма любви, так как в ней еще присутствует некая иллюзорность. Как правило, совпадает с “конфетно-букетным” периодом и пиком гормонального всплеска.
  • Любовь — осознанная глубокая влюбленность. Минусы человека или отношений с ним воспринимаются адекватно. Здесь нет игнорирования, замалчивания, избегания. Отсутствуют зависимость, аффекты, фанатизм.

Приблизительную градацию этих состояний можно передать следующими фразами:

  • “У тебя красивые глаза. Тоже нравятся комиксы? Классно. Давай пообщаемся еще как-нибудь” — симпатия.
  • “Как же я тебя обожаю! Ты мое всё. Не представляю свою жизнь без тебя” — влюбленность.
  • “Хотя между нами бывают размолвки и у нас много различий, ты делаешь меня лучшим человеком” — любовь.

Иногда грань бывает очень тонкой, поэтому влюбленность легко спутать с любовью. Но последняя длится дольше и гораздо менее подвержена эгоизму, капризам, импульсам.

Существует ли любовь с первого взгляда?

В целом люди делятся на две категории:

  • те, кто ищет идеальную пару (“вторую половинку”, суженого/суженую, судьбу);
  • те, кто сам создает идеальные отношения с любым подходящим партнером.

Первые больше надеются на совместимость — психологическую, физическую, бытовую, даже зодиакальную. Вторые — практики, которые считают, что идеалы не находятся, а создаются. Но кто же прав?

Частично и те, и другие. С одной стороны, есть тысячи ситуаций, когда люди уже при первой встрече ощущают “химию”, а потом счастливо живут в любви и согласии. С другой — несмотря на силу эмоций при первом знакомстве, любовь приходит позже. Любящие люди хорошо знают своих близких. Глубокого познания невозможно добиться после первых разговоров. То есть для серьезного чувства все же требуется время и общение.

Может ли любовь вредить?

Оказывается, да. Причем речь идет не об аффективном, нездоровом состоянии, а о вполне адекватной версии чувств.

Американские ученые провели эксперимент с участием 50-80-летних людей, которые потеряли своих партнеров. В ходе исследования было установлено, что у испытуемых увеличен риск сердечно-сосудистых заболеваний и воспалительных процессов. Угроза смерти у таких людей оказалась повышена на 41% .

А на пациентов со слабым здоровьем сильные, даже положительные эмоциональные всплески (постоянные) действуют так же, как хронический стресс.

Чтобы снизить риск , достаточно обратиться к , начать практиковать йогу или , учиться уделять время себе. А более молодым — верить в то, что любовь не такая уж редкость, как ее описывают в романах. Серьезно влюбиться можно несколько раз за жизнь.

Любовь живет 3 года?

Название одноименной книги популярного писателя Фредерика Бегбедера стало едва ли не крылатой фразой. Причем оно сбивает с толку, так как в самом романе данная фраза — это самовнушение главного героя, а не психологический факт.

Однако статистические данные показывают, что рубеж в три года часто становится фатальным, непреодолимым для многих пар. Почему же так случается? Причина — в гормонах и отношении к трудностям.

Изменение гормонального фона.

Первые этапы общения между влюбленными вызывают у них выработку серотонина, адреналина, норадреналина, эндорфинов, дофамина. Они же вызывают ощущение “бабочек в животе”, приятную дрожь, эмоциональный подъем вплоть до бессонницы, головокружения.

Однако действие этих гормонов не вечно. Со временем их выработка начинает явно снижаться. И хотя на смену приходят окситоцин и вазопрессин, таких ярких всплесков эмоций, как раньше, уже не случается. Этот спад воспринимается влюбленными как уход чувств, поэтому они иногда принимают решение расстаться.

Работа над отношениями.

В начале знакомства люди, как правило, стараются показать себя с лучшей стороны, скрыть минусы характера, плохие привычки. Но вскоре маски начинают спадать, а негативные черты — проявляться все сильнее. Кажется, будто человек кардинально меняется в худшую сторону. Однако это лишь признак, что он больше расслабляется и открывает свою настоящую натуру.

Когда происходит столкновение двух “я”, привыкших жить только по своим правилам, начинаются конфликты. К третьему году отношений пары часто съезжаются, и в быту этот стык чувствуется острее. Резко увеличившееся количество ссор воспринимается как повод для разрыва.

На самом деле любовь как результат постоянной работы партнеров длится гораздо дольше. Достаточно воспринимать тяжелый этап как временную трудность. Если стараться решать совместные проблемы, а не уходить от них, светлое чувство станет постоянным спутником.

Как привлечь любовь в свою жизнь?

Речь пойдет не о конкретной разновидности, а о любви как окружающей атмосфере. Как можно наполнить свою жизнь положительными вибрациями, улучшить отношения с близкими и даже привлечь дружбу или романтические отношения?

1. Быть благодарным за то, что уже есть.

Умение ценить реальные достижения, уже имеющиеся подарки — достаточно важная черта. И напротив — постоянное ворчание отталкивает любой и людей. Наслаждаясь тем, что имеет, человек улучшает свое расположение духа, становится счастливее, чаще улыбается, магнитом притягивает к себе все хорошее.

Достаточно раз в день мысленно поблагодарить судьбу/Бога/вселенную/себя за то, что есть здоровье, крыша над головой, радостные моменты, близкие, друзья. Даже возможность просто ходить, дышать, наслаждаться природой, узнавать новое — это уже повод быть благодарным.

2. Выйти из зоны комфорта.

Люди, привыкшие жить по одному сценарию, крайне редко достигают значительных успехов. Да и как их получить, если хочется, а усилия при этом не прилагаются?

Выйти из зоны комфорта — не значит прыгнуть с парашютом или поменять страну жительства. Можно, конечно, сделать еще и это, но на самом деле есть куча других способов разбавить рутину:

  • записаться на курсы, в кружок, секцию, даже на разовый или ;
  • купить новую одежду, не похожую по стилю на обыденную, сделать новую прическу, перекраситься;
  • выработать хорошую привычку (планировать день, пить много воды, ложиться спать, вставать в одно и то же время, например);
  • изменить обычные маршруты к работе, магазину, парикмахеру;
  • сходить на концерт, быстрые , выставку, в театр, кино, клуб.

Еще одна важная особенность: важно почаще бывать на улице или в заведениях среди новых людей.

3. Полюбить себя.

Поэтому первый шаг для тех, кто ищет любовь, — обратить внимание на себя. Как улучшить самомнение? Заняться собственной внешностью, внутренним (духовным, психологическим, интеллектуальным) .

4. Дарить добро.

Как бы не были суровы жизнь и язвительные скептики, но “правило бумеранга” все же действует. Хорошие поступки, даже просто слова возвращаются, принося пользу. Но не всегда ожидаемым образом.

  • прошлое — это уже заполненные страницы,
  • текущее время — пустая строка,
  • будущее — следующие листы.

Если все время только перечитывать исписанные странички, до новых не получится добраться. А чистая строка так и останется незаполненной. Поэтому закрывать старые , оставлять прошлое позади — необходимость. Тогда жизнь подарит приятные перемены.

На первый взгляд, любовь кажется вполне понятным, знакомым всем чувством. Но стоит копнуть глубже — и открываются тайные грани, сложные части, глубокий смысл ее существования. Она требует осознанности, не терпит фальши, зато дарит в ответ неземное счастье. Для кого-то она — это идеал, для других — плод усердного труда. Но вряд ли кто-то станет отрицать ее важность и незаменимость.

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

Любовь

1. Высокая степень эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных интересов и потребностей субъекта (к матери, детям, музыке и др.). 2. Интенсивное напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).