Урок экскурсия по биологии в океанариуме. Технологическая карта урока-экскурсии по биологии (5-й класс). Экскурсии для школьных групп

Любой океан – это элемент водной оболочки Земли, часть гидросферы. Океан обладает рядом особенностей:

1. Вода в океане не пресная, а соленая.

2. Все живые организмы, обитающие в его глубинах, приспособились к жизни в соленой воде, а в пресной погибают.

3. Часть животных дышит жабрами, а часть легкими, как и живущие на суше.

4. Глубины большинства океанов не изучены, и какие секреты они таят, мы не знаем.

Вода – это вещество, которое очень быстро нагревается и хорошо пропускает солнечный свет, только слегка изменяя направление его движения.

Вот так из водной толщи выглядит Солнце. Так что обитатели морей и океанов видят окружающий мир немного иначе (изучение аквариума «Марианская впадина»).

Изучать богатый животный и растительный мир для нас с вами непросто. Почему?

Да, действительно, под водой мы не сможем дышать.

Но может нам будет достаточно периодически задерживать дыхание?

Правильно, мы должны все время дышать, а мы этого под водой делать не умеем. Это возможно только с помощью специального снаряжения. Поэтому нам необходимы акваланги (изучение аквариума «История акваланга»).

Как на суше, так и в воде, животным требуется защита от хищников. Способов не стать чьим-то «обедом» у подводных обитателей достаточно. Некоторые из них очень опасны для человека. Предлагаю вам фиксировать информацию о соответствующих животных.

Задание 1.

Заполните таблицу

Название животного

Территория обитания

Способ защиты

Опасность для человека

Внимание, перед вами рыба фугу, которой удается расширять свое тело и, ощетинившись иглами, отпугнуть врага. Это, несомненно, может быть одним из самых очаровательных защитных механизмов среди всего животного мира. Тем не менее, вам не стоит попадать под чары рыбы фугу, дабы не узнать её истинную природу, когда уже будет поздно. Эта рыба просто напичкана ядовитыми нейротоксинами, которые могут убить даже человека. Паралич и удушье – основные симптомы отравления.

Предки осьминогов, кальмаров и каракатиц состязались с рыбами за морское господство на протяжении многих миллионов лет. Однако длительное соперничество так и не выявило победителя. Ловкость, скорость, острое зрение - неоспоримые преимущества этих моллюсков. Но каракатицы имеют в своем арсенале еще одно «оружие»: при малейшей опасности они выбрасывают в воду темные чернила, которые укрывают их от врагов и маскируют бегство.

- Многие животные в мире, обладающие ярким окрасом, являются весьма ядовитыми. Огненная каракатица Пфеффер не является исключением. Тем не менее в этой каракатице уникально то, что она является единственным в мире видом ядовитой каракатицы. Яд, который содержится в плоти этой каракатицы, попадает в кровь жертвы и быстро распространяется по всему телу.

- Синий кольцевидный осьминог является маленьким, размером с мяч для гольфа, но чрезвычайно ядовитым существом. Он обычно светлый по цвету, с темно-коричневыми группами по его восьми ногам и телу, с синими кругами, добавленными по верх этих темно-коричневых групп. Когда осьминог потревожен или вынут из воды, он темнеет, и кольца становятся блестящими и принимают цвет электрик, и именно это цветное изменение дает животному его название.

Его яд достаточно силен, чтобы убить крупное животное.

У самого дна можно встретить кальмаров . Они передвигаются спиной вперед. Где щупальца – это голова.

Возможно рыба-камень никогда не выиграет конкурс красоты, но она определенно получит приз «Самая ядовитая рыба». Считается, что укус рыбы-камня провоцирует наисильнейшую боль, которая сопровождается шоком, параличом, и отмиранием ткани. Если не получить скорую медицинскую помощь, исход может быть фатальным.

Рыба-камень хранит свои токсины в ужасных спинных хребтах, которые предназначены для защиты от хищников.

