Шестиствольный вулкан. Авиационная пушка M61A1 Vulcan (США). Автоматическое устройство-часовой Nerf Vulcan

7,62-мм шестиствольный авиационный пулемет М134 «Миниган» (в ВВС США имеет обозначение GAU -2 B / A ) разработан в начале 1960-х годов компанией «Дженерал электрик». При его создании был применен целый рад нетрадиционных решений, ранее не использовавшихся в практике конструирования стрелкового оружия.

Во-первых, для достижения высокого темпа стрельбы применена схема многоствольного оружия с вращающимся блоком стволов, использующаяся только в авиационных пушках и скорострельных зенитных автоматах. В классическом одноствольном оружии темп стрельбы – 1500 – 2000 выстрелов в минуту. При этом ствол сильно нагревается и быстро выходит из строя. Кроме того, необходимо за очень маленький промежуток времени перезарядить оружие, что требует высоких скоростей движения частей автоматики и приводит к уменьшению живучести системы. В многоствольном оружии операции перезаряжания каждого ствола совмещены по времени (из одного ствола производится выстрел, из другого извлекается стреляная гильза, в третий досылается патрон и так далее), что позволяет сделать интервал между выстрелами минимальным и в то же время не дает стволам перегреваться.

Во-вторых, для привода в действие механизмов автоматики выбран принцип использования энергии от постороннего источника. При такой схеме затворная рама приводится в движение не энергией выстрела, как в традиционных двигателях автоматики (с отдачей затвора, ствола или отводом пороховых газов), а с помощью внешнего привода. Основное преимущество такой системы – высокая живучесть оружия, обусловленная плавным движением подвижных частей автоматики. Кроме того, практически отсутствует проблема распатронивания боеприпасов при сильных ударах звеньев автоматики, которые возникают в высокотемпном оружии. В 1930-е годы с этой проблемой столкнулись разработчики скорострельного пулемета ШКАС, вследствие чего специально для него был создан и принят на вооружение 7,62-мм патрон с упроченной конструкцией.

Другое преимущество внешнего привода – упрощение устройства самого оружия, в котором отсутствуют возвратные пружины, газовый регулятор и ряд других механизмов. Во внешнеприводном оружии значительно легче регулировать скорострельность, что крайне важно для авиационного оружия, часто имеющего два режима стрельбы – как с низким темпом (для огня по наземным целям), так и с высоким (для борьбы с воздушными целями). И, наконец, достоинство схемы с приводом от постороннего источника в том, что при осечке патрон автоматически извлекается затвором и выбрасывается из оружия. Однако мгновенно открыть огонь из такого оружия нельзя, поскольку всегда нужно некоторое время на раскрутку блока стволов и выхода на требуемую скорость его вращения. Другой недостаток – необходимо специальное устройство для предотвращения выстрела при не вполне запертом затворе.

Идея создания многоствольных систем далеко не нова. Первые их образцы появились еще до изобретения автоматического оружия. Сначала появились двуствольные, трехствольные, четырехствольные ружья и пистолеты, а в середине XIX века были созданы так называемые картечницы – огнестрельное оружие, полученное наложением нескольких стволов на один лафет. Число стволов картечниц менялось то 5 до 25, а их скорострельность достигала невиданной по тем временам цифры – 200 выстрелов в минуту. Наибольшую известность получили картечницы Гатлинга, названные так по имени американского изобретателя Ричарда Джордана Гатлинга. Кстати, сегодня в США все образцы огнестрельного оружия, выполненные по многоствольной схеме с вращающимся блоком стволов, носят название пушек Гатлинга.

После окончания Второй Мировой войны скорострельность лучших образцов авиационных одноствольных пулеметов достигла 1200 выстрелов в минуту («Браунинг» М2). Основным путем наращивания огневой мощи авиации стало увеличение числа огневых точек, которое достигло на истребителях 6–8. Для вооружения бомбардировщиков использовались громоздкие сдвоенные установки, представляющие собой спарки из двух обычных пулеметов (DA-2, MG81z). Появление в послевоенный период скоростной реактивной авиации потребовало создания систем стрелково-пушечного вооружения, обладавших более высокой скорострельностью.

В июне 1946 года американская компания «Дженерал электрик» начала работу над проектом «Вулкан». К 1959 году было создано несколько опытных образцов многоствольной пушки Т45 под боеприпасы различных калибров: 60, 20 и 27 мм. После тщательных испытаний образец калибра 20 мм был отобран для дальнейшего развития и получил обозначение Т171. В 1956 году Т171 была принята на вооружение сухопутных войск и ВВС США под наименованием М61 «Вулкан».

Пушка представляла собой образец автоматического оружия с приводом от постороннего источника. Для раскручивания блока из 6 стволов и привода в действие механизмов автоматики использовался гидравлический привод или сжатый воздух. Благодаря такой конструктивной схеме максимальный темп стрельбы из пушки достигал величины 7200 выстрелов в минуту. Был предусмотрен механизм для регулирования темпа стрельбы от 4000 до 6000 выстрелов в минуту. Воспламенение порохового заряда в боеприпасе осуществлялось электрокапсюлем.

Несколько позже пушка «Вулкан» была модернизирована – появилась беззвеньевая система подачи боеприпасов. Был также разработан 30-мм вариант 6-ствольной пушки под обозначением М67, но он не получил дальнейшего развития. Судьба М61 оказалась более удачной, пушка вскоре стала (и служит до сих пор) основным образцом авиационного пушечного вооружения ВВС США и многих других государств.

Были разработаны варианты пушки для зенитных буксируемых (М167) и самоходных (М163) установок, а также корабельный вариант «Вулкан-Фаланкс» для борьбы с низколетящими самолетами и противокорабельными ракетами. Для оснащения вертолетов фирма «Дженерал электрик» разработала облегченные варианты пушки М195 и М197. Последняя из них имела три, а не шесть стволов, в результате темп стрельбы уменьшился вдвое – до 3000 выстрелов в минуту. Последователями «Вулкана» стали тяжелая 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A «Авенджер» и ее облегченный пятиствольный 25-мм вариант GAU-12/U «Эквалайзер», предназначенные для вооружения соответственно штурмовиков А-10 «Тандерболт» и истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета AV-8 «Харриер».

Несмотря на успех пушки «Вулкан», она была малопригодна для вооружения легких вертолетов, которые стали в больших количествах поступать на вооружение американской армии во время вьетнамской войны. Поэтому первоначально в систему вооружения вертолетов американцы включали либо слегка измененные варианты обычного 7,62-мм пехотного пулемета М60, либо легкие 20-мм авиационные пушки М24А1 и 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы «Браунинг» М2. Однако ни пехотные пулеметы, ни обычные пушечные и пулеметные установки не позволяли получить плотность огня, необходимую для авиационного оружия.

Поэтому в начале 1960-х годов компания «Дженерал электрик» предложила принципиально новый образец авиационного пулемета, использовавший принцип Гатлинга. Шестиствольный «Миниган» был разработан на основе проверенной схемы пушки М61 и внешне очень напоминал ее уменьшенную копию. Вращающийся блок стволов приводился в движение внешним электрическим приводом, получавшим питание от трех 12-вольтовых батарей. В качестве боеприпаса использовался стандартный 7,62-мм винтовой патрон NATO (7,62×51).

Темп стрельбы из пулемета мог быть переменным и обычно варьировал в диапазоне от 2000 до 4000–6000 выстрелов в минуту, но при необходимости мог быть снижен и до 300 выстрелов в минуту.

Производство M134 «Миниган» было развернуто в 1962 году на заводе «Дженерал электрик» в г. Берлингтон, где выпускалась и пушка «Вулкан».

Конструктивно пулемет M134 состоит из ствольного блока, ствольной коробки, роторного блока и затворного блока. Шесть 7,62-мм стволов вставлены в роторный блок, и каждый из них фиксируется поворотом на 180 градусов. Стволы соединены между собой специальными обоймами, предохраняющими их от смещения и также предназначенными для уменьшения вибрации стволов при стрельбе. Ствольная коробка представляет собой цельную отливку, внутри которой находится вращающийся роторный блок. В ней также размещены приемник, крепежные цапфы и рукоятка управления. На внутренней поверхности ствольной коробки имеется эллиптический паз, в который заходят ролики затворов.

Роторный блок – главный элемент оружия. Он крепится в ствольной коробке при помощи шарикоподшипников. Передняя часть роторного блока удерживает шесть стволов. В боковых частях ротора – шесть пазов, в которые помещаются шесть затворов. Каждый паз имеет S-образный вырез, который предназначен для взведения ударника и производства выстрела Запирание канала ствола осуществляется поворотом головки затвора. Роль экстрактора играют боевая личинка и стебель затвора.

Ударник подпружиненный, имеет специальный выступ, взаимодействующий с S-образным вырезом на роторном блоке. Затворы, помимо поступательного движения по пазам роторного блока, вращаются вместе с ротором.

Механизмы пулемета действуют следующим образом. Нажатие на спусковую кнопку на левой стороне рукоятки управления вызывает вращение роторного блока со стволами в направлении против часовой стрелки (если смотреть с казенной части оружия). Как только ротор начинает раскручиваться, ролик каждого затвора приводится в движение за счет эллиптического паза на внутренней поверхности ствольной коробки. В результате затворы движутся по пазам роторного блока, поочередно производя захват патрона из подающих пальцев приемника. Далее под действием ролика затвор досылает патрон в патронник. Головка затвора, взаимодействуя с пазом в затворе, поворачивается и запирает ствол. Ударник под действием S-образного паза взводится и в крайнем переднем положении затвора освобождается, производя выстрел.

Выстрел происходит из ствола, находящегося в положении, соответствующем положению «12 часов» часовой стрелки.

Эллиптический паз в ствольной коробке имеет специальный профиль, который не позволяет произвести отпирание до того момента, пока пуля не покинет ствол и давление в стволе не достигнет безопасного значения. После этого ролик затвора, двигаясь в пазе ствольной коробки, возвращает затвор назад, отпирая ствол. Затвор при движении назад извлекает стреляную гильзу, которая отражается из ствольной коробки. Когда роторный блок повернется на 360 градусов, цикл работы автоматики повторяется.

Боекомплект пулемета составляет обычно 1500–4000 патронов, соединенных звеньевой лентой. Если длина свисающей ленты достаточно велика, ставится дополнительный привод для подачи патронов к оружию. Возможно использование схемы беззвеньевой подачи боеприпасов.

Системы вооружения вертолетов, использующие M134, отличались крайним разнообразием. «Миниган» мог устанавливаться и в проеме сдвигающейся боковой двери вертолета, и на дистанционно управляемых треугольных установках (в носовой части, как на АН-1 «Хью Кобра», либо на бортовых пилонах, как на UH-1 «Хьюи»), и в неподвижных подвесных контейнерах. M134 оснащались многоцелевые UH-1, UH-60, легкие разведывательные ОН-6 «Кейюс», ОН-58А «Кайова» и вертолеты огневой поддержки АН-1, АН-56, АСН-47. Во время вьетнамской войны были известны случаи, когда «Миниган» в полевых условиях переделывался в станковое оружие.

В ВВС США 7,62-мм пулемет «Миниган» использовался для вооружения легких штурмовиков типа А-1 «Скайрейдер» и А-37 «Дрэгонфлай», предназначенных для ведения противоповстанческих действий. Кроме того, им оснащались самолеты огневой поддержки сил специального назначения «Ганшип», представляющие собой переоборудованные военно-транспортные самолеты (С-47, С-119, С-130), оснащенные целой артиллерийской батареей, включающей 105-мм пехотную гаубицу, 40-мм пушку, 20-мм пушки «Вулкан» и «Миниганы». Стрельба из бортового оружия «Ганшипа» ведется не как обычно – по курсу самолета, а перпендикулярно относительно направления полета ().

В 1970–1971 гг. была создана малокалиберная модификация «Минигана» под патрон калибра 5,56 мм. Пулемет ХМ214 также имел внешний электрический привод, обеспечивавший темп стрельбы 2000–3000 выстрелов в минуту и напоминал уменьшенную копию M134. Однако этот образец не оказался таким удачным, как его прототип, и не получил дальнейшего развития.

Схема «Минигана» с вращающимся блоком стволов использовалась для создания модулей пулеметов более крупного калибра. В середине 1980-х годов «Дженерал электрик» разработала новый авиационный многоствольный пулемет калибра 12,7 мм, получивший обозначение Gecal-50. Пулемет разработан в двух вариантах: в шестиствольном (базовом) и трехствольном. Максимальный темп стрельбы – 4000 выстрелов в минуту при звеньевой подаче и 8000 – при беззвеньевой. Стрельба ведется стандартными 12,7-мм американскими и натовскими патронами с осколочно-фугасно-зажигательными, бронебойно-зажигательными и практическими пулями. В отличие от «Минигана» Gecal-50 используется не только для вооружения вертолетов, но и наземных боевых машин.

В СССР для замены крупнокалиберного пулемета А-12,7, с начала 1950-х являвшегося единственным образцом стрелкового вооружения вертолетов (Ми-4, Ми-6, Ми-8 и Ми-24А), конструкторами ЦКИБ СОО Б.А. Борзовым и П.Г. Якушевым был создан новый многоствольный пулемет. Образец, получивший обозначение ЯкБ-12,7, поступил на вооружение в 1975 году ().

ЯкБ-12,7, как и «Миниган», имел вращающийся блок из четырех стволов, обеспечивающий темп стрельбы 4000–45000 выстрелов в минуту. Для пулемета были разработаны специальные двухпульные патроны 1СЛ и 1СЛТ, однако для стрельбы можно использовать и обычные 12,7-мм боеприпасы с пулями Б-32 и БЗТ-44. ЯкБ-12,7 мог устанавливаться в носовых подвижных установках НСПУ-24 боевых вертолетов Ми-24Б, В и Д, а также в подвесных установках ГУВ-8700 (Ми-24, Ка-50 и Ка-52).

Сегодня пулеметы уступили свое место на борту боевых вертолетов автоматическим пушкам калибра 25–30 мм, часто унифицированным с пушечным вооружением боевых машин пехоты. Это связано с тем, что для поражения на поле боя бронированной техники противника вертолетам огневой поддержки требовалось более мощное оружие, чем пулеметные установки. В тактике действий армейской авиации появились новые понятия: «воздушный бой между вертолетами», «воздушный бой между вертолетом и самолетом», что также требовало увеличения огневой мощи вертолетов.

Однако говорить о кончине авиационного пулеметного вооружения еще рано. Существует несколько областей боевого использования многоствольных авиационных пулеметов, где им нет конкуренции.