О детенышах морского конька заботится отец. Самец вынашивает яйца зародышей в своей брюшной сумке до момента их появления на свет. Большое количество зародышей, созревающих в отцовской сумке выживают, что способствует сохранению вида.

- Голотурии (морские огурцы) ведут малоподвижный образ жизни и кажутся жалкими, беспомощными созданиями, которые не могут убежать от опасности. Но им и не надо, оставшись наедине с врагом, морской огурец выворачивает свои внутренности наизнанку и выпускает на обидчика струю ядовитого пищеварительного сока. Некоторые виды этих созданий могут даже выбрасывать кусочки кишечника, который потом быстро восстанавливается.

- Миксины - непривлекательные морские существа обладают интересным способом самообороны, за который получили прозвище «плюющая ведьма». Узнав о приближении хищника, миксин выделяет огромное количество липкой слизи, и не повезет той рыбе, которая случайно заглотнет загрязненную воду. Ее внутренности моментально слипнуться.

Многие морские обитатели не имеют твердого скелета и передвигаются странным для нас способом.

Например, медузы цианеи , выталкивают воду. Их движение похоже на рывки. А огромные у некоторых из них щупальца как сети ловят добычу – рыбешек и рачков. Некоторые из них могу быть опасны для человека. Щупальца ядовитых медуз оставляю на нашем теле смертельные ожоги.

- Кубомедуза получила такое имя из-за своей кубической формы. За последние 60 лет, эта симпатяга унесла около 6 тысяч жизней. Ее яд считается самым смертельным в мире, токсины поражают сердце, нервную систему и клетки кожи. И, что еще хуже, все это сопровождается такой адской болью, что пострадавшие входят в состояние шока и либо тонут, либо умирают от остановки сердца.

Если сразу обработать рану уксусом или раствором уксусной кислоты, у пострадавшего есть шансы, но, как правило, в воде уксус не найти.

Конечно же, привычных для нас на земле деревьев, в подводном мире нет. Их заменяют кораллы . Кстати, это животные. Причем, очень маленькие, не больше рисинки. А то, что мы видим – это их дом. Каждая «веточка» выстроена одним маленьким животным.

Кораллы разнообразны по цвету. Они бывают красными, розовыми, белыми и черными. Растут кораллы даже на очень большой глубине.

Подводные скалы заселены огромным числом водорослей и животных, напоминающих цветы.

Например, актинии. Это подводные «цветы». Всю свою жизнь они проводят на одном месте. Перемещаются только на панцире рачков. Их безвредные на вид лепестки – щупальца хватают проплывающую мимо рыбешку, креветку или рачка парализуют своим ядом, а затем съедают. Пищей для них могут служить и мельчайшие рачки. Некоторые виды отфильтровывают частички пищи из воды.

Не приносит вреда яд актиний только коралловым рыбкам. Они смело снуют между щупальцами и прячутся там от врагов. Например, рыба- клоун («В поисках Немо»).

На самом коралловом рифе и в его пещерах. Обитает великое множество рыб. Одни из них ярко окрашены, другие же наоборот стараются замаскироваться.

Вид окраски чаще всего зависит от способа охоты. Чтобы напасть на жертву из укрытия - лучше стать незаметным на окружающем фоне.

Например, мурена. Она имеет острые как бритва зубы и нападает всегда внезапно из пещерок в рифе.

А если рыбка питается кораллом, то и прятаться незачем. Кораллы неподвижны.

А эта безобидная на вид рыбка, Крылатка-зебра чернополосая, известна своим драчливым нравом. Защищая свою территорию, она может откусить плавник незваному гостю.

По поверхности рифа то и дело снуют стайки ярких рыбок: желтые токелау, бирюзовые хирурги, полосатые рыбы-бабочки, рыбы-попугаи, королевская грамма и другие. Из – за этого риф напоминает оживленный город.

Ближе ко дну можно встретить более крупных хищных рыб, передвигающихся по одиночке: рыба наполеон, камбала, электрический скат, морской удильщик и другие. Мастерами донной маскировки можно назвать камбалу и электрического ската. Если они лежат без движения, то проплывая над ними сверху, животных можно даже не заметить. Их способ охоты – скрытая маскировка и нападение.