Во-первых, это вооружение авиации сил специального назначения, предназначенной для решения разведывательных, диверсионных, поисково-спасательных и антитеррористических операций. Легкий многоствольный пулемет калибра 7,62–12,7 мм – здесь идеальное и высокоэффективное средство для борьбы с незащищенной живой силой противника и для задач самообороны. Поскольку операции такого рода часто проводятся в тылу противника, немаловажное значение имеет и взаимозаменяемость боеприпасов авиационного и пехотного оружия.

Вторая задача – самооборона. С этой целью пулеметами вооружаются транспортно-десантные, многоцелевые, разведывательные, поисково-спасательные вертолеты, для которых огневая поддержка не является главной задачей. Многоствольные пулеметы могут использоваться не только в авиации, но и на наземных машинах (зенитная система «Авенджер» с 12,7-мм пулеметом Gecal-50), а также для защиты кораблей и судов.

И, наконец, многоствольный пулемет с успехом может быть применен для установки на легких учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетах, несущих ограниченную боевую нагрузку. Кстати, многие развивающиеся страны, не имеющие возможности приобретать современные дорогостоящие боевые самолеты, проявляют большой интерес к закупке таких самолетов. Оснащенные легким вооружением, они используются в качестве истребителей и штурмовиков.

Сравнительные тактико-технические характеристики пушки М61А1 и пулемета М134 «Миниган»

Характеристика

М81А1

«Вулкан»

M 134

«Миниган»

Год принятия на вооружение

Калибр, мм

Число стволов

Начальная скорость снаряда (пули), м/с

Масса снаряда (пули), г

Дульная энергия, кДж

Масса секундного залпа, кг/с

Темп стрельбы, в/мин

Удельная мощность, кВт/кг

Масса, кг

Живучесть (кол-во выстрелов)

ОТ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА

У неискушенного читателя может сложиться мнение о том, что Россия отстает от Запада в области создания многоствольного скорострельного стрелкового оружия. Однако это далеко не так. Еще в 1937 году на Ковровском оружейном заводе было развернуто серийное производство 7,62-мм одноствольных пулеметов Савина–Норова, производивших 3000 выстрелов в минуту. Одноствольный 7,62-мм пулемет, разработанный конструктором Юрченко и выпущенный на том же заводе небольшой серией, имел темп стрельбы 3600 выстрелов в минуту.

Во Второй Мировой войне в немецкой армии использовался пехотный пулемет MG-42, темп стрельбы которого составлял 1400 выстрелов в минуту. Состоявший тогда же на вооружении Красной Армии 7,62-мм авиационный пулемет ШКАС позволял делать 1600 выстрелов в минуту. Популярности этого пулемета способствовали напористость его авторов и личная к ним симпатия Сталина и Ворошилова. На самом деле пулемет ШКАС не самый лучший скорострельный пулемет тех времен. По схеме автоматики – самый обычный, но форсированный до предела образец. Скорострельность его сдерживалась проблемой «распатронирования»*. В отличие от ШКАСа, пулеметы Савина–Норова и Юрченко конструировались с учетом высокого темпа стрельбы, и проблема «распатронирования» их практически не касалась.

К началу Второй Мировой авиационное вооружение калибра 7,62 мм было признано неэффективным. На советских истребителях той эпохи устанавливались автоматические пушки калибров 23, 37 и 45 мм. Самолеты немецкого «Люфтваффе» имели на вооружении три типа мощных 30-мм пушек. Американские истребители «Кобра» – 37-мм автоматическую пушку.

Многоствольное оружие, отличающееся вращающимся блоком стволов, было создано еще в середине XIX века американцем Гатлингом. По прошествии времени стрелковое оружие типа гатлинговского было возрождено советскими конструкторами в середине тридцатых годов, в частности ковровским оружейником И.И. Слостиным. В 1936 году был создан 7,62-мм пулемет с восьмиствольным блоком стволов, который вращался отводимыми из стволов газами. Темп стрельбы пулемета Слостина достигал 5000 выстрелов в минуту.

В то же время тульский конструктор М.Н. Блюм разработал пулемет с блоком из 12 стволов. Советские образцы многоствольного оружия отличались тем, что вместо внешнего ручного или электрического привода они приводились в действие пороховыми газами, отводимыми из каналов стволов. Тогда это направление нашими конструкторами было заброшено, поскольку военные не проявили к нему интереса.

Во второй половине пятидесятых годов в НИИСПВА (НИИ стрелково-пушечного вооружения авиации) был получен американский открытый журнал с кратким сообщением о некоем опытном американском образце 20-мм оружия. Там же сообщалось, что при стрельбе очередями отдельные выстрелы совершенно не различимы. Эту информацию расценили как зарубежную попытку возрождения системы Гатлинга на современном уровне. Советские оружейники – конструктор Василий Петрович Грязев и ученый Аркадий Григорьевич Шипунов, тогда двадцатишестилетние ведущие инженеры, а ныне академики и профессора, приступили к созданию отечественного аналога. При этом теоретически обосновали, что такое оружие с газоотводным приводом автоматики будет много легче американского электроприводного. Практика доказала справедливость этого предположения.

Из Вьетнама поступила трофейная американская авиапушка «Вулкан» (20 мм). На опыте убедились, что по сравнению с нашей, более мощной шестиствольной АО-19 (23 мм) американский «Вулкан» выглядел громоздким крокодилом.

В.П. Грязев и А.Г. Шипунов разрабатывали новые образцы 23-мм и 30-мм многоствольных пушек, создавая различные их варианты – авиационные, морские и сухопутные возимые.

Под 7,62-мм винтовочный патрон в СССР создан лишь один вертолетный четырехствольный электроприводной пулемет – ГШГ-7,62. Единоличным конструктором его является друг юности автора настоящей экспертной оценки, Евгений Борисович Глаголев, ведущий конструктор тульского КБП.

К созданию пехотного варианта подобного оружия военные заказчики интереса так и не проявили.

Рекордная разработка оружия с вращающимся блоком стволов принадлежит старшему инженеру НИИ-61 Ю.Г. Журавлеву. Его макет 30-мм авиапушки с приводом шестиствольного блока реактивным двигателем показал темп стрельбы 16 тысяч выстрелов в минуту! Правда, блок стволов не выдержал такого режима. Центробежная сила раскручиваемого блока разорвала его уже на 20-м выстреле.

Наряду с этим хочется отметить, что мнение редакции журнала не во всем совпадает с мнением автора статьи.

Эксперт-консультант Дмитрий Ширяев

* «Распатронярование» – демонтаж или деформация патрона в результате ударов и инерционных перегрузок при движении его в пределах оружия.

В начале 50-х гг. правительство США объявило конкурс на разработку пушки для вооружения самолетов на период до 1975 г. В этом конкурсе победила фирма "Дженерал Электрик", предложившая шестиствольную пушку М61А1 Vulcan. Первый образец пушки М61 калибра 20 мм был выпущен фирмой "Дженерал Электрик" в 1957 г. Пушка М61А1 Vulcan имела простую конструкцию, питающий и стреляющий механизм приводился в действие от внешнего привода мощностью 26 кВт (по другим сведениям - 14,7 кВт). Длина ствола 1524 мм, общая длина пушки 1875 мм. Вес самой пушки 120 кг, вес пушки с системой подачи, но без патронов 190 кг. Темп стрельбы 6000 выстр./мип. Часть пушек имела еще и уменьшенный темп стрельбы - 4000 выстр./мип для стрельбы по наземным целям. Время выхода на максимальный темп стрельбы - 0,3 с.