В толще воды непрерывно движутся большие косяки рыб, например, сардины, мойва. Своим блеском и резкими движениями они сбиваю с толку врага, хищник просто не может выбрать конкретную добычу.

Самый опасный хищник в океане – это акула. Эти древние животные имеют идеальную, для охоты форму тела. У акулы обострено обоняние. Она чувствует запах 1 капли крови за несколько километров. А, расположенные в несколько рядов зубы, остры как бритва, и растут в течение всей жизни. Даже чешуя имеет шипы, способные разрезать кожу только прикосновением.

Настоящие красавицы донного мира – это морские звезды. Эти хищницы активно передвигаются по дну в поисках пищи. Рот у них расположен на внутренней поверхности тела.

По морскому дну медленно передвигаются моллюски с раковинами на спинах и без них: рапана, харпа, мурекс, гигантский стромбус.

На вид, мраморная улитка-конус выглядит красиво. Капля ее яда способна убить 20 человек. Признаки укуса: сильная боль, опухоль, онемение, в серьезных случаях наступает паралич и отказ дыхания. Противоядия не существует.

На дне можно встретить множество рачков и крабов:рак-отшельник, камчатский краб, краб голова самурая и т.д.

В глубинной толще океана можно столкнуться с древнейшим его обитателем – это наутилус. Живой динозавр, доживший до наших дней.

Цель : сформировать знания о водном биогеоценозе .

Задачи :

    Отработать умение определять взаимосвязи организмов в аквариуме и причины неустойчивости равновесия этой искусственной системы.

    Ознакомить с правилами ухода за аквариумом.

Оборудование : аквариумы, «Цепи питания в аквариуме».

В начале занятия в короткой беседе мобилизуются знания студентов о том, что такое «биогеоценоз», «пищевые связи», «цепи питания», «экологические группы организмов». В беседе студенты вспоминают также о том, что различные водные и наземные биогеоценозы различаются по видовому составу населяющих их организмов, по условиям обитания и по размерам занимаемых территорий. Преподаватель сообщает, что с особенностями водных биогеоценозов студенты ознакомятся на ближайших занятиях, и предлагает на данном занятии рассмотреть простейшую искусственную экологическую систему- аквариум. Преподаватель поясняет, что аквариум можно рассматривать как модель биогеоценоза, так как в нем, как и в любом биогеоценозе, имеются органические компоненты- растения, животные и микроорганизмы, неорганические- вода и грунт, имеется комплекс взаимосвязей между организмами и факторами неживой природы.

Затем преподаватель ставит перед студентами задачу определить основные экологические группы организмов в аквариуме. Студенты устанавливают, что в аквариуме есть все основные группы организмов,характерные для биогеоценоза: создатели органического вещества – одноклеточные и многоклеточные водоросли и другие водные растения; потребители-водные беспозвоночные и рыбы, питающиеся растениями, одноклеточными микроорганизмами, другими беспозвоночными; разрушители- различные микроорганизмы, которые разлагают органические вещества до простых неорганических соединений. Преподаватель поясняет, что растительноядных животных называют потребителями первого порядка, а плотоядных- потребителями второго порядка. Между всеми экологическими группами организмов устанавливаются различные взаимосвязи, прежде всего пищевые связи. Растения в процессе фотосинтеза поглощают из воды соли и углекислый газ, выделяемый организмами, обитающими в аквариуме. Животные поглощают кислород, выделяемый растениями, поедают растения или других животных- обитателей аквариума.

Преподаватель предлагает одному из студентов изобразить на доске(а остальным- в тетрадях) схему взаимосвязей между основными группами организмов в аквариуме.