Питание пушки беззвеньевое из цилиндрического магазина емкостью около 1000 патронов. Магазин соединяется с пушкой при помощи одной или двух конвейерных лент, расположенных в эластичных направляющих рукавах. При одной конвейерной ленте стреляные гильзы отражались наружу, однако в тех случаях, когда отражение гильз наружу недопустимо, в установках был предусмотрен возвратный конвейер для стреляных гильз. В цилиндрическом магазине патроны были расположены между радиальными перегородками. Центральный ротор, выполненный в форме архимедова винта, постепенно перемещал патроны из магазина в конвейер.

Внешний привод подачи патронов - вал, соединенный с гидроприводом пушки. Тип подачи - двухконвейерный: стреляные гильзы возвращаются в магазин. Общая длина направляющих рукавов - 4,6 м.

Стрельба из пушки М61А1 велась стандартными патронами "20 х 102", теми же, что и у пушки М39. Патроны снаряжены бронебойно-зажигательными, подкалиберными, осколочно-зажигательными и осколочными снарядами. С начала 1990-х гг. большинство снарядов снабжается пластмассовыми ведущими поясками. Начальная скорость калиберного снаряда 1030 м/с, подкалиберного - 1100 м/с, эффективная дальность стрельбы до 1000м. Подкалиберный снаряд со стальным сердечником на дистанции 800 м по нормали пробивает 16-мм броню.

При стрельбе из авиационной пушки возникают резонансные вибрации, приводящие иногда к нарушению нормальной работы бортового электронного оборудования. Так, например, при стрельбе из пушки M61A1 Vulkan, установленной на самолете F-16 (сентябрь 1979 г.), из-за вибраций нарушилась нормальная работа навигационного компьютера. При тренировочных полетах на высоте 4200 м при стрельбе из пушки наблюдались несанкционированные развороты самолета. Выход был найден в незначительном изменении темпа стрельбы, исключившем появление резонансных колебаний.

Пушка М61А1 имеет вариант GAU-4A, основным отличием которого является отсутствие внешнего привода пушки. В GAU-4A для вращения блока стволов используются отводимые из трех стволов пороховые газы. Первоначальная раскрутка блока стволов обеспечивается инерционным стартовым устройством с электрическим двигателем. Все перечисленные характеристики М61А1 идентичны для пушки GAU-4A.

Первым самолетом, оснащенным пушкой "Вулкан" М61А1, был истребитель-бомбардировщик "Тандерчиф" F-105. Пушка была встроена в фюзеляж самолета. С 1961 г. пушками М61А1 начали оснащать истребители "Фантом" F-4C, которые первоначально были вооружены только ракетами. На истребителе F-4С размещалось две пушки в подвесных установках с боекомплектом 1200 снарядов в каждой. Однако при ведении воздушного боя эффективность подвесных установок оказалась недостаточной из-за влияния вибрации на точность стрельбы. Был сделан вывод, что оптимальным является размещение пушки по продольной оси самолета или вблизи ее. Поэтому для вооружения истребителей F-4E, F-14A, F-15 и F-16 принята встроенная пушка. Пушками М61А1 вооружались истребители-бомбардировщики F-111A, F-104, палубные штурмовики A-7D иА-7Е.

Пушка М61А1 стала последней пушкой, которая использовалась в кормовых оборонительных установках американских бомбардировщиков. Пушками "Вулкан" были оснащены кормовые (хвостовые) установки стратегических бомбардировщиков В-52 и В-58. Кроме того, на базе авиационной пушки "Вулкан" были созданы корабельные 20-мм установки "Вулкан-Фаланкс", а также ряд зенитных самоходных установок.

Для 20-мм пушек М61А1 и GAU-4 в США были разработаны подвесные контейнеры SUU-23A и SUU-16A, предназначенью для крепления на до - и сверхзвуковых истребителях и штурмовиках. Основное назначение пушек - ведение огня по наземным целям на дистанции до 700м.

Чтобы исключить подачу электроэнергии для вращения блока стволов с борта самолета-носителя контейнера, автоматика пушки М61А1 приводится в действие от воздушной турбины, работающей от набегающего потока. Турбина смонтирована на откидной панели контейнера, которая, опускаясь, ставит турбину под воздействие воздушного потока. Использование воздушной турбины приводит к ограничению скорострельности при скоростях самолета менее 650 км/ч и увеличению сопротивления воздуха по сравнению с сопротивлением воздуха, испытываемым контейнером SUU-23A с пушкой GAU-4. Для разгона блока стволов пушки GAU-4 перед каждой очередью выстрелов используется электрический стартер.

Пушки в контейнерах закреплены неподвижно. При желании на земле пушке можно придать угол "1" по горизонтали и вертикали от оси контейнера. Во время стрельбы контейнеры (пушки) наводятся с помощью пушечного прицела или системы управления огнем. Стреляные гильзы выбрасываются наружу. После отпускания кнопки стрельбы пушка разряжается автоматически, поэтому самовоспламенение патронов практически исключено. При разряжании пушки выбрасывается небольшое количество боевых патронов.

Электропитание установки производится от бортовой сети самолета: переменный ток - 208 В, 400 Гц, трехфазный - потребляемый ток контейнера SUU-16A - 7А; контейнера SUU-23A - 10 А. Установка контейнера SUU-23A может работать и от постоянного тока напряжением 28 В; потребляемый ток при этом равен 3 А. Рассеивание снарядов: 80 % укладываются в круг диаметром 8 миллирадиан.

Габариты контейнеров SUU-16A и SUU-23A одинаковы. Длина 560 мм, диаметр 560 мм. Боекомплект 1200 патронов. Вес контейнера SUU-16A (SUU-23A) без патронов 484 кг (489 кг), с патронами 780 кг (785 кг).

Калибр, мм 20
Число стволов 6
Скорострельность, выст/мин 4000-6000
Вес пушки, кг 190
Вес патрона, г 250
Вес снаряда, г 1100
Начальная скорость пули, м/c 1030-1100
Длина, мм 1875
Длина ствола, мм 1524

С момента появления огнестрельного оружия военные были озабочены повышением его скорострельности. Начиная с XV века оружейники пытались добиться этого единственным доступным в то время способом — увеличением количества стволов.

Такие многоствольные пушки называли органами или рибодекенами. Впрочем, название «скорострельные» мало подходило подобным системам: хотя можно было одновременно произвести залп из большого количества стволов, дальнейшая перезарядка требовала много времени. А с появлением картечи многоствольные пушки и вовсе утратили смысл. Но в XIX веке они вновь возродились — благодаря человеку, который из самых лучших побуждений хотел уменьшить боевые потери

Во второй половине XIX века военные были чрезвычайно озадачены снижением эффективности артиллерии против пехоты. Для привычного выстрела картечью необходимо было подпустить неприятеля на 500−700 м, а новые дальнобойные винтовки, поступившие на вооружение пехоты, попросту не позволяли этого сделать. Однако изобретение унитарного патрона обозначило новое направление в развитии огнестрельного оружия: увеличение скорострельности. В результате почти одновременно появились несколько вариантов решения проблемы. Французский оружейник де Реффи сконструировал митральезу, состоящую из 25 неподвижных стволов калибра 13 мм, способную выпускать до 5−6 залпов в минуту. В 1869 году бельгийский изобретатель Монтиньи усовершенствовал эту систему, доведя количество стволов до 37. Но митральезы были очень громоздкими и не получили особого распространения. Требовалось принципиально другое решение.


Добрый доктор

Ричард Гатлинг родился 12 сентября 1818 года в округе Хартфорд (штат Коннектикут) в семье фермера. С детства он увлекался изобретательством, помогая своему отцу чинить сельскохозяйственную технику. Свой первый патент (на сеялку) Ричард получил в возрасте 19 лет. Но, несмотря на свое увлечение, он решил стать врачом и в 1850 году закончил медицинский колледж в Цинциннати. Однако страсть к изобретательству победила. В 1850-х Гатлинг изобрел несколько механических сеялок и гребной винт новой системы, но самое известное изобретение сделал позже. 4 ноября 1862 года он получил патент за номером 36 836 на конструкцию, навсегда вписавшую его имя в историю оружия, — Revolving Battery Gun. Тем не менее автор смертоносного изобретения, как и положено врачу, питал к человечеству самые лучшие чувства. Сам Гатлинг писал об этом так: «Если бы мне удалось создать механическую систему стрельбы, которая благодаря своей скорострельности позволила бы одному человеку заменить на поле боя сотню стрелков, необходимость в больших армиях отпала бы, что привело бы к значительному уменьшению человеческих потерь». (После смерти Гатлинга журнал Scientific American опубликовал некролог, где были такие слова: «Этот человек не имел себе равных по доброте и сердечности. Ему казалось, что если война сделается еще более ужасной, то народы потеряют наконец охоту прибегать к оружию».)


Несмотря на развитие технологий и материалов, принцип действия пушки Гатлинга не претерпел изменений. Все тот же блок стволов раскручивается внешним приводом. Кстати, именно из-за того, что, в отличие от своих предков, современные «гатлинги» работают от электромотора (или другого двигателя), их использование в качестве оружия пехоты очень непрактично… У Терминатора же, видимо, всегда была при себе портативная дизельная электростанция.

Заслуга Гатлинга состояло вовсе не в том, что он первым сделал многоствольное оружие, — как уже было отмечено, многоствольные системы к тому времени уже не были новинкой. И не в том, что он расположил стволы «по-револьверному» (такая схема широко применялась в ручном огнестрельном оружии). Гатлинг сконструировал оригинальный механизм подачи патронов и выброса гильз. Блок из нескольких стволов проворачивался вокруг своей оси, под действием силы тяжести патрон из лотка поступал в ствол в верхней точке, затем с помощью ударника производился выстрел, при дальнейшем повороте из ствола в нижней точке опять-таки под действием силы тяжести производилась экстракция гильзы. Привод этого механизма был ручным, с помощью специальной рукоятки стрелок вращал блок стволов и производил стрельбу. Конечно, такая схема была еще не полностью автоматической, но она имела ряд преимуществ. Механическая перезарядка была на первых порах надежнее автоматической: оружие ранних конструкций постоянно заклинивало. Но даже эта простая механика обеспечивала довольно большой по тем временам темп стрельбы. Стволы перегревались и загрязнялись нагаром (что составляло значительную проблему, поскольку в то время широко использовался дымный порох) значительно медленнее одноствольного оружия.


Пулеметы

Система Гатлинга обычно насчитывала от 4 до 10 стволов калибра 12−40 мм и позволяла вести огонь на расстояние до 1 км со скорострельностью около 200 выстрелов в минуту. По дальности стрельбы и скорострельности она превосходила обычные артиллерийские орудия. К тому же система Гатлинга была довольно громоздкой и обычно ставилась на лафеты от легких пушек, поэтому считалась артиллерийским оружием, и ее часто не совсем корректно называли «картечницей» (на самом деле это оружие правильно называть пулеметом). До принятия Петербургской конвенции 1868 года, запретившей применение разрывных снарядов весом менее 1 фунта, существовали «гатлинги» и крупного калибра, стрелявшие разрывными снарядами и шрапнелью.


В Америке шла Гражданская война, и Гатлинг предложил свое оружие северянам. Однако Департамент артиллерии был завален предложениями об использовании новых видов оружия от различных изобретателей, поэтому, несмотря на успешную демонстрацию, получить заказ Гатлингу не удалось. Правда, отдельные экземпляры пулемета Гатлинга все же немного повоевали в конце войны, зарекомендовав себя весьма неплохо. После войны, в 1866-м, американское правительство все же сделало заказ на 100 экземпляров орудия Гатлинга, которые были выпущены компанией Colt под маркировкой Model 1866. Такие орудия ставили на корабли, их также приняли на вооружение в армиях других стран. Британские войска использовали «гатлинги» в 1883 году для подавления мятежа в египетском Порт-Саиде, где это оружие заработало себе устрашающую репутацию. Заинтересовалась им и Россия: пушка Гатлинга здесь была адаптирована Горловым и Барановским под «бердановский» патрон и принята на вооружение. Позднее систему Гатлинга неоднократно совершенствовали и модифицировали — швед Норденфельд, американец Гарднер, британец Фитцджеральд. Причем речь шла не только о пулеметах, но и о пушках малого калибра — типичным примером может служить 37-мм пятиствольная пушка Гочкиса, принятая на вооружение русского флота в 1881 году (выпускался также и 47-мм вариант).


Но монополия на скорострельность продержалась недолго — вскоре название «пулемет» закрепилось за автоматическим оружием, работавшим на принципах использования пороховых газов и отдачи для перезарядки. Первым таким оружием стал пулемет Хайрема Максима, который использовал бездымный порох. Это изобретение отодвинуло «гатлинги» на второй план, а затем и вовсе вытеснило из армий. Новые одноствольные пулеметы обладали значительно большей скорострельностью, были проще в производстве и менее громоздки.


«Гатлинги» в воздухе Летчик может менять темп стрельбы пушки GAU-8 в зависимости от задачи. В режиме «низкой» скорострельности это 2000 выстр/мин, при переключении на «высокий» режим — 4200. Оптимальные условия использования GAU-8 — это 10 двухсекундных очередей с минутными перерывами для охлаждения стволов.

Извержение «Вулкана»

По иронии судьбы, реванш «гатлингов» над одноствольными автоматическими пушками состоялся больше чем через полвека, после войны в Корее, которая стала настоящим полигоном для испытания реактивной авиации. Несмотря на свою ожесточенность, бои между F-86 и МиГ-15 показали низкую эффективность артиллерийского вооружения новых реактивных истребителей, перекочевавшего с поршневых предков. Самолеты того времени вооружались целыми батареями из нескольких стволов калибром от 12,7 до 37 мм. Все это было сделано ради увеличения секундного залпа: ведь непрерывно маневрирующий вражеский самолет держался в прицеле лишь доли секунды и для его поражения требовалась создать за короткое время огромную плотность огня. В то же время одноствольные пушки практически подошли к «конструкционному» пределу скорострельности — ствол слишком быстро перегревался. Неожиданное решение нашлось само собой: американская корпорация General Electric еще в конце 1940-х начала эксперименты со… старинными пушками Гатлинга, взятыми из музеев. Блок стволов раскручивался электромотором, и орудие 70-летней давности сразу выдало скорострельность более 2000 выстрелов в минуту (интересно, что существуют данные об установке электропривода на пушки Гатлинга еще в конце XIX века; это позволяло достичь скорострельности в несколько тысяч выстрелов в минуту — но в то время подобный показатель оказался невостребован). Развитием идеи стало создание пушки, открывшей целую эру в оружейном деле, — M61А1 Vulcan.


При перезарядке модуль GAU-8 полностью демонтируется из самолета. Это значительно повышает удобство обслуживания пушки. Вращение блока стволов осуществляется двумя гидромоторами, работающими от общей гидросистемы самолета.