Затем преподаватель предлагает студентам рассмотреть таблицу «Цепи питания в аквариуме» и отметить особенности этих цепей питания. Студенты отмечают, что цепи питания в аквариуме очень короткие - всего 2-3 звена. Преподаватель поясняет, что длина цепей питания зависит от видового состава населяющих биогеоценоз организмов. В аквариуме видовой состав очень беден. На такой небольшой территории может существовать только ограниченное число организмов. В природе такой биогеоценоз, с бедным видовым составом и короткими цепями питания, не смог бы существовать. Жизнь в аквариуме поддерживается искусственно: создается нужная температура воды, освещенность, насыщенность воды кислородом, извне привносятся недостающие звенья цепей питания.

На конкретных примерах рассматриваются возможные причины нарушения равновесия в аквариумах с разным видовым составом организмов и способы устранения этих нарушений. Так, в аквариуме, где есть водные растения, улитки, дафнии, плотоядные рыбы, равновесие нарушается из-за недостатка пищи для рыб: рыбы поедают дафний быстрее, чем они размножаются. В цепи питания выпадает одно звено- дафнии. Для поддержания жизни в аквариуме необходимо периодически вносить извне дафний и другой корм для рыб.

Если в аквариуме нет улиток, вода и стенки становятся мутными, бурно развиваются одноклеточные зеленые водоросли (вода в аквариуме «цветет»), условия жизни в аквариуме ухудшаются. Устранить эти нарушения можно, заселив аквариум улитками, которые поедают водоросли, различные органические остатки и очищают аквариум.

В последующей обобщающей беседе обсуждаются правила ухода за аквариумом, выясняют, какой водой и грунтом следует заполнять аквариум, какими водными растениями, беспозвоночными и рыбами заселить его, какой температурный и воздушный режим следует соблюдать, чем и как кормить рыб, и др.

В конце занятий преподаватель дает студентам задания. Одной группе студентов поручает оформить на сменном стенде колонку «Аквариум» (привести практические рекомендации по созданию аквариума и уходу ха ним). Другой группе дается задание подготовить к следующему занятию доклады на темы « Значение водной растительности в жизни водоема», «Рыбы наших водоемов», «Ценные и промысловые рыбы». Третьей группе студентов преподаватель предлагает провести наблюдение за жизнью в аквариуме: очисткой стенок аквариума улитками, рождением и развитием молоди рыб; привыканием рыб к месту и времени кормления и др.

Отдельным студентам по их желанию можно дать задания провести специальные наблюдения. Содержание заданий приводится ниже.

Задание 1. Проведите наблюдения за рыбами гурами (петушками или скаляриями) в период нереста и после него. Ответьте на вопросы:

    Как ведут себя рыбки перед икрометанием? Во время его?

    Проявляется ли у рыб этого вида забота о потомстве?

    Имеются ли внешние различия между самкой и самцом в период нереста?

    Сохраняются ли внешние различия полов после нереста?

    Влияют ли внешние условия (количество корма, температура, освещение и др.) на размножаемость рыб в аквариуме.

    Сколько времени проходит с момента нереста до выклюва молоди из икры?

Задание2. Проведите наблюдения за аквариумными рыбками и выясните биологические особенности размножения рыб различных видов (гуппи, меченосцы, петушки, гурами, золотые рыбки).

Ответьте на вопросы:

    Какие рыбы мечут икру? Для каких рыб характерно живорождение?

    Рыбы каких видов проявляют заботу о потомстве?

    В чем особенности поведения рыб каждого из видов перед нерестом(перед рождением мальков)?

    У рыб каких видов внешние различия между особями разных полов появляются в период размножения? В чем они проявляются?

    У рыб каких видов внешние различия между самцами и самками имеются всегда, независимо от их физиологического состояния?

Задание 3. Некоторые рыбы имеют свойство приобретать окраску, сходную с фоновой окраской окружающей среды обитания (покровительственную). Для наблюдения за изменением окраски рыб проведите следующие опыты.

    В аквариум со светлым грунтом посадите несколько речных окуньков, отметьте в тетради, какая у них окраска. Через сутки установите, изменилась ли окраска рыб. Данные занесите в тетрадь.

    Перенесите окуньков в аквариум с темным грунтом(темная галька или хорошо промытый древесный уголь). Отметьте, какие изменения произошли в окраске рыб и за какой промежуток времени. Пронаблюдайте, происходит ли подобное с обычными видами аквариумных рыб. Результаты опытов занесите в тетрадь.

С 19 сентября каждую среду Приморский океанариум открыт только для организованных групп дошкольников, школьников и студентов. Там начинают работу роект «Просветительская среда». Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на пресс-службу океанариума.

Каждую среду в течение учебного года океанариум посещают порядка 500 человек, и большинство из них школьники. На «Урок в океанариуме» приезжают школьники не только из Владивостока, но и из других населённых пунктов Приморья и даже из Хабаровского края

— Наиболее популярны «Уроки в океанариуме» для школьников всех классов, — уточнила начальник отдела экологического просвещения Наталья Мирошникова. — 13 занятий разработаны на основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, из них пять — специально для младших классов. Ученики этого возраста — самые активные участники «Просветительской среды», поэтому мы расширили количество занятий для начальной школы, а для первых классов вводим занятия с игровыми модулями. Также «Уроки в океанариуме» позволяют углубиться в темы, которые мало изучают в школе, участвуя в проекте можно узнать о мире микроскопических организмов или эволюции жизни на Земле и в океане.

Занятия в рамках проекта «Урок в океанариуме» разработаны по таким предметам, как биология, окружающий мир и география. Они проходят в экспозициях, где дети могут увидеть животных в условиях, схожих с естественной средой их обитания. Все занятия проводятся бесплатно, но на них необходимо записываться заранее. Информация по записи находится на вкладке «Просветительские программы», также мы предлагаем тематические экскурсии, школьные мастер-классы и лабораторные занятия.

— У каждого занятия в океанариуме обязательно присутствует экологическая составляющая, мы рассказываем детям, как беречь и сохранять водную среду и её обитателей, — добавила начальник службы обеспечения исследований Приморского океанариума Ольга Шевченко. — Во время занятий мы показываем, каким разнообразным и хрупким может быть окружающий мир и объясняем, что каждый из нас несёт ответственность за его сохранение.

Востребованность «Урока в океанариуме» привела к тому, что со временем он вырос в большой образовательный проект «Просветительская среда», в рамках которой проходят игровые экскурсии для дошкольников, а также экскурсии для воспитанников детских домов, коррекционных школ и реабилитационных центров. Помимо этого, по средам на базе Приморского океанариума организованы занятия для студентов различных специальностей — биологов, экологов, дизайнеров, а также для иностранных студентов, изучающих русский язык. Почти 20 тысяч ребят уже приняли участие в «Просветительской среде».

С 1 октября 2019 г. по 30 апреля 2020 г. Приморский океанариум приглашает школьников принять участие в программе «Урок в океанариуме» в рамках проекта «Просветительская среда».

Внимание! На новогодних выходных проект «Просветительская среда» не работает! Просим записываться на посещение проекта с 15 января 2020 г .

ПРОГРАММА «УРОК В ОКЕАНАРИУМЕ»

Занятия в рамках программы «Урок в океанариуме» проводятся в экспозициях. Продолжительность занятия — от 45 до 90 мин.

Расписание начала занятий: 10:00 (для начальных классов), 11:00 (после посещения выступления в дельфинарии), 14:00, 15:00 (после посещения выступления в дельфинарии)

Занятия проводятся бесплатно для школьников и сопровождающих их взрослых (один взрослый на 10 учеников включая учителя). Группа школьников — до 30 человек. В рамках занятия школьники смогут посетить выступление морских млекопитающих в дельфинарии в 11:00 и 15:00. Правила участия в программе «Урок в океанариуме»

ВАЖНО: В программу занятий не входит экскурсия по всем экспозициям океанариума! Тематические экскурсии предлагаются на платной основе

ВАЖНО!

Занятие проводится для одного класса до 30 детей одного возраста.

- «Урок в океанариуме» проходит в ограниченном количестве экспозиций и НЕ ВКЛЮЧАЕТ обзорную экскурсию.