Vulcan — это шестиствольная пушка массой 190 кг (без боекомплекта), длиной 1800 мм, калибром 20 мм и скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Автоматика «Вулкана» работает за счет внешнего электропривода мощностью 26 кВт. Питание боеприпасами — беззвеньевое, осуществляется из барабанного магазина емкостью 1000 снарядов по специальному рукаву. Стреляные гильзы возвращаются обратно в магазин. Такое решение было принято после инцидента с самолетом F-104 Starfighter, когда выброшенные пушкой стреляные гильзы были откинуты воздушным потоком назад и сильно повредили фюзеляж самолета. Огромная скорострельность пушки также приводила к непредвиденным последствиям: возникавшие при стрельбе колебания заставили изменить темп стрельбы, чтобы исключить резонанс всей конструкции. Отдача пушки тоже преподнесла сюрприз: в одном из испытательных полетов злополучного F-104 во время стрельбы Vulcan сорвался с лафета и, продолжая стрелять, разворотил снарядами всю носовую часть самолета, летчик при этом чудом сумел катапультироваться. Однако после исправления этих недостатков военные США получили легкое и надежное оружие, верой и правдой прослужившее не одно десятилетие. Пушки М61 используются на многих самолетах и в зенитном комплексе Мk.15 Phalanx, предназначенном для поражения низколетящих самолетов и крылатых ракет. На основе М61А1 был разработан шестиствольный скорострельный пулемет М134 Minigun калибром 7,62 мм, благодаря компьютерным играм и съемкам в многочисленных фильмах ставший самым известным среди всех «гатлингов». Пулемет предназначен для установки на вертолеты и корабли.


Самой мощной пушкой с вращающимся блоком стволов стала американская GAU-8 Avenger, предназначенная для установки на штурмовик А-10 Thunderbolt II. 30-мм семиствольная пушка предназначена для стрельбы преимущественно по наземным целям. Для нее используются два типа боеприпасов: осколочно-фугасные снаряды PGU-13/B и обладающие повышенной начальной скоростью бронебойные PGU-14/B с сердечником из обедненного урана. Поскольку пушка и самолет изначально проектировались специально друг для друга, стрельба из GAU-8 не приводит к сильному нарушению управляемости А-10. При конструировании самолета было учтено и то, что пороховые газы от пушки не должны попадать в двигатели летательного аппарата (это может привести к их остановке), — для этого установлены специальные отражатели. Но в ходе эксплуатации А-10 было замечено, что несгоревшие частицы пороха оседают на лопатках турбокомпрессоров двигателей и снижают тягу, а также приводят к повышенной коррозии. Для предотвращения этого эффекта в двигатели самолета встроены электрические дожигатели. Запальные устройства включаются автоматически при открытии огня. При этом, согласно инструкции, после каждого расстрелянного боекомплекта двигатели А-10 необходимо промывать от копоти. Хотя во время боевого применения пушка не показала высокой эффективности, психологический эффект от использования оказался на высоте — когда с неба буквально льется поток огня, это очень, очень страшно…


Башня автоматической пушки АК-630 необитаема. Наведение орудия осуществляется дистанционно, с помощью электрогидроприводов. АК-630 — это универсальное и эффективное «средство самообороны» наших боевых кораблей, позволяющее защищаться от самых разных напастей, будь то противокорабельная ракета, сомалийские пираты или всплывшая (как в фильме «Особенности национальной рыбалки») морская мина…

В СССР работы по скорострельным пушкам начались с разработки корабельных средств ближней ПВО. Результатом стало создание семейства зенитных автоматов, сконструированных в тульском КБ Точного приборостроения. 30-мм пушки АК-630 до сих пор составляют основу ПВО наших кораблей, а модернизированный автомат входит в состав морского зенитного ракетно-пушечного комплекса «Кортик».

В нашей стране поздно осознали необходимость иметь на вооружении аналог «Вулкана», поэтому между испытаниями пушки ГШ-6−23 и решением о принятии ее на вооружение прошло почти десять лет. Темп стрельбы ГШ-6−23, которая устанавливается на самолетах Су-24 и МиГ-31, составляет 9000 выстрелов в минуту, а первоначальная раскрутка стволов осуществляется стандартными пиропатронами ППЛ (а не электро- или гидроприводами, как в американских аналогах), что позволило значительно повысить надежность системы и упростить ее конструкцию. После срабатывания пиропатрона и подачи первого снаряда блок стволов раскручивается за счет использования энергии пороховых газов, отводимых из каналов стволов. Питание пушки снарядами может быть как беззвеньевым, так и звеньевым.


30-миллиметровая пушка ГШ-6−30 была спроектирована на базе корабельного зенитного автомата АК-630. Обладая скорострельностью в 4600 выстрелов в минуту, она способна за 0,25 с посылать в цель 16-килограммовый залп. По свидетельствам очевидцев, 150-снарядная очередь из ГШ-6−30 больше напоминала раскат грома, чем очередь, а самолет при этом окутывался ярким огненным заревом. Эта пушка, обладавшая отличной точностью, устанавливалась на истребителях-бомбардировщиках МиГ-27 вместо штатной «двустволки» ГШ-23. Использование ГШ-6−30 по наземным целям заставляло летчиков выходить из пикирования вбок, чтобы уберечься от осколков собственных снарядов, поднимавшихся на высоту 200 м. Нарекания вызывала и огромная сила отдачи: в отличие от своего американского «коллеги» А-10, МиГ-27 изначально не рассчитывался под такую мощную артиллерию. Поэтому из-за вибраций и ударов выходило из строя оборудование, деформировались узлы самолета, а в одном из полетов после длинной очереди в кабине пилота отвалилась приборная панель — летчику пришлось возвращаться на аэродром, держа ее на руках.

Огнестрельное оружие схемы Гатлинга — практически предел скорострельности механических оружейных систем. Несмотря на то что в современных скорострельных одноствольных пушках применяется жидкостное охлаждение ствола, существенно снижающее его перегрев, системы с вращающимся блоком стволов все же более приспособлены для ведения длительной стрельбы. Эффективность схемы Гатлинга позволяет успешно выполнять возложенные на оружие задачи, и это оружие по праву занимает место в арсеналах всех армий мира. К тому же это один из самых зрелищных и киногеничных видов оружия. Стрельба из «гатлинга» сама по себе — отличный спецэффект, а грозный вид раскручивающихся перед выстрелом стволов сделал эти пушки самым запоминающимся оружием голливудских боевиков и компьютерных игр.


Авиационная пушка ГШ-6-23 остается непревзойденной более 40 лет

«Чуть опускаешь нос машины, аккуратно доворачиваешь на цель так, чтобы она легко ловилась в марку прицела. Нажимаешь на гашетку на долю секунды и возникает такое ощущение, будто самолет трясет гигант, но хорошо видно, как к земле летит огненный смерч. В этот момент находящемуся там врагу, хоть и условному, не позавидуешь», – поделился с «Военно-промышленным курьером» своими впечатлениями от применения шестиствольной авиационной пушки ГШ-6-23 летчик отечественных ВВС.

ГШ-6-23М калибра 23 миллиметра со скорострельностью 10 000 выстрелов в минуту была разработана двумя великими отечественными конструкторами-оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым еще в начале 70-х. С момента принятия «шестиствольной ГШ» на вооружение в 1974 году ее носителями стали легендарные фронтовые бомбардировщики Су-24 и не менее известные сверхзвуковые тяжелые перехватчики Миг-31.

От «картечницы» до «Вулкана»

В середине 50-х годов, когда на вооружение истребителей начали поступать первые самонаводящиеся , такие как американская AIM-9 «Сайдвиндер», авиационные эксперты заговорили о том, что от пулеметов и пушек на боевых самолетах в ближайшем времени придется отказаться. Во многом такие выводы основывались на опыте прошедшей корейской войны, где впервые массово сражались реактивные истребители. С одной стороны это были советские МиГ-15, с другой – американские F-86 «Сейбр», F9F «Пантера» и т. д. МиГам, вооруженным тремя пушками, зачастую не хватало скорострельности, а «Сейбрам» – дальности стрельбы, иногда еще и могущества шести 12,7-мм пулеметов, которыми они располагали.

" Идея Шипунова и Грязева обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр ”

Примечательно, что новейший по тем временам американский палубный истребитель F-4В «Фантом-2» имел только ракетное вооружение, в том числе сверхсовременные AIM-7 «Спэрроу» среднего радиуса действия. На адаптированные для нужд ВВС США F-4C пушки также не устанавливались. Правда, во Вьетнаме «Фантомам» первоначально противостояли имевшие только пушечное вооружение советские МиГ-17, на которых вьетнамские пилоты стремились вести ближний воздушный бой, чтобы не попасть под удар управляемых ракет.

В «собачьих схватках», как на западном авиационном сленге называются такие бои, американским асам не всегда помогали и считавшиеся на то время лучшими ракеты AIM-9 ближнего радиуса действия с тепловой головкой самонаведения. Поэтому командованию военно-воздушных сил, а также авиации ВМС и Корпуса морской пехоты пришлось срочно разрабатывать новые тактические приемы борьбы с вьетнамскими истребителями, прежде всего довооружить «Фантомы» подвесными пушечными контейнерами с 20-мм шестиствольными авиационными пушками М61 «Вулкан». А вскоре в ВВС США поступил истребитель F-4E. Одним из основных отличий новой модели стал штатно установленный в носовой части шестиствольный «Вулкан».

В ряде недавно опубликованных исследований, посвященных воздушной войне во Вьетнаме, утверждается, что решение вооружить «Фантом-2» пушечной установкой вызвано не необходимостью борьбы с вьетнамскими МиГами, а желанием сделать истребитель более приспособленным для ударов по наземным целям. Для беспристрастной оценки стоит обратиться к цифрам. По данным Пентагона, за все время войны в Юго-Восточной Азии пушечным вооружением американских истребителей было сбито от 39 до 45 вьетнамских истребителей, включая сверхзвуковые МиГ-19 и МиГ-21. А всего, по подсчетам американских военных историков, Северный Вьетнам потерял 131 МиГ, так что на авиационные пушки приходится 35–40 процентов от общего количества машин, сбитых летчиками США.

Как бы там ни было, именно с появления в строю F-4E «Фантом-2» пушечное вооружение, отвергнутое в конце 50-х, начало возвращаться в арсенал истребителей, истребителей-бомбардировщиков, разведчиков и других машин.

Одной из самых массовых в арсенале западных ВВС стала уже упомянутая М61 «Вулкан». Примечательно, что американский истребитель пятого поколения F-22 «Лайтнинг» также вооружен этой шестиствольной пушкой, хотя и специально модернизированной.

Разработавшая и выпускающая «Вулкан» американская фирма «Дженерал электрик» до этого никогда не занималась образцами стрелкового . Более того, основным направлением деятельности компании всегда было электрическое оборудование. Но сразу после Второй мировой войны американские ВВС открыли перспективную тему по созданию авиационных пушек и пулеметов, скорострельность которых должна была составлять не менее 4000 выстрелов в минуту, при этом от образцов требовались достаточная дальнобойность и высокая кучность при ударах по воздушным целям.

В традиционных схемах стрелкового оружия реализовать такие запросы заказчика было достаточно проблематично. Здесь приходилось выбирать: либо высокая точность, дальность стрельбы и кучность, либо скорострельность. Как один из вариантов решения разработчики предложили адаптировать под современные требования так называемую картечницу Гатлинга, использовавшуюся в США еще во время их Гражданской войны. В основе этой конструкции лежала разработанная доктором Ричардом Гатлингом аж в 1862 году схема 10-ствольного вращающегося блока.

Как ни удивительно, несмотря на участие в конкурсе именитых разработчиков и производителей вооружений, победа досталась «Дженерал электрик». При реализации схемы Гатлинга стало понятно, что самая важная часть новой установки – внешний электрический привод, вращающий блок стволов, а с его разработкой, имея богатый опыт, «Дженерал электрик» справилась лучше своих конкурентов.

В июне 1946 года фирма, защитив проект перед специальной комиссией ВВС США, получила контракт на реализацию своей схемы в «железе». Это был уже второй этап создания новых авиационных стрелковых систем, где также должны были принять участие фирмы «Кольт» и «Браунинг».

В ходе исследований, испытаний и опытно-конструкторских работ фирме пришлось поэкспериментировать с количеством стволов (в разное время оно варьировалось от 10 до 6), а также с калибрами (15,4 мм, 20 мм и 27 мм). В результате военным была предложена шестиствольная авиационная пушка калибра 20 миллиметров, с максимальной скорострельностью 6000 выстрелов в минуту, выпускающая 110-граммовые снаряды со скоростью свыше 1030 метров в секунду.

Ряд западных исследователей утверждают, что выбор в пользу калибра 20 миллиметров был обусловлен возникшим в начале 50-х годов требованием заказчика – ВВС США, посчитавших, что пушка должна быть достаточно универсальной, одинаково пригодной для ведения прицельного огня как по воздушным, так и по наземным целям.

27-мм снаряды хорошо подходили для стрельбы по земле, но при их использовании резко падала скорострельность и повышалась отдача, а проведенные позже испытания показали и относительно невысокую точность пушки такого калибра при стрельбе по воздушным целям.

Снаряды калибра 15,4 миллиметра имели слишком низкое могущество против предполагаемого противника на земле, но пушка с такими боеприпасами обеспечивала хорошую скорострельность, правда, при недостаточной дальности для ведения воздушного боя. Так что разработчики из «Дженерал электрик» остановились на компромиссном калибре.

Шесть стволов принятой на вооружение в 1956 году пушки М61 «Вулкан» вместе с затворами были концентрично собраны в единый, расположенный в общем кожухе блок, вращавшийся по часовой стрелке. За один оборот каждый ствол последовательно перезаряжался, а из ствола, находящегося в этот момент наверху, производился выстрел. Работала вся система за счет внешнего электрического привода мощностью 26 кВт.

Правда, военных не совсем удовлетворяло то, что масса пушки в итоге получилась почти 115 килограммов. Борьба за снижение веса продолжалась долгие годы, и в результате внедрения новых материалов установленная на F-22 «Рэптор» модель М61А2 весит чуть более 90 килограммов.

Примечательно, что в настоящее время в англоязычной литературе все стрелковые системы с поворотным блоком стволов называются Gatling-gun – «Пушка (орудие) Гатлинга».

В СССР работы по созданию многоствольных авиационных пушек шли еще до Великой Отечественной войны. Правда, закончились безрезультатно. К идее системы со стволами, сведенными в один блок, который бы вращался электродвигателем, советские оружейники пришли одновременно с американскими конструкторами, но тут нас постигла неудача.

В 1959 году к работам подключились Аркадий Шипунов и Василий Грязев, работавшие в Климовском НИИ-61. Как оказалось, работы надо было начинать фактически с нуля. Конструкторы обладали информацией о том, что в США создается «Вулкан», но при этом не только применяемые американцами технические решения, а и тактико-технические характеристики новой западной системы оставались секретными.