Поездка в океанариум может быть организована родителем, но присутствие педагога с классом ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Сопровождающие лица по правилам программы следят за дисциплиной группы и помогают раздавать и собирать материалы занятия.

Дети должны иметь при себе пишущие принадлежности в день занятия.

Необходимо приезжать за 20 минут до начала занятия.

Как стать участником программы «Урок в океанариуме»:

Запись на занятия производится через регистрационную форму . Организатор посещения заполняет заявку и пересылает на электронную почту . Заявка может считаться принятой только после получения подтверждения по электронной почте!

В ответ на заявку организатор получает описание занятия для подготовки к нему класса, памятку для педагога , ответственного за посещение, и памятку для сопровождающих (1 взрослый на 10 детей, включая преподавателя).

- Описание занятия предназначено для педагога, который повторяет с классом нужную тему. Памятки передаются педагогу, ответственному за посещение и сопровождающим, которые должны ознакомиться с ними и поставить подписи.

За 6 дней до посещения «Урока в океанариуме» (четверг накануне) организатор посещения отправляет на электронную почту oceaneducation@сайт скан-копию приказа директора школы с указанием количества и возраста детей (класса), ФИО преподавателя, сопровождающего класс, а также скан памятки , подписанной педагогом.

За 2 дня до посещения «Урока в океанариуме» на электронный адрес oceaneducation@сайт необходимо отправить ФИО сопровождающих лиц, скан памятки, подписанный сопровождающими лицами и номер автобуса (в случае, если на момент подачи заявки и приказа не было информации по данным позициям).

Замена взрослого, сопровождающего детей, возможна не позднее, чем за 2 дня до посещения, и об этом необходимо уведомить контактное лицо от Приморского океанариума.

При посещении педагогу , ответственному за посещение, необходимо иметь при себе:

  • оригинал приказа директора школы,
  • подписанный оригинал памятки педагогу,
  • подписанный оригинал памятки сопровождающим,
  • паспорт.

Сопровождающим лицам иметь при себе паспорта.

Недавно «Крокус Сити Океанариум» запустил новый образовательный проект - открытые уроки по биологии и географии для школьников Москвы и области, а также гостей столицы.

Первые живые организмы, которые появились миллиарды лет назад, первые насекомые Земли, пальмы времен мезозойской эры - такие экспонаты лучше действительно один раз увидеть, чем сто раз услышать о них на обычном школьном уроке!

Школьный урок в музее Москвы на примере посещения «Крокус Сити Океанариума»

Несколько лет назад в Москве был открыт новый образовательный проект — «Урок в музее» , призванный, с одной стороны, дополнить и разнообразить школьную программу, а с другой — приобщить школьников к посещению столичных музеев, выставок, парков и других учреждений культуры.

Такой школьный урок проводится в рамках изучения отдельного предмета учебной программы и строится таким образом, чтобы с максимальной пользой использовать музейную экспозицию — для всестороннего и прикладного изучения предмета.

«Крокус Сити Океанариум» сегодня также предлагает школьникам Москвы и области, а также гостям столицы новый формат посещения — проведение школьного урока по биологии и географии .

Цели учебного занятия для школьников в «Крокус Сити Океанариуме»:

  • усвоение учениками информации о единстве происхождения и едином плане строения живых организмов,
  • освоение учащимися инструментальных методов исследования в области микробиологии и цитологии,
  • развитие познавательного интереса к естественным наукам и творческого подхода к образовательной деятельности.

Скучно не будет!

Специалисты «Крокус Сити Океанариума» для проведения урока готовы взять за основу любую школьную программу. Такой урок будет отличаться от тех, которые проходят в школе. Интерактивный, в соприкосновении с живой природой.

Во время занятия школьники познакомятся с теми, кого в дикой природе увидеть практически невозможно. Акулы, барракуды, скаты, мурены, обитатели пресных водоемов со всего мира, а в «Джунглях» на третьем этаже — живые тропические растения, птицы, рептилии, бабочки, амфибии, обезьяны и даже хамелеон. Согласитесь, естественные науки нужно изучать не только в классе…