Правда, сам Аркадий Шипунов позже признался, что даже если бы ему и Василию Грязеву стали бы тогда известны американские технические решения, применить их в СССР все равно вряд ли удалось бы. Как уже было сказано, конструкторы «Дженерал электрик» подключали к «Вулкану» внешний электрический привод мощностью 26 кВт, в то время как советские авиастроители могли предложить всего лишь, как выразился сам Василий Грязев, «24 вольта и ни грамма больше». Поэтому надо было создавать систему, работающую не от внешнего источника, а с использованием внутренней энергетики выстрела.

Примечательно, что схожие схемы были предложены в свое время другими американскими фирмами – участницами конкурса по созданию перспективной авиационной пушки. Правда, западные конструкторы реализовать такое решение не смогли. В отличие от них Аркадий Шипунов и Василий Грязев создали так называемый газоотводный двигатель, который, по словам второго участника тандема, работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле.

Но, несмотря на изящное решение, возникла другая проблема: как сделать первый выстрел, ведь газоотводный двигатель, а значит, и сам механизм пушки еще не работает. Для начального импульса требовался стартер, после использования которого с первого выстрела пушка работала бы на собственном газе. В дальнейшем были предложены два варианта стартера: пневматический и пиротехнический (со специальным пиропатроном).

В своих мемуарах Аркадий Шипунов вспоминает, что еще в начале работ над новой авиационной пушкой он смог увидеть одну из немногих фотографий готовящегося к испытаниям американского «Вулкана», где его поразило то, что снаряженная боеприпасами лента стелилась по полу, потолку и стенкам отсека, но не была сведена в единый патронный ящик. Позже стало понятно, что при скорострельности в 6000 выстрелов в минуту в патронном ящике в считаные секунды образуется пустота и лента начинает «гулять». При этом боеприпасы выпадают, а сама лента разрывается. Шипунов и Грязев разработали специальный пневматический лентоподтяг, не позволяющий смещаться ленте. В отличие от американского решения, эта идея обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр.

В цель, но не сразу

Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.

Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!

Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».

Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».

Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской , для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.

К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.

Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.

Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 килограммов.

Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 килограммов, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.

И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.

Рождение легенды

Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным Су-24.

Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.

Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.

В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!

Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.

Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 килограммов. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.

Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем сверхзвуковом перехватчике МиГ-31. Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.

Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.

Вулкан - скорострельная пушка-пулемёт, единственная пушка в игре, которая позволяет вам управлять корпусом, в то время как башня направлена в нужную сторону. Вулкан хорош как для защиты собственной базы, так и для поддержки атаки. Часто устанавливается на средние корпуса. Не забывайте использовать модули с защитой от Огнемёта, чтобы уменьшить самоурон от перегрева.

Описание

Пушка для боя на средней дальности. Имеет мгновенную доставку урона , ограниченную дальность поражения и линейное падение урона. За пределами дистанции поражения наносит урон не в полном объёме. От баллонных пушек наследует механику поражающего элемента в виде тонкой не дискретной струи пуль (которые не разлетаются веером при повороте башни). Перед началом и после окончания стрельбы необходимы паузы на раскрутку и остановку стволов. Может стрелять бесконечно, однако после опустошения баллона начинает постепенно нагревать танк, что приводит к получению самоурона от горения и снижению собственного урона. Продолжительность получения урона от горения определяется тем, насколько долго стрелок ведёт огонь с пустым баллоном. «Струя» пуль оказывает на цель физическое воздействие в виде давления. Пушка обладает гироскопом, который компенсирует сдвиг направления стрельбы при повороте корпуса (самостоятельном или вследствие физического воздействия от вражеского попадания). Обладает вертикальной автонаводкой .

Вулкан М0 | М1 | М2 | М3 | М3+
Доступен со звания Капрал Уорэнт-офицер 2 Лейтенант Маршал Улучшения
Цена модификации 450 28 300 82 700 232 350 455 900
Урон (hp/с) 345 456,62 507,35 608,82 690
3 105 4 552,5 5 281,5 6 873,6 8 280
Урон после перегрева (hp) 86,25 114,16 126,84 152,2 172,5
Ограничение на температуру 0,5 0,66 0,74 0,88 1
Самонагрев (усл. ед/с) 0,3 0,365 0,394 0,453 0,5
40 35 33 29 25
Сила удара (усл. ед) 50 130,88 167,65 241,18 300
Отдача (усл. ед) 50 130,88 167,65 241,18 300
Время до перегрева (с) 9 9,97 10,41 11,29 12
Раскрутка стволов (с) 3 2,78 2,53 2,24 2
Остановка стволов (с) 1 1 1 1 1
Скорость поворота (град/с) 70 86,18 93,53 108,24 120
Ускорение поворота (град/с²) 70 86,18 93,53 108,24 120
100 116,18 123,53 138,24 150
70 79,71 84,12 92,94 100
50 50 50 50 50
25 25 25 25 25
Гироскопический эффект 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Автоприцел угол вверх (град) 9 9 9 9 9
Автоприцел угол вниз (град) 12 12 12 12 12

Характеристики пушки

  • Урон (hp/с) - повреждение, наносимое цели за секунду до начала перегрева.
  • Суммарный урон до перегрева (hp) - повреждение, наносимое цели за время от старта стрельбы до начала перегрева.
  • Урон после перегрева (hp/с) - повреждение, наносимое цели после начала перегрева.
  • Ограничение на температуру - максимальная температура, до которой можно нагреть собственный танк при продолжении стрельбы во время перегрева. Чем больше значение параметра, тем дольше танк остывает после нагрева с получением урона от горения.
  • Самонагрев (усл. ед/с) - значение, на которое повышается температура собственного танка за одну секунду при продолжении стрельбы во время перегрева.
  • Замедление поворота башни (%) - процент, на который снижается скорость поворота башни при стрельбе.
  • Сила удара (усл. ед) - физическое воздействие снарядов пушки на цель, которое приводит к смещению танка с места.
  • Отдача (усл. ед) - физическое воздействие пушки на собственный корпус при выстреле.
  • Время до перегрева, в гараже - Перезарядка (с) - время, в течение которого можно стрелять без получения самоурона от горения.
  • Раскрутка стволов (с) - время от нажатия на кнопку стрельбы до начала стрельбы.
  • Остановка стволов (с) - время от прекращения стрельбы до остановки кручения стволов.
  • Скорость поворота (град/с) - максимальная скорость, с которой пушка может поворачиваться.
  • Ускорение поворота (град/с²) - ускорение, с которым пушка разгоняется до максимальной скорости поворота.
  • Дальность слабого поражения (м) - дальность, на которой ослабление урона от дистанции достигает предела.
  • Дальность полного поражения (м) - дальность, в пределах которой пушка наносит полный урон. Если дальность до цели выше, то урон линейно снижается вплоть до дальности слабого поражения.
  • Процент слабого поражения (%) - указывает, какой процент от урона наносится на дистанции, большей или равной дальности слабого поражения.
  • Процент урона при перегреве (%) - указывает, какой процент от стандартного урона наносит пушка в состоянии перегрева.
  • Гироскопический эффект - способность гироскопа препятствовать сбиванию прицела.
  • Автоприцел угол вверх (град) - угол автоматического наведения на цель, если она находится выше плоскости наведения пушки.
  • Автоприцел угол вниз (град) - угол автоматического наведения на цель, если она находится ниже плоскости наведения пушки.
  • Изначально «Вулканом» называлась пушка